Чему учат в летном училище. Поиск подходящего места работы

В начале курса обучения в летной школе состоял из двух этапов. На первом этапе обучение проходили в Ульяновском высшем авиационном училище по специальности «Летная эксплуатация летательных аппаратов». Учились там 1,5 года. Во втором этапе подготовка шла уже в самой школе «Аэрофлота» на контрактной основе в течение 6 месяцев. Если учеба в училище должна была быть бесплатной, то в школе за обучение надо было платить, для этого компания выдавала целевой кредит в размере стоимости учебы. Контракт с учеником предусматривал, что он после окончания летной школы будет работать в «Аэрофлоте» 5 лет, при этом у него будут отчислять деньги с зарплаты на погашение кредита. Но эта программа не , так как авиакомпании не удалось решить вопрос о бюджетном финансировании со стороны государства для оплаты обучения на первом этапе.

Средняя зарплата второго пилота в авиакомпании «Аэрофлот» составляет в среднем 250 000 р. Поэтому оплатить целевой кредит, выделенный на учебу в летной школе, не составит труда.
В 2013 году летная подготовка в «Аэрофлоте» состояла из двух частей. Первоначальная подготовка шла в аккредитованном летном центре во Флориде, США и занимал примерно 4,5 месяца. Курс стоил $55 тыс., и это без учета расходов на перелеты, визу и питания. После обучения ученики сдавали два экзамена - по летной подготовки и по теоретической программе. Ученик после успешной сдачи экзаменов получал лицензию пилота американского стандарта. Обучение во второй части проходила непосредственно на базе летной школы «Аэрофлота». Здесь обучали азам пилотирования конкретного самолета А320. Учеба занимала 6-7 месяцев и стоила около $30 тыс.

Поступление в летную школу «Аэрофлота»

Пилоты гражданской авиации - это специалисты, всецело посвятившие себя жизни в небесах. Это бесстрашные люди, кинувшие вызов судьбе и прошедшие множество испытаний. Поэтому каждый, кто мечтает о подобной профессии, должен осознавать, что и его жизненный путь станет таким же сложным и тернистым.

И если подобная участь не пугает, то давайте поговорим о том, гражданской авиации в России. Куда стоит поступить для обучения? Сколько времени уйдет на это, и как потом искать работу?

Начало длинного пути

Прежде всего следует осознавать тот факт, что учиться на пилота гражданской авиации придется довольно долго. Ведь в отличие от автомобиля, управление самолетом требует обширных познаний: начиная от его строения и заканчивая особенностями полетов в плохую погоду.

Поэтому стоит подготовиться к тому, что вам придется изучить «тонны» учебного материала. При этом не просто заучить всю информацию, а уметь грамотно использовать ее во время полетов. Особенно, если в будущем у вас есть планы устроиться работать в коммерческую структуру.

Летные лицензии

На сегодняшний день все пилоты гражданской авиации делятся на три большие категории. Происходит это из-за строгой системы лицензирования, которую обязаны пройти абсолютно все летчики. Именно она впоследствии определяет, каким видом крылатых машин сможет управлять человек.

  1. PPL или частный пилот. Обладание этим документом дарует право управлять небольшими самолетами, не предназначенными для грузовых перевозок. Проще говоря, в свое удовольствие человек может летать сколько угодно, но при этом на работу его никто не возьмет.
  2. CPL или коммерческий пилот. Этот тип лицензии позволяет человеку доставлять небольшие грузы, совершать туристические облеты и подымать в небо парашютистов.
  3. ATPL или линейный пилот. Что тут сказать, это высшая категория летчиков, позволяющая управлять многотонными пассажирскими авиалайнерами.

гражданской авиации

Стоит человеку решиться вступить на этот путь, как перед ним тут же постает выбор: подать документы в летное училище или ограничится авиашколой? Как ни странно, но свои плюсы и минусы есть в обоих вариантах, поэтому давайте рассмотрим их по отдельности.

Начнем с летных училищ. здесь выше, так как на подготовку пилотов выделяется намного больше времени. К тому же студентов учат не только пилотированию, но и другим дисциплинам - физике, углубленной математике и праву. Это позволяет воспитать всестороннее развитых пилотов, способных качественно выполнять свои обязанности.

Что касается минусов, то летные училища и академии проводят набор исходя из государственного заказа. Это приводит к тому, что на одно место претендует от 10 до 12 абитуриентов. К тому же многие состоявшиеся пилоты гражданской авиации нарекают на то, что техническая база наших учебных заведений заметно устарела. Из-за этого их выпускникам приходится брать дополнительные курсы, дабы разобраться в особенностях пилотирования новых самолетов.

А вот в летную школу могут поступить все. Здесь боле важным является то, есть ли у человека деньги на обучение. Качество образования здесь немного ниже, хотя во многом зависит от самой школы и того, какие педагоги там работают. При этом стоит отметить то, что в авиашколе гораздо проще получить сертификат категории PPL, так как здесь можно брать внеурочные занятия.

Переход из одной категории в другую

Как мужчины, так и женщины-пилоты гражданской авиации в России сдают одни и те же нормативы для получения лицензии. Для каждого типа документа они разные, поэтому давайте рассмотрим их:

  1. Сертификат типа PPL могут получить кандидаты, достигшие 16 лет. Для этого им необходимо усвоить 155 часов теоретического материала, а также отлетать 47 часов на самолете типа Cessna 172. В среднем, обучение по этой категории занимает от нескольких месяцев до одного года, в зависимости от интенсивности занятий и типа учебного заведения.
  2. Сертификат типа CPL могут получить кандидаты, достигшие 18 лет. Для этого им необходимо обладать лицензией типа PPL или же пройти данный курс обучения с нуля. Помимо этого, им придется изучить более 600 часов теории, а также отлетать 152 часа на одномоторном самолете. А в завершении обучения, закрыть еще 30 часов полетов на навигационном тренажере и 12 часов - на многомоторном аэроплане.
  3. Сертификат типа ATPL - это более усложненная версия лицензии CPL. То есть нужно будет обучиться всему тому, что и в предыдущих категориях, только с большим углублением в практику. К тому же придется отработать симуляции полетов на пассажирских и грузовых авиалайнерах.

Прохождение медицинской комиссии

Все пилоты гражданской авиации проходят строгую медицинскую проверку. При этом она проводится как перед началом обучения, так и по его завершению. Также медицинскую комиссию придется ежегодно проходить и после устройства на работу, в противном случае пилота попросту не допустят к вылету.

Сложность заключается в том, что поводом для негативного заключения может стать любой изъян или болезнь. Если говорить о коммерческих перелетах, то врачи могут запретить вылеты даже из-за того, что у человека нет парочки зубов. Это связано с тем, что подобный дефект искажает речь, а это, в свою очередь, затрудняет общение с диспетчером авиавышки.

Поиск подходящего места работы

В поисках работы, естественно, все пилоты гражданской авиации в России отталкиваются от того, какая лицензия у них есть. Так, при наличии CPL следует попытаться устроиться в небольшую авиакомпанию, занимающуюся предоставлением туристических услуг. Как вариант, можно рассмотреть вакансии инструкторов в летных школах, однако тогда придется окончить дополнительные курсы.

Куда больше перспектив открывается перед теми, кто владеет лицензией ATPL. В этом случае велика вероятность, что большая авиакомпания сама предложит вам работу. Вот только есть одно но - скорей всего придется записаться на специальные курсы, позволяющие освоить управление авиалайнером.

Беда в том, что их стоимость довольно высока. Следовательно, придется заключать особый договор, согласно которому пилот будет отчислять часть своей зарплаты, дабы погасить долг перед авиакомпанией. К тому же изначально новичка допускают лишь к должности 2-го пилота, так как капитанское место требует наличия опыта полетов на крупных самолетах (свыше 1,5 тыс. часов).

Обязанности пилота гражданской авиации

Авиакомпании часто расходятся во мнениях о тонкостях внутренней политики. Однако есть то, что объединяет их всех - жесткость требований по отношению к своим пилотам. Ведь от этого зависит не только сохранность самолета, но и жизнь его пассажиров.

Поэтому все пилоты обязаны выполнять следующие пять пунктов:

  1. Профессионально управлять самолетом.
  2. Всегда следовать правилам техники безопасности.
  3. Заблаговременно узнавать сводки метеорологических служб.
  4. Проверять состояние судна перед началом полета.
  5. Послушно использовать команды и подсказки авиадиспетчера.

Женщины-пилоты гражданской авиации в России

Большинство людей привыкло к тому, что летчик - это мужчина. Поэтому для них женщина-пилот гражданской авиации - это что-то из ряда вон выходящее. Однако реальность такова, что управлять самолетом могут как мужчины, так и представительницы слабого пола. Вот только почему-то даже сегодня к большим авиалайнерам их подпускают с опаской. И тем не менее в России есть примеры женщин, управляющих такими гигантами.

Так, Ольга Кирсанова уже несколько лет пилотирует пассажирский самолет весом более ста тонн. Она уверена, что заполучить место в кабине крылатой машины может каждый - главное захотеть этого всем сердцем. Что правда, самой Ольге пришлось сильно попотеть, чтобы добиться своего положения, так как руководство ее авиакомпании уж больно долго не могло решиться на это назначение.

Профессия пилота — очень сложная по самой своей сути. Она требует огромной выдержки и эмоционального напряжения. Есть полеты, которые длятся почти 14 часов, и все это время летчик не должен отвлекаться от работы — ему надо наблюдать за приборами, проверять их исправность. Что нужно чтобы стать пилотом пассажирского самолета и как стать пилотом самолета гражданской авиации в России — это интересует многих, кто влюблен в небо.

Сами летчики говорят, что сама по себе — это очень красивая работа. Тем не менее, она и опасная, хотя официально таковой не признана. Ведь во время перелета могут возникнуть разные внештатные ситуации — от отказа двигателей до террористического акта на борту. Пилот должен быть готовым к любой из этих ситуаций и знать, что и как делать.А как стать гражданским пилотом в России?

В общем и целом, пилот должен осуществлять не только контроль за воздушным судном во время перелета, но и подготовка к полету, осмотр самолета перед отправлением, умение руководить экипажем лайнера.

Самое же главное — обеспечить безопасность всех и каждого по отдельности пассажиров на борту. Это огромная ответственность, которая ложится на плечи пилота, особенно КВС.

Что для этого нужно?

В первую очередь, конечно, очень хорошее здоровье . Летчики регулярно проходят мед. комиссии, а также перед полетом их осматривает врач.

Отличные зрение и слух, прекрасный глазомер, безупречное психическое здоровье, хороший вестибулярный аппарат — это еще не полный список предъявляемых к пилотам требований, касательно здоровья.

Раобта пилота — сложная и напряженная.

Опыт работы, наличие свидетельств, допусков и диплома об окончании летного училища, а также хорошее знание английского языка тоже играют важную роль в становлении будущего пилота.

Что касается КВС, то им надо еще и быть Личностью с большой буквы. Ведь именно они принимают все главные решения, касающиеся перелета и во время экстренных ситуаций.

Надо постоянно быть сконцентрированным и внимательным. Малейшая ошибка может стоить жизни не только самих пилотов, но и всех пассажиров на борту.

Где в России учат на пилота гражданской авиации?

В России всего несколько учебных заведений, где готовят будущих летчиков. Поступить туда достаточно сложно. Для этого надо иметь отличное здоровье (перед поступлением надо пройти медицинскую комиссию) и сдать экзамены по основным техническим дисциплинам.

При этом, если во время обучения, здоровье ухудшится (хотя бы по одному показателю), то от обучения могут отстранить.

Ульяновское высшее авиационное училище и Санкт-Петербургская академия Гражданской авиации — вот лучшие учебные летные заведения, где обучаются в течение 5 лет.

Омский ЛТ колледж ГА, Сасовское летное училище ГА, Краснокутское летное училище и Бугурусланское летное училище — список остальных учебных заведений, где обучение длится 3 года.

Сложнее даже не поступить туда, сколько окончить обучение. Ведь теория — это одно, а совсем другое — оказаться в настоящей кабине.

По окончании училища/академии

Когда будущий пилот, заканчивает обучение у него всего 150 часов налета. Это очень мало, так как чтобы стать пилотом пассажирского лайнера нужно, как минимум, 4 000 часов налета .

На данный момент в России огромная проблема с тем, чтобы наработать необходимое количество часов. В Советском союзе была хорошая налаженная система подготовки пилотов пассажирских лайнеров.

Вначале они работали на лесоохране или прочих подобных самолетах. Затем они пересаживались на самолеты внутренних авиалиний и уже последним этапом были международные рейсы.

В течение всей своей жизни пилоты учатся.

Сейчас эта система уже не действует. По этой причине авиакомпаниям приходится нанимать летчиков с минимальным набором летных часов . Как это ни печально, но это прямо отражается на уровне обслуживания рейса.

Некоторые из летчиков уезжают заграницу и там нарабатывают опыт, работая пилотом небольших компаний или инструктором. Например, в США такая работа позволяет заработать денег.

Напротив, в России за это ничего не платят. Также у отдельных компаний есть свои летные школы , обучение в которых позволяет проще найти работу.

Кроме этого, надо иметь специальное свидетельство линейного пилота или коммерческого пилота. Для их получения нужно обязательно окончить академию или колледж. Это что-то вроде водительских прав, которые позволяют управлять самолетом.

Плюс ко всему, у пилотов есть категории — 1, 2 и 3 . Соответственно, чтобы получить первую категорию, надо отучиться на 2 и 3. Да и вообще в течение всей своей карьеры летчики проходят различные курсы по повышению квалификации. А это значит, что летчикам учиться надо постоянно.

Как устроиться в крупную авиакомпанию?

Как уже было отмечено выше, для этого, в первую очередь надо иметь большое количество летных часов и свидетельство коммерческого или линейного пилота.

Чтобы устроиться работать в хорошую авиакомпанию, пилот должен иметь определенное количество часов.

Конечно, каждая отдельная авиакомпания предъявляет свои требования к кандидатам. Например, как стать пилотом Аэрофлота с нуля?

Для этого, надо иметь по каждой модели самолета не менее 500 часов налета, а также он должен знать английский язык на 4 уровне по шкале ИКАО . Это международная организация при ООН. Именно она устанавливает правила и нормы для гражданской авиации во всем мире.

Образование надо иметь высшее или среднее с предоставлением звания пилот. Перерыв в работе не должен превышать 5 лет , а уж про наличие свидетельства линейного пилота вы уже знаете.

Что требуется, чтобы устроиться работать стюардессой и какая у них зарплата, указано и

Пилот – профессионал, который управляет летательным аппаратом. На такого человека возлагается громадная ответственность: доставка груза в целости и сохранности, сохранение транспортного средства и жизни пассажиров и экипажа. Давайте узнаем, как стать пилотом гражданской авиации и, какими качествами должен обладать кандидат.

Профессия пилота обладает множеством плюсов: достойно оплачивается, имеет высокую востребованность, но при трудна в исполнении и требует серьезной подготовки. Пилоты контролируют работу сложнейших устройств, а умеют взаимодействовать с коллегами, управляющими другим воздушным судном. Если пилот растеряется или ошибется в какой-то мелочи, то это может повлечь за собой необратимые последствия.

Главными членами экипажа являются главный пилот и второй пилот, частично выполняющий обязанности первого. Второй пилот обязан заменить главного пилота в тех случаях, когда это необходимо. Кроме того, помощник обязан знать строение самолета и вместе с главным пилотом изучить маршрут до рейса.

Требования к будущим летчикам

Чаще всего места в ВУЗах – не бюджетные, то есть платные. Несмотря на это попасть туда вовсе не так просто, как кажется. Чтобы хорошо пройти медкомиссию, важны такие условия:

  • Отсутствие сердечных заболеваний;
  • Отсутствие болезней и отклонений легких;
  • Отсутствие проблем с сосудами;
  • Отсутствие гипотонии и гипертонии;
  • Нормальный вестибулярный аппарат;
  • Идеальное зрение (единица);

Медкомиссию проводят на каждом курсе и, если показатели здоровья падают, студента могут отчислить. Также медкомиссию организуют и после завершения обучения, перед каждым вылетом на летательном аппарате.

Так как пилот отвечает не только за свою, но и за сотни чужих жизней, он должен поддерживать здоровье на максимальном уровне, причем постоянно.

Обучение профессии летчика гражданской авиации

Будущие пилоты понимают, что их обучение начнется не с полетов на самолете, а с изучения «внутреннего мира» самолета – строения воздушных средств. Для полного изучения проводят курсы:

  • прохождение способов использования воздушного транспорта;
  • теоретическое и практическое управление воздушным средством;
  • чтение карт и маршрутов;
  • метеорология;
  • аэродинамика;
  • механизм двигателей;
  • обучение прыжкам с парашютом;
  • изучение первой помощи и базовых медицинских умений;
  • изучение иностранного языка для иностранных рейсов.

Дополнительно на практике студенты упражняются на тренажерах, симулирующих реальные полеты.

После обучения не все компании принимают работников без опыта. Чтобы суметь работать в авиакомпании, нужно нарабатывать часы полетов и после получить специальную лицензию пилота. Чаще берут курсантов, практиковавших полеты хотя бы пару лет.


Наверное, не найдется таких людей, кто имел бы собственный самолет и взлетную полосу. А ведь для практики необходимо именно это!

Для таких целей существуют учебные организации, которые «напрокат» предоставляют в пользование самолеты и взлетные полосы. Конечно, стоит это недешево, ведь постройка и содержание требуют больших затрат – топливо, ремонт и уход за воздушными судами.

Как стать летчиком, не получая при этом специального образования? Не все хотят шесть лет учиться в академии гражданской авиации, а затем упражняться на тренировочных площадках. Это интересует тех, кто получил высшее образование другого профиля и желает стать пилотом «Аэрофлота» с нуля, но не имеет возможности отучиться. Специальные аэроклубы предоставляют шанс за деньги пройти обучение и приобрести лицензию (к примеру, авиационная школа «Аэрофлота»). В обучении летчиков есть несколько этапов:

  1. Сначала ученик получает любительский сертификат летчика, с которым можно летать (например, с родными и друзьями), но не работать;
  2. На втором этапе присваивается звание «пилот коммерческой организации», которое разрешает вылетать на краткие рейсы, управлять малыми самолетам с единственным двигателем;
  3. После завершения третьего этапа присваивают звание линейного пилота, который вправе управлять любым самолетом.

Специалисты, обученные таким способом, практикуются в два-три раза больше, чем студенты, а поэтому их чаще берут на работу сразу после обучения.

Студенты обучаются разное количество времени в зависимости от цены и уровня подготовки, а также престижности учебного заведения. В последнее время сроки обучения сокращают практически втрое и ставят цель – обучить пилота самому главному, игнорируя второстепенное. Поэтому нынешние пилоты становятся скорее операторами, чем пилотами гражданской авиации.

Стоимость обучения и зарплата пилота гражданской авиации в России

Обычно обучение в аэроклубах обычно стоит около 20-30 тыс. долларов, иногда на обучение предоставляется кредит, однако в этом случае чаще всего придется отрабатывать его в авиакомпании. Некоторые компании предлагают ускоренные курсы, подготовки, однако он стоит еще дороже 80-100 тыс.

Также существуют варианты с первичным взносом, после которого на остаток предоставляют кредит. Учитывая, сколько получает пилот гражданской авиации в России (от 200 тысяч рублей), закрыть займ получится быстро.

Лучшие российские ВУЗы

Красноярский филиал СПбГУ ГА

ВУЗ основан в 2009 году на базе Красноярского технического колледжа гражданской авиации. Студенты получают здесь среднее профильное образование по двум специальностям. Университет предлагает четыре факультета: управления воздушным движением, радиотехники, летной эксплуатации летательных аппаратов и организации воздушных перевозок.

Учеба происходит как на бюджете, так и по договору. Учащиеся практикуются на специальных тренажерах, напоминающих воздушный транспорт.

Московский авиационный институт (МАИ)

Построен в 1930 году, популярен у «технарей». Специалистов подготавливают на специальной технике – самолетах, вертолетах, ракетах, авиониках и радиолокациях. Будущие пилоты практикуются на аэродроме института гражданской авиации (единственном среди остальных учебных заведений).

Летное училище гражданской авиации в Москве имеет небольшой проходной балл (относительно других учебных заведений), а бюджетных мест представлено достаточное количество.

Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации

Построен чуть раньше Бугурусланского училища, в 1935 году. Учебное заведение готовит бакалавров со специальностью второго пилота и специалистов по эксплуатации авиалайнеров и организации полетов. Присутствует тренировочный комплекс.

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Основан в 1955 году и с тех пор выпустил 50 тыс. пилотов и иных специалистов. Студенты получают квалификацию «инженер-пилот». Программа глубоко изучает навигацию и новые способы вождения самолета. Также университет предоставляет специальные тренажеры для летчиков-штурманов и диспетчеров.

Итак, как стать пилотом самолета? Эта профессия сложная и требует собранности и ответственности, поэтому управлять таким транспортом сможет только здоровый психически и физически человек – имея проблемы со здоровьем, летчиком не станешь.

Если ребенок с детства мечтает в будущем стать летчиком гражданской авиации, то он должен закаляться, развивать свою силу и выносливость, хорошо учиться, и тогда мечта станет реальностью!

Поделиться