Мощи николая чудотворца в венеции. Описание Храма свт

Прочитав заголовок, наверное многие удивятся. Ведь всем известно, что с именем Святителя Николая связан южный Бари, где и покоятся мощи Святого, перенесенные давным-давно в Италию из Мир Ликийских. Но мало кто знает, что и имеет право носить гордый статус «город Святого Николая», ведь именно в ней находится пятая часть мощей самого почитаемого русского Святого.
Уж не знаю почему, но догадаться о том, что Венеция считала своим покровителем Николая Чудотворца, непросто. Того же льва Святого Марка можно увидеть повсюду, буквально на каждом столбе. На площади Сан Марко на колоннах красуются и лев, и Святой Феодор - еще один покровитель Серениссимы, но вот изображения Николая мне не попадалось нигде. Исключение составил лишь главный собор Венеции, где есть мозаичная икона Николая Чудотворца. И кстати, поговаривают, что один из приделов великолепного Собора Святого Марка на одноименной площади хотели посвятить покровителю всех мореплавателей Святителю Николаю, а ведь Венеция и вода неотделимы друг от друга.
И все же - раз Николай Чудотворец столь популярен в Венеции, почему так мало информации, почему это больше напоминает тайну за семью печатями, почему об этом молчат? Может причина в том, что великолепная Венеция немного стыдится того, что некогда ее обошли шустрые барийцы, добравшиеся до Мир Ликийских почти на десятилетие раньше? Может ли царица Адриатики во всеуслышание трубить о том, что она в чем-то оказалась не первой и дала фору не Генуе или Пизе, а ? Давайте разбираться.


Далее я буду приводить сведения и цитаты из книги священника Алексея Ястребова, который я считаю, проделал колоссальную работу и попытался донести столь ценную информацию о реликвиях Венеции, которая может тягаться с самим Римом. Как я уже говорила, такие вещи не пишут в путеводителях, а подобная литература редкость. Поэтому книга отца Алексея это настоящее сокровище.
Венеция не осталась в стороне от Первого Крестового Похода, однако приняла в нем участие в своем особенном стиле. Перед отправлением в поход Пьетро Бадоаро, патриарх Градо, и епископ Венеции Энрико, сын дожа Доменико Контарини, напутствовали венецианские войска и флот в церкви Сан Никколо на острове Лидо (chiesa San Niccolo a Lido). Пьетро Бадоаро обратился с молитвой к Святителю Николаю, чтобы он помог венецианскому оружию в битвах против неверных и сподобил получить мощи одного из святых покровителей Венеции. Корабли направились к Иерусалиму через Далмацию и Родос, а когда поравнялись с Ликийскими берегами, епископ Контарини пожелал взять мощи Святителя Николая, чтобы «умножить покровителей своей Родины». С кораблей в город были посланы соглядатаи, которые доложили, что в городе Миры после турецкого опустошения жителей почти не осталось. В самой же базилике из-за оскудения верных службы совершались всего лишь однажды в месяц.
Когда крестоносцы вошли в базилику Святителя Николая, они нашли ее пустой. Там были только четыре стража, приставленных ее охранять. Стражи показали разбитую раку мощей Святителя и сказали, что приезжали барийцы и забрали часть мощей святого (в 1088 году, десятилетием ранее). Была также часть мощей, которую, по их словам, еще раньше забрал император Василий, чтобы перевезти в Константинополь; куда они были помещены впоследствии, неизвестно. Венецианцы не поверили и разобрали гробницу, где нашли только воду и «масло» (возможно, так именует автор хроники миро), а затем обыскали всю церковь, перевернув все вверх дном. Параллельно с поисками они мучили стражей, один из которых показал мощи двух других святых – предшественников Святителя Николая: священномученика Феодора и св. Николая-дяди (которого называли так, ошибочно полагая, что он приходился дядей святителю Николаю) – оба были епископами Мир.
Венецианцы погрузили мощи на корабль и уже хотели было отплыть, когда некоторые из их замедливших в церкви товарищей сказали, что почувствовали чудесное благоухание в одном из церковных приделов.

Тогда некоторые жители вспомнили, что епископ в большие праздники не совершал службу в приделе Святителя Николая, но уходил в помещение, находившееся поблизости. Там устанавливали переносной престол, на котором он и служил. На потолке комнаты, кроме того, помещалась фреска, изображавшая Святителя Николая. Таким образом, благовоние, источаемое на том месте, и икона подсказали крестоносцам, где им искать мощи Святителя.
Тогда венецианцы вернулись в церковь, разбили пол алтаря, начали копать и обнаружили другой пол, под слоем земли. Они разбили и его и, убрав большие камни, которые его поддерживали, нашли некий толстый слой стекловидного вещества, в середине которого находилась окаменевшая масса. Когда ее вскрыли, внутри увидели святые мощи чудотворца Николая. По всей церкви распространилось чудесное благоухание.
Энрико Контарини завернул мощи святителя в свою епископскую мантию. Здесь же произошло первое чудо при мощах святого Николая – пальмовая ветвь, привезенная Святителем из Иерусалима и положенная с ним во гробе, дала побеги. Ветвь венецианцы взяли с собой как свидетельство силы Божией.
На том месте, где были положены мощи, нашли надпись по-гречески, гласившую: «Здесь почивает великий епископ Николай, славный своими чудесами на земле и на море».
Хронист ссылается на неназванные греческие источники (по его словам, «анналы») для объяснения причины, почему мощи были так глубоко закопаны и так тщательно скрыты. Император Василий I Македонянин (867-886) хотел перевезти эти мощи в Константинополь, но неким чудесным образом удержанный от этого, захотел сделать так, чтобы никто другой не мог бы взять то, что не смог взять он, и потому повелел запечатать и закопать их в одном из помещений церкви.
По возвращении домой участники похода были встречены с великим торжеством дожем и народом Венеции. Мощи были временно положены для поклонения в одной из церквей. У святыни совершались множественные чудеса и исцеления больных. Затем они были положены в церкви Святителя Николая бенедиктинского монастыря на острове Лидо, откуда войско отправилось в поход и куда по обету должны были положить мощи святого.

Сейчас церковь Сан Никколо на острове Лидо кажется немного отстраненной, оставленной и очень тихой. Не каждый желающий доберется до нее. Сама я о ней узнала традиционно случайно. Оказавшись в Венеции в декабре, мы собирались 19 числа (день памяти Святителя) сходить на службу в единственную в городе православную церковь. И каково же было мое удивление, когда на их сайте я узнаю, что служба будет проводиться на острове Лидо на мощах Николая Чудотворца!!! В состоянии удивления и огромной радости, я звоню своим друзьям - специалистам по Италии, и получаю ответ - да, действительно, Венеция хранит мощи Николая Чудотворца на острове Лидо, что с незапамятных времен защищает и Лагуну и саму Венецию. И откуда они все знают:) Кстати, в Венеции сложилась хорошая традиция, в день памяти Святых, мощи которых находятся в Венеции, католическая церковь разрешает проводить православные службы в церквях, где они и находятся. Все же древняя связь с Византией и с ее религией, это здорово:) Еще один повод любить Венецию:))))
Фото из google.

Остров Лидо в Венеции славится своими пляжами. Известен этот остров и киноманам, так как именно здесь проходит Венецианский кинофестиваль. Туристам, для которых важна в первую очередь культурно-историческая сторона острова, также будет здесь интересно. Достопримечательностей здесь не так много, как в самой Венеции, но они не менее значимы и очень интересные. Одной из первых достопримечательностей Лидо является церковь Святого Николая Чудотворца, или, как её называют местные жители, церковь Сан-Николо.

История возникновения.

Церковь, в которой сегодня находятся мощи Святого Николая Чудотворца, была построена в Венеции в 1044 году. Во время Крестового похода в Венецию были привезены мощи Святого Николая. Было принято решение хранить их в церкви на острове Лидо. Начиная с 1100 года и по сегодняшний день, они так и находятся здесь. Церковь освятили в честь Святого Николая Чудотворца.

Архитектура .

Реконструкции здание подверглось в 1316 году. Новое здание церкви начал строить архитектор Томмазо Контин в 1626 году, а закончил строительство Маттео Киртони в 1629 году. В целом, фасад выглядит не совсем завершенным. Вход в церковь Сан-Николо оформлен в виде портала, над ним установлена статуя дожа Доменико Контарини. Здание построено в стиле барокко, имеет четкий силуэт и практически ничем не украшено. Рядом находится монастырь и колокольня. Интерьер церкви Сан-Николо светлый и просторный. Украшают стены написанные на них картины. Состоит здание из одного нефа. Центральным в интерьере, конечно же, является мраморный алтарь, в котором хранятся мощи не только Святого Николая, но и привезённые мощи его дяди Святого Николая и Святого Фёдора. Венчают алтарь фигурки трёх святых.

Туристу на заметку .

На протяжении нескольких лет жители острова Лидо и Бари вели ожесточённые споры по поводу мощей Святого Николая. Одни утверждают, что мощи хранятся в Лидо, другие – что в Бари. Рассудила их проведенная экспертиза, которая доказала, что в обоих случаях – есть правда. Оказалось, что привезли мощи в Бари ещё в 1087 году. Но поскольку они были очень хрупкими, и состояли из мелких частей, то в спешке было потеряно много фрагментов. Которые и были вывезены и впоследствии привезены на остров Лидо. В Бари хранится большая часть мощей, а в Лидо только одна треть.
Кстати, очень часто Святого Николая Чудотворца путаю с другим Николаем Пинарским, из-за схожести жизнеописаний. И долгое время считали, что это один и тот же Святой. Вскоре это заблуждение было развеяно. Но даже сейчас в религиозной литературе, встречается путаница в исторических фактах.

Окрестности .

Рядом с церковью святителя Николая Чудотворца, в северо-восточной части Лидо стоит крепость Сан-Николо. В этой части города и сейчас проводится церемония, посвященная обручению дожа с морем. Традиция появилась в XIIвеке и дошла до наших дней. Заключалась она в том, что каждый раз плывя от Сан-Маркодо, дож кидал в море золотое кольцо,после чего отправлялся на мессу в церковь Сан-Николо. Праздник этот проводят на причале Сан-Николо, вместо дожа – мэр Венеции. Сразу за церковью можно увидеть необычное здание, построенное в стиле модернизма. Это частный аэропорт Ничелли. Если же пройтись в сторону центра, то можно увидеть еврейское кладбище. И, конечно же, если вы попали на Лидо, обязательно стоит посетить один из пляжей.

Показать больше

Мощи Николая Чудотворца хранятся в Венеции на острове Лидо c 1099 года. «Венецианская часть» мощей святителя это та часть, которую не успели в спешке забрать барийцы во время взятия основной части мощей из Мир Ликийских в 1087 году. Совершение православных богослужений на мощах святителя Николая на острове Лидо уже стало доброй традицией для православных верующих. Впрочем, православные верующие Венеции и паломники приходят в базилику святителя Николая в течение всего года для совершения частной молитвы.

Начиная с мая 2005 года настоятель и верующие прихода святых Жен-Мироносиц в Венеции два раза в год, 22 мая и 19 декабря, в дни памяти святителя совершают Божественную Литургию на «венецианской части» его мощей. Базилику, в частном порядке, можно посетить и в другие дни года. Расписание открытия базилики смотрите ниже на этой странице.

Внимание! В августе храм Chiesa San Nicolò будет закрыт, поэтому приглашаем Вас поклониться мощам Св. Николая в храме прихода Св. Жен Мироносиц .


Мощи Святителя Николая находятся в католическом храме Chiesa San Nicolò на острове Лидо. Как попасть в базилику Chiesa San Nicolò:

Время открытия базилики San Nicolò:

8:00 — 12:00 16:00 — 18:00

По вторникам храм закрыт.

Николай Чудотворец Чтоб печаль превратилась в радость

Николай Чудотворец

Святителя Николая Чудотворца называют чудотворцем. Таких святых особо почитают за чудеса, которые происходят по молитвам к ним. С древности Николай Чудотворец почитался как скорый помощник морякам и другим путешествующим, купцам, несправедливо осужденным и детям. В западном народном христианстве его образ соединился с образом фольклорного персонажа - «рождественского деда» - и трансформировался в Санта-Клауса (Santa Claus в переводе с англ. - святой Николай). Санта-Клаус дарит детям подарки на Рождество Христово.

Житие Николая Чудотворца

Николай Угодник родился в 270 году в городке Патары, который располагался в области Ликии в Малой Азии и был греческой колонией. Родители будущего архиепископа были весьма состоятельными людьми, но при этом верили во Христа и активно помогали бедным.

Как говорит житие, святитель с детства полностью посвятил себя вере, много времени проводил в храме. Повзрослев, стал чтецом, а затем и священником в церкви, где настоятелем служил его дядя, епископ Николай Патарский.

После смерти родителей Николай Чудотворец раздал все свое наследство бедным и продолжил церковное служение. В годы, когда отношение римских императоров к христианам стало более терпимым, но гонения тем не менее продолжались, он взошел на епископский престол в Мире. Сейчас этот городок называется Демре, он расположен в провинции Анталия в Турции.

Нового архиепископа очень полюбили люди: он был добрым, кротким, справедливым, отзывчивым - ни одна просьба к нему не оставалась без ответа. При всем этом Николай запомнился современникам как непримиримый борец с язычеством - разрушал идолов и капища, и защитник христианства - обличал еретиков.

Еще при жизни святитель прославился многими чудесами. Спас город Миры от страшного голода - своей горячей молитвой ко Христу. Молился и тем помогал тонущим морякам на суднах, выводил из заточения в тюрьмах неправедно осужденных.

Николай Угодник дожил до глубокой старости и умер примерно в 345-351 годах - точная дата неизвестна.

Мощи святителя Николая


Первое время мощи святого покоились в кафедральной церкви города Миры Ликийские, где он служил архиепископом. Они мироточили, и миро исцеляло верующих от разных недугов.

В 1087 году часть мощей святого перенесли в итальянский город Бари, в церковь святого Стефана. Спустя год после спасения мощей там возвели базилику во имя святителя Николая. Сейчас у мощей святого могут помолиться все желающие - ковчег с ними по сей день хранится в этой базилике. Спустя несколько лет оставшаяся часть мощей была перевезена в Венецию.

В честь перенесения мощей Николая Угодника установлен особый праздник, который в Русской Православной Церкви отмечают 22 мая по новому стилю.

История перенесения мощей ликийских святых

В 1095 г. папа Урбан II объявил I Крестовый поход против сарацин, в котором приняли участие западные правители, назвавшие себя крестоносцами. Венеция не осталась в стороне от Крестового похода, однако приняла в нем участие в своем, особенном стиле. Перед отправлением в поход Пьетро Бадоаро, патриарх Градо, и епископ Кастелло Энрико, сын упомянутого дожа Доменико Контарини, напутствовали войска и флот в храме Сан-Николо. При этом патриарх обратился с молитвой к святителю Николаю, чтобы он помог христианскому оружию в битвах против неверных и благоволил привезти в Венецию его мощи.

Под командованием Джованни Микеля, сына дожа Витале, венецианцы направились к Иерусалиму через Далмацию и Родос, где произошла стычка с их врагами, пизанцами, окончившаяся победой островитян. Когда они поравнялись с Ликийскими берегами, епископ Контарини, пожелал взять мощи святителя Николая, чтобы, как говорит хронист, «умножить покровителей своей Родины». Вообще, их главной целью, судя отчасти и по словам патриарха Бадоаро, произнесенным перед отправлением крестоносцев, и было похищение мощей святителя Николая, поскольку в Палестину они явно не торопились.

С кораблей послали соглядатаев, которые доложили, что город Миры находится на расстоянии 6 миль от берега моря и что после турецкого опустошения жителей в нем почти не осталось. В самой же базилике из-за оскудения числа верующих службы совершались всего лишь раз в месяц. Венецианцы выставили засаду и дождались удобного момента.

Когда крестоносцы вошли в храм, то нашли его пустым. Четыре стража, находившиеся там, показали разбитую раку и рассказали о похищении мощей барийцами (1087 г.) – «вот гробница, откуда барийцы взяли часть мощей, а другую часть оставили». Местонахождения оставшейся части стражи, однако, указать не могли, так же как ничего не знали они и о судьбе другой части, которую, по их словам, еще раньше император Василий подготовил для перенесения в Константинополь.

Венецианцы не поверили грекам и разобрали остатки гробницы, где нашли только воду и «масло» (миро?), а затем обыскали всю церковь, по словам летописца, «перевернув все вверх дном». Одновременно с поисками они принялись мучить стражей, пока один из них, не выдержав пытки, попросил позволить ему поговорить с епископом. Последний призвал стража рассказать о том, где спрятаны мощи, но тот лишь начал умолять избавить его от напрасных мучений. Контарини устранился от помощи несчастному, а солдаты стали снова пытать его. Тогда тот вновь возопил к епископу, который, наконец, положил конец мучениям, а страж в благодарность показал ему мощи двух других святых епископов Мир Ликийских – священномученика Феодора и св. Николая «Дяди».

Венецианцы погрузили мощи в корабль и хотели было отплыть, когда некоторые их товарищи, замедлившие в храме, сказали, что обоняли чудесное благоухание в одном из церковных приделов.

Тогда кто-то из стражей вспомнил, что епископ в большие праздники совершал службу не на главном престоле, но уходил в помещение, находившееся поблизости (возможно, исповедальню), и служил там на переносном престоле. На потолке комнаты, кроме того, имелась фреска, изображавшая святителя Николая. Именно рядом с тем местом венецианцы и обоняли удивительно приятный аромат, который привлек их внимание. Таким образом, вначале благовоние, источаемое на том месте, а затем икона подсказали крестоносцам, где им следовало искать мощи святителя. Вернувшись в церковь и разбив пол алтаря, они обнаружили под земляной прослойкой другой пол. Разобрав и его, они вынули большие камни, служившие ему опорой, и увидели следующий слой, представлявший собой окаменевшую массу, по составу напоминавшую битум. Внутри нее в медном ларце и находилась часть святых мощей чудотворца. По всей церкви тогда распространилось чудесное благовоние.

На раке была выгравирована надпись по-гречески: «здесь почивает великий епископ Николай, славный своими чудесами на земле и на море».

Крестоносцы собрали все осколки сплава, содержавшего мощи, и отнесли их на корабль, где устроили особый храм в честь святителя Николая и поручили священникам денно и нощно молиться и прославлять св. архиепископа Мир Ликийских.

Мощи трех святых были взяты из Мир Ликийских 30 мая 1100 г., а привезены в Венецию 6 декабря 1100 г. в день памяти святителя Николая.
Мощи трех святых покоятся в одной раке, но в разных деревянных вместилищах. Автор рукописи «Перенесение мощей св. Николая» рассказывает о чудесах, совершавшихся у мощей святителя, многим из которых он лично был свидетелем.
Достоверность мощей и их освидетельствование в 1992 г.
Всего с момента перенесения мощей на Лидо освидетельствования проводились семь раз. Последнее и самое углубленное состоялось в октябре-ноябре 1992 г. с участием клирика храма св. Николая францисканца Л. Палюдет, впоследствии опубликовавшего иллюстрированный отчет об этом исследовании. Научную экспертизу возглавил профессор анатомии университета Бари Луиджи Мартино, тот самый, что был приглашен для подобного же освидетельствования мощей святителя Николая в Бари, имевшего место в 1953 г., в ходе которого было, в частности, установлено, что в апулийской базилике мощи святителя находятся не целиком.

Внутри мраморного саркофага находились три деревянных вместилища. Самое большое из них содержало мощи св. Николая Чудотворца. Когда гроб открыли, обнаружили еще одно, свинцовое покрытие. Сняв его, члены комиссии увидели множество костей разного размера и цвета. Кроме того, здесь же найдены: 1) камень черного цвета и округлой формы с надписью по гречески: «Мощи святого смиренного Николая»; 2) верхняя часть черепа, которая не могла быть главой святителя Николая, поскольку после освидетельствования мощей в Бари было достоверно известно, что глава святого находится там (впоследствии установлено, что глава принадлежала св. Николаю «Дяде»); 3) поливной сосуд с миром.

Результат освидетельствования: по заключению профессора Мартино, проводившего аналогичное освидетельствование в Бари, «белые кости, находящиеся в Венеции, дополняют останки, сохраняющиеся в Бари» . Бело-серый же цвет останков говорит о том, что они, возможно, долгое время испытывали на себе воздействие открытого воздуха или даже солнца, отчего сделались весьма хрупкими». В качестве примера он привел тот факт, что часть мощей святителя Николая, хранящаяся в Бари, после четырех лет, прошедших с момента их поднятия из закрытого пространства раки для освидетельствования в 1953–1957 гг., также изменила свою природу: находясь в сухом воздухе, «кости стали более хрупкими… по виду похожими на сухую глину, весьма ломкими».

Выписка же из заключения комиссии гласит: «Кости святого Николая, состоящие из большого числа обломков белого цвета, соответствуют частям скелета святого, недостающим в Бари. К сожалению, кости раздроблены на мелкие части барийским моряком во время бегства». Последнее соображение введено по предложению профессора Мартино, который в своем персональном заключении обратил внимание на грубый способ извлечения мощей из раки барийским матросом, что показала и экспертиза, проведенная в Бари, где были найдены поломанные части скелета.

Таким образом, мнения экспертов полностью подтверждают подлинность мощей святого Николая Чудотворца, сохраняющихся в церкви Сан Николо. Согласно мнению барийского ученого, «венецианские останки, хотя имеют скромный вид, не менее важны и не должны считаться менее важными, нежели барийские» (I resti di Venezia «…anche se di umile aspetto, non sono e non debbono essere considerati meno importanti dei resti di Bari»).

о Венеции

Венеция — это второй в Европе - после Рима - город по количеству святынь неразделенной Церкви . Город, в свое время осмелившийся не подчиниться указу папы римского. Город, бывший форпостом Византии, а после - спонсировавший Крестовый поход на Константинополь. Город, изначально свободный от языческого прошлого. «Республика Святого Марка».

Венеция расположена на 118 островах . Ее основу составляют «сросшиеся» кусочки суши, соединенные 400 мостами и образовавшие город из шести районов-сестьере. Даже на «главном острове» до сих пор есть топонимы, напоминающие о том, что и он когда-то не был единым. Таковы, например, острова Святой Елены и Оливоло, по прежнему окруженные водой, но уже давно с помощью мостов прочно «пришвартованные» к Венеции.

Джудекка и Сан-Джорджо также практически входят в ядро Венеции, как ее неотъемлемые части.

Большие острова – Бурано, Мурано, Лидо, Джудекка – имеют свои особенности, начиная с типов ремесел, распространенных на разных островах, заканчивая манерой строить и украшать дома. Особенности проявляются даже в диалекте, который, например, на острове Бурано отличается от обычного венецианского.

Лидо — Lido di Venezia

Протяженность Лидо – около 12 километров, тогда как ширина колеблется от одного километра до трехсот метров. С древних времен заселенная выходцами из Падуи, эта узкая полоса суши служит естественной защитой залива от морских волнений. С 742 г. в южной части острова, именуемой Маламокко, находилась резиденция дожей. В 810 г. здесь произошло сражение жителей островной конфедерации с войском сына Карла Великого, короля Пипина, в котором венецианцы отстояли свою независимость и право автономного управления под высоким (и весьма удаленным) протекторатом Византии. После этого сражения, однако, дож Аньелло Партечипацио предпочел перенести свою резиденцию на более безопасный остров Риво-Альто.

Церковь святителя Николая на острове Лидо — chiesa San Nicolò a Lido

Основание церкви и бенедиктинского монастыря во имя святителя Николая Чудотворца совершилось в 1053 г. по инициативе и на пожертвования дожа Доменико I Контарини (1043–1071). Именно здесь, а не в базилике св. Марка, после смерти упомянутого Контарини, возведен в достоинство дожа его преемник Доменико Сельво (1071). Причиной тому была грандиозная перестройка главного храма республики, сделавшая его тем величественным святилищем, которое мы знаем ныне. Так дож Доменико I, ставший первым дожем из семейства Контарини, оказался строителем двух важнейших венецианских церквей, хранящих мощи покровителей града – базилики св. Марка и храма св. Николая на Лидо, ставшего местом его последнего упокоения.

Церковь однонефная, просторная, с рядами боковых капелл, отделенных друг от друга массивными внутренними перегородками. Религиозная живопись представлена Пальмой Старшим («Мадонна с младенцем») и Пальмой Младшим («Св. Иоанн Предтеча-отрок»).

Барочные престол главного алтаря и рака с мощами ликийских святых, украшенные полихромным мрамором, выполнены скульптором и архитектором Козимо Фанзаго в 1630 г. Рака возвышается над алтарем. На ней – кипарисовые статуи трех святых: священномученика Феодора, святителя Николая Чудотворца и святителя Николая «Дяди».

Остров Торчелло — Torcello

Бывшая кафедральная базилика Успения Пресвятой Богородицы — Basilica già Cattedrale S. Maria Assunta

«Мать венецианских церквей» – базилика Успения Богородицы, единственное материальное свидетельство, дошедшее до нас с тех времен, когда остров Торчелло, древнеримский Turicellum, был цветущим городом, портом стратегической важности, соединявшим устья рек Силе и Дезэ с Адриатическим морем. В 639 г. она уже возвышалась над островом, напоминая о том, что эта часть суши является неотъемлемой частью Византийской империи.

Церковь Успения подвергалась перестройкам в 864 и 1008 гг. Романский фасад прост и величественен. 12 его высоких арок символизируют апостолов Христовых.

18 колонн греческого мрамора с коринфскими капителями делят базилику по всей длине на три нефа. Есть и еще одна внутренняя граница: сразу у входа обращает на себя внимание древний (XI в.) иконостас дивной красоты с мраморными колонками вверху и барельефами павлинов, птиц и львов внизу, отделяющий алтарную часть от остального храма. Иконостас украшают иконы работы венецианских художников XV в.

Посреди алтаря – мраморный престол, покоящийся на четырех колоннах. За ним возвышается епископская кафедра – Горнее Место, окруженное справа и слева местами для пресвитеров. Конха алтарной абсиды украшенная восходящей к XIII в. мозаикой, изображающей Пресвятую Богородицу с Предвечным Младенцем. Ниже – изображения 12-ти апостолов. На внешней арке абсиды – мозаичная же икона Благовещения.

Всю западную стену занимает известнейшая мозаика «Страшный Суд» (рубежа XI–XII вв.).

СВЯТЫНИ: мощи святителя Илиодора (память в Западной Церкви 4 июля), священномученика Феониста и мучениц Фабры и Фабраты (память в Западной Церкви 30 октября).

Во время бегства от полчищ короля Ротари (635) епископ Павел привез с собой на Торчелло мощи св. Илиодора, первого епископа Альтино. Мощи св. Илиодора покоятся в мраморной раке под главным престолом собора; лик святого покрыт позолоченной маской. Слева от престола – мраморная рака, где прежде хранились его мощи и здесь же, на стене знаменитая надпись 639 г.: сообщение о строительстве базилики Успения Богородицы – первый письменный памятник Венеции.
Мощи свв. Фабры и Фабраты покоятся над престолом первого бокового придела северной (левой) стороны церкви.

Церковь св. Фоски — chiesa di Santa Fosca

Церковь XII в. составляет единый храмовый комплекс с кафедральным собором, колокольней и баптистерием VII в., руины которого по прежнему видны перед входом в базилику Успения Богородицы.

Около X в. (но, возможно, и раньше) совершилось перенесение мощей свв. мучениц Фоски и Мавры, а к 1020 г. восходит первое упоминание о церкви во имя св. Фоски, появившейся, по-видимому, вскоре по перенесении святынь на Торчелло. Нынешняя церковь XII ст., крестово-купольная в основе, имеет форму незаконченного восьмиугольника, напоминающую древние баптистерии. Незаконченный шестигранник прерывается с восточной стороны выступающей алтарной абсидой.

Мощи свв. мучениц пребывают под главным престолом в мраморной раке. Боковые стенки гробницы сделаны из стекла и защищены металлической решеткой, за которой отчетливо видны святые реликвии, покоящиеся, по-видимому, в первоначальной, деревянной раке.

Остров Бурано — Burano

Церковь св. Мартина Турского и ораторий святой Варвары — chiesa di San Martino Vescovo e oratorio di Santa Barbara

Burano, Piazza Galuppi, 20
Расписание ежедневно: 8.00–12.00, 15.00–18.00
Как добраться Вапоретто Fondamente Nove – Burano (LN – Laguna Nord)

Святыни

Мощи свв. Альбана, Доминика и Орсо (Урса) (местное празднование 21 июня), мощи св. великомученицы Варвары (память 4/17 декабря), мощи св. Сисинния, епископа Теоса в Малой Азии (местное празднование 12 февраля).

В храме также почитается русская икона Казанской Божией Матери (XIX в.), располагающаяся в правом приделе, смежном с главным алтарем.

Рядом со входом в церковь есть дверь, ведущая в ораторий св. Варвары (oratorio Santa Barbara).
Мощи святой великомученицы Варвары император Василий II Болгаробойца (976–1025 гг.) подарил Джованни Орсеоло, сыну дожа Пьетро II (991–1009 гг.), прибывшему тогда в Царьград для женитьбы на племяннице императора Марии Аргиропуле. Во время венчания, совершенного самим патриархом, императоры-соправители – Василий II и Константин VIII – держали венцы над головами брачующихся. Юноша удостоился звания патриция, а Мария получила от дяди в дар мощи св. Варвары.
В ходе освидетельствования мощей (1991 г.) были отделены кости, принадлежащие женщине, от смешанных с ними останков мужчины, и таким образом стало ясно, что из мощей, находящихся ныне в серебряном ковчеге, св. Варваре принадлежит только глава и несколько других костей.
Большая часть мощей св. Варвары перенесена на Русь в начале XII в. княжной Варварой, дочерью императора Алексия I Комнина, и в настоящее время хранится во Владимирском соборе города Киева.

Мурано — Murano

Мурано, древний Amuranum, центр производства знаменитых на весь мир изделий из стекла, славится, как и другие острова севера лагуны, своей многовековой историей. Подобно Торчелло, он заселяется в V в. жителями Альтино, бежавшими от нашествия гуннов, а затем спасавшихся от вторжения лангобардов в 635 г.

Церковь Пресвятой Девы Марии и св. Доната — chiesa dei Santi Maria e Donato

Murano, Campo San Donato, 11
Расписание ежедневно 7.30–19.00
Как добраться Вапоретто остановка Murano-Museo

История церкви Пресвятой Богородицы восходит к далекому седьмому столетию, когда епископ Мавр – основатель епископской кафедры на Торчелло – заложил и эту базилику. Документально же о ее существовании ничего неизвестно вплоть до 999 г., когда здешний настоятель, судя по дошедшей с того времени надписи, принес присягу послушания епископу Альтино. В последующие века правители острова и дожи подтверждали ее первенство среди остальных церквей острова.

Настоящим шедевром интерьера является мозаичный пол церкви, восходящий к 1141 г. Сохранившаяся яркость цветов, орнаментальные узоры, изображения мифических животных и птиц – все это оставляет незабываемое впечатление. Среди изображений есть и знаменитый «узел Соломона», встречающийся в мозаиках аквилейской базилики (1-я четверть IV в.) и являющийся символом вечности, не имея ни начала, ни конца…)

В конхе алтарной абсиды – смысловой центр всей архитектурно-художественной композиции храма – мозаичная икона Пресвятой Богородицы «Оранта» (XII в.). Владычица изображена в акте Своего ходатайства за верующих, и к Ней устремляются взоры всех входящих в дом Божий.

Святыни

Мощи св. Доната чудотворца, епископа Эврийского (память 30 апреля/13 мая), св. Герарда Сагредо, просветителя Венгрии (память в Западной Церкви 24 сентября).

Мощи святителя Доната были вывезены из Эврии на остров Керкира (Корфу) в конце VI в. греческими беженцами во главе с епископом Иоанном Эпирским, спасавшимися от нашествия аваров и славян. Затем их перенесли на остров Кефалонию, где они пребывали вплоть до 1125 г., пока в конце палестинской военной кампании 1122–1125 гг., на обратном пути крестоносцев из Святой Земли, их не вывезли в Венецию. Дож Доменико Микель лично возглавлял поход, и, будучи в конфликте с тогдашним императором Иоанном II Комнином (1118–1143), стремился «взять дань» не только с неверных, но и с Византии. По прибытии в лагуну, дож распорядился поместить мощи св. Доната на острове Мурано, относившемся к епархии Торчелло, в древней базилике Пресвятой Богородицы.

Мощи святого, по утверждению хронистов Пьетро Кало и Андреа Дандоло (XIV в.), были в их время мироточивыми. Ныне они хранятся в ковчеге над главным алтарем, облаченные в епископские одежды. Глава святого помещена в гипсовый реликварий.

В главном престоле церкви покоятся мощи святителя Герарда, просветителя Венгрии .

Остров Святого Михаила. Кладбище — Isola San Michele. Cimitero

Ближайший к Венеции остров Сан-Микеле имеет свою особую историю. Преобразованный в XIX ст. в кладбище, этот небольшой кусочек суши с незапамятных времен был монастырской землей. Первый храм возвышался здесь еще в X ст., когда остров служил пристанищем моряков, приходивших со своими судами на Мурано. Начиная с XIII ст. остров принадлежал конгрегации камальдулов, усилиями которых была построена обитель, а монастырская церковь, воздвигнутая на рубеже XV–XVI вв. Мауро Кодусси, стала первым образцом архитектуры Возрождения в венецианском заливе. Церковь св. архангела Михаила ныне принадлежит комплексу францисканского монастыря.

На греческом участке кладбища (Reparto greco) находится православная часовня во имя св. Николая Чудотворца, относящаяся к собору св. Георгия Победоносца (Константинопольский Патриархат). Богослужения совершаются четырежды в год в великие родительские субботы.

Православный участок, как и само кладбище, появился только в 1816 г., тогда как прежде греки хоронили своих усопших возле самой церкви св. Георгия. Из 163 надгробий около 50 имеют отношение к России. Среди захоронений имена Апраксиной , Багратионов , Потемкиной , Трубецкой

Здесь же похоронены деятели искусства и культуры С. Дягилев и И. Стравинский . На протестантском участке кладбища похоронен И. Бродский .

Барийцы напали на Ликийские Миры в 1087 году, разграбили храм и похитили из саркофага мощи святого Николая Чудотворца. Однако в суете происходящего приблизительно пятая часть мощей уцелела и через 9 лет была доставлена в Венецию.

Причины появления христианских реликвий в Венеции

Византийская империя покровительствовала венецианцам и защищала город от варварских набегов. Учитывая, что Венеция была аванпостом империи на Апеннинском полуострове, городу придавался особый статус. Венецианский флот принимал активное участие в защите Константинополя, но империя пала. Многие христиане из павшего города бежали в Венецию. После взятия турками в XV столетии Византийской империи к Венеции отошла значительная часть ее владений. Город завладел несколькими греческими островами.

Прибывшие беженцы активно участвовали в политической, экономической и культурной жизни Республики. Был построен православный собор. Стоит заметить, что венецианцы были толерантны, не устраивали гонений на другое вероисповедание, поэтому православные греки пользовались всеми правами и привилегиями религиозной диаспоры. Поэтому в Венецию и были доставлены многие религиозные христианские святыни, которые были вывезены из Константинополя. До сегодняшнего дня в храме святого Георгия хранится десная рука святителя Василия Великого, которую пожертвовал собору один из членов византийского императорского дома. В этом же соборе хранится и часть мощей святого Георгия.

Венеция

Как мощи святителя Николая оказались в Венеции

Венецианский флот и армия принимали активное участие в первых крестовых походах. Четвертый крестовый поход, в результате которого был захвачен и разграблен Константинополь, организовали и оплатили венецианцы. Этот поход принес Венеции большую выгоду, многие православные реликвии были вывезены из столицы Византии в качестве трофеев в Венецию, где хранятся и по сей день.

Папой римским Урбаном II был организован I Крестовый поход против «неверных». Поход был предпринят для завоевания новых земель и распространения католической веры на завоеванных территориях. В походе принимали участия многие западные феодалы, ополченцы были хорошо вооружены и подготовлены. Участники похода принимали крест и находились под покровительством Святой Церкви, поэтому и были названы крестоносцами.

Венецианцы тоже были участниками этого похода.

На острове Лидо, в храме San Niccolo участников похода напутствовал патриарх Пьетро Бадоаро и венецианский епископ Энрико Контарини. Когда патриарх вознес молитву святому Николаю и попросил о помощи в ратном деле, он так же возжелал обретения венецианскими войнами мощей святого покровителя Николая. Епископ Энрико отплыл к Святой земле вместе с войсками.

По пути к Иерусалиму, возле острова Родос, венецианцы одержали победу над пизанцами, многие из которых были взяты в плен. По сведениям хроники тех лет, когда венецианские корабли приблизились к берегам Ликии, епископ Энрико решил использовать эту возможность, получить мощи святого Николая и умножить число покровителей Венеции.

На берег были высажены разведчики, которые доложили, что турки практически опустошили город Миры и жители покинули его. Из-за того, что прихожан практически не осталось службы в базилике Святителя Николая велись лишь раз в месяц. Возле храма венецианцами была организована засада, но базилика оказалась пуста, ее охраняли только четверо греческих стражников. Он рассказали, что мощи были похищены из базилики десять лет назад. Часть мощей захватили барийские войны, а еще до этого часть мощей император Василий увез в столицу Византии и где они теперь находятся – неизвестно. Однако, рассказу стражников не поверили, обыскали весь храм, но в саркофаге обнаружили лишь святую воду и миро. Разозлившись, венецианцы начали пытать стражников. Один из греков, не выдержав мучений, попросил разрешения поговорить с епископом. Стражник взывал епископа пощадить его и говорил, что не знает, где находятся мощи. Мольбы не были услышаны и стражника продолжали пытать. Спустя некоторое время епископ приказал прекратить пытки и в благодарность греки показали ему, где хранятся мощи других святых: святого мученика Феодора и св. Николая-дяди, которые были епископами Ликийского города Миры.

Мощи были доставлены на корабль. Моряки готовились к отплытию, но в это время оставшиеся в базилике венецианцы почувствовали специфический аромат. Восхитительное благоухание распространялось из одного из церковных пределов. Опросив несколько оставшихся в городе жителей, венецианцы узнали, что в канун больших праздников епископ совершал богослужение не в базилике, а в помещении, которое расположено рядом, где был установлен престол, из чего венецианцы сделали вывод, что мощи могут находиться именно там. Они исследовали помещение и обнаружили на потолке фреску с изображением лика святого, именно она и чудесное благовоние подсказало крестоносцам, где искать мощи.

Воины вскрыли пол под алтарем и обнаружили, что под слоем земли есть еще один пол. Разбив его, они наткнулись на странное вещество, которое защищало раку со святыми мощами. Когда все защитные слои были уничтожены, венецианцы обрели мощи святого Николая Чудотворца. На месте обнаружения мощей расхитители нашли надпись на греческом языке, которая говорила о том, что здесь покоится епископ Николай, который прославлен своими чудесами на море и земле. По всему храму распространился восхитительный аромат благовоний, и случилось первое чудо. Когда епископ покрыл мощи своей мантией, ветвь пальмы, которая была помещена в саркофаг вместе с мощами, дала побеги. Эта ветвь пальмы была привезена Николаем Святителем из Иерусалима.

Венецианцы увезли пальмовую ветку вместе с мощами, как символ чуда и Божьей силы.

Причина столь тщательного сокрытия мощей кроется, согласно древнегреческим источникам, в том, что император Византийской империи Василий Первый хотел доставить мощи епископа в Константинополь. Однако волей провидения передумал и решил запечатать и скрыть мощи от всех желающих их получить. Как мы уже знаем, они были надежно укрыты от всех, но все-таки венецианцам удалось их обрести.

Помимо венецианцев при обретении ими мощей присутствовали и плененные пизанцы и барийцы, которые стали свидетелями достоверности находки. Многие из пленных были отпущены. Местному священнослужителю были отданы средства на восстановление храма.

На борту корабля было построено подобие храма из кусков вещества, в котором хранились мощи, внутрь которого были помещены мощи святого. Священникам было поручено совершать молитвы день и ночь и прославлять его.

Венецианцы продолжили свой путь к Иерусалиму, но к тому времени Первый Крестовый поход был практически завершен и венецианцы, оказавшиеся на Святой земле, не принимали участия в военных действиях, а занимались лишь договорами и контрактами на обеспечение провизией, кораблями и матросами. Корабли венецианских крестоносцев пробыли в Иерусалиме некоторое время, после чего вернулись на Родину.

На родине их встречали с большой честью. Мощи поместили в одну из церквей города для поклонения. Многие чудеса творились при святых мощах, многие страждущие обрели исцеление. Через некоторое время мощи были переправлены на остров Лидо, где начинался этот поход и куда в соответствии с обетом они должны были быть доставлены. Мощи были помещены в монастырь бенедиктинцев, в церковь, названную в честь святого Николая, однако по поводу их местонахождения существовало множество различных мнений.

Источники, из которых мы узнали о перемещении мощей

Все вышеизложенные сведения основываются на трудах Фламиния Корнера «Исторические известия о церквах и монастырях Венеции и Торчелло», которые были изданы на итальянском языке в сокращенном варианте. Полная версия этого труда была написана на латыни и насчитывает двенадцать томов. В качестве первоисточника автор использует анонимную венецианскую рукопись, в которой рассказана история перенесения мощей в Венецию.

Другие сведения об этом можно почерпнуть лишь из хроник барийских, написанных Никифором и Иоанном. Рукописи этих авторов являются основными в раскрытии вопроса о возникновении мощей в городе Бари, но их появление в Венеции описано вскользь, и является лишь косвенным подтверждением.

По описаниям этих источников барийцы дважды пытались овладеть мощами. Первая попытка потерпела неудачу. Во время второй попытки барийцы высадились на Ликийский берег, когда местные жители прятались в горах, спасаясь от набегов варваров. Им необходимо было успеть найти мощи до возвращения жителей в город. Несколько человек из числа местных жителей успели вернуться и оказать сопротивление, однако силы были не равны и мощи святого отплыли в город Бари.

В изъятии святых мощей учувствовало 65 моряков, одним из которых был моряк по имени Маттео. Он в спешке извлек голову и другие части мощей из саркофага, который был наполнен миром. По причине спешки и невозможности определить, все ли мощи изъяты, можно предполагать, что часть тела усопшего могла остаться в саркофаге.

Матрос, по всей вероятности, не имел при себе никакой емкости или ткани для того, чтобы поместить в них мощи, тем более, что они должны покоится в мире, поэтому он смог взять только их часть.

Повествование Иоанна об этом событии более детальное, но суть произошедшего остается та же. Иоанн настаивает на «неделимости» останков святого, так как при жизни он завещал морякам не разделять его мощи на части. Впрочем, следует отметить, что этим барийские хроникеры пытались доказать, что святые мощи находятся только в их городе, а все остальное является фальсификатом.

Очевидным фактором является и то, что все описания жизни того времени, и барийские в том числе, были политически ангажированы и поэтому в каждой хронике мы можем встретить ложь, которая искусно замаскирована. Например, хроники от Иоанна, говорят, что один из барийских моряков произнес «Мы здесь по поручению римского папы», что является ложью.

В то время захват религиозных святынь основывался не столько на религиозных чувствах, а в основном на точном расчете. Политически было выгодно и престижно обладать, как много большим количеством святынь, которые защищают не только государство, но и успокаивают его жителей. Религиозные святыни не только оберегали граждан государства, но являлись его гордостью. В средние века иметь в небесных покровителях несколько святых было очень престижно. Вот почему политическое влияние и могущество Республики значительно увеличилось с приобретением ей мощей святых и различных религиозных святынь.

Основным фактором для этого повествования является то, что барийские хроники не опровергают то, что часть святых мощей осталась в Мирах. В данном случае не имеет значения нашли ли венецианцы часть мощей, которую не вывез Василий Первый или это была часть, которую барийцы оставили в раке. Важно то, что барийские источники не исключают сам факт того, что в их городе хранятся не все мощи святого архиепископа Мир.

Вид на остров Лидо

Венецианцы считают Святого Николая своим покровителем

Как уже говорилось, жители венецианской республики считали святого Николая своим покровителем. Это обусловлено тем, что они были искусными мореплавателями, а именно этот святой всегда покровительствовал мореплавателям. Когда-то, по словам историка, собор святого Марка после его реконструкции хотели посвятить святому Николаю, либо же сделать два престола, которые были бы посвящены обоим святым. Доказательством того, что данный факт имел место, является то, что в центральной апсиде храма расположена мозаичная икона Святого Николая Чудотворца.

Правда стоит отметить, что венецианцы в точности выполнили обет крестоносцев и положили мощи святого в храме на острове Лидо.

Церковь, в которой храниться реликвия, возведена на входе в бухту и все мореплаватели, которые проплывали мимо, останавливались у храма и возносили молитвы святому, благодарили его за поддержку в морских странствиях.

Существует легенда, что название маленького города в Италии, который находится на пути между Венецией и Падуей, носит название Мира и назван он так в честь святого Николая. Много лет назад венецианские купцы, возвращаясь из долго плаванья, остановились у острова и вознесли хвалебные молитвы святому. Далее они отправились по реке Брента в город Падуя, чтобы продать товары. На ночлег они остановились в небольшой деревушке, где соорудили подобие часовни, в честь святого, который помогал им в пути. Через некоторое время деревушка стала называться в честь Ликийского города, в котором жил святой.

После обретения мощей трех святых: Николая Чудотворца, святого Николая-дяди, которого по ошибке считали дядей святого, и мученика Феодора Лидиский монастырь стал пользоваться большим почтением у венецианцев. На нужды монастыря были пожертвованы немалые средства, земли и церкви, гражданами и правителями Республики, что является прямым доказательством глубоко почтения святого Николая.

У саркофага с мощами святых происходили чудеса. Подробное их описание мы можем встретить в хрониках, написанных послушником монастыря.

Подтверждение подлинности мощей

Саркофаг с мощами святых вскрывали не один раз.

В 1449 году аббат Бортоломео III стал свидетелем чудесного явления – из раки сочилась чистейшая жидкость, которая испускала божественное благоухание. Она была собрана с помощью ткани и помещена в сосуд. Сосуд отнесли в холодное помещение, но жидкость не замерзла. Получив разрешение венецианского епископа, рака была вскрыта, в ней обнаружили емкость с загустевшим миром и каменную табличку с надписью на греческом языке. Эти же предметы были найдены в раке и в ходе исследований, которые проводились в 1992 году.

В середине 17-го века мощи святых были помещены в новую церковь, где они сохраняются в мраморном саркофаге по настоящее время. Во время переноса мощей было произведено освидетельствование, в ходе которого было установлено, что останки святого Николая отличаются белизной и более мелкие, чем мощи других святых. Это можно объяснить тем, что они были сильно повреждены при их изъятии в Мирах.

После Второго Собора католическая церковь стала более критично относиться к свидетельствам хроник, что повлекло за собой проведение частых исследований мощей святых. Так в 1992 году было проведено еще одно исследование мощей святителя Николая. Оно проходило при участии профессора Барийского университета Луиджи Мартино, который до этого проводил освидетельствование мощей в городе Бари в 1953 году. Л.Палюде возглавлявший изыскания на их основе издал отчет с фотографиями мощей.

Вид на монастырь Св Николая на острове Лидо

Когда мраморную раку вскрыли, в ней обнаружили святые останки трех святых, которые покоились в разных отделениях, в самом большом находились мощи Святителя. Так же было найдено тайное отделение, находившееся под свинцовым покрытием. Покрытие было демонтировано и под ним нашли множество костей. Кости были разных размеров и отличались по цвету. Помимо этого в саркофаге нашли: круглю черную каменную табличку с надписью на греческом языке, которая сообщает, что здесь покоятся мощи святого Николая, часть черепа, но, как мы знаем, она никак не могла принадлежать святому, и емкость, наполненная миром. По результатам проведенных исследований профессор Мартино пришел к следующим выводам: останки, находящиеся на территории Венеции, являются частью мощей находящихся в Бари.

Перенесение святых мощей, как в Венецию, так и в Бари имеет огромный духовный смысл. По Божьему проведению останки христианских святых были перенесены на земли инаковерующих не просто так. Мы можем только предполагать, что это произошло для того, чтобы вернуть западных христиан в лоно Матери Церкви, убедив их в силе православного духа, или чтобы православные паломники, путешествующие по святым местам, своей верой и почитанием несли свидетельство о силе Православия Западному миру.

Сам же святой становится, посредством своих чудес и благих дел, которые несут благодать не только православным, но и представителям других вероисповеданий, связующим звеном в вопросах веры и взаимопонимания. Вот поэтому и Венеция, и Бари могут стать не только местами паломничества православных христиан, но и послужить сближению и пониманию между представителями разных религиозных течений.

Православные верующие почитают мощи святого Николая

Православные верующие, проживающие в Венеции и являющиеся прихожанами прихода святых Жен-Мироносиц Московского Патриархата, делают все возможное, чтобы донести сведения о местонахождении православных реликвий в Италии до каждого русского паломника. Проводятся различные исследования, на основе которых издаются публикации. Полученная информация передается единоверцам в России. В настоящее время, благодаря проделанной работе, число русских паломников к православным святыням в Италии значительно увеличилось. Для организации путешествий к православным святыням, расположенным на Севере Италии, при приходе была учреждена паломническая служба. Так же в приходе проводятся службы во славу святых.

Известно, что в Италии находится множество православных реликвий, в их числе мощи святого праведного Захарии, отца св. Иоанна Предтечи, святого Первомученика и архидиакона Стефана, святого апостола и евангелиста Марка, святых Патриархов Александрийских Афанасия Великого и Иоанна Милостивого. Назовем также мощи первого монаха – прп. Павла Фивейского, святой мученицы Христины Тирской, святых великомучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата, святой мученицы Лукии Сиракузской, мученицы Валерии, святого мученика Павла, преподобной Марии Вифинской, называвшейся в монашестве Марином, преподобномученика Анастасия Персиянина, святых мучеников и бессребреников Космы и Дамиана Аравийских, святого апостола и евангелиста Луки в Падуе, а также наиболее важные части мощей особо чтимых святых: рука св. великомученика и целителя Пантелеимона, десная рука святителя Василия Великого и рука святителя Иоанна Златоуста.

Так же в Венеции, где некоторое время хранился терновый венец Спасителя, сохраняются несколько шипов из этого венца. Можно смело утверждать, что Венеция находится в числе первых городов Италии по количеству расположенных на ее территории священных православных реликвий.

О многих хранящихся в Венеции святынях не было известно в России. Например, о мощах великомученика Сергия, который в молодых годах принял монашеский постриг и стал почитаемым святым не только в России, но и во всем христианском мире. Святой Сергий был одним из римских мучеников, которые пострадали за веру. Мученик Вакх тоже относился к их числу, его мощи тоже находятся в Венеции. Нередко о житие римских мучеников первых веков мало что известно, но это не служит препятствием для воздаяния им почестей. Множество паломников с любовью и трепетом припадают к их священным останкам.

Верующие прихода в дни памяти святых, чьи мощи хранятся в Венеции, совершают торжественные богослужения у мест их сохранения. Настоятели католических приходов не препятствуют этому, а наоборот приветствуют подобные начинания. Так же проводятся молебны у святых мощей вместе с паломниками, прибывшими из России.

Во втором по значимости для католической церкви соборе св. Марка в 2004 году, в день памяти этого святого, была проведена первая в истории собора православная литургия. По своему архитектурному стилю и духу собор св. Марка построен в стили византийских православных храмов, поэтому, по мнению многих католических священников, которые присутствовали на литургии, православное богослужение органично сочеталось с духом самого храма.

Конечно же, мощи святого угодника Николая, являются для всех христиан важнейшей реликвией. Поэтому священники долго добивались возможности проведения литургии на мощах этого святого. Ранее позволялось лишь совершать молебны и акафисты. В 2004 году было получено разрешение. И все уверены, что первая литургия послужит хорошим началом для общего почитания мощей святого обеими конфессиями. Так же в 2004 году была передана частица мощей Николая Чудотворца, которую прихожане в день перенесения Тихвинской иконы Божией Матери преподнесли в дар Святейшему Патриарху.

Перспективы православной миссии в Венеции

Количество православных реликвий, которые находятся на территории Венеции, позволяют считать город одним из духовных центров Православия. Большое количество паломников желает посетить святые места, припасть к мощам святых, однако в настоящее время существует ряд проблем. У прихода нет даже собственного храма, приходится проводить богослужения в церкви, которую любезно предоставляет католическая сторона. Так же не развита инфраструктура по работе с паломниками, что значительно затрудняет процесс информирования верующих, желающих посетить город. Несомненно Венеция должна стать одним из важнейших мест паломничества православных верующих не только в Италии, но и во всей Европе. Учитывая этот факт, появилась надежда, что русская община в Венеции обретет свой собственный храм. Местный приход планирует открытие своего сайта в Интернете. Прихожане пытаются наладить работу пресс-центра прихода, чтобы делиться с братьями и сестрами имеющейся информацией.

Идея открытия православного храма возникла несколько лет назад, когда многие осознали, какое количество православных святынь находиться в городе. Было получено благословение Cвященноначалия Русской Православной Церкви на начало строительства храма.

Прихожане обратились в различные городские учреждения, которые отвечают за строительство и архитектуру города. К просьбе отнеслись с пониманием и участием, была предложен поддержка. В данный момент вопрос возведения русского храма в Венеции, зависит только от участия в этом процессе меценатов.

С вопросами можно обращаться к священнику Алексию Ястребову настоятелю прихода святых Жен-Мироносиц Московского Патриархата в Венеции )

Поделиться