Как осуществляется прием штучных грузов к перевозке. Правила приема грузов к перевозке на железной дopoгe

Железная дорога обязана подать грузоотправителю вагон под погрузку в срок, установленный железной дорогой. Транспортные средства должны быть в состоянии, пригодном для транспортировки соответствующего вида груза. При несоответствии поданного вагона условиям перевозки данного вида груза гру­зоотправитель вправе отказаться от такого подвижного состава.

Отправкой на железнодорожном транспорте считается партия груза, предъявляемая и перевозимая по одной накладной. Различают следующие виды отправок:

Повагонная отправка - партия груза, предъявляемая по одной накладной, для перевозки которой требуется отдельный вагон;

Мелкая отправка - предъявляемая по одной накладной партия груза, для перевозки которой не требуется представления отдельного вагона, такая отправка ограничена по массе и объему;

Малотоннажная отправка - для осуществления отправки массой свыше 10 т и до 20 т и вместимостью не более половины четырехосного вагона;

Групповая отправка - партия груза, для перевозки которой требуется представление более одного вагона, но менее маршрута;

Маршрутная отправка - партия груза, предъявляемая по одной накладной, в количестве, соответствующем весовой норме, установленной для мар­шрутов.

Маршрутом называется состав поезда установленной массы или длины, сформированный грузоотправителем или дорогой в соответствии с правилами технической эксплуатации и планом формирования из вагонов, загруженных одним или несколькими отправителями на одной или нескольких станциях, на­значением на одну станцию выгрузки или «распыления» с обязательным про­хождением им не менее одной технической станции без переработки.

Грузы, которые необходимо перевозить в таре в целях их предохранения от утраты, недостачи, порчи и повреждения, должны предъявляться к перевозке в исправной таре, соответствующей государственным стандартам, а грузы, стандарты на тару и упаковку которых не установлены, - в исправной таре, обеспечивающей их полную сохранность.

Обязанности по подготовке груза к перевозке ложатся на грузоотпра­вителя. До предъявления к перевозке груз должен быть приведен в состояние, которое бы обеспечивало его транспортабельность и сохранность в пути следо­вания. При предъявлении к перевозке нескольких мелких штучных грузов от­правитель может объединить их в более крупную единицу путем увязки (связ­ки) или упаковки в соответствующую тару.

Если при наружном осмотре тары или упаковки предъявленного к пе­ревозке груза обнаружены дефекты, которые могут привести к утрате груза, его порчи или повреждению, грузоотправитель обязан по требованию станции при­вести тару или упаковку в состояние в соответствие со ст. 42 Устава железных дорог.


Количество груза, принимаемого к перевозке, устанавливается его мас­сой. Общая масса груза может определяться следующими способами:

Путем взвешивания на весах. В этом случае определение мaccы может происходить при погрузке на местах общего пользования (грузовых дво­рах) или средствами грузоотправителя. Железная дорога вправе прове­рить правильность сведений о массе груза, указанных грузоотправителем, а также проводить регулярную проверку путем выборочного взвешива­ния грузов;

Подсчетом массы на грузовых местах по трафарету или по стандарту. В этом случае определение массы тарно-штучных грузов производится только грузоотправителем. Масса грузов, перевозимых навалом или на­сыпью, по требованию грузоотправителя может определяться железной дорогой при наличии вагонных весов;

Для некоторых видов грузов масса может определяться расчетным путем, по обмеру или условно.

Конкретные условия, предъявляемые к состоянию груза, его упаковке и маркировке, приведены в правилах перевозок грузов на железных дорогах РФ.

Масса тарно-штучных грузов устанавливается по предъявлении их к пе­ревозке с указанием на каждом грузовом месте массы брутто и нетто. Ко­личество мест груза, предъявляемого к перевозке, во всех случаях определяется грузоотправителем. При предъявлении к перевозке грузов на местах общего пользования железная дорога принимает их с проверкой количества мест, ука­занного грузоотправителем в накладной, за исключением грузов, погрузка ко­торых возложена на грузоотправителя (ст. 45 Устава железных дорог).

Следует укладывать грузы равномерно, плотно, при необходимости на­дежно закреплять для исключения возможности сдвига, падения, навала на две­ри, потертости или повреждения их при перевозке, а также для обеспечения со­хранности вагона при погрузке, выгрузке и непосредственно транспортировке.

При предъявлении к перевозке грузов с маркировкой, предупреждающей о хрупкости, погрузочные работы должны производиться очень осторожно, в соответствии с технологией. Грузы, на упаковке которых имеются предупреди­тельные надписи: «Осторожно», «Не бросать», «Стекло», «Верх», «Не канто­вать» и т. п., при погрузке должны размещаться в вагоне так, чтобы при вы­грузке эти надписи были видны. При погрузке в один вагон более тяжелые гру­зы укладываются внизу, а более легкие - наверху. Погрузка в один вагон гру­зов, которые своими физико-химическими свойствами могут повредить или ис­портить друг друга, запрещена. Размещение и определение грузов в крытых ва­гонах производятся в соответствии с техническими условиями и правилами пе­ревозок конкретных видов грузов.

Укладка тарно-упаковочных и штучных грузов в междверном про­странстве производится с отступлением от дверей на 25 см.

В случае недогрузки вагонов в соответствии с техническими нормами до полной вместимости или грузоподъемности вагона начальник грузовой станции имеет право отказать в приеме вагона к перевозке или потребовать догрузки ва-


гона за исключением тех случаев, когда полная загрузка вагона невозможна по причине особых условий перевозки.

Время приема груза, подготовленного к перевозке, удостоверяется на­ложением календарного штемпеля станции в графе 7 оборотной стороны на­кладной.

5.5. Правила выдачи грузов на железной д орог е

Железная дорога обязана извещать грузополучателя о прибытии груза на станцию назначения в установленные сроки, с указанием наименования и коли­чества груза, а также вида подвижного состава. Уведомление о подаче при­бывших вагонов производится начальником станции не позднее, чем за два часа до подачи.

При установлении порядка и способа уведомления о прибытии груза воз­можно несколько вариантов: радиосвязь, телефон, телеграф, почта, электронная почта. Выбор вида связи осуществляет грузополучатель, о выбранном способе уведомления сообщается начальнику станции. Для того чтобы уведомления до­ходили до адресата, грузополучатель назначает ответственного за прием ин­формации о прибытии груза; начальнику станции сообщаются фамилии ответ­ственных лиц и номера их телефонов в случае, когда уведомление производит­ся по телефону.

Предварительные сведения о подходе грузов к станции назначения пре­доставляются при наличии договора, заключенного между железной дорогой и груз ополучател ем.

Очень часто груз адресован предприятию, организации или учреждению. В данном случае прибывший груз выдается после того, как грузополучатель предъявил работнику станции доверенность на право получения груза. Такая доверенность должна быть подписана руководителем и главным бухгалтером предприятия-адресата и заверена печатью. Существует два вида доверенностей, принимаемых железнодорожной грузовой станцией: разовая и постоянная.

Разовая доверенность выдается ответственному лицу для получения гру­за по определенной накладной и при оформлении выдачи груза станцией при­лагается к дорожной ведомости.

Постоянная доверенность выдается лицу, ответственному за прием гру­за, на конкретный срок. Ответственное лицо во время приемки груза должно иметь при себе копию постоянной доверенности с распиской работника стан­ции, принявшего оригинал доверенности, и календарным штемпелем станции.

Доверенное лицо, получающее груз, по требованию работников станции обязано предъявить документ, удостоверяющий его личность.

По предъявлении прибывшего груза получатель и представитель грузовой станции обязаны осмотреть подвижной состав (вагон или контейнер), для того чтобы удостовериться в исправности вагона (контейнера), наличии пломб и правильности данных на них (информация на пломбах дублируется в вагонном


листе). Пр и перевозке груза в открытом подвижном составе представители обе-их сторон должны убедиться в о тс у тс тв и и следов утраты груза.

Выдача груза производится одновременно с проверкой и последующим оформлением коммерческого акта, если при передаче вагона обнаружены ком-мерческая или тех нич ес кая неисправность, признаки утраты, порчи или повре-ждения груза в открытом подвижном составе или крытом вагоне без пломб, когда так а я пер евозка допускается пр авилами перевозок грузов, когда отсутст-вуют пломбы при наличии в вагонном листе отметок об их наложении или в случае неисправных пломб. В этих и других случаях, – предусмотренных пра-вилами перевозок грузов, представители стации назначения обязаны проверить массу, количество мест и состояние груза.

В ситуации, когда выгрузка груза производится силами грузополучателя, вагоны под выгрузку подаются по предварительным уведомлениям и через ого-воренные интервалы времени. Порядок подач и и уборки вагонов под погрузоч-но-разгрузочные работы на подъезд ные пу ти у с та н а в л ив а е тс я в с о о тв е тс тв ии с правилами эксплуатации железнодорожных подъездных путей.

По с ле приема груза и осуществления расчетов за его транспортировку получателю выдается накладная под р асписку в дорожной ведомости. В до-рожной ведомости указываются дата выдачи груза, номер и дата выдачи до-веренности, номер расчетного счета и наименование отделения банка, по-следние два реквизита грузоотправитель может проставлять штемпелем. Вр е м я оформления выдачи груза отмечается наложением календарного штемпеля станции в графе 9 оборотной стороны накладной.

УТВЕРЖДЕНЫ

приказом Минтранса России

от _______________ № ____

1. Настоящие Правила регулируют порядок приема к перевозке грузов, а также порожних грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику (далее – собственные порожние вагоны) железнодорожным транспортом на местах общего и необщего пользования железнодорожных станций (далее - станции), открытых для грузовых операций. Перечень таких станций публикуется в тарифном руководстве.

Прием грузов, перевозимых для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности , осуществляется в соответствии с правилами оказания услуг по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и настоящими Правилами.

2. Перевозки грузов могут осуществляться повагонными, контейнерными, мелкими, групповыми, маршрутными отправками и отправками в составе поездного формирования, не принадлежащего перевозчику.

Перевозки собственных порожних вагонов могут осуществляться повагонными, групповыми, маршрутными отправками и отправками в составе поездного формирования, не принадлежащего перевозчику.

2.1. Повагонной отправкой считается предъявляемый к перевозке по одной транспортной железнодорожной накладной (далее - накладная) груз, для перевозки которого требуется предоставление отдельного вагона, а также предъявляемый к перевозке по одной накладной собственный порожний вагон.


2.2. Контейнерной отправкой считается предъявляемый к перевозке по одной накладной груз, для транспортировки которого требуется предоставление отдельного контейнера.

2.3. Мелкой отправкой считается предъявляемый по одной накладной груз, для перевозки которого не требуется предоставление отдельного вагона или контейнера.

2.4. Групповой отправкой считается предъявляемый к перевозке по одной накладной груз, для перевозки которого требуется предоставление более одного вагона, но менее маршрутной отправки, а также предъявляемая к перевозке по одной накладной группа собственных порожних вагонов.

2.5. Маршрутной отправкой считается предъявляемый к перевозке по одной накладной груз, для перевозки которого требуется предоставление вагонов в количестве, соответствующем нормам, установленным для маршрутов по массе или длине, а также собственные порожние вагоны, предъявляемые к перевозке по одной накладной в количестве, соответствующем нормам, установленным для маршрутов по длине.

2.6. Сборной повагонной отправкой считается предъявляемый по одной накладной груз разных наименований и позиций номенклатуры грузов в адрес одного грузополучателя .

2.7. Отправкой в составе поездного формирования, не принадлежащего перевозчику, считается груз, предъявляемый к перевозке железнодорожным транспортом по одной или нескольким накладным в составе поезда, состоящего из вагонов и локомотива (локомотивов), не принадлежащих перевозчику.

Перевозчики, владельцы инфраструктур, иные юридические лица и индивидуальные предприниматели при наличии соответствующих погрузочно-разгрузочных машин и приспособлений могут принимать на себя по договору с грузоотправителями выполнение погрузочно-разгрузочных работ.

Погрузка грузов в контейнеры в местах общего и необщего пользования обеспечивается грузоотправителями.

9. В соответствии со статьей 18 Устава грузоотправители обязаны подготавливать грузы в соответствии с установленными обязательными требованиями, техническими условиями на продукцию, ее тару и упаковку и иными актами таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, качество перевозимой продукции, сохранность грузов, вагонов, контейнеров, пожарную безопасность и экологическую безопасность .

В целях предохранения от повреждения, порчи, утраты перевозимых грузов, а также предотвращения загрязнения и засорения подвижного состава, железнодорожного полотна и окружающей среды грузы должны предъявляться к перевозке в упакованном виде с применением транспортной тары, соответствующей стандартам и техническим условиям.

Требования к таре и упаковке грузов, грузобагажа, качеству перевозимой продукции должны предусматриваться соответствующими стандартами, техническими условиями, утвержденными в установленном порядке в соответствии со статьей 18 Устава.

Грузы, на тару и упаковку которых стандарты и технические условия не установлены, предъявляются к перевозке при условии обеспечения их полной сохранности при перевозке, соответствующей условиям контрактов, договоров на поставку и требованиям настоящих Правил.

Предъявление накладной перевозчику и выдача квитанции отправителю могут производиться в электронном виде при наличии и в порядке, установленном в договоре об обмене электронными документами между перевозчиком и отправителем.

22.3. При приеме собственных порожних вагонов, контейнеров к перевозке уполномоченными работниками перевозчика производится осмотр технического состояния таких вагонов, контейнеров.

Собственные порожние вагоны, контейнеры, имеющие технические неисправности (за исключением вагонов, контейнеров, следующих в ремонт), угрожающие безопасности движения, к перевозке не принимаются, о чем перевозчик уведомляет отправителя в письменной форме с указанием выявленных технических неисправностей. О выявленных технических неисправностях перевозчиком составляется соответствующий акт, один экземпляр которого направляется отправителю.

При этом в случае, если технические неисправности собственного порожнего вагона, контейнера возникли по причинам, зависящим от перевозчика, перевозчик после проведения ремонта этого вагона, контейнера согласовывает с отправителем новую дату приема собственного порожнего вагона, контейнера к перевозке с оформлением соответствующей накладной.

22.4. В случае отказа перевозчика в приеме собственного порожнего вагона, контейнера к перевозке отправитель указанного вагона, контейнера (если он не является владельцем) должен уведомить владельца о полученном отказе, а владелец должен принять решение о его дальнейшем использовании.

23. Прием грузов, а также собственных порожних вагонов к перевозке осуществляется перевозчиком с учетом соблюдения требований к подвижному составу в коммерческом отношении следующим порядком:

23.1. Прием к перевозке грузов в подвижном составе крытого типа, опломбированном с наложением ЗПУ, или вагонах с наложением закруток установленного типа, в случаях, предусмотренных правилами перевозок грузов, производится перевозчиком без проверки грузов в вагонах путем проведения визуального осмотра коммерческого состояния вагонов (исправность ЗПУ, закруток, люков, шелевок, обивки и т. п.).

23.2. Прием к перевозке грузов в вагонах открытого типа (за исключением контейнеров) производится перевозчиком путем проведения визуального осмотра груза в вагоне на наличие признаков утраты, недостачи или повреждения грузов, а также соблюдения требований Технических условий размещения и крепления грузов.

23.3. Прием к перевозке грузов, погруженных в крупнотоннажные контейнеры на железнодорожных путях необщего пользования на станциях, если перевозчиком согласована погрузка этих контейнеров на вагоны дверями наружу, осуществляется в порядке аналогично пункту 23.1 настоящих Правил.

23.4. Прием к перевозке грузов, погруженных в контейнеры на железнодорожных путях необщего пользования и в местах необщего пользования на станциях, производится перевозчиком путем проведения визуального осмотра контейнеров, погруженных в вагоны, на наличие признаков коммерческой и технической неисправности контейнеров. При этом контейнеры должны быть погружены грузоотправителем в вагоны дверями вовнутрь (в свернутом состоянии) без доступа к ЗПУ и наличие ЗПУ на контейнере перевозчиком не проверяются.

23.5. Прием к перевозке грузов, погруженных в контейнеры на местах общего пользования, аналогичен порядку пункта 23.1 настоящих Правил.

23.6. При приеме к перевозке собственного порожнего вагона открытого типа, контейнера перевозчиком производится его визуальный осмотр для целей обнаружения незакрытых разгрузочных люков и дверей, неочищенной наружной поверхности и ходовых частей вагона, контейнера, наличия неснятых приспособлений для крепления грузов, а также проверки отсутствия в собственном порожнем вагоне, контейнере, предъявляемом к перевозке после выгрузки, остатков ранее перевозимого груза.

В случае обнаружения в собственном порожнем вагоне открытого типа, контейнере остатков ранее перевозимого груза перевозчик составляет акт общей формы с уведомлением об этом владельца вагона, контейнера. Копия акта предоставляется отправителю или владельцу по их требованию.

Прием к перевозке собственного порожнего вагона крытого типа, контейнера, в том числе опломбированного с наложением ЗПУ или закруток установленного типа, производится перевозчиком путем проведения визуального осмотра состояния вагона. контейнера (исправность ЗПУ, сливных приборов, закруток, люков и закрытие дверей) без проверки очистки вагона изнутри, наличия постороннего запаха внутри вагона, контейнераесли иное не предусмотрено договором.

24. Оригинал накладной и выданная на основании ее перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждает заключение договора перевозки. Заключение договора перевозки не освобождает грузоотправителя от обязанности охраны грузов в вагонах, в том числе загруженных контейнерами (далее вагоны с грузами) до момента фактической передачи вагонов с грузами перевозчику по памятке приемосдатчика.

В случае, если в момент фактической передачи вагонов с грузами перевозчиком будут обнаружены обстоятельства, свидетельствующие о коммерческой неисправности вагонов или повреждения груза (например, отсутствие ЗПУ, неисправные ЗПУ, открытые люки, повреждение обшивки вагонов и контейнеров с доступом к грузу и т. п.), вагоны с грузами к отправлению не принимаются, памятка приемосдатчика перевозчиком не подписывается и вагоны с грузами находятся на ответственном простое грузоотправителя.

Грузоотправитель обязан устранить выявленные перевозчиком неисправности и вновь предъявить вагоны с грузами перевозчику.

Факт задержки вагонов с грузами к отправлению оформляется перевозчиком актом общей формы, в порядке, предусмотренном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. В этом случае срок доставки грузов увеличивается на срок задержки вагонов к отправлению по вине грузоотправителя, о чем в накладной в графе "Отметки перевозчика" и дорожной ведомости в верхней лицевой части перевозчиком делается отметка "Срок доставки увеличен на.... суток по вине грузоотправителя по акту общей формы N...... от.............". Один экземпляр акта общей формы прикладывается к накладной.

25. В зависимости от условий приема грузов и/или собственного порожнего вагона к перевозке фактическим подтверждением передачи вагонов с грузами и собственного порожнего вагона от грузоотправителя или отправителя перевозчику является:

25.1. При погрузке вагонов, в том числе загруженных контейнерами на железнодорожных путях необщего пользования при обслуживании их локомотивом перевозчика - подпись грузоотправителя и перевозчика в памятке приемосдатчика в графе "Вагон сдал", "Вагон принял" у места погрузки в момент уборки вагона. Памятка приемосдатчика составляется в двух экземплярах. Форма памятки приемосдатчика и порядок ее ведения устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами.

25.2. При погрузке вагонов, в том числе загруженных контейнерами на железнодорожных путях необщего пользования при обслуживании их локомотивом, не принадлежащим перевозчику, - подпись владельца железнодорожных путей необщего пользования или пользователя, с которыми заключен договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов и перевозчика в памятке приемосдатчика в графе "Вагон сдал", "Вагон принял". В этом случае приемосдаточные операции осуществляются на выставочных путях установленными договорами в момент уборки вагонов.

Владелец железнодорожных путей необщего пользования или пользователь, с которыми заключен договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов, выступает в отношениях с перевозчиком на основании доверенности грузоотправителя, которая представляется перевозчику.

25.3. При погрузке грузов в вагоны в местах общего пользования и местах необщего пользования, расположенных на территории железнодорожных станций, силами и средствами грузоотправителей - подпись грузоотправителя и перевозчика в памятке приемосдатчика в графе "Вагон сдал", "Вагон принял" в момент фактического приема у места погрузки.

25.4. При погрузке грузов в вагоны в местах общего пользования силами и средствами перевозчика - подпись грузоотправителя и перевозчика в приемо-сдаточном акте на каждый контейнер и мелкую отправку. Приемо-сдаточный акт составляется в двух экземплярах. Форма приемо-сдаточного акта и порядок его ведения устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами.

25.5. При приеме собственного порожнего вагона на железнодорожных путях необщего пользования при обслуживании их локомотивом перевозчика - подпись грузополучателя (получателя) и перевозчика в памятке приемосдатчика в графе "Вагон сдал", "Вагон принял" в момент уборки вагона.

При приеме собственных порожних вагонов на железнодорожных путях необщего пользования при обслуживании их локомотивом, не принадлежащим перевозчику, - подпись владельца железнодорожных путей необщего пользования или пользователя, с которыми заключен договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов и перевозчика в памятке приемосдатчика в графе "Вагон сдал", "Вагон принял". В этом случае приемосдаточные операции осуществляются на выставочных путях, определенных согласно договорам, в момент уборки вагона.

Владелец железнодорожных путей необщего пользования или пользователь, не являющийся владельцем собственного порожнего вагона, с которыми заключен договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов, выступает в отношениях с перевозчиком на основании доверенности или иных полномочий отправителя собственного порожнего вагона, которые представляются перевозчику по его требованию.

При приеме собственного порожнего вагона в местах общего пользования и местах необщего пользования, расположенных на территории железнодорожных станций, - подпись грузополучателя (получателя) и перевозчика в памятке приемосдатчика в графе "Вагон сдал", "Вагон принял" в момент фактического приема.

Памятка приемосдатчика составляется в двух экземплярах, один из которых передаётся грузополучателю.

26. При передаче вагонов, загруженных контейнерами, номера контейнеров указываются в памятке приемосдатчика в графе "примечание" напротив номера вагона, в который они загружены.

27. Прием к перевозке грузов в адрес грузополучателей, имеющих железнодорожные пути необщего пользования, расположенные в районе деятельности железнодорожной линии узкой колеи, осуществляется назначением на станцию примыкания к указанной линии, перечень которых опубликован в тарифном руководстве.

К перевозке со станций железнодорожных линий широкой колеи до станций железнодорожной линии узкой колеи и в обратном направлении по перевозочным документам, составленным на весь путь следования, принимаются только тарно-штучные грузы (кроме тяжеловесных, опасных грузов) в крытых вагонах. Для перевозки с участием железнодорожных линий колеи разной ширины грузов в бумажной таре, упаковке грузоотправитель обязан наряду с грузом погрузить в вагон порожние мешки (коробки) в количестве не менее 6 процентов от количества мест, погруженных в вагон.

Перегрузка грузов из вагонов колеи одной ширины в вагоны колеи другой ширины, следующих по документам, составленным на весь путь следования, производится перевозчиком.

Перегрузка грузов, следующих по документам, составленным до станции перегрузки, производится грузополучателем (грузоотправителем). Перевозчики по договорам с грузополучателями (грузоотправителями) могут производить перегрузку этих грузов за счет грузополучателя (грузоотправителя).

Тарные штучные грузы, прибывшие на станцию перегрузки в исправной упаковке, перегружаются из вагона колеи одной ширины в вагон колеи другой ширины с проверкой количества мест. Проверка массы и состояние груза производится только в поврежденных местах.

28. Прием груза к перевозке с использованием электронной накладной производится при наличии и в порядке, установленном в договоре об электронном обмене данными или в договоре об обмене электронными документами между перевозчиком и грузополучателем.

29. Перечень уполномоченных лиц перевозчика, в обязанности которых входит прием к перевозке и оформление документов на станции отправления, устанавливается перевозчиком.

30. Особенности приема к перевозке отдельных видов грузов регулируются соответствующими правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Перевозчик может самостоятельно определять типы и количество грузовых автотранспортных средств, необходимых для выполнения договора, если иное не предусмотрено договором. Перевозчик должен в срок, определенный договором перевозки, подать под погрузку автотранспортное средство, пригодное для перевозки данного вида груза. Пригодность автотранспортного средства для перевозки того или иного груза определяет грузоотправитель. Если грузоотправителя не удовлетворяет поданное перевозчиком автотранспортное средство, то он должен составить акт и передать его перевозчику.

Перевозчик должен перевозить груз по кратчайшему маршруту, открытому для движения автомобильного транспорта, за исключением случаев, когда по дорожным условиям более рациональна перевозка по другому маршруту. При этом перевозчик должен поставить в известность заказчика о том, что расстояние перевозки превышает кратчайшее.

Сроки доставки груза исчисляются с момента приема его к перевозке. При задержке автотранспортного средства с грузом в пути контролирующими органами срок доставки груза увеличивается на время задержки. Перевозчиком о задержке доставки груза информируется грузоотправитель (грузополучатель).

Груз, предъявленный грузоотправителем в состоянии, не соответствующем требованиям законодательства, и не приведенный им в надлежащее состояние в срок, обеспечивающий его своевременную отправку, считается непредъявленным. Перевозчик может отказаться принять груз к перевозке, если он не может обеспечить его сохранность при перевозке по следующим обстоятельствам: груз предъявлен в ненадлежащей таре или упаковке; груз не соответствует принятому к исполнению заказу; масса предъявленной партии груза превышает грузоподъемность автотранспортного средства; груз не может быть доставлен из-за временного прекращения или ограничения движения по автомобильным дорогам маршрута перевозки. В этих случаях заказчик должен возмещать перевозчику понесенные им затраты на пробег автотранспортного средства от места стоянки (подачи) до места погрузки и обратно.

Грузоотправитель (экспедитор) не должен предъявлять, а перевозчик - принимать груз к перевозке, если: такая перевозка запрещена законодательством Республики Беларусь; грузы товарного характера не оформлены товарно-транспортными накладными или не имеют соответствующих сертификатов; предъявленные к перевозке грузы по своим свойствам не допускаются к совместной перевозке на одном автотранспортном средстве; груз создает угрозу безопасности дорожного движения, ограничивает водителю обзор, затрудняет управление автотранспортным средством и нарушает его устойчивость, закрывает внешние световые приборы, световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, создает шум, пылит, загрязняет дороги и окружающую среду.

Перевозчик может принять к перевозке грузы с объявленной заказчиком ценностью, если у него не вызывает сомнений ее величина. В случае возникновения сомнений у перевозчика по величине объявленной стоимости груза он может привлечь экспертов и составить акт о реальной стоимости груза. Грузоотправитель должен объявить ценность при предъявлении грузов к перевозке.

При приеме-выдаче грузов, перевозимых навалом, насыпью, наливом и в контейнерах, должна быть определена и указана в товарно-транспортной накладной масса этих грузов. Тарные и штучные грузы могут быть приняты перевозчиком к перевозке, если в товарно-транспортной накладной указаны масса груза и количество грузовых мест. Грузоотправитель должен записать в товарно-транспортной накладной массу груза и указать способ его определения, если масса определялась непрямым взвешиванием. При определении массы груза нетоварного характера путем взвешивания грузоотправитель должен выполнить контрольное взвешивание 5 - 10 автомобилей, после чего определить среднюю массу груза на одном автомобиле соответствующей марки. Перевозчик может потребовать от заказчика дополнительной проверки массы перевозимого груза, если он сомневается в ее величине.

Грузы, нуждающиеся в таре для предохранения их от утраты, недостачи, порчи или повреждения при перевозке, должны предъявляться грузоотправителем к перевозке в исправной таре, соответствующей государственным стандартам или техническим условиям (номер сертификата соответствия тары должен указываться в товарно-транспортной накладной). При подготовке грузов к перевозке в таре, упаковке или мелкими партиями в адрес нескольких грузополучателей грузоотправитель должен замаркировать каждое грузовое место.

В маркировке должны быть указаны полное или сокращенное наименование грузополучателя, номер заказа, пункт назначения (при междугородных перевозках), масса грузового места, а в случае необходимости - масса содержимого упаковки.

В пункте отправления груза выполняют следующие коммерческие операции: прием груза к перевозке, хранение, погрузка в судно, оформление транспорт­ных документов, исчисление провозной платы, расчеты за перевозку .

Начальной операцией в процессе доставки груза, предъявленного отправителем, является прием к перевозке . Момент приема определяет на­чало ответственности перевозчика за сохранность груза и сроки доставки его по назначению. Поэтому для успешной и качественной перевозки груза операция приема имеет важное значение, так же как в целом правильное выполнение коммерческих операций в пункте отправления во многом опре­деляет сохранную доставку груза.

Сохранность груза обеспечивается совместными действиями отправителя и перевозчика. Их обязанности регламентированы КВВТ и правилами перевозок. Перевозчики и работники портов, связанные с приемом грузов, обязаны хорошо знать и строго соблюдать правила их перевозки.

Операции по приему груза на причале порта выполняют в такой последовательности:

отправитель составляет накладную и предъявляет ее администрации порта. Получив разрешение на ввоз груза, доставляет его на грузовой район порта и предъявляет к перевозке;

приемосдатчик порта проверяет состояние груза и тары, маркировку и массу, принимает груз на склад или причал порта, делает отметку в на­кладной, в необходимых случаях наносит на груз транспортную маркировку;

в порту отправления груза составляют перевозочные документы, производят таксировку и получают провозные платежи и сборы;

на грузовом районе порта производят погрузку и оформляют сдаточной ведомостью передачу груза на судно, одновременно вручая администрации судна перевозочные документы (накладную, дорожную ведомость).

Администрация порта, прежде чем дать разрешение на ввоз груза обязана проверить: возможна ли его доставка по условиям судоходства; правильно ли указаны в накладной пункты на­значения и перевалки; не имеется ли конвенционных ограничений или запреще­ний к перевозке предъявляемого груза в указанном направлении; достаточ­но ли полно и правильно указано наименование получателя (сокращенные наименования не разрешаются); приложены ли к на­кладной требуемые правилами перевозок документы (качественные удосто­верения, ветеринарные свидетельства и т. п.).

При проверке необходимо учитывать, что поодной накладной не могут быть приняты грузы, требующие различных условий перевозки (скоропортя­щиеся вместе с обычными, грузы, совместное хранение которых запрещено, грузы, имеющие различные сроки хранения в пункте назначения и т. д.).

Недостающие данные в накладной отправитель обязан дополнить. Не­правильно заполненная накладная подлежит замене: вносить исправления не допускается. Если по содержанию накладной замечаний нет и других препятствий к выполнению перевозки не имеется, грузовая контора разре­шает ввоз груза в порт, делая об этом отметку в накладной.

Груз к перевозке может быть принят в таком состоянии, которое обес­печивает его сохранную доставку получателю. В случае обнаружения несо­ответствия тары установленным требованиям или ее неисправности приемосдатчик обязан потребовать от отправителя замены или исправления тары и только после этого принимать груз.

Одновременно с проверкой тары проверяют транспортную маркировку, затем - соответствие фактического наличия груза по наименованию, коли­честву и массе, указанным в накладной данным.

Существо маркировки как коммерческой операции заключается в том, чтобы установить связь между грузом и относящимися к нему транспорт­ными документами. Цель маркировки - предупреждение случаев непра­вильной засылки грузов и возможность быстрого определения на складе порта или в трюме судна, к какому транспортному документу относится груз.

Рис. . Предупредительные надписи и манипуляционные знаки.

На каждом грузовом месте должна быть маркиров­ка, содержащая основные, дополнительные и предупредительные надписи и манипуляционные знаки (рис.).

Надписи делают от руки или тра­фаретом непосредственно на таре груза, на бумажных наклей­ках, пластмассовых, металлических или фанерных бирках, прикрепляемых к каждому месту груза. Надписи должны быть четкими и хорошо вид­ными.

На наклейках маркировочные надписи могут быть сделаны типо­графским способом.

Грузы, следующие судовыми от­правками без перевалки в пути из одного пункта отправления в один пункт назначения и одному получателю, с погрузкой (выгрузкой) на причале грузовладельца, можно принимать к перевозке без маркировки. Маркировка не требуется также при перевозке груза с проводником отправителя.

На грузовых местах, замаркированных отправителем, в порту наносят знаки транспортных организаций, где указывают порядковый номер по книге приема груза к перевозке и (через тире) число мест груза в данной отправке.

Эти знаки может наносить отправитель до предъявления груза к перевозке, если по согласованию с отправителем такой порядок будет установлен перевозчиком.

При маркировке необходимо следить за тем, чтобы марка была устой­чивой (не искажалась под действием атмосферных осадков), не портила лицевую сторону грузов, принимаемых без тары (мебели, домашних вещей и др.).

Опасные грузы, а также грузы, перевозимые в прямом смешанном железнодорожно-водном или прямом водном сообщении, маркируют с учетом правил их перевозок.

На транспортных пакетах, сформированных из отдельных мест груза, наносят дополнительную маркировку в виде дроби: в числителе указыва­ют порядковый номер пакета и его массу брутто, в знаменателе - число мест в пакете и их массу нетто.

Груз принимают по наружному осмотру тары, упаковки или самого гру­за (если он перевозится без упаковки).

Как правило, груз принимают без проверки его состояния. Ответствен­ность за неправильное наименование груза в накладной, за порчу его в пути, из-за невыполнения соответствующих правил подготовки к перевозке лежит на отправителе.

Перевозчик имеет право потребовать от отправителя вскрыть тару для проверки груза во время приема к перевозке только в следующих случаях: если есть основание предполагать завышение отправителем объявленной ценности груза; для выяснения на­личия груза, запрещенного к перевозке или опасного; в случае сомнения в правильности наименования груза.

Груз, предъявляемый к перевозке по одной накладной, должен быть завезен на склад порта в течение одного дня. Исключения допускаются сособого разрешения порта. Ввоз груза в порт удостоверяется подписью приемосдатчика в накладной.

Груз считается принятым к перевозке после уплаты отправителем про­возных платежей и выдачи ему квитанции накладной. Время приема груза удостоверяют наложением на накладную календарного штемпеля порта отправления.

Принятый груз записывают в книгу приема грузов и багажа к перевоз­ке и заносят в электронные средства, в которых указывают основные сведения о нем: порядко­вый помер отправки, время приема, номер накладной или багажной квитан­ции, порт назначения или перевалки, наименование отправителя, наименование груза, число мест и массу, род упаковки, место складирования. После отправления груза запись дополняют, указывая дату отправления, название или номер судна, на котором отправлен груз, номер сдаточной ведомости. Все записи в книге должны соответствовать данным, указанным в накладной.

Иногда предъявленный отправителем груз принимают к перевозке до назначенного портом или предусмотренного графиком дня погрузки с условием ожидания этого дня на складе порта. В этих случаях на наклад­ной, дорожной ведомости и квитанции делают соответствующую отметку. В накладной, дорожной ведомости и квитанции на перевозку грузов, принятых к перевозке до открытия навигации, штемпелем делают отметку «Груз принят на условиях хранения и отгрузки после открытия навигации в сроки, установленные особым графиком».

Автоперевозки грузов состоят из транспортировки товара на основании принятых в определенной форме планов. Кроме того, доставка происходит после заключения договора перевозки грузов. Если подобный договор был заключен, то отправитель товара предоставляет в фирму-автоперевозчик определенную заявку, а если договор перевозки грузов отсутствует, то компания-перевозчик получает единичный заказ.

Общая информация

Предварительная заявка должна быть предоставлена компании-автоперевозчику в сроки, прописанные в договоре. Если автотранспортное предприятие согласно, то грузоотправитель может отправить заявку на грузоперевозку при помощи телефонограммы, в которой укажет все необходимые данные.

В зависимости от масштабности и вида транспортировки компания-перевозчик выберет тип и число грузовиков, которые будут участвовать в доставке грузов.

В обязанности фирмы-перевозчика входит своевременная подача автовоза в каждый погрузочный или разгрузочный пункт, который будет прописан в переданной заявке или в одиночном заказе. Кроме того, передвижной состав должен иметь качественное состояние для доставки конкретного вида груза, включая и очищающую обработку автомобилей.

Если передвижной состав был подан в некачественном для доставки товаров виде, то это приравнивается к тому, что он не был подан вообще. По данному факту грузоотправитель должен составить специальный акт определенной формы.

Если в течение определенного месяца автотранспортное предприятие не выполнило план по предоставлению необходимых подвижных составов, то вторая сторона транспортного договора имеет право в течение следующего квартального месяца потребовать от транспортной компании выделения дополнительных автомобильных средств для доставки недогруженного товара. Если транспорт не был предоставлен в текущем квартале, то это должно произойти в первом месяце последующего квартального периода.

Выделение дополнительных автовозов для доставки недогруженного товара происходит в согласованном между фирмой-автоперевозчиком и отправителем или получателем товара порядке. Если одна из сторон не выполняет принятые на себя обязательства, то она несет ответственность, предусмотренную договором или уставом автомобильного транспорта.

Маршрут, по которому предприятие-перевозчик будет доставлять товар, должен быть наиболее коротким. Исключением могут быть лишь случаи, когда дорожная обстановка не позволяет это сделать, и приходится двигаться по более длинному пути. Если это произошло, то предприятие-перевозчик обязано сообщить заказчику об изменении маршрута еще при приеме заявки (заказа).

Прием груза к перевозке должен происходить с соблюдением грузоотправителем следующих условий:

  • для более разумного использования автомобильных средств и сохранения товара при передвижении его отправитель должен подготовить его к транспортировке (упаковать, разместить по группам в зависимости от конкретного места прибытия);
  • приготовить товарно-транспортные накладные (ТТН) и другие нужные бумаги, а если понадобится, и бланки пропусков, разрешающие передвижение по погрузочно-разгрузочной территории.

Если отправитель товара не привел вовремя груз в качественное состояние, и оно не соответствует правилам транспортировки, то товар считается не предъявленным. В этой ситуации с его стороны должна быть выполнена оплата стоимости автомобильного пробега в обе стороны от района подачи транспортного средства до территории погрузки. Помимо этого, производится оплата простоя автомобиля. Также, в законодательных документах прописаны штрафные санкции и ответственность сторон за неправильную форму (ТТН).

Товар должен передаваться отправителем компании-перевозчику в сопровождении необходимых сертификатов, санитарных справок и остальных документов, свидетельствующих о том, что его состояние соответствует безопасности и остальным нормам.

Перевозимые в одном транспортном средстве товары должны иметь идентичные свойства. В противной ситуации, их совместная перевозка может грозить порчей товара.

Во время передачи товара от его отправителя к фирме-автоперевозчику заказчик вправе проследить, насколько качественно он был загружен в транспортное средство, а также учел ли перевозчик его рекомендации к доставке, которые были прописаны в товарно-транспортных документах.

Фирма-автоперевозчик вправе не согласиться с приемкой товара в следующих ситуациях:

  • упаковочный материал или тара переданного к доставке груза имеет повреждения или другие отклонения от нормы;
  • поступивший груз, непрописанный в заявке, должен будет перевозиться одиночным заказом, а если ожидается междугородняя перевозка, то его необходимо отправить в другой населенный пункт;
  • если поступивший груз должен перевозиться на одном транспортном средстве, а его масса превышает допустимый вес подвижного состава, который был подан для погрузки товара по заявке или заказу;
  • невозможность транспортировки товара из-за неуправляемых явлений, погодных условий или препятствий на дороге, которые вызвали остановку или сдерживание доставки грузов автомобильным способом на определенный промежуток времени.

Если отказ от приема товара был вызван первыми тремя перечисленными пунктами, то заказчик обязан выплатить фирме-автоперевозчику компенсацию денежных средств, потраченных последним на фактический пробег транспорта в обе стороны от того места, откуда тронулся автомобиль, до места предполагаемой погрузки. Данная компенсация рассчитывается исходя из тарифных ставок на автомобильную доставку грузов.

Отправитель товара не имеет права предлагать, а компания-автоперевозчик принимать к транспортировке груз в определенных ситуациях:

  • на подобную транспортировку наложен запрет 18 статьей автомобильных правил;
  • товарный тип груза не прописан в товарно-транспортной накладной (ТТН);

Предприятие-автоперевозчик может перевозить грузы как после выполнения всех необходимых операций по их приему, их передаче экспедитором и сопровождению, так и без их наличия.

Экспедиторское сопровождение

Тем не менее, существуют определенные типы грузов, для доставки которых экспедиторское сопровождение является необходимым. Если экспедитор представляет сторону заказчика, то последний должен позаботиться о том, чтобы сопровождающее лицо вовремя явилось на место погрузки товара, когда прибудет передвижной состав. Если данное условие не было соблюдено, и экспедитор опоздал, то получатель (отправитель) товара должен нести перед компанией-перевозчиком ответственность за задержку передвижного состава. Это прописано в 141 статье автомобильных правил.

Компания-перевозчик может подождать приезда экспедитора со стороны отправителя (получателя) товара в течение одного часа. Если по истечению этого времени сопровождающее лицо так и не появилось, то транспортная фирма имеет право возвратить грузовик на место или использовать его на остальных линиях перевозок. Возникшая ситуация превращает перевозку в несостоявшуюся, перестает начисляться, а с компании-транспортировщика снимается ответственность за невыполнение договоренностей по перевозке.

Действия водителя-экспедитора

Когда водитель-экспедитор принимает товар к транспортировке, он показывает его отправителю служебный документ, а также путевой лист с печатями компании-перевозчика. Последний необходим для того, чтобы передвижной состав с расположившимися в нем людьми, список которых перечислен в путевом листе, смогли попасть на территорию отправителя или получателя груза. В отдельных ситуациях, для этого необходимо оформление специального пропуска.

Так как выдача специальных пропусков предусматривает их предварительное изготовление и подготовку, то, при их необходимости для въезда или выезда транспортного средства с территории, компания-перевозчик и отправитель или получатель товара должны предусмотреть процедуру их выдачи в договорах. Такие специальные пропуска входят в число мер, направленных на правильное использование автопоезда.

Отдельные моменты получения дорогостоящих товаров водителем-экспедитором могут быть прописаны в договорных бумагах перевозки. Например, компания-перевозчик и отправитель или заказчик груза могут отметить, что ценные товары водитель должен получать только после предъявления паспорта.

Транспортировка ценных товаров

В определенных случаях в транспортировке нуждаются товары с объявленной ценностью. Отправитель или заказчик товара должны объявить ценность перечисленных далее видов грузов:

  • дорогостоящие металлы и предметы, изготовленные из них; памятники старины, скульптуры, драгоценности, живопись, антиквариат, художественные изделия, ковры ручной работы, оборудование, машины и механизмы для опытов с не утвержденными на них ценами;
  • предметы обиходного применения;

Товары с небольшим сроком использования, опасные, навальные, насыпные, жидкие и запломбированные грузы не могут быть объявлены ценными. Кроме того, в одной товарно-транспортной документации не может быть записано сразу два вида грузов: простые и ценные.

Объявленная ценность должна быть не выше, чем реальная стоимость товара. Если две стороны автоперевозки не могут договориться о величине ценности товара, то ее определением должна заняться экспертиза, результаты которой прописываются в специальном акте.

Транспортировка ценных грузов должна сопровождаться описью грузовых мест, составленной отправителем груза в трех образцах по определенной форме. Все три экземпляра должны быть переданы компании-автоперевозчику. Транспортная фирма проверяет опись, после чего один лист возвращается заказчику, второй остается на руках у перевозчика, а третий передается получателю груза после его доставки до места назначения.

Если происходит транспортировка навальных, насыпных, жидких грузов или товаров в контейнерах, то товарно-транспортная накладная на них должна содержать массу этих грузов.

Товар, перевозимый в таре или штучным способом, допускается до транспортировки только, если в товарно-транспортной документации прописана его масса и число грузовых позиций. При этом, отправитель товара должен еще до момента его передачи определить его вес и записать его на грузовых позициях. Общая товарная масса выясняется при помощи действий на весах или пересчета грузовых позиций по единому стандарту. При этом, вес специальных видов груза может быть рассчитан примерно или по объемной массе, если это устраивает обе стороны операции. Товароотправитель должен сделать пометку в товарно-транспортной документации о массе груза и способе ее выяснения.

Вес товара определяется при помощи технических средств его отправителя. При этом, участие в данном процессе принимают обе стороны. Самостоятельное выяснение массы груза со стороны его отправителя происходит в тех ситуациях, когда транспортировка товара производится в машинах крытого типа, прицепах, отдельных автомобильных секциях, цистернах или контейнерах, на которых стоит пломба (знак) грузоотправителя.

Если товар имеет маркированный общий или конкретный вес, то его не нужно перевешивать. Водитель-экспедитор должен проверить целостность тары или упаковки и при отсутствии повреждений на ней принять такой груз у его отправителя, согласившись с весом, указанным на маркировке.

Если предстоит транспортировка товаров, имеющих один стандартный размер и перевозимых одному заказчику, то совсем необязательно указывать вес на каждой грузовой позиции. Исключением являются ситуации, когда обязательное указание массы товара предусмотрено государственными нормами. При этом, в накладной заполняется графа «Способ определения веса», в которой прописывается «по стандарту».

Если перевозка будет состоять из грузов не товарного вида, то их численность определяется по свидетельствам замера или взвешивания, которые составляются совместно обеими сторонами. Определение количества грунта при его масштабных перевозках происходит при помощи геодезического замера. Основанием для составления акта взвешивания служит контрольное взвешивание нескольких автомобилей, после которого происходит определение среднего товарного веса в одном автомобильном средстве определенной марки. Геодезический замер количества груза происходит следующим образом: масштабные показатели этого замера умножаются на объемный вес товара, который определяется лабораторным способом.

Если какая-то из сторон транспортировки заявляет об изменении свойств груза или других требований перевозки, то необходимо произвести еще одно контрольное взвешивание или заново определить объемную массу груза.

Ни одна из сторон, будь то компания-перевозчик, отправитель товара или его получатель, не имеет возможности отказаться от повторной процедуры взвешивания или выяснения объемной массы товара. В любом случае, фирма-автоперевозчик вправе потребовать дополнительную проверку количества или массы товара, чьи результаты необходимо внести в транспортные документы.

Если, во избежание порчи, кражи или повреждения груза, необходимо наличие тары, то она должна быть подготовлена к транспортировке в целостном состоянии в соответствие с государственными стандартами и техническими условиями. Отдельные случаи разрешают иную исправную тару, необходимую для обеспечения полной целостности груза. При транспортировке продуктов сельского хозяйства может использоваться тара, имеющая нестандартные размеры или форму, которая способствует их полной сохранности.

При обнаружении транспортным предприятием повреждений на таре оно вправе потребовать с грузоотправителя их исправления и приведение упаковки в надлежащий вид, отвечающий требованиям 52 статьи автомобильного устава.

На отправителя товара ложится вся ответственность за последствия от некачественно выполненной внутренней упаковки (деформацию, трещины, течь и т.п.). Кроме того, заказчик транспортировки отвечает за использование упаковки или тары, которая не подходит под свойства, массу, стандарты или технические качества товара.

Транспортировка и прием к ней товаров, не попадающих под общие правила автомобильных грузоперевозок, происходят в соответствие с порядком транспортировки отдельных видов товара.

Видео: Срывы погрузки

Поделиться