Исследовательская работа фольклорная основа «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Ветер по морю гуляет…


Двух сестер укусил Гвидон около глаза, когда оборотился в насекомых.
Царь для радости такой отпустил всех трех домой…
Это последовательность событий. В любой сказке есть конфликт. Сестры завидуют младшей, которая становится царицей. Конфликт углу
Три девицы под окном
Словно реченька журчит. Выступает будто пава. Жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь
Во саду ли, в огороде
Царя Салтана
Подобный материал:
  • Тема урока: Сопоставительный анализ литературной сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе , 110.84kb.
  • Программа «Начальная школа XXI века» Н. Ф. Виноградовой) Тема урока: «Сказка о царе , 49.94kb.
  • Финист Ясный Сокол», «Снегурочка» Сборник русских народных сказок, пословиц и поговорок, , 9.97kb.
  • Тема: «сказки а. С. Пушкина» , 61.29kb.
  • Урок литературы (4 класс) Тема: Игра прогулка по Лукоморью (Урок обобщения по сказке , 50.17kb.
  • Цель: закрепить знания учащихся о творчестве А. Пушкина , 61.02kb.
  • Ростовская область привлечет инвесторов с помощью сказок Пушкина (Рамблер-Недвижимость, , 18.46kb.
  • Тема: «Сказка о царе Салтане…» А. С. Пушкина в музыке Н. А. Римского , 74.41kb.
  • Тема: «Образ няни в лирике А. С. Пушкина и музыке» , 235.81kb.
  • Цель: учиться составлять характеристику героев по плану , 25.07kb.

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

Тема: Анализ сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»

Цель :
  1. а) показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, композиции; б) отметить языковые особенности литературной сказки; в) отметить отличие литературной сказки от народной;
  2. работать над навыками выразительной речи;
  3. учить работе с текстом;
  4. закрепить литературные термины «жанр», «сюжет», «композиция»

Методы: анализ сказки по плану; работа с текстом, выразительное чтение.

Наглядность : иллюстрации по сказкам А.С.Пушкина, рисунки учащихся, музыка Глинки, инсценировка отрывка «Сказки о царе Салтане»

Ход урока:

Сегодня займемся анализом сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», отметим языковые особенности литературной сказки, закрепим понятие литературных терминов «жанр», «сюжет», «композиция».

Назовите общие особенности волшебных сказок (см.план)

  1. Есть волшебство
  2. Странствия, приключения героев
  3. Кто-то мешает или помогает
  4. Герой воюет с нечистой силой
  5. Эпизоды повторяются по 3раза
  6. Есть зачин, концовка
  7. Добро побеждает зло

А теперь назовите жанровые особенности сказки волшебной (см.план)

  1. Повторы
  2. Общие места
  3. Строй сказки плавный, напевный
  4. Сказочник рисует словами образы, как красками

А теперь непосредственно обратимся к сказке «О царе Салтане». Найдите памятку «Жанр». А теперь, пользуясь этим планом, расскажите все, что касается понятия «жанр» по сказке

Жанр – это вид литературы. Сказки бывают народные и литературные «Сказка о царе Салтане» - литературная, т.к. есть автор А.С.Пушкин.

Пушкин придумал характеры своим героям, побуждения, поступки

Приведите примеры героев, где был бы показан его характер

В кухне злится повариха (злость)

Плачет у станка ткачиха,

И завидуют оне

Государевой жене (зависть)

С ободренною душой князь пошел к себе домой (спокойный)

Определите характер героя, каким его изобразил Пушкин? (на листочке - письменно)

Тот (коршун) уж когти распустил, клев кровавый навострил

  1. Хищный

Что еще придумывает Пушкин для своих героев?

Мысли

Приведите примеры

Кабы я была царица, -

Говорит одна девица, -

То на весь крещенный мир

Приготовила б я пир…

Кабы я была царица, -

Третья молвила сестрица, -

Я б для батюшки царя

Родила б богатыря

А какие человеческие чувства вы знаете?

Любовь, ненависть, зависть, печаль, благодарность…

А теперь определите, какое чувство изобразил Пушкин в данном отрывке. (Отметить на листе под цифрой 2 - письменно)

Век тебя я не забуду:

Отплачу тебе добром,

Сослужу тебе потом!

  1. Благодарность

Какая еще особенность литературной сказки отмечается?

Пушкин придумывает ход событий

Назовите основные события сказки «О царе Салтане…»

Разговор 3 девиц подслушан царем; свадьба; война; родился сын; зависть сестер и тетки; бочку бросили в море; Гвидон вырос; убил коршуна; избавил царевну-лебедь;

Та подарила Гвидону город; белку; 33 богатыря стали дозором город обходить. Гвидон женился на царевне. Встречи с корабельщиками; приезжает царь Салтан. Завистницы прощены. Радость.

Жуковский, прочитав две сказки Пушкина «О попе и его работнике Балде» и «Сказку о царе Салтане», написал «У Пушкина … сказки русские народные, …совершенно русские… Прелесть невообразимая» (слова написаны на доске)

Докажите, что Пушкин некоторыми элементами русских народных сказок воспользовался. Что взято автором из русских народных сказок?

Имена (Бабариха, царевна-лебедь, коршун-чародей, белка-искусница, завистливые сестры)

Костюмы (В чешуе, как жар горя, 33 богатыря; под косой луна блестит…)

Узнайте по костюму героя сказки и запишите на листе под цифрой 3 (письменно)

Весь сияя в злате он сидит в палате на престоле и в венце

  1. Салтан

Продолжаем работать над тем, что еще использовано А.С.Пушкиным из народных сказок

Приключения, странствия героев:

Бочка по морю плывет…

А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой извести ее хотят…

Как вы понимаете эту шутку?

А ткачиха с поварихой

С сватьей бабой Бабарихой

Около царя сидят –

Четырьмя все три глядят

Двух сестер укусил Гвидон около глаза, когда оборотился в насекомых.

А комар-то злится, злится

И впился комар как раз

Тетке прямо в правый глаз.

Повариха побледнела, обмерла и окривела!

Зажужжал он и как раз

Тетке сел на левый глаз,

И ткачиха побледнела:

«Ай!» - и тут же окривела.

Мы не случайно говорили о шутках, т.к. в русских сказках они часто встречаются.

Что вы можете сказать о времени и месте действия?

Сказка на вечные времена: «Каждый день идет там диво». Место действия: царство славного Салтана, город на острове Буян, море. Корабельщики объехали весь свет: За морем житье не худо…

Что общим является для сказки литературной и народной?

Мораль

Какую мораль можно извлечь из этих слов?

А ткачиха с поварихой

С сватьей бабой Бабарихой

Разбежались по углам:

Их нашли насилу там.

Тут они во всем признались,

Повинились, разрыдались

Не надо совершать злые поступки, не надо завидовать

Докажите, что в сказке есть жизненная правда

Царь для радости такой отпустил всех трех домой…

Ветер по морю гуляет…

Чему учит сказка?

Учит справедливости, добру, правде

II. Анализ сказки по плану «Сюжет». Что такое сюжет?

Это последовательность событий. В любой сказке есть конфликт. Сестры завидуют младшей, которая становится царицей. Конфликт углубляется, когда рождается сын.

В сказке всегда кто-то помогает или мешает. Помогает царевна-лебедь. Мешает царевне коршун. Мешают царице сестры и Бабариха. Сказка имеет волшебство. Н-р, сын растет не по дням, а по часам. Гвидон превращался в насекомых… В сказке есть странствия героев: корабельщики объехали весь свет

Помогаем приводить примеры

Гвидон летает к царю Салтану. Герой воюет с враждебными силами. Гвидон убивает коршуна-чародея, мстит теткам и Бабарихе (кусает их). Добро побеждает зло. Сказка заканчивается счастливым концом: радостной встречей Салтана с женой и сыном. Завистницы прощены.

III. Рассмотрим план под названием «Композиция». Что такое композиция?

Композиция – это построение произведения. Сказка обычно начинается с зачина: (царя с царицею)

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…

В сказке есть концовка:

Я там был, мед, пиво пил

Да усы лишь обмочил.

В сказке эпизоды повторяются по 3 раза: н-р, 3 сестры пряли

Цифра 3 волшебная, характерная для многих сказок. Приводим примеры.

3 раза Гвидон превращался в насекомых и летал к Салтану. 3 Раза обращался к царевне-лебеди за помощью. Она его 3 раза спрашивала: «Что ты тих, как день ненастный, опечалился чему?» 3 раза заезжают корабельщики, 3 раза угощают их Гвидон и Салтан; они рассказывают о том, что видели на белом свет. Строй сказки плавный, напевный.

Груздева, Усманова, Ткаченко читают выразительно отрывок из сказки (инсценировка)

IV. А теперь обратимся к особенностям языка сказки.

Перечислим их (см.план)

  1. Синонимы
  2. Сравнения
  3. Эпитеты
  4. Противопоставления
  5. Ондокоренные слова
  6. Сложные слова
  7. Славянизмы
  8. Определение после определяемого слова стоит
  9. Уменьшительно-ласкательные суффиксы
  10. Усилительные частицы, обращения и т.д.

Назовите мне те выражения, которые можно считать пословицами, фразеологизмами, крылатыми выражениями

Словно реченька журчит. Выступает будто пава. Жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь

Какую особенность языка вы отметите в этой фразе (в этих фразах)?

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Бог вас, дети, наградит

Обращение

Удалец, Диковинка, орешки – слова из сказки. Какую языковую особенность вы заметили?

Уменьшительно-ласкательные суффиксы

Грусть-тоска, Гости-господа – Какую особенность языка характеризуют эти слова?

Сложные слова

Найдите в тексте эпитеты

Синее море, божий свет, тугой лук, добрый путь

На листке поставьте цифру 5. Отметьте особенность языка: «Что я царь или дитя? Или К нам он в гости собирался, а доселе не собрался»

  1. Противопоставление

V. Давайте проведем маленькую викторину по знанию текста


1. Почему Салтан расстался с женой после свадьбы?

В те поры война была


2. Родила царица в ночь не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а (кого?)

Неведому зверушку

3. Царь велит своим боярам,

Времени не тратя даром,

И царицу, и приплод … (что сделать?)


Тайно бросить в бездну вод

4. Какую песенку пела белка?

Во саду ли, в огороде

5.Разом пушки запалили,

В колокольнях зазвонили,

К морю сам идет Гвидон…

Кого он встречает?


Царя Салтана

VI. Давайте подведем итоги. Вы обратили внимание на то, как долго писал сказку Пушкин. На доске написаны следующие цифры:

Краткая запись «Сказки о царе Салтане» в Кишиневе – 1822г.

Подробная запись в Михайловском – в 1824г.

14 стихов, остальное проза – 1828г.

Написал полностью в 1831г., устроив творческое соревнование с Жуковским.

Да

Все гениальное просто. А теперь вы видите, сколько трудов на сказку было положено автором.

А теперь подведем итоги нашему уроку.

Жанр – сюжет – композиция – три этих литературных термина крепко между собой связаны. Что такое жанр? Что такое сюжет? Что такое композиция?

Тема: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».

Цели: Посредством интеграции учебных предметов в одном уроке дать возможность детям увидеть многогранность литературного произведения, лучше осмыслить сказку, увидеть в ней добро и зло, красоту слова, музыки, изобразительного искусства, научить понимать музыку, видеть в ней литературных героев, их поступки.

Личностные УУД

    Воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения.

    Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения поставленных задач.

Регулятивные УУД

    Постановка и сохранение учебной задачи.

    Умение ориентироваться в текстовом массиве, перечитывать текст, отыскивая информацию, необходимую для ответа на вопрос.

    Воспитание критического мышления.

Познавательные УУД

    Формирование навыков самостоятельной работы с книгой (чтение-рассматривание), читательской компетенции.

    Развитие образного и логического мышления, воссоздающего творческое воображение детей.

    Овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Коммуникативные УУД

    Готовность слушать собеседника и вести диалог, формулировать собственное мнение и позицию.

    Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;

    Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.

ХОД УРОКА

I . Организационный момент

Встали красиво, выровнялись. Садитесь.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

II . Актуализация опорных знаний

1.Дыхательно - артикуляционную гимнастику

Летела муха около уха: ж-ж-ж

Летела оса около носа: с-с-с

Летел комар и звенел: з-з-з

Сел на лоб, а мы его хлоп! И поймали! (кулачок к уху)

Пусть летит! з-з-з

Упр «Толстячок», «Качели», «Часики»

2.Речевая разминка

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах

Выразительно и спокойно

3.Вводная беседа

Над каким произведением работаем?

Какое полное название сказки?

4. Блиц опрос биография А.С.Пушкина

В каком году родился Пушкин? (6 юня 1799г)

Как звали родителей? (Сергей Львович и Надежда Осиповна Ганнибал)

Сколько было детей? (трое,Ольга,Александр, Лев)

Кто занимался воспитанием? (бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна)

В каком году умер?(1837Г)

От чего умер поэт? (был застрелен на дуэли)

III . Мотивация учебной деятельности

Посмотрите на экран кого вы знаете?

Почему портеры этих великих людей у нас на уроке?

Сформулируйте тему урока.

IV .Сообщение темы урока

Сегодня мы раскроем как связана сказка с этими великими людьми.

V . Изучение нового материала

1.Работа по произведению

Скажите кто вдохновлял поэта к написанию сказок?

Сколько сказок написал Пушкин? Назовите?

А вы знаете историю написания этой сказки?

(выступление ученика)

Можно ли восхищаться текстом, который вы только что прочитали? Конечно, нет!
Но почему, как вы думаете?
Это только набросок, черновик. До того момента, когда сказка зазвучит словами Пушкина, потребуется много работы. Каждое слово в поэзии Пушкина, будто жемчужина. В этом проявляется его гениальность.

Давайте докажем, что сказка

2.Характеристика героев сказки

Кто из героев сказки вам особенно понравился? Почему?

Словарная работа: находчивый, смелый, защитник, способен на самопожертвование; красива, умна, ласкова, добра.

Кто из героев сказки вызывает у вас антипатию? Почему?

Дайте этим героям характеристику

Словарная работа: зависть, злоба, коварство.

3.Беседа по содержанию выборочное чтение

Давайте вспомним о чем сказка.

Почему царь не выбрал первых двух сестриц? (важны не еда и одежда, а продолжение рода – царю нужен наследник)

Почему Салтан расстался с женой после свадьбы?

Кого родила царица? Найдите и прочитайте.

Какая беда случилась с царицей и ее сыном?

Что решились сделать завистливые люди? Найдите и прочитайте

Как освободились из бочки царица с царевичем? Найдите и прочитайте

Что увидел царевич на море?

Кто напал на лебедь?

Что сделал царевич?

Как Царевна-Лебедь отблагодарила царевича за свое спасение? Найдите и прочитайте.

Какой фрагмент сказки вам понравился? Прочитайте.

Сказка сопровождается иллюстрациями. Прочитайте кто художник.

VI . Физкультминутка

Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.)

Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки в перед.)

Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.)

Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.)

Мы по берегу гуляем, Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.)

Ищем ракушки в песке (Наклоны.)

И сжимаем в кулаке (Дети сжимают кулачки.)

Чтоб побольше их собрать,- Надо чаще приседать. (Приседания.)

Сядем дружно на песок. Снова начался урок. (Дети садятся за парты.)

4. Проект «Биография Билибина»

5.Работа с книгой

Давайте найдем строчки которые описывают эти рисунки.

6.Проект «Биография Н.А. Римского Корсака»

Ребята. А вы знаете что такое опера?

Опера – это музыкальное произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра.

Все мы теперь хорошо знаем сказку. Царица и князь Гвидон оказались жертвами злой зависти. Они оторваны от царя. Гвидон тосковал по отцу, ему хотелось увидеть его. Смог ли он осуществить своё желание? Как?

7. Работа над музыкальными произведениями

Послушайте отрывок «Полёт шмеля».

Можно ли слушая музыку представить, как летит шмель?

Какая это музыка?

Гудящая, шмелиная, жужжащая.

Какое чувство рождает?

Ликование, радость.

Какие три чуда были у Гвидона?

8.Работа с книгой

Ученики читают отрывки.

А теперь прослушайте музыку Римского-Корсакова об этих чудесах.

Прослушивание музыки.

Каков её характер?

Простодушие, народность (о белке); торжественность, надёжность (о 33-х богатырях); лиричность, нежность, поэтичность (о Царевне-Лебеди).

Что вы представили, когда слушали музыку?

Какую песенку поёт белочка?

Поменялась ли музыка? Какая она?

Вам понравилось?

VII . Итог урока

Подведем итог нашего урока и вернемся к портретам

Так каким художественными средствами они пользуются?

Поэт А.с. Пушкин – словом, художники Билибин и Врубель – красками, композитор Римский Корсак – музыкой.

Что связывает этих великих людей?

VIII . Рефлексия

Наш урок подходит к концу.

Закончите любую фразу:

Я сегодня научился …

Мне было интересно …

Мне было трудно …

Мне понравилось…

IX .Домашнее задание:

Сочините сказку с чудесными превращениями, со сбывшейся мечтой.

наталья кибенева
Конспект занятия по приобщению дошкольников к словесному творчеству по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»

Цель – развитие творческих способностей детей на материале творчества А . С. Пушкина – «Сказка о царе Салтане… » .

Задачи :

Образовательные :

Формировать интерес к творчеству великого русского поэта А. С. Пушкина посредством различных форм выразительности;

Активизировать речь детей : учить понятно для окружающих высказывать свои мысли ;

Обогащать словарный запас детей , знакомя их с особенностями выразительных средств языка А. С. Пушкина .

Формировать умение вырезать детали, аккуратно наклеивать их по образцу.

Развивающие :

Активизировать мыслительную деятельность детей;

Способствовать развитию мелкой моторики;

Развивать интерес к аппликации;

Воспитательные :

Воспитывать познавательный интерес к сказкам А . С. Пушкина ; к творческой деятельности ;

Способствовать формированию умения оценивать свою деятельность и деятельность других сверстников;

Продолжать воспитывать желание познавать русскую культуру и уважительное отношение к ней;

Воспитание терпения, усидчивости, трудолюбия, воспитание аккуратности.

Ход занятия.

В-ль : Добрый день! Ребята, рассаживайтесь на стульчики. Мы с вами читали сказки великого русского поэта (появляется слайд или показать портрет А. С. Пушкина ) . Узнали вы его?

Д : Александр Сергеевич Пушкин .

В-ль : Александр Сергеевич Пушкин жил в те времена , когда еще даже наших бабушек и дедушек не было на свете. Он сочинил очень много сказок . Их знают и любят взрослые и дети. Александр Сергеевич родился в Москве. Рос вместе со старшей сестрой Ольгой и младшим братом Лёвушкой. За детьми ухаживала няня Арина Родионовна, которую Пушкин очень любил . Она была добрая, ласковая; укладывая детей спать, всегда рассказывала сказки . Всю свою жизнь поэт любил её и вспоминал в своих стихах. Первые колыбельные песни Пушкин услышал от Арины Родионовны. Потом всю жизнь поэт собирал и записывал русские песни, любил их слушать. Как-то он лег спать и долго не засыпал. «Что ты,Сашенька, не спишь?» - спросили его. Он ответил : «Сочиняю стихи» .

В-ль : Ребята, какие сказки А . С. Пушкина вы помните ?

Дети : «Сказка о рыбаке и рыбке »

«Сказка о золотом петушке »

«Сказка о царе Салтане »

В-ль : Сегодня мы с вами отправимся в сказку о царе Салтане . Ребята, а почему это сказка ?

Дети :Здесь много волшебства.

В-ль : Какие чудеса вы можете вспомнить из этой сказки ?

Дети : Царевна-лебедь , царевич превращается в комара, 33 богатыря выходят из воды…

Игра «Собери картинку»

В-ль : Расскажите, пожалуйста, что изображено на вашей картине. Попробуйте вспомнить слова из сказки .

Ребенок 1 : …

За морем царевна есть ,

Что не можно глаз отвесть :

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает,будто пава.

А как речь –то говорит,

Словно реченька журчит .

В-ль : А сейчас давайте послушаем отрывок из оперы Римского- Корсакова «Царевна- Лебедь » . Какие чувства, желания вызывает у вас эта музыка?

Ребенок 2 : Мне хочется превратиться в такую же красивую девицу.

Ребенок 3 : Мне хочется станцевать прекрасный танец. И т. д.

В-ль : В музыке мы услышим плеск воды, голос птицы, взмахи крыльев. Затем мелодия станет похожа на русскую песню – это лебедь превратилась в прекрасную девушку.

Теперь обратимся к другой иллюстрации. Что на картине изображено, расскажите.

Ребенок 1 :

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутяться на бреге,

В чешуе, как жар горя,

33 богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые.

Все равны как на подбор,

С ними дядька Черномор.

В-ль : Ребята, как богатыри выходят из моря?

Дети : Грозно, величаво, торжественно, гордо, решительно и т. д.

В-ль : Прослушаем отрывок из оперы Римского-Корсакова «33 богатыря» .

Что вы представляли, когда слушали эту музыку?

В-ль : Да. Сначала мы слышим голос трубы, он нас оповещает, что идут богатыри, музыка передает, как бурлит море, как приближаются богатыри. Она будет звучать сначала тихо, потом все громче. А потом богатыри вновь уйдут в море – музыка станет тише.

Ребята, какое ещё волшебство есть в сказке , о котором мы не говорили.

Дети : Белочка.

В-ль : Правильно. Встречайте белочку из сказки .

(входит белочка – девочка из подготовительной группы - с золотыми орешками (грецкие орехи,обернутые в фольгу)

Белочка : Здравствуйте, ребята! Я приплыла со славного острова царя Гвидона и хочу с вами поиграть!

Физкультминутка «Кто самый внимательный»

Дети встают в круг. Белочка встает в середине круга и раздает орешки. Орешки кладут у своего места на пол. Под музыку «Во саду ли в огороде» дети бегут по кругу, белочка танцует в середине и прячет по 1-2 ореха. При остановке музыки дети хватают орехи, а кому не досталось,выбывает из игры.

В-ль : Молодцы! Хорошо поиграли. Спасибо, белочка! Оставайся с нами.

Давайте рассмотрим иллюстрацию белочки к сказке художника … А кто расскажет слова из сказки про белочку ?

Ребенок : Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом.

Белка там живет ручная

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые

Все скорлупки золотые

Ядра - чистый изумруд;

Слуги белку стерегут.

В-ль : Теперь давайте посмотрим какой вы видите белочку из сказки Пушкина ? Садитесь за столы, будем делать аппликацию.

Белочка : Ребята, а кому из вас нужна помощь?

Аппликация.

Ребята, вам нужно из представленных геометрических фигур вырезать и составить силуэт белочки. Из чего мы сделаем туловище белочки?

Дети : Из прямоугольника.

В-ль : Из какой геометрической фигуры будем делать голову?

Дети : Из квадрата.

В-ль : Из каких фигур вырежем лапки?

Дети : Из маленьких прямоугольников.

В-ль : Из чего мы вырежем хвост?

Дети : Из прямоугольника.

В-ль : С помощью какой фигуры мы сделаем мордочку?

Дети : Из одного маленького квадрата.

В-ль : А уши из какой фигуры?

Дети : Маленький квадрат поделим пополам.

В-ль : Теперь соберем вырезанные детали в единое целое : туловище расположить толстым концом вниз, сверху- голова, сбоку- хвост, передняя лапа- сверху, вторая лапа- внизу. Наклеиваем. Оформляем мордочку (рисуем глазки, носик, В лапы можно дать платочек или орешек.

Расскажите о своей белочке.

Ответы детей.

В-ль : Молодцы, ребята! Хорошо поработали. Что вам больше всего понравилось в сегодняшнем занятии ?

Ответы детей.

Публикации по теме:

«Нас сказка манит и зовет». Сценарий интегрированного занятия по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» МБДОУ Д/с «Вишенка» Сценарий конспекта НОД Раздел «Художественно-эстетическое творчество» Тема: «Нас сказка манит и зовет»

Тема знакомства дошкольников с шедеврами мировой классической музыки актуальна во все времена. Поэтому возникла идея создания проекта по.

Зимним холодным вечером с детьми подготовительной группы "Дельфинчики" проводили за чтением СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ,О СЫНЕ ЕГО СЛАВНОМ И МОГУЧЕМ.

Нам с ребятами очень нравится изготавливать поделки из пластилина, с недавних пор мы познакомились с новой техникой- пластилинографией.

185 лет сказке А.С. Пушкина
«Сказка о царе Салтане…»


Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» п. Золотухино, Курская область
Описание: данный материал можно использовать учителям начальных классов, воспитателям, вожатым для проведения внеклассных мероприятий, игр, конкурсов со старшими дошкольниками и младшими школьниками.
Цель мероприятия: создание условий для применения обобщённой системы знаний, полученной в результате изучения сказок А.С.Пушкина.
Задачи :
1. Повторить, обобщить знания о творчестве А.С.Пушкина, уметь узнавать его сказки по характерным особенностям.
2. Расширять читательский кругозор, прививать интерес к чтению.
3. Развивать речь, память, логическое мышление, зрительное восприятие, творческие способности обучающихся.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации, выставка книг.

Учитель : Смешные, милые, умные сказки! Они помогают надеяться на лучшее, приносят радость, окрыляют нас. Именно поэтому сказки живут с нами, переходя из поколения в поколение. Но сказка не только мечта. Она несет людям знания, по-своему приводит человека в окружающий его мир.
"Сказка - ложь, да в ней намек: " Добрым молодцам урок", - писал А.С. Пушкин.


Сегодня мы поговорим о чудесных литературных сказках, написанных великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным. Давайте вспомним некоторые эпизоды биографии А.С.Пушкина, ответив на некоторые вопросы:
-Где родился А.С.Пушкин? (в Москве)
-Какое любимое время года поэта? (Осень)
-Назовите учебное заведение, в котором учился поэт. (Царскосельский лицей)
-Как звали няню Пушкина? (Арина Родионовна Яковлева)
Великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 г. С раннего детства Пушкин рос и воспитывался в литературной среде, так что можно с уверенностью сказать о том, что его будущее было предопределено. Отец Александра Сергеевича был ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был известным поэтом, в гостях у которого часто бывали многие известные деятели литературы того времени.
Бабушка учила маленького Сашу читать и писать, но огромное влияние на будущего поэта оказала его няня, Арина Родионовна, которую поэт вспоминал всю свою жизнь и посвятил ей немало литературных произведений. Няня рассказывала ему первые сказки. Маленький Саша заслушивался сказками и засыпал, окруженный волшебникам. Именно Арина Родионовна пробудила в будущем поэте любовь к устному народному творчеству, желание дарить сказки людям.

Игра «Узнай героя по описанию и назови сказку»
-Давайте вспомним и оценим себя, как хорошо мы знаем сказки А.С. Пушкина?


1.Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла…
(Царица-мачеха, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)


2.В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки…
(Старуха, «Сказка о рыбаке и рыбке»)


3.Смолоду был грозен он,
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел…
(Царь Дадон, «Сказка о золотом петушке»)


4. Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых,
До светла все у него пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, все заготовит, закупит,
Яичко испечет да сам и облупит…
(Балда, «Сказка о попе и работнике его Балде»)


5.Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает -
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
(Царевна-лебедь, «Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне Салтановиче и о прекрасно царевне-лебеди».)


Все красавцы молодые,
Великаны удалые.
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор.
(Тридцать три богатыря, «Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-лебеди».)


Сейчас мы вспомнили название сказок А. С.Пушкина и их главных героев.
Пушкин написал 5 сказок, которые знает и читает весь мир.

Блиц-турнир по сказкам Пушкина
-Теперь предлагаю вспомнить содержание сказок Пушкина.
1. Кто в сказках А. С. Пушкина является исполнителем всех желаний? (Золотая рыбка)
2. Назовите средство передвижения князя Гвидона и его матери по морю?(Бочка)
3. Любимый предмет злой мачехи, на который она постоянно злилась.(Зеркальце)
4. Какую птицу посадили на спицу для охраны границы.(Петушок)
5. Кто из персонажей сказки жил в хрустальном дворце? (Белка)
6. Прозвище старика в «Сказке о рыбаке и рыбке? (Простофиля)
7. Кто расплачивался с работником щелчком по лбу? (Поп)
8. Сколько было богатырей в «Сказке о мертвой царевне»?(Семь богатырей).
9. Что появилось в море на необитаемом острове Буяне?(Княжество Гвидона)
10.Как звали девушку, в облике которой было что - то необычное, но ее это
не портило? (Царевна - лебедь)
«Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»(1831г.) в этом году исполнилось 185 лет. Приключения отважного царевича Гвидона, прекрасной царевны-Лебедь и царя Салтана напоминают нам о том, что любовь, верность и сила духа всегда побеждают!

Предлагаю вам занимательную викторину по сказке о царе Салтане.
1. Сколько девиц сидело вечером за пряжей? (Три девицы)


2. О чём девушки мечтали за работой? (Выйти замуж)
3. О чём мечтала первая девица, если станет царицей?(Устроить пир на весь крещёный мир)
4. Какую из сестер царь Салтан сделал своей царицей-женой? (Младшую сестру)



5. Почему царь Салтан вынужден был покинуть молодую жену? (В те поры война была.)


6. Что произошло во дворце в отсутствие царя? (Царица родила богатыря):
«Наступает срок родин;
Сына бог им дал в аршин»


7. Кто перехватил и подменил радостную весть царю Салтану?
(Ткачиха с поварихой со сватьей бабой Бабарихой)


8. Что сообщили завистницы царю о рождении сына? (Что царица родила «неведомую зверушку») :
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Извести ее хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого
Вот с чем от слова до слова:
"Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку".
9. Какой приказ отдал царь, когда прочитал это подложное письмо?
(Ничего не делать, «ждать царева возвращенья для законного решенья»)
10. Почему царица с маленьким сыном оказались в бочке и в море? (Ткачиха с поварихой со сватьей бабой Бабарихой снова подменили письмо)


11. Сколько времени проплавали царица и сын в бочке? («день прошёл, царица вопит, а дитя волну торопит…»)


12. Куда волна вынесла царицу и сына? (На необитаемый остров)


13. Кого спас от коршуна молодой царевич, когда выбрался из бочки на берег? (Лебедь)
14. Кем на самом деле оказался коршун?
(«Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил;
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил»)
.



15. Как отблагодарила лебедь молодого царевича за своё спасение?
(Сделала из заросшего лесами острова большой город, а царевича - князем этого острова)


16.С какой целью и кто время от времени посещал чудный остров князя Гвидона?(Корабельщики, которые торговали мехом, конями, булатом, серебром и златом, неуставным товаром)


17. Как лебедь помогла царевичу увидеть своего отца? (Трижды превращала его в комара, муху, шмеля)
18. Каким образом ткачиха с поварихой со сватьей бабой Бабарихой препятствовали встрече царя Салтана с князем Гвидоном? (Рассказывали о чудесах, которые намного интересней острова Буяна)


19. О каком чуде повариха рассказала царю Салтану? (О белке, которая грызёт золотые орешки и песенки поёт)



20. Сколько богатырей выходило из моря под руководством дядьки Черномора охранять чудный остров?(Тридцать три)


21. Кто оказался прекрасной царевной, от которой «неможно глаз отвесть»?(Царевна-лебедь)


22. Как князь Гвидон наказал тетушек, не пускавших царя Салтана в гости к Гвидону?
(Находясь в образе насекомых, князь Гвидон покусал их)




23. Как поступил царь Салтан с поварихой, ткачихой и сватьей бабой Бабарихой, когда узнал, что князь Гвидон - его сын? (Простил их)




24. Кто из главных героев сказки вам больше понравился и почему? (Ответы детей)
25. Чему учит нас сказка Пушкина о царе Салтане? (Сострадать ближнему, быть милосердным, терпимым. Нужно уметь прощать, когда совершаются ошибки. В сказке о царе Салтане добро побеждает зло, там много добрых чудес) .


Сказки Пушкина - драгоценный вклад в историю русской литературы.
Поэт довел русскую сказку до совершенства. Написав 5 сказок, Пушкин создал специальную детскую литературу. Ее продолжили Л.Толстой, П.Ершов, А.Толстой, К.Чуковский, Н.Носов и другие писатели и поэты.
Мало кто знает, что у Пушкина есть еще одна сказка – «Сказка о медведихе»


«Сказка о медведихе» начинает свое повествование в один из теплых весенних дней. Именно в эту пору на заре из дремучего леса выходит на прогулку бурая медведиха, взяв с собою собственных милых детушек, чтобы осмотрели округу и себя показали. Села мама под белую березу. Медвежата начали между собой играть, валяться в травке, бороться и кувыркаться. Вдруг увидели они мужика, идущего по лесу. «Сказка о медведихе» продолжается описанием этого человека. В руках его рогатина, а за поясом нож. За его плечами мешок. Медведиха видит мужика с рогатиной, издает рев. Зовет малых детушек своих - глупых медвежатушек. Говорит им, чтобы они перестали играть, валяться, бороться и кувыркаться, ведь к ним мужик приближается…
(Посетив библиотеку, вы можете прочитать эту сказку самостоятельно).
Есть у А.С. Пушкина и знаменитая сказочная поэма «Руслан и Людмила».


Давайте вспомни всем знакомый отрывок из поэмы:
У лукоморья дуб зелёный
(Из поэмы «Руслан и Людмила»)
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

185 лет исполнилось в этом году еще одной сказке Пушкина - «Сказке о попе и его работнике Балде»(1831г) . Поговорим подробнее о ней мы на другом внеклассном мероприятии.

А сегодня мы бесконечно благодарны нашему великому русскому поэту А.С.Пушкину!
Наши современники посвящают ему свои стихотворения.Послушайте стихотворения поэтессы нашей школы, заслуженной учительницы России Алферовой Анны Михайловны.
Я к Пушкину иду
(А.Алферова)
Я к Пушкину иду,
Когда мне тесны стены,
Когда весь мир со мною не в ладу,
Когда я, как в аду, от боли и измены,
Я к Пушкину иду,
Я к Пушкину иду…
Лишь с ним одним про «чудные мгновенья»
Могу я откровенно говорить.
Про сладость грез, про муки вдохновенья,
Про то, как горько, - быть или не быть?!
Звучат во мне волшебные мотивы
Его пылающей души.
И лишь тогда бываю я счастливой,
Когда читаю Пушкина в тиши.
Мой Пушкин жив!
Я в это твердо верю.
И от того на поэтическом пути
Мне не страшны свирепые метели,
Ведь я до Пушкина должна дойти!
Что я скажу любимцу двух столетий?
Что не померкла ни одна его строка,
Что за любовь к нему была и я в ответе,
ЧТО ЖДУТ ЕГО ГРЯДУЩИЕ ВЕКА!

«Когда о Родине я говорю»
(А.Алферова)
Какой безумный разговор
О том, что Родины не стало…
Кому – укор, кому –позор,
А мне – отравленное жало.
Кому-то, может, нипочем,
Что все идет по нисходящей,
А мне – как по груди – бичом,
Я вся в России настоящей!
Когда о ней я говорю,
То вижу Пушкина рассветы,
Его последнюю зарю,
Его несбывшееся лето.
Над Черной речкой черный крест,
Как символ безутешной боли,
Как самый горький благовест
Над самой горестной судьбою.
И я сегодня повторю:
«Весь мир земной из тьмы и света»,
Но я его боготворю,
За то, что он не канул в лету.
За то, что я в глуши лесной
Нашла свой путь – не заблудилась,
За то, что жаркою волной
Во мне моя Россия билась.
И вот теперь мои стихи-
Российских колоколен звуки,
А в них – созвучья всех стихий:
Мечты людей, их боль и муки…
Когда о Родине я говорю -
Передо мною даль такая,
Что не одну еще зарю
Мы вместе с Пушкиным здесь повстречаем!

Закончить наш разговор об Александре Сергеевиче Пушкине я хочу стихотворением Николая Алифиренко.
Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
За Пушкина- Руси «спасибо»
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем,
Как он писал – без перевода.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 4 КЛАСС

Тема: Анализ сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»

Цель :

    а) показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, композиции; б) отметить языковые особенности литературной сказки; в) отметить отличие литературной сказки от народной;

    работать над навыками выразительной речи;

    учить работе с текстом;

    закрепить литературные термины «жанр», «сюжет», «композиция»

Методы : анализ сказки по плану; работа с текстом, выразительное чтение.

Наглядность : иллюстрации по сказкам А.С.Пушкина, рисунки учащихся, музыка Глинки, инсценировка отрывка «Сказки о царе Салтане»

Ход урока:

Сегодня займемся анализом сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», отметим языковые особенности литературной сказки, закрепим понятие литературных терминов «жанр», «сюжет», «композиция».

Назовите общие особенности волшебных сказок (см.план)

    Есть волшебство

    Странствия, приключения героев

    Кто-то мешает или помогает

    Герой воюет с нечистой силой

    Эпизоды повторяются по 3раза

    Есть зачин, концовка

    Добро побеждает зло

А теперь назовите жанровые особенности сказки волшебной (см.план)

    Повторы

    Общие места

    Строй сказки плавный, напевный

    Сказочник рисует словами образы, как красками

А теперь непосредственно обратимся к сказке «О царе Салтане». Найдите памятку «Жанр». А теперь, пользуясь этим планом, расскажите все, что касается понятия «жанр» по сказке

Жанр – это вид литературы. Сказки бывают народные и литературные «Сказка о царе Салтане» - литературная, т.к. есть автор А.С.Пушкин.

Пушкин придумал характеры своим героям, побуждения, поступки

Приведите примеры героев, где был бы показан его характер

В кухне злится повариха (злость)

Плачет у станка ткачиха,

И завидуют оне

Государевой жене (зависть)

С ободренною душой князь пошел к себе домой (спокойный)

Определите характер героя, каким его изобразил Пушкин? (на листочке - письменно)

Тот (коршун) уж когти распустил, клев кровавый навострил

    Хищный

Что еще придумывает Пушкин для своих героев?

Мысли

Приведите примеры

Кабы я была царица, -

Говорит одна девица, -

То на весь крещенный мир

Приготовила б я пир…

Кабы я была царица, -

Третья молвила сестрица, -

Я б для батюшки царя

Родила б богатыря

А какие человеческие чувства вы знаете?

Любовь, ненависть, зависть, печаль, благодарность…

А теперь определите, какое чувство изобразил Пушкин в данном отрывке. (Отметить на листе под цифрой 2 - письменно)

Век тебя я не забуду:

Отплачу тебе добром,

Сослужу тебе потом!

    Благодарность

Какая еще особенность литературной сказки отмечается?

Пушкин придумывает ход событий

Назовите основные события сказки «О царе Салтане…»

Разговор 3 девиц подслушан царем; свадьба; война; родился сын; зависть сестер и тетки; бочку бросили в море; Гвидон вырос; убил коршуна; избавил царевну-лебедь;

Та подарила Гвидону город; белку; 33 богатыря стали дозором город обходить. Гвидон женился на царевне. Встречи с корабельщиками; приезжает царь Салтан. Завистницы прощены. Радость.

Жуковский, прочитав две сказки Пушкина «О попе и его работнике Балде» и «Сказку о царе Салтане», написал «У Пушкина … сказки русские народные, …совершенно русские… Прелесть невообразимая» (слова написаны на доске)

Докажите, что Пушкин некоторыми элементами русских народных сказок воспользовался. Что взято автором из русских народных сказок?

Имена (Бабариха, царевна-лебедь, коршун-чародей, белка-искусница, завистливые сестры)

Костюмы (В чешуе, как жар горя, 33 богатыря; под косой луна блестит…)

Узнайте по костюму героя сказки и запишите на листе под цифрой 3 (письменно)

Весь сияя в злате он сидит в палате на престоле и в венце

    Салтан

Продолжаем работать над тем, что еще использовано А.С.Пушкиным из народных сказок

Приключения, странствия героев:

Бочка по морю плывет…

А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой извести ее хотят…

Как вы понимаете эту шутку?

А ткачиха с поварихой

С сватьей бабой Бабарихой

Около царя сидят –

Четырьмя все три глядят

Двух сестер укусил Гвидон около глаза, когда оборотился в насекомых.

А комар-то злится, злится

И впился комар как раз

Тетке прямо в правый глаз.

Повариха побледнела, обмерла и окривела!

Зажужжал он и как раз

Тетке сел на левый глаз,

И ткачиха побледнела:

«Ай!» - и тут же окривела.

Мы не случайно говорили о шутках, т.к. в русских сказках они часто встречаются.

Что вы можете сказать о времени и месте действия?

Сказка на вечные времена: «Каждый день идет там диво». Место действия: царство славного Салтана, город на острове Буян, море. Корабельщики объехали весь свет: За морем житье не худо…

Что общим является для сказки литературной и народной?

Мораль

Какую мораль можно извлечь из этих слов?

А ткачиха с поварихой

С сватьей бабой Бабарихой

Разбежались по углам:

Их нашли насилу там.

Тут они во всем признались,

Повинились, разрыдались

Не надо совершать злые поступки, не надо завидовать

Докажите, что в сказке есть жизненная правда

Царь для радости такой отпустил всех трех домой…

Ветер по морю гуляет…

Чему учит сказка?

Учит справедливости, добру, правде

II. Анализ сказки по плану «Сюжет». Что такое сюжет?

Это последовательность событий. В любой сказке есть конфликт. Сестры завидуют младшей, которая становится царицей. Конфликт углубляется, когда рождается сын.

В сказке всегда кто-то помогает или мешает. Помогает царевна-лебедь. Мешает царевне коршун. Мешают царице сестры и Бабариха. Сказка имеет волшебство. Н-р, сын растет не по дням, а по часам. Гвидон превращался в насекомых… В сказке есть странствия героев: корабельщики объехали весь свет

Помогаем приводить примеры

Гвидон летает к царю Салтану. Герой воюет с враждебными силами. Гвидон убивает коршуна-чародея, мстит теткам и Бабарихе (кусает их). Добро побеждает зло. Сказка заканчивается счастливым концом: радостной встречей Салтана с женой и сыном. Завистницы прощены.

III. Рассмотрим план под названием «Композиция». Что такое композиция?

Композиция – это построение произведения. Сказка обычно начинается с зачина: (царя с царицею)

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…

В сказке есть концовка:

Я там был, мед, пиво пил

Да усы лишь обмочил.

В сказке эпизоды повторяются по 3 раза: н-р, 3 сестры пряли

Цифра 3 волшебная, характерная для многих сказок. Приводим примеры.

3 раза Гвидон превращался в насекомых и летал к Салтану. 3 Раза обращался к царевне-лебеди за помощью. Она его 3 раза спрашивала: «Что ты тих, как день ненастный, опечалился чему?» 3 раза заезжают корабельщики, 3 раза угощают их Гвидон и Салтан; они рассказывают о том, что видели на белом свет. Строй сказки плавный, напевный.

Груздева, Усманова, Ткаченко читают выразительно отрывок из сказки (инсценировка)

IV. А теперь обратимся к особенностям языка сказки.

Перечислим их (см.план)

    Синонимы

    Сравнения

    Эпитеты

    Противопоставления

    Ондокоренные слова

    Сложные слова

    Славянизмы

    Определение после определяемого слова стоит

    Усилительные частицы, обращения и т.д.

Назовите мне те выражения, которые можно считать пословицами, фразеологизмами, крылатыми выражениями

Словно реченька журчит. Выступает будто пава. Жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь

Какую особенность языка вы отметите в этой фразе (в этих фразах)?

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Бог вас, дети, наградит

Обращение

Удалец, Диковинка, орешки – слова из сказки. Какую языковую особенность вы заметили?

Уменьшительно-ласкательные суффиксы

Грусть-тоска, Гости-господа – Какую особенность языка характеризуют эти слова?

Сложные слова

Найдите в тексте эпитеты

Синее море, божий свет, тугой лук, добрый путь

На листке поставьте цифру 5. Отметьте особенность языка: «Что я царь или дитя? Или К нам он в гости собирался, а доселе не собрался»

    Противопоставление

V. Давайте проведем маленькую викторину по знанию текста

1. Почему Салтан расстался с женой после свадьбы?

В те поры война была

2. Родила царица в ночь не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а (кого?)

Неведому зверушку

3. Царь велит своим боярам,

Времени не тратя даром,

И царицу, и приплод … (что сделать?)

Тайно бросить в бездну вод

4. Какую песенку пела белка?

Во саду ли, в огороде

5.Разом пушки запалили,

В колокольнях зазвонили,

К морю сам идет Гвидон…

Кого он встречает?

Царя Салтана

VI. Давайте подведем итоги. Вы обратили внимание на то, как долго писал сказку Пушкин. На доске написаны следующие цифры:

Краткая запись «Сказки о царе Салтане» в Кишиневе – 1822г.

Подробная запись в Михайловском – в 1824г.

14 стихов, остальное проза – 1828г.

Написал полностью в 1831г., устроив творческое соревнование с Жуковским.

А легко ли и интересно вам было читать сказку?

Да

Все гениальное просто. А теперь вы видите, сколько трудов на сказку было положено автором.

А теперь подведем итоги нашему уроку.

Жанр – сюжет – композиция – три этих литературных термина крепко между собой связаны. Что такое жанр? Что такое сюжет? Что такое композиция?

Вид литературы. Последовательность событий. Построение произведения

На этом урок закончен

Поделиться