Храм 12 апостолов в кремле. Греческая церковь Собора Двенадцати Апостолов в Капернауме (Израиль) - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации

И включает в себя Патриарший дворец, служивший резиденцией для патриархов и митрополитов, и их домовую церковь Двенадцати апостолов.

История строительства

Первый дом для главы русской церкви был возведен в Кремле в 1325 году при московском князе Иване Калите. Это была деревянная постройка. По благословению московского митрополита, святителя Ионы, в 1450 году были воздвигнуты каменные палаты, а через год рядом была сооружена первая церковь Ризоположения, служившая домовым храмом московских митрополитов. В 1589 году после учреждения в России патриаршества митрополичьи палаты стали именоваться патриаршими.

Во время московских пожаров 1473, 1493 и 1626 годов палаты горели, но были заново отстроены.

В 1652 году после смерти патриарха Иосифа, по предложению царя Алексея Михайловича, на патриарший престол был возведен Никита Минин (Патриарх Никон). По его инициативе началось строительство нового Патриаршего дворца.

Описание

Патриаршие палаты строились в 1653-1658 годах. Для работ были приглашены лучшие мастера каменных шатровых храмов - Антип Константинов и Бажен Огурцов. Росписи внутренних помещений выполнили живописцы Ярославля и Костромы , а также лучшие царские иконописцы.

Первый этаж здания занимали дьяки многих приказов, также здесь находились хозяйственные помещения. На втором этаже располагались церковь во имя апостола Филиппа и парадные залы, в том числе Крестовая палата, или Мироварня (здесь готовилось миро, ароматическое масло, используемое для крещения и освещения храмов). Архитектура Мироварни уникальна - зал площадью 280 кв. метров был перекрыт сводом, не имеющим центральной опоры.

На третьем этаже находились покои патриарха Никона.

Существует легенда, что на четвертом этаже, где было лишь две комнаты, прятался от стрельцов малолетний Петруша, будущий император Петр Первый. От этих событий у него и сохранился нервный тик, возникавший в минуты сильного волнения.

По тем временам, трехэтажная постройка была огромной. Здание сооружено единым блоком и даже церковь Двенадцати апостолов составляет единое целое со всем строением. Храм, находящийся на уровне второго этажа, расположен на красивых проездных арках.

По своей красоте и роскоши Патриаршие палаты не уступали царским Теремным покоям. Позже, когда патриарха судили, Патриарший дворец был представлен как пример его необычайной гордыни и желания сравняться с царём.

На протяжении всей своей истории Патриаршие палаты много раз изменялись. Реконструкция была проведена после сильного пожара 1682 года. В это же время Филипповская церковь была перестроена в новый храм Двенадцати апостолов, ставший домовой церковью церковных иерархов.

Стены храма были украшены необычайно красивой росписью, пол покрыли керамической плиткой, а установленный иконостас, первоначально предназначенный для Вознесенского монастыря Кремля, был великолепен.

С 14 в., с тех пор, как Москва стала духовным центром Руси, к северо-западу от Успенского собора находился двор московских митрополитов, а с 1589 г., после избрания на патриарший престол владыки Иова, патриархов. Здесь имелись жилые и хозяйственные постройки, управлявшие хозяйством приказные палаты, три церкви: Ризположенская - к западу от Успенского собора, Соловецких чудотворцев - к востоку от жилых палат и Трех Святителей Московских Петра, Алексия и Ионы "на патриарших сенях".

Как водится, все постройки двора не раз горели в пожарах, разорялись неприятелем, ветшали и часто перестраивались и поновлялись. Каждый новый владелец двора старался что-нибудь переделать по собственному вкусу, так что в целом обиталище владык выглядело скопищем разновеликих и разновременных построек, соединенных множеством внутренних и наружных галерей, лестниц, извилистых ходов и крылечек.
В середине 17 в., после того, как царь Алексей Михайлович, минуя жребий, назначил патриархом Московским и всея Руси своего любимца новгородского митрополита Никона, территория патриаршего двора подверглась особенно интенсивной перестройке.
Как писал современник архидиакон Павел Алеппский, "должно знать, что теперешний патриарх Никон имеет большую любовь к возведению построек, памятников и к благолепию... Здешний патриарший дом существует с очень древних времен, со времени святителя Петра, первого митрополита Московского. Он мал, тесен и не имеет двора... Нынешний патриарх, любя строить и обновлять, выпросил у царя двор, находящийся близ патриаршего дома... и приступил к возведению на нем огромного чудесного здания... Это здание поражает ум удивлением, так что, может быть, нет подобного ему и в царском дворце, ибо мастера нынешнего века, самые искусные, собранные отовсюду, строили его непрерывно три года".

С 1652 по 1655 г. на старом Патриаршем дворе и прилегающем к нему бывшем дворе Годунова соорудили трехэтажные жилые покои, парадную Крестовую палату и новую церковь на месте разобранного храма Соловецких чудотворцев. Потом еще около трех лет постройки интенсивно отделывались (для росписей храма пригласили известных мастеров из Ярославля, Костромы, Троице-Сергиева монастыря во главе с И. Владимировым и С. Ушаковым), но ссора Никона с царем летом 1657 г., отъезд патриарха в Новый Иерусалим и восьмилетняя его опала "заморозили" строительство. В 1666 г. Никон был лишен патриаршего сана. Заканчивались работы в палатах и новой церкви только при патриархе Иоакиме. В 1680-1681 гг. церковь лишилась с южной стороны галереи и лестницы-схода, ведущей к Успенскому собору (с тех пор дверной портал храма повис над пустотой), зато с северной стороны обзавелась открытой галереей-папертью, украшенной ширинками и полихромными изразцами. В 1681 г. церковь освятили во имя Двенадцати апостолов.

Это был бесстолпный пятиглавый храм сдержанного для своего времени декора. Три главы были световыми, две - декоративными; под ними находились закрытые хоры, соединявшие церковное пространство с жилыми покоями патриарха, находившимися на третьем этаже палат. До наших дней не дошли ни росписи, ни иконостас. Тот, что стоит в храме сейчас - происходит из Вознесенского собора одноименного кремлевского монастыря и относится к 1680-м гг. Некогда иконостас церкви был увенчан большим "Распятием с предстоящими" - как считается, впервые в истории православного храма. Затем эта традиция установилась повсеместно.

В 1703 г. Петр Первый упразднил патриаршество, и через несколько лет в Патриарших палатах разместился Синодальный дом, в котором вплоть до переезда в Петербург в 1731 г. происходили заседания Священного Синода - нового коллегиального органа управления Церковью. На третьем этаже в жилых покоях патриарха была размещена знаменитая Патриаршая ризница.
В 1763 г. обветшавшую церковь Трех Святителей разобрали и перенесли из нее в Крестовую палату Синодального дома печь для приготовления церковного мира - ароматического масла, используемого в различных обрядах. С тех пор палату стали часто называть Мироваренной.
В 19 в. церковь Двенадцати апостолов заново расписали масляными красками и в ней установили новый иконостас. На протяжении всего 19 и начала 20 столетий в ней одной - из немногих кремлевских церквей - службы проводились ежедневно.
С 1918 г. в Патриарших палатах и церкви Двенадцати Апостолов производились ремонтно-реставрационные работы, в результате в ней появился иконостас из Вознесенского монастыря, а в алтаре - резная надпрестольная сень, стоявшая ранее в соборе Михаила Архангела кремлевского Чудова монастыря.

В настоящее время в здании Патриарших палат находится Музей прикладного искусства и быта России. Постоянная экспозиция, повествующая о русской культуре и быте 17 столетия, включает в себя около 1000 экспонатов. В двух залах дворца, где был полностью воссоздан первоначальный интерьер, представлены к просмотру старинные столы, кресла, сундуки и ларчики, настольные часы, шахматы, рукописные книги, первые учебники, драгоценная посуда, ювелирные украшения. Здесь встречаются работы как российских мастеров, так и иностранных.
В помещении церкви располагается экспозиция икон 17 века, большая часть которых вышла из мастерских Кремля или украшала кремлевские соборы. Экспозиция дает возможность проследить за развитием иконописи 17 века, которое делится на два этапа:
- Первый этап (1600-1650-е годы) представлен иконами, воплотившими стремление оживить угасающий дух прежнего великого искусства путем следования древнему художественному канону (линия развития искусства "грозненской школы") и повышенной его эстетизацией (линия искусства "строгановской школы");
- Второй этап (с 60-х годов до конца столетия) представлен иконами, воплотившими стремление постепенно отойти от традиционного стиля древнерусской живописи в сторону реалистического искусства.
В экспозиции представлены иконы прославленных царских изографов конца 17 века: икона "Федор Стратилат" Симона Ушакова, икона "Андрей Первозванный" Федора Зубова, икона "Распятие с апостольскими страстями" Федора Рожнова и другие.

13 июля из года в год православная церковь отмечает праздник 12 апостолов, учеников Иисуса Христа. Это важный день для всех христиан. Святые апостолы чествуются церковью с 4 века.

Собор 12 апостолов празднуется на следующий день после дня памяти Павла и Петра — двух первоверховных святых. Ранее мы рассказывали об этих двух апостолах, которые отдали свои жизни за чистую веру и любовь к Богу. Петр входит в состав 12 главных апостолов.

12 апостолов

Апостол в переводе означает «слуга Божий». К этим 12 избранным относятся все его ближайшие ученики. Они оставили свои жизни и полностью посвятили себя Христу и его миссии.

Конечно, и они сомневались, даже у них были трудности с пониманием слов Иисуса. Многие из них были не уверены в том, что делают все правильно, однако в конце всем открылась истина. Как известно, один из избранных апостолов даже предал Христа. Все это еще раз намекает на истинную человеческую сущность — мы всегда сомневаемся и требуем доказательств существования Бога. За свои муки и страдания они заслужили присутствовать на Страшном Суде, но не рядом с другими людьми, а рядом с Господом.

  • Петр. Первоверховный апостол, был распят вниз головой, чтобы взирать на Бога снизу вверх.
  • Андрей Первозванный. Брат апостола Петра, который был распят на кресте в форме буквы Х. Этот символ является знаменем русского флота.
  • Матфий. Выбран апостолом после предательства Иуды. Был избит камнями.
  • Симон Зилот. Проповедовал в Абхазии, за что был распят на кресте.
  • Фаддей. Брат Господа по плоти. Был казнен за веру в Христа в Армении.
  • Матфей. Был сожжен в Египте.
  • Иаков Алфеев. Брат Матфея. Также умер в Африке.
  • Фома, который не верил в Воскресение Христа. Проповедовал в Индии и Азии. Казнен в Индии.
  • Варфоломей. Проповедовал в Азии вместе с Филиппом. Казнен в Армении, умер в нечеловеческих муках.
  • Филипп. Нес веру и крест вместе с Варфоломеем. Казнен на кресте.
  • Иоанн Богослов. Мирно умер в Ефесе. Евангелист, проповедник.
  • Иаков Заведеев. Брат Иоанна, убит в Иерусалиме.

Как видно, только Богослов умер своей смертью. Все эти люди были великими мучениками, потому что приняли ужасные муки за свою веру в Бога. Так как они были самыми первыми, то удостоились быть рядом с Иисусом Христом и после смерти.

В честь 12 апостолов было построено много церквей, в том числе и в России. В 17 веке в честь самых преданных учеников была построена церковь в Кремле.

Традиции 13 июля

День 13 июля считается также и народным праздником, потому что в России он всегда объединял людей в попытках стать ближе к Богу. 13 числа принято посещать храмы и молиться за себя и свою семью. Если у вас не получается придти в церковь, прочтите молитву 12 апостолам дома:

О святии апостоли Христовы: Петре и Андрее, Иакове и Иоанне, Филиппе и Варфоломее, Фомо и Матфее, Иакове и Иудо, Симоне и Матфие! Услышите наши молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимые, и помозите нам, рабам Божиим (имена), вашим всемощным пред Господем ходатайством, избавитися от всякаго зла и вражия лести, твердо же преданную вами веру православную сохраняти, в ней же вашим предстательством ни ранами, ни прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя нашего умалени будем, но мирное зде поживем житие и сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго в Троице славимаго и покланяемаго Бога, ныне и присно и во веки веков.

На Собор 12 апостолов принято помогать не только близким или родственникам, но и людям в целом. Если кто-то попросит у вас помощи, то не отказывайте ему.

Также 13 июля люди просят друг у друга прощения и мирятся. Это великий день для всех христиан, так что обиды забываются.

Мы желаем вам удачи и крепкой веры в Бога. Конечно, этот день 12 апостолов не входит в число 12 главных праздников , но он не менее важен для всех верующих людей. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Единственная в Москве церковь, освященная во имя этого праздника, находится в Кремле: через ее красивые арки мы обычно проходим на Соборную площадь, с которой она составляет единый идейно-архитектурный ансамбль наряду с тремя главными кремлевскими соборами – Успенским, Архангельским и Благовещенским. Однако, в отличие от своих великих соседей, церковь Двенадцати Апостолов – самая поздняя из них. Она была построена в середине XVII века по повелению патриарха Никона вместе с великолепными Патриаршими палатами и с тех пор стала домовым патриаршим храмом. Этим величественным ансамблем патриарх Никон утверждал свой приоритет в политическом споре с царем о преимуществах духовной власти над светской.

Праздник 12 Апостолов появился в IV веке от Р. Х., когда в Церкви наряду с почитанием каждого апостола в разные дни года было установлено общее чествование всех апостолов Христа. И датой этого праздника избрали следующий день после празднования памяти первоверховных апостолов Петра и Павла. Уже император Константин Великий выстроил в византийской столице Константинополе храм во имя святых Двенадцати Апостолов.

Русские церковные иерархи и прежде имели в Кремле собственный домовый храм. Им была маленькая Ризположенская церковь близ Успенского собора, устроенная в 1451 году святителем Ионой, митрополитом Московским, на своем дворе в благодарность за чудесное спасение столицы от набега ордынского царевича Мазовши: 2 (15) июля, в праздник Положения Ризы Божией Матери во Влахерне, его войско появилось около Москвы, и в тот же день внезапно повернуло обратно без боя, отчего этот набег прозвали в народе «скорой татарщиной». Ныне существующее здание этой первой домовой церкви выстроили в 1484–1486 г.г. те же псковские мастера Кривцов и Мышкин, которые возвели и Благовещенский собор - уже после того, как они потерпели страшную неудачу со строительством Успенского собора, обрушившимся до основания.

После учреждения на Руси патриаршества Ризположенская церковь стала первым кремлевским домовым храмом русских патриархов – до времени патриарха Никона. Никон же задумал построить новый Патриарший дом, величественный и парадный, не хуже царского Теремного дворца, с собственной домовой церковью. Место для строительства определили на кремлевской территории Патриаршего двора, которую отдал для русского митрополита еще сам великий князь Иван Калита, когда святитель Петр перенес свою кафедру из Владимира в Москву, сделав ее церковной столицей русского государства. А в 1450 году здесь появились первые каменные палаты митрополичьего двора.

Однако собор 12 Апостолов появилась в Кремле не сразу. Еще св. Филипп, митрополит Московский, построил здесь церковь во имя святых Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия с приделом во имя своего небесного покровителя, св. апостола Филиппа. Вероятно, что она тоже была домовым митрополичьим храмом вместе с официальной Ризположенской. Когда Никон добился огромной власти, он приписал свой успех, как считал историк Иван Забелин, благосклонности и небесной помощи своего предшественника, св. митрополита Филиппа, и приказал выстроить на месте Соловецкого собора новый каменный храм во имя св. апостола Филиппа, освященный по тезоименитству московского святителя. Под обширное строительство выделили и часть бывшего двора Бориса Годунова.

В сентябре 1652 года, спустя два месяца после «покаянной» встречи честных мощей святителя Филиппа у Крестовской заставы, началось возведение кремлевского собора, а в конце февраля 1656 года патриарх Никон уже служил в новом храме Литургию. Мощный пятиглавый красавец-исполин с крестами, покрытыми позолоченной медью, стал классическим образцом никоновской церковной архитектуры. После того, как в 1648 году Никон запретил русское шатровое зодчество в храмостроительстве и повелел повсюду возводить «византийские» крестово-купольные пятиглавые храмы, он сам последовал своему указу, построив в Кремле в этом стиле собственный домовый храм. Торжественное грандиозное здание патриаршей домовой церкви символизировало могущество и величие патриарха Никона. Здесь подчеркнуто служило только монашествующее духовенство, в то время как в других кремлевских соборах, в том числе и в царском Благовещенском, - белое духовенство. А старая Ризположенская церковь после возведения нового домового патриаршего храма при палатах, стала дворцовой и была соединена лестницами с царскими теремами.

Весь же ансамбль Патриаршего Двора с собором строился двадцать лет – с 1636 по 1656 годы, и возводили его русские мастера Антип Константинов и Бажен Огурцов, а роскошное здание Патриаршего дома со знаменитой Крестовой палатой построил зодчий Давыд Охлебин. И уже в 1655 году патриарх Никон встречал в своих новых кремлевских владениях царя Алексея Михайловича, вернувшегося с победой из Вильно. Здесь он торжественно принял государя и благословил его. С тех пор на Патриарший двор вплоть до петровских реформ цари приходили в день своих именин с праздничным пирогом и принимали в Крестовой Палате благословение и поздравление от Предстоятеля.

Здесь же, в Крестовой палате, сам ее создатель патриарх Никон, предстал перед судом Вселенских Патриархов. А со времен императрицы Екатерины II в ней была учреждена Мироварня, где св. миро для всей России варилось на Страстной неделе и хранилось в Патриаршей Ризнице. При палатах находилась и крупнейшая в России бесценная Патриаршая (Синодальная) библиотека с раритетами.

И только в 1680–1681 году, много лет спустя после падения патриарха Никона, кремлевский собор во имя апостола Филиппа переосвятили во имя Двенадцати Апостолов по личному приказу патриарха Иоакима, а во имя св. апостола Филиппа устроили маленькую церковь на самом верхнем, третьем этаже Патриарших палат, которая и стала новым домовым храмом русского патриарха.

Иногда дореволюционные историки и вовсе относили появление церкви Двенадцати Апостолов к позднему времени правления Петра I. Якобы в 1723 году после отмены патриаршества и создания Святейшего Синода царь повелел устроить над кельями «Синодального Дома», (который разместился в бывших московских покоях патриарха), церковь во имя Двенадцати Апостолов с верхним придельным храмом св. Апостола Филиппа. А еще считали, что храм, сооруженный при Никоне – будущий Двенадцати Апостолов – был сперва освящен не во имя св. Апостола Филиппа, а во имя трех святителей Московских - Петра, Алексея и Ионы с приделом новопрославленного митрополита Филиппа, чтобы так подчеркнуть историческую преемственность патриарха Никона. Современные историки обычно не поддерживают ни одну из этих версий.

В кремлевском храме Двенадцати Апостолов были свои святыни и реликвии, одна из которых – древний византийский двустворчатый образ Святых Апостолов Петра и Павла, подаренный Петру I римским папой Климентом. А на наружной стене храма над бывшими патриаршими воротами находился Образ Спаса Нерукотворного. Однажды во время строительных работ часть стены обвалилась, и эти кирпичи упали оземь, но чудесным образом сохранился на них Лик Спасителя, и Его можно было видеть еще в начале ХХ столетия.

Храм страшно пострадал в ноябрьские бои 1917 года, попав под артиллерийский обстрел. Снарядами были пробиты его стены и разрушены внутренние помещения, с огромным трудом отреставрированные впоследствии музейными работниками. Новый иконостас взамен уничтоженного был перенесен из собора кремлевского Вознесенского монастыря, взорванного по постановлению новых жильцов Московского Кремля.

И уже в 1922 году была восстановлена старинная галерея, соединявшая храм с жилыми покоями патриарха, и раскрыты сами древние палаты. Позднее пол собора вновь был покрыт глазурованными плитками. В настоящее время в храме расположена музейная экспозиция. От верхнего храма апостола Филиппа остался только алтарь, и доступа в него сейчас нет.



Храм в честь 12 Апостолов в Ховрине

АДРЕС: САО. Ул. Клинская, вл. 12–14

НАСТОЯТЕЛЬ: иерей Илья Боярский

Проектировщик: ООО "СтройградПроект"

На приходе Торжества Православия в Алтуфьеве началось строительство приходского дома. Совещание в Храме Христа Спасителя 25 Мая 2018 г.

Началось строительство основного храма 12 Апостолов в Ховрине. ОБЪЕЗД САО На Пасху откроет свои двери новый храм 12 апостолов в Ховрине. ОБЪЕЗД САО

Председатель ФХУ митрополит Марк согласовал эскизный проект храмового комплекса в Ховрино


Завершены работы по увеличению площади деревянного храма 12 апостолов в Ховрине



Временный храм установлен на легком фундаменте. Представляет собой быстровозводимую конструкцию: каркас обшит с двух сторон блок-хаусом утеплен. Вмещает более 150 человек.

Храм был построен за 4 недели. Средства на строительство собирали всем миром. Строил местный житель Анатолий.

Анатолий, многодетный отец, пришел на первый молебен 8 марта 2015 года. После подошел к настоятелю и спросил:

Будете храм здесь строить?

А я прораб. Готов помочь...

Так и "поднял" Анатолий временный храм. Позвал друзей, не спали 4 недели, но к Пасхе все было готово. Сейчас Анатолий помогает в алтаре. Поет на клиросе. Убирается в храме. Угощает чаем из самовара всех, кто приходит в храм между службами.

12 АПОСТОЛОВ

13 июля православные отмечают Собор святых славных и всехвальных 12 Апостолов Христовых . Святая Церковь, чествуя каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила общее празднование на следующий день после памяти славных и первоверховных апостолов Петра и Павла.

В это день Святейший Патриарх Московский и всея Руси совершает Божественную литургию в храме Двенадцати апостолов Московского Кремля.

Двенадцать апостолов были самыми близкими учениками Христа, которых Он призвал первыми во время Его пребывания на земле. Большинство из них были рыбаками. Господь дал апостолам силу исцелять больных, изгонять бесов, воскрешать мертвых и послал своих учеников в мир, чтобы они проповедовали о Нем всем народам. (Слово «апостол» означает «посланный».) Апостолы стали свидетелями Вознесения Иисуса Христа на небеса. В Сионской горнице Святой Дух сошел на них и преобразил. Они смогли говорить на разных языках, а главное – укрепились в вере и стали истинными проповедниками.

По преданию апостол Андрей Первозванный , которого Господь первого призвал в свои ученики, дошел с Благой вестью до Днепра и до тех холмов, на которых впоследствии был построен Киев. Апостол, по утверждению летописца, сказал бывшим с ним ученикам: «Видите эти горы? На них воссияет благодать Божия, здесь постро ят великий город и воздвигнут множество церквей». А постол поднялся на горы, благословил их и водрузил крест. Из Киева, как говорит предание, он прибыл в Новгород, где удивлялся тому, что местные жители любят, моясь в банях, бить себя «молодыми прутьями», обливаться квасом и студеною водой.

Апостол Петр , брат Андрея Первозванного, проповедовал с такой силой, что разом обращал ко Христу до пяти тысяч человек, исцелял безнадежных больных, даже воскрешал умерших. Люди настолько почитали его, что выносили больных прямо на улицы, чтобы хотя бы тень Петра осенила их.

Во времена правления римского императора Нерона этот последний приказал заключить апостола Петра в темницу, а затем казнить за то, что святой обратил в христианство двух любимых жен этого страшного правителя. Святой был распят на перевернутом кресте в 64 году (в 67-68 гг.) вниз головой. Апостол сам попросил об этом, потому что считал себя недостойным умереть смертью своего Господа.

Незадолго до этого по просьбе верующих Петр решил уйти ночью из Рима, чтобы спастись от нависшей над ним гибели. Но в то время, как он выходил из города, ему в видении явился Господь, который входил в Рим. «Господи, куда ты идешь?» - спросил Его апостол. «Иду в Рим, чтобы опять быть распятым», - отвечал ему Господь. Петр понял, что не должен покидать города, и возвратился, чтобы принять мученическую смерть.

Польский писатель Генрих Сенкевич написал знаменитый роман «Камо грядеши» («Куда идешь»), посвященный первым векам гонений на христиан. В романе ярко описывается эта последняя встреча апостола Петра с Господом, идущим назад в Рим.

Братья Иаков и Иоанн в Евангелиях именуются сыновьями Зеведеевыми по имени их отца Зеведея. Также Иисус назвал их Воанергес («сыновья грома»), очевидно, за порывистый характер.

Согласно преданию, после мученической кончины апостола Иакова в 44 году на Святой земле, его останки были положены в лодку и пущены по волнам Средиземного моря. Чудесным образом эта лодка приплыла в Испанию и была выброшена на берег. В 813 году живший в этой местности монах-отшельник Пелайо, следуя за путеводной звездой, обнаружил ковчег с мощами апостола. В 896-899 годах по указу короля Альфонса III на месте находки была построена небольшая церковь. Место назвали Компостелла (лат. - Место, обозначенное звездой ). Святой Иаков, чудесно являвшийся во время битв с маврами, стал покровителем Испании.

Как апостол, предпринявший далекое путешествие из Святой земли в Испанию, он стал считаться покровителем паломников. К концу XX века сложилась традиция: для того, чтобы получить свидетельство о пройденном «пути Иакова», паломник должен пройти 100 или проехать на велосипеде 200 км. По прибытии в город путник предъявляет в соборе специальный документ «credencial» (паспорт пилигрима, действующий еще со времен Средневековья) с отметками, сделанными в находящихся на пути пунктах, после чего получает написанный на латыни «Сертификат Компостелы». В честь апостола Иакова названа также столица Чили - Сантьяго.

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов (младший брат апостола Иакова) был сыном Зеведея и Саломии – дочери святого Обручника Иосифа (обрученного мужа Пресвятой Богородицы). Иоанн Богослов занимает особое место в ряду избранных учеников Христа. Он был любимым учеником Господа. Апостол любви - так именуется святой Иоанн, так как он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу и угодить Ему.

Апостол обладал даром воскрешения мертвых. Предание Церкви рассказывает следующие случаи воскрешения усопших:

  • В Эфесе апостол Иоанн со своим учеником Прохором работали в бане. Однажды там умер некий юноша по имени Домн. Отец юноши, Диоскорид, узнав об этом, скончался от скорби. Хозяйка бани обвинила Иоанна в смерти юноши и грозилась убить апостола. Помолившись, Иоанн Богослов воскресил юношу, а затем его отца.
  • Во время праздника в честь богини Артемиды, апостол Иоанн обвинил язычников в идолопоклонстве, за что толпа забросала его камнями. По молитве Иоанна тотчас настала невыносимая жара, из-за которой умерли около 200 человек. Оставшиеся в живых умоляли святого простить погибших. Тогда апостол воскресил всех умерших, и они тотчас приняли крещение.
  • В Риме апостол Иоанн был осужден на изгнание и отправлен на остров Патмос. На судне находились царские вельможи, сын одного из них, играя, упал в море и утонул. Вельможи стали просить святого Иоанна о помощи. Апостол помолился Богу, и волна выбросила юношу на корабль.

Во время гонения на христиан при императоре Нероне апостол Иоанн был отведен на суд в Рим и приговорен к смерти. Осужденный спокойно выпил страшный яд, поднесенный ему палачами, однако остался цел и невредим. Тогда повелели бросить апостола в котел с кипящим маслом. Но огонь погас, и масло стало холодным. После этого император не осмелился больше мучить святого и сослал его на остров Патмос, где апостол прожил много лет.

Однажды Иоанн взошел со своим учеником Прохором на пустынную гору, где три дня постился и молился. На третий день пещера, где они жили, заколебалась, и загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол поднял его и приказал записывать слова, которые он будет произносить. Так было написано Евангелие от Иоанна. За боговдохновенность этого учения апостола стали называть Богословом. На иконах святой изображается с орлом - символом высокого парения его богословской мысли.

Апостол Иоанн прожил на земле более 100 лет. Когда настало время, он удалился за пределы Эфеса с семью учениками и повелел выкопать для себя в земле крестообразный гроб. Апостол лег в готовую для него могилу и попросил учеников, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого учителя, но, не решаясь ослушаться, исполнили его волю. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту погребения и раскопали могилу, но не нашли в ней тела.

Каждый год из могилы святого Иоанна 21 (8) мая выступал тонкий прах, который верующие собирали и которым исцелялись от болезней душевных и телесных.

Апостол Филипп был родом из того же городка Вифсаиды, что и братья Петр и Андрей, Иоанн и Иаков. Со своей проповедью он дошел до Эфиопии (страна в Восточной Африке). Однажды во время плавания к одному из городов Палестины началась ужасная буря. Не было никакой надежды на спасение, и все со страхом ожидали смерти. Тогда святой Филипп начал молиться. И по его молитве над кораблем появился в воздухе светлый образ креста, который осветил ночной мрак. После этого море стало утихать, и волны в конце концов улеглись.

По преданию во время его мученической кончины, когда апостола распяли вниз головой, произошло землетрясение: земля разверзлась и поглотила градоначальника, жрецов и множество народа. Вместе с апостолом Филиппом распяли апостола Варфоломея. Люди в страхе от произошедшего стали снимать с креста обоих святых, однако апостола Филиппа так и не удалось спасти. На месте его кончины через три дня выросла виноградная лоза.

Святой апостол Варфоломей (он же Нафанаил) был другом апостола Филиппа. Согласно преданию Варфоломей вместе с Филиппом проповедовал в городах Малой Азии. Он также посетил Индию, а затем пришел в Армению. Бесноватые исцелялись в одном только присутствии святого. Так, дочь Полония, царя той страны, была одержима злым духом. Когда апостол вошел в комнату к бесноватой царевне, злой дух немедленно оставил девушку, и она стала здоровой. Думая отблагодарить святого Варфоломея по-царски, Полоний послал ему на верблюдах множество золота, серебра и всяких драгоценных вещей. Но апостол отослал все назад, сказав, что не земных богатств он ищет, но собирает души человеческие, спасая их для Царства Небесного. Тогда Полоний умилился и крестился со всем своим семейством, вельможами и множеством народа.

Святой апостол Фома дошел со своей проповедью до Индии. По преданию Церкви индийский царь Гундафор решил построить себе великолепный дворец, такой же замечательный по красоте, как у римских императоров. И послал в Палестину купца Авана с тем, чтобы тот нашел искусного архитектора. По внушению Господа Фома назвался архитектором и отправился с купцом в Индию.

Царь выдал апостолу большое количество золота на постройку, а сам уехал домой, так как строительство предполагалось вдали от города. Между тем святой Фома начал раздавать царское золото бедным. Вместе с тем он ревностно проповедовал веру Христову и многих крестил. Прошло два года. Все больше в том месте появлялось верующих, однако и умножались доходившие до царя слухи о том, что апостол и не думал строить дворец, а все выделяемые ему деньги раздавал нищим. Когда, наконец, правитель узнал, что все это правда, он страшно разгневался и заточил в тюрьму святого Фому вместе с купцом Аваном. Однако апостол стал ободрять друга, обещая ему в скором времени чудесное спасение.

В ту же ночь умер царский брат. Душу умершего принял ангел, вознес ее в небесные селения и стал показывать ей много палат, предлагая выбрать одну из них. Душа выбрала самую великолепную и попросила ангела разрешить остаться здесь, хотя бы в уголке. «Нет, - возразил ангел, - в этой палате тебе жить нельзя: она принадлежит твоему брату. Это та самая палата, которую странник Фома создал специально для царя на данное им золото». Тогда душа попросила ангела отпустить ее на землю, чтобы спросить разрешения у самого царя. Ангел возвратил душу в тело, и умерший тотчас ожил. Правитель возликовал, а его брат стал рассказывать о том, что с ним произошло, и настойчиво просить позволения остаться в небесной палате царя. Тот еще больше обрадовался, что апостол Фома не обманул его ожиданий и пообещал брату заказать у святого архитектора новые небесные хоромы.

Святой Апостол и Евангелист Матфей был человек состоятельный и занимал должность мытаря – сборщика податей. Христос и Его ученики не отвергли приглашения Матфея посетить его дом. Это событие чрезвычайно поразило фарисеев и книжников. Определение «мытарь» для иудеев означало предатель и изменник родины и веры. Говорить со сборщиком податей считалось грехом, общаться с ним - осквернением. Но иудейские учители не могли понять, что Господь «пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Мф. 9,13).

Матфей, осознав свои грехи, возместил вчетверо тем, кого прежде обирал, раздал остальное свое имение нищим и вместе с другими апостолами последовал за Христом. Перед уходом на проповедь в далекие страны, по просьбе иудеев, остававшихся в Иерусалиме, святой апостол Матфей запечатлел в своем Евангелие земную жизнь Спасителя.

Святой апостол обошел с благовестием Сирию, Лидию, Персию, Парфию, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Эфиопии. Страна эта была населена племенами каннибалов. По преданию Церкви, когда святой усердно просил Бога об обращении эфиопов, во время молитвы явился ему Сам Господь в образе юноши и, дав жезл, повелел водрузить его у дверей храма. Господь сказал, что из этого жезла вырастет дерево с добрыми плодами, а от корня истечет источник. Омывшись в воде и вкусив плодов, эфиопы изменят свой дикий нрав и станут добрыми и кроткими.

Но правитель той страны Фулвиан не хотел, чтобы его подданные стали христианами. Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его. Святого Матфея засыпали хворостом и подожгли. Когда костер разгорелся, то все увидели, что огонь не вредит ученику Христову. Тогда Фулвиан приказал добавить хвороста в костер, облив его смолой, а вокруг поставить 12 идолов. Но пламя растопило идолов и опалило Фулвиана. Испуганный эфиоп обратился к святому с мольбой о пощаде, и, по молитве мученика, пламя улеглось. Тело святого апостола осталось невредимым, и он отошел ко Господу.

Правитель горько раскаялся в содеянном, но сомнений своих еще не оставил. По его приказу, тело святого Матфея положили в железный гроб и бросили в море. При этом Фулвиан сказал, что если Бог Матфеев сохранит тело апостола в воде, как сохранил его в огне, то следует поклоняться Этому Единому, Истинному Богу. В ту же ночь епископу Платону в сонном видении явился апостол Матфей, повелел ему идти с клиром на берег моря и обрести там его тело. Вместе с епископом на берег моря пришел и правитель Фулвиан со своей свитой. Вынесенный волной гроб был с честью перенесен в храм, построенный апостолом. Тогда Фулвиан попросил у святого прощения, после чего епископ Платон крестил его с именем Матфей. Вскоре святой Фулвиан-Матфей отказался от власти и стал пресвитером. По смерти епископа Платона ему явился апостол Матфей и благословил возглавить Эфиопскую Церковь. Приняв епископство, святой Матфей-Фулвиан много потрудился в проповеди Слова Божия, продолжая дело своего небесного покровителя.

Святой апостол Иаков Алфеев , брат Апостола Матфея, был сыном Алфея (или Клеопы) и Марии, сестры Девы Марии, т. е. двоюродным братом Иисуса Христа. Апостол приобрел себе и новое имя: Семя Божественное, потому что сеял в сердцах людей Слово Божие. Апостол сокрушал идолов, разорял храмы язычников, изгонял бесов, врачевал недуги людей.

После сошествия Святого Духа проповедовал сначала в Иудее, затем отправился со святым апостолом Андреем Первозванным в Едессу. Распространял евангельское благовестие в Газе, Елевферополе и сопредельных им местах, оттуда отправился в Египет. Здесь, в городе Острацине (приморский город на границе с Палестиной), был распят на кресте.

Святой Симон Зилот по преданию Церкви происходил из Каны Галилейской, был сыном святого Иосифа Обручника, братом Господа. Первое чудо, которое сотворил Спаситель, - претворение воды в вино, произошло в доме Симона на праздновании его бракосочетания. Новобрачные были люди небогатые, и скоро обнаружился недостаток в вине. Сострадая к их нужде, Богоматерь обратилась к Сыну: «Вина нет у них». Иисус попросил слуг наполнить водой стоявшие тут же шесть каменных сосудов, а затем почерпнуть и нести на пробу к распорядителю пира. Тот отведал воды, которая уже сделалась вином, и удивился, зачем так долго берегли столь прекрасный напиток. Ученики увидели божественное могущество своего Учителя и уверовали в Него, как в Посланника Божия. Уверовал во Христа и жених. По преданию это и был Симон. Он оставил невесту, дом и последовал за Христом.

Апостол имел два имени - Кананит и Зилот. Первое получил по происхождению своему из Каны. «Зилот» же значит ревнитель.

Апостол Симон прошел с проповедью Слова Божия Мавританию и Африку. Потом был в Британии и многих просветил там светом веры Христовой. Благовествовал в Египте и Персии, где и принял мученическую кончину.

Святой Апостол Иуда , брат Господа по плоти, сын Иосифа-обручника. С точностью неизвестно, кто была мать Иуды. По мнению некоторых, это была Саломия. Святой апостол Иуда называется обыкновенно Иудой Иаковлевым, то есть братом апостола Иакова - предстоятеля Иерусалимской церкви. Это наименование он принял по смирению своему, ибо считал себя недостойным называться братом Господним.

Также Иуда Иаковлев называется евангелистом Матвеем Лаввеем и Фаддеем. «Леввей» означает «сердечен», а «Фаддей» - «хвалящий», ибо он прославлял и исповедал Христа Бога и возвестил Евангелие многим народам.

Святой Апостол Матфий (дар Господень) (Деян. I, 23, 26) - был избран по жребию из 70-ти апостолов и причислен к 12 вместо Иуды-предателя.

Апостол Матфий проповедовал Евангелие в Иерусалиме и в Иудее. Из Иерусалима с апостолами Петром и Андреем ходил в Антиохию Сирийскую, был в каппадокийском городе Тиане и в Синопе. Здесь апостола Матфия заключили в темницу, из которой он был чудесно освобожден апостолом Андреем Первозванным. По церковному преданию, апостол Матфий был с проповедью в Эфиопии Понтийской (нынешняя Западная Грузия), Македонии, многократно подвергаясь смертельной опасности, но Господь сохранял его живым для дальнейшей проповеди Евангелия. Однажды язычники заставили апостола выпить отравленное питье. Апостол выпил его и не только сам остался невредимым, но исцелил и других узников, ослепших от этого снадобья. Когда святой Матфий вышел из темницы, то сделался невидимым, и язычники так и не смогли его найти. В другой раз, когда язычники в ярости бросились на апостола, земля разверзлась и поглотила их. Смерть за Христа и венец мученика апостол Матфий воспринял около 63 года.

Апостолы утверждали Церковь Христову словом и святою жизнью. Та благодать Святого Духа, которая была передана апостолам в виде огненных языков, и теперь подается в нашей православной Церкви в таинствах через преемников – епископов и священников.

Имена двенадцати апостолов:

1. Симон, которого Спаситель назвал Петром.
2. Андрей, брат Симона Петра, названный Первозванным.
3. Иаков Зеведеев.
4. Иоанн Зеведеев, брат Иакова, названный Богословом.
5. Филипп.
6. Нафанаил, сын Фоломея, и потому названный Варфоломеем.
7. Фома, названный также Дидимом, что значит близнец.
8. Матфей, иначе Левий, бывший мытарь.
9. Иаков, сын Алфея (иначе Клеопы), называвшийся меньшим в отличие от Иакова Зеведеева.
10. Симон, по прозванию Кананит, иначе Зилот, что значить ревнитель.
11. Иуда Иаковлев, он также носил еще имена: Левея и Фаддея.
12. Матфий (дар Господень) (Деян. I, 23, 26) - из 70-ти апостолов избран по жребию и причислен к 12-ти апостолам вместо Иуды-предателя.

Тропарь

Апостолов первопрестольницы / и вселенным учителие, / Владыку всех молите / мир вселенней даровати / и душам нашим велию милость.

Поделиться