вправе , в частности:
1) на основании договора о налоговом консультировании давать заключения консультируемым лицам по вопросам применения законодательства;
2) получать у консультируемого лица устные и письменные пояснения по вопросам, возникшим в процессе налогового консультирования, а также дополнительные сведения и документы;
3) отказаться от налогового консультирования в случае непредставления консультируемым лицом необходимых документов и сведений или в иных случаях, предусмотренных договором о налоговом консультировании;
4) с согласия консультируемого лица привлекать на договорной основе иных налоговых консультантов, специалистов и экспертов.
При осуществлении налогового консультирования налоговый консультант, налоговая консультация обязаны , в частности:
1) соблюдать требования законодательства Российской Федерации;
2) своевременно сообщать консультируемому лицу о невозможности осуществления деятельности по налоговому консультированию, а также о необходимости привлечения иных налоговых консультантов, экспертов, специалистов;
3) обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых при осуществлении деятельности по налоговому консультированию, не разглашать их содержание без согласия консультируемого лица, за исключением случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
4) проходить контроль качества работы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в том числе предоставлять уполномоченному федеральному органу, а также саморегулируемой организации, членом которой является налоговый консультант, налоговая консультация, все необходимые для этого документы и информацию;
5) предоставлять по требованию консультируемого лица квалификационный аттестат налогового консультанта, информацию о своем членстве в саморегулируемой организации налоговых консультантов;
6) участвовать в осуществлении саморегулируемой организацией налоговых консультантов, членами которой они являются, контроля качества работы других членов этой саморегулируемой организации.
Налоговый консультант обязан не реже 1 раза в 2 календарных года проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией налоговых консультантов, членом которой является налоговый консультант. Продолжительность такого обучения не может составлять менее 72 часов за 2 последовательных календарных года.
Нормы профессиональной этики налогового консультанта:
1. обеспечивает высокий уровень профессиональных услуг с соблюдением законодательства и стандартов налогового консультирования;
2. не может отказывать клиентам в оказании равноценных профессиональных услуг по признакам их национальности, религиозных убеждений, пола;
3. согласно заключенным договорам, принимает на себя обязательства по соблюдению и защите интересов клиентов.
4. не должен вводить клиента в заблуждение относительно своей репутации, уровня компетентности и профессиональной квалификации
5. не имеет права осуществлять профессиональные услуги, в случае личной заинтересованности, если такая заинтересованность заранее не раскрыта участникам договора
6. должен избегать искажения или утаивания информации, имеющей отношение к вопросам налогового консультирования и вести свою профессиональную деятельность в соответствии с договором в рамках возложенных на него полномочий
7. неукоснительно соблюдает законодательство Российской Федерации
8. при оказании профессиональных услуг руководствуется интересами клиента. При этом он соблюдает налоговое и иное законодательство Российской Федерации и не способствует фальсификациям с целью уклонения клиента от уплаты налогов и обмана налоговых органов
9. соблюдает принцип равенства между интересами бюджета и интересами клиента
10. соблюдает конфиденциальность в работе с клиентами:
сохраняет в тайне конфиденциальную информацию о делах клиентов, полученную при оказании профессиональных услуг, без ограничения во времени и независимо от продолжения или прекращения непосредственных отношений с ними;
не использует конфиденциальную информацию клиента, ставшую ему известной при выполнении профессиональных услуг, для личной выгоды или для выгоды любой третьей стороны, а также в ущерб интересам клиента.
11. обеспечивает и отвечает за сохранение конфиденциальной информации своими помощниками и персоналом фирмы, имеющим к ней доступ
12. Защищая интересы клиента в налоговых, судебных и иных органах, а также в его взаимоотношениях с иными юридическими и физическими лицами, налоговый консультант должен быть убежден, что защищаемые интересы возникли на законных основаниях
7. Налоговое администрирование в Российской Федерации: содержание, задачи и функции. Роль налогового администрирования в преодолении кризисных явлений в экономике.
Налоговое администрирование в юридическом аспекте есть деятельность органов власти по поводу контроля за исполнение налогового законодательства и привлечения к ответственности за налоговые правонарушения. Налоговое администрирование в управленческом аспекте представляет собой процесс управления, связанный с осуществлением налогового контроля.
Налоговое администрирование в финансовом аспекте – это деятельность государственных органов власти по обеспечению полноты сбора налоговых платежей в государственный бюджет.
Налоговое администрирование есть целенаправленные действия государственных уполномоченных органов по управлению налоговым процессом в рамках существующей государственной финансово-экономической политики между участниками налоговых правоотношений, включающими функции по сбору налогов, налоговому контролю и привлечению к ответственности за налоговые правонарушения виновных лиц, учета и работы с налогоплательщиками.
Деятельность по контролю за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками и налоговыми органами.
Разработка предложений по совершенствованию механизма изсчисления налогов и налогового контроля.
Деятельность по обеспечению контрольной функции налоговых органов (организационные, методические, аналитич. материалы).
Нормативные функции отвечают первой задаче налогового администрирования, а именно – интерпретации и применению налогового законодательства и нормативных актов. Эти функции осуществляются
в рамках деятельности, связанной с применением законов и иных правовых актов и обеспечивают исполнение оперативных функций путем разработки и внедрения необходимых методов и административных процедур, которые должны гарантировать наивысшую эффективность оперативной системы. Оперативные функции в основном относятся к деятельности, связанной со сбором налогов.
Основные функции включают учет и регистрацию налогоплательщиков, текущий налоговый контроль и налоговые проверки.
Главными целями выступают определение количественной и структурной оценки налогового потенциала в разрезе регионов, заблаговременная оценка возможных последствий, планируемых к принятию на федеральном и региональном уровне решений по вопросам государственной налоговой, бюджетной, экономической и социальной политики.
Задачами налогового администрирования на макроуровне являются:
Анализ макроэкономических процессов налогообложения и выработка исходных данных для прогнозирования их развития:
Оценка отклонений фактических значений макропоказателей от прогнозируемых, выявление причин их появления;
Детальная (для ввода в действие в ближайшей перспективе и концептуальная (на дальнейшую перспективу - до завершающей стадии переходного периода) разработка налогового законодательства.
Задачами налогового администрирования на микроуровне являются:
Ввод в действие принимаемых налоговых законов;
Обеспечение повседневной деятельности налоговых органов по мобилизации налогов и сборов;
Разработка и реализация организационных мероприятий, повышающих эффективность функционирования налоговых органов. При этом критерием эффективности (качества) налогового администрирования следует считать обеспечение мобилизации налогов и сборов в объемах, отвечающих научно обоснованным на весь переходный период уровням налоговой нагрузки, при минимизации соответствующих затрат на функционирование налоговой системы.
Нормативные функции отвечают первой задаче налогового администрирования, а именно – интерпретации и применению налогового законодательства и нормативных актов. Эти функции осуществляются в рамках деятельности, связанной с применением законов и иных правовых актов и обеспечивают исполнение оперативных функций путем разработки и внедрения необходимых методов и административных процедур, которые должны гарантировать наивысшую эффективность оперативной системы.
Оперативные функции в основном относятся к деятельности, связанной со сбором налогов. Поскольку оперативные функции способствуют установлению тесного взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками и от них зависит добровольное выполнение налогоплательщиками их обязанностей по уплате налогов.
Основные функции включают учет и регистрацию налогоплательщиков, текущий налоговый контроль и налоговые проверки. С помощью функции учета и регистрации налогоплательщиков ведется постоянный и правильный учет (выявление) всех налогоплательщиков, которые зарегистрировались должным образом (или уклонились от регистрации).
Функция налогового контроля определяет четко, в установленном порядке и с учетом актуализации сведений все налоговые обязательства налогоплательщиков (продекларированные или начисленные налоги, денежные штрафы, пени и т.д.) и налоговые зачеты в результате совершенных налогоплательщиком платежей или полученных скидок.
Налоговая проверка объединяет все виды деятельности, направленные на проверку правильности заполнения налоговых деклараций налогоплательщиками или на определении сумм налогов, сокрытых от налогообложения, в результате проведения проверки или расследования по месту проживания налогоплательщика или третьего лица, или в налоговой инспекции.
Вспомогательные функции (правовая, управление кадрами, информирования налогоплательщиков, организационно-административная, внутреннее информационное обеспечение) составляют основу для выполнения основных функций.
Правовая функция обеспечивает правильное применение нормативных налоговых актов налоговыми органами, так и налогоплательщиками. Управление кадрами – в отношении обучения и переподготовки сотрудников налоговых органов. Функция информирования налогоплательщиков. Для обеспечения высокого уровня исполнения налогового законодательства налогоплательщиками налоговые органы должны иметь соответствующие отделы или подразделения, ответственные за распространение нормативных налоговых документов и оказание помощи налогоплательщиками в правильном исполнении их налоговых обязательств.
Организационно-административная функция. Ее осуществляют службы внутреннего бухгалтерского учета и административные службы, отвечающие за материально-техническое снабжение и эксплуатацию рабочего оборудования.
8. Налоговый контроль: назначение, методы и формы осуществления.
(Ст. 82 НК РФ)
Налоговый контроль – деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.
Цель – обеспечение исполнения налогового законодательства.
Задачи :
1.наблюдение за подконтрольными объектами,
2.планирование контрольных мероприятий, прогнозирование и учет их результатов,
3.выявление налоговых правонарушений и преступлений,
4.привлечение к налоговой, административной и уголовной ответственности виновных лиц,
5.обеспечение неотвратимости наступления ответственности,
6.предупреждение налоговых правонарушений и преступлений в будущем.
Методы:
1.Предварительное наблюдение (как правило, это своевременный учет и полнота регистрации налогоплательщиков и объектов налогообложения).
2.Текущий контроль (осуществление контроля за своевременностью представления налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами налоговых деклараций (расчетов), а также за своевременностью уплаты налогов и сборов, что по сути является предметом камеральных налоговых проверок).
3.Последующий контроль (проведение выездных налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов на предмет полноты исчисления и уплаты налогов и сборов).
Формы :
1.Налоговые проверки (камеральная и выездная)
2.Получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов
3. Проверки данных учета и отчетности
4.Осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).
Налоговый консультант(НК) – это юрист, специализирующийся в области налогового права, имеющий достаточный опыт работы с разными предприятиями и в разных отраслях.
1. При осущ. налогового консультирования НК , вправе:
1) на основании договора о налоговом консультировании давать заключ.консультируемым лицам по вопросам применения законнодат-ва;
2) получать у консультируемого лица устные и письменные пояснения по вопросам, возникшим в процессе налог. консультирования, а также доп. сведения и док-ты;3) отказаться от налог. консультирования в случае непредставления консультируемым лицом необходимых док-тов и сведений;4) с согласия консультируемого лица привлекать на договорной основе иных НК , специалистов и экспертов.
2. При осуществлении налогового консультирования НК обязаны:1) соблюдать требования законодательства РФ;2) своевременно сообщать консультируемому лицу о невозможности осущ-ния дея-ти по налоговому консультированию, а также о необходимости привлечения иных НК , экспертов, специалистов;3) обеспечивать сохранность сведений и док-тов, получаемых и (или) составляемых при осущ-нии дея-ти по налоговому консультированию, не разглашать их содержание без согласия консультируемого лица;4) проходить контроль качества работы в порядке, установленном настоящим Фед.законом, в том числе предоставлять уполномоченному фед.органу, а также саморегулируемой организации, все необходимые для этого документы и информацию;5) предоставлять по требованию консультируемого лица квалификационный аттестат НК , информацию о своем членстве в саморегулируемой организации налоговых консультантов;
3. НК обязан не реже 1 раза в 2 календарных года проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией налоговых консультантов, членом которой является НК .
1. Основы профессиональной этики НК .
1.1. НК участвует в формировании независимого проф. налогового консультирования как самостоятельного вида деятельности - необходимого инструмента эффективной экономической политики государства.1.2. Нормы проф. этики НК являются инструментом общественного регулирования и этическим механизмом, обеспечивающим проф. Дея-ть налоговых консультантов.1.3. Нормы проф. этики являются нравственными и моральными основами отношений НК с органами гос. власти, клиентами, партнерами, СМИ.
1.4. Этическое поведение должно быть основано на уважении прав и законных интересов НК , органов гос. власти, клиентов, партнеров и способствовать эффективной дея-ти НК .
1.5. Базовыми принципами дея-ти НК являются:
Проф. компетентность. НК должен поддерживать высокий уровень проф. знаний, основанных на регулярном повышении квалификации, на использовании правовых норм, правил и стандартов;
Честность. При предоставлении проф. услуг клиентам НК должен действовать честно и открыто;
Независимость. При предоставлении проф. услуг НК действует самостоятельно и независимо.
Добросовестность. Добросовестность НК должна обеспечиваться полнотой рассмотрения и проработки комплекса проблем;
При этом между представителями этих специальностей даже внутри одной организации нередко возникало недопонимание, ибо у них совсем разные задачи: бухгалтер стремится либо просто сдать отчетность, либо «оптимизировать» налогообложение. Юрист при этом старается обезопасить компанию от любых возможных рисков и нежелательных последствий.
С учетом того, что налоговое законодательство меняется чуть ли не ежедневно — выходят законы, инструкции, правила, указания, письма и прочие законодательные документы, появление «гибридной» профессии налогового консультанта абсолютно оправдано. На каждом крупном предприятии должен быть человек, который «фехтует обеими руками», то есть разбирается и в юридических, и в экономических вопросах одновременно.
Как видно из названия, налоговый консультант занимается оптимизацией налогов и юридической чистотой их оплаты и учета.
Места работы
Консультант по налогам по большому счету нужен любой крупной организации. В небольших фирмах таких узких специалистов, обычно, нет и они там не нужны.
Также консультанты есть в юридических, бухгалтерских и аудиторских конторах.
История профессии
К появлению профессии привело, прежде всего, серьезное усложнение системы налогообложения. Особенно в последние года появляется огромное количество налогов. В результате этого тренда профессия «консультант по налогам и сборам» в 2000 году утверждена Минтруда официально. А в 2002 появилась Палата налоговых консультантов, в 2005 году сменившая свой юридический статус.
Обязанности налогового консультанта
В обязанности налогового консультанта, могут входить:
- Консультирование руководителей компании по вопросам налогообложения.
- Проверка деятельности компаний для установления объемов налоговых рисков.
- Анализ договоров относительно соответствия налоговому законодательству и их влияния на объем налоговых платежей.
- Участие в проектах по налоговому аудиту и due diligence.
- Составление отчетов, заключений и обзоров.
Требования к налоговому консультанту
Обычно требования к налоговому консультанту выглядят так:
- Высшее образование (юридическое или экономическое).
- Знание налогового и гражданского законодательства, а также основ бухучета.
- Часто требуется опыт работы бухгалтером, юристом или иным близким к данной теме специалистом.
Иногда требуется знание иностранного языка и бухгалтерских программ.
Образец резюме налогового консультанта
Как стать налоговым консультантом
Стать налоговым консультантом можно, получив высшее юридическое или экономическое образование и поработав в сфере экономики или бухгалтерии. Хорошим подспорьем будет членство в Палате налоговых консультантов, но это скорее имиджевый, чем обязательный момент. При этом надо помнить, что налоговым консультантам лицензия не нужна.
Зарплата налогового консультанта
Заработная плата налогового консультанта в зависимости от региона деятельности и размаха компании может колебаться от 20 000 до 90 000 рублей в месяц. Конечно, крупные города лидируют по уровню заработка консультантов.
Средняя зарплата налогового консультанта находится в районе 37 000 рублей в месяц.
Где пройти обучение
Помимо высшего образования на рынке есть ряд краткосрочного обучения длительностью, как правило, от недели до года.
Межрегиональная Академия строительного и промышленного комплекса и ее курсы направления « ».
Институт профессионального образования «ИПО» приглашает вас пройти дистанционные курсы по направлению « » (есть варианты 256, 512 и 1024 ак.ч.) с получением диплома или удостоверения государственного образца. Мы обучили более 8000 выпускников из почти 200 городов. Можно пройти обучение экстерном, получить беспроцентную рассрочку.
Должностная инструкция консультанта по налогам и сборам
УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
________________
«________»_____________ ____ г.
1. Общие положения
1.1. Консультант по налогам и сборам относится к категории специалистов.
1.2. Консультант по налогам и сборам назначается на должность и освобождается от нее приказом руководителя организации по представлению начальника отдела.
1.3. Консультант по налогам и сборам подчиняется непосредственно начальнику отдела.
1.4. На время отсутствия консультанта по налогам и сборам его права и обязанности выполняет лицо, назначенное в установленном порядке.
1.5. На должность консультанта по налогам и сборам назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое, юридическое) образование, дополнительную подготовку в области налогов и сборов и стаж работы по специальности не менее 3 лет или среднее профессиональное (экономическое, юридическое) образование, дополнительную подготовку в области налогов и сборов и стаж работы по специальности не менее 5 лет.
1.6. Консультант по налогам и сборам должен знать:
- налоговый кодекс , законы и иные нормативные правовые акты , регламентирующие налогообложение юридических и физических лиц;
- методические материалы, касающиеся предпринимательской и иной деятельности организаций и физических лиц;
- порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности ;
- основы правового регулирования имущественных отношений;
- порядок ведения налогового учета и составления налоговой отчетности;
- порядок проведения налоговых проверок и оформления их результатов;
- методы оптимизации налогообложения;
- принципы организации предпринимательской деятельности ;
- правовые основы деятельности по налоговому консультированию;
- современные информационные технологии ;
- методы компьютерной обработки информации ;
- этику делового общения;
- основы трудового законодательства;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности .
1.7. Консультант по налогам и сборам руководствуется в своей деятельности:
- Уставом организации;
- приказами, распоряжениями руководителя организации (непосредственного руководителя);
- настоящей должностной инструкцией .
2. Должностные обязанности консультанта по налогам и сборам
Консультант по налогам и сборам выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Оказывает консультационные услуги юридическим лицам независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, а также физическим лицам по применению налогового законодательства .
2.2. Дает необходимые рекомендации:
- по формированию налоговой базы по видам налогов и сборов; - по составу затрат, относимых на себестоимость для целей налогообложения; - по использованию льгот, предоставляемых налоговым законодательством различным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов; - по соблюдению установленного порядка исчисления и уплаты налогов и сборов и источникам их выплаты. 2.3. Консультирует: - по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности; - по вопросам прав и обязанностей налогоплательщиков; - по порядку оформления хозяйственных операций; - по вопросам налогового планирования предстоящих сделок; - по порядку обжалования действий налоговых органов и их должностных лиц; - по вопросам защиты имущественных прав , нарушенных государством. 2.4. Разрабатывает варианты оптимизации налогообложения применительно к специфике деятельности организаций и физических лиц. 2.5. Анализирует налоговое законодательство, практику применения законодательства налоговыми органами, арбитражными судами и судами общей юрисдикции, типичные ошибки налогоплательщиков. 2.6. Информирует юридические и физические лица о налоговом законодательстве. 2.7. Дает разъяснения по применению нормативных правовых актов, регламентирующих налогообложение юридических и физических лиц.
2.8. Осуществляет мониторинг изменений и дополнений, вносимых в законы и иные нормативные правовые акты, касающиеся налогообложения.
2.9. Содействует правильному исчислению и полноте уплаты налогов и сборов.
2.10. Подготавливает письменные разъяснения, рекомендации и консультации по вопросам налогового и финансового права , бухгалтерского учета.
2.11. Принимает участие в рассмотрении дел о налоговых правонарушениях , а также споров, вытекающих из налоговых правоотношений, в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.
3. Права консультанта по налогам и сборам
Консультант по налогам и сборам имеет право:
3.1. Требовать предоставления документов и информации по вопросам налоговой политики у юридического лица, характеристики объектов налогообложения у физического лица.
3.2. Получать у юридических и физических лиц разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для предоставления консультаций.
3.3. Запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию, необходимую для решения вопросов налогообложения юридических и физических лиц.
3.4. Привлекать для решения сложных вопросов с письменного согласия руководителя организации сторонних специалистов (аудиторов, бухгалтеров, налоговых консультантов иных организаций).
3.5. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности в организации, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.
3.6. Участвовать в обсуждении вопросов относительно исполняемых им обязанностей.
3.7. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении должностных обязанностей и реализации предоставленных прав.
4. Ответственность консультанта по налогам и сборам
Консультант по налогам и сборам несет ответственность за:
4.1. Ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации .
4.2. Недостоверную информацию о состоянии выполнения своих должностных обязанностей.
4.3. Невыполнение приказов, распоряжений и поручений руководителя организации и непосредственного руководителя.
4.4. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности , противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности организации и его работникам.
4.5. Причинение материального ущерба предприятию - в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.6. Правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, - в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
В нормативных правовых актах и деловой литературе наряду с наименованием должности «консультант по налогам и сборам» употребляется наименование «налоговый консультант».
Должность консультанта по налогам и сборам характерна для организаций, оказывающих консультационные услуги по вопросам налогообложения. Это могут быть организации, осуществляющие только налоговое консультирование, а также организации, осуществляющие консультирование по различным вопросам, в том числе по налоговым. Так, например, отделы налогового консультирования, в штат которых входят налоговые консультанты, создаются в аудиторских и юридических конторах, консалтинговых компаниях, специализированных издательствах, пр. На ряде предприятий практикуется введение должности налогового консультанта в финансовых отделах.
В перспективе намечается проводить аттестацию консультантов по налогам и сборам. Аттестация налоговых консультантов представляет собой форму признания соответствия установленным требованиям указанных субъектов. Она вводится как способ обеспечения качества выполнения налоговыми консультантами профессиональных обязанностей по консультированию.
Подготовкой налоговых консультантов в настоящее время занимается ряд вузов и учебных центров. Для работодателей нелишним будет знать, что Центральная комиссия по налоговому консультированию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам намерена уполномочить Московский социально-экономический университет в качестве учебного центра по подготовке налоговых консультантов. Этот университет является разработчиком программ, учебно-тематических планов, инструктивно-методических материалов по подготовке налоговых консультантов.
Аттестованные налоговые консультанты оказывают консультационные услуги по применению налогового законодательства, разрабатывают различные варианты налогообложения применительно к специфике юридического и физического лица, участвуют в рассмотрении исков в арбитражных судах и судах общей юрисдикции по спорам, вытекающим из налоговых правоотношений, а также по делам о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Должностная инструкция для консультанта по налогам и сборам (налогового консультанта) разрабатывается в том случае, если с ним заключен трудовой договор (контракт). Если консультант выполняет работы на основании гражданско-правового договора, то основным источником его прав и обязанностей является договор (оказания услуг, пр.).
ИНСТРУКЦИЯ КОНСУЛЬТАНТА ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
I. Общие положения
1. Консультант по налогам и сборам относится к категории специалистов.
2. На должность консультанта по налогам и сборам назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое или юридическое) образование, дополнительную подготовку в области налогов и сборов и стаж работы по специальности не менее 3 лет или среднее профессиональное (экономическое или юридическое) образование, дополнительную подготовку в области налогов и сборов и стаж работы по специальности не менее 5 лет.
3. Консультант по налогам и сборам должен знать:
3.1. Налоговый кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие налогообложение юридических и физических лиц.
3.2. Методические материалы, касающиеся предпринимательской и иной деятельности организаций и физических лиц.
3.3. Порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.
3.4. Основы правового регулирования имущественных отношений.
3.5. Порядок ведения налогового учета и составления налоговой отчетности.
3.6. Порядок проведения налоговых проверок и оформления их результатов.
3.7. Методы оптимизации налогообложения.
3.8. Принципы организации предпринимательской деятельности.
3.9. Порядок заключения, изменения, оформления и прекращения гражданско-правовых договоров.
3.9. Правовые основы деятельности по налоговому консультированию.
3.10. Современные информационные технологии.
3.11. Методы компьютерной обработки информации.
3.12. Этику делового общения.
3.13. Основы трудового законодательства.
3.14. Правила и нормы охраны труда.
II. Должностные обязанности
Консультант по налогам и сборам:
1. Оказывает консультационные услуги юридическим лицам независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, а также физическим лицам по применению налогового законодательства.
По формированию налоговой базы по видам налогов и сборов;
По составу затрат, относимых на себестоимость для целей налогообложения;
По использованию льгот, предоставляемых налоговым законодательством различным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов;
По соблюдению установленного порядка исчисления и уплаты налогов и сборов и источникам их выплаты.
3. Консультирует:
По ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности;
По вопросам прав и обязанностей налогоплательщиков;
По порядку оформления хозяйственных операций;
По вопросам налогового планирования предстоящих сделок;
По порядку обжалования действий налоговых органов и их должностных лиц;
По вопросам защиты имущественных прав, нарушенных государством.
4. Разрабатывает варианты оптимизации налогообложения применительно к специфике деятельности организаций и физических лиц.
5. Анализирует налоговое законодательство, практику применения законодательства налоговыми органами, арбитражными судами и судами общей юрисдикции, типичные ошибки налогоплательщиков.
6. Информирует юридические и физические лица о налоговом законодательстве.
7. Дает разъяснения по применению нормативных правовых актов, регламентирующих налогообложение юридических и физических лиц.
8. Осуществляет мониторинг изменений и дополнений, вносимых в законы и иные нормативные правовые акты, касающиеся налогообложения.
9. Содействует правильному исчислению и полноте уплаты налогов и сборов.
10. Подготавливает письменные разъяснения, рекомендации и консультации по вопросам налогового и финансового права, бухгалтерского учета.
11. Принимает участие в рассмотрении дел о налоговых правонарушениях, а также споров, вытекающих из налоговых правоотношений, в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.
III. Права
Консультант по налогам и сборам имеет право:
1. Требовать предоставления документов и информации по вопросам налоговой политики у юридического лица; характеристики объектов налогообложения у физического лица.
2. Получать у юридических и физических лиц разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для предоставления консультаций.
3. Запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию, необходимую для решения вопросов налогообложения юридических и физических лиц.
4. Привлекать для решения сложных вопросов с письменного согласия руководителя организации сторонних специалистов (аудиторов, бухгалтеров, налоговых консультантов иных организаций).
5. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности в организации, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.
6. Участвовать в обсуждении вопросов относительно исполняемых им обязанностей.
7. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении должностных обязанностей и реализации предоставленных прав.
IV. Ответственность
Консультант по налогам и сборам несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, - в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба организации - в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.