11 класс. (2015 - 21 / 32)
28 Какое определение культуры приведено автором? Как в тексте объясняется положение о «репрессивном» характере культуры?
1) ответ на первый вопрос : система регулирующих механизмов, |
|
включающая планы, рецепты, инструкции… которые служат для |
|
управления поведением; |
|
2) ответ на второй вопрос : часто культура действительно подавляет |
|
побуждениячеловека, главнымобразомсексуальныеиагрессивные. |
|
формулировках |
|
Правильно даны ответы на два вопроса |
|
Правильно дан ответ на один любой вопрос |
|
Ответ неправильный |
|
Максимальный балл |
29 Назовите три причины, которые, по мнению автора, ограничивают «способность культуры управлять человеческим поведением». Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одну причину, не указанную в тексте.
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
|
В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы: |
|
1) причины по тексту : |
|
– небеспредельные биологические возможности человеческого |
|
организма; |
|
– предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг; |
|
– факторы окружающей среды; |
|
(Причины могут быть указаны в иных, близких по смыслу |
|
формулировках.) |
|
2) причина не по тексту , например: поддержание существующего |
|
общественного порядка, следование принятым социальным |
|
Может быть названа другая причина |
|
Правильно названы три причины по тексту и одна причина не по |
|
Правильно названы любые две-три причины |
|
Правильно названа только одна причина. |
|
ИЛИ Ответ неправильный |
|
Максимальный балл |
© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 21
Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2015 - 22 / 32)
30 Какие три результата социализации названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, какое социализирующее воздействие необходимо для достижения каждого из этих результатов.
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
|||||||||
В правильном ответе должны быть названы результаты |
|||||||||
социализации |
приведены |
соответствующие |
|||||||
социализирующего воздействия : |
|||||||||
1) упорядоченный образ жизни |
(например, из |
поколения |
|||||||
поколение в семье N передаются традиции ведения домашнего |
|||||||||
хозяйства); |
|||||||||
2) владение языком (например, родители разучивают с ребёнком |
|||||||||
стихи, читают книжки); |
|||||||||
3) умение добывать |
средства |
существованию |
(например, |
||||||
профессиональном |
осваивает |
профессию |
|||||||
автомеханика). |
|||||||||
Могут быть приведены другие примеры социализирующего |
|||||||||
воздействия |
|||||||||
Правильно названы три результата социализации, к каждому |
|||||||||
приведены соответствующие примеры |
|||||||||
Правильно названы два-три результата социализации, к двум из |
|||||||||
них приведены соответствующие примеры |
|||||||||
Правильно названы один–три результата социализации, к одному |
|||||||||
из них приведён(-ы) соответствующий(-е) пример(-ы) |
|||||||||
Правильно названы только один–три результата социализации. |
|||||||||
ИЛИ Приведены только один–три примера. |
|||||||||
требованиюзадания. |
|||||||||
ИЛИ Ответ неправильный |
|||||||||
Максимальный балл |
© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 22
Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2015 - 23 / 32)
31 Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы.
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
|
Могут быть приведены такие объяснения : |
|
1) язык является неотъемлемой частью культуры, поэтому без него |
|
коммуникация людей была бы крайне затруднена и сведена к |
|
примитивным невербальным знакам; |
|
2) ценности являются продуктом культуры, без них невозможно |
|
развитие самосознания человека; |
|
3) религия как форма (область) духовной культуры позволяет |
|
верующим получить ответы на вопросы смысла жизни и т.п. |
|
Могут быть приведены другие объяснения |
|
Приведены три объяснения |
|
Приведены два объяснения |
|
Приведено только одно объяснение |
|
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие |
|
требованию задания. |
|
ИЛИ Ответ неправильный |
|
Максимальный балл |
32 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы :
1) смысл понятия , например: совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение с информацией о критериях(-и) выделения типов политических режимов, опирающейся на знание курса, например: Критерием выделения демократических и недемократических режимов является уровень политической свободы общества; (Может быть составлено любое другое предложение, содержащее
информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов.)
© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 23
Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, |
11 класс. (2015 - 24 / 32) |
||||||||||
3) одно предложение , раскрывающее с опорой на знание курса |
|||||||||||
особенности демократического режима, например: Особенностью |
|||||||||||
демократического режима является гарантия политических прав |
|||||||||||
и свобод граждан. |
|||||||||||
(Может быть составлено любое другое предложение, |
|||||||||||
раскрывающее с опорой на знание курса особенности |
|||||||||||
демократического режима.) |
|||||||||||
Предложения |
сформулированы |
корректно, |
|||||||||
аспектов. |
|||||||||||
Предложения, |
сущностные |
||||||||||
засчитываются при оценивании |
|||||||||||
задания составлены два предложения, содержащие информацию |
|||||||||||
о соответствующих аспектах понятия |
|||||||||||
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием |
|||||||||||
составлено(-ы) |
предложение(-я), |
||||||||||
информацию об одном аспекте понятия. |
|||||||||||
ИЛИ Смысл понятия в целом |
раскрыт (отдельные |
неточности |
|||||||||
искажают |
существу); |
соответствии |
|||||||||
с требованием задания составлены два предложения, содержащие |
|||||||||||
информацию о соответствующих аспектах понятия |
|||||||||||
Правильно раскрыт только смысл понятия. |
|||||||||||
ИЛИ Смысл понятия в целом |
раскрыт (отдельные |
неточности |
|||||||||
искажают |
существу); |
соответствии |
|||||||||
с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), |
|||||||||||
Смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при |
|||||||||||
любом количестве других элементов ответа. |
|||||||||||
ИЛИ Ответ неправильный |
|||||||||||
Максимальный балл |
© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 24
Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2015 - 25 / 32)
33 Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания приобретения права собственности, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
||
В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы |
||
следующие основания приобретения права собственности : |
||
1) изготовление или создание новой вещи для себя (Анна сшила |
||
себе платье); |
||
2) купля-продажа (Владимир купил в магазине мебель для кухни); |
||
мена (Светлана обменяла свою однокомнатную квартиру на |
||
3) равноценную квартиру в другом городе); |
||
4) дарение (Сергей подарил любимой девушке кольцо). |
||
Могут быть приведены другие примеры |
||
Правильно названы и проиллюстрированы примерами три |
||
основания |
||
Правильно названы два-три основания, два из которых |
||
проиллюстрированы примерами. |
||
ИЛИ Правильно названы два основания, приведены три примера |
||
Правильно названы одно–три основания, одно из которых |
||
проиллюстрировано примером. |
||
ИЛИ Правильно названо одно основание, приведены два-три |
||
Правильно названы только одно-три основания. |
||
ИЛИ Приведены только один-три примера. |
||
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответству- |
||
ющие требованию задания. |
||
ИЛИ Ответ неправильный |
||
Максимальный балл |
© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 25
Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2015 - 26 / 32)
34 В своде обычного права средневековой Франции указывалось: «Следует знать, что людям нашего века известны три состояния. Первое – это знатное. Второе – состояние свободных по происхождению людей, рождённых свободной матерью; третье – крепостное состояние людей. Между правами дворян и других людей существует большая разница».
Какая сфера общественной жизни нашла своё отражение в этих правовых установлениях? Какой исторический тип стратификации зафиксирован этими нормами? Используя обществоведческие знания, укажите любые три критерия стратификации современного общества.
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
|
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы : |
|
1) сфера общественной жизни – социальная; |
|
2) исторический тип стратификации – сословная; |
|
3) критерии стратификации современного обществ а: |
|
– объём власти; |
|
– уровень доходов; |
|
– уровень образования; |
|
– престиж профессии. |
|
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу |
|
формулировках |
|
Правильно указаны сфера, тип стратификации и три критерия |
|
Правильно указаны сфера, тип стратификации и один-два критерия. |
|
ИЛИ Правильно указаны сфера и три критерия |
|
Правильно указаны сфера и тип стратификации. |
|
ИЛИ Правильно указаны сфера и один-два критерия. |
|
Правильно указана только сфера. |
|
ИЛИ Сфера не указана (указана неправильно) независимо от |
|
наличия других элементов ответа. |
|
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие |
|
требованиюзадания. |
|
ИЛИ Ответ неправильный |
|
Максимальный балл |
© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 26
Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2015 - 27 / 32)
35 Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Налоги и их воздействие на экономику страны». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
При анализе ответа учитывается:
− соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
− наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
− корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактноформальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании
Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Понятие налогов и их виды: а) прямые; б) косвенные.
2. Системы налогообложения: а) пропорциональная; б) прогрессивная; в) регрессивная.
3. Воздействие налогов на экономику страны, проявляющееся через реализацию следующих функций:
а) фискальная; б) частичное перераспределение доходов;
в) регулирование экономических отношений; г) стимулирующая; д) контрольная и др.
4. Воздействие налогов на спрос и предложение как один из аспектов влияния на экономику страны.
5. Влияние налоговой политики государства на инвестиционную активность в стране.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах
Отсутствие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу
© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 27
Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, |
11 класс. (2015 - 28 / 32) |
|||||||||
Структура |
Наличие пунктов |
Корректность |
||||||||
предложенного |
плана, без которых |
формулировок пунктов |
||||||||
данная тема |
||||||||||
не может быть |
||||||||||
раскрыта |
||||||||||
по существу |
||||||||||
Формулировки |
||||||||||
корректны |
||||||||||
позволяют |
раскрыть |
|||||||||
детализированы |
||||||||||
в подпунктах |
существу |
|||||||||
Формулировки |
||||||||||
детализированы |
корректны |
|||||||||
в подпунктах. |
позволяют |
раскрыть |
||||||||
существу |
||||||||||
детализирован |
||||||||||
в подпунктах |
||||||||||
Формулировки |
||||||||||
плана позволяют в целом |
||||||||||
детализированы |
отдельные |
неточности |
||||||||
в подпунктах |
формулировках |
|||||||||
искажают |
||||||||||
существу |
||||||||||
структуре |
||||||||||
является |
||||||||||
содержит |
||||||||||
Формулировки пунктов |
||||||||||
плана корректны и |
||||||||||
позволяют раскрыть |
||||||||||
существу |
||||||||||
детализированы |
||||||||||
в подпунктах |
© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 28
корректными
формулировками
ошибочные
детализированы
искажающие
отдельные
в подпунктах
аспекты раскрытия темы
Формулировки
любой один из
корректны
позволяют
раскрыть
детализирован
в подпунктах
существу
Формулировки
позволяют
детализированы
отдельные неточности
в подпунктах
формулировках
искажают
существу
Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям
выставления оценок в 1, 2 и 3 балла
План представляет собой набор абстрактных формулировок, не
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания , полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт . (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
36.1 Философия «Все наши теории – это не что иное, как обобщение
опыта, наблюдаемых фактов». (В.А. Амбарцумян)
36.2 Экономика «Спрос и предложение – это процесс взаимного
приспособления и координации». (П.Т. Хейне)
36.3 Социология, «Начало личности наступает намного позже, чем
36.4 Политология «"Разделяй и властвуй" мудрое правило, но
"объединяй и направляй" ещё лучше». (И.В. Гёте)
36.5 Правоведение «Закон не знает сословных преступлений, не знает
различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив». (А.Ф. Кони)
© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 30
Часть 1. Задания 1-3, 10, 12 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания. Правильное выполнение заданий 4-9, 11, 13-20 оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания - 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) - 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) - 0 баллов.
Часть 2. Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом .
21 . Какое определение культуры приведено автором? Как в тексте объясняется положение о «репрессивном» характере культуры?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) ответ на первый вопрос: система регулирующих механизмов, включающая планы, рецепты, инструкции... которые служат для управления поведением; 2) ответ на второй вопрос: часто культура действительно подавляет побуждения человека, главным образом сексуальные и агрессивные. Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.
Правильно даны ответы на два вопроса – 2 балла. \\ Правильно дан ответ только на один любой вопрос – 1 балл. \\ Ответ неправильный – 0 баллов. Максимальный балл – 2 балла.
22 . Назовите три причины, которые, по мнению автора, ограничивают «способность культуры управлять человеческим поведением». Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одну причину, не указанную в тексте.
В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы: 1) причины по тексту: - небеспредельные биологические возможности человеческого организма; - предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг; - факторы окружающей среды; (Причины могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках.). 2) причина не по тексту, например: поддержание существующего общественного порядка, следование принятым социальным нормам. (Может быть названа другая причина.)
Правильно названы три причины по тексту и одна причина не по тексту – 2 балла \\ Правильно названы любые две-три причины – 1 балл \\ Ответ названа только одна причина. ИЛИ Ответ неправильный – 0 баллов \\ Максимальный балл – 2 балла
23 . Какие три результата социализации названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, какое социализирующее воздействие необходимо для достижения каждого из этих результатов.
В правильном ответе должны быть названы результаты социализации и приведены соответствующие примеры социализирующего воздействия: 1) упорядоченный образ жизни (например, из поколения в поколение в семье N передаются традиции ведения домашнего хозяйства);
2) владение языком (например, родители разучивают с ребёнком стихи, читают книжки);
3) умение добывать средства к существованию (например, в профессиональном лицее юноша осваивает профессию автомеханика). Могут быть приведены другие примеры социализирующего воздействия.
Правильно названы 3 результата социализации, к каждому приведены примеры – 3 балла
Правильно названы 2-3 результата социализации, к 2 из них приведены примеры – 2 балла
Правильно названы 1-3 результата социализации, к 1 из них приведён(-ы) пример(-ы) – 1 балл
Правильно названы только 1-3 результата социализации. ИЛИ Приведены только 1-3 примера. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный – 0 баллов \\ Максимальный балл – 3 балла
24 . Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы.
Могут быть приведены такие объяснения : 1) язык является неотъемлемой частью культуры, поэтому без него коммуникация людей была бы крайне затруднена и сведена к примитивным невербальным знакам; 2) ценности являются продуктом культуры, без них невозможно развитие самосознания человека; 3) религия как форма (область) духовной культуры позволяет верующим получить ответы на вопросы смысла жизни и т.п. Могут быть приведены другие объяснения.
Приведены три объяснения – 3 балла. Приведены два объяснения – 2 балла. \\ Приведено только одно объяснение – 1 балл \\ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный – 0 баллов. \\ Максимальный балл – 3 балла
25 . Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.). 2) например: Критерием выделения демократических и недемократических режимов является уровень политической свободы общества; (Может быть составлено любое другое предложение). 3) например: Особенностью демократического режима является гарантия политических прав и свобод граждан. (Может быть составлено другое предложение). Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не насчитываются при оценивании.
Правильно раскрыт смысл понятия; составлены 2 предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия – 3 балла.
Правильно раскрыт смысл понятия; составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия. ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); составлены 2 предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия – 2 балла
Правильно раскрыт только смысл понятия. ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия – 1 балл
Смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа. ИЛИ Ответ неправильный – 0 баллов \\ Максимальный балл – 3 балла
26 . Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания приобретения права собственности, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.
В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие основания приобретения права собственности: 1) изготовление или создание новой вещи для себя (Анна сшила себе платье); 2) купля-продажа (Владимир купил в магазине мебель для кухни); 3) мена (Светлана обменяла свою однокомнатную квартиру на равноценную квартиру в другом городе);
4) дарение (Сергей подарил любимой девушке кольцо). Могут быть приведены другие примеры
Правильно названы и проиллюстрированы примерами три основания – 3 балла
Правильно названы два-три основания, два из которых проиллюстрированы примерами. ИЛИ Правильно названы два основания, приведены три примера – 2 балла
Правильно названы одно-три основания, одно из которых проиллюстрировано примером. ИЛИ Правильно названо одно основание, приведены два-три примера – 1 балл
Правильно названы только одно-три основания. ИЛИ Приведены только один-три примера.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный – 0 баллов \\ Максимальный балл – 3 балла
27 . Какая сфера общественной жизни нашла своё отражение в этих правовых установлениях? Какой исторический тип стратификации зафиксирован этими нормами? Используя обществоведческие знания, укажите любые три критерия стратификации современного общества.
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы: 1) сфера общественной жизни - социальная; 2) исторический тип стратификации - сословная; 3) критерии стратификации современного общества: - объём власти; - уровень доходов; - уровень образования; - престиж профессии. Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках
Правильно указаны сфера, тип стратификации и три критерия – 3 балла \\ Правильно указаны сфера, тип стратификации и один-два критерия. ИЛИ Правильно указаны сфера и три критерия – 2 балла \\ Правильно указаны сфера и тип стратификации. ИЛИ Правильно указаны сфера и один-два критерия – 1 балл \\ Правильно указана только сфера. ИЛИ Сфера не указана (указана неправильно) независимо от наличия других элементов ответа. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный ИЛИ Ответ неправильный – 0 баллов \\ Максимальный балл – 3 балла
28 . Подготовить развёрнутый ответ по теме «Налоги и их воздействие на экономику страны».
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании
Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Понятие налогов и их виды: а) прямые; б) косвенные.
2. Системы налогообложения: а) пропорциональная; б) прогрессивная; в) регрессивная.
3. Воздействие налогов на экономику страны, проявляющееся через реализацию следующих функций: а) фискальная; б) частичное перераспределение доходов; в) регулирование экономических отношений; г) стимулирующая; д) контрольная и др.
4. Воздействие налогов на спрос и предложение как один из аспектов влияния на экономику страны.
5. Влияние налоговой политики государства на инвестиционную активность в стране.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Отсутствие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов тана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу
1) Структура предложенного плана, 2) Наличие пунктов плана, без которых тема не может быть раскрыта по существу, 3) Корректность формулировок пунктов плана, 4) Баллы.
3 и > пункта, 2 детализированы | Два | ||||
2 пункта детализированы. ИЛИ 3 пункта + 1 детализирован | Два | Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу | |||
ИЛИ | |||||
3 и > пункта, 2 детализированы | Два | ||||
План по структуре является простым и содержит не < 3 пунктов | Два | Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу | |||
ИЛИ | |||||
3 и > пункта, 1-2 детализированы | Один | ||||
3 и > пункта, 1-2 детализированы | Два | В плане наряду с корректными формулировками имеются ошибочные позиции, искажающие отдельные аспекты раскрытия темы | |||
2 пункта, 1 детализирован | Два | Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу | |||
2 пункта, 1-2 детализированы | Два | Формулировки пунктов плана позволяют в целом раскрыть содержание темы, отдельные неточности в формулировках не искажают плана по существу | |||
Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2 и 3 балла | |||||
ИЛИ План представляет собой набор абстрактных формулировок, не отражающих специфики содержания данной темы | |||||
Максимальный балл | |||||
29 . Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания 29, критерий К1 является определяющим. Если экзаменуемый в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, КЗ) в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется 0 баллов.
Добрый день, дорогие друзья!
Сегодня мы поговорим о первой половине части С, а точнее разберем задания С1/28-С4/31, которые требует работу с предложенным текстом. Сразу замечу, что данные задания предполагают под собой широкий круг общеведческих знаний!
Разберем эти задания на примере ДЕМО версии 2015 года.(Ищите ниже).
Алгоритм действий следующий:
1. Прочитайте текст и определите к какой сфере он относится: в данном случае это духовная сфера. (Это помогает понять направленность мысли автора и то из какой отрасли Вам необходимо использовать знания.)
2. Запишете основную мысль каждого абзаца в одном предложении (на отдельном листе бумаги). И так у нас 5 абзацев:
— Культура и дезориентация при её отсутствии.
— Культура, как инструмент к социализации.
— Репрессивность культуры.
— Ограничение способности культуры управлять поведением человека.
— Факторы окружающей среды ограничивают воздействие культуры.
Внимание: поможет быстро с ориентироваться по тексту, что ускорит поиск ответа!
3.Переходим к заданиям. Общая рекомендация: при ответе на вопрос начинайте с пересказа того что спрашивалось и уже потом формулируйте ответ! у каждого ответа на отдельный вопрос, свой абзац! (Так Вы выстраивайте структуру проверяющему, что облегчает ему работу соответственно косвенно влияете на его оценку).
Задание С1/28. (Максимальный балл 2).
На мой взгляд, при внимательном прочтении текста, это очень простое задание. Опираясь на составленный нами конспект нам не составит особого труда определить место нахождения ответа в тексте — 1 и 3 абзацы, минус 40 % работы. Далее анализируем и отвечаем. Ответ на С1/28:
В тексте положение о «репрессивном» характере культуры объясняется тем, что часто культура подавляет побуждение человека, главным образом, сексуальные и агрессивные.
Задание С2/29. (Максимальный балл 2).
Это задание в большинстве случаев на выявления каких либо причин, факторов и т.д. Тут необходим опыт и умение находить формулировку, от которой можно оттолкнуться, плюс в этот задании требует применение знаний и опыта. Исходя из постановки вопроса, обратите внимание на абзац 4 и 5. Ответ С2/29:
- небеспредельные биологические возможности человеческого организма;
- предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг;
- факторы окружающей среды.
На мой взгляд, с учетом общеведческих знаний и фактов общественной жизни еще одной причиной является поддержание общественного порядка, под угрозой насилия.
Задание С3/30. (Максимальный балл 3).
Одно из заданий требующие как поиск ответа в тексте, что не представляет огромных усилий, но и приведение примеров, что уже сложнее. Примеры не должны быть сложными для понимания, а всего лишь выступать иллюстрацией. Ответ С3/30.
- упорядоченный образ жизни (например, из поколения в поколение в семье Горловых передаются традиции ведения домашнего хозяйства);
- владение языком (например, родители разучивают с ребёнком стихотворение Муха Цокотуха и читают сказки);
- умение добывать средства к существованию (например, в профессиональном училище Иванов осваивает профессию автомеханика).
Задание С4/31. (Максимальный балл 3).
В этом задании Вам необходимо объяснить ряд процессов происходящих в какой-либо из сфер, проще говоря нужно найти в тексте то что спрашивается и объяснить это не только с Вашей точки зрения, но и с опорой на рассуждения автора. Ответ С4/31:
Без культуры люди были бы полностью дезориентированны, так как:
- язык является неотъемлемой частью культуры, поэтому без него коммуникация людей была бы крайне затруднена и сведена к примитивным невербальным знакам;
- ценности являются продуктом культуры, без них невозможно развитие самосознания человека;
- религия как форма (область) духовной культуры позволяет верующим получить ответы на вопросы смысла жизни и т.п.
Подводя итог, мне бы хотелось обратить внимание на структурированный и четкий ответ, необходимо помнить то что задания С1/28-С4/31 направлены на работу с текстом, и это значит что все ответы должны быть чуть ли не с прямым цитированием из текста. Примеры и обоснования должны быть понятными и лаконичными, с указанием на что либо или кого либо (семья Ивановых, соседка Наталья Петровна и т.д.). Учитесь выделять главное и анализировать информацию, это приведет Вас к успеху!
© Мария Растворова 2015.
Вариант № 892005
Демонстрационная версия ЕГЭ-2015 по обществознанию.
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно. Ответами к заданиям 1-20 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных высказываний (29.1-29.5).
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Для обозначения совокупности взглядов человека на мир и своё место в мире используют тер-мин
1) по-треб-ность
2) мыш-ле-ние
3) ис-ти-на
4) ми-ро-воз-зре-ние
Ответ:
Аб-со-лют-ная ис-ти-на, в отличие от относительной ис-ти-ны, представляет собой
1) теоретически обоснованное зна-ние
2) исчерпывающее знание о пред-ме-те
3) вывод, под-твер-ждённый историческим опы-том
4) зна-ние, меняющееся по мере развития возможностей по-зна-ния
Ответ:
Верны ли следующие суждения о массовой куль-ту-ре?
А. Получение коммерческой выгоды является отличительной чертой массовой куль-ту-ры.
Б. Произведения массовой культуры являются стандартизированными объектами массового по-треб-ле-ния.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суж-де-ния
4) оба суждения не-вер-ны
Ответ:
В стране Z информационные технологии являются важнейшим фактором про-из-вод-ства. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное об-ще-ство? Запишите цифры
1) Общественные отношения регулируются правовыми и моральными нор-ма-ми.
2) Большинство населения занято в сфере услуг.
3) Преобладают экстенсивные методы ведения хо-зяй-ства.
4) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие тех-но-ло-гии.
5) Происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни.
6) Природные факторы оказывают влияние на развитие об-ще-ства.
Ответ:
Что из перечисленного относится к факторам интенсивного экономического роста?
1) увеличение штата работников и продолжительности рабочего вре-ме-ни
2) освоение новых зе-мель, увеличение добычи полезных ис-ко-па-е-мых
3) открытие новых цехов, привлечение импортных ре-сур-сов
4) технологический про-гресс, повышение производительности труда
Ответ:
Что из перечисленного относится к постоянным издержкам фирмы?
1) сдельная зарплата ра-бо-чих
2) плата за элек-тро-энер-гию
3) проценты по взятому фирмой кре-ди-ту
4) транспортные рас-хо-ды
Ответ:
Какой показатель даёт владельцу коммерческого предприятия представление об эффективности его ра-бо-ты?На графике изображено изменение предложения роликовых коньков на потребительском рынке. Что из при-ведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой предложения из положения в положение ? (На графике – цена то-ва-ра, – количество то-ва-ра.)
1) внедрение новых технологий производства роликовых конь-ков
2) сокращение количества фирм, производящих роликовые конь-ки
3) рост цен на комплектующие изделия для роликовых конь-ков
4) рост тарифов на электроэнергию
Ответ:
Верны ли следующие суждения о последствиях ин-фля-ции?
А. От инфляции страдают вкладчики бан-ков, если уровень инфляции превышает процент по де-по-зи-там.
Б. Инфляция усиливает риск, связанный с инновациями и долгосрочными ин-ве-сти-ци-я-ми.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суж-де-ния
4) оба суждения не-вер-ны
Ответ:
Банк R расположен в деловом центре столицы го-су-дар-ства. По каким признакам можно уста-но-вить, что R – коммерческий банк? Запишите цифры , под которыми указаны эти при-зна-ки.
1) Банк участвует в торгах на валютной бирже.
2) Банк устанавливает учётную став-ку.
3) Банк осуществляет эмиссию денег.
4) Банк привлекает на депозиты средства граждан и фирм.
5) Банк лицензирует деятельность финансовых ор-га-ни-за-ций.
6) Банк обслуживает расчёты пред-при-я-тий.
Ответ:
К критериям социальной стратификации от-но-сит-ся(-ятся)
1) размер до-хо-да
2) форма проведения до-су-га
3) черты ха-рак-те-ра
4) политические убеж-де-ния
Ответ:
Верны ли следующие суждения о семье?
А. Семья призвана создать условия для фи-зи-че-ско-го, пси-хи-че-ско-го, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка.
Б. Члены семьи связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной от-вет-ствен-но-стью.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суж-де-ния
4) оба суждения не-вер-ны
Ответ:
Со-цио-ло-ги опросили 23-лет-них работающих юношей и девушек страны Z. Им задавали во-прос: «Зачем Вы ра-бо-та-е-те, какова Ваша трудовая мо-ти-ва-ция?». Полученные результаты (в % от числа опро-шен-ных) представлены в виде диа-грам-мы.
Най-ди-те в при-ведённом списке вы-во-ды, которые можно сделать на основе диа-грам-мы, и запишите цифры , под которыми они ука-за-ны.
1) Половина юношей работает для того, чтобы обеспечить материальное бла-го-по-лу-чие.
2) Доли де-ву-шек, связывающих трудовую мотивацию с потребностью в самореализации и с возможностью пу-те-ше-ствий, общения с разными лю-дь-ми, равны.
3) Доля тех, кто ра-бо-та-ет, потому что им интересно то, чем они за-ни-ма-ют-ся, больше среди де-ву-шек, чем среди юно-шей.
4) Равные доли опрошенных каждой группы прилагают уси-лия, чтобы подняться по карьерной лест-ни-це.
5) Бóльшая доля юно-шей, по сравнению с де-вуш-ка-ми, работает по-то-му, что их работа очень нужна об-ще-ству.
Ответ:
В соответствии с Конституцией РФ Президент РФ
1) утверждает изменения границ между субъектами РФ
2) назначает высшее командование Во-оружённых Сил РФ
3) объявляет ам-ни-стию
4) единолично назначает на должность Генерального прокурора РФ
Ответ:
Доб-ро-воль-ный союз, выражающий интересы социальных групп и участвующий в борьбе за политическую власть, – это
1) гражданское об-ще-ство
2) общественная па-ла-та
3) политическая пар-тия
4) профсоюзная ор-га-ни-за-ция
Ответ:
Верны ли следующие суждения о государственной вла-сти?
А. Государственная власть является разновидностью политической вла-сти.
Б. Любое проявление властных отношений в обществе связано с деятельностью го-су-дар-ства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суж-де-ния
4) оба суждения не-вер-ны
Ответ:
В государстве Z власть пе-ре-даётся по на-след-ству. Власть ко-ро-ля ограничена законами стра-ны. Выборы в парламент происходят ре-гу-ляр-но, на альтернативной ос-но-ве. Жители государства обладают всей полнотой гражданских прав и сво-бод, развиты институты гражданского об-ще-ства.
Го-су-дар-ство Z включает в себя тер-ри-то-рии, не обладающие политической са-мо-сто-я-тель-но-стью.
Най-ди-те в при-ведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры , под которыми они ука-за-ны.
1) унитарное го-су-дар-ство
2) федеративное го-су-дар-ство
3) конституционная мо-нар-хия
4) демократическое го-су-дар-ство
5) абсолютная мо-нар-хия
6) президентская рес-пуб-ли-ка
Ответ:
Что из перечисленного относится к принципам юридической от-вет-ствен-но-сти?
1) высшая юридическая сила, всенародное го-ло-со-ва-ние, вер-хо-вен-ство
2) правовой обы-чай, пре-це-дент, нормативный до-го-вор
3) общественная опас-ность, про-ти-во-прав-ность, ви-нов-ность
4) це-ле-со-об-раз-ность, гу-ман-ность, спра-вед-ли-вость
Ответ:
Со-глас-но Трудовому кодексу РФ работник имеет право на
1) добросовестное исполнение своих трудовых обя-зан-но-стей
2) выполнение установленных производственных норм
3) соблюдение трудовой дис-ци-пли-ны
4) полную достоверную информацию об условиях труда
Ответ:
Верны ли следующие суждения о гражданстве РФ?
А. Лица, ранее имевшие гражданство Рос-сии, но по каким-либо основаниям его утра-тив-шие, имеют право восстановиться в нём.
Б. Российские граж-да-не, проживающие за пределами РФ, находятся под защитой и покровительством РФ.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суж-де-ния
4) оба суждения не-вер-ны
(Н. Смелзер )
Ответ:
В районном суде рассматривается иск гражданки М. об установлении отцовства гражданина К. в отношении её несовершеннолетнего сына. Найдите в при-ведённом списке тер-ми-ны, которые могут быть использованы при характеристике судебного разбирательства по этому делу, и запишите цифры , под которыми они ука-за-ны.
1) уголовный про-цесс
2) гражданский про-цесс
4) под-су-ди-мый
5) по-тер-пев-ший
6) от-вет-чик
Ответ:
Что из перечисленного относится к конституционным обязанностям граждан РФ? Запишите цифры , под которыми указаны конституционные обя-зан-но-сти.
1) указание своей на-ци-о-наль-но-сти
2) сохранение исторического и культурного на-сле-дия
3) участие в выборах органов вла-сти
4) уплата на-ло-гов
5) свободное распоряжение своими способностями к труду
6) пользование родным язы-ком
Ответ:
За-пи-ши-те слово, пропущенное в таб-ли-це.
Из-би-ра-тель-ные си-сте-мы
Ответ:
Най-ди-те по-ня-тие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно ука-за-но.
1) мо-раль-ные нормы ; 2) по-зи-тив-ные санк-ции ; 3) со-ци-аль-ный кон-троль ; 4) пра-во-вые нормы ; 5) не-га-тив-ные санк-ции .
Ответ:
Ниже при-ведён перечень тер-ми-нов. Все они, за исключением двух, представляют методы научного познания мира.
1) на-блю-де-ние ; 2) ощу-ще-ние ; 3) суж-де-ние ; 4) вы-дви-же-ние ги-по-те-зы ;
5) про-ве-де-ние экс-пе-ри-мен-та ; 6) эм-пи-ри-че-ское опи-са-ние .
Най-ди-те два тер-ми-на, «вы-па-да-ю-щих» из общего ряда, и запишите в таб-ли-цу
цифры, под которыми они ука-за-ны.
Ответ:
Уста-но-ви-те соответствие между функциями и государственными ор-га-на-ми, которые их осу-ществ-ля-ют: к каждой по-зи-ции, данной в первом столб-це, подберите соответствующую позицию из второго столб-ца.
А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено опре-делённой бук-вой.
«(А) Несколько энергетических компаний заявили о своём сли-я-нии. (Б) Курс акций большинства из этих компаний вырос. (В) Акция – это ценная бу-ма-га, закрепляющая права её владельца на получение части прибыли акционерного общества в виде ди-ви-ден-дов. (Г) Однако вряд ли в условиях нестабильности цен на углеводородное топливо на мировом рынке рост курса акций будет иметь устойчивый ха-рак-тер. (Д) Акции нефтяных компаний становятся «ло-ко-мо-ти-ва-ми» фондового рынка.»
Опре-де-ли-те, какие положения текста имеют
1) фактический ха-рак-тер
2) характер оценочных суж-де-ний
3) характер теоретических утвер-жде-ний
За-пи-ши-те в таблицу под бук-вой, обозначающей по-ло-же-ние, цифру, выражающую его ха-рак-тер.
За-пи-ши-те в ответ цифры, расположив их в по-ряд-ке, соответствующем бук-вам:
А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Вы-бе-ри-те из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место про-пус-ков.
«Мо-ти-вом __________(А) называется то, что побуждает её, ради чего она осу-ществ-ля-ет-ся. В качестве побудителя обычно выступает конкретная __________(Б), которая удовлетворяется в ходе и с помощью де-я-тель-но-сти. Это опре-делённая форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования __________(В), социальной груп-пы, общества в целом.
__________(Г) потребности вызваны биологической природой че-ло-ве-ка. Это потребности людей во всём, что необходимо для их су-ще-ство-ва-ния, развития и вос-про-из-вод-ства. __________(Д) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к об-ще-ству, занимает в нём опре-делённое место, участвует в трудовой де-я-тель-но-сти, в общении с другими лю-дь-ми. __________(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нём и смысла сво-е-го-су-ще-ство-ва-ния. Каждая из групп потребностей вызывает соответствующие виды де-я-тель-но-сти».
Слова в списке даны в именительном па-де-же. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Вы-би-рай-те последовательно одно слово за дру-гим, мысленно заполняя каждый про-пуск. Обратите внимание на то, что слов в списке боль-ше, чем Вам потребуется для заполнения про-пус-ков.
Спи-сок тер-ми-нов:
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
За-пи-ши-те в ответ цифры, расположив их в по-ряд-ке, соответствующем бук-вам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Какое определение культуры приведено ав-то-ром? Как в тексте объясняется положение о «ре-прес-сив-ном» характере куль-ту-ры?
Прочитайте текст и выполните задания 21-24
Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Клиффорд Гиртц называет культуру «системой регулирующих механизмов, включающей планы, рецепты, правила, инструкции... которые служат для управления поведением». Он считает, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы: «Не обусловленное моделями культуры (системами значимых символов) поведение человека стало бы практически неуправляемым, оно сводилось бы к спонтанным бессмысленным поступкам и безудержным эмоциям, у человека практически не мог бы сформироваться опыт».
О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишёнными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию...
Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать её репрессивной? Именно так считал Зигмунд Фрейд. Он исследовал конфликт между культурой (или «цивилизацией») и инстинктивным началом человеческой натуры. Часто культура действительно подавляет побуждения человека, главным образом, сексуальные и агрессивные. Но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются...
Но, учитывая важность влияния культуры на поведение людей, мы не должны вместе с тем преувеличивать её возможности. Способность культуры управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде всего, небеспредельны биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно так же существует предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг...
Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени возделывать определённые участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых.
(Н. Смелзер )
На-зо-ви-те три при-чи-ны, которые по мнению ав-то-ра, ограничивают «спо-соб-ность культуры управлять человеческим по-ве-де-ни-ем». Привлекая обществоведческие зна-ния, факты общественной жизни назовите ещё одну при-чи-ну, не указанную в тек-сте.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24
Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Клиффорд Гиртц называет культуру «системой регулирующих механизмов, включающей планы, рецепты, правила, инструкции... которые служат для управления поведением». Он считает, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы: «Не обусловленное моделями культуры (системами значимых символов) поведение человека стало бы практически неуправляемым, оно сводилось бы к спонтанным бессмысленным поступкам и безудержным эмоциям, у человека практически не мог бы сформироваться опыт».
О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишёнными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию...
Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать её репрессивной? Именно так считал Зигмунд Фрейд. Он исследовал конфликт между культурой (или «цивилизацией») и инстинктивным началом человеческой натуры. Часто культура действительно подавляет побуждения человека, главным образом, сексуальные и агрессивные. Но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются...
Но, учитывая важность влияния культуры на поведение людей, мы не должны вместе с тем преувеличивать её возможности. Способность культуры управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде всего, небеспредельны биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно так же существует предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг...
Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени возделывать определённые участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых.
(Н. Смелзер )
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какие три результата социализации названы в тек-сте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, какое социализирующее воздействие необходимо для достижения каждого из этих ре-зуль-та-тов.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24
Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Клиффорд Гиртц называет культуру «системой регулирующих механизмов, включающей планы, рецепты, правила, инструкции... которые служат для управления поведением». Он считает, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы: «Не обусловленное моделями культуры (системами значимых символов) поведение человека стало бы практически неуправляемым, оно сводилось бы к спонтанным бессмысленным поступкам и безудержным эмоциям, у человека практически не мог бы сформироваться опыт».
О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишёнными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию...
Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать её репрессивной? Именно так считал Зигмунд Фрейд. Он исследовал конфликт между культурой (или «цивилизацией») и инстинктивным началом человеческой натуры. Часто культура действительно подавляет побуждения человека, главным образом, сексуальные и агрессивные. Но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются...
Но, учитывая важность влияния культуры на поведение людей, мы не должны вместе с тем преувеличивать её возможности. Способность культуры управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде всего, небеспредельны биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно так же существует предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг...
Ис-поль-зуя текст и обществоведческие зна-ния, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что без культуры люди были бы полностью дез-ори-ен-ти-ро-ва-ны.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24
Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Клиффорд Гиртц называет культуру «системой регулирующих механизмов, включающей планы, рецепты, правила, инструкции... которые служат для управления поведением». Он считает, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы: «Не обусловленное моделями культуры (системами значимых символов) поведение человека стало бы практически неуправляемым, оно сводилось бы к спонтанным бессмысленным поступкам и безудержным эмоциям, у человека практически не мог бы сформироваться опыт».
О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишёнными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию...
Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать её репрессивной? Именно так считал Зигмунд Фрейд. Он исследовал конфликт между культурой (или «цивилизацией») и инстинктивным началом человеческой натуры. Часто культура действительно подавляет побуждения человека, главным образом, сексуальные и агрессивные. Но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются...
Но, учитывая важность влияния культуры на поведение людей, мы не должны вместе с тем преувеличивать её возможности. Способность культуры управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде всего, небеспредельны биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно так же существует предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг...
Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени возделывать определённые участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Вы-бе-ри-те одно из пред-ло-жен-ных ниже вы-ска-зы-ва-ний, рас-крой-те его смысл в форме мини-со-чи-не-ния, обо-зна-чив при не-об-хо-ди-мо-сти раз-ные ас-пек-ты по-став-лен-ной ав-то-ром про-бле-мы (за-тро-ну-той темы).
При из-ло-же-нии своих мыс-лей по по-во-ду под-ня-той про-бле-мы (обо-зна-чен-ной темы), при ар-гу-мен-та-ции своей точки зре-ния ис-поль-зуй-те зна-ния , по-лу-чен-ные при изу-че-нии курса об-ще-ст-во-зна-ния, со-от-вет-ству-ю-щие по-ня-тия , а также факты об-ще-ствен-ной жизни и соб-ствен-ный жиз-нен-ный опыт Вы-бе-ри-те одно из пред-ло-жен-ных ниже вы-ска-зы-ва-ний и на его ос-но-ве на-пи-ши-те мини-со-чи-не-ние.
Сфор-му-ли-руй-те по сво-е-му усмот-ре-нию одну или не-сколь-ко ос-нов-ных идей за-тро-ну-той ав-то-ром темы и рас-крой-те её (их) с опо-рой на об-ще-ство-вед-че-ские зна-ния.
Для рас-кры-тия сфор-му-ли-ро-ван-ной(-ых) Вами ос-нов-ной(-ых) идеи(-й) при-ве-ди-те рас-суж-де-ния и вы-во-ды, ис-поль-зуя об-ще-ство-вед-че-ские зна-ния (со-от-вет-ству-ю-щие по-ня-тия, тео-ре-ти-че-ские по-ло-же-ния).
Для ил-лю-стра-ции сфор-му-ли-ро-ван-ных Вами ос-нов-ной(-ых) идеи(-й), тео-ре-ти-че-ских по-ло-же-ний, рас-суж-де-ний и вы-во-дов при-ве-ди-те не менее двух со-ци-аль-ных фак-тов/при-ме-ров из раз-лич-ных ис-точ-ни-ков (об-ще-ствен-ной жизни (в том числе по со-об-ще-ни-ям СМИ), лич-но-го со-ци-аль-но-го опыта (вклю-чая в том числе про-чи-тан-ные книги, про-смот-рен-ные ки-но-филь-мы), из раз-лич-ных учеб-ных пред-ме-тов.
Каж-дый при-во-ди-мый факт/при-мер дол-жен быть сфор-му-ли-ро-ван развёрнуто и под-твер-ждать обо-зна-чен-ную ос-нов-ную идею, тео-ре-ти-че-ское по-ло-же-ние, рас-суж-де-ние или вывод/ быть с ними явно свя-зан. По сво-е-му со-дер-жа-нию при-ме-ры не долж-ны быть од-но-тип-ны-ми (не долж-ны дуб-ли-ро-вать друг друга).
29.1 Фи-ло-со-фия: «Все наши тео-рии - это не что иное, как обоб-ще-ние опыта, на-блю-да-е-мых фак-тов». (В. А. Ам-бар-цу-мян)
29.2 Эко-но-ми-ка: «Спрос и пред-ло-же-ние - это про-цесс вза-им-но-го при-спо-соб-ле-ния и ко-ор-ди-на-ции». (П. Т. Хейне)
29.3 Со-цио-ло-гия, со-ци-аль-ная пси-хо-ло-гия: «На-ча-ло лич-но-сти на-сту-па-ет на-мно-го позже, чем на-ча-ло ин-ди-ви-да». (Б. Г. Ана-ньев)
29.4 По-ли-то-ло-гия: «"Раз-де-ляй и власт-вуй" - муд-рое пра-ви-ло, но "объ-еди-няй и на-прав-ляй" ещё лучше». (И. В. Гёте)
29.5 Пра-во-ве-де-ние: «Закон не знает со-слов-ных пре-ступ-ле-ний, не знает раз-ли-чий по кругу лиц, в среде коих со-вер-ша-ет-ся его на-ру-ше-ние. Он ко всем равно строг и равно ми-ло-стив». (А. Ф. Кони)
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.
Демонстрационный вариант ЕГЭ 2018 г. – задание №21-24.
Использование ресурсов для удовлетворения потребностей подчинено экономическим целям, которые преследуют в своей экономической деятельности индивиды (домохозяйства), фирмы и общество в целом.
Современная экономическая теория исходит из рационального поведения хозяйствующих субъектов при выборе целей их экономической деятельности. В реальной действительности это означает стремление к максимизации результатов при данных затратах. Экономической целью потребителя является максимизация удовлетворения всех его потребностей, т.е. максимизация функции полезности. Максимизация полезности зависит не только от текущего потребления, но и от сбережений, осуществляемых в соответствии с динамикой цен. Экономической целью фирмы выступает максимизация прибыли или минимизация издержек производства. Для этого используются не только цены, но и реклама, дизайн, изменение товарно-материальных запасов и т.д.
Главными экономическими целями современного общества являются экономический рост, повышение эффективности производства, полная занятость и социально-экономическая стабильность.
Экономический рост… должен достигаться не за счёт деградации окружающей среды, а за счёт повышения эффективности использования старых ресурсов и вовлечения в производственный процесс новых…
Рыночная экономика гарантирует прежде всего свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Добровольный, без принуждения обмен становится необходимым условием суверенитета потребителя. Каждый самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовывать процесс производства товаров и услуг в тех масштабах, которые позволяют его способности и имеющийся капитал. Это означает, что существует свобода предпринимательства. Индивид сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведённую продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку. Поэтому экономическая свобода предполагает экономическую ответственность и опирается на неё…
Экономическая свобода – фундамент и составная часть свобод гражданского общества. Она выступает прежде всего как необходимое средство достижения политической свободы; в свою очередь, политическая
свобода есть гарант экономической свободы. В свободном обществе индивид может отстаивать и активно пропагандировать любые, в том числе радикальные, изменения в социальной структуре, конечно, при условии, что его агитация не выливается в применение насильственных действий по отношению к другим гражданам…
Классическая рыночная экономика исходит из ограниченной роли государственного вмешательства в экономику.
(Р.М. Нуреев)
21. Как в тексте раскрыта сущность рационального поведения хозяйствующих субъектов? Каковы, по мнению автора, главные экономические цели современного общества? (Назовите любые три цели.) Как автор понимает свободу предпринимательства?
Решение:
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: стремление к максимизации результатов при данных затратах;
2) ответ на второй вопрос, например: экономический рост, повышение эффективности производства, полная занятость и социально-экономическая стабильность;
(Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания любых трёх целей из упомянутых в тексте.)
3) ответ на третий вопрос, например: Каждый самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовывать процесс производства товаров и услуг в тех масштабах, которые позволяют его способности и имеющийся капитал. ИЛИ Индивид сам
определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведённую продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста
22. Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «экономическая ответственность». Как автор описывает экономическую цель фирмы? Какие средства достижения этой цели названы в тексте? (Назовите любые три средства.)
23. Какие два возможных источника (пути) экономического роста названы в тексте? Приведите по два примера, иллюстрирующих каждый из этих источников (путей). (Сначала указывайте источник (путь), затем приводите примеры, которые его иллюстрируют.)
Решение:
В правильном ответе должны быть названы два источника и приведены примеры, иллюстрирующие каждый из них:
1) повышение эффективности использования старых ресурсов (ИЛИ интенсивный путь), например:
– в стране Z существует государственная система повышения квалификации, благодаря которой работники разных специальностей каждые пять лет повышают свою квалификацию, что позволяет обеспечивать экономический рост;
– переход на новые технологии на предприятии Y позволил более эффективно использовать имеющееся оборудование и обеспечить стабильный экономический рост в течение продолжительного периода;
2) вовлечение в производственный процесс новых ресурсов (ИЛИ экстенсивный путь), например:
– для обеспечения экономического роста предприятия страны Z закупили дополнительную партию оборудования;
– на предприятии Z были созданы дополнительные рабочие места.
(Условие задания не требует, чтобы выпускник вместо цитаты привёл название (интенсивный или экстенсивный). Но если он это сделает корректно, то такой элемент ответа может быть засчитан.)
24. Автор пишет, что классическая рыночная экономика исходит из ограниченной роли государственного вмешательства в экономику. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите и кратко поясните любые три функции государства в рыночной экономике.
Решение:
В правильном ответе могут быть названы и кратко пояснены следующие функции государства в рыночной экономике, допустим:
1) создание правовой основы для принятия экономических решений (например, государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан);
2) стабилизация экономики (например, правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства / сокращения инфляции / снижения безработицы / поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты);
3) социально ориентированное распределение ресурсов (например, государство организует производство общественных товаров и услуг, которым не занимается частный сектор / создаёт условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т.д.);
4) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии (например, государство гарантирует минимум заработной платы / пенсии по старости, инвалидности / пособие по безработице / различные виды помощи социально не защищённым категориям населения и т.д.).
Функции государства в рыночной экономике могут быть сформулированы иначе, могут быть даны иные верные пояснения
Досрочный вариант ЕГЭ по обществознанию 2017 г. – задание №21-24.
В широком смысле неполная занятость – это такое положение, при котором выполняемая работа не требует полного использования квалификации и профессиональной подготовки индивида, не соответствует его ожиданиям и не позволяет получать такую зарплату, какую он мог бы иметь, выполняя ту работу (и в том объёме), на которую мог бы претендовать…
Циклическая безработица связана с колебанием спроса на рабочую силу. Спад – это циклическое снижение деловой активности, в результате которого люди теряют рабочие места на тот период, пока вновь не возрастёт спрос и не произойдёт оживление деловой активности. Сезонная безработица возникает из-за сезонных колебаний спроса на рабочую силу. Она затрагивает тех, кто занят в рыболовстве, строительстве и сельском хозяйстве. Тех, кто меняет работу, и тех, кто не занят в данный момент в связи с переходом с одного места на другое, называют функциональными (фрикционными) безработными. Функциональная (фрикционная) безработица считается хотя и неизбежным, но всё же приемлемым следствием здоровой экономики. Можно предположить, что даже при полной занятости работающие по найму будут переходить с места на место.
Структурные безработные испытывают трудности в получении работы из-за недостаточно высокой или ставшей недостаточной квалификации, дискриминации по признакам пола, этнической принадлежности, возраста или инвалидности. Даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица.
Безработица не просто отсутствие работы… Хотя безработица может оказаться созидательным, мобилизующим волю испытанием, большинство прошедших через это говорят, что пережили отчаяние, бессилие и растерянность, особенно если были без работы дольше, чем несколько недель. Для большинства людей работа по найму является основным, а часто и единственным средством обеспечения материальных потребностей в еде, одежде, крыше над головой. Исследования показывают: те, кто не любит свою работу, всё-таки предпочитают сохранить её даже тогда, когда предоставляется возможность жить на иные доходы. Хотя условия труда могут вызывать неблагоприятные последствия, отсутствие работы приводит
к неменьшим проблемам: усиление стресса, семейные конфликты, пристрастие к алкоголю и наркотикам.
(К.Х. Брайер)
21. Как в тексте обозначено влияние спада на циклическую безработицу? Какие отрасли экономики, по мнению автора, затрагивает сезонная безработица?
(Укажите все отрасли, упомянутые в тексте.) Как автор объясняет неизбежность функциональной (фрикционной) безработицы?
Решение:
Решение:
23. Автор отмечает, что «даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица». Используя обществоведческие знания, объясните причину такого уровня безработицы среди данных категорий граждан. Назовите любые две меры для предотвращения дискриминации указанных автором категорий граждан, предусмотренные законодательством РФ.
Решение:
24. Почему, по мнению автора, безработица вызывает состояние отчаяния, растерянности человека? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, выскажите два предположения о том, в чём проявляется мобилизующее воздействие безработного состояния на человека.
Решение:
Демонстрационный вариант ЕГЭ 2017 г. – задание №21-24
Прочитайте текст и выполните задания 21–24.
Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Клиффорд Гиртц называет культуру «системой регулирующих механизмов, включающей планы, рецепты, правила, инструкции… которые служат для управления поведением». Он считает, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы: «Не обусловленное моделями культуры (системами значимых символов) поведение человека стало бы практически неуправляемым, оно сводилось бы к спонтанным бессмысленным поступкам и безудержным эмоциям, у человека практически не мог бы сформироваться опыт».
О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишёнными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться
добывать средства к существованию…
Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать её репрессивной? Именно так считал Зигмунд Фрейд. Он исследовал конфликт между культурой (или «цивилизацией») и инстинктивным началом человеческой натуры. Часто культура действительно подавляет побуждения человека, главным образом сексуальные и агрессивные. Но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются…
Но, учитывая важность влияния культуры на поведение людей, мы не должны вместе с тем преувеличивать её возможности. Способность культуры управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде всего, небеспредельны биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно так же существует предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг…
Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени возделывать определённые участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых.
(Н. Смелзер)
21. Какое определение культуры приведено автором? Как в тексте объясняется
положение о «репрессивном» характере культуры?
Решение:
См предложение 2 (Клиффорд Гиртц называет культуру «системой регулирующих механизмов, включающей планы, рецепты, правила, инструкции… которые служат для управления поведением».)
Ответ: Культура — это система регулирующих механизмов, включающая планы, рецепты, правила, инструкции, которые служат для управления поведением.
22. Назовите три причины, которые, по мнению автора, ограничивают «способность культуры управлять человеческим поведением». Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одну причину, не указанную в тексте.
Решение:
См предложения(Прежде всего, небеспредельны биологические возможности человеческого организма.
Точно так же существует предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг…
Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры.)
Ответ:
1. Биологические возможности человеческого организма
2. Предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг
3. Факторы окружающей среды
4. За причины не по тексту можно взять либо индивидуальные (врожденные) особенности человека либо социальные обстоятельства жизни человека, либо другие варианты.
23. Какие три результата социализации названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, какое социализирующее воздействие необходимо для достижения каждого из этих результатов.
Решение:
1) упорядоченный образ жизни (например, из поколения в поколение в семье N передаются традиции ведения домашнего хозяйства);
2) владение языком (например, родители разучивают с ребёнком стихи, читают книжки);
3) умение добывать средства к существованию (например, в профессиональном лицее юноша осваивает профессию автомеханика).
Могут быть приведены другие примеры социализирующего
воздействия.
Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения
высказанной в тексте мысли о том, что без культуры люди были бы
полностью дезориентированы.
Решение:
1) язык является неотъемлемой частью культуры, поэтому без него коммуникация людей была бы крайне затруднена и сведена к примитивным невербальным знакам;
2) ценности являются продуктом культуры, без них невозможно развитие самосознания человека;
3) религия как форма (область) духовной культуры позволяет верующим получить ответы на вопросы смысла жизни и т.п.
Могут быть приведены другие объяснения
ЕГЭ по обществознанию задания 21-24 Работа с источником Подготовка к ЕГЭ по обществознанию Варианты ЕГЭ по обществознанию Видео уроки Разбор ЕГЭ по обществознание Полезные советы, опробированная методика, подсказки и технологии
Пример задания. Текст к заданиям 21-24.
Государство в условиях рыночной экономики
Всех агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты… Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и … расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, – создание правового поля в предпринимательской сфере… Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль – сохранение самой рыночной системы путем выражения общих, или общественных интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.
(А. Пороховский)
21. . Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?
В ответе могут быть названы следующие функции:
1) борьба с монополиями;
2) поддержка и развитие конкуренции;
3) поддержка стабильности рыночной системы.
22.
Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании.
Назовите любые три из них и одно проиллюстрируйте примером.
Правильный ответ должен содержать следующие позиции:
1) названы, приведенные в тексте социально-экономические явления:
— благоприятный социальный климат в стране, устойчивость финансовой системы;
— расширение производства общественных благ;
— создание правового поля в финансовой сфере.
2) одно из социально-экономических явлений проиллюстрировано примером, допустим:
— принятие Гражданского кодекса (правовое поле);
— борьба с коррупцией (благоприятный социальный климат);
— проведение реформы системы образования, здравоохранения (производство общественных благ).
Могут быть приведены другие примеры
23. Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики.
В ответе могут быть указаны следующие позиции, объясняющие роль конкуренции:
1) обеспечивает свободу рыночного ценообразования;
2) создает условия для реализации экономической свободы производителя, способствующей независимости экономического выбора потребителя;
3) стимулирует повышение качества производимых товаров и услуг;
4) стимулирует снижение затрат производства.
Возможны иные правильные ответы.
24. Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) приведено мнение автора: только в демократическом обществе государство может обеспечить функционирование рыночной экономики;
2) приведены два аргумента, например:
в демократическом обществе
— налажен механизм контроля избирателей над государственным аппаратом;
— судебная система обеспечивает правовую защиту граждан.
3) в качестве пояснения приведен пример, допустим:
— предприниматель может обратиться в суд с иском о незаконности действий городского департамента в отношении его предприятия;
— избиратели могут потребовать от своего депутата отчет о его голосовании по экономическим вопросам.
Могут быть приведены иные аргументы и другие примеры