Картины бабушки мозес. Как примитивная живопись бабушки мозес повлияла на ход холодной войны Мозес художница картины

«Я оглядываюсь на свою жизнь, как на завершённую дневную работу, и я довольна тем, как она выполнена. Жизнь такова, какой мы её делаем. Так всегда было, и так всегда будет» (Бабушка Мозес) 1961г.
Можно ли стать знаменитостью на девятом десятке лет, если раньше о тебе никто не слышал?
Можно ли стать выдающейся художницей, если робко берешь в руки кисть в семьдесят шесть лет?
А можно ли пережить все стрессы жизни, занимаясь любимым делом, новым, и непривычным? МОЖНО!!! Кто-нибудь слышал про бабушку Мозес, американскую художницу - самоучку? Имя этой женщины практически не известно в нашей стране даже среди художников. Тем не менее, история её жизни – это удивительный путь к искусству.

Миссис Мозес не всегда была бабушкой, вдовой фермера и матерью 10 детей, пятеро из которых умерли в детстве. Полное имя художницы - Анна Мэри Мозес, урождённая Робертсон, родилась 7 сентября 1860 года в семье фермера на окраине штата Нью-Йорк. Это местечко ни сейчас, ни тем более, столетие назад, не было оплотом культуры и очагом цивилизации. Тем не менее, это обстоятельство ни в детстве, ни в зрелые годы, ни в старости не угнетало Анну Мэри, так как практически всю свою сознательную жизнь она провела на фермах. Родители Анны Мэри никогда не жили в достатке, поэтому образование девочка получила самое незатейливое – читать и писать, не более. С 12 – ти лет работала прислугой у более зажиточных соседей. С этих лет главный смысл жизни заключался в зарабатывании средств на кусок хлеба.
Замуж Анна Мэри вышла довольно поздно - в 27 лет! В то время девицы в таком возрасте уже считались безнадёжными старыми девами, утратившими все шансы на хоть какое-то семейное счастье. Избранником будущей известной художницы стал Томас Мозес, такой же как она, безнадёжный бедняк, наёмный рабочий.



Целых 18 лет потребовалось паре Мозес, чтобы заработать денег на покупку собственной небольшой фермы в родных местах.
Шёл 1905 год. Анне 45 лет, из них 33 года – упорного труда на чужих фермах, 10 родов, 5 похороненных детей, впереди – по-прежнему тяжёлый сельский труд от зари до зари, но уже на собственной ферме. Где уж тут картины рисовать…




В 1927 году Анне исполнилось 67 лет и она уже бабушка. В этом году умер муж Томас, и его место управляющего фермой занял их младший сын. Работы у Анны значительно уменьшилось, появилось много свободного времени, которое нужно было чем-то занять. Анна принялась вышивать. Сколько лет она вышивала – не известно. Известно, что кисть она взяла в 76 лет. Получается, что вышивала она около 9-ти лет.


Вышивала бы бабушка Мозес и дальше, но проклятый артрит лишил её этой возможности. По совету дочери, Анна взяла в руки кисть и стала рисовать…


Со слов бабушки Мозес, рисовать она любила с детства, но времени на это увлечение у неё не было. Свои картины миссис Мозес собиралась дарить родственникам и друзьям на праздники, чтобы не тратиться на подарки. Сюжеты её картин были наивны и милы. Идеальные фермы, деревенские бытовые сценки – многофигурные, похожие на детские картинки … Особенно ей удавались зимние и летние пейзажи.







Картины миссис Мозес выставляются на сельских ярмарках и местных благотворительных мероприятиях, но призов пока удостаиваются только знаменитые джемы бабушки Мозес.


Известности бы не случилось, и умерла бы Анна Мэри безвестной крестьянкой, если бы в один серый день февраля 1939 года (Анне 78 лет!) Нью-йоркский инженер Луис Калдор, работавший в тех местах и бывший известным коллекционером произведений искусства, не прошел случайно мимо одной аптеки и не глянул на окно витрины, за которым висели в рамках две картины, изображающие в манере примитива местный пейзаж. Инженер заволновался, тут же заработал в сознании бессонный механизм коллекционной страсти. Он открыл дверь аптеки.
«Чьи это картинки выставлены в вашей витрине?» - спросил он хозяина. «Да есть тут у нас одна странная бабуля. Она рисует и дарит свои картинки всем. Вот я и решил для разнообразия повесить их в окне»… «И где проживает бабуля?» - поинтересовался инженер Калдор.
Через несколько минут он входил в дом, где жила Анна Мэри Робертсон-Мозес. Дом по местным обычаям был открыт, но хозяйку он не застал. Бабушка занималась цыплятами и внуками на заднем дворе…

Калдор представился и попросил ее показать все готовые работы, какие у нее есть. Бабушка, еще не представляя, зачем этому приезжему нужно так много ее картинок, достала из шкафа все четырнадцать небольших по формату работ. Поскольку бабушка Мозес сама не знала, какую цену назначить за свои работы, инженер предложил ей сам деньги. Она сначала не поняла, что он покупает - пейзажи, написанные на деревянных дощечках, или её домик. Но инженер от радости неожиданной находки был очень щедр и уплатил ей более двухсот долларов за все картины. Завернул покупку в предложенное хозяйкой холщовое полотенце, поблагодарил и был таков. Перед уходом, он пообещал сделать бабушку Мозес знаменитой. А миссис Мозес посчитала его сумасшедшим…






Хочется отметить, что в те времена в Америке « » вошло в моду и набирало обороты.
Луис Калдор был человеком весьма энергичным. Он смог выставить несколько работ Анны на выставке, проходящей в Нью-Йорке, под названием «Современные неизвестные американские живописцы». К сожалению, выставка была закрытой, и интереса к картинам Нью-Йоркская богема не проявила. Большинство арт-диллеров не захотели работать с начинающей 79-летней художницей. Это они зря – дилеры стареют и умирают, а бабушка Мозес – творит и творит!

Судьба благосклонна к упрямым. Через год Калдор знакомится с Отто Каллиром, владельцем новой Нью-Йоркской галереи «Galerie St. Etienne». В октябре 1940 года открылась первая выставка картин бабушки Мозес, которой на тот момент исполнилось 80! Лет!!! Бабушка Мозес в своей чрной шляпке и платье с кружевным воротником, лично поприветствовала публику.

Выставка «Что рисует жена фермера» была благосклонно принята критиками, прессой и привлекла к себе широкое внимание коллекционеров.
В течение 40-х годов выставки картин бабушки Мозес прошли в 30 американских штатах, в 10 странах Европы, а так же в Японии. В 1941 году Анна Мэри Мозес получила премию штата Нью-Йорк, а в 1949 году президент Гарри Трумен лично вручил ей премию Национального женского пресс – клуба. Необычайно популярны становятся открытки, постеры, посуда и ткани по мотивам картин миссис Мозес. 1960 г., бабушка Мозес отмечает 100- летний юбилей (ау, скептики арт- дилеры!), её портрет украшает обложку журнала « Life», а сама она отплясывает джигу со своим лечащим врачом!

Губернатор штата НьюЙорк объявил 7 сентября 1960 г. – днём бабушки Мозес.






Бабушка Мозес всегда была открыта новым задачам, но решительно противостояла попыткам посторонних указывать что или как ей рисовать: «Кто-то попросил меня написать Библейские сюжеты, но я отказываюсь – я не буду изображать то, о чём мы ровным счётом ничего не знаем. Это всё равно что изобразить то, что случится через тысячу лет»… За два года до своей смерти она, однако, согласилась иллюстрировать детскую книгу, знаменитое стихотворение Клемента К. Мура “Ночь перед Рождеством” – сюжет которого о том, чего люди на самом деле никогда не видели – как Святой Николай Чудотворец спустился по трубе в один из домов, чтобы разложить по чулкам рождественские подарки. Это было для Бабушки Мозес новым опытом. К сожалению, до издания книги в 1962 году Бабушка Мозес не дожила, но книга с её иллюстрациями переиздавалась не одно десятилетие.


Бабушка Мозес покинула этот мир в декабре 1961 года в возрасте 101г, оставив после себя более 1600 картин. «Радуга» нарисованая в июне 1961г. считается последней завершённой работой миссис Мозес.


Радуга 1961г.
Постепенно к началу 21 века интерес к «наивному искусству» в Америке, да и во всём мире, по-тихоньку начал угасать. Стали забывать и про саму Анну Мэри Мозес. Возможно её и впрямь бы забыли навсегда, но в начале 21 века, наследниками Отто Каллира, новыми владельцами г «Galerie St. Etienne» была организована выставка её работ. А картина «Старый пёстрый дом» нарисованная Анной Мэри и купленная у неё за $110 в 1942г., была продана на аукционе в Мемфисе за $60000.
Анна все это уже не узнает, её и при жизни мало интересовало, что на её имени кто-то делал состояния, выпуская постеры и открытки с её пейзажами миллионными тиражами. Она просто любила рисовать и приносить кому-то радость своими рисунками.






«Я оглядываюсь на свою жизнь, как на завершённую дневную работу, и я довольна тем, как она выполнена. Жизнь такова, какой мы её делаем. Так всегда было, и так всегда будет» (Бабушка Мозес)


Кто сказал, что после 70-ти жизнь кончилась, в 76 всё только начинается…

Бабушка Мозес

Одна из самых известных художниц Америки, Бабушка Мозес, не училась в школе. Она не заканчивала художественную академию. У неё не было учителей. Свой жизненный путь эта удивительная женщина начала обычной крестьянкой. Она жила на маленькой ферме, с раннего детства очень много работала. Мозес была из бедной семьи, ей пришлось с одиннадцати лет батрачить на богатых соседей. Очень поздно вышла замуж, и муж её тоже был беден, был таким же наёмным разнорабочим, как и она. Вся жизнь Мозес прошла в тяжёлых крестьянских трудах.

Просыпаться нужно было до зари, доить коров, потом ухаживать за урожаем, воспитывать детей, убирать дом, готовить еду. Всю жизнь она работала не покладая рук. Всю жизнь она жила в маленьком провинциальном посёлке, где было очень мало людей. Её организм полностью износился, как старый ржавый автомобиль, она уже не могла работать, но без дела тоже не могла сидеть и увлеклась вязанием. К сожалению, это занятие ей пришлось оставить, так как её мучили страшные боли в суставах.


Когда ей исполнилось 76 лет, дочка посоветовала начать рисовать. Мозес нигде не училась и никто не учил её рисовать. Её первые картины висели в местной аптеке. Проезжавший мимо инженер, увлекающийся живописью, обратил внимание на эти милые, примитивные картинки. За бесценок купил несколько. Начал выставлять в своей галерее, показывать друзьям. Так, постепенно, шаг за шагом, Бабушка Мозес стала самой знаменитой художницей Америки. Её картины дарили Президентам Америки на дни рождения. Она умерла в 101 год, создав более 1600 картин и рисунков.


Бабушка Мозес (англ. Grandma Moses, настоящее имя Анна Мэри Мозес, урождённая Робертсон, англ. Anna Mary Moses, b. Robertson; 7 сентября 1860 — 13 декабря 1961) — американская художница-любительница, одна из главных представителей американского живописного примитивизма.


Любила рисовать с раннего детства, однако большую часть жизни провела на ферме в штате Нью-Йорк, будучи женой фермера. Стала матерью пятерых детей. В зрелые годы занималась вышивкой, однако ближе к 70-летнему возрасту это стало для неё затруднительно из-за артрита. После смерти мужа в 1927 года Анна Мозес снова стала рисовать.


В 1938 года нью-йоркский коллекционер заметил рисунок Анны Мозес, выставленный в окне аптеки в городке Хузик-Фоллс (англ. Hoosick Falls), где она жила. В течение года рисунки Мозес начали появляться в нью-йоркской галерее Сент-Этьен и привлекли к себе широкое внимание коллекционеров и любителей живописи.


В течение 1940-х годов выставки Мозес прошли во многих европейских странах и в Японии. В 1941 году она получила государственную премию штата Нью-Йорк, в 1949 году президент США Гарри Трумэн лично вручил ей премию Национального Американского женского пресс-клуба. В 1952 году была издана её автобиография. В 1960 году, к столетию Бабушки Мозес, её фотография, сделанная известным фоторепортёром Корнеллом Капой, была помещена на обложке журнала «Лайф».


Живопись Бабушки Мозес изображает сельские пейзажи и бытовые сценки, зачастую они многофигурны и напоминают детские рисунки. Бабушка Мозес предпочитала зимние виды, летние писала реже. Один из летних пейзажей Мозес, «Старый пёстрый дом, 1862» (работа 1942 года), приобретённый у автора после создания за 110 долларов США, был продан в 2004 году на аукционе в Мемфисе за 60 000 долларов.


Публику поражали не столько картины, сколько сама Бабушка Мозес, как прозвали её журналисты. Она впервые взялась за кисть в том возрасте, когда большинство людей уже не ждут никаких подарков судьбы, а тихо доживают свой век. Начинающей художнице было 76 лет.


Её дни рождения отмечались на обложках журналов "Тайм" и "Лайф", а столетие и вовсе стало праздником целого штата Нью-Йорк: губернатор Нельсон Рокфеллер объявил 7 сентября 1960 года "днём Бабушки Мозес". Президент Трумэн лично приглашал её в гости в Белый дом. Администрация Эйзенхауэра заказала ей картину в подарок президенту на третью годовщину инаугурации...


Один критик сказал об Анне Мари Мозес: "Привлекательность её картин в том, что в них изображён тот стиль жизни, в существование которого американцы так любят верить, но которого больше нет". Её деревенские пасторали, сценки из быта американских фермеров прелестны и, безусловно, заслуживают место в истории искусства. Но сама по себе наивная живопись нигде и никогда не пользовалась бешеной популярностью.


Почти ничего, кроме фермы, она в жизни не видела. Она появилась на свет на окраине штата Нью-Йорк, в графстве Вашингтон. И по сей день отнюдь не центр цивилизации, в 1860 году это была и вовсе глухая деревня.


Анна Мари считала своё детство счастливым, хотя семья её родителей, фермеров Робертсонов, достатком избалована не была. Девочка успела получить лишь самое простое образование: научилась читать-писать, да и только. Двенадцати лет от роду она пошла в прислуги к более удачливым соседям.


Зарабатывая на кусок хлеба, Анна Мари чуть было не упустила своего счастья, и вышла замуж только в 27 лет (в таком возрасте женщины считались уже безнадёжными старыми девами). Партию блестящей назвать сложно: Томас Салмон Мозес был таким же наёмным рабочим, то есть без гроша за душой. Но в медовый месяц молодые всё же отправились в путешествие. Если, конечно, так можно назвать поиски места, где больше платят...


В родные края Мозесы вернулись только через восемнадцать лет - столько потребовалось, чтобы скопить денег на покупку своей земли. И в 1905 году Мозесы обосновались на собственной ферме неподалеку от городка Орлиный Мост. У Анны Мари и Томаса было к тому времени пять детей (ещё пятеро умерли, не дотянув и до года).


Когда в 1927 году Томас Мозес умер из-за сердечного приступа, делами семейной фермы занялся младший из сыновей. А старая миссис Мозес вдруг оказалась не у дел. Свободного времени стало слишком много.


Отнюдь не кокетничая, она рассказывала позже в телеинтервью: "Я просто не могла сидеть в кресле-качалке". Миссис Мозес занялась вышиванием, но ещё несколько лет спустя артрит превратил рукоделие в пытку. И тогда дочь предложила матери рисовать...


Это было весьма удачное время: в конце 30-х годов в Америке вспыхнул интерес к художникам-самоучкам "из глубинки". К ним были благосклонны выставочные залы, в первую очередь недавно открытый нью-йоркский Музей современного искусства. Появились и частные коллекционеры "народного" творчества...


История умалчивает, каким ветром в 1938 году инженера Луиса Калдора занесло в провинциальный городишко Хусик Фоллс. Но что бы ни искал он в этом захолустье, а наткнулся на картины Анны Мари, пылившиеся в витрине местной аптеки. Калдор был настолько очарован, что отыскал автора и приобрёл у неё несколько работ.


Он даже умудрился протолкнуть три картины Мозес на выставку "Современные неизвестные американские живописцы" в Музее современного искусства. Правда, мероприятие было закрытое, проводилось для специалистов, а опыта общения с этой публикой Калдор не имел...


Однако год спустя судьба свела энтузиаста с владельцем новой нью-йоркской "Galerie St. Etienne" Отто Каллиром. В отличие от восторженного Калдора, тот был в артбизнесе профессионалом. Правда, в этот момент Каллир начинал с нуля: после аннексии Австрии фашистской Германией ему пришлось уносить ноги с родины. Недавный эмигрант пытался застолбить место под американским солнцем. Калдор принёс ему именно то, что надо.


В октябре 1940 года в "Galerie St. Etienne" открылась персональная выставка Анны Мари Мозес - "Что рисует жена фермера".


Вторая мировая плавно перетекла в холодную войну. Америка как никогда нуждалась в собственном искусстве как элементе пропаганды. И Бабушка Мозес невольно оказалась "на передовой". Она стала одной из главных участниц передвижных выставок, которые Информационная служба США организовывала в разорённой войной Европе...


Однако хороший приём картин Мозес в Старом Свете получил странный резонанс на родине художницы. "Европейцы любят думать, что Бабушка Мозес представляет американское искусство. Они хвалят нашу наивность и честность, но отказывают нам в возможности полноценного, искушённого художественного выражения. Бабушка Мозес - именно то, что они ожидают от нас, что они готовы нам позволить", - писала "Нью-Йорк Таймс" в 1950 году.


К этому времени в художественном мире США переменился ветер. Профессиональные живописцы слишком долго ощущали себя незаслуженно обойдёнными вниманием Музея современного искусства и иже с ним. Борьба с самоучками в конце концов увенчалась успехом профессионалов - к исходу 40-х годов интерес американского арт-рынка к "народному искусству" иссяк. Мозес оставалась последним бастионом, пока критики не списали её популярность на низменные вкусы публики и политические игры.


Мнение это столь прочно укоренилось, что к началу XXI века имя Мозес было несколько подзабыто. И юбилейная выставка, организованная наследниками Отто Каллира, нынешними владельцами "Galerie St. Etienne", стала неожиданным и приятным открытием для новых поколений критиков и зрителей.


Вокруг её имени критики ломали копья, а она тихо жила в своей провинции. Здоровье не позволяло ей трудиться на ферме - разве что кормить кур. И рисование стало её работой. За четверть века (Бабушка Мозес умерла когда ей шёл 101 год) ею было создано больше 1600 картин, рисунков, иллюстраций.


Бабушку Мозес мало заботило мнение художественного мира. Признание со стороны прессы и политиков скорее утомляло, чем радовало, - приходилось временами покидать родные места и ехать в какой-нибудь грязный, многолюдный Нью-Йорк. Её не беспокоило, что на её имени делаются немалые деньги: работы художницы тиражировались в миллионах открыток, марок, плакатов... Бабушке Мозес доставляло удовольствие, что она приносит кому-то радость.


"Я оглядываюсь на свою жизнь, как на завершённую дневную работу", - говорила она. - "И я довольна тем, как она выполнена. Жизнь такова, какой мы её делаем. Так всегда было, и так всегда будет".


Вокруг нас столько людей - сорокалетних, пятидесятилетних, шестидесятилетних, - которые не живут, а доживают в уверенности, что менять свою жизнь уже слишком поздно. Наш сегодняшний рассказ пойдет об уникальной женщине, круто изменившей свою жизнь аж в 80 лет! Это Анна Мария Мозес, более известная как «бабушка Мозес» – одна из самых известных американских художников, крупнейший представитель американского примитивизма.

До 80 лет бабушка Мозес вела ничем не примечательную жизнь. Она родилась в 1860 году в семье простого американского фермера Робинсона. У Анны было 5 братьев и 4 сестры. С ранних лет дети помогали родителям: мальчики работали вместе с отцом на ферме и мельнице, а девочки выполняли работу по хозяйству. В 12 лет Анна поступила в услужение в богатую семью. Здесь она проработала в течение последующих 15 лет, пока не вышла замуж за Томаса Салмона Мозеса. Молодые переехали в Южную Каролину, где Томас устроился управляющим на конное ранчо. На свои небольшие сбережения супруги арендовали небольшую ферму и купили корову.

Пока муж работал на ранчо, жена взбивала масло и готовила картофельные чипсы на продажу. Она вставала до зари, доила коров, убиралась в хлеву, заботилась об урожае, воспитывала детей. Она родила десять детей, пятеро из которых умерли в младенчестве. Супруги считали, что живут неплохо. Спустя годы они накопили достаточно средств, чтобы купить собственную ферму.

Анна бы с радостью провела остаток жизни в Вирджинии, на юге США, но ее супруг тосковал по Северу, откуда они оба были родом. В итоге была куплена ферма в штате Нью-Йорк на северо-востоке Соединенных штатов, неподалеку от того места, где родилась Анна Мозес. Свою ферму супруги пророчески назвали «Гора Нево» в честь ветхозаветного места кончины пророка Моисея. Пророчески – потому что именно здесь в 1927 году от сердечного приступа скончался Томас Мозес. Фамилия Moses означает «Моисей».

После кончины мужа Анна продолжала жить на ферме и заниматься хозяйством, но силы начали ей отказывать. Ее мучили жуткие боли в суставах, врачи диагностировали артрит. Однако человеку, работавшему всю жизнь, было невыносимо сидеть без дела. Дочь посоветовала заняться рисованием. Позже Анна шутила: «Если бы я не начала рисовать, я бы разводила цыплят или пекла блинчики на продажу».

Однажды через городок Хоосик-Фоллс, неподалеку от которого была ферма бабушки Мозес, проезжал нью-йоркский любитель живописи по имени Луи Кальдор. Он заметил рисунки, висевшие на стене провинциальной аптеки, и эти милые непринужденные работы неожиданно глубоко тронули его. Он купил все имевшиеся в аптеке картины Мозес, хотя аптекарь смотрел на него как на сумасшедшего. Коллекционер узнал имя и адрес художника и лично поехал на встречу с ней.

Когда Кальдор сказал бабушке Мозес, что сделает ее знаменитой, она только покрутила пальцем у виска, но позволила коллекционеру выбрать еще несколько ее работ. Весь следующий год Кальдор обходил с этими картинами всевозможные музеи и выставки. Многим нравились работы Мозес, но стоило дельцам услышать возраст художницы, как они теряли интерес. Ожидаемая продолжительность ее жизни была такова, что большинство дилеров не желали вкладываться в организацию выставки – надежды, что они получат прибыль от своих инвестиций, были крайне малы.

Однако Кальдор упорствовал. В 1939 году коллекционер Сидни Янис выбрал три картины и включил их в выставку, предназначенную для частного просмотра. В октябре 1940 года удалось организовать еще одну выставку под названием «Рисунки с фермы». Но славу художнице принесла третья выставка, организованная универмагом Gimbels. Выставка имела успех, и художницу попросили приехать в Нью-Йорк – выступить на пресс-конференции.

Мозес согласилась, не побоявшись дать публичное выступление. Однажды она выступала на фермерской ярмарке, представляя джемы и варенья собственного приготовления, – бояться нечего! 80-летняя художница приехала в Нью-Йорк в своей неизменной черной шляпке и платье с кружевным воротничком – маленькая, сухонькая, но очень энергичная старушка с молодыми глазами. Публика была совершенно очарована «бабушкой Мозес», как ее прозвали журналисты.

Живопись бабушки Мозес в стиле «примитивизм» напоминает детские рисунки. Написанные простой женщиной без соответствующего образования, ее картины магически воздействуют на зрителя, вызывая улыбку и положительные эмоции. На большинстве работ изображены сельские пейзажи, обычно многофигурные. Зимние пейзажи бабушка Мозес любила больше, чем летние. По утверждению художницы, образы на ее картинах – ее детские воспоминания. События минувших дней она помнила намного лучше, чем то, чем занималась вчера.

Вскоре Мозес стала суперзвездой – сначала американского, а потом и мирового масштаба. Уже через 2 года ее картины выставлялись в крупнейших европейских художественных галереях. Бабушка Мозес стала одной из самых известных художников Америки. Она получала награды из рук президента США Гарри Трумена. Ее фото появлялись на обложках журналов «Тайм» и «Лайф». Одна из ее первых картин «Старый пестрый дом», купленная у художницы за 110 долларов, в 2004 году была продана на аукционе в Мемфисе за 60 000 долларов. Она прожила до 101 года и подарила миру более 1600 картин.

Как часто мы слышим о том, что пенсия — это заслуженный отдых. «Отдых от чего? — спрашивал знаменитый режиссер театра кукол Сергей Образцов, — От жизни?» Так же считала Анна Мария Мозес, более известная как «бабушка Мозес» – одна из самых известных американских художников, крупнейший представитель американского примитивизма.

Бабушка Мозес, чьи картины сегодня висят в девяти музеях в Соединенных Штатах, а также в Вене и Париже, показала свою первую картину, когда ей было 76 лет и последующие 25 лет отдала живописи. Она прожила 101 год и подарила миру около 1500 картин.

  • Анна Мозес начала работать в 12 лет.
  • В 27 лет вышла замуж и родила 10 детей, из которых пятеро умерли в младенчестве.
  • В 76 лет оа начала продовать свои картины а осеней ярмарке вместе со своими соленьями.
  • В 79 лет картины Анны Мозес были представлены на выставке «Современных неизвестных художников» в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
  • В 80 лет она впервые выступила а публике, представляя свои картины на выставки в универмаге Гимбела.
  • В последующие 20 лет ее картины были представлены на международных выставках, воспроизведены на рождественских открытках, плитке и ткани в США и за рубежом.
  • В 93 года её потрет украсил номер журнала «TIME» от 28 декабря 1953 года
  • В 2006 году одна из её картин — «Sugaring Off» by Grandma Moses, 1943, — была продана за $1.2 миллиона долларов.
Она занялась живописью, потому что из-за артрита, который у нее диагностировали в возрасте за семьдесят, больше не могла вышивать. Она уже не могла держать иглу, но она могла держать кисть. Анна Мозес была слишком занята всю свою жизнь и не допускала мысли о том, чтобы сидеть сложа руки.

Биография народной художницы Соединенных Штатов «Бабушки Мозес»

Анна Мэри Робертсон Мозес родилась 7 сентября 1860 года в семье простого американского фермера Робинсона. У Анны было 5 братьев и 4 сестры. С ранних лет дети помогали родителям: мальчики работали вместе с отцом на ферме и мельнице, а девочки выполняли работу по хозяйству. Однокомнатная школа, где Анна получила начальное образование, в настоящее время является музеем Bennington Museum в Вермонте, в котором хранится самая большая коллекция ее работ в Соединенных Штатах. Уже в детстве Анна любила рисовать, используя для своих пейзажей виноградный сок, молотую охру, траву, мучную пасту, гашеную известь и железные опилки.

В 12 лет она ушла из дома и начала работать в богатой семье, выполняя обязанности по хозяйству и на ферме. Одна из семей, на которую она работала, заметив её интерес к литографиям Currier and Ives, подарила ей цветные восковые мелки для раскрашивания. Она продолжала работать по хозяйству, готовить и шить для богатых семей в течение последующих 15 лет, а в свободное время рисовала. Точнее раскрашивала. Такие книжки-раскраски у ас тоже были и сегодня оии еще более популярны.

Когда ей было 27 лет, она вышла замуж за «наемного работника» Томаса Салмона Мозеса, с которым работала на одной ферме. В 1905 году Анна и Роберт по настоянию мужа переехали на ферму в Игл-Бридж (Орлиный мост), штат Нью-Йорк, где Томас устроился управляющим на конное ранчо. На свои небольшие сбережения супруги арендовали небольшую ферму и купили корову.

Пока муж работал на ранчо, жена делала картофельные чипсы на продажу и взбивала масло. Корову она купила на свои сбережения. У них родились десять детей, пятеро из которых умерли в младенчестве. Молодая супруга и мать как могла украшала свой дом. В 1918 году она расписала свой камин, а начиная с 1932 года Анна вышивала картины для друзей и семьи и шила лоскутные оделяла. Современные искусствоведы часто сравнивают живопись Анны Мозес с лоскутным шитьем.

В 1927 году в возрасте 67 лет Томас Мозес умер от сердечного приступа. Какое-то время управлять фермой Анне помогал её сын Форрест. В 1936 году, в возрасте 76 лет, она оставила ферму и переехала в Беннингтон, чтобы заботиться о детях своей дочери после её смерти. Когда ее зять снова женился, она вернулась на ферму в Орлином мосту и продолжила вести хозяйство.

К этому времени Анна уже не могла вышивать картины и сшивать лоскутки из-за сильных болей в суставах, врачи диагностировали артрит. Анна больше не могла держать иголку в руках. Однако человеку, работавшему всю жизнь, было невыносимо сидеть без дела. Её сестра Селестия напомнила Анне о её детском увлечении рисованием.


Держать кисть в руках было проще, чем иглу. Анна начала рисовать. Она рисовала ностальгические сцены американской жизни и продавала их на загородных ярмарках вместе со своими фирменными соленьями. Когда ее правая рука начала болеть, она стала рисовать левой рукой.

Анна рисовала идеальную деревенскую жизнь из своих воспоминаний, упуская современные черты. На её картинах нет тракторов и телеграфных столбов. Она называла их «старыми» пейзажами Новой Англии. Первые картины были выставлены в местной аптеке по цене 3—5 долларов за картину.

Ситуация изменилась в 1938 году, когда её картины, выставленные на продажу в местной аптеке, увидел коллекционер Луи Дж. Калдор (Louis J. Caldorу) и купил их все. У аптекаря он узнал адрес художницы и уже у неё дома купил еще около десятка картин.

Благодаря протекции Луи Дж. Калдора в 1939 году картины Анны Мозес были представлены ​​на выставке «Современных неизвестных художников» в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

В октябре 1940 году в Нью-Йорке состоялась персональная выставка ее картин в новой галерее — Galerie St. Etienne, а уже в ноябре её пригласили представлять свои работы в в универмаге Гимбела.

На выставки в универмаге Гимбела 15 ноября 1940 года она впервые встретилась со своими поклонниками. На выставке были представлены не только художественная экспозиция из 50 картин, но выпечка и консервы «бабушки Мозес», которые уже получали призы на ярмарке в округе. Но славу художнице принесла третья выставка, организованная универмагом Gimbels. Выставка имела успех, и художницу попросили приехать в Нью-Йорк – выступить на пресс-конференции.

Мозес согласилась. Однажды она выступала на фермерской ярмарке, представляя джемы и варенья собственного приготовления и не боялась говорить на публике. 80-летняя художница приехала в Нью-Йорк в своей неизменной черной шляпке и платье с кружевным воротничком – маленькая, сухонькая, но очень энергичная старушка с молодыми глазами. Публика была совершенно очарована «бабушкой Мозес», как ее прозвали журналисты.

Еще одна персональная выставка состоялась в галерее Уайт, Вашингтон, округ Колумбия. В 1944 году она была представлена ​​Американским британским художественным центром и Galerie St. Etienne, что увеличило продажи её картин. В течение следующих 20 лет её картины были выставлены по всей Европе и США. Отто Каллир, владелец Galerie St. Etienne, основал для нее компанию «Grandma Moses Properties, Inc». после чего последовали персональные выставки за рубежом.

Вскоре после этого Hallmark приобрела права на воспроизведение картин на поздравительных открытках, и имя «бабушки Мозес» стало известно по всей стране.

Ее картины были воспроизведены на рождественских открытках, плитке и ткани в США и за рубежом. Репродукции её картин украшали упаковки кофе, помады, сигарет и фотоаппаратов.

Ее искусство стало невероятно популярным после 1939 года, когда Музей современного искусства провозгласил ее «современным примитивистом», приобщив к развивающемуся американскому художественному миру. В 1940-х и особенно в 1950-х ее примитивизм и простые сюжеты рассматривались как типично американский стиль и как идеальное противоядие от послевоенного современного искусства, которое было холодным и загадочным.

Художница украсила обложку журнала «TIME» от 28 декабря 1953 года, когда она рисовала ореховое дерево во время рождественского интервью.


По подсчетам TIME, ее работы были представлены на более чем 160 выставках к началу 1950-х годов, и у нее была «единственная картина« Ecole Americaine », висевшая в парижском Музее современного искусства».

В возрасте 92 лет она написала: «Я была совсем маленькой, мой папа стал покупать мне и моим братьям белую бумагу. Ему нравилось, когда мы рисовали картины. Бумага стоила пени за лист и длилась дольше, чем конфеты». Именно одобрение отца питало ее страсть к рисованию, и эта детская мечта смогла реализоваться лишь в очень зрелом возрасте.

Пом мнению искусствоведов её зимние картины напоминают некоторые из известных зимних картин Питера Брейгеля Старшего, хотя она никогда не видела его работы.

Одна из картин зимней серии — «Sugaring Off» by Grandma Moses, 1943, — в 2006 году была продана за $1.2 миллиона долларов. (Anna Mary (Grandma) Moses Sugaring Off 1943 Naive Art).

Изготовление кленового сиропа — «Sugaring Off», — была одной из любимых тем бабушки Мозес. Как и многие из ее ранних сюжетов, она восходит к популярной иллюстрации, в данном случае, известной литографии Currier & Ives. Хотя Моизес в самом начале своей карьеры иногда копировала картины, но она никогда не пыталась дублировать этот отпечаток Currier & Ives. С самого начала она свободно комбинировала элементы из своего первоисточника с виньетками из других источников и из своего собственного воображения. Некоторые главные элементы изображения имеют тенденцию повторяться в картинах — «Sugaring Off» — одна среди них. Горящий костер, котел, мать, льющая кленовый сахар на снег, где он превращается в карамель, мужчины с ведрами и маленькие ‘сахарные дома’.

В 1941 году Анна Мозес получила государственную премию штата Нью-Йорк,

В 1949 году президент США Гарри Трумэн лично вручил ей премию Национального Американского женского пресс-клуба. Она была гостем президента и миссис Гарри С. Трумэн в 1949 году и за чаем президент играл для ее на фортепиано.

В 1952 году была издана её автобиография. В 1960 году, к столетию Бабушки Мозес, её фотография, сделанная известным фоторепортёром Корнеллом Капой, была помещена на обложке журнала «Лайф».

Немецкая поклонница работ сказала: «Из ее картин исходит беззаботный оптимизм; мир, который она нам показывает, прекрасен и хорош. На всех этих картинах ты чувствуешь себя как дома, и ты знаешь их значение».

В честь её 100-летия нью-йоркский губернатор Нельсон Рокфеллер объявил 7 сентября 1960 года «Днем бабушки Мозес». Губернатор повторил это в следующем году, когда художнице исполнилось 101 год.

Она прожила до 101 года и подарила миру около 1500 картин.

«Я оглядываюсь на свою жизнь, как на завершённую дневную работу. И я довольна тем, как она выполнена. Жизнь такова, какой мы её делаем. Так всегда было, и так всегда будет».
Анна Мари Мозес

Сегодня я расскажу вас о женщине с удивительной судьбой, которая прожила долгую, непростую, но счастливую жизнь. Бабушка Мозес (англ. Grandma Moses, настоящее имя Анна Мари Мозес, урождённая Робертсон, англ. Anna Mary Moses, b. Robertson; 7 сентября 1860 - 13 декабря 1961) - американская художница-любительница, одна из главных представителей американского живописного примитивизма.

Анна Мари родилась и выросла в многодетной семье фермеров Робертсонов, и считала своё детство счастливым, хотя семья её родителей, была очень бедна. Девочка получила лишь самое простое образование: научилась читать-писать, да и только. В двенадцать лет ей пришлось пойти работать к богатым соседям.
Замуж Анна Мари вышла по тогдашним меркам поздно: в 27 лет, за такого же бедного работника фермы. После свадьбы молодожены вместо свадебного путешествия отправились искать место, где больше платят, чтобы накопить денег на собственный участок земли для фермы.
В родные края Мозесы вернулись только через восемнадцать лет. Именно столько потребовалось, чтобы скопить достаточно денег на покупку своей земли. И в 1905 году Мозесы обосновались на собственной ферме неподалеку от городка Орлиный Мост. Всю жизнь она прожила на своей ферме в этом маленьком провинциальном городке.
Жизнь Анны Мари прошла в тяжёлых крестьянских трудах: просыпаться нужно было до зари, доить коров, ухаживать за урожаем, воспитывать детей, убирать дом, готовить еду.

Когда Анне Мари было 67 лет, делами семейной фермы занялся младший сын, а у нее вдруг оказалось слишком много свободного времени. Анна Мари была не из тех, кто может сидеть целый день сложа руки: «Я просто не могла сидеть в кресле-качалке», говорила она позже в одном интервью. Миссис Мозес сначала занялась вышиванием, но ещё несколько лет спустя из-за артрита ей пришлось оставить это занятие. В детстве Анна Мари очень любила рисовать и дочь предложила матери попробовать начать рисовать картины…

И она взяла в руки кисть и всю свою доброту, любовь к окружающей природе и семейным традициям, детям, сельским пейзажам и временам года начала переносить на холст. Часто она рисовала картины по памяти из своего детства. Рисовать ее никто никогда не учил. Картины получались очень самобытными, добрыми, яркими, немного наивными, похожими на детские рисунки… Свои картины Миссис Мозес дарила родственника и знакомым. Картины вызывали положительные эмоции и улыбку у всех, кто их видел.


В 1938 году выставленные в окне местной аптеки полотна бабушки Мозес случайно заметил известный частный коллекционер Луис Калдор, неизвестно как попавший в провинциальный городишко Хусик Фоллс. Луис был очарован картинами и не смог равнодушно пройти мимо. Он вбежал в помещение и с трепетным чувством узнал, чьи картины выставлены в окне. А потом разыскал дом художницы и за 200 долларов купил у нее 14 полотен, пообещав на прощание сделать ее знаменитой. Усмехнувшись странному покупателю, бабушка Мозес не поверила ни единому его слову…

Это было весьма удачное время: в конце 30-х годов в Америке вспыхнул интерес к художникам-самоучкам «из глубинки». К ним были благосклонны выставочные залы, в первую очередь недавно открытый нью-йоркский Музей современного искусства. Появились и частные коллекционеры «народного» творчества…

В октябре 1940 года, когда Анне Марии Мозес исполнилось уже 80 лет, открылась ее первая художественная выставка под названием: «Что рисует жена фермера», на которой присутствовала и сама виновница торжества, не преминув надеть шляпку и украсить платье белым кружевным воротничком.
С этого периода началась мировая слава пожилой художницы. Картины на выставках объехали более половины штатов Америки, страны Европы и далекую Японию. И везде из принимали очень тепло, ведь сюжеты простых и наивных картин не требовали особых знаний искусствоведения и были понятны и близки каждому человеку: счастливое деревенское детство, семейные праздники, сцены из обычной жизни сельчан…Картины бабушки Мозес, простые, незатейливые и добрые, как она сама, никого не оставляли равнодушными, даря радость и наполняя сердца теплом и счастьем.




Один критик сказал об Анне Мари Мозес: «Привлекательность её картин в том, что в них изображён тот стиль жизни, в существование которого американцы так любят верить, но которого больше нет».
Та что в нарушение всех известных правил на девятом десятке лет бабушка Мозес стала настоящей знаменитостью и звездой! В 1946 году была издана первая монография о художнице, в 1950 – снят документальный фильм о ее жизни, который был номинирован на Оскар, в 1952 году опубликована автобиография.

За воплощенную жизненную простоту бабушка Мозес была награждена несколькими премиями, одну из которых она получила лично из рук самого Президента страны Гарри Трумена. Несмотря на наивность живописи, она была востребована широкой публикой и стала появляться на марках и открытках, на посуде и тканях. Знатоки делали на ней огромные деньги, о которых бабушка Мозес даже не мечтала. Ее картина «Старый пестрый дом» была продана с аукциона за 60 тыс.долларов, в то время как обошлась новым владельцам всего за 110 долларов! Администрация Эйзенхауэра заказала ей картину в подарок президенту на третью годовщину инаугурации… Успех пожилой женщины поражал американское воображение, средства массовой информации не уставали пересказывать сказочный сюжет жизни бабушки Мозес. Её дни рождения отмечались на обложках журналов «Тайм» и «Лайф», а столетие и вовсе стало праздником целого штата Нью-Йорк: губернатор Нельсон Рокфеллер объявил 7 сентября 1960 года «днём Бабушки Мозес», звучали фанфары. Все приветствовали и радовались успехам знаменитой долгожительницы…

Но Бабушку Мозес мало заботило мнение художественного мира и вся эта шумиха вокруг ее картин и ее самой. Признание со стороны прессы и политиков скорее утомляло, чем радовало, – приходилось временами покидать родные места и ехать в какой-нибудь грязный, многолюдный Нью-Йорк. Её не беспокоило, что на её имени делаются немалые деньги: ее картины продавались за большие деньги, а еще сюжеты работ художницы тиражировались в миллионах открыток, марок, плакатов… Бабушке Мозес доставляло удовольствие, что она приносит кому-то радость.

«Я оглядываюсь на свою жизнь, как на завершённую дневную работу», — говорила она. — «И я довольна тем, как она выполнена. Жизнь такова, какой мы её делаем. Так всегда было, и так всегда будет» .
Она прожила 101 год и оставила после себя славу самого известного художника примитивизма Америки и 1600 жизнерадостных и светлых картин, излучающих красоту природы, теплоту обычного человеческого счастья, волшебство праздников и свет души самой художницы.
А теперь ВНИМАНИЕ для тех, кто считает, что ему в 30, 40, 50, 60 и т.д. … лет поздно начинать что-то новое в своей жизни, поздно начинать заниматься творчеством, поздно делать то, что нравится и хочется:

Когда Анна Мари Мозес начала рисовать ей было 76 лет. Она прожила 101 год, создав более 1600 картин и рисунков. То есть, начав творить в преклонном возрасте 76-ти лет она творила еще ЦЕЛЫХ 25 лет! Полноценных, активных, творческих лет не в кресле-качалке у камина, в полудреме предаваясь воспоминаниям о прошлом, а с кистью в руках и холстом на коленях, передавая свет и доброту своей души на полотна своих картин.

Не поздно, слышите, НИКОГДА НЕ ПОЗДНО заняться тем, что любишь и начать воплощать свои мечты. Берите пример с Бабушки Мозес, и вспоминайте эту историю всегда, когда вам захочется опустить руки и отказаться от своей мечты!
Если вам понравилась статья, пожалуйста, расскажите о ней вашим друзьям, нажав на кнопочки социальных сетей, расположенных под статьей.
Если то, о чем рассказывается в статье, вас тронуло, оставьте, пожалуйста, ваш комментарий. Мне очень важна ваша обратная связь.
С любовью и верой в вас, Наталья Аряева.

Поделиться