Образовательный портал. Исследовательский проект "Удивительная вода" проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему Готовый проект необычные свойства воды

Номинация «Детский проект в начальной школе»

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать,
тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать,
что ты необходима для жизни: ты сама жизнь».
Антуан де Сент-Экзюпери

Привычное не удивляет и то, что мы постоянно используем, лишено налета таинственности и воспринимается обыденно. Но все же есть на планете явления, которые не перестают вызывать восторг и изумление. Они не подчиняются известным законам.

К примеру, вода. Ученые обнаружили у неё свойства, которые они не могут объяснить. То есть их не должно быть. Но они есть. Чудо! Или загадка… Наперекор законам.

Цель работы : выявить удивительные свойства воды.

Для её достижения необходимо решить следующие задачи :

  • изучить информацию по данному вопросу;
  • провести опыты;
  • проанализировать полученные результаты;
  • сделать выводы.

Предмет исследования : свойства воды.

Объект исследования : вода и её различные состояния.

Методы исследования :

  • изучение и анализ литературы и Интернет-статей по данной теме;
  • наблюдение;
  • эксперимент.

Я рад представить вам результаты, проделанной работы.

Для начала я вспомнил основные физические свойства воды : Вид молекулы воды H 2 O. Ученые выделяют как минимум 5 различных состояний воды в жидком виде и 14 состояний в замерзшем виде. При атмосферном давлении вода замерзает при температуре 0°C и кипит при температуре 100°C.

Вода - удивительное вещество. У неё необычно высокая температура кипения и парообразования, высокая теплоемкость и необычно высокое поверхностное натяжение.

Следующим шагом моей работы стало проведение опытов.

Опыты на поверхностное натяжение воды:

Опыт № 1 «Вода течёт вверх».

Опыт № 2 «Скрепка на поверхности воды».

Опыт № 3 «Трусливый перец».

Опыт № 4 «Вода не выливается из перевернутого сосуда».

Опыты на таяние льда:

Опыт № 5 «Таяние от давления».

Опыт № 6 «Таяние от соли».

Опыт на теплопроводность воды:

Опыт № 7 «Свеча и шарик».

Опыт со сверхохлажденной водой:

Опыт № 8 «Мгновенная заморозка».

Во время выполнения работы мною были проведены 8 опытов с водой для подтверждения её удивительных свойств. Благодаря проведенным опытам я узнал много нового и интересного.

Во-первых, вода самостоятельно может подниматься вверх, благодаря своим капиллярным свойствам, хотя мы привыкли думать, что она течет только вниз.

Во-вторых, вода может не выливаться из перевёрнутого сосуда и удерживать на плаву скрепку, благодаря высокому поверхностному натяжению.

Так же я узнал, что лед можно заставить таять и под воздействием соли или давления, а не только от тепла. А ещё вода может превратиться в лед за секунды, она обладает отличными теплопроводными свойствами. Поэтому воду можно даже вскипятить в пластиковой бутылке или в бумажной коробке из-под сока или молока.

Оказалось, что проведение опытов - это не только способ изучения, но и способ очень весело проводить время. Такие опыты-фокусы очень понравятся детям и помогут им познакомиться с удивительными свойствами самой простой воды.

Видео с проделанными опытами

йцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъчсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячс укенгшщзхъфывапролджэячс

Тип проекта: Информационно – познавательный

I ч. Введение

II ч. Практическая опытно – экспериментальная деятельность

III ч. Релаксационная пауза

IV ч. Выводы

V ч. Заключение

Vi ч. Библиографический список

I. Актуальность темы:

Вода – самая загадочная жидкость на Земле. Самое необыкновенное вещество в природе.

Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы. Она есть во всех уголках вселенной.

II. Цель : знакомство с физическими и химическими свойствами воды в опытно – экспериментальной деятельности.

III. Задача : ознакомиться со свойствами воды; установить связь между tº воздуха и состоянием воды

IV. Методы реализации проекта:

Определение темы

Сбор информации, литературы, дополнительного материала

V. Пути реализации проекта:

Изучение научной литературы

Наблюдения в природе

Наблюдение в окружающей действительности

Проведение практических опытов

Обобщение результатов

VI. Направленность развития деятельности комплексная: познавательно-речевая,

наблюдение,

экспериментирование.

Случилось так, что в Новый год я получила в подарок от Деда Мороза несколько книг из серии «Большая детская энциклопедия». В одной из них я прочитала о воде. Меня заинтересовали эти сведения и мне захотелось узнать побольше о её свойствах.

- Вся поверхность планеты Земля состоит из суши и воды.

    Суша занимает треть Земли, а остальное пространство – водное, то есть моря, океаны. Землю называю голубой планетой. Вода – одно из самых удивительных и загадочных веществ.

Вода – одно из ценнейших природных богатств. Состав воды: 11% водорода и 89% кислорода.

Без воды не было жизни на Земле. Каждый живой организм по меньшей мере наполовину (50%) состоит из воды.

Например:
Медуза -98%
Мозг человека – 77%
Взрослый человек – 60%
Кости и дерево – 50%

Китайская мудрость гласит:

    Когда я слушаю, я забываю.

    Когда я вижу, я долго помню.

    Когда я делаю, я понимаю.

Слайд 10 (вступление к практической деятельности)2-3 предложения

Практическая работа:

Опыт 1. Я взяла пустой стакан и поставила его под кран с водой. Вода заполнила стакан и стала выливаться из него – вода текуча.

Слайд 12

Опыт 2. Я взяла два стакана, в один из них налила молоко, а в другой воду. Потом в оба стакана положила ложки. В стакане с водой – ложка видна, а в стакане с молоком – нет: вода – прозрачна.

Слайд 13

Опыт 3. В стакан с водой добавляем немного зеленки, в воде она растворилась.

Вода растворяет жидкие вещества.

Слайд 14

Вода меняет цвет в зависимости от веществ, которые в нее добавили.

Слайд 15 и 16

Опыт 4. На столе стаканы с водой. Добавляем в один соль, в другой сахар. Соль и сахар растворились.

Вода растворяет и твердые вещества.

Слайд 17

Опыт 5. Наливаем воду в разные сосуды. Вода принимает форму того сосуда, в который она налита, в каждом сосуде она принимает разную форму.

Вода не имеет формы.

Слайд 18

Опыт 6. Мы нагреваем воду до кипения. Чайник кипит. Вода превращается в пар и испаряется.

Слайд 19

Опыт 7. Я налила воду в стакан и поставила в морозилку. Вода превратилась в лед.

При понижении температуры ниже 0 градусов вода превращается в лед и увеличивает свой объем.

Опыт 8. На столе стакан с водой. Если понюхать воду, мы понимаем, вода не имеет запаха.

Опыт 9. На столе стакан с водой. Я попробовала на вкус воду.

Если я положу сахар, вода будет – сладкая.

Если положить соль, вода станет – соленая.

При добавлении лимона? Вода становится – кислая.

20 слайд

Вода не имеет вкуса.

НАЙТИ ФОТО ДЛЯ СЛАЙДА( ПЬЁТ КОМПОТ И ВОДУ « КАРТИНКИ)

Выводы:

В своих наблюдениях я узнала, что вода в природе существует в 3 состояниях: жидком, твёрдом, газообразном.

1) - жидкость

2) - твердая

3) - газообразная

    Вода жидкая и может течь.

    У воды нет вкуса, запаха и цвета.

    Вода прозрачная.

    Вода может изменить свой цвет.

    Вода растворяет жидкие и твердые вещества.

    Вода не имеет формы, а при нагревании превращается в пар.

    При понижении температуры ниже 0 градусов вода превращается в лед и увеличивает свой объем.

22 слайд стихотворение музыка

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде:

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется.

    Мы привыкли, что вода

    Наша спутница всегда!

    Без неё нам не умыться.

    Не наесться, не напиться

    Смею вам я доложить:

    Без неё нам не прожить!

Родник иссяк, ручей ослаб.

А мы из крана – кап, кап, кап….

Мелеют реки и моря,

Не тратьте воду зря, зря, зря….

А то пройдет немного лет

И нет водицы – нет, нет, нет….

Информационные источники:

1. «Секреты природы – это так интересно» - Л.В.Ковинько, г. Москва 2004г.

2. «Большая детская иллюстрированная энциклопедия» - Клуб семейного досуга,

г. Харьков 2013г.

3. Большая энциклопедия «Почемучек» - В.А. Жукова, г. Москва 2012г.

4. «Волшебница - вода» - Н.А. Рыжова – г. Москва, Минка – пресс, 1988г.

5. www.ppt4web.ru

www.mashared.ru

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Введение

«Все хорошо в природе,
но вода - краса всей природы!»

Каждый день мы сталкиваемся с этим веществом. Это вещество знает всякий.
Это самое распространенное вещество на нашей планете. Это океаны, моря, реки, озера, водохранилища. Она и в нас самих: мы на две трети состоим из неё.
Это самая важная в природе жидкость. Достаточно сказать, что в ней зародилась жизнь. Без неё невозможно существование животных и растений. Жизнь есть только там, где есть она. Это вещество - вода: простая и таинственная, обыкновенная и удивительная.
Люди издревле догадывались, что самое распространенное вещество на Земле - вода, не такое простое вещество, как кажется на первый взгляд. Наверное, нет на Земле народа,у которого не было бы мифов и сказок, связанных с важной ролью воды в жизни человека.

Актуальность:
Вода - бесценный дар природы, главное богатство на Земле. Без воды мы не можем жить. Поэтому, необходимо ее изучение.

Гипотеза: Есть вещества, которые мы используем часто, очень часто, редко или вообще не используем. Но лишь без воды не обходится никто!

Объект исследования: вода

Предмет исследования: свойства воды, влияние воды на живой организм.

Цель работы: выяснить роль воды в жизни человека и окружающего мира.

Задачи работы:
1.изучить литературу по данной теме;
2. узнать о свойствах воды;
3. изучить роль воды в жизни растений и человека;
4. провести анкетирование учащихся;
5. построить диаграммы по результатам опроса;
6. проделать опыты с водой;
7.проанализировать результаты, сделать выводы.

Методы исследования:
- анализ литературных источников;
-социологический опрос учащихся 1-5 классов;
-проведение опытов и анализ опытов;
-работа с Интернет ресурсами;
-обработка собранного материала и оформление работы.

Роль воды в нашей жизни
Об огромной роли воды в жизни мы не раз говорили на уроках окружающего мира, классных часах. Из бесед мы узнали, что вода важнее пищи. О роли воды я прочитала в различных литературных источниках, в энциклопедии «Я познаю мир», воспользовалась информацией сети Интернет. Я была удивлена огромному количеству предоставленного материала. Эта тема волнует очень многих.
О роли воды в нашей жизни мы с моим руководителем сочинили стихотворение.

Наша круглая планета получает много света,
Есть и воздух, и вода, жизнь на ней идет всегда.
И хотя наш шар Земной, больше он покрыт водой.
Уж доказано везде: зародилась жизнь в воде.
Вот поэтому все мы жить не можем без воды.
Человеку, чтобы жить, надо воду всегда пить.
Если воду нам не пить,
То недели не прожить.
Чтоб деревья все росли и цветы в степи цвели,
Нужен дождик, нужен снег, эта влага ведь для всех.
Вода крутит нам турбины, вода двигает машины,
Электричество дает, пароход в воде плывет.
Чтобы хлеб был на столе, овощи и фрукты,
Потрудиться на земле людям много нужно.
И полоть, и поливать, поля влагой орошать.
Чтобы чистым быть всегда, здесь опять нужна вода.
И опять же без воды не приготовить нам еды.
Чтоб простудой не болеть, нужно закаляться.
Рано утром каждый день водою обливаться.
Вот вода, кругом вода. Жизнь всему дает она.
Надо всех предостеречь: воду нужно нам беречь.
На земле, чтоб жизнь была, нужна чистая вода.
Берегите водоемы, реки и моря.
Экономьте воду и не лейте зря!

Удивительные свойства воды
Вода - жидкость, бесцветна, без вкуса, без запаха, прозрачна, может переходить в газообразное и твердое и состояние. Вода при замерзании образует плоские шестигранные ледяные кристаллы. Когда капельки воды в облаке соприкасаются с мельчайшими частичками - пылинками и иными мелкими веществами, присутствующими в воздухе, а также крохотными частицами растений, уносимых ветром, - они замерзают, превращаясь в ледяные кристаллы, и начинают падать. Снежинки - это удивительное, красивое и загадочное явление природы, которые образуются из водяных паров.
А еще вода является уникальным растворителем. Многие вещества легко в ней растворяются, образуя растворы. И если получить насыщенный раствор какой либо соли, то из такой воды можно вырастить замечательные кристаллы. Меня это заинтересовало. В интернете я нашла информацию о кристаллах, выращенных в домашних условиях и описание опыта как их вырастить.
Мне захотелось самой вырастить кристаллы. Для опыта мы брали поваренную соль, медный купорос и химическое вещество, купленное в магазине «Магнит».
Приготовили насыщенный раствор соли. Поначалу соль хорошо растворялась, но потом все хуже и хуже. Чтобы растворить еще немного соли, я нагрела стакан с раствором на плите, помешивая при этом его содержимое. Соль растворилась, поэтому я добавила еще порошка. Добавляла до тех пор, пока соль не перестала растворяться.
После чего раствор профильтровала. Опустила в стаканы с растворами кусочек керамической плиточки, веточку, обмотанную шерстяной ниткой, звездочку. И оставила на несколько дней. Вот такие кристаллы у меня получились.
Растворю вещество в воде.
Профильтрую.
Вот какие замечательные кристаллы у меня получились.

Какую воду мы пьем?
Без пищи человек может прожить около месяца, если при этом будет потреблять жидкость. Без воды он погибнет через несколько дней. Взрослый человек для поддержания своей жизни должен получать до 3 л в сутки, за 60 лет жизни в среднем выпивается 50 тонн воды.
Вода может оказывать на здоровье людей не только положительное, но и отрицательное влияние. Каждый из нас нуждается в чистой воде. Нас волнует, какую воду мы пьём, и как это влияет на наше здоровье. Вода, которую мы потребляем, обязательно должна быть чистой, то есть умеренно жёсткая вода без избыточного содержания различных солей. Если человек принимает загрязненную жесткую воду, то следственно часто болеет. К сожалению, мы не можем полагаться на чистоту воды прямо из крана. Даже если она прозрачна на вид и отсутствует неприятный запах, вода содержит невидимые невооруженным глазом загрязнения, которые являются угрозой для нашего здоровья. В нашей семье все пьют воду из фильтра. Мама говорит, что воду из крана пить нельзя. Среди учеников 1- 5 классов мы провели социологический опрос, чтобы выяснить какую воду пьют в их семьях?

Ребятам были предложены следующие вопросы:

-купленную в магазине;
- сырую из-под крана;
- из фильтра;
-кипяченую.

- да
-нет
3.Очищаете ли Вы дома воду с помощью фильтров?
-очищаем
-нет


-уверены
-нет
-не знаю

Вот, что выяснили.

В анкетировании принимало участие 20 учеников из 20 семей

Результаты:
1.Какую воду пьют в вашей семье?
-купленную в магазине - 2 ученика;
- сырую из-под крана - 7 учеников;
- из фильтра - 8 учеников;
-кипяченую - 3 ученика.
2. Как Вы считаете, пригодна ли для питья сырая вода, которая течет из наших кранов?
- да -7 учеников;
-нет-13 учеников.
3. Очищаете ли Вы дома воду с помощью фильтров?
- очищаем -8 учеников;
-нет - 12 учеников.
4. Каким фильтром пользуются у Вас дома?
5. Уверены ли Вы, что этот фильтр хорошо очищает воду?
-уверены - 8 учеников;
-нет -7 учеников;
-не знаю -5 учеников.

Какую воду пьют в вашей семье?
Опрошено 20 обучающихся из 20 семей

2.Как Вы считаете, пригодна ли для питья сырая вода,
которая течет из наших кранов?

3.Очищаете ли Вы дома воду с помощью фильтров?

4.Уверены ли Вы, что этот фильтр хорошо очищает воду?

Выводы:
В семи семьях считают, что из наших кранов можно пить сырую воду, две семьи для питья покупают воду в магазина, остальные пьют кипяченую воду или из фильтра. Чаще всего люди пользуются фильтром «Барьер», но даже после проведенной дополнительной очистки они не уверены в том, что они пьют воду хорошего качества.
Вместе со своим руководителем мы постарались исследовать простейшими способами качество воды, которую мы пьем. Конечно, очень детально мы не можем исследовать воду, это делается в специальных лабораториях.
(Все исследования я проводила под руководством учителя химии, Калабановой Надежды Александровны)
Я взяла разные образцы воды: водопроводную, родниковую, колодезную, кипяченую

Все образцы воды без цвета и без вкуса.

№ Образец воды Вкус Цвет
1 Водопроводная Без вкуса Без цвета
2 Колодезная Без вкуса Без цвета
3 Родниковая Без вкуса Без цвета
4 Кипяченая Без вкуса Без цвета

Опыт №1 Обнаружение солей в воде.
Нанесла небольшую каплю воды на предметное стекло. Необходимо выпарить воду, если стеклышко останется чистым, то вода, скорее всего, является чистой. Если же на нем образуются белый налет, то вероятное всего есть наличие солей.

Вывод: больше всего белых пятен образовалось на стеклышке с колодезной водой. Значит в этой воде присутствуют соли. В остальной воде белых пятен не было.

Опыт №2 . Обнаружение органических веществ в воде при помощи раствора марганцовки.
Приготовила раствор марганцовки. Добавила в каждый стакан с водой.

Вывод: если вода остается розовой некоторое время и не светлеет, то данная вода чистая. По опыту видно, что любая вода пригодна для питья и не содержит каких -либо органических веществ.

Опыт №3. Определение жесткости.
Количество солей судим по образовавшимся хлопьям и осадкам в стаканах с водой.
1.Водопроводная 2.Колодезная 3. Родниковая 4.Кипяченая

Раствор мыла добавили в каждую баночку с водой. Я вижу по опыту, что самая жесткая вода - колодезная, в ней очень много мыльных хлопьев и она соленая.
Все образцы воды пригодны для питания, но желательно дополнительно очищать воду, используя фильтры.

Такая разная вода
На уроке окружающего мира я узнала, что для роста растений необходимы почва, солнечный свет и вода. Я знала, что роль воды в жизни растений, несомненно, очень велика. Именно вода является основным источником питания растений и принимает активное участие во всех жизненно важных обменных процессах.
Но мне стало интересно, как будут расти растения, если их поливать различными видами воды.
Опыт: «Влияние разной воды на рост и развитие растений»
Объекты исследования: рассада томатов и огурцов.
Цель: выяснить влияние воды на растения.
Выполнение работы:
1.Вырастили рассаду томатов и огурцов.
Поливали рассаду разной водой: кипяченой, обычной из крана, соленой.
3.Через неделю заметила, что в третьем стаканчике, где полив проводила соленой водой- растение начинает погибать. Еще через 3 дня стало погибать растение из первого стаканчика, где поливали кипяченой водой.

Я сделала вывод: для нормальной жизнедеятельности растений необходима вода с необходимыми минеральными веществами. Но все должно быть в норме: избыток солей в воде для полива, как и недостаток - вредно для растений.

Я очень люблю читать. В сказках я читала, что для оживления человека использовали «живую и мертвую воду». «Разве такая вода бывает?» - спросила я у бабушки, хотя понимала, что такое бывает только в сказках. Бабушка сказала, что в домашних условиях можно получить воду, которая имеет другие свойства по сравнению с водопроводной водой. Меня это заинтересовало. Схему такого пробора мы нашли с папой в интернете, смастерили его и поставили опыт: «Получение воды, которая по свойствам должна отличаться от водопроводной». Мы получили воду в мешочке (она желтоватого цвета) и воду в банке (она имеет белый осадок). Я не могу сейчас с точки зрения химических процессов объяснить состав полученной воды. Эту воду мы начали использовать для полива растений. Мой опыт называется: «Влияние водопроводной, родниковой воды и воды, полученной экспериментальным путем на растения».
Мои исследования не закончились, я продолжу изучать свойства воды.
С результатами своей работы я поделюсь со своими одноклассниками на занятиях химического кружка.

Зачем надо беречь пресную воду?
Да, вода самое распространенное вещество на Земле, но запасы пресной воды не безграничны. Надо научиться беречь этот ценнейший дар природы.
22 марта - объявлен Международным днем воды. И этот день отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому что она все чаще требует защиты.
Для всего мира возникла проблема недостатка чистой воды из-за загрязнения водоемов промышленными отходами и стоками.
Заводы и фабрики потребляют много воды и одновременно загрязняют ее. Со сточными водами предприятий в реки и озера попадают различные вещества. Вода становится непригодной для питья. Рыбы и растения гибнут в такой воде.
Наш х.Красный со всех сторон окружен прудами. В прудах водилось много рыбы, хуторяне и гости летом купались в пруду, отдыхали.
Недалеко от моего дома один из бывших прудов. Дно пруда заилилось, водоросли перестали расти, и рыбы не стало. Дно пруда никто и никогда не чистил, пруд обмелел Пруды исчезают и никому до этого нет дела. Взрослые, помогите возродить пруды!!!

Вода-источник жизни. Об этом знают все.
Так почему же свалки мы делаем в воде?
На дне лежат осколки разбитого стекла,
И банки от консервов, и пластик от ведра.
Губительно все это для рыбы и для нас.
И пруд, любимый всеми, опасен стал сейчас.

Свойства воды не перестают удивлять ученых. Вода — довольно простое вещество с химической точки зрения, однако при этом она обладает рядом необычных свойств, которые не перестают удивлять ученых. Ниже предложены несколько фактов, о которых мало кто знает.
А знаете ли вы, что…
*«Человеку для жизнедеятельности клеток необходимо до 3 литров воды ежесуточно, а за 70 лет жизни - почти 80000 кг воды»;
* «На получение 1 т. стали расходуется 150 т. воды, бумаги - 250 т., синтетических волокон - 4000 т.»;
*«Для получения 1т. пшеницы нужно около 1500 т. воды; хлопчатника - 10 000 т.»;
*«На территории России 200 000 рек и озёр. В озере Байкал сосредоточено 10% всей пресной воды нашей планеты»;
*«Кровь содержит 83% воды, сердце и мозг - около 81%, кости- 15-20%»;
*Горячая вода замерзает быстрее чем холодная;
* Вода имеет память.
(Из источников ИНТЕРНЕТ)

Заключение
Меня очень заинтересовало простое на вид вещество. Оказалось, что о нем можно узнать много интересного и познавательного. Работая над данной темой, я поняла, что данное вещество играет огромную роль в жизнедеятельности живых организмов. Нельзя недооценивать важность и необходимость воды в нашей жизни. Но, при этом, нельзя забывать и о вреде, который она может причинять при неграмотном использовании.
В настоящее время данная проблема чистой воды является актуальной и современной. Каков же выход из положения? Самый правильный - разумное использование чистой воды.
Таким образом, исходя из цели и задач работы, изучая литературу по данному вопросу,
проводя собственные исследования и наблюдения, на основании полученных результатов, я пришла к выводу:
1. состав колодезный воды, водопроводной, родниковой оптимален для питья и в воде не содержится вредных примесей;
2 колодезная вода обладает средней жесткостью и требуется кипячения;
3. что соленая и кипяченая вода неблаготворно действует на живые организмы;
4.что вода - действительно бесценный дар природы, главное богатство на Земле. Без воды мы не можем жить. Поэтому изучение его необходимо. Это очень актуально.
Есть вещества, которые мы используем часто, очень часто, редко или вообще не используем. Но лишь без воды не обходится никто!
Материал, собранный в результате исследовательской работы будет использован во внеклассной работе по химии, на уроках окружающего мира.

Мелентьева Анастасия

Знакомство с таким обычным для всех веществом как вода, раскрытие сущности этого вещества, значимости её физических свойств, происходит благодаря многочисленным опытам, связанных с её свойствами.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Амурская средняя общеобразовательная школа

Исследовательская работа по физике

« Удивительное вещество - вода»

Работу выполнила:

Ученица МКОУ Амурская СОШ

Мелентьева Анастасия Викторовна

8 класса,

Руководитель: учитель физики

Селина Людмила Вячеславовна.

2013 год

Введение………………………………………………………………………….

1. Физические свойства воды и её аномалии………………………………….

2. Опытные исследования физических свойств воды…………………………

2.1. Превращения воды…………………………………………………………

2.1.1. Расширение и сжатие воды………………………………………..

2.1.2. Вода исчезает……………………………………………………….

  1. Вода возвращается в жидкость…………………………………….
  1. Аномальные явления воды………………………………………….
  1. Только ли тепло может растопить лед? ...........................................
  1. Бумажная кастрюля………………………………………………..
  1. Несгораемый платок……………………………………………….

2.2. Давление воды………………………………………………………………

2.2.1. Как движется вода? .............................................................................

2.2.2. Самый простой фонтан…………………………………………….

2.3. Поверхностное натяжение воды, капиллярность, смачивание……………

2.3.1. Плавающая иголка ………………………………………………

2.3.2. Удерживаем воду …………………………………………………

2.3.3. Кувшинка…………………………………………………………..

2.3.4. Вода и мыло…………………………………………………………

  1. Плавание тел………………………………………………………………

2.4.1. Извержение вулкана………………………………………………

2.4.2.Тонет или не тонет…………………………………………………

2.4.3.Три этажа……………………………………………………………

2.4.4.Яйцо в соленой воде………………………………………………

2.4.5.Ныряющий изюм……………………………………………………

  1. Экологический опыт………………………………………………………

Вывод………………………………………………………………………….

Используемая литература……………………………………………………

Введение

Я слышу и забываю,

Я вижу и запоминаю,

Я делаю и постигаю

Китайская мудрость

Цель проекта: провести опытные исследования физических свойств воды

Задачи проекта:

1. Используя различные информационные источники, расширить свои теоретические знания о физических свойствах воды и ее аномалиях.

2.Провести опытную проверку изученных свойств.

3. На основе знаний физики объяснить большинство явлений и процессов, связанных с водой.

4. Представить результат в доступной привлекательной форме

Чтобы как можно лучше познакомиться с таким обычным для всех веществом как вода, раскрыть сущность этого вещества, значимость её физических свойств - я решила провести опыты, связанные с её свойствами.

  1. Физические свойства воды и её аномалии

Мы все привыкли воспринимать воду как должное, забывая, что это уникальный элемент, без которого не было бы жизни на нашей планете. Мало кто задумывается над удивительными свойствами воды, и это, пожалуй, понятно – ведь вода повсюду окружает нас, она очень обычна на нашей планете. Ну, а обычное никогда не кажется удивительным. Однако сама обыденность необычна. Ведь никакое другое вещество не встречается на Земле в таких количествах, да еще одновременно в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном. Каждый день мы используем воду для повседневных нужд и не задумываемся о том, как мало мы в действительности знаем о ней. Используя воду ежедневно для приготовления пищи, бытовых, сельскохозяйственных и технических целей, мы не задумываемся о ее роли в нашей жизни. Сколько тайн и загадок таит в себе такое близкое и знакомое понятие – вода?

Вода обладает многими интересными свойствами, резко отличающими ее от всех других жидкостей. И если бы вода вела себя «как положено», то Земля стала бы просто неузнаваемой. Для воды, будто законы не писаны! Но, благодаря ее капризам, не могла бы родиться и развиваться жизнь.

Вода – это прозрачная жидкость без запаха, цвета, вкуса. Вода текуча. Легко меняет форму, трудно сжимается, сохраняет свой объем. Все тела при нагревании расширяются, при охлаждении сжимаются. Все, кроме воды. При температуре от 0 до + 4 °С вода при охлаждении расширяется, при нагревании сжимается. При + 4 °С вода имеет наибольшую плотность, равную 1000 кг/м 3 . При более низкой и более высокой температуре плотность воды несколько меньше. Благодаря этому осенью и зимой в глубоких водоемах конвекция происходит своеобразно. Вода, охлаждаясь сверху, опускается вниз, на дно, только до тех пор, пока ее температура не снизится до +4 °С. Тогда в стоячем водоеме устанавливается распределение температуры, изображенное на рисунке №1.

Рисунок № 1

Благодаря этому под слоем льда, покрывающим водоем сверху, живут в воде рыбы и другие обитатели водоемов.

Чтобы нагреть 1 г воды на 1 °С, ей необходимо отдать в 5, 10, 30 раз большее количество теплоты, чем 1 г любого другого вещества, т. е. вода имеет очень большую удельную теплоемкость , равную 4200 Дж/(кг °С) . Вследствие этого вода является хорошим теплоносителем. Большая удельная теплоемкость воды определяет климат планеты. Вода нагревается значительно медленнее суши, забирая большое количество солнечного тепла. Полученное тепло она сохраняет дольше, чем воздух и земля, выполняя при этом терморегулирующую функцию. На этом свойстве воды основан и принцип обогрева жилых помещений при движении горячей воды по батареям отопительной системы.

Бросьте твердый кусочек свинца в жидкий свинец, и он потонет, так как он плотнее жидкого, как и подавляющее большинство других веществ. А вода? Твердая вода - лед - имеет плотность всего 900 кг/м 3 , поэтому льдины спокойно плывут по поверхности реки. Расширение воды при отвердевании вызывает разрушение горных пород. Затекая днем в трещины скал, вода ночью замерзает и отделяет куски породы.

В одном стакане находится лед при 0 °С, а в другом - такое же количество «ледяной» воды. Разница между ними по запасу внутренней энергии так же велика, как между водой при 0°С. и 80°С. Переход из твердого состояния в жидкое сопровождается у воды необыкновенно большим поглощением теплоты - 330 кДж/кг! Из распространенных металлов только алюминий превосходит воду по величине удельной теплоты плавления. Большое количество теплоты, которое нужно отнять у воды при ее замерзании, объясняет тот факт, что во время снегопада обычно становится теплее, а во время весеннего ледохода у реки сравнительно прохладно. Вода переходит из твердого в жидкое состояние и наоборот (тает и замерзает) при одной и той же температуре 0°С.

Вода требует громадного количества теплоты для своего испарения. Вот почему там, где много воды, даже под палящими лучами солнца бывает не очень жарко. Испаряя некоторое количество воды через поры кожи, организм человека имеет возможность поддерживать определенную температуру тела. Удельная теплота парообразования воды равна 2300 000 Дж/кг. Если бы удельная теплота парообразования воды была раз в десять меньше (например, как у жидкого азота или керосина), то один за другим высыхали бы мелкие водоемы, дождь испарялся бы зачастую еще в воздухе, а леса и луга вскоре превратились бы в пустыню. Температура кипения воды +100°С, хотя и тут вода проявляет интереснейшие свойства: это правило соблюдается только при нормальном давлении (которое составляет 760 мм рт. ст.), при понижении давления уменьшается и температура кипения воды (например, на высоте 2900 м над уровнем моря, где атмосферное давление составляет 525 мм рт. ст., точка кипения воды составляет 90°С.)

Вода – поразительная жидкость – у нее есть другая аномалия. Из всех жидкостей, кроме ртути, у воды самое большое поверхностное натяжение.

Все системы стремятся уменьшить свою энергию. Точно так же сила поверхностного натяжения стремится сократить до минимума площадь поверхности жидкости. Из всех геометрических форм шар обладает при данном объеме наименьшей поверхностью. Так что собственная форма жидкости – шар. Большое количество жидкости не может сохранить шарообразную форму: она изменяется под действием силы тяжести. Если устранить действие силы тяжести, то под действием молекулярных сил жидкость примет форму шара.

Роль поверхностного натяжения в жизни очень разнообразна. Например, существуют целые виды мелких насекомых и паукообразных, передвигающихся за счет поверхностного натяжения. Наиболее известны водомерки, которые опираются на воду кончиками лапок. Сама же лапка покрыта водоотталкивающим налетом. Поверхностный слой воды прогибается под давлением лапки, но за счет силы поверхностного натяжения водомерка остается на поверхности.

В обычных сосудах вода принимает горизонтальную поверхность. Однако и здесь требуется поправка. Приглядитесь внимательнее, и вы заметите, что у краев поверхность жидкости приподнята и образует вогнутую форму. Это – тоже следствие поверхностного натяжения. Молекулы жидкости взаимодействуют между собой и с молекулами сосуда. В зависимости от того, какая из этих сил больше будет наблюдаться, явление смачивания (вогнутая поверхность) или не смачивания (выпуклая форма). Благодаря капиллярным явлениям влага поднимается, и растения имеют возможность питаться.

Вода – лучший растворитель. Свойства и строение воды во многом определяют различные особенности растворов. Вода нужна для нашего организма как растворитель питательных веществ, и как переносчик их, и как среда, в которой протекают различные процессы, связанные с нашей жизнедеятельностью. Нельзя забывать, что в истории нашей планеты вода имеет исключительное значение. Пожалуй, никакое другое вещество не может сравниться с водой по своему влиянию на ход тех величайших изменений, которые претерпела Земля за многие сотни миллионов лет своего существования. Там, где есть жизнь, всегда есть вода. Жизнь без воды невозможна.

« Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь... Ты - величайшее в мире богатство...».

Антуан де Сент-Экзюпери

Огромное значение воды и важность проблем, связанных с ее загрязнением ни у кого не вызывает сомнений. Запасы пресной воды ограничены. Берегите себя. Берегите воду. Берегите нашу планету!

Аномалии воды - отклонения от нормальных свойств тел - до конца не выяснены и сегодня, но главная причина их известна: строение молекул воды. Атомы водорода присоединяются к атому кислорода не симметрично с боков, а тяготеют к одной стороне. Изучение воды продолжается.

2. Опытные исследования физических свойств воды

2.1. Превращения воды

2.1.1. Расширение и сжатие воды

Рисунок № 2

Опыт показал, что при нагревании вода расширяется, при охлаждении сжимается.

2.1.2. Вода исчезает

Рисунок № 3

Опыт показал, что вода превращается в водяной пар.

2.1.3. Вода возвращается в жидкость

Рисунок № 4

Опыт показал, что водяной пар при соприкосновении с холодной крышкой снова превращается в жидкость – конденсируется.

2.1.4.Аномальные явления воды

Рисунок №5

Опыт показал, что при замерзании вода расширяется.

2.1.5. Только ли тепло может растопить лед?

Рисунок № 6

Опыт показал, что не только тепло может растопить лед, но и когда нитку на льду присыпать поваренной солью, образуется охлаждающая смесь, и нитка примерзает к льдинке.

2.1.6. Бумажная кастрюля

Рисунок № 7

Опыт показал, что удельная теплоёмкость и удельная теплота парообразования у воды велики, поэтому не происходит возгорание бумаги.

2.1.7. Несгораемый платок

Рисунок № 8

Опыт показал, что удельная теплота парообразования воды велика. И количество теплоты, выделившееся при сгорании спирта не достаточно для полного превращения воды в пар. Платок сохраняется.

2.2.Давление воды.

2.2.1. Как движется вода?

Рисунок № 9

Опыт показал, что вода создаёт давление, чем больше высота столба жидкости, тем больше давление воды .

2.2.2. Самый простой фонтан

Рисунок № 10

Под действием давления воды, струя воды устремилась вверх. Чем выше уровень воронки, тем сильнее бьёт фонтан.

2.3.Поверхностное натяжение воды, капиллярность, смачивание.

2.3.1. Плавающая иголка

Рисунок № 11

Этот опыт – пример проявления поверхностного натяжения воды. Молекулы на поверхности воды, не имея над собой других молекул, связаны друг с другом значительно крепче и образуют пленку, способную выдержать вес легкого тела.

2.3.2. Кувшинка

Рисунок № 12

Опыт показал, что вода смачивает бумагу, а также в силу капиллярности проникает в самые маленькие пустые пространства между волокнами бумаги и заполняет их. Бумага набухает, сгибы на ней распрямляются, и цветок распускается

2.3.3. Удерживаем воду

Рисунок № 13

Платок хорошо смачивается водой. Вода заполняет пространства между волокнами ткани и благодаря поверхностному натяжению создаёт непроходимый барьер для воды.

2.3.4. Вода и мыло

Рисунок № 14

Рисунок № 15

Опыты показали, что силу поверхностного натяжения можно уменьшить с помощью мыла.

2.4. Плавание тел

2.4.1. Извержение вулкана

Рисунок № 16

Опыт показал, что горячая вода менее плотная, чем холодная, она легче и поднимается вверх в окружающей холодной воде. Как только вода остынет, она смешается с остальной водой.

2.4.2. Тонет или не тонет

Рисунок № 17

Опыт показал, что плавучесть тела зависит не только от плотности, но и от формы тела. Пластилиновая лодочка вытесняет воду не только своим телом, но и своими пустотами. Это приводит к тому, что средняя плотность тела оказывается меньше плотности воды.

2.4.3. Три этажа

Рисунок № 18

Опыт показал, что вещества, менее плотные, чем вода, плавают на ее поверхности

2.4.4. Яйцо в соленой воде

Рисунок № 19

Яйцо плотнее, чем вода, поэтому оно тонет. Но солёная вода плотнее пресной, поэтому яйцо всплывает. В последнем случае яйцо расположилось под пресной водой, но на поверхности солёной.

2.4.5. Ныряющий изюм

Рисунок № 20

При взаимодействии уксуса с пищевой содой образуется углекислый газ. Пузырьки газа прилипают к изюминам, и по закону Архимеда всплывают вверх.

2.5. Экологический опыт

Рисунок № 21

Опыт показал, что вода загрязняется в результате деятельности человека.

Человек постой, оглянись! Загрязняя воду, мы в первую очередь наносим вред себе, берегите себя и воду!

Вывод

Работая над этим проектом, я углубила свои знания о физических свойствах воды, повторила изученный ранее материал, получила навыки экспериментальной работы.

Опыт за опытом я совершала фантастическое путешествие в мир науки, на каждом новом шагу знакомилась с новыми свойствами и аномалиями этого вещества.

Я снова и снова убеждалась, что вода это самое обычное и самое загадочное вещество на планете. Многие её загадки, до сих пор не разгаданы, например не понятно, что происходит с водой в магнитном поле. Так же неизвестно куда же уходят ежедневно 30 тысяч тонн солёной воды в воронку, расположенную на дне Адриатического моря! Учёные даже окрашивали воду близ воронки, а потом искали место её выхода в море или на суше, но, увы так и не нашли…

Нашим потомкам придётся разгадывать множество загадочных явлений воды.

Вперед, исследователи!

Используемая литература:

1. Я.И. Перельман. Занимательная физика. Издательство АСТ. Москва. 2005

2. М.Н. Алексеева. Физика – юным. Теплота. Электричество. Книга для внеклассного чтения. 7 класс. Москва «Просвещение» 1980

3. Том Тит. Научные забавы. Интересные опыты, самоделки, развлечения. Издательский Дом Мещерякова. Москва. 2007

4. Л.А. Горев. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах средней школы. Москва «Просвещение» 1985

5. А.В. Перышкин. Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва. Дрофа. 2010

6. Использовался материал с сайта: Фестиваль «Открытый урок 2006/2007», урок-конференция «Вода, вода – кругом вода».

7. Большая книга экспериментов для школьников. Под редакцией Антонеллы Мейями; перевод с итальянского Э.И. Мотылевой. Москва. «РОСМЭН». 2006

«Детский сад «Березхка» п.Ханымей

Проект

«Удивительная вода»

(исследовательский, краткосрочный)

Разработала:

воспитатель старшей-подготовительной группы

Павлова О.Г.

Наименование проекта: исследовательский проект «Удивительная вода»

Тип: детско-взрослый

Продолжительность : краткосрочный

Участники проекта: дети старшей-подготовительной группы, воспитатели

Цель:

Задачи:

  • познакомить детей с понятием вода – это жидкость;
  • способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды
  • подвести к пониманию того, что вода не имеет вкуса и запаха, способна замерзать;
  • развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования
  • обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где и в каком виде существует вода в окружающей среде;
  • развивать речь ребенка, активизировать словарь;
  • воспитывать аккуратность при работе с водой;

Актуальность: формировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать вещи и явления, устанавливать связи между ними, т.е. упорядочить свои представления о мире.

Этапы :

1) подготовительный этап: формирование проблемы, цели и задачи проекта

2) основной этап: практическая реализация проекта

3) заключительный: непосредственно-образовательной деятельности по экспериментированию и приобщению к искусству в старшей-подготовительной группе «Вода-волшебница»

Для выполнения поставленных задач необходимо создать условия в предметно – развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини-лаборатория).

Основное оборудование лаборатории:

  • Приборы –«помощники»: лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разного объема и формы;
  • Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;
  • Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
  • Разные виды бумаги;
  • Красители: гуашь, акварельные краски;
  • Медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);
  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности – опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности.

Опыт №1 «вода прозрачная!»

Перед детьми ставят два стакана: один с водой, другой –с молоком.

Цветными карандашами или фломастерами, дети нарисовали на листке бумаги какую-нибудь картинку. Поставили на картинку стакан с водой. Рассмотрим сверху свою картинку. А потом поставили на то же место стакан с молоком. Что обнаружили?

Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – нет. Вода прозрачная, а молоко нет.

Опыт №2 « вода – вода жидкая, может течь!»

Цель: показать детям, что не все вещества обладают текучестью.

Дать детям два стаканчика: один с водой, другой- с песком. И предложить аккуратно перелить воду из стаканчика в тарелку. Вода растекается по тарелке? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, они не смогла бы течь в реках и ручейках. Для сравнения предложить детям высыпать песок из стаканчика на тарелку, песок высыпается горкой. Песок не может течь, потому что он обладает сыпучестью.

Вывод: вода – жидкая, может течь, песок – не может течь.

Опыт №3

Цель: закрепить свойство воды, льда; развивать творческое воображение.

Материалы: подкрашенная вода, формочки для льда

Вместе с детьми сделать «клад», который найдут пираты.

Подкрашенную воду разлить по формочкам и вынести на мороз.

Через некоторое время посмотреть, что случилось с водой (она замерзла). Спросить, почему вода замерзла?

Вывод: вода может быть не только в жидком состоянии, а еще и в твердом.

Опыт №4 «вода не имеет формы».

Предложить детям рассмотреть кубики льда (напомнить, что лед – это твердая вода). Какой формы кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку?

Нет, в любом месте он останется кубиком.

А жидкая ли вода? Дети наливают воду в различные сосуды: стакан, графин, пробирку, в стеклянную бутылку, в цилиндр.

Вывод: вода принимает форму того предмета, в котором находится. Значит, жидкая вода не имеет формы.

Опыт №5 «легкие предметы не тонут, тяжелые опускаются на дно».

Дети опускаю в воду предметы из различного материала: резиновые, пластмассовые, железные, деревянные, стеклянные. Наблюдают, какие предметы плавают на верху, а какие опустятся на дно. Почему деревянные и резиновые предметы остаются на плаву? Почему металлические и стеклянные предметы тонут?

Вывод: легкие предметы вода выталкивает на поверхность, предметы, предметы, которые тяжелее воды тонут

Опыт №6 «вода может иметь цвет, запах, вкус»

Вспомнить, что вода не имеет цвета, запаха, вкуса. Но вода может быть и другой. Перед детьми находится две пробирки с водой. Дети растворяют краску в пробирках, рассматривают, как изменяется цвет воды. Для того чтобы вода приобрела запах, предложить детям добавить в стакан с водой лимон, в другой - розовое масло. Что изменилось?

Вода приобрела запах лимона и розу.

Для того чтобы вода приобрела вкус, в один стакан дети выжимают апельсин, в другом стакане – размешивают сахар.

Вывод: вода является растворителем различных веществ, может приобрести запах, цвет, вкус.

Опыт №7 «в воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются»

Перед детьми стоят два стаканчика с водой. В один дети кладут обычный песо и пробуют размешать его ложкой. Что получается? В другой стакан дети насыпают ложечку соли, размешивают. Что теперь произошло?

Кристаллики соли полностью растворились в воде. Дети сравнивают, что произошло в стаканчиках.

Вывод: кристаллики соли полностью растворились в воде, а песок не растворился, остался на дне. Вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются.

Опыт №8 «вода бывает теплой, холодной и горячей»

Налить в стаканчик воды разной температуры. Дети пальчиками пробуют и определяют, в каком стаканчике вода самая холодная, в какой – самая теплая.

Как можно получить теплую воду? Смешать в стаканчике горячую и холодную воду, попробовать пальчиком. Что получилось?

Предложить детям опустить лед в горячую воду и сравнить температуру воды до того, как в нее положили лед, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее?

Вывод: воды может быть разной температуры.

Опыт №9 «лед – твердая вода, тает в тепле»

Вспомнить что лед – это замерзшая вода. От чего может растаять лед? Предложить положить лет на батарею, подержать в руках, подышать на лед, добавить горячей воды. Выяснить, где лед растаял быстрее, где медленнее. После того, как лед растаял, что с ним происходит?

Вывод: лед – это замерзшая вода, тает от тепла.

Опыт №10 «лед – легче воды»

Дети высказывают предположения: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчике с водой?

Он утонет, будет плавать или, может быть, сразу растворится?

Поместить в стакан с водой лед. Лед плавает в воде.

Вывод: лед легче воды, поэтому и не тонет.

Опыт №11 «Пар-это тоже вода»

Налить горячей воды в стакан. Понаблюдать, как пар поднимается вверх. Что нужно для того, чтобы образовался пар?

Необходимо воду довести до кипения, чтобы появились пузырьки на поверхности. Чтобы доказать, что пар-это тоже вода, нужно поместить над паром стекло. На нем появятся капельки воды.

Вывод: пар-это вода в газообразном состоянии.

Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Наблюдения: за таянием снега, за тем, как рождается река, росой, инеем, снегом, сосульками, льдом, за лужами после дождя.

Обратить внимание детей на то, что на улице и на балконах люди сушат белье: вывешивают мокрое, а снимают сухое. Почему?

Аппликация «Облака».

Рисование на тему «Как рождается река».

Провести беседу на тему:

  • «Вода вокруг нас»

Цель: показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.

Рассмотреть с детьми глобус, объяснить, что цвет воды на нем - голубой.

Обратить внимание на то, что на земном шаре воды больше, чем суши. Найти океаны и моря. В реках, озерах вода без вкуса. Вода обогащает озера, пруды, реки, моря, океаны.

Вода прячется и глубоко под землей.

Родник-это подземная река. Люди очень ценят такую воду, говорят, что она чистая, прозрачная, хрустальная, холодная.

  • «Вода вокруг нас» (продолжение)

Цель: обратить внимание детей на значение воды в жизни людей.

Объяснить детям, что, несмотря на то, что воды на Земле много, воды, которая нужна человеку, на самом деле очень мало. Какую воду мы пьем? Соленую или пресную? Человек не может пить соленую воду, а ее на Земле намного больше, чем пресной. Есть также страны, в которых людям не хватает воды. Человек без воды может прожить всего три дня!

Включение дошкольников в проектную деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и отзывчивую личность, развивает творческие начала и интеллектуальные способности, способствует формированию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы, общаться со сверстниками и взрослыми.

Литература.

  • Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. « Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». -М.:Творческий центр «Сфера»2002.-188 с
  • Ковинько Л.В. «Секреты природы-это так интересно!» -М.:Линка-Пресс» 2004
  • Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование».-М.: Педагогическое общество России,2003 г.
  • Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование, СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2010 г.
  • Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду».- М. 1999 г.
  • Перельман Я.И. «Занимательные задачи и опыты».-Екатеринбург, 1995 г.
  • Савенков А. «Исследовательские методы обучения»// Журнал «Дошкольное воспитание» №12-2005 г.-с. 3-11.
  • Короткова Н. Познавательно- исследовательская деятельность старших дошкольников»// Журнал «Ребенок в детском саду» №3-2003 г. – с. 4-13
  • Короткова Н. «Познавательно - исследовательская деятельность старших дошкольников»,//Журнал «Ребенок в детском саду» №4-2003 г.-с.11-22
  • Короткова Н. «Познавательно - исследовательская деятельность старших дошкольников»,//Журнал «Ребенок в детском саду» №5- 2003 г.-с 16-25
  • Чехонина О. «Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности»,//Журнал «Дошкольное воспитание» №6-2007г. –с 13-16
  • Материалы Интернет – сайтов

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Березка» п.Ханымей

Аналитическая справка по итогам проектной деятельности

В старшей-подготовительной группе проводилась работа над краткосрочным проектом по теме «Удивительная вода».

Цель: удовлетворить любознательность детей в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, расширять представления о многообразии мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

В процессе работы решались задачи:

Познакомить детей с понятием вода – это жидкость;

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды;

Подвести к пониманию того, что вода не имеет вкуса и запаха, способна замерзать;

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где и в каком виде существует вода в окружающей среде;

Развивать речь ребенка, активизировать словарь;

Воспитывать аккуратность при работе с водой.

С детьми были проведены следующие мероприятия: опыты, беседы, наблюдения, НОД (аппликация, рисование).

Было проведено итоговое НОД по теме «Удивительная вода», где дети вместе с воспитателем в игровой форме закрепляли знания о воде. Результаты работы над проектом показывают, что у детей развивалась исследовательская деятельность представления о свойствах воды.

Справку подготовила: воспитатель Павлова О.Г.


Поделиться