Природа философского знания и особенности философии. Происхождение философии

Мировоззренческие функции философии:

1) мировоззренческая – заключается в выработке мировоззрения (системного взгляда на мир)

2) теоретико-познавательная – выработка категорий

3) ценностно-ориентационная – выработка, изучение ценностей, регулирующих поведение человека, социальной группы

Методологические функции философии:

1) функции рациональной обработки и систематизации, теоретического выражения результатов конкретных наук

2) критическая функция – суть её в преодолении устаревших догм и взглядов

3) интегративная – обобщение всех форм человеческого опыта и знаний (т. е. практического, познавательного, ценностного опытов)

4) прогностическая (реализуется в построении моделей будущего)

Будучи формой самопознания, философия не может оставить без внимания потребности человека их природу, формирование, развитие, возможности и средства для их удовлетворения и связывает с ними ценностные ориентации. Поэтому можно говорить об аксиологической (ценностной) функции философии.

1) Эвристическая.

2 Прогностическая (формулирует гипотезу о развитии мира человека).

Структура:

Философские теории и взгляды

Политические взгляды, идеи, теории; Этические взгляды и оценки

Идеи и теории естественных и общественных наук

Эстетические взгляды и оценки; Правовые взгляды, идеи, теории

Основной вопрос философии - Отношение сознания – к материи, духа – к природе, мышления – к бытию.

Основной вопрос имеет 2 стороны:

1. Что первично: материя или сознание?

Материализм (материя первична по отношению к сознанию)

Дуализм (материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга)

Идеализм (первично сознание, материя независимо от сознания не существует)

2. Тождество мышления и бытия (вопрос о познаваемости мира).

а) Мир познаваем

Материализм и идеализм отвечают на вопрос: верно ли сознание отражает действительный мир?

Материализм – сознание верно отражает объективный ми.

Объективный идеализм – сознание есть не отражение объективного мира, а самопознание абсолютного духа.

Субъективный идеализм – сознание индивида выражает лишь состояние «Я» (духа, воли).

б) отдельные стороны вещей мира непознаваемы

Агностицизм - направление, сомневающееся в возможности познания мира

Кант считал, что мир познаваем как явление, но не как сущность («вещь в себе»). Явление – познание предмета с внешней стороны.

Юм считал, что человек имеет дело только с ощущениями, мы не знаем не только каков мир, но и существует ли он вне нас.

2.Философия в системе культуры.

Философия рассматривает культуру как особый объект, подлежащий исследованию наряду с природой, человеком, обществом, а как всеобщую характеристику мира как целого. С точки зрения философии культура есть весь мир, в котором человек находит себя.

Основные модели культуры в истории философского осмысления культуры.

1.натуралистическая:-видела в культуре человеческое продолжение природы.-благодаря культуре человека не исключается из природы, а образует высшее звено (Вольтер, Руссо)

2.классическая (19 в.):-человек как субъект культуры выступает творцом культуры.-жесткое разделение объекта и субъекта познания.

Предмет познания - надиндивидуальная реальность, из которой выводится культура отдельного человека.

Эта модель идеалистична, так как главная определяющая сфера развития - духовное творчество

Культура - чисто духовное образование

3. неклассическая (модернистская):

Ориетируется на повседневную жизнь человека.

Культура личности, этноса, социума рассматривается как элементы культурной реальнотси, взаимодействующей между собой и воспринимаемой человеком в процессе переживания, а не рационального осмысления своего бытия.

4.постмодернистская.

Философское осмысление культуры - без субъекта.

Критическая функция, которую выполняет философия в культуре. Поиск решений сложных философских вопросов, формирование нового мировоззрения, обычно сопровождается критикой разного рода заблуждений, встающих на пути к истинному познанию. Важной функцией философии в культурно-исторической жизни людей является систематизация, согласование, интеграция всех форм человеческого опыта - практического, познавательного и ценностного. Философия и наука

Отвечая на вопрос является ли философия наукой необходимо иметь в виду следующие. Наука всегда отвечает на вопрос почему? А философия для чего? В науке человек нацелен на рациональное познание мира в философии на понимание мира с позиции всех идеалов и ценностей. Философия познает мир через человека и из человека. Именно в человеке философия видит разгадку смысла жизни. Наука же познает мир как бы вне человека отрешения от него. В науке действует принцип познания, которые называются принцип верификации (проверяемости) и фальсификации (опровержения) в философии эти принципы не работают. Таким образом, философское научное знание различается существенно, но существовать друг без друга они не могут.

Философия и религия

Философия и религия стремятся ответить на вопрос о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира. Их равно интересуют вопросы: что есть добро? что есть зло? где источник добра и зла? Как добиться нравственного совершенства? Как и религии, философии присуще трансцендирование, т.е. выход за границы возможного опыта, за пределы разумного. Но между ними есть и различия. Религия - сознание массовое. Философия - сознание теоретическое, элитарное. Религия требует беспрекословной веры, а философия свои истины доказывает, апеллируя к разуму. Философия всегда приветствует любые научные открытия как условия расширения наших знаний о мире.

3 Мифология и первая ф-я: сравн. Характеристики

Возникновение философии относится к VI в. до нашей эры. В это время в странах Древнего Востока (прежде всего в Индии и Китае) и в Древней Греции осуществляется переход от мифологического мировоззрения к философскому. Мифология в древности выступала как форма общественного сознания. Люди воспринимают и осознают окружающий мир, запечатлевают накопленный ими жизненный опыт, сохраняют и передают его из поколения в поколение. Люди, живущие мифом, воспринимают его как саму жизнь. Для мифов характерны следующие черты: Отождествление фантазии с реальностью. Вера человека в миф не нуждается ни в каком логическом обосновании. Логические доводы – бессильны. Объяснение действительности в наглядно-образной форме. Миф объясняет реальность не через абстрактные понятия и логические рассуждения, а с помощью наглядных образов и чувственных ассоциаций. Эмоциональная насыщенность. Миф затрагивает чувства людей. Представления о сверхъестественных силах предполагают возможность посредством магии влиять на них с целью получить их поддержку. Переход от мифа к философии был подготовлен рядом факторов социального, экономического и духовного характера: развитием аграрного и ремесленного производства, разложением первобытнообщинного строя и возникновением государственных структур и правовых норм регулирования общественной жизни; появлением разделения труда и товарно-денежных отношений; постепенным накоплением знания, которое все больше использовалось в практической жизни людей и способствовало развитию их мировоззрения. Рождение философии – рождение нового типа мышления, который хотя и вынашивается в лоне мифологического мышления, но принципиально отличен от него и выступает как его соперник в построении картины мироздания. Основные различия между мифологией и философией состоят в следующем: Мифологическое сознание удовлетворяется описаниями, философское требует доказательств. Философское мышление стремится дать объяснение действительности путем рационального, логического рассуждения, а не посредством повествования, достоверность которого с самого начала ставится вне всяких сомнений. Средством философского рассуждения служат не наглядные образы и эмоции, а абстрактные понятия. С возникновением философии мифология не вытесняется из культуры. Даже после возникновения философии, мифология всегда соседствует с ней, часто переплетаясь и подпитывая ее на протяжении веков.

    Понятие мировоззрения, его структура и характерные черты. Особенности мифологического, религиозного, научного мировоззрения.

Зачем человек приходит в этот мир? Каково предназначение человека? В чем смысл жизни? Все это так называемые вечные вопросы. Они никогда не могут быть разрешены окончательно. Мир и человек постоянно меняются. Следовательно, меняются и представления людей о мире, человеке. Все представления и знания человека о самом себе называются его самосознанием .

Мировоззрение - сложное явление духовного мира человека, и сознание является его фундаментом.

Различают самосознание индивида и самосознание человеческой общности, например конкретного народа. Формами проявления самосознания народа являются мифы, сказки, анекдоты, песни и т. д. Самый элементарный уровень самосознания - первичное представление о себе . Нередко оно определяется оценкой человека другими людьми. Следующий уровень самосознания представлен глубоким пониманием самого себя, своего места в обществе. Наиболее сложная из форм человеческого самосознания называется мировоззрением.

Мировоззрение - представляет собой систему или совокупность представлений и знаний о мире и человеке, об отношениях между ними.

В мировоззрении человек осознает себя не через свое отношение к отдельным предметам и людям, а через обобщенное, интегрированное отношение к миру как целому, частью которого является и он сам. В мировоззрении человека отражаются не просто его отдельные свойства, а то главное в нем, что принято называть сущностью, что остается наиболее постоянным и неизменным, в течение всей его жизни проявляясь в его мыслях и действиях.

В реальности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей. Оно используется личностями и социальными группами в качестве общих воззрений на жизнь. Мировоззрение представляет собой интегральное образование, в котором принципиально важна связь её компонентов. В состав мировоззрения входят обобщенные знания, определенные системы ценностей, принципы, убеждения, идеи. Мерилом мировоззренческой зрелости человека являются его поступки; ориентирами при выборе способов поведения служат убеждения, т. е. взгляды, активно воспринимаемые людьми, особо устойчивые психологические установки человека.

Структура мировоззрения

Мировоззрение представляет собой синтез различных черт духовной жизни человека; это познание и переживание человеком мира. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений и чувств составляет мироощущение. Например, одни люди имеют оптимистическое мироощущение, другие - пессимистическое.Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание.

Мировоззрение, как и вся жизнь людей в обществе, имеет исторический характер. Возникновение мировоззрения связывают с процессом формирования первой устойчивой формы человеческой общности - родовой общины. Ее появление стало своеобразной революцией в духовном развитии человека. Мировоззрение выделило человека из мира животных. История духовного развития человечества знает несколько основных типов мировоззрения. К ним относятся мифологическое, религиозное, философское мировоззрение.

Исторически первой ступенью в развитии мировоззрения было мифологическое мировоззрение. Мифология закрепляла принятую в обществе систему ценностей, поддерживала и поощряла определенные формы поведения. С угасанием первобытных форм общественной жизни миф изжил себя и перестал быть господствующим типом мировоззрения.

Коренные вопросы всякою мировоззрения (происхождение мира, человека, тайна рождении и смерти и др.) продолжали решаться, но уже в других мировоззренческих формах, например в формах религиозного мировоззрения, основанного на вере в существование сверхъестественных существ и сверхъестественного мира, и философского мировоззрения, существующего как теоретически сформулированная система самых общих взглядов на мир, человека и их взаимоотношения.

Каждый исторический тип мировоззрения имеет материальные, социальные и теоретико-познавательные предпосылки. Он представляет собой относительно целостное мировоззренческое отражение мира, обусловленное уровнем развития общества. Особенности различных исторических типов мировоззрения сохраняются в массовом сознании современных людей.

Компоненты мировоззрения человека

Наше отношение к миру и к себе включает разнообразные знания. Например, житейские знания помогают ориентироваться в обыденной жизни - общаться, учиться, строить карьеру, создавать семью. Научные знания позволяют осмысливать факты на более высоком уровне и строить теории.

Наше взаимодействие с миром окрашено эмоциями , связано с чувствами, трансформировано страстями. Например, человек способен не просто смотреть на природу, бесстрастно фиксируя ее полезные и бесполезные качества, а любоваться ею.

Нормы и ценности являются важным компонентом мировоззрения. Ради дружбы и любви, ради семьи и близких человек может действовать вопреки здравому смыслу, рискуя жизнью, преодолевать страх, выполняя то, что считает своим долгом. Убеждения и принципы вплетены в саму ткань человеческой жизни и часто их влияние на поступки бывает намного сильнее, чем влияние знаний и эмоций вместе взятых.

Поступки человека также входят в структуру мировоззрения, образуя его практический уровень. Человек выражает свое отношение к миру не только в мыслях, но и во всех своих решительных действиях.

Традиционно считается, что знания и чувства, ценности и поступки представляют собой компоненты мировоззрения - познавательный, эмоциональный, ценностный и деятельностный. Конечно, такое деление весьма условно: компоненты никогда не существуют в чистом виде. Мысли всегда эмоционально окрашены, поступки воплощают ценности человека и т.д. В реальности мировоззрение - всегда целостность, а разделение его на компоненты применимо только в исследовательских целях.

Типы мировоззрения

С точки зрения исторического процесса выделяют три ведущих исторических типа мировоззрения :

    мифологическое;

    религиозное;

    философское.

Мифологическое мировоззрение (от греч. mythos - сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным - явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.

Религиозное мировоззрение (от лат. religio - благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы.Религии в отличие от более гибкого мифа свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.

Философское мировоззрение определяется как систем но-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия - прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, вто время как в религии это невозможно.

Если рассматривать структуру мировоззрения на современном этапе его развития, можно говорить об обыденном, религиозном, научном и гуманистическом типах мировоззрения.

Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.

Научное мировоззрение основано на объективных знаниях и представляет собой современный этап развития философского мировоззрения. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.

Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой человеческой личности, се права на счастье, свободу, развитие. Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека. Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя. Такое мировоззрение, впрочем, стоит рассматривать как идеал, а не как реально существующее.

Роль мировоззрения в жизни человека

Мировоззрение дает человеку целостную систему ценностей, идеалов, приемов, образцов для жизни. Оно упорядочивает окружающий мир, делает его понятным, указывает на самые короткие пути достижения целей. Напротив, отсутствие цельного мировоззрения превращает жизнь в хаос, а психику - в совокупность разрозненных переживаний и установок. Состояние, когда прежнее мировоззрение разрушено, а новое еще не сформировано (например, разочарование в религии), называется мировоззренческим кризисом. В такой ситуации важно восстановить мировоззренческую целостность личности, иначе ее место будет заполнено химическими или духовными суррогатами - алкоголем и наркотиками или мистикой и сектантством.

С понятием «мировоззрение» сходно понятие «менталитет» (от фр. mentalite - склад ума). Менталитет - это уникальный сплав психических качеств, а также особенностей их проявлений. По сути это духовный мир человека, пропущенный через призму его личного опыта. Для нации это духовный мир, пропущенный через исторический опыт народа. В последнем случае менталитет отображает национальный характер («душу народа»).

    Природа философских проблем, специфика философии как вида знания.

    Историко-материалистически были истолкованы также все аспекты философской проблемы “мир - человек”. Классические философские вопросы (об отношениях “человек - природа”, “природа - история”, “личность - общество”, “свобода - несвобода”) и при новом подходе сохранили свое непреходящее мировоззренческое значение. Они предстали как выражение реальных диалектических “полярностей”, неустранимых из жизни людей и потому принципиально неустранимых из философии.

    Что же было внесено нового в понимание философских проблем? Можно ответить совсем кратко: историзм. Проходя через всю человеческую историю, выступая в определенном смысле как вечные проблемы, они приобретают в различные эпохи, в разных культурах и свой конкретный, неповторимый облик. И это касается не двух-трех проблем; речь идет о принципиально новой общей концепции философии, ее предназначения. Важно, однако, подчеркнуть, что преодоление старой формы философских учений отнюдь не означало и не означает отказа от сохранения, развития, углубления содержания обсуждавшихся в них серьезных проблем, а наоборот, предполагает все это.

    К большим философским проблемам обращались и будут обращаться мыслители разных эпох. При всем различии их подходов и историческом изменении характера самих проблем все же в их содержании и понимании будет сохраняться определенное смысловое единство и преемственность. Историко-материалистический подход поставил под сомнение не сами проблемы, а лишь полноценность, достаточность их сугубо умозрительного решения. Он привел к выводу: решение философских проблем требует глубокого позитивного знания истории, конкретного изучения тенденций и форм исторического развития.

    Что же касается отношения “мир - человек” (“бытие - сознание” и т. п.), то оно тоже причастно к истории, хотя абстрактная его форма скрывает это обстоятельство. Но стоит только представить себе проблему, как становится понятным, что разлапые человеческие связи с миром развертываются в ходе истории. Они реализуются в изменяющихся формах труда, быта, в смене верований, развитии знаний, в политическом, нравственном, художественном и прочем опыте. Иначе говоря, поле практических, познавательных, ценностных отношений людей к миру, составляющих главный предмет философского осмысления,- явление всецело историческое.

    Человеческая история - реальность особого рода. Это - сложное сочетание общественной жизни людей (форм производства, социально-экономических, политических структур) и всевозможных духовных ее составляющих. Причем оба компонента переплетены, взаимодействуют, нерасторжимы. Отсюда и двоякая направленность философского исследования - на реалии человеческой жизни, с одной стороны, и на различные, в том числе теоретические, отражения этих реалий в человеческом сознании - с другой

2. Специфика философского знания

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

1. имеет очень много общего с научным знанием - предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

2. однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех других наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

Философские проблемы могут успешно решаться, обсуждающиеся только в том обществе, где допускается критика любой точки зрения, несогласие с любым человеком, признание различных позиций по одному и тому же вопросу.

Можно выделить также следующие особенности философского знания:

1. имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.);

2. носит предельно общий, теоретический характер;

3. содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;

4. во многом субъективно - несёт отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

5. Философское знание, будучи знанием научным, вместе с тем нередко выступает и как знание художественное, как знание религиозное, как знание интуитивное.

6. является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

7. изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

8. имеет качество рефлексии - обращенности мысли на саму себя, то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя;

9. испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

10. в то же время динамично - постоянно развивается и обновляется;

12. неисчерпаемо по своей сути;

13. ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путём. Философские проблемы находят своё решение для данных людей и в данное время, но потом приходят другие люди, другое поколение и опять сталкиваются с этими же вопросами.

Философия - это знание личностное, так как идеи, которые высказывает мыслитель нельзя отделить от его личности.

Заключение

Философия возникает как первая наука, в начале включавшая в себя: астрономию, математику, медицину, физику, алхимию. Первые учёные, называвшие себя философами, были физиками. Постепенно по мере накопления знаний, фактов из философии начались выделяться отдельные самостоятельные науки. Это длительный процесс идёт веками. В настоящее время философия сама является наукой о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления. Личность, общество и окружающая среда - смысл, цель философии.

Для раскрытия специфики философского знания следует обратиться к истокам философского мышления, его социокультурным предпосылкам. Ранней формой познания действительности является мифологическое и религиозное сознание.

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Философия и религия выходят из мифа, они походят тем, что решают мировоззренческие вопросы, но религия в основу ставит веру, а философия - это поиск истины.

Философия включает в себя философию морали, науки, природы, истории, политики, права, искусства, религии и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что философия - это форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место человека в нём; различные рассуждения о жизни, о её смысле, о смерти, о Боге; совокупность принципов, лежащих в основе поступков и поведения людей.

3. Функции философии. Значение философии для человека, общекультурная ценность философии .

Философия как особый вид духовной деятельности и система знаний связана с общественно-исторической практикой людей, будучи ориентированной на решение определенных социальных задач, стремится дать целостное представление о мире, о материальных и идеальных процессах, об их взаимодействии, о познании и преобразовании действительности в ходе практической деятельности .

Выполнение философией своего назначения предполагает реализацию ею целого ряда взаимосвязанных функций, через которые реализуется ее назначение.

Наиболее существенными из них выступают:

    мировоззренческая

    гносеологическая

    методологическая

    информационно-коммуникативная

    ценностно-ориентирующая

    критическая

    интегрирующая

    идеологическая

    воспитательная

    прогностическая

    Ф. – любовь к мудрости.

    Функции философии:

    Объект ф. Предмет ф.

    Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия, наука.

    Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, принципов, опред. самое общее видение, понимание мира, места в нем чел., жизненные позиции, программы поведения, действия людей. 3 компонента: мироощущение (образная картина мира), мировосприятие (эмоц. и оценочная картина), миропонимание (совокупность абстракт. понятий и суждений о мире).



    Мифология – осмысление и представление мира и чел. в фантастич. образах и сюжетах. Универсальный тип м. первобытных обществ. Неспособность провести различие между естественным и сверхестеств. Слабое развитие абстрактных понятий. Эмоц. хар-р первичного сознания. Чувственно-образная форма постижение действит-ти.

    Религия – форма м., объясняющая мир чел. через связь со сверъестеств. существами и выступающее как средство общения чел. с ними. Время формир-я: переход от первобыт. строя к рабовлад. обществу. Преодоление неразделимости чел. и природы. Раздвоение мира на духовное и телесное. Вера – главное средство постижения бытия. Главное – достижение единения с Богом.

    Философия – альтернатива мифологии и религии, исторически возникшая и первая форма систематизир. теоретич. мышления. Опора на научные знания. Стремление ставить и решать абсолют. проблемы чел. бытия. Предельно широкий уровень обобщения.

    Наука – систематич. объединение объективно достоверных сведений о явлениях природы и жизни чел.

    Философия Древнего Востока.

    Индия. II тыс. до н.э. Литер. памятник – «Веды» (знание). Это предфил. источники (гимны, молитвы). «Упанишады» - диалог мудреца со своим учеником. Зарождаются идеи о ф. как своеобразной области знаний. Это самые ранние из извест. фил. произведений. Проблемы: первооснова мира, сущность чел., его место в окр. среде. Толкование противоречиво. Главенств. роль в объяснение первопричины явлений мира отводится дух. началу – брахман (вселенский Бог), атман (инд. психич. бытие). Познание и приобретенное знание – 2 уровня: низшее (только окр. действит-ть) и высшее (истина). Йогические упр-я. Сложность чел. психики (сознание, воля, память, дыхание - взаимосвязаны). Высшее блаженство для чел. – полное отстранение от всех мирских забот (не чувств. удовольствия, а спокойное состояние души). Впервые ставится проблема переселения душ (сансара) и оценка прошлых действий (карма). Попытка с помощью нравств. принципов (дхармы) скорректировать поведение чел. Роль «Упанишад» в истории всех инд. ф. чрезвычайно велика. Буддизм – религиозно-фил. учение (VI-V вв. до н.э.). Этико-практич. направленность. Центр. проблема – проблема бытия личности. Стержень содержания – проповедь Будды о 4 благородных истинах. Освобождение – уничтожение желаний. Принцип среднего пути: избегать крайностей. Нет понятия ответственности и вины как чего-то абсолютного.

    Китай. Один из самых ранних литер. памятников – «И цзин» («Книга перемен»). Осущ. переход от дофил., миф. представлений к фил. мышлению. Виднейшие философы Др. Китая – Лаоцзы и Конфуций. Лаоцзы – книга "Дао дэ цзин". Основы даосизма – первой фил. системы Китая. Фил. взгляды противоречивы. Центр. значение – понятие «дао». Это естеств. путь всех вещей, а также вечное, неизменное, непознаваемое начало, нематер. дух. основа всех вещей. Идеал знания – созерцательное. Конфуций – конфуцианство. Основ. понятия – «жэнь» (человеколюбие) и «ли» (почтительность). «Жэнь»: «Чего не желаешь себе, того не делай людям». По своей природе люди сходны между собой. Судьба предопределяет сущность чел. Главные темы: нравств. принципы, соц. отношения, проблемы госуд. управления.

    Проблема первоначала в древнегреческой философии.

    Милетская школа. Основатель – Фалес. Поиск первоосновы, к-рая явл. вечной. Фалес: первовещество – вода (преобразование в лед и пар – возможность бесконеч. кол-ва метаморфоз). Анаксимен – воздух (его всепроникновение – вещественная заполненность бытия). Анаксимандр – апейрон: мир возникает из апейрона и растворяется в нем; Земля – цилиндр. Гераклит Эфесский – огонь (причина всего – движение, все меняется в сторону своей противоп-ти); первым начал размышлять над проблемой познания (трудности). В мире действуют психея (мировая душа) и логос (мировой разум), это противоп. силы. Главное достижение школы – разработка идеи о мироздании.

    Элейская школа . Основатель – Ксенофан. Впервые в качестве первоосновы берется неконкретное: не вещество, а начало (бытие). Парменид – разделял мир на истинный (бытие - неизменно) и неистинный (мир конкретных вещей – постоянно изменяются). Зенон: движение логически невозможно; разделял чувственное (противоречивое) и рациональное (истинное) познание.

    Школа атомизма. Демокрит – родоначальник атомистической концепции. Атом – наименьшая частица бытия, неделима, вечна, неизменна. Из атомов состоит и душа. 2 вида познания: темное (с помощью чувств) и светлое (мышление). Результат познавательного процесса – истина.

    Школа пифагорейцев. Основатель – Пифагор. Первооснова мира – число, владеет вещами, моральными и дух. качествами, создает космический порядок, это прообраз энергии. В основе всего – единица (монада): Бог, мужское начало, зачаточный разум, причина истины; в геометрии - точка. Диада – неравенство, раздвоение, символ войны, женское начало; линия. Столкновение монады и диады – триада (равновесие) – священное число, треугольник. Тетраэдр – закладывает основы мира. Мы живем по правилам чисел. Пифагор первым употребил понятия «философ», «философия». Создал учение о душе.

    Учение Платона об идеях.

    Платон – ученик Сократа. Центр. учение – учение об «идеях»:

    Матер. мир, к-рый нас окружает и к-рый мы познаем чувствами явл. лишь «тенью» и произведен от мира идей (истинное бытие);

    Все явления матер. мира преходящи, идеи явл. неизменными, вечными;

    Учение объект. идеализма: идеи сущ. объективно, реально, независимо от всех ограничений пространства и времени.

    Идеи дают общую сущность вещей;

    Их можно систематизировать: идея кошки и идея собаки входят в идею четвероногих;

    Идеи – идеальный образ создания вещей;

    Идеи располагаются в виде пирамиды: подножие – идеи вещей, далее – идеи классов вещей, наверху – истина, добро, красота.

    Понятие бытия в философии.

    Бытие является философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения. Учение о бытии – онтология. Парменид: бытие неизменно, однородно и абсолютно неподвижно. Платон: бытие – мир идей, явл. истинными, неименными, вечными. Гераклит: стабильного бытия нет, его сущность – в единстве бытия и небытия. Экзистенциализм: внутр. бытие чел. – экзистенция. Неотомизм: «чистое бытие» - божеств. первоначало. Современная материалистич. ф.: бытие – категория, к-рая охватывает все сущее, имеет опред. структуру. Формы бытия: бытие природы, бытие чел., бытие духовного, бытие социального. Следует различать понятия бытие и сущ-е. Бытие – бесконечная основа, сущ-е – опред. бытие, относится к конкретным предметам. Категория бытия позволяет объяснить устойчивость, постоянство и целостность мира. Будучи для человека чем-то внешним, бытие налагает опред. ограничения на его деятельность, но вместе с тем явл. источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Т.о., бытие – предельно общая фил. абстракция.

    Объект и предмет философии.

    Предмет ф. Содержание предмета ф. формировалось исторически и зависело от уровня развития культуры. На ранних этапах: вся совокупность знаний о природе, космосе и чел. Аристотель: ф. – знание о причинах и начале, о сущности, о сущем вообще. Радикальные изменения – кон. XVI – нач. XVII вв. – формирование специфического предмета ф. Т.о., ф. – своеобразная, особая форма чел. миропонимания. Предмет ф. – мир в целом с своих наиболее общих закономерностях. Ф. исследует: природу и сущность мира, природу сущность и назначение чел., систему «чел. - мир» в целом.

    Объект ф . – реальность, сущ. независимо от самого чел.

    Философия культуры.

    Культура – специфический способ организации и развития чел. жизнедеятельности, представленный в продуктах матер. и дух. труда, в системе соц. норм и учреждений, в дух. ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Первоначальное понятие культуры – Др. Китай, Индия. К. – целенаправленное воздействие чел. на окр. природу. Античная ф.: к. – воспитанность, цивилизация, признаки личного совершенства. Просвещение: совершенство к. – соответствие гуманистич. идеалу чел., идеалу просветителей. Буржуазная ф.: к. – форма дух. и политич. саморазвития общества и чел. (движение науки, искусства, религии). Кант: к. с позиций морального сознания. XX в.: ф. культуры как самост. фил. дисциплина. Основные модели культуры в истории фил. осмысления культуры:

    Натуралистическая: культура – чел. продолжение природы; благодаря культуре чел. не исключается из природы, а образует высшее звено (Вольтер, Руссо);

    Классическая (19 в.): чел. как субъект культуры выступает ее творцом; предмет познания - надиндивидуальная реальность, из которой выводится культура отдельного человека; культура - чисто духовное образование;

    Неклассическая (модернистская): культура личности, этноса, социума рассматривается как элементы культурной реальности, взаимодействующей между собой и воспринимаемой чел. в процессе переживания, а не рационального осмысления своего бытия.

    К.: материальная и духовная. Функции к.: социально-регулятивная, коммуникативно-репродуктивная, ценностно-ориентационная. Ф. рассматривает культуру как особый объект, подлежащий исследованию наряду с природой, человеком, обществом. Культура есть весь мир, в котором чел. находит себя.

    Роль философии в жизни человека и общества. Синтетическая природа философского знания.

    Ф. – любовь к мудрости.

    Функции философии:

    1) Мировоззренческая: система жизненных установок, отношение человека к другим людям; система идеалов, нравственных ценностей.

    2) Гносеологическая: законы развития познавательной деятельности, формы движения мышления к истине.

    3) Интегративная: постановка новых проблем на стыке разных сфер человеческой культуры.

    4) Критическая: анализ путей познания и действия людей.

    5) Ценностно-регулятивная: соотнесение целей и путей познания и действия и социально-этической оценки.

    6) Методологическая: общий метод познания, требования к мыслящему субъекту.

    Ф. – система самых общих взглядов на мир, место в нем чел., выяснение разнообразных форм отношения чел. к миру. На основе осмысления природы: онтология (сущность бытия мира), ф. природы, теория развития. На основе осмысления общества и его истории: социология, соц. ф., ф. истории, ф. культуры. На основе осмысления чел.: ф. антропология, антропософия (смысл появления чел. в мире). На основе изучения дух. жизни чел.: гносеология, логика (формы мышления), этика (мораль), эстетика (природа искусства), ф. религии и др.

    Объект ф. – реальность, сущ. независимо от самого чел. Предмет ф. – характ-ки действит-ти, обладающие свойством бесконечности и всеобщности.

    Тема 2. Философское познание государства и права. Основные концепции философии права

    Введение

    Проблема истины в философии права.

    Основные концепции философии права.

    а) Позитивизм

    б) Диалектический и исторический материализм

    в) Феноменология

    г) Экзистенциализм

    д) Прагматизм

    е) Религиозная философия

    ж) Психоанализ

    з) Юридический позитивизм

    и) Социологические концепции права

    к) Теории естественного права

    Структура философии права.

    Заключение

    Литература

    1. Философия права. Курс лекций: учебное пособие: в 2 т.Т.1/ С.Н. Бабурин, А.Г. Бережнов, Е.А. Воротилин и др. Отв. ред. Марченко. – М.: 2011. с. 72- 91..

    2. Малахов В.П. Философия права. Формы теоретического мышления о праве. Таблицы и схемы. М.: 2009.

    3. Философия права: Учебник / Под ред. Данильяна. М.: 2005. 416 с.

    4. Радбурх Г. Философия права. М. 2004. 238 с.

    5. Философия права: учебник. Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. М.: 2010. 351 с.

    6. Философия права. Учебное пособие. Михалкин Н.В., Михалкин А.Н. М.: 2011. 393 с.


    Введение

    Познание - один из видов человеческой деятельности, один из способов духовно-практического освоения человеком мира. Различают знание и познание. Если знание - адекватное представление людей о действительности, то познание - спо­соб получения знаний. С первобытных времен человек в борь­бе за выживание вынужден был добывать максимально полное и точное представление об окружающем мире, о свойствах ве­щей и об их отношениях. Добротность знаний о действитель­ности непосредственным образом влияла на уровень защи­щенности человека от неблагоприятного воздействия сил при­роды.

    Природа философского познания

    По мере усложнения социокультурных форм человеческого бытия развивалось сознание людей, совершенствовались средства познания мира. Уже на этапе неолита (8-4 тысячелетие до н. э.) оформились основные виды познания: обыденное, религиозно-мифологическое, художественное (эстетическое), научное, философское. Если в Древнем мире данные виды по­знания существовали, как правило, слитно, накладываясь одно на другое, то позднее (начиная с эпохи Возрождения) они за­метно дифференцировались.

    На уровне обыденного познания постигаются очевидные, элементарные истины (например: власть предполагает подчи­нение, право есть регламентация поведения человека и т. п.). Не следует думать, что обыденное познание политико-право­вых явлений было свойственно людям только на ранних эта­пах исторического развития, в донаучную эпоху. Для человека современной культуры обыденное познание - также неотъем­лемый элемент процесса познания, создающий эмпирическую базу для более высоких форм познания.

    Религиозно-мифологическое познание в основном было свойственно древним народам. Вместе с тем и мифология, и религия, давая свое, зачастую мистифицированное, объясне­ние политико-правовых явлений, стремились выявить в них рациональный компонент, найти в них логику и смысл. По­строенная на основе религиозно-мифологического познания картина мира нередко давала людям довольно точные ориен­тиры политического поведения.

    Искусство предоставляет человеку (и в древности, и сей­час) дополнительную возможность с помощью конкретных об­разов литературных, музыкальных, архитектурных произведе­ний лучше понять специфику мира политики и права. Напри­мер, сочинения О. де Бальзака, Ч. Диккенса, Л.Н. Толстого, Ф. Кафки способны сказать о бездушии государственной ма­шины больше, чем отдельные теоретические статьи.

    Наука - наиболее важный вид познавательной деятельно­сти, направленный на выработку объективных, системно орга­низованных и обоснованных знаний о мире. Благодаря науке человечество смогло развить производительные силы до ги­гантских размеров, создав на этой основе высокий уровень материального благосостояния. Для научного познания харак­терно стремление к получению о свойствах вещей предельно точного, объективного знания (особенно для естественных и технических наук).

    Философия - особый вид познания, в рамках которого ведется поиск предельных смысловых, ценностных и логиче­ских оснований вещей.

    Вопрос об особенностях философского познания непосред­ственно связан с пониманием сути философии, причин, места и времени ее появления. Несмотря на всю дискуссионность /той темы, есть ряд положений, по которым имеется относи­тельное согласие.

    Философия появляется на той стадии развития людей, ко­гда у них формируются самосознание, потребность в осмысле­нии себя как автономного существа и своего места в мире. На определенном этапе развития человек начинает выделять себя из мира вещей, осознавая свою особую значимость и роль. Как мыслящий субъект, он противопоставляет себя миру как познаваемому объекту, что рождает так называемые субъ­ект-объектные отношения. В основе сознательного противо­поставления себя миру лежит этическая потребность человека понять самого себя и свое место в мире. Лучше других этот нравственный поиск сформулировал И. Кант в виде четырех вопросов, которые человек всегда задавал и всегда будет зада­вать себе: 1) что я могу знать? 2) что я должен делать? 3) на что я смею надеяться? 4) что есть человек? В конечном счете содержание всей мировой философии и есть результат нескон­чаемой попытки дать ответы на эти «вечные» вопросы. «Веч­ными», или «проклятыми», их называют потому, что человек в силу своей нравственной природы обречен ставить их перед собой, но, к сожалению, без особых перспектив их оконча­тельного разрешения. Кто-то может возразить, что не вся ми­ровая философия подчинена этике, например с ней не имеют прямой связи онтология или философия природы. Однако и эти разделы философского знания имеют мировоззренче­ский аспект, так как их рассмотрение способствует проясне­нию главного философского вопроса о назначении человека и его месте в мире.

    «Напряженность творческих поисков философской мыс­ли, - верно отмечает В.С. Швырев, - связана прежде всего со стремлением теоретически осмыслить проблему отношения человека и мира, "вписанности" человека в мир, выработать такое целостное понимание мира, которое давало бы возмож­ность включить в него человека и, напротив, рассмотреть че­ловека с точки зрения универсума в целом, понять его место и предназначение в природном и социальном мире. Основная проблема заключается здесь в том, что человек выступает не просто как часть мира в ряду других вещей, а как бытие осо­бого рода, выходящее за рамки мира объектов, обладающее душевной и духовной жизнью, способное в сознании и в практике проявлять активное отношение к миру. По сравне­нию с другими формами мировоззрения эта проблема в фило­софии теоретически заострена, выступает наиболее рельефно, составляя основу всех философских размышлений об отношении субъекта и объекта, духовного и материального, сознания и бытия, свободы и необходимости и т. д. "Единство противо­положностей", заложенное в самой сущности философской мысли, связанное с необходимостью "включения" человека и мир и вместе с тем рассмотрения его особого места в мире, определяет глубинную диалектику философского сознания».

    Итак, суть философского познания состоит в том, что оно нацелено на выявление смысла и целей человеческого сущест­вования, т. е. носит мировоззренческий характер. В основе философского познания лежит стойкий мотив самоопределе­ния человека как разумного и нравственного существа. Ре­зультат такого самоопределения - формирование смысловой картины мира, через призму которой человек воспринимает действительность и себя в ней. Специфика философского соз­нания и познания наиболее ярко проявляется в переломные эпохи истории человечества, когда рушатся привычные формы жизни и перед обществом встает проблема выбора новых цен­ностных ориентиров. Так, рождение философии в Древней Греции связывают с «великим культурным переворотом» X-5 вв. до н.э., -когда полисная демократия открыла дорогу к свободному обсуждению социальных и духовных проблем 2 . Философию Сократа, Платона или Аристотеля можно рас­сматривать как попытку предложить новую модель взаимоот­ношения человека с миром (природным и социальным).

    Философию часто называют рационально-теоретической формой мировоззрения. Это означает, что человек, стремясь понять смысложизненные проблемы своего бытия, обращается не к постулатам мифа или религии, а к доводам разума. Логи­ка собственной мысли заставляла людей приходить к выводам, зачастую противоречащим религиозно-мифологической карти­не мира, традициям и обычаям. С самого начала философское познание означало свободу и творчество, не связанное с зара­нее установленными истинами. Философия стала проявлением самостоятельного мышления и самостоятельного поведения, формирующего в человеке чувство ответственности. Свобода философской мысли зачастую несла с собой критический пе­ресмотр устоявшихся взглядов на природу и общество, что де­лало философию и философов заметной социальной силой (пифагорейский союз, софисты). Казнь Сократа - пример влияния философии на консервативный быт древних греков, стремившихся оградить себя от сомнительных ценностей и идей.

    Философия как сфера свободного обсуждения идей зачас­тую становится формой самосознания той или иной историче­ской эпохи. Философское познание, обобщая достижения раз­ных областей культуры, пытается привести их к некоему об­щему знаменателю, выразить их в универсальных категориях. Исторически-конкретная культура того или иного народа, его быт и формы жизни получают в философии предельно широ­кую и обобщенную оценку. В философии как форме самосоз­нания формируется ценностный идеал общества, который мо­жет быть консервативным, реакционным или революционным, ориентировать общество на прогрессивное развитие или на стагнацию. Так, в философии Просвещения XVII-XVIII вв. был сформулирован социальный идеал буржуазии, определив­ший на века вперед формы экономической, политической, ре­лигиозной, научной и культурной жизни стран Запада. Рыноч­ная экономика и правовое государство, идеологический и ре­лигиозный плюрализм, ставка на науку как производительную силу общества, социальный оптимизм и вера в лучшее буду­щее человечества - вот базовые ценности, выдвинутые евро­пейским рационализмом.

    Другой пример философской рефлексии - Россия второй половины XIX - начала XX в., когда интенсивно обсуждались несколько социально-политических проектов: консерватив­но-почвеннический, социалистический, либерально-западниче­ский. Все три проекта отражали глубинные запросы русского народа, что парадоксальным образом переплавилось в совет­скую государственность. Практика «реального социализма» в СССР стала реализацией нескольких векторов русского на­ционального самосознания и правосознания: 1) средневековой имперской идеи «Москва - Третий Рим», 2) крестьянского идеала уравнительного социализма, 3) стремления (хотя бы и внешнее) к сближению с Европой (идеи народного сувере­нитета, парламентаризма, выборности и т. д.). Крах СССР произошел не столько в результате экономической стагнации или диссидентского движения за права человека (во многом инспирированное западными спецслужбами и в целом оказав­шееся чуждым населению страны), а потому, что идея советской власти исчерпала себя. Самосознание общества конца 1980-х - начала 1990-х гг. зафиксировало не просто утрату ба­зовых советских ценностей, но распад всей ценностной систе­мы координат. В последующие годы философская рефлексия постсоветской интеллектуальной элиты России с неизменно­стью демонстрировала состояние растерянности, утрату ориен­тиров и жизненной энергии.

    Особенности философского познания наглядно просматри­ваются на фоне других видов познания. Как отмечалось выше, философия как самостоятельная отрасль знания появляется в Античности и оформляется в Новое время. Вместе с тем да­же в XX в. философия зачастую включает в себя нефилософ­ские компоненты: науку, эстетику, религию. Так, европейская философия XVII-XVIII вв., в эпоху бурного развития естест­вознания и математики, стремилась и внешне, и по содержа­нию быть похожей на науку. Лексика философских текстов изобилует словами «аксиома», «теорема», «закон», авторы стремятся к максимальной формализации, точности и строго­сти своих тезисов, определений и выводов. В XIX-XX вв. идея научности философии достигает своей кульминации в позитивизме и близких к нему направлениях, где филосо­фия объявлялась синтезом всех наук, а всякая метафизика (знание о сверхприродных основах мира) - фантазиями досу­жего ума.

    Европейская и русская культуры дали много произведений искусства, пронизанных философскими идеями. Драмы В. Шекспира, поэзия И.В. Еёте, Д.Н.Г. Байрона, Ф.И. Тютче­ва, романы Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, оперы Р. Ваг­нера, живопись С. Дали, фильмы И. Бергмана или А.А. Тар­ковского представляют собой не просто явления эстетики, но зачастую - развернутые философские концепции. Для России XIX - начала XX в., когда, казалось бы, уже вполне встала на ноги профессиональная философия, выдающиеся философ­ские идеи зачастую высказывались именно в художественной форме. Например, для философского понимания русской ис­тории и русского правосознания романы Ф.М. Достоевского дали больше, чем тексты профессиональных философов.

    Соединенность философии и религии также имеет давнюю и прочную традицию. Философский компонент у теологов - обычное дело. Накоплен огромный массив литературы, где в контексте какой-либо религиозной догматики ставятся и обсуждаются философские проблемы (Фома Аквинский, Ж. Маритен, В.С. Соловьев, НА. Бердяев, С.Л. Франк и др.).

    Наука, эстетика и религия приобретают философский ас­пект, когда включают в себя мировоззренческий компонент, выраженный в рационально-теоретической форме. Без данного компонента любой из названных элементов культуры предста­ет перед нами исключительно с функциональной стороны: наука добывает знания, искусство дарит удовольствие, религия дает возможность отправлять культ. Философия в этом случае исчезает.

    Философское осмысление государства и права также всегда предполагает мировоззренческий, смысложизненный аспект. Философскому анализу могут подвергаться самые разные сто­роны политико-правовой действительности (онтология, гно­сеология, аксиология, праксиология, эстетика, логика права), но все они должны быть подчинены главному - вопросу о смысле человеческого существования. Забвение этой глав­ной, конечной цели всякого философского исследования мо­жет заметно обеднить или даже исказить наше представление о государстве и праве.

    2. Социально-антропологические корни философского сознания. Природа философского знания

    Выше мы отметили, что философия решает три блока вопросов. Первый, который мы вкратце определили как «что есть бытие?», рассматривает специальная философская дисциплина или раздел философии – все зависит от понимания структуры философии – онтология . Чтобы ответить на данный вопрос, философия обращается за помощью к науке, но и не только к науке. Поскольку человек тоже есть часть бытия, находится внутри его, а не во вне, то бытие становится человеческим бытием, наполняется смыслом, духовностью. Поэтому философия не в состоянии решить первый блок вопросов, опираясь исключительно на науку.

    Второй, связанный с проблемой субъекта, имеет прямое отношение к проблеме человека. Весь комплекс вопросов, относящийся к сущности человека, решает философская антропология . Поскольку философию интересует человек, прежде всего как духовно-нравственное существо, она учитывает опыт всех социально-гуманитарных наук и ценностных форм общественного сознания.

    Третий блок вопросов касается отношения человека к миру. Из многообразных связей и отношений человека с миром в истории философии всегда выделялось в первую очередь познавательное, исследуемое гносеологией . И это понятно: человек есть существо разумное, мыслящее. Однако живой человек как часть бытия, связанный с миром онтологически, не может свои отношения с миром исчерпать лишь познанием последнего. Его связи богаче, разнообразнее.

    Означает ли все сказанное, что существует несколько философских дисциплин, каждая из которых исследует свой круг вопросов, но нет единой философии. Существует ли внутри перечисленных проблем вопрос, который выполнял бы роль системообразующего фактора, объединяющего различные философские дисциплины в единую философию, по отношению к которой все они становились бы ее сторонами, аспектами.

    Из огромного комплекса философских вопросов мы выделили бы в качестве такового вопрос об отношении субъекта к объекту , за которым стоит еще более фундаментальный и конкретный – отношение человека к миру.

    Впервые классическую формулировку данного вопроса философии дал Ф. Энгельс в своей работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», хотя в той или иной форме этот вопрос ставили до него и другие философы. Приведем энгельсовскую формулировку основного вопроса философии: «Великий, основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию…». «Высший вопрос всей философии, вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе…» . Учитывая, что нет ни чистого сознания, ни чистого мышления как самостоятельных сущностей, а есть человек мыслящий, сознающий, так же как нет бытия вообще, а существует конкретно-исторический мир, представляющий бытие человека, мы можем переформулировать основной вопрос философии в вопрос об отношении человека к своему миру. И в этом виде он становится основным мировоззренческим вопросом.

    Основной вопрос философии, с нашей точки зрения, таковым является не потому, что он делит всех философов на два главных направления – материалистов и идеалистов, не потому, что он якобы предопределяет решение других философских вопросов. И, конечно, не потому, что он исчерпывает предмет философии. Он является основным прежде всего потому, что обусловливает и раскрывает природу философского знания . Поясним наше понимание связи между основным вопросом философии и характером, природой философского знания. Первое, на что мы обратили бы внимание, это исследование философией субъективно-объективных отношений, благодаря анализу которых философия формирует целостную картину мира. Сам предмет философского анализа нуждается в синтетическом знании. Не объект и субъект как таковые , в своей самости и автономности, а их отношение – вот что в первую очередь изучает философия и что делает философское знание объектно-субъектным, научным и ценностным одновременно.

    Другой момент, возможно, самый принципиальный и определяющий, связан с объяснением природы самого основного вопроса философии: где его корни, откуда он появляется, из какой человеческой потребности рождается. Ответим сразу: источник основного вопроса философии заключен в дуалистичности человека, в его природе. Мы не можем согласится с В. Межуевым, заявляющим, что «не нужно выводить потребность в философии из какой-то антропологии человека. Нет там этой потребности» . Конечно, непосредственно из природы человека философию не выведешь. Но вопрос-то в другом: где заключен источник удвоения мира, откуда появляется сама проблема отношения мышления к бытию, человека к миру? Почему человек относится к миру, а не просто пребывает в нем?

    Человек как разумное, мыслящее существо не может не видеть своего отличия от внешнего мира, не может не отличать своего «Я» от внешнего, иного «Не–Я», прежде всего от природы. И в этом различении, вытекающем из удвоения человеком себя сначала в сознании, а потом и в реальности, уже заключено отношение: человек ставит себя в отношение к окружающему, не сливаясь с последним. В этом и заключается жизненное основание великого вопроса философии: в дуалистичности, дихотомичности природы человека. И, наоборот, как замечает Маркс, «животное не «относится» ни к чему и вообще не «относится»; для животного его отношение к другим не существует как отношение» . Проблема отношения мышления к бытию, человека к миру возникает в повседневной чувственно-предметной деятельности, в практической жизни человека. Философский характер она принимает тогда, когда становится предметом специального рассмотрения античными мыслителями.

    Энгельс не случайно назвал этот вопрос основным вопросом всей философии, то есть философии как таковой. Его может не решать тот или иной философ, но философия в целом не может обойтись без решения данного вопроса, поскольку она должна хотя бы для самой себя уяснить свою собственную сущность. К сожалению, в учебной литературе основной вопрос ставится абстрактно, декларативно, а подчас и с идеологическим подтекстом, без выявления его генетических корней, многообразия форм. Но самое существенное в другом: иногда полагают, что именно основной вопрос философии определяет предмет философии и сохраняет ее преемственность. В то время как он важен для решения проблемы природы самого философского знания.

    Основной вопрос философии, сформулированный как вопрос об отношении человека к миру, приобретает конкретный характер, становится содержательным, богатым по смыслу.

    Прав был Фейербах, писавший:«Единство бытия и мышления истинно и имеет смысл лишь тогда, когда основанием, субъектом этого единства берется человек» .

    На протяжении истории философии изменялись представления о бытии: бытие как природа; бытие как чувственно-предметный мир; бытие как вторая реальность, очеловеченный мир. Менялись и представления о мышлении: мышление как сознание; мышление как сознательная деятельность; мышление как человеческая субъективность; мышление как духовный мир человека. Вследствие этого изменялись и формы их взаимоотношения.

    По мнению В. Шинкарука, история философии выявила следующие формы основного вопроса философии:

    I. природа àчеловек àмышление àприрода;

    II. природаàчеловекàмышление àобщественная жизнь;

    III. мышление àпредметная деятельностьàприрода;

    IV. мышление àпредметная деятельность àпредметный мир;

    V. предметная деятельность àчеловекàпредметный мир очело­ве­ченой природыàмышлениеàприрода .

    Каждая из этих форм основного вопроса философии соответствует определенному большому периоду в истории философии и связана с тем или иным доминирующим философским течением. Так, IV форму основного вопроса философии В. Шинкарук связывает с философией Гегеля, а V – с именем Маркса.

    Для Гегеля исходным является мышление (Разум), оно предшествует предметной деятельности, которая является реализацией замысла Разума, Идеи. Результатом деятельности оказывается одухотворенный предметный мир.

    В марксистской философии исходным началом выступает практика как предметная деятельность, в которой сливаются идеальное и материальное, бытие и мышление. Чувственно-предметная деятельность не вынуждает субъекта выбирать между бытием и мышлением: что первично. Тем самым практика, будучи исходной в реальной жизни и в познании, оставляет открытым вопрос о бытии, «начиная с той границы, где прекращается наше поле зрения» .

    Итак, природа, особенности философского знания обусловливаются основным вопросом философии, решение которого придает этому знанию целостный характер, так как в нем раскрывается субъектно-объектное отношение: это знание о субъекте, его отношении к миру, самом мире. Таким образом, философское знание является регулятивно-ориентационным, личностно-ценным, мировоззренческим.

    Мы объяснили специфику философского знания через основной вопрос философии, а последний вывели путем анализа антропологической сущности человека. По существу, антропологический подход к основному вопросу философии позволяет рассмотреть его в качестве системообразующего принципа, превращающего философию из суммы философских дисциплин в единую систему знания об отношении человека к миру. Тем самым мы сделали еще один шаг, приближающий к ответу на вопрос, что такое философия.

Поделиться