Калитка металлическая чертеж. Распашные ворота – изготовление и установка своими силами

Ворота и калитка - необходимое дополнение к забору их профлиста. Ворота обеспечивают проезд на участок автомобилей и спецтехники, а калитка предназначена для тех, кто пришел пешком. В отличие от забора конструкция ворот и калиток оказывается более сложной, поэтому для них разрабатывается отдельный чертеж и производится специальный расчет материалов.

Мы хотим предложить вам несколько готовых чертежей ворот и калиток из профнастила, которые вы сможете подстроить под ваши условия. Высота забора и калитки должна соответствовать высоте забора.

Основные виды ворот для дачных и загородных домов

  • распашные - представляют собой две распашные створки, которые открываются внутрь или наружу. Простые и дешевые в установке, однако, при въезде могут повредить автомобиль, особенно если будет сильный ветер. Также под них нужно расчищать значительное пространство.
  • сдвижные или откатные ворота с направляющим рельсом - дверь двигается на роликовом механизме вдоль линии забора. Сложная конструкция, специальная дорогостоящая фурнитура делает такие ворота не самыми доступными. Но они обеспечивают более высокий уровень комфорта: автоматизированный привод дает возможность открывать их, не выходя из машины.

Чертежи распашных ворот и калиток

При составлении чертежа важно определить ширину проема ворот и калитки, высоту, а также модель каркаса. Не стоит забывать, что при проектировании ворот нужно правильно распределить нагрузку по створке, ведь она крепится на боковые петли и их вес полностью ложится на столбы опор. По этой причине столбы ворот нередко делают из более толстой профильной трубы или выкладывают из кирпича.

Толщина металла профильной трубы должна составлять не менее 3-4 мм. Соответственно и фундамент под опорами ворот должен быть достаточно надежным. Слабые опоры приведут к провисанию створок и деформации конструкции от ветровых нагрузок и силы тяжести створок. Для каркаса нужно использовать более легкую профильную трубу, чтобы не допустить перегрузку на створках, однако слишком тонкий каркас не устоит перед ветровыми нагрузками.

Обратите внимание на выбор ширины ворот. Оптимальной является ширина в 4 метра она позволяет спокойно въезжать как легковым, так и грузовым автомобилям даже с узкой улицы. Помните, чем шире створка, тем большую нагрузку она создает на опоры (в соответствии с законом рычага).

Схемы ворот и калитки из профнастила с параллельным каркасом

1. Перед нами «классический » и хорошо сбалансированный чертеж ворот с калиткой. Высота в 2 метра соответствует традиционной высоте забора из профлиста. Столбы 60х60 должны справиться с каркасом из трубы 40х20. Сам каркас не перегружен, прост в расчетах, не требует много материалов. У него лишь один недостаток - отсутствие диагональной жесткости. Ее компенсирует наличие сразу двух горизонтальных планок профильной трубы, которые образуют на створке три секции шириной 60-70 см.

Также характерной особенностью является наличие верхней перекладины. Она дает более сбалансированное распределение нагрузки, предотвращает смещение столбов по направлению друг к другу однако для успешного въезда на участок высоких машин нужно сделать ее съемной.

2. Еще один вариант чертежа. На этот раз без перекладины. Обратите внимание, что опорные столбы в связи с отсутствием перекладины имеют больший диаметр.

3. Распашные ворота со встроенной калиткой. Такая схема прекрасно подойдет тем, кто имеет ограниченное пространство для входа/въезда на территорию. На ширине в 4 метра помещаются и ворота, и калитка. Однако, стоит понимать, что наличие калитки увеличивает массу створки, а значит сечение бокового столба должно быть не менее чем 10х10 см и лучше разместить калитку ближе к столбу (по закону рычага она даст меньшую нагрузку опору ворот).

Схемы ворот и калитки с диагоналями

Наличие диагональных элементов каркаса повышает жесткость конструкции и делает ее устойчивой к различного рода деформациями, однако следует помнить, что дополнительные линии - это дополнительная нагрузка и здесь важно правильно подобрать рисунок. Так вместо двух горизонтальных планок лучше использовать одну. Варианты расположения диагональных планок приведены в чертежах ниже. Сечение опорных столбов для забора с диагоналями должно быть не менее 80х80.

1. Диагонали от крайних углов к середине или наоборот. Такие схемы достаточно красиво выглядят. Одна похожа на снежинку, другая образует ромбовидный рисунок.

Длина гипотенузы:, где а и b - стороны прямоугольного треугольника.

2. Диагонали от одного угла створки к другому. Схема позволяет минимизировать нагрузку на створку и при этом придать необходимую жесткость, однако сваривать такую диагональ не очень удобно.

3. Небольшие диагонали по углам створок. Достаточно красиво выглядит создает минимум нагрузки, однако такие створки обладают высокой парусностью, а, значит, могут пострадать от ветровых нагрузок.

В следующем видео вы получите ценные советы, как предотвратить скашивание опорных столбов под тяжестью створок:

Чертежи откатных ворот из профнастила

Самым оптимальным вариантом сдвижного забора, который можно возвести собственными силами, является конструкция с направляющим рельсом. Для нее достаточно просто подобрать комплекты фурнитуры и системы автоматизации. Ворота включают выдвижную створку с нижним рельсом, который движется по специальной системе роликов. Для того чтобы конструкция уравновешивалась в закрытом виде к каркасу сбоку приваривается дополнительная треугольная консоль.

Как можно заметить каркас ворот состоит из рамы и консоли, которые выполнены из более толстой профильной трубы (60х40 ). Внутренние элементы консоли также лучше сделать из этой трубы. Внутри рамы ворот рисунок каркаса можно сделать в разных вариантах (с прямоугольниками или треугольниками. Главное, чтобы труба была более легкой трубы (например , 40х20). Также не стоит делать решетку слишком частой. Порядок монтажа откатного забора представлен в следующем видео:

Надеемся, что приведенные чертежи помогут вам сделать собственные ворота и калитку из профнастила, которые будут удобными, надежными и долговечными.

Важно подумать об изготовлении ограждающей конструкции, а также установке ворот с калиткой. Существует несколько вариантов реализации последнего. Например, можно изготовить калитку отдельно от ворот или встроенную в «тело» каркаса ворот. Независимо от выбранного вами варианта, калитка должна быть достаточно прочной и надежной. Если говорить за качество и надежность, то калитка из металла не имеет себе равных. Изготовление калитки из металла позволяет проявить фантазию, так как существует немало интересных методов как ее оформить. Даже можно включить в конструкцию калитки из металла элементы ковки, что придаст ей особого шарма.

Подготавливаемся к работе

Итак, если вы хотите сделать качественную, красивую и надежную калитку, то важно выполнить хорошую подготовку. Если вы хотите включить для забора и калитки из металла элементы ковки, то их лучше всего заказать в специализированной фирме.

В целом же, железную калитку вполне реально сделать самостоятельно. Для этого можно с успехом использовать профильную трубу или металлопрофиль. Однако, в вашем случае это будет возможным, если у вас есть навыки в работе со сварочным оборудованием. Если таких навыков нет и тем более подходящего оборудования, то можно пригласить знакомого и помогать ему. Так, вы сможете изрядно сэкономить, если бы пришлось обращаться в специализированную компанию.

Итак, для выполнения работ, вам необходимо иметь следующее оборудование:

  • Сварочный аппарат.
  • Специальный защитный костюм для проведения сварочных работ.
  • Защитная маска сварщика.
  • Болгарка с отрезными и шлифовальными кругами.
  • Молоток.

Это, пожалуй, основной набор инструментов и материалов.

Напоминание! Не стоит пренебрегать средствами защиты. Работа со сварочным оборудованием связано с высокой температурой. Поэтому всегда существует риск получения травмы.

Изготавливаем проект

Калитка из металла своими руками прежде всего должна быть грамотно спроектирована. Основой любой калитки из металла является каркас. Поэтому важно подготовить все необходимое для него. Более того, вам заранее следует определиться с размерами будущей двери из металла. Стоит заметить, что она не должна быть выше всего забора, со стороны это выглядит не очень красиво. Хотя в этом вопросе нет жестких требований у каждого, свое видение.

Итак, изготовление надежной калитки из металла требует подготовки следующего:

  • Материал для столбиков. Преимущественно используется металлическая профильная труба или прочный металлический уголок.
  • Также потребуется приобрести материал для ее обшивки. Часто металлические калитки обшивают металлопрофилем. Как вариант, можно обшить деревянными досками.
  • Антикоррозийная жидкость. Ее следует обработать все элементы конструкции, чтобы значительно продлить ее эксплуатационный срок.
  • Хорошего качества грунтовка для металла.
  • Также подготовьте надежные металлические петли для установки двери.
  • Необходимый материал для изготовления калитки, это может быть профильная труба прямоугольного или квадратного сечения.
  • Также потребуется дополнительная фурнитура, такая как замок, ручка и другие элементы.

Установка столбов опоры

Основной несущей частью ворот и дверей являются столбы опоры. Учитывая это, они должны быть надежными и прочным. Они должны справляться с нагрузкой от веса калитки. Монтаж столбов опоры выполняется очень просто. Осуществляете разметку, согласно заранее приготовленному проекту. Отверстия в земле можно сделать садовым буром, глубиной до 1 м.

Дно траншеи обязательно должно засыпаться щебнем, который тщательно трамбуется. Прежде чем установить металлические столбы опоры, следует обработать их антикоррозийным составом. После этого, опускаете столбы в выкопаную яму и выставляете их строго по уровню. Также можно использовать отвес.

Совет! Для большей эффективности, можно установить временные распорки, которые зафиксируют столб в идеально ровном положении. Это позволит не отклониться от вертикали в процессе бетонирования.

Когда столбы опоры выставлены, пришло время бетонирования. Приготавливаете бетонную смесь и заливаете ею столбы опоры. После этого, следует оставить столбы на несколько дней, чтобы бетон мог схватиться.

Изготавливаем каркас из металла

Далее можно приступить к изготовлению каркаса. Сделать его можно из уголка толщиной от 3 мм или профиля. Выкладываете заготовки на ровной горизонтальной поверхности и свариваете в углах между собой. У вас должен получиться прямоугольный каркас.

Совет! Не торопитесь приварить все основательно. Сначала нанесите прихватки, проверьте диагонали, а после можете окончательно все обварить. Это позволит избежать перекоса.

Дополнительно рекомендуется приварить диагонали или поперечины для усиления всего каркаса. Металлическая калитка подгоняется по размеру, который у вас запроектирован. После окончания сварки все сварные швы обрабатываете шлифовальным кругом на болгарке. Так, вы сделаете углы красивыми и гладкими. Также дополнительно по «телу» каркаса проверьте, чтобы не было никаких заусениц и прочее.

На следующем этапе привариваются навесы. Они состоят из двух частей. Одна из них приваривается непосредственно на столб опоры, а вторая на калитку из металла. Для удобств вначале рекомендуется приварить навесы к калитке. После приставить калитку к столбам опоры и поставить на них отметки. Далее навесы привариваются на столб. Створку из металла можно вешать.

Пока калитка еще не весит ее будет удобно покрасить. Первым слоем наносите грунтовку, а после по необходимости один или два слоя краски. Только после полного засыхания краски, можно осуществлять один из заключительных этапов - обшивка каркаса.

Обшивка каркаса из металла

Сегодня существует немало идей того, как и чем можно обшить калитку. Например, в этой статье, вы сможете просмотреть готовые варианты металлических калиток из металла на фото. Преимущественно используется металлопрофиль. Этот материал устойчив к образованию коррозию, так как имеет специальное антикоррозийное покрытие.

Крепится металлический профиль к каркасу из металла при помощи специальных заклепок или саморезов. Для этого лист профиля вырезается по размеру, а после прикладывается к каркасу. В отмеченных местах просверливаются отверстия, а после закручивается саморез. Шляпку самореза можно подобрать по цвету металлопрофиля.

Заключение

Итак, как видно, металлические калитки из металла сделать своими руками вполне по силам. Самое главное условие- знать последовательность всех работ. Дополнительно предлагаем вам ознакомиться с видеоматериалом, который наглядно покажет, как выполнить все работы самостоятельно. Плюс ко всему, можно калитки из металла в этой статье на фотографии. Возможно, вы сможете взять одну из идей для своего случая. Надеемся, что этот материал поможет вам в том, чтобы сделать красивую и надежную калитку из металла.

Калитка выполняет важную функцию. Но кроме защиты от злоумышленников, калитка может служить прекрасным дополнением дачного участка. Существует немало строительных материалов, из которых можно сделать калитку своими руками. В этой статье рассказывается о нескольких простых технологиях.

Для обустройства калитки из дерева, вам потребуются следующие строительные материалы:

  • десять досок из лиственницы 2000×140×20;
  • две сосновые доски 2000×150×50;
  • две петли, защёлка и дверная ручка;
  • шесть металлических зубчатых пластин;
  • четыре латунные пластины и один уголок;
  • около сорока штук латунных саморезов;
  • банка грунтовки по дереву;
  • банка защитного средства;
  • одна банка лака.

Для успешного проведения работ вам необходимо обзавестись следующим инструментом:

  • стамеской с молотком;
  • ножовкой по дереву;
  • рубанком;
  • дрелью;
  • электрическим лобзиком;
  • шкуркой, карандашом, куском верёвки и уровнем.


Для крепления калитки удобнее всего использовать два бетонных столба. Работы начинаются с изготовления из сосновых досок двух боковин, на которых будет закрепляться ваша калитка. После выверки досок по вертикали (при помощи уровня) можно с помощью саморезов закрепить обе боковины на опорных столбах.

Затем приступаем к сборке рамы, которая набирается из четырёх хорошо прокрашенных досок из лиственницы. Углы конструкции укрепляются при этом защищенными от коррозии планками, устанавливаемыми на саморезы.


С целью придания всей полученной конструкции большей жесткости можно использовать особой формы металлозубчатые пластины, которые следует при установке слегка утопить в дерево. Теперь можно установить на подготовленную ранее опорную рамку петли будущей калитки.

После проверки вхождения готовой рамы в проём калитки, можно приступать к изготовлению специального подкоса, придающего дополнительную жесткость всей собираемой конструкции. Подкос этот закрепляется на основании при помощи тех же металлозубчатых пластин.


Прикрепляем готовую раму к петлям и устанавливаем на неё первую доску обшивки. Каждую из устанавливаемых досок необходимо закрепить как минимум на два самореза, причём угловые доски – на три. При этом под каждый саморез следует просверлить отверстие и отзенковать его так, чтобы можно было утопить головку.

Затем устанавливается ручка и задвижка, а по верху досок при помощи верёвки (используемой в качестве циркуля) и карандаша чертится овал верхнего среза досок. Обрезку досок по этому овалу осуществляем с помощью электролобзика.

Калитка с воротами


Не всегда получается установить калитку отдельно от ворот. В таком случае можно установить калитку в воротах . Рассматривая этот тип конструкции, узнаем, как это сделать, используя профнастил :

  • Первым делом устанавливаете опорные столбы, на которые будут крепиться створки ворот. Учитывая большую нагрузку на столбы, их крепеж должен быть качественным. По этой причине опорные столбы следует подвязать к основной конструкции забора.
  • Теперь можно собирать каркас. Общую ширину проема разделите на две равные части. Для сооружения каркаса можно использовать профильную трубу. Это отличный материал, так как имеет небольшой вес.
  • Чтобы крепление профлистов было симметричным, размещайте все горизонтальные направляющие на одном уровне в каркасе.
  • В выбранной вами секции ворот оставьте проем для установки калитки. Для этого со стороны каркаса створок, закрепленных к столбу, привариваете вертикальную направляющую из профильной трубы. Именно эта направляющая будет удерживать в будущем калитку.
  • Калитку изготавливаете согласно заданным размерам. При этом учтите, они должны совпадать до миллиметров. Поэтому несколько раз проверьте все измерения, которые касаются проема для калитки.
  • Теперь, когда каркас калитки готов, необходимо установить петли на каркасе ворот и на самой калитке. Здесь важно не допустить перекос. Поэтому лучше каркас ворот и калитки уложить на горизонтальную поверхность. Калитку расположить на свое место и приставить петли. На предполагаемых местах установки петель делаете отметки.
  • Что касается петель на опорных столбах и на каркасе конструкции ворот, то здесь дело обстоит иначе. Делаете на столбах соответствующую разметку, которая укажет расположение ворот. После, от каждой отметки отступаете по 250 мм и крепите одну половину петель. Теперь переходите к разметке на каркасе ворот и отмечаете место расположения второй половины петли. При этом учитывайте расстояние, высчитанное на опорах.

Чтобы упростить эту задачу, можно заранее приготовить специальную монтажную планку, которая приваривается к петле.

Когда ворота с калиткой установлены на петлях, остается обшить каркас профнастилом.


Если вы не желаете осуществлять такую комбинацию, то зашить каркас калитки можно полностью монолитным поликарбонатом.

Как видно из этой статьи, существует немало вариантов того, как и из чего сделать калитку. Вы можете производить свои эксперименты, комбинировать разные материалы. Главное, чтобы в результате получилась красивая калитка, которая будет прекрасным дополнением к забору и вашему дому.

Видео

Фото

На фото можно найти немало идей по изготовлению калитки:





Желание окружать себя красивыми предметами побуждает человека сооружать ограждения выполняющие, среди прочего, и декоративную роль.

В данной статье мы расскажем, как сделать калитку своими руками. Опишем все этапы работ и какой материал выбрать для ее изготовления.

Выбирая подходящее место для обустройства калитки вам нужно принять во внимание простейшие принципы. Например, подумайте, как обеспечить удобный проход к постройкам на приусадебном участке? Не будет ли около будущей калитки рядом впадин и ям? Если это так, то в них обязательно будет скапливаться вода и грязь, которая, как вы понимаете, будет заноситься в дом.

Обратите внимание! Не стоит думать, что обустроить калитку на территории дома можно лишь одну. На самом деле их может быть несколько. К примеру, одна – парадная, предназначенная для входа домочадцев и гостей, а вторая – тыловая, так называемый черный ход, который предназначен для сокращения преодолеваемых расстояний либо нужд, связанных с ведением домашнего хозяйства.

Существуют разные виды калиток, однако, в идеале они должны вписываться в дизайн забора и приусадебного участка. Ввиду этого стоит уделить особое внимание выбору материала и обустройству.

Виды

Среди самых распространенных видов калиток стоит отметить несколько вариантов, различающихся по структуре, дизайну и применяемым материалам:

  1. Калитка, сделанная из деревянных реек, поможет вам создать уникальный узор. Если ее украсить резными столбами из дерева, то калитку можно использовать как внутреннюю ограду, разделяющую участок.
  2. Металлическая калитка, состоящая из кованых элементов, выглядит очень изысканно. Обыкновенно она устанавливается в заборе с аналогичным рисунком.
  3. Сплошная калитка из дерева удачно смотрится в сочетании с забором из камня либо кирпича.
  4. Калитка из металлопрофиля подходит для установки в забор с таким же дизайном.

Выбор материала для изготовления калитки остается за вами. Во многом это упирается в финансовые возможности, а также вкусовые предпочтения владельца участка.

Калитка из металла

Металлическую калитку можно украсить разными декоративными элементами, например, коваными. Они удачно завершат дизайн производимой вами конструкции. Вначале четко представьте в воображении калитку, которую вы хотите видеть в конечном счете. После того как место установки определено, вам нужно сделать замеры. Отобразите схематически конструкцию на бумаге. Это поможет вам точно рассчитать материал, требующийся для проведения работы.

Лучше купить металлические заготовки, содержащие большое количество углерода. Это объясняется тем, что именно этот материал меньше подвержен коррозии, а значит, прослужит намного дольше. Итак, вам понадобится:

  • Металлический лист, имеющий минимальную толщину – 1,5 мм.
  • Профильная труба или уголок с сечением от 25 мм.
  • Для столбиков нужна труба, имеющая диаметр от 100 мм.
  • Грунтовочная смесь для металлических поверхностей.
  • Специальная жидкость либо бензин для антикоррозийной обработки.
  • Краска.
  • Электропривод или замок для калитки.

Инструмент для сооружения металлической калитки нужен такой:

  1. Сварочный аппарат.
  2. Болгарка.
  3. Капроновая нить для разметки.
  4. Ручной бур либо кувалда.
  5. Шуруповерт.
  6. Ножницы по металлу.
  7. Лопата.

Металлическую калитку следует закреплять на соответствующие столбики. Они устанавливаются в землю, на глубину не менее 1 м. Теперь разметьте территорию и соответственно место установки. Отрежьте длину столба + 1 м болгаркой. Затем обработайте поверхность столбов: удалите коррозийные следы. В этом вам тоже будет помощником болгарка, а после антикоррозийная жидкость. Когда поверхность высохнет, то на ней появится белый налет. Его следует обязательно снять.

Сделайте углубления в земле для столбиков. Диаметр их должен превышать диаметр трубы на 10 см. После приготовьте жидкий раствор. Для этого вам нужно перемешать цемент с песком, в пропорции 1:3. Сделайте однородную массу, залейте ее водой и доведите до жидкого состояния. Теперь установите столбы, засыпьте ямы щебнем и утрамбуйте его, залейте эту основу раствором.

Обратите внимание! Монтаж столбов – это ответственный процесс при изготовлении калитки. Пользуясь отвесом либо уровнем, проверьте перпендикулярность установки. Сделайте это перед заливкой раствора. Неверный монтаж потребует переделки работы из-за перекоса конструкции.

Каркас калитки должен быть выполнен из профиля либо уголка. Чтобы не нарушить конфигурацию, следует тщательно провести замеры. Подберите место, где вам будет удобно размещать конструкцию калитки. Проведите укладку швеллера по периметру, его размер должен быть меньше, чем изделие на 20 см. выдержите идеальную плоскость, в этом вам поможет уровень. Регулируйте точность прокладками.

Сделайте обрезку профиля согласно размерам. Снимите заусеницы. Выложите на столе заготовки, проведите сварку стыков. Чтобы придать конструкции большую жесткость установите на ней распорки. Соедините верх и низ или боковые стойки, используя для этого сварочный аппарат.

Сварочные работы производите точечным способом. Это поможет вам сократить время изготовления конструкции. Теперь зачистите швы болгаркой со специальным кругом. Обработайте поверхность бензином либо антикоррозийной жидкостью.

Монтировать калитку к столбам следует только при помощи прочного и надежного крепежа. Так, вы продлите срок службы изделия. Завесы с встроенными подшипниками придадут плавность ходу калитки. Учтите также, что зазор между землей и калиткой должен быть не менее 10 см. Это поможет вам избежать затруднения работы изделия зимой и в непогоду.

Завершающий этап – закрепление листа металла. Вырежьте лист нужной формы и размера, используя для этого болгарку с отрезным кругом. На местах среза снимите заусеницы. Закрепите к каркасу металлический лист. Стыковка листов на плоскости производится сплошным сварочным швом. Затем проведите зачистку шва. Изделие обработайте антикоррозийной жидкостью, а после покрасьте. Навесьте петли, установите замок. Если вы хотите украсить калитку коваными элементами, то сделайте это до покраски калитки, но после монтажа конструкции.

Обустройство деревянной калитки

При производстве деревянной калитки первостепенное значение имеет выбор материала. Следует выбрать пиломатериал из хвойных или лиственных пород. Стоит отметить, что лиственница – это самый долговечный древесный материал, поэтому если вас беспокоит продолжительность срока службы изделия, то выбирайте именно эту породу. Лучше купить готовый просушенный пиломатериал, который предварительно был простроган на рейсмусовом станке. Кроме того, важно, чтобы толщина деревянных заготовок была одинаковой.

Из инструментов вам точно пригодится столярный набор инструментов, а также уровень, шуруповерт, угольник и карандаш с кисточкой и веревкой. Затем вам следует определить конструкцию будущей калитки. Подумайте, какой она должна быть? Может быть, глухой или решетчатой, с подкосом или без него, полностью деревянной или деревянно-металлической?

Обыкновенная решетчатая калитка должна быть сделана из штакетника шириной 10 см. Он крепится двумя шурупами или гвоздями. Такой подход способствует укреплению изделия, из-за чего со временем оно не провиснет. Такие калитки практичные и легкие. Тут, как и в случае производства металлической калитки, конструкция крепится на опорные столбы. Рама состоит из двух перекладин, соединенных рейками обвязки. Чтобы сделать калитку более жесткой в раме предусмотрена установка подкоса. Готовая рама крепится к столбу при помощи петель. Защелка предотвращает самопроизвольное открывание калитки.

Раму, служащую в качестве основы, можно соединить либо при помощи металло-зубчатых пластин, либо в шип. Разумеется, что соединение в шип более прочное. Оно закрытое и держится благодаря склеиванию. Стоит отметить, что шип должен входить в паз с трудом. Наилучшим клеем для скрепления рамы будет обычный ПВА. После завершения изготовления рамы проверьте ее на пропорциональность и ровность. Ее углы должны быть ровно 90°. Кроме того, что соединение будет зафиксировано клеем, упрочните его шурупами. Диагонали рамы должны быть идентичными, если это так, то вы достигли успеха в работе.

Если вы решили соединить раму металло-зубчатыми пластинами, то вбейте их в рейки. Это соединение делается проще, чем в шип и впоследствии выдерживает достаточно высокие нагрузки.

Обратите внимание! Деревянно-металлические двери более долговечны, чем те их аналоги, которые сделаны из чистой древесины.

Когда вы установите калитку к опорным столбам, выровняйте ее по вертикали и горизонтали. Что касается фурнитуры, то вам может понадобиться:

  • двусторонняя петля,
  • автоматическая защелка,
  • накладная петля,
  • задвижка,
  • ручная защелка,
  • накидной запор,
  • щеколда с кольцом.

Краска для калитки должна быть устойчива к перепадам температур и выпадению осадков. Все детали должны быть предварительно обработаны антисептиком. Лучше всего подходят универсальные типы грунтовки, такие как: пентафталевые, глифталевые и для непрозрачных покрытий. Предварительно поверхность калитки следует тщательно отшлифовать, чтобы ликвидировать все изъяны.

Соблюдение единого стиля

Если ворота лицо дома, то калитка улыбка на нем. Даже если она где-то внутри и ведет в сад. Калитка своими руками – улыбка радушная и непринужденная. Поэтому отнестись к изготовлению этого в общем-то незатейливого изделия нужно старательно и с душой.

Материалы

Здесь выбор не так уж богат. Пластиковые секции забора, створки ворот и калитки долговечны, могут быть довольно привлекательны и не требуют предварительных земляных работ, но, увы, не огнестойки и сопротивления вандализму не оказывают: легко воткнуть в землю – легко оттуда и вырвать. Вне производственных условий пластики нетехнологичны и трудоемки, поэтому своими руками калитки и изготавливаются чаще всего из дерева и металла. Пластик при этом может найти применение как вспомогательный и отделочный материал, о чем см. далее.

Примечание: для ворот и калитки потребуется также фурнитура. Изготавливать ее самому (элементы фурнитуры конструктивно не сложны) или покупать – дело хозяйское. Что выбрать с толком или взять за образец, см. рис. справа ниже. Кое о чем вдобавок, если и где нужно, см. далее по ходу изложения.

В общем о конструкции

Входную калитку принято делать открывающейся вовнутрь. Это необходимо прежде всего для безопасности и посетителей, и хозяев: пятясь от распахивающейся створки, гость рискует попасть обувью в грязь, а то и грохнуться на проезжую часть. Также, если калитка открывается наружу, то шарниры петель окажутся на улице, что облегчит работу потенциальным злоумышленникам. В случае, если распашная калитка может быть выполнена открывающейся только наружу, петли нужно ставить противовзломные, и либо в створке сделать смотровое окошко, либо установить на входе домофон.

Ширину полотна калитки (створки без петель и запоров) берут как для межкомнатных дверей – 750-1000 мм. Суживать ее полотно до 600-650 мм, как для дверей в подсобные помещения и места общего пользования, нельзя: в калитку проходят в верхней одежде. Если же сделать шире, то случайно незапертая, она на ветру может хлопнуть так, что петли вывернет. Высоту калитки берут по высоте забора, но по тем же ветряным соображениям, не более высоты прохода над лестницей, т.е. 1,9-2 м. Между полотном калитки, столбом, на который она навешивается, и прочими элементами обрамления оставляют, в расчете прежде всего на обмерзание и снег, зазор от 6 мм со стороны петель, от 80 мм внизу и от 2 мм по остальным 2-м сторонам.

Чтобы не ставить лишних столбов, что в данном случае самое трудоемкое, один из воротных зачастую делают общим с калиткой: с одной стороны к нему крепятся воротные петли, а с другой калиточные. «Хребет» этого столба в любом случае должен быть стальным, хотя для противоположной воротины столб возможен и деревянный. Усиленный общий столб необходим также, если калитка встроена в ворота. Тогда нужно учесть и еще кое-что, см. далее.

Примечание: делать воротные столбы в виде забетонированной и залитой бетоном асбестоцементной трубы, как иногда советуют, нельзя – весь столб получается хрупким. Помните – воротные столбы не сваи, на них действуют быстрые знакопеременные динамические нагрузки и без упругой основы столбы довольно скоро или треснут, или расшатаются.

Если столбы забора цельные кирпичные, то воротные нужно класть в 1,5 кирпича при высоте воротин до 1,6 м и в 2 кирпича при большей высоте, используя специальные схемы (порядовки) 3-рядной перевязки швов для угловых столбов заборов, см. рис.

Дело это требует достаточно большого опыта каменщика, но стальные закладные детали для крепления петель все равно не всегда держатся надежно. Так что лучше будет сделать кирпичные воротные столбы, сложив их вокруг хребтины из стальной трубы по упрощенной схеме кладки для промежуточных заборных столбов; ряды кладки тогда просто чередуются в зеркальном отражении.

Кирпич в данном случае более декоративный материал, так что можно применить непрочный, но красивый облицовочный: в центральный просвет столба войдет труба диаметром до 120 мм. Закладные, которые теперь стали просто накладками, соединяются с ней кусками арматурных прутьев на сварке, см. рис. справа. Места расположения закладных и связей их с хребтиной нужно заранее рассчитать так, чтобы они пришлись на кладочные швы, иначе придется долбить в кирпичах канавки. Бетонируется труба-хребтина «по полной», не менее чем на 0,6 м ниже нормативной глубины промерзания в данной местности.

Примечание: вообще возведение и закрепление в грунте столбов и колонн – особая отрасль строительной индустрии. Бетонирование здесь требуется особо надежное. Для ворот и калиток его можно упростить, используя приемы технологии ТИСЭ, см. напр. видео ниже. Кстати, идея авторов действительно хороша, но вот грунтовать бетонируемые части стальных деталей все-таки не нужно. А мы вернемся к калитке как к таковой.

Видео: бетонирование столбов для ворот и калиток


О профнастиле

Калитка из профнастила хороша не только доступностью материала, быстротой и технологичностью изготовления, но и тем, что гофрированный стальной лист придает полотну дополнительную прочность. Считается, что вид имеют утилитарный. Однако и ворота с калиткой из профнастила можно различными спобобами облагородить, см. далее.

Деревянные калитки

Простые штакетные и реечные

Полотна калиток небольшой высоты, или ажурные, или расположенные в местах, достаточно защищенных от порывов ветра, выполняются из дерева по т. наз. каркасной схеме, хотя по-правде она не каркасная, а с несущей обшивкой: все полотно обретает расчетную жесткость только когда на «каркас» будут установлены накладные планки. Для калиток обычных размеров несущие опорные элементы делают из доски (30-40)х(130-150), а накладные планки тоже из доски (15-25)х(60-100). В таком случае «каркас» делают по Z-образной схеме, поз. 1 и 2 на рис.

Деревянные калитки

Если декоративное заполнение совсем уж субтильное и нагрузки нести не способно, каркас делают «бабочкой» или «песочными часами», в виде Х-образной опоры с поперечинами по краям. В «бабочке» под обрешетку из реек от 10х20 мм ставят 2 горизонтальные поперечины, вверху и внизу, а «песочные часы», поз. 3, под любую, хоть пленочную, отделку, обрамлены со всех сторон. Такие калитки более трудоемки, т.к. доски опоры на перекрестье врезаются вполдерева, а «песочные часы» нужно так же врезать и в обрамление.

Для калитки, вытянутой в высоту, лучшей будет Е-образная опорная конструкция, поз. 4. Особый случай – калитка из плетня. Плетень штука довольно прочная и жесткая, но не на скручивание по диагонали. В калитке земля его не сдерживает, поэтому калитку из плетня подкрепляют Λ-образной опорой. Достаточно таким образом подкрепить только нижнюю половину, поз. 5, это не лишает калитку из плетня рустикального облика, особенно когда дерево потемнеет.

Садовые и деревенские

Садовая калитка оформляется чаще всего не единообразно и выполняется ажурной. Тогда, чтобы обеспечить жесткость и прочность полотна, его делают рамным: все нагрузки берет на себя обрамление из бруса от 40х100. Его детали на стыках врезаются вполдерева на водостойком клею и стягиваются парами диагонально расположенных саморезов. Отличные рамные калитки получаются из створок старых дверей и окон под мелкое остекление, поз. 1 на рис. Под косую реечную обрешетку без врезки по перекрестьям углы рамы дополнительно подкрепляются косынками из доски (15-30)х(80-150), поз. 2. Секции рамы под разнородное декоративное заполнение разделяются поперечинами, поз. 4 и 5.

Прочная входная

Особо прочной, а при пропитке антипиренами, синтетическими смолами и выполнении из твердых пород дерева и антивандальной, будет щитовая деревянная калитка, см. рис. слева. Раму в таком случае делают из бруса от 50х150, а ее детали по углам соединяют в шип-паз. На заполнение идет шпунтованная доска от (30-40)х100. Размеры рамы берут такими, чтобы в ее окне уложилось целое число досок без учета высоты гребня шпунта. Внутри рамы по контуру выбирают паз; одна из крайних досок входит в него гребнем шпунта, а паз шпунта противоположной соединяют с пазом рамы шпонками (ламелями).

Примечание: накладные петли рамной и щитовой калиток могут быть укороченными, см. рис. справа, т. наз. полуамбарными (накладные петли полной длины – амбарные). Карточные петли использовать все равно нельзя.

Калитка – стрела

В саду особенно элегантно смотрится деревянная стрельчатая калитка, см. напр. фото на рис. справа. Калитка-стрела считается достаточно трудоемкой, но на самом деле ее несложно сделать и начинающему мастеру. Материала хватит листа фанеры толщиной 5-6 мм, а из специнструмента понадобится электролобзик и, желательно, шуруповерт.

Схема раскроя материала и сборки стрельчатого навершия калитки показана на рис. ниже. Всего понадобится 12 деталей, по 6 на сторону. 4 средних, если нужно, изнутри зауживаются под декоративное заполнение (показано пунктиром). Перед сборкой стрелы все заготовки дважды пропитываются водно-полимерной эмульсией, если фанера обычная строительная или упаковочная. «Ноги» 2-х средних деталей укорочены примерно на 100 мм для посадки на шип.

Собирается стрельчатое навершие на клею ПВА и мелких гвоздях с насечкой или саморезах. Длина крепежа 20 мм, если фанера 5 мм и 24 мм для 6-мм фанеры. Сначала собирают по 4 лицевых детали, включая укороченные под шип, а затем к ним прикрепляют по 2 оставшихся тыльных. Сбивают/свинчивают детали «змейкой» (зигзагом) с шагом 80-150 мм с отступом от края 30-40 мм. Тыльная «змейка» должна быть зеркальным отражением лицевой.

Прямые ноги «стрелы» можно укорачивать согласно общему дизайну калитки. На верхних концах ее вертикальных стоек под посадку стрелы вырезается шип. Сажают стрелу на том же ПВА и подкрепляют 4-мя диагональными парами саморезов, по 2 спереди и сзади. Задние пары должны быть зеркальным отражением передних.

Калитка и пергола

Пергола в общем смысле – строение без стен и крыши. Напр., садовая пергола может быть просто решетчатым тоннелем, по которому пущены вьющиеся растения. Классическая пергола, колоннада в 2 более ряда, увенчанная перекрещивающимися балками, стала известна в Европе благодаря древним грекам, но придумана была то ли в Древнем Египте, то ли в Персии для дворцов и храмов.

Дело в том, что классическая пергола дает довольно сильный психологический эффект доминирования сооружения и, соответственно, его владельца. На деспотичном Востоке пергола должна была подавить гордыню посетителя, прежде чем тот приблизится к трону или алтарю. Вдаваться в тонкости, почему так, здесь, к сожалению, нет возможности, но эффект этот вполне объективен, как умиротворяющее действие зеркала пруда с водяными лилиями или мысли об изобилии, внушаемые пышной клумбой.

Поэтому снабжать монументальной перголой входную калитку, как на поз. 1 рис., лучше не надо: гость может оказаться человеком, от которого зависит ход ваших дел. И ему потом невдомек будет, отчего это он утратил лояльность к вам, а вам – отчего все вдруг пошло враздрызг.

В менее авторитарной Европе это поняли сразу, и перголу, увив для смягчения прессинга цветами, перенесли в уголок отдыха сада, куда гости допускаются по выбору хозяина. Кроме того, как только была изобретена арка, ею стали увенчивать перголу, поз. 2; округлое навершие существенно смягчает эффект доминирования. В покоях перголу заменили анфиладой, внушающей ощущение величия, не унижая достоинства.

Если по общему дизайну все-таки требуется классическая пергола на входе, то ее нужно делать зрительно возможно более легкой, а забор и калитку – ажурными и как можно ниже, поз. 3. Открытость сведет доминирование перголы на нет. Еще вариант – однорядная пергола, несколько стилизованная под буддистско-синтоистскую кумирню, поз. 4. Она навевает чувство умаления слабее и ассоциируется оно уже с высшими силами, что не обидно никому в здравом уме.

Металлические калитки

Основой металлической калитки является металлопрофиль; как правило – квадратная стальная труба 60х60(2-3). Из нее сваривают прямоугольную раму по размерам полотна калитки. Для усиления под обшивку профнастилом достаточно 1-й поперечины из той же трубы, расположенной посередине высоты полотна. Если применена круглая водопроводная труба, для усиления под профлист нужно поставить диагональное ребро жесткости и укрепить углы косынками от 200х200 до 300х300 из стального листа 3-5 мм. В таком случае, при обшивке листом толщиной 1,5 мм с волной 15х150, можно довести ширину полотна до 1,5 м, это уже настоящая створка ворот, см. рис.

Как устроена металлическая калитка под любое другое декоративное заполнение, в т.ч. и деревянное, см. рис. ниже: раму дополнительно усиливают такой же поперечиной, но из профтрубы 40х25(1,5-2), и 2-мя подкосами от середины к внешним углам.

Элементы усиления приваривают ребром к обрамлению заподлицо с внутренней плоскостью рамы, это даст углубление для монтажа заполнения. Под него же из мелких частей (напр. реечную решетку) внутри по контуру рамы монтируют ту же трубу 40х25(1,5-2), или стальной уголок.

Калитка такой конструкции, обшитая обрезками металлосайдинга, смотрится вполне прилично, см. рис. справа. А на обшивку садовой или другой, к которой вандалам не добраться, пойдут остатки любого наружного отделочного материала: пластиковой вагонки, блокхауза и т.п.

Примечание: стальная створка калитки даже без обшивки весит более 20 кг. Поэтому, имея в виду те же внезапные ветровые нагрузки, петли для нее нужно брать гаражные, см. рис. слева. Для калитки достаточно петель диаметром (16-20)х120 с шариковым упором. Более мощные на опорном подшипнике, разумеется, не помешают.

«Самая полная» схема усиления металлической калитки, рассчитанная на любую обшивку и на эксплуатацию в максимально жестких условиях, оказывается не намного более материало- и трудоемкой: дело сводится к короткому дополнительному подкосу на каждый угол и монтаже калитки на отдельном столбе. Чертеж каркаса металлических ворот с калиткой на все случаи жизни приведен на рис. ниже.

Изготовление таких ворот с калиткой имеет некоторые особенности, а именно: сначала делают самые ворота, с точной установкой столбов, проверкой на открывание-закрывание и пр. Затем – технологический перерыв в 20 суток, пока бетонные фундаменты воротных столбов не наберут 75% прочности; тем временем можно сделать и калитку со столбом. Полотно ее временно фиксируется намертво в закрытом состоянии болтами или струбцинами. Обшивку ворот и калитки не пока не делают.

  • Столб с калиткой ставят в скважину;
  • Выравнивают по вертикали в поперечной плоскости, фиксируя деревянными вкладышами;
  • Створку калитки придвигают к столбу ворот, подкладывают под ее край твердые прокладки, обеспечивающие необходимый эксплуатационный зазор, см. выше, и фиксируют струбцинами;
  • Столб калитки выставляют по вертикали в продольной плоскости, контролируя одновременно, не сбилась ли установка в поперечной плоскости, т.е. пользуются 2-мя отвесами;
  • Фиксируют столб калитки окончательно и бетонируют;
  • Обшивку всех створок и монтаж фурнитуры производят не ранее чем через 7 суток (при +18 в тени) после схватывания бетона в фундаменте столба калитки.

Калитка в воротах

Много работы и немало денежных средств сэкономят ворота с калиткой, встроенной в створку ворот. Правда, касается это только ворот металлических распашных. Калитка, встроенная в сдвижные или подъемные ворота, настолько усложняет их самостоятельное изготовление, что, пожалуй, лучше поставить дополнительный столб. Если же ворота распашные, то калитка в их створке делается по следующим правилам, см. справа на рис. ниже:

  1. Прилежащий к калитке столб делается стальным усиленным (труба от 100х100х4) и бетонируется не менее чем на 1,2 м независимо от глубины промерзания.
  2. Ширина створки калитки делается не более половины ширины створки ворот.
  3. Схема усиления створок ворот сохраняется, но на воротине с калиткой как бы сжимается по горизонтали.
  4. Каркас калитки выполняется с поперечиной из основной трубы (60х60х3) и парой диагональных ребер жесткости из трубы 40х25х от середины к внешним углам.

С деревянными воротами дело обстоит несколько сложнее: поставить калитку в створку деревянных ворот без потери общей прочности в таком случае возможно, только если ворота из прочного твердого (и дорогого) дерева. Если же ворота из обычной хвойной древесины, то калитку нужно навешивать рядом, и общий для нее и ворот столб должен быть стальным, забетонированным на полную глубину. В том и другом случае створки ворот и калитки выполняются рамными с дополнительной диагональной связью жесткости (см. слева на рис.) из бруса от 150х50.

Разные калиточные разности

Портал

Портал калитки совсем не обязательно пергола, она только в последнее время вошла в моду. Чаще всего над калиткой делают навес (козырек) от дождя, слева на рис. Лишнего места снаружи (которое уже не собственность хозяина) он не требует, но гостю удобно, и есть причина уважать владельца. По старым правилам гостеприимства считалось хорошим тоном, если портал-навес калитки выведен наружу не менее чем на 3-4 фута (ок. 0,9-1,2 м). Внутрь – сколько угодно, хоть сплошным тоннелем до крыльца.

Примечание: из современных материалов для кровли портала-навеса лучше всего подходит сотовый поликарбонат. сравнительно недороги, технологически доступны для изготовления своими руками, прочны, долговечны, эстетически хорошо согласуются с забором, воротами и калиткой из любого материала или их сочетаний.

Вторая разновидность калиточных порталов – конструктивно-технологические. Такие призваны прежде всего обеспечить прочность капитального каменного забора, справа там же. Снабдить капитальный портал калитки навесом никем, нигде и никак не возбраняется.

Заборы с воротами и калитками из сетки не весьма эстетичны, ничего от взгляда не загораживают, но недороги, технологически не сложны, мало трудоемки и более прочих ремонтопригодны. Поэтому ими чаще всего ограждают хоздворы, помещения для продуктивных домашних животных и т.п. Для обшивки ограждения используют преимущественно сетку Рабица как более технологичную и прочную.

Особенность створок ворот и калиток из сетки в том, что обшивка, с одной стороны, сама никакой нагрузки нести не способна; с другой – что свободно продувается и ветровых нагрузок дает очень мало. Поэтому каркасы створок можно делать из уголка от 40х40 для калитки и от 60х60 для ворот. Но в обоих случаях усиление должно быть в виде хотя бы 1-й полной диагональной связи, как в калитке на раме из круглой трубы, из того же уголка, см. рис. Воротные столбы – круглая труба от 100 мм диаметром или квадратная от 60х60х3.

Кованые калитки

Хорошая калитка ручной ковки на заказ, слева на рис., обойдется по теперешним ценам вряд ли дешевле 35-40 тыс. руб. И тем не менее, кованая калитка, причем уникальная, для домохозяина среднего достатка может оказаться вовсе не такой уж недоступной роскошью.

Из ленивых кузнецы не получаются. Кузнечных дел мастера в свободное время понемногу куют из остатков и обрезков вензеля, цветы и т.п. на продажу. Большая работа то ли будет, то ли нет, а мелкие кованые декоративные элементы всегда найдут сбыт. Вот их-то и можно приобрести по достаточно приемлемым ценам. Есть в продаже и декор для ворот с калитками, кованый (точнее – штампованный) в производственных условиях, но такие изделия однотипные все одинаковы, а ручная работа есть ручная работа.

Калитка, обшитая самым что ни на есть утилитарным гладким стальным листом, с наложенной на нее штучной ковкой, приобретает совсем иной вид, в центре на рис. Особенно хорошо сочетается ковка с деревом. Взгляните, что справа на рис. Для придания респектабельности совсем непритязательной штакетной калитке на Z-каркасе достаточно всего 3-х небольших кованых деталей. Вот уж действительно, дешево и сердито.

Поделиться