Ортодоксальная система философии индусов 6 букв. Школы индийской философии

Различные школы философии рождались на основе разных точек зрения на извечные вопросы бытия. Каждый основатель своего учения, пытаясь доказать правоту своих мировоззрений, окружал себя учениками и последователями, которые поддерживали и развивали философию именно этой школы. Порой учения разных школ буквально противоречили друг другу, но, опираясь на законы той же философии и логики, каждая точка зрения имела право на существование.

Зарождение философии в Древней Индии

Самые древние из изученных на сегодняшний день — это философские изыскания Древней Индии. Их зарождение относят ко II тысячелетию до н.э. Основаны эти учения были на изучении окружающего мира, человеческих отношений, всего того, что связано с природой существования человеческого тела и его души. Но изыскания не имели твердой научной базы, скорее они относились к логическим выводам из увиденного и прочувствованного. Это были первые шаги к научным учениям и объяснениям различных явлений в жизни человека.

Что такое «Веды»?

Можно сказать, что вся мировая философия своими корнями уходит вглубь веков и опирается на изыскания Древней Индии. Рассмотрим важные особенности философии Древней Индии подробнее.

До нашего времени дошли сохраненные сокровища индийской философии, записанные на санскрите. Это произведение имеет общее название «Веды» , т.е. знание, видение . Сборник включает в себя различные заклинания, обряды, воззвания, молитвы и т.д., обращенные к силам природы, а также это попытка истолковать окружающий мир человека с философской точки зрения. Учение разъясняет первые представления людей о их нравственной и моральной сущности в жизни.

«Веды» разделены на четыре части, о которых стоит сказать подробней:

  1. Первая часть — Самхиты , что означает гимны, она самая древняя из всех частей.
  2. Вторая часть — Брахманы — ритуальные тексты, на них и основана религия или философия Брахманизма , имевшая главную силу и власть до возникновения Буддизма.
  3. Третья часть — Араньяки (лесные книги) — это часть дает рекомендации и устанавливает правила жизни людей, выбравших отшельнический образ жизни .
  4. Четвертая часть — Упанишады — что означает сидеть у ног учителя и получать сокровенное, тайное знание — философская часть «Вед» . В ней и появляется новый персонаж Пуруша, который представляется всезнающим и всемогущим, душой мира, космическим разумом, т. е. в нашем понимании — всесильным богом. Далее он получит имя Атман, у которого человек-ученик получает знания.

На «Веды» опираются все школы философии Древней Индии, отсюда и пошло разделение общества на четыре варны , или, как их еще называют, касты — брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Варна — это статус определенной группы людей в обществе, если сказать точнее — это оболочка, окраска, цвет, покров. Право принадлежать к определенной касте определяется по рождению. Каждая каста занимается определенным видом деятельности.

  • Брахманы (цвет белый) — это высшая каста, она занимается только умственным трудом.
  • Кшатрии (цвет красный) — их удел — военное дело.
  • Вайшьи (цвет желтый) — занимаются только ремесленными работами и земледелием.
  • Шудры (цвет черный) — эта самая низшая варна, занимающаяся «черной» работой.

К знаниям имели доступ только мужчины трех первых каст, четвертая каста, равно, как и все женщины, от знаний были отстранены. Их достоинство ценилось наравне с животными.

Основные школы философии Древней Индии

Как видно из развития истории, в основе разделения общества также лежит своеобразная философия, которая идет из древних «Вед». С развитием общества и делением его на касты появляются течения, сформировавшие ортодоксальное и неортодоксальное направление индийской философии . Появляются школы этих направлений, которые придерживаются поддержания или опровержению «Вед». Разделения на эти школы философских знаний происходит к VIв. до н.э. — к этому привело развитие общества, формирование новых экономических отношений, нравственное совершенствование человека, возникновение новых знаний.

Рассмотрим кратко, чем отличаются две школы разных философских убеждений.

Ортодоксальные школы (астика — неист) остались верны философии «Вед». К ним относились такие, как Веданта, Санхья, Ньяя, Миманса, Иога и Вайшешика. Приверженцами этих течений считаются те, кто верит в продолжение жизни после ухода в иной мир. Интересно рассмотреть каждое направление ортодоксальных школ подробнее.

  1. Веданта или завершение вед, школа делится на два направления «адванта» и «вишишты- адванта». Философский смысл первого направления — нет ничего, кроме бога, все остальное лишь иллюзия. Второе направление — вишишта-адвайты, проповедует три реальности из которых состоит мир — это бог, душа и материя.
  2. Санхья — эта школа учит признанию материального и духовного начал. Материальные ценности находятся в постоянном развитии, духовное начало — вечно. Материальное уходит вместе со смертью человека, духовное же начало продолжает жизнь.
  3. Ньяя — школа, высшим духовным наставником которой является бог Ишвара. Учение школы — это вывод из ощущения, аналогии и свидетельства окружающих.
  4. Миманса — школа основана на принципах логики, разумного объяснения, оно признает духовное и материальное существование.
  5. Вайшешика — эта школа основывает свои принципы на знании того, что все окружающие человека, как и он сам, состоит из неделимых частиц, которые имеют вечное существование и управляются мировой душой, т.е. богом.
  6. Йога — это самое известное направление из всех школ. Она основана на принципах бесстрастия, созерцания и отрешенности от материального. К достижению гармоничного освобождения от страданий и воссоединения с богом, ведут медитации. Йога лояльно относится ко всем существующим школам и к их учениям.

Неортодоксальные школы (настика — атеист), не берущие древние «Веды» за основу своей философии. К ним относятся Буддизм, Чарвака-Локаята, Вед-Джайнизм. Приверженцы данной школы считаются атеистами, но джайская и буддийская школа все-таки исповедуют астику, так как верят в продолжение жизни после смерти.

  1. Буддизм — философия этой школы провозглашена официальной религией. Основатель — Сиддхартха, которого прозвали Буддой, т.е. просветленный. В основе философии школы лежит путь просветления, достижение нирваны. Это состояние полного покоя и невозмутимости, освобождение от причин возникновения страданий и боли, от внешнего мира и мыслей, с ним связанных.
  2. Чарвака (Локаята) — школа основана на мудрости учений о том, что все сущее состоит из воздуха, воды, огня и земли, т.е. четырех стихий, в различном сочетании. После смерти, при распадении этих элементов, они присоединяются к своим собратья в природе. Школа отрицает существование любого другого мира, кроме материального.
  3. Джайнизм — название школа получила по прозвищу своего основателя — Джина, жившего в IVв до н.э. Главный тезис заключается в вере в Таттва. Это сущность, материал для создания всего строения мира — душа (джива) и все, что ей не является (аджива) — материальное окружающее человека. Душа вечна, и у нее нет создателя, она существовала всегда и она всемогуща. Цель учения — образ жизни человека, отказавшегося от низменных страстей — полный аскетизм и послушание учителю, победившему собственные страсти и способному научить этому других.

Брахманизм

Изменения, происходящие в Индии с появлением кочевых племен, которые называли себя ариями , разрушали привычные уклады жизни общества. Со временем тексты священных «Вед» стали непонятны большинству из людей. Осталась небольшая группа посвященных, которые могли толковать их — брахманы . Эти изменения относят к середине II тыс. до н.э.

Арии принесли в культуру Индии новый мир философских учений и представлений. У них были свои боги, которые требовали жертвоприношений.

В течение столетий ведическая философия обрастала новыми знаниями и усложнялась новыми ритуалами. Поддерживали и развивали новые формы религиозной философии по-прежнему брахманы. Главным богом они провозгласили Праджапати — Хозяина существ и Владыку порождений. Ритуалы с жертвоприношениями стали повседневной действительностью. Философия разделила мир надвое — мир богов и обычных людей. Брахманы-жрецы ставили себя наравне с древними богами и их учениями. Но «Веды» по-прежнему считались основополагающей базой новой философии.

В процессе общественного развития происходило переосмысление философских течений, основы которых были заложены в глубине веков. Далее они стали основами возникновения новых религий , таких как индуизм (продолжение брахманизма перемешанного с ведической философией и местными религиями) и буддизм .

Как мы сейчас знаем, буддизм из философской школы вырос до таких высот, что стал одной из трех мировых религий и распространился в странах востока и Юго-Восточной и Центральной Азии.

Стремление человека к познанию, приводящее впоследствии к развитию и прогрессу общества, было взято из древних философских трактатов. Сегодня люди также занимаются поиском ответов на вечные вопросы человечества, не подозревая того, что они повторяют путь многих поколений, пытавшихся разобраться в смысле жизни.

Ортодоксальные школы

В отличие от не ортодоксальных школ (чарваков, джайнизма, буддизма) в истории древне-индийской философии существовали и ортодоксальные школы, которые неотрицали авторитета Вед, а, напротив, опирались на них. Рассмотрим основные философские идеи этих школ

Веданта (завершение Вед) - наиболее влиятельная система, важнейшая философская основа индуизма. Она признает брахмана как абсолютную духовную сущность мира. Отдельные души (атманы) через познание или любовь к богу достигают спасения, соединяясь с богом. Выход из круговорота рождений (сансары) и заключается в рассмотрении всего сущего с точки зрения высшей истины; в познании той истины, что внешний мир, окружающий человека, - это иллюзорный мир, а подлинной неизменной реальностью является брахман, с которым отождествляется атман. Главный путь к достижению этого истинного знания - соблюдение нравственных норм и медитация , которая означает интенсивное размышление над проблемами Вед.

Миманса (размышление, исследование ведийского текста о жертвоприношениях). Эта система касается объяснения ритуала Вед. Учение Вед здесь тесно связывается с дхармой - идеей долга, исполнение которого предполагает прежде всего жертвоприношение. Это выполнение своего долга и ведет к постепенному искуплению от кармы и к освобождению как прекращению перерождений и страданий.

Санкхья (число, перечисление) - в ее основании лежит не непосредственно текст Вед, а независимый опыт и размышление. В этом плане санкхья отличается от веданты и мимансы. Учение этой школы выражает точку зрения, согласно которой первопричиной мира является материя, природа (пракрита ). Наряду с природой признается и существование абсолютной души (пуруши) . Именно благодаря ее наличию во всех вещах существуют и сами вещи. При соединении пракрити и пуруши возникают исходные принципы мира, как материальные (вода, воздух, земля и т.д.), так и духовные (интеллект, самосознание и т.д.).

Таким образом, санкхья представляет собой дуалистическое направление в философии индуизма.

Йога (напряжение, глубокое размышление, созерцание). Философия этой школы направлена на практическое психологическое обучение. Ее теоретическая основа - санкхья, хотя в йоге признается и личный бог. Большое место в этой системе занимает объяснение правил психической тренировки, последовательными ступенями которой являются: самонаблюдение (яма ), овладение дыханием при определенных положениях (позах) тела (асана ), изоляция чувств от внешних воздействий (пратьяхара ), концентрация мысли (дхарана ), медитация (дхьяна ), состояние отторжения (самадхи ). На последней ступени достигается освобождение души от телесной оболочки, происходит разрыв пут сансары и кармы. Этические нормы йоги связаны с формированием высоконравственной личности.

Вайшешика . На раннем этапе развития эта система содержит ярко выраженные материалистические моменты. Согласно ей все вещи постоянно изменяются, но в них имеются и устойчивые элементы - шаровидные атомы. Атомы вечны, никем не созданы и многокачественны (17 качеств атомов). Из них и возникают различные одушевленные и неодушевленные предметы. Мир, хотя и состоит из атомов, однако движущей силой его развития является бог, который действует в соответствии с законом кармы.

Ньяя (правило, логика) - учение о формах мышления. В этой системе главное состоит в исследовании метафизических проблем при помощи логики . Ньяя исходит из освобождения как конечной цели человеческой жизни. По мнению представителей этой школы, условия и методы истинного познания как средства достижения освобождения могут быть определены с помощью логики и ее законов. Само же освобождение понимается как прекращение воздействия отрицательных факторов страдания.

Неортодоксальные школы . Среди множества приверженцев новых взглядов, восставших против авторитета Вед, следует назвать прежде всего представителей таких систем, как: чарвака (материалисты), джайнизм , буддизм . Все они относятся к неортодоксальным школам индийской философии.

Чарвака отрицает концепцию брахмана, атмана, сансары и кармы. Основой всего сущего здесь выступает материя в виде четырех первоэлементов: земли, воды, огня и воздуха. Онтологической сущности этого учения соответствует и теория познания. Ее основа - чувственное восприятие мира. Истинно лишь то, что познается с помощью непосредственного восприятия. Поэтому для существования другого мира, не воспринимаемого чувствами, нет никаких оснований. Никакого иного мира существовать просто не может. Следовательно, религия - это глупое заблуждение.

Джайнизм. Его основателем считается Махавира Вардха-мана (VI в. до н. э.). Он получил также имя Джина, что означает Победитель (имеется в виду победа над круговоротом перерож­дений). Характерной особенностью философско-этической концепции джайнизма является разработка им правил и норм поведения человека и требование их неукоснительного соблюдения. Этическое воспитание личности - решающий фактор в переходе бытия личности из несовершенного состояния в совершенное. И хотя карма решает все, наша настоящая жизнь, которая находится в нашей собственной власти, может изменить воздействие прошлого. А с помощью чрезмерных усилий мы можем избежать и воздействия кармы. Поэтому в учении джайнистов нет абсолютного фатализма, как это может показаться на первый взгляд.

Следует отметить, что философия джайнизма сохраняет и сегодня свое влияние в Индии.

Буддизм так же, как и джайнизм, возник в VI в. до н. э. Его основатель - индийский принц Сиддхартха Гаутама , получивший впоследствии имя Будды (пробужденный, просветленный), так как после многих лет отшельничества и аскезы достиг пробуждения, т. е. пришел к пониманию правильного жизненного пути, отвергающего крайности . Характерная особенность этого учения - его этико-практическая направленность , а центральный вопрос, который его интересует, - бытие личности .

Освобождение от страданий как конечная цель бытия личности - это, прежде всего, уничтожение желаний, точнее говоря, угашение их страстности. С этим связана важнейшая концепция буддизма в нравственной сфере - концепция терпимости (толерантности) и относительности .

С этикой буддизма органично связана и его концепция познания . Познание здесь является необходимым способом и средством достижения предельной цели бытия личности.

В буддизме устраняется различие между чувственной и рассудочной формами познания и устанавливается практика медитации

Основные философские школы древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм.

Конфуцианство. Это одно из наиболее важных направлений развития китайской философии, охватывает периоды древнего и средневекового китайского общества. Основателем этого направления был Конфуций (551 - 479 до н. э.). В литературе он часто именуется Кун-цзы, что означает учитель Кун. И это не случайно, уже в возрасте немногим более 20 лет он прославился как самый знаменитый педагог Китая. Главный источник его учения - книга «Лунь юй » («Беседы и суждения ») - высказывания и беседы с учениками, зафиксированные его последователями.

В центре его учения - человек , его умственное и нравственное развитие и поведение. Обеспокоенный разложением современного ему общества, падением нравов, Конфуций главное внимание уделяет вопросам воспитания идеального, благородного человека (цзюнь-цзы), которое должно осуществляться в духе уважения к окружающим людям и обществу.

Следует обратить внимание и на концепцию «золотой середины » Конфуция. «Путь золотой середины» - один из основных элементов его идеологии и важнейший принцип добродетели, ибо «золотая середина, как добродетельный принцип, является наивысшим принципом».

Даосизм

В центре учения даосов находится категория Дао (буквально - путь, дорога). Дао - это невидимый всеобщий естественный закон природы, человеческого общества, поведения и мышления отдельного индивида. Дао неотделим от материального мира и управляет им. Не случайно дао иногда сравнивают с логосом . древнегреческого философа Гераклита.

В даосизме каждому необходимо соблюдать принцип следования дао в качестве всеобщего закона спонтанного возникновения и исчезновения всей Вселенной. С этим связана и одна из главных категорий даосизма - бездействие , или недеяние . Соблюдая закон дао, человек может бездействовать. Лао-цзы поэтому отрицает любое усилие как индивида, так и общества по отношению к природе, ибо всякое напряжение ведет к дисгармонии и увеличению противоречий между человеком и миром. И тот, кто стремится манипулировать миром, обречен на неудачу и гибель. Главный принцип поведения личности - это сохранение «меры вещей». Поэтому недеяние (у вэй ) и является одной из основных и центральных идей даосизма, именно оно приводит к счастью, процветанию и полной свободе.

Легизм .

Становление легизма происходило в острой борьбе с ранним конфуцианством. Хотя и та, и другая школы стремились к созданию мощного, хорошо управляемого государства, однако они по-разному обосновывали принципы и методы его построения. Конфуцианство исходило, как известно, из нравственных качеств людей, делало акцент на роли и значении ритуала, нравственных норм в утверждении порядка в стране и принципов управления. Легисты же, напротив, исходили из законов , утверждая, что политика несовместима с моралью. По их мнению, главное воздействие на массы правителю следует осуществлять при помощи награды и наказания . При этом наказанию принадлежит основная роль. Управление государством и его развитием должно осуществляться не на основе благих пожеланий, а путем развития земледелия, укрепления армии и вместе с тем одурачивания народа.

Концепция государства, созданная легистами, была теорией деспотического государства. Перед законом должны быть равны все, кроме самого правителя, который является единственным творцом законов. Именно легизм сыграл решающую роль в формировании императорско-бюрократической системы управления в Китае, просуществовавшей до начала XX столетия. Вместо традиционного принципа наследования должностей они предложили систематическое обновление государственного аппарата путем назначения на должности чиновников, равные возможности при выдвижении на административные посты, унификацию мышления чиновников, их личную ответственность.

7Космоцентризм античного философского мышления и проблема первоначал (философия досократиков).

Источником возникновения греческой философии послужила мифология.

Из мифов первые греческие философы заимствовали представле­ние о первичном хаосе мира, мотив разделения неба и земли, олицет­воряющих мужское и женское начала мироздания, идею эволюции мира в сторону большей упорядоченности, мотив периодической ги­бели и нового рождения космоса. Для философских воззрений гре­ков, в отличие от мифологических, характерна уверенность в том, что космос - гармоничное целое, возникшее из хаоса благодаря логосу (уму. естественному порядку, принципу строения мира), что мир познается разумом, и разум должен быть главным "авторитетом" в решении человеческих проблем. Мифологический рассказ (преда­ние) о порождении мира путем совокупления мужских и женских стихий философия заменяет аргументированным рассуждением о причинах возникновения вещей.

Ранних греческих философов обычно называют "физиками", "физиологами" или натурфилософами. Важнейшим для них был вопрос об "архе" (первоначалах мира).

Милетская школа

Первой философской школой Древней Греции считается ми­летская школа (г. Милет, VI в. до н. э.). Ее основатель Фалес (око­ло 625 - около 547 гг. до н. э.) - один из полулегендарных "семи мудрецов". Космологическая концепция Фалеса сводилась к трем положениям: 1) все произошло из воды, 2) земля плавает на воде, подобно куску дерева, 3) все в мире одушевлено, или "полно богов".

Анаксимандр (около 610 - после 547 гг. до н.э.) - второй вид­ный представитель милетской школы. Свое учение он изложил в книге, которая считается первым в истории греческой мысли на­учным сочинением, написанным прозой. Источником всего суще­го Анаксимандр считал некое вечное и беспредельное начало, ко­торое он называл "божественным", утверждая, что оно "всем уп­равляет". Важнейшее свойство этого первоначала Анаксимандр называл словом апейрон, то есть "беспредельное".

Последний крупный представитель милетской школы Анаксимен (VI в. до н. э.) считал, что все вещи происходят из воздуха либо путем разрежения, связанного с нагреванием, либо же путем охлаждения и сгущения.

Пифагорейская школа.

Пифагор(580 – 500 г.до н.э.). Философской основой пифагореизма является учение о числе., числа у пифагорейцев понимались как принципы строения мира и вещей. В отличие от натурфилософов, пифагорейцы обращали внимание не на вещественность, а на ее математическую структуру.

Философия Гераклита(544 – 483 г.до н.э.)

Обособленно от школ философствовал Гераклит (конец VI -начало V в. до н. э.). В его учении важнейшим понятием является "логос". Логос "существует вечно", и "все происходит согласно это­му логосу". Логос - естественный порядок, закон, незримо правя­щий всем мирозданием. Вместе с тем логос еще и "огонь", живая энергия, приводящая все в движение и изменение. Логос также и слово, задающее порядок мысли.

Важнейшая идея Гераклита - идея борьбы и единства противо­положностей. Все в мире состоит из противоположностей. Их борьбой определяется сущность любой вещи и процесса.

Вторая важнейшая идея Гераклита, связанная с его учением о логосе-огне, - это идея становления, безостановочной изменчиво­сти вещей, их текучести. В сознание последующих поколений Ге­раклит вошел прежде всего как философ, учивший, что "всё течет". "На входящих в одни и те же речные струи текут все новые и новые воды.

Огонь-логос - первооснова космоса, то есть упорядоченного, организованного мира (в этом значении термин "космос" впервые встречается именно у Гераклита).

Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две большие группы. Первая группа - это ортодоксальные философские школы Древней Индии, признающие авторитет Вед (Веданта (IV-II в.в. до н.э.), Миманса (VI в. до н.э.), Санкхья (VI в. до н.э.), Ньяя (III в. до н.э.), Йога (II в. до н.э.), Вайшешика (VI-V в. до н.э.)). Вторая группа - неортодоксальные школы, не признающие авторитет Вед (Джайнизм (IV в. до н.э.), Буддизм (VII-VI в. до н.э.), Чарвака-Локаята). Веды – совокупность канонических текстов с комплексом религиозно-философских представлений о мире и человеке, его месте в мире, смысле бытия и предназначении. Ортодоксальные школы: Миманса «Миманса» - буквально «проникновение», «исследование», «рассуждение», «дискуссия».Миманса обосновывала авторитет Вед, необходимость выполнения предписаний и ритуалов. Также эта школа занималась проблемами теории познания. Миманса отстаивала реальность внешнего мира, а также других объектов (души, бога и проч.), о которых человек узнает на основании чувственного восприятия (которому в мимансе уделяется особое внимание). Кроме восприятия источниками познания считаются логический вывод, сравнение, авторитетное свидетельство священных книг и признание некоторых невоспринимаемых истин постулатами. Эта школа знаменовала сравнительно высокую ступень развития логики. Веданта Слово «веданта» означает «последнюю цель вед», «завершение вед».Веданта так же как и Миманса целиком и полностью признает авторитет Вед. Веданта провозглашает материальный мир видимостью, иллюзией, проистекающей из незнания подлинной природы вещей. Веданта подробно анализирует индивидуальную душу, человеческое Я. Согласно веданте, душа, связанная со своим телом, несвободна - она жаждет чувственных удовольствий, испытывает длинный ряд перевоплощений. Победа над незнанием, порабощающим душу, достигается изучением веданты. Веданта продолжает учение Вед о Брахмане и Атмане. Брахман – высшая, объективная реальность, безличное, абсолютное духовное начало, из которого возникает мир и все сущее. Атман – субъективное духовное начало, «Я» (сознание человека), душа. Атман противопоставляется брахману и в то же время совпадает с ним в силу способности человека приобщиться к абсолюту путем его мистического познания. В процессе познания атман и брахман сливаются. Душа освобождается. Веданта требовала, чтобы ученик покорно следовал за учителем, посвященным в ее мудрость, упражнялся в постоянном размышлении над ее выводами до тех пор, пока не достигнет непосредственного и постоянного созерцания истины. Логика этой школы вела сознание к мистике, к созерцательности, к отказу от активной деятельности и к подчинению философской мысли релгии. Санкхья Учение Санкхья также признает авторитет Вед. Санкхья предполагает, что в мире существует две силы – пракрити (материя) и пуруша (дух).Пракрити – активная творческая сила, первопричина существования всего. Пуруша – пассивная сила. При их соприкосновении нарушается равновесие в мире и возникает все множество предметов, наполняющих Вселенную. Йога Предполагаемое значение слова «йога» - «сосредоточение». Корни йоги очень древни; уже в Ведах говорится о достижении сверхъестественных способностей путем особой аскетической практики; в эпических произведениях описывается обращение аскетов к йоге с целью получения магических способностей. Основателем йоги считается мудрец Патанджали, живший около II в. до н. э. Главное содержание йоги – разработка практического пути к освобождению от страданий через тренировку тела и духа. Для этого используются практика аскетизма, особая этика, основанная на сочувствии всем формам и видам жизни. В рекомендациях йоги немало рациональных и в известной мере проверенных на опыте предписаний, относящихся к гигиене дыхания, режиму питания, физическим упражнениям и т. д. Неортодоксальные школы Джайнизм Основателем джайнизма считается странствующий проповедник Вардхамана, которому впоследствии присвоили эпитеты: Махавира (санскритское «великий герой») и Джина («победитель»), В дальнейшем их стали употреблять как имена проповедника, а по последнему получило свое название религиозно-философское движение в целом. В джайнизме отрицались святость Вед, жертвоприношения, жречество, религиозное освящение индийской кастовой системы варн, решающее влияние богов на судьбы людей и т. д.В центре учения - бытие личности. Спасение достигается только благодаря личным качествам и усилиям людей, а не происхождением или божественным вмешательством. Для джайнизма характерно учение о карме. Карма – закон воздаяния за все совершенные человеком поступки в земной жизни, как положительные, так и отрицательные. Карма определяет не только благополучие или неблагополучие существования (здоровье - болезнь, богатство - бедность, счастье - несчастье, а также пол, срок жизни, социальный статус индивида и т. д.), но в конечном счете прогресс или регресс человека по отношению к его главной цели - достижению нирваны , то есть высшего, не отягощенного материей блаженства в соединении с божеством. Душа человека (атман) совершает действия - хорошие и дурные. Общая сумма их и их последствий - проявление кармы в широком смысле слова. На накопленную карму оседает новая и новая... Остановить этот процесс, разрушить и счистить налет, оградить себя впредь от него непросто. Этого можно достичь лишь большими нравственными и физическими усилиями в течение продолжительного времени: длительным постом, умерщвлением плоти, изучением священных текстов, строгой дисциплиной поведения. Другими словами, монашеским образом жизни. Джайнские монахи принимают пять обетов, запрещающих убийство, воровство, ложь, прелюбодеяние и владение собственностью. В джайнизме предельно выражен принцип ахимсы - ненанесения ущерба живым существам. Поэтому употребление в пищу мяса абсолютно запрещено исповедующим джайнизм. Даже жизнь насекомых считается неприкосновенной - джайнские монахи носят марлевую повязку, покрывающую рот, дабы при ходьбе не проглотить случайно какую-либо еле заметную букашку. С той же целью они фильтруют питьевую воду. Всегда с собой носят специальную метелку, чтобы сметать с дороги муравьев и червяков, боясь их раздавить. Монаху было запрещено разжигать огонь - ведь он уничтожает жизнь как в топливе, так и в окружающем воздухе. Но и тушить его он не имел права, ведь тем самым уничтожал бы жизнь самого огня. Джайнам-мирянам запрещалось заниматься земледелием, ибо оно сопряжено не только с уничтожением растений, но и убийством мелких тварей, обитающих в почве. Буддизм Время жизни Будды относится к VI в. до н. э. Принц Сиддхарти из рода Гаутамы оставил семью, царский образ жизни, став нищенствующим учителем. Будда в переводе с санскрита значит «просветленный», «пробужденный». Стержнем буддизма является проповедь Будды о «четырех благородные истинах». 1) Жизнь полна страданий.2) Существует причина возникновения страданий – желание. Жизнь человека переполнена желаниями: стремлением к наслаждению и утехам, успеху, богатству, власти.3) Освобождение от страданий – притушение страстности желаний, избегание крайностей. Такое прекращение страданий – достижение нирваны (на санскрите значение этого слова «затухание» «остывание»), т.е. состояния полной невозмутимости, освобождения от всего, что приносит боль, отвлечение от внешнего мира, а также от мира мыслей. 4) Существует путь, идя по которому можно избавиться от страданий. Этот путь состоит в следовании восьми «добродетелям». Добродетели состоят в правильном поведении, образе жизни, правильной речи, правильном направлении мысли, сосредоточении или успокоении и невозмутимости. Локаята (Чарвака) Древнейшее материалистическое философское течение. Локаята отрицала существование какого-либо другого мира, кроме материального. Согласно учению локаята о бытии, весь мир состоит из материальных первоэлементов. Вещи природы состоят из воздуха, огня, воды и земли. После смерти организмы вновь разлагаются на первоначальные элементы. Кроме этих первоэлементов и законов их сочетаний, нет никакой другой реальности. Последователи локаяты считали веру в существование бога, души, рая, загробного мира ложной, а предметы этой веры недоступными для восприятия. По учению локаяты полностью устранить страдания невозможно, но можно свести их к минимуму, а наслаждения сделать максимальными. Что касается обычных этических понятий о добродетели и о пороке, то они выдумка авторов священных книг. Такая же выдумка ад, рай и весь ритуал жертвоприношений.

Древнеиндийская философия возникла примерно в середине I тысячелетия до н.э., когда на территории современной Индии стали формироваться государства. Во главе каждого государства стоял раджа, власть которого опиралась на власть землевладельческой аристократии и родовой жреческой знати (брахманы), которые оказывали значительное влияние на общество и были носителями образованности и специальных знаний, влияли на развитие религии.

Дофилософские знания передавались в Ведах. Веды – древнейший памятник индийской литературы. В Ведах выражено весьма древнее религиозное мировоззрение, с которым уже в то время сочетались некоторые философские представления о мире, о человеке и о нравственной жизни. Веды делятся на четыре части. Древнейшая из них – Самхиты . Вторая часть – Брахманы сборник ритуальных текстов. Третья часть Вед – Араньяки , правила поведения для отшельников.

Четвертая часть – Упанишады., собственно философская часть. Центральной темой Упанишад является проблема философии. Это поиски того, что есть истина. Откуда мы произошли, где мы живем и куда мы идем? В Упанишадах особенно выдвигается идея перевоплощения. Те, кто обладает правильным знанием и выполняет свой долг, снова родятся после смерти для бессмертия

Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две большие группы: ортодоксальные (признающие авторитет Вед) и неортодоксальные (не признающие авторитет Вед). Большинство из них были ортодоксальными и религиозными. Таковы школы веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика. К неортодоксальным школам относятся джайнизм, буддизм и школа чарваков- локаятиков.

2. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии.

Неортодоксальные учения индийской классической философии

Джайнизм В своей главной части – этическое учение, указывающее путь «освобождения» души от ее подчинения страстям. Джайнизм опирается на особое учение о бытии. Согласно этому учению, существуют множество вещей, наделенных реальностью и обладающих с одной стороны, постоянными, с другой – случайными, или преходящими свойствами. Основная причина, порождающая зависимость души, ее сильные желания, или страсти. Причина страстей состоит в незнании жизни. Познание должно освободить душу от материи.

Буддизм – одна из мировых религий – находится в одном ряду с христианством и мусульманством. Учения буддизма основываются на легенде об его основателе принце Сиддхартхи, или Гаутаме Будде (Просветленный) 560–480 гг. до н.э.

Основа буддийского вероучения – четыре «благородные истины»:

1) Жизнь исполнена страданий (Это рождение, старость, болезни, смерть, соединение с тем, что нежеланно, недостижение всего, что хочешь достичь);

2) Существует причина возникновения страданий; Страдание обусловлено желанием: желание наслаждения, желанием существования, желанием гибели.

3) Имеется возможность прекращения страданий. Цель познания – освобождение человека от страданий. Избавление от страданий достижимо не в загробной, а в настоящей жизни. Такое прекращение страданий называется у буддистов нирваной. Буквальное значение этого слова «угасание» Под нирваной буддисты понимают состояние полной невозмутимости, освобождение от всего, что приносит боль, отвлечение от внешнего мира, а также от мира мыслей.

4) Истина пути: Тот кто проходит путь этического совершенствования достигает восьми добродетелей, состоящих в правильном поведении, в правильном видении, правильном образе жизни, правильной речи, правильном направлении мысли, правильном внимании, правильном сосредоточении.

Философия Локаята (или чарвака) – система древнего материализма. Весь мир состоит из материальных первоэлементов. Кроме этих первоэлементов и их сочетаний нет никакой другой реальности. Вещи природы состоят из воздуха, огня, воды, земли. После смерти организмы разлагаются на первоначальные элементы. Сознание существует реально. Оно не может быть свойством духовной и нематериальной сущности, а является свойством живого материального тела. Человек испытывает и наслаждение, и страдание. Полностью устранить страдания невозможно, но можно свести их к минимуму, а наслаждения сделать максимальными.

Ортодоксальные системы

В древнеиндийской философии имеются системы, непосредственно опирающиеся на Веды. Здесь Веды рассматриваются в качестве священных книг.

Миманса . Отличительная черта мимансы в том, что она уделила большое внимание вопросам теории познания и логики. Чувственное восприятие рассматривается ею как особый источник знания. Кроме восприятия источниками познания считаются логический вывод, сравнение, авторитетное свидетельство священных книг и признание некоторых, чувственно невоспринимаемых истин постулатами.

Веданта . Это идеалистическое учение. Впервые его систематически развил Бадараяна . В этом учении можно отметить два различных аспекта: 1) душа и Бог принципиально различны; 2) душа и Бог в сущности едины;

Веданта требует, чтобы ученик покорно следовал за учителем, упражнялся в размышлении над ее истинами, пока не достигнет непосредственного, и притом постоянного, созерцания истины. Душа связанная со своим телом не свободна. Она жаждет чувственных удовольствий и испытывает длинный ряд перевоплощений. Победа над незнанием, порабощающим душу, достигается изучением веданты.

Философия Санкхъя . Основатель учения санкхья Капила жил около 600-х годов до н. э. Учение санкхья предполагает два начало: вещественное и духовное. Исходным понятием санкхья считает понятие о материальной первопричине всех вещей и явлений, в том числе явлений психических. Философия санкхья, как и ряд других школ, главной задачей мудрости считает познание пути и средств, ведущих к полному освобождению человека от страданий и несчастий.

Система йога . Слово «йога» означает, по-видимому, «сосредоточение». Основателем Йоги является Патанджали .

Вера в бога рассматривается как условие успешной практической деятельности, избавляющей от страданий. Среди средств, которые йога рекомендует для освобождения, часть относится к практике аскетизма, часть – к принципам этики, основанной на сочувствии всем формам жизни. В числе правил йоги содержится ряд проверенных предписаний, относящихся к гигиене дыхания, режиму питания и т.п.

Материалистическая система ньяя . Основателем ньяи считается мудрец Гаутама . Философия ньяя – учение о познании, в частности о логическом выводе, развитое на основе материалистической теории бытия. Она призвана служить практической задаче – освобождению человека от всех страданий. Истинное знание может быть постижением или через восприятие, или через логический вывод, или с помощью сравнения. Восприятие обусловлено органами чувств и дает непосредственное знание о предмете. Для логического познания требуется вычленение признака, неотделимого от познаваемого предмета.

Материалистическая система вайшешика . Вайшешика возникла приблизительно в VI – V вв. до н. э. Основателем ее считается Канада . Философия вайшешика возникла как материалистическое учение о бытии и теории атомизма. В последствии в круг вопросов вайшешики были включены вопросы логики. Как и ньяя, вайшешика видит цель мудрости в освобождении человеческого «Я» от страдания и зависимости. Последняя причина страдания – незнание. Путь к освобождению лежит через знание, т.е. через истинное постижение реальности.

1.1.
Веданта

Веданта является одной из шести ортодоксальных школ философии Древней Индии, под которой также подразумевается общее название ряда философско-религиозных традиций в индуизме, объединенных общими темой, предметом и основополагающими текстами и написанными к ним комментариями. Первоначально это название относилось к философским текстам, примыкавшим к Ведам - Брахманам, Араньякам и Упанишадам, которые являются пояснительной и дополнительной частью четырёх Вед. Впоследствии, эти древние ведические тексты послужили основой для ортодоксальной школы индийской философии, которая стала называться ведантой. Веданта же в основном посвящена философскому толкованию учения Араньяк и Упанишад.

Традиция веданты в индуизме интерпретировала Упанишады и объяснила их смысл. Веданта, как и ведические писания, на которых она основывается, в основном сосредоточена на самосознании, то есть понимании индивидом своей изначальной природы и природы Абсолютной Истины. Веданта, под которой понимается «конечное знание» или «конец всего знания», не ограничивается каким-либо определённым текстом или текстами и у ведантической философии не существует единого источника. Веданта основывается на неизменных, абсолютных, духовных законах, которые являются общими для большинства религий и духовных традиций мира. Веданта, как конечное знание, приводит к состоянию самосознания или космического сознания. Как исторически, так и в современном контексте, веданта понимается как всецело трансцендентное и духовное состояние, а не как концепция, которая может быть постигнута просто с помощью материального разума.

Термин «веданта» представляет собой санскритское сложное слово:

  • веда = «знание» + анта = «конец, заключение» - «кульминация знания» или «приложение к Ведам».
  • веда = «знание» + анта = «основная суть», «сущность», «основа», «внутренний смысл» - «основная суть Вед».

Что касается возникновения этой философской школы, то время формирования веданты неизвестно. По мнению большинства учёных, это произошло в послебуддийскую эпоху (около III века до н. э.). В то время как ведический ритуальный религиозный процесс карма-канды продолжал практиковаться брахманами, стали также появляться течения, более ориентированные на джнану (знание). Эти новые философско-мистические течения в ведической религии были сосредоточены на медитации, самодисциплине и духовном самопознании, а не на ритуальных практиках.

В ранних текстах, санскритское слово «веданта» просто использовалось по отношению к наиболее философским ведическим писаниям -Упанишадам. Однако, в более поздний период развития индуизма, слово «веданта» стало употребляться по отношению к философской школе, которая интерпретировала Упанишады. Традиционно, веданта принимает свидетельство писаний, или шабда-праману, как наиболее авторитетный метод познания, в то время как чувственное восприятие, или пратьякша, и заключения, сделанные с помощью логики анумана, рассматриваются как подчинённые шабде.

«Веданта-сутры» являются классическим сочинением ведантизма. Согласно индуистской традиции, они были составлены мудрецом Вьясой около 5000 лет назад. В эпоху Средневековья, в VIII веке, Шанкара написал к ним свой комментарий. Мудрец Вьяса произвёл в «Веданта-сутрах» систематизацию ведантический идей, изложив ведическую философию в форме афоризмов.

Основой веданты является философия Упанишад, в которой Абсолютная Истина называется Брахманом. Мудрец Вьяса был одним из главных поборников этой философии и автором «Веданта-сутр», основанных на Упанишадах. Концепция Брахмана как Верховного Духа или как вечно существующей, имманентной и трансцендентной Абсолютной Истины, являющейся божественной основой всего сущего - выступает как центральная тема в большинстве школ веданты. Понятия личностного Бога или Ишвары также играют важную роль, и различные ведантические школы в основном расходятся в том, как они определяют отношения между Богом и Брахманом.

Философия Упанишад часто выражена загадочным языком, что позволило самые разнообразные её интерпретации. В течение истории, различные мыслители на свой манер истолковали философию Упанишад и других текстов, таких как «Веданта-сутры», в основном руководствуясь своим собственным пониманием и реалиям своей эпохи. Существует шесть основных интерпретаций этих писаний, три из которых получили наибольшую известность как в Индии так и за её пределами, это:

  • Адвайта-веданта
  • Вишишта-адвайта
  • Двайта

Основоположниками адвайта-веданты были Шанкара и его парама-гуру Гаудапада, который изложил философию аджативады. Согласно адвайта-веданте, только Брахман реален, а весь мир - иллюзорен. Как путник в лесу принимает толстую верёвку за змею, так человек, лишённый истинного ведения, считает мир реальным. Как единственная реальность, Брахман не обладает какими-либо атрибутами. Из иллюзорной потенции Брахмана, называемой майя, проявляется материальный мир. Неведение об этой реальности является причиной всех страданий в материальном мире, и только посредством обретения истинного знания о Брахмане возможно достичь освобождения. Когда индивид пытается осознать Брахман с помощью своего ума, под влиянием майи, Брахман проявляется как Бог (Ишвара), - отдельно от мира и от индивида. На самом деле, не существует никакой разницы между индивидуальной душой дживатман (смотрите Атман) и Брахманом. Освобождение (мокша) заключается в осознании реальности этой тождественности (а-двайта, «не-двойственность»). Таким образом, освобождение в конце концов достигается только путём знания (джнаны).

Основоположником вишишта-адвайты был Рамануджа. Он утверждал, что дживатман является частичкой, подобной Брахману, но не идентичной Ему. Основное отличие вишишта-адвайты от адвайты заключается в утверждении того, что Брахман, индивидуальные души и материя обладают атрибутами. Они одновременно отличны и неотделимы друг от друга. Данная школа провозглашает путём к освобождению бхакти или любовь и преданность Богу, представляемого в Его изначальной и верховной ипостаси как Вишну. Майя рассматривается как творческая потенция Абсолюта.

Основоположником двайты выступил Мадхвачарья. В двайте Бог полностью отождествляется с Брахманом. Личностный Бог в Своей Верховнойипостаси как Вишну, или как Его аватара Кришна, выступает как источник безличного Брахмана. Брахман, индивидуальные души и материя рассматриваются как вечные и существующие отдельно друг от друга элементы. В двайте бхакти также объявляется путём к освобождению.

Философию двайта-адвайты впервые изложил Нимбарка. Она в основном базируется на появившейся ранее философской школе бхеда-абхеда, основоположником которой выступил Бхаскара. В двайта-адвайте дживатма является одновременно единой с Брахманом и отличной от Него - их взаимоотношения могут рассматриваться с одной стороны как двайта, а с другой стороны как адвайта. В этой школе Кришна считается изначальной Верховной ипостасью Бога - источником мироздания и всех аватар.

Основоположником шуддха-адвайты был Валлабха. В этой философской системе, бхакти также выступает как единственный способ обретенияосвобождения - достижения вечной обители Кришны в духовном мире - планеты Голоки (в буквальном переводе - «мир коров»; на санскритеслово го означает «корова», а лока «планета»). Утверждается, что эта планета, также как и все её обитатели, обладает природой сат-чит-ананда и является местом, где вечно осуществляются лилы Кришны и Его спутников.

Основоположником ачинтья-бхеда-абхеды был бенгальский религиозный реформатор Чайтанья Махапрабху (1486-1534). Данное понятие можно перевести как «непостижимое единство и различие» в контексте взаимоотношений Кришны (выступающего как изначальная верховная ипостась Бога) и индивидуальной души (дживы), а также в контексте отношений Кришны и других его проявлений и энергий (таких, как материальный мир).

В ачинтья-бхеда-абхеде - качественно душа (джива) идентична Богу, но в количественном отношении индивидуальные дживы бесконечно малы по сравнению с безграничным Личностным Абсолютом. Природа таких взаимоотношений (одновременного единства и различия с Кришной) непостижима для человеческого ума, но может быть осознана посредством любовного преданного служения Богу, называемому бхакти или бхакти-йогой. Эта концепция является своего рода синтезом двух школ веданты - чистого монизма адвайта-веданты, где Бог и джива выступают как одно, и чистого дуализма двайта-веданты, где Бог и джива абсолютно отличны друг от друга. Концепция ачинтья-бхеда-абхеды лежит в основе богословиягаудия-вайшнавской традиции индуизма, современным представителем которой является Международное общество сознания Кришны (ИСККОН).
1.2.
Миминса

Миманса или мимамса («исследование») - одна из ортодоксальных школ индуистской философии. Иное название - пурва-мимамса (точный перевод «первая мимамса» или «первое исследование», в отличие от веданты, называемой уттара-мимамса, или «последнее исследование»). Основные принципы школы - обрядность (ортопраксия), антиаскетизм и антимистика. Центральная цель школы - разъяснение природы дхармы, понимаемой как обязательное исполнение набора ритуалов, выполняемых определенным образом. Природа дхармы не доступна, для рассуждения или наблюдения, и должна быть основана только на авторитете Вед, считающихся вечными и непогрешимыми. Пурва-мимамса отрицает достижениемокши («освобождения») как цель жизни, а также отрицает существование Бога-творца и управителя Вселенной. Школа оказала огромное влияние на формирование социальной системы индуистского общества.

Основополагающий текст для школы мимамсы - пурва-мимамса Сутра, написанная Риши Джамини (Rishi Jaimini) (приблизительно в III-I веке до н. э.). Главный комментарий был составлен Сабарой приблизительно в 5-ом или 6-ое веке н. э. Школа достигает своей вершины с философскими трудами Кумарила-бхатты и Прабхакары (приблизительно 700 г. н. э.). И Кумарила-бхатта и Прабхакара (наряду с Мурари, работа которого на данный момент утеряна) написали обширные комментарии к Мимамсасутрабхашьям авторства Сабры.

Риши Джамини в тексте Мимамса Сутра (3-ий век до н. э.), подвел итог общих правил Ньяи для интерпретации Вед. Текст содержит 12 глав, из которых первая глава имеет основную философскую ценность. Комментарии относительно Мимамса Сутры Бхартмитры, Бхавадаса, Хари и Упаварса являются утерянными. Сабара (1-ый век до н. э.), первый комментатор Мимамса Сутры, чья работа дошла до нас. Его Бхашья(bhāṣya) - основание всех более поздних работ школы Мимамса. Кумарила-бхатта (7-ой век н. э.), основатель первой школы Мимамсы, написал комментарии и к Сутре и к Бхашье, Сабары. Его трактат состоит из 3 частей, Слокаварттика(Ślokavārttika), Тантраварттика и Туптика. Мандана Мисра (8-ой век н. э.) был последователем Кумарила, который написал Видхививеку и Мимасанукрамани. Есть несколько комментариев к работас Кумарила. Сукарита Мисра написал Кашика (комментарий) к Слокаварттика. Сомесвара Бхатта написал Ньяясудха, также известный как Ранака, комментарий к Тантраварттика. Партхасарати Мисра написал Ньяяратнакара(1300 г. н. э.), другой комментарий к Слокаварттика. Он также написал Састрадипика, независимую работу над Мимамсой и Тантраратной. Варттикабхаранья, написанная Венката Дикситой, является комментарием к Туптике. Прабхакара (8-ой век н. э.), создатель второй школы Мимамсы написал свой комментарий Брхати к Бхашья, Сабары. Ржувимала, написанная Саликантхой, (9-ый век н. э.) является комментарием к Брхати. Его же авторства Пракарнапанцика - независимая работа этой школы и Парисиста краткое объяснения Бхашьи, Сабары. Bhavanātha’s Nyāyaviveka имеет дело с представлениями этой школы в деталях. Основателем третьей школы Мимамсы был Мурари, работы которого до нас не дошли.
1.3.
Санкхья

Санкхья- философия индийского дуализма, основанная Капилой. В мире действуют два начала: пракрити (материя) и пуруша (дух). Цель философии санкхьи - отвлечение духа от материи.

В основе слова «санкхья» лежит корень KHYA , в качестве глагола обозначающий - «это называется»; пассивная форма - «известный», «названный», существительное -«взгляд», «мысль», «идея». С приставкой SAM («вместе») корень образует глагольное имя sankhyā -«число», «счёт», что означает «исчисление». Санкхьяик - тот, кто производит исчисление.

Санкхья в своём развитии прошла четыре периода:

1. Санкхья Капилы (VII-VI в.в. до н. э.) утверждала как относительный монотеизм, так и абсолютный монизм, основные положения исходят из Веди Упанишад.

2. Теистическая санкхья Махабхараты, Бхагавад-гиты, Пуран (VI-IV в.в. до н. э.). Проводилось различение между Пракрити и Пурушей, который выступал как «Познающий». Полное освобождение души достигается посредством познания подлинной природы Пракрити и Пуруши, слияния сИшварой. Ведущие представители этого периода: Асури и Панчашикха.

3. Атеистическая санкхья буддийского периода, ставшая таковой под его воздействием. При помощи логики санкхья пыталась обосновать реальность «Я» перед нападками буддизма и пришла к логическому выводу о невозможности существования Ишвары.

4. Санкхья Виджнянабхишну (VII в.). Возвращение к теистической санкхье.

Источником достоверного знания являются три праманы (мера):

  • пратьякша (присутствующий перед глазами) - прямое восприятие смысла;

· анумана (вывод)- логический вывод;

  • сабда - устное доказательство.

Вопрос «кто познаёт» является весьма запутанным в теории познания санкхьи.

Санкхья, исходя из наличия в познавательной практике человека субъектно-объектных отношений, приходит к выводу о безначальном существовании двух независимых друг от друга реальностей - пуруша и пракрити. Пракрити выступает в роли бессознательного источника мира объектов, а пуруша - необъективируемое сознание, познающее пракрити.

Пуруша есть трансцендентальное Я или чистое сознание, это абсолютная, безначальная, неизменная, непознаваемая реальность. Пуруша не только не имеет причину существования, но и не выступает в роли причины чего-либо. В отличие от Адвайта-веданты и Пурва-мимамсы санкхья учит о множественности пуруш.

Пракрити есть беспричинная первопричина всех объектов в мире, лишённая сознания. Поскольку это первый принцип (таттва) Вселенной, она называется Прадхана («главное», «важнейшее»). Пракрити независима и активна, состоит из трёх гун:

  • саттва - основа разума, характеризуется тонкостью, легкостью, светом и радостью;
  • раджас - основа энергии, характеризуется активностью, возбуждением и страданием;
  • тамас - основа инерции, характеризуется грубостью, апатией, аморфностью и тьмой.

Все физические явления рассматриваются как проявления эволюции Пракрити.

Когда гуны находятся в состоянии равновесия (самьявастха), то развитие отсутствует, но под воздействием пуруши происходит нарушение равновесия гун, начинающих образовывать различные комбинации, что порождает мир объектов.

Первым проявляется махат (Великий), или буддхи, чистая потенция, в котором ещё отсутствуют субъектно-объектные отношения. Затем возникаетаханкара, или индивидуализация, в ней уже есть различие между субъектом и объектом. В зависимости от преобладания одной из трёх гун аханкара бывает трёх видов: вайкарика, или саттвика; тайджаса, или раджаса, бхутада, или тамаса. Из саттвики возникает одиннадцать органов: ум ((манас)), пять органов восприятия (джнянендрия), пять органов действия (кармендрия). Из тамаса - пять тонких элементов (танматра). Раджаса обеспечивает саттвику и тамасу необходимой энергией для образования своих продуктов.

Пять органов восприятия: слух, осязание, зрение, вкус, обоняние.

Пять органов действия: руки, ноги, речь, орган выделения, орган размножения.

Пять тонких элементов: акаша (эфир), вайю (воздух), теджа (свет), апа (жидкое), притхви (твёрдое).
1.4.
Ньяя

Система ньяйи - одна из шести главных теистических школ индийской философии (миманса, веданта, йога, санкхья, ньяя, вайшешика). Это реалистическая философия (теория, согласно которой вещи, объекты внешнего мира, существуют независимо от всякого познания, от отношения к уму), основывающаяся главным образом на законах логики. Её базовый текст - «Ньяя-сутры».

Основы философии ньяйи были заложены мыслителем Готамой, который также известен как Гаутама (не путать с Буддой Гаутамой) и Акшапада. Поэтому ньяя называется также системой Акшапады. Эта философия рассматривает главным образом условия правильного мышления и средства познания реальности. Она признает наличие четырех самостоятельных источников истинного познания: восприятия (пратьякша), вывода, или заключения (анумана), сравнения (упамана) и свидетельства, или доказательства (шабда).Объектами познания, согласно школе ньяйи, служат: наше я, тело, чувства и их объекты, познавательная способность, ум, деятельность, умственные дефекты, повторное рождение, чувства удовольствия и боли, страдание и свобода от страданий.

Философы ньяиики стремятся избавить душу от её привязанности к телу. Согласно системе ньяя, я (атман) представляет собой самостоятельную субстанцию, совершенно отличную от ума и тела и приобретающую атрибуты сознания в процессе установления связи с каким-либо объектом посредством чувств. Однако сознание не является неотъемлемым свойством я. Это - случайное, побочное свойство. Оно перестает ограничивать я в состоянии освобождения. Освобождение означает абсолютное прекращение всех мучений и страданий, ставшее возможным благодаря правильному познанию действительности. Причем освобождение - это только облегчение страданий, а не удовольствие или счастье. Для достижения освобождения необходимо приобрести истинное познание своего я и всех других объектов опыта. Необходимо понять, что наше я отлично от тела, ума, чувств и т. д.

Ньяиики считают Бога первопричиной созидания, сохранения и разрушения мира. Он создает мир не из ничего, но из вечных атомов, пространства, времени, эфира, умов и душ. Мыслители этой школы доказывают существование бога. Для этого они используют несколько аргументов. В частности они говорят, что все сложные объекты мира, образованные определенной комбинацией атомов (горы, моря, реки и т. д.), должны иметь причину, потому что они по своей природе являются следствиями какого-то действия, подобно тому как следствием действия гончара является горшок. Без руководства со стороны разумной причины материальные причины этих вещей не могут достигнуть того порядка, связи и координации, которые дают им возможность производить определенные действия. Очевидно человек слаб для такого созидания.

Второй аргумент основан на вопросе о различности человеческих судеб. Ньяиики говорят, что причинами страдания и радости являются поступки людей совершенные в нынешней и прошлых жизнях. Если мир совершен богом, не только всемогущим, но и морально совершенным, то, очевидно страдание человеку даётся за плохие поступки, а радость за хорошие. Если бог является и творцом и моральным руководителем мира, то получается, что человеческие существа отвечают перед богом за свои поступки. Из этого естественно и необходимо следует, что бог награждает нас за хорошие поступки и наказывает за плохие. Иными словами, в мире, сотворенном богом, хорошие действия должны вести к хорошим последствиям, а вредные действия не должны миновать вредных последствий.

Третий аргумент в пользу бытия бога основывается на авторитете Вед.

Значение системы ньяйи заключается в ее методологии, то есть в теории познания, на которой строится эта философия. Созданная в ней теория познания является основой не только для ньяя-вайшешики, но с незначительными изменениями она служит и другим системам индийской философии. Ньяя применяет метод логической критики для решения всех жизненно важных и философских проблем. Ньяя не дает систематического представления о мире в целом в свете единого абсолютного принципа.
1.5.
Йога

Йога- понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психикой и психофизиологией индивидуума ради достижения возвышенного психического и духовного состояния. В более узком смысле, йога - это одна из шести ортодоксальных школ (даршан) философии индуизма. Исходная цель йоги - изменение онтологического статуса человека в мире.

Основные направления йоги, это раджа-йога, карма-йога, джнана-йога, бхакти-йога и хатха-йога. В контексте философии индуизма, под йогой понимается система раджа-йоги, изложенная в «Йога-сутрах» Патанджали и тесным образом связанная с основополагающими принципами санкхьи. Йога обсуждается в различных писаниях индуизма, таких как Веды, Упанишады, «Бхагавад-гита», «Хатха-йога-прадипика», «Шива-самхита» и Тантры. Конечная цель йоги может быть совершенно разной: от улучшения физического здоровья и до достижения мокши.

В индийской философии, йогой называют одну из шести ортодоксальных философских школ индуизма. Философская система йоги тесно связана со школой санкхьи. Согласно учению Патанджали, школа йоги принимает психологический и метафизический аспекты философии санкхьи и по сравнению с санкхьей является более теистической. Примером теистичности йоги может служить факт добавления Божественного Существа к 25 элементам бытия санкхьи. Йога и санкхья очень близки друг к другу, по этому поводу Макс Мюллер говорил, что «данные философии в просторечьи называют санкхьей с Богом и санкхьей без Бога...». Тесную связь между санкхьей и йогой также объясняет Генрих Циммер:

Основным текстом школы йоги являются «Йога-сутры» Патанджали, который считается основателем философии йоги. Йога Патанджали известна как раджа-йога, или йога управления умом. Патанджали даёт определение слова йога во второй сутре, которая является ключевой сутрой всего текста. Это определение базируется на значении трёх санскритских терминов. И. К. Таимни даёт следующий перевод: «Йога - это обуздание (ниродхах) изменчивости (вритти) ума (читта)». Вивекананда переводит сутру как «Йога заключается в недозволении уму (читта) принимать различные формы (вритти)».

«Йога-сутры» Патанджали также выступили основой для системы аштанга-йоги («восьмиступенчатой йоги»), определение которой даётся в 29-й сутре 2-й книги. Аштанга-йога является основной отличительной чертой практически всех современных вариаций раджа-йоги. Восемь ступеней, или уровней аштанга-йоги:

1. Яма - принципы взаимодействия с внешней средой

2. Нияма - принципы взаимодействия с внутренней средой

3. Асана - объединение ума и тела посредством физической деятельности

4. Пранаяма - контролирование дыхания, приводящее к объединению тела и ума

5. Пратьяхара - отвлечение чувств от контакта с их объектами

6. Дхарана - целенаправленная сосредоточенность ума

7. Дхьяна - медитация (внутренняя деятельность, которая постепенно приводит к самадхи)

8. Самадхи - умиротворённое сверхсознательное состояние блаженного осознания своей истинной природы

Иногда их делят на четыре низшие и четыре высшие ступени, из которых низшие сопоставляют с хатха-йогой, в то время как высшие ступени принадлежат специфически к раджа-йоге. Одновременная практика трёх высших ступеней называется самьяма.

Термин «йога» часто используется в «Бхагавад-гите». «Бхагавад-гита» описывает йогу как контроль ума, искусство деятельности, осознание высшей природы души (атмы) и трансцендентности Верховного Господа (Бхагавана). Кришна учит, корнем всех страданий является возбуждённый эгоистическими желаниями ум. Единственным способом остановить пламя желаний является контроль ума посредством самодисциплины с одновременным вовлечением в возвышенную духовную деятельность. Воздержание от деятельности, однако, считается таким же нежелательным, как и чрезмерное вовлечение в неё. Согласно «Бхагавад-гите», высшей целью является освобождение ума и разума от материальной деятельности и их сосредоточение на духовном уровне через посвящение всех действий Богу.

В добавок к 6-й главе, целиком посвящённой традиционным практикам йоги, включая медитацию,«Бхагавад-гита» описывает три наиболее важные вида йоги:

  • Карма-йога - «йога деятельности»
  • Бхакти-йога - «йога преданности», или «йога преданного служения»
  • Джнана-йога - «йога знания»

Хотя эти пути отличны друг от друга, их основная цель практически одна и та же - осознать, что Бог в Своей личностной форме (Бхагаван) является изначальной истиной, на которой зиждется всё бытие, что материальное тело временно, и что Сверхдуша (Параматма) вездесуща. Конечной целью йоги является мокша - освобождение из круговорота рождения и смерти (самсары) через осознание Бога и своих отношений с Ним. Этой цели можно достичь практикуя любой из трёх видов йоги, хотя в шестой главе Кришна говорит о превосходстве бхакти над другими путями достижения высшей цели.

Хатха-йога - это одна из систем йоги, описанная Йоги Сватмарамой в своём труде «Хатха-йога-прадипика», составленном в Индии в XV веке. Хатха-йога значительно отличается от раджа-йоги Патанджали: она сосредоточена на шаткарме, очищении тела, приводящего к очищению ума (ха), ипраны, или жизненной энергии (тха). Хатха-йога даёт дальнейшее развитие сидящим йогическим позам (асанам) раджа-йоги Патанджали, добавляя к ним гимнастические йогические элементы. В настоящее время, хатха-йога в её многочисленных вариациях представляет собой стиль йоги, наиболее часто ассоциируемый с понятием «йога».
1.6.
Вайшешика

Система вайшешики - одна из шести главных теистических школ индийской философии (Миманса, Веданта, Йога, Санкхья, Ньяя, Вайшешика).. Она была основана мудрецом Канадой, настоящее его имя - Улука. Вайшешика получила свое название от слова вишеша, что означает особенность. Прозвище Канада означает пожиратель атомов.

Импульсом системы вайшешика является ее враждебное отношение к буддистскому феноменализму. Признавая буддистскую точку зрения на источники познания: восприятие и логический вывод, вайшешика в то же время считает, что души и субстанции являются непреложными фактами. Она не связывает себя с проблемами теологии.

Смежной вайшешике системой философии является ньяя. Обе системы ставят перед человеком одну и ту же цель - освобождение индивидуального я. Они считают незнание коренной причиной всякой боли и страдания, а освобождение - абсолютным прекращением страданий, которое должно быть достигнуто через правильное познание реальности. Однако между ними существуют и некоторые различия, сводящиеся в основном к двум пунктам.

Во-первых, если наяйики признают четыре независимых источника познания - восприятие, логический вывод, сходство и свидетельство, то вайшешики - только два: восприятие и логический вывод, сводя к ним сходство и устное свидетельство.

Во-вторых, наяйики признают шестнадцать категорий, считая, что они исчерпывают всю реальность и включают все категории, принятые в других философских системах; система же вайшешики признает только семь категорий реальности, a именно: субстанция (дравья), качество (гуна), действие (карма), всеобщность (саманья), особенность (вишеша), присущность (самавая) и небытие (абхава). Категория буквально понимается как объект, обозначенный словом.

Философы-вайшешики разделяют все объекты, обозначенные словами, на два класса - бытие и небытие. В класс бытия включается все, что есть, или все положительные реальности, как, например, существующие предметы, ум, душа и т. д. В свою очередь, класс небытия объединяет все отрицательные факты, например несуществующие вещи. Существует шесть видов бытия, то есть шесть видов положительных реальностей: субстанция, качество, действие, всеобщность, особенность, присущность. Позднейшие вайшешики добавляют к ним седьмую категорию - небытие, которая обозначает все отрицательные факты.

    1. Философские школы Древнего Китая

Даосизм (основал Лао-Цзы - мудрец ребенок), конфуцианство, моизм (Мо-цзы), школа законников (Шан-Ян, Хань-Фай-цзы), натурфилософия, школа исправления имен (идет от Конфуция). Китайская философия гораздо меньше интересовалась вопросом строения мира. Только даосизм более или менее решил этот вопрос. Другие школы: как жить человеку в этом обществе?

Даосизм. В центре внимания стоят природа, космос и человек. Мир пребывает в постоянном движении и изменении, развивается, живет и действует спонтанно, без каких-либо причин. Космический человек - Поньга. Мир появился из его частей. Философия: безличностные начала принадлежат Вселенной. Дао - путь, дорога, причина, цель развития мира. Два Дао: незыблемое, постоянное начало, некая черная дыра, пустота. Оно не познаваемо, мы только догадываемся, что оно есть. Втоpое: реальное Дао - направленность пути человека его судьбой, естественная природа вещей. Появляются еще два первоначала - небо и земля. Поньга рождается, раздвигая пустоту, образуя небо и землю. Безличностные начала: два Дао: Ян - некоторое мужское начало (светлое, активное), Инь - некоторое женское начало (темное, пассивное). Ян устремляется в небо, Инь в землю. Есть еще один элемент - Цзы, выполняющий роль склеивающего начала между Ян и Инь. Дао разлито повсюду - идея пантеистического начала (божественное начало - везде разлито, везде его можно найти). Что надо, чтобы познать? Пpинцип недеяния - Увей. В этом мире ничего нельзя менять, к Дао надо приобщаться. Тот, кто мудр, тот не говорит. Представления о Дао есть и у Конфуция и в других школах.

Моизм. Главное внимание уделяется проблемам социальной этики, которая связывается посредством строгой организации с деспотической властью главы. Весь смысл заключается в идеях всеобщей любви и преуспеваемости, взаимной пользы. Школа моизма (Мен-цзы). Судьбы как таковой нет, все люди равны - образовывать нужно всех. Каждый сам управляет своей судьбой. Самые большие демократы в Дpевнем Китае. Должны быть государственные принципы образования.

Легизм. Шан Ян (природа человека - зло). Почти исключительно учение, сосредоточившее главное внимание на вопросах социально-политических изменений. Его представители занимались проблемами социальной теории и проблемами, связанными с государственным управлением. Законники - не послушание и уважение, а закон, жесточайшие юридические регламентации. Hикто не обязан любить, но каждый обязан исполнять закон. За нарушение - наказание; чем меньше проступок, тем больше наказание. Если пресечь в самом начале, то не будет и далее преступлений. Как наблюдать за исполнением законов, как контролировать? Хань Фан-цзы: надо, чтобы каждый следил за каждым и доносил. Hаказание за недоносительство. Система тотальной слежки и доносительства начальнику.

Конфуцианство .

Эклектики. Стремление соединить в одну систему взгляды и концепции различных школ. Они утверждали, что каждая из школ постигает действительность своим способом и необходимо эти способы объединить в такую целостность, которая была бы новой универсальной системой интерпретации мира.

    1. Античная философия (общая характеристика)

С момента своего рождения философия предстает как триединство связанных между собой моментов: содержания, метода, цели.

Что касается содержания , то философия хочет объяснить реальность во всех ее частях и моментах без изъятия, реальность как целое. Что касаетсяметода , то философия стремится к рациональному объяснению всеобщего как объекта. Для нее значим лишь разумный аргумент, логическая мотивация, логос. Недостаточно констатировать, определить данные факта, опыта: философия должна идти дальше фактов и опыта, находить причины с помощью разума. Цель философии , в конечном счете, состоит в чистом созерцании истины, чистом желании достичь ее. Греческая философия в целом и есть эта бескорыстная любовь к правде. «Люди, - писал Аристотель, - философствуя, ищут знание ради самого знания, а не ради какой-то практической пользы».

Античная греческая и греко-римская философия имеют более чем тысячелетнюю историю, начиная с VII в. до н.э. и до 529 г. н.э., когда император Юстиниан закрыл языческие школы, разогнав их последователей. Внутри этого периода можно различить следующие фазы:

Начальный период античной философии был тем, что обычно именуется ее классикой. Это - период VI - IV вв. до н. э.

1) Период натуралистический с его проблемами физиса (природы) и космоса, между VI и V вв. до н.э., где действуютионийцы, пифагорейцы, элеаты, плюралисты и физики-эклектики.

2) Период так называемый гуманистический , герои которого -софисты , и в особенности, Сократ, впервые попытавшийся определить сущность человека.

3) Период большого синтеза Платона и Аристотеля, характеризующийся открытием сверхчувственного и органической формулировкой основных философских проблем.

Социально-историческая действительность требовала необычайного развития отдельной человеческой личности, требовала огромного развития субъективных усилий человека. Но такой человек чувствовал и свою самостоятельность, тем самым уходил в свои собственные глубины, развивалось субъективное самочувствие человека. Эту эпоху мы условно называем ранним эллинизмом, относя ее к IV - I векам до н. э. В античности три главные школы раннего эллинизма - стоицизм, эпикуреизм и скептицизм.

Остальные века античной философии, то есть I - VI н.э., мы условно называем поздним эллинизмом , условно потому, что сюда входит и вся римская философия, настолько развивавшаяся под влиянием греческой философии, что ее тоже удобно будет относить к позднему эллинизму. Сущность позднего эллинизма имела свою собственную и весьма реально представленную историю. Окончательный вид философия этого периода получила только в последние четыре века античной философии, а именно в школе так называемого неоплатонизма , просуществовавшей в течение III - VI вв. н. э.

4) Период эллинистических школ эпохи завоеваний Александра Македонского и до конца языческой эры - кинизма, эпикуреизма, стоицизма, скептицизма и, наконец, эклектицизма .

Гибель античной философии . Античная философия началась с мифа и кончилась мифом. И когда был исчерпан миф, оказалась исчерпанной и сама античная философия. Однако умирала она отнюдь не сразу. В самом конце античности появился целый ряд теорий упадка, которые уже переставали соответствовать античному духу и стали в той или иной степени зависеть от христианской идеологии, в те времена прогрессивной и восходившей.

5) Религиозный период античной языческой мысли - возрождающегося неоплатонизма и его модификаций.

6) Христианская мысль в ее зарождении и попытке рационально сформулировать догму новой религии в свете категорий греческой философии.

Поделиться