Есть ли исповедь перед литургией преждеосвященных даров. О причастии на литургии преждеосвященных даров

Что нужно знать о Литургии Преждеосвященных Даров? Что такое Литургия Преждеосвященных Даров, в чем ее отличие от полной литургии, когда её служат, как на ней причаститься и всем ли можно? На эти и некоторые другие вопросы мы постарались найти ответы. Чем отличается Литургия Преждеосвященных Даров от “обычной” литургии – Иоанна Златоуста или Василия Великого? Во время Литургии Преждеосвященных Даров верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде – на предыдущей полной литургии по чину св. Василия Великого или св. Иоанна Златоуста и сохраняемые в ковчежце обычно на престоле или (реже) на жертвеннике.

В последовании Преждеосвященной литургии:

  • нет первой части полной литургии – проскомидии;
  • литургия предваряется службой 3-го, 6-го и 9-го часов с Последованием Изобразительных;
  • по отпусте Изобразительных совершается вечерня, которая заменяет начальную часть литургии оглашенных (последняя ее часть имеется и в Преждеосвященной литургии);
  • на литургии верных нет молитв и песнопений, относящихся к приготовлению и преложению Святых Даров

Когда служится Литургия Преждеосвященных даров?

Литургия преждеосвященных даров служится вместе с великопостной вечерней. В древности служили по вечерам, воздерживаясь от пищи целый день.

Сегодня в большинстве храмов Преждеосвященная служится утром, однако в некоторых приходах бывают и вечерние службы.

Если причащаться вечером, какой продолжительности должен быть евхаристический пост?

Шесть часов по установившейся традиции.

В какие дни служится Литургия Преждеосвященных Даров?

По средам и пятницам Великого поста, в четверг пятой седмицы Великого поста, в день памяти 40 мучеников Севастийских, а также в первые три дня Страстной седмицы.

Исключения:

  • В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы всегда служится литургия св. Иоанна Златоуста, вне зависимости от дня недели.
  • Если день памяти 40 мучеников Севастийских приходится на выходные дни – служится литургия или Василия Великого (в субботу) или Иоанна Златоуста (в воскресенье).

Всех ли причащают за Литургией Преждеосвященных Даров?

По сложившейся традиции, за Преждеосвященной причащаются те, кто может принять Частицу. То есть младенцев, которые причащаются Кровью, за литургией Преждеосвященных Даров не причащают.

Самым распространенным ответом на этот вопрос будет – святитель Григорий Двоеслов. И он же будет не совсем верным.

На самом деле этому не находится подтверждений: ни в греческих, ни славянских рукописях, этот чин обычно не подписан там ничьим именем или упоминаются имена свт. Василия Великого, Епифания Кипрского или Германа Константинопольского. Кроме того, в сохранившихся текстах самого святителя Григория тоже ничего такого нет. Однако его труды содержат указание на чинопоследование Римской Церкви – освящение Чаши через погружение в нее Преждеосвященного Хлеба.

Когда и зачем во время Литургии Преждеосвященных Даров звенит колокольчик?

Звоном колокольчика отмечаются важнейшие моменты службы. По традиции при звуке колокольчика все молящиеся встают на колени, а при повторном – поднимаются.

Первый раз во время перенесения Святых Даров на жертвенник:

Читается последняя, третья часть кафизмы во время которой совершается перенос Святых Даров с престола на жертвенник. Это будет отмечено звонком в колокольчик, после чего все собравшиеся, отмечая важность и святость этого момента, должны опуститься на колени. После перенесения Святых Даров на жертвенник снова звонит колокольчик, значит уже можно подыматься с колен.

Второй раз:

Во время чтения первой паремии священник берет зажженную свечу и кадило. По окончании чтения священник, начертывая кадилом святой крест, произносит: «Премудрость, прости!», тем самым призывая к особому вниманию и благоговению, указывая на особенную мудрость, заключенную в настоящем моменте.

Затем священник оборачивается к собравшимся и, благословляя их, произносит: «Свет Христов просвещает всех!». Свеча – символ Христа, Света мира. Зажигание свечи во время чтения Ветхого Завета означает, что все пророчества совершились во Христе. Ветхий Завет ведет ко Христу так же, как и Великий Пост ведет к просвещению оглашенных. Свет крещения, соединяющий оглашенных с Христом, открывает их разум для понимания учения Христова.

По установившейся традиции в этот момент все собравшиеся опускаются на колени, о чем их предупреждает звонок колокольчика. После произнесения слов священником звонок колокольчика напоминает о том, что можно встать с колен.

Те люди, которые принадлежат к Церкви лишь по привычке или из послушания традиции, обычно воспринимают Великий Пост – те шесть недель, которые подводят нас к Страстной Седмице и Пасхе – только как время некоторого самоограничения. Условно такое отношение к Великому Посту может быть названо негативным. Нужно отказаться от мясной и молочной пищи, от танцев и других развлечений. Когда-то во время Великого Поста нужно пойти к Исповеди и причаститься.

Другое отношение к Великому Посту мы встретим у тех, кто принадлежит к Церкви не по благочестивой инерции, а ищет сознательной и разумеющей веры. Такие люди не смогут не заметить, что во время Великого Поста, прежде всего, меняется сам стиль богослужебного самовыражения Церкви. Было бы ошибочным видеть в этом стиле лишь обращенный к нам призыв к покаянию и исправлению, хотя и это с несомненностью входит в богослужебную тематику великопостного времени.

Но миссия Церкви в мире состоит не в том, чтобы обличать людей и звать их к исправлению – с этой задачей могла бы справиться любая из многочисленных систем моральной философии. Церковь же вновь и вновь являет нам основную истину новозаветного откровения – быть христианином означает пережить чудо рождения к новой жизни и уже здесь, на земле, ощущать себя гражданином явленного нам Христом Царства Божьего. Соответственно с этим Великий Пост, для Православного Христианина, есть, с одной стороны, время светлой печали и, одновременно с этим – трудное, отмеченное подвигом, странствие к прекрасной цели – к празднику Воскресения Христова, к Святой Пасхе.

Почему мы назвали великопостное время временем светлой печали? Мы испытываем печаль потому, что сознаем, что мы, подобно евангельскому блудному сыну, ушли из Отчего дома в далекую страну, что мы не сохранили, в нашей суетной и рассеянной жизни, той чистоты крещальных одежд, в которые мы были облачены, когда вступали в Церковь. Нужно стряхнуть с себя то состояние оцепенения, ту рутину повседневности, которые внушают нам, что жизнь падшего мира – в нас самих и вокруг нас – есть единственная из возможных форм жизни. Затосковать по иному образу жизни, тому, который явлен нам в Евангелии и в опыте святых и подвижников и значит приобщиться к этой светлой печали, которая есть начало духовного обновления. Печаль эта светла потому, что мы знаем – Бог принимает нас, возвращающихся к Нему, с той же любовью и готовностью простить нас, как принял блудного сына отец евангельской притчи. Поэтому центральной темой всего великопостного времени становится это таинственное соединение печали и надежды, тьмы и света. Бог сделал меня Своим храмом, но этот храм нуждается в очищении и обновлении и я верю и надеюсь, что Бог поможет мне в этом.

На вечерне в Прощеное воскресенье, с которой начинается Великий Пост, мы слышим слова “великого прокимна” – слова и скорби и надежды одновременно: “не отврати лица Твоего, потому что я скорблю! Скоро услышь меня, обрати внимание на душу мою и избавь ее”.

Великий Пост длится 40 дней. Мы знаем, что 40 лет продолжалось шествие избранного народа из египетского рабства в землю обетованную. 40 дней постился в пустыне Христос, прежде чем выйти на Свое служение Слова и Жертвы: Безгрешный Сам, Он давал нам пример обновления через Пост. И для нас это – сорокадневное шествие к свету Святой Пасхи, ибо праздник Воскресения Христова – не просто великий, пусть величайший, из всех праздников церковного года, а сама сущность и сердцевина нашей веры. Без непреложной веры в то, что во Христе оказались побежденными не только грех, но и мнимое всесилие смерти, проповедь Евангелия теряет свой смысл – ибо к чему обновлять и возрождать то, что все равно обречено на смерть, распад и забвение? Именно поэтому говорит Апостол Павел, что “если Христос не воскрес, то вера наша тщетна”. Но явленным нам в подвиге веры чудом Воскресения живет и дышит каждое слово христианского благовестия и свет грядущей Пасхи озаряет собой великопостные дни.

Литургия Преждеосвященных даров

Литургию Преждеосвященных Даров можно, не преувеличивая, назвать сердцевиной или центром Великопостных Богослужений. В некоторых старинных рукописных служебниках она называется "Литургией Великой Четыредесятницы". И, действительно, она является самым характерным Богослужением этого священного периода года.

Название этой Службы раскрывает нам саму ее сущность: она является именно Литургией "Даров Преждеосвященных". Этим она отличается от Литургии Святого Василия Великого и Литургии Святого Иоанна Златоуста, на которых совершается Евхаристия – приношение и освящение Даров. Во время "Литургии Великой Четыредесятницы" нам предлагаются Святые Дары "Преждеосвященные", то есть уже заранее освященные на одной из предшествующих Литургий, которая служилась в иной день. Предлагаются нам эти Святые Дары, чтобы мы имели возможность причащаться от них и освящаться ими. Другими словами Литургия Преждеосвященных Даров – это, в сущности, не "Литургия" в том смысле, как бывают обычные Литургии Святителей Иоанна Златоуста или Василия Великого, а особый чин Причащения.

Чтобы понять причины возникновения чина приобщения Преждеосвященными Святыми Дарами, надо обратиться к его истории. Его корни восходят к древнейшей практике Церкви. В первые века христианской истории верующие приступали к Святым Тайнам на каждой Литургии.

Существовал даже обычай, что верующие, когда не было Литургии среди недели, причащались частным образом от Святых Даров, оставшихся от воскресной Литургии. И на основании этого обычая выкристаллизовалось в монастырях особое последование молитвы: все монахи молились совместно перед Причастием, и затем они также совместно благодарили Бога, Который их сподобил стать причастниками Святых Таин. Это совершалось после Вечерни или же после 9-го часа (около трех часов пополудни), так как древние отшельники постились до позднего часа, вкушая пищу обыкновенно только один раз в день, вечером. Со временем это последование молитв принимало облик краткой Службы, несколько похожей на чинопоследование Литургии. Так возникло то, что ныне именуется "последованием Изобразительных", которое в современной практике совершается после шестого или девятого часа. Само название "Изобразительные" указывает на то, что в этой краткой Службе, в какой-то мере, "отображается" чин Литургии. А в этом отношении оно оказалось предшественником нашей Литургии Преждеосвященных Даров.

Во время Великого Поста полная Литургия совершается только по субботам и воскресеньям. Древний церковный обычай, который был подтвержден Правилами Соборов, запрещает совершение Литургии в будни Великого Поста, так как эти дни должны быть всецело посвящены посту и покаянию. Совершение Божественной Литургии не соответствовало бы скорбному характеру этих дней. Литургия является пасхальной тайной, праздником Церкви, наполненным радостью и духовным ликованием.

Однако, здесь возникал вопрос. Как говорит Святитель Василий Великий, верующие его времени привыкли причащаться, кроме суббот и воскресных дней, еще, по крайней мере два раза в неделю – в среду и пятницу. Но как причащаться без Литургии? Ответ был дан уже заранее: от Святых Даров, освященных на одной из предшествующих Литургий. Мы находимся во время Великого Поста. Но Пост в те времена означал полное воздержание от всякой пищи до наступления захода солнца. А Причастие Святых Даров должно было увенчать, закончить постный день. Поэтому оно должно было, в эти дни, иметь место уже после Вечерни.

Чин Литургии Преждеосвященных Даров так и состоит из Вечерни, в конце которой предлагаются Святые, Преждеосвященные Дары и читаются приготовительные молитвы перед Причащением, совершается само Причащение и возносятся, после него, благодарственные молитвы. Связь этой Службы с Великим Постом придает ей особый, "скорбный" характер. Престол и священные сосуды, содержащие Святые Тайны покрыты покровцами темного цвета. Молитвы исполнены чувствами смирения и умиления. Вообще, вся служба носит характер особой таинственности.

Первая часть Литургии Преждеосвященных Даров состоит из великопостной Вечерни, только с некоторыми особенностями. Священник облачается в темные священные одежды. Сама Вечерня начинается не возгласом, обычным для Вечерни ("Благословен Бог наш…"), а начальным возгласом Литургии:

"Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков."

Клир отвечает: «Аминь.»

Таким образом, все Богослужение обращено к надежде Царства, оно то духовное ожидание, что и определяет собой весь Великий Пост.

Потом читается, как на других Вечернях, псалом 103-й – "предначинательный", начинающийся словами:

"Благослови, душе моя, Господа! Господи, Боже мой, возвеличился еси зело…".

Этот псалом, восхваляющий Бога – Творца всего мира, является как бы "предисловием" Вечерни, а, вместе с ней, и всего круга повседневных Служб, так как по ветхозаветному преданию, вечер с наступающей ночью считается началом дня или же суток.

После этого "предисловия", Диакон (или, вместо него, сам священник) приглашает верующих к совместной молитве, произнося Великую или Мирную ектенью:

"Миром Господу помолимся…".

Читается 18-я Кафизма из Псалтири. Псалмы этой Кафизмы (с 119-й по 133-й) называются "песнями восхождения"; в древности, еще в ветхозаветные времена, их пели на ступенях Иерусалимского храма, поднимаясь по ним.

Эта Кафизма разделяется на 3 части, так называемые «Славы», после каждой части или «Славы» Диакон произносит Малую ектению и Священник – возглас.

Во время чтения этих трех частей Кафизмы, Священник и Диакон в Алтаре совершают следующие Священнодействия:

На первой «Славе» (часть 1-я) – Священник тайно читает первую молитву, затем с Диаконом полагают два земных поклона, целуют Престол, Священник отставляет Святое Евангелие, раскрывает Святой Антиминс, ставит на него Дискос, берет Святое Тело Христово(заранее приготовленное за полной Божественной Литургией) Копием и Лжицей и полагает Его на Дискос; после этого вместе с Диаконом полагают один земной поклон.

На второй «Славе»(часть 2-я) – Священник читает тайно вторую молитву, затем также с Диаконом полагают два земных поклона. Священник благословляет кадило и с Диаконом совершают три раза каждение вокруг Престола. Во время каждения Диакон держит в руках малую свечу. Завершив каждение, Священник и Диакон полагают один земной поклон.

На третьей «Славе» (часть 3-я) – Священник читает тайно третью молитву, затем вновь полагают с Диаконом два земных поклона и совершают перенесение Святых Даров с Престола на Жертвенник следующим образом: Диакон с кадилом и свечей идет впереди Священника полуоборотом и непрестанно кадя. Священник следует за Диаконом, неся над главой положенные на Дискос Святые Дары. Шествие проходит через Горнее Место Алтаря. В это время все находящиеся в Храме, перекрестившись, в полном благоговении становятся на колени и опускаются главами до земли (падают ниц) и остаются в таком положении до окончания Священнодействия. Иерей, подойдя к Жертвеннику, поставляет на него Святые Дары; благословляет вино (неосвященное) с водой и вливает в Святую Чашу (Потир); кадит каждый покровец и покрывает ими, сначала, Дискос со Святыми Дарами, затем, Святую Чашу (Потир); потом и Дискос, и Святую Чашу покрывает большим Воздухом. После этого, на Жертвеннике ставится горящая свеча перед Святыми Дарами. Священник с Диаконом возвращаются к Престолу. Священник крестится, осеняет губкой Антиминс, затем его целует и складывает. Диакон подает Священнику Святое Евангелие, Священник осеняет Евангелием сложенный Антиминс и возлагает на него Евангелие, вместе с Диаконом целуют Престол, совершают последний земной поклон, после которого все в Храме встают с колен.

По окончании этих приготовлений и чтения 18-й кафизмы, вечерняя Служба продолжается пением отрывков из обычных вечерних псалмов, начинающихся словами:

Господи, воззвах к Тебе, услыши мя;/ услыши мя, Господи./ Господи, воззвах к Тебе, услыши мя;/ вонми гласу моления моего./ Внегда воззвати ми к Тебе;/ услыши мя, Господи.

Да исправится молитва моя,/ яко кадило пред Тобою,/ воздеяние руку моею,/ жертва вечерняя./ Услыши мя, Господи.

Далее вставляются те церковные песнопения – стихиры на "Господи, воззвах", - которые на данный день указаны в богослужебных книгах. И при окончании этих песнопений, священнослужители совершают обычный вечерний Вход – шествие в Алтарь через Царские врата, которое завершается молитвой:

Свете тихий святыя славы Безсмертнаго Отца Небеснаго,/ Святаго, Блаженнаго, Иисусе Христе!/ Пришедше на запад солнца, видевще свет вечерний,/ поем Отца Сына и Святаго Духа, Бога./ Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными,/ Сыне Божий, живот даяй; / темже мир Тя славит.

Вслед за вечерним Входом предлагаются два чтения – "Паремии" – из Ветхого Завета: одно из книги Бытия, другое из книги Притчей Соломоновых.

Между двумя этими чтениями совершается обряд, напоминающий те времена, когда Великий Пост был посвящен приготовлению людей к крещению. Во время первого отрывка из Ветхого Завета Священник ставит зажженную свечу на Евангелие, лежащее на Престоле; по окончании первого чтения и пения прокимна все находящиеся в Храме становятся на колени и наклоняют головы до земли. Священник берет с Евангелия свечу и кадило и благословляет молящихся, возглашая:

"Свет Христов просвещает всех!".

После этого возгласа Священника все встают с колен.

Свеча – символ Христа, Света мира. Стоящая на Евангелии во время чтения Ветхого Завета свеча, символически указывает на то, что все пророчества свершились во Христе, Который просветил Своих учеников, чтобы "они могли разуметь писания". Ветхий Завет ведет к Христу, так же, как Великий Пост ведет к просвещению крещающихся. Свет Крещения, соединяющий людей со Христом, открывает их разум для понимания учения Христова.

После этого второго ветхозаветного чтения все вновь становятся на колени и начинается посреди Храма торжественно-умилительное пение:

Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонмй гласу моления моего внегда воззвати ми к Тебе.

Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою: воздеяние руку моею, жертва вечерняя.

Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих.

Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою: воздеяние руку моею, жертва вечерняя.

Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех.

Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою: воздеяние руку моею, жертва вечерняя.

Слова эти из 140 псалма. Во время этого пения совершается в Алтаре каждение перед Святым Престолом и Жертвенником. Пение это повторяется шесть раз, и при этом вставляются другие стихи из того же псалма.

После пения этого молитвословия все встают с колен.

В практике Русской Церкви, после пения этих стихов читается великопостная молитва Преподобного Ефрема Сирина с поклонами:

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Затем следует прилежное моление о всех членах Церкви - Сугубая ектения, а также об оглашенных и, начиная со среды 4-й недели Поста – особенно о тех оглашенных, которые в этом году приготовляются "ко святому просвещению", то есть к Таинству Крещения, которое в древности совершалось в Святую и Великую Субботу. И уже после отпущения всех оглашенных начинается вторая часть Литургии Преждеосвященных Даров: чин Причащения.

Наступает торжественный момент перенесения Святых Даров с Жертвенника на Престол. Внешне этот Вход похож на Великий Вход за Литургией, но по существу и духовному значению он, конечно, совершенно иной. В полном Евхаристическом Богослужении Великий Вход есть перенесение (приношение) еще не освященных Даров: Церковь приносит себя, свою жизнь, жизнь своих членов и все творение в жертву Богу, включая эту жертву в единую и совершенную жертву Христа. Вспоминая Христа, Церковь вспоминает всех тех, кого Он воспринял, для их искупления и спасения. Перенесение Святых Даров символически изображает явление Христа и завершение поста, молитвы и ожидания, - приближение той помощи, утешения, радости, которых мы ждали.

Торжественное перенесение Святых Даров с жертвенника на св. престол сопровождается древней песнью:

Ныне силы небесныя с нами невидимо служат: се бо входит Царь Славы, се Жертва Тайная совершенна дориносится.

Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа

Вот русский перевод этой молитвы: "Ныне силы небесные с нами невидимо служат, потому что вот входит Царь Славы. Вот Жертва Тайная, уже освященная, переносится. С верою и любовью приступим, чтобы быть участниками жизни вечной. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя".

Во время пения «Ныне силы небесныя…» совершается каждение Алтаря. После каждения Священник и Диакон совершают три поясных поклона с молитвой: «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя.» Затем три раза читается «Ныне силы небесныя…» священником и оканчивается «Верою и любовию…» Диаконом; и оба поклоняются. Все три раза этого чтения Священник воздевает руки, а Диакон – орарь. Окончив это, они целуют Престол, кланяются друг другу и молящимся, затем отходят к Жертвеннику. У Жертвенника Диакон подает Священнику кадило. Священник, трижды покадив Святые Дары, возвращает кадило Диакону. Начинается Вход. Вход со Святыми Дарами, уже освященными, совершается с крайним благоговением. Святые Дары торжественно переносятся с Жертвенника на Престол через Амвон и Царские Врата. Диакон предшествует Священнику с кадилом и свечой. Священник в правой руке несет на уровне главы Дискос со Святым Телом Христовым; в левой – Святую Чашу с благословенным вином.

Во время перенесения Святых Даров все находящиеся в Храме, перекрестившись, становятся на колени и касаются главами земли; в таком положении они остаются до полного поставления Святых Даров на Престоле.

Священник, поставив Святые Дары на Престол, снимает покровцы и покрывает большим Воздухом. После этого, он принимает от Диакона кадило и трижды кадит Святые Дары. Все в Храме встают с колен.

В практике Русской Церкви после Великого Входа вторично на Литургии Преждеосвященных Даров читается молитва Преподобного Ефрема Сирина "Господи и Владыко живота моего…" с тремя земными поклонами.

После земных поклонов закрываются Царские Врата и Завеса задергивается только до половины.

Диакон произносит Просительную ектению.

Начинается теперь непосредственное приготовление к Святому Причащению, заключающее в себе, преимущественно, молитву Господню "Отче наш". Этой молитвой всегда завершается приготволение к Причастию. Произнося ее, молитву Самого Христа, мы тем самым принимаем Дух Христов, как собственный, Его молитву к Отцу, как нашу, Его волю, Его желание, Его жизнь, как наши собственные.

Затем Священник, на коленях припав к Престолу и касаясь правой рукой Святого Тела, возглашает:

«Преждеосвященная Святая святым.»

Все молящиеся в Храме совершают земной поклон.

Клир отвечает: «Един Свят, Един Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. Аминь.»

Потом совершается Причащение духовенства под пение причастного стиха:

"Вкусите и видите, яко благ Господь! Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа. ", и затем выносится Святая Чаша; Диакон возглашает:

«Со страхом Божиим и верою приступите.» Клир отвечает:

«Благословлю Господа на всякое время, хвала Его во устех моих.»

Причастники совершают земной поклон перед Чашей.

Начинается причащение мирян и по его окончании Священник, благословляя молящихся в Храме, произносит:

«Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое.» Клир отвечает:

«Хлеб небесный и Чашу жизни вкусите и видите, яко благ Господь. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа. Богослужение заканчивается, и Священник возглашает:

"С миром изыдем!".

В заключение всей Службы, произносится молитва "заамвонная". "Заамвонными" называются заключительные молитвы обычной Литургии и Литургии Преждеосвященных Даров оттого, что Священник произносит эти молитвы стоя близ того места, где когда-то возвышался среди Храма древний "Амвон" – то есть особенное возвышение, откуда читается Евангелие.

"Заамвонная" молитва Литургии Преждеосвященных Даров отличается особой красотой выражения. В ней отражается связь между служением Литургии Преосвященных Даров и постным временем. Святая Четыредесятница – время подвигов, время тяжкой борьбы со страстями и грехами. Но победа над невидимыми врагами несомненно будет дана всем, которые, по выражению "заамвонной" молитвы – "добрым подвигом" подвизаются. И уже недалек от нас день Святого Воскресения.

Божественная Литургия Преждеосвященных Даров – одна из самых прекрасных и умилительных служб Церкви. Но, вместе с тем, она является и неким настойчивым призывом к частому Причащению Святых Христовых Таин. В ней слышен голос из глубины веков, голос живого, древнего предания Церкви. Голос этот говорит, что нельзя жить жизнью во Христе, если верующий не обновляет постоянно свою связь с источником жизни - причащаясь Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Ибо Христос есть, по словам Апостола Павла – "жизнь наша" (Кол. 3: 4).

Проповедник

В Афинском храме в честь Святого Ферапонта, который находится в районе Зографу, есть хороший обычай. Во время Великого Поста по воскресеньям в церковь приглашают проповедника. Может быть, русским людям это покажется странным, ведь каждый Священник говорит проповеди. Но в Греции звания проповедника удостаивается лишь тот, кто имеет особый проповеднический дар.

Итак, в один из воскресных дней Великого Поста после обычной вечерней службы в нашем Храме проповедовал некий Священник, в прошлом - врач по профессии. А надо сказать, что к врачам греки испытывают особое уважение, называя их учеными. Конечно, всем было интересно услышать, что скажет врач и в то же время человек, имеющий сан Священника.

Он начал с традиционного напоминания Евангелия, прочитанного в тот день за Литургией. Речь шла об апостолах, просивших у Господа, чтобы сесть им в Его Царстве одному по правую сторону, а другому по левую в славе Его. Известен ответ Господа: «Не знаете, чего просите...» (Мк. 10,38). Проповедник особо обратил внимание на то, что мы, христиане, часто просим у Господа то одного, то другого, а когда Он дает нам просимое, тогда оказывается, что мы не готовы принять Его дар.

Например, говорил он, мы просим смирения. Как говорится в известной молитве Преподобного Ефрема Сирина: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения... даждь ми». Но что значит просить смирения? Это все равно, что сказать: «Господи, я готов принять от Тебя все, что Тебе угодно послать мне». А послать Он может самое неожиданное, может быть, совсем не то. что мы хотели бы получить. Например, страшную болезнь, которая может привести к смерти тебя или твоего ребенка, или мужа, или другого близкого тебе человека. Тогда мы начинаем роптать или вопрошать: Господи, за что? Забываем, что просили смирения, а когда Бог решил нас испытать, проверить искренность наших слов, то на поверку оказалось, что мы не готовы принять дар смирения. Ведь смиренный человек за все благодарит Бога и не спрашивает: за что случилось со мной то или другое? Он все принимает как дар Божий и за все благодарит.

Еще пример неготовности принять дар смирения. Пошел утром человек на работу, а там на него напустился начальник, или по дороге кто-то успел его оскорбить, а когда он вернулся домой, оказалось, что жена не успела приготовить обед, а дети, придя из школы, пристают к нему со своими безконечными вопросами и играми. Для чего все это? Опять же для того, чтобы испытать христианина: готов ли он к аскезе? Греческое слово «аскизи» значит «упражнение». Великим Постом все мы призываемся к духовным упражнениям, то есть к аскезе. Вот и дает Бог этому человеку - христианину - возможность поупражняться в смирении, а тот вместо того, чтобы смириться - раздражается, гневается, выходит из себя, и чаще всего по пустякам.

Священник подробно остановился на значении слова «аскеза», говоря, что чаще всего мы неправильно понимаем это слово, думая, что оно касается только монахов. На самом же деле все христиане призваны быть аскетами. Тут нет разницы между монахами и мирянами. Что же значит быть аскетом? Ничего другого, как упражняться в подвигах поста, молитвы, поклонов, в творении добрых дел...

Но бывает, что, несмотря на все эти духовные подвиги, человек может потерпеть поражение в духовной брани. Потому что ставил во главу угла эти внешние упражнения, но оказался не готовым принять дар Божий в виде испытаний, которые Богу угодно было ему послать. Как бы ни были велики подвиги молитвы и поста, сами по себе они не приводят к победе. Когда случается непредвиденное испытание, способен ли подвижник - монах или мирянин - принять то, о чем он просил у Бога?

Бог испытывает человека, желая убедиться, что он готов на самом деле принять со смирением все, что угодно будет Господу ему послать. Так, в молитве Преподобного Ефрема Сирина он просил Бога даровать ему смирение, а на поверку выходит иначе. Очевидно, молясь, мы просим счастья, здоровья, благополучия - все это вполне естественно. Бог не хочет нас видеть несчастными и больными, Он благ. Но, прося у Бога даров духовных, готовы ли мы их принять? Готовы ли мы искренно сказать:

«Да будет воля Твоя», ведь эти слова мы произносим в молитве «Отче наш». Или же мы говорим неправду и ждем от Бога только того, что нам хочется, и вовсе не хотим испытаний?

Не буду перечислять все примеры, которые приводил проповедник. Скажу лишь о том, о чем впервые задумалась после его слов: как часто мы бездумно, заученно повторяем молитвословия, не вникая в их смысл. Может быть, поэтому Апостол Павел советует в молитве не многословить, а сказать всего лишь пять слов умом? И второе: как опасно, многословя, сказать Богу неправду. Просить Его и не быть готовым принять Его дар! Господи, помоги смириться пред святою волею Твоею! Аминь!

Евангелия ЛАГОПУЛУ, г.Афины, Греция

Чем отличается Литургия Преждеосвященных Даров от “обычной” литургии – Иоанна Златоуста или Василия Великого?

Во время Литургии Преждеосвященных Даров верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде – на предыдущей полной литургии по чину св. Василия Великого или св. Иоанна Златоуста и сохраняемые в ковчежце обычно на престоле или (реже) на жертвеннике.

В последовании Преждеосвященной литургии::

  • нет первой части полной литургии – проскомидии;
  • литургия предваряется службой 3-го, 6-го и 9-го часов с Последованием Изобразительных;
  • по отпусте Изобразительных совершается вечерня, которая заменяет начальную часть литургии оглашенных (последняя ее часть имеется и в Преждеосвященной литургии);
  • на литургии верных нет молитв и песнопений, относящихся к приготовлению и преложению Святых Даров

Когда служится Литургия Преждеосвященных даров?

Литургия преждеосвященных даров служится вместе с великопостной вечерней. В древности служили по вечерам, воздерживаясь от пищи целый день.

Сегодня в большинстве храмов Преждеосвященная служится утром, однако в некоторых приходах бывают и вечерние службы.

В Москве по вечерам служат в Сретенском монастыре, в храме Святой Троицы в Хохлах, в храме Всемилостливого Спаса в Митино, в храме всех святых на Соколе и других.

Если причащаться вечером, какой продолжительности должен быть евхаристический пост?

Шесть часов по установившейся традиции.

В какие дни служится Литургия Преждеосвященных Даров?

По средам и пятницам Великого поста, в праздник Первого и Второго обретения главы Иоанна Предтечи (9 марта по новому стилю), в четверг пятой седмицы Великого поста (14 апреля в 2016 году), в день памяти 40 мучеников Севастийских, а также в первые три дня Страстной седмицы.

Исключения:

  • В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы всегда служится литургия св. Иоанна Златоуста, вне зависимости от дня недели.
  • Если обретение главы Иоанна Предтечи и день памяти 40 мучеников Севастийских приходятся на выходные дни – служится литургия или Иоанна Златоуста (в субботу) или Василия Великого (в воскресенье).

Всех ли причащают за Литургией Преждеосвященных Даров?

По сложившейся в Русской Православной Церкви традиции, за Преждеосвященной причащаются те, кто может принять Частицу. То есть младенцев, которые причащаются Кровью, за литургией Преждеосвященных Даров не причащают.

Самым распространенным ответом на этот вопрос будет – святитель Григорий Двоеслов. И он же будет не совсем верным.

На самом деле этому не находится подтверждений: ни в греческих, ни славянских рукописях, этот чин обычно не подписан там ничьим именем или упоминаются имена свт. Василия Великого, Епифания Кипрского или Германа Константинопольского. Кроме того, в сохранившихся текстах самого святителя Григория тоже ничего такого нет. Однако его труды содержат указание на чинопоследование Римской Церкви – освящение Чаши через погружение в нее Преждеосвященного Хлеба.

Когда и зачем во время Литургии Преждеосвященных Даров звенит колокольчик?

Звоном колокольчика отмечаются важнейшие моменты службы. По традиции при звуке колокольчика все молящиеся встают на колени, а при повторном – поднимаются.

Первый раз во время перенесения Святых Даров на жертвенник:

Читается последняя, третья часть кафизмы во время которой совершается перенос Святых Даров с престола на жертвенник. Это будет отмечено звонком в колокольчик, после чего все собравшиеся, отмечая важность и святость этого момента, должны опуститься на колени. После перенесения Святых Даров на жертвенник снова звонит колокольчик, значит уже можно подыматься с колен.

Второй раз:

Во время чтения первой паремии священник берет зажженную свечу и кадило. По окончании чтения священник, начертывая кадилом святой крест, произносит: «Премудрость, прости!», тем самым призывая к особому вниманию и благоговению, указывая на особенную мудрость, заключенную в настоящем моменте.

Затем священник оборачивается к собравшимся и, благословляя их, произносит: «Свет Христов просвещает всех!». Свеча – символ Христа, Света мира. Зажигание свечи во время чтения Ветхого Завета означает, что все пророчества совершились во Христе. Ветхий Завет ведет ко Христу так же, как и Великий Пост ведет к просвещению оглашенных. Свет крещения, соединяющий оглашенных с Христом, открывает их разум для понимания учения Христова.

По установившейся традиции в этот момент все собравшиеся опускаются на колени, о чем их предупреждает звонок колокольчика. После произнесения слов священником звонок колокольчика напоминает о том, что можно встать с колен.

По материалам Правмира

На вопросы телезрителей отвечает иерей Максим Устименко, клирик Спасо-Преображенского собора Санкт-Петербурга. Передача из Санкт-Петербурга.

Когда совершается Литургия Преждеосвященных Даров?

— Литургия Преждеосвященных Даров совершается исключительно в дни Святой Четыредесятницы и в первые три дня Страстной седмицы. В дни Великого поста она служится в среду и пятницу. На Страстной седмице служится в понедельник, вторник и среду. Дополнительно Литургия Преждеосвященных Даров может служиться в дни полиелейных святых, например, если память 40 мучеников Севастийских приходится на седмичные дни, первое и второе Обретение главы Иоанна Предтечи. У нас в Санкт-Петербурге служится дополнительно в память преподобного Серафима Вырицкого. Если на будние дни приходятся храмовые праздники, то также совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Исторически она служилась в среду и пятницу на Сырной седмице. Затем это вышло из практики, поэтому в эти дни Литургия у нас отсутствует, хотя Великий пост официально еще не наступил.

Расскажите, пожалуйста, о самом названии «Литургия Преждеосвященных даров».

— Литургия в переводе с греческого - «общее дело». Предполагается, что все пришедшие в храм будут участвовать в Таинстве Евхаристии. Но поскольку в седмичные дни Великого поста не предполагается совершение самого евхаристического канона, то причащаются Дарами, освященными ранее на Литургии святителя Иоанна Златоуста. Исключением является праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, когда служится полная Литургия свт. Иоанна Златоуста. Преждеосвященные дары хранятся с воскресного дня на святом престоле. По количеству литургий, которые будут служиться на неделе, заготавливаются и освящаются Агнцы, от которых потом и причащаются все верные.

Исторически мы связываем эту Литургию с личностью святителя Григория Двоеслова, так он называется в православной восточной традиции, а в западной - папа Григорий Великий. Эта Литургия существовала с древнейших времен, связано это было с тем, что Cвятые Дары оставлялись для тех, кто не мог присутствовать в храме, либо во времена гонений для тех, кто укрывался в катакомбах. Эти Дары сохранялись и разносились диаконами или диакониссами между верующими, которые не смогли присутствовать на богослужении, иногда это доверялось даже самим мирянам. Так появилась традиция сохранять Дары на престоле. Но для Литургии Преждеосвященных Даров Дары оставляются после последней литургии святителя Иоанна Златоуста, чтобы причащаться ими в будние дни.

Почему не совершается полная Литургия в седмичные дни Великого поста? Само слово Литургия означает «общее дело», то есть когда верные вступают в общение с воскресшим Христом и друг с другом. Евхаристия — это всегда великий праздник, пасхальная радость. Но в дни Великого поста христиане добровольно низводят себя в разряд кающихся. Поскольку кающиеся были приравнены к оглашенным, которые на Литургии верных не присутствовали и не причащались, могли присутствовать только на Литургии слова, когда читается Слово Божие и говорится проповедь. В дни Великого поста все христиане приравнивались к кающимся и лишали себя возможности в принесении анафоры. Анафора — дело всей Церкви от предстоятеля до мирян, это момент возношения Святых Даров на Литургии. Но чтобы не лишать себя общения с Господом, в среду и пятницу верные причащаются от Преждеосвященных Даров, что служит великой радостью и подкреплением духовных сил. Именно поэтому наш пост является строгим с понедельника по среду, когда по уставу вечером дозволяется вкушать вареные овощи. В четверг и пятницу вечером уставом дозволяется выпить немного вина. В среду и пятницу люди причащались и после этого приступали к трапезе. Вкушению этой трапезы предшествовала вечерняя Литургия Преждеосвященных Даров. Служилась она примерно в 14 часов. Сейчас в нашей практике мы совершаем вечерню в 17-18 часов, а в седмичные дни Великого поста случается, что все службы соединяются: часы, изобразительны, вечерня. Они совершаются с утра, а в понедельник добавляется еще и утреня. Единственный раз, когда в современной традиции сохранилась память служения вечерни в 14 часов — служба выноса Плащаницы.

— В храме Пророка Илии на Пороховых, где я имею честь служить совершается две Литургии Преждеосвященных Даров: утром и вечером. Люди после работы могут прийти причаститься. Расскажите о практике подготовки к вечерней Литургии Преждеосвященных Даров?

— В Санкт-Петербурге традиция служения Литургии Преждеосвященных Даров вечером началась с подачи приснопамятного митрополита Никодима (Ротова). Тогда в Троицком соборе, за исключением Первой седмицы Великого поста, когда по вечерам положено читать Покаянный канон Андрея Критского, было принято служить две Литургии: утром и вечером. Владыка Никодим сам ее служил и сам причащался.

Впервые вопрос о вечерней Литургии был поднят в 1968 году в Зарубежной Церкви, в частности митрополитом Антонием Сурожским. Христиане в наши дни работают и не могут прийти утром в будние дни в храм. А служба очень красивая, трогательная, носит покаянный характер, очень много земных поклонов. В то же самое время это великая радость - приступить к евхаристической чаше и соединиться с Господом. Поэтому с тех пор было дозволено совершать эту Литургию вечером. По возможности тем, кто может полностью выдержать с полуночи до момента Евхаристии вечером, желательно не есть и не пить. Конечно, это будет похвально, но Церковь учла вопросы икономии. Для тех, кто не может поститься такое количество времени, минимальный пост - шесть часов. То есть, примерно после полудня желательно не есть и не пить. Кто не может отказаться от питья, то нужно не пить хотя бы 3 часа. А те люди, которые совершенно не могут поститься, например, диабетики, могут вкушать пищу. Для них евхаристический пост отменяется.

Как приуготовляются Дары для Литургии Преждеосвященных Даров?

— Дары — это святой Агнец. Он готовится таким же образом, как на обычной Литургии: вырезается из просфоры, прободается ее правая сторона в воспоминание прободения ребра Христова, из которого истекли кровь и вода. Часто делают несколько Агнцев. Приготовленные Агнцы - изъятые части просфоры с крестом и надписью «Иисус Христос Ника». Три Агнца для полной литургии и два и более для Литургии Преждеосвященных Даров освящаются на полной Божественной Литургии. Агнцы, которые оставляются для служения Литургии Преждеосвященных Даров, напояются евхаристической Кровью Христа. Если есть приспособленные для этого дарохранительцы, то Дары сохраняются в них в течение недели. Если нет, то по подобию дарохранительницы берется дискос, который покрывается покровцом и колпаком, чтобы Дары не пылились, и чтобы, не дай Бог, их не попортили грызуны. Могут быть и такие случаи. На Литургии Преждеосвященных Даров один Агнец изымается оттуда, и на нем служится Литургия, от него причащается духовенство в алтаре и верные, которые желают приступить ко святой Чаше.

— Вопрос от телезрительницы: «Что делать, если по недоразумению на заупокойной ектении были прочитаны и заздравные записки. И читаются ли записки на Литургии Преждеосвященных Даров?»

— Традиционно записки на ней читаются, хотя, поскольку анафора не совершается, частицы не вынимаются - нет проскомидии в полном виде. Чтение записок не несет тот смысл, который имеет на полных Литургиях. Что касается ошибки прочтения записок о здравии на заупокойной ектении, я понимаю смущение верующего человека, но не нужно относиться к церковной молитве, как к магическому действию. Это досадно и неприятно, но у Бога нет мертвых: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова, Бог не есть Бог мертвых, но живых» . У Бога все живы, поэтому это не более, чем недоразумение, досадная ошибка. Не имеет смысла и места проявлять такое беспокойство. Для священнослужителя и того, кто подавал эти записки, это повод быть повнимательнее.

— Литургию Преждеосвященных Даров иногда называют «вечерня с причащением», не употребляя слово «Литургия». Чем это вызвано?

— Скорее всего, тем, что Литургия предполагает анафору. Анафора — это евхаристический канон, когда хлеб и вино в чаше силой молитвы всей Церкви прилагаются в истинные Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, от которых мы причащаемся. Анафоры на Литургии Преждеосвященных Даров не имеется, поэтому это больше евхаристическая вечерня. До пения «Да исправится молитва моя» с коленопреклонениями это в полном виде вечерня, затем переход на краткую Литургию, содержащую Великий вход, ектению, молитву с просьбой о достойном причащении Тела и Крови Христовых и пение молитвы «Отче наш». Перед причащением христиане даже самых первых веков читали молитву Господню.

Многие смущаются тем, что упоминается папа римский Григорий Великий или Двоеслов.

— Римский престол очень древний. Он восходит к временам апостола Петра. Понтификат папы Григория Двоеслова приходился на 590-604 годы после Рождества Христова. Он очень хорошо был знаком с византийской богослужебной традицией. В те времена трения, к сожалению, уже существовали между православным Востоком и латинским Западом. Но Церковь в те времена была едина, еще не произошло раскола Церквей. Предполагается, что Литургию Преждеосвященных Даров святитель Григорий привез на Запад с Востока. Исследователи предполагают, что таковая существовала и до папы Григория Двоеслова. У него есть сочинение, которое по-гречески называется «Диалоги» и представляет собой беседу из жизни италийских отцов и монахов в виде вопросов и ответов. Ответчик — сам Григорий Великий, а вопросы задают ученики. Название сочинения «Диалоги» никак не могли перевести на славянский язык, поэтому перевели «Двоеслог». На латинском Западе эта Литургия существует по сей день. Католики каждый день служат мессу в полном чине в дни поста. А в Великую Пятницу, когда у нас вообще не полагается Литургии и причащения (за редким исключением, если человек умирает), у них в этот день на Литургии слова читаются пророчества, апостол, Евангелие о страданиях Христа, совершается чин поклонения Кресту и после этого происходит причащение Преждеосвященными Дарами. Это единственное исключение, когда на латинском Западе служится эта Литургия, хотя сами католики такого термина не знают. Имени папы Григория Двоеслова они тоже не знают, помнят его как Григория Великого.

— Звонок от телезрительницы из г. Сургут: «Что такое «причастие в осуждение»? Надо исповедоваться перед соборованием или после него?»

— О «причастии в осуждение» говорит апостол Павел в Послании к Коринфянам: « Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем » . Это касается того, что человек внутренне должен испытать свою совесть перед причастием. В Русской Церкви сложилась традиция исповедоваться перед участием в Таинстве Евхаристии. Мы не будем говорить, насколько связана Литургия с Таинством Исповеди, потому что никак не связана: эта привязка возникла в Русской Православной Церкви и стала традиционной. Самое главное - нельзя приступать к Таинству Евхаристии, если ты имеешь на кого-то обиду, с кем-то была ссора, и нет внутреннего душевного покоя. Необходимо прежде пойти примириться с ближним. Литургия — принесение бескровной жертвы. Чтобы приобщиться этой жертве, необходимо примириться, необходим сердечный, внутренний, душевный покой, когда мы не имеем ни на кого зла, обиды в сердце. Все это нужно оставить, только тогда мы можем подходить к святой Чаше и надеяться, что это причащение спасительно и не будет в осуждение. Конечно, необходимо очень тщательно готовиться к тому, чтобы приступить к Таинству, но когда священник читает молитву Херувимской песни, в которой молится не от лица общины, которая находится в храме, а от себя, он говорит: «Никтоже достоин». Нет достойных людей, только по великой милости, благости и любви Божией, мы дерзаем приступать к Тайне Святой Евхаристии. Дерзая, мы надеемся, что Причастие нам служит во спасение и жизнь вечную.

У нас сейчас есть синодальный документ, который говорит о том, что к соборованию во дни Великого поста могут приступать все верные, которые достигли совершеннолетнего возраста, поскольку грех рассматривается Церковью как болезнь. Еще идут споры, только ли больные могут участвовать в соборовании. На мой взгляд, приступать могут верные, те кто регулярно исповедуются и причащаются Святых Христовых Тайн. Хорошо, если перед соборованием человек поисповедуется, причастится, поучаствует в Таинстве Соборования и после него еще раз приобщится Святых Христовых Тайн. Но этот вопрос нужно обсудить со своим духовником.

Как обстоит дело с причастием младенцев на Литургии Преждеосвященных Даров?

— Этот вопрос затрагивает не только практические аспекты, но также аспекты богословские и исторические: как формировалась Литургия Преждеосвященных Даров, и в каком виде дошла до нас. Греческая, Болгарская и Сербская Церкви причащают младенцев. В русской традиции мы не причащаем тех младенцев, которые не способны вкушать частицу Тела Христова. Младенцы с 2-3 лет, которые спокойно причащаются частицей, имеют возможность причаститься за этой Литургией. Родилось это из того, что в XVII веке в русские служебники проникают исправления Литургии. Латинское схоластическое богословие стало постепенно проникать в русское богословие: сначала в Киев, затем в Москву. Впервые оно попадается в русских служебниках при Патриархе Иоакиме, к концу XVII века прочно закрепляется. Это было связано с евхаристическими спорами между латинским Западом и православным Востоком. У католиков после раскола Церквей на Литургии хлеб и вино пресуществляются в Тело и Кровь Христа после произнесения слов: «Приидите, ядите, сие есть Тело Мое». Многие говорят, что у них нет эпиклезы, но на самом деле она предшествует установительным словам. Католики четко говорят о том, что после установительных слов хлеб становится Телом Христа, а вино - Кровью. Мы же говорим о том, что Тело и Кровь Христа пресуществляются после произнесения эпиклезы, то есть призывания Святого Духа, и все поклоняемся, а в храме в это время хор поет: «Тебе поем». Известно, что примерно до XIII века взгляд на Литургию Преждеосвященных Даров и Святые Дары был совершенно иным, чем на византийском Востоке. Во-первых, есть упоминание о том, что Преждеосвященная Литургия совершается ради освящения святой Чаши. То есть, Чаша освящалась тем, что в нее влагалась частица святого Тела Христова и в ней находилась Кровь Христова. Интересно, что до этого же времени Агнец не напаялся Кровью на полной Литургии, но сохранялся на престоле в сухом виде в дарохранительницах, а затем преломлялся и освящался. При этом произносились те же самые слова при вложении в святой потир частицы Тела Христова. Но затем, по примеру того, как заготавливаются запасные Дары на весь год для больных на дому, этот Агнец стал напаяться Кровью. Постепенно, с проникновением мнения о том, что Дары становятся Телом и Кровью, и обязательно должны быть произнесены установительные слова, стало считаться, что нужно напаять Агнец Кровью. Хотя еще в Русской Церкви до XVII века Святые Дары не всегда напаялись. Затем под влиянием идеи, что только с установительными словами может пресуществиться вино в Чаше в Кровь, стали напаять Агнец. Вложение напоенного Кровью Тела Христова в чашу с вином является святыней, но не самой Кровью Спасителя. В Русской Церкви в связи с этим и сложилась традиция не причащать младенцев.

В некоторых храмах Санкт-Петербурга есть иной подход: там сохраняют Святую Кровь в Чаше. Поэтому младенцев там причащают после Литургии, но это как исключение. Я сам недавно столкнулся с такой ситуацией: к нам в собор зашла женщина и спросила, может ли она причаститься. Я сказал, что может, раз она готовилась, исповедовалась, прочитала молитвы. Она сказала, что готова, но у них в Ставропольском крае батюшка не дозволяет причащаться на Литургии Преждеосвященных Даров и говорит, что на ней могут причаститься лишь больные и немощные люди. Конечно, это не совсем верная практика, хотя она и существует. Святой Иоанн Кронштадтский говорил о том, что пастырь, который не причащает на Литургии мирян, уподобляется пастырю, который пасет самого себя. Эта Литургия служится для всех верных. Все верные, которые испытали совесть и подготовились, имеют право участвовать и причащаться. И это не обязанность, как и пастырь причащается не по обязанности, а привилегия. Мы - единое Тело Христа, поэтому приобщаемся все вместе.

Вопрос от телезрительницы г. Санкт-Петербург: «Как нужно готовиться к Литургии Преждеосвященных Даров?»

— Готовиться нужно также, как и к полной Литургии свт. Иоанна Златоуста: Вы читаете молитвы, поститесь, исповедуетесь и натощак причащаетесь. Единственное исключение, что в благодарственные молитвы включается тропарь святителю Григорию Двоеслову.

Вопрос от диакона Владимира из Испании: «Какая в Вашем храме практика каждения на «Ныне силы Небесные»?

— Вначале диакон кадит престол трижды, затем отходит к жертвеннику и кадит трижды по три, затем возвращается к предстоятелю и трижды кадит его. Далее диакон встает, и вместе со священником они читают вслух «Ныне силы Небесные с нами невидимо служат». Когда Дары переносятся с жертвенника на святой престол, священник останавливается у Царских врат и вполголоса произносит «Верою и любовью приступим». Такова практика служения в Санкт-Петербурге. Имеется также диаконский служебник под редакцией священника Андрея Мазура, где описывается практика каждения.

Вопрос от телезрительницы: «Каким образом поминать почивших в Светлую Седмицу?».

— Есть чин служения Литургии по чину Светлой седмицы. Вы можете в день памяти новопреставленного родственника подать в храме записку на проскомидию, именно на ней в это время поминаются усопшие. После Литургии можно встретиться с родными, посетить кладбище, поприветствовать усопшего словами «Христос воскресе!» и помянуть его в день Радоницы, когда совершается панихида по пасхальному чину. Самое главное - в день поминовения обязательно постарайтесь прийти и помянуть в храме усопшего. Усопший — уснувший до времени второго пришествия Христа, и он уснул, чтобы воскреснуть из мертвых. У Бога нет мертвых, все живы, и человек уже вкушает пасхальную радость на небесах, поэтому мы молимся о прощении его грехов и веруем, что Господь его воскресит из праха.

— Звонок от телезрительницы из г. Санкт-Петербурга: «Когда я пришла в церковь, поняла, что недостойна причащаться, но подготовилась к исповеди, отстояла очередь, а священник ушел. Я растерялась и причастилась без исповеди. Я причащалась первый раз в своей жизни, но с верой, что Иисус есть Бог. Теперь мне не по себе».

— Хочу сказать, что вам нужно оставить свое смущение. Нужно веровать и дерзать, с дерзновением приходить к святой Евхаристии. Духовенство не исповедуется перед каждой Литургией, но по мере необходимости у своего духовника. Конечно, если Вы никогда не исповедовались, Вам нужно прийти в храм и договориться об индивидуальной исповеди, чтобы Вы могли спокойно исповедоваться во всех своих грехах. Старайтесь регулярно причащаться Святых Христовых Тайн. Нет достойного человека - мы все недостойны, но дерзаем по вере в Господа Иисуса Христа. Мы идем за Христом и соединяемся с Ним, чтобы Он был всегда с нами. Приходите в Спасо-Преображенский собор, я рад буду откликнуться, чтобы помочь Вам и любому человеку. Милости прошу в Спасо-Преображенский собор, всегда буду рад видеть Вас, с Вами помолиться, послужить.

— Вопрос от телезрителя: «В Ветхом Завете написано: Бог Иегова, Бог Саваоф, бог Ваал. Наш Бог, в которого мы верим, - это Бог Иегова?»

— В Ветхом Завете есть понятие имен Божиих. В еврейской Библии они звучат на древнееврейском языке. Арабское слово «Аллах» созвучно еврейскому слову. Бог Ваал — это не библейский Бог, а языческий бог, которому поклонялись сиро-финикийцы. Против этого культа и боролись в период разделения на северное и южное израильские царства пророки. Знаменитый пророк Божий Илия боролся с культом Ваала и Астарты. Имен Божиих очень много в Ветхом Завете. Имена «Иегова» или «Яхве» - это попытки прочтения священных еврейских букв. Это имя Единого истинного Бога Израиля, которое Он открыл пророку Моисею на Синайской горе. Заповедь Божия: «Не произноси имени Господа Бога твоего всуе» относилась к этому имени. В еврейском алфавите не было гласных и стали ставить точки и черточки, которые позволяли вокализировать, читать гласные звуки, которых в еврейском алфавите нет. Традиция прочтения этого имени утеряна после разрушения Иерусалимского храма. Только первосвященник мог произносит священное имя Божие, всем остальным израильтянам произносить его было нельзя, так как мог случайно услышать язычник. Язычники практиковали культы и могли магически использовать имя Божие. Прочтение этих четырех священных букв было утеряно. В XIX веке была попытка расшифровать это имя: немецкий ученый предположил, что правильное его прочтение - «Иегова». Гласные от «Адонаи» были подставлены в тетраграмму. Так что это не более чем попытка. Когда евреи читали синодальное богослужение, то, встречая в тексте имя Божие, либо молчали и наклоняли голову, либо заменяли его на «Адонаи Господь». Для нас не так важно, как звучало имя в Ветхом Завете: мы призываем Бога именем Иисуса Христа, через Него получаем спасение.

Когда и как лучше приступить к Литургии Преждеосвященных Даров, ведь служба очень длинная?

— По мере возможности. Великий пост — особое время, когда мы постимся физически, духовно, воздерживаем свои мысли и чувства. К Таинству Евхаристии необходимо приступать как можно чаще. Все верные имеют право приступать и на полной Литургии, и на Литургии Преждеосвященных Даров, хотя бы раз в неделю, а тот, кто имеет возможность, то два или три раза. Это будет очень благочестиво. Литургия Преждеосвященных Даров не очень продолжительна: она начинается с возгласа «Благословенно Царство» и идет примерно около часа. Но во многих местах перед Литургией читаются все часы и изобразительны, и она становится достаточно продолжительна. Каждому нужно узнать, во сколько начинается богослужение в вашем храме, готовиться, приходить и приступать к Таинству Причастия.

Расшифровка: Наталья Маслова

Христианам, которые только недавно начали путь к Богу, бывают непонятны различные названия . Например, прихожане часто спрашивают: «Что такое литургия преждеосвященных даров? Какой тайный смысл она несет? Как проводится?»

Основное понятие такого богослужения

Когда приходит время Великого поста перед праздником Пасхи, а именно в дни святой четыредесятницы, проводят особую литургию. Совершается она постоянно по пятницам и средам. Это священное действие проходит в дни самого строгого воздержания в вечернее время.

Следуя церковным законам, в эти дни следует совсем отказаться от принятия еды до появления первой звезды. И только вечером каждый истинный христианин как ребенок радуется этому святому причащению. Но в наши дни это таинство уже перестали проводить только в вечерние часы. Практически во всех храмах литургию преждеосвященных даров устраивают утром или днем.

Она отличается от повседневной литургии тем, что при богослужении дары (жертва) приготовлены накануне. До того как начнется служба, их освящают и раскладывают для дальнейшего причащения.

Эту литургию начали проводить еще с самых первых веков развития христианства. Раньше православные причащались очень часто, практически в любые будние дни. Но так как это таинство очень торжественное, во время Великого поста совершать его считалось не очень хорошим действием. Поэтому было принято решение в дни строгого поста проводить богослужение с дарами, которые были освящены заранее.

Все это закрепил на письме Папа Римский Григорий Двоеслов еще в 6-м веке. Связано это было также с тем, что некоторые православные не могли посещать службы, и специально для них на ступенях храма оставляли освященные дары или дьяконы разносили эти подношения по домам мирян.

Традиция совершать литургию именно вечером появилась в 1968 году. Тогда работающие люди обратились с просьбой проводить это радостное богослужение вечером, так как до этого они заняты на работе. Церковь учла эти просьбы, и стала проводить таинство в вечерние часы.

Начало литургии такое же, как и при любом другом таинстве. Она начинается со слов его святейшества: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа…» Это надежда на духовное ожидание. Далее служба идет таким порядком:

Каждый, кто хоть раз прочувствовал этот завораживающий ритуал, уже не будет задаваться вопросом «Что такое литургия Преждеосвященных Даров?»

Поделиться