Как война влияет на человека и на страну в целом? Влияние войны на психику вернувшихся солдат У меня нет бабушек и дедушек.

Восприятие войны человеком, который действительно прошел через все её тяготы, разительно отличается от того, что преподносится в учебниках истории или в торжественных праздничных речах.

Воевавший человек запоминает не даты великих сражений, не стратегические планы командиров и не имена героических полководцев. Каждый из простых солдат помнит что-то свое, личное: друзей-однополчан, навсегда оставшиеся в памяти картины битв, даже какие-то мелкие бытовые детали.

Юрий Левитанский «Ну что с того, что я там был...»

Об этом писали многие авторы, посвятившие себя военной тематике. Например, Ю.Д. Левитанский в своем стихотворении "Ну и что с того, что я там был..." говорит о том, что один человек не мог так уж сильно повлиять на ход войны. Наоборот, война влияла на каждого отдельного солдата.

И все тяготы военных лет бывший солдат никогда уже не сможет забыть, даже если очень захочет - все равно эти воспоминания будут преследовать его. В этом стихотворении Левитанский и вспоминает своих погибших однополчан (все равно он чувствует необъяснимую вину перед ними), и наблюдает за быстрым ходом времени, которое оставляет войну все дальше. Но война не может "закончится" для тех, кто там побывал.

Творчество Юлии Друниной

О таком же влиянии войны на человека писала и поэтесса Юлия Друнина, которая ушла на войну семнадцатилетней и все четыре года была санитаркой в батальоне. Её стихотворения показывают именно отношение к войне "рядовых" - молодых юношей и девушек, которым пришлось повзрослеть на фронте и в окопах.

Я только раз видала рукопашный.

Раз - наяву. И тысячу - во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Это одно из самых ярких и выразительных ее стихотворений, из которого можно сделать вывод, что на самом деле ничего не забывается. И те впечатления, которые солдаты получали на войне, оставались с ними всю жизнь.

Борис Васильев в рассказе «Ветеран»

Именно из-за того, что так хорошо помнились обычно все страшные подробности войны, так тяжело бывало ветеранам говорить о войне как о "великой победе великого народа". Об этом пишет Борис Васильев в рассказе "Ветеран" : главной героине, которая прошла войну прачкой при батальоне, поручают выступление на годовщине 9 мая.

Муж предлагает ей рассказать о важных стратегических задачах, которые решал Четвертый Украинский фронт, но героиня понимает, что это - не ее война, сама она помнит совсем другое: то, как молоденькие девочки-прачки уродовали себе руки, отстирывая солдатскую форму, как влюблялись в молодых лейтенантов и помнили их всю жизнь, как по-отечески заботился о них командир...

Но уже на выступлении она понимает, что рассказать обо всем этом ей будет слишком больно, и поэтому начинает зачитывать сухой текст о вступлении советской армии в Европу.

Война действительно оставалась в памяти ветеранов навечно, и лишь немногим из них потом хватало душевных сил, чтобы изложить (на бумаге или вслух) все то, что волновало простых молодых солдат в то время, когда командующие думали о стратегических планах и оружии.

Елена Чернухина пока не располагает полными сведениями по датам, наградам, географическими названиям, связанным с воинскими дорогами своих родственников. Эти поиски она планирует осуществить летом вместе с дочерью. Сегодня Елена делится своими мыслями о том, как война повлияла на судьбы людей, сквозь призму детских ощущений и воспоминаний родных

Настоящие герои — рядом

Тема Великой Отечественной во мне жила и живет всегда. До боли в сердце, до кома в горле. Воспитанная советской школой, я четко знаю все этапы, все события и героев того времени. Вот уже год, наблюдая за традиционными мероприятиями, связанными с юбилейной военной датой, вдруг осознала, что совсем мало знаю об участии своих родственников в той войне. Мне горько оттого, что я ничего не узнала о войне от них самих. Тогда мое сердце занимали другие герои. Читая о них книги, я обливалась слезами: Павка Корчагин, молодогвардейцы, Виталий Бонивур (в его честь я назвала брата).
Теперь-то, когда никого из моих родных, участников войны, нет в живых, я понимаю, что рядом со мною жили настоящие герои, а не книжные. Поражает, что, имея серьезные ранения, подорванное войной здоровье, они тогда не пользовались никакими льготами, не имели инвалидности, а ишачили, как проклятые, до конца своей жизни на полях и фермах. Но кто тогда считал героями простых деревенских мужиков? Их анкеты не очень подходили под героику того времени. Да и участие в войне считалось делом обычным: ведь были живы все, кто вернулся с фронта. В детали никто не вдавался.
Правда, один раз в год, 9 мая, фронтовиков вместе со школьниками приглашали на митинг у братской могилы с традиционной пирамидкой, на которой высечено восемь имен захороненных бойцов. Эта могила теперь заброшена, почти разрушился памятник, так как никто не ухаживал за ним.
После митингов ветераны садились на травке, праздновали Победу выпивкой и нехитрой закуской, поминали погибших. После нескольких тостов шум голосов усиливался, возникали споры, переходящие в крики, густой мат, а иногда и в драки. Главной причиной этих волнений служило то, что здесь же присутствовали бывшие полицаи. В их адрес со стороны «вояк» (так называли в деревне фронтовиков) неслось такое! «Я кровь проливал, а ты, сука, фашистам служил!» Не жаловали и тех, кто прошел плен.

Дедушка — бывший танкист

Мой дед по отцовской линии Иван Федорович Чернухин в 21 год в 1939 году пошел на Финскую войну. В это время его первенцу, моему папе, был всего год. Дедушку серьезно ранило, и в 1940 году он пришел домой на долечивание. А уже в 1941 году Иван, имея двух детей, первым призывом пошел на Великую Отечественную. После курсов воевал стрелком-водителем в танковых войсках. Держал оборону Ленинграда, был не раз ранен, но дошел до Берлина.
Семья в это время жила на оккупированной территории. Бедствовали — полицаи отобрали корову, единственную кормилицу. Я часто ловлю себя на мысли, что трудная жизнь была в войну и у мирного населения, особенно у детей. Однажды зимой полицаи привели в дом, где жила бабушка с маленькими детьми, фашистов. Они полезли на печь, сняли валенки бабушки и пытались примерить их, но валенки не подошли — у бабушки была маленькая ножка. И тогда мой четырехлетний папенька закричал: «Не надо наши валенки брать, идите к бабке Варе (соседка) — у нее нога здоровенная!»
Дедушка вернулся домой в звании старшины, имея боевые награды. Как относительно грамотного молодого фронтовика, его впрягли в колхозную работу. Он побывал на всех должностях — от председателя до пастуха в колхозе имени Орджоникидзе (придумывали же такие названия: где Орджоникидзе, а где забитая деревня Конышевского района). Это было явлением обычным в те годы: вместо не шибко грамотных солдат на руководящие должности приходили партийные функционеры, а «вояк» отправляли в пастухи. Дед любил выпить. В эти моменты он становился жалким, плакал, вспоминал войну и просил меня: «Унуча, спой «Три танкиста!» Дедушка, бывший танкист, обожал эту песню. И я, маленькая, громко пела с подвыпившим дедом: «Три танкиста, три веселых друга!» Дедушка любил меня: первая внучка! Жалею, что не расспросила у него про военные годы, когда была взрослой.

Судьба родных

Судьба Семена Васильевича Лебедева, дедушки по материнской линии, сложилась более трагично. Семен Васильевич был очень грамотным: с отличием окончил церковноприходскую школу, хорошо рисовал, с трех лет играл на гармошке. Но родители распорядились судьбой Семена по-своему. Вместо учебы на иконописца, о чем мечтал сын, они отправили его к родственникам в Донбасс, где дед служил мальчиком в лавке. До Великой Отечественной у него был серьезный путь. В 1914 году призвали в царскую армию, прошел Первую Мировую. Воюя против германцев (он так говорил), испытал на себе химическое оружие: его отравили газами, и до конца жизни дед страдал страшной астмой. Революционная пропаганда привела его под знамена Красной армии и провела через горнило гражданской войны, после которой он устанавливал советскую власть, занимаясь коллективизацией в своей округе. При этом дед официально в партии не состоял. Его родной брат Петр, вернувшийся из австрийского плена, имел ветряную мельницу и попал под раскулачивание. До конца своей жизни брат не простил, что дед не защитил его, но в колхоз так и не вступил, умер рано.
В сентябре 1941-го в 46 лет дедушка пошел на Великую Отечественную. Дома оставалась тяжелобольная жена с четырьмя детьми, младшая из которых — моя мама. Дедушка начал солдатский путь с обороны Москвы, а в 1944-м его очень тяжело ранило в ноги, лечился в госпитале в Казани. В тот год вернулся с фронта. Мама помнит, что моя бабушка выскочила на крыльцо и бросилась на шею какому-то дядьке. Она только кричала в голос: «Сенечка пришел!» и плакала. А мама думала, что это мать обнимает чужого дядьку. Она не узнала своего отца, страшного, заросшего, грязного, на двух костылях. Ведь, когда он уходил на фронт, ей было три года. Дед прошел не только путь солдата. В год возвращения с фронта его так на двух костылях и поставили весовщиком на ток взвешивать зерно. А в год Победы дедушка Семен стал врагом народа: в складе голодные земляки сделали подкоп, и зерна недосчитались. Выяснять не стали — на шесть лет отправили в сталинские лагеря, где он отбыл три года. По иронии судьбы дедушку послали туда, где он лечился в госпитале после ранения. Потом была реабилитация, но какое это имело значение, когда дети страдали от голода (хозяйство конфисковали), а жена, надорвавшись, рано умерла…
После дедушка Семен работал в сельсовете (скольким людям, вырывающимся из деревни на учебу или на заработки, он тайком выдавал справки!). Он слыл знаменитым на всю округу гармонистом. Он, абсолютный трезвенник, был нарасхват и обслуживал все, начиная с крестин и заканчивая похоронами. К нему даже была очередь. У деда имелась специальная тетрадь, куда он записывал свой репертуар: только одних полек дедушка знал десятки. Умел ремонтировать гармони. И если в округе были еще гармонисты, то этим мастерством никто не владел. Иногда за игру на мероприятиях деду ставили лишний трудодень. Гармонь была с дедушкой на всех фронтах. С ней он не расставался до конца жизни.
Сыновья дедушки, мои дяди, подростками отвозили раненых бойцов. За это полицаи хорошо отходили их плетками. Бабушку тоже покалечили — били ногами и прикладами до полусмерти. Мама до сих пор помнит страшную лужу крови на крыльце хаты. А потом старшего из маминых братьев, дядю Семена, мобилизовали в последний военный призыв. В 17 лет он начал воевать, форсировал Днепр, участвовал в кровопролитных сражениях, освобождал страны Западной Европы, дошел до Берлина. При этом ни одного серьезного ранения. После войны окончил военное училище, служил офицером до самой контузии, которую получил на учениях. Дядя был умницей: без поддержки дослужился до капитана, мог сделать хорошую карьеру.
Награды дедушек растерялись (кто их тогда хранил в деревнях, эти железки да грамоты — кусок ткани или пуд пшена ценились больше), а некоторые награды дяди сохранились.
В нашей деревне в Конышевском районе, стоящей на высокой горе, много следов от окопов. Советские войска держали здесь оборону. В окопах после войны играли в прятки мои родители, когда были маленькими, а потом и мы. Но с каждым годом следы от окопов становятся меньше, зарастают от времени, остались лишь небольшие углубления: земля залечивает раны. На этих местах бушует сейчас разнотравье, растут ягоды, цветы. Здесь ощущаешь вечность, и ничто не напоминает о жестоких военных годах. Но как будет страшно, если зарастет наша память о том трагическом времени.
Автор Елена Чернухина.


Одни говорят, что война не так страшна, как кажется, другие считают иначе. Кто же из них прав? Об этом невольно задумываешься, прочитав текст Леонида Николаевича Андреева.

Как война влияет на жизни людей? Именно эту проблему ставит автор. Этот вопрос волновал общество издавна. Он сохранил актуальность до сих пор и имеет огромное значение для каждого, ведь нет в нашей стране семьи, которой не коснулась бы война. Чтобы привлечь внимание читателей к столь значимой проблеме, писатель рассказывает нам о человеке, вернувшемся с войны инвалидом. Размышляя над поднятым вопросом, Андреев обращает особое внимание на то, как близкие переживают за него: «А мать ползала у кресла и уже не кричала, а хрипела только…». Как показывает писатель, герой не понимает, почему его родные так странно себя ведут: «Отчего вы все так бледны, и молчите, и ходите за мною, как тени?».

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Писатель заставляет нас задуматься о бессмысленности войны.

Позиция автора не выражена явно, но мы понимаем ее благодаря мыслям персонажа: «…и все они плакали, говорили что-то, валялись у моих ног и так плакали». Андреев подводит нас к выводу: война калечит судьбы людей и не важно выигран бой или нет, потери после этих страшных событий не сравнятся ни с чем.

Прочитав текст, заглянув в свою душу, я пришла к выводу о том, что полностью согласна с мнением

Л. Н. Андреева. Война может коснуться каждого из нас. Она калечит и судьбы солдат, ушедших сражаться за свою Родину, и судьбы родных, которые их ждут.

В мировой литературе немало писателей, говоривших о том, что нет ничего страшнее войны. Обратимся к повести Елены Ильиной «Четвертая высота». Автор рассказывает нам об Гуле Королёвой, которая уходит на фронт. Героиня сильно переживает из-за гибели своих близких, но, несмотря на свой юный возраст, решает сражаться за свою Родину. Девушка героически погибает. Когда читаешь это произведение, становится очень больно на душе. Никого эта история не сможет оставить равнодушным.

Приведу еще один аргумент. В рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» автор повествует о солдате Андрее Соколове, который потерял всех своих близких и каждый день боролся за свою собственную жизнь. На своем пути герой встречает еще более искалеченного судьбой маленького мальчика, оставшегося совсем одним. Шолохов показывает весь ужас пережитых страданий главного героя в описании его глаз, которые были будто бы подернутые пеплом. А маленький мальчик, измучившийся в такое тяжелое время без родителей, без их тепла и заботы, сразу признал в Андрее Соколове своего отца. Писатель говорит нам о том, что война не щадит никого, она бесчеловечна по своей сути.

Таким образом, удивительный по трогательности текст заставил меня всерьез задуматься о всем ужасе войны. За это я благодарна автору. Нет ничего страшнее этого. Ведь даже вернувшиеся солдаты не всегда могут продолжить спокойно жить дальше. Надеюсь, что мир больше никогда не столкнется с войной.

Обновлено: 2018-02-01

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Как влияет война на душевное состояние человека – вот вопрос, над которым размышляет Л. Н. Андреев.

Писатель рассуждает о том, как война меняет человека, его душевные качества. В пример он берет героя, который о войне знает понаслышке и, не понимая, что творится вокруг него в суровое военное время, задается вопросом: “Что же это такое, ведь это сумасшествие?” Юноша честно признается, что начинает “привыкать ко всем страданием”, становится “менее чувствителен, менее отзывчив”.

такие лучшие качества людей, как чувствительность, сострадание.

Я не разделяю точку зрения писателя: война способна изменить человека, но почему в худшую сторону? Считаю, что она учит людей ценить мир, быть добрее, милосерднее. Докажу это примерами из классики.

В рассказе Михаила Шолохова “Судьба человека” повествуется о том, как Андрей Соколов, побывав на фронте, в плену, потеряв семью, не ожесточился, не стал “менее чувствителен, менее отзывчив” на чужую беду. Встретив в Урюпинске беспризорника Ванюшу, он назвался его отцом и усыновил мальчика, потерявшего родителей.

В повести Виталия Закруткина

“Матерь человеческая” изображена женщина, которая, казалось бы, должна ожесточиться, озлобиться: ведь фашисты на ее глазах повесили мужа и сына Васятку. Но нет! В сердце Марии рядом с ненавистью живет сострадание. Вспомним, как она в одном из подвалов деревни нашла раненого немца. Первое ее желание – убить врага! Но слово “Мама”, вылетевшее из уст врага, заставляет женщину отбросить вилы: страдания не вытравили из ее души милосердия!

Таким образом, могу сделать вывод, что война не всегда притупляет лучшие качества людей, многим она дает бесценный опыт, учит добру и сочувствию.


Другие работы по этой теме:

  1. В период войны личные интересы отходят на задний план. Внешний вид и красивые вещи имеют второстепенное значение. Взаимоотношения между людьми теряют романтический оттенок, а смерть...
  2. Продолжите сравнительную характеристику Остапа и Андрия, отметив, как проявили себя братья в первых сражениях. Чем отличалось их поведение в бою? Остап обнаруживает “наклонности бу­дущего вождя”,...
  3. В своей повести “Убиты под Москвой” К. Воробьев показывает нам “беспощадную, страшную правду первых месяцев войны”. Его герои – юноши из роты кремлевских курсантов, ведомые...
  4. Что влияет на человека в ситуации нравственного выбора – вот проблема, над которой рассуждает Н. Татаринцев. Каждый день людям приходится делать выбор: что предпочесть, как...
  5. Человеческая жизнь – это набор огромного числа событий, которые проявляются по-разному. Человек, делающий выбор, способен проявить свой характер. Зачастую из-за одного-единственного решения может измениться весь...
  6. Существуют люди, которые делятся на два типа, те которые, думают, что все жизненные испытания им предначертаны судьбой и что бы ни делали, будет так, как...
  7. Природа – это то, в окружении чего мы находимся, – самый прекрасный, удивительный, многогранный мир. Человек облагораживается именно благодаря сближению с этим сложным миром природы,...
  8. Детство – самая светлая и радостная, волшебная и беззаботная пора в жизни каждого человека, во время которой начинается познавание мира. По крайней мере, оно должно...

Как война меняет мировосприятие и характер человека? Именно этот вопрос возникает при чтении текста В. П. Астафьева.

Раскрывая проблему влияния войны на мировосприятие и характер человека, автор ведёт повествование от первого лица. Рассказчик стоял на посту возле пушек в небольшом разбитом польском городе. На горящие развалины обрушивался артиллерийский налёт немцев. Неожиданно в доме напротив разлились звуки органа.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Молодой солдат вспомнил, что в детстве, слушая скрипку, он хотел умереть от непонятной печали и восторга. Теперь эта музыка преломилась в герое, и он уже по-другому воспринимал знакомую с детства мелодию. Музыка переворачивала душу, звучала боевым кличем, звала куда-то, заставляла что-то делать, чтобы не было больше этих ужасов войны.

В этом отрывке, завершающем рассказ В. П. Астафьева «Далёкая и близкая сказка», автор подводит нас к мысли о том, что под влиянием войны человек меняется внутренне, меняются его взгляды и характер, происходит переоценка ценностей. Война обостряет чувства человека, заставляет осознать сопричастность происходящему вокруг, переживать ужасы войны не отстранённо, а глубоко лично.

Приведу литературный аргумент. В рассказе Е. И. Носова «Кукла» мы знакомимся с перевозчиком Акимычем, участником Великой Отечественной войны, который не может спокойно пройти мимо брошенной людьми куклы. Одну такую куклу автор подробно описывает, подчёркивая с помощью деталей, что над ней кто-то жестоко и цинично поглумился. Взрослые равнодушно проходят мимо, а дети «привыкают к такому святотатству». Только ветеран не может «притерпеться к худу», его сердце комом сжимается, когда он видит, как «подобие человека» валяется растерзанное у дороги. Акимыч берёт лопату и закапывает брошенную куклу.

Приведём ещё один литературный аргумент. В повести В. П. Астафьева «Пастух и пастушка» лейтенант Борис Костяев, человек нравственно чистый и справедливый, на войне встречает свою любовь – простую женщину Люсю. Рана, которую он получил после встречи с Люсей, не опасна для жизни, но он угасает, так как не может совместить в одно целое любовь как символ жизни и войну, ежечасно эту жизнь убивающую. На войне начинают сильнее ощущать ценность жизни.

Мы пришли к выводу о том, что война изменяет человека, его мировоззрение и мировосприятие, сердце становится более чутким к жестокости и злу.

Обновлено: 2018-01-17

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Поделиться