В чем значение неолитической революции. Неолитическая революция, ее значение в истории

Неолит – это новый каменный век. Его хронологические рамки – VII-IV тыс. до н.э. Неолитическая революция - переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и животноводстве, трактуется учёными как переход от присваивающей к производящей экономике. Ученые не пришли к единому мнению о причинах перехода к производящему хозяйству. Причины: 1. Истощение запасов дичи и полезных растений с совершенствованием способов охоты и ростом численности населения. 2. Повышение технического уровня орудий труда и развитие знаний. 3. Наличие благоприятных природных условий, способствующих развитию земледелия и скотоводства. Сущность заключалась в том,что с целью удовлетворения своих потребностей человек от орудийной деятельности, связанной с присвоением готовых животных и растительных форм, перешел к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство пищи: созданию новых растительных и животных форм и замещению ими природных, естественных форм.Среди основных последствий неолитической революции - не только дальнейший рост численности и плотности населения, но накопление и развитие культурных традиций (вследствие наличия большого количества свободного времени для занятия художественным творчеством), формирование нового образа жизни, появление возможности содержать лиц, не занятых непосредственно в процессе производства. Таким образом, "неолитическая революция" - кардинальный рубеж в истории человечества, выведший на авансцену истории в 9-3 тыс. до н.э. общества земледельцев-скотоводов (раннеземледельческие общества или культуры), явившиеся, в свою очередь, исходным пластом цивилизации. Общественные и природные факторы по-разному проявлялись в различных уголках земного шара. Отсюда значительное различие в характере раннеземледельческих культур и в созданных ими культурных комплексах.

5. Кризис первобытнообщинной модели хозяйственного развития: причины, сущность и последствия. Разложение первобытного общества началось примерно в IV тыс. до н. э. Изобретение и освоение принципиально новых материалов (бронзы), технологий (системы орошаемого и плужного земледелия), усиление имущественного неравенства, зарождение частной собственности неизбежно вели к возникновению классов и государства. Совершенствование орудий труда, повышение их производительности, образование на этой основе прибавочного продукта имели глубокие социально-экономические последствия. Экономическая структура первобытного общества стала тесной для новой технической базы, тормозила ее развитие. Возникновение частной собственности, распространение обмена и зарождение на этой основе имущественного и социального неравенств способствовали образованию нового типа общества, появлению государства. Среди факторов, способствующих разделению, помимо неолитической революции важную роль играли интенсификация земледелия, развитие специализированного скотоводства, появление металлургии, становление специализированного ремесла, развитие торговли. Рост производительности труда, усиление обмена, постоянные войны – все это вело к возникновению имущественного расслоения среди племен. Имущественное неравенство порождало и общественное неравенство. Складывалась верхушка родовой аристократии, фактически ведавшая всеми делами. Знатные общинники заседали в племенном совете, ведали культом богов, выделяли из своей среды военных вождей и жрецов. Итак, признаками распада родового строя явились возникновение имущественного неравенства, сосредоточение богатств и власти в руках вождей племен, учащение вооруженных столкновений, обращение пленных в рабов, превращение рода кровнородственного коллектива в территориальную общину. Разрушение первобытного общества в различных регионах мира происходило в разное время. Разнообразными были и модели дальнейшего хозяйственного развития. В конце IV тысячелетия до н. э. в Месопотамии, а затем в Египте возникли первые государства.


6. «Восточная» модель хозяйственного развития: основные черты и особенности. «Азиатский способ производства» - термин, введённый К. Марксом, характеризует сущность социально-экономического развития восточных (неевропейских) обществ. Азиатский способ производства был основой первой классовой общественно-экономической формации, возникшей впервые на Востоке в конце 4 тыс. до н. э. и просуществовавшей там до конца второго тысячелетия н. э. Для восточной (азиатской) модели хозяйственного развития характерны следующие черты : 1. Рабы не составляли главную производительную силу общества, т. е. производством материальных благ в сельском хозяйстве и ремесле занимались люди, считавшиеся свободными. 2. Земля находилась не в частной, а в государственной или государственно-общинной собственности. 3. Между государством и общинниками-земледельцами сложились отношения подданничества - отсутствие прав при безусловном несении повинностей в пользу государства. 4. Государство на Востоке приобрело форму «восточной деспотии», т. е. полного бесправия подданных перед лицом государства. Именно поэтому такой тип общества называется «обществом восточного рабства». 5. Общины отличались устойчивостью, что было связано с необходимостью создания и поддержания в должном состоянии ирригационной системы земледелия. 6. Экономика отличалась консервативностью, что привело общество к стагнации. Особенности: На Древнем Востоке раньше всего остального мира начала расцветать довольно высокая материальная культура (благоприятные климатические условия), можно было получать значительный прибавочный продукт при низком уровне техники земледелия и затрате малых людских ресурсах. Вследствие этого у людей появляется свободное время и возможность посвящать себя не только добыванию пищи. Возникает деление общества на классы. Государству в восточном обществе принадлежит всё, осуществляется эффективный централизованный контроль над обществом. Причастность к власти дает привилегии. Азиатский способ производства строится, в отличие от рабовладельческого, на эксплуатации не рабов, а общинников. Количество рабов очень мало, их используют не в крупном товарном производстве, а в качестве слуг. Ремесленников и купцов также мало, к тому же торговля менее развита по сравнению с рабовладельческим строем. При азиатском способе производства можно выделить два важнейших класса: крестьянство и бюрократию. Крестьянство формально свободно, но невозможность продажи земли и некоторые повинности в пользу государства напоминают феодальную зависимость. Подавляющее число жителей государств Древнего Востока были заняты в структуре сельского хозяйства. Но земля без воды не представляла никакой ценности. Оросительные системы были собственностью государства. Работы по созданию таких систем требовали больших людских ресурсов. Общинная трудовая повинность вскоре превратилась в государственную. Таким образом, государство подчинило себе общинников-земледельцев, и они практически перестали быть свободными. Их использовали при создании сложных оросительных систем, при строительстве храмов и других циклопических сооружений. В отличие от рабов, это была даровая рабочая сила, которую не надо было кормить и одевать. Их труд можно было использовать очень расточительно. Экономически эти страны почти не развивались. Это принято называть восточной стагнацией. Главной причиной стагнации являлось то, что интересы личности подчинялись общественным. Интересам общины, касты, государства. Подавлялась любая предпринимательская инициатива, которая невозможна без свободного распоряжения собственностью.

  • Экономическое развитие античных государств
  • 7. Экономика Древней Греции
  • 7.1. Экономическое развитие греческих земель вIii-iIтыс. До н. Э.
  • 7.2. Экономическое развитие вXi-vIвв. До н. Э.
  • 7.3. Греческая экономика классического периода (V-iVвв. До н. Э.)
  • 7.4. Экономическое развитие в эпоху эллинизма (конецIv-Iвв. До н. Э.)
  • 8. Экономика Древнего Рима
  • 8.1. Экономика в Царский период
  • 8.2. Экономика в период Республики
  • 8.3. Экономика в период Империи
  • II. Средневековье (V-XVII вв.)
  • 9. Основные черты феодальной экономики. Типология развития феодализма
  • 9.1. Общая характеристика феодализма
  • 9.2. Ранний феодализм – время формирования феодального способа производства (V- конецXвв.)
  • 9.3. Период развитого феодализма (XI-xVвв.)
  • 9.4. Период позднего феодализма (конецXv- серединаXviIвв.)
  • 10. Экономика средневековой Франции
  • 10.1. Возникновение и развитие феодальных отношений во франкском обществе
  • 10.2. Франкское государство вVii-iXвв.
  • 10.3. Экономическое развитие Франции вX-xVвв.
  • 10.4. Экономическое развитие Франции на этапе разложения феодализма
  • 11. Экономическое развитие Англии и Голландии
  • 11.1. Экономическое развитие Англии вXi-xVвв.
  • 11.2. Экономика Англии вXvi-xviIвв.
  • 11.3. Экономика Нидерландов (Голланлии) вXvIв.
  • 11.4. Голландия как «образцовая» капиталистическая странаXviIв.
  • 12. Экономика Германии
  • 12.1. Эпоха раннего феодализма (V-Xвв.)
  • 12.2. Эпоха расцвета феодализма (XI- конецXVвв.)
  • 12.3. «Второе издание» крепостничества
  • 13. Хозяйство Киевской Руси (IX-xiIвв.)
  • 13.1. Образование древнерусского государства
  • 13.2. Развитие сельского хозяйства
  • 13.3. Развитие ремесел и городов
  • 14. Экономика Руси в период феодальной раздробленности (XII-xVвв.)
  • 14.1. Причины феодальной раздробленности
  • 14.2. Экономическое развитие Русских земель вXii-xVвв.
  • 14.3. Завершение объединения Русских земель вокруг Москвы.
  • 15. Экономическое развитие Руси в период образования единого централизованного государства (XV-xviIвв.).
  • 15.1. Экономика Руси в период завершения объединения вокруг Москвы
  • 15.2. Особенности экономического развития России вXvIв.
  • 15.3. Экономика России на пороге Нового времени (xviIв.)
  • 16. Экономическое развитие стран Востока
  • 16.1. Экономика Индии на раннем этапе феодализма
  • 16.2. Экономика Индии в период Делийского султаната (XI-xVвв.)
  • 16.3. Экономика Индии в эпоху Могодьской империи (XVI-xviiIвв.)
  • 17. Экономика средневекового Китая
  • 17.1. Экономика в эпоху раздробленности
  • 17.2. Экономика Китая в Имперский период (конецVi-xiiIвв.)
  • 17.3. Закат Китайской империи
  • 18. Экономика средневековой Японии
  • 18.1. Рождение государства
  • 18.2. Развитие экономики Японии вViiixiIвв.
  • 18.3. Экономика Японии в эпоху зрелого феодализма (XII-xVвв.)
  • III. Новое время (XVIII - XIX вв.)
  • 19. Экономическое развитие ведущих стран вXviiIв.
  • 19.1. Общая характеристика эпохи
  • 19.2. Англия - родина промышленной революции
  • 19.3. Особенности социально-экономического развития Франции
  • 19.4. Причины экономического отставания Германии
  • 20. Экономическое развитие ведущих стран Европы в эпоху формирования индустриальной цивилизации (xiXв.)
  • 20.1. Особенности социально-экономического развития Англии
  • 20.2. Особенности социально-экономического развития Франции
  • 20.3. Особенности социально-экономического развития Германии
  • 21. Экономика России вXviiIв.
  • 21.1. Эпоха Петра Великого
  • 21.2. Экономика России в послепетровский период
  • 21.3. Начало разложения крепостнического хозяйства (вторая половинаXviiIв.)
  • 22. Экономическое развитие России вXiXв.
  • 22.1. Общая характеристика эпохи
  • 22.2. Состояние сельского хозяйства
  • 22.3. Промышленное развитие
  • 22.4. Торговля
  • 22.5. Транспорт
  • 22.6. Финансовая система. Налогообложение
  • 23. Образование сша, их экономическое развитие вXiXв.
  • 23.1. Война за независимость. Образование сша
  • 23.2. Экономическое развитие сша в первой половинеXiXв.
  • 23.3. Промышленный переворот в сша
  • 23.4. Гражданская война и ее последствия
  • 24. Экономическое развитие ЯпонииXviii-xiXвв.
  • 24.1. Экономика Японии вXviiIв.
  • 24.2. Экономика Японии вXiXв.
  • 24.3. Экономика Японии при переходе к империализму
  • 25. Экономика стран Востока в эпоху колониализма
  • 25.1. Исторические формы колониализма
  • 25.2. Колониализм вXvi-xviIвв.
  • 25.3. Колониализм периода промышленного капитализма
  • 25.4. Развитие экономики колоний
  • IV. Новейшее время
  • 26. Вторая научно-техническая революция и развитие мировых производительных сил (конецXix- началоXXвв.)
  • 27. Выдвижение сша, Германии и Японии в ведущие страны мира
  • 27.1. Экономическое развитие сша
  • 27.2. Экономическое развитие Германии
  • 27.3. Экономическое развитие Японии
  • 28. Мировая экономика в 1914-1959 гг. Становление системы регулируемого капитализма
  • 28.1. Периоды процесса этатизации
  • 28.2. Экономическое развитие крупнейшей индустриальной страны – сша.
  • 28.3. Экономика Великобритании
  • 28.4. Экономическое развитие Франции
  • 28.5. Экономика Германии
  • 28.6. Экономическое развитие Италии и Японии
  • 29. Особенности экономического развития ведущих стран мира после Второй мировой войны
  • 29.1. Возрастание экономической мощи сша
  • 29.2. Динамика и формы развития ведущих стран
  • 29.3. Процессы интеграции
  • 30. Опыт строительства социализма в странах Восточной Европы, Азии и на Кубе.
  • 30.1. Экономическое развитие
  • 30.2. Экономическое развитие социалистических стран на втором этапе (1950-1960)
  • 30.3. Проблемы хозяйствования в социалистических странах на третьем этапе (1960-1970)
  • 30.4. Экономика социалистическихстран на четвертом этапе (1970 - середина 80-х гг.)
  • 30.5. Страны социалистической системы во второй половине 80-х-90-е годы
  • 31. Экономическое развитие стран, освободившихся от колониального господства
  • 31.1. Развивающиеся страны как фактор роста всемирного хозяйства
  • 31.2. Социально-экономическая дифференциация развивающихся стран
  • 31.3. Интеграционные процессы в развивающихся странах
  • 32. Экономика России в 1900-1917 гг.
  • 32.1. Экономические кризисы началаXXв.
  • 32.2. Промышленное развитие России в 1909-1915 гг.
  • 32.3. Развитие сельского хозяйства
  • 32.4. Экономика России в годы Первой мировой войны
  • 33. Смена социально-экономической системы в России, ее хозяйственное развитие в 1917-1941 годах
  • 33.1. Революционные преобразования
  • 33.2. Период «военного коммунизма»
  • 33.3. Восстановление хозяйства, переход к нэПу
  • 33.4. Народное хозяйство ссср в период довоенных пятилеток
  • 34. Экономика страны в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (1941-1985 гг.)
  • 34.1. Экономика ссср в период Великой Отечественной войны
  • 34.2. Послевоенное восстановление народного хозяйства
  • 34.3. Развитие экономики ссср в 50-80-е годы
  • 35. Экономика России в период перехода к рыночной модели хозяйствования
  • 35.1. Попытки перестройки хозяйственного механизма
  • 35.2.Реформы в России и переход к рыночной экономике
  • 35.3. Факторы, повлиявшие на углубление кризиса
  • Литература
  • Даты важнейших событий истории мировой экономики
  • Античные государства Древняя Греция
  • Античный Рим
  • Средневековье
  • Новое время (вторая пол. XVII - последняя треть XIX вв.)
  • Новейшее время (XX в.)
  • Содержание
        1. 1.4. Неолитическая революция

    Следующий после мезолита период называют неолитом - новым каменным веком. Его хронологические рамки - VIII-IV тыс. до н. э.

    В это время неоднородность хозяйственной эволюции приводит к тому, что параллельно сосуществуют отсталые племена, ведущие кочевой образ жизни, занимающиеся традиционной охотой, рыболовством и собирательством и изготовляющие грубые и большие по размеру орудия труда, и племена высших охотников, рыболовов и собирателей, ведущих высокоспециализированное присваивающее хозяйство.

    На еще более высокой ступени экономического развития стояли племена, перешедшие от хозяйства присваивающего к производящему. Структура производящего хозяйства принципиально отличалась от структуры присваивающего хозяйства: основными отраслями экономики стали земледелие, скотоводство и ремесла. Этот переход получил в историко-экономической литературе название неолитической революции (X-III тыс. до н.э.).

    Сдвиги в хозяйственной деятельности человека были чрезвычайно существенны: впервые благодаря производящему хозяйству стало возможным регулярное, а не эпизодическое, как раньше, получение прибавочного продукта. Результатом неолитической революции явилось изменение характера труда и самой структуры человеческого общества, глубокие перемены в образе жизни и психике людей.

    Таким образом, возникновение производящего хозяйства было величайшим достижением первобытной экономики и фундаментом для всей дальнейшей экономической истории человечества.

    Ремесло

    Древнейшим ремеслом было гончарное. В основе его лежало изобретение гончарного горна - печи для обжига глиняных изделий, температура в которых достигала - 1200°С, и гончарного круга - специального приспособления для придания глиняным изделиям формы. Главным в гончарном деле было производство глиняной посуды, что позволило значительно улучшить способы производства пищи и условия ее хранения. Совершенствование пищевых технологий становится важным фактором экономического развития.

    Другим древнейшим ремеслом было ткачество - изготовление ткани на ручном ткацком станке. Для этого люди выращивали лен, крапиву, другие культуры, расщепляли волокна, сучили их, пряли, выделывали веревки и нити. Из нитей делали тонкие и грубые ткани для производства одежды и нужд домашнего обихода, шили мешки, сумки.

    Значительно продвинулась вперед техника обработки камня, достигнув в период неолита совершенства. Наряду с прежними стали обрабатываться новые, более твердые породы минералов.

    Для их обработки применялась почти ювелирная техника шлифования и полировки. В конце неолита некоторые племена, полностью освоив каменную технику и познав все возможности камня, начинают использовать новые материалы для изготовления орудий труда - металлы, прежде всего медь и бронзу. И хотя первые опыты по освоению металла были очень немногочисленны, трудны и далеко не всегда успешны, они в дальнейшем в огромной степени предопределили прогресс в развитии производительных сил.

    Земледелие

    Важнейшей причиной кардинальных изменений в развитии человечества в период неолитической революции стало начало обработки земли. Предполагают, что земледелие как самостоятельная отрасль хозяйства зародилась в Передней Азии. Земледелие выросло из собирательства: семена диких растений, собранных людьми и не использованных полностью, могли давать всходы около жилищ.

    Приемы и техника земледелия были, конечно, очень примитивны: земля вспахивалась палками или мотыгами, жатва производилась серпами с кремниевыми лезвиями, а полученный урожай - зерна - растирались на каменной плите или в каменной ступке - зернотерке. Однако уже тогда были освоены практически все известные в настоящее время важнейшие сельскохозяйственные культуры - рожь, пшеница, овес, полба, чечевица и др.

    Постепенно агротехника совершенствовалась: в IV тыс. до н. э. в земледелии появились такие формы, как обработка постоянных участков и перелог, возделывание неполивных (богарных) и даже поливных (ирригационных) земель. В ряде регионов - в Европе, Западной и Средней Азии - наметился переход от ручного земледелия к пашенному.

    Скотоводство

    Важной отраслью хозяйства также становится скотоводство, распространенное, впрочем, как и земледелие, крайне неравномерно. Скотоводство сформировалось из охоты. Важную роль в его становлении сыграли дети, которые, выкармливая детенышей диких животных и играя с ними, приручали их. Первыми одомашненными животными стали овцы, козы, коровы и свиньи.

    В конце неолита выделяются племена земледельцев, скотоводов и тех, кто вел комплексное земледельческо-скотоводческое хозяйство. Европа была зоной преимущественного распространения земледелия со стойловым скотоводством. В пустынных и полупустынных областях Средней и Передней Азии преобладало кочевое скотоводство, Восточная Азия была очагом земледельческого хозяйства.

    Престижная экономика

    На границах племен с разной хозяйственной ориентацией, а впоследствии и внутри племени, все интенсивнее развивался обмен. Это экономическое явление было важнейшим следствием специализации хозяйственных занятий и прогресса в эволюции производительных сил. Кочевые - пастушечьи и оседлые - земледельческие племена обменивались своим товаром - живым скотом, мясом, шкурами, зерном, фруктами. С течением времени обмен становился все более интенсивным и явился базой для развития товарного обращения.

    Важнейшей особенностью развития хозяйства в этот период было появление так называемой престижной экономики - неолитический вариант дарообмена. Как и раньше, дарообмен существовал как внутри, так и между различными общинами. В качестве даров выступали самые разнообразные предметы - от скота до бесполезных в хозяйстве птичьих перьев. Независимо от того, что именно дарил человек, он приобретал общественный престиж. Экономический результат дарообмена был противоречив: с одной стороны, он способствовал развитию производства, так как для даров специально выращивались определенные растения, разводился скот, с другой стороны, процедура дарообмена сопровождалась обильными пирами, когда слишком много съедалось и выпивалось понапрасну. Непроизводительные траты тормозили развитие общества. Характерно, что постепенно усиливалось стремление дать больше, чем получить взамен: даритель приобретал определенную власть над берущим материальные ценности. Таким образом, престижная экономика способствовала социальному расслоению и сыграла крупную роль в углублении неравенства в обществе и формировании институтов власти.

    Организация власти

    Важным элементом общественной организации были или мужские союзы, или мужские дома которые выросли из естественного обособления мужчин и женщин. В мужских домах все взрослые мужчины общины обсуждали текущие дела, в том числе хозяйственные, принимали решения, выбирали руководителей. Женщины на такие собрания не допускались.

    В этот период формируется особый вид лидеров - в современной международной историке-экономической литературе их принято называть бигменами. Это были мужчины, выдвигавшие сами себя, выделявшиеся из общей массы личными талантами, знаниями, богатством и щедростью. Именно из этого слоя мужская часть общины выбирала вождя.

    Считается, что в этот период главенство еще не наследовалось. Но предпосылки наследования власти интенсивно складывались. От руководителя требовалось знать и уметь больше, чем знали и умели рядовые члены общины. Эти знания, навыки, опыт легче было передать сыну, племяннику, брату, чем посторонним. У родственника вождя было больше шансов «выучиться» на вождя, чем у других. Результатом этих процессов формирование привилегированных слоев общества первой знати, вышедшей из родоплеменной верхушки. Это были вожди, жрицы, а также наиболее удачливые в хозяйственной деятельности.

    К концу неолита, по-видимому, относится возникновение в массовом масштабе такого явления как имущественное неравенство , которое наложилось на издревле существовавшее в человеческом коллективе неравенство природное, основанное на различных психических, интеллектуальных, физических способностях людей. Закладываются и углубляются основы частной собственности -как явления всеобъемлющего, постоянного, освещенного исторической традицией.

    В частной собственности были индивидуальное жилище, домашняя утварь, одежда, украшения, хозяйственный инвентарь, орудия труда, скот, лодки, прочее движимое имущество.

    Другим видом собственности была коллективная (родовая или общинная) собственность на землю. Внутри коллектива отдельные люди или семьи участками земли - их можно было обрабатывать, но нельзя передать другому человеку в пользование.

    Народонаселение. Повседневный быт

    Результатом развития производящего хозяйства стал существенный рост общей численности населения: на рубеже V-IV тыс. до н. э. на Земле уже проживало около 80 млн. человек, а плотность населения составляла для заселенных территорий от 10 до 100 чел. на 1 км 2 .

    Причинами столь резкого роста численности неолитического населения явилась улучшение качества жизни и снижения смертности, увеличение рождаемости и сокращение интервалов между родами. Впервые в истории человечества намечалось стремление к многодетности. Кроме того, с того времени начинает сокращаться очень значительный прежде разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин. Народонаселение Земли увеличилось, несмотря даже на довольно частые эпидемии, которые стали обычными с периода неолита; эпидемии вызывались переходом к оседлости и скученностью людей.

    В неолите действительно сильно меняется сам тип поселений - это все чаще постоянная, построенная по определенному плану деревня в которой проживала одна община . Жители общины - уже не только родственники, но и соседи, и сама община из родовой превращается в соседскую, или территориальную. Средняя численность общины оценивается в несколько сот и даже тысяч человек. Дома в таких поселках нередко строятся из кирпича - обожженного или сырца, а также глины. Большие общинные дома отошли в прошлое окончательно и теперь в каждом доме проживает одна патриархальная семья. В обществе закрепляются законы патриархата.

    Существенными были изменения в положении полов. Фундаментом для этого послужил новый порядок разделения труда между мужчиной и женщиной, обусловленный спецификой развития важнейших отраслей производящего хозяйства.

    В начале неолита усложнение производственной деятельности привело к росту специализации труда на основе пола и возраста. Изготовление орудий труда было мужским делом, уход за детьми, приготовление пищи, доставка воды и топлива - женским. В земледелии и скотоводстве принимали участие и мужчины - они выполняли более тяжелые работы, а женщины делали самую кропотливую работу, требующую терпения и аккуратности.

    С течением времени ситуация изменилась: участие женщин в земледелии и скотоводстве все более ограничивалось. В конце неолита сферой их деятельности становится главным образом домашнее хозяйство, а в нем - обслуживание мужчин и детей. Все основные средства производства переходят в распоряжение, а затем в собственность мужчин, что повлекло за собой экономически зависимое, неполноправное положение женщин.

    Наука и научные знания

    Развитие престижной экономики с ее подсчетом подарков стимулировало накопление математических знаний. Появились первые, пока еще примитивные счетные системы - это были связки соломы, связки раковин, веревки с завязанными на них узелками. В первобытной Европе для счета обычно применялись камни: слова «калькулятор», «калькуляция» восходят к древнему латинскому слову calculus - камень.

    Рост земледелия и все более интенсивные земельные работы способствовали развитию геометрических знаний. Были составлены первые географические карты. В самом конце неолита изобретено колесо и началось развитие колесного транспорта. Тогда же произошло еще одно исключительной важности событие - появилась первая в истории человечества письменность. Это стало рубежом, отделяющим первобытную историю от эпохи цивилизаций.

    Вопросы для повторения

    1. Какие этапы выделяются в развитии экономики первобытного хозяйства?

    2. Объясните термин «неолитическая революция».

    3. Объясните, почему для древних людей охота была наиболее важным хозяйственным занятием.

    4. Расскажите о важнейших научно-технических изобретениях человечества в первобытную эпоху.

    НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - термин, употребляемый для обозначения перехода от присваивающего к производящему хозяйству.

    Вве-дён Г. Чайл-дом в 1930-1940-е годы. На-хо-дясь под влия-ни-ем мар-ксиз-ма , Чайлд по-ни-мал неолитическую революцию как ар-хео-ло-гический эк-ви-ва-лент пе-рехо-ду от «ди-ко-сти» к «вар-вар-ст-ву», по Л. Г. Мор-га-ну, соз-дал тер-мин «неолитическая революция» в па-ре с тер-ми-ном «Го-род-ская ре-во-лю-ция» (пе-ре-ход от «вар-вар-ст-ва» к «ци-ви-ли-за-ции»), при-ме-нил к ис-то-рии Сре-ди-зем-но-мо-рья, Ближ-не-го и Сред-не-го Вос-то-ка, до-ли-ны Ин-да, где на-хо-ди-лись цен-тры ран-них ци-ви-ли-за-ций Ста-ро-го Све-та. Ход раз-ви-тия Ев-ро-пы он объ-яс-нял главным образом диф-фу-зи-ей эле-мен-тов куль-ту-ры ближ-не-во-сточ-но-го про-ис-хо-ж-де-ния. Со-дер-жа-ние обо-их тер-ми-нов Чайл-да ох-ва-ты-ва-ло не об-щественную (как у Мор-га-на) или по-ли-тическую (например, шко-ла американского ан-тро-по-ло-га Дж. Стюар-да) ор-га-ни-за-цию, а ши-ро-кий спектр со-ци-аль-но-эко-но-ми-че-ских и куль-тур-ных яв-ле-ний (ти-пы по-се-ле-ний и жи-лищ, пи-та-ние, род за-ня-тий, ору-дия тру-да, ве-ли-чи-на кол-лек-ти-вов, со-ци-аль-ная струк-ту-ра, идео-ло-гия и т. д.). «Ре-во-лю-ция» по-ни-ма-лась не как на-силь-ст-вен-ный пе-ре-во-рот, а как куль-ми-на-ция рез-ко-го про-грес-сив-но-го сдви-га в эко-но-ми-ке и об-щественной жиз-ни, про-изо-шед-ше-го в «пер-вич-ном» оча-ге под воз-дей-ст-ви-ем кли-ма-тических из-ме-не-ний и рос-та чис-лен-но-сти на-се-ления. Та-ким оча-гом в 1930-е годы Чайлд на-зы-вал Еги-пет, од-на-ко в 1950-е годы, по-сле рас-ко-пок Джар-мо , Ие-ри-хо-на, пе-щеры Белт и др., он ут-вер-дил-ся в мыс-ли, что про-из-во-дя-щее хо-зяй-ст-во бы-ло прив-не-се-но в Еги-пет, Ев-ро-пу и на др. тер-ри-то-рии из Пе-ред-ней Азии.

    В конце 1940-х - 1960-х годах идеи Г. Чайл-да ста-ли по-пу-ляр-ны не толь-ко у ар-хео-ло-гов, но и у ши-ро-ко-го кру-га ис-сле-до-ва-те-лей в США и Западной Ев-ро-пе. В СССР об-ра-ще-ние к иде-ям Чайл-да (В. М. Мас-сон , Н. Я. Мер-перт и др.), как со-звуч-ным мар-ксиз-му, спо-соб-ст-во-ва-ло борь-бе с дог-ма-тиз-мом, пре-одо-ле-нию изо-ля-ции от ми-ро-вой нау-ки. Основные дис-кус-сии шли по по-во-ду уме-ст-но-сти тер-ми-на «ре-во-лю-ция» (а не «эво-лю-ция») для обо-зна-че-ния со-от-вет-ст-вую-щих про-цес-сов, о про-дол-жи-тель-но-сти, на-ли-чии еди-но-го или не-сколь-ких пер-вич-ных цен-тров неолитической революции, о при-ме-ни-мо-сти кон-цеп-ции Чайл-да к дру-гим ре-гио-нам, о со-пос-та-ви-мо-сти зем-ле-дель-че-ско-жи-вот-но-вод-че-ско-го и се-вер-но-го (ос-но-ван-но-го на при-сваи-ваю-щем хо-зяй-ст-ве) не-оли-та.

    В от-но-ше-нии куль-тур Ближ-не-го Вос-то-ка кон-цеп-ции неолитической революции и «Го-род-ской ре-во-лю-ции» ока-за-лись эв-ри-сти-че-ски цен-ны-ми. Они по-лу-чи-ли про-дол-же-ние в ра-бо-тах Р. Брейд-ву-да, при-ня-ты за ос-но-ву, но мо-ди-фи-ци-ро-ва-ны Дж. Мел-лар-том (в ча-ст-но-сти, счи-тав-шим, что «ре-во-лю-ция» бы-ла од-на - го-ро-да поя-ви-лись поч-ти од-но-вре-мен-но с зем-ле-де-ли-ем); сти-му-ли-ро-ва-ли со-ци-аль-ные и де-мо-гра-фические ис-сле-до-ва-ния Л. Бин-фор-да, К. В. Флан-не-ри, М. Н. Ко-эна (все - США) и др.; спо-соб-ст-во-ва-ли ак-ти-ви-за-ции меж-дис-ци-п-ли-нар-ных про-ек-тов по ком-плекс-но-му изу-че-нию цен-тров пе-ре-хо-да к про-из-во-дя-ще-му хо-зяй-ст-ву с ши-ро-ким при-ме-не-ни-ем ес-те-ст-вен-но-на-учных ме-то-дов (зоо-ар-хео-ло-ги-ческих, па-лео-эт-но-бо-та-ни-че-ских, гео-мор-фо-ло-ги-че-ских, ра-дио-уг-ле-род-но-го дати-ро-ва-ния и др.); по-слу-жи-ли в ка-че-ст-ве от-прав-ной точ-ки для на-ча-ла дис-кус-сии о при-ори-те-те ду-хов-ных или ма-те-ри-аль-ных им-пуль-сов в неолитической революции (смотрите, например, «ре-во-лю-ция сим-во-лов»).

    Но-вые ис-сле-до-вания, по-ка-зав-шие по-ли-фор-мизм и зна-чительную дли-тель-ность пу-ти от пер-во-быт-ности к ци-ви-ли-за-ции да-же на Ближ-нем Вос-то-ке, схе-ма-тизм по-строе-ний не-ко-то-рых по-сле-до-ва-те-лей Г. Чайл-да по-ро-ди-ли скеп-сис и в от-но-ше-нии со-здан-ной им кон-цеп-ции (например, С. Ллойд, английский егип-то-лог Г. Франк-форт). С 1980-х гоодв Дж. Мел-ларт, Ж. Ко-вен (Фран-ция), Т. Уот-кинс (Ве-ли-ко-бри-та-ния), М. Оз-до-ган (Тур-ция), Х. Нис-сен (Гер-ма-ния), О. Бар-Йо-сеф (Из-ра-иль) и др. обос-но-вы-ва-ют ис-поль-зо-ва-ние тер-ми-нов «не-о-ли-ти-за-ция» или «про-цесс не-оли-ти-за-ции» в ка-че-ст-ве бо-лее под-хо-дя-щих для обо-зна-че-ния дан-но-го пе-рио-да. По-пыт-ки ис-поль-зо-вать тер-ми-ны Чайл-да для Но-во-го Све-та (например, ка-надским ар-хео-ло-гом Р. Мак-ни-шем) не по-лу-чи-ли ши-ро-кой под-держ-ки (о современной тер-ми-но-ло-гии и ма-те-риа-лах о пе-ре-хо-де к про-из-во-дя-ще-му хо-зяй-ст-ву смотрите в статье Ин-дей-цы). По ря-ду при-чин они бы-ст-ро вы-шли из упот-реб-ле-ния или прак-ти-че-ски не при-ме-ня-лись и в от-но-ше-нии др. ре-гио-нов.

    По-ня-тие неолитической революции со-хра-ня-ет зна-че-ние в мас-шта-бах все-мир-ной ис-то-рии - в смыс-ле от-но-си-тель-но ко-рот-ко-го, по срав-не-нию с пре-ды-ду-щей эпо-хой, вре-ме-ни кар-ди-наль-но-го из-ме-не-ния форм хо-зяй-ст-ва и куль-ту-ры в основных ре-гио-нах (Ближ-ний Вос-ток, Восточная Азия, Центральная Аме-ри-ка и за-пад Южной Аме-ри-ки). Пе-ре-ход к про-из-во-дя-ще-му хо-зяй-ст-ву на др. тер-ри-то-ри-ях, за ред-ки-ми ис-клю-че-ния-ми (например, го-ры Но-вой Гви-неи), был ини-ции-ро-ван ми-гра-ция-ми и куль-тур-ной диф-фу-зи-ей из пер-вич-ных цен-тров, что ве-ло к фор-ми-ро-ва-нию вто-рич-ных оча-гов неолитической революции, в т. ч. на ос-но-ве до-ме-сти-ка-ции ме-ст-ных ви-дов рас-те-ний и жи-вот-ных. В не-ко-то-рых ре-гио-нах (например, на тер-ри-то-рии Япо-нии, Юго-Вос-то-ка и при-ти-хо-оке-ан-ских об-лас-тей США) фор-мы куль-ту-ры, обыч-но ха-рак-тер-ные для зем-ле-дельческого не-оли-та, воз-ник-ли и дол-го раз-ви-ва-лись на ос-но-ве спе-циа-ли-зированного со-би-ра-тель-ст-ва при от-сут-ст-вии или ни-чтож-ной ро-ли зем-ле-де-лия. По-ня-тие «Го-род-ская ре-во-лю-ция» в современных ис-сле-до-ва-ни-ях упот-реб-ля-ет-ся ред-ко. О ма-те-риа-лах, свя-зан-ных с по-ня-ти-ем неолитическая революция., смотрите в стать-ях Не-олит , Зем-ле-де-лие, Жи-вот-но-вод-ст-во, Пло-до-род-ный по-лу-ме-сяц.

    Дополнительная литература:

    Чайлд Г. Про-гресс и ар-хео-ло-гия. М., 1949;

    Мас-сон В.М. Сред-няя Азия и Древ-ний Вос-ток. М.; Л., 1964;

    Childe G. V. Man ma-kes himself. 4th ed. L., 1970; idem. What happe-ned in history. Harmondsworth, 1982;

    Cohen M. N. The food crisis in prehistory. New Haven; L., 1978.

    Что такое неолитическая революция. Втечение нескольких мил­лионов лет человек существовал за счет охоты, рыболовства и собирательства. Люди «присваивали» себе продукты природы, поэтому такой тип хозяйства называют присваивающим. Человек полностью зависел от природы, внешних условий, изменений климата, обилия или скудости добычи, случайной удачи.

    Около 11 - 10 тыс. лет назад отношения человека и природы становятся кардинально иными. Зарождается земледелие и жи­вотноводство. Люди начали самостоятельно и целенаправленно про­изводить необходимые для их жизни продукты. Отныне они на­много меньше зависели от окружающей среды. Такой тип хозяй­ства называется производящим. Производящее хозяйство до сих пор является основой жизни человечества.

    Переход к производящему хозяйству у ряда племен и народов начался в период мезолита и завершился в неолите. Появление производящего хозяйства за сравнительно короткое время корен­ным образом изменило жизнь человечества, взаимоотношения внутри сообществ людей, порядок управления в них. Эти переме­ны историки назвали неолитической революцией.

    Причины неолитической революции. Около 12 тыс. лет назад быстро начал таять ледник. За сравнительно небольшой период тундра и территория ледника покрылись густыми лесами. Каза­лось, такие перемены будут на пользу человеку. Однако вымерли мамонты и многие другие крупные животные, в течение тысяче­летий дававшие человеку основную пищу. Пришлось осваивать охоту на мелкую дичь, птицу, больше внимания уделять ловле рыбы.

    Охотники мезолита изобрели лук со стрелами. Теперь добычу могли поражать издали. На основе принципа действия лука созда­ли различные ловушки и капканы. Другим изобретением стал бу­меранг, имевший свойство при неудачном броске возвращаться назад. Стали строить лодки и плоты. На них плавали не только по рекам и озерам, но и выходили в море.

    Наиболее тяжелые последствия таяние ледника имело для на­селения Передней Азии(территорияТурции,Сирии,Израиля, Палестины, Ирака, Ирана и др.). В период палеолита здесь охоти­лись на диких баранов, кабанов, козлов, быков, собирали семена дикорастущих злаков - пшеницы, ячменя, проса. Эти растения в диком виде растут только в горных районах Передней Азии. Для срезания колосьев злаковых культур изобрели специальное ору­дие - серп.

    Внутри изогнутой деревянной рукоятки вытачивали паз, в ко­торый вставляли вплотную друг к другу остро заточенные камни размером в 1 - 2 см. Их закрепляли смолой или бетоном. Если один из камушков ломался или выпадал, его заменяли другим, посколь­ку они все были стандартной формы. Ученые называют такие из­делия микролитами. В период мезолита микролиты различной фор­мы распространились на огромных территориях Евразии, Африки. Их вставляли не только в серпы, но и в ножи, мечи, топоры, копья, стрелы.



    Во время таяния ледника в Передней Азии началась страшная засуха, что привело к гибели многих животных и растений. Эколо­гический кризис заставил людей искать новые источники суще­ствования. Выход был найден в искусственном разведении расте­ний и выращивании животных.

    Зарождение производящего хозяйства. Собиратели съедобных
    растений заметили: если зерна зарыть в рыхлую землю и поливать
    водой, то из одного зерна вырастет колос со многими зернами.
    Так родилось земледелие. Для посева каждый год отбирали только
    лучшие зерна. Со временем изменились внешний вид и многие
    полезные свойства этих растений. ^

    В условиях засухи звери стали меньше бояться людей и даже заходили в их поселения в поисках воды. Охотники ловили их живьем, держали в загонах и съедали по мере необходимости. Не­которые животные рождались уже в неволе. Со временем рожден­ные в неволе животные стали главным источником мяса. За этими животными ухаживали, их пасли, отбирали лучших для размно­жения. Домашние животные стали отличаться от своих диких пред­ков по повадкам, характеру и даже по анатомическому строению. Произошло одомашнивание {доместикация) животных. Появилось животноводство {скотоводство).

    Злаковые культуры и домашние животные, полученные древ­ними жителями Передней Азии, и поныне остаются основными источниками пищи для человечества.

    Древнейшая стоянка со следами сельского хозяйства Зави Чеми Шанидар раскопана на севере Ирака и датируется X-IX тысяче­летиями до н.э.



    Первыми были одомашнены в X-IX тысячелетиях до н. э. овцы и козы, в VII тысячелетии до н.э. приручили свинью и корову. В глубокой древности произошла и доместикациякошкикотораяспасалазапасызернаотгрызунов Из растений первыми одомашнили несколько видов пшени­цы, ячмень, просо, чечевицу. Позже научились выращивать сли­пы, груши, персики, абрикосы, яблоки, виноград и т.д.

    Земледелие и скотоводство начало зарождаться в оазисах Пе­редней Азии около 11 тыс. лет назад. Позже климат стал более влажным, и сельское хозяйство распространилось почти по всей Передней Азии и некоторым соседним территориям (Египет, Балканский полуостров, Средняя Азия и др.). Большую роль в распространении неолитической революции сыграли переселения племен. На новых землях выводили новые виды культурных расте­ний и животных. Например, в Средней Азии одомашнили верб­люда.

    Некоторые ученые считают, что в ряде мест сельское хозяй­ство возникло самостоятельно, вне связи с Передней Азией. К таким местам, несомненно, принадлежит Америка. Рис «одо­машнили» в Индии и Китае. Возможно, в Европе был самостоя­тельно доместирован крупный рогатый скот. Однако большин­ство домашних животных (овцы, козы, коровы) и растений (пше­ница, ячмень, просо) имели своими «предками» диких живот­ных и растения, которые имелись только в Передней Азии. Кро­ме того, в течение нескольких тысячелетий сельское хозяйство существовало лишь в данном регионе. Эти факты свидетельству­ют в пользу теории моноцентризма происхождения сельского хо­зяйства.

    Последствия неолитической революции. Вслед за появлением сельского хозяйства последовало еще множество открытий. Люди научились производить шерстяные и льняные ткани. Важнейшим изобретением стала керамика (самые первые образцы датируются VIII тысячелетием до н.э.). У ряда племен использовали гончар­ный круг. Из глины изготавливали и кирпичи.

    Для полива полей строили примитивные каналы и бассейны, постепенно ирригационные сооружения становились все сложнее. Для обработки полей придумали сохи и плуги. Долгое время их тянули несколько человек. Позже в них стали впрягать быков.

    На поселении земледельцев и скотоводов рубежа VIII -VII тысячелетий до н.э. Чайёню в Малой Азии найдены древнейшие изделия из самородной меди. С V- IV тысячелетий до н.э. на Ближ­нем Востоке наступает период энеолита - медно-каменного века (переходного от каменного к бронзовому веку). На территории Европы начало энеолита датируется III тысячелетием до н.э. Брон­зовый век начался на Ближнем Востоке в конце IV-IIIтысяче­летий до н.э. и Европе во II тысячелетии до н.э. Железо начали изготавливать с конца II тысячелетия до н.э. в Передней Азии и в I тысячелетии до н. э. в Европе и ряде других мест. После освоения массового производства изделий из железной рудыкаменныеору­дияокончательноисчезли Неолитическая революция на территории современной России.

    Встепях Южного Приуралья и Поволжья археологи нашли кости домашних животных (коров, коз, овец), которых там начали раз­водить 8 - 7 тыс. лет назад. Это древнейшие следы производящего хозяйства на территории России. Домашних животных привели сюда переселенцы из южных земель.

    Люди, обитавшие некогда на Южном Урале, также внесли свой вклад в неолитическую революцию. Именно здесь на сто­янках Мулино и Давлеканово найдены самые древние в мире кости домашних лошадей, которых приручили древние жители России.

    Одомашнивание лошади резко ускорило ход истории. Так, после появления домашних лошадей на Ближнем Востоке, там возник­ли первые крупные государства. Лошади облегчали связи между разными народами, что способствовало их взаимному развитию. Неслучайно в регионах, где не было возможности одомашнить лошадь, развитие шло замедленными темпами (например, Аме­рика, Австралия).

    У истоков цивилизации

    Общественное разделение труда. Зарождение ремесла и торгов­ли. Хозяйство в первых общинах земледельцев и скотоводов носи­ло комплексный характер. Выращивание злаковых культур и раз­ведение скота дополняли друг друга. Однако различия в природ­ных условиях очень скоро привели к появлению специализации. Она усилилась по мере распространения производящего хозяй­ства на новые территории.

    На плодородных землях основным занятием становится зем­леделие и связанное с ним животноводство. Земледельцы вели оседлый образ жизни. Племена, оказавшиеся в степных районах, полностью переключились на скотоводство, которое после доме­стикации лошади и освоения колеса приобрело кочевой характер. Произошло так называемое первое крупное общественное разде­ление труда - выделение земледелия и скотоводства в отдельные хозяйственные комплексы.

    В поселениях земледельцев появлялись люди, которые специа­лизировались на производстве различных изделий из камня, ме­таллов, глины, на изготовлении тканей и т.д. Их называют ремес­ленниками. Со временем многие стали жить исключительно за счет ремесла. Произошло второе крупное общественное разделение труда - выделение ремесла из земледелия и скотоводства.

    Общественное разделение труда способствовали развитию об­мена. Ремесленники снабжали своими изделиями земледельцев и скотоводов, получая от них продукты питания.Земледельцыи скотоводы также обменивались произведенными продуктами. Так урождалась торговля.

    Протогорода. Некоторые поселки земледельцев превращались в более крупные поселения. Вокруг них стали возводить для защиты ОТ врагов стены из камня или глины. Дома тоже стали нередко делать из глиняных кирпичей. Такие поселения напоминали горо­да. В центре поселения обычно возвышался один или несколько храмов - жилищ богов. Боги теперь считались покровителями уро­жая и домашних животных. Особо почитали бога солнца, бога вет­ра, бога дождя, которые управляли явлениями природы, влияю­щими на жизнь земледельцев и скотоводов.

    Одно из древнейших поселений обнаружено в городе Иерихоне is Палестине. Люди здесь начали селиться в VIII тысячелетии до н.э. Вокруг древнего Иерихона, в котором жило до 3 тыс. человек, найдены остатки стен толщиной до 3 м из камня. В окрестностях протогорода выращивали пшеницу, чечевицу, ячмень, инжир, добывали асфальт и серу, которые продавали соседям.

    Еще более крупное поселение городского типа Чатал-Гуюк (Чатал-Хююк) существовало в VII - VI тысячелетиях до н.э. в Ма­лой Азии. Жилища в Чатал-Гуюке строили из высушенных на солн­це кирпичей. Стандартные дома стояли вплотную друг к другу, улиц в городе не было, а вся жизнь вне дома проходила на кры­шах, где находились двери в жилища. Жители занимались выра­щиванием хлеба на окрестных полях. Для их орошения строили простейшие каналы.

    Начало формирования народов. С освоением производящего хо­зяйства усиливаются различия в темпах развития разных регио­нов мира. Там, где существовали благоприятные условия для сель­ского хозяйства, ремесла, развитие шло быстрее. Природно-кли­матические условия сказались и в ходе формирования разных народов.

    Лингвисты размещают мертвые и современные языки по язы­ковым семьям, группам. Предполагается, что некогда предки но­сителей родственных языков составляли единые общности, жили в одном месте. Затем отдельные группы этих общностей расходи­лись на разные территории, смешивались с другими племенами, в их языках появлялись различия.

    Ученые спорят, какие народы жили на территории Передней Азии в период складывания там производящего хозяйства. В этом регионе формировались многие языковые семьи. В частности, там, а также в Северной Африке обитали племена, давшие начало се­мито-хамитским языкам. На этих языках говорили многие древние народы: египтяне, вавилоняне, ассирийцы.

    Существует точка зрения, что в некоторых районах Передней Азии в период неолита жили племена, давшие начало индоевро­пейским языкам. В наше время на индоевропейских языках разговаривает значительная часть населения земного шара. К индоевро­пейским языкам относятся и славянские языки.

    Вопрос о времени и месте появления индоевропейцев является предметом споров ученых уже на протяжении более двухсот лет, с тех пор как было установлено родство языков, распространен­ных на огромных землях от Индии до Западной Европы (отсюда и их название). В настоящее время большинство ученых считают, что индоевропейская общность начала складываться в IV-IIIты­сячелетиях до н.э. Но есть мнения и о более раннем периоде (VI - V тысячелетия до н.э.).

    Раньше полагали, что прародина индоевропейских народов - Южная Скандинавия и Северная Германия. В настоящее время эта точка зрения почти не имеет сторонников. Имела распростране­ние теория балкано-дунайской прародины. Ныне все более попу­лярной становится версия о южнорусской прародине (Восточная Украина, Северный Кавказ, Поволжье, Южное Предуралье). На­конец, высказывается версия о восточно-анатолийской прароди­не (север Передней Азии).

    Основным занятием индоевропейских племен долгое время являлось скотоводство. Именно древние индоевропейцы одомаш­нили лошадь. Овладение секретом изготовления бронзового ору­жия сделало индоевропейцев очень воинственными. Отдельные их группы двинулись в разные стороны, стремясь захватить лучшие земли. Смешавшись с другими племенами и передав им свои язы­ки, они заселили Европу, Среднюю Азию, Иран, Индию и т.д.

    Эволюция общественных отношений. Соседская община. Период мезолита и неолита стал временем перемен в основной ячейке тогдашнего общества - общине.

    У земледельцев по мере совершенствования орудий труда, ис­пользования рабочего скота отдельная семья становилась все бо­лее самостоятельной производственной ячейкой. Необходимость в совместном труде отпадала. Усилило этот процесс внедрение брон­зовых, и особенно железных, орудий труда. Родовая община усту­пала место соседской. В ней родовые связи сменялись территори­альными.

    Жилище, орудия труда, рабочий скот в соседской общине ста­новятся собственностью отдельных семей. Однако пахотная и иная земля продолжала оставаться в общинной собственности. На паш­не, как правило, трудились члены одной семьи, однако расчист­ку полей, работы по их ирригации производили совместно все члены соседской общины.

    У скотоводов родовые отношения сохранялись дольше, чем у земледельцев. Стада еще длительное время оставались общей соб­ственностью рода.

    Со временем уходило в прошлое равенство внутри общины. В самих семьях возрастала власть главы над другими домочадцами. 11 с которые семьи становились более состоятельными, чем дру-РИв, накапливали богатства. В наиболее выгодном положении ока­пывались вожди, старейшины.

    У истоков государственности. Высшим органом управления в общинах и племенах являлось собрание, в котором принимали участие все взрослые общинники и члены племени. Избиравший­ся собранием на период военных действий вождь всецело зависел от поддержки соплеменников. Старейшины составляли совет об­щины, племени. Все отношения внутри общества регулировались обычаями, традициями. Таким образом, организацию власти в пер­вобытных общинах и племенах можно назвать самоуправлением.

    По мере развития материального неравенства нарастало и не­равенство в сфере управления. Более состоятельные члены общи­ны, племени начинали оказывать все большее влияние на управ­ление. В народном собрании их слово становится решающим. Власть вождя распространялась на мирные периоды, и постепенно нача­та переходить по наследству. В условиях нарастания неравенства многие обычаи и традиции переставали эффективно регулировать жизнь. Вождям приходилось разрешать споры между соплеменни­ками, наказывать их за проступки, которых раньше не могло быть. Например, после появления собственности у отдельных семей, появилось воровство, которого раньше не существовало, поскольку все было общим.

    Развитию неравенства способствовало усиление столкновений между племенами. В период палеолита войны были редки, часто прекращались при первых ранениях. Войны в условиях становле­ния производящего хозяйства велись постоянно. У отдельных об­щин и племен накапливались большие запасы продовольствия.)тому завидовали другие племена, более бедные. Да и богатые племена не прочь были поживиться на стороне.

    Для успешной обороны и нападений племена объединялись в союзы во главе с вождем-военачальником. Вокруг вождей сплачи­вались лучшие воины (дружинники).

    Во многих древних обществах вожди также приобретали жре­ческие функции: только они могли общаться с богами, просить у них помощи для соплеменников. Вождь-жрец руководил обряда­ми при храмах.

    Со временем соплеменники начали снабжать вождя и его приближенных всем необходимым. Первоначально это были доб­ровольные дары, знаки уважения. Затем добровольные пожертво­вания стали обязательными податями - налогами. Материальной основой данного явления стали успехи в хозяйственном развитии. Подсчитано, например, что первобытный земледелец Передней Азии за два месяца работы обеспечивал себя продуктами на це­лый год. Произведенное в остальное время он отдавал вождям, жрецам. После успешного набега на соседей вождь и его дружинники получали большую и лучшую часть добычи. Много добычи доста­валось также старейшинам и жрецам. Среди добычи были и плен­ные. Раньше их отпускали, либо приносили в жертву богам, либо съедали. Теперь пленных стали заставлять работать. Рост богатств вождей и знати в результате войн еще больше повышал их власть над соплеменниками.

    Объединенные в союзы племена обычно не были равны между собой. Часто одно племя доминировало в союзе, иногда силой заставляя других вступать в союз. Нередким явлением становилось завоевание одним племенем других. В этом случае завоевателям приходилось разрабатывать новые механизмы управления. Вожди племен-завоевателей становились правителями, а их соплеменни­ки - помощниками по управлению покоренными. Создаваемая структура во многом напоминала государство, одним из главных признаков которого является наличие органов для управления об­ществом, отделенных от самого общества.

    Вместе с тем традиции самоуправления сохранялись еще очень долго. Так, даже самый могущественный вождь созывал народное собрание, где обсуждались и утверждались важные решения. Со­брание избирало преемника умершему вождю, даже если он был его сыном. Роль самоуправления возрастала в экстремальных ус­ловиях: при нападении более сильного врага, стихийном бедствии и т.д.

    Первые государства возникли там, где вожди и их помощники становились также руководителями хозяйственной жизни. Так было в тех местах, где для земледелия необходимо было строить и под­держивать в исправном состоянии сложные ирригационные со­оружения.

    Начало цивилизации. Период первобытности в отдельных райо­нах земли закончился на рубеже IV-IIIтысячелетий до н.э. На смену ему приходил период, который называют цивилизаци­ей. Само слово «цивилизация» связано со словом «город». Стро­ительство городов является одним из первых признаков рожде­ния цивилизации. Окончательно цивилизация сложилась после появления государств. Постепенно формировалась характерная для цивилизации культура. Огромную роль в этой культуре и во всей жизни стала играть письменность, возникновение которой также считается важнейшим признаком перехода к цивилиза­ции.

    К концу периода Древнего мира (V в. н. э.) область распростра­нения цивилизации представляла собой полосу земель от Атлан­тического до Тихого океана. За пределами этой полосы обитали племена, не имевшие своих государств. Ареал цивилизации рас­ширялся, хотя имело место и обратное движение вследствие войн, природных катаклизмов. Цивилизация у разных народов имела свои различия. На нее Влияли природно-климатические условия, обстоятельства исто­рического пути народов и т.д. Историки говорят о разных древних цивилизациях. Иногда этим термином обозначают историю от­дельного народа, государства (древнеегипетская цивилизация, шумерская цивилизация, китайская цивилизация, греческая ци-килизация, римская цивилизация и т.д.). Однако цивилизации Древнего мира имели немало общего, что позволяет объединить их в две модели - древневосточную цивилизацию и античную циви-i/нацию.

    Древневосточная - первая цивилизация. Древнейшей ее фор­мой стали государства в долинах великих рек - Нила, Евфрата и Тигра, Инда, Хуанхэ. Затем государства сложились и вне речных долин. Для всех древневосточных стран была характерна большая роль государственной власти, огромная власть правителей-монар­хов. Преобладающим населением являлось крестьянство, объеди-неиное, как правило, в общины. Рабство играло второстепенную роль.

    Античная цивилизация сложилась позднее. В основном она ох­ватывала район Средиземноморья. Правда, первые государства здесь также относят к древневосточной цивилизации. Однако затем по не совсем объяснимым причинам развитие пошло по иному пути. В государственном устройстве античных государств стали преоб­ладать черты самоуправления. Античные государства называют полисами. Правителей в полисе избирали на народных собраниях, роль государственных органов исполняли прежние общинные структуры, например совет старейшин (ареопаг, сенат). Однако со временем полисное устройство было заменено монархической властью. В античных государствах значительная часть населения проживала в городах. Наряду с сельским хозяйством огромное значение приобрели ремесло и торговля. Значительную роль иг­рал труд рабов.

    Важнейший этап в истории человечества, в значительной мере определивший все ее дальнейшее развитие, - переход от присваивающей охотничье-рыболовческой и собирательской экономики к производящему хозяйству, развитие и распространение основных его форм. Эти процессы знаменовали начало нового периода древнейшей истории, принципиально отличного от сотен тысячелетий предшествующей эволюции. Они явились переломными как в сфере производства, так и во всех иных областях жизни древнего общества. Обобщая периодизацию Л. Моргана, Ф. Энгельс именно эти процессы положил в основу своей знаменитой схемы, выделив два основных периода истории первобытного общества - дикость и варварство. «Дикость,- писал Ф. Энгельс,- период преимущественного присвоения готовых продуктов природы; искусственно созданные человеком продукты служат главным образом вспомогательными орудиями такого присвоения. Варварство - период введения скотоводства и земледелия, период овладения методами увеличения производства продуктов природы с помощью человеческой деятельности».

    Накопление археологических материалов, особенно после второй мировой войны, полностью подтвердило справедливость этой периодизации, заставило ряд крупных западных исследователей обратить особое внимание на ее принцип. Так, видный английский археолог Вир Гордон Чайлд подчеркнул историческое значение перехода от присваивающей экономики к производящей и дал ему наименование «неолитической революции». Известный американский исследователь Ближнего Востока Роберт Брейдвуд разделил древнейшую историю на эпоху присвоения пищи и эпоху производства пищи и выделил в последней ряд этапов. Фактически он воспринял положения Ф. Энгельса, применив их к новым археологическим материалам. В конце 60-х - 70-х годах объем материала еще возрос, что снова вызвало необходимость в его осмыслении. «Моделирование» путей становления земледелия и скотоводства осуществляется на основе разностороннего анализа материала, в котором помимо археологов
    принимают участие палеогеографы и палеозоологи, антропологи и палеоботаники. Все концепции, предлагаемые сейчас не только советскими, но и английскими, американскими, французскими, датскими и другими исследователями, строятся на основе признания важности для всей истории человечества перехода от присваивающей к производящей экономике.

    Община собирателей, охотников и рыболовов даже в условиях максимально благоприятного природного окружения твердо ограничена в своей численности и производственных возможностях. Она может совершенствоваться в использовании природных ресурсов. В благоприятных экологических ситуациях (морские побережья, районы обитания стадных животных) возможно даже существование долговременных поселений. Но умножить то, что дает природа, добиться качественного изменения природных ресурсов, привести их в соответствие с потребностями численно возрастающих коллективов - этого община охотников и собирателей не может. Этим объясняется медленный рост населения в эпоху присваивающего хозяйства. Человек мог жить только в областях естественного распространения необходимых ему животных и растений. Воздействовать на них, способствовать их распространению на новые территории, акклиматизировать их в первоначально несвойственных им условиях он не мог. Это ограничивало возможности расселения самого человека, вследствие чего была велика разобщенность коллективов, между ними отсутствовал регулярный обмен, была невозможна специализация. Примитивность и разнообразие форм хозяйства, необходимость постоянного участия значительной доли коллективов в добывании («присвоении») пищи обусловливали ограниченность не только возможностей, но и потребностей человека. Узость производственной базы, полная зависимость от естественных условий и их превратностей сдерживали развитие общества в целом, во всех его проявлениях.

    Коренные изменения в жизни общества наступили с переходом к производящему хозяйству. Мы вправе говорить о революционном характере этого процесса, вправе согласиться с В. Г. Чайлдом, определившим его как «первую революцию, которая трансформировала человеческую экономику, дала человеку контроль над его собственным запасом пищи». Человек стал производить пищу, постоянно совершенствовать это производство, расширять его масштабы. В этих условиях неизмеримо возросли возможности человека и расширилась сфера его деятельности, одно за другим исчезли ограничения предшествующего периода.

    Резко изменился темп роста народонаселения. Весьма показательны здесь материалы некоторых специальных демографических исследований. Американский биолог Эдуард Дивей, широко использовав археологические и этнографические данные, попытался ориентировочно определить численность и плотность населения ойкумены до перехода к производящим формам хозяйства и в период «неолитической революции». Он пришел к заключению, что если раньше на протяжении десятков тысячелетий темп роста народонаселения был весьма незначительным, то примерно за одно тысячелетие «неолитической революции» население ойкумены возросло более чем в 16 раз, превысив 80 млн. человек, а плотность его в древнейших очагах возросла в 2,5 раза и достигла 1 человека на 1 кв. км.

    Рост численности и плотности был непосредственным результатом перехода к производящему хозяйству. Не менее значительны были и другие явления, обусловленные этим процессом. Искусственное распространение культивированных растений и одомашненных животных на территориях, отличных от естественной прародины их предков, позволило на новых принципах расширить границы ойкумены. Непрестанно возраставшие потребности производящего хозяйства значительно расширили сферу человеческой деятельности, вызвали появление ее новых направлений, сделали жизненно необходимыми регулярные связи между отдельными коллективами. Познание явлений природы, циклов жизни растений, их роста и созревания, попытки объяснить их обусловили новый этап в развитии мышления и различных областей культуры, археологически фиксируемых прежде всего в сфере изобразительного искусства. Стало иным само распределение времени наших далеких предков: развитие производящей экономики уже не требовало постоянного участия большинства дееспособных членов человеческих коллективов в производстве пищи. Значительный фонд времени был освобожден для развития других отраслей производства и культуры.

    Следствием формирования производящего хозяйства явилось появление регулярного прибавочного продукта, а значит, и возможности его концентрации в руках отдельных родов и семей. А это вело к далеко идущим социальным последствиям, знаменовавшим первые ступени длительного процесса разложения первобытнообщинного строя.
    Вместе с тем «неолитическая революция» обусловила заметную неравномерность дальнейшего развития различных районов ойкумены. Ведь переход к производящему хозяйству был возможен лишь там, где имелся необходимый для этого процесса природный фон, т. е. в центрах распространения диких предков культурных растений и домашних животных. Определение этих центров и выявление их роли в истории человечества в большой мере связано с исследованиями Н. И. Вавилова. Великий биолог выделил ряд центров происхождения культурных растений, бывших в то же время очагами возникновения земледельческой культуры. Пять таких центров были намечены им в горных тропических и субтропических областях Старого Света - от Балкан до Юго-Восточной Азии, два - в подобных же областях Южной Мексики и Перу. «В сущности,- писал Н. И. Вавилов,- только узкая полоса суши земного шара сыграла основную роль в развитии земледелия». Дальнейшие исследования полностью подтвердили как общие выводы Н. И. Вавилова, так и выделение им конкретных раннеземледельческих очагов.

    Среди последних особое внимание ученых заслуженно привлекает Юго-западноазиатский очаг, охватывавший предгорья и речные долины Палестины, Ливана, Сирии, Южной Турции, Северной Месопотамии и уходящий далее на восток, в области Ирана и юга Сред¬ней Азии. С этим очагом связаны происхождение важнейшей из земледельческих культур - пшеницы - и одомашнивание ряда основных видов животных. Здесь сформировались древнейшие центры производящего хозяйства, а позднее - первые цивилизации Старого Света. У археологов эта территория получила романтическое наименование «полумесяц плодородных земель». Именно здесь сделаны наиболее значительные открытия раннеземледельческих поселений и прослежены последовательные этапы формирования производящей экономики.

    Эти открытия и являются предметом анализа автора предлагаемой вниманию читателей книги, известного английского археолога Дж. Мелларта. Ему посчастливилось быть участником раскопок и первооткрывателем важнейших древнеземледельческих памятников Палестины и Турции. Дж. Мелларт принимал участие в раскопках Иерихона и Вейджисултана - памятника энеолита и бронзового века в Западной Турции. Сенсационными явились его раскопки двух неолитических поселений в Южной Анатолии - Чатал Хююка и Хаджилара,- результаты которых коренным образом изменили наши представления об уровне развития людей эпохи неолита. Он много и плодотворно работал и продолжает работать над вопросами развития древнейших земледельческих культур Ближнего Востока, и в первую очередь, конечно, Турции.

    «Древнейшие цивилизации Ближнего Востока» - книга, представляющая интерес как первая сводка достижений ближневосточной археологии, суммирующая разрозненный и неравномерно опубликованный материал. Ценность ее и в том, что она принадлежит перу не только полевого исследователя, но и вдумчивого ученого, понимающего необходимость осмысления, всестороннего анализа специфического исторического источника - археологического материала.

    Автор стремился включить в эту небольшую работу все важнейшие памятники. Характерно, что впервые в западной литературе он рассматривает древнейшую земледельческую культуру на территории нашей страны - джейтунскую. Почти каждый полевой сезон вносит коррективы в намеченные исследователями картины становления и развития земледельческо-скотоводческих культур. После выхода в свет «Древнейших цивилизаций…» в разных районах Ближнего Востока был сделан ряд важных открытий, несколько изменивших в отдельных случаях гипотезы автора. При переводе книги на русский язык эти данные были учтены и приведены в комментарии. Работа Дж. Мелларта - не только компетентное, но и популярное исследование, заслуживающее внимания советских читателей.

    Не останавливаясь здесь на некоторых неточностях и преждевременных выводах, естественных для области столь быстро развивающихся исследований, обратимся к двум положениям автора, вызывающим решительное несогласие.

    Первое - склонность Дж. Мелларта именовать более или менее устойчивые комплексы предметов материальной культуры, происходящие с древнеземледельческих поселений, цивилизациями. В советской науке принято марксистское определение цивилизации как этапа, на котором достигает расцвета общественное разделение труда и обмен, существует развитое товарное производство и формируется классовое общество. Применение этого термина к первобытной эпохе приводит к его размыванию и утрате им исторического значения. Характерно, что и западные исследователи избегают, как правило, применять его в таком контексте.
    То же увлечение Дж. Мелларта неоправданно «завышенными» определениями для характеристики неожиданно крупных достижений неолитических обитателей Востока звучит и в употреблении понятия «город» (или «городок» - town). Так он называет Чатал Хююк, считая, что для этого достаточно наличия в поселении святилищ и храмов, мастерских, существования производящего хозяйства и обмена. Поселения типа Чатал Хююка, по его мнению, ближе к городам, чем к деревням, и потому, что они были центрами жизни.

    Она начинается с первых регулярных попыток доместикации растений и животных и завершается формированием первых долговременных земледельческих поселков. Они располагаются еще непосредственно в зоне распространения предков доместицированных позже растений и животных, главным образом на ее периферии, в предгорьях, где годовые осадки достигают 1000 мм. Основные памятники первой фазы - Карим Шахир, Зави Чеми Шанидар, Гандж Даре-Е. Выращивание злаков, видимо, еще не началось, но несомненна интенсификация собирательства. Свидетельства этого - лезвия серпов, растиральные камни, ямы-хранилища. На поселениях возрастает число костей в дальнейшем доместицированных животных, а в отдельных случаях возможен уже и сам процесс одомашнивания. Наряду с открытыми поселками, состоящими из легких жилищ типа шалашей, появляются первые телли (Малефаат) из многослойных напластований сырцовых построек.

    В это время находится в расцвете каменная индустрия, а появление обсидиана свидетельствует об установлении связей с его источниками, достаточно удаленными от рассматриваемых областей. Главный из них находился в районе вулкана Немрут Даг, на Армянском нагорье.

    В течение второй фазы (VII тысячелетие до н. э.) уже были одомашнены злаки. Наиболее распространена эммеровая пшеница. Наряду с диким эммером встречены формы, представляющие ступени «генетического перехода», а также уже полностью доместицированные; то же следует сказать о ячмене. Одомашнены овца, коза, собака, возможно, свинья. Поселки этого времени располагаются еще в той же зоне, что и в предшествующий период. Основные памятники в Загросе - Джармо, Тепе Гуран, Тепе Сараб, Гандж Даре-D, на границе аллювиальной долины - Али Кош, Тамархан, в Синджарской долине - Телль Магзалия. Архитектура уже достаточно развита; на некоторых поселениях существовали фортификационные системы. Значительная долговременность поселков приводит уже к образованию больших теллей (Телль Магзалия). Их нижние горизонты бескерамичны, в верхних появляется керамика. Обсидиан и металл свидетельствуют о дальнейшем развитии дальних связей: отдельные металлические изделия известны еще в докерамических слоях Телль Магзалии.

    Хотя сохраняется хозяйственная замкнутость поселений, в это время формируются уже их группы.

    Третья фаза (конец VII-V тысячелетие до н. э.) ознаменована завершением процесса доместикации растений и формированием полного (кроме лошади и верблюда) стада домашних животных. Земледельцы широко расселяются по равнине вначале в северной ее части, в зоне естественного орошения: такова культура Телль Сотто, обнаруженная в Синджарской долине нашими археологами. Затем происходит выход за пределы этой зоны, что потребовало создания простых ирригационных систем. К таким памятникам относятся поселения хассунской, самаррской и халафской культур. В конце фазы начинается освоение южной части Двуречья, что обнаружено раскопками в Эриду.

    В этот период достигает расцвета общинное ремесло, резко активизируются внешние и внутренние связи, в результате которых поступает обсидиан, металлы, бирюза и пр. Явный рост прибавочного продукта предполагает возможность концентрации его в руках отдельных семей. Взаимосвязанные и уже дифференцированные поселения образуют группы, в которых к концу фазы выделяются «протогородские» центры.
    Дальнейшее развитие ирригации в конце IV тысячелетия до н. э. привело к регулярному освоению и заселению основных районов долины Месопотамии, а тесное взаимодействие между высокоразвитыми культурными группами обусловило создание первой общности, охватившей значительную часть Двуречья,- так называемой убейдской культуры Ныне намечаются ступени этого процесса. На ранних ступенях особую роль играют южные центры, где в районе дельты Тигра и Евфрата был наибольшим экономический эффект ирригации. Отсюда происходит активное расселение по самым различным направлениям.В этот день:

    • Дни рождения
    • 1821 Родился Йиндржих Ванкель - чешский врач, археолог и спелеолог. Произведённые им раскопки в местах стоянок доисторического человека в районе Моравского Карста дали важные результаты по истории Чехии периода заселения её человеком.
    • 1860 Родился Макс фон Оппенгейм - немецкий дипломат, востоковед и археолог на Ближнем Востоке, первооткрыватель поселения на холме Тель-Халаф и халафской культуры.
    • 1929 Родился Владимир Антонович Оборин - советский и российский археолог, специалист по древней и средневековой истории Урала.
    • Открытия
    • 1799 Французскими саперами в ходе Египетской экспедиции Наполеона обнаружен Розеттский камень .
    Поделиться