Еврпоатлантическая цивилизация. Контрольно-оценочные средства Военно политическое сотрудничество стран евроатлантической цивилизации

Литература

План

Лекция № 5. Евроатлантическая цивилизация: от «Общества благоденствия» к неоконсервативной революции

5.1. Формирование социально-ориентированной рыночной экономики (Швеция, Германия, США).

5.1.1. Основные принципы и функции социльно-ориентированной экономики.

5.1.2. Шведская модель рыночной экономики.

5.1.3. Немецкая или континентальная модель рыночной экономики.

5.1.4. Программа создания «общества всеобщего благосостояния» в США.

5.2. Неоконсерватизм как идейное течение. Неоконсерватизм в политике.

5.3. Идеология современной европейской социал-демократии.

5.4. Массовые движения в политической жизни: феминистское, пацифистское, антивоенные, экологические.

Цель:

анализ «общества благосостояния» («всеобщего благоденствия»), которое сложилось в 1960-1970-е гг. в евроатлантических странах, определение общих его признаков и особенностей, процесс формирования и суть социально-ориентированной рыночной экономики на примере Швеции, Западной Германии, США и методы проведения социальной политики

Задачи:

Определение понятий: атлантизм, государство всеобщего благоденствия, государство благосостояния, монетаризм, план Маршалла, многосекторная экономика, конверсия, шведская модель, континентальная модель рыночной экономики

Выяснить состояние экономики стран Запада после Второй мировой войны, задачи, методы и примеры проявления активной социальной политики

Знать основные модели решения социальных проблем

Уметь определять причины кризиса «государства благосостояния»

Формировать общекультурные компетенции

1. Волков А. Общество бесчисленных пособий // Эксперт. - 2006. - № 3.

2. Всемирная история новейшего времени: Учеб. пособие: В 2 ч. - Ч.2. 1945-начало XXI в. / И. О. Змитрович, Г. М. Кривощекий, М. Я. Колоцей и др. / Отв. ред. Л. А. Колоцей. - Гродно: ГрГУ, 2002.

3. Всемирная история. /Под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. – Изд. 3-е перераб и доп. - М., 2009.

4. Основные этапы формирования гражданского общества в странах Западной Европы и России в ХIХ – ХХ вв. / Отв. ред. С. П. Пожарская. - М.: ИВИ РАН, 2007.

Интернет-ресурс:

ü http://www.humanities.edu.ru

ü http://www.xserver.ru/user/espvm/index.shtml

ü http://ru.wikipedia.org/wiki/Германия

ü http://kraspubl.ru/content/view .

Атлантизм (родственно терминам Вода, Море, талассократия, Sea Power) сложное геополитическое понятие; соединяет в себе: исторически западный сектор человеческой цивилизации, стратегически союз западных стран, в которых главенствует либерал-демократическая идеология, военно-стратегически страны-участницы НАТО, социально ориентацию на «торговый строй» и «рыночные ценности» (модель США). Противоположно евразийству.


«Государство всеобщего благоденствия» - термин для обозначения сущности государства в США и Европе 30-х - 70-х гг. ХХ в., начиная с «нового курса» Рузвельта (по имени советника которго - Дж. Кейнса - часто именуется «кейнсианским»). Являясь формой разрешения кризиса («Великой депрессии») государство всеобщего благоденствия ориентировалось на социальное партнерство и главной задачей имело эффективное исполнение функций социальной защиты («социальное государство»). Поэтому государству вменялось в обязанность стабилизация финансов; стимулирование «большой науки»; контроль за прогрессивным налогообложением, социальным страхованием, образованием, медицинским обслуживанием, сферой услуг. Полученные налоги перераспределялись для решения социальных проблем. По мысли одного из исследователей, государство всеобщего благоденствия основано на национализации и планировании сфер экономики, системе социальных мероприятий (социальное обслуживание, страхование, государственное регулирование зарплаты, труда, денежного обращения и пр.), «антитрестовском (антимонопольном) законодательстве», повышении роли широких народных масс в политической жизни.

Государство благосостояния - (от англ. The Welfare State-государство благосостояния) - или «государство всеобщего благоденствия» (социальное государство) - понятие, которым обозначают совокупность социальных институтов в западных странах, призванных обеспечить всех членов общества социальными правами путем перераспределения доходов. Государство благосостояния - своего рода теоретическая и практическая модель социального порядка, в котором осуществляется широкий комплекс программ социальной помощи непривилегированным слоям населения. Модель государства благосостояния реализуют в социальной политике не только социал-демократические руководители, но и консерваторы. Примером могут служить концепции «великого общества», провозглашенная американским президентом Л. Джонсоном; «сформировавшегося общества», предложенная канцлером ФРГ Л. Эрхардом - лидером христианско-демократической партии.

Европейский Союз - интеграционное объединение 15 западноевропейских стран, включающее ЕОУС, Евратом, ЕЭС, функционирующее в условиях провозглашенного с 1 января 1993 г. Единого европейского рынка и фактически представляющее собой единую международную правительственную организацию.

Монетаризм - (monetarism) – 1) макроэкономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики; которая видит в контроле над печатанием денег ключ к управлению экономикой. Основоположником монетаризма является американский экономист Милтон Фридман. Монетаристы подчеркиваю необходимость соответствия между денежной массой (включая кредит) и способностью экономики производить товары и услуги, если нужно обуздать инфляцию. Как и прежняя модная, но дискуссионная теория в экономике (Кейнсианская), монетаризм широко использовался в 1960-х гг. западными правительствами. Он дает логическое обоснование управления экономикой посредством регулирования денежной массы, в том числе процентных ставок, и служит для ограничения государственных расходов и тем самым государственного долга, создаваемого кредитами. Принятие монетаризма было результатом кажущейся неудачи кейнсианской политической экономии в предотвращении высокой инфляции и высокого уровня безработицы, снижения международной конкурентоспособности и давления нефтяных монополий. Все это было сочтено следствием перегруженности государства и роста государственных расходов; 2) политика государственного контроля над денежными и кредитными ресурсами, которые являются определяющим фактором формирования хозяйства страны и взаимосвязаны с величиной валового дохода.

Неоконсервативная революция – модернизация экономики в западноевропейских странах и США, в основе которой была ставка на частное предпринимательство и его поддержку, отказ от дотирования убыточных производств, продажа их частным компаниям на льготных условиях, приватизация значительной части муниципального жилья, экономия бюджетных расходов, налоговые льготы производителям и др.

Экономическая интеграция - процесс сближения и сращивания нескольких национальных хозяйств в региональную экономическую систему, который обеспечивается дальнейшей концентрацией и переплетением капиталов, проведением интегрирующимися государствами согласованной внешней и внутренней политики.

Многосекторная экономика - экономическая система, в которой на рыночной основе сосуществует частная, государственная и общественная собственность на предприятия и иные средства производства.

1. Евро атлантическая Цивилизация

Англо-американская цивилизация (ЕЦ), которая в настоящее время состоит из 2-х частей - Европейский Союз (началась интеграция на англосаксонской основе - ЕС ) и Северная Америка (США , Канада) плюс Австралия. Центр тяжести, лидер США , но ЕС начинает борьбу за лидерство.

Весьма интересные мысли об этой стране можно прочесть у томского экономиста Михаила Муравьева : " Штаты – управление чужими капиталами, хай-тек, образ жизни, образ мысли".

Основные характеристики ЕЦ

Страны, входящие в данную цивилизацию Язык ВВП по ППС в трлн. долларов Население в млн.чел. ВВП на душу в доларах Террито-рия в тыс. кв.км. Плотность населения чел./кв.км.
Евроатлантическая Цивилизация (ЕЦ)
1 США англ. 14260 307.212 46417 9827 31
2 Европейский Союз англ. 14510 492.852 29441 4893 101
3 Канада англ., фр. 1287 33.487 38433 9985 3
4 Австралия англ. 819 21.262 38519 7741 3
5 Новая Зеландия англ. 117 4.213 27653 268 16
Итого 30993 859.026 36079 32714 26

Примечание.

1. Статистическая информация здесь и далее позаимствована с сайта "Страны Мира ".

2. ППС - паритет покупательной способности

Экономика

Пока, с экономической точки зрения, это наиболее успешная (доминирующая) цивилизация с имперскими амбициями.

США - организатор всемирной финансовой системы, построенной на единой мировой валюте (Единая Мера Стоимости c 1944 года по Бреттон-Вудскому соглашению, а с 1970 года разрывается связь доллара с золотом ) - "доллар, $", и выгодополучатель (бенефициарий) от этой роли. 70% всех международных финансовых операций осуществляется в $ ! Экономика на 50% носит виртуально-спекулятивный, а не реальный характер - финансы, ценные бумаги, страхование.

2 основные валюты, которые находятся во взаимодействии-конфронтации:

$ - Доллар - валюта ЕЦ и одновременно мировая валюта.

€ - Евро - региональная валюта Западной Европы. Сначала € даже начинало конкурировать с $, но в ходе развернувшегося мирового кризиса стало сдавать. Пока доллар, как был, так и остается основной валютой ЕЦ и всего мира.

Есть идея создать на базе доллара США, Канады и мексиканского песо единую валюту " амеро ". Но это более похоже на прожект, чем на проект.

Население

Населения Земли - 6.878 млрд.чел. Каждую секунду добавляется 2.58 человека на нашей Земле.

ЕЦ составляет 860 млн. чел., то есть 860/6878*100% = 12.5% .

Население США (307 млн.чел), составляющее 307/6878*100% = 4.46 % населения планеты, потребляет 40 % земных ресурсов. Отсюда и эксклюзивный уровень жизни (материальной, конечно, но не духовной).

Идеология

Либерально-буржуазная идеология, которая о писывается основными либеральными ценностями (liberty value):

Частная собственность и конкуренция - разделение людей, конкуренция за материальные блага, эгоизм,

Свобода,

Демократия,

Рынок и деньги

Конфессий много, но исходная белого населения : протестантское христианство - по преимуществу. Набирает вес католичество латинос, ислам черных и семитов, выходцев из Ближнего и Среднего Востока.

Классический, законченный образчик потребительской цивилизации, построенной исключительно на основе главенства рынка и юридического закона . Образцовая модель имитируемой демократии на основе качелей из 2 партий.

Основной символ ЕЦ - статуя свободы в Нью-Йорке: «Приведите ко мне всех усталых, всех бедных, жаждущих дышать воздухом свободы». Это перефраз (профанация) слов Христовых: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обременные, и Я успокою вас» (Мф. 11,28). ®

Это значит, что в ЕЦ СПАСИТЕЛЬ не Христос, а Идол свободы.

Агрессивные и небезуспешные попытки распространить свою идеологию и практику "рынка и демоправ человека" в мире, вызвала раздражение и отторжение других цивилизаций.

Инструменты тихой (ползучей ) агрессии - доллар как мировая валюта , деловой английский язык, голливудская кинопродукция, сетецентричные войны, фонды и агенты влияния, образование в USA and GB или по их стандартам, содержание за свой счет многих международных организаций.

Доллар, бумажный (ничем не обеспеченный кроме авторитета USA) - основа американского экономического могущества и благосостояния их граждан. Но он слабеет и потому понемногу стареет и хиреет империя Pax Americana. Это умирающая империя.

Кризис евроатлантической цивилизации - тщета погони за материальным счастьем

Все дело в том, что в Америке (в первую очередь) уже в последней четверти прошлого века произошло вырождение классического (реального) капитализма в спекулятивно-финансовый капитализм, в котором доходы и прибыля в значительной мере делают "из воздуха", то есть путем манипулирования (спекуляции) фиктивным капиталом. Финансовая система мира неизлечима больна, ибо доллар уже фикция.

Есть мнение, что лидер ЕЦ США могут в перспективе от 2020 до 2050 года просто развалиться под напором всемирного перманентного кризиса (политолог Игорь Панарин «Крах доллара и распад США», 2009г.) и межрасовых и межнациональных противоречий (американский исследователь Томаса Читтама «Крах США. Вторая гражданская война 2020», 1997г.).

С т.з. анонимных авторов "Проект Россия " США погибнут по той же причине, что и СССР - отсутствие (потеря) веры (идеалов и ценностей): СССР потерял веру в Коммунизм, а США теряет веру в Свободу и Демократию, как универсальный принцип организации социума.

А еще Европа (ЕС) сегодня (2010г) тоже по-своему "больной человек":

Финансовая система, основанная на € буквально трещит по швам и уже Польша вслед за Англией хочет отказаться от евро;

Южная Европа (Греция, Испания, Португалия и Италия) в кризисе и никаких миллиардов евро не хватит;

Европейцы отказываются от участия в боевых действиях в Афгане и отказываются от собственных вооруженных сил в пользу зонтика-НАТО;

Старение населения и возрастающее бюджетное бремя содержания этого населения;

ЕС отказывается от безвизового пространства с Россией и Украиной, а выходцы из стран африканского Магриба, все больше заселяют старушку Европу.

Объективно, с финансово-экономической точки зрения, США и ЕС - серьезные конкуренты, что, естественно, не способствует окончательной интеграции этой цивилизации.

Вряд ли ЕС развалится, но мирового центра силы не получается - США пока останется в роли единственного и главного лидера ЕЦ.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Тема: Евроатлантическая цивилизация и ее развитие в XXI в.Подготовила преподаватель истории СКИ Шпакова И.В. Проверочная работа(дать определение понятий):Формация –Цивилизация –Локальная цивилизация –Концепция –История - Синквейн (пятистишье)составить синквейн по выборуПервая строка – тема синквейна (одно слово).Вторая строка – два слова (прилагательные т.е. описание признаков и свойств)Третья строка – три глагола (характерные действия объекта)Четвертая строка – фраза, выражающая личное отношение автора к предметуПятая строка – одно слово - резюме т.е. суть предмета. Цель урока:Дать представление о евроатлантической цивилизации.Дать понятия кризиса государственного регулирования социальных и экономических процессов.Развивать умения анализировать, обобщать исторические акты, делать выводы. План урока:Понятие евроатлантической цивилизации и факторы ее единства.Уровень, характер экономического и социального развития. Особые черты.Кризис системы государственного регулирования социальных и экономических процессов. Понятие «атлантизм» было обосновано американским геополитиком Н. Спикменом. Согласно его идее, роль Средиземного моря как ареала распространения античной римско-эллинистической цивилизации перешла к Атлантическому океану, на западном и восточном побережье которого живут народы, связанные единством происхождения, культуры, общими ценностями. Это, по его мнению, предопределяет сближение стран атлантического пространства при лидерстве США, как самой сильной и динамичной из них. ЕвроатлантизмГеополитическая философия политического, экономического и военного сближения государств Северной Америки и Европы под общими ценностями демократии, индивидуальной свободы и верховенства закона. Атлантизм – территория побережья Атлантического океана, где проживают народы связанные единством происхождения, культуры, общими ценностями.Евроатлантическая цивилизация – страны атлантического пространства при лидерстве США., Евроатлантическая цивилизация – страны атлантического пространства при лидерстве США. Факторы единства:Англосаксонское и ирландское происхождениеЯзыковая общностьКонфессиональная общность с ЕвропойБлизость системы ценностей Историческая справка…Основы «атлантической солидарности», заложенные в годы Второй мировой войны, укрепились после принятия США в 1947г. «плана Маршала».Общность принципов стран были зафиксированы в 1949 г. в договоре о создании НАТО.В политический лексикон термин «Атлантизм» вошел после 1961г., когда президент США Дж. Кеннеди выдвинул проект Атлантического сообщества.С 1975г. происходят встречи глав государств семерки наиболее развитых стран. «Общество всеобщего благоденствия»За основу был взят опыт Швеции.Реформы проведенные в Германии по созданию социально ориентированной рыночной экономики заложило основу «германского экономического чуда».В США при президенте Л. Джонсоне была выдвинута концепция создания «Великого общества», в котором нет бедности. Методы осуществления социальной политикиПерераспределение бюджетных средств (50%) на социальные нужды.Расширение и укрепление правовой основы обеспечение интересов трудящихся в социальной сфере. Обеспечение равных стартовых возможностей для молодых людей.Прямое финансирование социальной сферы за счет бюджетов центральных и местных органов власти. Совершенствование налоговой системы. Кризис модели развития: 1970 гг.Арабо-израильский конфликт 1973г. спровоцировал повышение цен на нефть.Переход от индустриального к информационному обществу проявил кризис модели прежней социальной политики. Усложнилась социальная структура общества.Рост влияния коммунистов и «новых левых». Неоконсервативная революция 1980-х и ее итоги.Критика государства «всеобщего благоденствия», популистские тенденции начали рассматриваться как несущие угрозу установления тирании малокомпетентного большинства, становится источником угрозы свободе личности.В политике неоконсерватизм ассоциируется с именем премьер-министра Великобритании М. Тэтчер, республиканца Р. Рейгана, канцлера Германии Г. Коля. Неконсервативная модернизация экономики была связана с отказом от дотирования нерентабельных производств, продаже корпорациями на льготных условиях акций неэффективных предприятий, находящихся в государственной собственности. Была реформирована социальная политика.Эти меры оказались решающими в формировании информационного общества. Словарь:Тэтчеризм – жесткая монетаристская политика, т.е. ограничение расходов, что снижало инфляцию, и вело к снижению безработицы.Рейгономика – жесткий монетаристский курс на сокращение расходов и сбалансирование бюджета, сокращение сферы государственного регулирования.Неоконсерватизм – идейное течение, провозгласившее обновление под знаком перемен за счет поворота к традиционным ценностям(идеи демократии, свободного рынка) Интеграция развитых стран1947г. 23 страны заключили Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) она была преобразована во Всемирную торговую организацию (ВТО).1948г. была создана Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС).1949г. Совет Европы.1957г. создание Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Европейский совет как законодательный орган Комиссия европейских сообществ как исполнительный орган Особый суд.1991г. создание единого европейского экономического пространства Итоги европейской интеграцииСближение уровней развития и жизни в странах Западной Европы;Сложилась единая модель экономической политики. Развитие европейской интеграции:За счет включения новых членов, общее число которых достигло 15.За счет дальнейшего углубления интеграции, ее распространения на политическую сферу взаимоотношений стран Европы. Повысился статус Европейского парламента. Вывод:В ЕС на почве экономической интеграции сложилась система отношений, позволяющая рассматривать Евросоюз как конфедеративного типа государственное образование. Дальнейшее углубление интеграции Евроатлантических государств намечается за счет более тесного сближения Западной Европы и Северной Америки.

Понятие «атлантизм» было обосновано американским геополитиком Н. Спикменом Согласно его идее, роль Средиземного моря перешла к Атлантическому океану, на западном и восточном берегах которого живут народы, связанные единством происхождения, культуры, общими ценностями. Это предопределяло сближение стран атлантического пространства при лидерстве США, как самой сильной и динамичной из них.

Основы «атлантической солидарности», заложенные в годы второй мировой войны 1939-1945 гг., укрепились после принятия США в 1947 г. «плана Маршалла», программы помощи странам Западной Европы, позволившей стабилизировать ее экономику, укрепить основы политической демократии. Общность принципов, ценностей, интересов в поддержании стабильности и процветания стран североатлантической зоны мира была зафиксирована в 1949 г. в договоре о создании военно-политического союза - Организации Североатлантического договора (НАТО).

Стратегические интересы правящих элит по обе стороны Атлантики в условиях «холодной войны» совпадали, что побуждало их, несмотря на элементы экономического соперничества и различное понимание приоритетов в противостоянии международному коммунизму, согласовывать свою политику. Базовым элементом Евроатлантическои цивилизации выступали США, Великобритания и ее «белые» доминионы (Канада, Австралия). Военно-политическое сотрудничество этих стран с континентальными государствами Западной Европы заложило основы более тесного союза. После завершения второй мировой войны многие страны Европы нуждались в послевоенном восстановлении экономики, переводе ее на рельсы мирного времени, активизации социальной политики. Даже в тех случаях, когда степень социальной защищенности трудящихся была высокой, но формы и методы проведения социальной политики отставали от запросов трудящихся, происходили кризисы. Неслучайно такая функция государства, как обеспечение социальной безопасности, стала играть возрастающую роль в развитых странах.

Опыт XX века, особенно его первой половины, наглядно показал и правительствам, и деловым кругам важность устойчивости социальной опоры любых преобразований. Основная проблема связана с социальной ценой реформ и ее справедливым распределением.

В Швеции еще в 1930-е гг. сложилась модель экономической демократии, предполагающая отсутствие бедности. Основными чертами шведской модели социализма принято считать сочетание высокоразвитой, высокоэффективной экономики с высоким уровнем потребления, занятости, самой совершенной в мире системой социального обеспечения. Основой этой модели выступает смешанная экономика, сочетание частнопредпринимательской рыночной системы с социально ориентированными государственными механизмами перераспределения произведенного дохода.


Опыт Швеции был использован при восстановлении и модернизации экономики Западной Германии после второй мировой войны. Реформы, приведшие к созданию в Германии социально ориентированной рыночной экономики, связывают с деятельностью министра экономики в первом послевоенном правительстве ФРГ Л. Эрхарда. Правительство исходило из того, что тяготы восстановления должны равномерно распределяться среди всех слоев населения, ибо преодоление последствий войны - общенациональная задача. Принятые меры означали частичную экспроприацию собственности имущих в целях восстановления экономики, создания стимулов для наемных работников к повышению производительности труда.

В США в 1960-е гг. при президенте Л. Джонсоне была выдвинута концепция создания «Великого общества», в котором нет бедности.

Методы осуществления социальной политики. В рамках социально ориентированной рыночной экономики важнейшая функция власти состояла в создании гарантий реального равенства прав и возможностей граждан за счет перераспределения доходов и государственной поддержки малоимущих. Большая часть расходов направлялась на развитие систем образования, медицинского обслуживания, социального и пенсионного обеспечения, создание новых рабочих мест.

Важное значение имело расширение и укрепление правовой основы обеспечения интересов трудящихся в социальной сфере. Социальные права стали рассматриваться как неотъемлемая, составная часть основных прав человека, а их соблюдение как признак существования правового государства. Это нашло отражение в национальных конституциях, международно-правовых документах.

Государственная социальная политика развитых демократических стран выполняет широкий спектр задач. Но важнейшей из них выступает обеспечение равных стартовых возможностей для молодых людей, вступающих в сознательную жизнь, компенсация тех неблагоприятных социальных факторов, которые порождают неравенство. Это не подразумевает уравнительности доходов. Их уровень определяется в ходе свободной конкуренции на рынке труда. При этом работники, способные выполнять более сложные функции, естественно, получают и большее вознаграждение. Но при развитой системе социальной защиты люди, оказавшиеся на нижних ступенях социальной пирамиды, а тем более их дети, не оказываются в безысходной ситуации.

Государство достигает целей своей социальной политики различными средствами. Наиболее очевидный метод - прямое финансирование социальной сферы за счет бюджетов центральных и местных органов власти. Бюджетные средства направляются на создание новых рабочих мест, на развитие государственной системы здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения, выплату пособий по безработице, нетрудоспособности, программы развития территорий, ставших зонами социального бедствия, жилищное строительство для малоимущих и так далее.

Возможности финансирования социальной сферы ограничены бюджетами центральных и местных органов власти. Их основным источником являются прямые и косвенные налоги, постоянное повышение которых, даже для благих целей, невозможно. Слишком высокий уровень налогообложения делает невыгодным расширение производства, вызывает отток капиталов за границу, что рано или поздно подрывает конкурентоспособность экономики на мировых рынках, стимулирует экономические трудности, обостряющие социальные проблемы.

Широко распространены косвенные методы проведения социальной политики. Так, система налогообложения выступает не только источником ресурсов реализации социальных программ. Она играет роль средства регулирования соотношения доходов бедных и богатых граждан. В 1990-е гг. в развитых странах соотношение между доходами 20% самых бедных и 20% самых богатых семей составляло от 1: 4,3 в Японии до 1: 7, 4 в США (в России эта пропорция составляет 1: 11,4). Система прогрессивного налогообложения, больший налог на лиц, получающих большие доходы, налог на недвижимость, которой больше у богатых, на наследство не исключала возможности получать большую оплату за более сложный, квалифицированный труд. В то же время эта система понижала уровень социальной зависти.

Вопрос о том, какой разрыв в уровне доходов бедных и богатых в обществе считается нормальным, зависит от исторических и культурных традиций, особенностей переживаемого этапа развития. Важна, например, сопоставимость доступа к доброкачественным продуктам питания, потребительским товарам, в том числе и престижным (автомобили, аудио- видеотехника и т.д.). В условиях рыночной экономики государство прямо не вмешивается в процесс ценообразования. Однако существуют косвенные меры (такие как антимонопольное законодательство в США, установление фиксированных цен на продукцию государственных предприятий, маневр налогами на импортную продукцию, антиинфляционная политика и т.д.), которые позволяют добиваться стабильности цен на относительно низком уровне.

Важным рычагом социальной политики государства выступает законодательная деятельность. Особенно это относится к той ее сфере, которая связана с регулированием трудовых конфликтов, созданием условий, активизации социальной работы структур гражданского общества. Государство признает право трудящихся на забастовку, на заключение коллективных договоров, создает механизмы посредничества при решении трудовых споров. Это обеспечивает рядовым гражданам систему правовой защиты, играющую важную роль в поддержании в обществе стабильности. Если человек, столкнувшийся с социальной несправедливостью, может опереться на защиту закона, у него нет потребности в насильственных действиях. В США соответствующие законы были приняты в 1935 г., в большинстве стран Европы - после второй мировой войны.

С активизацией социальной политики государства масштабы общественной деятельности в сфере помощи бедным, нуждающимся не только не сократились, но даже возросли. Сложилась система местных, национальных, международных организаций, ассоциаций, решающих следующие основные задачи.

Во-первых, содействие людям в решении их проблем в тех сферах, где государственные программы недостаточны или неэффективны. Так, в условиях постиндустриальной модернизации большее внимание стало уделяться социальной реабилитации новых маргиналов, помощи им в овладении новыми профессиями, подключения безработной молодежи к общественно полезной деятельности.

Во-вторых, привлечение внимания общественности, политиков, государства к социальным, гуманитарным, экологическим проблемам, организация кампаний по их решению. При этом заботу гуманитарных организаций развитых стран все чаще вызывают проблемы голода и нищеты в государствах Азии, Африки, Латинской Америки.

В-третьих, сбор дополнительных средств на решение социальных проблем, оказание гуманитарной помощи. Эти средства нередко выступают существенной добавкой к государственным программам.

В развитых странах сложилась трехсторонняя модель социальной защиты. Ее опорой выступает политика государства, важными компонентами являются сотрудничающие с государством полугосударственные и частные фонды, благотворительные организации, активным участником выступает бизнес. Эта модель работает при решении конкретных проблем здравоохранения, образования, иных социальных вопросов.

ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»

Объекты оценивания

ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТА СРЕДСТВА ОЦЕНИВАНИЯ
Умения
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и в мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально – экономических, политических, культурных проблем. контрольная работа самостоятельная работа
Знания
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков XX и XXI; контрольная работа самостоятельная работа
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX и начале XXI века; контрольная работа самостоятельная работа
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) экономического и политического развития ведущих государств и регионов мира; контрольная работа самостоятельная работа
назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; контрольная работа самостоятельная работа
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; контрольная работа
содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения самостоятельная работа
Промежуточная аттестация по дисциплине Итоговый дифференцированный зачет

Контрольно-оценочные средства

Тема 1. Ускорение научно–технического развития и его последствия.

Самостоятельная работа №1

Заполнить таблицу: «Ускорение научно - технического развития и его последствия».

Выполнение контрольного теста по теме №1«Ускорение научно-технического развития и его последствия».

В заданиях № 1 – 2 необходимо расшифровать аббревиатуру:

1. ТНК – ____________________________.

2. ТНБ –_____________________________.

В заданиях № 3 – 5 необходимо дать определение понятиям:

3. ТНБ – это ……

4. ТНК – это …..

5. АСЕАН - это ……

В заданиях № 6 – 13 выберите один правильный ответ

6. Выберите один правильный ответ: развитие ТНК свидетельствует:

А) о глобализации Б) о сепаратизме В) о деурбанизации Г) ни один ответ не верен

7. Выберите один правильный ответ: развитие ТНК способствует:

А) НТ прогрессу Б) деконцентрации экономики В) глобализации Г) все ответы верны

8. Выберите один правильный ответ: развитие ТНК и ТНБ ведет:

А) к деурбанизации стран Азии и Африки Б) к развитию инфраструктуры в странах Азии и Африки

В) к независимости слаборазвитых стран Г) все перечисленное верно

9. Укажите, что НЕ относится к причинам ускорения научно-технического прогресса во 2-ой половине ХХ века:

А) демографический взрыв Б) деятельность ученых-одиночек

В) Г) гонка вооружений

10. Укажите, что НЕ относится к научно-техническим достижениям 2-ой половины ХХ века:

А) радио Б) полет в космос В) телевидение Г) интернет

11. Укажите, что НЕ относится к основным чертам информационного общества:

А) рост значения образования и творчества Б) децентрализация производства и рабочей силы

В) снижение мобильности населения Г) рост равенства возможностей

12. Укажите, что НЕ относится к результатам деятельности транснациональных корпораций:

А) глобализация экономических связей Б) обострение конкуренции в научно-технической сфере

В) усиление влияния государства на национальную экономику Г) увеличение неравномерности экономического развития отдельных стран

13. Укажите, что НЕ является основополагающим элементом среды обитания современного человека:

А) офис Б) автомобильная пробка В) супермаркет Г) крестьянский двор

В заданиях № 14- 15 необходим развернутый ответ

14. Объясните, в чем проявляются положительные последствия транснационализации экономики.

15. Объясните, в чем проявляются отрицательные последствия транснационализации экономики

Тема 2. Социальные процессы в информационном обществе .

Практические занятия№1

Работа с текстовым материалом: «Наемные работники: служащие и средний класс. Новые маргинальные слои. Маргинализация, зоны социального упадка, маргиналы новые, сепаратизм. Ренессанс социального поведения; средний класс – основные черты, «революция управляющих»; меритократия».

«Новые маргинальные слои»

Изменение образа и условий жизни большинства населения развитых стран на постиндустриальном этапе общественного развития не для всех его слоев оказывается благом. В любом обществе всегда существует группа социальных аутсайдеров, по различным причинам оказавшихся на обочине общественного развития, стоящих вне системы социальных связей и отношений. Это - маргиналы, люди лишенные собственности, социально значимого статуса, не обладающие навыками или способностью к труду. с повышение общего уровня благосостояния, развитием социальной политики государство и общество берут их на свое иждивение, обеспечивая им сносные условия существования. Однако с 1970-х гг проблема маргинализации приобрела новое измерение.

Причины и формы маргинализации. Новый маргинализм качественно отличается от прежнего, традиционного. В современном его понимании само понятие «маргинал» не обязательно подразумевает обездоленность. Маргиналом становиться любое лицо, способное к производительному труду, но неспособное реализовать эту способность, оказывающееся вне социальных связей и отношений.

Прежде всего с проблемой маргинализации сталкиваются многие лица пенсионного возраста. Будучи, как правило, достаточно обеспеченными людьми, с увеличением средней продолжительности жизни, благодаря улучшению медицинского обслуживания они сохраняют способность трудиться. Однако общество ограничивает или исключает для них возможности трудовой деятельности. А с ее прекращением рвется значительная часть социальных связей, люди выпадают из привычной для них среды, ритма работы, то есть маргинализируются. Для них возникает проблема новой социализации в изменившихся условиях жизни.

Другая часть новых маргиналов – жертвы структурных изменений в экономике, исчезновение целых отраслей и профессий, чей труд стал выполняться роботами, автоматами. Не все и всегда могут заново адаптироваться к новой экономической реальности. С точки зрения уровня жизни, они защищены системой пособий, выплат, социальных льгот. Однако материальное благополучие не заменяет утраченных социальных связей. Общество долгое время главным материальное обеспечение людей, принадлежащих к этой группе. Вопрос повышения их социльного статуса, роли в общественной жизни никем и никогда всерьез не рассматривался.

Третья группа маргиналов – это молодежь, лишь вступающая в трудовую жизнь, для которой безработица становиться почти профессия по нескольким причинам. Прежде всего, из-за разрыва между потребностями производства и уровнем, направленностью обучения. Университеты стали превращаться в фабрики по производству безработных, тем более, что предприниматели предпочитают брать на работу людей имеющих определенный опыт, трудовые навыки.

Нередким фактором маргинализации людей в трудоспособном возрасте оказываются физические и умственные недостатки, связанные, допустим с ухудшением состояния окружающей среды, информационными нагрузками. Удельный вес людей с нарушениями здоровья в общей численности населения развитых стран к концу века был различным – от 22,7 % в Австрии до 2,3 % в Японии.

Маргиналы, особенно молодежь, являются в современных условиях основным источником угрозы социальной стабильности развитых стран. Маргинальная масса чрезвычайно остро ощущает потребность быть «кем-то». Она весьма податлива к любой пропаганде, обещающей улучшить ее социальное положение или указывающей на «виновников» его ухудшения. Ее сознанием и поведением легко манипулировать, чем пользуются радикальные, экстремистские силы в различных странах. Показательно, что в ряде развитых стран фактором нарушения общественного порядка являются не традиционные социальные конфликты, забастовки (они, как правило, проходят в форме установленной законом), а акты насилия, вандализма, уличные беспорядки, вызываемые, на первый взгляд случайными обстоятельствами, не сопровождающиеся выдвижением четких социальных или политических требований.

Очевидно в развитых странах ив ХХI веке будут сохранять актуальность проблема социальной и профессиональной адаптации маргиналов в систему общественных связей и отношений.

Зоны социального упадка . Специфической формой маргинализации в информационную эру стала региональная, затрагивающая интересы и материалное благосостояние жителей отдельных районов.

Внутри большинства государств выделяются территории с различными экономическими укладами, соответствующие с их образом жизни: постиндустриальным, индустриальным, высокотехнологическим аграрным, докапиталистическими укладами (натуральным, плантационным хозяйством), а также находящиеся в состоянии экономического упадка. Уровень развития государства в целом определяется тем, какой из укладов является преобладающим. В тоже время, когда в отдельных регионах одного и того же государства уклады очень сильно различаются, это влечет за собой далеко идущие последствия.

Там, где концентрируются отрасли, становящиеся неперспективными, закрываются предприятия, возникают зоны экономическог и, соответственно, социального упадка. Положение в этих регионах характеризуется более высоким по сравнению с общенациональными показателями уровнем безработицы, спадом деловой активности, оттоком высококвалифицированной рабочей силы в более процветающие районы. Это приводит к понижению уровня жизни в регионе, уменьшению налоговых поступлений в бюджеты местных органов власти. Сокращаются возможности решения социальных проблем, оказания поддержки малоимущим слоям населения, падает качество образования и здравоохранения.

Рост внутреннего многообразия, различий в положении, интересах и укладе отдельных регионов нередко порождает (или усиливает) региональный сепаратизм, с проявлениями которого сталкиваются многие многонациональные государства. Его источником выступает недовольство политикой центра власти, который обвиняется либо в недостаточном внимании к развитию зон упадка, либо напротив, в несправедливой эксплуатации ресурсов процветающих регионов.

Особенно остро проблема регионального сепаратизма чувствуется там, где большинство населения составляют этнические меньшинства. В 1970-1980-е гг обострилась проблема франко-язычной провинции Квебек в англоязычной Канаде. В Великобритании усилились требования автономии, вплоть отделения от Соединенного Королевства, с ее богатыми запасами нефти на прибрежном шельфе. Одновременно усилились требования автономии в Уэльсе, где пришла в упадок угледобывающая отрасль. В Испании требовало автономии большинство провинций, самая беспокойная – Баскония – добивалась независимости. Во Франции сходные требования выдвигали националисты на Корсике, оказавшиеся в стороне от индустриального развития. В Италии обострились противоречия между аграрным Югом и индустриальным Севером. В Бельгии два основных этноса, валлонцы и фламандцы, откровенно выражали нежелание жить в одном государстве.

Решению проблем маргинализации отдельных регионов содействуют специальные программы из развития, принимающиеся на государственном уровне. В рамках Европейского Союза действуют соответствующие общеевропейские программы помощи регионам, признанными зонами социального бедствия».

ВОПРОСЫ:

1. Объясните термин «маргинальные слои общества».

2. Чем обусловлено появление «новых маргиналов» в постиндустриальном обществе? Какие группы населения к ним относятся?

3. Существуют ли в нашем обществе проблемы маргинальных слоев? Приведите пример.

4. Как связана с маргинализацией проблема «зон социального бедствия»? Почему они появляются в развитых странах?

5. Назовите зоны маргинализации в странах СНГ и Пермском крае. Укажите возможные причины из появления.

Самостоятельная работа №2

А) Феминистское движение Б) Движение антиглобалистов

В) Появление общества «зеленых» Г) Возрождение Ку-клукс клана

В задании №14 необходимо расшифровать аббревиатуру:

14. Расшифруйте следующие аббревиатуры:

А) ЕОУС__________________________________________________________________________.

Б) ЕЭС____________________________________________________________________________.

В) ООН___________________________________________________________________________.

Г) ВТО____________________________________________________________________________.

Д) ЕС_____________________________________________________________________________.

В задании № 15 установите соответствие Образец заполнения: 1-Б, 2-А, 3-Г.

15. Соотнесите интеграционные образования и страны, которые в них входят:

Тема 3. Этносоциальные проблемы в современном мире.

Практические занятия №2

Самостоятельная работа №3

Работа с текстом Декларация о расе и расовых предрассудках. Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека. (Прочитать, выписать основные положения документов)

ИНСТРУКЦИЯ

1. Используя СМИ, интернет ресурсы, изученный материал, подготовить материал об одном из межэтнических конфликтов по плану:

А) факторы, способствующие развитию межэтнического конфликта;

Б) причины межэтнического конфликта;

В) формы проявления;

Г) результат межэтнического конфликта;

Практическое занятия №3

Общество всеобщего благоденствия: понятие, общие черты. Социально ориентированная рыночная экономика

«Евроатлантическая цивилизация «общества благоденствия»

«Понятие «атлантизм» было обосновано американским геополитиком Н. Спикменом (1893-1943). Согласно его идеи, роль Средиземного моря как ареала распространения античной римско-эллинистической цивилизации перешла к Атлантическому океану, на западном и восточном берегах которого живут народы, связанные единством происхождения, культуры, общими ценностями. Это, по его мнению, предопределяло сближение стран атлантического пространства при лидерстве США, как самой сильной и динамичной из них. Основы 2атлантической солидарности», заложенные в годы Второй мировой войны 1939-1945 гг., укрепились после принятия США в 1947г. «плана Маршалла», программы помощи странам Западной Европы. Общность принципов, ценностей, интересов в поддержании стабильности и процветания стран североатлантической зоны мира была зафиксирована в 1949г. В договоре о создании военно-политического союза – Организации Североатлантического договора (NATO). Стратегические интересы правящих элит по обе стороны Атлантики в условиях «холодной войны» совпадали, что побуждало их, несмотря на элементы экономического соперничества и различное понимание приоритетов в противостояни международному коммунизму, согласовывать свою политику. В политический лексикон термин «атлантизм» вошел после 1961г., когда президент США ДЖ. Кеннеди выдвинул так называемый Великий проект создания Атлантического сообщества, предполагавший укрепление единства стран Северной Америки и Западной Европы . США поддерживали интеграционные тенденции в Западной Европе, взаимодействовали с союзниками в рамках международных организаций – структур ООН, ГЕНЕРАЛЬНОГО СОГЛАШЕНИЯ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ (гатт), Международного валютного фонда (МВФ), семерки наиболее развитых стран мира, регулярные встречи глав правительств которых начались с 1975 г. Базовым элементом Евроатлантической цивилизации выступали США, Великобритания и ее «белые доминионы» (Канада, Австралия). Военно-политическое сотрудничество этих стран с континентальными государствами Западной Европы заложило основы более тесного союза. С принятием Германией и Италией после войны, а затем м восточноевропейскими государствами, либерально-демократических принципов организации политической жизни рамки евроатлантизма еще более расширились.

«Общество всеобщего благоденствия»: основные параметры

После завершения Второй мировой войны многие страны Европы нуждались в послевоенном восстановлении экономики. Правительство европейских западных стран учли опыт революционных событий в России в 1917г., установление тоталитарных диктатур в Италии и Германии. Этот опыт наглядно показал, что недооценка значения социальной стабильности, особенно в кризисные периоды, ведут к краху политической системы. не случайно такая функция государства, как обеспечение социальной безопасности, стала играть возрастающую роль в развитых странах, начался процесс формирования социально ориентированной рыночной экономики . Опыт ХХ век, особенно его первой половины, наглядно показал и правительствам, и деловым кругам важность устойчивости социальной опоры любых преобразований. В процессе модернизации, реконструкции, неизбежно нарушающих равновесие в обществе. Основная проблема связана с социальной ценой реформ и ее справедливым распределением.

В Швеции еще в 1930-х гг. сложилась модель экономической демократии, предполагающая отсутствие бедности. Основными чертами шведской модели социализма принято считать сочетание высокоразвитой, высокоэффективной экономики с высоким уровнем потребления, занятости, самой совершенной в мире системой социального обеспечения. Основой этой модели выступает смешанная экономика, сочетание частнопредпринимательской рыночной системы с социально ориентированными государственными механизмами перераспределения производственного дохода.

Опыт Швеции был использован при восстановлении и модернизации экономики Западной Германии после Второй мировой войны. Реформы, приведшие к созданию в Германии социально ориентированной рыночной экономики, связывают с деятельностью министра экономики в первом правительстве ФРГ Л. Эрхарда. Правительство исходило из того, что тяготы восстановления должны равномерно распределяться среди всех слоев населения, ибо преодоление последствий войны – общенациональная задача. При проведении финансовой реформы 1948г., стабилизировавшей германскую марку, пенсии и выплаты обменивались в пропорции 1:1, половину вкладов можно было обменять по курсу 1:10. С учетом того, что вклады принадлежали в основном имущим, данная мера повышала степень социального равенства. Денежные обязательства банков были аннулированы, обязательства предприятий пересчитаны по курсу 1:10. Единовременно получив наличность для выплаты зарплаты, далее предприятия должны были существовать за счет реализации своей продукции. В 1951г. Был принят закон, внедривший практику социального партнерства: представители профсоюзов получили до 50% мест в наблюдательных советах компаний ведущих отраслей горного дела и металлургии, затем появились так называемые рабочие акции, обеспечивавшие работникам корпораций долю в прибылях.

Принятые меры означали частичную экспроприацию собственности имущих в целях восстановления экономики, создания стимулов для наемных работников к повышению производительности труда. Это и заложило основу германского «экономического чуда» - ускоренного развития 1950-1960 – х гг., вернувшего Германии одно из ведущих мест в мировой экономике.

В США в 1960-е гг. при президенте Л.Джонсе была выдвинута концепция создания «Великого общества», в котором нет бедности.

В рамках социально ориентированной рыночной экономики важнейшая функция власти состояла в создании гарантий реального равенства прав и возможностей граждан за счет перераспределения доходов и государственной поддержке малоимущих. В начале ХХ века государство тратило средства больше на армию и полицию, через бюджет перераспределялось, в среднем от 10 % до 15% валового внутреннего продукта (ВВП). Большая часть расходов направлялась на развитие системы образования, медицинского обслуживания, социального и пенсионного обеспечения, создания новых рабочих ест.

Важное значение для решения социальных проблем имело расширение и укрепление правовой основы обеспечения интересов трудящихся в социальной сфере. Социальные права стали рассматриваться как неотъемлемая, составная часть основных прав человека, а их соблюдение как признак существования правового государства. Это нашло отражение в национальных конституциях, международно-правовых документах. Государство достигает целей своей социальной политики различными средствами. Наиболее очевидный метод – прямое финансирование социальной сферы за счет бюджетов центральных и местных органов власти. Бюджетные средства направляются на создание новых рабочих мест, на развитие государственной системы здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения, выплату пособий по безработице, нетрудоспособности, программы развития территорий, ставших зонами социального бедствия, жилищное строительство для малоимущих и т.д.

Возможности финансирования социальной сферы ограничены бюджетами центральных и местных органов власти. Их основным источником являются прямые и косвенные налоги, постоянное повышение которых, даже для благих целей, невозможно. Слишком высокий уровень налогообложения делает невыгодным расширение производства, вызывает отток капитала за границу, что рано или поздно подрывает конкурентоспособность экономики на мировых рынках, стимулирует экономические трудности, обостряющие социальные проблемы.

Широко распространены методы проведения социальной политики. Так, система налогообложения выступает не только источником ресурсов реализации социальных программ. Она играет роль средства регулирования соотношения доходов бедных и богатых граждан. В 1990-е гг. в развитых странах соотношение между доходами 20% самых бедных и 20% самых богатых семей составляло от 1:4,3 в Японии, до 1%7,4 в США (в России эта пропорция составляет 1:11,4 (16раз)). Система прогрессивного налогообложения, больший налог на лиц, получающих большие доходы, налог на недвижимость, которой больше у богатых, на наследство не исключала возможности получать большую оплату за более сложный, квалифицированный труд. В тоже время эта система понижала уровень социальной зависимости. В условиях рыночной экономии государство прямо не вмешивается в процесс ценообразования. Однако существуют косвенные меры (такие как антимонопольное законодательство в США, установление фиксированных цен на продукцию государственных предприятий, маневр налогами на импортную продукцию, антиинфляционная политика и т.д.), которые позволяют добиваться стабильности цен на относительно низком уровне.

Важным рычагом социальной политики государства является законодательная деятельность. Особенно это относиться к той сфере, которая связана с регулированием трудовых конфликтов, созданием условий, активизации социальной работы структур гражданского общества. Государство признает право трудящихся на забастовку, на заключение коллективных договоров, создает механизмы посредничества при решении трудовых споров. Это обеспечивает рядовым гражданам систему правовой защиты, играющую важную роль в поддержании в обществе стабильности. Если человек, столкнувшись с социальной несправедливостью, может опереться на закон, у него нет потребности в насильственных действиях. В США соответствующие законы были приняты в 1395г, в большинстве стран Европы после Второй мировой войны.

С активизацией социальной политики государства масштабы общественной деятельности в сфере помощи бедным, нуждающимся не только сократились, но даже возросли. В развитых странах сложилась трехсторонняя модель социальной защиты. Ее опорой выступает политика государства, важными компонентами являются сотрудничающие с государством полугосударственные и частные фонды, благотворительные организации, активным участником выступает бизнес».

ВОПРОСЫ:

1. Выделите факторы, способствующие созданию Евроатлантической цивилизации.

2. Выделите основные признаки общества «всеобщего благоденствия» в сформировавшейся цивилизации.

3. Чем вы объясните, что именно США стали лидером и центром Евроатлантической цивилизации.

Самостоятельная работа №4

Составить конспект: «Кризис модели общества 70 годов 20века. Неоконсервативная революция. ЕС, «одномерный человек», «новые левые», «красные бригады», «красная армия», «горячая осень». Радикализм. Неоконсерватизм, либерализм».

Сравнительный анализ: «Социал–демократия и неолиберализм». (Дать определение понятиям, когда, где возник, сравнить основные идеи и взгляды, кто и когда из политиков второй половины ХХ – ХХI вв реализовывал).

Подготовить реферат. Политический портрет одного из политиков неоконсерватизма, неолиберализма . (Используя СМИ, интернет ресурсы, изученный материал, создать политический портрет одного из политиков неоконсерватизма и неолиберализма).

Выполнение контрольной работы по теме № 4 «Евроатлантическая цивилизация: от «общества благоденствия» к неоконсервативной революции».

1. На каких основах сформировалась «евроатлантическая цивилизация»?

2. Какие страны первоначально входили в эту цивилизацию?

3. Раскройте смысл понятия «общество всеобщего благоденствия».

4. Что такое неоконсерватизм?

5. Назовите государственных деятелей, проводивших идеи неоконсерватизма во внутренней политике своих стран. Каковы были основные меры этой политики?

Тема 5. Пути развития стран Восточной Европы и СССР.

Самостоятельная работа №5

ИНСТРУКЦИЯ

Работа должна содержать информацию об источнике (где взят материал, дата издания газеты, журнала, автор статьи, название сайта, временные рамки анализируемой ситуации), работу оформить в РР. Объем не более 10 слайдов. Материал должен грамотно и четко структурирован.

1) Используя СМИ, интернет ресурсы, изученный материал, подготовить материал об одном из государств Восточной Европы. (внутренняя и внешняя политики).

Выполнение контрольного теста по теме № 5 «Пути развития стран Восточной Европы и СССР».

В заданиях № 1 – 15 выберите один правильный ответ

1. Укажите страну Восточной Европы, в которую ввел свои войска Советский Союз в 1956 году:
А) Болгария Б) Чехословакия В) Венгрия Г) ГДР

2. Создание ОВД произошло:

А) в 1955г. Б) в 1956г. В) в 1957г. Г) в 1961г.

3. Создание ОВД произошло, когда руководителем СССР был:

А) И.В. Сталин Б) Н.С. Хрущев В) Л.И. Брежнев Г) М.С.Горбачев

4. Совместная военная акция стран Варшавского Договора в Чехословакии состоялась:

А) в 1966г. Б) в 1967г. В) в 1968г. Г) в 1985г.

5. Укажите причины ввода советских войск в ЧССР:

А) реформы, проводимые в ЧССР, могли подорвать влияние СССР в стране Б) возникла угроза распада на Чехию и Словакию

В) резкое увеличение количества антиправительственных выступлений Г) ни один ответ не верен

6. Одной из задач внешней политики СССР в 1965-1985гг. было:

А) невмешательство во внутренние дела других стран Б) установление дружеских отношений со странами Запада

В) устранение угрозы распада «социалистического лагеря» Г) все перечисленное верно

7. Укажите годы, к которым относится выдвижение в СССР «доктрины Брежнева»:

А) начало 60-х гг. Б) конец 60-х гг. В) начало 70-х гг. Г) начало 80-х гг.

8. «Бархатные революции» в Восточной Европе имели место :

А) в 1989г. Б) в 1990г. В) в 1991г. Г) в 1956г.

9. ОВД и СЭВ были распущены:

А) в 1989г. Б) в 1990г. В) в 1991г. Г) в 1985 г.

10. Укажите государства, которые создали в 1949 году СЭВ:

А) Англия, Франция, Бельгия, Люксембург Б) США, Канада, страны Западной Европы

В) СССР и государства Восточной Европы Г) ни один ответ не верен

11. Организация Варшавского Договора являлась военно-политическим союзом следующих государств :

А) СССР и дружественных ему стран Восточной Европы Б) Западной Европы

В) США, Канады и Западной Европы Г) Азиатско - Тихоокеанского региона

12. Укажите город Европы, в котором в 1961 г. была возведена перегородившая его стена, ставшая символом "холодной войны":

А) Прага Б) Варшава В) Берлин Г) Париж

13. Народные выступления против тоталитарного государства в 50-70-х гг. происходили в:

А) в Венгрии, Польше, ГДР Б) в Албании, Чехословакии, Польше В) Болгарии, ГДР, Чехословакии Г) в Италии, ФРГ, Бельгии

14. «Бархатная революция» - это:

А) отказ от радикальных преобразований революционного типа Б) бескровная смена коммунистического режима на либеральный

В) распад федеративного государства Г) ни один ответ не верен

15. События, произошедшие в 1968 году в Чехословакии и получившие название «пражская весна» связаны:

А) попыткой военного переворота Б) требованиями рабочих увеличить заработную плату

В) требованиями провести демократические преобразования в стране Г) все перечисленное верно

Карибский кризис.

Тема 6. Страны Азии, Африки, Латинской Америки. Проблемы модернизации

Самостоятельная работа №6

Исторический анализ материала

Поделиться