Виды памяти. Их краткая характеристика

Виды памяти в психологии и их краткая характеристика, а также зачем человеку каждый из этих видов, это те темы, которые подробно изложены в статье. Возможно, дочитав до конца, сложные и загадочные процессы человеческой памяти, станут для вас понятны и просты.

Для чего человеку нужна память

Память - наиболее наглядное и в то же время наиболее загадочное свойство человеческой психики. Здесь нам могут возразить: «Как это наиболее загадочное свойство? Ведь помнить свое имя, фамилию, день рождения, лица близких, обстановку в родном доме так же просто и естественно, как дышать, двигаться, улыбаться…»

Однако оглянитесь на пройденный жизненный путь: годы разительно изменили вас, но вы помните себя и в пять, и в десять, и в тридцать лет. Благодаря этому знанию, своей, личной истории, вы сохраняете ощущение индивидуальности. Не будь памяти, жизнь ваша превратилась бы в хаос без прошлого, настоящего и будущего, вы уподобились бы бабочкам-однодневкам, не знающим ни предков, ни потомков, ни встреч, ни расставаний.

Вот почему с полным основанием можно сказать: память - одна из фундаментальнейших основ нашей личности!

Без памяти никогда не появился бы разум. Это, с точки зрения эволюционно-исторических позиций. А с точки зрения развития, отдельного индивида, любое обучение, приобретение жизненного опыта, знаний немыслимо без процессов запоминания.

Какие виды памяти, в психологии человека, наиболее значимы для его жизни

Однако каким же образом происходит накопление знаний? Есть ли предел этому накоплению? Какие отделы нервной системы определяют работу памяти? Эти и многие другие вопросы долгое время оставались неразрешенными. Ответа на них ожидала не только наука, но и практика.

Весьма распространено сравнение памяти с книгой, куда жизнь записывает самые разнообразные события, факты, сведения, фиксирует их прочно, на всю жизнь.

Попытаемся разобраться в этом сравнении. Ведь здесь многое вызывает возражение, а именно: записывает ли знания, помимо нашей воли, сама жизнь или мы сами сознательно что-то запоминаем?

В психологии давно принято различать непроизвольное и произвольное запоминание. И вот почему.

Ребенок многие явления фиксирует механически. С возрастом механическое запоминание уступает место целеустремленному, сознательному. (На этом, собственно, и построено обучение в школе.) Но, какой объем информации может запомнить человек произвольно? Имеется ли этому предел? А если имеется, то, каким способом лучше и быстрее запомнить материал?

Прежде чем ответить на эти вопросы, необходимо сделать несколько уточнений.

Во-первых , о каком запоминании материала идет речь? Ведь запоминают одни механически, не задумываясь в смысл, другие осмысленно, с пониманием сути. И не думайте, что механическое запоминание проще. Попробуйте прочитать своему малышу отрывки из сугубо научной статьи и из детской книжки. Сразу же выяснится, что понятное усваивается значительно легче, что зазубренные знания непрочны и к тому же ими трудно воспользоваться.

Стало быть, произвольное запоминание может быть механическим и осмысленным . В зависимости от этого усложняется или облегчается усвоение материала.

Во-вторых , качество и темпы усвоения зависят от самого материала. Одно дело - запомнить осмысленно содержание двадцати страниц из учебника физики и другое - какого-либо художественного романа. Но и при механическом запоминании степень сложности материала может быть различной (например, ряд из пяти или из двадцати слов).

В таком случае уже говорят об условном измерении объема памяти , о произвольной механической памяти, но не памяти вообще.

Эксперименты показывают, что в течение 30 минут человек может запомнить не более двух-трех десятков слов.

Быстрота и прочность запоминания зависят еще от того, насколько развита зрительная память или слуховая . Один и тот же текст в зависимости от способа ознакомления - на слух или при самостоятельном чтении - разными людьми усваивается неодинаково. Здесь, вероятно, имеет значение не только сам факт преобладания зрительной или слуховой памяти, но и дополнительные моменты. Что это за дополнительные моменты, попробуем разобраться.

Чтобы хорошо запомнить материал, человек должен сосредоточиться, сконцентрировать свое внимание. Это состояние собранности у одних легче возникает при самостоятельном чтении, у других - при прослушивании текста. К тому же определенную роль здесь играет и выраженность процессов непроизвольного запоминания, протекающих одновременно с запоминанием произвольным, как эмоциональная окраска голоса, тембр (если текст усваивается на слух), как наглядный текст (если текст усваивается зрительно).

Яркие, впечатляющие события - весьма существенный фактор запоминания. Даже сложный материал, если его представить эмоционально, живо, интересно, усваивается легко и достаточно прочно. К примеру, занятие по обучению детей счету. Гораздо быстрее осваивается материал в процессе игры, чем при простом объяснении.

Подкрепляющая роль эмоций, вероятно, связана с тем, что эмоциональное переживание способствует оживлению процессов непроизвольного запоминания - в памяти откладывается масса деталей, второстепенных по существу, но помогающих удерживать главное. Иначе говоря, эмоционально насыщенное событие способствует образованию большого количества ассоциаций - связей с самыми различными внешними и внутренними воздействиями. В памяти словно застревает множество осколков, и по каждому из них можно восстановить событие целиком.

Правда, здесь следует указать на одно не совсем понятное явление: наши воспоминания о раннем детстве скудны, обрывочны, но главное, весьма часто незначительны по содержанию, скажем, обвалившийся угол дома, большая лужа, по которой можно было ходить босиком, бабушка, расчесывающая волосы.

Быть может, в ту далекую пору эти примеры, это действие чем-то и поразило нас, а вот став взрослым, сохранили в памяти лишь факт, образ. Трудно ответить на этот вопрос.

Можно предположить одно: в силу того, что у маленьких детей преобладает непроизвольное запоминание , оставшиеся осколки воспоминаний утратили связь с сущностью происходивших когда-то событий и поэтому сейчас неясен их смысл. Именно предположить, так как точного ответа наука здесь еще дать не может. Вот поэтому сравнение памяти с книгой можно считать поверхностным. Получается, что в книгу-память можно записывать разными способами, разными красками, подробно и сокращенно, «открытым текстом» и зашифровано, с интересом и без него, причем отчасти сознательно, отчасти непроизвольно.

Как мы забываем и вспоминаем? - Загадочные свойства нашей памяти

Несовершенство сравнения становится еще более очевидным, если задать вопрос: «А как мы забываем?» Да, да! Как мы забываем? Многое мы произвольно запоминаем. Однако произвольно забыть ничего нельзя.

Стало быть, забывание происходит помимо нашей воли. Что оно означает? Безвозвратно утраченные страницы из книги-памяти или же страницы, которые продолжают существовать, но просто мы не можем их найти?

Вопрос в такой плоскости приводит к выводу: мы вообще ничего не забываем, мы лишь не в состоянии вспомнить, т. е. найти в памяти. Отсюда возникает еще один вопрос: «А как мы вспоминаем?» Тут уж сравнение с книгой совсем никуда не годится. Вспоминать что-либо путем перелистывания страниц памяти - дело длительное и чревато ошибками. Попробуйте-ка разобраться во всей массе фактов, явлений, событий, накопившихся за долгие годы!

Допустим, все ваши знания каким-то образом рассортированы в книге, распределены на главы, разделы, подразделы, как в справочнике. Но тогда, кто-то внутри нас должен знать, как устроен этот справочник, чтобы сразу открыть нужную страницу. Значит, где-то должна еще быть память о том, как устроена наша память. Так сказать, память - дежурный администратор.

Память - дежурный администратор подкрепляется еще и чувством уверенности. Вот вас спрашивают: «Где отдыхали прошлым летом?» - «На Черном море». - «А, может, ошибаетесь? Может, вы были на Байкале или в Прибалтике?» - «Как можно такое забыть или перепутать?» Вам и в голову не придет усомниться в правоте своих слов. А все потому, что существует еще и память-контролер , проверяющая правильность поиска необходимых воспоминаний, правильность ответов.

Таким образом, мы ввели уже три «действующих лица»: память — хранилище , память - дежурный администратор и память — контролер . Однако и эти «действующие лица» не могут объяснить всех событий, происходящих при упоминании и воспоминании.

Представим себе такую ситуацию. Группе людей задается вопрос? «В каком году родился П. И. Чайковский?» Ответы могут быть различными, но особый интерес представляют два варианта, первый, мгновенный: «Не знаю и никогда не знал»; второй, после некоторого раздумья: «Когда-то знал, но сейчас не помню».

В первом случае человек каким-то образом моментально установил, что нужной информации в его памяти не имеется. Как он это сделал? Можно допустить, что память-администратор с бешеной скоростью проверила все места, где могли бы храниться необходимые сведения. Тогда придется также предположить, что наша память-хранилище - это непросто книга типа справочника, но целая библиотека с очень совершенным каталогом, в котором, скажем, есть рубрика: «Чайковский Петр Ильич, композитор». Но все равно нужно найти нужную рубрику, а по ней направлять и дальнейший поиск. И тогда, быть может, придется заглянуть в такие резервы, как, например, «Великие композиторы», «История музыкального «искусства», «Выдающиеся произведения классической музыки», «Культурная жизнь России XIX века» и т. д.

Возможно ли осуществить столько действий за какие-то мгновения? И совершаются ли они вообще? Ведь каждый из нас на собственном опыте может представить себе состояние, когда мы пытаемся что-то вспомнить. Но если наверняка чего-то не знаем, то и вспомнить не пытаемся. Вся задача в том, как же мы догадываемся, что на иной вопрос ответить не в состоянии. Быть может, существует еще один вид памяти - о том, чего мы не знаем. Получается трудная ситуация: чтобы сознаться в своем незнании, нужно либо отчетливо представлять себе всю сферу своих знаний, либо каким-то чутьем угадывать свое бессилие в данном вопросе.

Но перейдем ко второму варианту: человек говорит, что когда-то знал, но сейчас не помнит. Поэтому и делает попытку вспомнить, то безуспешно. Следовательно, он уверен в том, что когда-то располагал необходимой информацией, а сейчас эти сведения или исчезли совсем, или временно затерялись в его памяти. И здесь получается: помимо памяти, как непосредственного знания, есть память о том, что эти знания у нас имеются или имелись.

Например, когда-то увлекались фотографией, знали все марки фотоаппаратов, все составы проявителей. А сейчас позабыли.

Итак, память об отсутствующем знании, об утраченном знании, дежурная, контролирующая, сохраняющая память… Не слишком ли много разновидностей? Причем все эти разновидности взаимодействуют очень тонко и слаженно. Значит, необходим еще и какой-то координирующий механизм.

Да, предположений гораздо больше, чем ответов. И все же наблюдения за больными, страдающими расстройством памяти, специальные психологические эксперименты позволили раскрыть некоторые реальные механизмы этого загадочного свойства психики. Однако, эта тема для отдельной статьи.

Заключение

Так как статья не научная, а информационная, то и виды памяти, в психологии человека, в ней рассматривались, с точки зрения интереса, к самому процессу и механизмам, запускающим его.

Загадки человеческой памяти ещё долго будут терзать умы научного мира. Однако, уже сейчас становится понятно, насколько сложна и многогранна наша память. Изучая и рассуждая о её свойствах, мы с интересом открываем загадки природы человека.

Надеюсь, статья была вам полезна. Напишите в комментариях, что вы думаете по теме статьи.

Удачи и терпения!

Ваша Татьяна Кемишис

Здравствуйте, уважаемые читатели! Бывало ли у вас такое, что вы не можете вспомнить какую-то элементарную вещь? Или вдруг запах мандарин принес образ картинки прошлого Нового года? Все подобные события связаны непосредственно с человеческой памятью. Именно об этом удивительном феномене мы и будем говорить. Сегодня я расскажу вам какие есть виды памяти у человека.

Изучение памяти

Психология давно занимается изучением памяти, пытаясь ответить на вопросы: какие у памяти есть формы и виды; как человек лучше воспринимает, перерабатывает и усваивает информацию. Если вы хотите познать этот психический процесс более детально, то вам обязательно пригодится книга Любви Черемошкиной «Психология памяти ».

В изучении памяти психологи прибегали к экспериментальным методам. Эксперименты проводились как на людях, так и на животных. Например, известнейшие лабиринты для лабораторных мышей или практика всемирно известного Ивана Петровича Павлова. А вот Лев Семенович Выготский вместе со своими учениками занимался вопросом высшей формы памяти у детей.

Согласитесь, что процесс запоминания крайне важен не только в повседневной жизни, но и профессиональной деятельности. Про одних людей говорят, что они обладают , а другие не способны держать информацию дольше нескольких секунд.

Существуют серьезные расстройства памяти, когда человек не помнит ничего из своего прошлого или не способен запоминать текущие события. Чтобы лучше разобраться в вопросе, понять какая память у вас развита лучше всего необходимо углубиться в понимание нескольких видов этого психического процесса.

Виды памяти

Сколько существует видов памяти? Ответить на этот вопрос однозначно не представляется возможным. Но с уверенностью можно сказать, что основанием для категоризации видов памяти служит зависимость определенных характеристик памяти от процесса непосредственного запоминания и дальнейшего воспроизведения полученной информации.

На сегодняшний день можно выделить 3 основных категории: характер психической активности; характер цели деятельности и продолжительность. Давайте рассмотрим каждую категорию более подробно.

Психическая активность

Здесь мы имеем дело с образной, эмоциональной, двигательной и словесно-логической памятью, в зависимости от того, какие виды анализаторов или сенсорных систем включены в процесс запоминания.

Образная память работает с образами, которые мы запоминаем благодаря различным сенсорным системам. Поэтому здесь выделяют несколько категорий.

Зрительная. Человек с хорошей зрительной памятью лучше запоминает информацию в виде картинок, визуальных образов. Мой сокурсник обладал превосходной зрительной памятью и на экзаменах запросто представлял нужные таблицы в своей голове и давал верные ответы.

Он запечатлевал всю страницу целиком: где находится нужный абзац, формула или определение. Такая память необходима для художников, инженеров и других профессий, связанных с визуальными образами;

Слуховая. Как вы уже догадались, эта память отвечает за воспроизведение звуков. Так, говоря про хороший музыкальный слух, на самом деле имеется в виду отличная слуховая память, когда человек запросто воспроизводит ноты, мелодии, ритмику песни и так далее.

Вкусовая. Здесь мы говорим про вкусы. Кислота лимона, сладость чая, горечь перца, вкус любимого блюда и так далее. Вкусовая память хорошо развита, например, у дегустаторов.

Обонятельная. Как понятно из названия, речь идет о запахах. Что тоже крайне важно для дегустатора. Запах свежескошенной травы, старой книги, любимого парфюма, парного молока.

Тактильная. Этот вид памяти помогает оставить ощущение теплоты от костра, мягкость шерстяного шарфа, шелковистость рук матери и так далее.

Образная память крайне важна при обучении. Но здесь стоит сделать акцент на том, что необходимо задействовать разные сенсорные системы при запоминании. Проведенные эксперименты показали, что студенты способны воспроизвести только 10% от всего объема лекции при одноразовом прослушивании.

Если лекция изучается зрительно, то процент возрастает до 30. Если же объединить зрительное и слуховое восприятие, то показатель увеличивается до 50%. А цифры в 90% можно достичь только с применением полученной информации на практике, то есть повторением изученного материала.

Если вы сможете определить какая форма запоминания у вас развита лучше, тогда вы сможете эффективнее использовать свои возможности и не заучивать информацию, а создавать необходимые условия для лучшего усвоения необходимого материала.

Эмоциональная память работает с чувствами. Надо сказать, что этот вид памяти крайне важен для человека.

Особенность эмоциональной памяти заключается в том, что если она плохо развита или вовсе отсутствует, то человек не сможет . Именно сниженная эмоциональная память часто встречается у больных людей или убийц.

Здесь как раз идет речь про эмпатию. Когда человек способен сопереживать другим, соболезновать, поддерживать в трудную минуту, радоваться за чужой успех. Кроме того, этот вид памяти можно назвать самым надежным. Человек очень хорошо запоминает чувства, которые ему пришлось пережить в той или иной ситуации.

Эта память может воспроизводить ранее пережитые чувства или вторичные чувства. Вторичные чувства порой могут сильно отличаться от первоначальных или даже сменить свой знак. Так, например, то что ранее пугало человека, может стать его желанием и предметом вожделения. Или то что приносило радость, теперь огорчает и наводит .

Двигательная или моторная память отвечает за движения, как следует из названия.

Так, мы запоминаем как ходить, бегать, кататься на велосипеде и так далее. Все трудовые навыки связаны именно с этим видом памяти. Люди, у которых она хорошо развита, нередко называют человеком с «золотыми руками».
Если бы у нас не было такой памяти, то нам каждый раз приходилось бы заново учиться ходить, дышать, моргать или писать от руки, например.

Словесно-логическая память отвечает за мысли, логический вывод, восприятие смысла сказанного или увиденного. Человек может воспроизводить как общий смысл понятого, так и конкретное определение в точных словах и выражениях.

Насколько сильно задействован будет такой процесс как мышление в момент запоминания, можно выделить механическую и логическую. Если запоминание происходит с помощью повторения нужного материала, зазубривания без осмысления общей сути, тогда речь идет о механической.

Логическая, в свою очередь, опирается на построение смысловых связей между различными объектами. Так, преподаватели постоянно приводят примеры из прошлых лекций, которые относятся к новой теме.

Цель деятельности

Здесь все достаточно просто. Если в данный момент у вас существует определенная цель, то вы используете произвольную память. Так, вы силой воли заставляете себя запомнить что-то конкретное. Например, перед встречей с важным , менеджер старается запомнить имя, род занятий этого человека, его особенности и другую полезную информацию, которая может понадобиться на встрече.

Непроизвольная память не требует постановки задачи, . Процесс происходит сам собой, автоматически. Например, когда ребенок запоминает картинку гигантской очереди в магазине.

Продолжительность

Как долго полученная информация задерживается в нашей голове?
Краткосрочная память позволяет удержать на доли секунд полученную информацию, в тому случае, если не происходит дальнейшая переработка. Обычно человек запоминает последние 5-9 объектов из представленной информации.

Если человек делает сознательное усилие, старается запомнить, то появляется возможность удержать информацию в краткосрочной памяти на более долгий срок.

Долгосрочная память - это гигантское хранилище. Там хранится информация, которая часто используется в жизни. Можно сказать, что здесь заключается основа для всех прочных знаний. Извлечь информацию из этого хранилища можно двумя способами:

  • первый - по своему желанию;
  • второй - при появлении определенного раздражителя.

Краткосрочная память является неким перевалочным пунктом для информации. Если материал не повторить, то он исчезает.
Оперативная память схожа с краткосрочной, но ее особенность заключается в том, что она позволяет сохранить информацию, которая относится непосредственно к выполняемому процессу.

Так, когда вы в школе решали пример, то запоминали необходимые цифры, множители, переменные и так далее. Но после решения вся эта информация стиралась из вашей памяти через какое-то время.

Знаете ли вы какой вид памяти у вас развит лучше остальных? Как вам проще всего запоминать информацию? Часто ли у вас происходят дежавю?

Желаю вам хорошей памяти на всю жизнь!

Память — это важнейшая составляющая нашей личности. Она является связующим звеном между нашим прошлым, настоящим и будущим. Без возможности запоминания эволюция, вероятно, стояла бы на месте. Для современного человека в век большого потока информации чрезвычайно важно иметь хорошую память, чтобы не отставать в гонке развития. Нагрузка на наш естественный «жёсткий диск» растёт с каждым днём.

Что такое память человека?

Язык и память тесно связаны. Способность запоминать у людей не врождённая. Она развивается, когда мы учимся описывать мир. У нас практически нет воспоминаний о первых годах жизни именно потому, что мы не умели говорить. Затем, годам к 3-5, ребёнок начинает говорить предложениями и описывает события из жизни, тем самым закрепляя их в памяти.

В подростковом возрасте к человеку приходит осознание себя. Он отвечает сам себе на вопрос «кто я?» И воспоминания об этих годах самые сильные и яркие. Тогда как недавние события жизни бывает очень сложно вспомнить. Почему так происходит?

Есть теория о том, что 15-25 лет — это последний период формирования . В это время мы переключаем внимание на другие вещи, помимо семьи. Происходят гормональные изменения, формирование мозга, образуются новые нейронные связи, многие из них эффективно работают во фронтальной лобной доле. Эта часть мозга отвечает за осознание самого себя. А так же в этих участках накапливается информация, которая становится воспоминаниями. Может быть в этом и есть причина того, что мы очень хорошо помним подростковый период нашей жизни даже в зрелом возрасте.

Виды памяти по способу запоминания.

Память человека можно условно разделить на несколько видов. рис.

Итак, по порядку:

1 блок. Предмет запоминания.

* Образная память . Информация, которая сохраняется с помощью создания некоторых образов на основе данных, получаемых нашими органами чувств. Всё, что мы видим, слышим, осязаем на ощупь, чувствуем вкусовыми рецепторами и обонянием, преобразуется в образы и остаётся в памяти в этом виде.

* Вербальная память — это всё, что мы получаем с помощью слов и логики. Этим видом обладает только человек. Все сведения, полученные вербально, осознанно анализируются и классифицируются для дальнейшего использования.

* Эмоциональная память . Переживаемые человеком чувства запечатлеваются именно в этом «отделе». Все положительные или негативные эмоции сохраняются, и в будущем, вспоминая эти моменты жизни, человек может вновь испытать те же ощущения.

* Двигательная (моторная) память . Всё, что связано с движением запоминается двигательной памятью. Езда на велосипеде, умение плавать, всё то, что мы делаем «на автомате», научившись этому однажды, сохраняется в нашей мышечной памяти.

2 блок. Способ запоминания.

* Произвольная память . При этом способе человек запоминает необходимую информацию специально, усилием воли. Например с помощью повторения.

* Непроизвольная память . В процессе жизнедеятельности мы запоминаем не только то, что нам нужно, но и другие процессы. Особенно, если эти данные соответствуют нашим интересам и предпочтениям. Например, после новогоднего корпоратива кто-то запомнит наряды сотрудников, кто-то вкусные блюда, а другие сохранят в памяти конкурсные игры. Каждый непроизвольно унесёт в своей памяти то, что лично ему было интереснее всего.

3 блок. Время запоминания.

* Кратковременная память . Используется для решения задач, «стоящих на повестке дня». С её помощью человек обрабатывает огромное количество информации, но очень быстро её забывает. Сразу, как только в ней пропадает потребность. Срабатывает природный «предохранитель», чтоб мозг не «взорвался».

* Долговременная память . Этот вид определяется длительным сроком хранения информации. Все накопленные знания структурированы, сгруппированы и используются на протяжении месяцев, лет или всей жизни.

* Промежуточная память . Это нечто среднее между долговременной и кратковременной. В течение дня мозг собирает всё, что узнал, и в процессе ночного сна производит сортировку — что-то отсекается, а что-то закладывается в долгосрочный «сейф».

* Оперативная память нужна для выполнения конкретного определённого действия.

* Сенсорная память самая короткая. Хранит получаемую информацию от органов чувств в течение долей секунд. Например, после закрытия глаз картинка, увиденная последней, не исчезает сразу. Вероятно благодаря этому типу памяти мы не замечаем моргания наших глаз.

Память играет важнейшую роль в жизни человека. Наша психика не только получает непосредственную информацию об окружающем мире при помощи органов чувств и благодаря мышлению, но и хранит , накапливает ее. В течение всей жизни мы узнаем что-то новое и накапливаем информацию благодаря памяти. Сергей Леонидович Рубинштейн указывал, что без памяти человек представлял бы собой «существо мгновения», а, по словам Ивана Михайловича Сеченова , он постоянно находился бы в положении новорожденного. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшим познавательным процессом .

Нельзя утверждать, что вся информация, с которой человек сталкивается в своей жизни, надолго хранится в психике. Память человека избирательна и работает по своим законам . С одной стороны, в психике сохраняется значимая для жизни индивида информация, а с другой - человек «избавляется» от «лишней» информации. Если бы сохранялась вся несущественная информация, то нервные сети оказались бы настолько перегруженными, что мозг, в конце концов, уже не мог бы отделять главное от второстепенного, а его бы деятельность была полностью парализована. Это и позволяет утверждать, что память - представляет собой способность не только к запоминанию, но и к забыванию.

Память - психический познавательный процесс, заключающийся в запечатлении, сохранении и последующем воспроизведении информации (того, что человек отражал, делал, переживал), что делает возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. К памяти относится и процесс забывания.

Таким образом, память - это важнейшее условие психической жизни личности. Она обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

Исследования памяти ведутся в рамках различных подходов. Физиологический подход сводится к изучению физиологических механизмов запоминания и сохранения информации. Например, О. Хебб (1949) установил, что информация кратковременно запоминается в психике благодаря возникновению электрической импульсной активности в замкнутых цепях нейронов, а переход этой информации в долговременную память связан с устойчивыми изменениями, возникающими в результате многократного прохождения импульсов через одни и те же синапсы («синапс» - место соединения нервных клеток). Это облегчает последующее прохождение биотоков по этим путям.

В исследованиях советского ученого Е. Н. Соколова показано, что повторяющееся воздействие внешнего раздражителя приводит к формированию в нервной системе «следа», сохраняющего параметры раздражителя. Этот след назван ученым «нервной моделью стимула». Биохимический подход предполагает, что память функционирует благодаря определенным химическим изменениям в нервных клетках. Признается, что сигналы из внешнего мира вызывают химические изменения в нервных клетках. При этом происходит перегруппировка между различными типами белковых молекул нейронов, что и является предпосылкой запоминания. Психологический подход исследования памяти связан с положениями ряда теорий относительно психических механизмов запоминания. Рассмотрим идеи некоторых теорий.


1. Ассоциативное направление . Представители данного направления считают, что в основе памяти лежат ассоциации (ассоциация - связь между двумя психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого). Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Мы можем, встретившись с одним из этих предметов, по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Запомнить что-то, по мнению представителей этого направления, - значит связать то, что требуется запомнить, с чем-то уже известным - образовать ассоциацию.

2. Гештальттеория . При объяснении функционирования памяти сторонники данной теории используют понятие «гештальт », обозначающее целостную структуру, организацию, не сводимую к сумме составляющих его частей. В качестве основы образования связей здесь признается организация материала, которая определяет и аналогичную структуру следов в мозгу по принципу изоморфизма, т.е. подобия по форме.

3. Психоаналитическое направление . Психоаналитики большое внимание уделяют роли бессознательного уровня психики в запоминании, сохранении, забывании информации. В частности, ими показана значительная роль ранних эмоциональных переживаний, следы которых могут влиять на всю последующую жизнь человека. Также особое внимание уделяется ими тому, как негативная информация (воспринимаемая как несущая угрозу для Я) вытесняется из сознания и проявляет себя через сновидения, юмор, оговорки и другие проявления бессознательного.

4. Деятельностный подход . Основная идея, которая отстаивается учеными в рамках данной теории, сводится к следующему: процессы и механизмы памяти обусловлены содержанием и организацией осуществляемой человеком деятельности. Большое значение в изучении памяти имеет исследование конкретных механизмов интериоризации (интериоризация - формирование внутренних структур психики в результате усвоения структур внешней деятельности). Во многом на положениях именно этой теории строится учебная деятельность в школе: уделив должное внимание созданию оптимальных условий для учебной деятельности, мы способствуем развитию памяти детей.

Итак, согласно представлениям отечественных психологов физиологической основой памяти являются следы бывших раннее нервных процессов, сохраняющихся в коре больших полушарий головного мозга в результате пластичности нервной системы. Любой вызванный внешним раздражением нервный процесс, будь то возбуждение или торможение, не проходит для нервной ткани бесследно, а оставляет в ней «след» в виде определенных функциональных изменений, которые облегчают течение соответствующих нервных процессов при их повторении, а также их повторное возникновение при отсутствии вызвавшего их раздражителя.

Виды памяти .

Существует несколько подходов к классификации видов памяти. Наибольшее распространение в психологии получили классификации по следующим основаниям: 1) по характеру психической активности; 2) по длительности сохранения; 3) по характеру целей деятельности, 4) в зависимости от способа запоминания.

1) По характеру психической активности , преобладающей в деятельности, память делят на 1) двигательную , 2) эмоциональную , 3) образную и 4) словесно-логическую .

Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений, и их последовательности. Данный вид памяти лежит в основе освоения таких конкретных видов деятельности, как ходьба, письмо, вождение автомобиля, спорт, вязание и др.

Эмоциональная память - это запоминание переживаний в связи с восприятием каких-либо значимых объектов, событий, ситуаций.

Образная память - это память, при которой информация запоминается в виде представлений (образы предметов, природы, искусства, запахов и т.д.). Условно можно сказать, что при образной памяти речь идет о запоминании образов восприятия (информации, полученной при помощи органов чувств). Когда человек способен сохранять и воспроизводить ранее воспринятые образы предметов и событий в самых подробных деталях, говорят о проявлении эйдетизма (или эйдетической памяти).

Словесно-логическая память связана с формами и операциями мышления и позволяет усваивать посредством слов продукты человеческой культуры.

2) По длительности сохранения воспринятой информации память бывает долговременной , кратковременной и оперативной (иногда выделяют также мгновенную и генетическую).

Кратковременная память - это быстрое запоминание информации на короткий срок. В течение каждого дня мы воспринимаем и запоминаем самую различную информацию, которая практически сразу забывается нами. Например, если вы переходите улицу и уступаете проезжающей машине, то чаще всего информация о ней вами будет забыта. Если же вас спросить об этом сразу, вы вероятнее всего сможете вспомнить цвет, форму и некоторые другие особенности машины.

Долговременная память - сохранение информации в психике в течение длительного времени. Считается, что долговременная память - самая сложная и важная система памяти, так как именно благодаря ней человек накапливает и трансформирует свой жизненный опыт. Информация запоминается нами на длительное время по разным причинам. Так, мы надолго запоминаем информацию, если: многократно воспринимаем те или иные объекты, ситуации, людей; при запоминании у нас возникают сильные эмоциональные переживания; если воспринимаемая информация очень значима для нас и др.

Оперативная память обеспечивает запоминание и сохранение информации, необходимой для обеспечения текущей деятельности. После прекращения деятельности эта информация чаще всего забывается, либо попадает в долговременную память.

3) По характеру целей деятельности память может быть произвольной и непроизвольной .

Непроизвольная память - это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить и, соответственно, не затрачивается никаких волевых усилий.

В тех случаях, когда мы целенаправленно запоминаем нужную нам информацию, говорят о произвольной памяти . Произвольная память важна в любой деятельности, осуществляемой человеком:

4) Кроме того, в зависимости от способа запоминания память может быть механической и смысловой . Механическая память предполагает запоминание информации посредством многократного повторения, без установления смысловых связей между разными объектами. Смысловая память связана с установлением смысловых связей между запоминаемой и имеющейся в психике информацией. Помимо смысловой связи человек может использовать и ассоциативные связи. Некоторые ученые считают, что продуктивность смыслового запоминания информации примерно в 25 раз выше механического.

Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоции, запоминается без особого труда и на более долгий срок.

Возможности осязательной, обонятельной, вкусовой и других видов памяти по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью очень ограничены; и особой роли в жизни человека не играют.

Рассмотренные выше виды памяти лишь характеризуют источники исходной информации и не хранятся в памяти в чистом виде. В процессе запоминания (воспроизведения) информация претерпевает разнообразные изменения: сортировку, отбор, обобщение, кодирование, синтез, а также другие виды обработки информации.

По характеру участия воли в процессе запоминания и воспроизведения материала память делят на произвольную и непроизвольную.

В первом случае перед человеком ставится специальная мнемоническая задача (на запоминание, узнавание, сохранение и воспроизведение), осуществляемая благодаря волевым усилиям. Непроизвольная память функционирует автоматически, без особых на то усилий со стороны человека. Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его.

2. Особенности и взаимосвязь кратковременной и долговременной памяти

Кратковременная и долговременная память взаимосвязаны и работают как единая система. Одна из концепций, описывающих их совместную, взаимосвязанную деятельность, разработана американскими учеными Р.Аткинсоном и Р.Шифрином. Она схематически представлена на рис. 1 . Остановимся подробнее на отдельных процессах, представленных на схеме.

Рис. 1. Схема памяти по Р.Аткинсону и Р.Шифрину. Взаимосвязанная работа кратковременной и долговременной памяти, включая вытеснение, повторение и кодирование как частные процессы, составляющие работу памяти

Кратковременная память характеризуется ограниченностью ее объема (в среднем 7±2). При переполнении объема кратковременной памяти человека вновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся там, и последняя безвозвратно исчезает. Кратковременная память выступает в роли обязательного промежуточного хранилища и фильтра, перерабатывающего самый большой объем информации, сразу отсеивающего ненужную и оставляющего потенциально полезную.

Процесс запоминания может протекать более эффективно, если сосредоточиться на усваиваемом материале. Установлено, что лучше усваивается информация, которая является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели. Таким образом сокращается объем исходной информации, облегчается работа по ее переработке.

Другим мнемоническим приемом является запоминание путем повторения. Этот механизм основан на том, что запоминаемый материал посредством сознательного повторения удерживается в кратковременной памяти на более длительный срок, чем несколько секунд; повышается шанс перевода информации в долговременное хранилище. Обычно же без повторения в долговременной памяти оказывается лишь то, что находится в сфере внимания.

Одним из возможных механизмов кратковременного запоминания является временное кодирование, то есть отражение запоминаемого материала в виде определенных, последовательно расположенных знаков в слуховой и зрительной системе человека. Как правило, информация перекодируется в акустическую форму, а затем сохраняется в долговременной памяти в смысловой форме. Именно смысл вспоминаемого приходит на память первым, мы в конечном счете можем вспомнить желаемое или по крайней мире заменить его тем, что достаточно близко к нему по смыслу. На этом, в частности, основан процесс узнавания когда-то виденного или слышанного.

Особенностью долговременной памяти является то, что она, по мнению Р.Аткинсона и Р.Шифрина, практически неограниченна по объему и длительности хранения в ней информации.

Схема памяти по Р.Аткинсону и Р.Шифрину достаточно хорошо описывает работу кратковременной памяти, но абсолютно не учитывает обратную связь долговременной памяти с кратковременной. Дело в том, что оба типа памяти работают во взаимосвязи и параллельно. В памяти идет постоянная работа по обращению к прошлому опыту, его дополнение новой информацией, а также корректировка усвоенных сведений. Иначе говоря, человеку нет необходимости заучивать то, что он и так хорошо знает. На этом основана ассоциативная память.

3. Индивидуальные различия памяти у людей

Различия памяти у людей бывают количественные и качественные.

К количественным характеристикам относятся скорость, прочность, длительность, точность и объем запоминания.

Качественные различия касаются как доминирования отдельных видов памяти - зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и других, так и их функционирования.

«Чистые» виды памяти в смысле безусловного доминирования одного из перечисленных крайне редки. Чаще всего на практике мы сталкиваемся с различными сочетаниями зрительной, слуховой и двигательной памяти. Типичными их смешениями являются зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память. Однако у большинства людей все же доминирует зрительная память.

Наибольшего развития у человека обычно достигают те виды памяти, которые чаще всего используются. Большой отпечаток на этот процесс накладывает профессиональная деятельность. Например, у ученых отмечается очень хорошая смысловая и логическая память, но сравнительно слабая механическая память. У актеров и врачей хорошо развита память на лица.

Процессы памяти тесным образом связаны с особенностями личности, его эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Они определяют то, что и как человек запоминает, хранит и припоминает. То, что интересно и эмоционально значимо, запоминается лучше.

Кроме того, память человека теснейшим образом связана с физическим состоянием и личностными ощущениями. Это доказывается случаями болезненного нарушения памяти. Практически во всех таких случаях (они называются амнезиями и представляют собой кратковременные или длительные потери различных видов памяти) происходят характерные расстройства памяти, которые в своих особенностях отражают расстройства личности больного.

Память человека не является постоянной, а изменяется в течение жизни. Рассмотрим типичные изменения, происходящие в памяти по мере социализации индивида. С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, начинают действовать аффективная (эмоциональная) и механическая (моторная, двигательная) память, которая постепенно дополняется и замещается логической и образной. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное. Кроме того и сами средства-стимулы для запоминания подчиняются некоторой закономерности: сначала они выступают как внешние (например, завязывание узелков на память, использование для запоминания различных предметов, зарубок, пальцев рук, записей и т.п.), а затем становятся внутренними (речь, чувство, ассоциация, представление, образ, мысль). Характерно, что в формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи, которая также из чисто внешней функции общения все больше превращается во внутреннюю.

4. Законы памяти

4.1. Впечатление и эмоции

· Нужно получить глубокое, точное, яркое впечатление о том, что необходимо запомнить. Как фотоаппарат не даст снимков при тумане, так сознание человека не сохранит туманных впечатлений.

· Поскольку впечатление напрямую связано с воображением, то любые приемы, позволяющие развить воображение и образное мышление, а также управлять ими, могут оказаться полезными и для запоминания.

· Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное впечатление на человека, могут запоминаться сразу прочно и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать в сознании с отчетливостью и ясностью.

· Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются.

· При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.

· Отсутствие достаточного внимания при восприятии информации не может быть возмещено увеличением числа ее повторений.

· То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.

· Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся.

· Сосредоточенность на изучаемом материале в сочетании с избирательностью позволяют человеку сконцентрировать свое внимание, а, следовательно, и настроить память на восприятие только потенциально полезной информации.

· Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его незадолго до нормального отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями, которые в течение для обычно накладываются друг на друга и тем самым мешают запоминанию, отвлекая наше внимание.

· О ситуациях, оставивших в нашей памяти яркий, эмоциональный след, мы думаем больше, чем об эмоционально нейтральных событиях. Положительные эмоции, как правило, способствуют припоминанию, а отрицательные препятствуют.

· Если в момент запоминания человек находится в приподнятом или подавленном настроении, то искусственное восстановление у него соответствующего эмоционального состояния при припоминании улучшает память.

· Прежде всего необходимо получить четкое зрительное впечатление. Оно прочнее. Однако, комплексные впечатления, то есть впечатления, полученные при помощи возможно большего числа органов чувств, позволяют запечатлеть в сознании нужный материал еще лучше. Линкольн, например, читал вслух то, что хотел запомнить, чтобы восприятие было одновременно и зрительным и слуховым.

· Внимательность, ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ, ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ . Если предложить человеку закрыть глаза и неожиданно ответить, например, на вопрос о том, какого цвета, формы и какими другими особенностями обладает предмет, который он не раз видел, мимо которого неоднократно проходил, но который не вызвал к себе повышенного внимания, то человек с трудом может ответить на поставленный вопрос, несмотря на то, что видел этот предмет множество раз. Многие люди ошибаются, когда их просят сказать, какой цифрой, римской или арабской, изображена на циферблате их механических ручных часов цифра 6. Нередко оказывается, что ее на часах нет вообще, а человек, десятки и даже сотни раз смотревший на свои часы, не запомнил его. Процедура введения информации в память и представляет собой акт обращения на нее внимания.

4.2. Повторение

· Дейл Карнеги называет повторение вторым законом памяти и приводит следующий пример: «Тысячи студентов-мусульман знают наизусть Коран – книгу примерно такого же объема, как Новый завет, и они в значительной мере достигают этого путем повторения. Мы можем запомнить все, что угодно, в разумных пределах, если будем достаточно часто повторять это» .

· Чем больше объем информации, тем больше потребуется повторений для запоминания. Объемный материал запоминается легче, если его разбить на части.

· Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени. Например, Р.Бертон, переводчик «Тысячи и одной ночи», говорил на двадцати семи языках, как на своем родном; однако он признавался, что никогда не изучал язык и не практиковался в нем дольше пятнадцати минут подряд, «потому что после этого ум утрачивает свежесть» .

· Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.

· С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений, необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено.

· Лучше, чтобы на начало и конец заучивания приходилось сравнительно большее число повторений, чем на середину.

· Распределение повторений в течение суток дает экономию времени более, чем в два раза, по сравнению с тем случаем, когда материал сразу заучивается наизусть.

4.3. Ассоциации

· Один из способов запомнить факт – это ассоциировать его с каким-либо другим фактом. «Вс¸, что возникает в сознании, - говорит профессор Уильям Джеймс, - должно быть внесено в него, а будучи внесенным, оно вступает во взаимосвязь с тем, что там уже было… Тот, кто больше обдумывает получаемые сведения и устанавливает между ними более тесные взаимосвязи, будет обладать лучшей памятью» .

· Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным представляется то, являются ли они разрозненными или составляют логически связанное целое.

· Чем больше разнообразных ассоциаций при первом знакомстве с ним вызывает материал и чем больше времени уделяется мысленной разработке этих ассоциаций, тем лучше запоминается сам материал. Для того, чтобы ассоциировать один факт с другим, уже известным, необходимо обдумать новый факт со всех точек зрения, поставить себе такие вопросы: «Что это напоминает?», «На что это похоже?», «Почему это так?», «Как получилось, что это так?», «Когда это бывает?», «Где так бывает?», «Кто сказал, что это так?» и т.д.

· Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным. Будучи запомнившимся в одном виде, оно со временем может несколько измениться, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, оказав на них влияние и, в свою очередь, изменившись под их воздействием.

· Эффективность запоминания иногда снижает интерференция, т.е. смешение одной информации с другой, одних схем припоминания с другими. Чаще всего интерференция возникает тогда, когда одни и те же воспоминания ассоциируются в памяти с разными событиями и их появление в сознании порождает припоминание конкурирующих событий.

4.4. Осмысленное восприятие

· Установка на запоминание способствует ему, то есть запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую задачу. При установке на запоминание важно заранее спланировать срок хранения данной информации. Например, масса студентов, сдав экзамен по какой-либо дисциплине, спустя пару дней, не могут ничего вспомнить из, казалось бы, хорошо усвоенного материала. Это можно объяснить следующим образом: при подготовке студенты ставят себе определенную задачу (сдать экзамен), а кроме того сосредотачиваются на относительно близкой дате сдачи экзамена, не «программируя» себя на будущее. Таким образом, материал попадает в оперативную память, не закрепляясь в долговременной, и как только экзамен сдан (операция выполнена), соответствующая информация утрачивается. Итак, правильная установка – усвоить материал (а не «отстреляться»), предполагаемый срок хранения информации зависит от изучаемого материала (но в любом случае он значительно больше, чем время подготовки к экзамену).

· То, что в структуре деятельности занимает место цели, помнится лучше, чем то, что составляет средства осуществления данной деятельности.

· Любая из частей, на которые при заучивании делится весь материал, должна сама по себе представлять более или менее законченное целое. Тогда весь материал лучше организуется в памяти, легче запоминается и воспроизводится.

· Чем больше умственных усилий прилагается к тому, чтобы организовать информацию, придать ей целостную, осмысленную структуру, тем легче она потом припоминается. Один из эффективных способов структурирования запоминания – это придание запоминаемому материалу структуры типа «дерево». Такие структуры широко используются везде, где необходимо кратко и компактно представить большой объем информации. Данный прием существенно облегчает и доступ к хранящейся информации.

· Наличие заранее продуманных и четко сформулированных вопросов к изучаемому материалу, ответы на которые могут быть найдены в процессе его освоения, способствуют лучшему запоминанию.

· При запоминании какого-либо текста в памяти запечатлеваются не столько сами слова и предложения, составляющие данный текст, сколько содержащиеся в нем мысли.

· То, что мы можем выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем то, что может быть воспринято только на слух. Если, кроме того, слова являются результатом осмысления воспринятого материала, т.е. слово содержит в себе связанную с предметом внимания существенную мысль, то такое запоминание является наиболее продуктивным.

Заключение

Итак, в данной работе были разобраны основные особенности и закономерности функционирования памяти человека, их знание поможет ответить на вопросы: «Что представляет собой память человека?», «Что закрепляется в моей памяти и почему?» и «Как улучшить память?».

Была дана характеристика мгновенной, кратковременной, оперативной и долговременной памяти человека, рассмотрены виды физиологической памяти (слуховой, двигательной и др.), рассмотрены особенности взаимосвязи кратковременной и долговременной памяти и вопросы индивидуального различия памяти у людей.

Указаны основные законы памяти человека, приведены рекомендации по развитию памяти, улучшению запоминания, ассоциативному запоминанию и осмысленному восприятию запоминаемого.

Литература

1. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

2. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – М.: Прогресс, 1989.

3. Лурия А. Р. Внимание и память. Материалы к курсу лекций по общей психологии. МГУ, 1975.

Когда мы говорим о памяти, то подразумеваем возможность мозга запоминать самую различную информацию. В то же время никто не задумывается о том, что нет единой и неделимой памяти. В действительности она состоит из трёх составляющих. Это, так называемые, виды памяти человека. Подразделяются они на сенсорную, кратковременную или оперативную и долговременную память.

Каждая из них имеет определяющее значение на определённом этапе запоминания. Только гармоничная работа всех «маленьких памятей» и даёт возможность каждому из нас приобретать новые знания, усваивать самый разнообразный материал и помнить события давно минувших дней.

Вначале рассмотрим сенсорную память или мгновенное запоминание . Чтобы понять, что это такое, нужно посмотреть на какой-то объект или предмет и тут же закрыть глаза. Долю секунды изображение будет сохраняться целиком, затем начнёт расплываться и исчезнет. Сенсорная память различается по органам чувств. Она может быть зрительной, слуховой, тактильной (память ощущений: дуновение ветра, холод, шероховатость), обонятельной, вкусовой.

Далее следует кратковременная или оперативная память . Она вовсе не является синонимом «плохой» памяти. Это неотъемлемая часть всего процесса запоминания. Любая полученная информация запечатлевается в первую очередь именно в этой памяти.

Для примера можно прочитать длинное предложение и тут же повторить его дословно вслух. Это не составит никакого труда. Но пройдёт 20 минут, и воспроизвести прочитанное станет гораздо сложнее. Если же предложение больше не повторять, то оно исчезнет из памяти навсегда.

Ну и, наконец, третий вид – долговременная память . Она является настоящим богатством человека, придаёт ему индивидуальность и неповторимость. Для сохранения информации на длительный срок сознание использует разные средства. Они могут быть словесными, логическими, образно-эмоциональными и двигательными. Именно двигательные дают навыки чтения, письма, работы на компьютере, езды на автомобиле или велосипеде.

Таким образом, все виды памяти неразрывно связны друг с другом и имеют важнейшее значение для человека. Любая информация вначале обрабатывается сенсорной памятью, затем подвергается воздействию оперативной памяти. Она, как сито, отметает всё ненужное, временное и второстепенное. Остаётся только необходимое и жизненно-важное. Именно оно и переходит в долговременную память.

Но здесь нужно чётко понимать, какая информация должна остаться в голове на всю жизнь, а с какой можно расстаться без сожаления. Поэтому процесс запоминания регулируется самим человеком. Что-то он использует в оперативной памяти, а затем забывает, а что-то учит, осваивает и старается всеми силами запомнить навсегда. Это же относится и к сенсорной памяти. Запахи, внешний вид объектов, музыкальные мелодии также можно хранить в долговременной памяти. Она нередко сохраняет ощущения органов чувств помимо воли человека.

Узнав, какие виды памяти бывают, не следует забывать, что память нужно неустанно тренировать . Только в этом случае великий дар, данный природой, проявит себя максимально эффективно, принесёт огромную пользу и сделает жизнь по-настоящему яркой и прекрасной.

Память человека является важнейшим элементом его деятельности. На протяжении всей жизни человека все его впечатления, знания записываются в память. Ее виды помогают лучше усвоить информацию определенного характера. Проявления памяти исключительно многогранны и могут быть разделены на несколько основных категорий. Разные виды памяти человека характеризуются разными особенностями.

Виды памяти по психической активности

По характеру психической активности различаются следующие виды памяти.

Двигательная память обеспечивает человеку запоминание его движений. Она лежит в основе формирования многих практических и трудовых навыков. В частности, к ним относятся ходьба, умение писать, пользоваться различными инструментами при работе. В некоторых случаях этот вид памяти должен быть развит особенно хорошо для успешной профессиональной деятельности, например, у спортсменов или артистов балета.

Эмоциональная память является памятью на пережитые ранее эмоции и чувства. Сохраненные в памяти переживания становятся причиной для возникновения ассоциаций и действий на их основе в том случае, когда аналогичная или похожая ситуация возникнет вновь.

Образная память характеризуется способностью человека запоминать образы. Это могут быть картины природы, звуки, запахи. Как правило, зрительная и слуховая память играют ведущую роль в жизнедеятельности человека и развиты лучше всего. Остальные виды этой памяти у многих людей развиты значительно хуже, но бывают исключения, чаще всего связанные с профессиональной деятельностью. Обонятельная память у создателей духов или вкусовая у дегустаторов намного превышает обычный уровень. Хорошая осязательная память часто бывает у слепых. Также встречаются люди, обладающие эйдетической памятью - способностью в течение некоторого времени сохранять в памяти мельчайшие детали увиденных предметов.

Словесно-логическая память по своему содержанию представляет собой человеческие мысли на основе языка. Существуют две разновидности такой памяти. В первом случае лучше запоминается основной смысл без акцента на детали, тогда как во втором - запоминание в большей степени буквально.

Виды памяти согласно целей деятельности

Существуют также виды памяти по характеру целей деятельности.

Непроизвольная память отличается тем, что при этом отсутствует сама цель запоминания. Установлено, что этот вид памяти в большей степени развит у детей, а с возрастом заметно ослабевает. Интересной особенностью является то, что в этом случае информация очень часто запоминается надежно, хотя такая цель и отсутствует.

Произвольная память улучшается с возрастом, чему в немалой степени способствует применение специальных приемов заучивания и целенаправленные тренировки.

Память делится на виды и по продолжительности сохранения материала.

Сенсорная память характеризуется тем, что все процессы протекают на уровне рецепторов, а информация в общем случае сохраняется не более чем на полсекунды. Если информация представляет интерес для головного мозга, то происходит ее задержка. В противном случае она стирается полностью и окончательно.

Кратковременная память вступает в работу, когда информация задерживается свыше одной секунды. В течение примерно 20 секунд она подвергается обработке с целью определения степени ее важности. Если мозг признает ее заслуживающей внимания, то элементы информации (цифры, слова, названия предметов, образы) передается дальше. Объем кратковременной памяти весьма мал, одновременно в ней может находиться не более пяти - девяти элементов. Именно из этого количества и происходит отбор, а остальная часть безвозвратно теряется.

Долговременная память представляет собой нечто вроде архивного хранилища неограниченной емкости, где информация, поступившая из кратковременной памяти, проходит классификацию, кодирование и закладывается на долгосрочное хранение.

Память, виды памяти - это важнейшая функция организма, позволяющая человеку ориентироваться в океане информации, окружающей его.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Бывало ли у вас такое, что вы не можете вспомнить какую-то элементарную вещь? Или вдруг запах мандарин принес образ картинки прошлого Нового года? Все подобные события связаны непосредственно с человеческой памятью. Именно об этом удивительном феномене мы и будем говорить. Сегодня я расскажу вам какие есть виды памяти у человека.

Изучение памяти

Психология давно занимается изучением памяти, пытаясь ответить на вопросы: какие у памяти есть формы и виды; как человек лучше воспринимает, перерабатывает и усваивает информацию. Если вы хотите познать этот психический процесс более детально, то вам обязательно пригодится книга Любви Черемошкиной «Психология памяти».

В изучении памяти психологи прибегали к экспериментальным методам. Эксперименты проводились как на людях, так и на животных. Например, известнейшие лабиринты для лабораторных мышей или практика всемирно известного Ивана Петровича Павлова. А вот Лев Семенович Выготский вместе со своими учениками занимался вопросом высшей формы памяти у детей.

Согласитесь, что процесс запоминания крайне важен не только в повседневной жизни, но и профессиональной деятельности. Про одних людей говорят, что они обладают фотографической памятью, а другие не способны держать информацию дольше нескольких секунд.

Существуют серьезные расстройства памяти, когда человек не помнит ничего из своего прошлого или не способен запоминать текущие события. Чтобы лучше разобраться в вопросе, понять какая память у вас развита лучше всего необходимо углубиться в понимание нескольких видов этого психического процесса.

Виды памяти

Сколько существует видов памяти? Ответить на этот вопрос однозначно не представляется возможным. Но с уверенностью можно сказать, что основанием для категоризации видов памяти служит зависимость определенных характеристик памяти от процесса непосредственного запоминания и дальнейшего воспроизведения полученной информации.

На сегодняшний день можно выделить 3 основных категории: характер психической активности; характер цели деятельности и продолжительность. Давайте рассмотрим каждую категорию более подробно.

Психическая активность

Здесь мы имеем дело с образной, эмоциональной, двигательной и словесно-логической памятью, в зависимости от того, какие виды анализаторов или сенсорных систем включены в процесс запоминания.

Образная память работает с образами, которые мы запоминаем благодаря различным сенсорным системам. Поэтому здесь выделяют несколько категорий.

Зрительная. Человек с хорошей зрительной памятью лучше запоминает информацию в виде картинок, визуальных образов. Мой сокурсник обладал превосходной зрительной памятью и на экзаменах запросто представлял нужные таблицы в своей голове и давал верные ответы.

Он запечатлевал всю страницу целиком: где находится нужный абзац, формула или определение. Такая память необходима для художников, инженеров и других профессий, связанных с визуальными образами;

Слуховая. Как вы уже догадались, эта память отвечает за воспроизведение звуков. Так, говоря про хороший музыкальный слух, на самом деле имеется в виду отличная слуховая память, когда человек запросто воспроизводит ноты, мелодии, ритмику песни и так далее.

Вкусовая. Здесь мы говорим про вкусы. Кислота лимона, сладость чая, горечь перца, вкус любимого блюда и так далее. Вкусовая память хорошо развита, например, у дегустаторов.

Обонятельная. Как понятно из названия, речь идет о запахах. Что тоже крайне важно для дегустатора. Запах свежескошенной травы, старой книги, любимого парфюма, парного молока.

Тактильная. Этот вид памяти помогает оставить ощущение теплоты от костра, мягкость шерстяного шарфа, шелковистость рук матери и так далее.

Образная память крайне важна при обучении. Но здесь стоит сделать акцент на том, что необходимо задействовать разные сенсорные системы при запоминании. Проведенные эксперименты показали, что студенты способны воспроизвести только 10% от всего объема лекции при одноразовом прослушивании.

Если лекция изучается зрительно, то процент возрастает до 30. Если же объединить зрительное и слуховое восприятие, то показатель увеличивается до 50%. А цифры в 90% можно достичь только с применением полученной информации на практике, то есть повторением изученного материала.

Если вы сможете определить какая форма запоминания у вас развита лучше, тогда вы сможете эффективнее использовать свои возможности и не заучивать информацию, а создавать необходимые условия для лучшего усвоения необходимого материала.

Эмоциональная память работает с чувствами. Надо сказать, что этот вид памяти крайне важен для человека.

Особенность эмоциональной памяти заключается в том, что если она плохо развита или вовсе отсутствует, то человек не сможет взаимодействовать с окружающими. Именно сниженная эмоциональная память часто встречается у больных людей или убийц.

Здесь как раз идет речь про эмпатию. Когда человек способен сопереживать другим, соболезновать, поддерживать в трудную минуту, радоваться за чужой успех. Кроме того, этот вид памяти можно назвать самым надежным. Человек очень хорошо запоминает чувства, которые ему пришлось пережить в той или иной ситуации.

Эта память может воспроизводить ранее пережитые чувства или вторичные чувства. Вторичные чувства порой могут сильно отличаться от первоначальных или даже сменить свой знак. Так, например, то что ранее пугало человека, может стать его желанием и предметом вожделения. Или то что приносило радость, теперь огорчает и наводит тоску.

Двигательная или моторная память отвечает за движения, как следует из названия.

Так, мы запоминаем как ходить, бегать, плавать, кататься на велосипеде и так далее. Все трудовые навыки связаны именно с этим видом памяти. Люди, у которых она хорошо развита, нередко называют человеком с «золотыми руками».
Если бы у нас не было такой памяти, то нам каждый раз приходилось бы заново учиться ходить, дышать, моргать или писать от руки, например.

Словесно-логическая память отвечает за мысли, логический вывод, восприятие смысла сказанного или увиденного. Человек может воспроизводить как общий смысл понятого, так и конкретное определение в точных словах и выражениях.

Насколько сильно задействован будет такой процесс как мышление в момент запоминания, можно выделить механическую и логическую. Если запоминание происходит с помощью повторения нужного материала, зазубривания без осмысления общей сути, тогда речь идет о механической.

Логическая, в свою очередь, опирается на построение смысловых связей между различными объектами. Так, преподаватели постоянно приводят примеры из прошлых лекций, которые относятся к новой теме.

Цель деятельности

Здесь все достаточно просто. Если в данный момент у вас существует определенная цель, то вы используете произвольную память. Так, вы силой воли заставляете себя запомнить что-то конкретное. Например, перед встречей с важным клиентом, менеджер старается запомнить имя, род занятий этого человека, его особенности и другую полезную информацию, которая может понадобиться на встрече.

Непроизвольная память не требует постановки задачи, цели. Процесс происходит сам собой, автоматически. Например, когда ребенок запоминает картинку гигантской очереди в магазине.

Продолжительность

Как долго полученная информация задерживается в нашей голове?
Краткосрочная память позволяет удержать на доли секунд полученную информацию, в тому случае, если не происходит дальнейшая переработка. Обычно человек запоминает последние 5-9 объектов из представленной информации.

Если человек делает сознательное усилие, старается запомнить, то появляется возможность удержать информацию в краткосрочной памяти на более долгий срок.

Долгосрочная память - это гигантское хранилище. Там хранится информация, которая часто используется в жизни. Можно сказать, что здесь заключается основа для всех прочных знаний. Извлечь информацию из этого хранилища можно двумя способами:

  • первый - по своему желанию;
  • второй - при появлении определенного раздражителя.

Краткосрочная память является неким перевалочным пунктом для информации. Если материал не повторить, то он исчезает.
Оперативная память схожа с краткосрочной, но ее особенность заключается в том, что она позволяет сохранить информацию, которая относится непосредственно к выполняемому процессу.

Так, когда вы в школе решали пример, то запоминали необходимые цифры, множители, переменные и так далее. Но после решения вся эта информация стиралась из вашей памяти через какое-то время.

Память - крайне важный психический процесс. Все вы слышали фразу, что с возрастом память ухудшается. Возможно. Но с этим можно работать. Если вы хотите использовать всю полученную информацию по максимуму, то вам пригодится статья «Как тренировать память и внимание».

Знаете ли вы какой вид памяти у вас развит лучше остальных? Как вам проще всего запоминать информацию? Часто ли у вас происходят дежавю?

Желаю вам хорошей памяти на всю жизнь!

Поделиться