Категория диалектики которая всегда конкретна. Основных категорий диалектики

Философское мышление открывает всеобщие черты, отношения, присущие не каким-то отдельным видам явлений, процессов, а всему бытию. Знания такого рода выражаются в универсальных формах человеческого мышления - категориях диалектики . Философские понятия, в которых универсальные связи бытия осмысливаются в их сложной, гибкой, противоречивой динамике, образуют группу категорий диалектики. Их взаимосвязи выражают всеобщие принципы разумения, исследования.

Для диалектики характерно формирование парных категорий, отражающих «полярные» стороны целостных явлений, процессов. Диалектический характер отношений «причина - следствие», «случайность - необходимость», «возможность - действительность» и других выражается в противоположных, но неразрывно связанных понятиях, их единстве, переходах друг в друга, взаимодействии. В сочетании, взаимодополнении категории диалектики образуют подвижную сеть универсальных понятий, способных отражать живую подвижность, переходы, противоречия бытия. В жестких формах мышления этого сделать нельзя. Понятия должны быть «гибки, подвижны, релятивны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, дабы обнять мир». Хорошо разработанный аппарат диалектических понятий - показатель зрелости философской мысли, миропонимания.

Категории диалектики формируются на определенных ступенях исторического развития общества. Постепенно знание человечества об универсальных связях бытия углубляется, обогащается, приводится в систему. Так обстояло дело, например, с познанием связей качественных и количественных характеристик предметов. Начиная с наивных догадок, оно со временем достигло зрелого выражения. Были разработаны специальные философские понятия (качество, количество, мера, скачок) и с их помощью сформулирован соответствующий закон.

По мере развития материальной и духовной культуры человеческое мышление обогащается новыми категориями. Знания о категориальных отношениях, результаты осмысления действующих в мире универсальных связей вызревают, кристаллизуются, шлифуются, хранятся в языке. Языки различных народов - носители человеческой интеллектуальности. Их основу составляет категориальный «каркас» - система категорий, отражающая схему универсальных связей бытия и выступающая как своего рода «грамматика» миропонимания.

Такие понятийные схемы формируются и действуют в мышлении различных эпох. Философская же мысль делает их, как уже говорилось, предметом специального внимания. Философский анализ выявляет (эксплицирует) категориальные схемы из реальных структур мышления (текстов и т. д.), осмысливает взаимосвязи категорий, дает им более четкое выражение. В результате категориальный аппарат из стихийно работающего превращается в продуманный, осознанный. Это придает диалектическому мышлению как явлению культуры огромную силу, делает возможным познание, освоение, сознательное применение диалектики при решении разнообразных теоретических и практических задач.

В категориях диалектики тесно связаны объективное знание о соответствующей форме связи явлений (причинность, закон и другие) и форма мысли - познавательный прием, посредством которого постигается, осмысливается такая связь. И чем совершеннее понятийные средства, способы осмысления определенных связей, тем успешнее может в принципе осуществляться их реальное открытие, истолкование. Одно предполагает другое. Философы говорят в связи с этим о единстве онтологического (объективное знание бытия) и гносеологического (познавательные приемы) смысла категорий.

Среди бесконечного многообразия связей реального мира философское познание исторически выделяло различные типы всеобщих связей. «Единичное - общее», «многое - единое», «сходство - различие», «качество - количество», «простое - сложное», «часть - целое», «конечное - бесконечное», «форма - содержание» и другие понятия о такого рода связях могут быть объединены в группу категорий, выражающих «устройство», «организованность» бытия.

В истории познания прослеживается также другой категориальный ряд, выражающий универсальные связи детерминации: «явление - сущность», «причина - следствие», «случайность - необходимость», «возможность - действительность» и др. Первый подход к анализу универсальных связей можно условно назвать «горизонтальным», второй - «вертикальным». Смысловое разъяснение тех и других начнем с представляющих их категориальных пар «единичное - общее» и «явление - сущность».

Процесс развития предмета многомерен. Основные законы ди-алектики необходимым образом реализуются в нем, но при этом не исчерпывают собой всех существенных характеристик разви-тия. Поэтому помимо трех основных законов диалектика вклю-чает в себя и так называемые не основные законы, содержание которых выражается через взаимосвязь соответствующих катего-рий (от гр. kategoria - высказывание).

Категории представляют собой фундаментальные понятия той или иной науки, в которых выражаются наиболее существенные характеристики изучаемой ею области действительности, в том числе ее основные законы и принципы их постижения. Катего-рии тем самым представляют ее логический «каркас», вокруг которого группируются другие понятия, не обладающие статусом категорий.

В научном познании используются категории разной степени общности.

Это - частнонаучные категории, область примене-ния которых ограничена, как правило, предметом частной (спе-циальной) науки. Например, «молекула», «валентность» - в хи-мии, «обмен веществ», «наследственность» - в биологии, «пре-ступление», «наказание», «вина» — в уголовном праве и т.п.

Особое место занимают философские категории , обладаю-щие такими характеристиками, как всеобщность и универсаль-ность. На них опираются все науки, поскольку ни одна из них не может обойтись без категориального аппарата философии. Ис-пользуя его, частные науки проникают в сущность явлений, ус-танавливают законы их функционирования и развития. Фило-софские категории помогают частным наукам делать теоретичес-кие обобщения, определять перспективы исследования.

Категории философии разрабатывались на протяжении всей ее истории. Менялось их количество, пересматривалось и уточ-нялось содержание, предлагались разные системы. По-разному трактовалась сущность категорий. Но, несмотря на все разли-чия, они почти всегда интерпретировались как формы рацио-нального познания, с помощью которых создавалась общая кар-тина мира.

Тем самым философские категории выполняют свою онтологическую функцию. Наряду с ней философские катего-рии выполняют в научном познании и ряд других функций — гносеологическую, логическую и методологическую. Гносеологи-ческая функция философских категорий состоит прежде всего в том, что они выступают своеобразными узловыми пунктами на-учного познания, как бы ступеньками на пути к истине. Выпол-няя свою логическую функцию, категории философии, будучи понятиями, предстают как формы мыслительной деятельности. Методологическая функция реализуется в том, что философ-ские категории служат, наряду с общенаучными методами (ин-дукцией и дедукцией, анализом и синтезом, абстрагированием и идеализацией), важнейшими инструментами исследовательской деятельности ученого.


Сказанное в первую очередь относится к категориям диалектики, которые ориентируют исследователя на познание вещей и процессов действительности как взаимообус-ловленных, внутренне противоречивых и саморазвивающихся. Соответственно и отражающие их категории приобретают те же характеристики. Это проявляется, в частности, в том, что кате-гории диалектики выступают чаще всего как «парные» и взаи-мозависимые понятия, которые теряют смысл вне своей проти-воположности.

Анализ категорий общее и единичное.

Рассмотрение основных диалектических категорий начнем с понятий общего и единичного. Общее - философская категория, отражающая сходные, повторяющиеся черты и признаки, при-надлежащие ряду единичных предметов или всем предметам оп-ределенного класса.

Различают два типа общего:

а) эмпирически-общее, где во многом фиксируются однородные факты, объеди-ненные через чувственное содержание в них в нечто суммируемое (общее для всех металлов или технических систем, например);

б) универсально-общее как способ связи разнородных элементов в систему, как единство в многообразии целого (например, любой закон природы, общества или мышления). Таким образом, общее выражено как внешнее сходство или внутреннее единство много-образного.

Своеобразие предметов фиксируется категорией единичного.

Единичное - это философская категория, выражающая специ-фику именно данного предмета, его уникальность, отличие от других, в том числе подобных ему предметов.

Предметам и явлениям окружающего мира одновременно при-суще общее, и единичное. Всякое единичное есть одновременно и общее» поскольку любой предмет существует и проявляет себя лишь посредством взаимосвязей с другими. В то же время и общее не может существовать и реализовываться иначе, как в единичном и через единичное. Так, во всяком общественном ин-тересе, сближающем на своей основе множество людей, есть и общее, и единичное (хотя бы то, каким своеобразным образом преломляется этот общий интерес в сознании отдельного чело-века, личности).

Общее, таким образом, неразрывно связано с единичным, как со своей противоположностью. Их единство выражается как осо-бенное.

Особенное - философская категория, выражающая син-тез, диалектическое тождество общего (и даже всеобщего) и еди-ничного (отдельного и индивидуального), их взаимопереход, который всегда происходит в особенной форме, присущей только данным явлениям и никаким другим.

Необходимо также подчеркнуть методологическую роль, кото-рую играют категории единичного, особенного и общего в позна-вательном процессе. Они выступают как своеобразные ступеньки познания.

Исследование обычно начинается с изучения какого-либо еди-ничного явления. Ученый, познакомившись с его свойствами, на-чинает сравнивать его с другими явлениями, находя в них общее. В таком исследовании широко используются приемы сравнения, которые дают возможность впоследствии делать обобщения, про-водить аналогии. Формируются общие понятия, объединяющие множество предметов по каким-либо одинаковым свойствам.

Например, еще в глубокой древности люди знали, что огонь излучает тепло, и это понятие вначале связывалось только с про-цессами горения. В дальнейшем практика показала, что тепло могут излучать также и нагретые тела. Затем, с развитием науч-ных знаний, это положение приобрело еще более общий харак-тер: было доказано, что любое тело излучает определенное коли-чество тепла. Таким образом, было установлено всеобщее свой-ство тел - их способность излучать тепло. Процесс познания в этом случае идет от знания единичного к знанию общего, от ме-нее общего к более общему.

Но это только одна сторона процесса познания. Другой его стороной является движение от общего к единичному, дающее возможность проникнуть в конкретную внутреннюю природу объек-та, его сущность. Само по себе возникновение общего понятия еще не означает полного обнаружения сущности. Оно лишь фик-сирует общее, повторяющееся свойство всех предметов данного класса. Этого, конечно же, недостаточно. Так, сопоставляя, срав-нивая химические элементы, Д. И. Менделеев сначала нашел в них общее свойство - атомный вес, и расположил все элементы в порядке возрастания их атомного веса. Затем, исходя из этого общего свойства, Менделеев установил зависимость от него всех других свойств химических элементов. Когда он устанавливал зависимость свойств элементов от их атомного веса, процесс ис-следования шел от общего к единичному, т. е. к конкретной природе каждого элемента. Именно знание общего стало ключом к изучению единичного.

В научном познании, следовательно, надо учитывать и еди-ничное, и особенное, и общее. Всякое преувеличение одного из этих моментов приводит к серьезным ошибкам, как в теории, так и практической деятельности.

Анализ категорий целое и часть.

Содержание категорий целое и часть составляют знания об объекте и отдельных его сторонах как результат познания его свойств. Целое является исходным пунктом теоретического ана-лиза объекта потому, что оно представляет собой ту форму, по-средством которой объект изначально предстает перед исследова-телем. На следующем этапе познания встает задача расчленить целое на части, исследовать каждую из них в отдельности и, соединив части, воссоздать объект как сложное, но уже познан-ное целое. Это позволяет понять состав объекта, его, если можно так выразиться, компонентность.

Как логические категории «часть» и «целое» исследуются, начиная с Аристотеля. Всестороннему анализу они подвергаются в Новое время - в связи с развитием естествознания и разработ-кой аналитического метода. Однако в этот период целое чаще всего рассматривается как простая сумма частей. Такое механис-тическое понимание оказывается явно недостаточным, когда на-ука переходит к изучению все более сложных, в том числе орга-нических, систем.

На это обращает внимание Г. Гегель , который подвергает кри-тике механическое понимание этих категорий и, рассматривая часть и целое как противоположности, подчеркивает их нераз-рывную связь и взаимную обусловленность.

Целое не сводится к сумме его частей, оно включает и способ соединения этих частей, их взаимосвязи, взаимообусловленность и многое другое. Предмет не может быть представлен через сум-му составляющих его частей потому, что они возникают и суще-ствуют только во взаимосвязи, т. е. на основе определенного типа соединений. Только в этом случае они становятся частями. Вместе с тем целое - это целое, составленное из частей, а не целое, разделенное на части. Первичными являются части, а не целое.

Отношение частей и целого - это взаимодействие, благодаря которому целое обладает свойствами, отсутствующими у каждой из частей в отдельности. Взаимодействие частей приводит к по-явлению у целого новых, интегративных свойств.

В зависимости от характера взаимодействия частей выделяют различные типы целого. Наиболее простым является механичес-кое целое, характеризующееся сравнительно слабой зависимос-тью части от целого и более значительной зависимости целого от частей. Здесь каждая часть может функционировать вне целого (например, работа двигателя вне автомобиля).

Более сложным типом является неорганическое целое (напри-мер, химически сложные вещества). По сравнению с механичес-ким целым здесь зависимость частей от целого возрастает, зави-симость целого от части уменьшается.

Высшее, органическое целое (организм, биологический вид, общество) характеризуется внутренним взаимодействием частей и взаимодействием целого с внешней средой. Функционирование части вне целого здесь невозможно, а изменение части ведет к изменению других частей и всего целого. Так, в живом организме ни один его орган не может функционировать самостоятельно, в то же время существенное нарушение функционирования какого-либо органа ведет к изменению других органов и всего организма в целом. Подобная же зависимость характерна для общества, поэтому его исследование требует учета специфики взаимодей-ствия всех его частей.

Анализ категорий система и элемент, структура и функция.

Следует отметить, что объект может быть исследован не толь-ко как целое, состоящее из частей, но и как система, состоящая из элементов. Данный подход обусловлен широким распростра-нением в современном научном познании системных исследова-ний, системного метода, общей теории систем, что не в после-днюю очередь связано с возрастающей ролью изучения сложных, в том числе социальных, объектов.

Системный метод с его категориальным аппаратом сложился на основе аналитического метода и его категорий, поэтому кате-гории «элемент» и «система» сопоставимы с категориями «часть» и «целое». Система (от гр. «sygtema» - составленное из частей, целое, соединение) - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определен-ную целостность, единство. Элемент (от лат. «elementum» - стихия, первоначальное вещество) - понятие, означающее пер-вичные частицы, простейшие звенья системы, из комбинаций ко-торых она складывается, образовывается.

Вместе с тем отношение «элемент - система» включает категорию структуры, играющую в системном анализе важную роль. Структура (от лат. «structura» - строение, расположение, по-рядок) - совокупность устойчивых связей объекта, обеспечиваю-щих его целостность и тождественность самому себе, т. е. сохра-нение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. Для понятия структуры характерен особый тип от-ношений. Находясь в структурных связях, элементы системы выполняют определенную функцию, поэтому система может быть рассмотрена со стороны ее функций. Если структура выражает устойчивость системы, то функция - ее изменчивость. Благода-ря функционированию своих элементов система имеет постоян-ную тенденцию к перестройке структуры. Система, таким обра-зом, характеризуется и устойчивостью, и изменчивостью.

Типы систем многообразны. Существуют материальные и иде-альные, статичные и динамичные, закрытые и открытые системы.

Материальные системы делятся на простые, состоящие из от-носительно простых элементов, и сложные, которые обычно вклю-чают в себя подсистемы. Идеальные системы являются продук-том мыслительной деятельности человека. К ним относятся сис-темы философских категорий, формализованные знаковые систе-мы в логике и математике, научные теории.

Статические системы характеризуются относительной устой-чивостью, «стабильностью и равновесностью (например, Солнеч-ная система). Динамическим системам свойственны структурные изменения. Это, например, живой организм, современное обще-ство и др. системы.

Различия между закрытой и открытой системами определяют-ся их отношениями с внешней средой. Все статичные системы относятся к закрытым системам, как бы изолированным от внеш-ней среды, хотя в самих системах могут происходить динамич-ные процессы. Открытые системы характеризуются постоянным обменом с внешней средой (веществом, энергией, информацией), а также самоорганизацией. К ним относятся динамичные систе-мы. Различают также системы самоорганизующиеся и не самоор-ганизующиеся, управляемые и неуправляемые и др. Это во мно-гом зависит от того, насколько элементы в системе внутренне и внешне упорядочены.

Анализ категорий содержание и форма.

Представления об упорядоченности бытия дают понятия фор-мы и содержания. Содержание - внутреннее состояние объекта, совокупность всех его элементов, связей. Форма - структу-ра внутреннего и внешнего существования этого единства, его устойчивое проявление во взаимодействии со средой. Форма - это способ упорядочения содержания: всякое содержание - офор-млено. При этом именно содержание предмета, в конечном сче-те, определяет его форму, в этом смысле оно первично.

В то же время форма обладает относительной самостоятельностью по от-ношению к содержанию. Эта самостоятельность проявляется прежде всего в том, что форма обладает большей устойчивос-тью, чем содержание: изменение содержания не ведет автомати-чески и сразу к изменению формы. Более того, одна и та же форма может служить разному содержанию. В этом диалекти-ческий характер их взаимосвязи. Попытки оторвать форму от содержания, придать ей самодовлеющую роль приводят к фор-мализму.

Форма и содержание должны соответствовать друг другу. Раз-решение противоречий содержания и формы завершается скач-ком и образованием новой формы, дающей простор для развития содержания; в свою очередь форма начинает активно влиять на содержание и перестраивать его. В этой диалектике смены формы и содержания реализуется процесс поступательного развития. Оптимальность развития достигается только при взаимном соот-ветствии содержания и формы (структуры).

Как отмечалось выше, благодаря структуре элементы в систе-ме (и чем она сложнее, тем в большей степени) находятся в необ-ходимой взаимосвязи. В связи с этим несомненный интерес представляет анализ категорий необходимости и случайности.

Анализ категорий необходимость и случайногсть.

Необходимость - это такое явление или событие, которое обязательно наступает или происходит при наличии определен-ных условий. Случайность же может проявить себя в той или иной форме, а может и не проявить вообще, являясь несуще-ственной и внешней для исследуемого процесса. Необходимость порождается прежде всего внутренней природой развивающегося явления, а случайность - внешними воздействиями, условиями и обстоятельствами. Необходимость определяет главное направ-ление в развитии предмета, случайность же выражает отклоне-ния от данного направления. Особенно важно подчеркнуть, что как необходимость, так и случайность имеют объективное содер-жание.

Что в природе и обществе имеются как случайные, так и необ-ходимые отношения, мыслители понимали уже давно. Но они не могли правильно объяснить отношение случайности и необходи-мости, противопоставляли их друг другу.

Одни философы признавали только необходимость и отрицали случайность в природе и обществе. Наиболее ярко этот взгляд проявился у древнегреческого философа Демокрита и у француз-ского философа XVIII в. П. Гольбаха . Такая позиция ведет, в конечном счете, к фатализму, т. е. к убеждению, что все в мире заранее предопределено. Признание фатальной предопределенно-сти в истории приводит к выводу, будто люди вообще не могут повлиять на ход событий, и вынуждены лишь пассивно ожидать их результата.

Другое, противоположное направление признает только слу-чайные связи и отношения и отрицает необходимые.

Такая точка зрения, свойственная зачастую представителям субъективного идеализма, приводит к тому, что действительность предстает как случайное нагромождение отдельных событий, яв-лений, фактов и т.д. Согласно этой точке зрения, случайно начи-наются войны и революции и так же случайно прекращаются, случайно возникают общественные теории, случайны поступки правителей, полководцев и т.п. Такое преувеличение роли слу-чайности в истории приводит к отрицанию необходимых законо-мерных связей и возможности научного предвидения.

Необходимость и случайность взаимосвязаны. Они существуют как тенденции изменений и развития предмета одновременно в том смысле, что о каждом реальном предмете можно сказать, что его существование всегда необходимо и случайно. Необходимость ни-когда не выступает в чистом виде. Она выражает лишь общую тенденцию развития, которая принимает всегда случайную по от-ношению к своей общей направленности форму. Случайность есть форма проявления и дополнение необходимости, а необходимость прокладывает себе дорогу через массу случайностей.

Кроме того, диалектическая взаимосвязь необходимости и слу-чайности проявляется в возможности их перехода друг в друга. Так, живые организмы под воздействием изменений окружающей среды приобретают новые свойства, которые, накапливаясь, по-степенно приводят к изменению их генетического аппарата и, соответственно, наследственности.

Исключительно важно также уяснение методологической роли категорий необходимости и случайности в научном познании. Задача науки заключается в том, чтобы изучить необходимые закономерные связи реальной действительности, чтобы иметь воз-можность сознательно воздействовать на нее. Но трудность здесь как раз в том и состоит, что необходимость не проявляется в чистом виде, что необходимые связи, как правило, проявляются как случайные.

Цель науки в том и состоит, чтобы обнаружить эту истори-ческую необходимость и закономерность. Наука не может огра-ничиваться фиксированием и изучением случайных явлений, по-скольку в таком случае от ученого ускользают те важнейшие стороны и свойства объекта, в которых наиболее полно и отра-жается его истинная природа. Важно отметить также, что ис-следовательский процесс познания должен идти не только от случайности к необходимости, но и от необходимости к случай-ности. В этом и состоит диалектика процесса познания. Так, например, до открытия Менделеева в химии в основном господ-ствовала случайность. Химические элементы рассматривались не связанными друг с другом. Открытие их тоже происходило случайно, и ученые не могли более или менее точно предсказать их свойства. Менделеев же на основе открытого им закона пред-сказал свойства элементов, открытых впоследствии, по их месту в периодической системе.

Однако обнаружение необходимости в конкретных областях реального мира — это только одна из задач познания, науки. Другой является объяснение того, почему данная необходимость проявляется именно через эти, а не другие случайности, как и в чем те или иные случайности дополняют необходимость. Решить эту задачу помогает глубокое уяснение сути других категорий диалектики, в частности, категорий сущности и явления, причи-ны и следствия.

Статистические и динамические законы

С категориями «необходимость» и «случайность» непосредственным образом связано понимание динамических и статистических законов. Статистические (вероятностные) законы - это законы, выражающие некоторую тенденцию, сложившуюся в совокупности явлений во взаимодействии множества случайных факторов. Они позволяют с высокой точностью делать прогностические выводы о поведении больших совокупностей объектов, но не достигают такой точности при прогнозе поведения отдельных ее элементов.

Статистические законы широко используются в изучении пове-дения квантово-механических объектов, биологических популяций, различных социальных групп и социальных явлений. К ним отно-сят, например, законы демографии, законы экономической статис-тики и др.

Динамические законыхарактеризуют поведение отдельного объекта или системы, включающей небольшое число элементов, и раскрывают необходимую связь между состояниями этого объекта или системы. Они дают возможность вполне определенно предсказать бу-дущее состояние объекта, если известно его настоящее состояние.

К динамическим законам относятся законы, выражающие при-чинно-следственные связи, функциональные отношения и т.п. Та-ковы, например, законы классической механики и открытый в хи-мии закон сохранения вещества. Динамические законы проявляют себя во всех областях действительности, на всех уровнях органи-зации материи.

Противопоставление динамических и статистичес-ких законов друг другу неправомерно. Современные научные данные (квантовая физика , биология, синергетика , социология и др.) показывают, что границы между детерминизмом и индетерминизмом не абсолютны, что эти прин-ципы тесно связаны между собой и характеризуют различные ас-пекты одних и тех же материальных взаимодействий. Выбор каж-дого из них в конкретных исследованиях во многом зависит от специфики изучаемых явлений.

В своей практической деятельности человек использует как необходимые, так и случайные связи. В одних ситуациях он стремит-ся к исключению случайностей, например, в ситуациях управле-ния такими сложными объектами, как атомные электростанции; в системах слежения за полетом самолетов, ракет или спутников, в системах жизнеобеспечения государства и т.п. В других ситуаци-ях он пытается расширить имеющееся пространство возможностей, чтобы обеспечить большую свободу выбора тому, кто будет прини-мать решение.

Анализ категорий сущность и явление.

Сущность - система необходимых и устойчивых, прежде всего внутренних, и потому скрытых от непосредственного наблюдения сторон предмета, взятых в их естественной взаимосвязи; то, без чего данный предмет не может быть самим собой. Явление - это совокупность внешних, часто случайных, а потому изменчивых его сторон; способ обнаружения сущности через свойства и связи, доступные чувствам.

Сущность и явление, таким образом, тесно связаны друг с дру-гом, хотя непосредственно и не совпадают. Хотя сущность и обна-руживается через явление, но не раскрывается при этом полнос-тью. Если бы явление и сущность полностью совпадали, то можно было бы в познании ограничиваться восприятием внешних сторон предметов. При этом отпала бы всякая необходимость в науке. Осо-бенно резкое несовпадение между сущностью и явлением обнаружи-вается в «кажимости», т. е. видимости, когда органы чувств могут давать картину предмета даже противоречащую его сущности.

Такое несовпадение явлений с сущностью может приводить к метафизическому их отрыву друг от друга, что служит основани-ем для агностических выводов. Примером может служить гносео-логическая концепция И. Канта.

Следует, однако, подчеркнуть, что даже в видимости есть мо-мент истины, того, что выражает сущность. Поэтому раскрытие сущности невозможно без изучения ее внешних проявлений.

Сущность, несомненно, глубже и основательнее, чем явление. С другой стороны, явления богаче сущности, поскольку они бо-лее разнообразны, охватывают большее число сторон предмета, в то время как сущность выражает лишь наиболее важное, устой-чивое и необходимое в нем.

Необходимо также указать на первичность сущности, ее опре-деляющую роль по отношению к явлениям, поэтому при изуче-нии всякого объекта нужно стремиться к обнаружению его сущ-ности. Только тогда можно уяснить место и значение объекта в ряду других вещей и процессов, идет ли речь о природе, обще-стве или человеке с его сознанием.

Категории сущности и явления играют важнейшую роль в по-знании. Простейший вид познавательной деятельности - это вос-приятие внешних сторон предмета при помощи органов чувств. Через эту форму познания человек как раз и знакомится с явле-ниями, не углубляясь в их сущность.

Категории явления и сущности играют огромную роль в науч-ном познании. Всякое исследование начинается знакомством с явлениями и идет выше, к познанию сущности. Однако, посколь-ку в явлениях отражаются какие-то стороны сущности, нельзя пренебрегать их изучением, описанием, систематизацией.

Если же ограничиться только этим, то можно впасть в другую крайность - в поверхностность, фактологию, плоский эмпиризм.

Вот пример из истории науки. Химики XVII-ХVII вв. считали, что во всех горючих веществах содержится огненная материя (флогистон), которая и отделяется от них при горении. Напри-мер, металл при горении, согласно этой теории, теряет флогис-тон. Окислы, которые при этом получаются, химики считали простыми телами, а металлы - сложными. Они, таким образом, принимали образование окислов за разложение металлов. В дей-ствительности же в этом процессе происходит не разложение ме-талла, а, наоборот, соединение его с кислородом. В этом сущ-ность данного процесса, скрытого от простого наблюдения. Сле-довательно, чисто внешняя сторона процесса (его явление) была ошибочно принята за его сущность.

Прин-цип детерминизма

Познание сущности предмета с необходимостью предполагает уяснение причин, его порождающих и изменяющих, а также тех условий и обстоятельств, в которых это происходит. Это осуще-ствляется в диалектике через последовательное проведение прин-ципа детерминизма (от лат. «determinate» - определять), в основе которого лежит признание всеобщей обусловленности при-родных, общественных и психических явлений. Согласно этому принципу все реальные процессы детермини-рованы, т. е. развиваются в результате действия определенных причин.

Отрицание причинной обусловленности явлений состав-ляет основное содержание концепции индетерминизма , согласно которой невозможно рационально объяснить связи между явле-ниями и, соответственно, дать прогноз будущего, разумно ориен-тироваться в окружающем мире.

Анализ категорий причина и следствие.

Причина - это взаимодействие между предметами, их сторонами и элемента-ми, вызывающее определенное изменение в них. Следствие - результат такого взаимодействия, в котором фиксируются ука-занные изменения. Причина, таким образом, первична по отно-шению к следствию.

Однако следует учитывать, что, во-первых, причи-на означает в философии генетическое отношение (первичное - определяющее, вторичное - определяемое). Во-вторых, временная последовательность далеко не всегда является показателем причинности (например, следование ночи за днем не означает, что день - причина ночи). В-третьих, лю-бой предмет или взаимодействие становятся причиной только тог-да, когда возникают его следствия.

Долгое время в науке и философии господствовал так называ-емый лапласовский детерминизм (по имени французского ученого XVIII в. Лапласа, четко сформулировавшего идеи механистичес-кой причинности). Он базировался на понимании причинной связи как однозначной (т. е. необходимой) и постоянной. Для механис-тического детерминизма характерно жесткое, исключающее слу-чайность, понимание причинных связей, не принимающее во вни-мание вероятностные формы детерминизма.

Развитие познания выявило ограниченность данной концеп-ции. Динамическая концепция причинности, на которой основы-валась классическая философия и наука, была дополнена вероят-ностной, в соответствии с которой причинно-следственная связь, во-первых, реализуется не во всех типичных для нее случаях, во-вторых, не всегда приводит к одному и тому же результату.

Ина-че говоря, причинность часто носит вероятностный , статистичес-кий характер, т.е. имеет в качестве своего основания не только необходимые, но и случайные отношения. Именно поэтому про-цесс развития всегда приводит к порождению нового и является необратимым.

Переход к статистическому детерминизму не означает, одна-ко, произвольного характера переходов и отсутствия детермина-ции. Он только указывает на неоднозначность соответствия меж-ду причинами и следствиями. Эта неоднозначность проявляется, во-первых, в том, что предмет, как правило, выступает следствием действия целого ряда причин - внутренних и внешних, ос-новных и не основных. Во-вторых, следствие никогда не остается безразлично к своей причине, а по-своему влияет на нее, а зна-чит, причина и следствие как бы меняются местами. Наконец, в-третьих, то, что было следствием, в свою очередь становится причиной дальнейших изменений (следствий), и развитие, благо-даря этому, предстает как бесконечная цепь причинно-следствен-ных связей.

Собственно, причину следует отличать от условий, в которых она действует. Условия - это устойчивая сторона причинной обусловленности, в которой укоренена та или иная конкретная причина. Различие между непосредственной причиной и услови-ями относительно, а не абсолютно. Но разграничивать их все же необходимо.

Причину не следует смешивать так же и с поводом. Повод - это своеобразный катализатор, своеобразный толчок, запускающий движение ранее сложившегося причинно-следствен-ного обусловливания.

Категории причины и следствия имеют первостепенное значе-ние для процесса познания. Любая научная теория, независимо от того, что она изучает, обязательно предполагает выяснение причин исследуемого объекта. Знание причин способствует его предсказанию, а во многих случаях позволяет активно воздей-ствовать на ход того или иного процесса. В познании мы идем, как правило, от следствия к причине. И диалектическое их по-нимание делает эти категории необходимыми звеньями, ступень-ками научного познания действительности.

Анализ категорий действительности и воз-можности.

Возможность - это то, чего еще нет, но оно может появиться в силу объективной тенденции развития данного пред-мета. Действительность есть ставшая, осуществившаяся воз-можность.

Возможность и действительность - две последовательные ступе-ни развития явлений, их движения от причины к следствию, два этапа формирования причинных отношений в природе, обществе и мышлении. Такое понимание связи возможного и действитель-ного отражает объективную неразрывность процесса развития любого явления.

Возможность и действительность выступают как диалектичес-кие противоположности, которые подвижны. В процессе разви-тия они могут меняться местами. Это значит, что не только воз-можность при определенных условиях превращается в действи-тельность, но и действительность в свою очередь предстает как возможность новых изменений, дальнейшего развития.

В каждом конкретном процессе превращения возможности в действительность реализуются, как правило, и необходимые, и случайные причинно-следственные связи. Отсюда вытекает, что действительность воплощает в себе разнородные возможности и содержит множество не только необходимо, но и случайно сложив-шихся свойств.

С точки зрения вероятности превращения в действительность различают возможности: абстрактные (их еще называют формаль-ными), общим признаком которых является отсутствие в дей-ствительности достаточных для их реализации условий и факто-ров, и конкретные (реальные), для осуществления которых та-кие условия имеются. Всякая возможность начинает проявлять-ся в виде абстрактной, а осуществиться способна, лишь став кон-кретной .

При этом надо отметить, что в реальном процессе развития всегда существует не одна, а целый ряд конкретных возможнос-тей, из которых превращается в действительность только одна, предпосылки и условия для которой вызрели в наибольшей сте-пени.

Это в первую очередь относится к социальным возможнос-тям, где такими предпосылками и условиями выступают личные и общественные интересы людей, а способом реализации возмож-ностей выступает их сознательная деятельность, т. е. субъектив-ные факторы.

Любая наука, какую бы область материальной действительности она ни изучала, представляет собой не только систему законов, но и определенных категорий, то есть наиболее общих понятий, которые вырабатываются в ходе развития каждой науки и являются ее фундаментом, основой. В механике, например, такими категориями являются понятия массы, энергии, силы; в политической экономии - товара, стоимости денег и т. д. Обобщая достижения науки и практической деятельности людей, философия выработала свою систему категорий.

Философские категории - это такие понятия, которые отражают общие черты и связи, стороны и свойства действительности. Это, прежде всего категории материи и сознания, а также движения, пространства и времени. Такие категории, как противоречие, количество, качество, скачок, отрицание, отдельное и общее, содержание и форма, сущность и явление, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность. Изучение этих категорий существенно дополняет наши представления о всеобщем развитии и связях материального мира, об основных законах диалектики.

Законы и категории диалектики взаимосвязаны. Изучая основные законы диалектики, мы видим, что они представляют в сущности отношение, связь категорий. Например, закон перехода количественных изменений в качественные выражает определенную связь категорий количества и качества. Поэтому без знания категорий невозможно уяснить и законы. С другой стороны, знание законов позволяет понять сущность категорий диалектики. Так, закон единства и борьбы противоположностей дает возможность раскрыть действительный смысл таких противоположных категорий, как содержание и форма, необходимость и случайность, возможность и действительность и т. д. Категории диалектики являются итогом, обобщением многовекового опыта людей, их трудовой деятельности и познания.

Соприкасаясь в процессе практической деятельности с предметами и явлениями мира, познавая их, человек выделял в них существенное общее, а результаты выделения фиксировал в категориях, понятиях. Категории причины и следствия, содержания и формы и другие формировались в сознании по мере того, как человек миллиарды раз практически сталкивался с объективно существующими причинами и следствиями, содержанием и формой конкретных материальных тел и другими важнейшими сторонами действительности. Таким образом, категории представляют результат практической и познавательной деятельности человека, являются ступеньками познания человеком окружающего мира.

Являясь итогом практики и познания, категории материалистической диалектики имеют огромное значение для практической и познавательной деятельности. Будучи ступеньками в познании, они помогают людям разобраться в сложной сети явлений природы и общества, раскрыть взаимную связь и зависимость вещей, определенный порядок, закономерность их развития и в соответствии с этим успешно действовать на практике.

Диалектика, раскрывая сущность категорий, источники их возникновения, прежде всего, подчеркивает их объективный характер. Источником категорий являются вне человека существующие предметы и явления, наиболее общие, существенные черты которых они и отражают. Так, категории причины и следствия отражают такую объективно существующую связь предметов и процессов, при которой одни из них вызывают к жизни другие предметы и процессы, а эти другие являются их порождением. Одной важнейшей чертой категорий с точки зрения марксистской диалектики является их взаимосвязь, изменчивость, подвижность. Эти черты категорий отражают единство самого материального мира, всеобщую связь и взаимодействие его предметов и явлений. Связь категорий настолько тесна, что при некоторых условиях они могут переходить, превращаться друг в друга: причина становится следствием, а следствие - причиной, необходимость становится случайностью, а случайность - необходимостью. Но категории не только взаимосвязаны, но и изменчивы, подвижны. Отражая постоянно развивающийся материальный мир, они и сами изменяются. Метафизики извращают диалектическую природу категорий. Они обычно отрывают категории друг от друга, игнорируют роль одних категорий и абсолютизируют значение других. А это приводит к искажению действительности, к реакционным политическим выводам. Только с позиций диалектического материализма можно понять подлинную природу категорий, использовать их как орудие научного познания и практической деятельности. В дальнейшем при рассмотрении отдельных категорий мы попытаемся показать их научное и практическое значение.

При изучении материального мира человеку прежде всего бросается в глаза бесчисленное множество отдельных, единичных предметов и явлений. Затем, сравнивая, сопоставляя их, человек выделяет в них общие, сходные черты и связи. Рассмотрим категорию единичное и общее. Всякий предмет обладает рядом особых, только ему присущих черт. Возьмем, к примеру, рябину, который растет возле нашего дома. Ему присущи свои размеры, определенное количество ветвей и их расположение, особая конфигурация корней и некоторые другие признаки. Свои особые, неповторимые черты, способности и привычки, интересы и склонности, походку и манеру говорить имеет данный конкретный человек. Они - то и выделяют этого человека из сотен миллионов других людей, населяющих нашу планету. Данная конкретная рябина, этот человек, индивидуальный предмет или явление материального мира и есть единичное, или отдельное. Однако любое отдельное, единичное не существует само по себе, вне связи с другими предметами и явлениями. Тот же самый человек живет на Земле, где множество других людей. Будучи связан с этими людьми тысячами самых разнообразных нитей, он имеет с ними много общего. Данный человек имеет ту или иную профессию, а это значит, что он обладает некоторыми чертами, присущими всем людям данной специальности. Человек принадлежит к определенному классу, нации, а потому ему присущи известные национальные и классовые особенности. Что касается анатомо-физиологического строения, а также способности чувствовать и мыслить, трудиться и говорить, то эти черты присущи всем людям.

Точно так же и каждый предмет, кроме индивидуальных, только ему присущих признаков, имеет и признаки, общие с другими предметами. Общее и составляет то, что присуще множеству единичных, отдельных предметов. Если индивидуальные черты отличают данный предмет от других, то общее как бы сближает его с этими другими предметами, связывает их друг с другом, обусловливает их принадлежность к определенному виду, классу однородных предметов. Диалектический материализм считает, что всякое отдельное есть, так или иначе общее. Единичное и общее не только взаимосвязаны, но и постоянно изменяются. Граница между ними подвижна. В процессе развития при известных условиях они превращаются друг в друга: отдельное становится общим и наоборот.

Содержание - это совокупность элементов и процессов, образующих данный предмет или явление. Форма - это структура, организация содержания, причем она не является чем - то внешним по отношению к содержанию, а внутренне ему присуща. «Элементарные» частицы и процессы, связанные с их движением, представляют содержание атома химического элемента. Организация этих частиц, порядок их размещения в атоме составляют его форму. Содержанием живого организма являются процессы обмена веществ, раздражимости, сокращаем ости и другие, а также органы, ткани, клетки, в которых эти процессы протекают. Порядок протекания жизненных процессов в организме, структура его органов и тканей представляют форму живого организма. Содержание и форма присущи и всем общественным явлениям. Так, производительные силы (прежде всего орудия производства и люди, управляющие этими орудиями) составляют содержание исторически определенного способа производства. Производственные отношения (взаимная связь людей в процессе производства, основанная на их отношении к этим орудиям) составляют его форму.

Диалектический материализм исходит из единства содержания и формы, их неотделимости друг от друга. Как форма, так и содержание внутренне присущи данному предмету и поэтому не могут быть отделены друг от друга. Нет содержания вообще, есть только оформленное, то есть имеющее определенную форму, содержание. Точно так же нет и чистой, бессодержательной формы. Форма всегда содержательна, она предполагает наличие определенного содержания, структуру, организацию которого представляет. Выяснив, что каждый предмет представляет собой неразрывное единство содержания и формы, рассмотрим теперь, как взаимосвязаны содержание и форма, каково их взаимодействие в процессе развития предметов.

Содержание отличается большой активностью. В силу присущих ему противоречий оно постоянно развивается, движется, а затем в зависимости от изменения содержания изменяется и форма. Содержание определяет форму. Например, стремясь получить возможно больше материальных благ, люди постоянно совершенствуют орудия производства, повышают свою квалификацию. А это неизбежно приводит и к изменению формы общественного производства - производственных отношений. Хотя форма и порождается содержанием, она не остается пассивной по отношению к нему. Она активно воздействует на содержание, способствует или тормозит его развитие. Новая, соответствующая своему содержанию, форма способствует его развитию, движению вперед. Старая же форма, не соответствующая своему содержанию, тормозит его развитие. Если мы вернемся в этой связи к вопросу о развитии общественного производства, то убедимся, что его форма - производственные отношения - не только зависит от содержания, но и сама играет, активную роль в его развитии. Анализируя взаимодействие формы и содержания, следует иметь в виду и то, что в зависимости от условий одно и то же содержание может развиваться в различных формах.

2.2 Сущность и явления

Понятие сущности родственно понятию содержание. Если содержание представляет совокупность всех элементов и процессов, образующих данный предмет, то сущность - это главная, внутренняя, относительно устойчивая сторона предмета (или совокупность его сторон и отношений). Сущность определяет природу предмета, из нее вытекают все его остальные стороны и признаки. Так, сущностью живого организма является присущий ему обмен веществ. Он лежит в основе всех жизненных отправлений, составляет внутреннюю природу всякого живого тела.

Как указывает Энгельс, из обмена веществ, представляющего существенную функцию белка, вытекают все прочие факторы жизни: раздражимость, сокращаемость, способность к росту, внутреннее движение. В общественных явлениях сущность также выражает внутреннюю, главную сторону процессов. Например, сущностью социалистического общества являлось господство социалистической собственности и плановый характер экономики, отсутствие эксплуатации, содружество и взаимопомощь между членами общества, наиболее полное обеспечение материальных и культурных потребностей членов общества посредством развития и совершенствования производства на основе высшей техники. А что же такое явление? Явление - это внешнее, непосредственное выражение сущности, форма ее проявления. Обмен веществ, как сущность всего живого, обнаруживается в самых разнообразных явлениях. Она проявляется почти в 500 тысячах видов растений и около 1,5 миллиона видов животных. Все они отличаются друг от друга по внешнему виду, степени развития, по-разному питаются, растут и размножаются. Например, сущность социализма выражалась в явлениях нашей повседневной советской действительности: в грандиозном строительстве новых заводов и фабрик, мощных электростанций, бурном техническом прогрессе, осуществляемом в самых различных отраслях народного хозяйства; невиданных темпах строительства жилых домов и учреждений культуры; сокращении рабочего дня трудящихся; снижении розничных цен на товары народного потребления и т. п.

Диалектический материализм, обобщая достижения науки, и практической деятельности, утверждает единство сущности и явления. Сущность и явление взаимосвязаны, неразрывны. Явление - это та же сущность, но взятая со стороны проявления ее в непосредственной действительности. Внешняя, поверхностная сторона действительности, отдельные свойства, моменты, стороны вещей и составляют явление. Сущность - это те же явления, те же многообразные моменты, стороны, но взятые в их наиболее устойчивом, глубоком, общем виде.

Сущность и явление не только едины, но и противоположны, они никогда не совпадают полностью. Противоположность их есть выражение внутренней противоречивости самих предметов действительности. Сущность не видна на поверхности, она скрыта, недоступна непосредственному наблюдению. Она может быть раскрыта только в процессе длительного всестороннего изучения предмета. Если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, писал Маркс, то всякая наука была бы излишня. Задача науки в том и состоит, чтобы за множеством явлений, внешних сторон, черт действительности отыскивать сущность - внутренние, глубинные процессы, лежащие в их основе.

2.3 Причина и следствие

В объективном мире мы наблюдаем постоянное взаимодействие явлений, в результате которого одни из них порождают, вызывают к жизни другие, а эти в свою очередь - третьи и т. д. Трение, например, вызывает теплоту, отсутствие осадков, засуха - неурожай и т. д. Взаимодействие явлений наблюдается и в общественных процессах. Так, могучее национально-освободительное движение угнетенных народов вызвало распад колониальной системы империализма. Явление или группа взаимодействующих явлений, предшествующая другому и вызывающая его, называется причиной. То же явление, которое вызывается действием причины, называется следствием. Причина всегда предшествует следствию, однако следование во времени не является достаточным признаком причины. День, например, следует за ночью, но ночь - не причина дня. Чередование дня и ночи вызывается суточным вращением Земли вокруг своей оси.

Причина зависимость между двумя явлениями имеет место лишь тогда, когда одно из них не только предшествует другому, но и с неизбежностью порождает другое.

2.4 Необходимость и случайность

Чтобы легче понять, что такое необходимость и случайность, ответим сначала на такой вопрос: все ли события в данных условиях обязательны, все ли они в этих условиях должны протекать именно так, а не иначе? То явление или событие, которое при наличии определенных условий обязательно наступает, называется необходимостью. С необходимостью день следует за ночью, одно время года сменяется другим. Необходимость вытекает из сущности, внутренней природы развивающегося явления. Она постоянна, устойчива для данного явления. В отличие от необходимости случайность не вытекает из природы данного предмета, она неустойчива, временна. Но случайность не беспричинна. Ее причина не в самом предмете, а вне его - во внешних условиях и обстоятельствах.

Необходимость и случайность диалектически взаимосвязаны. Одно и то же событие является и необходимым и случайным одновременно - необходимым в одном отношении и случайным в другом. Изолированно друг от друга, в чистом виде, необходимость и случайность не существуют. Необходимость выступает в том или ином процессе как главное направление, тенденция развития, но эта тенденция пробивает себе дорогу через массу случайностей. Случайность дополняет необходимость, представляет форму ее проявления. За массой случайностей всегда скрывается объективная необходимость, закономерность. Возьмем какой-либо газ, заключенный в сосуд. Молекулы этого газа находятся в постоянном беспорядочном движении, случайно сталкиваются друг с другом, а также со стенками сосуда. Несмотря на это, давление газа на все стенки одинаково, оно с необходимостью определяется физическими законами. Так за случайным движением молекул прокладывает себе путь необходимость, определяющая давление, а также температуру, плотность, теплоемкость и другие свойства газа. Случайность служит формой проявления необходимости и в общественном развитии. Действие закона стоимости находит свое проявление в случайных колебаниях цен на рынке, складывающихся под влиянием спроса и предложения.

2.5 Возможность и действительность

Новое, развивающееся необходимо, но оно возникает не сразу. Сначала создаются лишь определенные предпосылки, факторы для его возникновения, затем эти предпосылки зреют, развиваются, и в силу действия объективных законов вырастает новый предмет и явление. Эти предпосылки для возникновения нового, имеющиеся в существующем, и получили название возможности. Так, всякий зародыш обладает возможностью развития, превращения во взрослый организм. Взрослый же организм, развившийся из зародыша, - это уже действительность. Действительность представляет осуществленную, реализованную возможность. Возможности вытекают из объективных закономерностей, порождаются ими. Так, закон единства организма и окружающей среды создает возможность посредством изменения внешним условий целенаправленно воздействовать на организм, создавать новые виды растений и животных. Поскольку предметы и явления мира противоречивы, противоречивы и возможности.

Следует различать прогрессивные (положительные) и реакционные (отрицательные) возможности. Как и все в мире, возможности развиваются, движутся: одни из них растут, расширяются, другие сокращаются, свертываются.

Категория диалектики - наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. Категории диалектики отражают всеобщие и существенные связи, стороны объективной реальности. Категории есть продукты познавательной и практической деятельности человечества. К основным категориям диалектики относятся:
единичное, особенное, всеобщее;
причина и следствие;
необходимость и случайность.
возможность и действительность;
сущность и явление;
структура, форма и содержание.

  • Категория «отдельное» фиксирует отдельно существующие объекты, предметы, явления.
  • Категория «единичное» фиксирует неповторимые свойства конкретного предмета, явления.
  • Категория «общее» фиксирует наличие во множестве отдельных предметов неких сходных, общих свойств.
  • Категория «особенное» выполняет различающую функцию по отношению к разным классам предметов: сравнивая разные классы объектов, человек замечает, что общее для одного класса не является таковым для другого класса.
  • Категория «всеобщее» - это общее, присущее всем без исключения классам объектов.
  • Категории «причина» и «следствие» отражают всеобщую обусловленность явлений. Причина - это то, что вызывает, порождает другое явление (следствие), предшествуя ему. Важно различать причину и условия: хотя условия и влияют на следствие, но они в отличие от причины не порождают следствия. Следствие является причиной другого явления, в результате чего образуются сложные причинно-следственные цепи. Одна и та же причина может привести к разным следствиям, и наоборот, одно и то же следствие может быть вызвано разными причинами (например, огонь может быть следствием удара молнии, трения спички, замыкания электропроводки).
  • Категория «необходимость» фиксирует, что необходимым называется то, что причину своего существования имеет в себе и обусловливается внутренней природой материального образования.
  • Категория «случайность» отражает, что случайным является то, что причину своего существования имеет в другом явлении, в стечении внешних обстоятельств. Зарождающаяся необходимость может вначале выражаться в форме случайных проявлений, прокладывать себе дорогу через массу случайностей как закономерность, как тенденция, так как процессы в природе имеют вероятностный характер. Случайность является формой проявления и дополнения необходимости. Случайность со временем может стать необходимостью, и наоборот, необходимость в процессе развития может стать случайностью.
  • Категории «возможность» и «действительность» характеризуют процесс развития. Возможность - это потенциально осуществимое, но еще не осуществленное (хотя во многом предвидимое человеком) бытие, которое реализуется при определенных условиях. Действительность - это реализованная возможность, реально существующее бытие.
  • Категория «структура» фиксирует способ организации процессов и взаимодействий, относительно устойчивую систему взаимосвязей компонентов какого-либо объекта, явления.
  • Категория «сущность» фиксирует совокупность внутренних и необходимых сторон и связей вещи, устойчивых, сохраняющихся законов ее функционирования.
  • Категория «явление» означает внешнее проявление сущности объекта в определенных внешних обстоятельствах, во взаимосвязях с окружающими условиями. Поэтому явление богаче сущности. Но сущность глубже явления. Явление и сущность взаимосвязаны, но не совпадают. Поэтому познание человека движется от явления к познанию сущности.

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью, универсальностью, поскольку они:
охватывают все сферы окружающей действительности;
раскрывают глубинные основы движения и развития - их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

Выделяются три базовых закона диалектики , описывающие развитие мира и процесс познания:
  • - закон перехода количественных изменений в качественные,
  • - закон единства и борьбы противоположности,
  • - закон отрицания отрицания.
  • 1) Закон перехода количественных изменений в качественные вскрывает всеобщий механизм развития: то каким образом оно происходит. Основные категории закона - качество, количество, мера, скачок. Сущность закона состоит в следующем. Постепенное накопление количественных изменений (степени и темпов развития предметов, числа его элементов, пространственных размеров, температура и др.) в определенный момент времени приводит к достижению меры (границы, в рамках которых данное качество остается самим собой, например, для воды - 0-100), происходит качественный скачок (переход от одного качественного состояния к другому, например, вода, достигая температуры 0 гр., превращается в лед), в результате возникает новое качество.
  • 2) Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник развития (противоречие). Все существующее состоит из противоположностей (добро и зло, свет и тьма, наследственность и изменчивость в живой природе, порядок и хаос и т.д.) Противоположности - это такие стороны, моменты, предметы, которые одновременно
  • а) неразрывно связаны (нет добра без зла, света без тьмы);
  • б) взаимоисключают друг друга;
  • в) их борьба - противоречивое взаимодействие дает импульс развитию (порядок рождается их хаоса, добро крепнет в преодолении зла и т.д.).

Развитие предстает как процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многообразных противоречий, среди которых определяющую роль играют внутренние противоречия данного предмета или процесса. Именно они и выступают в качестве решающего источника, движущей силы их развития.

  • 3) Закон отрицания отрицания выражает направленность развития и его форму. Его суть: новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается в старое и отрицается все более новым и т.д. Например, смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу), эволюция рода (дети «отрицают» родителей, но сами становятся родителями, и их уже «отрицают» их собственные дети, которые в свою очередь становятся родителями и т.д.).

Важнейшей категорией закона является «отрицание» - отказ развивающейся системой от старого качества. Однако, отрицание - это не просто его уничтожение, система должна сохранить собственное единство и преемственность. Поэтому в диалектике отрицание понимается как отказ предшествующей стадии развития (старого качества) с сохранением самых существенных и лучших моментов на новом этапе. Только так можно обеспечить преемственность системы. Как бы основательно не менялись со временем исторические типы экономики, политики и морали, их главные достижения не уходят в прошлое, но сохраняются в дальнейшем развитии системы, пусть и в существенно измененном виде.

Закон отрицания отрицания выражает поступательный, преемственный характер развития и имеет форму спирали, повторение на высшей стадии некоторых свойств низшей, «возврат якобы к старому», но уже на более высокой ступени развития.

1. Сущность и явление.

Явление можно определить как внешнюю, а сущность – как скрытую глубинную сторону действительности. Сущность следует характеризовать как важнейшее, основное, необходимое и характерное в действительности, скрытое под явлением, или, точнее, в явлении.

Категории явлений и сущности – весьма сложные понятия, включающие в себя стороны и моменты действительности, отображенные рядом других категорий. Сущность – прежде всего общее, а явление – целостная совокупность единичных. Для сущности характерна, прежде всего, необходимость, в явлении бросается в глаза случайность. Однако явление имеет также общие черты (например, внешнее сходство вещей), а сущности не сводятся к общему, они включают также особенное и единичное, индивидуальное, но – существенно особенное и индивидуальное. Сущность – это наиболее важное, основное, глубинное, определяющее в общем, особенном и единичном, явление – их непосредственное, внешнее выражение.

Явление несет в себе сущность и некоторое свое, специфическое содержание. Явление поэтому никогда полностью не совпадает с сущностью и искажает её. Искажая сущность, явление выступает как видимость. Однако это искажение относительно, т.к. в конечном счете, явление адекватно выражает сущность. Видимость, в конечном счете, оттеняет, подчеркивает истинную сущность вещей.

Познание и практическое освоение мира идет от явления к сущностям все более глубоких уровней или порядков. Познавая все более глубокие уровни сущности мира, человек познает и соответствующие им уровни собственной сущности, постигает смысл своего существования.

2. Причина и следствие.

Причина – то, что порождает другое,- следствие. Причина характеризуется двумя признаками: временным – причина всегда относительно предшествует следствию, содержательным – причина порождает следствие.

Механические действия являются причиной изменения механического состояния тел. Наследственная изменчивость и естественный отбор – основные причины биологической эволюции. Частный и общественный характер труда – причина частной и общественной собственности.

Индетерминизм отрицает существование объективных причин природных и социальных явлений. Нередко индетерминизм скрывает под собой не полное отрицание причинности, а отрицание объективной, материальной причинности, в качестве конечных причин принимаются сверхъестественные факторы – бог, дух и т.д.

Причина входит в состав условий. Условия – то все то, что делает возможным и необходимым появление определенного следствия. При этом причина определяет следствие, а другие условия играют необходимую, но второстепенную роль. Обусловливание – менее сильное действие, чем определение или причинение.


Существуют объективные и субъективные причины. Субъективные причины общественных событий связаны с человеческим сознанием – целями, стремлениями, намерениями, взглядами людей, групп, классов, общества в целом. Объективные причины – это факторы, не зависящие от сознания, как отдельных людей, так и общества в целом.

Порождение следствия причиной означает, что содержание, качество следствия определено содержанием, качеством причины. Наиболее сложный случай причинно-следственной связи – порождение высшей ступени низшей. Причинение в процессе развития заключается втом, что причина порождает нечто более сложное, чем она есть сама.

Причина – то, что порождает другое, - следствие. Рассмотрим пример: дефицит государственного бюджета и рост внутреннего долга (причина) вызывает инфляцию спроса (следствие). Как видно из примера причина характеризуется двумя признаками: временным – дефицит госбюджета и рост внутреннего долга всегда предшествует инфляции спроса; содержательным – следствие вызвано причиной.

3. Необходимость и случайность.

Необходимость – то, что должно быть, не может не быть. Случайность – то, что может быть, но может и не быть.

Необходимое – это общее, а случайное единичное. Вместе с тем категории необходимости и случайности обладают специфическим содержанием.

В истории философии выдвигались две крайние точки зрения. Абсолютизируя необходимость, многие материалисты и идеалисты прошлого полагали, что в мире все осуществляется с необходимостью, фатально, по воле божьей, либо в силу объективных законов. Случайность с этих позиций – явление, причина которого нам не известна. Фаталистическое понимание необходимости исключало признание какой-либо активной роли и свободы человека, последний превращался в пассивный элемент некой мировой машины, управляемой духовными или материальными силами.

С позиции противоположной крайней точке зрения, абсолютизировавшей случайность, мир превращался в хаос случайных событий, в котором человек также становился пассивным и случайным явлением. Человек случайного мира сам насквозь случаен.

Согласно материалистической диалектике случайность – форма проявления и дополнение необходимости, а необходимость существует только через случайность. Диалектика не уравнивает их, необходимость является доминирующей стороной мира, случайность не создает необходимость, а, напротив, необходимость проявляется в случайностях и определяет их.

В процессах развития случайное и необходимое своеобразно переходят друг в друга. Так, обмен товарами первоначально был случайным для общества. По мере развития общества обмен товарами становится необходимостью. Каждая новая необходимость рождается из старой необходимости при участии случайности, отклонений от старой необходимости, расшатывающих эту необходимость

4. Возможность и действительность.

Действительность – то, что существует, возможность – тенденция, заложенная в действительности.

Различают реальную, абстрактную и формальную возможность. Реальной выступает та возможность, для которой имеются основные условия превращения в действительность. Абстрактной называют возможность, для которой существуют лишь частичные предпосылки в действительности. Формальная возможность – крайне маловероятная возможность, когда не существует никакого запрета на возникновение какого-либо события, но оно практически оказывается все же невозможным.

Возможности заложены в действительности, производны от нее, подчинены действительному бытию. Бытиё имеет, поэтому сложную, многоуровневую структуру: оно содержит в себе собственно действительное, т.е. уже ставшее и определенное, и возможное, тенденции в будущее. В силу сложности и противоречивости действительность содержит множество возможностей, которые нередко исключают друг друга. Это определяет многообразие, многовариантность путей развития вещи. Многообразие не является неограниченным, оно обусловлено качественной определенностью вещи, закономерностями ее развития и всегда определенным образом канализировано.

Возможность не является чем-то только будущем и, следовательно, несуществующим, она представляет собой действительность, реальность в двух отношениях. Во-первых, возможность есть реально существующая тенденция развития, т.е. действительна. Во-вторых, возможность – это уже некоторая реальность, ее элемент или зачаток.

В процессе закономерного развития реализованная возможность превращается в новую, более сложную действительность, которая несет в себе более широкие возможности дальнейшего развития. Заложенная в действительности возможность представляет собой нечто более сложное, чем действительность. Потенциально действительность в этом смысле “сложнее самой себя”.

Категории действительности и возможности позволяют понять место и роль человека в бесконечном мире, смысл его существования. Успех человеческой деятельности определяется тем, насколько человек исходит из действительности и заложенных в ней реальных возможностей.

5. Форма и содержание

Содержание – это элементы, из которых состоит вещь, форма – это совокупность связей между ними, или, иначе, организация или структура вещи. Различие формы и содержания относительно. Материальный мир – это предметный мир, поэтому наиболее четкое различение формы и содержания осуществлено по отношению к вещам. Так, производственные отношения могут рассматриваться как элементы содержания, а политические отношения – как их организация или форма.

Диалектико-материалистическая концепция содержания и формы включает следующие важнейшие моменты. Содержание и форма находятся в единстве, определяющую роль в котором играет содержание. Определяемая содержанием, форма находится в соответствии с ним. При этом содержание может быть выражено в некотором многообразии форм. Многообразие форм всегда связано с многообразием содержания, постоянным в этом многообразии является не содержание, а наиболее общая сущность вещи.

Определяемая содержанием, форма обладает относительной самостоятельностью и активностью. Источником этой относительной самостоятельности является то, что связи между элементами зависят не только от природы элемента, вступающего в связь, но и от природы других элементов, от совокупной природы элементов содержания, благодаря чему форма приобретает некоторую независимость и активность.

В процессе развития содержание и форма находятся в сложном взаимодействии, в котором содержание играет определяющую роль. При этом форма никогда полностью не соответствует содержанию, она всегда в той или иной мере отстает от него, является более консервативной, чем содержание. Противоречие между формой и содержанием периодически разрешается путем приведения формы в большее соответствие содержанию, однако никогда не может быть преодолено полностью. В конечном счете, противоречие между формой и содержанием, по мере исчерпания возможностей развития, заложенных в наличном содержании и форме, приходит к резкому обострению, конфликту, который разрешается посредством скачка – сбрасывания старой формы и переделки содержания.

Примером может служить рынок и продавцы и покупатели, работающие на нем. Формой в этом примере будет рынок, как совокупность экономических связей. Содержание – это продавцы и покупатели, которые являются неотъемлемыми элементами рынка. Рынок – это связующее звено для его элементов. Как видно из примера форма, т.е. рынок, обладает относительной самостоятельностью и активностью. Источником этой относительной самостоятельности является то, что связь между продавцом и покупателем зависит также от совокупной природы других элементов рынка, благодаря чему рынок приобретает некоторую независимость и активность.

6. Общее, особенное и единичное.

Общее – то, что свойственно классу предметов, явлений, процессов, единичное - присущее элементу класса, а особенное – подклассу. Различение единичного, особенного и общего относительно. Предельно общее, относящееся к бесконечному миру в целом, называют всеобщим. Однако всеобщим нередко обозначают и предельно общее в рамках данной области действительности.

С позиции материалистической диалектики общее, особенное и единичное существуют одинаково реально, однако каждое из них обладает своим, специфическим способом существования. Реальный мир – это мир объективно существующих единичных вещей, несущих в себе общее, обладающих глубокой общностью. Общее существует не рядом с единичным, а лишь в единичном, через единичное.

Единичное имеет сложную структуру: оно включает в себя собственно единичное, или индивидуальное, присущее только данному единичному, и общее, присущее всему классу данных единичных.

Рассмотрим следующий пример. Общее – то, что свойственно классу предметов, явлений и процессов. Например, инструмент фондового рынка. Далее, единичное – присущее элементу класса. Акция, облигация, сертификат - единичные инструменты фондового рынка. Особенное – то, что присуще подклассу. Именная, на предъявителя – подклассы акций.

Поделиться