Какие уроки действительно понадобится в жизни. Нужны ли нам школьные знания

Просмотры: 21 041

Мы все когда-то ходили в школу. Вспомните, каким трогательным и волнительным было поступление в первый класс. Мы надевали школьную форму и с гордо поднятой головой несли букет своей первой учительнице.

Школа в нашем понимании была чем-то новым, неизведанным и безумно интересным. Приступив к обучению, мы прощались с детством и начинали нелегкий путь во взрослую жизнь. Мы были слишком малы, да и выбора другого не имели. Поэтому школьную жизнь представляли в ярких красках. Родители радовались не меньше нашего, ведь предполагалось, что школа заложит основной фундамент знаний, так необходимый в будущем. К тому же на ближайшие 9-11 лет дети пристроены. При этом мало кто задумывается, что современная система школьного образования не сохраняет у детей интерес к знаниям и не учит самостоятельности. Зато отлично формирует зависимость и безразличие. Так, отсидев свой срок за школьными партами, мы еще на пять лет идем в ВУЗы. Получив долгожданный диплом об образовании, выходим на свободу и с разочарованием осознаем, что большая часть наших знаний не применима в жизни. Оценки, бывшие когда-то смыслом жизни, кроме нас самих, никому не интересны. А ведь чтобы их заслужить, мы потратили целых пятнадцать лет. Постепенно с помощью проб и ошибок мы становимся мудрее, обретаем уверенность в себе и готовы преодолеть очередную порцию препятствий. При этом редко кто задумывается, что многих жизненных трудностей могло и не быть, если бы о них нам рассказывали в школе.

Чему нас учат в школе

Как часто взрослые люди пользуются знаниями, полученными в школе или университете? Да, изучали много разных предметов, писали контрольные, сдавали экзамены. Однако мало кто сможет доказать теорему, решить задачу по химии, назвать столицу Мадагаскара или свободно говорить на иностранном языке. А математика – это вообще отдельная тема. Для многих людей логарифмы и интегралы так и остались загадкой, словно древние письмена индейцев майя. Не менее печально обстоят дела и у нынешних школьников. Спросив любого ребенка, для чего он ходит в школу, мы вряд ли получим внятный ответ. Большинство детей честно признаются, что не знают или скажут: «Потому что все ходят». А на вопрос: «Чему вас там учат?», школьники стандартно отвечают: «Читать, писать, считать». При этом многие родители могут научить ребенка этому всего за несколько месяцев. Даже если это делает только школа, обучение не должно затягиваться на долгие годы.

По мнению большинства, изучение математики способствует развитию логического и абстрактного мышления. Поэтому данному предмету отдают огромное количество часов учебной программы. Безусловно, умножение, решение уравнений и задач заставляет мозг работать. Но разве только точные науки развивают гибкость ума? Чем не подходят рисование, музыка, литература? Художник мысленно представляет рисунок, просчитывает пропорции и расстояния, силу нажима кисти и насыщенность цвета. Музыкант, синхронизируя композицию с текстом, помнит ноты, аккорды, выдерживает необходимые паузы и одновременно регулирует силу нажима на инструмент. Поэт в своих стихах создает яркие образы, которые лишь намекают на отдельные качества реальных объектов. В своей деятельности эти люди не используют математических вычислений. Однако добиваются отличных результатов. В реальной жизни много ситуаций, которые требуют поиска решений и анализа, но не относятся к точным наукам.

Гало-эффект

У каждого из нас были «успевающие» и «отстающие» одноклассники. В большинстве случаев такое клеймо приклеивается еще в младших классах и от него очень трудно избавиться. Учителя полагают, если ребенок успешен в математике, то и остальные предметы ему легко даются. И наоборот, ученика, получившего пару раз плохую оценку, считают ленивым или не способным к обучению. Такое явление называется гало-эффект. Иными словами – ошибочное первое впечатление одного человека о другом или о какой-то ситуации. Например, люди неверно полагают, что талантливый певец сможет также хорошо руководить банком, а известный спортсмен станет отличным политиком. Или человеку, мечтающему водить автомобиль, рекомендуют научиться ездить на велосипеде. Вполне естественно, когда мы успешны в одном, но не разбираемся в другом. А если хотим чему-то научиться, то и нужно этому учиться, развивая свои способности. Петь, рисовать, свободно владеть иностранными языками. И школьная математика, якобы развивающая абстрактное мышление, в этом точно не поможет. Получается, что мы вынуждены считать логарифмы, лишь потому, что они прописаны в школьной программе. Каким образом эти математические вычисления пригодятся нам в повседневной жизни?

Зачем мы ходим в школу

Нам твердят, что школьные знания нужны при поступлении в университет. Тогда почему все старшеклассники посещают подготовительные курсы или занимаются с репетиторами? Да и окончив университет, мы не можем найти работу, потому что нет опыта. Или еще хуже — наша профессия за время обучения в ВУЗе перестала быть востребованной. Исключением являются люди, которые остаются в институте в качестве аспиранта или преподавателя. А как быть тем, кто хочет трудиться в офисе? Получается, что школа и университет не дают нам знаний, нужных для реальной жизни. Зато постоянно устраивают их проверку: контрольные, срезовые работы, зачеты, экзамены. Школа не стремится дать образование всем ученикам и проявляет дискриминацию, разделяя детей на «способных» и «тупых». Учеников превращают в послушных рабов, а детей, не желающих слушаться, делают неудачниками.

В системе образования самое главное – получить оценку за единственно правильный ответ, а не знания. При этом в современном мире просто нереально выжить, имея один вариант решения проблемы. Ученики настолько увлекаются гонкой за оценками, что уже после выпускного бала не могут ответить на элементарные вопросы из школьной программы. Многие заявляют, что школа учит нас учиться. Конечно, она дает определенные знания, учит думать, но никак не учиться. Школьная программа не способствует саморазвитию и самообразованию, то есть личностным качествам, позволяющим достичь успеха в жизни. Система образования уничтожает творческие способности каждого ребенка, делая школьников одинаковыми роботами. При этом школа – очень удобное учреждение для любого государства. Она контролирует детей, формирует инстинкт подчинения и позволяет навязать политику страны. В будущем такими людьми легко управлять. Многие государства даже издают свои учебники истории, в которых трактуют события в выгодном свете, учитывая мнение и интересы правящей элиты.

Система образования сформировалась несколько столетий назад. Со временем ее немного подкорректировали, но в целом оставили неизменной. Конечно, школа и университет являются важной частью жизни человека. Однако мы получаем знания актуальные, в лучшем случае, для прошлого века, но не для XXI столетия. Школа учит нас жить в несуществующем мире. Сегодня нам не нужны оценки. Нам необходимы ответы на вопросы о трудностях и обстоятельствах современной жизни. Теоретические знания, которыми забивают наши головы, не применимы на практике примерно в 80% случаев. В результате мы видим массу несчастных людей, которые не могут правильно организовать свою жизнь, потому что их этому не учили. При этом в обучении кардинально ничего не меняется. Да, строят новые школы, принимают на работу талантливых педагогов, уменьшают количество детей в классах, но это не приносит положительных результатов. Поскольку сама система образования остается неправильной. В итоге и ученики забиты этой системой и учителя, которым также регулярно устраивают проверку знаний и переаттестацию педагогического состава. Перед контрольными и экзаменами дети пребывают в стрессовом состоянии, так как боятся получить плохую оценку. Так зачем им этот стресс? Или попорченные нервы кому-то помогают в реальной жизни?

Какие знания нужно давать в школе

Нередко в СМИ появляется информация о том, что школьники или студенты не знают законов термодинамики, не могут решить уравнение с тремя неизвестными. При этом редко кто вспоминает бездарную систему образования, которая серьезно отстает от современной жизни. Мир меняется очень быстро, поэтому и знания должны соответствовать действительности. У каждого человека при рождении есть свой творческий потенциал, который школы и университеты расходуют впустую, уравнивая нас по интересам. Ведь для того, чтобы жить полноценной жизнью, совсем не обязательно помнить наизусть материал из школьной программы. Есть более важные вещи, которые действительно пригодятся в жизни. Насколько бы полезнее было ходить в школу, если бы там решались жизненные задачи.

Например, на математике можно посчитать реальную зарплату, которую получает человек. Поскольку некоторые ученики и даже студенты наивно полагают, что зарабатывая в месяц 500 долларов, за год можно скопить $6000. Если вычесть налог, расходы на транспорт и обед, то получится скопить в лучшем случае сумму равную месячному доходу. Нас не учат как считать сдачу в магазине, проценты. Отдельное внимание следует уделить управлению деньгами: как поменять валюту, условия банковских кредитов и . На обществознании нужно говорить о правах и обязанностях человека, об уплате налогов, о том, как получить юридическую помощь и разбираться в законах. Рассказать об оформлении документов и получении различных справок. На уроках литературы учить детей грамотно выражать свои мысли: как написать деловое письмо, заявление, как правильно общаться по телефону, вести переговоры, вступать в дискуссию. Можно организовать выпуск школьной газеты, где ученики смогут публиковать собственные статьи. На информатике говорить о бытовом применении цифровых технологий. Рассказать ученикам, что интернет – это не только соцсети и игрушки в режиме онлайн, но и отличная возможность для саморазвития: электронные энциклопедии, дистанционное обучение. К тому же информация в глобальной сети более актуальная, чем в школьных учебниках. На уроках труда также важно делать упор на реальные ситуации. Например, как перекрыть воду, если затопил соседей, подключить розетку, делать ремонт, стирать вещи, чтобы их не испортить. Предмет ОБЖ, по большому счету, намного важнее математики и физики, поскольку речь идет о жизни. Элементарные навыки выживания, оказания первой помощи и поведение в чрезвычайных ситуациях пригодятся каждому человеку.

Список навыков, которым не учат в школе, можно продолжать и дальше. С одной стороны – это мелочи жизни, а с другой, они так необходимы, чтобы выжить в современном мире. Причем на весь материал не нужно тратить долгие годы. Замшелая система образования вряд ли изменится в ближайшее время. Соответственно рассчитывать остается только на себя. Знания – наше главное богатство, которое приведет к успеху. Поэтому важно уделять внимание саморазвитию и приучать к этому своих детей: читать книги, заниматься спортом, учиться на чужом и собственном опыте. Каждый ребенок имеет право, пользуясь возможностями и знаниями современного общества, вырасти счастливым человеком. Но система образования, к сожалению, этому не научит.

Материал подготовила Дарья Лычагина

Tagged

Навигация по записям

Рубрики

Самые читаемые статьи

Я была когда-то школьницей, потом стала учительницей. По всем или почти всем предметам успевала одинаково хорошо. А вот многие ли из них мне пригодились в жизни? Оглядываясь назад, я могу теперь совершенно четко сказать: какие предметы оказались мне полезными, а какие — не очень. Некоторые я бы, будь моя воля, оставила и даже расширила, а другие — значительно сократила или вообще убрала бы из школьной программы.

Точные науки

Сейчас только вернулась я с форума, где молодые мамочки спорят: нужны ли точные науки всем поголовно. Насчет «поголовности» пусть решают доценты и профессора, советники и эксперты Министерства образования. Я могу отвечать только за собственный опыт: мне точные науки ПРИГОДИЛИСЬ.

Нет, я не вычисляла высоту собственного дома с помощью тригонометрических формул, да и остальные формулы мне мало пригодились в чистом виде. Но точные науки научили меня:

  • считать и вычислять;
  • думать аналитически и логически;
  • имея пару известных значений, определять неизвестные;
  • понимать начальные законы мироздания.

Перед моим первым и единственным кредитом я очень волновалась, что не смогу оплачивать взносы вовремя. Обе дочки учились в университете, одна на платной, другая — на бесплатной основе. Все деньги уходили со свистом в эту прорву, до получки мало что оставалось. Естественно, я хотела точно знать, каковы будут мои взносы, и какие штрафные санкции применяются к тем, кто просрочил. Я получила договор, но попросила взять его домой, чем несказанно удивила банковскую служащую.

Хорошо посчитав на калькуляторе, приплюсовав расходы на электричество и отопление, плюс минимальные — на питание и непредвиденные — на лекарства и колготки, я отказалась от того кредита и взяла его в другом месте. И даже этот, более лояльный, я еле вытянула. Спасибо моей классной руководительнице, учителю математики и алгебры — она научила меня считать.

То же самое с физикой. Благодаря нашему старенькому физику мы всем классом научились соединять электрические цепи, ремонтировать учебные розетки и выключатели. Низкий вам поклон, Андрей Георгиевич.

А еще спасибо за то, что научили вы нас различать электропроводность предметов и я точно знаю, что может шарахнуть током, а что нет, и как бороться со статическим электричеством.

А вот об астрономии, о законах Кеплера, как и законах Ньютона, знаю только, что их, кажется, всего два, и все они касаются массы и энергии. Вот и все, что я вынесла из школьного курса. Созвездия мы учили уже позже вместе с дочками по интересным детским журналам «Мир вокруг тебя».

Химия оказалась, несмотря на всю привлекательность, не такой уж прикладной наукой. Ну, знаю я, что NaCl это соль, а Н2О — вода. Но в выборе бытовой химии сейчас используются такие химические формулы, о которых я и понятия не имею: вредные это соединения или нейтральные.

Естествознание

Ботаника, зоология и анатомия, а также география — все это я отнесла к естественным наукам. Никогда я к ним не питала страсти, но, как ни странно, они пригодились. Милейшая бабулечка преподавала нам цветоводство, и я научилась уничтожать вредителей, не убивая сами цветочки и комнатные растения. Научилась делать подкормку и грамотно прищипывать отростки, добиваясь пышности.

Знаю, кто кого опыляет в растительном мире, и как вообще происходит оплодотворение, в том числе у человека. Законы наследственности Менделя, — в принципе, интересная штука, но вычислить, чей нос унаследует мой отпрыск, я вряд ли сумею: может мой, а может моей троюродной бабушки по странному сочетанию генов.

Животный мир довольно интересен и разнообразен, но мне зоология пригодилась только в содержании моих домашних питомцев, и то, я перелопатила массу литературы. Считаю, что целый год учить зоологию — нет смысла, уж очень там дают обширные, но поверхностные знания. Лучше бы давали краткие, но полезные, — о болезнях домашних животных или об их содержании/воспитании.

География преподносилась у нас однобоко. Карту России я знала хорошо, но даже географию союзных республик — из рук вон плохо, не говоря уже об остальном мире. Ну как, кто из вас навскидку скажет, где находится Аргентина — в Северной или Южной Америке? А Доминикана?

Гуманитарные

Хорошо пригодились мне в жизни гуманитарные науки, в первую очередь языки. Они, да еще литература, кормят меня и по сей день. Мария Михайловна была заслуженным учителем русского языка и литературы. Она заставляла наш незрелый ум думать, учила неповоротливый язык подыскивать подходящие слова, чтобы донести свои эмоции до слушателей и читателей.

Но вот что плохо: объемы книг для чтения были и остаются слишком большими. По-моему, все четыре тома «Войны и мира» прочитала я одна из класса. Вот и вели мы содержательные диалоги с учительницей, а остальные тихо дремали. С содроганием вспоминаю, как продиралась я через длинные французские диалоги, так любимые Львом Николаевичем, со сносками, звездочками и пояснениями переводчика. Кто такое осилит в 15 лет? Аудиокниги — не выход. Слуховое восприятие — редкая форма восприятия. Большая часть людей засыпает под мерное чтение, разве не так? Школьную программу по литературе давно пора пересмотреть, почистить и сократить.

Спорт и культура

Про свои отношения со спортом в школе я писала в . Я не была безнадежно неспортивной и доказала это, заработав звание инструктора по туризму. Но в школьные рамки я никак не вписывалась: козел, канат, бревно и другие снаряды стали моими личными врагами. Считаю, что в школе нужно обязательно учить плаванию и самообороне, а во дворе должны быть веревочные парки и другие приспособления для активного времяпрепровождения. Там дети могут карабкаться, висеть и развивать свои нормальные рефлексы.

Сюда же, к спорту, я отнесла и НВП — начальную военную подготовку. Хм, кто мог подумать, что она мне пригодится? Но ведь пригодилась же!

Я умею, например, прятаться за пеньком при ядерном взрыве. М-да и такие плакаты висели у нас в кабине: действия при применении противником оружия массового поражения. Помню, меня поразило, как важно смывать радиоактивную пыль. Почему никто не думал об этом, когда в 1987 году повсюду продавалась клубника из Житомира, куда ветром отнесло пыльную тучу... А если без шуток, то разбирать АКМ, маршировать и выполнять упражнения на плацу я умела не хуже мальчишек. Я служила в армии, и мне школьные навыки очень пригодились.

По поводу культуры не все так однозначно. Помните уроки пения? Почему пения, а не музыки? Никто ведь не пел, все дурачились, а наш учитель одиноко блеял своим жиденьким баритом под собственный аккомпанемент.

Зато потом, уже будучи учительницей, я зашла на урок музыки проведать свой класс и сделать пару объявлений. Зашла, да так и осталась: они слушали классику! Дети обсуждали, спорили и снова слушали отдельные моменты. Не знаю, было ли это в программе, однако, убеждена: нужно учить слушать музыку, причем разную. Пусть факультативно, но — давать хотя бы представления о настоящей музыке.

Рисование рисованию рознь. Я сама преподавала ИЗО в сельской школе по совместительству. После кратких курсов, нас, молодых учителей других специальностей, научили рисовать и преподавать рисование так, чтобы каждый умел изображать человека, птицу или дерево. Есть, оказывается, особые приемчики, очень даже эффективные. Их сейчас активно преподносят, как ноу-хау.

Сюда же, к культуре я отношу и домоводство. Нас учили составлять выкройки, шить, вышивать и штопать дырки. О, как меня выручали мои знания! Я жалела, что не умею тачать обувь — все остальное, от платьев и до спортивных костюмов я шила сама. Вышивала эмблемы, вшивала молнии, все было, как «фирменное». Помните «китайские платьица»? Их я тоже шила, не только своим дочкам, но и соседским девчонкам. А сколько носков и колготок я перештопала, не счесть.

Готовить и сервировать стол нас тоже учили. За это спасибо Нине Федоровне. А вот манерам за столом, увы, нас никто не учил. Об этом я остро пожалела в греческом ресторане, когда от моей неуклюжей попытки воспользоваться ножом и вилкой оливка улетела прямо на соседний столик. За один день хорошие манеры не привьешь.

Чего мне явно не хватало

После окончания школы мне не хватало многого. Никто не учил меня оказанию первой помощи. Я бы не отказалась еще и от уроков вождения автомобиля, от курса мелкого ремонта авто и бытовой техники или от столярных навыков. Пусть бы наше девчачье домоводство и уроки труда у мальчиков чередовались! Тогда бы они научились готовить, а мы — ремонтировать по мелочевке и водить автомобиль. Пусть бы нам выдавали водительские права вместе с аттестатом.

Мне не хватало элементарных правовых знаний, например, в сфере потребления или защите охраны труда. Еще я сегодняшняя вижу, что понятия не имела о педагогике и детской физиологии. Все мы имеем дело с младшими детками: братьями, сестрами и племянниками. Как правильно с ними обращаться? Как узнать, правильно ли обращаются взрослые с ними и с тобой лично? Вопросы гигиены, вопросы детского насилия и основы полового воспитания — этого мне явно недодали.

Да, многие дети копируют манеру поведения своих родителей. Но, если у детей есть альтернатива: вырасти такими же, как родители или стать другими — откуда им брать другие образцы для подражания? В школе есть возможность получить не только образование, но и воспитание. Хорошо бы, если бы наши дети в результате умели:

  • отличать плохое от хорошего не теоретически, а практически,
  • планировать свою жизнь,
  • не откладывать проблемы, а решать их по мере поступления;
  • уметь рассчитывать свои финансы;
  • уметь защищать себя и знать основы выживания,
  • знать и применять практические правила общения.

И напоследок. В жизни много неудачников и это нормально. Природа специально сделала людей неодинаковыми по части лени и сообразительности. Вот только, если не учить ребенка ничему, у него будет меньше шансов, чем у других, даже, если ребенок от природы смышленый и активный.

А какие школьные предметы помогли в жизни вам, а какие оказались вообще ненужными?

Многие ходят на учебу и говорят: «Зачем учить? Все равно мне это нигде не пригодится». Мы решили разобраться и дать ответ. Если вы тоже задавали себе этот неоднозначный и даже в чем-то риторический вопрос, добро пожаловать.

В спорах рождается истина, поэтому нам всегда приятно увидеть в комментариях ваше мнение о том, какие предметы пригодятся в жизни.

Школьные дисциплины: что нужно знать

В университет можно поступать или не поступать – каждый решает для себя сам. Но школьная программа является гораздо более «обязательным» образованием. В чем его польза? Так ли эти знания полезны? Нужны ли школьные знания, и главное как они пригодятся в реальной жизни?

Для примера возьмем многими нелюбимые предметы – физику и математику. Они всегда идут рука об руку, и вы вряд ли найдете человека, который знает физику, но не знает математики.

Где в жизни пригодится физика

На работе

Есть профессии, в которых без физики просто не обойтись. Мечтаете стать офисным планктоном работником или менеджером по продажам? Тогда вопросов нет. Но если хотите быть космонавтом, летчиком, инженером, саунд-дизайнером , звукорежиссером или электромонтером, учите физику.

Все еще думаете, что физика не может быть полезной? Давайте посмотрим на Илона Маска. Как считаете, смог бы он сконструировать электромобиль, не зная физики? Или придумать, как снизить стоимость полетов космических ракет?

В свободное время

Допустим, вы играете в бильярд. В решающий момент вспоминаете классическую механику , упругое столкновение шаров и закон сохранения импульса. Нет, мы не предлагаем достать бумажку и заняться расчетами. Но с этими знаниями понять, куда и как бить, будет проще.

В быту

Починка электропроводки или сломанной настольной лампы может стать невыполнимой миссией. А еще можно схватиться за фазный провод и получить массу неприятных ощущений. Но всего этого можно избежать, если вы учили физику, знаете разницу между переменным и постоянным током и помните основы электромагнетизма.

В семье

Если у вас будут/есть дети и вы не сможете помочь им с заданиями по физике, это будет несолидно. К тому же, знания физики помогут ответить на кучу самых разных детских «почему». Почему солнце красное вечером, почему небо голубое, почему дует ветер, почему невозможна тепловая смерть Вселенной ?

Как полюбить физику

Физика в жизни

Физика может быть полезной абсолютно всем. Другое дело, что почти всегда иногда программа обучения кажется очень скучной. Слишком много там абстрактных тел и математических формул , а связи с реальностью слишком мало.

Прекрасный пример того, что физика интересная наука – это ее популяризация в искусстве. Сериал «Теория Большого Взрыва» и фильмы типа «Интерстеллар» помогают не только развлечься, но и задуматься.

Для тех, кто считает физику жуткой скукотищей, мы подготовили подборку книг, которые помогут пробудить интерес к этой науке и отправиться постигать тайны Вселенной:

  • «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!» . Автор: Ричард Фейнман. Знаменитый физик и лауреат Нобелевской премии в своей автобиографии с харизмой расскажет о практических применениях физических знаний;
  • «Три книги о пространстве и времени» . . «Краткая история времени» - самый знаменитый научно-популярный труд ученого. «Черные дыры и молодые вселенные» сборник эссе автора с 1976 по 1992 годы. «Теория всего» семь лекций, в которых Хокинг пытается связать различные актуальные физические теории;
  • «Работы по теории относительности» . Автор: Альберт Эйнштейн. Хотите сломать себе мозг, но сделать это красиво? Начните с теории относительности из первоисточника.

Где в жизни пригодится математика

Вас не проведут мошенники

Кассирша в магазине не положит лишнюю монету в карман, если у вас все хорошо с устным счетом .

Вы знаете, как выиграть в казино

Точнее, знание теории вероятностей и математической статистики подскажет вам: в казино всегда выигрывает казино. Дешевые ловушки прочих «лохотронщиков» тоже будут сразу видны математическому глазу.

Вы легко принимаете решения

Точнее, ваши решения подкреплены логикой. Математическая практика стимулирует логическое мышление, а оно помогает двигаться по жизни целенаправленно, не болтаясь из стороны в сторону.

Как полюбить математику


Математика в жизни

Знание косинуса 60 или методов вычисления тройного интеграла действительно не пригодится в 99% повседневных ситуаций. Да и пределы , к счастью, приходится считать не каждый день. Но смысл учить математику определенно есть. Лучше всего об этом сказал Ломоносов:

Математику лишь затем изучать следует, что она ум в порядок приводит.

По аналогии с физикой, приводим здесь подборку книг, которые помогут полюбить математику и пробудить к ней интерес:

  • «Живая математика. Математические рассказы и головоломки» . Автор: Яков Перельман. Это настоящая классика – впервые книга была издана в 1934 году, и остается актуальной и популярной до сих пор;
  • «(Не)совершенная случайность» Автор: Леонард Млодинов. Говорят, что взмах крыльев бабочки на одном конце света может вызвать торнадо на другом. Если вы задумывались, как случайные события и их связи влияют на ход нашей жизни, эта книга вам понравится;
  • «Совершенная строгость. Григорий Перельман. Гений и задача тысячелетия» . Автор: Маша Гессен. Математик из Санкт-Петербурга в 2002 году доказал теорию Пуанкаре, а потом отказался получить за это полагающееся вознаграждение. Эта книга – попытка разобраться с феноменом самого Перельмана, а также простым языком объяснить суть его работы.

Что насчет остальных предметов?

Что говорит статистика

Можете спорить, а можете соглашаться. Среди людей, не окончивших школу, больше сомнительных, чем успешных и состоявшихся личностей. Поэтому школьные знания нужны и полезны.

Хотим мы того или нет, а добрый дедушка Ленин, который вовсе не был добрым дедушкой и завещал учиться целых три раза, в этом был прав. Хоть знания по предмету "Основы марксизма-ленинизма" действительно еще никому не пригождались в жизни.

Всем желаем продуктивной учебы. Ну а если неожиданно случился форс-мажор, пишите в сервис профессиональной помощи студентам , который существует как раз для таких случаев.

Жизнь - это вещь непростая, однако, чтобы понять ее до конца, иногда не хватает и всего жизненного пути. Жизненные уроки нужно брать не только методом проб и ошибок, но и изучать их бесконтактно.

Дело в том, что человечество постоянно копит знания, поэтому ими необходимо пользоваться в полном объеме. На Земле жило огромное количество людей до нас, так что нам попросту не нужно ставить опыты на себе. Все истины уже давно известны, так что вам нужно их только узнать и поверить в них, чтобы не тратить силы и время на проверку. Это позволит вам выработать правильные качества характера , привлечь удачу.

Выбор жизненного пути

Невозможно выбрать путь в жизни заранее. Конечно, общая цель сохраняется весь отрезок пути, но постоянно есть какие-то коррекционные события. Мы должны быть гибкими, готовыми менять свои принципы и смотреть на мир иначе. Меняется всё — музыка, книги, мода, ценности. ДА что там говорить, люди даже половую принадлежность меняют.

Ваш жизненный путь должен постоянно изменяться, потому что вы получаете все больше и больше уроков жизни. Конечно, проще, когда ты один делаешь это значительно реже. Жизненные уроки, о которых пойдет речь ниже, помогут вам в значительной мере быстрее поставить правильные цели перед собой и избрать идеальную модель поведения, выбрать наилучшее отношение ко всему, что вас окружает.

Уроки жизни, о которых нужно знать

Первый урок: верьте в себя . Особенно актуально это для тех, кто считает, что в него никто не верит. Зачем вам кто-то, если у вас есть вы сами. Поверьте в свою силу, в свои умения. Если их нет, то поверьте в возможность их получения. Вы можете получить то, чего хотите. Мысли материальны, как говорится. Это чистая правда, но не потому что на эту тему есть множество книг. Многие люди являются живыми примерами того. как далеко нас могут завести мысли. Это может быть как высокая гора, так и глубокая яма, так что не загоняйте себя в нее сомнениями.

Второй урок: научитесь отдыхать. Когда вы работаете сверх меры, это не лучше, чем если вы не работаете вовсе. Организму нужен отдых всегда. Отдыхайте по 5-10 минут в час, по два часа в день, 1-2 дня в неделю, 2 недели в полгода. Этого будет достаточно для того. чтобы восстанавливать силы. Отсыхать нужно уметь, но это не трудно, потому что достаточно просто выбросить все мысли из головы. Заставьте себя абстрагироваться от любых проблем, просто порелаксировать. Можно использовать для этого медитационную музыку, тихое место.

Третий урок: не бойтесь учиться. Признать, что вы чего-то не знаете — это нормально. Многие люди делают вид, что знают всё, но ничего кроме насмешек они не получают. Нет ничего проще, чем занять какую-то нишу и оставаться на месте. Если вы не будете развиваться, то не станете успешными или не останетесь на вершине Олимпа в той сфере, которую любите всем сердцем.

Четвертый урок: не рассчитывайте на удачу. Удача приходит только к тем, кто этого заслуживает. Если вы будете лежать на диване и думать о том, что кто-то придет в вашу жизнь и перевернет ее, то вы теряете время зря. Никогда под лежачий камень вода не потечет. Более того, как говорит мудрость, зачастую успех не приходит даже к тем, кто создает благоприятные условия для этого. Зачастую нужно просто брать то, что вам нужно. Конечно, не стоит забывать про правила морали и закона.

Пятый урок: не ставьте деньги превыше всего. Конечно, деньги важны, но не так как возможность приобрести новые навыки, вдохновить кого-то на хороший поступок. Деньги — это лишь средство выживания. Не нужно ставить их на первое место, потому что погоня за материальными ценностями может превратить вас в жадного человека.

Шестой урок: не бойтесь брать в пример кого-либо из окружения . Есть люди, которые могут вас научить чему-то очень важному. Они вокруг вас, они рядом с вами постоянно. Это родители, друзья, начальник, жена, муж. Кто угодно может стать вашим учителем.

Седьмой урок: тщательно выбирайте свое окружение . Ваша удача и жизненный успех зависят во многом от того, кто вас окружает. Люди как магнит притягивают добро или зло, богатство или бедность. Это очевидно, ведь общение с одной группой людей чем-то полезно, а чем-то нет.

Восьмой урок: не сидите на месте. Если у вас есть возможность выбраться из дома, идите на прогулку. Если вы можете съездить в другой город, чтобы навестить друзей или близких, делайте это. Если вы можете посетить другую страну, посещайте. Не тратьте свою жизнь впустую .

Девятый урок: знакомьтесь без страха. Создание новых связей — это всегда важная составляющая успеха. Люди очень поздно понимают это, когда в старости у ни почти нет друзей и людей, с кем можно было бы банально поболтать о чем-то. Одиночество — это рамки, а не проклятие. Вы сами строите стены вокруг себя.

Десятый урок: планируйте свое время . Не делайте что-то только по вдохновению. Нужно больше времени проводить за делами, которые вы планировали ранее. Тайм-менеджмент — это отличный способ структурировать свою жизнь.

Одиннадцатый урок: соревнуйтесь. Многие задаются вопросом о том, почему спортсмены такие целеустремленные и успешные в бизнесе. Все просто, ведь они положили всю свою жизнь на то, чтобы соревноваться с теми, кто сильнее их, быстрее и лучше. Соревновательный дух позволит вам стать успешнее во всем. Это великолепная мотивация.

Двенадцатый урок: не стоит брать пример с большинства. Берите пример с уникальных личностей. Если вы видите, как толпы людей стараются сделать что-то одно, то лучше идите в том же направлении, но по иному пути. Не нужно слепо следовать за массами. Это касается всего.

Тринадцатый урок: стереотипы делают вас слабыми . Стадное мышление — это самый страшный враг индивидуальности, которая помогает, в свою очередь, людям становиться собой. Индивидуальность запоминается, так что не будьте такими же, как все.

Четырнадцатый урок: бережно и внимательно относитесь к деньгам . Покупка ненужного хлама — это привычка бедняков. Люди умные и богатые покупают что-то редко, но приобретают дорогие и хорошие вещи.

Пятнадцатый урок: уважайте своих родителей . В большинстве великих культур, которые жили не 50-700 лет, а тысячелетиями, уважали старших и ценили их. В современном мире почти не осталось национальностей. Которые могли бы похвастаться этим. Чемраньше вы поймете, что родители нуждаются в вашем уважении, тем будет лучше для вас. При этом, абсолютно не важно, кто они и кем стали. Главное, что они ваши родители.

Шестнадцатый урок: ведите здоровый образ жизни. Сейчас у вас может не быть проблем со здоровьем из-за сигарет и алкоголя, но потом они обязательно появятся. Не стоит портить себе жизнь заранее. Следите за собой и не злоупотребляйте вредными привычками.

Семнадцатый урок: цените свое время . Это универсальный совет, который можно и нужно воспринимать по-разному. Многие люди очень странно относятся к своей жизни, тратя время на то, что не доставляет им удовольствия. Иногда и это необходимо делать, чтобы придти к своим мечтам, но нет ничего хуже того, чтобы заниматься нелюбимым делом или впустую проживать день за днем, без эмоций, без дела.

Чему не учат в школе?

Как каждого родителя поход ребенка в школу - это одновременно и счастье, и хлопоты. С одной стороны, ребенка необходимо «собрать» к школе - купить ранец, костюм, обувь, тетради, ручки и еще много других принадлежностей. Радостно же родителям от того, что ребенок сделает наконец первые шаги к своему будущему, к своей карьере и счастью. Ведь именно школа дает тот минимум базовых знаний, который необходим ребенку.

В школе учат музыке, математике, литературе и многому другому. Но что это дает ребенку в жизни. Конечно, прилежный ученик будет знать мораль басней Крылова, будет уметь складывать и умножать, получит знания по нотной грамоте. Но пригодится ли ему это в жизни.

Горькая правда заключается в том, что 95 % всего обучающего материала, который дают ребенку в процессе обучения, совершенно не применима в жизни. Более того, изучив этот материал, во взрослой жизни все знания будут забыты, ведь они потеряют актуальность. И вправду, зачем слесарю первого разряда знать нотную грамоту? А менеджеру среднего звена абсолютно необязательно читать произведение «Мастер и Маргарита».

Настоящим знаниям, которые пригодятся человеку вне зависимости от его жизненного пути, в наших школах не учат. Многие учителям абсолютно безразлично, что будет знать ребенок, а что - нет. Для них главное отчитать нужный объем материала, получить свою скромную зарплату, после чего продолжить «шпиговать» детей откровенным информационным мусором.

Множество уважаемых людей во всем мире в своих трудах не раз подчеркивали отсутствие значения среднего образования для достижения успеха в жизни. К примеру, известный инвестор и предприниматель Роберт Т. Кийосаки написал свой бестселлер, разошедшийся по всему миру миллионными тиражами. Назывался этот бестселлер «Если хочешь стать богатым и счастливым, не ходи в школу».

Вот лишь некоторые цитаты из книги:

1. Традиционное образование зиждется на поощрении учащихся, признанных способными в систематическом «пропалывании сорняков», т.е. «тупых» учеников. Она не является системой, нацеленной на образование всех, кто в нее приходит. Она нацелена на выбор «самых способных» и их обучение. Вот почему существуют тесты, отметки, программы для одаренных, программы для слаборазвитых и ярлыки. Это система классифицирования, дискриминации и разделения.

2. Мы должны заново переоткрыть для себя все истины, а не просто принимать их навязывание со стороны.

3. Детей интересует оценка, а не знания. Наша система образования учит тому, что быть правым важнее истинных знаний. Она приветствует правильные ответы и наказывает за ошибки.

4. Единственная причина того, почему я счастлив в своей жизни и никогда не волнуюсь из-за денег в том, что я научился проигрывать. Вот почему я сумел добиться в жизни успеха.

Роберт знает, о чем говорит. Если бы это говорил человек, ничего не добившийся в жизни - можно было бы подумать, что человек бредит. Однако, Роберт не единственный из успешных людей, который утверждал, что среднее образование больше портит детей, нежели приносит им пользы.

Учась в современной средней школе, ребенок учится быть роботом, смотреть на мир взглядом учителя и не формировать собственное мнение. Окончив школу, перед подростком встает важный вопрос - выбор будущей профессии. И тут начинается самое интересное - при выборе специальности в университете ребенок начинает теряться и сомневаться. Причина этих сомнений в том, что ребенок не знает своего места в жизни, не знает своих предпочтений. Но разве не должна этому учить школа? Естественно, должна. По факту же, ничего подобного не происходит. И на этом все беды не заканчиваются.

Когда у ребенка в университете начинают спрашивать о важном деятеле либо событии, выходящего за рамки школьной программы - он молчит. Это до слез напоминает робота - если робот нашел в базе данных ответ - он его выдал, а не нашел - тут и до перегорания транзисторов недалеко. А школьная программа в наших школах, откровенно говоря, оставляет желать лучшего.

Итак, чему же не учит школа?

1. Умение находить взаимопонимание с окружающими. В школе учат алгоритмам, но ни один алгоритм не способен в полной мере описать поведение и восприятие человека. В результате, многие окончившие школу не способны элементарно общаться с другими людьми, находить с ними взаимопонимание. Да, некоторые учителя учат детей: «Относитесь к другим людям так, как хотели бы, чтобы они относились к вам!». Просто браво! За годы педагогической практики книга Дейла Карнеги таки была прочитана.

Все в этой фразе верно, но на практике подобное отношение к людям не дает результата. Причина в том, что не только на этом следует строить взаимоотношения с окружающими. Следует внимательно слушать человека, уважать его интересы, не обсуждать человека, принимать его таким, какой он есть, быть искренним и честным, всегда держать данное слово. И так далее, и так далее… Всему этому должна учить ребенка школа. Учит? Вопрос риторический.

2. Задавать вопросы. Каждый ребенок рождается любознательных. Его мама и папа не успевают сосчитать количество заданных им вопросов «Как?», «Зачем?» и «Почему?». Но, пойдя в школу, у ребенка внезапно теряется желание задавать вопросы. Почему так происходит? Дело в том, что ребенок знает - если я задам вопрос, меня ждут или грубый отказ, или «двойка». Таким образом, ребенок предпочитает смолчать.

Как это проявляется во взрослой жизни. Допустим, на предприятии, где работает бывший ученик среднеобразовательной школы, проводят инструктаж по технике безопасности. В конце инструктор задает вопрос: «Всем все понятно?». В ответ - тишина. Ну что же - молчание знак согласия. И вот, по вине работника происходит несчастный случай. Он хотел задать вопрос, ведь далеко не все было понятно, однако - «спасибо» школе, вопрос так и не был задан.

Вместо того, чтобы карать учеников за вопросы, учителя обязаны их поощрять.

3. Принимать решения и нести за них полную ответственность. Это едва ли не важнейшее качество в наглую забывается школой. В результате, во взрослой жизни человек упускает тысячу прекрасных возможностей, просто побоявшись в нужное время взять на себя ответственность и принять верное решение. Еще одна сторона недостатка этого качества - человек принимает решение, которое оказывается неправильным и приводит к убыткам компании. Что дальше делает человек - признает свою ошибку и пытается ее исправить? Как бы не так. Он пытается найти крайнего, чтобы спихнуть вину на него. В школе этот поступок может и остаться безнаказанных, однако во взрослой жизни подобное поведение жестоко карается. Либо человек, которого подставили, отомстит обидчику, либо его накажет судьба, и с ним однажды поступят точно также.

4. Трудолюбие. В жизни каждый человек должен любить то, чем он занимается - только таким образом достигается успех. Он не должен думать: «Ну вооот, опять это нужно делать…», а делать свою работу с удовольствием. Труд облагораживает человека.

Что на этот счет думает школа? А ничего - всем безразлично, что ребенок любит, а что нет. Есть общеобразовательная программа, и ей необходимо следовать. Нравится тебе химия или нет, понимаешь ты ее или нет - не сделаешь домашнее задание, получишь «неуд». Когда же ребенок пытается освоить предмет, но у него не выходит, ему необходима помощь преподавателя. Однако, этой помощи он не получает. В результате, после очередной неудовлетворительной оценки страдает самооценка самого ученика - тут уж не до трудолюбия.

Это же справедливо и для отличников - сделал домашнее задание, и знаешь, что получишь «пятерку». Остальное неважно. Зачем узнаваться что-либо новое, к чему то стремиться? Это ведь никак не будет замечено или поощрено преподавателем.

5. Умение отстаивать свою позицию и правоту. С первых же классов детям внушают, что учитель всегда прав. А если учитель не прав - смотри выше. В результате, учитель может нести откровенную ересь, и ученик может знать об этом, но он смолчит. Как это так?? Сморить с учительницей? Да перед тобой же Сенека в юбке! Кстати, кто такой Сенека, в школе так же не учат.

Каждый человек обязан уметь отстаивать свою правоту, если на кону стоит что-то очень важное для него. В противном случае, человек из ведущего превращается в ведомого. Ему можно будет внушить любое мнение, которое никак не перекликается с его мнением. В конце концов, на работе на него будут спихивать все обязанности, так как он самый тихий и никогда не возражает.

6. Способность быть гибким. Тут и вовсе у школьного образования полнейший провал. Можно начать с того, что сама школьная программа в наших странах не гибкая - во всем мире нужны высокие технологии и научные открытия, а в наших школах вместо этого предпочитают провести урок истории.

Второе. Детей не учат быть гибкими и приспосабливаться к условиям изменяющейся среды. Если еще 30 лет назад судьба окончивших школу была предрешена - они знали, кем и где они будут работать, то сегодня перед человеком открыто множество возможностей. Но жизнь очень переменчива, и та профессия, которая была популярна год назад, уже через неделю может оказаться невостребованной. Человек должен уметь менять свои приоритеты, учиться чему-то новому, постигать не постигнутое ранее. Но он этого не делает.

На вопрос «Почему вы выбрали карьеру переводчика?» многие отвечают «Ну не знаю… наверное, это престижно…». В идеале, именно школа должна учить детей понимать, какие навыки важны и что может быть полезным в будущем. Но она этого не делает. А жаль.

7. Быть независимым. Ни один школьный предмет не учит ребенка, что нужно быть независимым, что только свобода может подарить настоящее удовлетворение. В результате, окончив школу, человек становится зависимым от всех - от родителей, от начальника, от друзей и т.д.

8. Умение разрешать конфликты. Впервые об этом качестве многие узнают на предмете «Конфликтология» в университете. Да и то только те, у кого этот предмет преподается. Умение разрешать конфликты - прекрасная способность, отличающая по-настоящего взрослого и ответственного человека от ребенка. Если вы не умеете разрешать конфликты, вы постоянно находитесь в стрессовых ситуациях и ни с кем нее разговариваете - вы либо уже со всеми перессорились, либо избегаете этой печальной перспективы.

Нельзя избегать общения с людьми только лишь потому, что не умеешь разрешать конфликты. Этому не учат в учебниках - умение разрешать конфликтные ситуации отрабатывается на практике, а потому такой предмет обязан быть введен в каждой школе, но… увы, его нет и в ближайшей перспективе не предвидится.

9. Умение доводить начатое дело до конца. Мало начать дело, важнее - довести начатое до логического завершения. Многие люди не умеют это делать - их этому не учили в школе. Оттого они приобрели репутацию безответственных людей, на которых нельзя положиться.

10. Умение справляться с трудностями, стрессом и депрессией. Многие окончившие обучение в школе дети подвержены депрессиям - они не знают, какой путь им выбрать, что приводит к упадку настроения и нежеланию что-либо менять в своей жизни. Нередко депрессия доводить до пристрастия к алкоголю и даже суициду. Но всего этого бы не произошло, если бы школа учила детей справляться с любой затруднительной ситуацией и не опускать руки при первой же неудаче. К тому же, депрессией и стрессами также можно управлять, однако если где и можно этому научиться - то явно не за школьной партой.

Несмотря на то, что перечень навыков, которым не учат в школе, далеко не полон - мы остановимся на этом. Ведь и так понятно, что важных жизненных знаний и умений в школе не получить.

Возникает вопрос - где получить эти знания? Естественно, главная роль в этом отводится родителям. Ведь вряд ли ребенок сам найдет в газете объявление о проведении обучающих курсов и посетит их.

Именно родители должны с раннего возраста учить ребенка нести ответственность за свои слова и поступки, развивать навыки командной работы, учить ребенка справляться с неприятностями с гордо поднятой головой, вырабатывать в ребенке критическое мышление, учить его постоять за себя и еще многое другое. Однако, большинство родителей отводят ребенка в школу и полагают, что там его всему научат. У них же есть своя работа - ей они и уделяют все свое время и внимание.

Остановитесь, так нельзя! Поймите, что без вашего активного участия школа превратит вашего ребенка в робота, который только и сможет, что выполнять монотонную работу. Если вы желаете своему ребенку счастья - принимайте активное участие в его развитии, и он отплатит вам своими успехами.

Поделиться