Сапун-Гора. Сапун-Гора, Севастополь

Примерно в 6 км к юго-востоку от Севастополя протянулась горная гряда - Сапун-гора. Созданная природой преграда на пути к городу из века в век становилась местом отчаянных сражений российской, а затем и советской армии с захватчиками. Память о тех боях хранится здесь по сей день.

Есть на Сапун-горе памятник периода Крымской войны - Британский военный мемориальный комплекс. 13 октября 1854 года здесь произошло Балаклавское сражение. Каткартов холм, названный в честь английского генерала Георга Каткарта, стал последним пристанищем для сотен английских солдат, включая самого генерала.

Спустя 87 лет в ходе обороны Севастополя у подножия высоты шли ожесточённые бои советских войск с 11-й армией под командованием Эриха фон Манштейна. И, наконец, в мае 1944 года Сапун-гора стала местом проведения операции по освобождению Севастополя войсками 4-го Украинского фронта.

Через 15 лет после героического сражения в 1959 году здесь был открыт музей-диорама "Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.", в который мы сегодня и пойдем.

Дорога к зданию диорамы проходит через Аллею Славы. После боев за Крым земля Сапун-горы была выжжена и изрыта бомбежками. Здесь еще долго работали сапёры, извлекая неразорвавшиеся снаряды. Очистив плоскогорье от искореженного металла, специально для посадки деревьев из долины завезли плодородную почву. Спустя десятилетия здесь выросли крымские сосны и акации.

В 1944 году уцелевшие воины 51-й армии установили на Сапун-горе скромный памятник, увенчанный красным флажком с вырезанной на нем надписью "51 А". В 1962 году на его месте появился гранитный обелиск, в основании которого - мемориальные плиты с высеченными на них наименованиями частей и соединений 4-го украинского фронта и Черноморского флота, освобождавших Севастополь.

В 25-ю годовщину победы у обелиска был зажжен Вечный огонь. Честь зажечь пламя, символизирующее бессмертие павших в бою солдат, была предоставлена Людмиле Павличенко - знаменитой женщине-снайперу, и подполковнику Фёдору Ивановичу Матвееву - участнику штурма Сапун-горы, бывшему командиру отделения 263-й стрелковой дивизии 51-й армии 4-го Украинского фронта.

В 1974 году у обелиска, вдоль аллеи, ведущей к музею-диораме, были установлены мемориальные доски с высеченными 240 именами Героев Советского Союза - освободителей Севастополя и наименованиями 118 частей и соединений, удостоенных почетного звания "Севастопольских".

"Здесь раньше вставала земля на дыбы, а ныне гранитные плиты..." Высоцкий.

К 50-ю победы на частные пожертвования рядом с обелиском был построен храм-часовня св. Георгия Победоносца. Кто-то сравнивает купол храма со свечой, а кому-то он напоминает пулю.

Неподалеку на двух площадках установлена советская военная техника времен Великой Отечественной войны.

Торпедный катер 123К "Комсомолец", спроектированный в 1943 году для уничтожения боевых кораблей противника. Его главное оружие - две торпеды, макеты которых установлены рядом. Катер развивал скорость до 100 км/ч, что позволяло ему быстро подойти к вражескому кораблю, выстрелить и уйти за новыми торпедами, за что его называли "морским охотником".

Зенитная прожекторная установка "З-15-14" на шасси автомобиля "ЗИС 12" 1943 года. Эти прожекторы освещали вражеские самолеты на расстоянии 20 км при высоте полета 5 км.

"Катюши", созданные еще до войны для стрельбы снарядами, начиненными отравляющими веществами.

В начале войны их снаряды оснастили взрывчаткой, и уже в июле 1941 года они стреляли в Орше. Во время обороны Севастополя сражался дивизион "Катюш" из 12 установок, которые при отступлении были затоплены в Камышовой бухте, чтобы не достались врагу. При освобождении города в 1944 году принимали участие уже сотни ракетных установок.

С плоской вершины Сапун-горы открывается панорама Балаклавской долины. Отсюда видны не только реконструированные фрагменты советских оборонительных сооружений 1941 года, но и построенные немцами во время оккупации Крыма: на коротком участке склона было свыше 60 ДОТов и ДЗОТов, долина была изрезана траншеями, опутана проволочными заграждениями и заминирована - был создан целый укрепленный каменный пояс. В 1944 году фашисты хотели планомерно эвакуировать свои войска, для чего им нужно было выиграть время за счет укрепления подступов к Севастополю и особенно Сапун-горы.

Как уже писала выше, мемориальный комплекс, обустройство которого началось сразу после освобождения Крыма в 1944 году с установки обелиска бойцам 51-й армии, посвящен обороне Севастополя в 1941-1942 годах и штурму 1944 года.

Нижний этаж в здании диорамы полностью отдан под экспозицию "Севастополь в годы Великой Отечественной войны". За стеклами витрин разложены карты, документы, фотографии и личные вещи защитников Крыма. Косвенно и напрямую, люди на фотографиях имеют отношение к решающему бою на Сапун-горе.

В музее хранится часть немецкого парашюта, на котором в первую же ночь войны в Севастопольскую бухту были сброшены авиационные магнитные донные мины. Фашисты планировали заминировать бухту и авиацией уничтожить корабли. В налете участвовали 4 самолета бомбардировщика. На отражение удара поднялись летчики Черноморского флота. Один вражеский самолет был сбит, остальные, беспорядочно сбросив мины, повернули обратно.

Вскоре выяснилось, что мины были секретной конструкции: магнитная мина, сброшенная в порт, спокойно пребывала на дне до того момента, пока над нею не проходил корабль, металлический корпус которого изменял магнитное поле Земли и происходил взрыв. В первый же день войны, 22 июня, на Главной морской базе Черноморского флота от подводного взрыва погиб буксир СП-12, через два дня - 25-тонный плавучий кран, следом - эсминец "Быстрый".

Для решения проблемы, над которой уже несколько лет работали и английские физики, из Ленинградского физико-технического института в Севастополь была переброшена группа ученых, среди которых был крымчанин, будущий академик Игорь Васильевич Курчатов. К осени они разработали методы размагничивания кораблей и расчистки бухт, за что командование Черноморского флота представило ученых к награждению медалью "За оборону Севастополя". Общими усилиями ученых и моряков была расчищена бухта и спасены корабли.

В 1941 году на Крым наступали 11-я армия Эриха фон Манштейна и Румынский горно-стрелковый корпус под командованием генерала Георгий Аврамеску. На севере полуострова больше месяца их сдерживала 51-я и Приморская армии. После прорыва обороны немцами, 51-я армия отошла на Керченский полуостров, а Приморская стала двигаться в сторону Севастополя для защиты города. Но немцы её опередили, оказавшись в городе еще в конце октября. Приморская армия вошла в город небольшим Севастопольским гарнизоном.

Первой открыла огонь по врагу 54-я береговая батарея под командованием двадцатитрехлетнего старшего лейтенанта Ивана Ивановича Заики. Батарея, построенная всего за 2 месяца до начала войны, находилась в 40 км от Севастополя у деревни Николаевка. Бой 54 батареи 30 октября 1941 года возвестил о начале 250 дневной обороны Севастополя.

250 дней против планов немцев взять Севастополь за 5 дней. В первые дни осады генерал Манштейн писал в своем приказе: "Севастополь - крепость слабая. Она защищена всего несколькими батареями береговой обороны и десятком пулеметных блиндажей… Взять маршем! Коротким ударом!"

Для сравнения: немцы захватили Францию за 44 дня, Польшу - за 35, Бельгию и Голландию - за 19, а у Севастополя они стояли 250 дней. И это только официальные данные. В действительности город не сдавался дольше, и об этом расскажу, когда побываем на месте 35-й береговой батареи.

За Севастополь сражались моряки, пехотинцы, летчики. Черноморский флот передал на сухопутные рубежи 52 тысячи человек - морских пехотинцев. Немцы называли морскую пехоту "черной смертью", "полосатым дьяволом".

Тылом для Севастополя был Кавказ, откуда в Крым доставлялось все необходимое для жизни города. За стеклом хранятся ленточки от бескозырок с названиями кораблей, которые проделали десятки боевых рейсов в бухты Севастополя. Они доставили сотни тонн военного груза, а из города вывезли десятки тысяч раненых и мирных жителей.

Здесь же выставлены фотографии и медаль, которой посмертно был награжден политрук Николай Фильченков, возглавивший 18 отдельный батальон морской пехоты. Официально батальон был сформирован только 1 ноября 1941 года, а уже 7 ноября политрук вместе с Иваном Красносельским, Даниилом Одинцовым, Юрием Паршиным и Василием Цибулько вступили в бой с многочисленной гитлеровской пехотой в районе Дуванкоя (Верхне-Садовое). Врага задержали, но сами погибли.

Севастопольский гарнизон продержался до начала ноября. 9 ноября подошла Приморская армия, и был создан Севастопольский оборонительный район (СОР), который возглавил Филипп Сергеевич Октябрьский. Для удобства управления войсками и боевыми службами вся территория СОР была разделена на четыре сектора. Комендантом первого сектора СОР - от берега моря у Балаклавы до Ялтинского шоссе - был назначен Пётр Георгиевич Новиков. Военкомом - полковой комиссар Арон Давыдович Хацкевич. Их фотография здесь же:

После сдачи города они оказались среди тех старших командиров и политработников, которые не сумели эвакуироваться и остались на полуострове. По одной версии Новиков и Хацкевич, при попытке уйти из Севастополя на катере, попали в плен и были расстреляны в лагере. По другой версии в плен попал Новиков, а Хацкевич не смог покинуть 35-ю батарею, о которой речь будет позже, и погиб вместе с оборонявшимися бойцами.

Севастополь регулярно бомбили, поэтому предприятия перевели в Инкерманские штольни. Когда-то здесь добывали камень для строительства домов, устраивали винные погреба, теперь на подземных спецкомбинатах делали мины, гранаты, гранатометы и шили обмундирования. Рабочая смена была по 14-16 часов.

Здесь же под землей были организованы школы, где обучалось более 2 тысяч детей. "Нельзя детей оставлять неучами даже в осажденном городе", - так рассуждали учителя.

Рядом фото снайпера Людмилы Павличенко, на счету которой за 1 год войны было 309 фашистов. Людмила Белова (Павличенко фамилия первого мужа) родилась в городке Белая Церковь. Четверокурсницей истфака ушла на войну, и вскоре стала снайпером 25-й Чапаевской стрелковой дивизии.

Для поднятия боевого духа солдат, на фронтах печатали листовки с ее интервью: "Когда я пошла воевать, у меня была только злость на немцев за то, что они нарушили нашу мирную жизнь. Но то, что я увидела потом, породило во мне чувство такой ненависти, что ее трудно выразить чем-то иным, кроме как пулей в сердце фашиста".

Самые трагические бои в Крыму были в июне 1942 года. Фашисты готовились к третьему решающему штурму, подтянули свежие силы. Превосходство по количеству войск и техники по сравнению с советской армией было бесспорным и значительным.

К примеру, под Бахчисараем стояла гигантская пушка "Дора", из которой по Севастополю было сделано 53 выстрела. Вес снаряда пушки - 7 тонн, вес всей установки - 1.350 тонн.

К 1944 году Севастополь был разрушен на 98% - в центре города уцелели только 7 зданий.

Но и немцы несли потери - за время осады Севастополя гитлеровцы потеряли 300-тысячную армию.

Советская армия продолжала держать оборону. Какой был настрой у защитников, видно из последнего письма краснофлотца Щелокова. Тут, как говорится, без комментариев - "…Но знаю другое. В истории найдется страница о подвиге моряков черноморцев".

4 июля 1942 года Севастополь был сдан. Крым был полностью оккупирован на долгих 2 года. Официальные потери Советской армии - 156 тысяч человек, в том числе более 80 тысяч попали в плен.

Только 8 апреля 1944 года войска 4-го Украинского фронта начали операцию по освобождению Крыма: с севера наступали 2-я Гвардейская армия и 51-я, с Керченского полуострова - отдельная Приморская армия. К 18 апрелю 3 армии подошли к Севастополю.

Среди участников освобождения Севастополя был поэт Эдуард Асадов. Он оказался на фронте с первых дней войны, сразу после окончания 10 класса. Сначала сражался под Ленинградом, затем его минометная бригада была переброшена на юг, где он служил помощником командира минометной батареи. При доставке снарядов на батарею, Асадов был тяжело ранен. В результате в 20 лет потерял зрение. После войны закончил Московский литературный институт и стал поэтом. В 1983 году он подарил музею книгу своих стихов.

По приказу ставки город освобождали кратчайшим путем, который проходит в районе Сапун-горы. Это позволяло отрезать фашистам пути к бухте, и не дать войскам эвакуироваться. Штурм Сапун-горы был назначен на 7 мая.

Самое время из нижнего музейного зала подняться на смотровую площадку диорамы. С видового балкона, устроенного с внешней стороны здания, открывается вид на местность, запечатлённую на картине Диорамы. Здание для диорамы построено на самой высокой точке Сапун-горы, на том самом месте, где происходили выбранные для её сюжета события.

По просьбе участников боёв было решено к 15-летию освобождения города создать монументальный живописный памятник. Диорама представляет собой картину 25,5х5,5 метров и расположенный перед ней предметный план площадью 83 кв.м. Рисовали диораму в Москве, затем перевезли в Севастополь и доделывали уже на месте. На предметном плане, повторяющем контуры склона, когда до гребня горы оставалось несколько десятков самых трудных метров, выстроены фрагменты инженерных укреплений, разложены настоящее оружие, снаряжение и обмундирование, собранные на поле боя.

Когда художники обследовали местность, кто-то из них нашел на склоне обломок ДОТа, на котором в 1941 году красноармеец написал на незастывшем цементе "Да здравствует армия!" Во время обороны Севастополя ДОТ был разрушен, обломок валялся на склоне горы.

По замыслу художника, на картине разворачиваются события второй половины дня, хотя штурм начался в 10 часов 30 минут. По воспоминаниям участников боя, только после 16 часов произошел перелом в сражении - советские воины пошли в решительное наступление.

Бой шел по всей многокилометровой линии фронта от высоты Сахарная головка до бухты Балаклава. В Балаклавской долине наступают Приморская армия и 51-я армии. У подножия Крымских гор сосредоточены "Катюши", залпы которых накрывают передовые траншеи немцев, не давая им вести прицельный огонь.

Бой шел на земле, на воде и в воздухе. На картине видно, как по долине Золотая балка движутся боевые машины 19 танкового корпуса. На море действовали торпедные катера. В небе сражаются летчики. В течение дня части 8-й воздушной армии выполнили 755 боевых вылетов, сбросили 236 т бомб на врага и сыграли важную роль в штурме Сапун-горы.

На переднем плане в сценах ближнего боя изображены реальные люди, те, кто штурмовал Сапун-гору. Кто-то из них не дожил до окончания войны и их рисовали по фотографиям. Ветераны, прошедшие войну до конца встречались с художниками, позировали им для картины.

Большинство эпизодов картины исторически достоверны. Вот 45-миллиметровая противотанковая пушка бьет прямой наводкой по амбразуре вражеского дота, замаскированного у гребня Сапун-горы. Эта пушка прошла от Сталинграда до Севастополя, и, втянув на руках солдат к самой вершине, орудие наводит тяжело раненый командир Н. Галицын и А. Санонов.

Одними из первых красное знамя водрузили на склоне бойцы капитана Шилова. За станковым пулеметом двадцатилетний Кузьма Москаленко, который сражался на Сапун-горе во время обороны Севастополя и теперь в первых рядах штурмовал вражеские укрепления. Коробки с пулеметными лентами ему подносит солдат Петухов. Рядом изображен снайпер Н. Морятов, который берет на прицел гитлеровского офицера, пытающегося поднять своих бойцов в контратаку.

Чтобы помочь раненым под ураганным огнем в первых рядах штурмовых групп поднялась на Сапун-гору медсестра Женя Дерюгина. Она погибла. Её рисовали по фотографиям, но сохранив портретное сходство, художник обобщил в её образе черты бесстрашных санинструкторов Красной армии.

На гребень Сапун-горы поднялась группа В. Жукова (изображен с пистолетом). С гранатой в руке атакует вражеский блиндаж рядовой Илья Поликахин. В числе первых были разведчик Иван Поликахин, рядовой Абдурахманов и ефрейтор Дробяско. Правее изображён рядовой Иван Яцуненко, подхвативший знамя полка из рук смертельно раненного парторга роты Евгения Смелковича. Пронеся штурмовой стяг под вражеским огнем, Яцуненко водрузил его на гребне Сапун-горы, за что был удостоен звания Героя Советского Союза.

На диораме рассказывается о подвиге старшины Степана Погодаева. Так об этом рассказывал его однополчанин Федор Иванович Матвеев: "9 мая 1944 года 263 дивизия вместе с другими частями наших войск начала штурм Сапун - горы. Впереди шло стрелковое отделение сержанта Степана Погодаева. Но вот оно залегло. Из дота бил вражеский пулемет. Если его не подавить, атака на этом участке сорвется. И сержант Погодаев сам двинулся вверх. Немцы, заметив храбреца, открыли по нему огонь. Но сержант продолжал ползти. Вот бетонная громада дота. В узкой продолговатой амбразуре пульсируют языки пламени. Погодаев метнул гранату, но пулемет продолжал стрелять. Тогда он резко выпрямился, сделал несколько прыжков и грудью упал на амбразуру дота. Пулемет смолк, захлебнувшись кровью героя". За время штурма 4 воина пожертвовали жизнью, накрыв собой дзоты. В их числе был и двадцатилетний Михаил Дзигунский, так же изображенный на диораме.

Освобождали город крымские партизаны - они изображены на полотне с красной повязкой на руке.

Немцы засели в небольших окопах - "лисьих норах". Они сопротивляются, но им уже не удержать высоту. Из укрытий их выжигали огнем ранцевых огнеметов. Каждый огнемет весил по 20 кг и стрелял на 30 метров.

После девятичасового боя высота Сапун-гора была взята. Бои продолжались на улицах города, и уже 9 мая 1944 Севастополь был освобожден.

Замерев на пару минут, можно не только увидеть, но и услышать бой. Вряд ли кто-то из нас сможет хоть на какую-то значимую долю ощутить тот момент. Но, глядя на работу художников, есть повод остановиться и задуматься о том, что было, и о том, что есть.

Как добраться: Сапун-гора находится примерно в 6 километрах от города. От Малахова кургана к Сапун-горе идет автобус №1. От конечной остановки автобуса вправо идет аллея, которая ведет к Диораме. Или на машине двигаясь по Ялтинской дороге, ведущей на Сапун-гору, сразу после пересечения Симферопольского шоссе, на первом повороте напротив автобусной остановки, повернуть вправо, на проселочную дорогу.

Тэги: ВОВ, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, Крым, военный музей, военная техника, диорама

В продолжение своих рассказов о путешествии в Севастополь, расскажу Вам еще об одном культовом месте, которое обязательно стоит посетить. Шестью километрами восточнее Севастополя, на вершине Сапун-горы, близ величественного памятника Славы, возвышается полукруглое здание строгой формы. Это самая большая в мире диорама - "Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года".

Если Вы планируете свой маршрут в Севастополь, то посещение достопримечательностей стоит начать с Балаклавы, что я и сделал прежде всего. Тщательно познакомившись со всеми её достопримечательностями, такими как крепость Чембало и секретный "Объект 825 ", мы отправились дальше. Удобнее всего по пути из Балаклавы в Севастополь посетить именно комплекс Диорамы, чтоб потом не возвращаться назад, и продолжить знакомство с самим городом. Прежде всего стоит рассказать что же такое Диорама. Это лентообразное, в форме полукруга, живописное полотно с передним предметным планом. Благодаря такому расположению достигается ощущение присутствия зрителя, позволяющая как бы пережить заново все эти моменты, окунувшись в историю. Из ныне действующих диорам мира Севастопольская является самой большой.

Точка расположения — Сапун-гора — естественная и самая главная горная преграда на подступах к городу. Здесь происходили самые ожесточенные бои, как за весь период героической обороны Севастополя 1941-1942 годов, так и во время его освобождения в 1944 году. На самой вершине Сапун-горы и расположился мемориальный комплекс в честь воинов, героически защищавхих, а затем и освобождавших город-герой Севастополь

От остановки до здания диорамы примерно 200 метров по аллее вверх

По бокам аллеи множество экспонатов, военной техники времен войны: танки, пушки, самоходные орудия, мины

Девушка блондинка задумчиво рассматривает боевое орудие:)

Ближе к зданию диорамы находится торпедный катер “Комсомолец” , рядом с ним торпеда

Сверху открывается замечательный вид, именно здесь шли одни из самых ожесточенных боев за всю историю Великой Отечественной войны. Сейчас здесь резвятся дети и с восхищением бродят туристы, осматривая комплекс диорамы

До наших пор сохранились фрагменты окопов тех времен, а так же часть техники

Очень удивила марка резины на пушках, что на фото выше. К сожалению об этих орудиях не было никакой информации, могу только догадываться что это немецкие пушки(по марке резины:)). Да и по качеству тоже, на всех пушках свободно крутятся все прицельные наводящие механизмы. Эти пушки не входят в основную композицию диорамы, а расположены внизу, на склоне

Осмотрев все экспонаты на улице мы пошли во внутренние выставочные залы Диорамы . Строгие женщины во всю бдили и запрещали фоткать, тем не менее мы сделали несколько снимков внутри.Экспозиции внутри рассказывают о событиях городской жизни в сложной военной обстановке: отражении авиационных налетов, строительстве оборонительных рубежей, формировании народного ополчения. Здесь представлены документы, фотографии, личные вещи, награды и оружие защитников Севастополя.

Гитлеровское командование рассматривало Крым и главную базу Черноморского флота - Севастополь как основное препятствие на пути к кавказской нефти. Его устранение считалось одной из важнейших задач немцев.Первый свой шаг по крымской земле солдаты 11-й немецкой армии под командованием генерал-полковника Эриха фон Манштейна сделали 25 октября 1941 г. А уже 30 октября фашисты подошли к Севастополю. Началась 250-дневная героическая оборона города. С первых боев матросские бушлаты и ленточки на бескозырках стали символом бесстрашия и отваги защитников города. Именно моряки-черноморцы сорвали планы быстрого захвата Севастополя.

Для объединения сухопутных и морских сил был создан Севастопольский оборонительный район под командованием вице-адмирала Ф. С. Октябрьского. Попытки неприятеля штурмом прорвать оборону в ноябре и декабре 1941 г. провалились благодаря организованному взаимодействию в обороне различных родов войск, безмерному мужеству и героизму защитников. Важнейшую роль в обороне сыграли корабли Черноморского флота, которые поддерживали защитников огнем корабельной артиллерии, доставляли пополнение, продовольствие и боеприпасы, эвакуировали на Кавказ раненых бойцов и жителей города. В сражающемся Севастополе не было тыла: город и фронт жили одной жизнью, одной судьбой. Промышленные предприятия, находящиеся под непрерывными ударами вражеской авиации, ушли в штольни, “закопались” в землю. Ежедневно из цехов подземных спецкомбинатов на фронт уходили десятки машин с военной продукцией: снарядами, минами, гранатами, минометами. Осажденный город продолжал жить и бороться. Для разрушения оборонительных укреплений Севастополя фашисты использовали тяжелую сверхмощную артиллерию, и даже самое большое орудие 2-ой мировой войны - гигантскую пушку “Дора”. На фото ниже сама пушка и снаряд которым она стреляла (на фоне танка Т-34)

Командующий 11-й армией, осаждавшей Севастополь, Э. фон Манштейн, писал о Доре:

“И знаменитая пушка «Дора» калибра 800 мм. Она была спроектирована для разрушения наиболее мощных сооружений линии Мажино, однако использовать её там для этого не пришлось. Это было чудо артиллерийской техники. Ствол имел длину порядка 30 м, а лафет достигал высоты трёхэтажного дома. Потребовалось около 60 железнодорожных составов, чтобы по специально проложенным путям доставить это чудовище на огневую позицию. Для его прикрытия постоянно стояло наготове два дивизиона зенитной артиллерии. В целом эти расходы, несомненно не соответствовали достигаемому эффекту. Тем не менее это орудие одним выстрелом уничтожило большой склад боеприпасов на северном берегу бухты Северной, укрытый в скалах на глубине 30 м.”

С мая 1942 г. артобстрелы и авианалеты стали непрерывными. Враг разрушал неприступный город и делал все, чтобы прервать связь Севастополя с портами Кавказа по морю. 7 июня 1942 г. началось 3-е фашистское наступление на город. Неприятель превосходил силы защитников в 2 раза - по численности, в 5 раз - по количеству самолетов, а танков - в 12 раз! Но город, почти полностью лишенный снабжения, прекратил организованное сопротивление лишь месяц спустя. Район 35-й береговой батареи на мысе Херсонес стал местом героической трагедии последних боев за Севастополь. Именно сюда, на западное побережье, отступили остатки войск Севастопольского оборонительного района, большую часть которых постигла участь пленников. На фото ниже письмо солдата родным, датированное 24 июня 1942 года

К исходу дня 9 мая был полностью освобожден Севастополь. 12 мая в районе мыса Херсонес капитулировали остатки немецко-фашистской группировки. Крымская операция закончилась блестящей победой советских войск.

Создание

В 1956-1957 годах заслуженный деятель искусств РСФСР, позже народный художник СССР П. Т. Мальцев написал картину «Штурм Сапун-горы», получившую высокую оценку на Всесоюзной художественной выставке в честь 40-летия Советских Вооруженных Сил. Это произведение позже послужило основой для создания нынешней диорамы - «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года».

Композиция

Войдя на смотровую площадку, зритель переносится в 7 мая 1944 года. Перед зрителем открывается панорама местности от высоты Сахарная головка до Балаклавы. По замыслу художников, зритель находится на склоне Сапун-горы .

Вторая половина дня 7 мая 1944 года. В едином порыве штурмуют вражеские укрепления пехотинцы, саперы, танкисты, артиллеристы. В воздухе завязался бой истребителей. На море, в районе Балаклавы, советские катера, поддерживаемые морской авиацией, уничтожают корабли противника.

Штурм Сапун-горы продолжается уже более семи часов. Вершина близка, но самые трудные шаги к ней - последние. Бой идет за каждую траншею, за каждый выступ скалы. На переднем плане картины - штурмовые группы 11-го гвардейского и 63-го стрелковых корпусов, преодолевающие последние укрепления врага перед гребнем Сапун-горы.

Жанровые сцены

Один за другим предстают перед зрителем бессмертные подвиги освободителей Севастополя. Слева, с пистолетом в вытянутой руке изображен комсорг батальона Виталий Комиссаров. Несмотря на ранение, он сменил убитого в бою командира роты и поднял бойцов на штурм фашистской батареи.

Правее, у станкового пулемета,- отважный воин Кузьма Москаленко. В тот день Москаленко подавил огонь четырех вражеских пулеметов и одним из первых вышел на гребень Сапун-горы. Перед ним в воронке от разорвавшегося снаряда занял позицию снайпер старшина Николай Морятов. Свыше двух десятков гитлеровцев сразил он во время штурма.

В боях за Севастополь принимали активное участие и отважные советские женщины - медсестры, связистки, санитарки. На картине в морской форме изображена санинструктор Евгения Дерюгина -- бывшая студентка судостроительного техникума. В период с 3 по 7 мая Женя вынесла с поля боя 80 раненых бойцов. Она погибла от пули фашистского снайпера.

На полотне диорамы изображен узбек Дадаш Бабажанов, который дает клятву своему умирающему товарищу, моряку Семену Машкевичу, что отомстит врагу за его смерть. И слово он сдержал: в боях за Севастополь Бабажанов лично уничтожил 17 гитлеровцев.

В центре картины - группа бойцов на полуразрушенном вражеском доте. Впереди, высоко подняв над головой автомат, ведет за собой воинов лейтенант Михаил Головня. Путь к вершине расчищает метким пулеметным огнём прославленный разведчик старший сержант Николай Гунько.

Правее, на переднем плане живописного полотна, запечатлен бессмертный подвиг сапера Федора Скорятина , ценой своей жизни проложившего последний проход к вражескому блиндажу. Сюда устремились бойцы во главе с лейтенантом Сахаровым. Он увлечен боем и не видит, как вражеский автоматчик целится в него из-за укрытия. Гвардии рядовой Ашот Маркарян закрывает собой командира и погибает.

Рядом бросает гранату во вражеский блиндаж рядовой Илья Поликахин . Он тяжело ранен в голову, однако продолжал сражаться и одним из первых прорвался к гребню Сапун-горы. С группой разведчиков И. Поликахин участвовал также в уличных боях, вместе с Н. Гунько и М. Головней водрузил красный флаг на здании севастопольской метеостанции.

Впереди атакующих идут знаменосцы. Падает смертельно раненый парторг роты Евгений Смелович, но знамя подхватывает рядовой Иван Яцуненко и поднимается с ним на гребень Сапун-горы. Почти одновременно водрузили алые полотнища на покоренной высоте рядовые В. Евглевский, В. Дробязко, сержанты А. Курбанов, Н. Соснин, А. Тимофеев и другие воины.

В глубине картины, справа, где действуют советские огнемётчики, лейтенант Михаил Дзигунский закрывает своим телом амбразуру вражеского дота. Последний опорный пункт взят. Одно за другим выходят на вершину горы подразделения капитана Н. Жилова, старшего лейтенанта П. Калиниченко, гвардии лейтенанта А. Заболотского, младшего лейтенанта В. Громакова и другие.

С пистолетом в руке изображен старший лейтенант Василий Жуков - он поднимает бойцов своей роты навстречу контратакующему противнику. Отважный командир погиб в одной из рукопашных схваток на подступах к Севастополю.

Предметный план

Общее впечатление картины боя усиливает предметный план, заполняющий восьмиметровое расстояние от смотровой площадки до живописного полотна. Здесь воспроизведен подлинный рельеф местности, изрытой снарядами и бомбовыми воронками, сооружены в натуральную величину вражеские блиндажи, траншеи, лежит настоящее трофейное оружие, осколки, гильзы. На двух вмонтированных живописных вставках изображены сержант Сергей Елагин (он берет в плен немецкого солдата) и старшина Николай Супрягин, который в рукопашной схватке вынуждает гитлеровца сложить оружие.

Западное побережье Крыма умиляет гостей огромным количеством причудливых бухт, крупных заливов и лиманов. Комфортные песчаные пляжи и лечебные грязи ждут их в северной части полуострова, десятки мемориалов военно-морской славы – в южной Тавриде. Говоря о последних, стоит указать, что почти все они расположены в Севастополе. В их число входит величественный образец живописи в жанре баталистики – диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года». Она запечатлела главный подвиг многострадального города в период ВОВ.

Где находится культурно-исторический комплекс?

МК «Сапун-гора», неотъемлемой частью которого является диорама, возведен на одноименной возвышенности – это восточная окраина города-героя . У подножия холма проходит улица 2-й обороны, переходящая в «Ялтинскую» трассу.

Диорама на карте Крыма

История появления музея

В Севастополе диорама «Штурм Сапун-горы» задумана Объединением им. Грекова – значительной в СССР студией художников-баталистов. За основу гигантского полотна трое из них взяли одноименный холст П. Мальцева – одного из «грековцев».

Заслуженный художник Советского Союза изобразил ключевой момент в обороне самого стратегического участка высоты «240». Живописцы Присекин и Марченко во время работы над глобальным полотном помогли ему увеличить обзор происходящего. Работа над шедевром «стартовала» в 1957 г.

Словно в паззле, готовые фрагменты соединились два года спустя – в нынешнем помещении диорамы. Оно находится в здании мемориального комплекса «Штурм Сапун-горы», а точнее – в его западной стороне. Сооружение специально сделали полукруглым. Уже в 1999 г. сотрудники комплекса зарегистрировали 24-миллионного посетителя.

«Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.» — вечная память погибшим героям

По отзывам туристов, пребывание в мемориальном комплексе «Штурм Сапун-горы» оставляет после себя массу поразительных впечатлений, а цены на входные билеты – исключительно радостные воспоминания для каждого посетителя. Здесь люди погружаются в военного порта.

Помимо собственно полотна, на территории музейной экспонируется уникальное фото
– ценный кадр, сделанный непосредственным участником севастопольских событий 7 мая 1944 года. Снимок выставлен на обозрение в главном зале, давно превратившись в «визитку» диорамы.

Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.» — это не только живопись, но и экспонирование предметов, связанных с обороной стратегической точки города, глубоко эшелонированной и тщательно продуманной. Разговор идет об осколках боезарядов и бомб, найденных здесь советских и вражеских автоматов, а также других образцов огнестрельного оружия.

Мастерски смоделированы тутошние участки дотов и траншей. Последним на своеобразной «выставке», «вписанной» в общую композицию, показаны бронебойный снаряд калибра 305 миллиметров – это находка с места дислокации тридцатой береговой батареи. Обнаружить раритет можно в центре диорамы.

Здесь представлены также учебные снаряды, прилетевшие с линкора «Севастополь». Их вес составляет 450-470 кг. Описанный предметный план усиливает у зрителей ощущение пространства и «присутствия». Его ширина (расстояние от полотна до края смотровой площадки) составляет целых 8 м, а площадь – 83 кв. м. Воспроизведен во всевозможных подробностях реальный рельеф местности тех лет.

Что касается непосредственно полотна, то оно имеет размер 5,5 на 25,5 м. Сюжет обозначенного произведения искусства – схватка на пятачке, где сержанту Сергею Елагину удалось пленить гитлеровского солдата,
а старшине Николаю Супрягину – принудить другого немца сдать оружие.

Изображена также передняя линия атаки – со знаменосцами и фигурами лейтенанта М. Головни и В. Комиссарова. Командиры эти, размахивая оружием, призывают к наступлению бойцов 63-го стрелкового и 11-го гвардейского корпусов, входящих в одну из частей 4-го Украинского фронта. Эмоциональных людей обычно поражает сцена с узбеком Дадашем Бабажановым, дающим «клятву мести» умирающему матросу Семену Машкевичу.

На картине также увековечен подвиг связисток и медсестер. К примеру, видны тяжкие усилия молодого санинструктора Жени Дерюгиной (студентка техникума, вынесшая с поля боя 80 советских солдат и моряков, была убита пулей фашистского снайпера). На небе точно изображен дым.

Как добраться до музея?

Доехать до своеобразного мемориала можно общественным транспортом, проходящим через остановку « » — маршрутка №107 или автобус №1. Для тех, у кого свое авто: данная остановка обнаруживается прямо на «ялтинском» шоссе – 6-й километр.

Добраться до диорамы «Штурм Сапун-горы» от автовокзала Севастополя на машине или можно так.



Экспозиционный зал Диорамы. Экспонаты о героической обороне Севастополя.

Сферическая панорама 360 градусов.

Сферическая панорама 360 градусов.


Советские танки и самоходки. Май 2015 года.
Сферическая панорама 360 градусов.


Советская самоходная артиллерия. Май 2015 года.
Сферическая панорама 360 градусов.


Советские противотанковые пушки и гаубицы. Май 2015 года.
Сферическая панорама 360 градусов.


Советские зенитные пушки. Май 2015 года.
Сферическая панорама 360 градусов.


Экспозиция корабельной артиллерии и оборудования времен Второй мировой войны. Май 2015 года.
Сферическая панорама 360 градусов.


Тяжелые самоходные артустановки ИСУ-152 и ИСУ-122

Советские самоходные артустановки СУ-100 и СУ-76М

Боевые машины реактивной артиллерии БМ-31-12 и БМ-13-16 на шасси автомобилей ЗИС-12

45мм противотанковая пушка М-42, 57мм противотанковая пушка ЗИС-2, 76мм дивизионная пушка ЗИС-3

122мм гаубица М-30, 152мм гаубица Д-1 и 122 мм пушка А-19

Советская 152мм пушка БР-2, 160мм казнозарядный дивизионный миномет МТ-13, 120мм полковой миномет ПМ-120

37-мм автоматическая зенитная пушка 61-К, 85-мм зенитная пушка 52-К

Торпедный катер проекта 123-К ("Комсомолец"), парогазовая торпеда 45-36НУ, авиационная магнитная донная мина АМД-1000

100мм универсальная корабельная установка Б-34, 85мм морская пушка 90-К, 37мм спаренная зенитная автоматическая установка В-11, 45мм полуавтоматическая универсальная пушка 21-К

Стререодальномер ДМ-6, корпус командно-дальномерного поста крейсера "Молотов", якорь крейсера "Молотов"

45мм полуавтоматическая универсальная пушка 21-К, 37мм зенитная автоматическая пушка 70-К, башенные корабельные артустановки

Служебный автомобиль ГАЗ-М1 генерала армии И.Е.Петрова

85мм морская пушка 90-К, 130мм корабельная установка Б-13-2С, 100мм универсальная корабельная установка Б-34-УСМ-1 с крейсера "Молотов"

Зенитная автомобильная прожекторная установка З-15-14 на шасси автомобиля ЗИС-12


В память о беспримерном подвиге советских воинов на Сапун-горе сооружен величественный мемориальный комплекс в который входит Диорама "Штурм Сапун-Горы 7 мая 1944 г.", памятники Славы советским воинам-освободителям, мемориальные стены с наименованиями соединений и частей советских войск и именами Героев Советского Союза, Вечный огонь, Аллея славы, экспозиция советской и трофейной боевой техники и вооружения периода Великой Отечественной войны, историко-мемориальный парк.

Использование панорам и фотографий допускается только с разрешения автора сайта
"Виртуальный Севастополь".
Отзывы, пожелания, предложения о размещении рекламы/информации на сайте, конструктивную критику, замечания по описаниям к фотографиям шлите по адресу.

Поделиться