Юсуф Аль-Кардави: «Россия – враг номер один для мусульман и арабов». Планирование семьи в Исламе

«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел. Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись. Господь наш! Не возлагай на нас бремя, которое Ты возложил на наших предшественников. Господь наш! Не обременяй нас тем, что нам не под силу. Будь снисходителен к нам! Прости нас и помилуй! Ты наш Покровитель. Помоги же нам одержать верх над неверующими людьми».

(Коран. 2:286)

В нашей постоянной рубрике «Духовность» мы знакомим наших читателей с работой известного исламского ученого современности шейха Юсуфа аль-Кардави, который поясняет основные принципы исламского законодательства — фикха приоритетов. Автор, будучи ведущим специалистом в области исламского права и выдающимся проповедником, разъясняет вопросы пропорциональности и приоритетов в делах, мыслях и убеждениях с точки зрения шариата.

Краткая биография шейха Юсуфа аль-Кардави

Шейх Юсуф Абдулла Али аль-Кардави родился в Египте 9 сентября 1926 г. В возрасте 10 лет он уже знал наизусть Коран. Начальное образование получил в аль-Азхаре.

В 1953 г. с отличием закончил факультет «Основ религии» университета аль-Азхар. В 1954 г. получил преподавательскую лицензию. В 1960 г. закончил магистратуру факультета «Основ религии» при университете аль-Азхар. В 1973 аль-Кардави защитил докторскую диссертацию на тему: «Роль закята в разрешении социальных проблем». В 1977 способствовал созданию факультета «Шариат и исламоведение» в Катарском университете, деканом которого он в последующем стал. В том же году он учредил Центр исследований сиры (биография пророка Мухаммада) и сунны.

Также Юсуф аль-Кардави работал в комитете контроля по делам религии в Египте при Министерстве вакуфов. Затем он переехал в Доха, где вплоть до 1990 года занимал должность декана исламского отделения на факультете «Шариат и образование» в Катаре. В 1990-1991 гг. он был назначен на должность председателя научного совета Исламского университета и высшего образования в Алжире, после чего вернулся в Катар в качестве руководителя Центра сунны в университете Катара – должность, которую занимает до сих пор. C 1997 руководит Европейским советом по фетвам и исследованиям, расквартированным в Дублине.

На сегодняшний день он самый влиятельный теолог мира. Согласно проведенным опросам в 2008 году, Юсуф аль-Кардави признан одним из самых умных людей мира. Он занял третье место в списке «100 самых интеллектуальных людей мира» по версии британского журнала Prospect Magazine и американского журнала Foreign Policy.

Деятельность в области призыва

С юношеских лет Юсуф аль-Кардави принимает активное участие в исламской работе и призыве. За свою активную исламскую позицию несколько раз подвергался политическим репрессиям. Его вклад в мировую исламскую работу также многогранен, как и его способности. Он великолепный оратор и проповедник. Его проповеди отличаются глубиной смысла и проникновенностью. Шейх является блестящим публицистом, поэтом, правоведом и специалистом в самых различных областях исламских наук.

Стоит отметить, что Шейх Ю. аль-Кардави является автором более 120 монографий, которые пользуются огромной популярностью во всем мире. Многие из его книг, став настоящим бестселлером современной исламской мысли, издавались десятки раз и были переведены на многие языки мира. Число же его публикаций, выступлений, лекций не поддается подсчету.

Безусловно, Ю. аль-Кардави - это выдающийся исламский проповедник и ученый, не приемлющий крайностей и относящийся к центристам, которые следуют заповеди Пророка, мир ему и благословение, придерживаться принципов «уммы середины». Он сочетает в своих взглядах традиции и современность, акцентируя внимание на рациональном понимании целей и приоритетов шариата, приводит к гармонии неизменяемость Ислама и перемены эпохи, черпает вдохновение из прошлого, сосуществует и смотрит в будущее.

В своей диссертации аль-Кардави писал об опасности мусульманских экстремистских групп, особенно если они основаны на слепом повиновении. Шейх перечислил следующие признаки экстремизма: фанатизм и нетерпимость, которые полностью уводят человека в его собственные предрассудки, а также жестокость, которая лишает его ясного зрения на чужие интересы и проблемы, цели шариата или обстоятельства времени. Такие люди не имеют какой-либо возможности для диалога с другими, так что они не могут сравнивать свое мнение с другими и выбирать наиболее правильные точки зрения. Также аль-Кардави считает, что признак экстремизма проявляется в постоянной приверженности к избыточности, а также в попытках заставить других сделать то же самое, несмотря на то, что Аллах этого не требует.

Членство в научных сообществах:

Президент всемирного союза исламских ученых;

Председатель европейского совета по исследованиям и фетвам;

Член конгресса исламских исследований в Египте;

Член конгресса исламских правовых исследований при Организации Исламской Конференции с штаб-квартирой в г. Мекка;

Председатель наблюдательного совета исламского банка Катара и исламского банка Файсал в Бахрейне;

Член попечительного совета ассоциации исламского призыва в Африке;

Зам. председателя всемирной организации закята в Кувейте;

Член попечительного совета Центра исламоведения в Оксфорде;

Член королевского конгресса исламских исследований в Иордании;

Член попечительного совета исламского университета в Исламабаде;

Член ассоциации исламского призыва в Хуртуме.

Научные степени:

Диплом по исламской экономике от Исламского Банка Развития;

Грамота за выдающийся научный вклад от президента исламского университета Малайзии в 1996 г.

Грамота за выдающийся научный вклад в развитие фикха от султана Брунея в 1997 г.

Введение

Хвала Аллаху, Господу миров, который наставил нас на путь истины, и, если бы не Его милость, мы никогда не нашли бы к ней дороги. Милость и благословение нашему Пророку Мухаммаду, его семье и всем мусульманам вплоть до Судного дня.

Книга «Фикх приоритетов в свете Корана и Сунны» – это работа, которая предоставляется вниманию наших читателей, посвящена очень важной теме - пониманию (фикху) приоритетов. Она направлена на разъяснение вопросов пропорциональности и приоритетов в делах, мыслях и убеждениях, с точки зрения шариата, а именно, что должно быть приоритетным, а что должно быть поставлено на задний план; что является первостепенным, а что находится на семидесятом месте в шкале божественных повелений.

Данная тема стала более актуальной с распространением подобных нарушений среди мусульман в современном мире.

В этой работе сделана попытка осветить ряд приоритетов, которые принес шариат и которые подтверждены ясными доводами.

Надеемся, что эта работа сыграет свою роль в формировании научной мысли в исламской среде и положит начало подобным исследованиям, а также на то, что книга будет полезна и всем тем, кто посвятил свою жизнь исламскому призыву, чтобы они могли отличать приоритетное, с точки зрения шариата, от того, что таковым не является; в чем шариат проявляет строгость, а в чем мягкость; что в религии является важным, а что второстепенным.

Эта книга является первой ласточкой среди подобных исследований и открывает двери для других авторов.

«Я хочу лишь исправить то, что в моих силах. Помогает мне только Аллах. На Него одного я уповаю, к Нему одному обращаюсь».

(Коран, 11:88)

Будем надеяться, что книга, которую мы представим вниманию нашего читателя в последующих номерах будет полезна современному мусульманину.

Данная статья представляет собой умеренное, срединное мнение по поводу планирования семьи с исламских позиций. В статье не рассматривается с исламских позиций такое актаульное для современного общества явление, как "чайлдфри" - семьи, бездетные по свободному выбору, и не рассматривается проблема перенаселения планеты и необходимость сокращения прироста населения. Тем не менее, эта позиция более обоснованна, чем запретительные "фатвы" многих "алимов", не обоснованные Кораном и сунной, и заимствующие в христианском богословии далеко не лучшее.

Известный богослов Юсуф аль-Кардави вынес весьма примечательную и важную фетву, в которой не приветствуется бесконтрольное размножение, о благости которого существуют представления в массовом сознании мусульман. Кардави настаивает на планировании и контроле за рождаемостью и обосновывает это с точки зрения Шариата.
http://www.islam.ru/pressclub/analitika/ramite/

Планирование семьи с точки зрения Ислама

Планирование семьи, то есть определение интервала между рождаемостью детей, не возбраняется с точки зрения религии. Решение этой проблемы было известно в исламском праве и Шариате под названием азль («прерванный половой акт»).

Азль заключался в том, что в прошлом мужчина по какой-либо причине, например, связанной с сохранением здоровья женщины или детей, эякулировал вне влагалища, тем самым предотвращая беременность.В этой связи планирование семьи разрешается с тем, чтобы произвести здоровое потомство, которое мы способны правильно воспитать.

Сегодня воспитание не считается легким делом, как это было в прошлом, когда люди жили одной большой семьей: мать рожала детей, бабушка их воспитывала. Сейчас семьи живут раздельно.

Многие женщины выходят на работу. Детям требуется уход, чистота, забота о здоровье, социальное и образовательное попечение. На все это требуются время и силы.

Цель планирования семьи – не произвести огромное и бесполезное множество детей, а вырастить потомство, сильное во всех отношениях, получившее полноценное воспитание во всех его направлениях: умственном, физическом, нравственном, духовном, социальном.

Подобное воспитание мы можем дать только в том случае, когда действительно обладаем соответствующими возможностями. На это должны обратить свое внимание семьи, отцы, матери. Таким образом, с подобной точки зрения планирование рождаемости не имеет каких-либо преград.

Вместе с тем вопрос пропитания не должен быть единственным поводом, побудившим планировать семью. Всевышний Аллах распределил блага на земле для всех людей до их сотворения. Правильное воспитание и ориентация, здоровье матери и возможность отца дать воспитание – вот то, что должно быть причиной планирования семьи.

Однако есть противники такой концепции планирования. В доказательство они приводят следующий хадис: «Умножайтесь, воистину, я буду гордиться вами пред другими общинами». «Умножайтесь» понимается ими, как абсолютное, неограниченное увеличение потомства. Как к этому относиться?

Слово «умножайтесь», упомянутое в хадисе, не означает, что мы должны открывать врата настежь, безмерно умножая потомство и не давая ему должного воспитания. Нет, вовсе не в этом заключается смысл хадиса.

Механическое увеличение только количества детей не принесет исламской умме пользы. Речь идет об «умножении» потомства в тех рамках, в которых мы способны дать ему правильное воспитание. В этом заключается сила и значение «большинства», а не того большинства, о котором говорится в хадисе Абу Давуда, что оно подобно мути в водном потоке.

Основания для планирования семьи:

1) Опасение за здоровье или жизнь матери, что подтверждается опытным врачом. «Самих себя не убивайте, поистине, Господь к вам Милосерд!», – говорится в Коране (4:29).

2) Опасение оказаться в трудном материальном положении, что может подтолкнуть человека, не способного содержать и прокормить своих детей, к незаконным, преступным действиям. «Господь не хочет вас обременять» (Коран, 5:6); «Бог хочет облегчения для вас, он не желает отягчать вам жизнь» (Коран, 2:185).

3) Опасение за здоровье и воспитание детей.

4) Законным основанием для планирования семьи является опасение за грудного ребенка, который может пострадать от новой беременности матери или от рождения другого ребенка. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) назвал совокупление во время периода кормления грудью «предательским убийством», так как вследствие новой беременности молоко матери ухудшается, и ребенок, соответственно, ослабевает. Под «предательским убийством» имеется в виду скрытое преступление против грудного ребенка.

Пророк (да благословит его Аллах) всегда старался учитывать, удовлетворять интересы своей мусульманской общины, повелевая полезное и запрещая вредное. Так и здесь: Пророк (мир ему и благословение Аллаха), стремясь принести пользу своей общине, запрещает совокупление в период кормления.

По его словам, ухудшенное, бедное витаминами молоко матери скажется впоследствии на здоровье и силе человека в зрелом возрасте: в бою он будет повержен своим противником: «Не убивайте предательски своих детей, поистине, молоко матери застигнет рыцаря и свалит его с коня».

Однако Пророк (мир ему и благословение) не ставит данный запрет в ранг харам. Это связано с тем, что он обратил внимание на две великие и сильные нации того времени: иранцев и византийцев, которые не запрещали для себя половое сношение во время кормления, но это не влияло отрицательно на их мощь и силу.

Это говорило о том, что данный вопрос неоднозначен. К тому же данный запрет, следствием которого являлось половое воздержание, наносил моральный и физический ущерб супругам. Ведь период кормления мог растянуться на два года. Именно поэтому Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я уже было решил запретить предательское убийство, но увидел, что иранцы и византийцы практикуют его, и дети их не испытывают от него никакого вреда».

В наше же время появились различные средства и методы, предотвращающие беременность. Сегодня они уже позволяют реализовать цель, к которой стремился Пророк (да благословит его Аллах): оградить грудного ребенка от вреда и страданий и одновременно избежать другой проблемы – длительного полового воздержания на период кормления и связанных с ним трудностей.

В свете сказанного мы можем определить идеальный, с точки зрения Ислама, интервал времени между рождением детей: это 30 или 33 месяца (два года кормления и шесть или девять месяцев беременности, соответственно).

Имам Ахмад ибн Ханбал (да будет милостив к нему Аллах) и другие вынесли решение о том, что планирование семьи должно происходить с разрешения жены, так как она обладает правом на ребенка и половое соитие. Также Умар Хаттаб (да будет доволен им Аллах) запрещал мужьям прерывать половой акт с целью предотвращения беременности без разрешения жен. Это прекрасное внимание Ислама к правам женщины в то время, когда никто не признавал ее прав.

Юсуф Кардави, глава Международного союза исламских ученых
Из книги «Любовь и секс в Исламе»

С таким резким заявлением выступил известный шейх Юсуф Аль-Кардави. Причиной этого заявления стала поддержка Россией и Ираном режима Башара Асада.

«Москва, сейчас является врагом Ислама и мусульман номер один, потому что она противостоит сирийскому народу. Более тридцати тысяч сирийцев было убито. Каким оружием? Российским оружием!» - заявляет шейх Юсуф Кардави. «Арабские и мусульманские страны должны противостоять России, нужно объявить ей бойкот!», - добавляет Кардави.
Ниже мы приводит оригинал видеозаписи с этим заявлением.

Шейх Юсуф Аль-Кардави (Yusuf al-Qaradawi) является очень известной личностью в мусульманском и особенно в арабском мире. Он родился и получил образование в Египте. Является доктором шариатских наук. Так как являлся сторонником движения «Братья мусульмане», которое долгие годы подвергалось репрессиям со стороны египетских властей, перебрался жить в Катар.

В Катаре он стал вести собственную программу под названием «Шариат и жизнь» на известном спутниковом канале «Аль-Джазира». В этой программе он отвечает на вопросы зрителей, о том как ислам рассматривает те или иные жизненные или общественные ситуации.

С тех пор Кардави стал не только сугубо религиозным лицом, но и своего рода политическим деятелем. Неоднократно многие его заявления вызывали большой резонанс в арабском мире.

Кроме того Юсуф Аль-Кардави является председателем «Всемирного совета мусульманских ученых», является сопредседателем «Всемирной организации по сближению мазхабов» (исламских школ права), является своеобразным идеологом движения по призыву к умеренному ислама и центру «Аль-Васатыя».

Нужно отметить, что в отношении России Кардави неоднократно менял свою точку зрения и несколько раз выступал с противоречивыми заявлениями. Хотя насколько нам известно, сам Кардави никогда не посещал России, несмотря на неоднократные приглашения единоверцев.

Напомним, что в начале 2000-х годов он официально заявлял в своей фетве, что война в Чечне является джихадом, и мусульмане должны соответственно относиться к этой ситуации, то есть помогать моджахедам Чечни.

Затем, в 2010 году он поменял свою точку зрения. Это произошло после переговоров и встреч с представителями чеченского духовенства. После этого Кардави обвинил боевиков Чечни, что они являются невеждами в религии, и их методы борьбы (теракты, самоподрывы и т.п.) запрещены в исламе. Одним словом Кардави призывал боевиков на Кавказе отказаться от вооруженной борьбы, последовав примеру подобных группировок в других исламских странах.

В это время Кардави дал эксклюзивное интервью для телеканала

Юсуф ал-Кардави (р. 1926) - достаточно сложная и противоречивая фигура. Один из наиболее влиятельных современных мыслителей в исламском мире, книги которого помогли многим людям вернуться к религии. «Умеренный исламист», интеллектуальный и духовный лидер «Братьев-мусульман» (организация запрещена в РФ), отказывающийся от поста официального главы этой группы. Популярный египетский проповедник, учёный, автор более 120 книг и сотен статей, посвящённых широкому спектру исламских вопросов, общественный деятель, глава Международного союза мусульманских учёных (учреждён в Дублине в 2004 г.), включающий суннитских, шиитских и ибадитских религиозных авторитетов. Один из основателей «Европейского совета по фетвам и исследованиям». Его передача «Ал-шари’а ва ал-хайа» («Шариат и жизнь») транслируется каналом «ал-Джазира», аудитория которого насчитывает 40–60 млн человек по всему миру. Помимо этого, он является одним из основателей и главным автором двух интернет-порталов: Islamonline.net и Qaradawi.net. Основные произведения, принадлежащие перу ал-Кардави: «Фикх аз-закят», «Фикх ал-джихад», «Дозволенное и запретное в Исламе», «Исламское возрождение в свете дозволенного расхождения и осуждаемого раскола» и т. д. Среди важных для него тем можно выделить такие, как обновление фикха, роль женщин в обществе, образование, исламская экономика, искусство и индустрия развлечений, колониальная система, неоимпериализм, демократия, секуляризм, сионизм, мусульманские меньшинства на Западе и проблема Палестины. В данной статье мы сосредоточимся в первую очередь на теоретическом вкладе Юсуфа ал-Кардави, а не на его, несомненно, богатой событиями долгой жизни. Юсуф ал-Кардави родился 9 сентября 1926 г. в египетской деревне Сафт ат-Тураб, в районе дельты Нила. Поскольку в два года он лишился отца, то ответственность за его воспитание взяли на себя члены семьи матери. Будущий учёный получил начальное образование в местном куттабе, а в девять-десять лет он уже знал наизусть весь Коран.

В 1939 г. он поступает в школу города Танта, административного центра провинции Эль-Гарбийя. В Танте семнадцатилетний Юсуф читает свои первые проповеди в мечети и впервые встречает Хасана ал-Банну, оказавшего на молодого человека сильнейшее влияние. С 1949 по 1953 г. он проходит обучение в ал-Азхаре, где с отличием оканчивает факультет арабского языка. Уже в начале 1940-х гг., т. е. еще до своего переезда в столицу, ал-Кардави присоединился к «Братьям-мусульманам». С этим событием связан поворотный момент его биографии. В годы своего студенчества он объездил весь Ближний Восток, выступая в роли эмиссара организации, а также принимал участие в забастовках против протектората Великобритании над Египтом. В ходе правительственных репрессий 1940–1950-х гг., направленных на «Братьев-мусульман», молодой активист несколько раз попадал в тюрьму. В 1956 г., освободившись из заключения в очередной раз, он решает на время отойти от политического активизма и продолжить своё образование. В 1957 г. Юсуф ал-Кардави сдал квалификационный экзамен на факультете усул ад-дин университета ал-Азхар. 1960 г. связан с двумя событиями в судьбе ал-Кардави: во-первых, в этом году была опубликована его наиболее известная на сегодняшний день работа «Дозволенное и запретное в исламе», а во-вторых, тогда же он получил магистерскую степень по коранистике. Через год он был включён в состав научной делегации в столицу Катара Доху, где в 1962 г. возглавил отделение ал-Азхара - Катарский институт религиозных исследований. В его стенах в 1973 г. (уже после смерти Насера, т. е. когда ал-Кардави начал вновь посещать Египет) он с отличием защитил докторскую диссертацию «Закят и его влияние на решение социальных проблем» и получил ученую степень от ал-Азхара. Эта диссертация послужила основой для второй наиболее читаемой и влиятельной работы ал-Кардави, а именно «Фикх аз-закят». По мнению ряда исследователей, она до сих пор остаётся одним из самых глубоких и всесторонних анализов в соответствующей сфере. В ней ал-Кардави рассмотрел закят как способ поддержать благосостояние достойного человека и в то же время очистить дающего милостыню, а также как всеобъемлющую систему борьбы с бедностью. Во время своего пребывания в Дохе ал-Кардави сблизился с правящей катарской династией и даже обучал будущего эмира (1972– 1995 гг.) - Хамада ибн Халифа ат-Тани. Благодаря этим связям он получил гражданство и смог остаться в стране после того, как египетские власти, возобновившие преследование «Братьев-мусульман», отказались продлевать пребывание ал-Кардави в Катаре. Две трети своей жизни египетский шейх провёл именно в Катаре: здесь родились его дети, здесь он, по сути, создал новую систему религиозного образования, независимую от Саудовской Аравии.

Катар предоставил ал-Кардави юридическую и финансовую возможность посетить множество регионов по всему миру (США, Канаду, страны Европы, Австралию, Японию и т. д.), дал площадку для ведения проповеди, ресурсы для организации международных конференций, посвящённых исламскому активизму и сближению различных ветвей ислама. Хотя ал-Кардави и считается относительно независимым мыслителем, у его критиков часто возникают (вполне понятные в свете вышесказанного) вопросы по поводу его тесных связей с катарским режимом и их возможного влияния на его объективность. 18 февраля 2011 г. ал-Кардави наконец вернулся в Египет и произнёс пятничную проповедь на площади Тахрир в Каире, в которой призывал мусульман сохранить достижения «арабской весны» и захватить мечеть ал-Акса в Иерусалиме. 16 мая 2015 г., после совершённого в 2013 г. в Египте военного переворота, ал-Кардави (вместе со свергнутым президентом, Мухаммедом Мурси, и сотней других египтян, связанных с «Братьями-мусульманами») был заочно приговорён египетским судом к смертной казни. Он до сих пор официально «разыскивается» египетскими властями.

Дамир Мухетдинов
Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман РФ, ректор Московского исламского института

К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Биография

Юсуф аль-Кардави родился в небольшой деревне на западе Египта. Когда ему было два года он потерял отца, и вырос в религиозной среде своего дяди. Его семья хотела, чтобы он освоил профессию плотника, однако он предпочел стать имамом . В четырёхлетнем возрасте он начал посещать кораническую школу , а в возрасте десяти лет он знал Коран наизусть. После получения обязательного школьного образования, аль-Кардави продолжил своё обучение в Институте религиоведения в Танта в течение девяти лет. В восемнадцать лет он поступил в Университет Аль-Азхар на факультет основ религии.

Он был заключен в тюрьму при правлении короля Фарука в 1949, затем ещё три раза во время правления бывшего президента Гамаля Абделя Насера , после чего в 1961 году он покинул Египет и жил в Катаре .

Взгляды и убеждения

В мае 2013 года Кардави прибыл в Газу из Катара , где он проживает в изгнании. 9 мая 2013 года Юсуф Аль-Кардави заявил:

Израиль не имеет права на существование. Эта земля никогда не была еврейской. Палестина предназначена для арабской исламской нации.

Кардави неоднократно оказывался в эпицентре многих споров. Он призывал иракцев бороться против всех американцев на своей земле, заявив, что «нет никакой разницы между гражданскими лицами и солдатами». В апреле 2013 года он отказался участвовать в межрелигиозной конференции в Дохе из-за присутствия на ней евреев . Также Кардави призывал к уничтожению евреев и утверждал, что они заслужили нацистский геноцид .

Религиозные взгляды

Мусульманские секты

Аль-Кардави в своей диссертации писал об опасности мусульманских экстремистских групп, особенно если они основаны на слепом повиновении. Он перечислил следующие признаки экстремизма:

  1. Первые признаки экстремизма - это фанатизм и нетерпимость, которые полностью уводят человека в его собственные предрассудки, а также жестокость, которая лишает его ясного зрения на чужие интересы и проблемы, цели шариата или обстоятельства времени. Такие люди не имеют какой-либо возможности для диалога с другими, так что они не могут сравнивать своё мнение с другими и выбирать наиболее правильные точки зрения.
  2. Второй признак экстремизма проявляется в постоянной приверженности к избыточности, а также в попытках заставить других сделать то же самое, несмотря на то, что Аллах этого не требует.

Книги

Напишите отзыв о статье "Аль-Кардави, Юсуф"

Ссылки

  • Шваниц В. Г. Всемирный муфтий Кардави (Global Mufti al-Qaradawi , Webversion (англ.) )

Примечания

Отрывок, характеризующий Аль-Кардави, Юсуф

Отрешившись от знания конечной цели, мы ясно поймем, что точно так же, как ни к одному растению нельзя придумать других, более соответственных ему, цвета и семени, чем те, которые оно производит, точно так же невозможно придумать других двух людей, со всем их прошедшим, которое соответствовало бы до такой степени, до таких мельчайших подробностей тому назначению, которое им предлежало исполнить.

Основной, существенный смысл европейских событий начала нынешнего столетия есть воинственное движение масс европейских народов с запада на восток и потом с востока на запад. Первым зачинщиком этого движения было движение с запада на восток. Для того чтобы народы запада могли совершить то воинственное движение до Москвы, которое они совершили, необходимо было: 1) чтобы они сложились в воинственную группу такой величины, которая была бы в состоянии вынести столкновение с воинственной группой востока; 2) чтобы они отрешились от всех установившихся преданий и привычек и 3) чтобы, совершая свое воинственное движение, они имели во главе своей человека, который, и для себя и для них, мог бы оправдывать имеющие совершиться обманы, грабежи и убийства, которые сопутствовали этому движению.
И начиная с французской революции разрушается старая, недостаточно великая группа; уничтожаются старые привычки и предания; вырабатываются, шаг за шагом, группа новых размеров, новые привычки и предания, и приготовляется тот человек, который должен стоять во главе будущего движения и нести на себе всю ответственность имеющего совершиться.
Человек без убеждений, без привычек, без преданий, без имени, даже не француз, самыми, кажется, странными случайностями продвигается между всеми волнующими Францию партиями и, не приставая ни к одной из них, выносится на заметное место.
Невежество сотоварищей, слабость и ничтожество противников, искренность лжи и блестящая и самоуверенная ограниченность этого человека выдвигают его во главу армии. Блестящий состав солдат итальянской армии, нежелание драться противников, ребяческая дерзость и самоуверенность приобретают ему военную славу. Бесчисленное количество так называемых случайностей сопутствует ему везде. Немилость, в которую он впадает у правителей Франции, служит ему в пользу. Попытки его изменить предназначенный ему путь не удаются: его не принимают на службу в Россию, и не удается ему определение в Турцию. Во время войн в Италии он несколько раз находится на краю гибели и всякий раз спасается неожиданным образом. Русские войска, те самые, которые могут разрушить его славу, по разным дипломатическим соображениям, не вступают в Европу до тех пор, пока он там.
По возвращении из Италии он находит правительство в Париже в том процессе разложения, в котором люди, попадающие в это правительство, неизбежно стираются и уничтожаются. И сам собой для него является выход из этого опасного положения, состоящий в бессмысленной, беспричинной экспедиции в Африку. Опять те же так называемые случайности сопутствуют ему. Неприступная Мальта сдается без выстрела; самые неосторожные распоряжения увенчиваются успехом. Неприятельский флот, который не пропустит после ни одной лодки, пропускает целую армию. В Африке над безоружными почти жителями совершается целый ряд злодеяний. И люди, совершающие злодеяния эти, и в особенности их руководитель, уверяют себя, что это прекрасно, что это слава, что это похоже на Кесаря и Александра Македонского и что это хорошо.
Тот идеал славы и величия, состоящий в том, чтобы не только ничего не считать для себя дурным, но гордиться всяким своим преступлением, приписывая ему непонятное сверхъестественное значение, – этот идеал, долженствующий руководить этим человеком и связанными с ним людьми, на просторе вырабатывается в Африке. Все, что он ни делает, удается ему. Чума не пристает к нему. Жестокость убийства пленных не ставится ему в вину. Ребячески неосторожный, беспричинный и неблагородный отъезд его из Африки, от товарищей в беде, ставится ему в заслугу, и опять неприятельский флот два раза упускает его. В то время как он, уже совершенно одурманенный совершенными им счастливыми преступлениями, готовый для своей роли, без всякой цели приезжает в Париж, то разложение республиканского правительства, которое могло погубить его год тому назад, теперь дошло до крайней степени, и присутствие его, свежего от партий человека, теперь только может возвысить его.
Он не имеет никакого плана; он всего боится; но партии ухватываются за него и требуют его участия.
Он один, с своим выработанным в Италии и Египте идеалом славы и величия, с своим безумием самообожания, с своею дерзостью преступлений, с своею искренностью лжи, – он один может оправдать то, что имеет совершиться.
Он нужен для того места, которое ожидает его, и потому, почти независимо от его воли и несмотря на его нерешительность, на отсутствие плана, на все ошибки, которые он делает, он втягивается в заговор, имеющий целью овладение властью, и заговор увенчивается успехом.
Его вталкивают в заседание правителей. Испуганный, он хочет бежать, считая себя погибшим; притворяется, что падает в обморок; говорит бессмысленные вещи, которые должны бы погубить его. Но правители Франции, прежде сметливые и гордые, теперь, чувствуя, что роль их сыграна, смущены еще более, чем он, говорят не те слова, которые им нужно бы было говорить, для того чтоб удержать власть и погубить его.
Случайность, миллионы случайностей дают ему власть, и все люди, как бы сговорившись, содействуют утверждению этой власти. Случайности делают характеры тогдашних правителей Франции, подчиняющимися ему; случайности делают характер Павла I, признающего его власть; случайность делает против него заговор, не только не вредящий ему, но утверждающий его власть. Случайность посылает ему в руки Энгиенского и нечаянно заставляет его убить, тем самым, сильнее всех других средств, убеждая толпу, что он имеет право, так как он имеет силу. Случайность делает то, что он напрягает все силы на экспедицию в Англию, которая, очевидно, погубила бы его, и никогда не исполняет этого намерения, а нечаянно нападает на Мака с австрийцами, которые сдаются без сражения. Случайность и гениальность дают ему победу под Аустерлицем, и случайно все люди, не только французы, но и вся Европа, за исключением Англии, которая и не примет участия в имеющих совершиться событиях, все люди, несмотря на прежний ужас и отвращение к его преступлениям, теперь признают за ним его власть, название, которое он себе дал, и его идеал величия и славы, который кажется всем чем то прекрасным и разумным.
Как бы примериваясь и приготовляясь к предстоящему движению, силы запада несколько раз в 1805 м, 6 м, 7 м, 9 м году стремятся на восток, крепчая и нарастая. В 1811 м году группа людей, сложившаяся во Франции, сливается в одну огромную группу с серединными народами. Вместе с увеличивающейся группой людей дальше развивается сила оправдания человека, стоящего во главе движения. В десятилетний приготовительный период времени, предшествующий большому движению, человек этот сводится со всеми коронованными лицами Европы. Разоблаченные владыки мира не могут противопоставить наполеоновскому идеалу славы и величия, не имеющего смысла, никакого разумного идеала. Один перед другим, они стремятся показать ему свое ничтожество. Король прусский посылает свою жену заискивать милости великого человека; император Австрии считает за милость то, что человек этот принимает в свое ложе дочь кесарей; папа, блюститель святыни народов, служит своей религией возвышению великого человека. Не столько сам Наполеон приготовляет себя для исполнения своей роли, сколько все окружающее готовит его к принятию на себя всей ответственности того, что совершается и имеет совершиться. Нет поступка, нет злодеяния или мелочного обмана, который бы он совершил и который тотчас же в устах его окружающих не отразился бы в форме великого деяния. Лучший праздник, который могут придумать для него германцы, – это празднование Иены и Ауерштета. Не только он велик, но велики его предки, его братья, его пасынки, зятья. Все совершается для того, чтобы лишить его последней силы разума и приготовить к его страшной роли. И когда он готов, готовы и силы.

Поделиться