Что анализ и его делать. Что такое анализ текста? Как делать комплексный анализ текста по литературе? Общение и органичность

Раньше я читал много книжек по эффективности, тайм-менеджменту, менеджменту и тому подобному. Но 6 месяцев назад я придумал собственный инструмент, который стал для меня незаменимой технологией саморазвития. Это ежедневный самоанализ. Он приносит мне огромную пользу и заменил все остальные технологии. Надеюсь, что он поможет и вам!

Вот как я использую этот инструмент. КАЖДЫЙ день в 22:00 у меня срабатывает будильник на мобильном. Постоянство обязательно! В это время я ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖЕН выделить минимум 20-30 минут, чтобы проанализировать дела за день. Анализ я провожу по следующему списку и обязательно письменно (для этого у меня есть отдельный блокнот):

1. Что я сделал правильно/хорошо? Как можно усилить в будущем эти преимущества?

2. Что я сделал неправильно? Что можно было сделать лучше? Как в дальнейшем поступать в подобных ситуациях и исправить ошибки?

3. Что можно было ещё сделать? Почему это не было сделано? Как в будущем избежать повторения этой ситуации?

(Это обязательный пункт! Можно целый день ни фига не делать и по первым двум пунктам пройти, как красавчик).

4. Приблизил ли текущий день достижение моих долгосрочных целей? Что надо было сделать, чтобы ещё ближе подойти к целям? (Соответственно, у вас должны быть цели.)

5. Что я буду делать завтра, чтобы усилить сильные стороны, обойти слабые и приблизиться к достижению своих долгосрочных целей? Этот пункт идёт как вывод из предыдущих 4-х.

Чтобы ещё усилить этот пункт, можно проработать задачи на следующий день в органайзере. Очень часто нам «набрасывают» задачи окружающие, и мы, не задумываясь, записываем их в свои органайзеры. Если же на трезвую голову в спокойной обстановке посмотреть на эти задачи и проанализировать их с точки зрения своих целей, то от половины можно отказаться, а ещё четверть можно делегировать кому-то другому.

Обязательные правила при выполнении самоанализа:

1. Анализировать дела только текущего дня. Вы не вспомните, с кем и как «неправильно» общались или провели телефонный разговор вчера. Делать всё надо по горячим следам.

2. Анализу подлежит всё: почему я долго добираюсь на работу? Сколько раз и кто мне звонил? Почему звонили именно мне? Могли бы звонить кому-то из сотрудников? Как прошли переговоры, и что я упустил? Как оптимизировать финансовую схему работы моих компаний? Как уменьшить налоговую нагрузку в свете последней оплаты налога на прибыль?..

Я пересматриваю звонки, которые поступили мне на мобильный, смотрю почту, органайзер.

3. Делать постоянно. Очень сложно заставить себя делать самоанализ постоянно. Часто бывает, что вечером вы устали и хотите отдохнуть, нет сил, хочешь есть и т.п. Но использовать данный инструмент надо постоянно! Иначе толку от него не будет.

4. Делать всё письменно.

Так анализ получается глубже и осмысленней, и вы можете записать для себя выводы и важные моменты на которые стоит обратить внимание.

5. Раз в месяц нужно пересматривать выводы (пункт 5) и анализировать, все ли они были выполнены, всё ли идёт гладко. Если нет, то надо поставить для себя цель на неделю и сконцентрировать внимание на каком-то одном аспекте. Это очень важно. Потому что все мы знаем, что есть огромная разница между тем, как надо делать, и как я это делаю.

Казалось бы, инструмент очень простой, но в результате его использования я получил реальную пользу:

1. Уменьшилась нагрузка – я стал отказываться от большого количества задач, бизнесов и проектов, которые противоречат моим целям.

2. Жизнь стала более сознательной – ежедневный анализ очень чётко подчеркивает мои сильные и слабые стороны, правильные и неверные поступки, отношения со временем.

3. Ежедневные небольшие улучшения – по сути моя система помогает реализовать тот же принцип, что и «кайдзен».

4. До использования данного инструмента я находился в броуновском движении – много дел, встреч, проектов, задач. После начала использования – всё раскладывается по полкам, становится чётким и понятным.

Уверен, вам хорошо известно чувство, когда вы постоянно заняты. Что-то делаете, вроде бы много, целыми днями. Но когда проходит год и вы себя спрашиваете: «Чего я добился за этот год, что значимое я сделал?» – то в голову приходит только новый iPhone и пара каких-то глупых шумных посиделок с друзьями, и всё. А ведь прошёл целый год! И вы даёте себе слово, что в следующем году всё исправите, будете заниматься чем-то значимым, но и этот год проходит,и ничего особо не меняется. Описанный мною инструмент позволяет разорвать этот порочный круг.

В использовании данного инструмента есть только одна сложность – нужно иметь достаточно высокий уровень самокритичности. Проверка на самокритичность – вопрос «какие у меня слабые стороны?» Если на этот вопрос у вас нет ни одного ответа, то инструмент вряд ли для вас. А чтобы ещё упростить анализ дневных событий, можно подходить ко всему произошедшему с точки зрения такой цепочки: что хотел получить? – что реально получил? – почему так получилось?

Здравствуйте, дорогие друзья!

Очень часто в своем словесном обиходе мы используем фразы по типу: «логический склад ума» и аналитическое мышление. Но что значит этот вид мышления и что конкретно обозначают термины можем даже и не догадываться.

На самом деле, такой вид построения мысли можно разобрать сразу с двух сторон. Как с теоретической частью вопроса, так и с практической. Если в первом случае аналитическое мышление обозначает высокую способность индивидуума принимать решения с помощью логики и сухого просчета, то в практике ситуация обстоит куда интересней.

Не все знают, что именно аналитический склад серого вещества предполагает под собой доминирование левого полушария над правым . То бишь, рассудок полностью контролирует эмоции, а логика - рождающиеся образы.

Это не мешает личностям проявлять себя, как мирового уровня математики или даже музыканты! Но как научиться анализировать поступающую информацию? В сегодняшней статье мне хочется привести несколько действенных советов по прокачке скилла аналитического мышления. А перед этим, брошу очерк на практическую сторону вышеупомянутого мыслительного процесса.

Описание механизма аналитического мышления

  • Человек способен мастерски структурировать входящую информацию на логичные блоки. Это может выглядеть, как отдельные составляющие, что формируют общую картинку представления о проблеме или теме вопроса;
  • личность способна быстро произвести качественный анализ инфоповода, а после досконально изучить рубрики по отдельности;
  • в случае нехватки аргументов или фактов, особь с аналитическим мышлением может прибегнуть к восстановлению недостающих пазлов с помощью логических умозаключений, конструктивных домыслов и контраргументов;
  • обязательное условие - всегда просчитывать и видеть сразу несколько способов решения ситуации;
  • производит оценку плюсов и минусов каждого из возможных результатов принятого действия;
  • выбирает наиболее оптимальный вариант решения, удовлетворяющий наивысшее число его запросов.

Человек и виды мышления

Личность, в зависимости от возникшего обстоятельства, использует разный тип мышления:

  • например, благодаря логическому типу, человек способен найти взаимосвязь между возникающими событиями в его жизни и обнаружить последовательность;
  • дедукция имеет весомые отличия между логикой. Так, дедуктивный метод поразмыслить не сравнивает то, что происходит, а самостоятельно определяет связку увиденных процессов для умозаключения;
  • а вот аналитический склад разума можно охарактеризовать, как наиболее продвинутый способ определить один из самых оптимальных вариантов решения дилеммы;
  • абстрактное мышление (творческое), позволяет человеку генерировать бесчисленное количество удивительных идей и творческих начинаний.

Помимо удачного переключения между типами, именно благодаря анализу поступающей информации, люди аналитического образа мыслить способны добиться высоких показателей как в профессиональном поприще, так и в личной жизни.

Они менее вспыльчивы и достаточно малословные. Скрывают в себе мощные качества лидера , отмеченные высокой продуктивностью. Но стоит отметить, что «наука аналитика» сопровождают индивидуума до последних дней. Вернее, до тех пор, пока мозг человека полностью не прекратит жизнедеятельность.

Развиваем возможности

Для кого пригодится аналитический склад ума, спросите вы? Он полезен продавцам, и художникам, и физикам, наперевес с блогерами. А все потому, что с его помощью можно увидеть успешность и результативность выполняемых дел.

Как ни странно, но развить навык мыслить аналитически у детей не составит труда. Для этого им понадобится систематически посещать лекции по математике и попросту посещать уроки. Плюс ко всему, обратить внимание на технические основы и направления.

А вот со взрослыми людьми дела обстоят намного сложнее. Сейчас я хочу вам презентовать несколько эффективных способов развить нужные сверхспособности.

1. Тренировка или пища для ума

Шахматы и математика

Прекрасной разминкой для разума являются аналитические игры. Так, отменно рекомендуют себя шахматы и маджонг. В процессе занятия вы сможете ощутить удовольствие и самую настоящую прокачку серого вещества.

Вам предстоит самостоятельно разрабатывать стратегию, следить за противником и наперед просчитывать свои ходы. Так как развитие логики напрямую связанно с аналитическим мышлением, я настоятельно рекомендую вам проводить всевозможные вычислительные операции в уме.

Компьютерные игры

А вот здесь компьютерные игры как никогда кстати полезны. Конечно же, этот вид занятий рассчитан на совсем ленивых людей, но тем не менее квесты и стратегии прекрасно развивают аналитические способности.

Вам предстоит быстро реагировать на ситуации, просчитывать риски и возможности, а также запастись терпением для глубинного анализа ситуации.

Собственная программа

В этом виде тренировке каждый сам себе хозяин. Вы можете лично выбирать тему и поток информации для сопоставления аргументов и фактов. Быть может вам придется по вкусу изучение научных передач или журналов, ознакомление со сложной литературой для досконального построения логической цепочки.

Могут подойти аналитические статьи на тему политики, экономики и кибернетики. Также, вы сможете усовершенствовать навык определения главного от второстепенного. То бишь, правильно выставлять приоритеты .

2. Конструктивная критика

Чтобы освоиться в аналитическом мышлении, вам необходимо привыкнуть оспаривать любую поступающую новость. Сомневайтесь во всем! Я советую вам выступать в роли заядлого любителя дискуссий. Это поможет научиться задавать логические и аргументированные вопросы сначала самому себе, а в дальнейшем и государству, обществу и рамкам.

Я предложу обратить внимание на детальное рассматривание абсолютно противоположных точек зрения. Когда вы начнете пытаться соединить их в один сплошной пласт материала, одновременно развивая каждую из гипотез, вы сможете увеличить и уровень своей терпимости.

3. Приучите себя к планированию

Обязательно планируйте свою жизнь наперед. Создайте календарь, в котором четко разграничены долгосрочные перспективы и цели от краткосрочных. После прохождения каждого из выполненных этапов, анализируйте результаты для выведения общих корректировок.

Стоит выделять ярким цветом ключевые события и важные для свершения даты. Благодаря такому образу планирования жизни, вы развиваете и усовершенствуете не только аналитическое мышление, но и свою деятельность в комплексе.

4. Общение и органичность

Обязательно вспоминайте о тренировке способностей аналитически мыслить в момент общения с людьми. Перед тем как высказаться, попробуйте в уме просчитать возможные варианты ответа собеседника или ход его мыслей.

Это прекрасно тренирует внимательность и вовлеченность в разговор. Также методика весьма полезна при возникновении конфликтной ситуации или горячего спора.

И при этом, не делайте акцент на развитии одного из полушарий. Человек - существо многогранное и гармоничное. А его успешность зависит только от разностороннего развития профессиональных и личностных навыков, уровня интеллекта, коммуникативных способностей и симбиоза видов мышления. Всего-то!

На этом точка!

Подписывайтесь на обновления, впереди вас ждет масса удивительных тем и открытий! В комментариях поделитесь играми по развитию аналитического мышления или интересными задачами на логику!

До встречи на блоге, пока-пока!

Вопрос о том, как делать анализ стихотворения, как правило, появляется у школьников. Особенно у тех, кому нужно сдавать ЕГЭ по литературе. Однако без анализа поэтического текста нельзя обойтись и обычному любителю поэзии, так как некоторые стихотворения без предварительного анализа понять практически невозможно.

Сложности анализа

Несмотря на то, что в школе и в институте предлагаются чёткие алгоритмы анализа стихотворений, жёсткой схемы анализа не существует. Это обусловлено тем, что стихотворный текст - живой и тускнеет, когда к нему подходят унифицировано, стараясь вогнать в заранее установленные рамки.

Стихотворение анализировать сложнее, чем прозу, потому что разрушить гармонию стиха проще простого. Тогда тонкая ткань смысла, который выражает самое сокровенное, может легко порваться.

Для восприятия лирических произведений характерна субъективность, поэтому анализ стихотворения - это настоящее искусство понимания поэта.

Кроме этого, уникальность каждого отдельного стихотворения значительно усложняет анализ. Ведь для одного произведения важен размер стиха, для другого - лирический сюжет. Разными могут быть и задачи поэта, который может выразить внутреннее состояние лирического героя, создать музыку стиха или выразить в форме образов философскую мысль.

Любая схема анализа поэтического текста условна. Поэтому свободный комментарий или исследовательский текст может начинаться с любого направления анализа. Всё зависит от логики рассуждений, которую диктует сам художественный текст.

Схема анализа

История и биография

Зачастую, чтобы понять стихотворение необходимо знать время его создания, историю публикации, некоторые факты биографии автора, связанные с лирическим сюжетом или имеющим какое-либо отношение к истории написания стихотворения.

Стихотворение в творчестве поэта

Определяя место стихотворения в творчестве поэта, нужно

  • сначала отнести произведение к какому-либо из периодов творчества поэта;
  • осмыслить контекст;
  • выявить характерные или нетипичные черты стихотворения для конкретного поэтического этапа.

Основная тема

Основой любого художественного произведения является тема. Для того чтобы было проще определить тематику стихотворения и выделить его ведущую тему, разработана тематическая классификация лирических произведений. Выделяют следующие темы лирики:

  • любовная (интимная),
  • пейзажная,
  • лирика дружбы,
  • патриотическая и гражданская,
  • медитативная или философская,
  • тема поэзии и поэта.

Это условная классификация, но она помогает начать анализ стихотворения и служит его отправной точкой.

Чаще всего в стихотворении можно определить ведущую тему, определяя которую нужно соотнести тематическую классификацию с "вечными" темами рока, смерти, красоты, любви и так далее. Но любой поэтический текст представляет сложное переплетение мотивов и тем.

Мотив при этом отличается от темы своей словесной закреплённостью в тексте и устойчивостью формально-содержательного компонента. Так, для лирики Лермонтова характерен мотив изгнанничества, присутствующий в таких стихотворениях, как "Тучи", "Нет, я не Байрон, я другой...".

С помощью мотива проще понять подтекст стихотворения. Традиционными для поэзии являются мотивы встречи, одиночества, пути, тоски, разочарования, бегства, борьбы, возмездия и так далее.

Чтобы определить ведущий мотив, необходимо выделить лейтмотив произведения, под которым понимается преобладающее настроение, основная идея и эмоция всего произведения или творчества поэта, а также образ или оборот художественной речи, который постоянно повторяется и характеризует героя, ситуацию или переживание.

Сюжет лирического произведения

Сюжет неразрывно связан с событием. Импульсом лирического переживания или особого эмоционального состояния героя могут стать случайная встреча, созерцание природы, воспоминание, сюжетная сценка или мысль. Если в стихотворении есть развёрнутый сюжет, то произведение следует относить к лиро-эпическому жанру. В лирическом произведении сюжет может быть ослаблен.

Сложнее всего подобрать такие слова, которые смогли бы передать события, которые стали основой сюжета. При этом очень легко соблюсти точность и пересказать сюжет стихотворения, но суть стихотворения будет уничтожена.

Проблематика стихотворения

Для определения проблематики стихотворения нужно задать вопросы к тексту или подтексту произведения. Принципиальных отличий от проблематики других литературных родов в стихотворных произведениях нет. Поэты задают такие же социальные и этические вопросы и по-своему отвечают на "вечные проблемы". Чаще всего проблема вводится в подтекст произведения. Реже проблема формулируется в стихотворении напрямую. Анализ проблематики зависит от умения формулировать и видеть проблему, которая организует поэтическую мысль.

Композиция стихотворения

Стихотворение можно разделить на смысловые части. Благодаря этому можно проследить за тем, как развивается тема, заметить, как меняется настроение, ощутить композиционную стройность стихотворения и его гармонию, выделить поэтическую мысль. Иногда разделить текст на смысловые части невозможно, так как это не позволяет сделать миниатюрность или содержательная цельность стихотворения.

Лирический герой

Литературоведы до сих пор спорят о границах и содержании понятия "лирический герой", но без него трудно постичь образ поэта. Если драматический или эпический герой проявляет свой характер через поступки и взаимодействие с другими героями, то лирический герой проявляет себя через эмоциональные переживания.

Анализируя стихотворение, нужно учесть сложность соотнесённости автора и лирического героя. Между ними могут быть разные отношения. Лирический герой может оказаться "двойником" автора, тогда говорят о том, что лирическое "я" раскрывает авторское сознание.

Когда мир проходит сквозь призму выдуманного "я", то говорят о лирическом субъекте, а не о лирическом герое. Этот субъект порождает авторская фантазия, чтобы раскрыть чужое сознание.

Не всегда в стихотворении можно обнаружить лирического героя. Когда задачей поэта становится постановка философской проблемы, а не изображение внутренних переживаний человека, то говорить об образе лирического героя становится трудно.

Основное настроение и его изменение

В стихотворении конкретика может переплетаться с символикой и аллегорией. Тем не менее основой является эмоциональная составляющая, связанная с переживаниями героя.

При восприятии поэтического текста необходимо подключиться к настроению произведения, уметь чувствовать изменения душевных состояний героя и давать объяснение мотивам. Чувства лирических героев стихотворных произведений чаще всего предстают в динамике.

Но не во всех стихотворениях можно проследить перемены настроения, так как эмоции и чувства могут быть устойчивы и статичны.

Жанр стихотворения

Жанровая система лирики начала разрушаться в XIX веке. Причинами этого явления стали:

  • подвижность границ между разными жанрами,
  • творческая воля поэта,
  • неопределённость признаков жанров.

Большинство стихотворений довольно сложно отнести к тому или иному жанру. Однако жанровое деление в лирике сохранилось, но имеет условный характер. Анализируя жанровую форму стихотворения, можно лучше понять содержание, заметить совмещение жанров или новаторские перемены традиционного жанра.

В процессе развития литературы некоторые жанры забывались. Такая судьба постигла мадригал (стихотворение о любви, которое построено на комплиментах возлюбленной) и дифирамб (гимн богу Дионису). Эти жанры в период Нового времени использовались лишь как подражания.

Главным жанром лирики остаётся лирическое стихотворение, представляющее собой небольшое произведение в стихах. Универсальным на сегодняшний день является понятие "стихотворение". Им обозначаются лирические произведения всех жанров. Но поэты в некоторых случаях конкретизируют жанр написанного стихотворения. Так, Пушкин стихотворение "Безумных лет угасшее веселье..." называет элегией.

Элегии древних греков писались строго определённым размером и были разнообразны по тематике. Римляне сузили этот жанр и изображали лишь любовные переживания. В новое время жанр элегии связывался с размышлениями о судьбе, созерцанием природы, любовными переживаниями, сопровождаемыми меланхолией, печалью и сожалением.

Элегия чаще всего писалась ямбом. Для этого жанра существовал определённый поэтический словарь. Со временем элегия утратила эти признаки, но сохранила в качестве основных жанровых признаков тональность и тематику.

Есть и такие жанры, которые обладают чёткими жанровыми признаками. За это их называют твёрдыми стихотворными формами. Таков, например, сонет, который состоит из 14 стихов, имеет строгую строфическую композицию и специфическую систему рифм.

По такой схеме вполне можно сделать анализ стихотворения. Конечно, можно углубиться и проанализировать поэтическую речь, синтаксис, фонетику. Главное, не забывать о цели, с которой анализируется поэтическое произведение. А она должна заключаться не в том, чтобы получить положительную оценку на экзамене, а в том, чтобы раскрыть все красоты стихотворения, глубже понять его смысл, окунуться в его контекст и обнаружить массу удивительного.

Каждый ученик задает вопрос: как делать анализ текста, когда приходит время выполнять такое задание. Первое, с чего стоит начать - составить план. А далее, следуя по шагам, проанализировать предложенный текст. На самом деле, ничего сложного.

Что такое анализ текста?

Итак, подробнее. Анализ - это метод краткого описания (краткий пересказ), чтобы лучше понять смысл. Анализировать можно все что угодно: стихотворение, текст, поступок, сказанные слова и так далее. Главное, соблюдать некоторые правила. Что же касается анализа текста по школьным предметам (литературе или русскому языку), то данное занятие помогает не просто читать книги, а читать осмысленно. Так, чтобы после прочтения можно было легко пересказать произведение и уловить мысль автора. Конечно на первых этапах ученик будет задавать себе вопрос, как делать анализ текста. Но впоследствии ему станет легче понимать произведения, когда они станут более сложными. Данный метод работы также помогает настраиваться на творческую работу и раскрывает личностное восприятие.

Комплексный анализ текста

Данное задание включает в себя множество параметров, по которым легче понять отрывок из произведения. Но четкой инструкции или схемы не существует, хотя придерживаться какого-то плана необходимо, чтобы составить текст анализа, где вывод будет вытекать из определенных фактов, подтверждающихся приведенными аргументами.

Стоит начать с того, что после прочтения, необходимо озаглавить текст. Так для себя можно определить тему и тематику и уже вначале ответить на вопрос: "что этим отрывком автор хотел сказать?".

Стоит помнить, что тема - это предмет рассуждения. А тематика - это совокупность тем, которые могут быть в предложенном отрывке.

В помощь при анализе могут быть использованы средства связи, разделяющиеся на лексические и морфологические. Т.е. необходимо определить, используются ли синонимы, повторы, союзы, глаголы и деепричастия.

Упомянуть нужно и о стиле текста, который может быть художественным, официально-деловым, научным или разговорным. А также следует уточнить, какой используется тип речи: повествование, рассуждение или описание.

Знание всех моментов несомненно поможет при разборе, и ученик уже не будет задавать вопрос: а как делать анализ текста. Он сразу по определенному плану начнет исследовать предложенное произведение, и в конце легко сможет сделать вывод с приведенными аргументами.

По русскому языку и литературе

И напоследок. Анализы текстов по русскому языку и литературе могут несколько отличаться друг от друга. Если он взят из какого-либо произведения, необходимо использовать несколько одинаковых шагов. По-порядку:

  1. - легенда, стихотворение, притча, воспоминание, очерк
  2. Тема текста - в любом произведении есть своя тема
  3. Какие использованы приемы построения текста - повторы, противопоставления, усиление, динамичность, созерцание
  4. Использование изобразительных средств
  5. Общее впечатление от прочитанного - если вдумчиво читать текст, то определенное впечатление обязательно останется, о нем и следует рассказать в самом конце анализа

Пример

Как делать анализ текста представленного отрывка? Ниже приведен пример:

Следует разобрать его по шагам, чтобы увидеть заложенный смысл.

  1. Мысль автора - показать и рассказать об участниках охоты, а с другой стороны продемонстрировать величие природы.
  2. Тип и стиль - это художественное произведение, а точнее повествование с элементами описания.
  3. Средства связи и художественные средства - союзы (и, но), наречия (долго, крепко, вдали). Основной прием - антитеза, т.е. когда идет противопоставление - глаголы (выскочишь, помчишься и осадишь, замирает), прилагательные (отчаянный, бешенный и мертвый). Также встречаются эпитеты, метафоры, градации.
  4. Синтаксические особенности - используются простые предложения, которые также входят в состав сложных, распространены определения и обстоятельства.
  5. Орфографические особенности - безударные гласные в корне (копыта, долина), чередующиеся гласные в корне (замирают, выскочишь).

Данная статья даст примерный план анализа стихотворения (восприятие, тема, жанр, композиция, средства художественной выразительности и т.д.). Вы научитесь делать сравнительный анализ стихотворений одного автора либо нескольких. Итак, перед вами своеобразная памятка по разбору стихотворения − небольшого по объему художественного произведения, написанного в поэтической форме и организованного по законам стихосложения.

План анализа стихотворения

  • Восприятие стихотворения (опишите впечатление, которое произвело на вас стихотворение, какие в вашем воображении возникли картины, каким настроением проникнуто данное произведение, меняется ли настроение в какой-то момент и почему, если это так).
  • Тема стихотворения, которая зачастую тождественна его названию: "Весенняя гроза", "Незнакомка". К темам можно отнести следующие: дружба, любовь, жизнь и смерть, природа, поэзия и ее роль в жизни человека, родина, народ, судьба поколения, герой и толпа. Более локальная тема (микротема, поэтический сюжет): прошлое, разлука, странствие, свидание и т. д. Следует определить тип лирики: любовная, пейзажная, философская, религиозная, патриотическая. Бывает так, что в рамках одного стихотворения видны черты разных типов (произведение Ф.И. Тютчева "Что ты клонишь над водами…" относится и к пейзажной лирике, и к философской).
  • Жанр (лирическое стихотворение, элегия, послание, сонет, ода, фрагмент и др.). Определения жанров вы найдете в "Словаре литературоведческих терминов". Обычно жанр связан с литературным направлением (в школе изучаются классицизм, романтизм, реализм, сентиментализм, символизм, футуризм, акмеизм). Традиционные для определенного направления формы (жанры): классицистическая ода, романтическая элегия, сентименталистская элегия и т. д.
  • Композиция - построение стихотворения. Это понятие включает в себя последовательность строк и строф, композицию рифмы, строфику, повторение выражений и звуковые повторы, повторы строк или строф, антитезы (контрасты).
  • Средства художественной выразительности. Тропы: метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения и т. д. Фигуры - синтаксические построения, обороты речи, которые используются для усиления выразительности: инверсия, анафора, повтор, бессоюзие, градация, оксюморон и др. Важно не только найти тропы и фигуры в тексте, но и определить их роль в воплощении темы, идеи и образа.
  • Звукопись (аллитерация и ассонанс). Следует охарактеризовать, как звуки помогают созданию образа. Аллитерация - это повторение однородных либо одинаковых согласных в стихотворении, что придает ему особую звуковую выразительность. Ассонанс - повторение гласных звуков с той же целью.
  • Ритм, размер, рифма. Размеры стихотворения: двусложные и трехсложные. Двусложные размеры: хорей (плавный), ямб (энергичный, сильный). Трехсложные размеры: дактиль (однообразный мерный ритм), анапест (очень гибкий, способный передавать различные настроения), амфибрахий (близок к интонациям разговорной речи).
  • Лексика. При разборе необходимо объяснить значение всех сложных для понимания слов, особенно архаизмов, историзмов. То или иное слово, которое кажется вполне понятным, в контексте может приобретать новое значение.
  • Оценка. Опишите, как раскрывается лирический герой в этом произведении, каковы его внутренний мир, чувства, переживания. Расскажите, как на вас повлияло данное стихотворение.

Вот так делается краткий анализ стихотворения.

Сравнительный анализ стихотворений

Знать, как сделать сравнительный анализ стихотворений, также важно для школьников и студентов, изучающих русскую литературу.

  • время создания стихотворений, жизнь поэта (поэтов) в этот период, если это важно в вашем конкретном случае;
  • жанр;
  • темы произведений;
  • сравнение образов лирических героев;
  • сравнение эмоционального настроя стихотворений (с помощью каких средств создается определенное настроение: тропы, звукопись и т.д.);
  • композиция произведений;
  • основная мысль стихотворений;
  • размер, рифма.

Теперь вы знаете, как сделать анализ стихотворения. Приведенные примеры планов не являются твердо установленными, но в них присутствуют наиболее важные пункты для анализа стихотворных текстов.

Поделиться