Вклад е бакуниной в развитие сестринского дела. Биография

Екатери́на Миха́йловна Баку́нина (19 (31) августа 1810 или 1811, Санкт-Петербург - 1894, село Козицино, Новоторжский уезд, Тверская губерния) - знаменитая сестра милосердия, героиня двух войн XIX века.

Великий хирург Николай Иванович Пирогов, говоря о неоспоримом вкладе в мировую историю русских сестер милосердия, к наиболее выдающимся среди них справедливо относил Екатерину Бакунину , чьи корни тесно связаны с тверской землей.

Биография

Родилась Екатерина Михайловна в 1810 году в семье дворянина - Михаила Михайловича Бакунина (1764-1847), бывшего губернатором Санкт-Петербурга и сенатором.

Е. М. Бакунина приходилась двоюродной сестрой знаменитому анархисту Михаилу Бакунину и внучкой И. Л. Голенищеву-Кутузову.

Е. М. Бакунина получила прекрасное, всестороннее образование. В своих воспоминаниях Бакунина пишет, что в юности была скорее «кисейной барышней»: занималась музыкой, танцами, рисованием, обожала морские купания в Крыму, домашние балы, где с удовольствием танцевала. Вовсе не слушала прежде лекций по естественным наукам и не ходила в анатомические театры.

Крымская война

К моменту начала Крымской войны Екатерина Михайловна была солидной светской дамой сорока лет. В числе первых добровольцев она пожелала немедленно отправиться на фронт. Но попасть туда оказалось делом непростым. Родственники даже не хотели слышать о ее намерениях. Письменные просьбы в канцелярии великой княгини о зачислении в общину оставались без ответа. И все-таки благодаря упорству Екатерина Михайловна добилась своего. В Крестовоздвиженской общине она прошла начальную медицинскую подготовку. Когда врачи обучали ее в Петербурге азам медицинского дела, то, боясь простудиться в холодном климате зимой, в больницу на занятия ездила в карете, чем вызывала насмешки хирургов. Но двоюродный брат, офицер Александр, лучше знающий ее характер и волю, рассказывая ей про Крым, про скопления раненых и тифозных, сказал: «Ведь я тебя знаю, тебе теперь еще больше захотелось туда ехать». Тогда желая испытать себя, она стала ежедневно посещать «самую гнусную» из московских больниц.

21 января 1855 года Бакунина в числе сестер Крестовоздвиженской общины начала работу на театре военных действий в бараках осажденного Севастополя, где кровь лилась рекой. Николай Иванович Пирогов в своих воспоминаниях с восхищением и уважением пишет не только о бескорыстии, редком трудолюбии, но и о мужестве и бесстрашии сестры Екатерины. Пирогов вспоминал: «Ежедневно днем и ночью можно было застать ее в операционной, ассистирующей при операциях, в то время когда бомбы и ракеты ложились кругом. Она обнаруживала присутствие духа, едва совместимое с женской натурой». Вдохновляло сестер и то, что фронтовое начальство ценило их помощь, приравнивая ее к подвигу. Сам Пирогов, а также посещавшие госпитали вице-адмирал П. С. Нахимов, генералы считали их незаменимыми помощницами. «Нельзя не дивиться их усердию при уходе за больными и их истинно стоическому самоотвержению», - говорили многие, видевшие их труд. По поручению Пирогова Екатерина Михайловна в конце 1855 года возглавила новое отделение медсестер для перевозки раненных в Перекоп. Позднее она получила предложение возглавить Крестовоздвиженскую общину. Великий хирург пишет ей в письме: «Не отговаривайтесь и не возражайте, здесь скромность неуместна… Я вам ручаюсь, Вы теперь необходимы для общины как настоятельница. Вы знаете, ее значение, сестер, ход дел, у Вас есть благонамерение и энергия.… Не время много толковать - действуйте!» На этом посту Бакунина оставалась вплоть до 1860 года. Она ездила по всем военным госпиталям Крыма и «сделалась примером терпения и неустанного труда для всех сестер Общины».

«Община - не просто собрание сиделок, - подчеркивал Пирогов, - а будущее средство нравственного контроля госпитальной администрации». На должности госпитальной обслуги, а также на заведование складами были взяты только сестры независимой Крестовоздвиженской общины.

Одним из ярких представителей такого «нравственного контроля» стала Екатерина Михайловна Бакунина.

Карьера сестер милосердия определяется мнением о них раненых, местных руководителей общины, Николая Ивановича Пирогова и великой княгини Елены Павловны. И не могли своей властью госпитальные чины ни наградить, ни разжаловать их. Не могли чиновники и заинтересовать сестёр «войти в долю»: их позиция была твёрдой. Эту позицию выразила Екатерина Михайловна. Она так сказала о своей главной цели: «Я должна была сопротивляться всеми средствами и всем своим умением злу, которое разные чиновники, поставщики и пр. причиняли в госпиталях нашим страдальцам; и сражаться и сопротивляться этому я считала и считаю своим священным долгом».

Именно поэтому Николай Иванович поручил сестрам раздачу денежных пособий. Честность Бакуниной и других сестёр оценили и сами раненые. «Вы помните меня, Катерина Михайловна? - иногда радостно кричал и махал ей рукой какой-нибудь солдат, проходящий мимо с отрядом, - это я, Лукьян Чепчух! Мои семь рублей были у вас на Николаевской батарее, и вы уже из Бельбека переслали их в Северный лагерь».

Екатерина Михайловна последней из сестер милосердия покинула по плавучему мосту оставляемый войсками Севастополь.

В 1856 году война была закончена, и сестры вернулись в Петербург, где община продолжала свою благотворительную деятельность.

Продолжение благотворительной деятельности

Летом 1860 года Екатерина Михайловна с «сокрушенным сердцем» оставила общину и уехала в деревню. В селе Козицино Новоторжского уезда Тверской губернии вдали от столичной суеты начался новый, не менее яркий этап ее жизни в занятиях любимым и полезным делом - медициной.

Врачей в губернии было мало. Население уезда (около 136 тысяч человек) обслуживал единственный врач. Эпидемии чумы, холеры, оспы, тифа уносили тысячи жизней. В специально построенном деревянном здании Бакунина открыла больничку на восемь коек, вела прием и оказывала медпомощь на свои средства, сама же выплачивала содержание врачу. Так был заложен первый камень в фундамент земской медицины в Новоторжском уезде.

Поначалу крестьяне отнеслись настороженно к барской затее. Но вскоре недоверие ушло, и к концу года количество получивших помощь превысило две тысячи человек, через год удвоилось, росло и далее. Прием Бакунина начинала с утра. Днем она в крестьянской телеге объезжала больных, делала перевязки, давала лекарства, которые мастерски готовила сама. С особым вниманием относилась к крестьянским детям. Она охотно приняла на себя обязанности попечительницы всех земских больниц уезда, которые отличались в губернии тем, что здесь не взималась плата за медобслуживание.

До конца дней своих, уже в Козицине, Бакунина продолжала защищать больных и бесправных, оставаясь примером, обличительной совестью для прагматичных людей. Жизнь Екатерины Михайловны, несомненно, яркий образец общественного служения. Ей довелось стать одним из организаторов госпитального дела в России и медицинского обслуживания в Тверской губернии. Ее заслуги были признаны современниками, а имя попало в дореволюционные справочные издания. В 1877 году Россия вступила в Русско-турецкую войну. Бакунина, как одна из опытнейших организаторов госпитального дела, востребована руководством Российского общества Красного Креста. Несмотря на 65-летний возраст, она едет на Кавказ в качестве руководительницы медсестер временных госпиталей. Ее деятельность здесь была еще более обширной, чем в годы Крымской войны. На фронте в этот раз Екатерина Михайловна пробыла больше года. Прощаясь, врачи пяти реформированных госпиталей преподнесли ей памятный адрес: «Во всех отношениях Вы явились достойной имени русского воина. От начала и до конца Вы оставались верны программе Вашей - служить во всем примером младшим Вашим подругам… Мы, врачи, для коих Вы были благонадежной и опытнейшей помощницей, питаем и навсегда сохраним к Вам чувство беспредельной благодарности. Имя Ваше не изгладится из памяти больных, коим Вы всецело приносили себя в жертву».

Умерла Екатерина Михайловна в 1894 году в селе Козицино, похоронена в селе Прямухино (ныне Кувшиновского р-на) Тверской губернии в фамильном склепе Бакуниных.

Работы. Память

В 1893 году, за год до смерти, Бакунина написала книгу «Воспоминания сестры милосердия Крестовоздвиженской общины», в которой мы видим ее, энергичную, пламенную, с искрометными глазами и речами, в простых мужицких сапогах бодро шагающую по непролазной грязи, когда она боролась с нерадивыми унтерами за свой транспорт с больными и ранеными.

В 1881 году в Козицине к Екатерине Михайловне приезжал Лев Николаевич Толстой. Вспоминая Севастополь, он спросил ее: «Неужели у вас нет желания отдохнуть, переменить обстановку?» «Нет, да и куда я могу уехать, когда меня каждый день ждут. Разве я могу их бросить?» - отвечала она. В этих словах, по нашему мнению, содержится квинтэссенция, основное содержание и смысл профессии медсестры и в наше время. В своей благотворительной деятельности Бакунина выдвигала свой девиз: «С именем Бога - все для людей». Именно поэтому так важен пример Е. М. Бакуниной для наших будущих выпускников.

Имя Екатерины Михайловны Бакуниной носит Общество православных врачей г. Тверь, Областной перинатальный центр в Твери. В 2011 году организован Благотворительный Фонд им. Екатерины Бакуниной.

Современным медикам необходимы нравственные идеалы. Тверской медицинский колледж (Тверской медицинский колледж) считает Е.М. Бакунину эталоном для подражания. Лучшим студентам колледжа учреждена стипендия им. Бакуниной. В стенах Тверского медицинского колледжа разворачивается экспозиция, посвященная жизни и деятельности этой удивительной женщины.

В г.Севастополе в честь Е.М.Бакуниной названа одна из улиц, на которой находится общеобразовательная школа №26, где есть памятный уголок о Екатерине Михайловне.

Литература

Статья написана Смирновой Екатериной (Тверской медицинский колледж) по материалам книг тверского писателя и исследователя рода Бакуниных - Владимира Ивановича Сысоева, скропостижно скончавшегося 3 января 2010 года. В. И. Сысоев перед смертью заканчивал книгу о Е. М. Бакуниной.

  • В. И. Сысоев «Бакунины» // Тверь, изд. «Созвездие», 2002.
  • Екатерина Михайловна Бакунина «Записки» //Журнал «Вестнике Европы» за 1898 год, № 3 - 6.
  • Синицын «Воспоминания» //Журнал «Вестнике Европы» за 1898 год, № 7.
  • Е. Бакунина. Воспоминания сестры милосердия Крестовоздвиженской общины (1854-1860 гг.). Село Казицыно, 1888-1889 гг.

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Екатерина Михайловна Бакунина

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:
Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Гражданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:
Отец:
Мать:

Варвара Ивановна Голенищева-Кутузова

Супруг:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруга:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дети:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды и премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Автограф:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Разное:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке

Екатери́на Миха́йловна Баку́нина (19 августа или 1811, Санкт-Петербург - 6 декабря , село Казицино , Тверская губерния ) - сестра милосердия, героиня двух войн XIX века .

Е. М. Бакунина получила прекрасное, всестороннее образование. В своих воспоминаниях Бакунина пишет, что в юности была скорее «кисейной барышней»: занималась музыкой, танцами, рисованием, обожала морские купания в Крыму, домашние балы, где с удовольствием танцевала. Вовсе не слушала прежде лекций по естественным наукам и не ходила в анатомические театры.

Крымская война

К моменту начала Крымской войны Екатерина Михайловна была солидной светской дамой сорока лет. В числе первых добровольцев она пожелала немедленно отправиться на фронт. Но попасть туда оказалось делом непростым. Родственники даже не хотели слышать о её намерениях. Письменные просьбы в канцелярии великой княгини о зачислении в общину оставались без ответа. И все-таки благодаря упорству Екатерина Михайловна добилась своего. В Крестовоздвиженской общине она прошла начальную медицинскую подготовку. 21 января 1855 года Бакунина в числе сестёр Крестовоздвиженской общины начала работу на театре военных действий в бараках осажденного Севастополя, где кровь лилась рекой. Николай Иванович Пирогов в своих воспоминаниях с восхищением и уважением пишет не только о бескорыстии, редком трудолюбии, но и о мужестве и бесстрашии сестры Екатерины. Пирогов вспоминал: «Ежедневно днем и ночью можно было застать её в операционной, ассистирующей при операциях, в то время когда бомбы и ракеты ложились кругом. Она обнаруживала присутствие духа, едва совместимое с женской натурой». Вдохновляло сестёр и то, что фронтовое начальство ценило их помощь, приравнивая её к подвигу. Сам Пирогов, а также посещавшие госпитали вице-адмирал П. С. Нахимов , генералы считали их незаменимыми помощницами. По поручению Пирогова Екатерина Михайловна в конце 1855 года возглавила новое отделение медсестёр для перевозки раненных в Перекоп. Позднее она получила предложение возглавить Крестовоздвиженскую общину. Великий хирург писал ей в письме: «Не отговаривайтесь и не возражайте, здесь скромность неуместна… Я вам ручаюсь, Вы теперь необходимы для общины как настоятельница. Вы знаете, её значение, сестёр, ход дел, у Вас есть благонамерение и энергия.… Не время много толковать - действуйте!» На этом посту Бакунина оставалась вплоть до 1860 года. Она ездила по всем военным госпиталям Крыма и «сделалась примером терпения и неустанного труда для всех сестёр Общины».

«Община - не просто собрание сиделок, - подчёркивал Пирогов, - а будущее средство нравственного контроля». Одним из ярких представителей такого «нравственного контроля» стала Екатерина Михайловна Бакунина.

Карьера сестер милосердия определяется мнением о них раненых, местных руководителей общины, Николая Ивановича Пирогова и великой княгини Елены Павловны . И не могли своей властью госпитальные чины ни наградить, ни разжаловать их. Не могли чиновники и заинтересовать сестёр «войти в долю»: их позиция была твёрдой. Эту позицию выразила Екатерина Михайловна. Она так сказала о своей главной цели: «я должна была сопротивляться всеми средствами и всем своим умением злу, которое разные чиновники, поставщики и пр. причиняли в госпиталях нашим страдальцам; и сражаться и сопротивляться этому я считала и считаю своим священным долгом».

Именно поэтому Николай Иванович поручил сёстрам раздачу денежных пособий.

Екатерина Михайловна последней из сестёр милосердия покинула по плавучему мосту оставляемый войсками Севастополь.

В 1856 году война была закончена, и сёстры вернулись в Петербург, где община продолжала свою благотворительную деятельность.

Продолжение благотворительной деятельности

Летом 1860 года Екатерина Михайловна с «сокрушенным сердцем» оставила общину и уехала в деревню. В селе Козицино Новоторжского уезда Тверской губернии вдали от столичной суеты начался новый, не менее яркий этап её жизни в занятиях любимым и полезным делом - медициной.

Врачей в губернии было мало. Население уезда (около 136 тысяч человек) обслуживал единственный врач. Эпидемии чумы, холеры, оспы, тифа уносили тысячи жизней. В специально построенном деревянном здании Бакунина открыла больничку на восемь коек, вела приём и оказывала медпомощь на свои средства, сама же выплачивала содержание врачу. Так был заложен первый камень в фундамент земской медицины в Новоторжском уезде.

Поначалу крестьяне отнеслись настороженно к барской затее. Но вскоре недоверие ушло, и к концу года количество получивших помощь превысило две тысячи человек, через год удвоилось, росло и далее. Прием Бакунина начинала с утра. Днём она в крестьянской телеге объезжала больных, делала перевязки, давала лекарства, которые мастерски готовила сама. С особым вниманием относилась к крестьянским детям. Она охотно приняла на себя обязанности попечительницы всех земских больниц уезда, которые отличались в губернии тем, что здесь не взималась плата за медобслуживание.

До конца дней своих, уже в Козицине, Бакунина продолжала защищать больных и бесправных, оставаясь примером, обличительной совестью для прагматичных людей. Жизнь Екатерины Михайловны, несомненно, яркий образец общественного служения. Ей довелось стать одним из организаторов госпитального дела в России и медицинского обслуживания в Тверской губернии. Её заслуги были признаны современниками, а имя попало в дореволюционные справочные издания. В 1877 году Россия вступила в Русско-турецкую войну . Бакунина, как одна из опытнейших организаторов госпитального дела, востребована руководством Российского общества Красного Креста . Несмотря на 65-летний возраст, она едет на Кавказ в качестве руководительницы медсестёр временных госпиталей. Её деятельность здесь была ещё более обширной, чем в годы Крымской войны. На фронте в этот раз Екатерина Михайловна пробыла больше года. Прощаясь, врачи пяти реформированных госпиталей преподнесли ей памятный адрес: "Во всех отношениях Вы явились достойной имени русского воина.

В 1881 году в Козицине к Екатерине Михайловне приезжал Лев Николаевич Толстой. Вспоминая Севастополь, он спросил её: «Неужели у вас нет желания отдохнуть, переменить обстановку?» «Нет, да и куда я могу уехать, когда меня каждый день ждут. Разве я могу их бросить?» - отвечала она. В своей благотворительной деятельности Бакунина выдвигала свой девиз: «С именем Бога - всё для людей».

Умерла Екатерина Михайловна в 1894 году в селе Козицино, похоронена в селе Прямухино Тверской губернии в фамильном склепе Бакуниных.

Работы

В 1893 году, за год до смерти, Бакунина написала книгу «Воспоминания сестры милосердия Крестовоздвиженской общины», в которой мы видим её, энергичную, пламенную, с искрометными глазами и речами, в простых мужицких сапогах бодро шагающую по непролазной грязи.

  • Бакунина Е. М. Записки // Вестник Европы . - 1898. - № 3-6.
  • Бакунина Е. Воспоминания сестры милосердия Крестовоздвиженской общины (1854-1860 гг.). - Казицыно, 1888-1889.

Память

Имя Екатерины Михайловны Бакуниной носят Общество православных врачей (Тверь), Тверской областной клинический перинатальный центр . В 2011 году организован Благотворительный Фонд им. Екатерины Бакуниной.

Современным медикам необходимы нравственные идеалы. Тверской медицинский колледж считает Е. М. Бакунину эталоном для подражания. Лучшим студентам колледжа учреждена стипендия им. Бакуниной.

В Севастополе в честь Е. М. Бакуниной названа одна из улиц , на которой находится общеобразовательная школа № 26, где есть памятный уголок о Екатерине Михайловне.

Напишите отзыв о статье "Бакунина, Екатерина Михайловна"

Примечания

Литература

  • Сысоев В. И. Бакунины. - Тверь: Созвездие, 2002.
  • Сысоев В. И. Сестра милосердия Екатерина Бакунина. - Тверь; СПб. : Благотворительный фонд «Имени сестры милосердия Екатерины Бакуниной»: Общественное об-ние «Золотая Книга Санкт-Петербурга», 2012. - 373 с. - (Библиотека Золотой Книги Санкт-Петербурга). - ISBN 978-5-87049-787-7
  • Синицын . Воспоминания врача Синицына о Екатерине Михайловне Бакуниной // Вестник Европы . - 1898. - № 7.

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Бакунина, Екатерина Михайловна

(О Ключе Богов и, правда, ходят разные-преразные легенды. На каких только языках веками не пытались расписывать самые большие изумруды!.. На арабском, иудейском, индусском и даже на латыни... Только никто почему-то не хочет понять, что от этого камни не станут волшебными, как бы сильно кому-то этого не хотелось... На предлагаемых фотографиях видны: иранский псевдо Мани, и Великий Могул, и католический "талисман" Бога, и Изумрудная "дощечка" Гермеса (Emeral tablet) и даже знаменитая индийская Пещера Аполлона из Тианы, которую, как утверждают сами индусы, однажды посетил Иисус Христос. (Подробнее об этом можно прочитать в пишущейся сейчас книге «Святая страна Даария». Часть1. О чём ведали Боги?))
– Просто сработала, видимо, у кого-то когда-то родовая память, и человек вспомнил – было когда-то что-то несказанно великое, Богами подаренное. А вот ЧТО – не в силах понять... Так и ходят столетиями «искатели» неизвестно зачем и кружат кругами. Будто наказал кто-то: «пойди туда – не знаю куда, принеси то – не ведомо что»... Знают только, что сила в нём скрыта дюжая, знание невиданное. Умные за знанием гоняются, ну а «тёмные» как всегда пытаются найти его, чтобы править остальными... Думаю, это самая загадочная и самая (каждому по-своему) желанная реликвия, существовавшая когда-либо на Земле. Теперь всё только от тебя будет зависеть, светлая моя. Если меня не станет, ни за что не теряй его! Обещай мне это, Мария...
Магдалина опять кивнула. Она поняла – то была жертва, которую просил у неё Радомир. И она ему обещала... Обещала хранить удивительный Ключ Богов ценой своей собственной жизни... да и жизни детей, если понадобится.
Радомир осторожно вложил зелёное чудо ей в ладонь – кристалл был живым и тёплым...
Ночь пробегала слишком быстро. На востоке уже светало... Магдалина глубоко вздохнула. Она знала, скоро за ним придут, чтобы отдать Радомира в руки ревнивых и лживых судей... всей своей чёрствой душой ненавидевших этого, как они называли, «чужого посланника»...
Свернувшись в комок меж сильных рук Радомира, Магдалина молчала. Она хотела просто чувствовать его тепло... насколько это ещё было возможно... Казалось, жизнь капля за каплей покидала её, превращая разбитое сердце в холодный камень. Она не могла дышать без него... Этого, такого родного человека!.. Он был её половиной, частью её существа, без которого жизнь была невозможна. Она не знала, как она будет без него существовать?.. Не знала, как ей суметь быть столь сильной?.. Но Радомир верил в неё, доверял ей. Он оставлял ей ДОЛГ, который не позволял сдаваться. И она честно пыталась выжить...
Несмотря на всю нечеловеческую собранность, дальнейшего Магдалина почти не помнила...

Она стояла на коленях прямо под крестом и смотрела Радомиру в глаза до самого последнего мгновения... До того, как его чистая и сильная душа покинула своё ненужное уже, умершее тело.На скорбное лицо Магдалины упала горячая капля крови, и слившись со слезой, скатилась на землю. Потом упала вторая... Так она стояла, не двигаясь, застывшая в глубочайшем горе... оплакивая свою боль кровавыми слезами...
Вдруг, дикий, страшнее звериного, крик сотряс окружающее пространство... Крик был пронзительным и протяжным. От него стыла душа, ледяными тисками сжимая сердце. Это кричала Магдалина...
Земля ответила ей, содрогнувшись всем своим старым могучим телом.
После наступила тьма...
Люди в ужасе разбегались, не разбирая дороги, не понимая, куда несут их непослушные ноги. Будто слепые, они натыкались друг на друга, шарахаясь в разные стороны, и снова спотыкались и падали, не обращая внимания на окружаюшее... Всюду звенели крики. Плачь и растерянность объяли Лысую Гору и наблюдавших там казнь людей, будто только лишь теперь позволив прозреть – истинно увидеть ими содеянное...
Магдалина встала. И снова дикий, нечеловеческий крик пронзил усталую Землю. Утонув в рокоте грома, крик змеился вокруг злыми молниями, пугая собою стылые души... Освободив Древнюю Магию, Магдалина призывала на помощь старых Богов... Призывала Великих Предков.
Ветер трепал в темноте её дивные золотые волосы, окружая хрупкое тело ореолом Света. Страшные кровавые слёзы, всё ещё алея на бледных щеках, делали её совершенно неузнаваемой... Чем-то похожей на грозную Жрицу...
Магдалина звала... Заломив руки за голову, она снова и снова звала своих Богов. Звала Отцов, только что потерявших чудесного Сына... Она не могла так просто сдаться... Она хотела вернуть Радомира любой ценой. Даже, если не суждено будет с ним общаться. Она хотела, чтобы он жил... несмотря ни на что.

Но вот прошла ночь, и ничего не менялось. Его сущность говорила с ней, но она стояла, омертвев, ничего не слыша, лишь без конца призывая Отцов... Она всё ещё не сдавалась.
Наконец, когда на дворе светало, в помещении вдруг появилось яркое золотое свечение – будто тысяча солнц засветила в нём одновременно! А в этом свечении у самого входа возникла высокая, выше обычной, человеческая фигура... Магдалина сразу же поняла – это пришёл тот, кого она так яро и упорно всю ночь призывала...
– Вставай Радостный!.. – глубоким голосом произнёс пришедший. – Это уже не твой мир. Ты отжил свою жизнь в нём. Я покажу тебе твой новый путь. Вставай, Радомир!..
– Благодарю тебя, Отец... – тихо прошептала стоявшая рядом с ним Магдалина. – Благодарю, что услышал меня!
Старец долго и внимательно всматривался в стоящую перед ним хрупкую женщину. Потом неожиданно светло улыбнулся и очень ласково произнёс:
– Тяжко тебе, горестная!.. Боязно... Прости меня, доченька, заберу я твоего Радомира. Не судьба ему находиться здесь более. Его судьба другой будет теперь. Ты сама этого пожелала...
Магдалина лишь кивнула ему, показывая, что понимает. Говорить она не могла, силы почти покидали её. Надо было как-то выдержать эти последние, самые тяжкие для неё мгновения... А потом у неё ещё будет достаточно времени, чтобы скорбеть об утерянном. Главное было то, что ОН жил. А всё остальное было не столь уж важным.
Послышалось удивлённое восклицание – Радомир стоял, оглядываясь, не понимая происходящего. Он не знал ещё, что у него уже другая судьба, НЕ ЗЕМНАЯ... И не понимал, почему всё ещё жил, хотя точно помнил, что палачи великолепно выполнили свою работу...

– Прощай, Радость моя... – тихо прошептала Магдалина. – Прощай, ласковый мой. Я выполню твою волю. Ты только живи... А я всегда буду с тобой.
Снова ярко вспыхнул золотистый свет, но теперь он уже почему-то находился снаружи. Следуя ему, Радомир медленно вышел за дверь...
Всё вокруг было таким знакомым!.. Но даже чувствуя себя вновь абсолютно живым, Радомир почему-то знал – это был уже не его мир... И лишь одно в этом старом мире всё ещё оставалось для него настоящим – это была его жена... Его любимая Магдалина....
– Я вернусь к тебе... я обязательно вернусь к тебе... – очень тихо сам себе прошептал Радомир. Над головой, огромным «зонтом» висела вайтмана...
Купаясь в лучах золотого сияния, Радомир медленно, но уверенно двинулся за сверкающим Старцем. Перед самым уходом он вдруг обернулся, чтобы в последний раз увидеть её... Чтобы забрать с собою её удивительный образ. Магдалина почувствовала головокружительное тепло. Казалось, в этом последнем взгляде Радомир посылал ей всю накопленную за их долгие годы любовь!.. Посылал ей, чтобы она также его запомнила.
Она закрыла глаза, желая выстоять... Желая казаться ему спокойной. А когда открыла – всё было кончено...
Радомир ушёл...
Земля потеряла его, оказавшись его не достойной.
Он ступил в свою новую, незнакомую ещё жизнь, оставляя Марии Долг и детей... Оставляя её душу раненой и одинокой, но всё такой же любящей и такой же стойкой.
Судорожно вздохнув, Магдалина встала. Скорбеть у неё пока что просто не оставалось времени. Она знала, Рыцари Храма скоро придут за Радомиром, чтобы предать его умершее тело Святому Огню, провожая этим самым его чистую Душу в Вечность.

Первым, конечно же, как всегда появился Иоанн... Его лицо было спокойным и радостным. Но в глубоких серых глазах Магдалина прочла искреннее участие.
– Велика благодарность тебе, Мария... Знаю, как тяжело было тебе отпускать его. Прости нас всех, милая...
– Нет... не знаешь, Отец... И никто этого не знает... – давясь слезами, тихо прошептала Магдалина. – Но спасибо тебе за участие... Прошу, скажи Матери Марии, что ОН ушёл... Что живой... Я приду к ней, как только боль чуточку утихнет. Скажи всем, что ЖИВЁТ ОН...
Больше Магдалина выдержать не могла. У неё не было больше человеческих сил. Рухнув прямо на землю, она громко, по-детски разрыдалась...
Я посмотрела на Анну – она стояла окаменев. А по суровому юному лицу ручейками бежали слёзы.
– Как же они могли допустить такое?! Почему они все вместе не переубедили его? Это же так неправильно, мама!.. – возмущённо глядя на нас с Севером, воскликнула Анна.
Она всё ещё по-детски бескомпромиссно требовала на всё ответов. Хотя, если честно, я точно так же считала, что они должны были не допустить гибели Радомира… Его друзья... Рыцари Храма... Магдалина. Но разве могли мы судить издалека, что тогда было для каждого правильным?.. Мне просто по-человечески очень хотелось увидеть ЕГО! Так же, как хотелось увидеть живой Магдалину...
Наверно именно поэтому, я никогда не любила погружаться в прошлое. Так как прошлое нельзя было изменить (во всяком случае, я этого сделать не могла), и никого нельзя было предупредить о назревавшей беде или опасности. Прошлое – оно и было просто ПРОШЛЫМ, когда всё хорошее или плохое давно уже с кем-то случилось, и мне оставалось лишь наблюдать чью-то прожитую хорошую или плохую, жизнь.

Говоря о неоспоримом вкладе в мировую историю русских сестер милосердия, к наиболее выдающимся среди них справедливо относил Екатерину Бакунину, чьи корни тесно связаны с тверской землей.

Биография

Родилась Екатерина Михайловна в 1810 году в семье дворянина - Михаила Михайловича Бакунина (1764-1847), бывшего губернатором Санкт-Петербурга и сенатором.

Е. М. Бакунина приходилась двоюродной сестрой знаменитому анархисту Михаилу Бакунину и внучкой И. Л. Голенищеву-Кутузову.

Е. М. Бакунина получила прекрасное, всестороннее образование. В своих воспоминаниях Бакунина пишет, что в юности была скорее «кисейной барышней»: занималась музыкой, танцами, рисованием, обожала морские купания в Крыму, домашние балы, где с удовольствием танцевала. Вовсе не слушала прежде лекций по естественным наукам и не ходила в анатомические театры.

Крымская война

К моменту начала Крымской войны Екатерина Михайловна была солидной светской дамой сорока лет. В числе первых добровольцев она пожелала немедленно отправиться на фронт. Но попасть туда оказалось делом непростым. Родственники даже не хотели слышать о ее намерениях. Письменные просьбы в канцелярии великой княгини о зачислении в общину оставались без ответа. И все-таки благодаря упорству Екатерина Михайловна добилась своего. В Крестовоздвиженской общине она прошла начальную медицинскую подготовку. Когда врачи обучали ее в Петербурге азам медицинского дела, то, боясь простудиться в холодном климате зимой, в больницу на занятия ездила в карете, чем вызывала насмешки хирургов. Но двоюродный брат, офицер Александр, лучше знающий ее характер и волю, рассказывая ей про Крым, про скопления раненых и тифозных, сказал: «Ведь я тебя знаю, тебе теперь еще больше захотелось туда ехать». Тогда желая испытать себя, она стала ежедневно посещать «самую гнусную» из московских больниц.

21 января 1855 года Бакунина в числе сестер Крестовоздвиженской общины начала работу на театре военных действий в бараках осажденного Севастополя, где кровь лилась рекой.Николай Иванович Пирогов в своих воспоминаниях с восхищением и уважением пишет не только о бескорыстии, редком трудолюбии, но и о мужестве и бесстрашии сестры Екатерины. Пирогов вспоминал: «Ежедневно днем и ночью можно было застать ее в операционной, ассистирующей при операциях, в то время когда бомбы и ракеты ложились кругом. Она обнаруживала присутствие духа, едва совместимое с женской натурой». Вдохновляло сестер и то, что фронтовое начальство ценило их помощь, приравнивая ее к подвигу. Сам Пирогов, а также посещавшие госпитали вице-адмирал П. С. Нахимов, генералы считали их незаменимыми помощницами. «Нельзя не дивиться их усердию при уходе за больными и их истинно стоическому самоотвержению», - говорили многие, видевшие их труд. По поручению Пирогова Екатерина Михайловна в конце 1855 года возглавила новое отделение медсестер для перевозки раненных в Перекоп. Позднее она получила предложение возглавить Крестовоздвиженскую общину. Великий хирург пишет ей в письме: «Не отговаривайтесь и не возражайте, здесь скромность неуместна… Я вам ручаюсь, Вы теперь необходимы для общины как настоятельница. Вы знаете, ее значение, сестер, ход дел, у Вас есть благонамерение и энергия.… Не время много толковать - действуйте!» На этом посту Бакунина оставалась вплоть до 1860 года. Она ездила по всем военным госпиталям Крыма и «сделалась примером терпения и неустанного труда для всех сестер Общины».

«Община - не просто собрание сиделок, - подчеркивал Пирогов, - а будущее средство нравственного контроля госпитальной администрации». На должности госпитальной обслуги, а также на заведование складами были взяты только сестры независимой Крестовоздвиженской общины.

Одним из ярких представителей такого «нравственного контроля» стала Екатерина Михайловна Бакунина.

Карьера сестер милосердия определяется мнением о них раненых, местных руководителей общины, Николая Ивановича Пирогова и великой княгини Елены Павловны. И не могли своей властью госпитальные чины ни наградить, ни разжаловать их. Не могли чиновники и заинтересовать сестёр «войти в долю»: их позиция была твёрдой. Эту позицию выразила Екатерина Михайловна. Она так сказала о своей главной цели: «Я должна была сопротивляться всеми средствами и всем своим умением злу, которое разные чиновники, поставщики и пр. причиняли в госпиталях нашим страдальцам; и сражаться и сопротивляться этому я считала и считаю своим священным долгом».

Отец мой – генерал-губернатор Петербурга, мать – племянница М.И. Кутузова. Я получила прекрасное, всестороннее образование. С начала Крымской войны, узнав об организации Крестовоздвиженской общины и преодолев огромное сопротивление родных и знакомых, я добилась зачисления в отряд и отправки в Севастополь. Я стала постоянной помощницей Н.И. Пирогова при операциях: ухаживала за ранеными и больными при их транспортировке из Севастополя. После Крымской войны я стала настоятельницей Крестовоздвиженской общины. В 1860 году отказалась от своего поста и уехала в родовое имение в Тверской губернии, где устроила лечебницу для больных крестьян, аптеку с бесплатной раздачей лекарств. Простой сиделкой выхаживала всех нуждающихся в заботе и милосердии. Была удостоена двух медалей.

Екатерина Михайловна Бакунина. об этом времени оставила изумительные «Воспоминания сестры милосердия Крестовоздвиженской

общины, 1854-1860 годы», в которых рассказала не только о своем жизненном пути и своих переживаниях, но и поделилась опытом организации помощи больным и раненым.

«Итак, сбудется мое сердечное желание, чуть ли не с самого детства: я буду Сестрой милосердия!» - так начинаются её заметки.

Николай Иванович Пирогов, говоря о неоспоримом вкладе в мировую историю русских сестер милосердия, к наиболее выдающимся среди них справедливо относил Екатерину Бакунину.

Пироговв своих воспоминаниях с восхищением и уважением пишет не только о редком трудолюбии, но и спокойном мужестве сестрыЕкатерины : «Ежедневно днем и ночью можно было ее застать в операционной, ассистирующей при операциях, в то время когда бомбы и ракеты … ложились кругом. Она обнаружила со своими сообщницами присутствие духа, едва совместимое с женской натурой».



Екатерина Михайловна оставила о себе только хорошие воспоминания соотечественников, врачей, раненых…

Всего на театре военных действий работало 160 сестёр, одной из которых была Екатерина Хитрово.

Екатерина Александровна Хитрово происходила из дворянской семьи. Она получила хорошее домашнее образование, навыки воспитания и ухода за детьми. В возрасте 46-и лет поступила на службу в Одесскую богадельню

Екатерина Александровна Хитрово

сердобольных сестёр, организованную в 1850 году. Её обязанности – дежурство у постели больного в течение суток через день. Хитрово пишет: «Мне хорошо в моих новых трудах… Дурной запах поражает только обоняние; а в душе в это времярай при мысли облегчения, которое чрез это приносишь страждущей. И ей, когда она видит, что делаешь это с любовью какое сладостное чувство утешения! » во время Крымской войны великая княгиня Елена Павловна поручает Е.А. Хитрово готовить сестёр милосердия для работы в условиях военных госпиталей. В 1855 году она отправляется в Крым «ревизовать» работу сестёр милосердия, где и осталась служить вместе с другими сёстрами Крестовоздвиженской общины.

Помимо сестёр милосердия Крестовоздвиженской общины помощь раненым оказывали жены, сестры и дочери севастопольцев.

Даша Севастопольская

(Дарья Лаврентьевна Михайловна)

Я, оставшись сиротой, зарабатывала стиркой белья. Когда наши войска, потеряв сражение 8 сентября, возвращались после продолжительной и упорной битвы обратно к Севастополю изнурёнными, обессиленными физически и морально, со множеством раненых и изувеченных, истекающих кровью, я последовала со своей повозкой за войсками, обратилась в сестру милосердия и принялась помогать страдальцам. К счастью нашёлся в моей повозке и уксус, и какое-то тряпьё, которое употребила для перевязки ран… Проходившие мимо меня команды с ранеными являлись ко мне как на перевязочный пункт за помощью. Таким образом моя повозка была первым перевязочным пунктом, а сама я стала сестрой милосердия. Такой человеколюбивый поступок простой девушки на другой же день разнёсся по всему Севастополю. Николай I пожаловал меня золотой медалью на Владимирской ленте с надписью «За усердие» и 500 рублей серебром. После Крымской войны вышла замуж за рядового Максима Васильевича Хворостова. Прожила долгую скромную жизнь, не напоминая о себе.

После окончания Крымской кампании Крестовоздвиженскаяобщина была сохранена и в мирное время сестры продолжали свою работу в госпиталях. По ее примеру появились новые общины сес­тер милосердия в Одессе, Харькове, Тбилиси и многих других го­родах.

Деятельность Н.И. Пирогова и руководимых им сестер Крестовоздвиженской общины произвели огромное впечат­ление на швейцарца Анри Дюнана.

В 1859 году швейцарец Анри Дюнан, обыкновенный торговец, много путешествовавший, совершил поездку в Италию. В это время там шла война: соединенная франко-итальянская армия выступила против австрийцев. Путешественник стал свидетелем ужасающей бойни - 40 тысяч раненых, умирающих в муках посреди поля боя, почти без медицинской помощи. Это произвело на Дюнана такое впечатление, что он бросил торговые дела и решил посвятить свою жизнь страдающему человечеству.

В 1862 г. Анри Дюнан, под влиянием поразившей его деятельности сестер Кресто-воздвиженской общины, а также пример Флоренс Найтингейл и ее отряда английских сестер милосердия в период Крымской войны издает «Воспоминания о Сольферино» и принимает окончательное решение создать международную организацию помощи жертвам войны. Частной и добровольной помощи пострадавшим на войне, без различия их званий и национальности.

Так возникла организация, для которой в честь Дюнана был установлен опознавательный знак, похожий на флаг его Роди­ны. Государственный флаг Швейцарии - белый крест на красном ноле. Эмблемой общества помощи раненым стал красный крест на белом полотнище. И само общество стало называться

международ­ный Красный Крест.

По предложению Красного Креста разные го­сударства заключили между собой Женевскую Конвенцию, запре­щающую применять оружие против раненых. В соответствии с ус­ловиями Конвенции больные и раненые солдаты должны получать помощь без различия, к какому лагерю они относятся, а медицинский персонал, его оборудование и учреждения - пользоваться правом неприкосновенности. Они обозначаются отличительной эмблемой - красный крест на белом фоне, а для стран с мусульманской религи­ей - красный полумесяц на белом фоне.

Россия присоединилась к Женевской Конвенции в 1867 году, тогда же на базе Крестовоздвиженской общины было создано об­щество попечения о раненых и больных воинах. Это общество в 1876 году было переименовано в Российское общество Красного Креста (РОКК), основной задачей которого являлась благотвори­тельная деятельность и подготовка сестер милосердия. Но если во время войны обучение сестер милосердия проводилось на базе краткосрочных медицинских курсов, то в мирный период в основу подготовки сестер милосердия была положена форма подготовки, выработанная Крестовоздвиженской общиной.

К 1892 году насчи­тывалось уже 109 общин сестер милосердия, которые работали в военных госпиталях, городских лечебницах и лечебницах Красного Креста, они направлялись на работу в местности, пораженные эпи­демиями и стихийными бедствиями.

Кроме общин Красного Креста обучение сестер милосердия велось при монастырях и на курсах при больницах.

Профессия сестер милосердия была уважаема в обществе, тре­бовала особых душевных качеств, человеколюбия и даже самоотречения.

12 апреля 1877 года Россия объявила Турции войну. Русско-турецкая война длилась десять месяцев и завершилась мирным договором.

Во время Русско-турецкой войны по просьбе Великой княгини Елены Павловны Екатерина Бакунина возглавляла отряд сестер, отправляющийся на Кавказ. Этой героической женщине (тогда ей было уже 65 лет) пришлось осуществлять руководство всеми военными госпиталями – от Тифлиса до Александрополя. Как простая сиделка она выхаживала не только раненых, но и сестер милосердия, ставших жертвами разгулявшейся сыпного тифа.

Корреспондент Максимов писал "Весь госпиталь раскинут на вспаханном поле: и потому - грязь непроходная и до того клейкая, что через несколько шагов, вы таскаете как бы страшные кандалы; а при малейшем дожде до того скользко, что двигаешься с постоянным страхом. Зимой со всех сторон занесены палатки госпиталя. Сестры сильно перезябли, они помещаются доселе в юртах - дырявые стены юрт дают свободный ход всем четырем ветрам, дождь и снег проскользают постоянно неожиданными гостями. Пол промерзший; а после полудня или после топки - грязь и слякоть. К утру юрты так стынут, что нужно отогреть заледеневшие сапоги прежде, чем надеть их. Если ночью была вьюга, то платье выгребают из-под снега и тут же надевают его. Одна из сестер слегка отморозила себе ноги. Все эти невзгоды переносятся пока бодро и весело, всякий новый сюрприз в юрте, вроде ледяных сосулек... застывших сапог, отогреваемых на жаровне, возбуждает смех. Серьезно больных... нет, но прихварывают постоянно. Старушка (знаменитая Карцева Е.П., бывшая старшей сестрой милосердия еще в Крымскую войну.) переносит пока войну геройски".

Героиней русско-турецкой войны стала сестра милосердия Юлия Вревская. Баронесса, дочь генерала, она считала "самопожертвование за благо других" своим долгом.

Молодая, красивая, образованная женщина, принадлежащая к высшим аристократическим кругам Петербурга, придворная дама императрицы, дочь генерала, баронесса Юлия Петровна Вревская отличалась весьма свободолюбивыми взглядами, её мало удовлетворяли общение с придворными, балы, развлечения.

Юлия Петровна Вревская:

«Продам все, что есть,

куплю лошадь и поеду за войском ….»

«Я дружила с И.С Тургеневым, живя в Париже, встречалась с В. Гюго, была близка с поэтом Я. Полонским, художником И. Айвазовским. Жажда активной и полезной деятельности привела меня к решению поехать сестрой милосердия на войну за освобождение Болгарии»

Юлия Вревская

В 1877 году, с началом русско-турецкой войны, Юлия решает ехать в Действующую Армию. На деньги, вырученные от продажи орловского имения, снаряжает санитарный отряд. Сама Юлия Петровна становится рядовой сестрой милосердия, с 19 июня 1877 года в 45-ом военно-временном эвакогоспитале г. Яссы (Румыния), а с 20 ноября 1877 года в 48-ом военно-временном эвакогоспитале близ города Бяла в Болгарии, выполняет самую тяжёлую и грязную работу. «На 400 человек, нас 5 сестёр. Ранения все очень тяжёлые… Я весь день в больнице Война вблизи ужасна, сколько горя, сколько вдов и сирот» , - пишет она на родину. В декабре Вревская работает в прифронтовом перевязочном пункте в деревне Обретеник. Сологуб В.А. писал: "Я всю жизнь не встречал такой пленительной женщины. Пленительной не только своею наружностью, но и своею женственностью, грацией, бесконечной приветливостью и бесконечной добротой... Никогда эта женщина не сказала ни о ком дурного и у себя не позволяла никому злословить, а напротив, всегда и в каждом старалась выдвинуть его хорошие стороны".

Последнее письмо Юлия Вревская написала своей сестре Наталье 12 января 1878 г. 17 января заболевает тяжёлой формой сыпного тифа. Скончалась 5 февраля 1878 г. Её похоронили в платье сестры милосердия около православного храма в Бяле.

В дань памяти

Юлии Петровне Вревской посвятили свои стихи Я. Полонский - «Под красным крестом»

В. Гюго - «Русская роза, погибшая на болгарской земле».

И. Тургенев откликнулся на её смерть одним из самых замечательных своих стихотворений в прозе - «Памяти Ю. Вревской».

В городе Белла есть военно-исторический музей на улице Вревской. В нём большой портрет красивой молодой женщины. Рядом красноречивая запись: «Русская роза сорвана на болгарской земле тифом. Русская женщина, баронесса Вревская. Превзошла всех женщин на свете самопожертвованием на благо других» и подпись – Виктор Гюго.

Видеофильм по заказу общества Красного Креста

стихотворение в прозе И. Тургенев:

"На грязи, на вонючей сырой соломе, под навесом ветхого сарая, на скорую руку превращенного в походный военный госпиталь в разоренной болгарской деревушке - с лишком две недели умирала она от тифа.

Она была в беспамятстве - и ни один врач даже не взглянул на нее; больные солдаты, за которыми она ухаживала, пока еще могла держаться на ногах, поочередно поднимались со своих зараженных логовищ, чтобы поднести к ее запекшимся губам несколько капель воды в черепке разбито­го горшка.

Она была молода, красива; высший свет ее знал; об ней осведомля­лись даже сановники. Дамы завидовали ей, мужчины за ней волочились... два-три человека тайно и глубоко любили ее. Жизнь ей улыбалась; но бывают улыбки хуже слез.

Нежное кроткое сердце... и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи... Она не ведала другого счастья... не ведала - и не изведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но она с этим давно поми­рилась, - и вся, пылая огнем неугасимой веры, отдалась на служение ближ­ним.

Какие заветные клады схоронила она там, в глубине души, в самом ее тайнике, никто не знал никогда - а теперь, конечно, не узнает.

Да и к чему? Жертва принесена... дело сделано.

Но горестно думать, что никто не сказал спасибо даже ее трупу - хоть она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасибо.

Пусть же не оскорбится ее милая тень этим поздним цветком, кото­рый я осмеливаюсь возложить на ее могилу!"

Сестры милосердия работали в госпиталях во время русско-японской (1904-1905 г.г.), Первой мировой (1914-1918 г.г.) войн.

О деятельности сестер милосердия в этот период известно довольно мало, поскольку большинство событий предшествующих войн было описано спустя какое-то время после их окончания - для воспоминаний и подробных отчетов о сестрах в эту войну времени отпущено не было из-за начавшейся революции. Дошедшие же до нас сведения весьма неполны и мало информативны.

В начале нашего столетия руководство благотворительными учреждениями возглавила великая княгиня Елизавета Федоровна .

Александр Сергеевич Пушкин - певец любви и свободы, человек, который вошел в историю как величайший Судя по рассказам его окружения, гения можно было видеть и в совсем других ролях. Он прославился среди современников как кутила, картежник, дуэлянт... Но самое главное, что приписывают Пушкину - это, конечно же, завоевание женских сердец.

Как она мила...

Нужно сказать, что его невзрачная внешность ничуть не мешала увлекать прекрасных дам. Лицейские товарищи Пушкина, например, С. Комовский, рассказывают в своих воспоминаниях, что еще в подростковом возрасте Александру были присущи поистине африканское сладострастие и невероятная женолюбивость. Говорят, что на лицейских балах во время танцев его взгляд буквально пылал всего лишь от одного прикосновения к пальцам девушки, поэт начинал дрожать и прерывисто дышать. О том, сколько женщин было у Пушкина, сегодня сказать достаточно трудно. Его донжуанский список достаточно велик - настолько, что биографам порой было очень трудно определиться. Но только немногие смогли оставить след в жизни и творчестве поэта. И одной из них была Екатерина Павловна Бакунина - старшая сестра его лицейского друга. Именно она вдохновила его на целый цикл стихов. Так какой же была на самом деле первая любовь Пушкина? В данной статье мы расскажем о Бакуниной, о ее знакомстве с великим поэтом, о том, как сложилась ее судьба.

Краткая биография

Екатерина Павловна Бакунина родилась 20 февраля 1795 года. Она была дочерью действительного камергера. Продолжительное время ее отец Павел Петрович был управляющим Академии наук. Ее мать, Екатерина Александровна Саблукова, была из дворянского рода, ведущего свое начало от польских шляхтичей. По отцу Екатерина Павловна Бакунина была двоюродной племянницей известного дипломата Д. П. Татищева, а по матери она — внучка сенатора.

Девушка получила отличное домашнее образование. Начиная с 1798 года она с родителями жила за границей: сначала в Германии, затем в Швейцарии, а после в Англии. В 1804 году из-за нехватки денежных средств семья Бакуниных вернулась в Россию. В декабре 1805 года ее отец Павел Петрович скончался. После смерти отца девушку и братьев Александра и Семена воспитывал вместе с матерью их дед А. Саблуков. Именно он был назначен официальным опекуном детей. Жили Бакунины на съемной квартире на набережной Невы, в доме Таирова.

Знакомство с Пушкиным

Они вряд ли бы встретились, если бы в 1811 году ее брата Александра Бакунина дедушка не определили бы в недавно открывшийся Царскосельский лицей. Здесь, как известно, учился и Пушкин. Екатерина Павловна Бакунина вместе со своей матерью достаточно часто навещали брата, а летом их семья постоянно проживала в Царском Селе. В сохранившихся «Ведомостях Лицея» были отмечены их посещения: в 1811 Екатерина приезжала к брату четыре раза, в 1814 году — тридцать один, в 1815-м — семнадцать и т. д.

Шестнадцатилетняя девушка сразу же стала объектом внимания со стороны многих лицеистов. Среди них были Пущин, Пушкин, Иван Малиновский. Ее прелестное лицо, дивный стан, ее очарование производили всеобщий восторг. Лицейская молодежь, как вспоминал С. Комовский, была от нее без ума. Но более всего она пришлась по сердцу юному поэту. Ее знакомство с Пушкиным произошло на лицейском балу. Она, по словам современников, пробудила в поэте первую настоящую платоническую любовь. Именно благодаря этому чувству появился совершенно другой Пушкин - певец любви. Поэт с пламенным восторгом живыми красками изобразил ее красоту в одном из своих произведений. Екатерине Бакуниной он посвятил свое стихотворение «К живописцу». Ее имя было включено в «донжуанский список» поэта.

Жизнь при дворе

В октябре 1817 года Екатерина Павловна Бакунина, став фрейлиной государыни переехала жить при царском дворе. О ее назначении в обществе ходили разные слухи. Многие воспринимали Бакунину неоднозначно. В письме к своей матери Н. Муравьев писал своей матери о том, что его невероятно удивило это назначение. было удивлено тем, что ее произвели в фрейлины, и находило данное обстоятельство весьма странным.

Постепенно Екатерина Бакунина освоилась при дворе и вскоре стала одной из любимиц императрицы. В 1818 году она сопровождала царскую особу в поездке по Дармштадту, Веймару, Мюнхену и Карлсруэ. Судя по свидетельствам современников, красивую фрейлину Бакунину отличала особая грация во время танцев на придворных балах. Это отмечали все, кто хоть раз ее видел.

Нужно сказать, что многие лицеисты тоже увлекались Катенькой, как они ее называли. Влюбленность к ней испытывал, в частности, Жанно - самый близкий друг Пушкина - Пущин. Тот же Комовский, который впоследствии так натуралистично описал пылкость Пушкина по отношению к Екатерине Бакуниной, втайне «неровно к ней дышал». Однако именно он писал в письме к Анненкову о первом чувстве известного поэта. Более того, он с большим чувством юмора рассказывал о том, как искал следы, оставленные «ее ногой прекрасной», в Царскосельских лесах и рощах.

Отдаление

О том, что Пушкин был страстно влюблен в Бакунину, в лицее знали все. Поэт томился этим чувством всю зиму. Не покидало оно его и весной и летом 1816 года. Трудно сказать, отвечала ли взаимностью поэту Екатерина Павловна Бакунина. Стихи Пушкина в этот период, в частности элегии, полны глубокой меланхолии. Поэтому биографам не удается сделать каких-либо определенных выводов об их отношениях. Чувства, существовавшие между Пушкином и его любимой девушкой, скрыты за элегическим трафаретом, заслоняющим действительность. Более того, вполне можно сделать вывод о том, что этот юношеский роман представлял собой всего лишь пару мимолетных встреч в парке, на балу или на крыльце лицея.

Осенью семья Бакуниных переехала в Петербург. Пушкин, судя по написанным им в то время стихам, долго оставался совершенно безутешным. Однако молодость взяла свое, тем более что каждый день приносил в его жизнь новые впечатления. Вскоре начались его первые литературные успехи, а после публичного чтения в присутствии уже стареющего Державина наступил настоящий триумф. Постепенно сердечная рана поэта затянулась…

Романы

Разумеется, Катенька Бакунина не могла ответить взаимностью никому из влюбленных в нее лицеистов. Каждому из них было семнадцать, тогда как ей - двадцать один год. Более того, младший брат Бакуниной был ровесником влюбленного поэта, и подобная ситуация была крайне невыгодной для пылкого поклонника. Девушка смотрела на семнадцатилетнего юношу как на ребенка.

Вообще, по свидетельству современников, Екатерина была достаточно строгой и серьезной девушкой, которой было абсолютно чуждо игривое кокетство. Нужно сказать, что биографам не удалось собрать достаточно много информации о ее личной жизни. Тем не менее в период ее жизни при дворе у Бакуниной случались серьезные романы. Один из современников вспоминал об этом. Он писал, что «авантюра Екатерины Бакуниной» невероятно романтична! Екатерина Павловна, по его словам, очаровательна и вполне достойна хорошей партии.

Она брала уроки живописи у А. П. Брюллова - придворного художника. Поговаривали даже, что у них был короткий роман. Будучи весьма талантливой художницей, Бакунина много занималась копированием в своем любимом жанре - портрете. Ее саму изобразили многие достаточно известные художники. Кипренский, Соколов и А. Брюллов - это далеко не весь список портретистов, которых восхитила ее красота. Работы, принадлежащие перу самой Бакуниной, хранились в их семье, передаваясь из поколения к поколению. Многие из них позже оказались в музейных собраниях.

Замужество

Однако под венец Бакунина пошла уже в достаточно зрелом возрасте. В марте 1834 года Наталья Пушкина написала об этом дочери. Она рассказывала, что мадмуазель Бакунина вскоре сочетается браком с двоюродным братом госпожи Керн. Александр Полторацкий был немолодым вдовцом без детей и с большим состоянием. Говорили, что он два года был влюблен в свою невесту. По поводу предстоящего бракосочетания отставного капитана Бакуниной при дворе говорили много. Фрейлина Шереметьева рассказывала, что невеста невероятно счастлива и даже плачет от огромной радости. Свадьбу сыграли в Петербурге тридцатого апреля 1834 года. Сама императрица Александра Федоровна благословила этот брак. Вскоре Екатерина Павловна Полторацкая вместе с мужем и матерью уехали из столицы.

Жизнь в браке

Молодожены поселились в имение мужа в Рассказово. Как вспоминал впоследствии ее друг барон М. Корф, Екатерина похоронила себя в деревне в Тамбовском уезде. И хотя замужество лишило ее достаточно большого жалованья фрейлины - 3900 рублей ассигнациями, однако Бакунина, по словам близких, ни в чем не нуждалась и была счастлива. В 1837 году А. Полторацкого избрали предводителем дворянства в Тамбовском уезде, очень скоро Екатерина Павловна стала выступать в качестве хозяйки балов и вечеров в Дворянском собрании.

Старость

В 1846 году скончалась ее мать, а в марте 1855 года - муж. Полторацкого похоронили в Новодевичьем монастыре в Петербурге. В 1859 г. Екатерина Павловна переехала жить к замужней дочери в Кострому, а на лето ездила в Затишье - родовое имение Бакуниных. И только изредка она посещала Рассказово. Умерла первая любовь Пушкина седьмого декабря 1869 года. Ее похоронили в Петербурге, в монастыре рядом с мужем.

Послесловие о стихах

Даже циник Комовский признавал, что первой платонической любовью Пушкина была Катенька Бакунина. Биографы поэта признают, что именно ей он посвятил огромный цикл своих стихотворений. Бытует мнение, что больше ни одной из женщин как до нее, так и ни после не удалось вдохновить гения на создание такого количества произведений, из которых можно было создать целый сборник. Конечно, они не были так совершенны, как последующие шедевры, в них можно заметить следы подражания. Однако в этих стихах незримо ощущается то настоящее чувство первой любви, которое Пушкин пронес через жизнь. В 1815 году влюбленный поэт глубоко изобразил красоту девушки в стихотворении «К живописцу», слова которого впоследствии лицеистом Корсаковым были положены на музыку. По мнению большинства исследователей творчества Пушкина, поэт написал около двух десятков лирических произведений под впечатлением своей влюбленности к Бакуниной. Более того, ее образ не раз просматривался в его стихотворениях вплоть до 1825 года.

Через много лет Екатерина Бакунина и Пушкин снова встретилась. Это было в 1828 году в Приютино на дне рождения Екатерины Марковны Олениной. Но, как считают биографы, тогда поэт был слишком поглощен своим романом с дочерью именинницы Анной, чтобы помнить о своей первой лицейской любви…

Поделиться