Что такое церковь в христианском понимании. Церковь: определения Что такое церковь определение


______________________________________

Бога трудно понять, но ещё труднее понять Церковь. Церковь - тайна Христа.

С рождением Иисуса Христа началась новая эра, которая называется «наша эра». С Новым Заветом появилась Церковь и наступила Новая эра.

Во времена Ветхого Завета Церковь не возвещалась Богом, и она была тайной (Еф.3:9). Ни Моисей, ни Давид, ни Соломон её не зрели. Она была открыта Богом лишь апостолам и пророкам в их духе, а до того была неведома. Благодаря записям их откровений появились богодухновенные, дословно вдохновлённые Святым Духом книги Нового Завета, с тем, чтобы мы познавали мудрость Бога, в том числе и тайну относительно Церкви. Духовный рост - возрастание в Боге требовали во все времена больших усилий, мужества, жертвенности, и делали христиан сильными, а церковь действенной.

Определение Церкви

Божие строение: 1Кор.3:9
- Божия нива: 1Кор.3:9
- Храм Святого Духа: 1Кор.6:19
- церковь Божия: 2Кор.1:1
- чистая дева: 2Кор.11:2
- вышний Иерусалим: Гал.4:26
- Божий Израиль: Гал.6:16
- Тело Христово: Еф.1:22,23
- святой храм: Еф.2:21
- славная Церковь, возлюбленная Христова: Еф.5:25-28
- невеста Агнца: Откр 21:9,10

"Церковь" (греч. ekklesia) - собрание созванных. В Древней Греции экклесия - название народного собрания. В Библии это слово означает как созванные, и когда говорится о людях, которые были созваны для того, чтобы собраться вместе. Греческий перевод Ветхого Завета слово ekklesia использовал для перевода еврейское слова Kahal, которое означает - сообщество, собрание.

Род избранный: 1Пет.2:9
- царственное священство: 1Пет.2:9
- святой народ: 1Пет.2:9
- люди, взятые в удел: 1Пет.2:9
- Божие стадо: 1Пет.5:2

Христианская церковь является собранием созванных Божьих людей, призванных из мира (Рим.12:1-2), чтобы жить с Богом и участвовать в христианском общении (Евр.10:24-25, Деян.2:42-45). Это новозаветное установление начало свое существование в день Пятидесятницы и завершит его во втором пришествии Христа.

Два аспекта церкви

Во всей вселенной только один Бог и в ней только одна Церковь Божья (Мф 16:18; 1Кор.10:32; Еф.4:6; Еф.5:25; Кол.1:18).

Вселенская Божья Церковь выражена во многих местностях на земле поместными церквями и из них состоит. В Мф.16:18 раскрывается вселенская Церковь, а в Мф.18:17 видим поместную церковь. Вселенская Церковь представляет собой собрание тех, кто принял Христа как своего личного Спасителя. Церковь есть община людей, пользующихся благом спасения в Иисусе Христе (Деян.2.47): "мы, спасаемые", пишет Павел (1Кор.1.18). Даже если вы только сегодня обратились ко Христу, вы уже становитесь членом этой Церкви.

Поместная церковь - как местная группа верующих:

В Иерусалиме: Деян.8:1
- в Кесарии: Деян.18:22
- в Антиохии: Деян.13:1
- в Ефесе: Деян.20:17
- в Кенхреях: Рим.16:1
- в Коринфе: 1Кор.1:2
- в Лаодикии: Кол.4:16
- в Фессалониках: 1Фес.1:1
- несколько в Галатии: Гал.1:2
- несколько в Малой Асии: Откр 2,3

Новый Завет в Деяниях, в Посланиях и в Откровении, иллюстрирует церкви собравшихся людей по их месту расположения и называет церкви соответственно по месту, а не иначе. Относительно иных названий церквей и их разделений, например церковь и плюс чьё-то человеческое имя или иное, Павел в 1-е Коринфянам 1:11-13 с осуждением говорит: "... сделалось мне известным... то, что у вас говорят: я Павлов; я Аполлосов; я Кифин; а я Христов. Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?".

Каждая поместная церковь независима. Управление церковью не вселенское, а поместное. Без поместных церквей невозможно участвовать во вселенской Церкви и невозможно иметь практическую церковную жизнь. Поместные церкви - это практическое выражение вселенской Церкви.

Поместная церковь представляет собой собрание группы верующих, когда они собирается в каком-то реальном месте. Этим местом может быть и дом, и специальное здание, или иное место. Эти люди собираются вместе для изучения Слова Божьего, молитвы, преломления хлеба, служения (Деяния 2:41-42) и возрастания в Господе. Собрание людей, вот что является церковью, а не стены и крыша какого-то сооружения. Церковь везде там, "где двое или трое собраны во имя Мое (Господа)» (Мф.18:20).

Церковь жилище Бога .

Согласно Писанию, в своей окончательной и главной сущности Церковь представляет собой живой организм (Еф.1:22-23; Кол.1:24, Римл.12:5; 1Кор.12:12-27), созданный Богом (Мф.16:18), а не искусственное образование в виде строения, организации, или христианская миссия. Только Триединый Бог может породить Церковь. Церковь лишь выражает Бога, а значит и не может быть объектом преклонения как Божеству. Поскольку Христос, - это все члены и Он в каждом, в Теле не должно быть преград - разделения и различий, для того чтобы Тело функционировало надлежащим образом. «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе», - говорит послание Павла к галатам, 3:28. Стратегия сатаны против Бога, - это всякое разделение Тела. Религиозных деноминаций с притязанием на истину множество. Они все порочны , т.к. разделяют Тело Христа на многие организации. Это осуждается Писанием (1Кор.1:11-13).

Назначение церкви

Иисус никогда с другими людьми в церкви. Назначение Церкви очевидны из Книги Деяний 2:42-47 и характеризуется пятью основными функциями, которые диктуются Великим Поручением:

Благовестие: Изучение Библии концентрируется на послушании Христу в работе по евангелизации,
- Ученичество: Это путь, который продолжается всю жизнь. Благовестие начинает процесс, общение с другими верующими вносит свой вклад, а из этого вырастает служение ближним,
- Общение верующих: Бог желает, чтобы Его дети общались с другими верующими и делились своим христианским опытом,
- Служение ближним: Служение - это естественный результат ученичества в процессе христианского развития, открытие и использование духовных даров и способностей с тем, чтобы служить другим во имя Иисуса Христа,
- Поклонение Богу: Поклонение - это результат познания Бога и любви к Нему в духе и истине (Ин 4:23).

Характеристика новозаветной церкви :

Спасена Кровию Христа: Деян.20:28; Еф.5:25-27
- Обычно собиралась в частных домах: Рим.16:5; Кол.4:15 ; Флм 2
- Совершала богослужения: Деян.20:7-11; 1Кор.14:26-28; Евр.10:25
- Разделяла таинства: крещения: Деян.18:8; 1Кор.12:13 и вечери Господней (преломления хлеба): Деян.2:42; Деян.20:7; 1Кор.11:23-33
- Была единой: одно тело во Христе: Рим.12:5; Еф.4:13, одно стадо и один Пастырь: Ин 10:16
- Находила радость в общении: Деян.2:42; 1Ин 1:3-7
- Оказывала помощь: Деян.4:32-37; 2Кор.8:1-5
- Несла Благую Весть другим: Рим.1:8; 1Фес.1:8-10
- Росла: Деян.4:4; Деян.5:14; Деян.16:5
- Организовывалась: Деян.14:23; Флп 1:1; 1Тим.3:1-13; Тит.1:5-9
- Испытывала трудности: 1Кор.1:11,12; 1Кор.11:17-22 ; Гал.3:1-5
- Дисциплинировала: Мф 18:15-17; 1Кор.5:1-5; 2Фес.3:11-15; Тит.3:10,11
- Подвергалась преследованиям: Деян.8:1-3; Деян.17:5-9; 1Фес.2:14,15

Члены церкви

Церковь есть Тело Господа Иисуса Христа, и Он Глава этого живого Тела. Церковь это Божья семья, состоящая из Его детей, которые являются сыновьями Бога и членами Церкви. Члены Тела Христова - это весь избранный Богом народ Божий, крещённые в одном Духе в одно Тело, искуплённые Христом и возрождённые Духом, рождаются в Церкви, а не присоединяются к ней. В Теле Христа между членами Церкви и Главою существует органическая связь.

Членов церкви называют учениками Христа (Мтф. 28:19), братьями и сестрами в семье Божьей (Римл.8:29, 1Ин.4:20-21).

Употребление имен братьев и сестер в духовном смысле:

Христос - наш брат: Рим.8:29; Евр.2:11
- мы - братья и сестры во Христе: Мф 12:50
- все христиане - братья и сестры: Мф 23:8; 1Кор.6:6; Флм 16
- особые упоминания о сестрах: Рим.16:1; Флм 2; Иак.2:15; 2Ин 13

Обязанности братьев и сестер во Христе:

Заботиться о нуждающихся братьях и сестрах: Иак.2:15; 1Ин 3:17
- прощать друг друга: Мф 5:23,24; Мф 18:15,21,22
- любить друг друга: Рим.12:10; 1Фес.4:9,10; Евр.13:1; 1Пет.1:22; 1Пет.2:17; 1Ин 4:20,21
- забывать о социальных различиях: Флм 15,16; Гал.3:28
- наставлять заблудшего брата или сестру: 1Кор.5:11; 2Фес.3:6,14,15
- не судить друг друга: Рим.14:10,13; 1Кор.6:5-7; Иак.4:11
- не вводить в соблазн друг друга: 1Кор.8:9-13

Отношение братьев и сестёр к Иисусу (Мф 13:55):

Хотели видеть Иисуса: Мф 12:46,47
- давали советы Иисусу: Ин 7:3
- не верили в Иисуса: Ин 7:5
- позже стали учениками Иисуса: Деян.1:14
- отправились в миссионерские путешествия: 1Кор.9:5
- Иаков стал главой церкви: Деян.15:13-21; Гал.2:9

Священство в церкви

Ветхозаветные требования к священникам и их основные обязанности (включая левитов):

Принадлежать к колену Левиину: Исх.29:9,44; Езд.2:61,62 и неукоснительно следовать Божиим установлениям: Лев.10:1-7
- не бриться: Лев.21:5,6 и следовать специальным правилам касательно брака: Лев.21:7-9,13-15
- посторонний, приступивший к священству, наказывался: Чис.18:7; 1Цар.13:8-14; 2Пар.26:16-21
- являли нужды народа Богу: Евр.5:1-3 и совершали очищение от греха: Лев.16:1-22
- кропили кровью жертв: Лев.1:5,11; Лев.17:11 и совершали жертвоприношения на жертвеннике: Лев.6:8,9
- хранили огонь на жертвеннике: Лев.6:13 и курили благовонные курения на жертвеннике: Исх.30:7-9; Лк.1:5-9
- хранили святилище: Чис.3:38 и отвечали за сокровища: 1Пар.26:20
- следили за служением в храме: 1Пар.23:4
- носили ковчег: Чис.4:15
- вели праздничные шествия с песнями: Неем.12:27-43
- благословляли людей: Чис.6:23-27 и молились за людей: Лев.16:20,21; Езд.9:5-15
- ставили диагноз при проказе: Лев.13:1-8
- учили закону: Неем.8:7,8; Мал.2:7 и судили согласно закону: 1Пар.23:4

Христос раз и навсегда упразднил (исполнил) Ветхозаветное священство (Евр.8:1-6; Евр.9:26,28; Евр.10:12; 1Ин 2:2; Евр.9:12; Рим.3:24-28; 2Кор.5:18,19; Рим.8:34 ; Евр.7:25 ; 1Ин 2:1)

Священство в новозаветной церкви у всех верующих в Иисуса Христа:

Названы святым священством: 1Пет.2:5,9; Откр 1:6
- имеют доступ к Богу через Христа: Ин 14:6; Рим.5:2; Еф.2:18
- могут исповедать грехи непосредственно Богу: Мф 6:12; Лк.18:13; Деян.2:37,38; Деян.17:30
- их жизни должны стать духовными жертвами: Рим.12:1; Евр.13:15,16; 1Пет.2:5

Церковь как Бог

Господь Иисус Христос есть Царь и Господь неба, земли и человеков. "И поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем" (Еф.1:22-23). Это учение о Господе Иисусе Христе, как о Главе Церкви, чрезвычайно важно. Как члены нашего тела составляют с головой один живой организм, так все верующие со Христом образуют также один духовный организм. Церковь рождается Триединым Богом своей жизнью, и как совокупное явление с верующими во Христа, содержит природу Бога, Христа и Духа Святого. Но церковь это не Бог, она лишь выражает Бога, а значит и не может быть объектом преклонения как Божеству. Церковь живой организм, где Христос Глава Тела, а каждый из членов имеет с Ним органическую связь с надлежащим единением меж собой в Духе. Потому церковь не может быть организацией.

Церковь как живой организм

" Бог есть дух" (Ин.4:24). Как и Бога никто не видел, так и церковь мы не можем увидеть. Церковь субстанция духовная, которую можем увидеть лишь сердцем в Теле Христа и слитом духе. Итак, видим, церковь новозаветного времени не религия, не рукотворное строение и земная религиозная организация, а собрание созванных — как живой организм Тела Христа и творение Триединого Бога (Мф.16:18).

Всё в земной материальной жизни, - строения, организации, и т.п., тленно, разрушается и преходяще. Но Церковь будет жить вечно. Она не может умереть, потому что её Глава, Иисус Христос, вечно живет. Ее членам - верующим во Христа, была дарована вечная жизнь. Иисус сказал, что Он построит Свою Церковь и врата ада не одолеют ее (Матф.16:18).

Хотя все верующие являются составляющими церкви и собираются в материальной среде, но церковь не включает в себя материальное окружение и не выражает греховную плоть верующих. Наивно ожидать признание этого лидерами традиционных религий, так как признание привело бы к краху власти, благополучие и тщеславие религиозной элиты - коррумпированного религиозного сословия, а также всю материальную составляющую их корпорации. Все религии рукотворны. Банковские, политические и религиозные элиты совокуплены с миром. Мир - это система рабства, где человек раб системы устройства общества по вертикали и горизонтали. Религии не спасают от рабства. Ни президент или иная высокопоставленная кукла не правят миром. Миром правят деньги и власть. Князь мира Сатана. С верой, покаянием и крещением Господь Спасает человека и принимает в Свою семью. Потому Бог не религия и не религиозная доктрина. Истина только в Боге и Его Слове, а не в любой из религий и их корпораций - организаций.

Церковь и государство

Церковь не связана ни с какой формой правления в миру, ибо сфера ее действия - внутренний духовный мир человека. Церковь ставит людей перед лицом вечности, взирает на все проблемы и вопросы человека в их непосредственном отношении к Богу. Иисус Христос пришел на землю не для разрешения сиюминутных политических, финансово-экономических и юридических проблем, а для совершения и утверждения несравненно более великого - утверждения Царства Божьего.

Государство — субстанция временная и преходящая, является одним из институтов общества, с помощью которого общество защищает и развивает себя. Назначение государства - это политический порядок, обеспечить справедливые и равные условия для всех своих граждан. Поэтому, до тех пор, пока свобода отдельного гражданина не препятствует свободе других граждан, государство не может ограничивать его свободу. Деятельность государства распространяется на повседневную, земную жизнь каждого человека и обеспечивает его временные интересы: защиту от посягательств на собственность или на личность, равенство перед законом, свободу совести, мнения и другие виды свобод. Обеспечивая свободу совести и вероиповедания, государство тем самым признает за гражданином право избрания его жизненных идеалов. Государство должно быть защитником совести, прав и равноправия всех своих граждан, а не какого-либо одного мировоззрения или вероисповедания, в том числе недопущении его навязывания.

Более двух тысяч лет назад Христос впервые в истории показал возможность разграничения Государства и Церкви. Христос произнес слова: «кесарю следует отдавать то, что находится в его ведении, а Богу следует отдавать Божье», "... итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу " Мф. 22:21. Эти слова указывают на существование двух важных сфер, с которыми соприкасается каждый человек. В образе кесаря Иисус представляет Государство как общественное установление и аппарат управления в миру. «Божие», по мысли Иисуса, принадлежит к другой сфере человеческого бытия и представлено на земле Церковью Христовой, состоящей из спасенных людей.

Христиане живут одновременно в двух сферах, являясь членами Церкви и гражданами государства, и им не всегда удаётся найти правильное разграничение между этими сферами - поддерживать состояние двойственности и жить в равновесии между этими двумя сферами бытия. Если не получается, то христиане неизбежно приходят к какой-либо крайности; либо отвергают Государство и воображают, что, будучи на земле, они смогут жить исключительно по законам Небесного Царства, либо, наоборот, будут настолько подчиняться земным государственным законам, что проигнорируют требования Христа и перенесут действие законов Божиих только в вечность. И то и другое не соувязано со Священным Писанием.

В эти дни мы отмечаем праздник Святой Троицы, вспоминая день, когда Святой Дух в виде огненных языков, по обетованию Господню, сошел на апостолов, определив их тем самым на служение людям. Так образовалась Церковь Христова - то, без чего ни один истинный христианин не представляет своей жизни. Но каждый ли знает, что являет собой понятие "Церковь"? Место это или пространство? Всегда ли мы пребываем в ней и понимаем ли значение ее для спасения нашей души? Ответы на эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня найти в беседе с отцом Аркадием Штейнбергом, настоятелем Преображенского храма п. Нудоль.

Прежде, чем говорить о значении Церкви в жизни общества, хотелось бы сначала получить определение этого понятия. Что же такое Церковь?

Точного, научного определения понятия "Церковь" нет. Поэтому описать, что такое Церковь, можно с нескольких позиций. Основных точек зрения - две. Одна - так называемая антропоцентрическая. Святитель Филарет дает такое определение: "Церковь - это от Бога установленное общество людей, объединенных общей верой, Законом Божиим, Таинствами и священноначалием". Другая точка зрения - так называемая теоцентрическая, которую сформулировал наш замечательный богослов, славянофил Алексей Степанович Хомяков. По его определению, Церковь - это "единство Божией благодати, пребывающей в разумных тварях, покоряющихся действию Божией благодати". И тогда становится ясно, что главное в Церкви не столько люди, сколько Сам Господь, Который принимает в Себя людей и объединяет их Своим действием, Своей благодатью, но только тех людей, которые хотят быть с Ним.

Есть еще одно определение, которое дано апостолом Павлом. Обращаясь к христианам, он пишет: Вы - Тело Христово (1 Кор. 12, 27). Он имеет в виду людей, которые вошли в общение с Богом, поверили Христу, как родоначальнику нового человечества. В принципе, все люди должны были бы быть Церковью, народом Божиим, любя Бога и ближнего своего в Боге.

- О. Аркадий, когда появилась Церковь Христова?

У Церкви есть день Рождения - Пятидесятница, день Сошествия Святого Духа. В этот день Дух Святой сошел и пребывал в людях, объединил их, они заговорили на разных языках и составили Иерусалимскую общину.

В день Пятидесятницы произошло соединение людей воедино Самим Богом, объединение человечества по новым принципам.

Есть такие люди, которые считают жизнь в Церкви необязательной. По их словам, главное - Бог в душе. Что же дает Церковь верующему человеку, для чего она ему нужна?

Смотрите, в теле человека есть голова, руки, ноги, внутренние органы и т. д., то есть некоторое устройство. Так и в Церкви тоже есть устройство. И в этой связи можно сказать, зачем она нужна и что в ней самое важное.

В Церкви есть священноначалие, люди священной иерархии, которые поставлены для служения. Обычно определяют три важнейших аспекта их служения. Первое служение - это совершение Таинств, то есть действий Божиих, при которых людям преподносится благодать. Второе - духовное руководство, и третье - управление, то есть внешняя организация деятельности.

Очень важную роль в Церкви имеет духовное руководство. Чтобы человек научился жить по заповедям Божиим, им нужно руководить, - мы же отдаем детей в школу для обучения! Так же и в Церкви. Сюда приходят люди, которые не имеют духовного опыта, и задача духовного наставника - привести их к тому, чтобы опыт этот был правильный, потому что духовные вопросы не менее, а даже более сложны, чем житейские.

Здесь видна еще одна сторона жизни Церкви. Церковь - это лечебница. Если человек видит, что болен духовно, что погибает и ему нужна помощь, тогда только он начинает потихоньку лечиться и становится членом единого организма, причастником Божеского естества. Люди в Церкви исцеляются именно в силу Богообщения, так как всё ненужное, наносное постепенно отмирает по мере того, как человек приближается к Богу.

И, конечно, Церковь осуществляет передачу благодатных Божественных даров. Человек "входит" в Церковь в Таинстве Крещения; в таинственном действии Миропомазания ему преподаются дары Духа Святого; в Таинстве Покаяния душа кающегося человека исцеляется от греха. Таинство Причастия Тела и Крови Христовых - Таинство Таинств - внешне нельзя объяснить, пока человек сам не испытает на себе, что значит стать причастником, приобщиться Христу, стать настоящим членом Церкви.

Существует ли Церковь в других религиях или каких-либо других христианских конфессиях, ведь католики и протестанты тоже называют себя Церковью?

В других религиях никакой, конечно, Церкви нет, потому что Церковь начинается с веры во Христа Спасителя, принятия благодати Духа Святого, крещения во имя Святой Троицы.

Что касается христианских конфессий и исповеданий, то здесь есть разные степени отпадения от Церкви, однако, благодать как-то себя проявляет в этих конфессиях. Мы принимаем, например, Крещение протестантов, только восполняем Таинствами, которые у них отсутствуют или искажены, как у католиков. Соответственно существует три формы приема в Православную Церковь людей, приходящих из других вероисповеданий и христианских конфессий. Главное в этих формах - Крещение, Миропомазание, Покаяние.

Поймите, за верой всегда следует жизнь, определенные ее духовные нормы, которые в других конфессиях сильно искажены. Только Православная Церковь есть неповрежденная Церковь Христова. Она без пятна и без порока, как Невеста Христа.

Фото: Евгений Цапенко, Геннадий Алексеев

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Немного найдется слов, которые используются христианами так же часто, как слово «церковь». К сожалению, немного и тех людей, которые вкладывают в это слово тот же смысл, что и Библия, и применяют его библейское значение на практике. Учитывая важность правильного понимания того, что Божье Слово говорит о церкви, мы посвятим эту статью подробному рассмотрению данной темы.

1. Церковь: определение

Бегло взглянув но то, что большинство людей понимает по «церковью», мы увидим, что подавляющее большинство использует это слово либо для обозначения здания, где проводятся различные религиозные церемонии, либо как часть названия различных деноминаций . Однако такое использование слова «церковь» не соответствует определению, данному в Божьем Слове. Таким образом, необходимо более тщательно рассмотреть его значение.

1.1 Слово «еkklesia» и его общее значение

Слово «церковь» - это перевод греческого слова «ekklesia», которое означает «призванные, созванные ». Как пишет Э.У. Буллингер, это слово употребляется для обозначения «любого собрания, но в особенности собрания граждан, или избранных граждан». В Новом Завете оно используется 115 раз, где в 3 случаях переводится как «собрание», и в остальных 112 – как «церковь». Рассмотрев те 3 случая, где данное слово означает «собрание», мы убедимся, что оно относится не только к христианским собраниям. Например, в Деяниях 19 так говорится о выступавших против Павла в Ефесе:

Деяния 19:32, 35, 39, 40
«Между тем одни кричали одно, а другие другое, ибо собрание [греч. «ekklesia»] было беспорядочное, и большая часть собравшихся не знали, зачем собрались… Блюститель же порядка, утишив народ, сказал [собранию]: … «А если вы ищете чего-нибудь другого, то это будет решено в законном собрании [греч. «ekklesia»]. Сказав это, он распустил собрание [греч. «ekklesia»]».

Из этого отрывка ясно видно, что слово «ekklesia» использовалось для обозначения нехристианского, а в нашем случае даже антихристианского собрания. «Септуагинта», перевод Ветхого Завета на греческий, также подтверждает значение слова «ekklesia» как «собрание». Там это слово используется 71 раз и во всех случаях соответствует еврейскому слову «qahal», которое означает «встречу, собрание, в значении действия; сход, собор; собрание в более широком смысле, как множество людей, войск, народов, нечестивых, праведных и т.д.».

На основании этого мы можем сделать заключение: общее значение слова, в нашей Библии переведенного как «церковь», - «собрание». Данное слово не использовалось исключительно для обозначения христианских собраний, или зданий, в которых проводились эти собрания. Напротив, это было общее понятие, используемое для обозначения любого собрания.

1.2 Слово «ekklesia»: его значение в Слове Божьем

Мы рассмотрели общее значение слова «ekklesia», и теперь пришло время узнать, что оно означает в Божьем Слове, и особенно в той части Слова, где говорится о веке благодати (то есть в Деяниях и посланиях ), в котором мы живем. Там, хотя это слово опять-таки означает собрание, подразумевается особое собрание, в которое входят только рожденные свыше, то есть все те, кто устами своими исповедал Иисуса Господом и поверил в своем сердце, что Бог воскресил Его из мертвых (Римлянам 10:9). Еще одно понятие, используемое в Библии для обозначения верующих во Христа по всему миру , это «тело» или «тело Христово». Свидетельства того, что слова «церковь», «тело» и «тело Христово» являются эквивалентными понятиями, обозначающими общность христиан в целом, можно найти в различных отрывках Божьего Слова. И, начиная с 1 Коринфянам 12:27, мы читаем:

1 Коринфянам 12:27
«И ВЫ - тело Христово , а порознь - члены».

А в Колоссянам 1:18 написано:
«И Он [Иисус Христос] есть глава тела Церкви …»

Кроме того, в Ефесянам 1:22-23 говорится:
«И [Бог] все покорил под ноги Его [Христа], и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его [Христа] …»

МЫ, все верующие вместе, составляем Тело Христово. В Библии не сказано, что в одном месте собрано одно тело, а в другом – другое. И Библия не называет одну деноминацию одним телом, а другую – другим. В ней лишь сказано, что «вы – Тело Христово », «церковь ». А слово «вы» относится ко мне, к вам и к каждому рожденному свыше верующему. Слово Божье вообще не проводит никаких разграничений на основании деноминации, расы, социального статуса, местожительства или других факторов. В Галатам 3:26-28 говорится:

Галатам 3:26-28
«Ибо ВСЕ вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса ; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе ».

Мы все, без каких-либо различий, Божьи дети по вере в Иисуса Христа, и все , опять-таки без каких-либо различий, члены тела Христова.

Церковь или Тело только одно, а не несколько , и это также ясно из других отрывков в Писании. В послании к Римлянам 12:4-5 мы читаем:

Римлянам 12:4-5
«Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены».

Также в 1 Коринфянам 12:12-13 сказано:
«Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело , - так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело , Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» .

1 Коринфянам 12:20
«Но теперь членов много, а тело одно ».

Ефесянам 2:16
«[дабы…] в одном теле примирить обоих [иудеев и язычников] с Богом посредством креста, убив вражду на нем».

Ефесянам 4:4
«Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания».

И, наконец, Колоссянам 3:15
«И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле , и будьте дружелюбны».

Из данных отрывков очевидно, что церковь, тело Христово – это единая общность, включающая в себя всех рожденных свыше, то есть тех, кто исповедал своими устами Иисуса Господом и поверил в своем сердце, что Бог воскресил Его из мертвых. К сожалению, то, что в Божьем Слове сказано очень ясно, многие христиане игнорируют, по крайней мере, об этом свидетельствует существование большого количества деноминаций. И действительно, многие из нас вместо того, чтобы считать всех верующих членами единого Тела Христова и всех остальных христиан братьями и сестрами в одном теле, называют себя членами определенной деноминации, которую также считают телом или Церковью с большой буквы, а все христиане, не принадлежащие к этой деноминации, расцениваются, как чужие или даже враги. К счастью, Божье Слово не разделяет такой позиции. И, как мы видим, для Бога мы (все христиане) не чужие и не враги друг другу, даже если у нас разные взгляды на многие вопросы. Если мы соглашаемся с тем, что Иисус Господь и что Бог воскресил Его из мертвых, мы все – дети Божьи, братья, члены одного тела, и, как говорится в послании Римлянам 12:5, члены друг другу. Не прекрасно ли это? И действительно жаль, что дьяволу удалось скрыть эту чудесную истину, заставив нас думать, что тело ограничивается деноминацией, организацией или собранием. Но это не есть тело, а лишь части тела , которое состоит из тысяч других собраний и миллионов христиан, даже если их взгляды сходятся лишь в том, что Иисус есть Господь, и Бог воскресил Его из мертвых. Поэтому вместо межденоминационной вражды и ненависти, мы должны вложить в свое сердце истину о том, что мы одно тело, и вести себя соответственно, любя и служа другим христианам, которые вместе с нами составляют одно тело. В противном случае мы обречены враждовать друг с другом, тем самым лишь причиняя вред телу.

2. Церковь: ее глава

Убедившись в том, что церковь, по определению Библии, едина и включает в себя всех тех, кто верит в Господа Иисуса Христа и Его воскресение, перейдем к вопросу о том, кто является главой или начальником в церкви. И вновь, ответ Библии на этот чрезвычайно важный вопрос предельно ясен. В Ефесянам 5:23 говорится:

Ефесянам 5:23
«Христос глава Церкви ».

Вот еще отрывки, подтверждающие, что Господь Иисус является начальником и главой церкви:

Ефесянам 1:22
«…и [Бог] все покорил под ноги Его [Иисуса], и поставил Его выше всего, главою Церкви ».

Колоссянам 1:18
«И Он [Иисус] есть глава тела Церкви ».

Из всех этих отрывков мы видим, что Бог поставил главой церкви и ВСЕГО, что с ней связано, Господа Иисуса Христа . Он есть глава, а церковь – Его Тело. Как и в физическом теле голова управляет всем, так и в церкви Христос, являясь главой над всеми, ведет церковь и управляет ею. Он и только Он ее лидер и единственный начальник. Таким образом, в противоположность различным иерархиям, которые можно увидеть во многих деноминациях и организациях, иерархия церкви, установленная Богом, выглядит следующим образом: прежде всего Бог, глава Христу (1 Коринфянам 11:3). Затем Христос, глава церкви, и затем все мы, верующие в Иисуса Христа и его воскресение, составляющие тело Христово – церковь. Отсюда мы делаем следующий вывод: существует не «множество церквей с большим количеством смертных начальников», а «ОДНА церковь с ОДНИМ бессмертным главой – Господом Иисусом Христом».

3. Церковь: ее члены

Мы уже убедились, что единственное условие, необходимое для того, чтобы стать членом церкви, это быть рожденным свыше или спасенным, что происходит, я повторюсь, когда мы исповедуем своими устами Иисуса Господом и сердцем своим верим, что Бог воскресил Его из мертвых (Римлянам 10:9). Мы также убедились в том, что начальник и глава церкви – Господь Иисус Христос. Далее, учитывая вышесказанное, мы более подробно рассмотрим роль членов тела Христова.

3.1: Различные нужды и различные роли в церкви

Бог совершенно не случайно представляет церковь, как тело. Хотя в предыдущей части мы уже рассматривали Христа, как главу церкви, 1 Коринфянам 12 раскрывает эту метафору более подробно. Начиная со стиха 12, мы читаем:

1 Коринфянам 12:12-14
«Ибо, как тело одно (физическое тело – прим. автора), но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос . Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело (церковь – прим. автора), Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих ».

Четыре раза в этом отрывке нам говорится, что тело одно , что еще раз подтверждает то, в чем мы уже убедились, то есть что существует только одно Тело, к которому принадлежат все христиане. Однако здесь сказано кое-что еще: «Тело же не из одного члена, но из многих ». Стихи 15-20 помогут нам лучше понять, что Господь хочет нам этим сказать. В них мы читаем:

1 Коринфянам 12:15-20
«Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно . А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно ».

В данном отрывке Павел проводит богодухновенное сравнение между физическим телом и церковью, Телом Христовым. И вывод его таков, что, как физическое тело состоит из многих членов, каждый из которых выполняет определенную функцию, необходимую телу, так и в Теле Христовом, в церкви, много членов, каждый из которых Господь расположил так, как Ему было угодно , чтобы выполнять необходимое для Тела действие, которое может отличаться тех функций, которые выполняют другие члены тела. Чтобы лучше разъяснить нам этот принцип, Павел просит нас представить себе, что бы было, если бы все было глазом. Ясно, что в таком гипотетическом случае, человек не мог бы ни чувствовать запах, ни двигаться, ни сгибаться – не имел бы ничего, кроме зрения. И поэтому чем иметь тело, состоящее только из глаз, гораздо лучше, если тело обладает различными функциями, отвечающими его нуждам. Таким образом будут задействованы все члены тела, и все нужды тела будут удовлетворяться наилучшим образом. Как сказано в 1 Коринфянам 12:19: « А если бы все были один член (то есть если все бы члены выполняли одну и ту же роль – прим. автора), то где было бы тело ?» Если перенести этот принцип на тело Христово: вместо того, чтобы всем членам выполнять одну и ту же роль, гораздо лучше распределить обязанности между членами тела, чтобы каждый был полноценно задействован, и все нужды тела удовлетворялись. Именно так и происходит. В послании к Римлянам 12:4-5 говорится:

Римлянам 12:4-5
«Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы , многие, составляем одно тело во Христе».

Как видно из этого отрывка, в Теле Христовом существует разделение обязанностей, и каждому его члену в теле отведена роль, которая может отличаться от роли другого. Но кто определяет нашу роль в Теле Христовом? 1 Коринфянам 12:18 дает нам ответ. Там сказано: «Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно ». Таким образом, именно Бог определяет нашу роль в Теле.

Убедившись в том, что в Теле Христовом существует множество обязанностей, и не все члены Тела выполняют одни и те же обязанности, давайте перейдем к следующим аспектам. Ниже в 1 Коринфянам 12 мы читаем:

1 Коринфянам 12:21-25
«Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге».

В Теле Христовом нет ни одного члена, который бы не нуждался в других членах, и нет ни одного, который бы не был нужен в Теле Христовом. Данный отрывок говорит нам, что Бог составил Тело таким образом, чтобы члены его были зависимы друг от друга.

Возвращаясь к обязанностям в Теле: в 1 Коринфянам 12:28-30 говорится:

1 Коринфянам 12:28-30
«И иных Бог поставил в Церкви (в теле – прим. автора), во-первых, Апостолами , во - вторых, пророками , в-третьих, учителями ; далее, иным дал силы чудодейственные , также дары исцелений , вспоможения , управления , разные языки . Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?»

В этом отрывке Божье Слово перечисляет нам обязанности, существующие в Теле Христовом, и которые, как уже было сказано, распределены между членами тела, как Ему было угодно . В приведенном выше отрывке перечислены следующие роли: апостолы, пророки, учителя, чудотворцы, имеющие дары исцелений, говорящие на языках, истолкователи языков . В Ефесянам 4:7-8, 11 об этом говорится подробнее. Мы читаем:

Ефесянам 4:7-8, 11
«Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам… И Он [Христос] поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями».

Также в послании к Римлянам 12:4-8 сказано:
«Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, - в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием».

Как мы видим из этих отрывков, в Теле существует множество разных функций. Бог Сам распределяет их между членами так, чтобы наилучшим образом удовлетворить все нужды Тела. Так, есть учителя, чтобы учить, евангелисты, чтобы благовествовать, пастыри, чтобы пасти церковь и т.д. Как и наше физическое тело, Тело Христово самодостаточно, потому что Бог определил каждому члену определенную функцию для восполнения любых нужд.

4. Подробное рассмотрение 1 Коринфянам 12:28-30

На основании всего вышесказанного читатель может подумать, что человек может принести пользу Телу, исполняя только ту роль, которую ему назначил Бог. Иными словами, можно подумать, что учитель не может выполнять обязанности пастора, или что никто не может говорить на языках, или истолковывать, или пророчествовать, если Господь не отвел ему такой роли в Теле. В подтверждение этой точки зрения часто используется 1 Коринфянам 12:28-30. Там говорится:

1 Коринфянам 12:28-30
«И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во- вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?»

Многие истолковывают вопросительные знаки в этом отрывке так, что говорить на языках, истолковывать языки, пророчествовать, учить или исцелять могут не все христиане, а только те, кому предназначена в Теле эта обязанность. Однако такой вывод можно сделать, только если проигнорировать контекст отрывка, и также другие отрывки по той же теме. Возьмем для примера иные языки. 1 Коринфянам 12:8-12 выделяет это дар, как одно из девяти проявлений Духа , а в 1 Коринфянам 14:5 ясно говорится, что Бог желает, чтобы все говорили языками. В 1 Коринфянам 14:5 сказано:

1 Коринфянам 14:5
«Желаю, чтобы вы все говорили языками».

Слово «желаю» в этом отрывке стоит в настоящем времени. В греческом используется глагол «thelo», что означает «желать, любить, восторгаться, наслаждаться» . Глагол стоит в настоящем времени, и это говорит о том, что Бог выражает свое желание и предпочтение для настоящего времени. Итак, Бог хочет и желает, чтобы вы говорили на языках сейчас. «Я желаю , чтобы все вы говорили языками», – говорит Господь. И это не гипотетическое желание , это то, чего Бог хочет сейчас, в настоящем времени от всех нас.

Возвращаясь к нашей теме, необходимо ответить на простой вопрос: возможно ли такое, что Бог желает, чтобы все мы говорили языками, если бы говорение языками не было бы доступно всем? Конечно же, нет . Итак, если Бог желает, чтобы ВСЕ мы говорили языками, это значит, что ВСЕ мы можем говорить языками. Именно так говорит Божье Слово, и ничего другого здесь не подразумевается. Кстати, все без исключения христиане могут не только говорить на иных языках, но и пророчествовать и истолковывать языки. В 5 стихе нам говорится:

1 Коринфянам 14:5
«Желаю (греч. «thelo» - «хочу» – прим. автора), чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы (все – прим. автора) пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание».

Поскольку Бог просит нас не только говорить на языках, но и пророчествовать и изъяснять (последние два дара используются нами в церкви для назидания Тела Христова), это означает, что мы можем не только говорить языками, но и пророчествовать и изъяснять.

Итак, с учетом всего вышесказанного, что означают вопросы в 1 Коринфянам 12:28-30? Ответ следует искать в контексте отрывка. И как мы убедились, контекст (1 Коринфянам 12:12-30) говорит не о проявлениях духа, а о предназначении , об особых обязанностях , которые верующий может выполнять в церкви. В нашем случае ВСЕ христиане могут и должны говорить языками, изъяснять, пророчествовать и стремиться к проявлению всех девяти даров Духа, перечисленных в 1 Коринфянам 12:7-10. Однако не всем дано служение или какая-то особая роль в Теле , связанная с говорением на языках, учительством, пророчеством или изъяснениям ит.д. Чтобы лучше понять этот момент, давайте представим, что некто поставлен Богом учителем в церкви, а другой поставлен служить через иные языки. Оба они могут и учить, и говорить языками, но для служения в Теле первый принесет больше пользы через учение, а второй – через иные языки. Как мы уже убедились, все мы принадлежим одному Телу, однако мы все разные члены.

В заключение следует сказать следующее: все христиане могут делать все . Однако в Теле Бог поставил одних на одно служение, а других – на другое. Если кто-то сейчас задается вопросом, какова его роль в теле, то я отвечу: обратитесь к Богу и спросите, чего Он хочет от вас. Не важно, как будет называться это служение, потому что я могу быть назначен в Теле благовестником, но не делать этого. С другой стороны, если я предоставлю себя Богу, Он обязательно подведет меня к тому, что, с Его точки зрения, я должен делать в Теле. Я даже, возможно, не буду знать, как называется моя роль, но не это важно. Важно предоставить себя в распоряжение Богу, чтобы Он мог использовать меня, члена Тела, так, как считает нужным. Таким образом, мы должны обратиться к Богу и попросить Его показать нам, для чего мы Ему нужны в Теле. Его дело – показать нам, как Он хочет нас использовать в Теле, и вести нас в этом направлении. Наше дело – предоставить себя в Его распоряжение, делать все, что Он скажет, и действовать, когда Он этого хочет.

Примечания

Например, «римско-католическая церковь», «греческая православная церковь», «англиканская церковь» и т.д.

См. «Аналитическая симфония к Библии» Янга (Young"s concordance to the Bible, р.59).

См. «Исследование слов Ветхого Завета» Уилсона (New Wilson"s Old Testament Word Studies, Kregel Publications, Grand Rapids, Michigan, p.92).

Кроме трех случаев упоминания в евангелиях и семи случаев упоминания в Откровении, в большинстве своем слово «ekklesia» встречается в Деяниях и посланиях.

Кроме использования в широком смысле, слово «церковь» также используется в узком смысле, означая собрание рожденных свыше верующих в определенной местности. Так в посланиях Римлянам 16:3-5 и 1 Коринфянам 4:15 нам говорится о церкви в доме Прискиллы и Акилы, то есть о собрании верующих, проходившем в их доме. Также в Колоссянам 4:15 говорится о церкви в доме Нимфана. Есть и другие отрывки, где поместные собрания верующих названы церквами: Римлянам 16:1, 1 Коринфянам 1:2, 1 Фессалоникийцам 1:1 и Галатам 1:2. В каком значении используется слово церковь (поместное собрание верующих или тело Христово по всему миру) в том или ином отрывке определяется из контекста.

Характерно, что хотя слово «церковь» встречается также и во множественном числе, если используется в узком смысле (см. сноску 5 и Галатам 1:21), слово «тело» никогда не используется во множественном числе и всегда означает единое вселенское Тело Христово, Вселенскую церковь.

В 1 Коринфянам 11:3 также говорится, что и у Христа есть глава - Бог.

Более подробно мы рассматриваем 1 Коринфянам 12:28-30 в четвертом разделе статьи. Также обратите внимание, что апостол – это роль в Теле Христовом, а не титул двенадцати библейских апостолов. И как сегодня есть учителя и евангелисты, так могут быть и апостолы.

Согласно 1 Коринфянам 12:8-12, к ним относятся: слово мудрости, слово знания, вера, дары исцелений, чудотворение, пророчество, различение духов, иные языки, истолкование языков.

См. греческий словарь Библии Онлайн.

К сожалению, многие переводы, особенно в английском языке, неверно передают значение отрывка, переводя его как: «Я желал бы, чтобы вы все говорили языками». Однако в греческом не используется сослагательное наклонение («lalein» - говорите). (см. также пояснения в Библии Онлайн). Бог не выражает здесь гипотетическое желание, но говорит о том, что хочет, чтобы мы сделали СЕЙЧАС.

В противном случае в 1 Иоанна 1:5 нам не говорилось бы, что «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы». Разве можно назвать Светом того, кто, желая от нас определенных действий, не дает нам возможности их совершать? .

Взаимоотношения с религией нынче так же рознятся, как и вообще взгляды людей. Далеко не во всех семьях и общинах осталась традиция духовного воспитания. Отсюда вытекает странный на первый взгляд вопрос: «Церковь - это что? Дом для вознесения молитв, или у нее есть иной смысл?» Ответить на такое духовное искание одновременно и сложно, и просто. Давайте попробуем разобраться.

Значение названия

Скорее всего, на понимание должна повлиять история церкви.

Сам термин пришел из греческого языка. Означает он «собрание» (звучит «экклесия»). Очень интересно, что первоначально так называли не термин обозначал самих верующих. Следовательно, церковь - это сообщество верующих, в нашем случае, христиан. Если же прочесть то можно глубже проникнуть в таковое значение нашего термина. Там говорится, что церковь - это храм. Но не сооружение! Это место обитания Духа Святого! А он, как известно, нематериален. Находится Святой Дух там, где его почитают. Любой, кому он помогает в жизни, верующий и надеющийся, имеет его в своем сердце. Новый Завет называет таких людей братьями во Христе. Смысл такового понимания церкви заключен в молитве «Символ веры». Она говорит о том, что церковь - это сообщество людей, объединенных едиными устремлениями души. Они одинаково относятся к учению Христа, понимают и живут по его законам!

Библия о церкви

Уже озвученная мысль подтверждается святой Книгой. Там утверждается, что обычные верующие не являются ни пришельцами, ни чужими. Наоборот, их называют согражданами святыми и своими Богу! Понятно, что относится таковое утверждение не ко всем. Это мы нынче уверены, что исполнение обрядов, нерегулярное посещение храма дают право на Царствие Божие. Так ли это? В Библии прямо говорится «имея Самого Иисуса Христа» камнем краеугольным.

Понимать данную цитату необходимо душой. Именно в ней критерий такого понятия, как «Церковь Божья». Верующий человек не тот, кто традиции соблюдает, много знает и следует установленным религией правилам чисто внешне. Слова «Христос - краеугольный камень» подсказывают, что на его учении строит христианин свое мировоззрение. Заповеди лежат в основе его мыслей, а значит поступков и деяний. Такие люди и составляют на земле Божий согласно Библии, едина. Ее именуют вселенской. Она состоит из деноминаций, основанных на общинах. Последние, в свою очередь, тоже называют церквями.

Основные конфессии

Мы уже сказали, что на земле существуют деноминации вселенской церкви. Мы их знаем как католицизм, православие и протестантство. Это все течения христианства. Каждую из них тоже называют "Церковь", имея в виду объединения поместных общин. Так получилось, что географически ныне данные сообщества переплетены. Практически во всех странах и областях есть представители той или иной церкви. Однако эти люди составляют, так сказать, монолитное общество, объединенное духовными скрепами. Они имеют в душе единого Бога, к нему стремятся, считают критерием собственных мыслей и дел. К слову, представители одной церкви считают своим долгом подставить плечо соплеменникам. Странно, правда? А что Христос учил делить людей по конфессиям? Истинный христианин не откажет в поддержке никому на основании различий во взглядах. К сожалению, история церкви предоставляет нам множество примеров, когда верующие вели меж собой религиозные войны.

Еще одно деление

Мы уже упомянули, что далеко не все верующие являются таковыми на самом деле. В учении Христа этому «феномену» уделено определенное внимание. То есть речь идет о видимой и невидимой церкви. Смысл также находится глубоко внутри человека. Видимая церковь - это то, что человек наблюдает своими глазами. Он судит о других по их поведению. Однако не все, кто выполняет правила и обряды, имеет в душе Иисуса в качестве краеугольного камня. Вы наверняка с таковыми поступками сталкивались. Вот тут следует говорить о невидимой церкви. Господь станет судить любого не по регулярности посещения храма или вознесения молитв. Он отделит настоящих христиан от тех, кто только прикидывается, не имея в сердце Христа. Об этом написано в Новом Завете.

Там сказано, что среди христиан множество будет таких, кто ими не является. Они только ведут себя подобно верующим. Но все раскроется на Высшем суде. Он отвергнет тех, кто не имеет храма в душе, грешит, демонстрируя истинно христианское поведение. Но следует понимать, что церковь все же одна. Просто не всем доступно полное ее восприятие.

О храме

Наверняка вы уже запутались. Если церковью является сообщество верующих, то почему мы называем этим словом сооружение? Следует вспомнить о сообществах людей, исповедующих одну религию. Исторически сложилось, что они объединяются в общины, руководимые священником. А тот, в свою очередь, производит служение в специальном строении. Конечно, таковая традиция не сразу образовалась. Но со временем люди поняли, что один храм удобнее, чем, к примеру, служение в разных сооружениях поочередно, как у мормонов. С тех пор церковью стали именовать еще и здания. Потом их стали строить выделяющимися, красивыми, символичными. Их стали посвящать определенным Святым, называть их именами. Например, Церковь Богородицы - это посвященный женщине, подарившей земную жизнь Сыну Божиему.

Религиозные традиции

Здесь мы с вами подходим еще к одному интересному вопросу, который может задать читатель, не вникнувший в тему ранее. Если церковь находится в душах верующих, то зачем же в храм ходить? Тут необходимо вспомнить учение Христа. Он говорил, что верующим должно активно работать в поместной церкви. То есть всем вместе решать дела общины, помогать друг другу, даже контролировать и поправлять в случае ошибок. Кроме того, речь идет и о церковной дисциплине. Обычаи устанавливаются не сверху, а передаются по наследству от родителей детям. Раз было принято ходить в храм, так и следует поступать, пока общество не переменит свое решение.

Еще немного о церкви

Следует добавить к изложенному один нюанс, на который обращает внимание Закон Божий. Там говорится, что к церкви относятся не только живущие ныне верующие. Те, кто уже покинул этот мир, но соединялся любовью со своими родственниками и друзьями, тоже включаются в общий храм. Получается, понятие "церковь" значительно шире, чем то, что мы видим или можем ощутить. Часть ее находится в другом мире, иной, духовной сфере. Все люди, объединенные пониманием необходимости иметь Христа в душе, как живые, так и почившие, составляют церковь и являются ее членами. Здание же (собор, храм) создано для удобства прихожан. Церковь - это христиане, все или их часть, объединенная общим священноначалием. Можно сказать, что это единое духовное тело, имеющее во главе Христа. Еще оно озарено Духом Святым. Целью его является объединение людей Божественным учением и таинствами.

Свечи в церкви

И напоследок поговорим об атрибутике. Вы же знаете, что все в храме Божием зажигают свечки. А откуда пошла такая традиция? Огоньки имеют множество значений. Это и природы, прекрасного дыхания жизни. С другой стороны, они напоминают о тех членах церкви, что уже находятся у престола Господа. Они демонстрируют светлые мысли верующего, его устремление к праведной жизни. И все это заключено в одном маленьком огоньке, воспринимаемом нами как нечто традиционное, незаменимое. Следует иногда задумываться о символах и атрибутах, используемых в религиозных обрядах, чтобы напоминать себе об истинной церкви, находящейся в душе.


Гостеприимство

Христиа́нская це́рковь (от греч. Κυριακόν , «Господу принадлежащее» или "ekklesia keriakon" - "церковь Господня") - религиозное сообщество христиан , объединённых общей верой в Иисуса Христа как Бога и Спасителя, который есть создатель Церкви и её Глава. В экклезиологии под Церковью понимается сообщество христиан прошлого и настоящего, составляющих мистическое Тело Христа, главой которого является Христос. В религиоведении под Церковью понимается сообщество христиан, объединённых на основе общего вероучения , как отдельная община, или как всемирное объединение христианских общин.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ История 6 класс. Христианская церковь в раннее Средневековье, три периода

    ✪ История 6 класс. § 2. Христианская церковь в раннее средневековье

    ✪ Христианская церковь в раннее средневековье (рус.) История средних веков.

    ✪ Христианская церковь в раннее Средневековье | Всемирная история 6 класс #3 | Инфоурок

    ✪ Мессианские евреи и христианская церковь (Александр Гольдберг)

    Субтитры

Этимология

От слова «Ἐκκλησία» также происходит название экклезиологии - раздела христианского богословия, освещающего вопросы связанные с церковью.

Употребление термина

Во-вторых, это церковь, как собрание христиан в каком-то одном населённом пункте. В этом значении оно близко к современным понятиям христианской общины или прихода . Однако есть разница: в Новом Завете отсутствуют упоминания о том, что даже в крупных городах существовало бы более одной такой церкви. В современном христианстве это вполне допустимо. Именно употребление понятия «церкви», как местной христианской общины, со временем было ассоциировано с помещением, где организовывались собрания христиан какого то населённого пункта или местности (см. Церковь (сооружение)).

В-третьих, это домашняя или малая церковь - собрание христиан в одной семье, включая родственников, соседей и рабов (если таковые имелись).

В связи с конфессиональным делением Церкви к новозаветным значениям слова добавилось значение церкви, как христианской конфессии , (например, Православная церковь , Католическая церковь , Лютеранская церковь и др.)

Кроме того, слово «церковь» используется для обозначения национальных религиозных организаций в рамках христианских конфессий (например, Русская православная церковь , Сирийская католическая церковь , Эстонская евангелическо-лютеранская церковь и др.) (см.Поместная церковь)

Термин «церковь» иногда используется в качестве самоназвания в том числе и организациями, чья принадлежность к христианству оспаривается , например, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней , Церковь объединения и др., и ярко-антихристианскими организациями, например, Церковь сатаны .

Вселенская Церковь (Церковь Христова)

Существование Христовой Церкви как некоторого ноуменального принципа не является всеобщей очевидностью; поэтому от христианина требуется вера в неё. Об этом прямо говорит Никео-Цареградский Символ веры : «Верую во Единую, Святую , Соборную и Апостольскую Церковь » , признаваемый в исторических церквях и большинстве протестантских конфессий.

Нельзя считать, что в наше время Церковь Христова более нигде не пребывает, напротив, следует верить, что она - цель, к которой должны стремиться все Церкви и церковные Общины. В действительности, элементы этой уже устроенной Церкви существуют, объединены в полноте в Католической Церкви и, без этой полноты, в других общинах. Следовательно, хотя мы и верим, что эти Церкви и отделенные от нас общины страдают некоторыми недостатками, тем не менее они облечены значением и весом в тайне спасения. Ибо Дух Христов не отказывается пользоваться ими как спасительными средствами, сила которых исходит от той полноты благодати и истины, которая вверена Католической Церкви

Границы Церкви в православии

Согласно православному катехизису митрополита Филарета (Дроздова) , «Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой , Законом Божиим, священноначалием и Таинствами » . Вопрос о границах Вселенской Церкви в настоящее время остро дискутируется в православии. [ ] Согласно наиболее распространённой и мейнстримной точке зрения считается, что Вселенская Церковь совпадает с границами мирового православия , а находящиеся вне её канонических границ могут принадлежать к ней «невидимо» (в этом принципиальное отличие православного и католического экуменизма , говорящего о невидимом членстве видимой Церкви (православной или католической соответственно), от протестантских экуменических концепций - «теории ветвей» и «невидимой церкви»).

Согласно «Основным принципам отношения к инославию Русской Православной Церкви »,

1.15. Православная Церковь устами святых отцов утверждает, что спасение может быть обретено лишь в Церкви Христовой. Но в то же время общины, отпавшие от единства с Православием, никогда не рассматривались как полностью лишенные благодати Божией. Разрыв церковного общения неизбежно приводит к повреждению благодатной жизни, но не всегда к полному её исчезновению в отделившихся общинах. Именно с этим связана практика приема в Православную Церковь приходящих из инославных сообществ не только через Таинство Крещения. Несмотря на разрыв единения, остается некое неполное общение, служащее залогом возможности возвращения к единству в Церкви, в кафолическую полноту и единство.

1.16. Церковное положение отделившихся не поддается однозначному определению. В разделенном христианском мире есть некоторые признаки, его объединяющие: это Слово Божие, вера во Христа как Бога и Спасителя пришедшего во плоти (1 Ин. 1, 1–2; 4, 2, 9), и искреннее благочестие.

1.17. Существование различных чиноприёмов (через Крещение, через Миропомазание, через Покаяние) показывает, что Православная Церковь подходит к инославным конфессиям дифференцированно. Критерием является степень сохранности веры и строя Церкви и норм духовной христианской жизни. Но, устанавливая различные чиноприёмы, Православная Церковь не выносит суда о мере сохранности или поврежденности благодатной жизни в инославии, считая это тайной Промысла и суда Божия.

При этом дискуссионным является наличие в инославных исповеданиях, сохранивших формальный канонический строй апостольского преемства , действительного священства, а значит, и благодатности других таинств. Учение о наличие апостольского преемства вне Православной церкви основано на учении о действительности еретического крещения во имя Троицы, совершенного с целью сделать человека частью Церкви (4 канон, раздел «О Крещении», 7 сессия, 19 Вселенского собора - Тридентского собора) ; а также на документах Ферраро-Флорентийского собора , булле папы Евгения 8-22 ноября 1439, о неизгладимости священства. Впервые учение о неизгладимости священства формулируется в православии на Украине в XVII веке, в большом катехизисе Лаврентия Зизания Тустановского , затем Петр Могила в своем требнике излагает уже учение о наличии апостольского преемства вне православия. В новейшее время в России эту точку зрения отстаивали патр. Сергий (Страгородский) и прот. Сергий Булгаков . Согласно такому взгляду, совпадающему с современным официальным учением католической церкви, к церкви невидимо сопричастны не только отдельные инославные христиане в силу их веры и благочестия, но и сохраняющие неповреждённое преемство рукоположений церковные структуры благодаря действительности их таинств. Однако изложенная выше официальная позиция РПЦ оставляет этот вопрос открытым, ссылаясь на «тайну Промысла и суда Божия».

Отсутствие в православной церкви единого органа учительства делает возможным сосуществование в православном богословии полярных точек зрения на границы Церкви - от предельно экуменистической до предельно интегристской.

Границы Церкви в протестантизме

Поэтому главными «скрепляющими связями» Церкви (ср. Еф. ) в представлении протестантов являются не каноничность таинств, а осознанность веры во Христа и готовность следовать за Ним. Таким образом, Церковь представляет собой собрание Христа и всех Его учеников, живых и усопших, вне зависимости от наличия между ними канонического или евхаристического общения. Такое представление обуславливает для некоторых евангельских деноминаций принципиальный отказ от детокрещения (младенцы, по их мнению, в силу возраста не в состоянии иметь веру), а также мотивирует отказ от ограничивания Церкви Христовой конфессиональными рамками. Так, согласно вероучению евангельских христиан-баптистов Церковь представляет собой сообщество «искупленных Кровию Христа людей из всякого колена, языка, народа и племени, находящихся на небесах и на земле» .

В некоторых протестантских конфессиях Церковь иногда называется «невидимой». Это связано с убеждением, что Бог видит Церковь иначе, чем человек. «Подлинные границы Церкви нам неизвестны, только Бог знает, кто из принявших крещение и причисляющих себя к членам Церкви (к её различным конгрегациям) возрождён (рожден свыше) и потому принадлежит к Церкви как духовной общности» , - говорится в статье «Церковь» Новой учебной Женевской Библии. Там же подчеркивается (со ссылкой на слова Иисуса Христа, например, Мф. , Мф. , Мф. ), что в видимой для человека церковной организации всегда будут присутствовать люди (в том числе церковные иерархи), считающие себя христианами, но в глазах Бога не являющиеся таковыми.

Поделиться