Анализ стихотворения есенина я покинул родимый дом. «Я покинул родимый дом…» С

«Я покинул родимый дом…» Есенина С.А.

Стихотворение « » было написано Сергеем Есениным в 1918-м году. В этом произведении поэт рассказывает о своём чувстве к родной земле, рисует образы тоски, грусти, одиночества. Автор легко проводит параллели, рассказывая читателям о своей неразрывной связи с Россией. Впервые стихотворение издали в 1920-м году.

Жанр и литературное направление

Данное стихотворение является ярким образцом произведения лирического жанра, написанного в неповторимой манере, характерной для Сергея Есенина. Здесь поэт делится с читателями собственными мыслями и чувствами, говорит о своих родителях, рассказывает о любви к родной земле.

Лирический герой стихотворения и образ автора в данном произведении едины, их практически невозможно разделить. Сергей Есенин рассказывает нам именно о себе, своей судьбе, личных переживаниях и воспоминаниях.

Важно отметить, что в стихотворении используются яркие образы, оригинальные символы, экспрессивные определения. Все эти художественные средства позволяют с уверенностью отнести произведение к одному направлению, к которому принадлежал поэт. В стихотворении явно прослеживается оригинальная образность, присущая произведениям имажинистов. Именно такая неповторимая символика моментально делает стиль узнаваемым, а стихотворение более запоминающимся, нетривиальным.

Тема и сюжет стихотворения «Я покинул родимый дом…»

Главной темой стихотворения стало расставание поэта с его родной землёй, матерью и отцом. Для Сергея Есенина Родина едина во всех её проявлениях. Берёзы, луна, старый клён - всё это неотделимо от образа родной земли . В каждой веточке, листочке, отражении луны в воде поэт видит свою Русь.

Сюжет стихотворения развивается в области воспоминаний автора. Фактической сюжетной линии здесь нет. Однако определённая последовательность, безусловно, наблюдается. Сначала поэт отмечает, что он покинул родимый дом, оставил Русь, говорит о грусти матери. Затем Есенин вспоминает отца, который седеет без него. В третьей строфе автор пишет, что он ещё не скоро вернётся, пурга будет долго петь над его домом. Но старый клён остался на Родине поэта. Интересно, что дерево, которое «стережёт» Русь, Есенин прямо ассоциирует с самим собой. В заключительной строфе поэт пишет, что дождём своих листьев,«головой» клён похож на него.

Можно сказать, что сюжет развивается логично: читатели видят, что природа и Родина для поэта едины, как и человек и природа. Он покинул свои края, но оставил о себе память в образе клёна, который напоминает его золотом своих листьев.

Композиция, художественные средства

Стихотворение Сергея Есенина «Я покинул родимый дом…» написано анапестом . Ударение падает на последний слог трёхсложной стопы. Используется перекрёстная рифма. Композиция линейная, поскольку в стихотворение всё излагается последовательно. Автор проводит параллели между родной землёй и своими родителями, Родиной и природой, деревьями и людьми. В конце стихотворения он сравнивает себя с клёном, оставшимся «стеречь» Русь.

Рассмотрим основные средства изобразительности. Русь поэт называет «голубой» . Данное определение тоже становится художественным средством, символизируя голубизну неба, чистоту. Луна в произведении«распласталась золотою лягушкой» . Яркий образ не только позволяет живо представить себе луну, но и придаёт произведению неповторимый динамизм. Седину в бороде отца Есенин сравнивает с яблонным цветом, при этом седина «проливается» в волосах.

Пурга предстаёт в стихотворении как живое существо. Олицетворение позволяет здесь лучше представить себе пургу, которая поёт и звенит. Клён, стерегущий Русь, стоящий на одной ноге, безусловно, больше напоминает мыслящее существо, а не обычное дерево.

Старый одноногий клён внезапно преображается прямо на глазах у читателей. Ему уже придаются удивительные черты, полные чего-то возвышенного и романтичного. Есенин пишет, что в клёне есть радость для тех, кто целует «дождь» листьев дерева. Оказывается, клён похож головой на лирического героя стихотворения. Именно это дерево и становится своеобразной связующей нитью, которая не позволяет разорваться связи поэта и его родной земли.

Удивительно яркое стихотворение даёт читателям представление о мастерстве Сергея Есенина.

Сергей Есенин – необыкновенный любитель творчества. Это человек, который пишет изумительно прекрасные стихи, романтичные, и иногда печальные. В данный момент, Это стихотворение относиться тоже немного к печальному тону произведений. Есенин недаром дал стиху такое название. В 1918 году Есенин пишет стихотворение «Я покинул родимый дом».

Этот стих был написан от всей души поэта. Его мысли, чувства вылились в милозвучный стих, который поражает своей неподдельной грустью и искренностью в своей печали. Есенин пишет этот стих после того, как повидал свой дом. Это случилось после того, как он жил долгое время в городе, который являлся столицей. Есенин уехал туда только потому, что стал учиться в университете. Также, из-за работы в типографической печати различной литературы, у него вообще не оставалось времени на личное пространство, или хотя бы для того, чтобы повидать родных.

Он все это время, а ели быть точнее – несколько долгих лет, показавшиеся ему вечностью, просто еле выносил разлуку с домом и родными. Ему также хотелось просто увидеть родные места – там, где он родился и вырос. Там, где прошла его юность и стадия взросления. Но Есенина ждало разочарование, так как после долгой разлуки на несколько лет, он все же появился у родного дома, но был очень разочарован.

Ведь все вокруг изменилось, и даже дело не во внешнем виде, а в более глубоком плане. Даже его родные – мать и отец, стали как будто немного печальнее, и уже не такими беззаботными, как в дни его юности. Ведь прошла революция, и она все изменила. Стихотворение «Я покинул родимый дом» написано с грустью и сожалением о прошедших днях.

В первых же строках стиха написано о том, что поэт покинул не только свой дом родимый, но и навсегда оставил «Голубую Русь». Это сравнение родины с голубой Русью подмечено тонком и метко. Но эти времена той Руси миновали, а поэтому Есенин очень сильно переживает эти перемены, которые только тонкого душевного склада человек смог бы увидеть и почувствовать.

Поэт начинает понимать, что детство и юность никогда не повторятся, и его мир рушиться. Ему трудно это пережить, именно поэтому в его стихе есть строчки, где он утверждает, что никогда больше не сможет жить как раньше и не вернется на родину никогда! В стихотворении Есенин себя сравнивает со старым кленом, который не слишком любить перемены.

Анализ стихотворения Я покинул родимый дом по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Тургенева В дороге 6, 10 класс

    Стихотворение Тургенева «В дороге» воспроизводит перед читателями великолепную картину осени. Картина туманного утра, красоты осеннего леса описывает в своем стихотворении поэт. Но эта тематика не является основополагающей.

  • Анализ стихотворения Проселок Апухтина

    Наверное, проселок может выглядеть вполне интересной метафорой уникального русского пути. Вообще, менталитет разных наций вполне удобно сравнивать с различными типами дорог.

  • Анализ стихотворения Жуковского Певец сочинение

    Спустя 20 дней после Бородинской битвы, Жуковский выпускает своё новое творение «Певец», посвященное великой войне против Франции.

  • Анализ стихотворения Лермонтова Кавказ

    Написанное в начале девятнадцатого века стихотворение «Кавказ» до сих пор наполняет читателя свежим ветром гор, яркими впечатлениями. Здесь словами нарисована прекрасная картина

  • Анализ стихотворения Поэма без героя Ахматовой

    Одним из наиболее фундаментальных творений Ахматовой является Поэма без героя, которая охватывает различные периоды жизни поэтессы и рассказывает о судьбе самой Ахматовой, пережившей и творческую молодость в Петербурге, и блокадный город и много невзгод.

Разделы: Начальная школа

Тип урока: Урок изучения нового произведения.

Тема: С.А. Есенин «Я покинул родимый дом..»

Цель:

  • Продолжить знакомство учащихся с своеобразием лирики С. Есенина
  • (тема малой родины).Учить понимать основное настроение стихотворения. Формировать умение понимать изобразительно – выразительные средства языка и их роль в художественном произведении. Обогащать активный словарь учащихся. Совершенствовать выразительность чтения.
  • Развивать поэтический вкус, образное мышление учащихся.
  • Воспитывать любовь к Родине, природе, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость.

Оборудование: портрет поэта, компьютерная презентация , книжная выставка, выставка детских рисунков, словарь настроений, индивидуальные таблицы для анализа текста стихотворения, модели обложек изученных произведений, картинки с изображением клёна для каждого ученика.

Учебник: Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч.Ч.2.-4-е изд., перераб. – М.: Вентана – Граф», 2006. (Начальная школа XXI века).

Ход урока

I. Организационный момент.

Эмоциональная мотивация.

– Ребята, улыбнитесь друг к другу. Пожелайте удачи на уроке. (кивок головой)

II. Проверка д/з.

– Какая модель обложки соответствует тому произведению, которое было вашим домашним заданием? Почему, объясните.

Д: Стихотворения С. Есенина о Родине.

1 слайд

Д: Восторженное, ликующее, воспевающее.

– Какие чувства возникли в вашем сердце?

2 слайд

Прочитайте эти отрывки наизусть и постарайтесь передать эти чувства.

– Какие слова поэта говорят о его любви к Родине?

Д: «Я скажу: «Не надо рая, дайте Родину мою»»

Что имел в виду Есенин, произнося слово Родина?

Д: природа, Русь, Россия, Отечество, родной край, семья, друзья.

(Родина – место, где человек родился и вырос: город, село, а также страна, гражданином которой он является.
Родина – Отечество, родная сторона.
Родина – это дом, в котором мы живём. Это место, где ты родился и вырос. Родина – это и наши предки, наши мамы, папы, дедушки и бабушки, подарившие нам жизнь и имя.) .

III. Сообщение темы и цели урока.

– Семья, дом, природа, Родина для Есенина неразделимы. И сегодня мы ещё раз в этом убедимся.

– Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с лирикой замечательного русского поэта – Сергея Александровича Есенина.

– Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель.

3 слайд

Познакомиться…
Совершенствовать умения…
Развивать умения…

IV. Изучение нового материала.

1. Эмоциональная подготовка к восприятию текста.

– Для Есенина привязанность к Родине, означает, прежде всего, привязанность к её природе, малой родине, народной жизни.

– В 1922 году он вылетел на аэроплане в Кенигсберг, объездил всю Европу и Северную Америку. Полтора года длилась разлука поэта с Родиной. Разлука с Родиной и послужила причиной для написания стихотворения «Я покинул родимый дом…» в 1924 году, с которым мы сегодня познакомимся.

Настрой эмоций детей с помощью творческого задания.

Дети дома нарисовали иллюстрации к изученным отрывкам стихотворений С. Есенина о Родине. Главное условие – передать свои настроения, личные переживания от знакомства с лирикой поэта.

– Ребята, с каким настроением вы рисовали рисунки?

(ответы детей)

– Вы рассказали о своих настроениях, а какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение « Я покинул родимый дом…» ?

(дети высказывают свои предположения)

Установка на восприятие текста.

– Давайте вслушаемся в есенинские стихи и постараемся почувствовать то настроение, которое хотел передать поэт.

2. Первичное чтение стихотворения учителем.

(После чтения учитель выдерживает паузу.)

Д: Стихотворение проникнуто тихой любовью к родному дому, к родной природе. Настроение грустное, печальное, тоскливое.

(Ученики пользуются словарём настроений)

– О чём это стихотворение?

Д: Лирический герой покинул дом, родителей.

Физкультминутка

Голову тяну к плечу
Шею я размять хочу.
В сторону разок – другой
Покачаю головой
Пальцы ставим мы к плечам,
Руки будем вы вращать.
Круг вперёд, другой вперёд,
А потом наоборот.
Хорошо чуть-чуть размяться.
Снова сядем заниматься.

4, 5 слайд

3. Словарная работа.

Березняк – берёзовый лес, роща.

Пурга – сильная вьюга, снежная буря.

4. Самостоятельное чтение «про себя».

– Обратите внимание какие картины рисует поэт? Из каких образов они складываются?

(Дети самостоятельное читают текст «про себя», отмечая карандашом начало каждой новой картины.)

– Какие картины предстают после чтения этого стихотворения?

Д: голубая Русь, березняк на пруду, луна, старый клён.

6 слайд

5. Исследование текста (комплексный анализ лирического произведения).

– Какое настроение лирического героя передано с помощью этих картин?

– Предлагаю вести исследовательскую работу одновременно с работой в таблице, которая лежит у каждого на парте.

(Анализ текста проводится одновременно с работой в таблице. Таблица распечатана для каждого учащегося. Вычитывается каждая строфа, определяется её ведущее настроение, а затем ученики ищут те выразительные средства, которые создают это настроение, и выписывают их в таблицу.)

7 слайд

Какие чувства испытывает герой?
В одну колонку выпиши названия настроения, а в другую – слова, создающие это настроение.
1 строфа.
воспевающее и...
Я __________ родимый дом,
Голубую __________ Русь.

В три звезды березняк над прудом
__________ матери старой грусть.
2 строфа.
...
Золотою лягушкой луна
__________ на тихой воде.
Словно __________ цвет, седина
У отца __________ в бороде.
3 строфа.
...
Я __________ , не скоро __________!
Долго __________ и __________ пурге.

__________ голубую Русь
Старый __________ на одной ноге.
4 строфа.
...
И я __________ , есть радость в нём
__________ , кто листьев дождь,
Оттого, что тот старый __________
Головой на __________ похож.
Слова-подсказки: воспевающее и грустное, тихое и тоскливое, беспокойное и тревожное, печальное.

Коллективная работа.

1 строфа.

Каким настроением проникнута первая строфа?

Д: Грустное, герой покинул родимый дом.

– Какой видит поэт Русь?

Д: Голубая Русь, воспевает Русь.

– Синий и голубой цвета – любимые цвета поэта, они усиливают в пейзажных описаниях ощущение необъятности просторов. Поэт часто любил повторять: «Россия… Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то.»

Д: Использует эпитет – голубая, красивая Русь.

– Как вы понимаете выражение «в три звезды »?

Д: Вечер, ночь ещё не наступила, на небе только три звезды.

– Ребята, в этом стихотворении есть слова, которые придумал сам поэт и употребляет в своих стихотворениях – теплит, яблонный.

«Теплит матери старой грусть » – хранит

– Образ природы помогает утешить грусть матери.

Д: Используются глаголы для создания грустного настроения: покинул, оставил .

– Какое средство выразительности использует поэт?

Д: Использует эпитет – голубая, красивая Русь; олицетворение «березняк теплит».

2 строфа.

Каким настроением окрашена вторая строфа?

Д: Продолжается настроение предыдущей строфы, можно уточнить - тихое, тоскливое, герой тоскует по отцу, прервана родственная связь.

– Как вы считаете, почему луна распласталась « золотой лягушкой »?

Д: Золотой – цвет луны жёлтой; лягушка – обитатель водоёма.

«золотой лягушкой» – метафора.

– Какое средство выразительности использует поэт, описывая бороду отца?

Д: Сравнение.

Д: Появилась.

Д: «седина пролилась», «луна распласталась» – олицетворение.

Гимнастика для глаз

Работа в парах

Дети анализируют третью и четвёртую строфу в парах.

3 строфа.

Каким настроением проникнута третья строфа?

Д: Настроение героя становится более беспокойным и тревожным. Это передаётся восклицательным предложением в первой строке (Я не скоро, не скоро вернусь!) , одушевлённым пейзажем с помощью олицетворения: «Долго петь и звенеть пурге.»

– Каким настроением проникнут образ клёна?

Д: Затаённая грусть одиночества.

С. Е. Есенин, описывая старый клён, наделяет его человеческими чувствами и поступками.(стережёт голубую Русь) Поэт уподобляет себя клёну, образ «старого клёна на одной ноге».

Природу России Есенин всегда воспринимал чутким сердцем человека, очеловечивал её.

– Пурга подразумывается не как погодное явление, а большой промежуток времени, жизни. Возможно ещё много времени пройдёт пока поэт вернётся на Родину.

4 строфа.

Каким настроением окрашена четвёртая строфа?

Д: печальное, герой вдали от Родины, он одинок, сравнивает себя с одиноким и старым клёном («Головой на меня похож».)

– Что за дождь может падать с листьев?

Д: Роса, капельки дождя.

– Ребята, слова « есть радость в нём тем » – люди, которые живут на своей Родине, на своей родной стороне.

Вывод.

Так какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Я покинул родимый дом…» ?

Д: Лирический герой покинул дом, прервана родственная связь. Поэтому ведущим настроением стихотворения является грусть, тоска.

8 слайд

Обобщение о герое есенинского стихотворения.

– Герой Есенина переживает такое настроение. Что можно сказать о таком человеке?

Д: У этого человека глубокие, сильные чувства к своей малой родине, к своей « голубой Руси». Он предан своей Родине.

– Как можно назвать такого человека?

Д: Патриот.

– Ребята, преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, называется патриотизм , а человек, проникнутый патриотизмом – патриот.

9 слайд

10 слайд

6. Работа над выразительностью чтения стихотворения.

– Вот теперь, когда мы так много поняли и заметили, нам нужно определить :

  • темп чтения (быстрый, медленный);
  • громкость чтения (пониженная, повышенная).

– Выбрать верную интонацию для чтения вслух этого стихотворения (восхищённая или грустная).

Ребята, обязательно обратите внимание на те слова и выражения, которые были вписаны в таблице. Они являются главными носителями лирического настроения и потому должны быть интонационно выделены при чтении.

– Как: быстро или неторопливо, громко или не очень громко, чтобы передать чувства автора.

– Обратите внимание на знаки препинания.

Постановка дыхания

Ритмические упражнения – «вдох – выдох» (выдох дольше, через рот, через нос)

11 слайд

Упражнение 2.

– Распределяйте правильное дыхание, произнося звуки.

12 слайд

Упражнение 3. «Потуши свечи» (отдельно каждую, все сразу).

13 слайд

Индивидуальное выразительное чтение стихотворения по желанию детей.

(Дети аплодисментами оценивают ответы детей)

V. Итог урока.

– Что вам понравилось в уроке больше всего?

14 слайд

  • Познакомились…
  • Совершенствовали умения…
  • Развивали умения…

15 слайд

Рефлексия.

– Я могу похвалить себя и своих одноклассников за …

– Ребята, вы сегодня хорошо поработали и мне бы хотелось на память о нашем уроке, о Сергее Есенине подарить каждому из вас этот кленок. Я думаю, что каждый из вас будет любить и чтить свою большую и малую Родину, так как Есенин.

Д/З: Выразительное чтение стихотворения.

Использованная литература:

  1. Литература: Большой справочник для школьников/ Э.Л.Безносов, Э.Л.Ерохина, А.Б.Есин и др.-2-е изд.-М.: Дрофа, 1999.
  2. Окулова Г. Е. Слово о писателе – на урок. Часть 2.- Оса: Росстани- на- Каме, 1995.
  3. Оморокова М. И. Основы обучению чтению младших школьников: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. –М.:Вентана-Граф, 2005.
  4. Посашкова Е.В. Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого читателя. Учебно-методическое пособие/ Урал.гос.пед.ун-т.-Екатеринбург, 2002.
  5. Синцова А.А. Занятия по развитию речи. – М.: Чистые пруды, 2006.

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нем

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клен

Головой на меня похож.

Обновлено: 2011-05-09

Посмотрите

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Историко-биографический материал

История создания и дата написания стихотворения

В 1918 году Есенин переезжает из Петрограда в Москву. Там выходят его сборники.

Место стихотворения в творчестве поэта

Тема России является главной в творчестве Есенина. Чувство любви к родине, восхищение красотой неброского, но милого сердцу поэта, среднерусского пейзажа – основной мотив ранней лирики.

Главная тема стихотворения

Тема родины

Проблема стихотворения

Одиночество, кровная привязанность к своей малой родине.

Композиция стихотворения

Как и свойственно творчеству Есенина, личные переживания облечены в образы природы. Такую схему мы видим в каждой строфе.

Лирический герой

Лирический герой предан своей малой родине. У него сильные и глубокие чувства к этому месту. Он давно покинул его и теперь не знает, когда ему доведется вновь вернуться, что весьма угнетает его дух.

Преобладающее настроение, его изменение

Психологический пейзаж передает такие настроения, как светлая грусть, радость, умиротворение, восхищение красотой. Тоска по покинутому дому, прерванной родственной связи. Далее настроение более тревожное и беспокойное, проникнуто чувством одиночества.

Философская лирика

4 строфы. Четверостишия

Основные образы

Человек и природа слиты воедино.

«Голубая Русь». Голубой цвет усиливает ощущение необъятности просторов. Также голубой у Есенина является символом божественности, святости.

Клен – хранитель очага. Также клен поэт сравнивает с собой, подчеркивая свое одиночество.

Лексика стихотворения

Использованы слова, придуманные самим поэтом – «теплит», «яблонный».

Изобразительные средства иносказания

цветовой эпитет «голубая Русь», метафора «золотою лягушкой луна», сравнение «словно яблонный цвет».

Инверсия. Восклицание усиливает передачу переживаний героя.

Звукопись

Ассонанс с «о» и «у».

Трехударный дольник. Стопа разносложная с ударением на разных слогах.

Ритм и рифма. Способы рифмовки

1я – 3я строфа – перекрестная.

4я строфа – отсутствует рифма.

Образ "голубой Руси" для поэта тесно связан с селом Константиновка, где он родился, с крестьянскими избами, народными песнями, сказками и красивейшей природой. Именно эта тема раскрывается в стихотворении "Я покинул родимый дом". Краткому анализу его будет посвящена эта статья.

История создания

Анализ стихотворения Есенина "Я покинул родимый дом" мы начнем с обращения к библиографической составляющей. Поэт действительно рано уехал из любимой деревни. Это случилось в 1912 году, когда семнадцатилетний Сергей окончил учительскую школу. Он не захотел преподавать. Его манила столица, поэт мечтал устроиться на работу в газету. Однако отрыв от родных корней дался Есенину тяжело.

Первое время он бредил домом, но на визит в село не было времени. Поэт поступил в университет, трудился в типографии. Прошло несколько лет, прежде чем он смог посетить родную Константиновку. В 1818 году появились на свет строки "Я покинул родимый дом". С. Есенин сумел передать в них неувядающую любовь к родителям, деревенским пейзажам и не отпускающую его тоску.

Композиция

Анализ стихотворения Есенина "Я покинул родимый дом" позволяет разбить его на две части. Первая из них посвящена малой родине поэта, дорогим сердцу пейзажам, воспоминаниям об отце и матери. Здесь все пронизано теплой грустью, сожалением о том, что родители стареют без него.

Вторая часть более тревожна. На смену деревенской гармонии приходит звенящая пурга. Тем не менее у поэта теплится надежда, что через долгое время ему удастся вернуться домой. Появляется образ клена, с которым лирический герой ассоциирует себя. Старое дерево становится его продолжением, охраняющим дорогие места. Близкие могут утешить свою тоску рядом с кленом, так как своей "головой" тот напоминает кудри поэта.

Образы

"Голубая Русь" присутствует в обеих частях стихотворения Есенина "Я покинул родимый дом". Анализ творчества поэта показывает, что этот образ является центральным для всего раннего периода. Затем на смену "Голубой Руси" придет Русь "советская", "стальная". Но свыкнуться с ней Есенину не удастся.

Голубой цвет - это чистое небо и водная гладь, это необъятные дали. Для поэта это также символ святости, одухотворенности, умиротворения. Образ Руси неразрывно связан именно с деревенским укладом, сельскими пейзажами. В стихотворении природа и люди тесно переплетаются. Мать находит утешение в "березняке над прудом", седина отца сравнивается с яблоневым цветом, луна распласталась на водной глади "золотой лягушкой".

Уезжая в город, Есенин оказывается оторван от этой гармонии и своих корней. Здесь человек и природа разобщены. Тревожную атмосферу передает образ "звенящей пурги". Остро ощущается одиночество. Находясь вдалеке, лирический герой беспокоится за сохранность "Голубой Руси". Он оставляет на малой Родине свое Альтер-эго - старый одноногий клен, который призван сторожить миропорядок в его неизменном виде.

Выразительные средства

Анализ стихотворения Есенина "Я покинул родимый дом" показывает, что написано оно анапестом. Рифмовка мужская, перекрестная. Из стилистических средств используются восклицание и инверсия в третьей строфе, что придает этим строкам особую эмоциональность. Поэту удалось выразить свою горечь от разлуки с родными местами, обеспокоенность происходящими в стране переменами (образ пурги), желание уберечь от них дорогую сердцу деревню.

Из лексических средств выразительности мы находим эпитеты ("родимый дом", "старая грусть", "Голубая Русь"), метафоры ("золотою лягушкой луна", "листьев дождь"). Присутствуют в произведении и сравнения (седины с цветущими яблонями, клена с лирическим героем). Близость человека и природы подчеркивают олицетворения (пурга поет, у клена имеются голова и нога, березняк "теплит"). Поэт придумывает собственные формы слов, чтобы точнее передать свои мысли и эмоции: "яблонный", "теплит".

Лирическое "Я"

Мы можем назвать автобиографическими строки "Я покинул родимый дом". Характеристика лирического героя позволяет понять чувства самого поэта, вынужденного жить вдали от родного села. Как и в других произведениях, внутренний мир человека сопоставляется с природными явлениями. Есенин остро ощущал свою "узловую завязь" с гармоничным окружающим миром, деревьями, животными. Через картины природы ему открывалась сложность бытия, превратность судьбы человека.

Настоящее Есенин изобразил в виде поющей, звенящей пурги. Образ снежной круговерти, метели будет доминировать в его творчестве 1924-1925 годов, передавая состояние мятущейся души. Но уже сейчас мы слышим эти отголоски. Пурга передает ощущение неустроенности, тревожности. Революция, изменившая все, сравнивается со стихией, перед которой человек бессилен. Есенин понимает, что период нестабильности продлится долго.

Спасением становятся образы "Голубой Руси", "родимого дома", которые так ярко оживают в воспоминаниях поэта. В этом сказочном мире обитают отец и мать, олицетворение безусловной любви, нежности, защиты. Пока существуют родители, у человека есть две незыблемые опоры на жизненном пути. Но они стареют. Есенин предчувствует крах "Голубой Руси", хрупкость мира детства. Поэтому и выставляет охрану: старый клен, так похожий на него самого золотой головой.

Основная идея

Анализ стихотворения Есенина "Я покинул родимый дом" позволяет понять его главную мысль. Человек не может существовать без корней. Места, где мы выросли, родные люди, знакомые с детства традиции становятся нашей духовной опорой во взрослом возрасте. Без них мы оказываемся одинокими и беззащитными перед лицом жизненных перипетий. Поэтому так важно сохранить эти ценности, не позволить ничему и никому разрушить их.

Стихотворение наполнено грустью, но вместе с тем очень красиво, лирично. Читая его, мы переносимся в красочный мир русской природы, восхищаемся яркими образами и тихой мелодичностью строк.

Поделиться