Крейсер «Михаил Кутузов» в Новороссийске. Севастопольцы будут добиваться возвращения крейсера "михаил кутузов" из новороссийска домой Рябенький командир крейсера михаил кутузов

С кораблями-музеями у нас, честно говоря, слабовато. Их всего 11, считая макеты-копии. Плюс еще 7 подводных лодок. Слабовато, если честно, для такой огромной страны. Надо бы побольше, ибо где еще, как не на таком корабле-музее, поднимать интерес пацанов к флоту?
Речь пойдет о событиях, которые разворачиваются в последнее время вокруг корабля боевой славы крейсера «Михаил Кутузов». Крейсер, если кто не в курсе, стоит в Новороссийске, в морском порту. И представляет собой корабль-музей и имущество флота одновременно.

Крейсер «Михаил Кутузов» стал двенадцатым кораблём проекта 68-бис. Заложен он был в феврале 1951 года на Николаевском судостроительном заводе и спущен на воду 9 августа 1954 года. После прохождения ряда испытаний корабль был введён в состав Черноморского флота. Зоной его ответственности стали Средиземное и Чёрное море, а также центральная Атлантика, где «Михаил Кутузов» нёс службу вплоть до вывода из боевого состава в 1998 году. К этому моменту корабль прошёл 211 900 миль.

«Михаил Кутузов», будучи весьма красивым и представительным кораблем, сделал себе, помимо военной, еще и политическую карьеру и стал местом встреч на самом высоком уровне. Его гостями в разные годы были президент Индонезии Сукарно, глава Египта Абдель Насер, король Эфиопии Хайле Селассие I, шах Ирана с супругой и другие сильные мира сего.

Официально «Михаил Кутузов» участвовал в двух вооружённых конфликтах в ходе Арабо-израильской войны, в 1967 и 1973 годах. Оба раза он находился в порту Александрия в качестве командного пункта главного военного советника СССР в Египте. Прямого участия в боевых действиях крейсер не принимал, но сам факт его нахождения в Александрии был гарантом мира.

Нападение на «Михаил Кутузов» было бы равнозначным нападению непосредственно на СССР. Отчасти именно поэтому налёта на александрийский порт удалось избежать.

Сегодня «Михаил Кутузов» - корабль-музей. По крейсеру проводят экскурсии, но вот именно над кораблем-музеем что-то сгущается. То ли тучи, то ли свет в конце тоннеля.

Идея заключается в том, что крейсер обязан вернуться в Севастополь, откуда его увели в 2001 году, когда истекал срок аренды нашей базы. Были серьезные опасения, что корабль пойдет под разделку на металл. Так, собственно, «Кутузов» и оказался в Новороссийске. И уже там стал музеем.

Сегодня довольно большая инициативная группа, в которую входят такие известные люди, как адмиралы В.Н. Чернавин, И.В. Касатонов, контр-адмирал Е.А. Кобцев, контр-адмирал А.И. Аладкин, адмирал В.А.Кравченко, вице-адмирал В.Д. Рязанцев, контр-адмирал А.П. Гринкевич, контр-адмирал В. Урывский, вице-адмирал Р.А. Голосов, ратует за возвращение крейсера обратно в Севастополь.

Мотивация проста: крейсер обязан вернуться обратно в город-герой Севастополь, чтобы стать там частью исторического наследия. Мнения и доводы высказываются разные, некоторые в исполнении севастопольцев читать даже неприятно, как, например, Стефановского.

Замечу в пику Стефановскому, что Новороссийск - такой же город-герой, как и Севастополь. И такой же город воинской славы. Вот только его не сдали в Великую Отечественную войну. И кровь тех, кто защищал Новороссийск, ничем не отличалась от крови защитников и освободителей Севастополя. И этот город не менее достоин, чтобы в нем был свой корабль-музей.

Но вернемся к «Михаилу Кутузову», тем более, что всего неделю назад я посетил его в качестве экскурсанта.

Есть мнение, что Россия - морская держава. Морской державе пристало хранить традиции, иметь памятные места и хранить корабли с историческим прошлым, и, как пример и как это практикуется, в качестве музеев или учебных судов.


С кораблями-музеями у нас, честно говоря, слабовато. Их всего 11, считая макеты-копии. Плюс еще 7 подводных лодок. Слабовато, если честно, для такой огромной страны. Надо бы побольше, ибо где еще, как не на таком корабле-музее, поднимать интерес пацанов к флоту?

Речь пойдет о событиях, которые разворачиваются в последнее время вокруг корабля боевой славы крейсера «Михаил Кутузов». Крейсер, если кто не в курсе, стоит в Новороссийске, в морском порту. И представляет собой корабль-музей и имущество флота одновременно.

Крейсер «Михаил Кутузов» стал двенадцатым кораблём проекта 68-бис. Заложен он был в феврале 1951 года на Николаевском судостроительном заводе и спущен на воду 9 августа 1954 года. После прохождения ряда испытаний корабль был введён в состав Черноморского флота. Зоной его ответственности стали Средиземное и Чёрное море, а также центральная Атлантика, где «Михаил Кутузов» нёс службу вплоть до вывода из боевого состава в 1998 году. К этому моменту корабль прошёл 211 900 миль.

«Михаил Кутузов», будучи весьма красивым и представительным кораблем, сделал себе, помимо военной, еще и политическую карьеру и стал местом встреч на самом высоком уровне. Его гостями в разные годы были президент Индонезии Сукарно, глава Египта Абдель Насер, король Эфиопии Хайле Селассие I, шах Ирана с супругой и другие сильные мира сего.

Официально «Михаил Кутузов» участвовал в двух вооружённых конфликтах в ходе Арабо-израильской войны, в 1967 и 1973 годах. Оба раза он находился в порту Александрия в качестве командного пункта главного военного советника СССР в Египте. Прямого участия в боевых действиях крейсер не принимал, но сам факт его нахождения в Александрии был гарантом мира.

Нападение на «Михаил Кутузов» было бы равнозначным нападению непосредственно на СССР. Отчасти именно поэтому налёта на александрийский порт удалось избежать.

Сегодня «Михаил Кутузов» - корабль-музей. По крейсеру проводят экскурсии, но вот именно над кораблем-музеем что-то сгущается. То ли тучи, то ли свет в конце тоннеля.

Идея заключается в том, что крейсер обязан вернуться в Севастополь, откуда его увели в 2001 году, когда истекал срок аренды нашей базы. Были серьезные опасения, что корабль пойдет под разделку на металл. Так, собственно, «Кутузов» и оказался в Новороссийске. И уже там стал музеем.

Сегодня довольно большая инициативная группа, в которую входят такие известные люди, как адмиралы В.Н. Чернавин, И.В. Касатонов, контр-адмирал Е.А. Кобцев, контр-адмирал А.И. Аладкин, адмирал В.А.Кравченко, вице-адмирал В.Д. Рязанцев, контр-адмирал А.П. Гринкевич, контр-адмирал В. Урывский, вице-адмирал Р.А. Голосов, ратует за возвращение крейсера обратно в Севастополь.

Мотивация проста: крейсер обязан вернуться обратно в город-герой Севастополь, чтобы стать там частью исторического наследия. Мнения и доводы высказываются разные, некоторые в исполнении севастопольцев читать даже неприятно, как, например, Стефановского.

Замечу в пику Стефановскому, что Новороссийск - такой же город-герой, как и Севастополь. И такой же город воинской славы. Вот только его не сдали в Великую Отечественную войну. И кровь тех, кто защищал Новороссийск, ничем не отличалась от крови защитников и освободителей Севастополя. И этот город не менее достоин, чтобы в нем был свой корабль-музей.

Но вернемся к «Михаилу Кутузову», тем более, что всего неделю назад я посетил его в качестве экскурсанта.

Конечно, хотелось сделать более подробный обзор корабля, со всеми подробностями, но дирекция музея совершенно не захотела пойти нам навстречу. И предложила пробивать разрешение через руководство ВМФ в Санкт-Петербурге. Так что мы попросту не успели, что, может быть, и к лучшему. Посетивши корабль на общих основаниях, проще сделать некоторые выводы.

Какие выводы мы сделали? А не очень хорошие.

Крейсер находится далеко не в прекрасном состоянии. Да, экскурсоводы говорят о недостатках финансов, но кто об этом не говорит сегодня? Но кораблю однозначно требуется хороший ремонт. Вызывает удивление и ржавчина на палубах, и откровенно пришедшее в негодность деревянное покрытие.

Сама экскурсия по кораблю в стиле «галопом по европам». Без претензий к экскурсоводам, все они люди, однозначно влюбленные в корабль и знающие его и морскую тематику. Но неужели нельзя сделать более масштабную экскурсию, пусть и за большие деньги?

Верхняя палуба с обзором артиллерии, корабельный колокол, минное вооружение. Далее лекция в кают-компании корабля (весьма интересная, кстати) и пробежка (других слов нет) по некоторым внутренним помещениям. Камбуз, кубрик, медпункт, один из боевых постов и кубрик для бытовых нужд. Все. Честно - меньше чем мало. Такой огромный корабль, по нему можно было бы водить часа два, и было бы интересно. А так - получасовая пробежка.

АК-230. Результат модернизации


Кают-компания крейсера


Каюта офицерского состава


Один из постов управления


Корабельный медпункт


Матросский кубрик. Крутой, с иллюминаторами.


Камбуз и один из корабельных котов на вахте


КБУ. Каюта бытовых услуг.

Мне ситуация с «Кутузовым» напомнила многие музеи в нашей стране. Где стоят макеты танков с заваренными люками, а экскурсоводы водят народ вокруг и что-то там вещают. Прошлый век, короче. Слияния с кораблем не вышло, к сожалению.

Для пацанов, которым дали повертеть штурвальчики управления 37-мм установкой ПВО, радости было много. Для людей более искушенных - только удивление.

Какое может быть будущее у крейсера?

Можно продолжать играть роль одной из немногих достопримечательностей Новороссийска. До полного обветшания и окончательного списания. На сколько лет хватит «Михаила Кутузова», сказать не берусь, но рано или поздно конец все равно придет. Море - это не бетонный постамент все-таки.

Можно сделать капитальный ремонт корабля. Но это однозначно не в Новороссийске. Местные судоремонтные заводы не в состоянии обслужить этот корабль. Значит, Морской завод или что-то подобное. В Крыму. А там и до Севастополя несколько ближе, чем обратно в Новороссийск…

Кроме того, в Севастополе есть и Черноморское высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище имени П. С. Нахимова, и филиал Нахимовского военно-морского училища. Вряд ли курсантам и нахимовцам помешал бы учебный корабль, подобный «Михаилу Кутузову». В том случае, если он пройдет капитальный ремонт и снова будет в состоянии совершать походы пусть не в Атлантику и Средиземноморье, а хотя бы по Черному морю.

И, кстати, с уходом для корабля проблем не будет.

А по выходным корабль вполне может стоять где-то на рейде и работать музеем. Как действительный корабль, а не макет с доступом в единичные помещения.

В любом случае, это хорошее продолжение жизни крейсера.

Кроме того, имя фельдмаршала Кутузова для Крыма не чужое. Михаил Илларионович воевал в тех местах вместе с Суворовым, и воевал хорошо.

А что с Новороссийском?

А Новороссийску обязательно нужно выделить что-то взамен. Город не богат на столь значительные памятники, поэтому просто взять и увести оттуда «Михаила Кутузова» мягко говоря, некрасиво.

Возможно, «Керчь» вполне подойдет.

4 ноября 2014 года, на БПК «Керчь» произошёл пожар, повредивший ряд кормовых отсеков. По результатам работы комиссии, расследовавшей происшествие, принято решение о списании и утилизации корабля в 2015 году. Позднее утилизация БПК «Керчь» была временно отложена с его переводом в резерв в качестве корабля подготовки плавсостава и плавучего штаба ЧФ. В июле 2015 года появилась официальная информация о повторной ревизии корабля с целью решения вопроса о его восстановлении.

Над кораблём шефствуют: Юго-Восточный административный округ Москвы, администрация Белгорода и администрация Красноармейского района Волгограда. Решением начальника Генерального штаба 18 августа 2015 года БПК «Керчь» выведен из боевого состава Черноморского флота и помещен в разряд военного имущества, с последующим расположением в нем военного музея Черноморского флота.

Почему музей ЧФ не может стоять в Новороссийске? Кроме того, «Керчь» изрядно моложе «Кутузова», и при такой поддержке корабль явно еще долго сможет радовать посетителей из числа жителей Новороссийска и гостей города, если организовать процесс должным образом, а не как сейчас на "Кутузове".

Вопрос в том, что у проекта перевода «Кутузова» есть и противники. Весь вопрос в том, кто одержит верх в битве за крейсер.

В любом случае, надо что-то менять. Конечно, хотелось бы, чтобы крейсер был отремонтирован и еще послужил. Что музеем, что учебным кораблем. Но в любом случае не так, как сегодня поставлено дело в Новороссийске.

Хотите увидеть нечто по-настоящему необычное во время путешествия по южным городам России? Посетите корабль-музей в Новороссийске. «Михаил Кутузов» - настоящий боевой крейсер, подняться на борт которого сегодня может каждый турист. Это уникальная экскурсия, которая запомнится вам надолго!

История легендарного крейсера

В конце лета 1954 года на корабле, названном в честь известного полководца Михаила Илларионовича Кузова, был поднят флаг. Спустя время этот крейсер, построенный по проекту 68-бис, будет включен в десятку лучших боевых судов ХХ века. Корабль был построен за 2 года, после чего состоялась церемония торжественного принятия его в состав Черноморского флота.

На счету этого легендарного судна - десятки успешно выполненных заданий и 15 дальних походов. Военная карьера «Михаила Кузова» закончилась в 1987 году. Тогда корабль был списан в резерв. В 1998 году крейсер был официально исключен из боевого состава. В 2001 году переведен в Новороссийск, а спустя еще один год - открыт в качестве музея.

Идея создания столь необычного туристического объекта не нова. Во многих портовых городах навечно опустили свои якоря крейсеры, имеющие богатую историю. Корабль-музей в Новороссийске является филиалом музея Военно-Морского флота. Посетить его сегодня может каждый, достаточно приобрести билет на экскурсию.

Что можно увидеть во время экскурсии?

Когда-то экипаж «Михаила Кутузова» состоял из 1200 служащих. На корабле имеется около 2000 помещений различного назначения. По техническим и боевым характеристикам крейсер действительно являлся передовым для своего времени. Размеры корабля: 23 метра в ширину и 210 метров в длину.

Экскурсия по крейсеру начинается на палубе. Туристам предлагается лишь частично осмотреть корабль-музей в Новороссийске, но даже такая экскурсия подарит массу новых впечатлений каждому.

Одно из наиболее интересных помещений - кают-компания, где собирались офицеры. Также туристы могут посмотреть, как жили обычные матросы в своих кубриках, посетить медпункт, офицерскую каюту.

Во время экскурсии посетители узнают немало интересного о крейсере и российском флоте. В коллекции корабля-музея присутствуют исторические фото и документы. Легендарный крейсер не раз снимался в кино, упоминался в литературе и даже встречается в современных компьютерных играх. Очень интересно посетить его будет поклонникам перечисленных видов современного искусства.

Город Новороссийск, корабль-музей: часы работы, стоимость билетов и адрес

Подняться на борт легендарного крейсера можно ежедневно с 10.00 до 18.00. В активный туристический сезон посетить музей можно только в составе экскурсионной группы 10-15 человек. Продолжительность экскурсии - около 50-60 минут, экскурсионное обслуживание входит в стоимость билета. Группы формируются на месте.

Корабль-музей в Новороссийске - это одна из главных туристических достопримечательностей города. Обычно экскурсионные группы набираются достаточно быстро.

Стоимость посещения музея - 200 рублей для взрослых, 100 рублей для детей и студентов. Любительская фото- и видео-съемка стоит 50 рублей. Не поленитесь приобрести билет фотографа-любителя, на корабле действительно есть, что сфотографировать.

С палубы «Михаила Кутузова» открывается фантастический вид на море и город. Корабль-музей в Новороссийске адрес имеет следующий: ул. Новороссийской республики, владение 2. Данная достопримечательность видна издалека, не стоит бояться не заметить ее.

Про крейсер "Михаил Кутузов"

В городе-герое Новороссийске, в рамках визита на военно-морскую базу Черноморского флота, удалось посетить и крейсер проекта 68-бис "Михаил Кутузов ". В настоящее время крейсер входит в состав сил Новороссийской военно-морской базы в качестве музея. Посетить корабль-музей за очень умеренную плату может каждый желающий. "К сожалению экскурсия проходит только по палубе корабля и совсем немного захватывает надстройки ". Не могу сказать так ли это, потому как успел не только подняться на надстройки и спуститься в трюмы, но и познакомился с командой корабля-музея.

Про матросов

Персональную экскурсию для меня проводил старший матрос Дмитрий Александрович Аниськин. Спокойный толковый парень и фамилия у него какая-то по-простецки добрая. Осталось ему ещё полгода службы на "Михаиле Кутузове ", а потом Дмитрий вернётся в родную Рязань, будет учиться по медицинской части. Видимо - по хирургической.

А армию служить пошёл сам, добровольно. Хотел всякое понять и научиться быть самостоятельным. Пока стояли перекуривали на палубе, расспросил старшего матроса Аниськина о моряцкой жизни. Жалоб не услышал, служба не самая напряжённая, погода не суровая, купаться в море позволительно. Единственное, чем недоволен и он и другие моряки - это выдаваемыми сигаретами.

Я одну пачку для примера выцыганил на минном тральщике (об этом в следующий раз). "Перекур " называются. Матросы сообщили, что закурить "Перекур " имеет смысл только в том случае, если есть желание совсем расстаться с лёгкими. Ну и, пользуясь случаем, передаю ОАО "Донской табак " забористый черноморский "превед ", моряки это табакокурительное учреждение частенько поминают добрым словом. А то и двумя.

Попросил Дмитрия показать где он сам живёт. Спустились внутрь боевого корабля, в жилой матросский кубрик. Сейчас вся крейсерская команда - около 20 человек, а по штатам военного времени была больше 1200, так что многие кубрики пустуют. В том, куда я заходил, сидел свободный от вахты матрос и с удовольствием смотрел телевизор. Немного засмущался, увидев камеру, но получив разъяснения в духе "никаких кривляний не надо" - спокойно смотрел телепередачу, пока я отважно задирал ISO до 6400 и ходил то "гуськом", то вприсядку по жилому помещению.

Попросил Дмитрия показать где он сам живёт. Спустились внутрь боевого корабля, в жилой матросский кубрик. Сейчас вся крейсерская команда - около 20 человек, а по штатам военного времени была больше 1200, так что многие кубрики пустуют. В том, куда я заходил, сидел свободный от вахты матрос и с удовольствием смотрел телевизор. Немного засмущался, увидев камеру, но получив разъяснения в духе "никаких кривляний не надо" - спокойно смотрел телепередачу, пока я отважно задирал ISO до 6400 и ходил то "гуськом", то вприсядку по жилому помещению.

Про бескозырку

Осмотрев корабль "от киля до клотика " под руководством старшего матроса Аниськина, потренировал маленько свои умеренные пока знания морской терминологии. Фал, конец, клинкет, гюйс, барбет, трап, гальюн, баночка - очень затейливо можно объясниться, владея такими словечками. Пока подтягивал военно-морскую лексику - день стал клониться к вечеру, пришлось стремглав помчать в ближайший армейский магазин с целью приобретения матросской бескозырки.

"Беска " в магазине, понятно, была всего одна и самого маленького размера. Да и та выполнена в стиле "гламурный дембель ". Обычной ленточки с надписью "Черноморский флот " в новоросийском магазине, ясное дело, тоже не оказалось. Зато Тихоокеанский и Балтийский - запросто. Даже в дембельскитх вариантах, когда на каждый конец ленты навешано по полкило ярких побрякушек. Караул!

Ну взял чего было, не до выбора. А когда вернулся на крейсер, старший матрос Аниськин подарил мне правильную ленточку, а я ему отдал пачку своих сигарет. Больше у меня и не было ничего при себе. Если вдруг кто из рязанских сюда заглянет - маякните родителям и друзьям Дмитрия, думаю им приятно будет узнать, что у старшего матроса Аниськина всё в порядке, служба уверенно движется к окончанию. А я пока расскажу кое-что про боевой корабль, где служат такие толковые матросы.

Про основные тактико-технические данные крейсера:

Водоизмещение: 16 653 т.

Размеры: длина - 210 м, ширина - 21 м, осадка - 7 м.

Скорость хода максимальная: 32 узла.

Дальность плавания: 9000 миль при 16 узлах.

Силовая установка: паротурбинная, 2 х 68 500 л.с.

Бронирование: борт - 100 мм, башни - 175 мм, рубка - 130 мм, палуба 50 мм.

Вооружение: 4х3 152-мм (4 трехорудийные башни МК-5бис), 12 6х2 100-мм, 16х2 37-мм орудий МЗА В-11, 8 спаренных 30-мм артустановок МЗА АК-230, 2x5 533-мм торпедных аппарата (именно на "Михаиле Кутузове" их нет).

Экипаж: 1270 чел.

"На крейсере имеются каюткомпании на 60 мест. 2 салона. 56 одно- и двухместных кают, клуб, радиотрансляционный узел, типографии, медотсек со всем оборудованием. Крейсер построен из отечественных материалов. Он стал крупным достижением мирового и отечественного кораблестроения. Авторитетный справочник-ежегодник «Джейн» (издания 1987-1988 гг.) отнес корабли проекта 68-бис к шедеврам мировой кораблестроительной школы.

"На крейсере имеются каюткомпании на 60 мест. 2 салона. 56 одно- и двухместных кают, клуб, радиотрансляционный узел, типографии, медотсек со всем оборудованием. Крейсер построен из отечественных материалов. Он стал крупным достижением мирового и отечественного кораблестроения. Авторитетный справочник-ежегодник «Джейн» (издания 1987-1988 гг.) отнес корабли проекта 68-бис к шедеврам мировой кораблестроительной школы.

Крейсер стал передовым кораблем по боевой подготовке. В 1956 г., 1958 г., 1963 г. завоевал переходящие призы Военно-морского флота СССР. Пять лет подряд с 1965 но 1970 года - приз командующего KЧФ по артиллерийской подготовке. Неоднократно экипаж крейсера добивался звания лучшего надводного корабля Черноморского флота. В 1957 году крейсер совершил поход вокруг Европы и участвовал вместе с кораблями Северного и Балтийского флотов в параде на Неве в Ленинграде. В полном соответствии с тогдашней океанской доктриной в 1964 году первым из кораблей КЧФ вышел на боевую службу в Средиземное море. Семь выходов на боевую службу. Более 200 тысяч пройденных миль и семь отличных оценок на эту нелегкую службу.

Крейсер стал передовым кораблем по боевой подготовке. В 1956 г., 1958 г., 1963 г. завоевал переходящие призы Военно-морского флота СССР. Пять лет подряд с 1965 но 1970 года - приз командующего KЧФ по артиллерийской подготовке. Неоднократно экипаж крейсера добивался звания лучшего надводного корабля Черноморского флота. В 1957 году крейсер совершил поход вокруг Европы и участвовал вместе с кораблями Северного и Балтийского флотов в параде на Неве в Ленинграде. В полном соответствии с тогдашней океанской доктриной в 1964 году первым из кораблей КЧФ вышел на боевую службу в Средиземное море. Семь выходов на боевую службу. Более 200 тысяч пройденных миль и семь отличных оценок на эту нелегкую службу.

За прошедшие годы для многих поколений военных моряков крейсер стал настоящей школой боевой выучки, воинского мастерства, школой жизни. За большой вклад в дело осевой готовности флота более 700 военнослужащих корабля награждены орденами и медалями. Крейсер дал путевку в жизнь 17 адмиралам, 73 капитанам I ранга.

Кроме боевой подготовки, несения боевых служб вдали от Родины, крейсер систематически выполнял правительственные задании: дипломатические миссии, визиты дружбы и заграничные походы, приемы глав иностранных государств и правительств, крупных иностранных военачальников, а также космонавтов, деятелей науки и культуры. В настоящее время крейсер в резерве 3 категории 1-ой очереди. Вооружение и техника в 1987 году законсервированы с применением динамического осушения. Корабль прошел четыре текущих ремонта, один средний и модернизацию техники и вооружения. Последнее докование - в ноябре 1985-2001 года. Проверка физических полей - апрель 1986 года. Вся материальная часть крейсера в строю.

В 1994 году ветераны крейсера выступили с инициативой сохранить единственный и последний в ВМФ России артиллерийский крейсер как исторический центр широкого профиля - как центр военно-исторической, патриотической, ветеранской и экскурсионно-туристической работы. Директивой ГШ ВМФ от 26.12.96 г. № 730/1/2273 предусмотрено использовать крейсер как корабельный центр военно-патриотического воспитания и истории Отечественного флота. В связи с отсутствием средств оставить на ответственном хранении в составе ЧФ в главной базе флота в городе Севастополе.

Директивой ГК ВМФ РФ от 3.08.2001г. № 35 крейсер определен филиалом военно-морского музея КЧФ и перебазирован в город Новороссийск 23 августа 2001 года".

Скачанный файл НЕ НАДО распаковывать, его надо просто ПЕРЕИМЕНОВАТЬ в.mp3 и тогда всякий желающий услышит не только очень красивую и полную смысла песню, но и ознакомится с вершинами исполнительского мастерства.

Ах, если бы наши евровидимые могли ТАК петь...

Координаты объектов.

В Севастополе нет ни одного корабля-памятника, - говорит Владимир Владимирович. - В США их четырнадцать. В Китае, в Англии, в Бельгии – есть. Даже в Перу – два корабля. А у нас в Севастополе – нет! Наше упущение, которое нужно выправлять. В Севастополе нужно показывать историю отечественного кораблестроения. От какого корабля начинали, над чем работали, на что нацеливались. Конечно, все корабли в один ряд не поставишь. Но стремиться к этому нужно. И крейсер «Михаил Кутузов» не имеет равных во всем мире по красоте архитектурного решения. По всем тактико-техническим данным с ним никто в те времена не мог ровняться. Это символ эпохи противостояния, крейсер – ветеран холодной войны.

Владимир Стефановский

Перевод был спасением

Леонид Щербаков служил на крейсере «Михаил Кутузов» в должности заместителя командира корабля по политической части с 1986 по 1990 гг. Ветеран отмечает, что это был период вывода крейсера из состава боевых кораблей и перевода его в консервацию у Троицкой пристани:

Команда в то время и занималась консервацией, - вспоминает Леонид Михайлович. - Больно было наблюдать. Корабль только что вышел из завода после капитального ремонта. Крейсер был как новый! Ничуть не хуже «Очакова» и «Керчи». Решение о консервации у офицеров экипажа крейсера вызвало удивление и возмущение. Из тысячи членов экипажа осталось только сто. Остальные были расформированы и переведены на другие корабли. Уже с первого дня консервации оставшийся экипаж вынашивал мысль создать корабль-музей. Совет ветеранов тогда возглавлял капитан второго ранга Филиппович. Но политическая коньюктура на тот момент была не в пользу Совета ветеранов. Три крейсера, стоящих рядом, «Ушаков», «Дзержинский», «Жданов» были проданы за рубеж. Когда покупатели увидели, сколько там цветного металла, они онемели. У них волосы стали дыбом, не могли они поверить в свое счастье - в то, что корабли буквально набиты цветным металлом. Их прибыль превышала все ожидаемые пределы. Крейсер «Михаил Кутузов» нужно было спасать. И его перевели в Новороссийск. Совет ветеранов продолжал ездить туда на все значимые праздники. Но Совет ветеранов – только малая толика всей той массы моряков, служивших на крейсере. Их очень много. И они готовы выступить с поддержкой передислокации крейсера в Севастополь.


Анатолий Супонин, командир крейсера

Леонид Михайлович не может ничего рассказать о дальнейшей судьбе проданных крейсеров. Официально корабль продали индийскому магнату для разделки на металл. Но капитан буксира, уводившего из Севастополя первый крейсер, обещал вернуться за вторым через две недели. Оказалось, что корабли уже дважды перепроданы и первый владелец их обязан отбуксировать только до Средиземного моря...

Директор Севастопольского художественного музея им. Крошицкого капитан первого ранга Николай Краснолицкий на крейсере «Михаил Кутузов» не служил. Но вместе с председателем Совета ветеранов, бывшим командиром крейсера Малинкой, прилагал усилия для спасения корабля и придания ему статуса музея. Нужно было решение на самом высоком уровне. На тот момент подобным музеем столь высокого масштаба был только крейсер «Аврора». Ветераны корабля на свои личные средства вели большую работу. Адмирал Геннадий Сучков непосредственно принимал участие в решение этой задачи. Нужно было крейсер перевести в реестр музеев. И он стал на первых порах филиалом музея Черноморского флота. Перевод его в Новороссийск был мерой вынужденной. Но ветераны и тогда верили, что эта мера временная. Ощущение неизбежности возвращения «Кутузова» в Севастополь оставалось у всех. И если сегодня всерьез говорить о создании в Севастополе парка «Патриот», то крейсер в нем просто необходим.


Николай Малинка и Владимир Стефановский в Морском собрании

За прошедшие с момента капремонта корпуса крейсера время накопились проблемы. Пора крейсер ставить в док. А такой док есть только в Севастополе. При любом раскладе «Михаила Кутузова» следует буксировать в Севастополь для докового ремонта. А для города-героя, как музея под открытым небом, такой экспонат просто необходим.

Без боя не отдадут

Леонид Щербаков собирал отзывы о музей-корабле в Новороссийске. Большинство из них оставляет печальное впечатление. Ветераны корабля мечтают о лучшей доле для «Михаила Кутузова». У корабля есть собственник – Минобоpоны РФ. И этот собственник в полной мере может пользоваться своим правом. Решение о создании парка «Патриот», в состав которого войдут две береговые батареи (Михайловская и Николаевская) и крейсер «Кутузов», вселяет надежду на то, что корабль вернется в Севастополь. Но следует ожидать усилий турагентств Новороссийска, желающих сохранить объект в его нынешнем состоянии.


Башня "Кутузова"

За прошлый год корабль-музей посетило более 105 тыс. туристов. Уход корабля приведет к потере турфирмами до половины выручки. И у этой стороны есть не только свои аргументы, но и серьезное лобби. Потому уже сейчас тиражируются неправдоподобные аргументы о невозможности ремонта крейсера и его стоянки в Севастополе. Все это – легенды, сказки, уловки. А реально и в Новороссийске специалисты понимают, что ремонт возможен только в сухом доке Севастополя. Руководство Новороссийского порта реально ищет место, куда бы переставить корабль, что бы он не мешал хозяйственной деятельности и швартовке круизных лайнеров. Председатель Совета ветеранов крейсера «Кутузов», экс-командир крейсера Николай Малинка готов поставить свою подпись под ходатайством о переводе корабля в Севастополь только тогда когда будет решен вопрос с конкретным причалом. Владимир Стефановский, как профессиональный гидротехник-проектировщик не видит сложности в том, что бы найти в Севастополе место для стоянки крейсера. Западный берег Южной бухты – идеальное место, где и глубин хватает, и доступ из центра города не затруднителен, и подвоз туристов автобусами возможен. Там крейсер не будет закрывать обзор с видовых площадок, не будет подвергаться ветровому и волновому воздействию при непогоде. Такого мнения придерживается капитан первого ранга Павел Волгин, служивший на «Кутузове» штурманом.


Павел Волгин, штурман крейсера

По его мнению, это идеальное место для стоянки корабля-музея. Но и это вопрос второго плана. Как и стоимость буксировки, как и техническое состояние корпуса. Сейчас нужно решить главный вопрос: где стоять «Михаилу Кутузову», в каком городе?

Обсуждая вопросы патриотического воспитания молодежи нельзя не вспомнить о Нахимовском училище, о кадетском колледже, о призывниках флота и учебных отрядах. При изучении истории Черноморского флота крейсер станет важнейшим наглядным пособием. Будут оборудованы кубрики, кают-компании, каюта командира, развешаны и расставлены экспонаты флота той эпохи. Два часа такой экскурсии заменят многочасовые ежедневные лекции по истории. Кстати, уже в период консервации на борту крейсера располагалась флотская школа боцманов. На «Кутузове» готовили боцманов для всего флота. В ходе круглого стола экс-командир крейсера Анатолий Супонин высказался за то, чтобы добиваться положительного решения о переводе корабля на самом высоком уровне.


Крейсер "Михаил Кутузов"

Справка «МК»

Легкий артиллерийский крейсер «Михаил Кутузов» был заложен на стапеле Николаевского завода в 1951 году, на воду спущен в 1952-м. Флаг ВМФ поднят в 1955-м. Броневая защита – до 130 мм. По две 3-орудийные башни в носу и в корме крейсера имели двенадцать 152-мм орудий Б-38. Дальность стрельбы составляла 30 км при массе снаряда 55 кг. Экипаж – 1057 офицеров, мичманов, старшин и матросов.

Поделиться