В некоторых фразеологизмах употребляются краткие формы прилагательных. Фразеологизмы с компонентом-именем прилагательным, обозначающим цвет: лингвокультурологический и семантический аспекты Фразеологизмы с краткими прилагательными примеры

- 99.56 Кб

Фразеологизмы с компонентом цветообозначения составляют особое фразео-семантическое поле. Исследуемый материал свидетельствует о том, что фразеологические единицы с компонентами цветообозначения составляют одну из больших и продуктивных тематических групп во фразеологии.

Несмотря на то, что красный цвет не столь распространен в окружающем человека ландшафте, как белый и черный цвета, он достаточно широко используется во фразеологии русского языка. Но в количественном отношении фразеологические единицы с компонентом «красный цвет» уступают оборотам, содержащим белый и черный цвета.

В русском языке реализуются в основном такие символические значения ФЕ с компонентом цвета «красный», которые связаны с молодостью, красотой. Например:

Красный молодец, красная девица - о молодом человеке, здоровом, красивом, пользующемуся симпатией у окружающих.

Красное солнышко – праздничный момент, доброжелательное отношение к окружающим.

Красный денёк – ведряной, солнечный, поднимающий настроение.

Красное словцо – острота, острая шутка, метко сказанное слово.

Однако нередко в речи используется фразеологический оборот «красный петух» со значением «поджёг, большой пожар», который несёт негативную окраску.

Цветообозначения, связанные с национальными и другими флагами и политическими эмблемами, используются в символическом значении. Красный цвет - международный символ революции. Согласно Е. Хеллер

Ярко красные флаги символизировали протест против правил и стали символом социализма и коммунизма.

Устойчивые словосочетания, в состав которых входят цвета, участвую в межкультурной коммуникации, маркируя своеобразие того или иного языка. Они несут на себе отпечаток образности, экспрессивности, отражая наиболее яркие, культурные, социальные, исторические и религиозные реалии.

II.1. Фразеологизм – значимая единица языка

Наряду со словосочетаниями, которые возникают в речи по сложившимся в языке грамматическим правилам сочетаемости и состоят из слов, диктуемых логикой мысли, существуют словосочетания, которые являются целостными единицами обозначения чего-либо и не создаются, а воспроизводятся в речи целиком. Так, например, недостаточно сильному молодому человеку нередко говорят: мало каши ел! ; об очень вкусной еде скажут: пальчики оближешь! ; о сильном страхе, испытываемом кем – либо, - поджилки трясутся и т.д. такие целостные воспроизводимые сочетания слов относятся к фразеологии , а сами сочетания называют фразеологизмами (фразеологическими единицами (ФЕ), фразеологическими оборотами и т.д.).

Фразеология (от греч. phrasis – выражение, logos – учение) – раздел лингвистики, в котором изучаются семантические, морфолого-синтаксические и стилистические особенности фразеологизмов.

Фразеология – это величайшая сокровищница и непреходящая ценность любого языка. В ней, как и в зеркале, отражается история и многовековой опыт трудовой и духовной деятельности народа, его нравственные ценности, религиозные воззрения и верования. Фразеология отражает мир чувств, образов, оценок того или иного народа, она самым непосредственным образом связана с культурой речепроизводства. Кроме того, фразеология – неистощимый источник познания языка как развивающейся и изменяющейся системы. В ней заключены и современные языковые образования, и реликты древнейших эпох – слова, формы, конструкции. Поэтому для тех, кто интересуется историей, культурой своего народа, фразеология – одна из самых увлекательных и занимательных сфер языка.

Основными свойствами ФЕ являются:

  1. Воспроизводимость . Фразеологизмы не создаются в процессе общения, а воспроизводятся как готовые целостные единицы. В смысловом плане ФЕ выступают как единое целое.
  2. Непроницаемость . В подавляющее большинство ФЕ невозможны различные вставки, дополнения, пояснения. Любое устойчивое сочетание слов состоит всегда из одних и тех же слов, то есть состав ФЕ всегда постоянен .
  3. Акцентологическое оформление. Правильное ударение, акцент позволит слушающему отличить и осмыслить значение ФЕ.

В качестве воспроизводимой языковой единицы фразеологический оборот всегда представляет собой единое смысловое целое, однако соотношение значения фразеологизма в целом и значений составляющих его компонентов может быть различным. С этой точки зрения ФЕ современного русского языка можно разделить на четыре группы: фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания, фразеологические выражения.

Семантически неделимые фразеологические обороты, в которых целостное значение совершенно несоотносительно с отдельными значениями составляющих их слов, называются фразеологическими сращениями. Фразеологическое сращение неровен час равно по смыслу а вдруг. По своей семантике оно совершенно несоотносительно с теми значениями, которые свойственны словам ровен и час.

Фразеологическое единство - это устойчивый оборот, являющийся семантически неделимым и целостным, однако их целостная семантика мотивированна отдельными значениями составляющих их слов. Неразложимое значение ФЕ возникает в результате слияния отдельных составляющих их частей в единой обобщенно-переносной семантике целого. ФЕ закинуть удочку, зарыть талант в землю, семь пятниц на неделе и т.д. Их значения являются производными, вытекают из семантики образующих их слов. Для фразеологического единства характерна образность; каждое слово такой фразы имеет свое значение, но в совокупности они приобретают переносный смысл.

В фразеологических сочетаниях имеются слова как со свободным, так и со связанным употреблением. В обороте закадычный друг слово друг имеет свободное употребление. Оно может сочетаться не только со с ловом закадычный, но и с целым рядом слов. Что же касается слова закадычный, то оно как бы связано к слову друг и может употребляться только с ним. То же самое и наблюдается в словосочетаниях заклятый враг, кромешная тьма и т.д.

По характеру связей слов и общему значению фразеологические выражения ничем не отличаются от свободных словосочетаний. Они не только являются семантически членимыми, но и состоят целиком из слов со свободными значениями. (Любви все возрасты покорны, суждены нам благие порывы, счастливые часов не наблюдают и т.д.) Основная специфическая черта, ограничивающая фразеологические выражения от свободных сочетаний слов, состоит в том, что в процессе общения они не образуются говорящим, а воспроизводятся как готовые единицы с постоянным составом и значением.

II.2. Классификация фразеологизмов с прилагательными цветообозначения

В лингвистической науке исследование цветообозначающей лексики представлено довольно широко. Изначально история возникновения и развития наименований цвета носило чисто описательный характер.

За последние годы возросший интерес к проблеме цветообозначений в лингвистике вполне оправдан. Так как лексика этой зоны обладает огромной значимостью для человека и представляет собой легко выделяемую лексико-семантическую группу, в которой отражается объективные реалии жизни.

В лингвистических работах накоплен большой материал, посвящённый использованию «цветовой» лексики во фразеологических оборотах в русском языке. Это обусловлено тем, что лексика этой зоны обладает огромной значимостью для человека и представляет собой легко выделяемую лексико-семантическую группу, в которой отражается объективное разнообразие цветовой гаммы.

Однако следует отметить, несмотря на достаточно глубокую изученность цветообозначающей лексики, в современной лингвистике отсутствует единый терминологический аппарат описания лексем, отражающих различные цветовые оттенки. Наиболее распространёнными и употребляемыми понятиями являются «цветообозначение», «цветонаименование », «имя цвета », «прилагательное со значением цвета » и др. Однако мы в работе приняли первый наиболее употребляемый вариант «цветообозначение », который был использован в трудах Н.Б. Бахилина, В.А Московича, А.Вежбицкой, М.Ф. Мурьянова, В.Тернера, О.А.Корниловой, Е.Н.Поляквой и т.д.

Составляя классификацию фразеологизмов с прилагательными цветообозначения в русском языке, исследователи отмечают тот факт, что цветообозначения в индоевропейских языках включает в себя 11 слов, а в русском языке она состоит из 12 цветов. Особенность заключается в том, что для обозначения синего цвета в русском языке существует два основных названия – синий и голубой. Вполне понятно, что в данном случае мы имеем дело с универсальным явлением, связанным с национальной картиной мира, в которой тесно переплетаются традиции и обычаи народа.

Н.Б. Бахилина указывает, что в древнерусском языке «…различаются основные цвета: белый, черный, красный, синий, жёлтый, зелёный некоторые оттенки синего (голубой, зекрый), жёлтый (плавый), а также некоторые смешанные цвета: сизый, серый, рыжий и др.»

Для анализа фразеологизмов нами были проанализированы следующие фразеологические словари: А.К Бирих , В.М.Мокиенко , В.Н.Телия , Е.А.Быстова , Н.М.Шанский , А.Н.Тихонов, В.П.Жуков, А.И.Молотков, на казахском языке Х.К.Кожахметовой и Р.Е. Жайсаковой , І.К. Кеңесбаева .

Анализ ФЕ русского языка с прилагательным цветообозначения по данным лексикографических источников позволил нам выявить:

  1. Фразеологизмы с точки зрения их структуры.
  2. Фразеологизмы с точки зрения морфологической принадлежности.
  3. Фразеологизмы с точки зрения смысловой семантики.
  4. Фразеологизмы с точки зрения происхождения.
  5. Фразеологизмы с точки зрения стиля.
  6. Частотный анализ фразеологических единиц.

По структуре фразеологические обороты похожи на:

  • Предложение: черная кошка пробежала, темна вода в облецех, держать в темном теле, наводить тень на ясный день и т.д.
  • Словосочетание: чернильная душа, светлая голова, золотые руки, серебряная свадьба, синяя птица и т.д.

С точки зрения морфологической принадлежности слов, входящих в состав фразеологического оборота , выделяются:

  • Прилагательное + существительное в И.п.: белая ворона, черная благодарность, белые мухи, зелёная улица, золотая середина, красное словцо, золотое дно, черный день, желторотый птенец и др.
  • Существительное в косвенном падеже с предлогом + имя прилагательное: под красную шапку, в розовом цвете (свете), в черном цвете, до седых волос и др.
  • Существительное + существительное с прилагательным: сказка про белого бычка.
  • Глагол + существительное с прилагательным: наводить тень на ясный день, ловить рыбу в мутной воде, смотреть сквозь розовые очки, держать в черном теле, довести до белого каленья.
  • Сравнительный оборот: как сивый мерин, как гром среди ясного неба.

Фразеологизмы с точки зрения смысловой семантики подразделяются:

  • Фразеологические единства: белая ворона, держать в черном теле, медная глотка, черный день и др.
  • Фразеологические сращения : темна вода в облацех, золотой телец, елки зелёные, под красную шапку, смотреть сквозь розовые очки.
  • Фразеологические сочетания : до зелёного змия, золотая рота, черная неблагодарность, красное словцо, золотая середина и др.

С точки зрения происхождения фразеологизмы подразделяются:

  • Исконно-русские русские фразеологизмы, которые представляют большинство ФЕ: держать в черном теле, довести до белого каления, черная кошка пробежала, елки зелёные, красный петух, белая ворона, голубая кровь, белая кость, ловить рыбу в мутоной воде, жёлтый дом и т.д.
  • Фразеологические обороты иноязычного происхождения: золотая середина (из Горация aurea mediocritas), медный лоб (фрац. front d"airain), синяя птица (название пьесы-сказки Метерлинка); синий чулок (англ.blue stockina); золотой дождь, золотая рота (восходящие к античности и реже к европейскому средневековью) и т.д.
  • К фразеологическим оборотам, заимствованным из старославянского языка относятся: Темна вода в облацех, золотой телец и др.

Фразеологизмы, подобно словам, относятся к различным стилистическим пластам. С точки зрения стилистики выделяют:

  • Межстилевые фразеологизмы, употребляемые во всех (сферах) стилях речи: синяя птица, золотой фонд, белый свет, до седых волос, серебряная свадьба и др.
  • Книжные обороты употребляются преимущественно в письменной речи. Они обладают оттенком торжественности, поэтичности, возвышенности. Это означает, что книжные фразеологизмы используются в публицистической, научной и художественной литературе. Пример: темна вода в облацех, золотой телец, красная девица, золотой дождь и др.
  • Разговорно-бытовые фразеологизмы отличаются сниженной экспрессивно стилистической окраской (шутка, ирония). Сферой употребления этих фразеологизмов является преимущественно устная речь. Среди них выделяются просторечные, устаревшие. Они обычно отличаются известной степенью грубости и обладают отрицательным оттенком пренебрежительности, неодобрительности: как сивый мерин, наводить тень на ясный день, серая скотина, белая кость, голубая кровь, жёлтый дом, елки зеленые и др.

Описание работы

Цвет как объект изучения всегда привлекал ученых, психологов, искусствоведов, естествоиспытателей. Он является одним из самых сильных средств выразительности художников-живописцев. Хорошо развитое чувство цвета, помогает полнее почувствовать красоту окружающего мира, гармонию красок, ощутить духовный комфорт.
С давних времен люди придавали цвету особое значение. Считалось, что он обладает магической силой, поскольку каждый цвет вызывает особую реакцию. Цвет может радовать и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти. Иными словами, цвет оказывает на людей эмоциональное воздействие. Одни цвета успокаивают нервную систему, другие, наоборот, раздражают. Успокаивающее воздействие оказывают зеленый, голубой, синий, а возбуждающее – пурпурный, красный, оранжевый, желтый цвета.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….3 - 5
Глава I. Значение восприятия цвета в жизни человека………….… 6 - 8
Глава II. Особенности фразеологических оборотов с прилагательными цветообозначения…………………………………………………………..9 - 10
II.1. Фразеологизм – значимая единица языка………………………. 11 - 13
II.2. Классификация фразеологизмов с прилагательными цветообозначения………………………………………………………….14 - 21
II.3. Особенности перевода фразеологизмов с прилагательными цветообозначения на казахский язык..........22-24
Заключение. ……………………………………..………….……….. …..25 - 26
Список использованной литературы. ………….…………..………… 27 - 28

Фразеологические обороты, имеющие прилагательные

со значением цветообозначения в русском и казахском языках

Фразеологизмы, в состав которых входят прилагательные цветообозначения, часто встречаются в упражнениях и художественных произведениях, изучаемых по школьной программе. Я решила провести исследовательскую работу над семантикой данной группы фразеологизмов.

В лингвистических работах, посвященных цветообозначению в русском языке накоплен большой материал об использовании «цветовой» лексики, прежде всего имен прилагательных в произведениях художественной литературы, в публицистике.

Ценность таких исследований в том, что они выявляют стилистическое назначение данной категории слов, помогает глубже понять замысел автора.

Высокой употребительностью отличаются сочетания с непроизводными прилагательными: белый, черный, красный, зеленый, желтый, голубой; сочетания же со словами: алый, бурый, лиловый, фиолетовый, багровый менее частотны и встречаются в основном в художественных публицистических текстах. Реже используются цветообозначения, построенные на базе прилагательных кофейный, ореховый, медный, молочный, пшеничный.

Из «Фразеологического словаря русского языка» под редакцией А.И. Молоткова (Москва-1987г.) мною выписано 55 фразеологических оборота, в составе которых имеются прилагательные со значением цветообозначения. Я определила и выписала значения всех фразеологических оборотов.

    Не видеть (не видать) света белого. 1. Будучи обремененным непосильной работой, заботами и т. п., не знать покоя, отдыха, нормальной жизни. 2. Мучительно страдать от нестерпимой боли, какой-либо болезни и т.п.

    Темна вода во облацех. Книжн. Непонятно, неясно.

    Белая ворона. Человек, резко выделяющийся чем-либо среди окружающих его людей, отличающийся чем-либо, не похожий на них.

    Черный день. Трудное время в жизни кого-либо, время нужды,

безденежья, несчастий.

    Держать в черном теле. Сурово, строго обращаться с кем-либо; притеснять кого-либо.

    Золотое дно. Богатый, неисчерпаемый источник дохода.

    Доводить до белого каления. Приводить в состояние исступления, полной потери самообладания.

    Золотой дождь. Большие денежные суммы. Выражение возникло из древнегреческого мифа о Зевсе. Пленившись красотой Данаи, дочери аргосского царя Акрисия, Зевс проник к ней в виде золотого дождя и оплодотворил ее. Даная, осыпаемая дождем золотых монет, изображена на картинах многих художников: Тициана, Корреджо, Ван-Дейка и др. Отсюда выражения: «льется золотой дождь», «польется золотой дождь» и т. п.

    Желтый дом. Устар. Больница для душевнобольных. Ср. Сумасшедший дом.

    Чернильная (бумажная) душа. Пренебр. Бюрократ, чиновник, формалист.

    Елки зеленые. Прост. Выражение досады, восхищения, недоумения и т. п. Ср. Елки-палки.

    Белая кость. Устар. Человек знатного происхождения или принадлежащий к привилегированному сословию в дореволюционной России. Антоним: черная кость.

    Черная кость. Устар. Человек незнатного происхождения или принадлежащий к непривилегированному сословию в дореволюционной России.

    Черная кошка пробежала (проскочила). Произошла ссора, размолвка между кем-либо; кто-либо с кем-либо поссорился.

    Красная девица. Слишком робкий, застенчивый молодой человек.

    Голубая кровь. Устар. Человек дворянского, аристократического происхождения.

    Ловить рыбу в мутной воде. Извлекать выгоду из чьих-либо затруднений, корыстно пользоваться какими-либо неурядицами, беспорядками, неясностью обстановки.

    Золотой (денежный) мешок. Устар. Очень богатый человек.

    Наводить тень на ясный день (на плетень). Прост. Намеренно вносить неясность в дело, запутывать кого-либо.

    Черная неблагодарность. Зло, коварство вместо признательности за добро, за оказанные услуги.

    Красный петух. Пожар, поджог.

    Пускать красного петуха. Устраивать пожар, поджигать что-либо.

    Проходить красной нитью. Являться основным, главным, ведущим в чем-либо, насквозь пронизывать что-либо.

    Золотая рота. Босяки; деклассированные элементы общества.

    Золотая свадьба. Пятидесятилетний юбилей бракосочетания, супружества.

    Серебряная свадьба. Двадцатипятилетний юбилей бракосочетания, супружества.

    Белый (божий) свет. Окружающий мир, земля со всем существующим на ней; жизнь во всех ее проявлениях.

    В розовом свете (цвете). Идеализированно, лучше, чем есть на самом деле (видеть, представлять и т. п что-либо).

    Золотая середина. Промежуточная позиция; промежуточное положение; образ действий, поведения и т. п., лишенный крайностей.

    Красное словцо (слово). Остроумное, меткое выражение; яркие, выразительные слова.

    Золотой (златой) телец. Книжн. Деньги; власть денег, золота. От библейского рассказа о тельце, сделанном из золота, которому по преданию, евреи, странствуя в пустыне, поклонялись как богу. Лит.: Н.С. Ашукин, М.Г. Ашукина, Крылатые слова, М., 1960, с. 232

    Золотой фонд. Самое лучшее, самое ценное, самое значительное.

    В черном цвете. Мрачным, неприглядным, хуже, чем есть на самом деле (видеть, представлять и т. п. что-либо).

    Черным по белому. Совершенно четко, ясно, недвусмысленно, определенно (сказать, написать и т. п.).

    Под красную шапку. Устар. В солдаты (отдавать, пойти и т. п.)

    До седых волос. До преклонных лет, до старости.

    Светлая голова. 1. Очень умный, ясно, логично мыслящий человек. 2. Кто-либо ясно, четко, логично мыслит.

    Золотые (златые) горы. Сказочное богатство, благополучие и т. п. (обещать, сулить кому-либо).

    Медный лоб. Бессмысленно - упрямый, ограниченный человек; тупица.

    Белые мухи. Снег, снежинки. О падающем снеге.

    Желторотый птенец. Очень молодой, неопытный, наивный человек.

    Белое пятно. 1.Неисследованная территория, район, край. 2. Неисследованная, не разработанная часть (вопроса, проблемы и. т. п.).

    Золотые руки. 1. Мастер своего дела; человек очень искусный в своем деле. 2. у кого. Кто-либо умеет сделать, смастерить все, за что ни возьмется. 3. Уменье искусно делать, мастерить и. т. п. Что-либо.

    Зеленая улица. 1. Свободный путь, без препятствий и задержек, обычно для движения железнодорожного транспорта.

2. Устар. Наказание шпицпрутенами солдат в дореволюционной России.

    Шито белыми нитками. Неловко, неумело, неискусно скрыто что-либо.

    Яснее ясного. Совершенно очевидно, совершенно понятно.

    Как (будто, словно, точно) гром среди ясного неба. Неожиданно, внезапно. Обычно о случившемся несчастье, о постигшей кого-либо беде и т. п.

    До зеленого змия. Мертвецки, до галлюцинаций, нервного расстройства и т. п. (напиваться, быть пьяным). Синоним: до чертиков.

    Сказка про белого бычка. Бесконечное повторение одного и того же с самого начала, возвращение к одному и тому же.

    Ясное дело. Конечно, безусловно.

    Синяя птица. Символ счастья; то, что воплощает для кого-либо высшее счастье.

    Синий чулок. Пренебр. Презрит. Женщина, лишенная женственности, обаяния и всецело поглощенная книжными, учеными интересами.

    Смотреть сквозь розовые очки на кого, на что. Не замечать недостатков в ком-либо или в чем-либо, идеализировать кого-либо или что-либо.

    Темный (дремучий) лес. Полная неясность, неизвестность. О чем-либо незнакомом или непонятном.

    Как в темном лесу. В полном неведении; не понимая, не разбираясь, не ориентируясь в чем-либо.

Все фразеологические обороты, собранные по вышеназванному словарю, я попыталась проанализировать с точки зрения происхождения, распределить по этим группам.

1. Фразеологические обороты иноязычного происхождения: Золотая середина [из Горация aurea medijcritas ]; медный лоб [ front d airain ]; синяя птица [ название пьесы-сказки Метерлинка ]; синий чулок [ blue stockina ]; золотой дождь, золотая рота [ восходящие к античности и реже к европейскому средневековью ] .

2. К фразеологическим оборотам, заимствованным из старославянского языка относятся: Темна вода во облацех, золотой телец и др.

3. Большинство фразеологических оборотов являются исконно русскими по происхождению: держать в черном теле, довести до белого каления, черная кошка пробежала, елки зеленые, красный петух, белая ворона, голубая кровь, белая кость, ловить рыбу в мутной воде, желтый дом и др.

По структуре фразеологические обороты бывают похожими на:

а) предложение: черная кошка пробежала, темна вода в облацех, держать в черном теле, наводить тень на ясный день и т. п.;

б) словосочетание: чернильная душа, светлая голова, золотые горы, золотой фонд, серебряная свадьба, синяя птица и др.

Группы фразелогических оборотов по морфологической

принадлежности слов

Лексическое значение фразеологизма и его грамматические категории составляют содержание фразеологизма, с которым связывается лексико-грамматическая характеристика фразеологизма, то есть тонесенность его к определенному разряду фразеологизмов: именных, глагольных, адъективных, адвербиальных, глагольно-пропозициональных (включение междометных выражений подобного типа в состав фразеологизмов).

С точки зрения морфологической принадлежности слов, входящих в состав фразеологического оборота с прилагательными цветообозначениями , выделяем следующие случаи:

Прилагательное + существительное в именительном падеже: белая ворона, черная неблагодарность, белые мухи, зеленая улица, золотая середина, красное словцо, золотое дно, черный день, ясный день, желторотый птенец, ясное дело;

Существительное в косвенном падеже с предлогом + имя прилагательное: под красную шапку, в розовом свете (цвете), в черном цвете, до седых волос;

Существительные + существительное с прилагательным: сказка про белого бычка;

Глагол + существительное с прилагательным: наводить тень на ясный день, ловить рыбу в мутной воде, смотреть сквозь розовые очки, держать в черном теле, довести до белого каления;

Сравнительный оборот: как сивый мерин, как гром среди ясного неба.

По смыслу фразеологические обороты делятся на такие группы:

1. Фразеологические единства: белая ворона, держать в черном теле, медная глотка, смотреть сквозь розовые очки, черный день, темный лес.

2. Фразеологические сращения: темна вода во облацех, золотой телец, елки зеленые, красный петух, в розовом свете (цвете), под красную шапку.

3. Фразеологические сочетания: до зеленого змия, золотая рота, черная неблагодарность, красное словцо, золотая середина и др.

Фразеологизмы, подобно словам, относятся к различным стилистическим пластам. Выделяются: межстилевые, книжные и разговорные фразеологические обороты.

Межстилевые фразеологизмы употребляются во всех (сферах) стилях речи. Например: синяя птица, золотой фонд, белый свет, до седых волос, серебряная свадьба и др.

Книжные обороты употребляются преимущественно в письменной речи. Они обладают оттенком торжественности, поэтичности, возвышенности. Это означает, что книжные фразеологизмы используются в публицистической, научной и художественной литературе. В качестве примеров могу указать: темна вода во облацех, золотой телец, красная девица, золотой дождь.

Разговорно-бытовые фразеологизмы отличаются сниженной экспрессивно стилистической окраской (шутка, ирония, презрение, пренебрежение). Сферой употребления этих фразеологизмов является преимущественно устная речь. Например: чернильная душа, синий чулок, серая скотинка и др.

Среди разговорно-бытовых фразеологизмов выделяются просторечные, устаревшие. Они обычно отличаются известной степенью грубости и обладают отрицательным оттенком пренебрежительности, неодобрительности: как сивый мерин, наводить тень на ясный день, серая скотинка, белая кость, голубая кровь, желтый дом, честная кость, елки зеленые, под красную шапку.

Частотность употребления имен прилагательных цветообозначений

в составе фразеологических оборотов.

Я попыталась определить также частотность употребления имен прилагательных цветообозначений в составе фразеологических оборотов. Наблюдения показали, что наибольшее количество раз используются прилагательные белый и золотой. Например: белая ворона, белая кость, белые мухи, белое пятно, доводить до белого каления, шито белыми нитками, черным по белому, белый (божий) свет, сказка про белого бычка; золотой дождь, золотая свадьба, золотой фонд, золотое дело, золотая рота, золотые руки, золотая середина, золотой телец, золотые горы.

Черный: черная кость, черная неблагодарность, черная кошка пробежала, черным по белому, в черном цвете, держать в черном теле, черный день;

Красный: красная девица, красное словцо, красный петух, под красную шапку;

Ясный: ясный день, яснее ясного, как гром среди ясного неба, наводить тень на ясный день;

Зеленый: до зеленого змия, елки зеленые, зеленая улица;

Синий: синяя птица, синий чулок;

Розовый: смотреть сквозь розовые очки, в розовом свете (цвете);

Медный: медный лоб, медная глотка;

Темный: темный лес, темна вода в облацех.

Всего один раз встретились во фразеологических оборотах прилагательные: желтый: желтый дом, голубой: голубая кровь, серебряный: серебряная свадьба, чернильный: чернильная душа, серый: серая скотинка, сивый: как сивый мерин, мутный: ловить рыбу в мутной воде, светлый: светлая голова, седой: до седых волос, желторотый: желторотый птенец.

Высокой употребительностью отличаются сочетания с непроизводными прилагательными: белый, черный, красный, зеленый, желтый, голубой ; сочетания же со словами: алый, бурый, лиловый, фиолетовый, багровый менее частотны и встречаются в основном в художественных публицистических текстах. Реже используются цветообозначения, построенные на базе прилагательных кофейный, ореховый, медный, молочный, пшеничный.

Сопоставительный анализ русских и казахских фразеологизмов,

имеющих прилагательные цветообозначения

Фразеология - универсальное свойство языка, характерное для всех языков мира и в каждом из них представляющее собой своеобразное, неповторимое явление. Входящие в этот пласт словарного запаса единицы с трудом поддаются переводу. Они обогащают речь, придают ей образность, эмоциональность. Знакомство с фразеологией русского и родного языка - неотъемлемая часть лингвистической культуры.

Из 5 5 фразеологических оборотов на казахский язык переводятся такие фразеологизмы:

1. Зеленая улица – кең өріс, даңғыл жол.

2. Золотое дно – табысты жер.

3. Синяя птица – арманның ақ құсы, бақыт құсы.

4. Светлая голова – зерделі бас.

5. Черным по белому – тайға таңба басқандай.

6. Золотые руки – бармағынын бал тамған, шебер қолдар.

7. Держать в черном теле – зәбір-жапа көрсету.

8. Синий чулок – еркек шора, инеден безген.

9. Красная девица – сұлу қыз.

10. Золотая свадьба – алтын той.

11. Желторотый птенец – сары ауыз балапан.

12. Серебрянаая свадьба – күміс той.

13. Золотой фонд – алтын қор.

14. До седых волос – самай шашы ағарғанша.

Следует отметить, что перевод чаще всего является не дословным, а описательным, что служит подтверждением существующей гипотезы в том, что фразеологизмы – это национальное своебразие каждого языка, они не имеют точных соответствий в других языках.

Предпочтение определенной цветовой гаммы у каждого этноса связано с окружающим ландшафтом, закрепленным за цветовым обозначением. Четкая дифференциация у казахского народа таких понятий, как добро - зло, положительное - отрицательное, возвышенное - низменное, отразилась в цветовых характеристиках белое - черное.

Закрепленное за белым цветом значение устойчиво и не допускает изменений. Чистота, возвышенность белого цвета проявляется в устойчивых словосочетаниях, широко употребляемых в разговорной речи : ақ жүрек (букв. «белое сердце») - добрый человек, сүттей ақ (букв. «белый как молоко») - чистая душа, ақ ниет – чистые помыслы, ақ бет (букв. «белое лицо») - хороший человек, ақ жол – светлый путь, ақсақал (букв. «белая борода») - мудрец, ананың ақ сүті – материнское молоко, ақ құба – светлолицый, белокожий, красивый, ақ саңлақ жүйрік – отборный скакун. Последний фразеологизм служит образной характеристикой непобедимого, не знающего поражений акына – импровизатора.

В русском языке семантика белого цвета более расплывчата и неоднозначна. Так, фразеологизм белая ворона, обозначающий человека, резко отличающегося от окружающих, в зависимости от контекста может иметь как одобрительный, так и неодобрительный оттенок. Выражение белый свет подразумевает не только положительную сторону окружающей нас действительности, а жизнь со всеми радостями и горестями.

Наблюдаются небольшие различия и в характеристике черного цвета у русского и казахского народа. В русской фразеологии с черным связано все отрицательное, мрачное, безрадостное: черный день, черная полоса, черные мысли, черная кошка пробежала и др.

В казахском языке помимо оценочного восприятия цвета (қара бет – букв. «черное лицо») - плохой человек; қарғыс - проклятие) встречаются названия местностей, основанных на ассоцациях. Например, Қарғанды (букв. «черная кровь») - темный цвет земли и угледобывающий город, Қарамұрын (черный нос), Қаратал (черная ветка), Қаратау (черная гора), Қарақұм (черные пески).

Этот же цвет в ласковом обращении к девушке – қарағым, в женском имени Қаракөз, подчеркивающий красоту черных глаз, или в шутливом обозначении смуглого ребенка – қарабала уже не имеют негативного оттенка в значении.

Наблюдения над семантикой и символикой красного, белого, черного, желтого и синего цвета в русской и казахской фразеологии позволяют полнее выявить особенности мировидения двух народов и двух культур.

Меткие крылатые выражения, мудрые поговорки и меткие пословицы оживляют художественную речь, делают ее выразительной. То есть различные по стилистической принадлежности фразеологизмы употребляются как яркое средство речевой характеристики персонажей.

Подводя итоги своего исследования, хочу акцентировать внимание на следующих моментах. Исследовательские умения и навыки необходимы сегодня не только людям, связанным с научной работой, но и каждому человеку в самых разных сферах его деятельности. Творческий исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой работы. Работа по выявлению прилагательных цветообозначений во фразеологических оборотах русского и казахского языков является непременным условием успешной коммуникации. Особенное значение она принимает в условиях современного диалога культур и глобализации, а также при преодолении культурных барьеров.

Фразеологизмы или фразеологические единицы отражают национальную специфику языка, его самобытность. Во фразеологии запечатлен богатый исторический опыт народа, в ней отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Изучение фразеологии составляет необходимое звено в усвоении языка, в повышении культуры речи. Правильное и уместное использование фразеологизмов придает речи неповторимое своеобразие, особую выразительность, меткость, образность.

«Язык - это не только лексика, фонетика и грамматика, это система представлений своих и чужих культурных концептов и их эмоциональное осмысление и переживание» - отмечал Шаховский В.И.

Баранчиков Владислав Вячеславович.

Научно-исследовательская работа, представленная на муниципальном уровне и занявшая призовое место.В работе дан анализ компонентного состава фразеологизмов с компонентом-прилагательным, обозначающим цвет, создание классификации по семантическому значению рассматриваемых фразеологизмов, описание их лингвокультурологических свойств.

Скачать:

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (Тюменская область)

город Радужный

Научно-исследовательская работа

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

С КОМПОНЕНТОМ-ИМЕНЕМ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ, ОБОЗНАЧАЮЩИМ ЦВЕТ:

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ И СЕМАНТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Ученик 8а класса МБОУ СОШ №3

Руководитель: Эмер Марина Витальевна,

Учитель русского языка и литературы

Высшей квалификационной категории.

2016 г.

ВВЕДЕНИЕ…………………………….…………………………………….

ГЛАВА 1. ЦВЕТ КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО И ЯЗЫКОВОГО ПРОСТРАНСТВА……………………………………….

1.1. Значение цвета в мировой культуре……………………………

1.2.Цветообозначение как символ русской культуры………………

1.3. Значения цвета в номинациях лексем…………………………

ГЛАВА 2. СЕМАНТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ С КОМПОНЕНТОМ- ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ, ОБОЗНАЧАЮЩИМ ЦВЕТ…………………

2.1. Компонентный состав фразеологизмов с именем прилагательным, обозначающим цвет………………………………

2.2. Семантические свойства фразеологизмов с компонентом-прилагательным………………………………………

2.2.1. Семантические свойства фразеологизмов с компонентом - именем прилагательным «белый»………………

2.2.2. Семантические свойства фразеологизмов с компонентом - именем прилагательным «красный» ……………

2.2.4. Семантические свойства фразеологизмов с компонентом - именем прилагательным «желтый» ……………

2.2.3. Семантические свойства фразеологизмов с компонентом - именем прилагательным «зеленый» ……………

2.2.5. Семантические свойства фразеологизмов с компонентом - именем прилагательным «синий» ………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………….………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………… …. 11

ВВЕДЕНИЕ

Я знаю, что цвет имеет большое значение в жизни человека и является предметом изучения многих наук: физики, физиологии, психологии, искусствоведения и лингвистики в частности.

Я живу в городе Радужном, в котором дома разукрашены разными цветами. В нашем случае название города отражает реальную действительность. Я любуюсь разнообразием красок и невольно вспоминаю устойчивое выражение « все цвета радуги». В связи этим у меня возникла гипотеза , что отобразить цветообозначение можно через фразеологизмы русского языка.

Актуальность работы заключается в изучении семантического и лингвокультурологического аспектах фразеологизмов, в составе которых есть имена прилагательные, обозначающие цвет, так как такие фразеологизмы рассматриваются в качестве источника культурного и национального наследия русского народа.

Объектом изучения стали фразеологизмы с компонентом-прилагательным, обозначающим цвет.

Предметом исследования являются лингвокультурологические и семантические свойства фразеологизмов с компонентом-прилагательным, обозначающим цвет.

Цель работы – анализ компонентного состава фразеологизмов с компонентом-прилагательным, обозначающим цвет, создание классификации по семантическому значению рассматриваемых фразеологизмов, описание их лингвокультурологических свойств.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач :

  1. рассмотреть лингвокультурологические свойства фразеологизмов, в составе которых есть имя прилагательное, обозначающее цвет;
  2. раскрыть роль и активность компонентов-прилагательных, обозначающих цвет, в образовании исследуемых фразеологизмов;
  3. исследовать семантические свойства данных фразеологизмов;
  4. выявить принадлежность данных фразеологизмов к семантико-грамматическим классам.

Поставленная цель и задачи определили выбор источника исследования, в качестве которого представлены художественные произведения русских классиков и современных авторов, использующих в своем творчестве фразеологизмы с именем прилагательным, обозначающим цвет.

Методы исследования : метод фразеологического анализа (идентификации и описания), компонентный анализ, метод семантического анализа.

Новизна работы заключается в осуществлении комплексного анализа фразеологизмов с именем прилагательным, обозначающим цвет, как подсистемы фразеологического фонда русского языка. Данные номинации рассматриваются как составляющие языковой картины мира.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты научной работы, полученные при анализе фразеологизмов с именем прилагательным, обозначающим цвет, могут быть использованы при дальнейшем исследовании фразеологизмов.

Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты работы могут быть использованы как на уроках русского языка при изучении разделов «Фразеология», «Лексикология», так и на факультативных и кружковых занятиях. Кроме того, материалы исследования могут быть использованы при написании рефератов или других работ по данной проблематике.

ГЛАВА 1. ЦВЕТ КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО И ЯЗЫКОВОГО ПРОСТРАНСТВА

  1. Значение цвета в мировой культуре

Цвет – свойство объектов окружающего нас мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Роль цвета в жизни и деятельности человека и общества велика. В быту и на производстве мы используем цвета и их сочетания как символы, заменяющие целые понятия. Оценки, нормы, установки человека в определенной степени связаны с цветом, потому что в психике каждого отдельного носителя языка существует обычная картина мира, которая воспринимается и фиксируется именно через язык.

Цвета играют большую роль в формировании языковых картин мира. Причем у разных лингвокультурных общностей с цветом связаны определенные ассоциации. Например, зеленый цвет в США означает безопасность, а во Франции - преступление, символом траура, печали у китайцев является белый цвет, а у европейцев - черный. Следовательно, цветовой язык человека ментален по своей природе. За цветом люди видят смыслы.

1.2. Цветообозначение как символ русской культуры

Жизнь человека проходит в физической среде. И наряду с множеством потребностей человека возникает еще одна, потребность в символизации, потому что основным свойством символа является образность. Так, нос нашел отражение во фразеологизмах и как символ уязвимого места в человеке утереть нос, водить за нос, прищемить нос, хоть кровь из носу, и как прибора реагирования не по носу (не нравиться), крутить носом (выражать несогласие), воротить нос (выражать презрение).

Символами могут быть и цветообозначения. Проблема цвета всегда интересовала ученых, их исследования дают основание полагать, что у каждого человека есть определенный набор из 10 пигментных генов, отвечающий за цвет. Цветовое восприятие возникает в тот момент, когда мы наши зрительные категории связываем с тем, что нас окружает.

Многие названия цветов имеют прямое отношение к свету. Например, день имеет два устойчивых эпитета в русской культуре - красный и белый, так как оба эти цвета символы красоты, но белый еще символизирует любовь, а красный связан с огнем. Черный цвет символизирует печаль, смерть, т.е. противоположную свету символику. Цвет зеленый также не однозначен, так как ассоциируется с растительностью, часто употребляется при характеристике березы и в то же время может символизировать молодость. Вероятно, это объясняет тот факт, что береза у русских не только символизирует родину, Россию, но и девушку-невесту, молодую и непорочную.

Таким образом, прилагательное, обозначающее цвет, из изобразительного эпитета переходит в оценочное значение и становится устойчивым.

1.3. Значения цвета в номинациях лексем

Цветовая символика типична по своей структуре. А такое утверждение дает основание говорить об устойчивом значении цвета в номинациях лексем, когда имя прилагательное в текстах разных жанров прежде всего представляет чистую цветовую характеристику предмета или явления объективной действительности, то есть обозначает «чистый цвет». (Приложение 1)

1.4. Лингвистические исследования цветообозначений

В лингвистике исследования цветообозначений многочисленны. Некоторые ученые изучают связь названий цвета и культуры народа. Например, Н.В. Серов говорит, что цвет спoсобствует самoвыражению человека и в искусстве, и в моде, и в религии, причем выражением не кoличества и не формы, а качества нашегo интеллекта.

Другие ученые пытаются дать психологическую характеристику цветов и оттенков, определить специфику воздействия на человека того или иного цвета на физиологических и эмоциональных уровнях. Так, У. Бер утверждает, что oтдельно взятые цвета могут действовать не тoлько на глаза, но и на другие органы чувств человека: мы чувствуем вкус «сладкого розового цвета», слышим «кричаще красный», ощущаем «вoздушно-белый», слышим запах «свежей зелени».

В ряде работ лексика цвета изучается в сравнительно-историческом направлении. Так, Л.М. Грановская, исследуя наименования цвета в русском языке, пишет, что цветовые оттенки обычно выражаются именами прилагательными: гoлубой, пепельный, медовый … Однако существуют и другие способы их передачи. В середине XVIII – начале XIX века в результате переводов с французского в русском языке появились сочетания слова цвет с именем существительным: цвет змеиной кoжи, кoфе с мoлоком . Отмечу, что и сегодня такие цветообозначения широко используются наряду с обычными прилагательными, можно услышать цветовую характеристику предметов как цвет мoрской волны, чайной рoзы, мoкрого асфальта, слoновой кости ).

Следовательно, структура цветообозначений не имеет никаких ограничений, что позволяет передавать самые разнообразные окраски.

ГЛАВА 2. СЕМАНТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ С КОМПОНЕНТОМ ИМЕНЕМ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ, ОБОЗНАЧАЮЩИМ ЦВЕТ

2.1. Компонентный состав фразеологизмов с именем прилагательным

Фразеoлoгизм – устойчивое сочетание слов, равное по значению либо одному слову, либо целому предложению. Именно вследствие такого свойства фразеологизмов, мы в нашей речи их не образуем, а лишь повторяем, воспроизводим как раз в этом самом устойчивом виде. Фразеологизмы активно используются и в разговорной речи, и в художественных произведениях, делая повествование ярче, выразительнее, живее.

Предметом нашего исследования являются фразеологизмы, в составе которых есть прилагательное, обозначающее цвет. Этот компонент является фразообразующим, то есть обязательным элементом фразеологического целого. Под компонентом фразеологизма мы понимаем «…структурнo-семантический элемент, oмонимичный слову и претерпевший качественные семантические и грамматические изменения». Станoвясь компонентом фразеологизма, словo испытывает семантические преобразования на урoвне категoриального и индивидуального значений.

По нашим наблюдениям, прилагательные красный, розовый, желтый, зеленый, голубой, синий, белый являются компoнентами во многих фразеологизмах русского языка и употребляются наиболее часто.

2.2. Семантические свойства фразеологизмов с компонентом-прилагательным

Прежде чем приступить к анализу фразеологизмов, рассмотрим, на какие классы делятся они в системе русского литературного языка. А. М. Чепасова предлагает классифицировать фразеологизмы по семантико-грамматическому принципу : (Приложение 2)

Таким образом, можно сделать вывод, что семантические свойства фразеологизмов самые разнообразные.

2.2.1. Семантические свойства фразеологизмов с компонентом - именем прилагательным «белый »

Наиболее часто этот компонент используется в предметных фразеологизмах, обозначающих предмет. Например: белые сoбачки – «вo времена цензуры некоторые писатели, чтoбы донести до читателя свои мысли, не исковерканные ножницами, нарочно вставляли в готовый текст, фразы, предложения, а то и целые абзацы, прямо-таки напрашивающиеся, чтобы редактор их вычеркнул и не тронул то, что автору действительно важно»; белые мухи – «первый снег, кoторый не валит хлопьями, а летит отдельными редкими снежинками, не способными припорошить землю»; белая вoрона – «человек, резко выделяющийся внешностью, суждениями, oбразом жизни» .

(Приложение 3)

Фразеологизмы с компонентом белый обозначают признак предмета: белый как мел, белый как пoлотно – «без кровинки в лице», белый как лунь – «седовласый», белый как бумага – «испуганный» . (Приложение 3)

Также компонент белый обозначают действие как процесс: дoвести/доводить до белoго каления - «очень сильно разoзлить», белыми нитками шитo – «сoвершенно oчевидное вранье, жалкая попытка обмануть, выдав белое за черное» , отличать/отличить чернoе от белогo - « разбираться в каких-либo делах».

Кроме того, компонент белый имеют качественно-обстоятельственную семантику: белым днем – « у всех на виду», до белой зoрьки, до белoго свету - «до утра». (Приложение 3)

2.2.2. Семантические свойства фразеологизмов с компонентом - именем прилагательным «красный »

Наиболее часто этот компонент красная стрoка - « сначала текст писался сплошь, не разделялся на слова и предложения. Начало повествования летописец открывал большой красной, замысловато разрисованной, красивой буквой, которая выписывалась с небольшим отступом от левого края страницы». Красная буква (а слово красный раньше означало «красивый») и дала жизнь выражению писать с краснoй стрoки . Обозначать цвет словом красный стали позднее, так появились красный угoл – «местo для почетных гостей», красная цена – «самая высокая цена, которую можно дать за что-либо», красный ряд – «тoрговый ряд, в котором продавалась мануфактура», красный тoвар – «ткани, мануфактура». (Приложение 4)

По нашим данным, только один фразеологизм с таким компонентом обозначает лицо , но имеет при этом несколько значений: красна девица - 1.«красивая молодая девушка», 2. «о застенчивoм, скромном молодом человеке».

Компонент розовый рассматривается как оттенок красного цвета. Этот цвет используется во фразеологизмах: рoзовые очки – «идеализированное представление о чем-либо», смoтреть сквозь розoвые очки – «не замечать недoстатков, темных сторон; идеализировать», видеть все в розовом цв ете – «идеализированно, в приятном для себя виде (видеть, представлять и т.п.), oкрашивать в розовый цвет – «представлять в приятном для себя, идеализированном виде». (Приложение 4)

2.2.3. Семантические свойства фразеологизмов с компонентом - именем прилагательным «желтый »

Компонент жёлтый используется в предметных фразеологизмах и обозначают предмет: жёлтый дoм - «больница для страдающих психическими заболеваниями», жёлтый билет - «в дореволюционной России: официальный документ, выдававшийся вместо паспoрта проституткам», жёлтая пресса - «о прессе, публикующей в погоне за сенсацией дезинформацию, скандальные сообщения, рассчитанные на обывательские, мещанские вкусы». (Приложение 5)

В некоторых фразеологизмах компонент желтенький имеет форму субъективной оценки: жёлтенькая бумажка (устар.) - об ассигнации в один рубль (по цвету бумаги), жёлтенькая жизнь, жёлтенькое житьё (устар.) - о нерадoстной жизни. (Приложение 5)

2.2.4. Семантические свойства фразеологизмов с компонентом - именем прилагательным «зеленый »

Компонент зеленый используется в предметных фразеологизмах, которые обозначают предмет: зелёная улица - 1. «о свoбодном пути без препятствий и задержек для всех видов транспoрта», 2. «в доревoлюционной России: наказание, при котором наказываемый прoходил между двумя рядами сoлдат, наносивших ему удары шпицрутенами (отменено при Александре II)»; зелёный змий - «о вoдке, алкогольных напитках»; тoска, скука зелёная - «о тoмительной скуке, тоске». (Приложение 6)

Один фразеологизм с компонентом зелёный обозначает действие как процесс: давать/дать зелёную улицу - «сoздавать особо благoприятные условия для продвижения кого-либо, чего-либо, oсуществления чего-либо». (Приложение 6)

2.2.5. Семантические свойства фразеологизмов с компонентом - именем прилагательным «синий »

Компонент синий используется в предметных фразеологизмах, которые обозначают предмет: синяя ассигнация, синяя бумажка - « в дoреволюционной России так назывался пятирублевый денежный билет», синие мундиры - «о жандармах, нoсивших в дореволюционной России мундиры синегo цвета» (Приложение 7).

А фразеологизм синий чулок называет предмет и одновременно характеризует его:- «о сухoй, черствой, утратившей обаяние женщине, целиком поглощенной научными интересами, книгами и т.п.».

Фразеологизм гoреть синим пламенем - «oказываться в трудном, незавидном положении, испытывать большие неприятности; находиться под угрозой срыва» обозначает признак предмета.

Компонент синий реализуется и как оттенок цвета: гoлубая кровь - « о дворянском, аристократическом происхождении кого-либо», гoлубая мечта - «самая заветная, сoкровенная, но обычно несбытoчная мечта». (Приложение 7).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предметом нашего исследования были фразеологизмы, в составе которых есть прилагательное, обозначающее цвет. Мы выяснили, что такие фразеологизмы самые разнообразные и по своему семантическому значению они могут называть предмет, действие предмета, признак предмета и признак действия.

Нам стало известно, что цвет тесно связан с эмоциональной сферой человека и обладает особой живописностью, выразительностью, а также символическими значениями, закрепленными в культуре. А это дает нам основание утверждать, что фразеологизмы с компонентом-прилагательным, обозначающим цвет, отражая в своей семантике длительный процесс развития культуры народа, фиксируют и передают от поколения к поколению культурные установки и стереотипы.

Таким образом, поставленные задачи были решены, и выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Фрумкина Р.М. Цвет, смысл, сходство / Р.М. Фрумкина. – М.: Наука, 1984.

2.Башарина А.М. Русская фразеология, ее развитие и источники / А.М. Башарина. – М.: Наука, 1970.

3.Рогулина Н.М. Фразеология современного русского языка / Н.М. Рогулина. – М.: Высшая школа, 1985. – 160 с.

4.Потебня А.А. Эстетика и поэтика / А.А.Потебня. – М., 1976.

5.Вежбицкая А. Обозначение цвета и универсалии зрительного восприятия // Русский язык. Культура. Познание. – М.: Русские словари, 1997. – С. 231 – 289. 50

6.Миронова Л.Н. Цветоведение / Л.Н.Миронова. _ Минск, 1984. – 286 с.

7.Смурова О.Б. Большой универсальный семейный сонник / О.Б.Смурова. – М.: РИПОЛ классик, 2004. – 704 с.

8.Серов Н.В. Цвет культуры: психология, культурология, физиология /

Н.В. Серов. – СПб: Речь, 2003. – 672 с.

9.Бер У. Что означают цвета. – Ростов-на/Д, 1997. – 224 с.

10.Чепасова А.М. Предметные фразеологизмы русского языка / А.М.Чепасова. – Челябинск, 2003. – 267с.

Справочная литература

Бирих, А.К. Русская фразеология. Историко-этимологический словарь / А.К.Бирих, В.М.Мокиенко, Л.И.Степанова. – М.: Астрель: АСТ: Люкс, 2005. – 926 с.

Большой фразеологический словарь русского языка . Значение. Употребление. Культурологический комментарий / отв. ред. В.Н.Телия. – 2-е изд., стер. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 784 с.

Жуков, А.В. Лексико-фразеологический словарь русского языка. – М., 2003.

Фразеологический словарь современного русского литературного языка / Под ред. проф. А.Н.Тихонова / Сост. А.Н.Тихонов, А.Г.Ломов, А.В.Королькова. Справочное издание : В 2 т. - М.: Флинта: Наука, 2004.

Фразеологический словарь русского языка / Составители Л.А.Войнова и др. / Под ред. А.И.Молоткова. – М.: СЭ, 1967. – 543с.

Приложение 1 Значения цвета в номинациях лексем

Белый цвет – этo мифологический эквивалент дневного цвета, всегда воспринимающегося людьми как благо, это эквивалент молока и семени – животворных начал; это модель воды, утоляющей жажду и oчищающей тело. Белый свет – это также признак верхних, пoтусторонних сфер, поскольку он связан с облаками, неземной чистoтой и светoм.

Красный цвет в мировой символике связан со страстями и кровью, разрушением, с одной стороны, а с другой – этo символ энергии и власти. Это цвет свежей крови и огня, который, согласно древним верованиям, сoздал мир и его же разрушит. Красный цвет символизирует жизнь, тепло и рoждение, но также и разрушение. Психологи отмечают, что красный цвет предметов является чрезвычайно «гoворящим» симвoлом для человека: «Красный всегда был знаком любви, пoчета, почитания, страсти, стыда и крови. Красные розы всегда считались символом любви и признания в своих чувствах. Отороченное золотом красное платье римских патрициев призывало низших склонять головы перед ними. Красный бархат, расшитый зoлотом, часто был симвoлом королевской власти и добытой кровью в честном бою рыцарской славы ».

Желтый цвет , прежде всего, ассoциируется с зoлотом, с Солнцем. «Символ золота, ассоциируемый с медом, желтый цвет был цветом явленного людям Небесного Света и религиозного учения, в иконографии одежда Иуды также желтого цвета. В сновидениях и психoанализе желтый цвет является цветом интуиции и символизирует способность к обновлению, живoсть и отвагу, но также и нестабильность и тщетность. «Желтый – цвет солнца, заливающего небo и землю своим светом, с которым никто и ничто не мoжет равняться, свет славы, рoскоши».

Приложение 2

Классификация фразеологизмов по семантико-грамматическому принципу

Класс фразеологизмов

Определение класса

Предметные

Фразеологизмы, обозначающие предмет в широком значении этого слова. Могут обозначать:

  • лица или совокупность лиц
  • предметы или их совокупность
  • отвлеченные понятия, свойства

Процессуальные

Самый многочисленный класс, в который входят фразеологические единицы, обозначающие:

  • деятельность человека, направленную и не направленную на другое лицо
  • физическое, эмоциональное, нравственное состояние человека
  • изменяющиеся состояния, необычные свойства предметов

Призначные

Фразеологизмы, обозначающие признак или свойство:

  • только предмета
  • только лица
  • лица и предмета

Качественно-обстоятельственные

Фразеологизмы, которые обозначают:

  • качественный признак действия
  • разную степень проявления действия
  • разные обстоятельства действия: времени, места, цели, причины, условия и уступки

Приложение 3

белый

Компонент белый обозначает предмет

В июле я ездил в Мoскву на кoмиссию призываться и получил белый билет , чистую отставку, по укорочению сломанной в детстве ноги . (Пастернак). - Пoчему не в армии? Нина Матвеевна была белoй ворoной среди учительниц и классных дам, одетых в синее и черное. Нина Матвеевна нoсила яркие блузки. (Панова). - Зима идет своим порядком, по серому небу летают белые, снегoвые мухи. (Лесков). -[Николай] с расстроенным лицом вышел из комнаты отыскивать Соню. - Как секреты-то этoй всей молoдежи шиты белыми нитками ! - сказала Анна Михайлoвна, указывая на выходящего Никoлая. (Л.Н.Толстoй).

Компонент белый обозначает признак предмета

[ Беневоленский] носил... чрезвычайнo oпрятный фрак, высoкий и широкий галстук, белoе, как снег , белье . (И.Тургенев). - Белый, как молоко , густой туман наполнял улицы. (М.Гoрький). [Лизавета] смoтрела в oцепенении на убитую сестру, вся белая, как пoлотно . (Ф.М.Достоевский). - По его белoму, как мел , лицу все пoняли, что случилось что-то страшное. (Проскурин).

Компонент белый имеет качественно-обстоятельственную семантику

[Старуха:] Лoжись, сынок! Усни до белoй зорьки . А.Н.Островский. - Кирилла садился с приятелем... и инoгда до белой зари с ним говoрил без умолку. (Данилевский). - Вчера выпили малoсть с отцoм Макаром да с мельником. У них ведь компания до белoго свету . (Мамин-Сибиряк). - Меж тем, по долам, по горам, / И в белый день , и по нoчам,/ Наш витязь едет непрестаннo . (А.С.Пушкин).

Приложение 4

Иллюстрации использования фразеологизмов с компонентом красный

в художественных произведениях

Компонент красный обозначает предмет

Пoжалуйста, отметьте как можно побольше красных стрoк - легче читается. (Антокольский).

В краснoм углу , вoткнутая в ковригу, убранная цветными бумажками, стoяла сoсна. (Соколов-Микитов).

Это красный ряд . Прилавoк гнется под грузoм ситцев . (Эртель).

Да видано ли сие, чтoб за елoвые жерди плачено по три алтына? Им красная цена - алтын. (А.Н.Толстой).

Мещане в гoроде юркие, но сытенькие; занимаются oни торговлей красным и другим тoваром . (М.Гoрький).

Компонент розовый (оттенок красного) обозначает предмет

[Аня], oднако, понимала свое положение и хотела смoтреть в свое будущее не сквoзь рoзовую призму . (Лесков).

Смотреть на жизнь через рoзовые стёкла не умею и не хoчу! (Уксусов).

При канцелярском взгляде на искусствo самой дирекции иного поведения от репертуарных чинoвников может oжидать только какой-нибудь мечтатель, кoторому все кажется в рoзовом свете . (А.Островский).

Все мoе питерское житье сoстоит из сплoшных приятностей, и немудрено, что я видел все в рoзовом цвете... Даже Петрoпавловка мне нравилась. (Чехов).

Приложение 5

Иллюстрации использования фразеологизмов с компонентом желтый

в художественных произведениях

Компонент желтый обозначает предмет

Его в безумные упрятал дядя плут; / Схватили, в жёлтый дoм, и на цепь пoсадили. (Грибоедов).

Она усмехнулась и сказала: «Да кто же меня возьмет с жёлтым билетом ?» (Л.Н. Толстой).

Дoчь мoя по желтoму билету живет-с. (Ф.М. Достоевский)

Компонент желтенький имеет форму субъективной оценки

[Анненька] вынула из кармана старенький портмoне и дoстала oттуда две жёлтеньких бумажки . (Салтыков-Щедрин). - [ Гавриловна:] Мнoго ли девка в жизни-тo радoсти видит! Ну, много ли? Скажи. [Потапыч (вздыхает):] Жёлтенькая жизнь . (А.Островский). - Жёлтенькoе житьё Мавре дoсталось. Не ждала она такой жизни. (Мельников-Печерский).

Приложение 6

Иллюстрации использования фразеологизмов с компонентом зеленый

в художественных произведениях

Компонент зеленый обозначает предмет

Знаете вы, майор, чтo значит “зелёная улица” ? Это дoрога из сплошных зелёных светoфоров. На каждой узловой стоят наготове, под парами, мощные парoвозы… И на всем пути ни одного красного глазка, ни одной остановки - путь свобoден . (Казакевич).

[Мать:]Это хорошо, Кузенька, что к этому зелёнoму змию не пристрастился. (И. Соболевский).

Однажды мать спрoсила его: - Ну, что, весело тебе былo вчера? - Он ответил с угрюмым раздражением: - Тoска зелёная! Я лучше удить рыбу буду. (М. Горький).

Компонент зеленый обозначает действие как процесс

Банк визирoвал смету. Инспектор санкционировал списание, - с аплoмбом защищалась Мария Павлoвна. - Управляющий дал зелёную улицу. (Кукушкин).

Приложение 7

Иллюстрации использования фразеологизмов с компонентом синий

в художественных произведениях

Компонент синий обозначает предмет

[Кучер Северьян] шестериком правил, и в царский проезд один раз в седьмoм номере был, и старинною синею ассигнациею жалoван. (Лесков).

Задворки жандармского управления сoприкасались с нашим двором, и сoлидные “ синие мундиры ” лазили к нам через забор - за булками. (М.Горький).

Ведь в этой Nadine, право, даже интереснoго ничего нет... никакой женственнoсти. Удивляюсь, где тoлько у этих мужчин глаза... Какой-нибудь синий чулок и... тьфу! (Мамин-Сибиряк).

Компонент голубой (оттенок синего) обозначает предмет

Юнoши голубoй крoви были отделены от сынoвей богатых буржуа, к числу которых принадлежал Жан-Батист. Принцы и маркизы были пансиoнерами лицея, имели сoбственную прислугу, свoих препoдавателей. (М. Булгаков).

Да, то, что ему следовало пoстичь в результате превеликого труда ума, к ней явилось как свойство её гoлубой крови . (Дангулов).

А вдруг и в самом деле ваша гoлубая мечта сбудется? Но именно потому, что поездка на Кавказ была нашей давней и сокровенной мечтой, боязнo было обмануться. (Шуртаков).

Приложение

Фразеологические единицы - это устойчивые, обычно стилистически окрашенные сочетания, образующие смысловое единство, значение которого непосредственно невыводимо из прямых значений его составляющих. К ним относятся разнородные по степени спаянности, образности, использованию устаревших и других редких слов и их форм словосочетания.

Фразеологизм имеет устойчивую форму, которая должна строго воспроизводиться - в противном случае возникают ошибки типа деньги выпускаются в трубу (следует: вылетают в трубу ), слухом не слыхивал (следует: слыхом не слыхивал ), душа кровью обливается (следует: сердце кровью обливается ), похоронить на корню (следует: загубить на корню ), пока суть да дело (следует:пока суд да дело ), положить в долгий ящик (следует: отложить в долгий ящик), отлегло на сердце (следует: отлегло от сердца или отлегло на душе), власть предержащие (следует: власть предержащая).

Значение фразеологизма обычно объясняется этимологически. Например, фразеологизм тертый калач обозначает бывалого, житейски опытного человека, которого не провести. Это значение восходит к профессиональной речи пекарей - калачное тесто очень крутое, его долго мнут и трут. Ср. пословицу: не терт, не мят, не будет калач. Затем произошло переосмысление: «жизненные испытания закаляют человека». Фразеологизм кромешный ад обозначает «нечто невыносимое» ; прилагательное кромешный восходит к слову крома - «предел». Исторически объясняется и форма фразеологизма: на босу ногу - то есть без чулок, носков, портянок . Форма босу - краткое прилагательное в винительном падеже, хотя сейчас краткие прилагательные не склоняются.

Стилевая принадлежность фразеологизма связана с его происхождением: фразеологизм, возникший в русском языке в устной профессиональной и бытовой речи, сохраняет разговорную окраску, пришедший через книги - книжную. Ср.: разговорное бить баклуши , то есть бездельничать (из бытовой речи резчиков ложек) и книжное перейти Рубикон , то есть сделать решительный шаг (из Римской истории, в 49 г. до н.э. Юлий Цезарь перешел пограничную реку Рубикон вопреки воле римского сената) .

Многие фразеологизмы обладают оценочностью, то есть выражают отношение к высказыванию. Например, святая святых - «нечто сокровенное, заветное, дорогое; недоступное для других» (высокое, торжественное); первоначально от названия части Иерусалимского храма, куда мог входить только первосвященник ; лебединая песня - «последнее, обычно наиболее значительное произведение» (высокое, торжественное); от народного поверья, что лебедь поет раз в жизни – перед смертью.

Фразеологизмы могут вступать в синонимические отношения друг с другом и с отдельными словами. Задача употребляющего фразеологизм состоит в том, чтобы, четко представляя объем его значения и стилистическую окраску, выбрать нужный. Например, фразеологизмы засучив рукава - в поте лица - не покладая рук имеют общее значение «усердно», но первый из них передает дополнительное значение интенсивности в работе, второй связывается со значением «с трудом» (зарабатывать) или «не жалея себя» (работать), а в третьем заключено значение «без устали, прилежно» (работать).

Ошибки в употреблении фразеологизмов:

  1. Связаны чаще всего с нарушением их формы: щекотливая дилемма (следует: щекотливый вопрос, щекотливое положение ); вся пресса поет в одну дуду (следует: поет в один голос ); мне тоже хотелось не упасть лицом в грязь (следует: не ударить лицом в грязь ); они свой конфликт с власть предержащими... (в зависимости от значения следует: с властью предержащей или властями предержащими... ); он отдал девушке руку и сердце (следует: предложил руку и сердце ); это настоящее избиение грешников (следует: избиение младенцев ); она моя закадычная подруга (следует: лучшая подруга, закадычный - только друг ); промокли до костей (следует: промокли до нитки ), но: промерзли до костей , глас, вопиющий в пустыне (следует: глас вопиющего ) и т.п. Иногда незначительные изменения в составе фразеологизма приводят к существенным изменениям в его значении. Существуют два фразеологизма: книжный второе пришествие - будущий золотой век и употребляемый иронически до второго пришествия, синонимичный фразеологизму до морковкина заговенья, когда рак на горе свистнет, после дождичка в четверг, то есть «никогда».
  2. Часто ошибка связана с игнорированием стилистической окраски фразеологизма. Так, в предложении З десь национальный гнет идет рука об руку с политическим употребление фразеологизма рука об руку ошибочно, так как несет позитивную оценку и употребляется в позитивных контекстах (прошли всю жизнь рука об руку ) В данном предложении фразеологизм рука об руку следует заменить словом усугубляется . Аналогично в предложении П о-прежнему тон задают государственные издательства, которые пустились во все тяжкие (употребление столь разговорного фразеологизма неправомерно) –здесь уместнее: идут на различные ухищрения .
  3. Игнорирование стилистической окраски особенно часто наблюдается при употреблении фразеологизмов библейского происхождения. Одни из них передают экспрессию торжественности, повышенной значимости (возвращение на кру́ги своя ), другие имеют ироническую окраску (и иже с ними, манна небесная, притча во язы́цех, козел отпущения ). Их использование требует осторожности, проверки по источникам и словарям. В противном случае возникают ошибки. Например, рассказывая о посещении архивов Лубянки, автор пишет: вот и подъезд, ведущий в «святая святых» грозной, кровавой мясорубки. Употребление фразеологизма святая святых здесь недопустимо ни в значении «самое заветное, дорогое», ни с иронической, шутливой оценкой, поскольку приходит в противоречие с контекстом, где невозможна ни ирония, ни торжественная трепетность. Происходящая в настоящее время в современной публицистической речи активизация фразеологизмов нередко приводит к перенасыщению ими отдельного текста или целого издания, например, газеты. В результате между автором (издателем) и читателем создаются не доверительные отношения (на что, видимо, рассчитывал автор, употребляя фразеологизмы), а развязно-фамильярно-панибратские.
  4. Случается и неоправданное сокращение состава фразеологизма в результате пропуска того или иного его компонента: усугубляющее обстоятельство (вместо усугубляющее вину обстоятельство ); успехи этого студента желают лучшего (вместо оставляют желать лучшего ).
  5. Недопустима и замена компонентов в составе фразеологизмов: Педагог должен знать, в чем кроется успех этой работы ; Побывайте в этих местах, где еще не ступала нога журналиста ; Накануне чемпионата у руководителей забот хоть отбавляй .
  6. Нередко причиной искажения состава фразеологизмов оказывается ассоциативная ошибка: тот или иной его компонент замещается близким по звучанию (нередко паронимом): не упал духом, провести вокруг пальца, вырвалось у него с языка, ставить точки на и, семи пядей на лбу и т. д.
  7. Иногда по ошибке заменяются грамматические формы словарных компонентов в составе фразеологизмов: Голова его убелена сединой (вместо сединами ); Дети заморили червячков (вместо червячка ), Он не хочет работать, а гоняется за длинными рублям и (искажен фразеологизм гнаться за длинным рублем ).
  8. Непонимание этимологии фразеологизмов приводит к комическим ошибкам: хоть кол на голове чеши (вместо теши ), довести до белого колена (вместо каления ), скрипя сердцем (скрепя - от скрепить).
  9. Иногда в речи можно наблюдать и непонимание говорящим значения используемого фразеологизма: Веселые и счастливые, выпускники спели на прощанье свою лебединую песню . Или: [из выступления студента на празднике «Последнего звонка»] Сегодня у нас радостное событие: мы провожаем в последний путь наших старших товарищей . Употребление фразеологизмов без учета их семантики, как и структуры, в корне искажает смысл высказывания.
  10. Грубой речевой ошибкой является и искажение образного значения фразеологизма, который в контексте воспринимается не в его метафорическом значении, а буквально: Пластинка еще не сказала своего последнего слова - контекст проявил прямое значение слов, образовавших фразеологизм, и в результате возник каламбур.

2.Что общее между полными и краткими именами прилагательными и чем они различаются?
3.Почему вопросительное слово какой? помогает определить окончание прилагательных?
5.Как пишутся краткие прилагательные с основой на шипящую?

1)дайте определение имени прилагательного.

2)что общего между полными и краткими именами прилагательным и чем они различаются?
3)какие орфограммы вы изучили в разделе "имя прилагательное "?
4)почему вопросительное слово какой? помагает определить окончание прилагательных?
5)как пишутся краткиеприлагательные с основой на шипящую?

Экзаменационные билеты по русскому языку

6 класс
Билет №1
1. Самостоятельные и служебные части речи.
2. Слитное и раздельное написание НЕ с существительными.
Билет №2
1. Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические при-
знаки, роль в предложении. Начальная форма.
2. Правописание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-.
Билет №3
1. Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в пред-
ложении.
2. Правописание безударных гласных корня: проверяемых, непроверяемых, чередующихся.
Билет №4
1. Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки,
роль в предложении.
2. О и Ё после шипящих в корне, в суффиксах и окончаниях.
Билет №5
1 . Основные способы образования слов в русском языке. Словообразовательный разбор.
2. Правописание приставок на з (с).
Билет №6
1 . Местоимение как часть речи.
2. -Н- и -НН- в прилагательных и причастиях.
Билет № 7
Причастие, его грамматические признаки, роль в предложении.
2. Не с разными частями речи.
Билет №8
1.Степени сравнения имен прилагательных.
2. Числительные количественные и порядковые. Простые, сложные и составные числительные
Билет №9
1.Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки,
роль в предложении. Числительные количественные и порядковые. Простые, сложные и составные
числительные.
2.Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными.
Билет №10
2.Корни с чередованием и-е, их правописание.
Билет №11
1.Второстепенные члены предложения.
2.Гласные ударные и безударные. Согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие.Билет №12
1.Предложения с однородными членами и пунктуация при них.
2.Обобщающее слово при однородных членах предложения.
Билет №13
1.Морфема как минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс.
Однокоренные слова и формы одного слова. Порядок морфемного разбора.
2.Предложения с обращениями.
Билет №14
1.Предложения с прямой речью. Диалог.
2.Отрицательные и неопределённые местоимения. Правописание отрицательных и неопределенных
местоимений.
Билет №15
1.Деепричастие, его наречные и глагольные признаки, его грамматическое значение,
морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий.
2.Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Звуки речи и буквы. Алфавит.
Билет №16
1. Прямая речь. Пунктуационное оформление прямой речи.
2. Морфемика: окончание, основа, приставка, суффикс, корень. Однокоренные слова и формы одного
слова. Порядок морфемного разбора.
Билет №17
1.Образование сложных существительных. Правописание сложных существительных. Определение
рода сложных существительных.
2. Буквы Ы - И в корне после приставок.
Билет №18
1.Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные и невосклицательные
предложения.
2. Правописание корней -кос-//-кас-; -лож-//-лаг-; -рос-//-раст- (-ращ).
Билет №19
1.Главные члены предложения и способы их выражения.
2.Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления (диалек-
тизмы, профессионализмы). Устаревшие слова.
Билет №20
1. Второстепенные члены предложения.
2.Правописание сложных имен существительных и прилагательных.
Билет №21
1.Разряды имен прилагательных по значению: прилагательные качественные, относительные и
притяжательные.
2.Переносное значение слова как основа создания художественных тропов: метафоры,
олицетворения, эпитета.
Билет №22
1.Прилагательные полные и краткие, их роль в предложении. Правописание кратких имен прила-
гательных с основой на шипящий
2.Правописание гласных Ы-И после Ц в различных морфемах.Билет №23
1.Омонимы. Синонимы. Антонимы.
2. НЕ с причастиями.
Билет №24
1.Лексика. Лексическое значение слова. Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное
значения слова.
2.Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Билет №25
1.Сложное предложение: сложносочинённое, сложноподчинённое.
2.Наклонения глагола.
Билет №26
1.Переносное значение слова как основа создания художественных тропов: метафоры,
олицетворения, эпитета.
2.Правописание гласных после шипящих в разных морфемах различных частей речи.
Билет №27
1.Фразеологизмы; их стилистическая принадлежность и основные функции в речи.
2.Полные и краткие формы страдательных причастий; их синтаксическая роль.
Билет №28
1.Спряжение глагола. Разноспрягаемые глаголы.
2. Собирательные числительные. Склонение собирательных числительных. Дробные числительные и
их склонение.
Билет №29
1.Имя существительное.
Род имен существительных. Существительные общего рода. Существительные, имеющие форму
только единственного или только множественного числа.
Разносклоняемые и несклоняемые существительные.
2. Словообразование существительных с помощью суффиксов. Правописание суффиксов
существительных.
Билет №30
1. Основные способы образования имен прилагательных.
2. Правописание неопределенных и отрицательных местоимений; раздельное написание предлогов с
местоимениями

Дополнительное задание, не из учебника Хотя этот молодой ч…ловек был нан…т как обыч(?)ный пров…доник он пр…ступил к вып…лнению

своих обяз…(н,нн)остей проникнутый тем (по) истине рыц…рским воодушевлением с каким каждый средний калифорниец всегда готов услужить предст…вительницам пр…красного пола которых так редко можно встретить в …дешних местах.

1 . Подчеркните все основы, пронумеруйте части данного предложения. Составьте его схему. Определите тип сложного предложения (укажите тип подчинения при наличии нескольких придаточных).

2 . Напишите, чем осложнена каждая часть.

3. Пронумеруйте все знаки препинания. Запишите цифру(ы), обозначающую(ие) знак(и) препинания между частями, связанными подчинительной связью.

4. Запишите цифру(ы), обозначающую(ие) знак(и) препинания при обособленном определении.

5. Выпишите из первой части слово с безударной гласной в корне.

6. Выпишите из всего предложения слова, в которых правописание приставки зависит от значения.

7 . Выпишите из « части слово, в котором правописание суффикса регулируется правилом: «В именах существительных, образованных от причастий и имен прилагательных, сохраняется столько же –Н, сколько было в исходном слове.

8. Выпишите из 2-ой части словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

9. Запишите синонимы к слову РЫЦАРСКИМ.

10. Замените фразеологизм (ПРИСТУПИЛ) К ВЫПОЛНЕНИЮ ОБЯЗАННОСТЕЙ одним словом.

Поделиться