Проблемы педагогических исследований на современном этапе. Актуальные проблемы современных психолого-педагогических исследований и пути их решения в условиях нирс

1

В современной науке огромное внимание уделяется исследованиям в области педагогики и психологии по проблемам развития личности в условиях образования и социума. Методология психолого-педагогических исследований должна быть хорошо усвоена магистрантами соответствующих специальностей вуза, а также студентами, занимающимися поиском эффективных решений исследуемых проблем.

В КГУ им. Ш.Уалиханова студенты и магистранты активно занимаются научно-исследовательской работой. Молодые исследователи под руководством д.п.н., проф. Стукаленко Н.М. и других опытных преподавателей кафедры педагогики, психологии и социальной работы охватывают широкий спектр исследований, основываясь на критериях актуальности, теоретической и практической значимости. Эта работа осуществляется при поддержке магистрантов специальности «Педагогика и психология» (Коптеловой С.С., Лаврика Р.А., Бурдыги И.В., Груздевой К.В. и др.), а также зав.кафедрой к.п.н., доцента Мурзиной С.А. и практического психолога кафедры, магистра Жантемировой М.Б.

Так, студентка 4 курса специальности «Педагогика и психология» Тулегенова А., работая по теме «Коррекция тревожности у младших школьников средствами арт-терапии», исследует арт-терапию как метод психотерапии изобразительным творчеством, имеющий целью воздействие на психоэмоциональное состояние личности. Изобразительная деятельность является внутренней потребностью человека, т.к. наиболее важные мысли и переживания человека проявляются в виде образов, а детский рисунок может служить своеобразным аналогом речи. Младшие школьники часто испытывают тревожность, состояние повышенного беспокойства, испытывают страх и тревогу в ситуациях, связанных с кризисом 7 лет и принятием новых социальных ролей при переходе в школу. В этом случае психолог методом арт-терапии может оказать необходимую профессиональную помощь.

Студентка 4 курса специальности «Психология» Мамырбаева М., проводя исследование «Влияние музыки на эмоциональное состояние личности», выявила, что не всегда музыкальное воздействие благоприятно влияет на наши эмоции. Агрессивная музыка может негативно влиять на психику человека, в особенности на детскую. Особое благоприятное влияние на эмоциональное состояние человека оказывает классическая музыка. Изучен блок произведений, при прослушивании которых психика приходит в спокойное состояние: Вивальди, Моцарт, Альбинони, славянские песнопения, Вангелис, Хан Мишель Жарр, записи «Спейс», оркестр Поля Мориа, эстрадные обработки «Лунной сонаты», «К Элизе» Бетховена и др. Эти произведения рекомендуются для прослушивания беременным женщинам, что в последствии очень благоприятно влияет на ребенка. Особо можно выделить скрипку, которая успокаивает психику, помогает выйти на путь самопознания.

Бигарина Д. по теме «Изучение синдрома эмоционального выгорания у сотрудников юридических организаций с учётом гендерных ролей» выявила, что сегодня при большой конкуренции на рынке труда, всё больше растут требования к профессионализму, особенно личным качествам и эмоциональному состоянию. Важные качества профессионала - эмоциональная устойчивость и умение ладить с людьми. Изучение гендерных взглядов на «эмоционального выгорание» связано с появлением в нашей среде новой общественной группы «деловых женщин». Гендерные исследования является новым направлением не только в отечественной психологии, но и за рубежом. Различия социального статуса между женщиной и мужчиной вызваны не их биологическим полом, а сложным общественным представлением о женских и мужских ролях, правилах поведения и эмоционального состояния. Исследование показало, что существуют особенности эмоционального выгорания мужчин и женщин в юридических организациях, связанные с индивидуальными характеристиками личности.

Ушакова Т. (4 курс специальности «Педагогика и психология» под руководством ст. преподавателя кафедры, магистра Вороновой Р.М.), проводя исследование «Коррекция агрессивности у младших школьников методом психологического тренинга», выявила, что агрессивность в большинстве случаев выступает главным источником трудностей во взаимоотношениях между людьми, а в детском коллективе это вызывает еще большее количество трудностей. Это связано с кризисом семейного воспитания, пропагандой культа насилия в средствах массовой информации. Агрессивное состояние подрывает психическое здоровье детей, приводя их к трудно контролируемому возбуждению. Помимо этого, агрессивность, становясь устойчивой личностной чертой, негативно отражается на процессах развития личности ребенка и его социализации в последующих возрастных периодах. Исследование показало, что своевременная диагностика и коррекция посредством метода психологического тренинга способствуют снижению уровня агрессивности у детей младшего школьного возраста, т.к. психологический тренинг является методом развития способностей человека к обучению, овладению новыми навыками, повышению сопротивляемости стрессовым ситуациям.

Библиографическая ссылка

Стукаленко Н.М., Коптелова С.С., Тулегенова А., Ушакова Т., Бигарина Д., Мамырбаева М. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ НИРС // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-4. – С. 532-533;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=9214 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
  • 2.2. Объект науки.
  • 2.3. Предмет науки.
  • 4) Ни одно педагогическое исследование невозможно без учета психологических характеристик учащихся (воспитанников) определенной возрастной категории.
  • 2.4. Категориальный аппарат науки.
  • 2.5. Методы исследования.
  • 2.5. Закономерности как предмет научного исследования.
  • 2.6. Назначение психолого-педагогических наук
  • 3. Соотношение теории и практики образования
  • 3.1 Влияние науки на практику образования.
  • 3.2. Знания как способ связи науки и практики.
  • 3.3. Разрыв между теорией и практикой образования.
  • Тема 2. Психолого-педагогические исследования
  • 1. Общая характеристика психолого-педагогического исследования
  • 1.1. Современная стратегия обновления и развития образования
  • 1.2. Понятие о психолого-педагогическом исследовании
  • 1.3. Природа и функции образовательных инноваций
  • 1.4. Теоретические основы и проблематика современных психолого-педагогических исследований
  • 3. Передовой опыт прошлого и настоящего, в том числе нова­торский.
  • 5. Творческий потенциал профессионального педагогического работника.
  • 2. Научное исследование в образовании
  • 2.1. Уровни научного исследования в образовании.
  • 2.2 Принципы научного исследования.
  • 2.3. Основные характеристики научного исследования.
  • 2.4.Субъектность в научной деятельности.
  • 2.5. Виды научных исследований в образовании
  • 2.6. Выбор научной специальности.
  • 3. Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы в учреждениях образования
  • 3.1. Опыт и эксперимент в исследовательской работе.
  • 3.2. Экспериментальная работа образовательного учреждения.
  • 3.3. Исследования в образовательных учреждениях.
  • 3.3. Специфика изучения различных аспектов образования
  • 1. Дидактические исследования.
  • 2. Исследования в воспитании.
  • 3.4. Исследования в системе непрерывного образования.
  • Тема 3. Понятие о методологии педагогической науки
  • 1. Понятие «методология образования»
  • 2. Философский уровень методологии образования
  • 3. Общенаучный уровень методологии образования
  • 4. Конкретно-научный уровень методологии образования.
  • Тема 4. Методологический аппарат научного исследования и логика его конструирования
  • 1. Актуальность темы
  • 2. Противоречие
  • 3. Проблема
  • 4. Объект
  • 5. Предмет
  • 6. Цель
  • 7. Гипотеза
  • 8. Задачи
  • 9. Методы исследования
  • 10. Критерии качества педагогического исследования
  • 11. Система научных понятий и образовательная концепция
  • Тема 5. Методологическая, этическая и правовая культура исследователя
  • 1. Методологическая культура исследователя
  • 2. Этические нормы в исследовательской деятельности.
  • 3. Правовые ограничения в исследовательской деятельности.
  • 4. Стереотипы в исследовательской деятельности.
  • Тема 6. Организация исследования.
  • 1. Исследовательский процесс
  • 1.1. Принципы и правила исследования
  • 1.2. Содержательные аспекты исследования.
  • 2. Логика психолого-педагогического исследования
  • 3. Моделирование в психолого-педагогическом исследовании
  • 4.3.1. Понятие моделирования.
  • 3.2. Роль моделирования в исследовании.
  • 3.3. Система моделей в психолого-педагогическом исследовании.
  • 1) Выявить внешние условия, существенно влияющие на процесс становления феномена,
  • 2) Выделить из их числа педагогически управляемые условия.
  • 4. Педагогическое проектирование как метод исследования в образовании
  • 4.1. Роль проектирования в психолого-педагогическом исследовании.
  • 4.2. Логика проектирования.
  • 5. Критерии успешности исследовательского поиска и мониторинг процесса и результатов исследования
  • Тема 7. Методы социально - педагогического исследования.
  • 1. Понятие метода.
  • 2. Гуманитарная взаимосвязь предмета и метода исследования.
  • 3. Классификация методов исследования.
  • 4. Теоретические методы исследования
  • 1) Интерпретация как метод психолого-педагогического исследования.
  • 3) Анализ и синтез.
  • 5) Другие методы теоретического исследования.
  • Тема 8. Эмпирические методы исследования
  • 1. Требования к эмпирическим методам.
  • 2. Наблюдение.
  • 3. Методы опроса.
  • 3.1 Диагностическая беседа.
  • 3.2. Интервью в системе диагностики.
  • 3.3. Анкетирование.
  • 4. Контент-анализ.
  • 5. Социометрические методы исследования.
  • 6. Рейтинг.
  • 7. Тесты в психолого-педагогической диагностике
  • 1) Общие положения
  • 2) Типы тестов в психолого-педагогической диагностике.
  • 3) Разработка теста
  • 8. Контрольные работы в диагностике.
  • 9. Психолого-педагогическое обследование
  • 10. Изучение и использование передового опыта
  • 1.4. Теоретические основы и проблематика современных психолого-педагогических исследований

    Своеобразие, специфику решения педагогических задач в за­висимости от этапа, формы, региональных особенностей образо­вания невозможно в полной мере выявить и использовать без зна­ния и учета общего. Поэтому попытаемся начать с выяснения по­ложений, составляющих ядро современных психолого-педагоги­ческих концепций.

    К числу положений, несомненно имеющих общепедагогиче­ский смысл, а поэтому составляющих ядро концептуальной плат­формы любых образовательных программ, по всей видимости, принадлежат следующие важнейшие положения и соответствую­щие им закономерности и принципы .

      Социальная обусловленность и непрерывное обновление це­лей, содержания и методов воспитания и образования в соответ­ствии с требованиями общества . Это предполагает подготовку лич­ности к вхождению в современное общество, учет и реализацию меняющегося, как официально оформленного в директивных до­кументах, так и неофициального, более близкого к подлинным запросам человека и человеческих общностей социального зака­за, создание условий для достойного развития и существования каждого человека.

      Целостность воспитательного процесса, формирующего лич­ность человека как в официально структурированной, так и в неофициальной, специально не организованной, открытой сре­де . В этой среде наиболее значимыми являются влияние семьи и непосредственного социального окружения, поэтому возникает необходимость выявления и использования его педагогического потенциала.

      Единство, перспективность и преемственность целей, содер­жания и методов воспитания и образования, обеспечивающие единое образовательное пространство и целостность образователь­ной системы.

    Большую роль в достижении единства образования в соответ­ствии с Законом «Об образовании» Российской Федерации при­званы сыграть единые стандарты образования и образовательные цензы, устанавливаемые и контролируемые государством.

    4. Педагогическая многомерность, отражение всех наиболее важных сторон педагогического процесса: всякие одномерные оценки в педагогической теории и практике неприемлемы и ущербны. Односторонние ориентации на коллектив, на общественные ценности, на «завтрашнюю», а не сегодняшнюю радость принесли нам немало вреда. Однако и забвение, игнорирование коллективных связей, общественных интересов, равно как и перспектив развития общества, коллектива и отдельного человека, пагубны для педагогического процесса. Педагогика в значительной степени - наука о достижении меры, о путях гармонизации противоположных сил и тенденций педагогического процесса: централизации и децентрализации, личного и общественного, управления и самоуправления, исполнительства и инициативы, алгоритмических действий и творчества, нормативности и свободы, устойчивости и динамизма личности.

    5. Единство социализации и индивидуализации, обязательного учета индивидуальной ориентации воспитания и его социальной сущности как несомненных приоритетов демократического общества и его образовательно-воспитательной подсистемы . Степень удовлетворения потребностей, реализации возможностей человека, его права на самореализацию, самобытность, автономию, сво­бодное развитие является основным критерием успеха в образо­вании и воспитании.

      Вариативность и свобода выбора путей, способов и форм осуществления стратегических образовательных идей как для пе­дагога, так и для воспитанников . Конечно, и вариативность, и свобода выбора реально в той или иной мере ограничены соци­альными нормами, обязательным объемом образования, мини­мально допустимыми стандартами его качества, реальными воз­можностями общества.

      Деятельностиый подход : он заключается в признании того, что развитие личности происходит в процессе ее взаимодействия с общественной средой, а также обучения и воспитания как пу­тей присвоения общественно-выработанных способов выполне­ния действия и их воспроизводства, т. е. в созидательной деятель­ности самих учащихся. Реализация развивающих функций обуче­ния и воспитания обусловлена характером познавательных и прак­тических задач, решаемых в этом процессе, а также особенностя­ми педагогического управления этим процессом (в том числе спо­собом подачи информации и ее структурированием - последова­тельностью предъявления целостных по смыслу блоков и образ­цов действий, рефлексивного осмысления и оценки результатив­ности). При этом важно, чтобы деятельность обучающихся осуще­ствлялась в форме сотрудничества как с педагогом, так и со сверст­никами, способствовала реализации возможностей каждого, на­ходилась в «зоне ближнего развития» ученика (Л. С. Выготский), в которой ученик имеет базу для дальнейшего продвижения и раз­вития, отзывчив к педагогической помощи и поддержке.

      Формирующая роль отношений в нравственно-эмоциональ­ном развитии личности . Эмоциональная окрашенность, содержа­тельность, новизна многообразных отношений к предмету дея­тельности, нравственным ценностям, другим людям (в том числе родителям, педагогам, друзьям, соученикам, соседям, коллегам), самому себе (самосознание, самооценка, характер и уровень при­тязаний) - все эти атрибуты отношений присваиваются челове­ком и становятся личностными качествами формирующегося че­ловека. Социальная микросреда (микрогруппа, коллектив) слу­жит в этом плане средством, фактором создания и функциониро­вания формирующих личность отношений.

      Комплексность и целостность функционирования образова­тельно-воспитательных структур обусловлены многогранностью педагогических задач, внутренней взаимосвязью сфер личности и ограниченностью времени на обучение и воспитание . Отсюда возникает необходимость решения в процессе одной деятель­ности целого «веера» образовательных и воспитательных задач (Ю. К. Бабанский), интеграции в этих целях воспитательных возможностей семьи, школы и микросоциума (например, общин­ных и муниципальных органов самоуправления, юношеских и детских объединений, клубов, секций, учреждений культуры, спорта, правопорядка и т.д.).

    10. Единство оптимизационного и творческого подходов к со­держанию и организации педагогического процесса . Оптимизаци­онный подход предусматривает выработку и использование алго­ритмов для выбора наиболее экономных и эффективных способов деятельности , творческий подход - выход за рамки алгоритмов, правил, инструкций, постоянный поиск с использованием гипо­тез, нестандартных идей и замыслов, мысленного предвосхище­ния желаемого результата. Творческие идеи и замыслы, будучи воплощены в жизнь, отработаны, достигают стадии алгоритми­зированной технологии, что дает возможность их широкого ис­пользования.

    На основе указанных подходов, изложенных выше положений нужно в каждом конкретном случае разработать соответствующие рекомендации и требования к организации учебно-воспитатель­ного процесса.

    Обозначим теперь примерную проблематику возможных пси­холого-педагогических исследований, связанных с образователь­ным процессом . Хотя о проблеме и теме исследования речь еще впереди, обратим внимание на то, что в основе любой проблемы лежит какое-то противоречие, рассогласование, требующее по­иска решения, чаще всего гармоничного, а сама проблема долж­на быть актуальной и истинной (т. е. действительно еще не решен­ной).

    К числу методологических и теоретических исследовательских проблем могут быть отнесены следующие:

    соотношение философских, социальных, психологических и педагогических закономерностей и подходов при определении теоретических основ (концепции) и решении ведущих проблем педагогической деятельности, выборе направлений и принципов развития образовательных учреждений;

    способы отбора и интеграции в психолого-педагогическом ис­следовании подходов и методов конкретных наук (социологии, этики, валеологии и др.);

    специфика психолого-педагогических систем: образовательных, воспитательных, коррекционных, профилактических, лечебно-оздоровительных и т. д.;

    соотношение глобальных, общероссийских, региональных, местных (локальных) интересов и условий при конструирова­нии психолого-педагогических систем и проектировании их раз­вития;

    учение о гармонии и мере в педагогическом процессе и прак­тические способы их достижения;

    соотношение и взаимосвязь процессов социализации и инди­видуализации, новаторства и традиций в образовании;

    критерии успешности воспитательной работы, развития лично­сти воспитанников в определенных типах образовательных учреж­дений;

    методология и технология педагогического проектирования (на уровне предмета, образовательного учреждения, педагогической системы города, района, региона и др.);

    способы корректного конструирования и эффективного осу­ществления всех этапов исследовательского поиска.

    Среди прикладных (практических) проблем можно назвать сле­дующие:

    развивающие возможности современных методических систем;

    гуманитарное образование и духовный мир учителя;

    пути и условия интеграции гуманитарного и естественно-научного образования в средней школе;

    здоровьесберегающие технологии в учебном процессе;

    развивающие возможности новых информационных технологий;

    сравнительная эффективность современных систем обучения для различных категорий учащихся;

    традиции обучения и воспитания в России и других государ­ствах и их использование в современных условиях;

    формирование воспитательной системы школы (или иного об­разовательного учреждения):

    школа в системе социального воспитания и обучения;

    педагогические возможности «открытой» школы;

    семья в системе социального воспитания;

    подростковый (молодежный) клуб как база развития внеучебных интересов и способностей;

    традиции народной педагогики в воспитании;

    роль неформальных структур в социализации молодежи, спо­собы взаимодействия педагогов с неформальными структурами.

    Разумеется, приведенный перечень далеко не полон, он пред­полагает существование других серьезных и актуальных проблем, и в частности - связанных с управлением образованием, с со­вершенствованием его инфраструктуры и ее отдельных составля­ющих, проблем профессионального образования, проблем, свя­занных с реализацией идеи непрерывного образования и т.д.

    Назначение человека, его потенциальные
    возможности.
    Что может человек? Как интенсифицировать его
    деятельность по преобразованию мира природы
    (в новом ее понимании и согласии с ней) и по
    преобразованию общественных отношений, как
    усилить его гуманистическую направленность,
    человеческую ответственность? И как выявить и
    расширить возможности саморазвития
    человека? При всей многомерности и
    многоаспектности данного комплекса вопросов
    стержневой выступает проблема определения
    места человека, его позиции в системе
    социальных связей, выявление, говоря словами
    Алексея Николаевича Леонтьева, «ради чего и
    как использует человек рожденное ему и
    приобретенное им».

    Исследование особенностей современного
    ребенка, психологические, социальнопсихологические изменения.
    Дифференцированное рассмотрение
    отдельных периодов детства. Осмысление,
    сопоставление структуры, содержания разных
    этапов детского развития, построение их
    сравнительной характеристики. «Дитя»
    описывали Ушинский и другие великие
    педагоги. Ребенка 60-х и 70-х годов
    двадцатого века так же подробно
    характеризовали. При этом ребенок стал не
    хуже или лучше своего сверстника
    тридцатилетней давности, он просто стал
    другим! Закономерности развития Детства,
    направленность, динамику, интенсивность
    изменений, приводящих к появлению новых
    характеристик. Корректировка периодизации
    современного детства как научной основы
    развития, модернизации системы
    образования.

    Интенсивный поиск новых критериев
    «взросления» растущих людей, определения
    степени, характера их действия.
    Необходимость изучения нескольких
    образующих такого взросления:
    раскрытие предпосылок становления человека
    как личности;
    определение характера и особенностей
    воздействия социальной среды и системы
    воспитательных воздействий как условий
    личностного развития;
    анализ содержания и закономерностей
    процесса развития человека как личности и
    как субъекта действия;
    выявление условий, специфики и механизмов
    осуществления индивидуализации и
    социализации в современном мире.

    1.
    Раскрытие органических предпосылок
    становления человека как личности;
    2.
    Определение характера и особенностей
    воздействия социальной среды и
    системы воспитательных воздействий
    как условии личностного развития;
    3.
    Анализ содержания и закономерностей
    процесса развития человека как
    личности и как субъекта действия;
    4. Выявление условий, специфики и
    механизмов осуществления
    индивидуализации и социализации в
    современном мире.

    Выявление
    оптимальных сроков
    обучения.
    Новые способы усвоения, присвоения
    знаний. Каким должен быть молодой
    человек на выходе во взрослую жизнь. На
    основе чего и что именно сегодня надо
    формировать, развивать в 6, 7, 12, 15летнем ребенке, чтобы через ряд лет он
    стал субъектом человеческого сообщества?
    Выявление возможностей воспитания у
    растущих людей личностных качеств,
    кумулирующих (накапливающих,
    совмещающих) в единстве лучшие черты
    конкретного этноса, российского народа и
    общечеловеческих ценностей.

    10.

    11.

    12.

    13.

    14. Пятое направление

    Пятое
    направление. Проблема
    стремительных сдвигов в
    развитии общества,
    обусловленных «информационным
    взрывом», ростом коммуникаций,
    что привело к кардинальным
    изменениям пространства жизни, в
    котором и формируется
    современный ребенок, и
    организуется образовательный
    процесс.
    Кардинальное переосмысление и
    педагогических, и психологических
    основ образования.

    15. Пятое направление

    Кардинальное переосмысление и
    педагогических, и психологических основ
    образования:
    выявление и учет влияния на растущих
    людей мощного информационного потока,
    включая не контролируемые системой
    образования воздействия средств массовой
    информации, видеорынка, Интернет;
    поиска психолого-педагогических оснований
    процесса обучения детей, подростков,
    юношества в современных условиях,
    требующих раскрытия путей, возможностей
    не только стимулирования интереса к
    познанию, формирования познавательных
    потребностей, но и выработки
    избирательного отношения к информации,
    умения ее ранжировать в процессе
    самостоятельного присвоения знаний.

    16.

    Шестое
    направление.
    Определение
    действий,
    воздействий новых молодежных
    субкультур, новых социальных
    связей ребенка при раскрытии
    условий
    и
    механизмов
    канализирования их влияния и
    актуализации развития духовных
    начал, в том числе и психологопедагогической
    поддержки
    саморазвития,
    самореализации
    растущего человека.

    17.

    18.

    19.

    20.

    21. Седьмое направление

    Опираясь
    на исследование
    подвижек в развитии
    личности, определить
    возможности усиления
    эмоционально-волевой
    стабильности молодых
    людей, восстановления
    критериев нравственности
    внутри детского сообщества.

    22.

    Восьмое направление. Разработка
    психолого-педагогических оснований и
    принципов построения многоплановых
    и многоуровневых форм развертывания
    отношений взаимодействия взрослых и
    детей.
    Проблема обостряется в силу отчуждение
    между взрослыми и детьми, углубления
    социального инфантилизма детей.
    Исследование данной проблемы
    необходимо для установления путей
    укрепления преемственности поколений.
    Проблема «отцов и детей. Объективная,
    реально обусловленная позиция
    отношений Мира Взрослых к Детству как к
    субъекту взаимодействия.

    23.

    24.

    Девятое
    направление.
    Современная
    ситуация резкого
    обострения обстановки во всем
    мире. Многогранность и
    чрезвычайная сложность и
    малая изученность психологопедагогических характеристик
    изменяющихся
    взаимоотношений этносов,
    вопросов профилактики этно- и
    ксенофобии, воспитания
    толерантности.

    25.

    26. Десятое направление

    .
    Необходимость в более широком
    плане определить теоретические
    основания и структурировать
    оказание психолого-педагогической
    помощи людям – растущим и
    взрослым в связи с ростом нервнопсихических, в том числе
    посттравматических,
    расстройств, что особо
    актуализирует вопросы развития
    психотерапии и создания системы
    действенной психологической и
    социально-педагогической
    реабилитации

    Скорик Оксана Владимировна
    Должность: преподаватель
    Учебное заведение: ГБПОУ КК НКРП
    Населённый пункт: город Новороссийск
    Наименование материала: Статья
    Тема: "Актуальные направления современных научно-педагогических исследований педагога СПО"
    Дата публикации: 10.01.2018
    Раздел: среднее профессиональное

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО

    КРАЯ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

    «НОВОРОССИЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ РАДИОЭЛЕКТРОННОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»

    (ГБПОУ КК НКРП)

    «Актуальные направления современных научно-педагогических

    исследований педагога СПО»

    Выполнил: Преподаватель

    ГБПОУ КК НКРП

    О.В.Скорик

    Введение

    последнее

    десятилетие,

    развития

    личности

    приоритетными,

    продуктивное

    исследование

    образовательной

    психолого-педагогическим,

    раскрывать

    исследовать

    единство

    внутренних

    факторов

    образования,

    педагогические

    формирования

    мотивации,

    установок,

    ценностных

    ориентации,

    творческого

    мышления,

    интуиции,

    убеждений

    личности, условия ее здорового психического и физического развития. При

    этом педагогическое исследование всегда сохраняет свою специфику:

    педагогическом

    процессе,

    обучении

    воспитании, об организации и управлении процессом, в котором обязательно

    участвуют

    воспитанник,

    функционируют

    развиваются

    педагогические отношения, решаются педагогические задачи.

    Педагогическая практика является действенным критерием истинности

    научных знаний, положений, которые разрабатываются теорией и частично

    проверяются

    экспериментом.

    Практика

    является

    источником

    фундаментальных проблем образования.

    следовательно,

    правильных

    практических

    решений, но глобальные проблемы, задачи, возникающие в образовательной

    практике,

    порождают

    требующие

    фундаментальных

    исследований.

    Основная часть

    Виды научно-педагогических исследований.

    Научные исследования классифицируются по различным основаниям.

    Так, например, в Федеральном законе «О науке и государственной научно-

    технической

    политике»

    выделяются

    фундаментальные

    прикладные

    исследования.

    Фундаментальное исследование -

    исследование, выполняемое при

    помощи специального научного теоретического аппарата. Это вид научной

    работы, заключающийся в выявлении закономерностей путем абстрактного

    мышления.

    фундаментальных

    исследованиях

    рассматриваются

    методологические проблемы педагогики.

    Прикладные научные исследования определяются как исследования,

    направленные

    преимущественно

    применение

    достижения практических целей и решения конкретных задач.

    длительности

    исследования

    разделить

    долгосрочные,

    краткосрочные

    экспресс-исследования.

    выделить

    эмпирический

    теоретический

    исследования

    организации знания. Теоретический уровень научного знания предполагает

    абстрактных

    объектов

    (конструктов)

    связывающих

    теоретических законов, создаваемых с целью идеализированного описания и

    объяснения

    эмпирических

    ситуаций,

    познания

    сущности

    явлений. Цель их - расширить знания общества и помочь более глубоко

    разработки

    используют

    основном

    дальнейшего развития новых теоретических исследований, которые могут

    быть долгосрочными, бюджетными и др. Элементами эмпирического знания

    являются факты, получаемые с помощью наблюдений и экспериментов и

    констатирующие качественные и количественные характеристики объектов и

    Устойчивая

    повторяемость

    эмпирическими

    характеристиками

    выражаются

    эмпирических

    имеющих вероятностный характер.

    Фельдштейн

    рассматривает

    приоритетные

    направления развития психологических исследований в области образования

    самообразования

    современного

    человека,

    приводит

    следующие

    актуальные

    направлений

    психолого-педагогических

    исследований.

    отмечает, что в педагогике и психологии до сих пор остаются недостаточно

    теоретически

    проработанными

    экспериментально

    изученными

    современной

    жизнедеятельности

    проце ссуальные

    характеристики, формы изменений, механизмы и движущие силы развития

    человека. Поэтому при всей масштабности проводимых ныне исследований

    имеется насущная потребность организации научного поиска по ряду новых,

    приоритетных направлений. Можно кратко обозначить некоторые из них.

    Первое направление связано с тем, что на смену развития человека и

    общества, роли техники, технологии, науки, как производительной силы,

    пришла в качестве ведущей,

    проблема самого человека,

    и как существа

    биологического

    универсальной

    эволюции,

    носителя

    социального,

    творящего

    культуры,

    главного

    действующего

    исторического

    прогресса.

    актуализировались

    задачи аккумуляции и мобилизации всех знаний о человеке в специальном

    изучении, осмыслении особенностей его функционирования сегодня.

    направление

    необходимостью

    осуществления

    развернутого

    междисциплинарного

    исследования

    о собенно стей

    современного

    психологические,

    социально-психологические.

    Например,

    отечественные

    психологи

    педагоги

    неоспоримые

    достижения

    дифференцированном

    рассмотрении

    отдельных

    периодов

    детства. Важно то, что ученые: психологи и педагоги - дидакты, методисты

    обязаны не сопровождать, как принято писать в некоторых ведомственных

    модернизации

    образования,

    раскрывать

    основания, выступающие необходимой базой для его осуществления.

    Третье направление состоит в организации интенсивного поиска новых

    критериев «взросления» растущих людей, определения степени, характера их

    действия.

    вычленяется

    необходимость

    изучения

    нескольких

    образующих такого взросления:

    раскрытие

    органических

    предпосылок

    становления

    человека

    личности;

    Определение характера и особенностей воздействия социальной среды

    и системы воспитательных воздействий, как условия личностного развития;

    личности и как субъекта действия;

    выявление

    специфики

    механизмов

    осуществления

    индивидуализации и социализации в современном мире.

    Четверное направление состоит в том, чтобы, выявляя оптимальные

    сроки обучения, устанавливая, чему и как учить детей, мы четко определили,

    какова должна быть сущность, структура учебной деятельности младших

    школьников, чем отличается она у подростков, а чем у старшеклассников,

    обучающихся в СПО.

    При этом необходимо

    раскрыть новые способы

    усвоения, присвоения знаний, и установить, каким должен быть молодой

    взрослую

    знаниями,

    умениями, но и какими личностными качествами он должен обладать.

    направление

    проблемой

    стремительных

    развитии

    общества,

    обусловленных

    «информационным

    взрывом»,

    коммуникаций,

    кардинальным

    изменениям

    пространства

    формируется

    современный

    организуется

    образовательный

    требуется

    кардинальное

    переосмысление и педагогических, и психологических основ образования.

    Здесь на первый план выходят задачи:

    выявления

    растущих

    информационного потока, включая не контролируемые системой образования

    воздействия средств массовой информации, видеорынка, Интернет;

    психолого-педагогических

    оснований

    процесса

    обучения

    подростков,

    юношества

    современных

    условиях,

    требующих

    раскрытия

    возможностей

    стимулирования

    интереса

    познанию,

    формирования

    познавательных

    потребностей,

    выработки

    избирательного отношения к информации, умения ее ранжировать в процессе

    самостоятельного присвоения знаний.

    направление

    определении

    действия,

    воздействия

    молодежных

    субкультур,

    социальных

    раскрытии

    механизмов

    актуализации

    развития

    духовных

    психолого-педагогической

    поддержки

    саморазвития, самореализации растущего человека.

    Седьмое направление состоит в том, чтобы, опираясь на исследование

    подвижек

    развитии

    личности,

    определить

    возможности

    усиления

    эмоционально-волевой стабильности молодых людей, с одной стороны, а с

    восстановления

    критериев

    нравственности

    детского

    сообщества, что, как вы понимаете, представляет чрезвычайно важную и

    тонкую задачу.

    Восьмое направление связано с актуализацией разработки психолого-

    педагогических

    оснований

    принципов

    построения

    многоплановых

    многоуровневых форм развертывания отношений взаимодействия взрослых и

    проблема

    обостряется

    обстоятельств,

    нарастающее

    отчуждение

    взрослыми

    существенно повзрослели, с одной стороны, с другой - по ряду параметров

    углубился

    социальный

    инфантилизм.

    индивидуально

    взрослеют

    личностно,

    субъективно,

    показного

    поведения. Исследование данной проблемы необходимо для установления

    укрепления

    преемственности

    поколений.

    имеется и нарастает опасность деструктирования всей системы культурно-

    исторического наследия.

    направление

    современной

    ситуации

    обострения

    обстановки

    выявляется

    многогранность

    чрезвычайная

    сложность,

    изученность

    психолого-педагогических характеристик изменяющихся взаимоотношений

    вопросов

    профилактики

    ксенофобии,

    воспитания

    толерантности.

    Десятое направление связано с необходимостью в более широком плане

    определить теоретические основания и структурировать оказание психолого-

    педагогической помощи людям - растущим и взрослым в связи с ростом

    нервно-психических,

    посттравматических,

    расстройств,

    особо актуализирует вопросы развития психотерапии и создания системы

    действенной психологической и социально-педагогической реабилитации.

    Одиннадцатое

    направление

    разработке

    психологических,

    психофизиологических,

    психолого-дидактических

    построения учебников и учебных книг нового поколения, их взаимосвязи, с

    новейшими информационными технологиями, включая Интернет.

    Разумеется,

    актуальных

    психологических

    педагогических

    значительно

    открывается

    многомерное пространство новых задач, новых тем, требующих и глубинного

    т е о р е т и ч е с ко го

    о с м ы с л е н и я,

    з н ач и т е л ь н о го

    р а с ш и р е н и я

    экспериментальных работ.

    Известный методолог педагогики В.В. Краевский,

    обобщая достижения

    о методах научного-педагогического исследования педагога указывает, что

    это система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, а

    также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию

    программ,

    качества

    специально-научных

    педагогических исследований.

    Заключение

    теоретический

    исследования

    характеризуется

    преобладанием логических методов познания. На этом уровне полученные

    исследуются,

    обрабатываются

    логических

    умозаключений,

    мышления.

    исследуемые

    объекты мысленно анализируются, обобщаются, постигаются их сущность,

    внутренние связи, законы развития. На этом уровне познание с помощью

    (эмпирия)

    присутствовать,

    является

    подчиненным.

    Структурными

    компонентами

    теоретического

    познания

    являются

    проблема,

    гипотеза

    методологических

    теоретических исследовательских проблем в педагогических исследованиях

    могут быть отнесены следующие:

    соотношение

    философских,

    социальных,

    психологических

    педагогических закономерностей и подходов при определении теоретических

    (концепции)

    педагогической

    деятельности, выборе направлений и принципов развития образовательных

    учреждений;

    интеграции

    психолого-педагогическом

    исследовании подходов и методов конкретных наук (социологии, этики

    Соотношение глобальных, общероссийских, региональных, местных

    (локальных)

    интересов

    конструировании

    психолого-

    педагогических систем и проектировании их развития;

    Учение о гармонии и мере в педагогическом процессе и практические

    способы их достижения;

    соотношение

    взаимосвязь

    процессов

    социализации

    индивидуализации, новаторства и традиций в образовании;

    методология

    технология

    педагогического

    проектирования

    предмета,

    образовательного

    учреждения,

    педагогической

    города, района, региона и др.);

    корректного

    конструирования

    эффективного

    осуществления всех этапов исследовательского поиска.

    Среди прикладных (практических) проблем можно назвать следующие:

    Развивающие возможности современных методических систем;

    Пути и условия интеграции гуманитарного и естественно-научного

    образования в СПО;

    Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе;

    Развивающие возможности новых информационных технологий;

    Традиции обучения и воспитания в России и других государствах и их

    использование в современных условиях;

    молодежный клуб,

    как база развития внеучебных интересов и

    способностей;

    роль неформальных структур в социализации молодежи, способы

    взаимодействия педагогов с неформальными структурами.

    Деятельностный подход,

    в обучении и воспитании обучающегося,

    является

    стратегией.

    Основоположниками

    деятельностной

    концепции

    выдающиеся

    российские

    психологи

    педагоги

    Л.С.Выготский,

    А.Н.Леонтьев,

    Л.С.Рубинштейн,

    заключается в том, что именно деятельность является основным средством

    развития человека. Согласно мнению Н.А.Менчинской («Проблемы учения и

    умственного развития школьника»), «личность является и предпосылкой, и

    результатом деятельности, аналогично и деятельность можно рассматривать

    как основание личности, и как ее результат».

    В многообразии видов деятельности, в которую включен человек, и

    формируются

    важнейшие

    качества:

    активность, самостоятельность, интерес к миру, творческость.

    Литература

    1. Загвязинский В.И., Атахов Р.А. Методология и методика психолого-

    педагогического исследования. – М.: Академия, 2001.

    2. Коржуев А.В., Попков В.А. Научное исследование по педагогике:

    Теория, методология, практика: Учебное пособие. – М.: Изд-во Трикста, 2008.

    Краевский

    Методология

    научного

    исследования.

    СПбГУП, 2001, 304.

    Фельдштейн

    Приоритетные

    направления

    развития

    психологических исследований в области образования и самообразования

    современного человека / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. - 2003. -

    5. Безрукова

    Настольная

    педагога-исследователя.

    Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2001.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов

    Актуальные направления педагогических исследований

    Выполнила:

    Студентка

    Воркова Виктория Александровна

    Введение

    Проблематика большинства защищаемых в настоящее время диссертаций по педагогике связана с вопросами управления и организации деятельности образовательных учреждений в новых социально-экономических условиях, организации методической работы в них и вопросами перестройки содержания обучения. В то же время весьма мало диссертаций по проблемам воспитания, качества образования, форм, методов и средств обучения. Практически нет исследований по проблемам трудовой подготовки в школе и практического (производственного) обучения студентов профессиональных училищ и техникумов.

    Обозначим примерную проблематику возможных исследований по педагогике. Забегая вперед, обратим внимание на то, что в основе любой проблемы лежит какое-то противоречие, рассогласование, требующее поиска решения, чаще всего гармоничного, а сама проблема должна быть актуальной и истинной (т.е. действительно еще не решенной).

    Мы будем рассматривать мнение Загвязинского Владимира Ильича. Загвязинский Владимир Ильич (доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, действительный член Российской Академии образования, заведующий академической кафедрой методологии и теории социально-педагогических исследований Тюменского государственного университета

    А также мнение Д.И. Фельдштейна - российского педагога и психолога, специалиста в области возрастной и педагогической психологии, психологии развития, психологии личности, профессора, член-корреспондента РАО, действительного члена АПСН, вице-президента Российской академии образования.

    Проблемы педагогического исследования

    По мнению В.И. Загвязинского, к числу методологических и теоретических исследовательских проблем могут быть отнесены следующие:

    · соотношение философских, социальных, психологических и педагогических закономерностей и подходов при определении теоретических основ (концепции) и решении ведущих проблем педагогической деятельности, выборе направлений и принципов развития образовательных учреждений;

    · способы отбора и интеграции в психолого-педагогическом исследовании подходов и методов конкретных наук (социологии, этики, валеологии и др.);

    · специфика психолого-педагогических систем: образовательных, воспитательных, коррекционных,профилактических, лечебно-оздоровительных и т.д.;

    · соотношение глобальных, общероссийских, региональных, местных (локальных) интересов и условий при конструировании психолого-педагогических систем и проектировании их развития;

    · учение о гармонии и мере в педагогическом процессе и практические способы их достижения;

    · соотношение и взаимосвязь процессов социализации и индивидуализации, новаторства и традиций в образовании;

    · критерии успешности воспитательной работы, развития личности воспитанников в определенных типах образовательных учреждений;

    · методология и технология педагогического проектирования (на уровне предмета, образовательного учреждения, педагогической системы города, района, региона и др.);

    · способы корректного конструирования и эффективного осуществления всех этапов исследовательского поиска.

    · Среди прикладных (практических) проблем можно назвать следующие:

    · развивающие возможности современных методических систем;

    · гуманитарное образование и духовный мир учителя;

    · пути и условия интеграции гуманитарного и естественно-научного образования в средней школе;

    · здоровьесберегающие технологии в учебном процессе;

    · развивающие возможности новых информационных технологий;

    · сравнительная эффективность современных систем обучения для различных категорий учащихся;

    · традиции обучения и воспитания в России и других государствах бывшего СССР и их использования в современных условиях;

    · формирование воспитательной системы школы (или иного образовательного учреждения);

    · школа в системе социального воспитания и обучения;

    · педагогические возможности «открытой» школы;

    · семья в системе социального воспитания;

    · подростковый (молодежный) клуб как база развития внеучебных интересов и способностей;

    · традиции народной педагогики в воспитании;

    · роль неформальных структур в социализации молодежи, способы взаимодействия педагогов с неформальными структурами.

    Д.И. Фельдштейн приводит следующие актуальные направлений психолого-педагогических исследований. Он отмечает, что в педагогике и психологии до сих пор остаются недостаточно теоретически проработанными и экспериментально изученными многие сферы современной жизнедеятельности людей, процессуальные характеристики, формы изменений, механизмы и движущие силы развития человека. Поэтому при всей масштабности проводимых ныне исследований имеется насущная потребность организации научного поиска по ряду новых, приоритетных направлений. Можно кратко обозначить некоторые из них.

    Первое направление связано с тем, что на смену преобладающей тенденции рассмотрения в развитии человека и общества роли техники, технологии, науки как производительной силы, то есть тех средств, владея которыми человек смог открыть потенциальные возможности своей деятельности и творчества, пришла в качестве ведущей проблема самого человека и как существа биологического в общей универсальной эволюции, и как носителя социального, и как творящего особый мир культуры, как главного действующего лица исторического прогресса.

    Отсюда актуализировались задачи аккумуляции и мобилизации всех знаний о человеке в специальном изучении, осмыслении особенностей его функционирования сегодня, условий охранения его устойчивости в весьма неустойчивом обществе.

    Именно тщательный отбор выработанного в сложных поисках действенного, позитивного в понимании человека, его изменений и изменений самих знаний о нем открывает возможности для дальнейшего продвижения в раскрытии сущности человека и как носителя развития и как организующего начала в этом развитии.

    Что может человек? Как интенсифицировать его деятельность по преобразованию мира природы(в новом ее понимании и согласии с ней) и по преобразованию общественных отношений, как усилить его гуманистическую направленность, человеческую ответственность? И как выявить и расширить возможности саморазвития человека? При всей многомерности и многоаспектности данного комплекса вопросов стержневой выступает проблема определения места человека, его позиции в системе социальных связей, выявление, говоря словами Алексея Николаевича Леонтьева, «ради чего и как использует человек рожденное ему и приобретенное им».

    Второе направление связано с необходимостью осуществления развернутого междисцип­линарного исследования особенностей современного ребенка, психологические, социально-психологические изменения которого прослеживаются сейчас исключительно выпукло

    Например, отечественные психологи и педагоги имеют неоспоримые достижения в дифференцированном рассмотрении отдельных периодов детства. Однако в процессе познания возрастных особенностей во все большей степени вырисовывается сложность, неравномерность, многохарактерность стадий, уровней развития в онтогенезе. Отсюда насущным становится не только осмысление, сопоставление структуры, содержания разных этапов детского развития, но и построение их сравнительной характеристики, условно говоря, «по вертикали». А для этого мы обязаны, прежде всего, выяснить и прописать норму психического, психофизиологического, личностного развития ребенка - живущего сейчас, сегодня и качественно отличающегося не только от того «Дитя», которое описывали Ушинский и другие великие педагоги, но даже и от ребенка 60-х и 70-х годов двадцатого, страшно даже сказать - уже прошлого века. При этом ребенок стал не хуже или лучше своего сверстника тридцатилетней давности, он просто стал другим!

    В этом плане специальная работа предстоит, в частности, по научному определению Детства и как особого состояния социального развития, и как особого слоя общества. При этом важно не только выявить закономерности развития Детства, но и установить их направленность, динамику, интенсивность изменений, приводящих к появлению новых характеристик. Остро необходима и глубинная корректировка периодизации современного детства как научной основы развития, модернизации системы образования.

    Важно то, что ученые: психологи и педагоги-дидакты, методисты обязаны не сопровождать, как принято писать в некоторых ведомственных бумагах, процесс модернизации образования, а раскрывать научные основания, выступающие необходимой базой для его осуществления.

    Третье направление состоит в организации интенсивного поиска новых критериев «взросления» растущих людей, определения степени, характера их действия.

    Здесь вычленяется необходимость изучения нескольких образующих такого взросления:

    раскрытие органических предпосылок становления человека как личности;

    определение характера и особенностей воздействия социальной среды и системы вос­питательных воздействий как условии личностного развития;

    выявление условий, специфики и механизмов осуществления индивидуализации и социализации в современном мире.

    Четверное направление состоит в том, чтобы, выявляя оптимальные сроки обучения, устанавливая, чему и как учить детей, мы четко определили, какова должна быть сущность, структура учебной деятельности младших школьников, чем отличается она у подростков, а чем у старшеклассников? При этом мы обязаны и раскрыть новые способы усвоения, присвоения знаний, и установить, каким должен быть молодой человек на выходе во взрослую жизнь - не только какими знаниями, умениями, но и какими личностными качествами он должен обладать. То есть мы обязаны ответить на вопросы - на основе чего, и что именно сегодня надо формировать, развивать в 6, 7, 12, 15-летнем ребенке, чтобы через ряд лет он стал субъектом человеческого сообщества?

    И здесь особую значимость приобретает выявление возможностей воспитания у растущих людей личностных качеств, кумулирующих в единстве лучшие черты конкретного этноса, российского народа и общечеловеческих ценностей Следующее, пятое направление связано с проблемой стремительных сдвигов в развитии общества, обусловленных «информационным взрывом», ростом коммуникаций, что привело к кардинальным изменениям пространства жизни, в котором и формируется современный ребенок, и организуется образовательный процесс. Поэтому от нас требуется кардинальное переосмысление и педагогических, и психологических основ образования. Здесь на первый план выходят задачи:

    выявления и учета влияния на растущих людей мощного информационного потока, включая не контролируемые системой образования воздействия средств массовой информации, видеорынка, Интернет;

    поиска психолого-педагогических оснований процесса обучения детей, подростков, юношества в современных условиях, требующих раскрытия путей, возможностей не только стимулирования интереса к познанию, формирования познавательных потребностей, но и выработки избирательного отношения к информации, умения ее ранжировать в процессе са­мостоятельного присвоения знаний.

    Шестое направление состоит в определении действия, воздействия новых молодежных субкультур, новых социальных связей ребенка при раскрытии условий и механизмов канализирования их влияния и актуализации развития духовных начал, в том числе и психолого-педагогической поддержки саморазвития, самореализации растущего человека.

    Седьмое направление состоит в том, чтобы, опираясь на исследование подвижек в развитии личности, определить возможности усиления эмоционально-волевой стабильности молодых людей, с одной стороны, а с другой - восстановления критериев нравственности внутри детского сообщества, что, как вы понимаете, представляет чрезвычайно важную и тонкую задачу.

    Восьмое направление связано с актуализацией разработки психолого-педагогических оснований и принципов построения многоплановых и многоуровневых форм развертывания отношений взаимодействия взрослых и детей. Эта проблема обостряется в силу многих обстоятельств, в числе которых нарастающее отчуждение между взрослыми и детьми, которые существенно повзрослели, с одной стороны, с другой - по ряду параметров углубился их социальный инфантилизм. При этом индивидуально они взрослеют не личностно, не субъектно, а лишь в плане показного поведения. Исследование данной проблемы необходимо для установления путей укрепления преемственности поколений. Тем более что сегодня имеется и нарастает опасность деструктирования всей системы культурно-исторического наследия.

    Речь, идет не о проблеме «отцов и детей» в ее привычной оценке, а о широком социокультурном плане взаимодействия поколений - взрослого сообщества и растущих людей, об объективной, реально обусловленной позиции отношений Мира Взрослых к Детству не как к совокупности детей разных возрастов, которых надо растить, воспитывать, обучать, а как к субъекту взаимодействия, как к особому собственному состоянию, которое общество проходит в своем постоянном воспроизводстве. Это не «социальный питомник», а развернутое во времени, ранжированное по плотности, структурам, формам деятельности социальное состояние, в котором взаимодействуют дети и взрослые

    К сожалению, проблема взаимодействия (не просто отношений, а именно взаимодействия) взрослых и детей фактически до сих пор не только в должной степени не проработана, но даже четко не поставлена на соответствующем научном уровне. В этом плане представляется чрезвычайно важным определить, во-первых, сущность, содержание позиций Взрослого мира и мира Детства именно как специфических субъектов взаимодействия; во-вторых, выделить и раскрыть пространство (структуру, характер) их взаимодействия.

    Это пространство между Мирами Взрослых и Детей необходимо продуманно структурировать. Оно должно заполняться не только информационными потоками, моделями совершенствующегося образования, но и соответствующими конструктами, которые обеспечивают превращение каждого ребенка в субъекта и организатора диалога со взрослыми, и ставят Детство, во всей сложности его внутренних «организаций», в позицию реального субъекта такого диалога.

    Девятое направление связано с тем, что в современной ситуации резкого обострения об­становки во всем мире выявляется не только многогранность и чрезвычайная сложность, но и малая изученность психолого-педагогических характеристик изменяющихся взаимоотношений этносов, вопросов профилактики этно- и ксенофобии, воспитания толерантности.

    Десятое направление связано с необходимостью в более широком плане определить теоретические основания и структурировать оказание психолого-педагогической помощи людям - растущим и взрослым в связи с ростом нервно-психических, в том числе посттравматических, расстройств, что особо актуализирует вопросы развития психотерапии и создания системы действенной психологической и социально-педагогической реабилитации.

    Одиннадцатое направление состоит в разработке научных - психологических, психофизиологических, психолого-дидактических основ построения учебников и учебных книг нового поколения, их взаимосвязи, с новейшими информационными технологиями, включая Интернет.

    Разумеется, круг актуальных психологических и педагогических проблем значительно шире, ибо сегодня перед нами открывается многомерное пространство новых задач, новых тем, требующих и глубинного теоретического осмысления, и значительного расширения экспериментальных работ.

    Заключение

    Современная педагогика как наука использует целую систему способов, приемов, принципов и подходов для теоретического и практического исследования проблем воспитания и обучения;

    Педагогика как любая наука развивается благодаря внедрению новых методик исследования и совершенствованию уже устоявшихся методов. Наряду с традиционными методами в педагогические исследования внедряются и новые методы, заимствованные из других наук - социологии, психологии, естествознания и прочие, что открывает новые возможности для развития педагогики. Ибо как писал И.П. Павлов - …с каждым шагом методики вперед мы как бы поднимаемся ступенью выше, с которой открывается нам все более широкий горизонт с невидимыми ранее предметами.

    Используемая литература

    педагогическое исследование загвязинский фельдштейн

    1. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс - М.,

    2. http://www.edu-support.ru/?statya=47 ссылка на источник в интернете

    Размещено на Allbest

    Подобные документы

      Сущность понятий "детство", "социальные гарантии детства" в психолого-педагогической литературе. Анализ нормативных документов по проблемам детства. Нормальное развитие детства как субъектный принцип построения отношений между взрослыми и детьми.

      реферат , добавлен 23.09.2010

      Понятие педагогического исследования, общая классификация методов психолого-педагогических исследований. Характерные черты эмпирических и теоретических исследований. Пути внедрения результатов исследования, характерные ошибки при выборе методов.

      реферат , добавлен 03.12.2010

      Обоснование совокупности методологических подходов и средств историко-педагогического исследования развития педагогического знания, образующих методологическую систему. Теоретико-методологическое обеспечение научных исследований по истории педагогики.

      Детство как основа развития человека. Периодизация детства и особенности развития детей. Педагогические мысли прошлого на развитие личности. Философско-педагогические воззрения. Педагогика как боговдохноленное искусство. Духовность как основа личности.

      курсовая работа , добавлен 14.02.2007

      Компьютер как инструмент педагогического исследования. Конструирование логики педагогического исследования. Построение основной гипотезы исследования. Фиксация данных педагогического исследования. Автоматизация процесса анкетирования и тестирования.

      реферат , добавлен 10.12.2012

      Теоретический анализ деятельности социального педагога с детьми с ограниченными возможностями в специальной (коррекционной) образовательной школе-интернате. Организация исследования по решению психологических и педагогических проблем в социальной работе.

      практическая работа , добавлен 27.10.2010

      Основные комплексы педагогических методов исследования. Основные требования при проведении наблюдения, его недостатки. Классификация педагогических экспериментов, их значение. Понятие и разновидности тестирования. Социологические методы исследования.

      реферат , добавлен 25.04.2009

      Закон и закономерность педагогического исследования, его уровни. Основные компоненты научного исследования. Методы изучения педагогического опыта. Сущность метода педагогического эксперимента и тестирования. Методика изучения коллективных явлений.

      курсовая работа , добавлен 23.10.2014

      Понятие педагогических способностей и методы их развития, оценка места и значения в успешной деятельности педагога. Эмпирическое исследование педагогических способностей студентов педагогических специальностей на современном этапе, формирование выводов.

      курсовая работа , добавлен 31.05.2010

      Методологические основы педагогического исследования. Теоретические, эмпирические и математические методы исследования. Методы познания, обосновывающие принципы и способы их конкретного применения в познавательной и практической деятельности педагога.

    Поделиться