Арт-терапия в контексте культуры и технологии. Александр Копытин - Современная клиническая арт-терапия

Доктор медицинских наук, доцент кафедры психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и кафедры психотерапии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова.

Родился 4 февраля 1959 г. в Воронеже. Закончил лечебный факультет Кемеровского государственного медицинского института в 1982 г. В дальнейшем обучался в клинической ординатуре на кафедре психиатрии того же института. Ещё в период обучения в клинической ординатуре проявил интерес к изучению и использованию художественной экспрессии душевнобольных в целях диагностики и повышения эффективности лечебно-реабилитационного процесса. В 1983 г. разработал оригинальную проективную цветовую методику ("Мозаика"), которую начал активно использовать в работе с пациентами.

С 1984 г. по 1999 г. работал врачом-психиатром участковым взрослым в Санкт-Петербурге. В 1986 г. поступил в заочную аспирантуру по клинической психологии при Ленинградском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева. В 1990 г. успешно защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата медицинских наук по специальностям "медицинская психология" и "психиатрия" (тема диссертации: "Экспериментально-психологические методы в дифференциальной диагностике депрессивных состояний").

С конца 1980-х годов осваивает методы арт-терапии и делает попытки их внедрения в деятельность психиатрических учреждений Ленинграда/Санкт-Петербурга, в том числе, организуя и проводя первые в России интерактивные арт-терапевтические группы на базе амбулаторных психиатрических учреждений. С середины 1990-х годов начинает активно пропагандировать арт-терапию и проводить первые в Российской Федерации программы повышения квалификации по арт-терапии (на базе НОУ Институт практической психологии "Иматон", Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования).

Вместе с группой коллег в 1997 г. создаёт региональную общественную организацию "Арт-терапевтическая ассоциация" и в том же году учреждает "Международный журнал арт-терапии "Исцеляющее искусство"". С середины 1990-х годов развивает сотрудничество с ведущими зарубежными центрами и профессиональными организациями в области арт-терапии и организует многочисленные научно-практические форумы по проблемам изучения психопатологической экспрессии, использования творческого потенциала людей с ограниченными возможностями здоровья, арт-терапи. Занимается написанием и подготовкой первых на русском языке изданий (монографий, сборников научных трудов, методических руководств) по данному направлению; разрабатывает теоретические и методические вопросы, связанные с использованием арт-терапии в медицине, образовании и социальной сфере, создаёт оригинальный психотерапевтический подход — системную арт-терапию (САТ). Занимается научными исследованиями её эффектов.

С 2000 г. является членом секции искусства и психиатрии Всемирной психиатрической ассоциации и в 2006 г. избирается на должность вице-председателя секции. С 2010 г. — член научно-редакционного совета международного журнала "Тело, движение и танец в психотерапии" — Body, Movement and Dance in Psychotherapy: International Journal for Theory, Research and Practice.

В 2010 г. при Санкт-Петербургском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева защищает диссертацию на соискание учёной степени доктора медицинских наук (по специальности "медицинская психология") на тему "Системная арт-терапия: теоретическое обоснование, методология применения, лечебно-реабилитационные и дестигматизирующие эффекты".

Список основных работ

Монографии и сборники научных трудов:

  1. Копытин А.И. Основы арт-терапии/А.И. Копытин. — СПб.: Лань, 1999. — 254 с.
  2. Практикум по арт-терапии (под ред. А.И. Копытина). — СПб.: Питер, 2000. — 285 с.
  3. Копытин А.И. Системная арт-терапия/А.И. Копытин. — СПб.: Питер, 2001. — 216 с.
  4. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии/А.И. Копытин. — СПб.: Питер, 2002. — 368 с.
  5. Копытин А.И. Руководство по групповой арт-терапии/А.И. Копытин. — СПб.: Речь, 2003. — 320 с.
  6. Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков/А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская. — М.: Когито-Центр, 2006. — 197 с.
  7. Арт-терапия — новые горизонты (под ред. А.И. Копытина). — М.: Когито-Центр, 2006. — 336 с.
  8. Копытин А.И. Техники аналитической арт-терапии./А.И. Копытин, Б. Корт. — СПб.: Речь, 2007. — 186 с.
  9. Практическая арт-терапия: лечение, реабилитация, тренинг. — М.: Когито-Центр, 2008. — 288 с.
  10. Копытин А.И. Руководство по фототерапии/А.И. Копытин, Д. Платтс. — М.: Когито-Центр, 2009. — 184 с.
  11. Копытин А.И. Техники фототерапии/А.И. Копытин. — СПб.: Речь, 2010. — 128 с.
  12. Арт-терапия женских проблем (под ред. А.И. Копытина). — М.: Когито-Центр, 2010. — 270 с.
  13. Копытин А.И. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии/А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская. — СПб.: Речь, 2010. — 250 с.
  14. Копытин А.И. Арт-терапия психических расстройств./А.И. Копытин. — СПб.: Речь, 2011. — 368 с.
  15. Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам: отечественный и зарубежный опыт (под ред. А.И. Копытина). — М.: Когито-Центр, 2012. — 285 с.
  1. Копытин А.И. Применение некоторых клинико-психологических методик для дифференциальной диагностики депрессивных состояний/А.И. Копытин//Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. — 1990. — №4. — С. 95-99.
  2. Копытин А.И. Рисуночный тест Р. Сильвер для оценки когнитивной и эмоциональной сфер личности/А.И. Копытин//Психологический журнал. — 2004. — №5. — С. 90-97.
  3. Копытин А.И. Некоторые проблемы использования арт-терапии в психиатрии/А.И. Копытин//Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. — 2004. — №5. — С.77-82.
  4. Копытин А.И. Ранние аналоги и современные методы арт-терапевтической работы с психиатрическими пациентами/А.И. Копытин//Социальная и клиническая психиатрия. — 2005. — №2. — С. 90-102.
  5. Копытин А.И. "Диалог" с изобразительным искусством психически больных людей как инструмент дестигматизации/А.И. Копытин//Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. — 2007. — №12. — С. 71-77.
  6. Копытин А.И. Арт-терапия как составная часть системы психиатрического обслуживания/А.И. Копытин//Психическое здоровье. — 2009. — №3.- С. 72-78.
  7. Копытин А.И. Изменение психического и социального статуса наркозависимых в ремиссии при групповой арт-терапии/А.И. Копытин, О.В. Богачёв//Психологический журнал. — 2009. — №1. — С. 86-95.
  8. Копытин А.И. Арт-терапия в клинике пограничных состояний/А.И. Копытин//Психическое здоровье. — 2009. — №8.- С. 58-65.
  9. Копытин А.И. Арт-терапия в психиатрии и общей врачебной практике/А.И. Копытин//Вестник Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова. — 2009. — №3 (30). — С. 142-148.
  1. Kopytin A. The Silver Drawing Test of Cognition and Emotion: standartisation in Russia/А. Kopytin//American Journal of Art Therapy. — 2002. — Vol. 40, May. — P. 223-258.
  2. Kopytin A. Photography and art therapy: an easy partnership/А. Kopytin//Inscape. The Journal of the British Art Therapy Association. — 2004. — №2. — P. 49-58.
  3. Kopytin A. Using silver drawing test for assessing normal and traumatised children and adolescents living in the areas affected by Chernobyl nuclear accident/А. Kopytin//Trauma und Kreativitat. Therapie mit kunstlerischen medien (eds R. Hampe, Ph. Martius, A. Reiter, G. Schottenloher, F. Von Spreti). — Bremen: Verlag Universitat Bremen. — 2004. — P. 407-416.
  4. Kopytin A. Fantasizing about violence: using the Draw-a-Story Test in assessing adult psychiatric patients who committed severe criminal acts and delinquent adolescents (Chapter 7)/А. Kopytin, V. Sventsitskaya, E. Svistovskaya//Aggression and Depression assessed through art (ed. R. Silver). — New York: Brunner and Routledge. — 2004. — P. 141-160.
  5. Kopytino A. Meno terapija dirbant su priklausomybe turinciais paaugliais/А. Kopytino//Dailes terapija. Seminaru uzrasai (Rasa Kucinskiene). — Vilnius: Kronta. — 2006. — P. 65-84.
  6. Kopytin A. Promoting understanding and tolerance through art: antistigma experience by the means of interactive exhibitions/A. Kopytin//Collection of scientific papers. — Riga: Riga Stradins University. — 2008. — P. 124-128.
  7. Kopytin A. Antistigma experience by a means of interactive exhibitions/A. Kopytin//The person in art (eds. Hans-Otto Thomashoff and E. Suhanova). — Hauppauge, New York: Nova Science Publishers. — 2008. — P. 123-139.
  8. Копытин А.И. Арт-терапия в лечении и реабилитации пациентов с различными психическими расстройствами/А.И. Копытин//Menu terapija reabilitacijoje: situacija ir perspektivos. Respublikines mokslines-praktines konferencijos. — Klaipeda: Klaipedos universitetas. — Klaideda, November 2-4, 2009. — P. 80-95.
  9. Kopytin A. Photography and art therapy: possibilities for partnership/A. Kopytin//KunstReiz. Neurobiologische aspekte kunstlerischer therapien (eds. R. Hampe, P.Martius, D. Ritschl, F. von Spreti, P. Stalder). — Berlin: Frank & Timme. — 2009. — P. 479-492.
  10. Kopytins A. Terapeitiskie faktori makslas terapijas grupa/A. Kopytins/K. Marninsone//Makslas terapija: teorija un prakse (ed. K. Martinsone). — Riga: Drukatava. — 2009. — P. 422-431.
  11. Kopytin A. How to overcome psychiatric stigma through art/H.O. Thomashoff, E. Sukhanova, A. Kopytin //Advances in psychiatry (eds. G. Christodoulou, M. Jorge, J. Mezzich). — Athens: Beta Medical Publishers. — 2009. — P. 223-236.

Скопировано с сайта «Самопознание.ру»

А. И. Копытин

Теория

и практика

АРТ-ТЕРАПИИ

Санкт-Петербург

Москва ■ Харьков ■ Минск 2002


Александр Иванович Копытин Теория и практика арт-терапии

Серия «Золотой фонд психотерапии»

Главный редактор Е. Строганова

Занедушщий iicMxojiui ической редакцией Л. Винонуроп

Зам. iaa. психологической редакцией И. Карпова

Художественный редактор В. Шимкевич

Ведущий редаигюр А. Борин

Литературный редактор А. Ефремов

Художник обложки К. Радзевич Корректоры Л. Комарова, М Рошале

Верстка И. Ощютнв

ББК 53.57 УДК 615.851 Копытин А. И.

К65 Теория и практика арт-терапии - СПб.: Питер, 2002. - 368 с: ил. - (Серия «Золотой фонд психотерапии»),

ISBN 5-318-00710-4

В книге представлены основы теории арт-терапии и некоторые модели ее применения в рллшх областях психотерапевтической ирикшкн. Описываются результаты исследований по оценке эффектов использования арт-терапии в клинической сфере и проверке диагностических нэможностеЙ рисуночных меюдик. Книга КПЮЧЖ1 осповш.те положения разработанной автором концепции системной арт-терапии. Описание разнообразных мулътимодальных техник и процессов невербальной коммуникации в арт-тера-певтическом процессе. Обсуждается связь современной арт-терапии с практикой худижесшешюю яван-шрда. Книга адресована врачам , психотерапевтам, психологам, социальным работникам и другим спе­циалистам сферы охраны психическою чдорииьн, о также студентам психологических и медицинских фа-кул ьтетоп вузов.

©А. И. Копытин, 2002

© Издательский дом «Питери, 3002

Вое права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведен в в какой бы то ни быпо форме без письменного разрешения владейьцев авторских прав.

ISBN 5-318-00710-4

ЗАО «Питер Буки. 196105, Синкт-Псггрбург, Ыи1»ди1наяуп.,д. 67.

Лицензия ИД № 01940 mOS.OU.00. Налоговая льгота - общероссийский классификатор продукции OK 0O5-93, тон 2; D53OOO - ВНП и брошюры

Падписанов печать 21.12.01. Формат 70*100"/,. Усл. п, л, :9,б7. Тираж 5000 экз.3аказ№2449.

Отпечатано с диапозитивов в ФГУП "Печатный дяори им. А М Горького Мииисгврспш РФ пи чипам печати,

11тлер!|диовещания и средств массовых коммуникаций.

197110. Санкт-Петербург, Чкаловскнй пр., 15.

Часть I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.

КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМНОЙ АРТ-ТЕРАПИИ

Глава1. Определение арт-терапии 14

Заключение 20

Глава 2. История арт-терапии и арт-терапевтическое образование 21

Предшественники и пионеры арт-терапии 22

Создание первых профессиональных объединений 31

Интеграция в государственную систему здравоохранения. Изменения

в условиях и оплате труда арт-терапевтов 34

Арт-терапевтическое образование 37

Заключение 43

Глава 3. Основные факторы психотерапевтического воздействия

в арт-терапии 45

Фактор художественной экспрессии 45

Фактор психотерапевтических отношений 54

Фактор интерпретации и вербальной обратной связи 62

Глава 4. Арт-терапевтический процесс и его системное описание 67

Подготовительный этап 70

Этап формирования системы психотерапевтических отношений и начала

изобразительной деятельности клиента 74

Этап укрепления и развития психотерапевтических отношений

и наиболее продуктивной изобразительной деятельности клиента 79

Завершающий этап (терминация) 87

Заключение 92

Часть П. ГРУППОВАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ

Глава 5. Формы групповой арт-терапии 96

Студийная открытая группа 98

Динамическая (аналитическая) закрытая группа 102

Тематическая группа 105

Заключение 108

Глава 6. Факторы психотерапевтического воздействия

в групповой арт-терапии 109

Фактор художественной экспрессии 109

Фактор внутригрупповых коммуникативных процессов и отношений 130

Фактор интерпретации и вербальной обратной связи 138

Заключение 153

Глава 7. Описание процесса групповой арт-терапии 154

Бикини, богини и Микки Рурк 155

Градаемной и небесный 163

Глава 8. Невербальная коммуникация и разные формы творческого

самовыражения в групповой арт-терапии 174

Роль невербальной коммуникации и разных форм творческого

самовыражения в арт-терапии 174

Связь невербальной коммуникации и различных форм творческой

экспрессии с групповыми процессами 177

в невербальной коммуникации 186

Перформанс, инсталляция, работа с объектами и лэндарт 196

Заключение 217

Часть III. ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ АРТ-ТЕРАПИИ

Глава 9. Арт-терапия в работе с психиатрическими пациентами 221

Краткий обзор истории и основных подходов к использованию

арт-терапии в работе с психиатрическими пациентами 221

Основные проблемы использования арт-терапии в работе

с психиатрическими пациентами 223

Исследование эффектов применения арт-терапии в работе

с психиатрическими пациентами: основные задачи 230

Выбор моделей арт-терапии 231

Оборудование арт-терапевтического кабинета; периодичность,

структура и содержание сессий.;, 233

Состав групп и порядок направления на арт-терапию 235

Задачи арт-терапевтической работы 237

Регистрация хода сессий и методы динамической оценки арт-терапевтической работы и ее результатов 238

Клиническое описание групповой арт-терапевтической работы 240

Пример! 240

Пример 2 261

Механизмы и процессы, связанные с достижением положительных эффектов применения арт-терапии в работе с психиатрическими

пациентами 268

Фактор художественной экспрессии 270

Фактор психотерапевтических и внутри групповых

коммуникативных процессов и отношений 274

Фактор интерпретации и вербальной обратной связи 279

Условия поддержания положительных эффектов применения арт-терапии во времени 282

Заключение 287

Глава 10. Интеркультуральные исследования в арт-терапии и российская

стандартизация рисуночного теста Сильвер 289

Цели и задачи исследования 291

Краткое описание рисуночного теста Сильвер 292

Когнитивный аспект 293

Задание на прогнозирование 293

Задание на рисование с натуры 293

Задание на воображение 293

Эмоциональный аспект 294

Шкала оценки эмоционального содержания рисунков 295

Шкала оценки образа «Я» 296

Характеристика респондентов 296

Результаты и их обсуждение 299

Выводы 310

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 312

Приложение 1. АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ВЕБ-РЕСУРСЫ 316

Приложение 2. ЦЕНТРЫ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ 319

Бельгия 319

Университет Леувен, совместно с Институтом Лемменса 319

Великобритания 321

Университет Англия Политехникум 321

Центральная школа речи и драмы Л 323

Колледж Южного Девона 324

Университет Хертфордш ира 326

Колледж Гольдсмита, Университет Лондона 332

Университет Шеффилда 335

Университет Королевы Маргариты, Эдинбург 337

Германия 338

Школа искусств Дрездена 338

Университет Мюнстера 339

Школа арт-терапии Нуртингена 340

Нидерланды 340

Университет профессионального образования Арнхема

и Ниймегена 340

Институт профессионального образования Северных Нидерландов.. 344

Университет профессионального образования Эншеде 346

Университет профессионального образования Лимбурга 347

Университет профессионального образования Утрехта 349

Финляндия 351

Университет изобразительного искусства и дизайна Хельсинки 351

Политехникум Северной Карелии 352

Академия Сибелиуса 353

Франция 353

Университет Рене Декарта, Париж 353

Швеция 357

Университет Умеа 357

ЛИТЕРАТУРА 359

Введение
Последние годы стали в нашей стране временем бурного развития психотерапии и активного освоения ее новых форм и моделей. Большой интерес специалистов и потенциальных клиентов вызывает арт-терапия - метод лечения, основанный на использовании художественного творчества. Впрочем, вплоть до последнего вре­мени в России об этом чрезвычайно интересном и перспективном направлении бы­ло известно явно недостаточно, что и стало причиной самых причудливых его тол­кований. Появилось немало людей , которые без всяких на то оснований именуют себя арт-терапевтами.

Уровень информированности об этом направлении психотерапии даже в ака­демических кругах, увы, пока еще оставляет желать лучшего. Несмотря на стрем­ление составителей «Психотерапевтической энциклопедии* (Карвасарский, 2000) «с максимальной полнотой и объективностью* представить «все основные сведе­ния о психотерапии и ее методах» (с. 9), приводимую в ней информацию об арт-терапии вряд ли можно назвать полной и объективной. Большая ее часть почерп­нута из зарубежных изданий 25-30-летней давности. При описании же отечест­венных достижений в этой области ничего не говорится о существовании в нашей стране арт-терапевтической ассоциации, издаваемом ею журнале «Исцеляющее искусство», о проведении курсов базовой арт-терапевтической подготовки и суще­ствовании весьма интересных практических центров, использующих методы арт-терапии.

Не упомянуты и появившиеся в последние годы книги по арт-терапии на рус­ском языке (Копытин, 1999; Копытин, 2000), благодаря которым многие впервые узнали о реальной арт-терапии. Их, конечно же, явно недостаточно, и существует настоятельная потребность в ознакомлении отечественных читателей с историей

10 Введение

развития, теоретическими основами и методами арт-терапии в рамках ее всесто­роннего, системного описания.

На наш взгляд, такое системное описание должно было бы включать: характеристику арт-терапии в качестве самостоятельного психотерапевтического направления, органически связанного с социальным, культурным, политическим и институциональным контекстами;

представление об арт-терапии как о профессиональном движении, связанном с сообществом специалистов, объединенных на основе определенной системы теоретических взглядов и эмпирически наработанных приемов;

анализ разнообразных лечебно-коррекционных факторов арт-терапии;

описание арт-терапевтического процесса как ряда закономерно сменяющих друг друга стадий , каждая из которых отражает динамику художественной экспрессии, поведения клиента и его отношений с психотерапевтом;

характеристику особенностей групповой арт-терапии и арт-терапевтической группы.

Данная книга представляет собой попытку подобного системного описания арт-терапии. Поскольку оно включает в себя несколько аспектов системного анализа, было бы ошибочно рассматривать используемое нами понятие «системная арт-терапия*- в качестве прямого аналога системной семейной психотерапии. Стремясь к наиболее полному и всестороннему анализу арт-терапии как метода с характер­ными для него факторами лечебно-коррекционного воздействия и динамикой раз­нообразных происходящих в процессе работы изменений, автор использовал раз­личные теоретические модели. Поэтому его подход можно было бы также назвать эклектическим. Автор считает использование этого подхода наиболее оправдан­ным, с учетом как особенностей самого метода, появившегося на стыке различных дисциплин и форм праксиса, так и современного этапа развития арт-терапии.

В последние годы активно разрабатываются новые оригинальные концепции арт-терапии, которые дополняют традиционные психодинамические, бихевио-ральные и гуманистические представления о природе и механизмах исцеляющего воздействия занятий художественным творчеством. При их разработке широко привлекаются элементы общей теории систем, социальных теорий и теории куль­туры. Так, например, в значительной мере благодаря использованию представле­ний общей теории систем и постмодернистских концепций в арт-терпевтической среде растет осознание ограниченности любых «зонтичных» теорий ортодоксаль­ной психологии и психиатрии с их стремлением объяснять человеческое поведе­ние и опыт в рамках какой-либо одной теоретической модели. Методологический плюрализм при анализе проблем современного человека и определении подходов к их решению оказывается более адекватным существующим реалиям жизни и способствует развитию таких форм арт-терапии, которые учитывают пол и воз­раст, расовую и этническую принадлежность , культурный и социальный опыт и иные особенности пациентов. Эта тенденция связана с пересмотром традиционных понятий здоровья и болезни и признанием того, что содержание этих понятий в значительной мере определяется социальными институтами, дискурсивными мо­делями культуры, системой ценностей и установок представителей различных

Введшие 11

профессиональных групп. Современная арт-терапевтическая теория, а также эф­фективное использование методов практической работы и исследований невоз­можны без критического изучения социальных структур и принятых в обществе способов репрезентации психического опыта. Это, в свою очередь, требует освое­ния арт-терапевтами тех «территорий*, которые традиционно занимали социоло­ги и теоретики культуры, а также всестороннего анализа языковых и невербаль­ных (в частности, визуальных) дискурсивных моделей.

Большое внимание уделяется в последнее время изучению невербальной ком­муникации, в связи с чем в поле зрения специалистов включаются различные фор­мы творческой экспрессии участников арт-терапевтического процесса. Есть вес­кие основания считать, что более глубокое понимание ими механизмов невербаль­ной коммуникации и разных форм творческого самовыражения позволит сделать арт-терапевтическую работу более эффективной. Этому может способствовать освоение арт-терапевтами некоторых форм и стратегий современного искусства, в частности таких как инсталляция, перформанс, работа с объектами и др. К со­жалению, в современной арт-терапевтической литературе всем этим вопросам уде­ляется явно недостаточное внимание. С учетом этого одна из глав книги целиком посвящена их обсуждению и содержит многочисленные примеры, иллюстрирую­щие особенности невербальной коммуникации в арт-терапии и использование ин­новационных форм работы мультимодального характера.

Книга отражает теоретические взгляды, клинический и исследовательский опыт автора. В первых двух ее частях изложены исходные арт-терапевтические представления и авторская концепция арт-терапии, а третья часть посвящена результатам клинического применения этой концепции и исследованию по стан­дартизации рисуночного теста Сильвер. В главе 9 приводится описание арт-тера-певтической работы в клинических условиях, начиная с этапа ее планирования и заканчивая оценкой достигнутых результатов и выработкой рекомендаций по дальнейшему совершенствованию , а также расширению ее клинической и социальной базы. Этот материал отражает проделанную автором книги работу по практической реализации системного под­хода и связанных с ним моделей научных исследований в арт-терапии. Так, напри­мер, при изучении эффектов применения арт-терапии в работе с душевнобольными автор стремился учесть особенности институциональной культуры и полити­ки государственного психиатрического учреждения, систему отношений и опыт пациентов, имеющиеся в их распоряжении культурные, социальные/микросоци­альные и экономические ресурсы, а также множество других факторов контексту­ального характера.

При проведении российской стандартизации рисуночного теста Сильвер особое внимание обращалось на изучение культурно-зависимых и культурно-незави­симых переменных графической продукции. Результаты этого исследования ука­зывают на значительные различия между рисунками респондентов разного пола, возраста и культурной принадлежности и подтверждают то, насколько важным для любого современного исследования является сохранение «постмодернистской сенсибильности», связанной с пристальным вниманием к различным системным и внесистемным феноменам.

В последние годы заметно активизировались контакты между представителя­ми арт-терапевтических сообществ разных стран. Осуществление международных образовательных и исследовательских проектов, интенсивный обмен информаци­ей в этой области диктуют необходимость в выработке единых принципов и стан­дартов арт-терапевтической деятельности и такой системы теоретических представлений, которая обладала бы высокой «конвертируемостью». Автор книги убежден в том, что теоретическая -«нейтральность*- системного подхода в сочета­нии с постмодернистской «интертекстуальностью в- могла бы служить основой профессиональной коммуникации и использования стратегии -шетаописаний» в современной арт-терапии.-

Данные особенности системного подхода и постмодернистской парадигмы вы­ступают в качестве предпосылки интерактивности арт-терапии, а также высокой самокритичности, мобильности и профессионализма специалистов и их способно­сти к эффективной работе в условиях современного мульти культурного общества.

В качестве самостоятельного направления в психотерапевтической работе и ви­да профессиональной деятельности арт-терапия стала развиваться сравнительно недавно. Чутко реагируя на происходящие в обществе в последние несколько де­сятилетий изменения, представители арт-терапевтического направления смогли создать не только определенную систему теоретических представлений, но и раз­витую сеть услуг, предлагаемую представителям самых разных социальных групп. На современном этапе развития арт-терапии для нее характерно признание мно­гообразия форм человеческого опыта и способов его отражения в различных мо­делях культурного и профессионального дискурса. В контексте постмодернизма ни одна из существующих ныне теорий психологии или психотерапии не может считаться достаточной и более «истинной», чем другие. А потому автор книги на­деется, что, воспользовавшись его опытом и мыслями , читатели будут искать свои ответы на вопросы, что такое арт-терапия и как ее можно было бы использовать. Признавая относительность любой системы взглядов, он также надеется на то, что его читатели смогут выходить за пределы существующих теоретических и идео­логических схем и обращаться к практике как основному средству проверки эффективности выбранных ими методов. В этом смысле позицию автора можно было бы назвать прагматичной и открытой для освоения новых представлений и форм опыта. «Самое важное в структуре - не структура, а то, что выводит за ее преде­лы... За пределы структуры как закона сообразности выходят случай, шанс, со­бытие, свобода» (Автономова, 1991). Для автора этой книги арт-терапия как раз является таким случаем, шансом, событием и свободой, и он хотел бы, чтобы она стала тем же самым для многих других - клиентов и тех специалистов, которые осваивают или уже используют арт-терапевтические методы.

Александр Иванович Копытин (4 февраля 1959, Воронеж) — доктор медицинских наук, доцент кафедры психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и кафедры психотерапии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова.

Закончил лечебный факультет Кемеровского государственного медицинского института в 1982.

С 1984 по 1999 работал врачом-психиатром участковым взрослым в Санкт-Петербурге. В 1986 поступил в заочную аспирантуру по клинической психологии при Ленинградском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева. В 1990 успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук по специальностям «медицинская психология» и «психиатрия» (тема диссертации: «Экспериментально-психологические методы в дифференциальной диагностике депрессивных состояний»).

С конца 1980-х годов осваивает методы арт-терапии и делает попытки их внедрения в деятельность психиатрических учреждений Ленинграда / Санкт-Петербурга, в том числе, организуя и проводя первые в России интерактивные арт-терапевтические группы на базе амбулаторных психиатрических учреждений. С середины 1990-х годов начинает активно пропагандировать арт-терапию и проводить первые в Российской Федерации программы повышения квалификации по арт-терапии (на базе НОУ Институт практической психологии «Иматон», Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования).

Занимается написанием и подготовкой первых на русском языке изданий (монографий, сборников научных трудов, методических руководств) по данному направлению; разрабатывает теоретические и методические вопросы, связанные с использованием арт-терапии в медицине, образовании и социальной сфере, создает оригинальный психотерапевтический подход — системную арт-терапию (САТ). Занимается научными исследованиями ее эффектов.

С 2000 является членом секции искусства и психиатрии Всемирной психиатрической ассоциации и в 2006 избирается на должность вице-председателя секции. С 2010 — член научно-редакционного совета международного журнала «Тело, движение и танец в психотерапии» — «Body, Movement and Dance in Psychotherapy: International Journal for Theory, Research and Practice».

В 2010 при Санкт-Петербургском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева защищает диссертацию на соискание ученой степени доктора медицинских наук.

Книги (15)

Арт-терапия жертв насилия

Учебное пособие посвящено методу арт-терапии, который используется применительно к сложным случаям психотерапевтической практики, в частности при работе с людьми, пострадавшими от всевозможных форм насилия: от физических травм в детстве до сексуального насилия.

Арт-терапия наркоманий

Учебное пособие посвящено методу арт-терапии, который используется применительно к работе с наркозависимыми пациентами для их лечения, реабилитации и постреабилитации.

В качестве инструментов арт-терапевтической диагностики и коррекции авторы активно использовали такие рисуночные методики, как рисование мандал, гербов, талисманов, групповой рисунок и групповая фреска, изображение животного в комфортной для него среде обитания и «создание образа себя». Динамика некоторых клинических случаев проиллюстрирована рисунками, меняющимися по мере изменения представления пациентов о себе и о своем жизненном пути.

Арт-терапия. Хрестоматия

Хрестоматия является необходимым дополнением к ранее вышедшим книгам `Практикум по арт-терапии` (под ред. А.И.Копытина) и `Системная арт-терапия` (А.И.Копытин). Представлен широкий спектр теоретических и практических проблем арт-терапии, в частности тех,которые совершенно не освещены в отечественной литературе.

Авторы работ, включенных в сборник, являются специалистами из разных стран Европы, Америки и Израиля, что позволяет оценить как уровень современных достижений в данной области, так и своеобразие национальных арт-терапевтических традиций.

Диагностика в арт-терапии. Метод Мандала

Сборник посвящен диагностическому и психотерапевтическому использованию мандал — циркулярных изображений, которые могут являться продуктом спонтанной творческой деятельности либо создаваться в соответствии с определенной инструкцией.

Этот метод с успехом применяется в рамках различных направлений арт-терапии.

Методы арт-терапии в преодолении последствий травматического стресса

Одной из важных сфер работы психотерапевтов и практических психологов является оказание помощи лицам, пережившим травматический стресс.

В настоящем издании центральное место отводится описанию коррекционно-про-филактической программы, разработанной в соответствии с авторской моделью системной арт-терапии, представлены современные методы арт-терапии посттравматических расстройств, разнообразные методики, рекомендуемые для использования на разных этапах реализации программы, а также результаты ее применения.

Практикум по арт - терапии

В книге представлены различные формы современной арт - терапии, используемые в прикладной психологии, медицине, образовании и социальной сфере. Читатель найдет здесь лаконичные теоретические экскурсы и детальные описания хода индивидуальной и групповой арт - терапевтической работы с клиентами различных возрастов, при различных заболеваниях и социальных и психологических проблемах.

Для психотерапевтов, педагогов, врачей, социальных работников, представителей творческих профессий, студентов психологических и других гуманитарных отделений вузов, а также тех, кто интересуется практиками самооздоровления, творческого раскрытия и личностного роста.

Практическая арт-терапия. Лечение, реабилитация, тренинг

Книга отражает развитие арт-терапии в России за последнее десятилетие.

Включенные в нее статьи охватывают различные области применения арт-терапии и отражают многообразие ее форм и методов. Описываются процесс и приемы практической работы с детьми и подростками, с взрослыми пациентами, страдающими невротическими и личностными расстройствами, ПТСР, хроническими психическими заболеваниями, наркотической зависимостью, с беременными, а также с лицами, освободившимися из заключения и проходящими социально-психологическую реабилитацию.

Руководство по групповой арт-терапии

Книга посвящена методологии и технике групповой арт-терапии.

Представлены история и контекст ее развития. В деталях описываются требования к оборудованию кабинетов и студий для групповой арт-терапевтической работы, критерии и порядок комплектования групп, определения частоты и продолжительности занятий, а также выбора оптимальной продолжительности курса арт-терапии.

Обсуждаются вопросы групповой динамики. Излагаются основные принципы работы с различными клиентскими группами, включая группы детей разных возрастов, подростков и взрослых.

Теория и практика арт-терапии

В книге представлены основы теории арт-терапии и некоторые модели ее применения в разных областях психотерапевтической практике.

Описываются результаты исследований по оценке эффектов использования арт-терапии в клинической сфере и проверке диагностических возможностей рисуночных методик.

Описание разнообразных мулътимодальных техник и процессов невербальной коммуникации в арт-тера-певтическом процессе.

Техники аналитической арт-терапии. Исцеляющие путешествия

В книге описаны принципы и приемы аналитической арт-терапии — перспективного терапевтического направления, позволяющего помогать клиентам с самыми разнообразными проблемами. Представлены техники с использованием различного материала — песка, глины, мелков, красок, природных объектов.

Техники телесно-ориентированной арт-терапии

Книга «Техники телесно-ориентированной арт-терапии» обобщает опыт современной арт-терапии в решении задач психосоматической интеграции.

В ней собраны отечественные и зарубежные (в особенности, британские) разработки в данной области. Приведенные арт-терапевтические техники используют различные изобразительные средства (песок, глину, рисунок, фотографию и др.) и фокусируют клиента на телесных ощущениях, которые тесно связаны с сенсорными и эмоциональными процессами, проявляющимися во время изобразительной деятельности.

Арт-терапия женских проблем

Книга включает работы отечественных и зарубежных специалистов в области арт-терапии. Она охватывает широкий спектр психологических проблем, с которыми чаще всего сталкиваются женщины разного возраста и социального положения, и ряд форм арт-терапевтической работы.

Приведенные в книге материалы показывают, что в настоящее время у женщин есть возможность получить такие консультативные и психотерапевтические услуги, которые учитывают гендерные различия и свободны от редуктивных, догматических трактовок их опыта и поведения.

Они также подтверждают, что арт-терапия обладает значительным потенциалом для работы с различными проблемами женщин, нередко выступая в качестве инструмента «социальной терапии».

Руководство по фототерапии

В книге отражены методические и практические аспекты фотографии как одного из инструментов современной психотерапии.

Представлены различные упражнения и формы работы с фотографией, используемые с целью лечения, реабилитации и развития человеческого потенциала. Впервые в отечественной психологической литературе дается развернутое обсуждение разных вариантов лечебно-коррекционного применения фотографии.

Излагаются результаты международного исследования использования фотографии в творческой и клинической практике российских и британских арт-терапевтов.

Мастерская А.И.Копытина

Копытин Александр Иванович - врач-психиатр, психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор кафедры психологии Санкт-Петербургской государственной Академии постдипломного педагогического образования, доцент кафедры психотерапии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова. Председатель Арт-терапевтической ассоциации .

Создатель оригинальной отечественной модели системной клинической арт-терапии/арт-психотерапии (САТ), российской научно-педагогической школы арт-терапевтического образования. Автор более 80 научных публикаций, в том числе, более 30 монографий, научных сборников и учебных пособий.

Мастерская А.И. Копытина адресована специалистам в области арт-терапии и тем, кто хочет ими стать, и включает в себя:

Краткосрочные программы и семинары для практикующих арт-терапевтов, с целью повышения профессиональных компетенций, освоения передового международного опыта, постоянного развития своих навыков.

Программы дополнительного профессионального образования (ДПО), проводимые на базе нашего «Центра Арт-терапии», в сотрудничестве с Академией искусств Игоря Бурганова и (Санкт-Петербург), с выдачей диплома установленного образца.

Мастерская И.А.Бурганова

Бурганов Игорь Александрович - заслуженный художник Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии художеств, профессор Международной академии архитектуры, кандидат искусствоведения. Получил дополнительное образование по арт-терапии. Создатель и учредитель Центра арт-терапии.

На базе данного Центра проводит семинары и мастер-классы по развитию и укреплению художественной базы специалистов в области арт-терапии, специализированные реабилитационные и коррекционно-развивающие арт-терапевтические программы для особых детей и взрослых, пожилых людей, подростков и иных категорий населения.

Янис Шапиро (Израиль) – арт-терапевт, юнгианский аналитик. Руководит арт-терапевтической студией на базе подросткового отделения психиатрической больницы Эйтаним в Иерусалиме в течение более 30 лет.

Ведущий лектор в Академическом колледже искусств и общества в г. Нейтания. Преподаватель программы подготовки юнгианских аналитиков Израильского Института юнгианской психологии. Занимается также частной практикой и супервизирует специалистов по арт-терапии и юнгианской терапии.

Коваленко Илья Александрович — психоаналитический психолог, арт-терапевт, медицинский психолог отделения восстановительного лечения поликлиники №220, член Российской арт-терапевтической ассоциации, кандидат Общества Психоаналитической Психотерапии. Имеет большой опыт практической работы с детьми и взрослыми. В своей работе использует методы арт-терапии, а также подходы психоаналитической, семейной терапии.

На базе центра занимается индивидуальным консультированием и психотерапией взрослых. Проводит регулярные арт-терапевтические группы и тренинги для взрослых.

Ведет обучающие программы по арт-терапии для специалистов. Проводит супервизии и консультации для практикующих арт-терапевтов.

Образование: высшее психологическое по специальности «Практическая психология» (ИППиП), профессиональная подготовка по специальности «Арт-терапия» (ИПП «Иматон»), профессиональная переподготовка по специальности «Психотерапия и медицинская психология» (РМАПО), специализированные обучающие семинары в рамках программы «Психоаналитическая психотерапия и психоанализ» (ИППиП) и др.

Морозова Елизавета Алексеевна – кандидат психологических наук (2005), доцент МГППУ. Закончила факультет педагогики и психологии МПГУ им. Ленина (1995), ЦФ СПАТИ «Интерстудио» (филиал ЛГИТМиКа, С-Петербург (2000).

Художник, автор перформансов и инсталляций. Участница 170 выставок в России и за рубежом. Арт-терапевт, психодраматист. Сертификат Institute for Psyshodrama, Cologne, Germany, director – Ella May Shearon, Ph. D (1996), обучение арт-терапии при Арт-терапевтической Ассоциации (СПб., 1997), сертификат программы «Арт-терапия: разнообразие подходов» (3 уровня, ИМАТОН, С-Петербург, ведущий А.И.Копытин, 1997); сертификат Международной программы повышения квалификации «Основы мультимодальной терапии творчеством. Игра воображения и Выразительные искусства в практике помогающих отношений», ИППиП, 2011- 2012).

С 2004 г- основатель и ведущая перформанс-арт-терапевтической студии (Performance Art Studio). Автор статей по арт-терапии, психодраме, психологии современного искусства.

Левковская Ольга – врач-психиатр, психотерапевт, клинический психолог, арт-терапевт.

Врач-психотерапевт, ГБУЗ «Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой», преподаватель кафедры детской и подростковой психиатрии и психотерапии ФГБОУ ДПО Российская Медицинская Академия Непрерывного Профессионального Образования,
арт-терапевт.

Член Ассоциации детских психиатров и психологов, Российской арт-терапевтической ассоциации.

Ведет продолжительные группы и циклы по работе с подростками, образовательные программы для детей и их родителей.

Светлана Большунова — арт-терапевт, эмоционально-образный терапевт продюсер художественных и социально-просветительских проектов, художник, поэт, певица, хореограф. Член Российской Арт-терапевтической Ассоциации, Ассоциации Интермодальной Терапии Экспрессивными Искусствами.

Закончила МПГУ им. Ленина, Российскую Академию Музыки им. Гнесиных (продюсерский факультет), магистрант программы «Арт-терапия в психологической практике» МСПИ, прошла 2ю ступень курса Эмоционально-образной терапии и вторую ступень «Психосоматика в зеркале ЭОТ» Центра ЭОТ проф. Линде Н.Д.. Повышение квалификации «Интермодальная терапия экспрессивными искусствами и арт-терапия» в МППГУ Московский Психолого-Педагогическом Университете.

Третьякова Кристина — художник-скульптор, фотограф (курс фотографии у Александра Лапина), прошла программу повышения квалификации по специальности «Арт-терапия».

Имеет опыт работы с детьми дошкольного возраста, работает в медико-реабилитационном отделении психиатрической больницы №1 им. Алексеева.

На базе Центра проводит циклы для взрослых по развитию творческого потенциала, релаксации и профилактики стрессов, ведет летнюю студию, программы с использованием возможностей фото-терапии.

Бахтина Светлана — практический психолог, юнгианский аналитический психолог, имеет дополнительную подготовку по арт-терапии и активно применяет её в своей практике.

Проводит клуб общения для подростков, программы развития и работу с тревожными и агрессивными подростками. Консультирует родителей.

На базе центра ведет также программы развития и самопознания для взрослых, цикл «Путь к себе».

Федоров Олег Петрович — профессиональный художник, арт-терапевт

Член следующих творческих организаций и объединений:
— Московский союз художников (Союз художников России)
— Союз фотохудожников России
— Российская арт-терапевтическая ассоциация
— Международный арт-терапевтический клуб
— Клуб метафизических реалистов при Центральном доме литераторов.

Профессионально занимался в области театра, музыки и кино.

В работе использует интегративные методы арт-терапии.
Для своих занятий привлекает профессиональных литераторов, художников актеров и музыкантов. В чем и состоит главная особенность его арт — терапевтической деятельности, смыкающееся с новым направлением — арт-профилактикой.

А. И. Копытин

Современная клиническая арт-терапия

Учебное пособие

* * *

Рецензенты:

С. М. Бабин, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психотерапии СЗГМУ им. И. И. Мечникова

М. Е. Бурно, доктор медицинских наук, профессор кафедры психотерапии, медицинской психологии, сексологии РМАПО


© Когито-Центр, 2015

Введение

Развитие арт-терапии как научно-практической дисциплины в нашей стране и за рубежом ознаменовано укреплением ее позиций в качестве необходимого компонента деятельности различных медицинских, социальных, образовательных учреждений. Совершенствуется научно-методическая база арт-терапии. Регламентируются ее процедуры и программы лечебно-профилактической и реабилитационной направленности, предназначенные для разных категорий больных и здоровых людей. Возрастают требования к доказательной базе и эффективности арт-терапии, подготовке специалистов, способных оказывать профессиональные арт-терапевтические услуги.

Исторически формируясь как разновидность помогающей деятельности, объединяющей в себе художественную и психологическую (терапевтическую) практику, арт-терапия породила разнообразие форм и методов. Некоторые из них характеризуются превалированием художественной составляющей, отводят больше места изобразительной деятельности и нередко обозначаются как «лечебное изобразительное искусство» (therapeutic art, art as therapy ). Другие же придают значение не только процессу изобразительной деятельности, но и восприятию и обсуждению созданной продукции, работе с целостной личностью клиента/пациента на основе той или иной модели психологического консультирования, психотерапии. Для их обозначения в последние годы все чаще используется слово «арт-психотерапия».

Лечебное изобразительное искусство и арт-психотерапия дополняют друг друга, создают значительные возможности для проведения работы с разными людьми и решения разных задач лечения, реабилитации, гармонизации и развития человека. Они могут составлять репертуар форм и методов работы, которые выбираются и реализуются одним и тем же специалистом с учетом индивидуальных особенностей клиента или группы. Для этого специалист должен пройти относительно длинный путь дополнительной профессиональной подготовки (магистратуру или постмагистратуру) по арт-терапии, как это характерно для некоторых стран. В то же время лечебное изобразительное искусство и арт-психотерапия могут практиковаться разными специалистами – художником, освоившим основы психологии, в первом случае и психологом/психотерапевтом, овладевшим по крайней мере основами художественной деятельности, во втором. Их профессиональные функции, возможности и оплата труда при этом могут быть соответствующим образом регламентированы. Именно по такому пути на сегодняшний день развивается арт-терапия в нашей стране.

Настоящее издание посвящено арт-терапии как одному из активно формирующихся подходов к лечебно-профилактическому использованию изобразительной деятельности. Представлены ее история, теория и методология, инструменты практической работы в медицине и социальной сфере, планирование и осуществление вмешательств, изученные эффекты. Многолетний опыт преподавания, практической работы и исследования арт-терапии позволил автору книги обрисовать целостную картину ее развития и современного состояния, а также представить многочисленные практические примеры. Издание фактически выполняет функцию учебника, позволяющего овладеть данной предметной областью, начиная с азов и заканчивая принципиальными вопросами становления и позиционирования арт-терапии в системе научного знания, а также ее использования в разных областях практического применения.

Издание отражает специфику отечественной арт-терапии, особенности ее развития в постсоветский период. Всесторонне изучив и освоив достижения зарубежных арт-терапевтических школ, автор тем не менее выявляет сильные стороны и преимущества отечественной арт-терапии, предлагая целостную и всесторонне обоснованную концепцию арт-терапевтического вмешательства, успешно реализованную им и его учениками.

Глава 1. Арт-терапия в прошлом и настоящем

1.1. Арт-терапия: определение, история и современное состояние

1.1.1. Что такое арт-терапия?

Согласно общепринятому международному определению, арт-терапия является одним из направлений креативной терапии искусством (creative arts therapies ), наряду с такими направлениями, как музыкальная терапия, танцевально-двигательная терапия и драматерапия. Все они используют творческую активность клиентов/пациентов как фактор лечебно-профилактического воздействия, но с преимущественной опорой на одну из модальностей, с помощью которой клиенты творчески выражают себя, – изобразительное искусство, музыку, движение и танец или искусство театра. Соответственно, имеются специалисты, осуществляющие свою работу с использованием этих модальностей – арт-терапевты, музыкальные терапевты, танцевально-двигательные терапевты и драматерапевты.

В последние годы также развиваются иные узкоспециализированные направления креативной терапии искусством (например, терапия поэтическим творчеством) либо интегративные формы, сочетающие все возможные виды творческой экспрессии (терапия выразительными искусствами – expressive arts therapies ). Поскольку в зарубежной практике креативной терапии искусством и при подготовке специалистов мономодальный подход преобладает, сочетание разных модальностей в целях повышения эффективности лечебно-профилактических мероприятий обычно достигается путем реализации бригадного подхода, когда клиент, проходя, например, курс реабилитации, посещает занятия не только у арт-терапевта, но и у других узких специалистов.

В ряде стран (США, Великобритания и некоторые другие) разные формы креативной терапии искусством рассматриваются как самостоятельные парамедицинские специальности, требующие соответствующей длительной профессиональной (магистерской или постмагистерской) подготовки, рассчитанной не менее чем на два или три года. Прохождение таких программ позволяет лицам с разным базовым образованием (не ниже уровня бакалавра) в сфере искусства, педагогики, психологии, медицины (как правило, специалистам по сестринскому уходу – nursing ) или социальной работы овладеть достаточным объемом знаний и сформировать комплекс умений, необходимых для оказания психологической, психосоциальной помощи разным группам населения на основе использования искусства.

Существуют также страны, к которым относится и Россия, где креативные терапии искусством не имеют статуса самостоятельных специальностей. Они рассматриваются как узкоспециализированные методы психологической помощи, для овладения которыми и для последующего применения которых в одной из областей помогающей деятельности (лечебной, реабилитационной, консультативной и др.) необходимо иметь соответствующую профессиональную квалификацию психолога или врача-психотерапевта и пройти соответствующую программу дополнительного образования.

Как в тех, так и других странах возможно использование поддерживающего или развивающего потенциала искусства не профессиональными арт-терапевтами, психологами или врачами-психотерапевтами, а, например, педагогами, художниками или представителями иных творческих профессий, не прошедшими специальную магистерскую или постмагистерскую подготовку. Однако их деятельность не может рассматриваться как форма психологической или лечебной помощи, а относится к сфере искусства или образования (например, художественного образования, специальной или коррекционной педагогики или арт-педагогики).

Обращение к существующим определениям арт-терапии и иных направлений креативной терапии искусством позволяет лучше понять их основное содержание и предназначение. Согласно Резолюции Российской арт-терапевтической ассоциации, арт-терапия характеризуется как «система психологических и психофизических лечебно-коррекционных воздействий, основанных на занятиях клиентов/пациентов изобразительной деятельностью, построении и развитии терапевтических отношений. Она может применяться с целью лечения и предупреждения различных болезней, коррекции нарушенного поведения и психосоциальной дезадаптации, реабилитации лиц с психическими и физическими заболеваниями и психосоциальными ограничениями, достижения более высокого качества жизни и развития человеческого потенциала».

Согласно определению Американской арт-терапевтической ассоциации, арт-терапия рассматривается как вид «лечебного применения изобразительной деятельности в контексте профессиональных отношений арт-терапевта с людьми, имеющими те или иные заболевания, травмы или трудности психической адаптации, либо теми, кто стремится к личному развитию. Благодаря созданию изобразительной продукции и обсуждению образов и процесса их создания, они могут прийти к лучшему пониманию себя и других, справиться с симптомами болезни и стресса или последствиями травмы, развить познавательные навыки и прийти к позитивному, жизнеутверждающему мироощущению» (АATA, 2003, p. 3).

Поделиться