Современные проблемы науки и образования. Центр подготовки педагогов к аттестации «Традиционная Народная кукла»

НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Технология «Творческая мастерская»

Одним из приоритетных направлений модернизации школьного образования является изменение отношения к обучению. Геополитические, коммуникационные и технологические преобразования в обществе вовлекли как в непосредственное, так и опосредованное общение довольно большое количество людей самых разных профессий, возрастов и интересов. Соответственно возросли и потребности в использовании иностранного языка. Возникла необходимость обратить внимание на учащегося как субъекта межкультурной коммуникации как субъекта образовательного процесса. Основной стратегией обучения провозглашен личностно - деятельностный подход, когда в центре стоит личность учащегося, учитываются его способности, возможности, склонности и интересы.

В связи с этим возникают определённые проблемы:

1.Недостаточно эффективное использование способностей школьников к овладению иностранным языком и речевому развитию в целом.

2.Не в полной мере созданы условия для достижения выпускниками средней школы минимально необходимого и достаточного уровня функциональной грамотности, который может обеспечить им успешное продолжение образования, а также облегчить их адаптацию к постоянно меняющимся условиям жизни.

З.Низкая деятельностная составляющая обучения не способствует формированию навыка говорения, чтения, аудирования, письма и перевода, развитию креативности мышления.

4.Недостаточность социокультурных знаний как о странах изучаемого языка, так и о своей стране, не позволяет учащимся вступать в диалог культур.

Данные проблемы можно решить. Что для этого требуется?

Большую роль в формировании интереса к учению по мнению Е.И. Пассова играет создание проблемной ситуации. При «плотности общения» чрезвычайно возрастает внутренняя и внешняя активность учащихся. Чем активней методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Наиболее продуктивн а технология Мастерской построения знаний, творческая мастерская, педагогическая мастерская разработанная психологами П. Ланжевеном, А. Валлоном, Ж.Пиаже и др. В которой главное не сообщать и осваивать информацию, а обучать способам работы. Основные идеи: в самостоятельном «открытии» знания путем исследования его генезиса и структуры «строительство» знания учеником с помощью метода критического отношения к существующим сведениям, информации и самостоятельного решения творческих задач; плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению, варианту другого и др.; внутри каждого задания школьники свободны в выборе способов выполнения; миссия преподавателя- мастера заключается в разблокировании способностей ребенка, в создании условий для раскрытия и реализации его творческого потенциала

Мастерская - это одна из основных обучающих, развивающих и воспитывающих форм. Есть много определений технологии мастерских, но больше всего я согласна с определением В.М. Монахова: "педагогическая мастерская - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учеников и учителя".

Для технологии мастерских характерны следующие основные принципы:

1. отношение учителя к ученику как к равному

2. не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное "строительство" знания учеником с помощью критического мышления к изучаемой информации

3. самостоятельность решения творческих задач

4. плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению других

5. умение работать в команде

6. критичность мышления

7. выступление в роли лидера

Закон мастерской - делай по-своему, исходя из способностей, интересов и личного опыта,

корректируй себя сам. Именно поэтому и нет "точных методик" по проведению мастерских, каждый учитель вправе сам конструировать, создавать свои мастерские?

История возникновения:

В 1920-х годах у научно-педагогической общественности проявилось стремление к избавлению от всего, что мешает человеку быть свободным, счастливым. В центр внимания педагогической общественности была поставлена личность. Педагоги, врачи, психологи активно изучали личность ребенка, искали пути ее развития.

В середине 1920-х годов во Франции возникла «Французская группа нового образования» (GFEN). В нее вошли знаменитые в то время психологи и педагоги - Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже. Они стремились противопоставить консерватизму традиционной школы новые интенсивные методы обучения и воплотить эти методы в практике.

В своем манифесте «Французская группа нового образования» заявила, что ее цель - воспитание свободно и критически мыслящей личности. Отмечалось, что движение «Новое образование» выступает «за интеллектуальную эмансипацию каждого как условие эмансипации всех». При этом подчеркивалось, что GFEN не отвергает напрочь идей педагогов, творивших до них. Представители этого движения утверждали, что основой их философии являются «мысли гениальных предшественников, представителей человечества: Руссо, Песталоцци, Монтессори, Декроля, Макаренко, Корчака, Бакле, Фрэнэ, Пиаже, Нейла, Баттельхейма - всех тех, для кого изменение методов воспитания и преподавания является важнейшей задачей цивилизации». Основатели GFEN отрицали традиционные атрибуты процесса образования: позволили ученику слушать не учителя, а одноклассника, позволили ошибаться, петь фальшиво, не бояться писать плохо, выдвигать самые на первый взгляд безрассудные гипотезы и отстаивать их, отказываться от них и выдвигать новые. Они предложили тезис о том, что «знание - это созидание и поиск в противостоянии с ранее приобретенными знаниями, с критической оценкой того, что может быть давно принято всеми». При этом педагоги GFEN настаивали на наличии природных способностей всех людей к творчеству. В конце XX века, в 1989 году, в Марселе собралась творческая группа из 350 педагогов Франции и других стран Европы - представителей «Французской группы нового образования» . На этой встрече были сформулированы основные положения предложенной группой новой технологии - «Мастерской»:

1. Вызов традиционной педагогике. Ученик должен находиться в активной позиции, раскрывать внутренний потенциал, сам строить свое знание.

2. Личность с новым менталитетом. Ученик должен развиваться как самостоятельная, творческая,

ответственная, конструктивно вооруженная личность.


    «Все способны». Каждый ребенок способен практически ко всем видам деятельности, вопрос лишь в том, какие методы будут применяться в процессе его образования и развития. Необходимо перейти от равенства по праву к равенству на деле.


    Интенсивные методы обучения и развития. Не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное строительство знания с помощью метода критического мышления.


    Новый тип педагога. Учитель не авторитарный наставник, а талантливый скульптор. Педагог должен относиться к ученику как к равному.


    Точный расчет психологических воздействий. Система воздействия на личность разработана так тщательно, что каждый, кто к ней приобщился, удивляется происходящему с ним: смог сам сочинить, нарисовать, выразить собственную мысль.


Таким образом, на рубеже 1980-1990-х годов представителями GFEN была предложена технология, реализующая педагогический подход данной группы которая получила название "Мастерская".

В ходе проведения мастерских возникает традиционный вопрос о знаниях, умениях и навыках. Кажется, что в дидактическом плане не хватает устного изложения преподавателем содержания изучаемых вопросов. Основное действие состоит в том, что участники мастерской выстраивают свое понимание проблемы, потом выдвигают гипотезы, обсуждают их, отвергают, формулируют новые, а после предъявления их аудитории обнаруживают свои просчеты и выстраивают новые гипотезы. При этом не происходит традиционной передачи огромного объема знаний от присутствующих педагогов ученикам. Один из ведущих отечественных ученых в области педагогической психологии Нина Федоровна Талызина считает, что это оправданно, потому что «знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого... Знать - это всегда выполнять какую-то деятельность или действия, связанные с данными знаниями... Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов деятельности, в которых знания могут функционировать». Сама деятельность по выполнению заданий в ходе мастерской требует напряжения всех познавательных сил, воображения, памяти, мышления. Важная особенность технологии мастерских - задания формулируются широко, с некоторой недосказанностью и неопределенностью. Но это дает простор воображению, творческому поиску. Ученики сами формулируют цель своей деятельности,традиционно образовательный процесс был сосредоточен на усвоении знаний, то технология мастерской предлагает такую структуру учебного занятия, которая позволяет каждому ученику знание не усваивать, а выстраивать.

На мастерских предложенные задания становятся проблемами самих учеников, они менее жестко привязаны к школьной проблематике, теснее соприкасаются с бытием ребенка. Этот подход лучше, чем традиционные технологии обучения, соответствует современным взглядам на необходимость формирования компетентности у выпускников учебных заведений. Следовательно, главная задача педагога - помочь ученику осознать у себя наличие творческих, интеллектуальных возможностей, способностей, а также потенциал личностного развития. В ходе мастерских происходит освоение. духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, то есть компонентов компетенции личностного самосовершенствования. В результате развиваются необходимые современному человеку личностные качества, культура мышления и поведения.

Свое название технология получила от того, что в ней есть МАСТЕР. Мастер лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. И принимают в нем участие все, включая мастера. В технологии мастерских главное - не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы.

В технологии мастерских находят применение индивидуальный, парный, а также групповой способы обучения. Однако они во многом отличаются от способов, имеющих те же названия и входящих в другие образовательные технологии.

Индивидуальный спо соб при традиционном подходе основывается на первоначальной деятельности педагога, на его слове, инициативе и на последующей самостоятельной работе ученика. Применение индивидуального способа обучения в технологии мастерских выдвигает на первый план личност ь ученика, который сам, без вмешательства педагога, соприкасается с проблемой, сам конкретизирует ее, формулирует вопросы, которые требуют первоочередного исследования. Ребенок самостоятельно вычерпывает первый смысл из нового текста, выделяет непонятное, достойное последующего обсуждения в паре или группе. Он отвечает не только за свои знания, но и за организацию самого процесса познания.

Парный способ обучения в технологии мастерских равносилен работе в диалоге. При этом пары могут быть как постоянного, так и сменного состава. Во время диалога происходит сопоставление нового, пополненного знания с уже имеющимися представлениями.

Групповой способ обучения занимает важное место в технологии мастерских. Его применение начинается после того, как индивидуальное вхождение в проблему уже состоялось, сформировано первичное понимание проблемы, прояснены некоторые пути ее решения, т. е. предъявлены индивидуальные и парные наработки. На втором этапе проводится их анализ, поиск наиболее эффективного пути исследования и наконец, обычно после социализации предъявления другими группами своих находок, планов, внесения корректив, начинается реализация одного из намеченных путей.

Мастерская- необычная форма проведения учебных занятий. Она состоит из последовательности взаимосвязанных этапов. На каждом из них учебное задание направляет познавательную деятельность учеников. Ученики имеют возможность выбора пути исследования средств.

Таким образом, мастерская как педагогическая технология нацелена на раскрытие индивидуальности человека, реализацию его права на развитие всех способностей. При явно выраженном акценте на формировании способов умственных действий приоритет в педагогической технологии мастерских отдается развитию творческих способностей.Итак, целью педагогической технологии мастерских является не прямая передача информации, а совместный поиск знаний. Мастерская часто начинается с актуализации знан ий каждого по данному вопросу, которые затем обогащаются знаниями товарищей по гр уппе. На следующем этапе знания-корректируются в разговоре с дгуг ой группой, и только после этого точка зрения о6ъявляется_класо/. В этот мом ент знания еще раз корректируются в результате сопоста 1Вления_своей позиции с позициями других групп. В классе организуется самопроверка,самооценка, рефлексия работы и самого процесса познания. Учебная

деятельность школьников в процессе выполнения заданий –это альтернатива простой передачи информации.

Мастерская- это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы(7-15) при участии учителя мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников.

Типы мастерских могут быть:

1) по составу участников: для учащихся, для педагогов, смешанные.

2) по целям и способам деятельности: мастерские творческого письма, построения знаний, мнение по самопознанию, смешанные.

3) по времени: одноактные (2-4 ч), длительные (недельные курсы погружения в проблему).

Педагогу, которого в терминологии мастерских называют мастером, приходится отказаться от привычных функций лектора, авторитарного руководителя. Задача педагога (мастера) в ходе мастерской состоит прежде всего в том, чтобы создать атмосферу открытости, доброжелательности, обратиться к чувствам учеников, вызвать их на откровение, работать вместе с ними, не ставить оценки, не ругать и не хвалить, но при этом дать почувствовать ученику собственное достижение, пусть даже небольшое. На основе анализа научной литературы в процессе исследования были выделены основные элементы технологии.

Основные элементы технологии: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, рефлексия.

Индукция.

Системообразующим элементом мастерских является проблемная ситуация-начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка. Французские учителя начало мастерской называют индуктором. С индуктора начинается продумывание учителем своей мастерской. Индуктор -индивидуальное задание, которое требует от каждого ребенка принятия независимого решения, своего видения проблемы.

Самоконструкция - это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка. На данном этапе ученики выполняют задания: или связанные с изучаемым учебным материалом (образовательные объекты, известные методы решения задач и др.), или эвристические (на создание собственных образовательных продуктов, на развитие известных положений, подтверждение высказанных идей и

предложений), или связанные с организацией самого учебного процесса планирование целей, определение этапов работы и др.)

Социоконструкция. Важнейший элемент технологии - групповая работа (малые группы выделяются в классе, образуются из учеников разных классов, часто возникают стихийно, по инициативе учеников). Мастер может корректировать состав групп; мастер разбивает задание на частичные задачи. Группам предстоит придумать способ их решения, причем ученики свободны в выборе поиска, метода, темпа. На этом этапе могу применяться те же задания, что и для индивидуальной работы. Взаимодействие с другими обеспечивает расширение источника опыта, идей за счет увеличения количества участников, размышляющих над проблемой. Продуктом работы в паре (группе) является общий вариант решения, проект, конспект, рисунок, схема и т.д.

Социализация: общее обсуждение того, что сделано индивидуально, в паре, в группе; рассмотрение всех гипотез, мнений. Обсуждение может быть организовано на основе афиширования-представления работ учеников и мастера (текстов, схем, рисунков и т.д.) всему классу (устная презентация или вывешивание афиш в классе) и ознакомление с ними всех участников мастерской. Все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух.

Разрыв-сопоставление всеми учащимися своих работ с работами одноклассников. Это внутреннее осознание участником мастерской неполноты своих знаний, что приводит к эмоциональному конфликту и потребности в получении нового знания. Здесь же организуется выполнение учащимися соответствующих заданий.

Рефлексия- это отражение чувств, возникших у учеников в ходе мастерской, приводящее к усовершенствованию дальнейшей работы мастера и учеников; это анализ успеха и неуспеха на каждом этапе мастерской.

Алгоритмы мастерских (по А.А. Окуневу):

Алгоритм 1. Индукция-самоконструкция->социоконструкция-Социализация- афиширование-разрыв -рефлексия.
Алгоритм 2. Индукция-панель-работа с литературой-обсуждение в парах, а затем в группах - постановка вопросов-выбор группой вопроса для исследовательской работы-понимание проблемы

(каждым)-социализация в группе-поиск гипотезы (каждым)-выбор наиболее вероятной гипотезы(в группе)- социализация-планирование и проведение эксперимента по проверке гипотезы-представление выводов и обоснование соседней группой-коррекция (в группе)-составление проблемы, решаемой на основании сделанного вывода(в группе) -обмен проблемами и сделанными выводами между группами-оценка каждой группой

представленных им выводов и возможностями их использования при решении поставленной проблемы (социализация).

Алгоритм 3. Слово мастера-индивидуальная работа с полученной информацией-работа с литературой (пополнение, уточнение информации) -представление (словесное, схематическое, письменное, устное) объектов, понятий, идей, представленных в слове мастера (социализация)- составление и сбор вопросов по изученной теме-выбор вопроса каждой группой-работа с литературой-шанель-слово мастера-работа групп с документами- постановка опыта по проверке гипотезы-сбор и обсуждение новой информации-формулирование выводов-доказательство выводов- критический анализ выводов-социализация.

Алгоритм 4. Индуктор-создание модели объекта, понятия, действия, схемы,
рисунка-описание свойств продукта-обмен описаниями-воспроизведение модели по описанию-обмен построенными моделями - уточнение описания модели-слово мастера (мастер предлагает свой алгоритм действия)-использование модели на практике каждым из участников группы-обмен заданиями в группе-анализ всех выполненных заданий в группе-выделение условий правильного выполнения заданий в группе- выделение правильного выполнения задания-обмен заданиями и моделями к ним между группами-корректировка моделей.

Алгоритм 5. Мастер предлагает 2-3 темы-выбор-каждый просматривает литературу по выбранной теме, формулирует проблему исследования- обнародование проблемы-каждый выясняет все, что он знает об этой проблеме-создание групп по схожим проблемам, формулирование общей темы
исследования-создание банка данных- план исследования-работа по плану: индивидуальная, парная,

групповая-обсуждение в группе-оформление первого результата-представление-каждая группа, после знакомства с результатами исследования других групп, составляет для них задание (мастер тоже) - работа над заданиями-оформление и представление второго результата
исследования – индивидуальное размышление проблеме-подготовка и оформление индивидуальных результатов привести пример нового понятия- группы обмениваются примерами, дают их обоснование, предлагают решение проблем, связанных с новыми понятиями-группы получают свои примеры с обоснованием, которое предложили их соседи-коррекция-группы представляют свои примеры на доске-вопросы других групп-коррекция- группы у доски говорят о тех моментах, которые они исправили-каждый записывает в своей тетради всю необходимую информацию-каждый у доски выполняет задание мастера по новому материалу. Анализируя особенности мастерских как

педагогической технологии, важно отметить, что при их построении и проведении активно используется следующий подход: образовательный процесс должен быть выстроен с позиции самопознания личности, помощи ее самостоятельным духовным усилиям, стимулирования, пробуждения заложенных в ней от рождения активности и творческого начала.

Важным аспектом педагогической технологии является воспитание участников мастерской. Процесс воспитания заключается в постоянной корректировке субъективного опыта, сопоставлении его с опытом других, в результате чего происходит выбор собственного пути, самоактуализация.

Литература:

Мухина И. А. " Что такое педагогическая мастерская."Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя. СПБ, 2002

Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта /Сост. И.А.Мухина. - СПб., 1995.

Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1986. Педагогические мастерские «Франция - Россия» / Под ред. Э. С. Соколовой.- М.: Новая школа. 1997.

Гессе Г. Избр. произведения.- М.: Панорама, 1995.

Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников.- М.: Просвещение, 1988.

Валери П. Об искусстве. - М.: Искусство, 1993.

Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления.- М.: Лабиринт, 1999.

Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1986.

Данилов М. А., Скаткин М. Н. Дидактика.- М.: Просвещение, 1975.

Загашев И.О., Заир-Бек СИ. Критическое мышление: технология развития. - СПб.: Альянс дельта, 2003.

Петрова Г.Б. Современные технологии в обучении литературе- магнитогорск,2006

Петрова Г.Б. "Современные технологии в обучении литературе" Мгнитогорск 2006г

Умение добывать, обрабатывать информацию и пользоваться ею на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. Поэтому задача школы в обучении заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить воспитанников добывать их и осваивать самостоятельно.
Следовательно, развитие интеллекта школьников, творческого потенциала детей, воспитания духовности и нравственности, правовой культуры, то есть обеспечение общей процедуры саморазвития личности, должно обеспечиваться технологически в учебном процессе, построенном на личностном включении школьника в процесс обучения.
При таком способе обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся.
А если учесть, что творчество заложено в детях самой природой и что они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, перевоплощаться, то становится понятным – творческое самовыражение необходимо детям для нормального развития.
Уроки литературы призваны формировать потребности личности в непрерывном совершенствовании, развивать творческие способности, творческое самостоятельное мышление. Реализовывать данную концепцию помогает технология творческих мастерских. Каждый ребёнок в творческой мастерской имеет возможность продвигаться к истине своим путем. Первостепенная задача педагога – приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Способности ученика требуют оптимально подобранных для него условий обучения.
Уроки «творческая мастерская» помогают достичь основных целей филологического образования:

1) развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности;
2) воспитания чувства ответственности по отношению к родному слову, чуткости к красоте и выразительности родной речи;
3) становления духовного мира человека, формирования внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личные возможности;
4) воспитания чувства прекрасного, культуры мышления и общения, эмоциональной отзывчивости, способности к переживанию и сопереживанию, художественного вкуса и культуры речи учащихся;
5) (и самое главное) формирования потребности в систематическом чтении художественных произведений.

Обучение в мастерских базируется на деятельностном подходе, коллективном способе обучения – только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причем не эпизодических, а системных.
Занятия в мастерских строятся на принципах: сотрудничества, сотворчества, совместного поиска, самостоятельности, опережающего поиска, занятости всех учеников. Каждый вносит свой вклад в процесс освоения новых знаний, отрабатывает варианты поведения в ситуации стремления к успеху.

Организация групп осуществляется по следующим моделям:

I модель – только слабые, только средние, только сильные.
II модель – сильные, средние и слабые в каждой группе.

Задания группам составляются в соответствии моделями групп, сформированных к данному уроку, по уровню сложности. Главная установка творческой мастерской – «УСПЕХ», «НЕУСПЕХА» не бывает.
Такой подход, по моему мнению, способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, то есть один цикл завершается, ученик переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне. А педагог развивает в каждом ученике мотив достижений, укрепляет чувство компетентности и ответственности за происходящее.
Работа в творческой мастерской начинается со слова, образа, предмета, мелодии, текста, рисунка… – и формулировки проблемы – темы мастерской. Далее каждый ученик самостоятельно выдвигает свою гипотезу, создает свой проект, отталкиваясь от поставленной задачи. Прежде чем огласить перед всеми решение проблемы, ученики обдумывают его в малой группе, т.е. обучение опирается на собственный опыт членов группы и предполагает взаимообучаемость. Самое главное, на мастерских – каждый ученик чувствует свою интеллектуальную состоятельнось, удовлетворяет коммуникативную потребность, развивается как личность.
Алгоритм процесса работы мастерской можно представить следующим образом:
Начало, мотивирующее творческую деятельность (проблемная ситуация, вопрос, задание).

  1. Работа с материалом (текст, схемы, краски, модели, проект).
  2. Соотнесение своей деятельности с деятельностью других.
  3. Разрыв – внутреннее осознание необходимости нового поиска. Обращение к справочникам, учебникам, дальнейшее исследование.
  4. Творчество. Коллективное творчество.

Результатом урока-мастерской по литературе является представление своего видения проблемы, своего образа в сочинении, в красках на картине, в творческой работе в лирической или эпической форме (стихотворение, рассказ, книга, сценарий и др.)
Мастерская требует большой подготовительной работы, которая проводится на нескольких уроках и позволяет расширять возможности урочной организации обучения.
Первые мастерские провожу 5 классе. Им предшествует урок по главе «Драгоценная пыль» из книги К.Г. Паустовского «Золотая роза». Заключительный этап урока – ответ на вопрос: «Так что же такое драгоценная пыль». Звучит ответ из текста: «Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца, так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, – всё это крупинки золотой пыли.
Мы литераторы, извлекаем их десятилетиями, эти миллионы песчинок, собираем незаметно для самих себя, превращаем в сплав и потом выковываем из этого сплава свою «золотую розу» – повесть, роман или поэму».
После чего класс принимает решение, какой будет, как будет называться и выглядеть их копилка, которая впоследствии, к 11 классу, превратится в «золотую розу».
Результатом работы каждой мастерской становится продукт коллективного творчества со следующей структурой:

  • круг решённых проблем (записи ответов учащихся, отдельные интересные мысли и др.);
  • творческие работы на компьютере;
  • собственное творчество учеников (индивидуальные, коллективные сочинения, произведения, рисунки, эскизы, газеты и др.).

Всё это, чтобы не пропал интерес к предмету, обязательно сохраняется и используется в дальнейшей работе.
Виды творческих мастерских в зависимости от темы урока и возраста учеников

1. Творческие мастерские обобщение и систематизация знаний по теме. Базовая модель таких уроков состоит из следующих этапов:

1) репродуктивные задачи на повторение и закрепление изученного;
2) развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей учащихся (памяти, внимания, мышления, воображения, речи);
3) решение частично-поисковых задач разного уровня (с дифференцированным подходом);
4) решение творческих задач. Урок «Русская народная сказка», «Басни Крылова» – 5 класс.

2. Автор и его творчество. Обзорные темы, каждая группа представляет своего автора, направление, течение в литературе, жанр и т.д. «Человек на войне» – 11 класс.
3. Научные исследования. Предусматривает работу с литературоведческим материалом, глубокий анализ крупных произведений. «М.Булгаков. «Мастер и Маргарита». Любовь и творчество в романе» – 11 класс, «И.С.Тургенев. Поэзия. Проза. Стихотворения в прозе» – 10 класс.
4. Система образов. Задача таких уроков – сопоставление или противопоставление главных героев произведения, их личностные, портретные характеристики. «Система образов романа Ф.М.Достоевского «Идиот».
5. Художественное произведение – комплексный анализ небольших по объёму прозаических и поэтических произведений. «Тема взаимоотношений между детьми и родителями». К.Г.Паустовский «Телеграмма». (Приложение 1 )
6. Поэтическая мастерская – составление тематических поэтических сборников известных авторов, их защита, анализ авторских поэтических текстов, сочинение собственных, работа с теорией литературы. «Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова».
7. Мастерская – экскурсия. Заочная (виртуальная) экскурсия на родину писателей и поэтов, по описанным в произведениях городам. 2По следам Печорина» – 10 класс.
8. Интегрированная мастерская. Урок литературы, истории, ИЗО. «Последнее уничтожение на Бородинском поле» – 5 класс.
9. Психологическая мастерская. «Психологический портрет героев романа «Идиот» Ф.М. Достоевского» – 10 класс.
10. Круг чтения. Составление цитатного портрета автора произведения, знакомство и работа с любимыми произведениями писателей. «Автор и его герой в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова.

Новые информационные компьютерные технологии помогают учителю в достижении образовательных и воспитательных целей.

Применение информационных технологий на творческих мастерских необходимо, имотивированотем, что они:

  • позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу;
  • способствуют совершенствованию практических умений инавыков учащихся;
  • позволяют индивидуализировать процесс обучения;
  • повышают интерес курокам литературы;
  • активизируют познавательную деятельность;
  • развивают творческий потенциал учащихся;
  • осовременивают урок.

Используя информационные технологии, я провожу следующие типы уроков:

  • компьютер используется в демонстрационном режиме (один компьютер на столе учителя);
  • компьютер используется в индивидуальном режиме (компьютерный класс);
  • компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме (компьютерный класс с выходом в Интернет).

Материально-техническая база нашей школы позволяет организовать работу в любом режиме.
Мы используем на уроках мультимедиа энциклопедии, Интернет-ресурсы, материалы школьной медиатеки, а также самостоятельно выполненные учителями и учениками материалы, с использованием универсальных инструментальных комплексов для разработки и редактирования различного рода учебных программ (Power Point - для создания презентаций, текстовый редактор Word, табличный процессор Excel – тесты, Publisher для создания буклетов)

1. Слайд-фильм (презентация) – визуальная информация: иллюстративный, наглядный материал (набор слайдов – иллюстраций, фотоматериалов, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке).
Эта конкретно-наглядная основа урока, делает его ярким, зрелищным, информационным и поэтому запоминающимся.

2. Интерактивный демонстрационный материал (тексты, задания, опорные схемы, таблицы, понятия). Создание слайдов с графическим изображением (ученики в ходе изучения материала создают обобщающие таблицы, схемы, алгоритмы действий, а на этапе закрепления изученного или на этапе повторения пройденного используют данные таблицы, схемы для решения учебно-познавательных задач).

3. Обучающий контроль.

Компьютерные тесты, трансформация и моделирование текста, предназначенные для контроля уровня усвоения знаний учащимися, использующиеся на этапе закрепления и повторения пройденного. Тестовый контроль иформирование умений инавыков спомощью компьютера предполагает возможность быстрее иобъективнее, чем при традиционном способе, выявить знание инезнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен ипрост для оценивания.

4. Самостоятельная поисковая работа – использование Интернет-ресурсов, мультимедиа библиотеки школы.

5 . Выполнение творческих и научно-исследовательских, конкурсных работ на персональном компьютере с возможностью проверки их учителем и для дальнейшего использования данного материала в учебном процессе, участие в районных, региональных и федеральных конкурсах.
6. Электронные словари – литературоведческие, толковые и др., особенно хочется выделить терминологический словарь.
7. Обучающие программы. Способствуют формированию мотивации учения, стимулируют инициативу и творческое мышление.
8. Участие в телекоммуникационных проектах.
9. Участие в Интернет-фестивалях.

Результат использования новых информационных технологий на уроках литературы

  • повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке);
  • осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);
  • расширение объёма предъявляемой учебной информации;
  • обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);
  • улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);
  • повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его формы;
  • включение учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах;
  • повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом), улучшение качества образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя, включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика.

23.12.2014 15:21 Новик Наталья Геннадьевна

Технология "Педагогическая мастерская"

Новик Наталья Геннадьевна

Пояснительная записка

В данной статье рассматривается место технологии «Педагогическая мастерская» в рамках ФГОС ООО.

В соответствии с основными реформами общеобразовательной школы, учащихся необходимо вовлекать «…в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать и понимать, осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности». (Из Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа".)

Педагогическая мастерская - это одна из интенсивных технологий обучения, включающая каждого из его участников в «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельное решение творческих задач. Из существующих педагогических методов работы мастерская приближается к исследовательским и проблемным методам обучения, которые опираются на логические противоречия и связи, творческий процесс в мастерской основан на чередовании бессознательного или осознанного не до конца творчества и последующего его осознания. В системе мастерских все проблемы выдвигаются участниками, и в ней важен сам процесс творчества.

Таким образом, образовательная технология «Педагогическая мастерская» отвечает требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и, осуществляя деятельностный подход, обеспечивает «формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; … активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся».

1.Введение. Необходимость введения ФГОС ООО.

2. Современные педагогические технологии.

3. Технологии «Педагогическая мастерская».

3.1. Цели технологии «Педагогическая мастерская».

3.2. Научное обоснование технологии «Педагогическая мастерская».

3.3. Сущность технологии «Педагогическая мастерская».

3.4.Принципы и правила ведения Педагогической мастерской.

3.5. Алгоритм технологии «Педагогическая мастерская».

3.6. Типы Педагогических мастерских

3.6.1. Преимущество технологии «Педагогическая мастерская» на уроках русского языка и литературы.

3.7. Результаты технологии «Педагогическая мастерская».

4. Технология «Педагогическая мастерская» в рамках ФГОС ООО.

Технология «Педагогическая мастерская»

Не дари голодному рыбу, а подари ему удочку.

(немецкая пословица)

В современном российском обществе назрела необходимость реформирования системы образования с тем, чтобы ученик стал центральной фигурой учебного процесса. Поэтому разработка нового поколения образовательных стандартов - это вызов времени, в котором мы живем. С 2015 года вводится Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования, и учителя средней школы должны быть готовы работать с учениками, уже познакомившимися с новыми образовательными технологиями. К таким технологиям принадлежит и технология «Педагогическая мастерская».

Современное общество ставит перед учебными заведениями задачу подготовки выпускников, способных:

Быстро адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

Самостоятельно критически мыслить, искать пути рационального решения возникающих проблем, используя современные технологии; четко осознавать, где и как приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности;

Грамотно работать с информацией;

Быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях;

Самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Что для этого необходимо? Прежде всего, возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем.

Подготовка успешного выпускника - главная задача преподавателя. И такая подготовка невозможна без внедрения новых форм и методов преподавания.

Современные педагогические технологии

Существует множество интересных определений сущности педагогических технологий. Например, толковый словарь дает такое:

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком- либо деле, в искусстве.

В других источниках находим:

Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.

Технология - это и способы деятельности, и то, как личность участвует в деятельности. Любая же деятельность может быть технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства начинается, технологией заканчивается, чтобы затем весь процесс начался снова.

Развитие образовательных технологий связано с гуманизацией образования. Термин «образовательные технологии» - более емкий, чем «технологии обучения», так как он подразумевает еще и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых.

К современным педагогическим технологиям можно отнести следующие:

  • технология организации самостоятельной деятельности школьников;
  • технология организации исследовательской деятельности школьников;
  • технология организации проектной деятельности школьников;
  • технология развития критического мышления;
  • технология диалогового взаимодействия;
  • технология «Педагогическая мастерская»;
  • технология кейсов.

Технология «педагогическая мастерская»

Я хочу остановиться на технологии «Педагогическая мастерская», так как, впервые познакомившись с ней в 2000 году, не раз присутствовала на мастер-классах, проводимых преподавателями АППО Санкт-Петербурга, учителями-предметниками. Я считаю, что использование на уроках русского языка и литературы технологии педагогических мастерских дает возможность эффективно проводить различные типы уроков.

Одним из «первооткрывателей» технологии «Педагогическая мастерская» в Санкт - Петербурге стала учитель литературы И. А. Мухина. Она пишет: «Мастерская педагогическая - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия».

Можно сформулировать следующие образовательные цели технологии «Педагогическая мастерская»:

  • Ø не формировать гармоническую личность, а создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающегося;
  • Ø не дать знания по конкретному предмету или теме, а предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира;
  • Ø не проконтролировать и оценить сделанное, а реализовать возможности самооценки и самокоррекции;
  • Ø не сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащимся право на ошибку и право на сотрудничество.

В России с технологией педагогических мастерских впервые познакомились в 1990 году. В Санкт-Петербургском государственном университете педагогического мастерства предприняли попытку адаптировать эту технологию в практику российского школьного образования. «Первопроходцами» в технологии педагогических мастерских стали И. А. Мухина, Л. Д. Фураева, Н. И. Хлебович, Ж. О. Андреева и др. А сама эта необычная система обучения разработана французскими педагогами - представителями ЖФЕН - «Французской группы нового образования». У истоков движения стояли психологи П. Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др. Данная технология отличается своей обращенностью к «Я» ребенка, к его интересам, целям.

Сущность этой системы выражается в следующих основных положениях:

  1. Личность с новым менталитетом - это личность «самостоятельная, социально ответственная и конструктивно вооруженная», способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.
  2. Все способны: каждый ребенок обладает способностями практически ко всем видам человеческой деятельности: к овладению естественным и гуманитарным знанием, изобразительным искусством, музыкой и

т. д. Дело только в том, какие методы будут применяться в процессе его образования.

3. Интенсивные методы обучения и развития личности.

То есть, Мастерская - это технология, требующая от преподавателя перехода на позиции партнерства с учащимися, ненасилия, приоритета процесса над результатом. Это технология направлена на «погружение» участников мастерской в процесс поиска, познания и самопознания. В мастерской учитель - это мастер. Он не передает знания и умения незнающему и неумеющему, а лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. А принимают в нем участие все, в том числе и сам учитель-мастер. В работе мастерской важен сам процесс, который приобщает к радости творчества, к самостоятельной исследовательской деятельности. Это дает ощущение собственной значимости и уважения к неповторимости другого. Именно поэтому, наверное, и дети, и взрослые воспринимают процесс в мастерской как кусочек живой жизни. Создатели авторских мастерских говорят: «Мастерская не урок, в мастерской происходит проживание».

В статье «Что такое педагогическая мастерская?» И. А. Мухина приводит следующие принципы и правила ведения мастерской:

  • Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера- руководителя мастерской.
  • Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки - путь к истине.
  • Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создают условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы «педагогики успеха». Оценка заменятся самооценкой и самокоррекцией.
  • Представление свободы в рамках принятых правил реализуется, во-первых, в праве выбора деятельности на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во-вторых, в праве не участвовать на этапе «предъявления продукта»; в-третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.
  • Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой - психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс.
  • Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не спор, даже не дискуссии, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой, диалог с научным или художественным авторитетом - необходимое условие личностного освоения элементов культуры, условие восхождения к новым истинам. Диалог создает в мастерской атмосферу постижения любого явления с разных позиций в разных «цветах», которые лишь совместно дают ощущение «радуги» мира. Рождается истинная коммуникативная культура.
  • Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной работы, возможность быстрого представления творческого «продукта» каждого или целой группы, пространство для импровизаций, пантомим и т.д. Содействует появлению чувства свободы.
  • Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера, руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. Задача его состоит, скорее, в некоторой фиксации достигнутого участниками. Мастер не ставит вопросов и не отвечает на них. В ряде случаев он может включиться в работу «на равных» с учащимися - например, в мастерской творческого письма. Каждая мастерская для руководителя - поле диагностики, на основе которой создается новая мастерская или включаются другие необходимые формы работы.

Построение мастерской технологично, а, следовательно, создается по определенному алгоритму.

Первый этап.

«Индуктор» - первое задание мастерской, направленное на создание эмоционального настроя, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Индуктором может служить слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т.д. То есть все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. По мнению А. А. Окунева, индуктор - будильник. «Мы спим, и вдруг в нашу жизнь врывается нечто. Индуктор - момент разбуживания, который раскачивает маятник чувств. Главное, чтобы эти чувства были вызваны. Даже, если индуктор вызывает раздражение - это тоже хорошо».

Второй этап .

Этот этап связан с созданием, индивидуально или в группе, творческого продукта. Его можно разделить на две стадии. В разных источниках эти стадии называются по-разному. Например, «деконструкция и реконструкция». То есть нечто (текст?) разбирается на детали, а потом используется как исходный строительный материал - можно со своими добавками.

Можно найти и такое разделение: «самоинструкция и социоконструкция».

«Самоинструкция» - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

«Социоконструкция» - объединение этих элементов в коллективный продукт.

Третий этап.

«Социализация» - это предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т.д.) На этом этапе каждый про себя сравнивает, соотносит свои результаты с чужими и - осваивает все возможные открытия.

Иногда после этого этапа нужна промежуточная рефлексия. Это важно, если, например, нам необходимо заканчивать урок, а мастерская еще не завершена. Здесь же у участников работы часто появляется потребность в новом ли дополнительном знании - информационный запрос.

Четвертый этап.

Этот этап не обязателен в каждой мастерской, но необходим, если после этапа социализации участники мастерской исправляют или дополняют созданный продукт. Здесь происходит обращение к новой информации и ее обработка. Что это может быть? Словарные статьи, работы критиков, фрагменты статей, высказывания известных людей. Участник мастерской может продолжить или улучшить написанное. А может создать новый продукт.

Пятый этап.

«Афиширование» - представление работ участников мастерской (и Мастера). Это могут быть тексты, рисунки, схемы, проекты и т. д. Основное условие этого этапа: все написанные сочинения читаются, все рисунки демонстрируются, все придуманные сценки, пантомимы разыгрываются. Важно, чтобы все участники мастерской были выслушаны.

Шестой этап .

«Разрыв» - лучше всего отражают смысл этого понятия слова озарение, инсайт, понимание. И. А. Мухина пишет: « «Разрыв» - психологическое состояние участника мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения. Путем «озарения» он приходит к качественно новому повороту истины. Если на обычном уроке ученик приводится учителем к новому логично, постепенно, многоступенчато и доказательно, то в мастерской самостоятельный вывод, обобщение, закономерность или новый образ появляются чаще всего как прозрение. Происходит разрыв между старым и новым.

«Разрыв» - необходимый и важнейший элемент мастерской, ее ядро. Главный «разрыв» заранее планируется руководителем мастерской. Технология создания условий для разрыва состоит в подборе парадоксального содержания, предлагаемого участникам мастерской для осмысления. Переживание парадокса приводит мысль и эмоции исследователя сначала к состоянию тупика, затем к поиску выхода из тупика и, наконец, к «озарению» - «разрыву». Их количество различно в одной и той же мастерской для каждого участника, так как зависит от степени подготовленности, психологического состояния, личного опыта человека и т.п. Незапланированные «разрывы» могут быть дополнительно на любом этапе мастерской. Если участник мастерской не переживает ни одного «разрыва», для него мастерская не состоялась».

Седьмой этап.

«Рефлексия» - что я открыл сегодня - в себе, в тексте, в окружающих? С каким вопросом вышел? Чего не понял? То есть, это этап отражения чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской. Это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.

Возможны иные варианты алгоритма работы при соблюдении общих принципов и правил ведения мастерской.

Типы мастерских

В настоящее время существует несколько разновидностей творческих мастерских:

  • Мастерская построения знаний;
  • Мастерская творческого письма (или просто - письма);
  • Мастерская построения отношений;
  • Мастерская самопознания;
  • Проектная мастерская и др.

На уроках русского языка и литературы чаще всего используются мастерские построения новых знаний и мастерские творческого письма.

Если ученики «прошли» через мастерскую построения знаний , то самые сложные теоретические понятия «оживут» в процессе мастерской, соприкосновение с ними будут животворящими, т.к. участникам мастерской предоставляется право освоения «живого знания». Приобретаемые учеником знания становятся его личным открытием, «присваиваются» им.

Мастерская творческого письма особенно важна для учителя - словесника, потому что с каждым годом увеличивается число «неговорящих» детей, т.е. не умеющих грамотно выражать свои мысли. А эта мастерская позволяет ученику - участнику мастерской - применить собственный жизненный опыт при выполнении конкретно поставленной задачи.

Основная задача Мастера, ведущего мастерскую творческого письма, - помочь участникам мастерской обрести ощущение внутренней свободы, гармоничного состояния души. Мастерская помогает ученику в какой-то мере понять состояние духовного подъема поэта, писателя, художника, композитора, скульптора в момент творческого озарения. Приобретенный здесь опыт часто становится незабываемым событием жизни, фактом духовной биографии, ведь созданные работы оцениваются Мастером положительно и вдохновляют учеников на дальнейшие поиски и успехи.

Невозможно переоценить значение технологии педагогических мастерских в работе учителя-словесника. Очень редко уроки, проведенные в данной технологии, бывают неудачными. В основном же, учителя отмечают следующие преимущества мастерских:

Работа со словом в мастерской становится первостепенной;

Мастерские - отличный способ развивать собственное «письмо», а значит, готовиться к сочинению;

Мастерские «запускают» ассоциативное мышление. Это путь для проявления собственных представлений, чувств, мыслей, для понимания художественного творчества;

Являясь рефлексивной технологией, мастерская на практике вызывает, тренирует, развивает способность к аналитической деятельности: к анализу произведений и ситуаций общения, к сопоставлению своих и чужих мыслей, чувств, восприятия, отношения; к самоанализу и самоконтролю. Эти умения и навыки необходимы для воспитания грамотного читателя;

Сами старшеклассники не раз фиксировали на стадии рефлексии развивающее воздействие мастерских. Эти занятия поощряют аналитическую и творческую деятельность, развивают доверительные отношения в коллективе, уважительное и радостное отношение к учителю и к учению как к труду и творчеству.

Результаты мастерской

Результаты мастерской не программируются мастером детально. Это может быть или развитие мотивации к дальнейшему познанию, или создание завершенных проектов на основе полученных знаний. Можно сказать, что результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, но и сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество.

Понять атмосферу, специфику мастерской помогают комментарии, мысли, высказывания людей, «прошедших» через различные типы мастерских:

  • Ø школа должна сделать детей способными прожить моменты поиска знания, анализа ситуации и момент теоретических знаний, чтобы при выходе из школы они сами могли конструировать знания;
  • Ø человек осознает себя, когда пишет;
  • Ø пора отказаться от того, чтобы другие думали за меня;
  • Ø в задачу учителя входит создание в классе атмосферы открытости;
  • ребенок, конечно, может (и должен) делать ошибки, но ошибки не должны быть осмеяны;
  • Ø часто наши подсказки вообще грешны, ибо они далеки от того, что происходит в голове ребенка;
  • Ø вместо подсказки мастер изобретает еще одну ситуацию, чтобы дети развили то верное, что нашли, и отказались от ошибочных идей;
  • Ø свобода учителя развивает свободу ученика;
  • Ø познание не равно послушанию;
  • Ø в мастерской должно быть пространство для мыслей;
  • Ø не в школе ли делают детей неспособными?
  • Ø учитель на уроке не хозяин, хозяин - текст. Но обычно на эту роль претендует учитель;
  • Ø постоянный поиск - обычное состояние мастера;
  • Ø ошибка - возможность подняться на новую ступеньку познания;
  • Ø на мастерской мастер - человек-невидимка. Он мало говорит, больше молчит;

Я считаю, что эти высказывания можно назвать рефлексией на саму технологию «Педагогическая мастерская».

Таким образом, образовательная технология «Педагогическая мастерская» отвечает требованиям ФГОС ООО и, осуществляя деятельностный подход, обеспечивает «формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; … активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся».

Литература:

  1. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О.Б. Даутова, Е. В. Иваньшина, Т. Б. Казачкова, О. Н. Крылова, И. В. Муштавинская. - СПб.: КАРО, 2014г.
  2. Учение. Общение. Творчество: Девять мастерских. / Т. Я. Еремина. - СПб.: «Корифей», 2000г.
  3. Педагогические мастерские по литературе. / под ред. А. Н. Сиваковой. - СПб.: «Корифей», 2000г.
  4. Технология мастерских как средство обновления образовательного процесса школы. / О. Н. Крылова, М. Н. Тимофеева, О. Ю. Сорокина. Обучение с целью уменьшения насилия. - СПб., 2002г.
  5. http:// festival.1september.ru
  6. http:// l-chigir.narod.ru
  • Назад
  • Вперёд
Обновлено: 01.02.2020 16:26

Технология мастерских

Я не согласен принять никакой истины иначе, как от свободы и через свободу.

Н.Бердяев

Технологию мастерских исповедует группа французских учителей «Французская группа нового воспитания»; она основывается на идеях свободного воспитания Ж.-Ж.Руссо, Л.Толстого, С.Френе, психологии гуманизма Л.С.Выготского, Ж.Пиаже, К.Роджерса.

В технологии мастерских главное не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы, будь то естественнонаучное исследование, текстологический анализ художественного произведения, исследования исторических первоисточников, средств создания произведений прикладного искусства в керамике или батике и др. Передавать способы работы, а не конкретные знания -очень непростая задача для учителя. Тем благодарнее результаты, выражающиеся в овладении учащимися творческими умениями, в формировании личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию.

Классификационная характеристика

По уровню применения: локальная + частнопредметная.

По основному фактору развития: социогенная + психогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + интериоризаторская.

По ориентации на личностные структуры: СУД + СУМ.

По характеру содержания: проникающая, приспосабливающаяся.

По типу управления: система малых групп + «репетитор».

По организационным формам: альтернативная.

По подходу к ребенку: свободного воспитания.

По преобладающему методу: проблемно-поисковая + диалогическая.

По направлению модернизации: альтернативная.

Целевые ориентации

Предоставить учащимся психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознать самих себя и свое место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут, перспективы «буду щего», которые затронут их самих.

Проделать путь от культуры полезности к культуре достоинства (человек самоценен).

Концептуальные соображения

Гипотеза: культурные формы должны лишь предлагаться ребенку, но не навязываться.

Отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства учеников.

На мастерской предоставляется возможность каждому продвигаться к истине своим путем.

Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание.

В отличие от урока, знания на мастерских не даются, а выстраиваются.

Ученик имеет право на ошибку; ошибка считается закономерной ступенью процесса познания; точные знания следуют за ошибками.

Творческая деятельность - безоценочная деятельность.

Мастер - для ученика, а не ученик для мастера.

Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Мастер - садовник, выращивающий растение - ребенка, создающий условия для реализации заложенных в нем природных задатков.

Особенности содержания

Мастерская как локальная технология охватывает большую или меньшую часть содержания учебной дисциплины. Она состоит из ряда заданий, которые направляют работу ребят в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны. Они каждый раз вынуждены осуществлять выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы и т.д. Мастерская часто начинается с актуализации знаний каждого по данному вопросу, которые затем обогащаются знаниями товарищей по группе. На следующем этапе знания корректируются в разговоре с другой группой, и только после этого точка зрения группы объявляется классу. В этот момент знания еще раз корректируются в результате сопоставления своей позиции с позицией других групп.

Алгоритм - это формализация технологического процесса в виде последовательности некоторых шагов, блоков деятельности, которые зависят от содержания познавательной области, но имеют и надпредметную часть, определяемую общими для всех областей способами деятельности учащихся.

В технологии мастерских разработаны алгоритмы для типичных надпредметных задач, например: поиск подхода к решению проблемы, выполнение домашнего задания, аналогии, конструирование теорем, свобода творчества, способы обучения, способы саморегуляции и т.п.

Алгоритмы различаются по уровню сложности, продолжительности выполнения, связи с областями жизнедеятельности детей.

Пример алгоритма (он разделен на три малых занятия-алгоритма, рассчитанных на 1-2 часа).

Алгоритм А-1.

Панель (этап актуализации знаний в данной области) - выделение проблем -работа с литературой - обсуждение в парах - обсуждение в группах - постановка вопросов в группах - представление вопросов классу - выбор проблемы для исследования.

Алгоритм А-2.

Представление проблем - объединение в группы для решения проблем - каждый представляет группе свое понимание проблемы - каждый формулирует гипотезу решения проблемы - выбор в группе наиболее вероятной гипотезы - планирование и проведение эксперимента по проверке гипотезы - формулирование выводов.

Алгоритм А-3.

Представление результатов работы групп - составление и обмен вопросами по представленным результатам - ответы на вопросы и корректировка результатов -составление группами серии заданий на применение результатов их поиска - обмен заданиями между группами - знакомство групп с представленными другой группой решениями их задания.

Панель дает возможность всем желающим высказать свою точку зрения о проблеме, которой будет посвящена мастерская. В ходе разговора у каждого возникают мысли как в поддержку высказанных идей, так и в их опровержение. Разобраться каждому с этой массой вопросов предлагается на втором этапе, когда ученик будет работать с литературой. Конечно, сначала каждый пороется в книгах, почитает те отрывки, которые его заинтересуют. Потом поговорит с соседом, а затем в группе. Группа соберет и зафиксирует информацию, прозвучавшую на панели, обдумает и начнет создавать свою новую версию, которая затем на следующем этапе будет опять усовершенствована. Ребятам могут быть предоставлены копии исторических документов, с которыми ученые работали в то время, когда эта проблема обсуждалась. Именно копии или сами документы, но не их обработка, хотя познакомить школьников с различным восприятием учеными одних и тех же документов тоже интересно.

Итак, панель, слово мастера, работа с документами - все это предоставляет группе возможность не только сформулировать версию, но и поработать с ней, а на следующем этапе организовать ее опытную проверку. Но, конечно, опыт не даст полной уверенности в истинности выбранной версии, необходимо ее логическое обоснование, доказательство. Поэтому ребята строят цепочку умозаключений и с опорой на утверждения, об истинности которых они договорились, приходят к выводу об истинности их версии. Однако в доказательство может вкрасться ошибка. Поэтому необходим критический анализ всей проделанной работы (рефлексия). На последнем этапе группы представляют друг другу все, что они сделали.

В каком соотношении находится предполагаемый объем индивидуальной и групповой работы? Практика показывает, что наилучший результат дает оптимальное чередование периодов индивидуального и группового мышления.

Предложенные алгоритмы пригодны не для любого содержания и не для любого класса. Мастерская пройдет с пользой для ребят, если у них уже имеются необходимые учебные и интеллектуальные умения. Поэтому технологическая линия занятий включает специальные мастерские, на которых ребята учатся: а) работать на первом этапе, этапе восприятия; б) работать с гипотезой; в) понимать текст; г) выполнять критический анализ текста, рассуждений, доказательств; д) ставить опыт, отбирать для опыта материал, формулировать задачу, делать наблюдения, описывать результат; е) выполнять сравнение, обобщение; ж) ставить вопросы. Все эти общеобразовательные мастерские формируют у ребят общеинтеллектуальные умения, без которых невозможна серьезная мыслительная работа.

Мастерская закладывает основы для прочного усвоения знаний. Дальнейшая отработка и закрепление знаний происходят в других формах работы.

Особенности методики

Мастерская - это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 учеников) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников.

Основные методические приемы - элементы технологии: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, разрыв, коррекция, творческое конструирование знания.

Индукция. Системообразующим элементом мастерских является проблемная ситуация. Проблемная ситуация характеризует определенное психическое - вопросное состояние субъекта (ученика), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий. Вопрос должен занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов; представить это неизвестное, показать необходимость работы с ним; определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через период незнания прийти к открытию; присоединить к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования. Такая проблемная ситуация в технологии мастерских называется индукцией (индуктором).

Составляя индуктор, надо соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями, которые он может вызвать у детей.

Широкий индуктор рассчитывается и на тех, у кого обучение опирается и на зрительную, и на слуховую, и на двигательную память. Он дает большую свободу выбора каждому реализовать свое стремление к актуализации.

Индуктор в зачаточном состоянии есть в каждом ребенке, он как бы настраивает организм на саморазвитие. Если у ученика вообще нет потребности изучать науку, то одним индуктором не обойтись, нужна серия мастерских по формированию данной познавательной потребности. Существует и масса других, не менее значимых: потребность быть личностью, потребность в самоутверждении, в общении, в самовыражении, в эмоциональном насыщении, в свободе, в эмоциональном контакте, в двигательной активности, в игре и др. Мастерская стремится реализовать все эти потребности, но приоритет отдается развитию познавательной потребности.

Если интереса к предмету нет, мастерская направляет действия на создание мотива, на обозначение цели и на то, чтобы ребята сами открыли, что эта цель для них достижима. Осознать возможность решения проблемы - могучее средство для стимулирования интереса.

Самоконструкция - это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

Социоконструкция. Важнейшим элементом технологии мастерских является групповая работа (малые группы выделяются в классе, образуются из учащих -

ся разных классов, часто возникают стихийно, по инициативе ребят). Мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие психологических качеств детей (экстраи интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и др.). Мастер разбивает задание на ряд частичных задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причем ребята свободны в выборе метода, темпа, поиска. Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.

Социализация. Всякое выступление ребенка в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию.

Когда группа выступает с отчетом о выполнении задачи, важно настоять, чтобы в отчете были задействованы все. Выступать за группу ответственно и почетно. Каждому хочется, чтобы его группа выступила хорошо. Это заражает всех. Работа в малых группах в отличие от фронтальной работы с классом позволяет использовать уникальные способности ребят, дает им возможность самореализоваться. Она в большей мере, чем индивидуальная и фронтальная работа с классом, позволяет учесть и включить в работу различные способы познания у каждого из ребят.

Разрыв. Ближе всего отражают смысл этого слова озарение, инсайт, понимание. Понимание всякое: себя, других, науки. Разрыв - это внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с литературным источником. Такой же процесс можно наблюдать в лабораториях ученых, исследователей, когда длительный поиск приводит их не только к накоплению информации по изучаемому вопросу, но и к иному пониманию, а порой и к разрыву со старой теорией, старым обоснованием.

Творчество. Мастерская дает ученикам творческий «опыт дерзновения», а не «опыт послушания». В какой же мере на мастерской предоставляется возможность использовать свое дерзновение, в какой мере мастер требует от него послушания? Каковы их пропорции на мастерской? Принять задание мастера - акт послушания ученика. Но в выполнении задания свобода творчества, ребята сами выбирают путь его осуществления, и одна версия не исчерпывает всего задания. Мастер не получает запланированных им дома ответов, а иногда результат выполнения задания учениками приводит к разрыву цепей, сковывающих самого мастера.

Позиция ведущего мастера - это прежде всего позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов. С ним можно обсудить причины неудач, составить программу действий.

Проводя мастерскую, мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать разум, мысль ребенка, сделать их активными, разбудить в нем то, что скрыто даже для него самого, понять и устранить то, что ему мешает учиться. Все задания мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить

воображение ребенка, создать такую атмосферу, чтобы он проявил себя как творец. Мастер мягко, демократично, незаметно руководит работой ребят.

Форма мастерской как психологический тренинг помогает добраться до самого тайного в человеке, вызвать из него то, что он и не желал бы показывать; в этом состоит опасность действий мастера.

Удивительная миссия мастера: разблокировать способности человека, разобрать завалы в самом человеке и в окружающем его мире, убрать то, что тормозит реализацию творческого потенциала, заложенного природой.

Примечание. Близкими к технологиям мастерских являются:

- студии А.Н.Тубельского (разновозрастные формирования детей, занимающихся в свободном режиме под руководством учителя весьма высокой квалификации);

- погружения (по Г.К.Лозанову, И.П.Иванову, М.П.Щетинину) - занятия в урочной и внеурочной форме по одной учебной дисциплине продолжительностью от одного до нескольких учебных дней. Режим полного погружения предполагает выезд в дом отдыха или пионерский лагерь на срок от одной до трех недель, ибо не обходимо создать соответствующую атмосферу «интенсива», которая не исчерпывается учебным процессом, а позволяет включить в сферу педагогического действия многие жизненные процессы, важные для становления творческой личности;

- цикловым метод обучения, когда учебный год строится по предметным циклам.

Литература

1. Белова Н. Урок-мастерская: приглашение к поиску // Частная школа. - 1997. -№1.

2. Окунев А. Как учить не уча. - Спб.: Питер-Пресс, 1996.

3. Педагогика наших дней / Сост. В.П.Бедерханова. - Краснодар, 1989.

4. Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта. - Спб, 1995.

Поделиться