Вспоминая советские фотоаппараты. Фотоаппараты советских времен (22 фото) Самые лучшие советские фотоаппараты

Если на вашем выпускном вечере еще не было новомодных цифровых камер,
а лишь только состоятельные родители имели возможность запечатлеть
памятные моменты при помощи редких фотоаппаратов советских времен,
тогда вам точно будет интересно вспомнить все эти раритетные фотокамеры
из прошлого, которые вы увидите в продолжении поста.
Думаю, любого, кто серьезно увлекается фотосъемкой, захлестнет волной ностальгии;)

Год выпуска: 1969-1983
Название: "Этюд"
Производитель: ММЗ
размер кадра: 4.5x6 см
Объектив: мениск 11/60
Количество: ± 1.500.000 единиц. первоначальная цена - 7 рублей.

Год выпуска: 1976-1986
Название: "Любитель-166"
Производитель: ЛОМО
Объектив: Триплет-22 4.5/75

Суперхит всех времен и народов
Год выпуска: 1970-1992
Название: "Смена-8М"
Производитель: ЛОМ
Объектив: Триплет-43 4/40
Количество: 21 041 191 шт. (включая "Смена-8"). Первоначальная цена (в 1986 году), 15 руб.

Год выпуска: 1979-1986
Название: "Алмаз-103"
Производитель: Lomо
Размер кадра: 24x36 мм
объектива. MC Волна 1.8/50

ГОД ВЫПУСКА: 1956-1972
НАЗВАНИЕ: "ЗОРКИЙ-4"
ПРОИЗВОДИТЕЛЬ: КМ
РАЗМЕР КАДРА:. 24X36
ОБЪЕКТИВ:. ЮПИТЕР-8 2/5
КОЛИЧЕСТВО: 1.715.677 ЕДИНИЦ

Год выпуска: 1966-1987
Название: "Зенит-Е"
Производитель: КМЗ / БелОМ
размер кадра:. 24x3
Объектив:. Индустар-50-2 3.5/5
Гелиос-44-2 2/5
Количество: более 3 миллионов единиц.

Год выпуска: 1976-1989
Название: "Зенит-TTL"
Производитель: КМ
размер кадра:. 24x3
Объектив:. Гелиос-44М 2/5
Количество: 1.632.212 единиц.

В производстве с 1992
Наименование: "Зенит-312m"
Производитель: КМЗ " Сделано в России "
размер кадра:. 24x3
Объектив:. MC Зенитар-M2s 2/5
Количество: 71,834 единиц.

Год выпуска: 1961-1969
Название: "Киiв Вега 2"
Производитель:. Киевский Арсена
размер кадра: 10x14 мм
объектива. Индустар-М 3.5/2
Количество: неизвестно.

Год выпуска: 1973-1987
Наименование: "Киев-15 TEE"
Производитель: Арсенал (Киев
Размер кадра:. 24x3
Объектив:. Гелиос-81 2/53

Год выпуска: 1972-1983
Название: "Салют-С"
Производитель: Арсенал (Киев
Размер кадра:. 6х
Объектив:. Вега-12Б 2.8/9
Количество: ± 30,000 единиц.

Год выпуска: 1964-1975
Название: "ФЭД-4"
Производитель: FE
размер кадра: 24x3
Объектив: Индустар-61 2.8/52
Количество: 633,096 единиц (всех типов).

Год выпуска: 1986-1995
Название: "ФЭД-50"
Производитель: FE
размер кадра: 24x3
Объектив:. Индустар-81 2.8/3
Количество: 107,530 единиц. Первоначальная цена (в 1986 году), 90 руб.
Существующие также необычные памятные версии "ФЭД-70 лет".

Год выпуска: 1971-1995
Название: "Смена Символ"
Производитель: ЛОМ
Объектив: Триплет-43 4/40
Количество: 4.181.469 единиц. Первоначальная цена (в 1986 году), 20 руб.

Год выпуска: 1965-1969
Название: "Чайка"
Производитель: ММ
Размер рамы: 18х24
Объектив: Индустар-69 2.8/28
Количество: 171,400 единиц.

Год выпуска: 1977-1983
Название: "Орион ЕЕ"
Производитель: БелОМ
размер кадра: 24x3
Объектив: Триплет 69-3 4/40
Первоначальное название - Вилия EE.
Количество: ± 500,000 единиц

Год выпуска: 1966-1977
Название: "Сокол Автомат"
Производитель: ЛОМО
размер кадра:. 24х36 с
Объектив:. Индустар-70 2.8/5
Количество: 298,855 единиц (всех типов). первоначальную цену (в 1966 году) - 145 рублей.

Год выпуска: 1973-1983
Название: "Вилия Aвто"
Производитель: БелОМ
размер кадра: 24x3
Объектив: Триплет 69-3 4/4
Количество: ± 2 млн. единиц.

СП "Svetozor-Polaroid" было основано 1989 году и прекратило свое существование в 1999 году.
Учредителями СП "Svetozor"
1. Polariod Europe BV (49% акций
2. ПО «Балтиец (бывший военный завод в городе Нарва, Эстония. Обанкротился и реорганизован в 1993 г.
3. ПО "Сигнал" (Обнинске, Московская обл., в настоящее время это ОАО "Приборный завод Сигнал"
4. Московский НИИ ВНИИРТ (Научно-исследовательский институт радио технология)
Формат пленки: Polaroid 600, 10, 20-кадровые пакет
* Тип объектива: 106 м
* Фокус: Автоматический, от 0,6 м до бесконечности
* Диапазон выдержки: 1/3 до 1/20
* Диафрагма: f/14 f/42, чтобы

ФС-3
Отдельный пост про него здесь.

Согласно официальной версии, первый советский крупносерийный фотоаппарат, был выпущен в 1930 году и назывался «Фотокор-1″. Однако, эта информация требует комментариев. В статье «Фотоаппаратура советского периода » («Субъектив» №3, 1996) Л.И.Балашевич пишет: «В … 1929 году в Москве было проведено первое совещание фотоактива, на котором также прозвучало требование немедленно наладить выпуск недорогого фотоаппарата. Через год журнал «Советское фото» провел на своих страницах «Всесоюзный митинг» на тему о том, каким должен быть советский фотоаппарат. Нетрудно догадаться, что абсолютное большинство его участников, подобранных по классовому признаку, также высказались за выпуск дешевого массового складного фотоаппарата форматом 9х12 см ценой до 150 рублей. Лозунг «дешево и много» звучал уже тогда, когда отечественная фотопромышленность только зарождалась. Это был социальный заказ нищих, так как состоятельный и квалифицированный пользователь и ценитель был уничтожен или изгнан в ходе революции и после нее.

Первой отозвалась на этот заказ скромная артель Промкооперации «Фототруд» в Москве (позднее она получила название «АРФО», а в 1937 году была переименована в артель «ХХ Октябрь»). Она была организована на базе существовавших еще до революции мелких частных мастерских и занималась производством фотопластинок. Артель в 1929 году получила аванс от Центросоюза, который выступил в роли заказчика производства фотоаппаратов. Вот что увидела в артели комиссия Центросоюза во время знакомства с ходом подготовительного этапа работы. В артели не оказалось подходящих производственных помещений. Не было сырья. Даже кожу для меха камеры нужно было купить за границей, бархат для прокладок покупали у населения. Чтобы испытать прочность бумажной прокладки для меха, рабочий несколько дней подряд вручную сжимал и разжимал проклеенную гармошку меха и отсчитывал количество проделанных движений. Артель обещала выпустить в ноябре 1929 года первые 300-500 аппаратов, однако к концу года удалось собрать только 25 камер с помощью

Калужского электромеханического завода (КЭМЗ) под руководством конструктора А.Б.Андреева…

Эти камеры имели немецкие объективы (анастигмат Кенгота 1:6,3) и затвор VАRIO. Но и в марте 1930 года серийное производство аппаратов в артели еще не было организовано, к сборке приступили только во второй половине года…Этот первый советский массовый фотоаппарат известен коллекционерам под названием «ЭФТЭ-1″ по надписи, которая нанесена тиснением на кожаном ремешке камеры…. Объектив в серийных камерах был уже отечественный — «Перископ» 1:12 с фокусным расстоянием 150 мм и имел на оправе надпись: «Москва. Перископ. «ЭФТЭ» f=150 мм»…. Аппарат «ЭФТЭ» продавался по цене 45 рублей. Полукустарный способ его изготовления сказался на качестве — его владельцы жаловались на отвратительное качество кассет, которые с трудом открывались, громоздкость и другие недостатки.

С 1932 года на камерах «ЭФТЭ» стали устанавливать освоенный в Ленинграде на заводе «ГОМЗ» советский аналог затвора «VАRIO», носивший имя завода. Одновременно был освоен и более качественный объектив 4,5/135 мм. Модернизированная таким образом камера известна как «АРФО» по новому названию артели. Выпускался также и уменьшенный вариант камеры (АРФО-IV) форматом 6,5х9 см с объективом 4,5/105 мм и двойным растяжением меха, стоивший гораздо дороже — 125 рублей. Всего за две пятилетки существования артели было выпущено 130 000 фотоаппаратов. В 1939 году их производство было прекращено, и на этом закончился уникальный в условиях СССР опыт изготовления фотоаппаратуры на негосударственном предприятии.»

Одновременно с камерой «АРФО-IV» выпускался её упрощённый вариант — «Комсомолец» с объективом «Триплет» 6,3/105.

Что же касается «Фотокора», то в другой статье Л.И.Балашевича («Сделано в Ленинграде», «Субъектив» №4, 1996) читаем:

Вопрос о создании и массовом производстве советского фотоаппарата был решен специальным распоряжением ВСНХ СССР от 24 мая 1923 года, который поручил выполнение программы Тресту Оптико-механической Промышленности (ТОМП). Еще до выхода в свет этого постановления на заводе ГО3, как следует из опубликованных в журнале «Советское фото» данных, производились простейшие «ящики», продававшиеся по 12 рублей за штуку. Всего их было сделано до 1930 года около 40 тысяч штук. Был уже и опыт конструирования более сложных камер. Так, около 1925 года конструктор П.Ф.Поляков создал фотоаппарат «Фото-ГОЗ», который, хотя и годился в основном для репродуцирования, был примечателен во многих отношениях. Это была первая оригинальная камера, сконструированная в советский период и, кроме того, первая камера для съемки на кинопленку. По данным А.Ерохина (1927), она существовала только в виде опытного экземпляра и представляла собой миниатюрную вариацию на тему традиционного фотоаппарата с двойным растяжением меха и матовым стеклом, которое после наводки на резкость заменялось приставной кассетой с кинопленкой. Съемки велась на стандартный кинокадр с помощью объектива с фокусным расстоянием 60 мм и относительным отверстием 1:2. Инженер Ф.Л.Бурмистров также сконструировал малоформатную репродукционную камеру для съемки на кинопленку (Сыров А.А., 1954).

Во исполнение решения ВСНХ уже к 1 марта 1929 года были изготовлены чертежи фотоаппарата, прототипом которого послужила складная пластиночная камера форматом 9х12 см фирмы «Цейсс-Икон». Подготовка к его серийному производству была сопряжена с огромными трудностями. Не было достаточных площадей для организации производства, так как фотоцех располагался в здании заводоуправления. Ощущалась острая нехватка оптического стекла, не было качественного металла для изготовления ирисовых диафрагм и отсекателей затворов, не хватало даже материала для обклейки корпусов фотоаппаратов. Из-за крайне низкой квалификации рабочих и нехватки производственного оборудования брак при ряде операций достигал 100%. Объектив для камеры был рассчитан профессором Игнатовским, входившим в конструкторскую группу ВООМП, и изготовлен своими силами, но наиболее сложную часть аппарата — затвор — пришлось закупить в Германии. В феврале 1930 года для обеспечения начала серийного производства было приобретено 4000 затворов «COMPUR» по цене 7 золотых рублей за штуку. Несмотря на все трудности, к открытию XV съезда большевиков (25 июня 1930 г.) завод отрапортовал о сборке первой сотни советских фотоаппаратов, получивших название «ФОТОКОР-1″.

Имеются данные о том, что часть камер 1930-1931 годов выпуска комплектовалась импортным затвором «Компур» (1-1/200 «В» и «Д») или более простым импортным же «VARIO» (1/25, 1/50, 1/100, «В» и «Д»), который использовался и в аппарате «ЭФТЭ» (а с 1932 года на камеры ставился отечественный затвор ГОМЗ с выдержками 1/25, 1/50, 1/100 «В» и «Д», рассчитанный А.А.Ворожбитовым и П. Г.Лукьяновым — прим. моё. Г.Абрамов). Камеры с импортными затворами стали уже редкостью, так как их было выпущено всего порядка 15000 штук (4400 в 1930 и 11400 в 1931 году).

Вот как оценивалось значение выпуска этой камеры современниками: «По качеству «Фотокор №1″ не уступает лучшим заграничным камерам, и появление его на советском рынке произвело сразу переворот, как в отношении широкого развития фотодвижения, так и в смысле резкого снижения цен на заграничные камеры и объективы» (Поляк Г.Н., 1936).» Известно также, что до 1941 года было выпущено более 1 млн. «Фотокоров».

К 1933 году Всесоюзное объединение оптико-механической промышленности («ВООМП») на всех своих заводах насчитывало 11000 рабочих, а два его завода стекловарения выпускали 200 тонн оптического стекла в год.

Тем временем наступает 1934 год, когда в январе увидели свет первые 10 фотоаппаратов «ФЭД» (Феликс Эдмундович Дзержинский), выпущенные трудовой коммуной им Дзержинского в Харькове. Эти «ФЭД»ы являлись копией Leica II. Справедливости ради надо сказать, что копирование ранних моделей Leica приобрело почти всемирный масштаб, причем разные варианты копий выпускались как до, так и после II Мировой войны. Например, первая модель Canon (тогда еще Kwanon), а также ее варианты и более поздние модификации, американская модель Kardon фирмы Premeire Instruments (военный и гражданский варианты), а также многие другие, не говоря уже о китайских. На фоне начавшегося в наши дни ренессанса дальномерной техники, появились модели с резьбовым (М39) креплением оптики Leica. Примером тому может служить японские модели «Bessa» (Voigtlander, Cosina) и модель «Yasuhara T981″ от фирмы Yasuhara. Эта камера имеет курковый взвод, TTL замер, синхронизацию на 1/125 и выдержки вплоть до 1/2000. Таким образом, необходимо признать, что история как советского, так и мирового фотоаппаратостроения развивалась, в немалой степени, и на базе этих камер. В СССР одних только ФЭД’ов с1937 по 1977 год было выпущено 18 моделей.

Тогда же, в 30-е годы в незначительных объёмах выпускались аналоги стандартной модели «ФЭД»: «Пионер» (1934) — на опытном заводе ВООМП (около 500 штук), и «ФАГ» — на московском заводе «Геодезия» (около 100 штук).

В 1935 году появился, как уже говорилось выше, фотоаппарат «Спорт» конструкции А.О.Гельгара (первоначальное название «Гельветта»; название «Спорт» аппарат получил после нескольких усовершенствований завода «ГОМЗ»), ставший первой в мире однообъективной зеркалкой для съёмки на 35мм плёнку. Камера имела металлический корпус, шторный затвор с металлическими шторками (1/25 — 1/500 и «В») и заряжалась нестандартными кассетами по 50 кадров. Всего было выпущено около 20 тыс. штук.

Поскольку вышеупомянутые камеры «ФЭД» и «Спорт» были достаточно дороги и недоступны массовому потребителю, был налажен выпуск более простых и дешёвых моделей. Из выпускавшихся в 30-е годы необходимо упомянуть такие камеры, как: «Лилипут», «Малютка», «Циклокамера», «Юра», «ФЭДетта», «Смена».

В целом можно считать, что «первый» (или «подготовительный») этап развития советского фотоаппаратостроения закончился к началу 30-х годов, вслед за которым начался следующий — этап создания массовых и сравнительно недорогих камер, выпускавшихся сотнями тысяч штук. Тем не менее, несмотря на явную ориентированность фотопромышленности на выпуск массовой продукции, продолжались попытки выпуска высококлассных профессиональных камер.

Так в сентябре 1937 года завод ГОМЗ в Ленинграде выпустил первые образцы профессиональной камеры «Репортёр» — аппарата высокого класса для работы на пластинах 6,5х9, форматной и роликовой плёнке (выпускался по 1939 год). Конструкцию, по-видимому, можно признать удачной, особенно учитывая, что выпускавшаяся впоследствии японская камера Mamiya Press (1962) конструктивно была построена по принципу «Репортера». А годом раньше, в 1936 году, в Ленинграде же начал выпускаться складной фотоаппарат «Турист» с пластинами 6х9 см. (выпускался до 1940 года).

В 30-е годы выпускался также и ряд простых пластиночных, так называемых «ящичных» фотоаппаратов, имевших характерный «ящичный» вид корпуса: «Рекорд», «Пионер», «Ученик», «Юный фотокор».

Здесь необходимо отметить ещё одну особенность советской фотографической промышленности. В 30-е годы, с началом индустриализации страны и постепенной милитаризации экономики, большая часть фототехники выпускалась на военных заводах в цехах ширпотреба. Выпуск гражданской продукции на военных заводах был обязателен, хотя и составлял небольшой процент от военной. Однако это было лишней «головной болью» для руководства предприятий. По-видимому это также мешало выпуску профессиональной фотоаппаратуры.
В период войны выпуск фотоаппартуры был почти прекращен. К моменту начала II Мировой войны заканчивается «второй» этап развития советского фотоаппаратостроения. Считается, что всего к началу войны было выпущено около двух десятков моделей и модификаций фотоаппаратов, среди которых наиболее массовыми были «Фотокор» (более 1 млн. штук) и «ФЭД» (160650 шт.). После окончания войны начинается «третий» этап развития советского фотоаппаратостроения. Наступает эра малоформатных камер, хотя еще не одно десятилетие среднеформатная фотография даже среди любителей не будет сдавать своих позиций.

По окончанию войны возобновляется выпуск фотопаппаратов, причём особенностью фотоаппаратостроения в первые послевоенные годы являлось воспроизведение лучших трофейных образцов с последующим их совершенствованием. Уже в 1946 году появились новые модели: «Москва» — складная камера формата 6х9 (точная копия камеры Цейсс Супер-Иконта, модель А), «Комсомолец» — двухобъективная зеркалка, явившаяся предшественником «Любителя». Из довоенных моделей остался в производстве только «ФЭД» и пластиночные деревянные камеры типа «ФК», использовавшиеся в фотоателье Службы быта, — все остальные модели были заменены новыми.

В 1948 году (к 1 мая) на Красногорском механическом заводе (КМЗ) были выпущены первые 50 аппаратов «Зоркий» (первоначально на верхних щитках аппаратов гравировалось название: «ФЭД» и «гробик» — логотип без стрелки, затем «ФЭД 1948 г. Зоркий»; а свое окончательное название камера получила в 1949 году — к этому моменту слово «Зоркий» в коллективе завода было уже почти нарицательным; в частности заводская газета носила название «Зоркое око»), представлявших собою вариант аппарата «ФЭД» довоенного выпуска, но с усовершенствованным шторным затвором — был применен принцип т.наз. «жесткой» щели, что позволило значительно улучшить надежность работы затвора. В 1949 году КМЗ выпустил уже 31312 штук, а к 1980 году было выпущено 14 моделей камеры «Зоркий». Во многом, процессу увеличению выпуска 35 мм фотокамер в нашей стране весьма способствовало и то, что после войны из Германии в Киев (з-д «Арсенал») по репарации был полностью вывезен (вместе со специалистами, запчастями и комплектующими) завод, выпускавший камеры Contax. К концу 40-х годов выпуск камер под новым названием «Киев» был уже налажен (в 1947 году были выпущены две первые модели, повторявшие конструкцию «Contax-II» и «Contax-III») и продолжался в разных модификациях до 1985 года. Любопытно, что первые «Киевы» выпускались из немецких комплектующих, и поэтому их коллекционная стоимость сегодня довольна высока. К середине 50-х годов, т.е. всего за 7-8 лет от начала выпуска «Киевов», была собрана уже стотысячная модель, посвященная ХХ съезду КПСС.

В том же, 1948 году на восстановленном харьковском заводе ФЭД начал выпускаться фотоаппарат «ФЭД», полностью соответствующий довоенной стандартной модели. После незначительных модернизаций в 1952 году (усовершенствование спусковой кнопки и переход на новый ряд выдержек) эта модель была заменена в 1955 году на «ФЭД-2″. Там же, на Харьковском заводе после войны был налажен выпуск крупноформатных камер «ФК» (13х18 и 18х24), которые раньше производилсь ГОМЗ. (К 1986 выпуск этих камер, а также их модификаций — ФКД, ФКР — в Харькове был прекращен в связи с подготовкой выпуска «Ракурса» на БелОМО).

Начиная с 1948 года постоянной статьей дохода для страны становится экспорт фотоаппаратов за границу. Впервые советские фотоаппараты стали экспортироваться за рубеж еще в предвоенные годы, но это были эпизодические поставки. В условиях острой конкуренции на зарубежных рынках фотоаппаратуры главными козырями нашей техники были низкие цены и хорошее техобслуживание. На руку нашим экспортерам играло и то, что за рубежом ни для кого не было секретом, что почти вся оптика в СССР делалась на военных заводах, а авторитет советской оборонной промышленности после войны был достаточно высок.

В 1949 году появился «Любитель»- двухобъективная зеркалка любительского класса с трёхлинзовым объективом типа «Триплет», явившаяся развитием модели «Комсомолец». С 1952 года на том же Красногорском заводе начал выпускаться «Зенит» — однообъективная 35мм зеркалка, представлявшая собою «Зоркий», с приделанным к нему зеркалом и пентапризмой. В том же году Ленинградским заводом («ЛОМО») был выпущен аппарат «Момент» — первая попытка внедрения в нашей стране одноступенного процесса. В 1953 году свет увидел шкальный фотоаппарат «Смена» (ЛОМО), завоевавший впоследствии большую популярность в народе. С середины 50-х годов почти на все фотоаппараты стали устанавливаться синхроконтакты.

В течение ряда последующих лет большинство из выпускавшихся моделей камер претерпели многочисленные модификации. Так, к началу 60-х годов, выпускалась уже пятая модель фотоаппарата «Москва», вторая модель «Любителя», вторая модель «ФЭД», вторая, четвёртая и пятая модели аппарата «Зоркий». Также выпускались «Киев 4а», третья и четвёртая модели камеры «Смена». В начале 50-х годов был осуществлен переход на новый ряд выдержек (1/25, 1/50, 1/100, 1/200, 1/500…и т.д.) в соответствии с новым ГОСТом.
Вот любопытная цитата из книжки А.Гусева «Спутник фотолюбителя», выпущенной в 1952 году тиражом в 200 000 экземпляров: «Ныне в Советском Союзе, в результате проведения индустриализации страны, создана передовая фотографическая промышленность. С каждым годом увеличивается массовый выпуск отличных и разнообразных фотоаппаратов с совершенными объективами и механизмами. Отечественная негативная пленка по основным фотографическим характеристикам не имеет равной в мире.»

В 1958 году в Брюсселе проходила всемирная выставка, на которой, среди прочего, были представлены и образцы отечественной фотопродукции. Наиболее заметными среди них были 35мм дальномерная камера «Ленинград», со встроенным пружинным мотором (получила «Гран-При»), и совершенно новая камера «Комета», получившая очень хорошую прессу. Вот выдержка из №8 «Советского Фото» за 1959 год: «Американский ежемесячник «Попьюлер фотографи», подробно описав все наши экспонаты, признает, что в них «куча новшеств» и что «в фотографической области советские конструкторы проявили не меньше смелости и оригинальности, чем в области межконтинентальных баллистических ракет и спутников». В другой статье «Побьют ли нас русские по полностью автоматизированной камере?», сравнив «Комету» с лучшими зарубежными моделями, журнал приходит к заключению, что советская фотокамера «автоматизирована настолько, насколько это возможно в наши дни для 35-милиметрового оборудования», и «обставила западные камеры». Действительно, камера имела прекрасные технические характериски, но, к сожалению, так и не была поставлена на поток.

Объектив РуссарНа этой же выставке «Гран-При» были удостоены объективы: «Руссар» 5,6/20, «Мир-1″ 2,8/37, «Таир-11″ 2,8/135, «Таир-3″ 4/300, «МТО-500″ 8/500, «МТО-1000″ 10/1000. Вот цитата из статьи «Фотография в СССР», опубликованной во французском журнале «Фотограф» в октябре 1958 года: «Начало производства фотоаппаратов в СССР было положено после окончания Гражданской войны. В настоящее время в стране производится ежегодно более миллиона фотоаппаратов различного назначения новейших типов, в том числе аппаратов высокого класса, как «Зенит», «Киев», «Ленинград», «Старт», «Зоркий» и др.» («Советское фото», №8, 1959 год). Любопытно, что после проведения Брюссельской всемирной выставки, объем экспорта наших фотоаппаратов за рубеж повысился. Вот полный текст статьи «Советские фотоаппараты в Англии», напечатанной в №8 журнала «Советское фото» за 1959 год.

К началу 60-х годов появились и новые модели фотокамер, такие как «Эстафета» — шкальная камера форматом 6х6 см., «Салют» — однообъективная зеркалка форматом 6х6 типа «Хассельблад»; фотоаппарат «Юность» — дальномерная малоформатная камера с жестковстроенным объективом; довольно прогрессивный и высококлассный по тем временам «Старт», стереоаппарат «Спутник», панорамный аппарат «ФТ-2″ и другие. Были подготовлены к выпуску объективы: «Спутник-4″ 4,5/20 (для кадра 24х36); «Орхидея-1″ 2/50 с автоматической установкой диафрагмы в зависимости от дистанции и ведущего числа импульсной лампы-вспышки — автоматическое устройство должно было работать в диапазоне от 1 до 11 м со световыми числами от 8 до 64; объектив «Аргон-1″ для камер форматом 6х9 с параметрами 3,5/90; семейство сменных объективов для камеры «Нарцисс» — «Мир-5″ (2/28), «Мир-6″ (2,8/28), «Индустар-60″ (2,8/35); объектив «Вега-2″ 2,8/85 для 35 мм фотоаппаратов. «Хочется надеяться, — пишет И.Кравцова, председатель жюри конкурса, проводимого ВДНХ, в статье «Почетные награды» («СФ» №2 за 1961 год) — что Совнархозы, в ведении которых находятся заводы фотопромышленности, примут необходимые меры по внедрению отмеченных наградами изделий в кратчайший срок». Увы, её и нашим надеждам не суждено было осуществиться.

Можно считать, что к началу 60-х годов закончился «третий» этап развития советского фотоаппаратостроения, характеризующийся появлением новых заводов, выпускающих фотоаппаратуру, освоением новых моделей и расширением их ассортимента.

Начало следующего, «четвертого» («золотого») этапа советского фотоаппаратостроения пришлось на 60е годы, которые ознаменовались истинным расцветом не только мировой, но и советской фотоинженерной мысли и фотоиндустрии. Наступала эпоха 35 мм камер, позволяющих автоматизировать съемочный процесс.

В конце 50-х годов вступает в строй завод в Белоруссии (Минский механический з-д), где в 1957 году была выпущена первая камера — «Смена», чертежи и рабочая документация которой были получены от ЛОМО. На этом же заводе был налажен выпуск пофессиональных фотоувеличителей «Беларусь-2″, а затем и «Беларусь-5″. С середины 70-х годов на БелОМО начался выпуск «Зенитов», а еще раньше «Вилия-электро», «Вилия-авто»; неполноформатные «Весна» и «Весна-2″ (24х32); полуформатная «Чайка» (названная в честь В. Терешковой).

Поскольку экономика в стране была нерыночная, то забота о покупателях была централизованной. Вот любопытная листовка от Московской базы Главкоопкультторга Центросоюза о торговле фототоварами в сельмагах, выпущенная в конце 50-х годов.

Успехи были, хотя и в те годы не обходилось без справедливой критики снизу. Вот выдержка из статьи Т.Остановского «Фотоаппаратуру — на уровень современности» опубликованной в №4 «Советского фото» за 1963 год: «Серьёзную тревогу вызывает тот факт, что вместо разработки принципиально новых моделей на основе новейших достижений в области фотоаппаратостроения в камеры вносятся несущественные изменения. Вот примеры, касающиеся двух весьма распространённых камер.

Аппарат «Смена» в пластмассовом корпусе, недорогой. В первоначальную модель были введены синхроконтакт и самоспуск, отчего камера повысилась в цене. Необходимости в изменениях этой простой и дешёвой камеры не было никакой, тем более, что импульсная лампа стоит в 2-3 раза дороже самого аппарата. Далее был изменён узел перемотки плёнки, и камеры получили название «Смена-3″ и «Смена-4″. Однако от этого узла пришлось отказаться, и вновь стали выпускаться первые модели. На этом дело не кончилось. Последовали новые изменения; появились «Смена-5″ и «Смена-6″. Наконец, вместо камеры «Смена», далёкой от совершенства, был выпущен однотипный фотоаппарат «Весна», качество которого вызывает серьёзные претензии. Существование «Весны» оказалось недолговечным. Спрашивается, зачем было нужно выпускать заведомо слабый аппарат, обладающий многими недостатками?

Другой пример — аппарат «Зоркий», который также многократно (10 раз) изменялся. Каждый раз к его названию добавлялась буква или цифра. Сейчас из всех «Зорких» оставлены две модели, однако и они по своим техническим характеристикам устарели. Не понятно и чем обусловлен выпуск однотипных камер «ФЭД» и «Зоркий»…

…Всё лучшее в зарубежном опыте заслуживает самого серьёзного внимания с тем, чтобы использовать его в нашей фотокинотехнике. Нужно покончить с отставанием в этой области и начать разрабатывать новые модели, которые бы соответствовали уровню мировой техники.»

С другой стороны, к середине 60-х годов состояние отечественного фотоаппаратостроения было далеко не таким уж плачевным, если советская фотопродукция экспортировалась в более чем 70 стран мира. Естественно, что техника, отправлявшаяся за рубеж собиралась и проверялась более качественно, чем вся остальная. Наибольшей популярностью за рубежом пользовались: «Смена-рапид», «Смены» (в некоторых странах они шли под названием «Космик-35″, в других «Global-35″), «Фотоснайпер», «Горизонт», «Любитель-2″ (под названием «Global676″), «Сокол», «Зенит-3″ (Зенифлекс), «Зенит-В», «Зенит-Е» («Cosmorex SE», «Prinzflex 500E»), «Салют» («Зенит-80″), «ФЭД-4″; дальномерный Киев; объективы «Мир-1″, «Таир-3А», «Телемар-22″, «Таир-11″, «МР-2″ («Руссар»), «МТО-500″, «Орион-15″, «Мир-3″, «Таир-33″, «Гелиос-44М» («Auto Cosmogon»), а также в большом количестве бинокли и приборы ночного видения (в более позднее время). Экспорт развивался довольно успешно и, например, в период с 1965 по 1969 год вырос в 2 раза. Примерно 60% экспорта шло в соцстраны.

В книге «Практика профессиональной фотографии», изданной также и на русском языке в 1981 году, Филип Готлоп так пишет о продающихся в Англии советских фотоаппаратах: «В продаже есть несколько типов советских аппаратов и вы не прогадаете, купив любой из них. Русские гордятся не только высоким качеством своих изделий, но и своей системой контроля перед отправкой товара в торговую сеть. Мне довелось побывать в отделе контроля на станции на станции обслуживания в северной части Лондона, и квалификация персонала оставила у меня самое приятное впечатление. В основном это механики с русских заводов, и большинство из них довольно хорошо говорит по-английски.
…Работать с некоторыми аппаратами настоящее удовольствие, и, по-моему, советский «Горизонт» относится к их числу.»

Вот заметка, напечатанная в №2 за 1964 год в журнале «Ревю-Фотография» (ЧССР) «ГОМЗ — государственный оптико-механический завод в Ленинграде — посетил английский репортер Г.Кроули. Его поразил этот завод, оборудованный по последнему слову техники, насчитывающий 25000 рабочих, использующий наиболее передовые производственные методы. Кроули написал, что его внимание привлекли, например, автоматы для изготовления деталей камеры. 300 станков обслуживало шесть рабочих. На заводе есть установки для кондиционирования воздуха, производство управляется электронными аппаратами. Всюду безупречная чистота, и завод в целом производит такое же хорошее впечатление, как наиболее передовые заводы фотографических аппаратов в ФРГ. Кроули особо отметил строгий контроль при производстве даже дешевых камер.»

К началу 60-х годов явно обозначилась тенденция к использованию в фотоаппаратостроении передовых по тем временам идей и разработок. В качестве примеров можно привести следующие: «Нарцисс» — высококлассный зеркальный аппарат со сменными объективами форматом 14х21 для 16мм плёнки; «Зенит-6″ — зеркальная камера, имевшая центральный (!) залинзовый затвор, штатно комплектовавшаяся 14-линзовым объективом с переменным фокусным расстоянием «Рубин» 2,8/37-80 (в конце концов, не столь важно, что идея и технические детали этого семейства камер были позаимствованы у немецкой фирмы Voigtlander), встроеный моторный привод в камере «Зенит-5″ (первая в мире 35мм зеркалка со встроенным электромотором), полуавтоматическая отработка экспозиции в камерах «Зоркий-10, -11″, «Киев-15″, автоматическая в «Соколе» и «Киеве-10″.
С объективом Рекорд-4Сокол», выпускавшийся на ЛОМО с 1966 года, имел пятипрограммную систему автоматики и был снабжен центральным затвором «Copal Magic» (Япония) с диапазоном выдержек 1/30 — 1/500, встроенным в объектив «Индустар-70″ (2,8/50). На рубеже 60-70х годов был выпущен экспериментальный образец объектива «Рекорд-4″ с рекордными параметрами 0,9/52 для дальномерных камер серии «Киев». Тогда же в ГОИ была изготовлена опытная партия широкоугольных объективов «Спутник-4″ 4,5/20 (см. фото ниже).

К концу 60-х годов, в связи с наращиванием выпуска фотоаппаратов, впервые стал ощущаться кризис их перепроизводства, который достиг пика к началу 70-х годов. Следствием этого стало снижение объемов выпуска камер, что, в свою очередь, привело к дефициту фотоаппаратов на прилавках магазинов к концу 70-х годов. Опять были предприняты экстренные меры и к 1980 году все заводы страны выпускали почти 4 млн. фотоаппаратов в год более 25-ти видов и моделей, из которых более одной четверти поставлялось на внешний рынок. В 80-х годах ситуация с перепроизводством и дефицитом повторилась почти в точности.

ГОИК сожалению, тенденция использования новейших технологий в отечественном фотоаппаратостроении не продолжилась долго и сошла на нет уже к середине 70-х годов, а к началу 80-х возобладала тенденция к конструктивному упрощению фотокамер и заметному снижению качества сборки. И если к концу 40-х годов говорить о разделении фотоаппаратуры на профессиональную и любительскую было несколько преждевременно, то спустя всего 20 лет такое разделение уже прослеживалось достаточно четко. Как раз в этот период становится очевидным, что отечественная фотоаппаратура так навсегда и останется пусть на неплохом, но все-таки любительском уровне (имеющиеся исключения лишь подтверждают правило).
В конце 70-х гг. более 1000 фирм и предприятий в разных странах мира производили ежегодно свыше 40 млн. фотоаппаратов (в т.ч. в СССР около 3,5 млн.), 2,5 млн. кинокамер (свыше 100 тыс), 1,5 млн. кинопроекторов (около 165 тыс.), 2,0 млн. диапроекторов (свыше 300 тыс.); при этом около 75% выпускаемой продукции предназначалось для массового потребителя.

Именно в конце 70-х годов в нашей фотопромышленности окончательно сложилась печальная традиция, когда качество сборки фотоаппаратуры разнилось от экземпляра к экземпляру. Складывалось впечатление, что если бы не массовое недовольство общественности, выплескивающееся на страницы единственного фотожурнала страны «Советское фото», то никаких усовершенствований и модернизаций уже существующих к началу 80-х годов моделей, а также освоений и разработки новых не происходило бы вообще. Передовые рубежи конструкторской мысли страны в области фотоаппаратостроения переместились на страницы вышеупомянутого журнала — вспомним хотя бы конкурс «10000 технических идей», в котором принимала участие, казалось, вся страна, за исключением разработчиков фототехники.

Пытаясь понять причины очень скромных успехов отечественной фотопромышленности в последние 30 лет, необходимо признать, что отсутствие внутренней конкуренции на рынке фотоаппаратуры имело первостепенное значение. Вот любопытная цитата из статьи «Старт взят» Вл. Ишимова, напечатанной в №8 «Советского фото» за 1959 год: «Нам кажется неверным, что заводы вовсе устранены от установления цен на фотоаппараты и объективы. До сих пор все связи руководителей предприятий со сферой распределения заключаются в том, что они получают наряд и отвозят товар на торговую базу. На этом их миссия кончается. Непосредственно с потребителем и торговцем они не связаны, конъюнктуры рынка не изучают». Отсутствие обратной связи между потребителем и производителем (а в нашей стране между ними еще вклинивалась и торговля, как автономный и мало предсказуемый фактор), а также отсутствие экономической заинтересованности производителя, приводило к тому, что отечественные конструкторы могли более безответственно экспериментировать с моделями и модификациями камер, не особенно заботясь о том, как встретит это рынок (по-видимому именно из этих корней проистекают, например, такие малопонятные вещи, как появление в несколько нестандартном месте куркового взвода у «Зоркого-10″ или неудачная попытка модернизации дальномерных «Киевов» — модель «Киев-5″ и др.). В то время, когда потребитель ждал качественных, но недорогих моделей, производитель, поставлял на рынок то, что ему было наиболее удобно, не заботясь не только о технических характеристиках, но и, на определенных этапах, о качестве сборки. Нередки были случаи, когда с производства снималась более совершенная модель и заменялась более упрощенной. Естественно, что при советской модели экономики, такой заинтересованности, можно сказать, зависимости благополучия производителя от результатов его труда не могло быть и в помине. Думается, что в условиях системного кризиса ничего другого мы и не могли иметь!

«Промышленность, производящая продукцию для удовлетворения максимального числа людей, значительную долю своей продукции ориентирует на массового потребителя. Массовый же потребитель, а это показывает и опыт других стран мира, заинтересован в «беспроблемной» фототехнике: с кодированием свето чувствительности на кассетах DX, с системами быстрой зарядки и перемотки пленки, автофокусировкой… Отечественная промышленность не может взяться за производство какой-то камеры в десятках экземпляров.» («СФ», 8/87).

К середине 70х годов заканчивается «золотой» (четвертый) этап развития советского фотоаппаратостроения. В советской фотопромышленности наступает период застоя, который в начале 90-х плавно перешел в период хаоса.

П.С. Скажу про себя, я успел довольно плотно пофотографировать вот таким фотоаппаратом:

Были и ванночки и красный свет и кручение бочонка с пленкой … :-)

А из времен СССР я бы вам напомнил, а так же Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Сегодня фотоаппарат есть практически у каждого человека — это зеркальные фотокамеры, любительские мыльницы, или же просто встроенные в мобильные телефоны. Теперь не нужно проявлять пленки, бежать в магазин за химикатами и фотобумагой…. Мы делаем тысячи снимков, делясь отснятыми кадрами в блогах или просто отправляя по электронной почте. А ведь еще совсем недавно это было далеко не так…

В советское время многие увлекались фотографией, но тогда все было немного иначе. Помните как мы запечатлевали наши самые памятные моменты на фотоаппарат, закрывались в ванной, включая красную лампочку, чтобы проявить пленку, а затем делали фотографии, развешивая их тут же сушиться…

Для кого то это было сложно, но для гурманов этого дела – это было наслаждением. Для тех, кто не хотел со всем этим возиться, существовали фотостудии, куда можно было отдать на проявку пленку и там же напечатать фотографии.

Каждая фотография была очень ценной для советского человека — ведь на этих снимках была запечатлена наша с вами память. Во многих домашних альбомах до сих пор хранятся эти дорогие сердцу и памяти снимки.

В ассортименте каждого увлекающегося фотографией в те времена, должен был быть обязательный набор помимо самого фотоаппарата — различные пленки, фотобачок, фотоувеличитель и фотоглянцеватель, фотофонарь, а также фотобумага и фотохимикаты.

Сначала пленку нужно было проявить, осуществить промежуточную промывку, зафиксировать, промыть окончательно и высушить.
После этого печатались сами фотографии — с помощью фотоувеличителя проецировалось изображение на экспонируемую фотобумагу.

Черно-белые снимки делались при специальном красном свете, цветные — при специальном зеленом. Стадии обработки фотобумаги для снимков аналогичны стадиям обработки фотопленки. В самом конце проявленные фотоснимки аккуратно вешались на просушку в той же комнате.

Некоторые модели популярных советских фотоаппаратов

Я выделил лишь те, с которыми мне довелось поработать…

Любитель 166 — советский среднеформатный двухобъективный зеркальный фотоаппарат, ориентированный на фотолюбителей. Корпус аппарата пластмассовый. Оправы объективов, шахта видоискателя и механизмы — металлические. Построен на базе камеры «Любитель-2». Выпускался в разных модификациях с 1976 по 1990 годы.

Москва-2 — советский дальномерный фотоаппарат из семейства «Москва». Производился с 1947 года по 1956 год Красногорским заводом в городе Красногорск Московской области. Всего выпущено 197640 штук.

Прототипом послужил немецкий фотоаппарат Zeiss Super Ikonta C. Фотоаппарат складной, объектив соединен с камерой кожаным мехом, выдвигается на системе рычагов автоматически при открытии передней крышки. Корпус металлический с откидной задней крышкой. Объектив «Индустар-23».

Москва-5 — дальнейшее усовершенствование второго варианта «Москвы-2». Имеет более прочный и жёсткий корпус, установлен объектив большей светосилы с более коротким фокусным расстоянием. Это была последняя серийная модель в семействе шкальных и дальномерных аппаратов «Москва». Производился с 1956 года по 1960 год Красногорским заводом в городе Красногорск Московской области. Всего было выпущено 216457 штук.

Фотокор №1 (также «Фотокор-1», часто — просто «Фотокор») — советский пластиночный складной фотоаппарат 1930—1940-х годов. Представлял собой универсальную прямоугольную камеру формата 9×12 см с откладной передней стенкой и двойным растяжением меха. Первый советский массовый фотоаппарат — за 11 лет производства (с 1930 по 1941 годы включительно) выпущено более 1 млн экземпляров.

Смена-8 (мой первый) !, 8М — шкальный советский фотоаппарат выпускавшийся объединением ЛОМО с 1970 г. «Смены-8» и «Смены-8М» суммарно было выпущено в количестве 21 041 191 (по 1995 год включительно).

«Сменой-8М» стала называться «Смена-9», но в изменённом корпусе и отличалась тем, что наводка на резкость могла осуществляться не только по шкале расстояний, но и по шкале символов. Объектив — «Триплет» Т-43 4/40 (3 линзы в 3 компонентах), несменный, просветлённый. Угловое поле зрения объектива — 55°. диафрагма ирисовая

Смена-35 — шкальный советский фотоаппарат выпускавшийся объединением ЛОМО с 1990 года. Камера представляла собой рестайлинговую версию «Смена-8М» в новом корпусе с центральным синхроконтактом. Объектив — «Триплет» Т-43 4/40 (3 линзы в 3 компонентах), несменный, просветлённый. Угловое поле зрения объектива — 55°. диафрагма ирисовая

Этюд — простейший среднеформатный фотоаппарат, выпускавшийся в СССР объединением БелОМО. Объектив — однолинзовый пластмассовый 9/75 мм (11/60 мм), установленный на гиперфокальное расстояние.

Ломо-135 — шкальный фотоаппарат производства ЛОМО. С 1975 года было выпущено 85 902 экземпляров. Модель с маркировкой «М» отличалась лишь символикой. Последних было произведено 89 500 экземпляров. Объектив «Индустар-73» (2,8/40). Фокусировка по шкале расстояний.

Ломо-Компакт Автомат (ЛКА, LCA) — первая советская карманная фотокамера, оснащённая широкодиапазонным автоматическим электронным затвором, управляемым электронным экспонометрическим устройством. Камера отличается прочным корпусом, лёгкостью и компактностью, а также простотой использования.

Сокол-2 — редкий дальномерный пленочный фотоаппарат, выпускавшийся в начале 80-х. Объектив «Индустар-702 F=50 мм 1:2,8. Фотоаппарат работал в двух режимах: ручной и автомат. Автоматика учитывает все установленные фильтры и насадки.

Вилия, Вилия-авто — советские шкальные фотоаппараты. Выпускались в 1973—1985 гг., производство БелОМО. Усовершенствованные варианты выпускались под названиями «Силуэт-Электро» (1976 — 1981 гг.) и «Орион-ЕЕ» (1978-1983 гг.) (первоначальные названия «Вилия-электро» и «Вилия-ЕЕ» соответственно).

Объектив «Триплет-69-3» 4/40 (3 линзы в 3 компонентах), несменный, резьба под светофильтр М46×0,75. Фокусировка по шкале расстояний (символов). Пределы фокусировки от 0,8 м до бесконечности. Четырехлепестковая диафрагма расположена вне оптического блока объектива, позади затвора.

«Вилия-авто» — базовая модель, «Вилия» — упрощённая модель без экспоавтоматики и экспонометра.

Зоркий-4. Советский фотоаппарат из семейства дальномерных фотографических аппаратов «Зоркий». Выпускался Красногорским механическим заводом (КМЗ) в городе Красногорске Московской области в 1956—1973 гг. Представляет собой усовершенствованный фотоаппарат «Зоркий-3С». Самая массовая и технически совершенная модель среди фотоаппаратов «Зоркий». Всего выпущено 1715677 шт.

«Зоркий-4» продавался в комплекте с одним из двух объективов — «Юпитер-8» 2/50 (более дорогой вариант) или «Индустар-50» 3.5/50. Есть сведения, что небольшое количество аппаратов было укомплектовано объективом «Юпитер-17» 2/50. Допускает использование сменных объективов.

На основе «Зоркого-4» также были выпущены фотоаппараты:

«Мир» — более дешёвый аппарат, отличавшийся от базовой модели упрощённой конструкцией: автоматические выдержки только от 1/500 до 1/30 с, механизм длительных выдержек отсутствует. Вероятно, для «Миров» использовались затворы, изготовленные для «Зорких-4», но забракованные из-за нечёткой отработки выдержки 1/1000 с. Объективы — «Индустар-50», реже «Юпитер-8» или «Индустар-26М» 2,8/50. В 1959—1961 гг. выпущено 156229 шт.;

«Зоркий-4К» с курковым механизмом взвода и несъёмной приёмной катушкой. Объективы — «Индустар-50» или «Юпитер-8». В 1972—1978 и 1980 гг. выпущено 524646 шт.

Различные фоторегистраторы для использования в научной и военной аппаратуре. Снабжались специальным узлом крепления к оптическому каналу соответствующего прибора. Не имели ненужных в этом случае видоискателя, дальномера, башмака для вспышки. Иностранные коллекционеры называют подобные камеры «Labo»

Киев-4, 4а. Дальномерные камеры «Киев» основаны на конструкции немецких аппаратов Contax II и III. Документация, технологическая оснастка и задел деталей для фотоаппаратов Contax были вывезены в СССР из Германии в счет репараций после Великой Отечественной войны с заводов компании Zeiss Ikon.

Первые партии фотоаппаратов «Киев-2» и «Киев-3» фактически представляли собой перемаркированные аппараты Contax. От своего прототипа камеры «Киев» унаследовали очень сложную конструкцию механизмов выдержек, фокусировки и дальномера. Камеры Киев-4 и Киев 4-а отличались наличием и отсутствием встроенного экспонометра и выпускались с 1958 по 1985 гг.

Киев-60 ТТЛ – зеркальный фотоаппарат с форматом кадра 6х6 см системы ТТЛ был предназначен для любительских съемок и выпускался с 1984 г.. Фотоаппарат рассчитан на применение катушечной не перфорированной фотопленки шириной 60 мм (тип 120). При использовании этой пленки получается 12 кадров

ФЭД-1 или просто ФЭД! — советский дальномерный фотоаппарат. Производился Харьковским производственным машиностроительным объединением «ФЭД» с 1934 по 1955 г.

Больше всего вопросов вызывает система нумерации (или, скорее, отсутствие понятной нам системы) камер «ФЭД» первых годов выпуска. На данный момент общепринятой версией в кругу коллекционеров является та, что «хромовые», «цинковые», «никелированные» и т. д. «ФЭД»ы имели разные линии нумерации.

Выпускался с 1934 года до середины 50-х, когда ему на смену пришёл «ФЭД-2». Под названием «ФЭД» (именно первая модель) выпускалось бесчисленное множество вариантов и модернизаций данной камеры.

Общеизвестно, что «ФЭД» являлся копией Leica II, выпускавшейся харьковской трудкоммунной. Имел шторно-шелевой затвор из матерчатых прорезиненных шторок с выдержками: B (или Z), 20, 30, 40, 60, 100, 250, 500.

Дальномер и видоискатель (типа «Альбада») имели разные окна визирования; видоискатель имел увеличение 0.44х, дальномер имел базу 38 мм и увеличение 1.0. Для зарядки камеры открывалась нижняя крышка.

Синхроконтакта и автоспуска не было. Комплектовался объективом «ФЭД» (позднее «Индустар-10», «Индустар-22») 3,5/50 в убирающемся тубусе со следующими ступенями диафрагмы: 3,5, 4,5, 6,3, 9, 12,5, 18 (первая опытная партия объективов была произведена на ВООМПе, а рассчитана в ГОИ). Крепление объективов резьбовое — М39.

ФЭД-2. Производился Харьковским производственным машиностроительным объединением «ФЭД» с 1955 по 1970 г. Комплектовался просветлённым объективом «Индустар-26М» 2,8/50; затвор имел выдержки B, 25, 50, 100, 250, 500.

Выдержку можно было установить только после взвода затвора (в 1956 году переработана головка выдержек, в результате чего стало возможным устанавливать выдержки до взвода затвор), головка выдержек вращающаяся.

Видоискатель совмещён в одном поле зрения с дальномером базой 67 мм и увеличением 0.75х. В камере была предусмотрена возможность диоптрийной поправки.

Для зарядки камеры открывалась задняя стенка. Применялись как стандартные одноцилиндровые кассеты, так и двухцилиндровые, которые при закрывании замка задней крышки корпуса открывались и образовывали широкую щель, что существенно уменьшало возможность повреждения поверхности плёнки при её продвижении. В последующих моделях появился синхроконтакт (1956).

В 1958 году на камере появился автоспуск с временем работы 9-15 сек., в этом же году введен новый ГОСТ на ряд выдержек — 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, с 1957 года комплетовался объективом «Индустар-26м», с 1963 года — «Индустар-61л/д» 2,8/52 с лантановой оптикой («ФЭД-2л»). С 1969 года введен рычажный взвод с механизмом блокировки недовзвода, и новый корпус с уменьшенной базой дальномера. Всего моделей под названием «ФЭД-2» было выпущено 1632600 штук.

ФЭД-3. Производился Харьковским производственным машиностроительным объединением «ФЭД» с 1961 по 1979 г. По сравнению с предыдущей моделью был расширен диапазон выдержек, добавлены 15, 8, 4. 2, и 1 секунда, в связи с чем вертикальный размер камеры увеличился. Мог комплектоваться также объективом «Индустар 61 2,8/52».

База дальномера уменьшена до 41 мм, увеличение 0.75х Видоискатель с диоптрийной поправкой +/- 2 дпт. Варианты выпуска отличались формой окна видоискателя, наличием головки взвода или рычажным взводом, и надписью «ФЭД-3». С 1966 года выпускался с рычажным взводом, с 1970 года введен механизм блокировки недовзвода курка.

Всего выпущено 2086825 шт. В поставках за рубеж камера носила название Revue-3 (специально для Foto-Quelle).

ФЭД-4 производился с 1964 по 1980 г. Основное отличие данной модели от ФЭД-3 — наличие селенового экспонометра. Выпускалось несколько типов фотоаппаратов, отличавшихся особенностями оформления. Экспортный вариант фотокамеры носил название Revue-4.

ФЭД-5В производился Харьковским производственным машиностроительным объединением «ФЭД» с 1975 по 1990 г. Камера отличается от предыдущих моделей отсутствием экспонометра и светящейся рамки с параллактическими отметками.

Наличие шторного-щелевого затвора обеспечивает отработку выдержек от 1 с до 1/500 с. Фотоаппарат является полностью механическим. Замер экспозиции производится только с помощью внешнего экспонометра. Окуляр видоискателя позволяет производить в небольших пределах фокусировку, в зависимости от зрения.

ФЭД-Микрон производился Харьковским производственным машиностроительным объединением «ФЭД» с 1978 по 1986 г. Всего было выпущено около 35 тыс. штук.

Фотоаппарат был предназначен для любительской и профессиональной съёмки на стандартную чёрно-белую и цветную фотоплёнку типа 135 с форматом кадра 24×36 мм. Несъёмный объектив «Индустар-81» обеспечивал пределы фокусировки от 1 м до бесконечности.

Чайка (72 кадра:) («Чайка», «Чайка-2», «Чайка-2М», «Чайка-3») — серия советских шкальных полуформатных фотоаппаратов.
Названы в честь Валентины Терешковой (её позывной во время космического полёта — «Чайка»).

Выпускались в 1965—1974 годах на Белорусском оптико-механическом объединении (БелОМО) Минским механическим заводом имени С. И. Вавилова.

Объектив — «Индустар-69» 2,8/28. Начиная с модели «Чайка-2» объектив — съёмный, присоединительная резьба — М39×1, как у дальномерных ФЭД и «Зоркий», но рабочий отрезок другой (27,5 мм), поэтому объективы от дальномерных камер к «Чайкам» (и наоборот) не подходят.

Зенит-4 — советский однообъективный зеркальный фотоаппарат с центральным затвором, разработанный на Красногорском механическом заводе (КМЗ) и выпускавшийся серийно с 1964 по 1968 год. Базовая модель семейства, включавшего также аппараты «Зенит-5», «Зенит-6» и «Зенит-11» (первый под этим индексом, несерийный). Первый серийный фотоаппарат КМЗ со встроенным экспонометром.

Зенит-6 — от «Зенита-4» отличался только комплектацией: продавался с объективом «Рубин-1Ц» с переменным фокусным расстоянием (впервые в СССР). В 1964—1968 годах выпущено 8 930 шт.

В кинокомедии Э. Рязанова «Зигзаг удачи» «Зенит-6» — мечта главного героя, фотографа Орешникова. Он разглядывает в витрине магазина фотоаппарат с ценником — 400 руб.

Зени́т-Е — самый массовый советский однообъективный зеркальный фотоаппарат, разработанный на Красногорском механическом заводе (КМЗ) и выпускавшийся серийно в 1965—1982 гг. на КМЗ и с 1973 (по другим данным, с 1975) по 1986 г. на Оптико-механическом заводе в г. Вилейка Белорусского оптико-механического объединения (БелОМО).

Выпущен в количестве более 8 млн шт. (из них на КМЗ — 3334540 шт.) — мировой рекорд для однообъективных зеркальных фотоаппаратов. Индекс «Е» присвоен фотоаппарату в честь директора КМЗ с 1953 по 1965 г. Н. М. Егорова.

Фотоаппарат продавался в комплекте с одним из двух объективов: «Гелиос-44-2» (фокусное расстояние 58 мм, относительное отверстие 1:2) или «Индустар-50-2» 3.5/50.

Розничная цена «Зенита-Е» в 1980г. с объективом «Гелиос-44-2» была 100 руб.,с олимпийской символикой 110руб., с объективом «Индустар-50-2» — 77 руб.

Если была возможность выбора, покупатели предпочитали фотоаппараты производства КМЗ, а не БелОМО, не без оснований считая их более качественными (это относилось и к другим моделям, производившимся на двух предприятиях).

За пределами СССР «Зенит-Е» продавался как под оригинальным наименованием (в латинском написании — «Zenit-E»), так и под марками «Revueflex-E» (Германия), «Phokina», «Photokina-XE» (Франция), «Kalimar-SR200», «Kalimar-SR300», «Prinzflex-500E», «Spiraflex», «Cambron-SE» (США), «Meprozenit-E» (Япония), «Diramic-RF100» (Канада).

Зенит-ЕТ — модернизация фотоаппарата «Зенит-Е», имел невращающуюся головку выдержек, фокусировочный экран с микрорастром и другие усовершенствования. Вилейский завод БелОМО выпускал эту модель во многих вариантах, в том числе с приводом нажимной диафрагмы, без экспонометра и т. п. Выпускался — КМЗ — 1981—1988 годы, 61099 шт., и Вилейский завод — с 1982 до середины 90-х годов, около 3 млн штук.

Зенит-11 — однообъективный зеркальный фотоаппарат, предназначенный для широкого круга фотолюбителей.

Фотоаппарат продавался в комплекте с одним из объективов: Гелиос-44М, МС Гелиос-44М, Гелиос-44М-4, МС Гелиос-44М-4. Всего выпущено 1 481 022 экземпляров. Представляет собой усовершенствованный аппарат «Зенит-Е» (добавлен механизм нажимной диафрагмы, невращающаяся головка выдержек, горячий башмак для вспышки, фокусировочный экран с микрорастром, внесены другие мелкие изменения).

Вещи, крайне необходимые советскому фотографу

Бачок для обработки 35-мм фотопленки карболитовый

Кадрирующая рамка

Кассета для фотопленки

Фотопленки

Позитивная фотопленка

Лампа для фотовспышки

Набор химикатов для обработки цветных фотобумаг

Объектив Юпитер-21

Обьектив Индустар-50

Ослабитель, 1983 год

Проявитель, 1988 год

Фиксаж, 1985 год

Резак для обрезки фотографий

Реле времени для фотопечати Силуэт, 1985г.

Фотореле ТРВ-1

Тросик к фотоаппапаратам для плавного спуска кнопки

Фотовалик. Применялся для разглаживания мокрых фото на глянцеватель

Фотобумага

Фотовспышка NORMA1

Фотовспышка Электроника

Фотоувеличитель Ленинград 4

Фотоувеличитель Таврия

Фотоэкспонометры

Устанавливается нелепо, хотя свои функции выполняет на Ура!

ЛОМО с дальномером от ФЭДа

Видоискатель с дальномером

Ну и немного об экспонометрах: изначально не планировал их собирать, но в последний момент передумал! Итак появились следующие экспонометры:

Ленинград-2

и Ленинград 6

Ну и напоследок Калькулятор Выдержек для фотопечати

Фотоаппараты

Первые модели фотокамер появились в России в середине XIX века. До революции их производством занималось всего несколько фабрик, тем не менее, фотографическая жизнь не была скучной. Процесс создания снимков и усовершенствование функциональных характеристик приборов были главными темами у поклонников нового увлечения и изобретателей. В 30-х годах XX века в СССР было запущено массовое производство фотоаппаратов и к 1960-му году, в распоряжении советских граждан было более шестидесяти моделей устройств и их модификаций.

Вот лишь некоторые из них:

  • складные – Смена, ЭФТЭ (АРФО), Фотокор №1, Репортер, Турист;
  • малоформатные – ФЭД (реплика немецкого фотоаппарата Leica II), Киев, Зоркий, Зенит, Юность, Спорт;
  • среднеформатные – Спутник, Нева, Москва, Салют, Юнкор, Искра.

Стоит отметить, что советские фотоаппараты обладали высочайшим качеством. Хоть они и не были избавлены от некоторых недостатков, тем не менее, могли конкурировать с аналогичной техникой иностранного производства.

До сих пор старинные приборы пользуются огромной популярностью не только у коллекционеров и антикваров, но и у обычных людей, увлекающихся фотографией. И это не смотря на обилие современных гаджетов, их функциональность и ценовую доступность. На фотоаппараты СССР цены устанавливал таким же образом, как и на любые другие товары: руководствуясь решением Государственного комитета. Иными словами, стоимость аналогичных вещей и предметов во всех магазинах города была одинаковой. Но рыночная экономика ввела другие правила, и предприниматели начали свою ценообразовательную политику.

Сегодня старинный фотоаппарат можно приобрести и за 500 и за 100 000 рублей, все будет зависеть от места, в котором вы планируете совершить покупку, амбиций продавца, технического состояния, возраста и комплектности прибора. Если вы хотите приобрести раритетное устройство для создания фотографий без переплат, то аукционы следует обходить стороной, как и подозрительные сайты, занимающиеся продажей антиквариата. Чтобы не нарваться на мошенников, обращайтесь исключительно в проверенные салоны, а еще лучше – пользуйтесь услугами антикварного салона «Лавка старины». В нашем ассортименте вы найдете старые фотоаппараты редких моделей.

Эксклюзивность устройств заключается не только в их солидном возрасте, но и в том, что все они находятся в рабочем состоянии. Время не испортило их внешний вид и не лишило изначальных функций благодаря заботливым владельцам, привыкшим сохранять в безупречном состоянии дорогие сердцу предметы. Если вы являетесь коллекционером, фотографом (любителем или профессионалом) или просто ищете оригинальный подарок – присмотритесь к нашему каталогу старинных фотоаппаратов. Мы уверены, что на его страницах вы найдете именно то, что искали долгие годы.

"Этюд"

Годы выпуска: 1969-1983
Производитель: БелОМО
Размер кадра: 4.5×6 см
Объектив: мениск 11/60
Количество: ± 1.500.000 единиц, первоначальная цена - 7 руб.
В советское время считался детской игрушкой.

"Любитель-166"

Годы выпуска: 1976-1981
Производитель: ЛОМО
Размер кадра 6х6 см
Объектив: Триплет-22 4.5/75
Фотоаппаратам присваивался Знак качества.
Произведено 69 120 единиц. Выпуск прекращён из-за нареканий в работе механизма перемотки плёнки.


"Смена-8М"

Суперхит всех времен и народов
Годы выпуска: 1970-1992
Производитель: ЛОМО
Объектив: Триплет-43 4/40
«Смена-8М» занесена в книгу рекордов Гиннеса как самый массовый фотоаппарат планеты (более 21 млн экземпляров).
Розничная цена в советское время — 15 рублей.

"Алмаз-103"

Годы выпуска: 1979-1989
Производитель: ЛОМО
Размер кадра: 24×36 мм
Oбъектив: MC Волна 1.8/50
Выпущено 9508 единиц
Розничная цена базовой модели «Алмаз-103» составляла 295 рублей.
Производство свернуто из за убыточности.

"Зоркий-4"

Годы выпуска: 1956-1972
Производитель: Красногорский механический завод (КМЗ)
Размер кадра: 24X36 мм
Объектив: Юпитер-8 2/50
Количество: 5.770.623 единицы
Розничная цена «Зоркого-4» в СССР в 1960-е годы: с «Индустаром-50» — 38 руб., с «Юпитером-8» — 47 рублей.

"Зенит-Е"

Выпускался серийно в 1965—1985 гг. на КМЗ и с 1973 (по другим данным, с 1975) по 1986 г. на Оптико-механическом заводе в г. Вилейка (Белоруссия)
Количество: 8 млн шт. (из них на КМЗ — 3.334.540 шт.) — мировой рекорд для одно объективных зеркальных фотоаппаратов.
Объектив: «Гелиос-44-2» 2/58 или «Индустар-50-2» 3,5/50. Размер кадра: 24×36 мм
Розничная цена «Зенита-Е» в 1980 году с объективом «Гелиос-44-2» была 100 рублей, с олимпийской символикой — 110 рублей, с объективом «Индустар-50-2» — 77 рублей.

"Зенит-TTL"

Годы выпуска: 1976-1989
Производитель: КМЗ и Бел ОМО
Размер кадра: 24×36
Объектив: Гелиос-44М 2/5
Количество: 1.632.212 единиц
Розничная цена «Зенита-TTL» в 1980 году с объективом «Гелиос-44М» была 240 рублей, в 1983 году — 210 рублей.
Если была возможность выбора, покупатели предпочитали фотоаппараты производства КМЗ, а не БелОМО, не без оснований считая их более качественными.
В каталоге «Neckermann Herbst/Winter 1981/82» цена фотоаппарата «Зенит-TTL» с объективом «Гелиос-44М» составляла 229 марок ФРГ.

Киев-30 или Киев Spy КГБ

"Киев 30" — советский "шпионский" фотоаппарат. Наш ответ немцам на ихний "Minox"
Являлся продолжением семейства фотоаппаратов «Киев-Вега» и «Вега-2»
Производитель: завод «Арсенал»
Годы выпуска: 1975-1987
Размер кадра: 13×17 мм
Объектив: Несменный «Индустар-М» 3,5/23
Размеры: 28×46×86 мм
Масса: 190 гр
Стоимость фотоаппарата в 1983 году — 30 рублей

"Салют-С"

Годы выпуска: 1972-1980
Производитель: Арсенал (Киев)
Размер кадра: 6 х 6 см
Объектив: Вега-12Б 2.8/9
Количество: ± 30,000 единиц
Цена фотоаппарата «Салют-С» в 1979 году составляла 435 рублей

"ФЭД-4"

Годы выпуска: 1964-1980
Производитель: ФЭД
Размер кадра: 24×36 мм
Объектив: Индустар-61 2.8/52
Количество: 633,096 единиц (всех типов)
В поставках за рубеж камера носила название «Revue-4».
Неудобная рукоятка обратной перемотки плёнки вызывала нарекания у фотографов.

"Чайка"

Год выпуска: 1965-1967
Производитель: БелОМО
Размер рамы: 18х24 мм
Объектив: Индустар-69 2.8/28
Количество: 171,400 единиц

"Орион ЕЕ"

Годы выпуска: 1978-1983
Производитель: БелОМО
Размер кадра: 24×36 мм
Объектив: Триплет 69-3 4/40
Первоначальное название - Вилия EE
Количество: ± 700,000 единиц
Стоимость фотоаппарата «Орион-ЕЕ» составляла 47 или 49 рублей, в зависимости от футляра (жёсткий или мягкий)

"Сокол Автомат"

Годы выпуска: 1966-1977
Производитель: ЛОМО
Размер кадра: 24х36 мм
Объектив: Индустар-70 2.8/5
Количество: 298,855 единиц (всех типов)
На экспорт камера поставлялась под названием «Revue Auto RS» и «Aurora» («Aurora Automat»).
Из-за своей высокой стоимости и малой надёжности конструкции не получил широкого распространения.
Цена фотоаппарата в 1977 году составляла 145 рублей.

"Вилия- Aвто"

Годы выпуска: 1973-1983
Производитель: БелОМО
Размер кадра: 24×36 мм
Объектив: Триплет 69-3 4/40
Количество: ± 2 млн. единиц
Стоимость фотоаппарата «Вилия-авто» составляла 40 или 42 рубля, в зависимости от футляра (жёсткий или мягкий)

«Зенит-ЕТ»

Годы выпуска: 1982-1995
Производитель: БелОМО и КМЗ
Размер кадра — 24×36 мм
Всего изготовлено около 3 млн экземпляров
Стоимость с объективом «Гелиос-44-2» в начале 1980-х годов — 140 руб.

Фотоснайпер или ФС-3

Производитель: КМЗ
Годы выпуска: 1965-1982
Телеобъектив: Таир-3ФС 4,5/300

ФКД (фотоаппарат) — семейство советских крупноформатных фотоаппаратов

Эти камеры известны нескольким поколениям советских людей, выпускались они с 1930 года и применялись практически во всех фотоателье Советского Союза.
Существовали две основные разновидности камер ФК: — «ФКД» (ФотоКамера Дорожная) — передвижная, формата 13×18 или 18×24, предназначена для установки на штатив-треногу. — «ФКП» (ФотоКамера Павильонная) — стационарная, формата 18×24 и крупнее, устанавливалась на тяжёлый стационарный станок и предназначалась для съёмок только в фотоателье.
Павильонные камеры семейства «ФК» выпускались на нескольких предприятиях:
1930 — мастерские «Кубуч» при Ленинградском фототехникуме;
1931—? — «ГОМЗ», Ленинград;
1931—1969 — Московский завод «Геофизика»;
1968—1987 — Харьковская фотофабрика (фабрика «Оргтехника»).
Выпуск прекращён предположительно в 1987 году.

Polaroid

«Polaróid Supercolor 635CL» и «Polaróid 636 Closeup» — фотоаппараты одноступенного фотопроцесса, выпускавшиеся по лицензии фирмы Polaróid (США) в СССР.
Комплектующие выпускались на оборонных предприятиях Советского Союза и Российской Федерации.
Фотоаппараты «Polaroid Supercolor 635CL» и «Polaroid 636 Closeup» конструктивных различий не имели, отличались только формой корпуса.
Фотоаппараты предназначались для широкого круга людей, простота в эксплуатации позволяла получать снимки, даже не зная теоретических основ фотографии.

Годы выпуска: 1989-1990
Производитель СП «Светозор» (Москва)
Размер кадра: 78×79 мм
Объектив с пластмассовыми линзами, непросветлённый 14,6/109
Размеры 120×95×145 мм в сложенном виде, 120×143×145 мм в рабочем состоянии.

Электрическая батарея напряжением 6 вольт обладала электрической ёмкостью, более чем достаточной для производства 10 снимков с электронной фотовспышкой. Извлечённая из отработанной кассеты батарейка ещё долго могла питать электроэнергией транзисторный радиоприёмник.

Поделиться