Индия в XIII - XVI вв. Империя великих моголов В делийском султанате государственной религией был

Мусульманское государство. Мусульманское государство представляло собой теократию; теоретически все политические институты были основаны на исламе и санкционировались им. На практике, однако, эта теория должна была претерпеть много изменений, особенно в такой стране, как Индия, где не-мусульмане составляли подавляющее большинство населения и где политические условия сильно отличались от тех, из которых исходили мусульманские законоведы.

Согласно ортодоксальной мусульманской теории, правитель должен был избираться правоверными. Эта теория оказалась несостоятельной даже на родине ислама, и Маварди – знаменитый законовед – был вынужден сделать вывод, что суверен может назначать своего преемника. В отношении Делийского султаната трудно проследить источник суверенитета. Там не было общепризнанного порядка престолонаследия, равно как не было и признанной процедуры для решения споров. Вообще говоря, для удобства правителя выбирали только из членов семьи умершего султана. Что касается первородства и способностей избранника, а также воли покойного султана, то со всем этим иногда считались, но решающий голос, повидимому, принадлежал знати, которая обычно думала скорее о собственных удобствах, чем об интересах государства.

Тюркские правители Индии и халифат . К XIII веку представление, согласно которому весь мусульманский мир объединен под религиозной и политической властью халифа, перестало соответствовать действительному положению. Но это была удобная в политическом отношении фикция; значительное большинство правоверных начало читать хутбу1 с упоминанием имени мусульманских правителей, занимавших независимое положение. При Абассидах «мусульманский мир... раскололся на много частей, которые не всегда были зависимы от халифата; каждая из них имела свою историю». В 1258 году великий монгольский вождь Хулагу занял Багдад и убил халифа. Халифат прекратил свое существование. «Однако тень его сохранилась в Египте – род халифов, формально располагавших властью, но в действительности лишенных ее, – призрачное отражение былого». Дядя последнего багдадского халифа нашел убежище в Египте и был признан мамлукскими султанами долины Нила духовным властителем мусульман. Эта династия египетских халифов просуществовала вплоть до XVI века, когда последний из них отрекся от своих номинальных прав в пользу Сулеймана II, оттоманского султана Константинополя.

1 Хутбо – проповедь, которая читается по пятницам во время зухры (полуденной молитвы). «Согласно лучшим авторитетам, имя правящего халифа должно было упоминаться в хутбе; тот факт, что в независимых магометанских государствах оно не упоминается, а заменено именем султана или эмира, имеет свое значение».

Традиция, особенно если она связана с религией, легко не отмирает. Халифы потеряли политическую власть после падения Багдада, но они не утратили своего политического престижа. Ни один правоверный никогда не мог забыть, что он обязан подчиняться именно преемнику Пророка. «Преемник Пророка был источником всякой политической власти; правители и вожди племен подчинялись ему, и только его санкция могла явиться законной основой их власти». Это следует иметь в виду при анализе отношений между делийскими султанами и халифами Багдада и Египта.

Когда султан Махмуд Газневи положил конец династии Саманидов и объявил о своей независимости, его власть была признана аббасидским халифом Багдада. Неясно, хотел ли сам Махмуд освятить и усилить свою власть, получив формальное признание преемника Пророка, или же клонящаяся к упадку династия Абассидов сочла благоразумным использовать ситуацию, с тем чтобы напомнить миру, что престиж халифа не является призраком прошлого. Мухаммед Гури ставил имя халифа на своих ранних монетах, выпущенных в Дели. Илтутмиш был первым султаном Дели, получившим формальное признание от халифа. В 1229 году посланцы халифа ал-Мустансира прибыли в Дели и признали Илтутмиша делийским султаном. Имя последнего багдадского халифа, ал-Мустасима, стояло на делийских монетах в течение почти четырех десятилетий после его смерти (1258 г.). Льстивый придворный поэт Амир Хусроу называет Ала-уд-дина и Кутб-уд-дин Мубарака Хилджи халифами, однако мы не имеем нумизматических и эпиграфических данных о присвоении этого титула Ала-уд-дином, хотя сын его открыто объявил себя «великим имамом, халифом». В конце своего правления Мухаммед Туглак, когда его власти угрожали восстания и всеобщее недовольство в империи, снова прибегнул к испытанному методу укрепления власти правителя, получив признание халифа. В 1343 году в Дели прибыл посланец египетского халифа ал-Хакима II. Барани следующим образом описывает позицию султана: «Он приказал впредь не ставить свое имя и титул на монетах и заменить их именем халифа; его лесть по отношению к халифу была столь грубой, что о ней не стоит даже писать». Фируз Туглак пишет в своей автобиографии: «Величайшая и высшая честь, полученная мной божьей милостью, – это то, что благодаря моей покорности и благочестию, послушанию и уважению к халифу – представителю святого пророка – укрепилась моя власть, ибо только его утверждение обеспечивает власть правителя; положение правителя не будет прочным до тех пор, пока он не подчинится халифу и не получит признания святого престола». Ни один преемник Фируза не придавал такого большого значения «получению признания святого престола» и ни один посланец из Египта не появлялся в Дели после смерти этого набожного монарха.

Индусы в мусульманском государстве. Немусульманские подданные мусульманского государства называются зимми (людьми, находящимися под защитой). При завоевании немусульманской страны мусульмане предлагали завоеванному народу на выбор три возможности: обращение в ислам, уплату джизии и смерть. Естественно, те, кому дорога была собственная вера, входили в соглашение с победителями, уплачивая джизию. Мусульманский законовед говорит: «Тот, кто платит джизию и подчиняется мусульманскому государству, называется зимми». От уплаты джизии были освобождены монахи, отшельники, нищие и рабы. Уплата джизии связана с унижением. Фируз Туглак заставил платить джизию брахманов, которые на протяжении столетий были освобождены от ее уплаты.

Некоторые ученые мусульманские богословы стремились низвести индусов до положения дровосеков и водоносов. Точка зрения казни Мугис-уд-дина была приведена выше. Один мусульманский законовед из Египта писал Ала-уд-дину во время своего пребывания в Индии: «Я слышал, что вы довели ндусов до такого состояния, что их жены и дети просят хлеба у дверей мусульман. Поступая так, вы сослужили большую службу религии. Все ваши грехи будут прощены за одну лишь эту заслугу...»

Было бы ошибкой думать, что эти крайние взгляды находили всегда отражение в законодательстве и внутренней политике. При Ала-уд-дине ухудшилось экономическое положение индусов; при Фирузе Туглаке и Сикандаре Лоди продолжались религиозные гонения. Не было, однако, постоянной, заранее обдуманной системы притеснения или систематических попыток истребить индусов. Самое большое обвинение, которое может быть предъявлено султанам, – это отказ их от попытки привлечь индусов к участию в ведении государственных дел.

Монархия. Согласно мусульманским религиозным представлениям и праву, все подчиняется Закону (шар"), который в конечном счете основывается на Коране. Правитель был верховным толкователем Закона. Одним из важнейших факторов, сдерживавших деспотизм мусульманских правителей, было то, что они не могли безнаказанно пренебрегать Законом. Султаны Дели Ала-уд-дин Хилджи и Мухаммед Туглак предпринимали попытки освободиться от Закона и его традиционных толкователей – суннитских богословов. Эти попытки имели некоторый успех.

Другим важным фактором, ограничивавшим власть правителя, было привилегированное положение знати. «С точки зрения развития государственности, наибольший интерес в истории династии Илтутмиша представляет борьба между короной и знатью за обладание реальной властью». Так, во времена Насир-уд-дин Махмуда победу одержала знать. Балбан, будучи султаном, поднял престиж монархии, обуздав притязания знати. Так продолжалось вплоть до времен Мухаммеда Туглака, который надписью на своих монетах напоминал своим подданным, что «султан – это тень бога». Положение изменилось при слабом правителе Фирузе Туглаке, который угождал мусульманскому духовенству показной приверженностью Закону, а военачальникам позволял беспрепятственно пользоваться своими привилегиями. При Лоди знать претендовала на равное положение с самим правителем. Надменный Ибрахим пытался оспаривать притязания знати и поплатился за это жизнью.

Не было какой-либо признанной системы государственных органов, которые бы направляли, помогали или ограничивали бы действия делийских султанов. Все зависело от личности правителя. Не было постоянного совета министров, правительства в современном понимании. Султан вершил государственные дела с помощью тех советников или чиновников, каких он считал нужным назначить. Если султан был сильным, эти люди были «простыми исполнителями воли правителя; они могли влиять на политику своего господина только искусством мягкого убеждения или завуалированного предостережения». Однако, если султан был слабым, они использовали его как марионетку.

Некоторые важные государственные посты. Главный министр султаната назывался вазиром, а его ведомство называлось диван-и-вазират. Это ведомство занималось главным образом финансами. Ведомство, именовавшееся диван-и-расалат, которое занималось религиозными делами и пожалованиями духовенству, и судебное ведомство, диван-и-каза, находились под контролем садр-ус-судура. Пост ариз-и-мамалика (начальника военного ведомства) принадлежал дабир-и-арзу. Учреждение диван-и-инша (ведавшее корреспонденцией правителя) управлялось дабир-и-хасом. Из лиц, ведавших придворными делами, следует упомянуть вакил-и-дара (начальника этого ведомства) и эмир-и-хаджиба, или барбека (главного камергера).

Финансы. Источниками доходов государства были главным образом: I)поземельный налог, 2) зякат, или религиозные налоги, 3) джизия, 4) военная добыча, 5) рудники и копи (алмазные и т. д.), 6) выморочное имущество.

Главной статьей поземельного налога был харадж. Султаны Дели Ала-уд-дин Хилджи и Гийяс-уд-дин Туглак провели реформы в системе взимания земельного налога. Первый, повидимому, ввел правило обмера земли, которое обеспечивало более справедливые взаимоотношения между государством и земледельцем. Во времена Ала-уд-дина крестьянам надлежало платить налог натурой, хотя, повидимому, принимались и деньги. В XIII веке доля государства составляла, возможно, одну пятую часть урожая. Ала-уд-дин повысил ее до половины урожая. Эти тяжелые ставки налога были снижены в период правления его сына. Гийяс-уд-дин Туглак отдал приказ, согласно которому земельный налог не мог быть увеличен больше чем на десять процентов.

Правосудие . Садр-ус-судур был главным судьей (кази-и-мамалик) империи. Он принимал апелляции на решения низших инстанций и назначал местных кази. В каждом большом городе, включая Дели, был свой /ссзм (судья), который вершил суд. Высокое должностное лицо, амир-и-дад, приводил в исполнение приговоры, вынесенные кази. Дела, касавшиеся только индусов, решались обычно панчаятом [пятью старейшинами. – Ред.]. Дела между индусами и мусульманами решали кази. Котвал был главой полиции в городах, но он был также градоначальником. Уголовное право было очень суровым, пытки и нанесение увечья были обычным явлением. Фируз Туглак отменил некоторые из наиболее бесчеловечных методов наказания.

Управление провинциями. Крупная империя должна была для удобства управления делиться на провинции. В источниках упоминаются 23 провинции, существовавшие при Мухаммеде Туглаке: 1) Дели, 2) Девагири, 3) Мультан, 4) Кухрам, 5) Самана, 6) Севан, 7) Уч, 8) Ханси, 9) Сирсути, 10) Ма"бар, 11)Теланг, 12) Гуджарат, 13) Бадаун, 14) Ауд, 15) Канаудж, 16) Лакхнаути, 17) Бихар, 18) Кара, 19) Мальва, 20) Лахор, 21) Каланор, 22) Джаджнагар, 23) Дорасамудра. Некоторые из провинций были, очевидно, по размерам не больше современного округа (дистрикта), но другие, как Лакхнаути, были, повидимому, очень большими, и управлять ими было трудно.

В летописях на фарси наместник провинции обычно называется вали или мукта. Трудно сказать, были ли эти термины синонимами. Некоторые исследователи считают, что термином вали обозначался наместник, облеченный чрезвычайными полномочиями. Возможно, что более крупные провинции делились на шикки, которыми управляли чиновники, называвшиеся шиккдарами. Следующей более мелкой административной единицей была паргана, которая включала ряд деревень. Повидимому, в парганах и деревнях индусские вожди и мелкие чиновники пользовались значительной властью и влиянием; в столице провинции, однако, монополией управления и власти пользовались мусульмане. В Делийском султанате ни один индус не был назначен наместником провинции.

Кроме провинций, находившихся более или менее непосредственно под властью султана, существовали еще вассальные княжества, которыми правили индусские князья, чье подчинение центральному правительству обычно было формальным.

Армия. Наличие большой и боеспособной армии являлось в то время первым условием существования устойчивого правительства. Конница являлась основной силой армии. На лошадей был большой спрос. Как и у индусов, слоны высоко ценились. Пехотинцы, так называемые пайяки. имели меньшее значение в армии. Были широко распространены некоторые виды примитивного огнестрельного оружия. Общее управление делами, связанными с армией, было поручено ариз-и-мамалику. В его ведомстве находился список (хулия) всех солдат. Ала-уд-дин Хилджи ввел систему клеймения боевых коней, чтобы военачальники не могли заменить хорошую лошадь плохой. Кроме регулярной армии, которую содержало центральное правительство, имелись еще провинциальные контингенты, находившиеся под контролем наместников провинций.

Северная Индия в конце XII в. вновь стала жертвой завоевателей. В 1175 г. правитель Газни Шихаб-ад-дин Мухаммед Гури, представитель династии Гуридов, пришедшей к власти после свержения династии Газневидов, вторгся в Пенджаб, где укрылся последний представитель династии Махмуд Газневи. Завоевав эту область, Мухаммед Гури двинулся дальше на восток. В 1192 г. он разбил под Тараином союзные войска индийских князей, выступивших ему на встречу во главе с князем Аджмира и Дели - Притхви Раджей (Раи Питорой) и стал господином всего Доаба (двуречья Джамны и Ганга). В 1199 - 1200 гг. были покорены Бихар и Бенгалия. Завоеванные индийские земли были включены в состав государственных земель державы Гу ридов, и Мухаммед Гури, как их верховный собственник, стал раздавать эти земли в условное феодальное Державине (икта) своим (по преимуществу тюркским) военачальникам, поставив над ними в качестве наместника Кутб-ад-дина Айбека. Успехи завоевателей, сумевших в течение 20 лет подчинить всю Северную Индию, объяснялись политической раздробленностью страны, обособленностью ее народов, племен и каст и остротой социальных противоречий внутри индийского общества. В 1206 г. Мухаммед Гури был убит. Военачальники, которым он роздал в феодальное держание индийские земли, отказывались принять нового правителя Газни своим господином и создали на территории Северной Индии собственное, независимое от Газани, государство, получившее название по имени своей столицы - Делийский султанат. Правителем этого государства был провозглашен прежний наместник султана Кутб-ад-дин Айбек.

Власть Айбека и его ближайших преемников была, однако, в значительной мере номинальной. За 36 лет, последовавших после смерти Айбека (1210 г.), на делийском престоле сменилось шесть султанов. Подоплекой кровавых дворцовых переворотов было желание феодалов добиться от султанской власти новых земель, пожалований и привилегий. Бесконечные усобицы между крупными мусульманскими феодалами, представлявшими господствующую верхушку в ДелнЛгком султанате, использовались покоренными раджпутскими князьями для восстановления своей независимости. Почти непрерывные войны внутри Делийского султаната, сопровождавшиеся грабежом и опустошением сотен и тысяч мирных селений, вынуждали общинников браться за оружие, звать на помощь вождей раджпутских кланов и их ответвлений, разгромленных захватчиками и отступивших в глубь территории между Пенджабом и Бенгалией, создавали здесь новые феодальные владения.

Монголы впервые вступили на индийскую территорию в 1221 г., преследуя правителя Хорезма Джелал-ад-дина. Монгольские отряды опустошили области Мультана, Лахора и Пешавара и ушли из Индии, взяв с собой, по свидетельству одной из индийских хроник, 10 тыс. пленных, которые по дороге были все убиты из-за недостатка продовольствия. В 1241 г. монгольские войска снова начали предпринимать одно вторжение за другим. В 1246 г. они овладели Мультаном и Учем. Необходимость обороны своих владений вынудила феодалов объединиться вокруг делийского султана Насир ад-дина Махмуда(1246 - 1265), фактически же под руководством его главного везира Гийяс ад-дина Балбана. Опираясь в основном на поддержку мелких и средних феодалов, Балбан сначала как везир, а затем, с 1265 по 1287 г., как государь сумел подорвать силу господствовавшей до этого тюркской феодальной клики. Он отбирал в казну земли тех держателей икта, которые не хотели подчиняться султану. Все свое внимание Балбан направил на оборону государства от монгольских завоевателей.

Для подавления эксплуатируемого крестьянства, захвата новых территорий, а также для защиты от внешних врагов в Делийском султанате при Балбане были созданы сильный государственный аппарат и огромная постоянная армия из чуждых индийскому народу среднеазиатских, афганских и иранских наемников. Его ближайшим помощником являлся главный везир, направлявший и контролировавший работу многочисленных ведомств, основными из которых были налоговое и военное. Территория Делийского султаната разделялась на несколько областей, для управления которыми султан назначал наместников (вали) из высшей мусульманской знати, часто из членов своей семьи. Основными функциями наместников было содействие чиновникам, а также иктадарам, как назывались владельцы икта, в сборе ими земельного налога и всяких иных поборов, и в подавлении народных возмущенный. Для этого наместники имели необходимый аппарат управления и постоянное наемное войско. Наместники распоряжались доходами от своих областей, но были обязаны в султанскую казну излишек, остававшийся сверх расходов гго управлению и содержанию войск. Области в свою очередь делились на налоговые округа, во главе которых стояли начальники, также из мусульман, с функциями, аналогичными тем, какие лежали на областных наместника х. Однако не следует преувеличивать степень централизации государственного управления. Наместники областей часто становились фактически независимыми правителями. Такими были, например, правители Бенгалии и других удаленных от столицы областей.

Мусульманские феодалы всячески поощряли переход индусов (т.е. последователей религии индуизма) в ислам. Они представляли мусульманам особые преимущества в занятии высоких постов в армии и в аппарате управления, давали налоговые льготы и ряд других более мелких привилегий. Наиболее полно влиянию ислама подвергся Западный Пенджаб.

ФЕОДАЛЬНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ

Завоеватели, пришедшие из Газни, нашли в Северной Индии множество больших и малых феодальных княжеств, находившихся под властью князей из различных раджпут-ских кланов (родов). В этих княжествах существовали различные формы феодального землевладения. Большая часть земель принадлежала самому махарадже, князю, являвшемуся в то же самое время главой господствующего рад-жпутского клана. Махараджа выделял из домена членам своей семьи в наследственное владение села и деревни с предоставлением всей полноты сеньориальной власти над общинниками. Земли, не входившие в княжеский домен, находились в руках вассалов махараджи. Условия владения землей вассалами фиксировались в грамоте (патта), даруемой махараджей. Одни вассалы обладали наследственными правами в своих владениях до тех пор, пока выполняли свои основные обязанности: являться под знамя махараджи по его первому требованию с количеством воинов, соответствующим размерам владения, и уплачивать дань установленного размера.

Другие вассалы были лишены наследственных прав, и их могли переводить с одного места в другое по воле махараджи.

Часть земли была роздана чиновникам и являлась натуральной форме их оплаты. С прекращением службы эти земли снова возвращались в руки князя. Наконец, часть земель принадлежала храмам. Рядовая масса раджпутов получала от главы своего клана, во владениях которого она селилась, землю с сидевшими на ней крестьянам. Фактически эти раджпуты представляли собою слой мелких феодальных ленников, обязанных с оружием в руках являться на службу по зову главы своего клана, а также платить ему небольшую долю своего дохода в знак вассальной зависимости.

Каждый феодальный землевладелец (как и князь на землях своего дома) взимал со своих крестьян оброк по собственному произволу. В Делийском султанате были созданы иные земельные порядки. Завоеватели уничтожили существовавшую для них земельную собственность отдельных феодалов и передали ее государству. Феодальная рента взималась государством в форме налога со всех обрабатываемых земель, в чьем владении они не находились. Земельные владения были оставлены тем феодальным владельцам, которые признали власть делийских султанов и согласились платить им земельный налог.

Представителями военно-служилой знати получили от султанов земельные владения в форме икта. Условия владения иктадаров были иными, чем у индусских землевладельцев, именуемых заминдарами. В отличие от заминдаров иктадары были обязаны содержать наемное войско в количестве, соответствующим их военным рангам. Жалуя своим военачальникам икта, государство фактически давало им не земли, а налог с них с тем, чтобы эти военачальники могли содержать себя и свои наемные войска. Вначале султан мог в любое время отнять икта, не говоря уже о том, что иктадаров в отличие от заминдаров часто переводили с места на место. Во второй половине XIV в. икта стали наследственными владениями. Султаны жаловали и мусульманских духовных лиц наследственными владениями, именовавшимися инамами. Кроме того, султаны выделяли те или иные села в категорию так называемых вакфных земель и передавали причитавшийся с них земельный налог на содержание мусульманских мечетей, школ, караван-сараев или ирригационных сооружений. Земли, являвшиеся доменом султанов, называли хасс. Общинники, обрабатывающие их, платили государственный земельный оброк непосредственно в казну.

Индийские феодалы, за редкими исключениями, не вели собственного хозяйства. Производство сельскохозяйственных продуктов было сосредоточено в общинах. Завоеватели использовали сельские общины как орудие эксплуатации крестьян, связав общинников коллективной ответственностью за уплату налога. Индийские общины по-прежнему оставались экономическими самодовлеющими мирками, жизнь которых текла по установившимся издревле обычаям. Общинные ремесленники снабжали землевладельцев нехитрыми предметами домашнего обихода и необходимым сельскохозяйственным инвентарем из материала, который давали им заказчики. Общинные слуги помогали при уборке урожая, содержали в исправности оросительные сооружения и стерегли общинные поля. В то же время в некоторых районах (около больших городов и вдоль торговых путей) все шире развивались торгово-денежные отношения. Часть оброка была переведена в денежную форму. В деревнях выделилась зажиточная верхушка, в руках которой сосредотачивалось фактическое распоряжение общинными землями.

В Делийском султанате возник ряд крупных городов. Это были прежде всего города-ставки, служившие местопребыванием султана и областных наместников. Самым крупным городом была столица султаната - Дели. Появление в том или ином месте феодала со своим двором, челядью и наемным войском создавало там спрос на продукты ремесла и сельского хозяйства, привлекало сельских ремесленников, ие находивших себе применения в обширном производстве.

Однако ремесленники работали исключительно иа узкий круг заказчиков. Крестьяне приходили в город лишь как продавцы сельскохозяйственных продуктов, понуждаемые к этому необходимостью уплатить денежные налоги или желанием обратить небольшой избыток своих продуктов, который им иногда удавалось уберечь от феодала, в деньги и спрятать их на черный день. Удельный вес той небольшой деревенской верхушки и мелких феодалов, которые приноравливались к городскому спросу и выращивали продукты непосредственно на рынок, был так незначителен, и их покупки продуктов городского ремесла были так случайны, что это совершенно не влияло на рынок сбыта городских ремесленников. Зависимость ремесленников от спроса феодалов была столь велика, что его прекращение, например, с переездом феодала на новое место, нередко вело к полной гибели города.

Имелись города, существование которых было связано с внешней торговлей. Это били порты в Бенгальском заливе и Аральском море и ряд перевалочных пунктов вдоль больших торговых трактов. В них наряду с феодалами господствовали крупные купцы, которые скупали продукты ремесла, а еще чаще, превратив ремесло с помощью ростовщических ссуд в долговых рабов, заставляли работать па себя почти безвозмездно. В результате такого, часто подневольного труда создавались прекрасные ткани, вывозившееся далеко за пределы страны. В обмен на эти ткани, а также на другие предметы ремесла и пряности, в Индию привозились товары из дальних стран. Самым ценным товаром, ввозившимся из стран Передней и Средней Азии, были лошади, необходимые для конных отрядов. Из Китая ввозились фарфор, шелк, изделия из лака и некоторые металлы. Чужеземным купцам приходилось расплачиваться за индийские товары золотом и серебром, которое частично перечерки-

валось в индийские монеты. Но основная масса драгоценных металлов оседала в стране в виде сокровищ.

ДЕЛИЙСКИЙ СУЛТАНАТ В ПЕРИОД РАСЦВЕТА

Делийское государство смогло отразить наступление монгольских войск. Но опасность со стороны монгольских ханов была столь велика во второй половине XIII в., что делийские султаны были вынуждены прекратить свое наступление на еще завоеванные ими территории Индии. Кроме внешних врагов, султанам приходилось вести борьбу с крупными феодалами. Султан Ала-ад-дин Хильджи (1296 - 1316) сумел, опираясь на свое сильное наемное войско, уничтожить опасных противников из числа наиболее влиятельных иктадаров и отбить три монгольских вторжения. Однако, содержание наемного войска требовало больших средств и истощало султанскую казню. Чтобы освободить казну от необходимости увеличить жалованье воинам, Ала-ад-дин ввел твердые цены на основные продукты, потребляемые войском. Одновременно с этим султан распорядился, чтобы во всем Доабе с крестьян, обрабатывающих государственные земли, брали поземельный налог размером до половины урожая и исключительно натурой. Было также приказано брать налог не только с пахотных земель, но и с пустошей, а также с каждой головы скота. Увеличив таким образом нормы поземельного налога, Ала-ад-дин смог создать в Дели большие правительственные запасы хлеба и фуража для того, чтобы посылать все это на столичный рынок, когда ощущался недостаток в привозе и цены на указанные продукты поднимались, несмотря на суровые меры, применявшиеся к нарушителям указа о твердых ценах.

В хронике, посвященной правлению Ала-ад-дина, рассказывается о восстании жителей города Дели. Во главе его встал Ходжа Маула, который убил ненавистного султанского чиновника, управлявшего городом. Восстание открыли тюрьму и выпустили Заключенных, захватили казначейство и арсенал и роздали деньги и оружие примкнувшим к ним горожанам. Восставшие нашли среди горожан человека по имени Алави, который считался потомком султана Илтутмиша (1211 - 1236), и провозгласили его императором. Восстание длилось около недели и было подавлено феодалами. Ходжа Маула пал в бою, а Алави был захвачен в плен и обезглавлен. Пленных участников восстания также предали мучительной смерти.

Султан организовал большой поход в Декан и в течение трех лет (1308 - 1311) завоевал его вплоть до реки Кавери. Султанат в эти годы достиг вершины своего могущества. Однако непомерная эксплуатация крестьян привела в конце концов к тому, что то там то здесь начали вспыхивать крестьянские восстания. В 1316 г. началась война с вассальными раджами Читора и Деогира, во время которой Ала-ад-дин умер. После его смерти разгорелась борьба за престол, победителем в которой в 1320 г. оказалёя один из крупных иктадаров -

Гийяс-ад-дин Туглук. В период этой смуты от Дели были отделены все деканские княжества, завоеванные Ала-ад-дином.

Мухаммеду Туглуку (1325 - 1351) пришлось вновь завоевывать отпавшие области. В 1326 г. для удобства управления своей огромной державой Мухаммед перенес столицу в Деогир. Этот временный переезд двора гибельно сказался на Дели. По свидетельству современников, в нем не оказалось и тысячной доли прежнего населения. Отъезд Мухаммеда ослабил позиции султана на севере, чем не преминули воспользоваться монгольские и делийские феодалы. Крупнейшие иктадары поднимали восстание за восстанием. Мухаммеду удалось откупиться от монголов, но борьба с иктадарами и областными правителями оказалась затяжной и заполнила все правление этого султана. Чтобы иметь возможность противостоять взбунтовавшимся феодалам, Мухаммед создал огромную армию, но ее содержание разоряло казну. Для пополнения казны Мухаммед увеличил и без того высокие налоги с крестьян и довел их до полного разорения. В стране начался голод, земледельцы бросали села и бежали в леса. Крестьян ловили и загоняли обратно в села. Но все было напрасно. Крестьяне брались за оружие и вместе с феодалами выступали против Мухаммеда. Чтобы засеять заброшенные поля, Мухаммед стал отдавать целые районы откупщикам, бравшим на себя обязательство вновь заселить опустевшие села. Но не помогло и это. В 1329 г., желая прекратить утечку серебра из казны, он стал платить жалованье армии медными деньгами, а также принимать их в уплату налогов. Но массовое производство мелких денег вскоре совершенно обесценило их, и это еще больше опустошило султанскую казну. В конце 1339 г. отпала Бенгалия, в 1340 г. - Маабар (юг нынешнего Мадрасского штата), в 1347 г. - север Деканского полуострова и одновременно области к югу от реки Тунгабхадры. В 1351 г., во время восстания в Гуджарате, Мухаммед Туглук умер. Средневековый хронист отметил это событие словами: «Государь освободился от своего народа, а народ от своего повелителя».

Преемник Мухаммеда Фирсоз отказался от борьбы с феодалами и примирился с утратой Бенгалии и Декана. Султан сделал все, что было в силах, для сохранения Гуджарата с портами, через которые Дели торговал со сторонами Передней Азии. Фироз признал за феодалами наследственные права на икта. Сокращение доходов казны в результате потери территории Фироз компенсировал уменьшением расходов на армию и заботой о восстановлении сельского хозяйства, разоренного его предшественником. При Фирозе были построены большие оросительные каналы между и Сатледжем к северо-западу от Дели.

УПАДОК ДЕЛИЙСКОГО СУЛТАНАТА

Со смертью Фироза между Туглукидами началась борьба за престол. Ослабление центральной власти воспользовались наместники областей. От Делийского султаната отделились Мальва, Гуджарат и Хандеш. В разгар этой борьбы в Северную Индию вторглись войска Тимура. В 1398 г., разбив войска пришившего тогда султана Махмуда Туглука, Тимур взял Дели, разграбил город и вырезал его жителей. Когда Тимур уходил обратно в Среднюю Азию, он увел с собой огромное количество пленников, прежде всего ремесленников. Столица Тимура Самарканд была в значительной мере застроена руками пленных индийцев. Области, по которым прошел этот жестокий завоеватель, были превращены в пустыню. С 1413 г. Делийский султанат перестал существовать как большая и сильная держава. Северная Индия распалась на ряд княжеств.

ГОСУДАРСТВО БАХМАНИ

Тогда как Делийская держава доживала последние дни, в Декане возникли два государства - одно в северной его части, названное по правившей там мусульманской династии государством Бахмани, другое - за рекой Туигабхадрой, названное по имени своей столицы - Виджаянгар и находившееся под властью индусских правителей. Государство Бахмани было создано деканскими иктэдарами и наместниками Делийского султаната, восставшими против Мухаммеда Туг-лука. Во главе государства они поставили с титулом шаха одного из крупных местных икгадаров - Лла-ад-дина Бахмани. Феодальные порядки в этом новом государстве были в основных своих чертах те же, что и в Делийском султанате. Но бахманпйские шахи, даже наиболее сильные из них, никогда не имели такой власти над своими феодалами, какой располагали султаны Дели в период расцвета султаната. Подлинными распорядителями судеб государств была кучка крупных иктадаров и наместников областей - тарафдаров. Шахский престол был игрушкой в их руках. Стремясь укрепить свою власть, бахманийскне шахи противопоставляли старой мусульманской аристократии, так называемым «де-канцам», представлявшим для них наиболее опасную феодальную клику, новых феодалов из среднеазиатских и иранских выходцев, так называемых «иноземцев», а так же организовывали походы против соседних индийских княжеств. Наиболее частыми были войны с государством Виджаянгар, богатства которого особенно привлекали бахманийских феодалов.

Русский купец Афанасий Никитин, проведший в Бахма-нийском государстве три года (1469 - 1472) и оставивший замечательное описание этого государства, писал: «А земля очень многолюдна, а сельские люди голы совсем, а бояре сильны добре и пышны очень». Разоренные крестьяне разбредались в разные стороны поисках пропитания. В столь же тяжелом положении находился и городской ремесленный люд. Феодалы за бесценок отбирали у ремесленников плоды их труда. Много ремесленников находилось в зависимости от ростовщиков и от купцов-скупщиков. Феодалы и купцы вели выгодную торговлю ремесленными изделиями. Они перепродавали их на рынках больших городов, или сбывали приезжавшим в Индию иностранным купцам, или сами снаряжали суда и вели эти товары в чужие страны. Кроме ре-

месленных изделий, из Индии вывозили рис, красители и особенно много пряностей, попадавших в руки феодалов в виде земельной ренты.

В правление шаха Мухаммеда (1463 - 1482) его всесильный везир Махмуд Гаван, выходец из Гиляна и глава феодальной клики «иноземцев», пытался подорвать силу «де-канцев», отняв у них часть доходов. Он раздроби л. существовавшие области (тарафы) и отдал часть новых областей своим сторонникам, не обделив при этом и себя. Махмуд Гаван заставил тарафдаров отдавать часть доходов в казну, фактически бывшую в его распоряжении, потребовал от них держать такое войско, которое предусмотрено их военным рангом, и поставил в крепостях, находившихся на их территории, шахские гарнизоны. Чтобы смягчить недовольство феодалов, он предпринял ряд походов и отнял у Виджаянагара богатый порт Гоа. Однако это не.спасло Махмуда Гавана от ненависти обиженных им феодалов. Он был казнен с согласия шаха тяготившегося властью везира и завидовавшего его огромным богатствам. После гибели Махмуда Гавана государство стало быстро распадаться. Один за другим тарафдары отказывались признавать шаха и создавали независимые княжества. Между 1490 и 1525 г. на территории бывшего Бахмани некого государства образовалось пять самостоятельных княжеств: Ахмед нагар, Берар, Бидар, Бид-жанур и Голконда.

ВИДЖАЯНАГАР

С распадом Бахмани крупнейшей державой в Декане стал Виджаяиагар. Возникнув в 40-х годах XIV столетия, т.е. одновременно с Бахмаиийским государством, как небольшое княжество, Виджаяиагар уже при первых правителях - Ха-рихаре J, а затем Букке - охватывал всю территорию к югу от рек Тунгабхарды и Кришны. Итальянец Николо Конти, побывавший в Индии в начале XV в., говорил о виджая-нагарском махарадже, что он «самый могучий из всех государей Индии». Через 40 лет это же самое сказал и Афанасий Никитин: «А индийский же султан кадам очень силен, и рати у него много, а сидит на горе в Внджаяиагаре». Окруженная несколькими рядами стен и защищенная полукругом гор, столица Впджаянагара часто видела у своих ворот бахманнй-екне войска, по им пи разу не удалось овладеть ею.

В Внджаяиагаре существовали более сложные земельные порядки. Здесь наряду с государственными землям, раздаваемыми в условное феодальное держание, существовала крупная и мелкая собственность феодальной знатп. Такими землями обладали и сами виджая нага реки е государи. Наконец, большое количество земли находилось в собственности храмов.

Господствующее положение занимала военно-служплая знать, наяки. Они получали от государя большие земельные пожалования при условии содержания определенного количества войска и уплаты в казну приблизительно половины своих доходов. При выполнении этих условий наяк располагал всей полнотой власти над населением, жившем в его владении. Но в случае невыполнения указанных выше условий государь сурово наказал провинившегося наяка и конфисковал его владение. Основным источником дохода виджаянагарских феодалов, как и в других государствах Ин-дни, была продуктовая и частично денежная рента. Однако в некоторых частях страны имелись феодалы, которые вели собственное хозяйство, пользуясь рабским трудом лиц из низших, «неприкасаемых» каст и сгоняя на барщину своих крестьян Обычно это были поместья, владельцы которых выращивали кокосовые пальмы и пряности на переработку и продажу.

КУЛЬТУРА

Самым примечательным фактом в культурной жизни Индии XII - XV вв. было развитие у ряда ее народов литературы на разговорных языках. Иа них слагали своп поучения проповедники сектантских течений индуизма. Появились поэты, писавшие свои произведения на родном для них разговорном языке. В XIV в. жили два виднейших поэта-лирпка - бенгалец Чандидас и бихарец Видьяпа-ти. Поэт Амир Хисрав положил начало поэзии на языке урду. В XV в. слагал свои песнопения в честь Кришны и Радхи религиозный проповедник бенгалец Чайтания Дева, и тогда же заложил основы литературы на языке асса-мп ученик Чайтании Девы Шанкарадева. Появились религиозные проповедники и поэты, создавшие произведения на языке хинди: Рамананда, Кабир (1140 - 1518), Иа-нак (1469 - 1538) и слепой Сурдас.

В XIII в. в Декане жил поэт Джияпешвари, почитаемый как основатель маратхской литературы, и слагал свои религиозные гимны маратх Намдеев. В XV в. зародилась литература на языке ория. Но особенно развивалась в это время литература на языках телугу, каннара и тамили. В XIII в. поэт Тиккала* продолжая работу поэта XI в. Наннайя, перевел на язык телугу пятнадцать частей Махабхараты. В XIV в. жил другой замечательный поэт народа телугу - Иерра-иреггада. На языке телугу писали правитель Виджаянага-ра Кришнадева Райя и поэт Джурджати.

Литература на тамильском языке получила толчок к развитию от антифеодального сектантского движения бхакти. Виднейшими поэтами, писавшими на тамильском языке, были Камбана, Оттокиттхана и Пухаленади. С тем же религиознореформаторским движением бхакти было связано и зарождение литературы на языке малаялп. В XV в. на этом языке писал поэт Черуссери Намбури. Завоевание Индии газнийскими феодалами и образование Делийского султаната не могло не отразиться на самых различных областях индийской культуры. Появилась индийская литература на языке фарси. На этом языке писал свои стихи также упоминавшийся крупнейший делийский поэт Амир Хисрав. Исторические хроники составлялись придворными писателями делийских султанов (Зия-ад-дином Бараии и др.). В этот период был составлен также ряд новых брахманских законодательных сборников и философских трактатов.

Утверждение ислама как государственной религии обусловило появление в Индии нового типа сооружений - мечетей и мавзолеев с характерными для них куполами, арочными проемами в стенах, широкими дворами, минаретами и полным отсутствием человеческих изображений. Архитектурными памятниками Делийского султаната являются сооружения около Дели с возвышающимся над ними замечательным минаретом «Кутб-мннар», постройка которого была начата при первом султане Кутб-ад-дине Айбеке. Из других памятников мусульманской культовой архитектуры следует отметить мечеть Атала Деви в Динаджпуре, соборную мечеть в Манду (Мальва), мавзолей в Мультаие и гробницы биджапурских князей в Декане.

ДЕЛИЙСКИЙ СУЛТАНАТ, государство в средневековой Индии со столицей в Дели, возглавлявшееся мусульманскими династиями (1206-1526). Основан Кутб-ад-Дином Айбаком (правил в 1206-10), военачальником Мухаммеда Гури, который возглавлял тюркско-афганские войска, завоевавшие Северную Индию в конце 12 - начале 13 века.

Султаны делийского султаната принадлежали к тюркским династиям Гулямов (1206-90), Хилджи (1290-1320), Туглакидов (1320-1414), Сайидов (1414-51) и афганской династии Лоди (1451-1526). Правящая мусульманская верхушка составляла ничтожное меньшинство населения, остававшегося в массе индусами по религии, и удерживала власть благодаря тому, что действовала как сплочённая военная организация. Внутри правящего слоя существовали противоречия между суннитами и шиитами, тюрками и персоязычными, мусульманами, давно проживавшими в Индии и прибывавшими из стран Среднего Востока. Большая часть земель делийского султаната была роздана в кормления (икта) военачальникам при условии содержания ими на собираемые налоги воинских отрядов, поддержания порядка и перечисления части сумм в казну. Существовали также земли, находившиеся в частной собственности (ином) и освобождённые от выплаты налогов. Землевладельцы-общинники платили земельный налог. С части земель налог собирался непосредственно в казну (земли халиса). Источником пополнения казны была джизия - подушный налог, взимавшийся с немусульман.

Границы делийского султаната неоднократно менялись, его территория не имела регулярного административного деления. В 13 веке делийский султанат охватывал бассейны рек Инд и Ганг (часто за исключением Бенгалии). При Апа-ад-Дине Хилджи (правил в 1296-1316) делийский султанат включал почти всю Индию и сохранялся как общеиндийское государство в первые годы правления Мухаммеда Туглака (правил в 1325-51). В последующий период его территория вновь сузилась до долины Ганга и области Панджаб (Пенджаб). В 1389 году делийский султанат был разгромлен Тимуром и уже не смог вернуть себе былое могущество. Власть султанов династий Сайидов и Лоди распространялась лишь на Доаб (междуречье Ганга и Джамны), а иногда только на окрестности Дели. На развалинах делийского султаната возникли Бахманийский, Джаунпурский, Гуджаратский султанаты, Малва, княжества Раджпутаны. В 1526 году делийский султанат был завоёван Бабуром, основавшим династию Великих Моголов.

Включение (начиная с 13 века) делийского султаната в систему ближневосточных и средневосточных государств положило конец замкнутости Северной Индии (а до некоторой степени всей Индии), способствовало развитию её торговых и культурных связей с сопредельными государствами, появлению ряда новых производств, персоязычной индийской художественной и исторической литературы (тарихи, так называемой хроники), развитию религиозной мысли (мусульманского суфизма и индусских течений бхакти).

Лит.: Ашрафян К. З. Делийский султанат. К истории экономического строя и общественных отношений (XIII-XIV вв.). М., 1960; The history and culture of the Indian people. L., 1960. Vol. 6; Srivastava А. L. The Sultanate of Delhi (711-1526 А. D.). 4th ed. Jaipur, 1964; А comprehensive history of India. Delhi, 1970. Vol. 5; Алаев Л. Б. Средневековая Индия. СПб., 2003.

Делийский султанат

В XII-XIII веках арабы, тюрки и афганцы вторглись в Северную Индию и в начале XIII века основали Делийский султанат. Делийская династия Гулямов завоевала значительную часть Северной Индии, её сменила династия Хальджи. Во времена султанатов произошло культурное возрождение Индии. Возникшая в результате индо-мусульманская культура оставила после себя синкретические памятники в архитектуре, музыке, литературе, религии и одежде. В период Делийского султаната появился также язык хиндави, предшественник урду. Это произошло в результате общения местных носителей санскритского пракрита с персидскими, тюркскими и арабскими иммигрантами.

Делийский султанат является единственной индо-исламской империей, которая возвела на престол одну из немногих женщин-правителей в истории Индии - Разия Султана.

Узнав о гражданской войне в Индии, тюркско-монгольский полководец Тимур в 1398 году начал военную кампанию против правившего султана Насируддина Махмуда, принадлежавшего к династии делийских Туглакидов. 17 декабря 1398 года армия султана потерпела поражение. Тимур вошёл в Дели, полностью разграбив и разрушив город.

Империя Великих Моголов

В 1526 году потомок Тимура и Чингиз-хана Бабур, принадлежавший к династии Тимуридов, перешёл через Хайберский перевал и основал Империю Великих Моголов, которая просуществовала более 200 лет. К началу XVII века под контролем династии Моголов оказалась большая часть индийского субконтинента. С начала XVIII века империя стала постепенно приходить в упадок и после Восстания Сипаев 1857 года прекратила своё существование. В период правления Моголов на субконтиненте произошли огромные социальные перемены - индусы, составлявшие большинство населения, оказались под правлением мусульманских могольских императоров, некоторые из которых придерживались либеральных взглядов и оказывали покровительство индуистской культуре, тогда как другие наоборот проявляли крайнюю нетерпимость, разрушая храмы и облагая немусульман огромными налогами. В период своего наивысшего расцвета, Империя Великих Моголов занимала территорию, превышавшую по размерам древнюю империю Маурьев. После того, как империя Моголов пришла в упадок, на её месте образовались несколько маленьких царств. Считается, что династия Моголов была богатейшей династией из всех когда-либо существовавших.

В 1739 году, Надир Шах одержал победу над армией Моголов в огромной битве при Карнале. После чего Надир захватил и разграбил Дели, забрав с собой несметные сокровища, включая знаменитый Павлиний трон.

В эпоху Империи Великих Моголов, доминирующей политической силой был могольский император и его союзники, а позднее - государства-наследники, включая конфедерацию Маратха, которые сражались с ослабленной династией Моголов.

Хотя Моголы часто прибегали к жёстким мерам для поддержания контроля над своей империей, они также проводили политику интеграции с индуистской культурой, что сделало их правление более успешным, чем правление недолго просуществовавшего Делийского султаната. Акбар Великий был самым ярким представителем могольских правителей, отличавшихся терпимостью к другим религиям и культурам. В частности, он ввёл запрет на убийство животных в дни религиозных праздников джайнизма и отменил дискриминирующие налоги для немусульман. Могольские императоры вступали в браки с местным дворянством, становились союзниками местных махараджей, и предпринимали попытки синкретизации своей тюрко-персидской культуры с древней культурой индийской, что, в частности, привело к возникновению индо-сарасенской архитектуры. Восшедший на престол вслед за Акбаром Аурангзеб, в отличие от предыдущих императоров, проводил непопулярную, дискриминирующую политику против немусульманского населения, которая вызывала большое недовольство индусов.

Мусульманские войска, вторгшиеся в долину Ганга после победы при Тараине, должны были, по замыслу Мухаммеда Гури, не грабить захваченную страну, а превратить ее в провинцию государства Гуридов, что было не так-то просто сделать. Управление вновь завоеванными территориями Мухаммед Гури отдал опытному полководцу Кутб уд-Дину Айбеку, происходившему из гулямов. Широко толкование термина гулям (раб), но в данном случае речь идет об особой категории гулямов, распространенной в средние века на всем мусульманском Востоке: мальчиков, отнятых у родителей, или обращенных в рабство юношей воспитывали в духе преданности династии и мусульманского фанатизма, обучали военному делу и использовали в отборных войсках; многие из них становились военачальниками. Кутб уд-Дин был военным наместником. Его задачей было также дальнейшее завоевание индийских княжеств, но сопротивление их постоянно возрастало и значительных успехов добиться не удалось. К началу XIII в. владения Мухаммеда Гури включали западную часть долины Ганга, в основном область Доаба, часть Раджастхана и Ауда. Ставка Кутб уд-Дина Айбека была в г. Дели, оказавшемся удобным стратегическим центром.

Мусульманское войско было довольно пестрым по этническому составу, но основу его составляли тюрки, сохранявшие клановую (родоплеменную) организацию, которая естественным образом находила отражение и в их военных порядках. Военачальниками обычно были вожди кланов, собиравшие под своим командованием в первую очередь сородичей и опиравшиеся на них. Остальная часть войска набиралась из всякого рода авантюристов, жаждавших попытать счастья на военной службе в незнакомой богатой стране.

В процессе завоевания крупным военачальникам, а позже и более мелким, отдавались в управление целые области. С помощью войск эти командиры должны были держать враждебно настроенное население в подчинении, собирать дань и пересылать ее наместнику в Дели, оставляя некоторую часть для содержания войска. Новые властители стали собирать налог так же, как собирали его правители-индийцы -- в виде доли урожая и в том же размере -- первоначально это, видимо, была 1/5 часть урожая, но в конце XIII в. с основных земель брали уже 1/4 долю урожая. Со временем были установлены и мелкие дополнительные поборы, например, за выпас скота, торговые пошлины -- вообще налогообложение приняло упорядоченную форму.

Многие местные феодалы были вырезаны мусульманами, другие бежали, но часть их осталась в своих владениях, признав власть мусульманского султана и обязавшись отдавать большую часть податей в его пользу. На первых порах такое вассальное подчинение индийских феодалов во многих случаях было для мусульман самым легким решением вопроса об умиротворении той или иной области. Впоследствии крупные вассалы-данники из индусов были оставлены главным образом по окраинам мусульманского государства, в труднодоступных местностях, еще кое-где по политическим соображениям. Большая же часть сохранившихся индусских феодалов представляла собой общинных вождей, нужных мусульманам в качестве посредников между военными властями и общиной в деле сбора налога и поддержания порядка. Завоеватели не имели еще никакого аппарата для сбора налога и использовали традиционную индийскую систему отчуждения у общины-части прибавочного продукта.

На рубеже XII--XIII вв. обстановка в Северной Индии была очень нестабильная, но одно было ясно, что мусульмане прочно обосновались в долине Ганга и уходить не собираются. Государства, расположенные к югу и западу от этих владений Мухаммеда Гури, оказывали ожесточенное и небезуспешное сопротивление. Главное мусульманское владение в Индии -- Делийский султанат начинает свою историю с 1206 г., после того как султан Мухаммед Гури был убит на берегу Инда, возвращаясь из карательной экспедиции. Тотчас началась борьба за его наследство; в ней одержали верх военачальники из гулямов. В долине Ганга и Пенджабе власть захватил Кутб уд-Дин Айбек. Возникшее здесь государство по его столице назвали Делийским султанатом. Первый его правитель вскоре умер, разбившись при падении с лошади во время игры в конное поло. Делийский султанат окреп лишь при султане Шамс уд-Дине Илтутмыше (1211 --1236), бывшем ранее правителем области в долине Ганга. Как и его предшественник, он происходил из тюрок-гулямов. В ходе ожесточенной борьбы Илтутмышу удалось отвоевать весь Пенджаб и Синд, подчинить Бенгалию. В 1221 г. в Пенджаб вторгся сын разгромленного Чингисханом Хорезм-шаха Джалал уд-Дин, а за ним преследовавшие его монголы. Илтутмыш отказался принять беглеца в свои владения, но Пенджаб и Синд сильно пострадали и от войск Джалал уд-Дина, и от монголов, пока они (спустя три года) не покинули пределы Индии. На этот раз нависшая над молодым Делийским государством опасность была отвращена. Монголы напали на Индию снова в 1241 г., уже после смерти Илтутмыша.

Поделиться