Секреты игры в шахматы. Кто они — шахматные короли? Внутренний соперник в шахматной борьбе Личность тренера по шахматам в психологии

Шахматист должен научиться бороться с утомлением и с плохим настроением, уметь освобождаться от волнений, связанных с шахматными «неприятностями», неизбежными на трудном спортивном пути. Он должен научиться создавать необходимую психологическую настроенность и вырабатывать стойкость. Этого можно добиться только укреплением своей воли.

Хорошее настроение, психологическая настроенность - непременные спутники шахматного успеха. Неверие в свои силы, вялость, пессимизм несовместимы с шахматной формой.

Нервно - психологическая подготовка к соревнованиям, включающая в себя активный отдых, отработку точности расчета вариантов и другие элементы, прежде всего должна содействовать укреплению уверенности в своих силах, убежденности в своем превосходстве над силами противника.

Поучительный пример психологической подготовки к матчу с Хосе-Раулем Капабланкой продемонстрировал А. Алехин.

В статье «Нью-Иоркский турнир 1927 г. как пролог к борьбе в Буэнос-Айресе за мировое первенство», открывающей сборник партий этого выдающегося соревнования, А. Алехин глубоко и критично анализирует творчество Капабланки, указывая уязвимые стороны его игры. «Лишь тогда мне стало совершенно ясно, как преувеличены всеобщие восхищения, которыми приветствовали качественные достижения Капабланки в Нью-Йорке. Шахматная машина? Чемпион всех времен? Какие абсурдные утверждения об игроке», писал Алехин с целью не столь разубедить других, как окрылить себя, создать твердую уверенность в своей победе.

Перед матч-реваншем с М. Талем в конце 1960 г. М. Ботвинник весьма трезво и объективно оценивал недостатки в спортивной форме своего будущего соперника. Результат предстоящего матча, казалось, не вызывал у него сомнений.

Весьма интересной в психологическом отношении была спортивная борьба в финальном соревновании претендентов в 1965 и 1968 гг. В процессе подготовки к матчу с М. Талем (1965 г.) Б. Спасский и его тренер И. Бондаревский подготовили для М. Таля ряд «психологических» сюрпризов. Первый из них смелая контратака Маршалла в испанской партии. Ценой жертвы пешки М. Таль был поставлен в положение защищающегося, Таль привык вести дерзкую атаку, а тут скучная и изнурительная оборона (да еще при игре белыми). Второй ощутимый психологический удар - длительный «ничейный» прессинг, рассчитанный на лучшее физическое состояние и более крепкие нервы Спасского, оказался правильным.

Психологическая стойкость - весьма ценное для шахматной спортивной формы качество. Уметь играть энергично, зло и бескомпромиссно даже после поражения - удел далеко не каждого. К этому себя надо серьезно готовить. Следует помнить, что психологическая настроенность - жажда достижений и уверенность в них - естественно усиливают физиологический тонус. Только при таком сочетании возможны максимальная продуктивность и успех. Но в состоянии подъема и наибольшего вдохновения находиться все время нельзя. Оно таит в себе и опасность, как всякая выигрышная партия, о которой Э. Ласкер метко сказал: «Самые опасные позиции- выигрышные! При них и бывают такие психологические срывы, как головокружение от успехов, потеря бдительности. Каждый крутой подьем чреват падениями!»

В шахматах за такими примерами далеко ходить не надо. Возьмем хотя бы последний финальный матч претендентов. В. Корчной пришел к нему в наилучшей форме. Победы над Решевским и Талем говорили сами за себя! И вдруг... срыв и почти разгромное по-ражение от Б. Спасского. Многие не узнавали в этом матче обычно упорного и изобретательного гроссмейстера.

Такие колебания формы, взлет и падение неизбежны. Величину амплитуды этих колебаний в известной степени можно и нужно регулировать психологической подготовкой к каждому спортивному рубежу.

Творческие возможности шахматиста зависят прежде всего от состояния его центральной нервной системы, Шахматисту, даже самому опытному, знакомо волнение, каждый раз наступающее перед турнирной или матчевой партией. Если такое волнение в меру, то это нормальная психологическая реакция нервной системы. Но часто бывает, что это состояние не проходит в течение всей партии, и тогда оно отрицательно сказывается на качестве игры,

Бывает немало случаев, когда, испытывая недостаток времени на обдумывание, нервы играющего совсем сдают, и он может совершить трагикомические поступки.

В одном из довоенных чемпионатов Ростова-на-Дону произошел занятный случай. Во время обоюдного цейтнота один из играющих вскочил со стула и, обращаясь к зрителям, истошным голосом закричал: «Какими я играю?». Такие слу-чаи, конечно, редки, но не-избежных промахов в состоянии нервного перевозбуждения сколько угодно.

Как же справиться с разбушевавшейся нервной системой? Как научиться преодолевать психологические барьеры?

Вопросы психологической подготовки весьма важны и ждут больших исследований. В области других видов спорта, особенно в легкой и тяжелой атлетике, специальные изыскания ученых научно-исследовательского института физической культуры уже дали положительные практические результаты. Например, создана специальная установка для наблюдения за состоянием технической и психологической подготовленности штангистов. Подходя к установке, штангист, так же как и в соревнованиях, выполняет ряд движений тестов. Показания приборов обрабатываются, и ученые совершенно точно могут сказать, готов ли штангист к соревнованиям.

Интересны приемы тренеров, помогающие их ученикам преодолеть психологический барьер. Вот один из них. Он называется «иллюзорный обман». Для того чтобы приучить прыгунов к высоте, тренер сближает стойки, на которых покоится планка. От этого будет казаться, что планка находиться выше, но зато потом, на соревнованиях, высота не будет пугать спортсмена.

Самый опасный враг для всякого спортсмена - усталость. Она вызывается как мышечным, так и нервным напряжением. Только настоящий спортсмен огромным напряжением воли сумеет преодолеть «мертвую» точку, когда все силы на исходе и легкие, казалось бы, уже не могут обеспечить надлежащую доставку кислорода. В какой-то момент наступает так называемое «второе дыхание». Спортсмен вдруг начинает чувствовать себя легко и свободно.

Победа над «мертвой» точкой лишь один из примеров самовнушения.

Тренировка самовнушением открывает большие возможности перед каждым спортсменом. Это можно подтвердить, в частности, таким примером: канадский атлет Рой Бьюмонт однажды подверг себя испытанию на выносливость. После 312 приседаний казалось, что сил больше нет. Но он сказал себе: «Ты сумеешь сделать гораздо больше. Ведь это совсем нетрудно. Ну же, смелее!». Самовнушение помогло, и Р. Бьюмонт сумел сделать около трех тысяч приседаний.

Этот пример лишний раз подтверждает, какие еще не испытанные резервы таятся в организме.

С помощью тренировки самовнушением можно воздействовать на эмоциональное состояние спортсмена, изменить его мышечную силу, температуру тела, вселить уверенность перед стартом. Иначе говоря, человек получает самую великую власть - власть над собой.

Несомненно, самовнушение - один из перспективных и важных разделов психологической подготовки шахматиста. Но это еще, к сожалению, почти неисследованная область.

Вопросы психологической подготовки шахматиста заслуживают большого внимания, В этой области первые и весьма полезные шаги сделал гроссмейстер Н.Крогиус. Много интересного и нужного для себя найдет молодой шахматист в его книге «Человек и шахматы». Поучительны также советы опытного гроссмейстера и психолога по развитию устойчивости внимания шахматиста.

«Неустойчивость внимания характерна также отказом от поисков скрытых, оригинальных возможностей в позиции. При этом шахматист часто доверяет первоначальной, порой поверхностной оценке или расчету.

Все ему кажется ясным и простым. Поэтому нередко неустойчивость внимания сочетается с такими чертами характера, как излишняя самоуверенность и легковесность.

Неустойчивость внимания связана с определенными особенностями мышления.

Такой шахматист зачастую больше доверяет интуитивной общей оценке или мгновенному «видению» вариантов, чем обстоятельному логическому анализу. Подобная манера игры, правда, как правило, избавляет от цейтнотов, но зато существенно сужает творческий диапазон шахматиста.

Как избавиться от этого недостатка? Вероятно, первопричина его кроется в индивидуальных свойствах характера. Необходима работа по воспитанию выдержки и решительности при выборе хода.

Полезным средством является чтение шахматной литературы, решение композиций без доски, а также тренировочные партии «вслепую». При игре «вслепую» повышается необходимость более концентрированного внимания к положению фигур на доске и к каждому возникающему замыслу. Представление «в уме» бледнее зрительного восприятия, но поэтому и повышается контроль за принятием решения, требуется особая тщательность, аккуратность обдумывания.

На основании собственного опыта могу посоветовать контролировать себя во время партии постановкой мысленного вопроса: «Не слишком ли поспешно я оценил позицию, план, идею? Не слишком ли рано закончил рассмотрение варианта?...»

Касаясь борьбы с «узостью» внимания, выражающуюся в просмотре «промежуточных» ходов и неожиданных ответов противника на «второстепенных» участках доски, Н.Крогиус рекомендует тренировочные блиц-партии, которые и на наш взгляд, совершенно не-заслуженно были отнесены некоторыми нашими авторитетами в разряд «вредных». «При игре «блиц» быстрая смена ситуаций не создает достаточных предпосылок к излишне углубленному анализу какого-то отдельного плана, а, наоборот, как правило, требует постоянной перестройки, переключения внимания на разрешение вновь возникающих проблем по всей доске.

Кроме того, на основании своей тренерской практики считаю возможным высказать предположение, что благоприятное влияние на расширение объема внимания шахматиста оказывают сеансы одновременной игры, особенно с часами при сокращенном контроле времени (сеанс на 8 - 10 досках, контроль 45 - 60 минут на 40 ходов).

Положительные результаты дали и первые опыты показа шахматистам 1-го разряда и кандидатам в мастера сложных позиций. После 10-секундного рассмотрения доска убиралась и предлагалось восстановить позицию, а также дать общую характеристику борьбы на каждом из флангов в отдельности...».

Для успешной игры в длительных шахматных соревнованиях необходимо создавать себе возможность для отдыха - временного покоя для центральной нервной системы,

При умственной работе мозг, как правило, не может полностью отключиться, даже если работа окончена. Шахматисту после напряженной игры очень трудно «выкинуть из головы» все ее перипетии. Он долго не может успокоиться, заснуть. Виной всему господствующий участок возбуждения в коре головного мозга - доминанта, продолжающая действовать как бы по инерции и притягивающая к себе возбуждения из других участков нервной системы. Доминанта длительное вре-мя сохраняет напряжение нервной системы и истощает ее. Иногда это напряжение сохраняется и во время сна, обычно вызывающего разлитое торможение коры головного мозга и обеспечивающего ей отдых.

Для того чтобы справиться с непокорной доминантой, нужно противопоставить ей еще более сильное воздействие - новый господствующий участок возбуждения в коре головного мозга. Здесь на помощь приходят физические упражнения, любимый труд, пешие прогулки и спортивные игры, особенно если они вызывают эмоциональный подъем. Они-то и смогут «утихомирить» доминанту. Хорошую службу шахматисту в этом отношении может сослужить и увлечение музыкой. Любимые мелодии- лучшая разрядка после на-пряженной игры для Т. Петросяна, В Смыслова и многих других гроссмейстеров.

М. Тайманов пишет: «музыка - это отдых от шах-мат».

Совершенствующемуся шахматисту надо укреплять волевые ка чества. Можно привести множество примеров, когда отсутствие должной организованности и волевой собранности приводило к досадным спортивным срывам.

В одной из партий международного турнира в Сараево гроссмейстер Ивков попал в сильный цейтнот и допустил грубую ошибку. Его партнер, немецкий мастер Питч, мог немедленно форсировать мат. Несмотря на то, что у немецкого мастера было еще 25 минут на обдумывание, он нервничал больше своего соперника. Поторопившись с ответным ходом, Питч умудрился сам получить мат. Таких примеров можно привести множество.

Во всех этих случаях шахматисты не справились с разбушевавшейся доминантой, хотя имели для этого вполне достаточно времени. Усилием воли следовало бы «оторваться» от доски и в течение 3 - 6 минут полностью отключиться от расчета вариантов, «остыть», стремясь «погасить» очаги возбуждения в коре головного мозга. Для этого полезно встать из-за доски, немного пройтись, постоять у окна или хотя бы посидеть за доской, закрыв глаза, и заставить себя поду-мать о чем угодно, только не о шахматах.

Конечно, все это не так просто, как кажется. Только систематически тренируя свою волю, нервную систему, можно приучить себя использовать во время многочасовой напряженной шахматной работы каждую свободную минуту для отдыха мозга - торможения очагов возбуждения в его коре.

Ключевые слова: саморегуляция, спортивная форма, спортивный результат, дебют, миттель­шпиль, эндшпиль, цейтнот.

Key words: Self-Regulation, sportswear, athletic performance, debut, middlegame, endgame, pressed for time.

Резюме. Статья посвящена особенностям психологи­ческой подготовки шахматистов высших разрядов к спор­тивным соревнованиям. Психологический анализ в статье переходит в педагогические рекомендации по организации учебно-тренировочного процесса как для спортсменов пер­вого разряда и кандидатов в мастера спорта России, так и для их тренеров.

Summary. The article concerns the peculiarities of psychological preparation shahmatis comrade-top bits of sports. Psychological analysis of the article goes into pedagogical recommendations on the organization of training process for both athletes and first-dass candidates for master of sports of Russia, and for their coaches.

Введение.

Трудна и многогранна деятельность тренера при подготовке своих учеников к шахматным соревно­ваниям. Необходимо максимально полно обладать информацией о будущих противниках, наметить точ­ные планы действий, дебютные построения, страте­гию миттельшпиля и эндшпиля, произвести детали­зацию знаний и умений ученика, создать рабочую модель соревнования и т. д. Но самое главное тре­неру необходимо «войти» в роль друга - психолога-наставника, поскольку нельзя переоценить роль психологической подготовки к соревнованиям. Даже проигрыш одной партии может привести к нервному стрессу. Соревнования бывают разные по цели, масштабу и степени психологической напря­женности: отборочные, контрольные, командные, матчи и т.д. Самыми сложными в психологическом плане являются матчи на первенство мира, т.к. накал борьбы очень высок.

Лучшими матчевыми бойцами были Эм. Ласкер, А.А. Алехин, М. М.Ботвинник, ГК.Каспаров. Соревно­вания принято также делить на тренировочные,

подводящие и кульминационные (главные). К глав­ному старту необходимо подходить через серию тренировочных, а затем подводящих соревнований. Количество стартов в этих соревнованиях опреде­ляет тренер, исходя из индивидуальных особенно­стей спортсмена.

Методы и организация исследования.

В исследовании проведены экспертный опрос, психологический и педагогический эксперименты на базе кафедры теории и методики ИИВС РГУФКСМиТ.

Результаты и их обсуждение.

Невозможно достичь высоких, стабильных результатов, редко выступая на соревнованиях. Именно там проверяются потенциальные возмож­ности спортсмена и его мастерство, выявляются недостатки теоретической, спортивной и психо­логической подготовки, воспитываются волевые качества, проверяется спортивная форма. Высшая спортивная форма характеризуется состоянием наибольшей работоспособности и определяется комплексом компонентов подготовленности, в част­ности психологической подготовкой. Одной из при­чин, обуславливающей взлёт или падение спор­тивных результатов - это работоспособность ЦНС Она, в конечном счете, управляет всеми силами и возможностями человека. Психофизиологический настрой спортсмена напрямую связан с ЦНС, поэто­му очень важно регулировать режим тренировок и отдыха спортсмена, т.к. все они имеют разные темпы становления спортивной формы и динамику рабо­тоспособности ЦНС, что требует особого внимания тренера. Прежде всего, спортсмена надо подгото­вить к возможным отклонениям от моделирован­ных условий, неожиданным ситуациям и непредви­денным трудностям (например, М.Ботвинник и его тренер-секундант В.Рагозин играли под шум радио и курение папирос).

В процессе подготовки к соревнованиям важно осуществлять психолого-педагогические и психоло­гические воздействия:

  • свести к минимуму отрицательные психоги­гиенические воздействия: работать на преодоление психологической несовместимости;
  • организовать разнообразную культурно-массовую программу, отдых и развлечение спор­тсменов;
  • проводить лекции, беседы психологов о воз­можностях и перспективах самоуправления психи­ческим состоянием в процессе поединка;
  • организовать обучение спортсменов методике психорегуляции (например - вариантам аутогенной тренировки, методике самовнушения и пр.).

Необходимо учитывать не только точное время старта, но и возможную продолжительность сорев­нования, создавая у спортсмена мощный психоло­гический настрой на высокий результат в опреде­лённое время. Накануне старта обычно спортсмен ощущает высокую нервозность. Чтобы её снять рекомендуются занятия такими видами спорта как лыжи, настольный теннис, бадминтон, игра в фут­бол, плавание и т.д. Основой психологической под­готовки спортсменов является воспитание таких морально-волевых качеств как:

  1. Сила воли - самое главное волевое качество, достигается за счёт образования мощной мотива­ции для занятий шахматами.
  2. Трудолюбие, настойчивость, терпеливость. Воспитывается путем постепенного увеличения нагрузок, часто используется групповой метод выполнения упражнения, игровые моменты.
  3. Выдержка и самообладание. Психическая устойчивость спортсмена, его хладнокровие и само­обладание в самых сложных и трудных соревнова­тельных ситуациях - основа успеха в любом виде спорта, а в шахматах особенно.
  4. Решительность. Молниеносно изменяющаяся ситуация на шахматной доске требует мгновенной оценки и решительных действий, готовности пойти на обоснованный риск.
  5. Мужество и смелость. Выражают моральную силу и волевую стойкость человека, присутствие духа в опасной ситуации, готовность смело и реши­тельно бороться за достижение благородной цели.
  6. Уверенность в своих силах. Это качество-главная основа бойцовского характера. Необходимо укреплять у спортсменов веру в свои силы - это поможет овладеть новыми тренировочными нагруз­ками и добиться успехов в соревнованиях, что, в свою очередь, укрепляет уверенность в себе.
  7. Дисциплинированность. Это умение подчи­нять свои действия требованиям долга, правилам и нормам, принятым в нашем обществе. Большое значение для воспитания дисциплины имеет соблю­дение тренировочного и гигиенического режима, в том числе полный отказ от курения и алкоголя.
  8. Воля к победе. Проявляется в сочетании всех волевых качеств спортсмена, но, вместе с тем, необ­ходимо специально укреплять волю к победе. Борь­ба за спортивную честь команды и коллектива в зна­чительной мере усиливает стремление победить.

Помимо воспитания волевых качеств, необходи­мо изучать творчество своих потенциальных сопер­ников, их психологические особенности. Чем лучше спортсмен знает своего противника, тем легче ему бороться с ним.

Тренируясь в моделированных условиях пред­стоящего соревнования, необходимо подготовить спортсмена к возможным отклонениям от обыч­ных условий, неожиданным ситуациям и непред­виденным трудностям. Трезвая оценка ситуации и убежденность в ее преодолении - основа спортив­ного мастерства. Спортсменам необходимо знать, что преувеличенное восприятие трудностей может достигать таких крайностей, при которых возника­ет не только сомнение, но и страх. Поэтому очень важна психическая устойчивость. Еще Марк Авре­лий утверждал, что: «Перестрой отношение к вещам, которые тебя волнуют, и ты будешь от них в безопас­ности». Главное никогда не падать духом. Как прави­ло, причина поражения - это потеря психической устойчивости. Нужно научиться отражать психи­ческие атаки противника, но самому относиться к соперникам с уважением и добротой. Некоторые тренеры, стараются создать тепличные условия для своих воспитанников. Это неправильно. Здесь умест­но вспомнить слова И.П. Павлова: «Тепличная обста­новка при воспитании может привести к тому, что человек с сильной нервной системой на всю жизнь останется жалким трусом». Каждый тренер должен понимать, что для того, чтобы воспитать в своем ученике различные спортивные и психологические качества, он сам должен обладать ими в полной мере. Воспитывая других - совершенствуйся сам!

И еще одно. Очень важно воспользоваться сове­тами спортивного психолога. «Шахматы - это не только сложная игра, но и борьба характеров, лич­ностей, интеллектов. Поэтому на ход шахматной партии действуют разнообразные факторы, в зави­симости от сильных и слабых сторон спортсменов, психологических особенностей партнеров. И многие проблемы, проявляющиеся в шахматной игре, имеют психологический характер (потеря концентрации внимания, ощущение ответственности, недооценка собственных сил, переоценка сил соперника, сни­жение продуктивности мыслительной деятельности в условиях цейтнота и т.д.).

Задача спортивного психолога - помочь шахматисту накопить такой запас воли, кото­рый поможет одержать победу над самим собой в самых сложных ситуациях, когда мышлению начинают мешать сомнения и страх.

При регулярной психодиагностике и активном участии психолога в тренировочном процессе становится возможным учет индивидуальных осо­бенностей спортсмена, формирование и развитие необходимых для победы психических качеств и умений. Своевременно определить особенности психики и разработать для каждого занимающегося индивидуальный план развития способностей, стра­тегию предсоревновательного и соревновательного поведения - это тоже область деятельности спор­тивного психолога.

Шахматы - один из самых сложных видов спорта по качеству и количеству психических нагрузок, поэтому так необходимо помимо освоения мето­дик саморегуляции вводить занятия с физически­ми нагрузками (бег, подвижные игры). Оптимально подобранные физические нагрузки положительно влияют на самочувствие, они придают уверенность и снимают психологическое напряжение, которое обычно накапливается за период участия в сорев­нованиях.

Несомненно, помимо тренера на спортивную жизнь своих детей большое влияние оказывают родители. Поэтому хорошо, если психолог взаимо­действуют с родителями спортсменов, в не зависи­мости от возраста спортсмена. Не всегда родители адекватно реагируют на проигрыши и выигрыши своих детей. И некоторые спортсмены испытыва­ют на себе негативную реакцию своих родителей, которые считают, что жесткий авторитарный стиль воспитания и постоянные порицания вплоть до окриков и «срывов» на своих детей за проигрыши, могут простимулировать к упорным занятиям детей. Однако, в первую очередь, результатом будет сниже­ние самооценки, уверенности в себе и понижение мотивации к достижению победы (и как противопо­ложность - будет формироваться мотивация избега­ния неудачи).

Но есть и другая крайность. Отрицательное вли­яние на соревновательный результат детей также оказывает гиперопека со стороны родителей, вслед­ствие которой в стрессовой, неопределенной ситу­ации спортсмен будет теряться, вместо того, чтобы обращаться к собственным ресурсам. Зачастую на соревнованиях некоторые родители слишком опе­кают своих детей, мешая мобилизоваться и войти в нужное состояние, а тревога, волнение родителей на турнире может передаваться детям. Поэтому пси­холог проводит консультации родителей, рассказы­вая, как они могут помочь детям в их спортивной жизни, как оказывать поддержку на соревнованиях, помогать переживать горечь поражения и быть союзниками в этом нелегком спортивном деле.

Большая результативность психологической работы достигается, если психолог сотрудничает не только со спортсменом и его родителями, но и с тренером, т.к. тренер - главный человек в спортив­ной жизни своего спортсмена. Зачастую приходится вырабатывать эффективные способы секундирования спортсмена, чтобы успокоить или, наоборот, активизировать спортсмена, и правильно подобран­ные слова, звучащие из уст тренера играют очень важную роль не только при настрое перед сорев­нованием, но и при обсуждении результатов игры. Ведь словом можно вдохновить, а можно и способ­ствовать уменьшению веры в себя. Поэтому, зная психологические особенности спортсмена (темпе­рамент, сила нервной системы, движущие моти­вы и т.д.) индивидуально к каждому можно найти эффективный подход, который будет сказываться на профессиональном росте спортсмена. Хорошо, когда «заказ» психологу о работе со спортсменом исходит именно от тренера, который лучше, чем другие знает своего подопечного и особенности его предсоревновательного и соревновательного поведения, тогда психологический контроль идет совместно с тренером, помогая психологу выраба­тывать оптимальные пути достижения поставленных целей. Поэтому взаимодействие тренера и психо­лога является оптимальным, ведь цель у них одна - успехи спортсменов.

Заключение.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что для достижения максимального спортивного результата в подготовке шахматистов необходимо гармоничное сочетание трех составляющих: технико-тактической, физической и психологической.

Литература:

  1. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, осно­ванных на содержательном обобщении. -Томск: Пеленг, 1992, 112 с.
  2. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. ДБ. Эльконина, А.Л. Венгера; Науч.-исслед. ин-т. Общей и педагогической психологии Акад. пед. Наук СССР. - М.: Педагогика, 1988.- 136 с.
  3. Крогиус Н.В. Психология шахматного творчества. - М.: Физкультура и спорт, 1981.- 183 с.
  4. Тихомиров O.K. Психология мышления: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.- 272 с

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА

…Для шахмат, для шахматной борьбы, прежде всего необходимо знание человеческой натуры, понимание психологии противника.

Александр Алехин


Можно победить, еще не сев за доску


Почти 200 лет назад Симон Боливар сказал: «После первого поражения лишь неопытный солдат считает, что всё пропало».

За месяцы, прошедшие после поражения в матче с Крамником, у меня было достаточно времени, чтобы понять, чего достиг соперник и как он это сделал. Я работал над устранением своих слабых мест, которые он использовал. После этого матча мы сыграли более десятка партий - и все вничью, кроме одной. Единственная победа осталась за мной - в той самой берлинской защите, которая так угнетала меня в нашем матче.

Победа в этой принципиальной партии, в сочетании с наивысшим шахматным рейтингом, вернула мне психологическую уверенность в своем профессиональном превосходстве.

Лишь немногие виды спорта так психологически изнурительны, как большие шахматы. Турниры и матчи могут длиться неделями при ежедневном предельном напряжении, в противоборстве с достойным соперником и тикающими часами. Шахматы, как позиционная игра с полной информацией, требуют от игрока особой ответственности за каждое принимаемое решение. И в своем поражении он может винить не товарищей по команде, не судью, не злой рок, а только себя! В 1993 году претендент на корону Найджел Шорт сказал в одном из интервью: «Шахматы безжалостны - вы должны быть готовы стать киллером».

Психология здесь очень важна, сколько бы это ни отрицали многие гроссмейстеры, утверждая: «Я играю против фигур». Даже в такой игре, как шахматы, имеющей вид математической головоломки, любой игрок получает большое преимущество при правильном психологическом настрое на каждом этапе работы, а не только за шахматной доской.

Для успешной подготовки важно обладать самодостаточностью и способностью долго и упорно работать в одиночестве, даже зная о том, что почти вся работа может оказаться сизифовым трудом. По статистике лишь 10-15% аналитических разработок доводятся до практического применения. И хотя мы понимаем, что любая работа приносит косвенные дивиденды и со временем окупается, - это легко сказать, но трудно использовать в качестве мотивации. Вспомните, как в школьные годы мы не могли понять, зачем нужно изучать тригонометрию!

Перед игрой некоторые шахматисты теряют сон или аппетит, другие лихорадочно перебирают дебютные варианты и пытаются сосредоточиться, а третьи идут погулять или смотрят кино. Я всегда подозревал неладное, если не был «на взводе» перед игрой. Нервная энергия - это оружие, которое мы берем с собой на любой интеллектуальный поединок. При избытке нервной энергии результаты могут быть опустошительными либо для вас, либо для соперника.

Несколько раз в своей карьере я испытывал перед игрой удивительное предчувствие, что независимо от титула соперника и его действий мне не составит труда с ним расправиться. Такое случилось и в 1993 году перед моей партией с Карповым на супертурнире в Линаресе. Хотя мне предстояло играть черными фигурами, я был вне себя от нетерпения: мною владело странное чувство, что предстоит нечто необыкновенное.

В данном случае мое давнее соперничество с Карповым усугублялось тем обстоятельством, что мы сошлись в борьбе за первое место, когда до финиша оставалось еще четыре тура. Мой помощник Сергей Макарычев может подтвердить, что перед партией я буквально излучал оптимизм, обещая нанести Карпову сокрушительное поражение. Так и случилось на самом деле, хотя в конце произошел совершенно неожиданный комичный эпизод.

Пожертвовав пешку, я захватил инициативу и получил доминирующую позицию. Фигуры Карпова были быстро оттеснены к первой линии, что в партиях такого ранга случается крайне редко. На 24-м ходу я довел пешку до противоположного края доски, сказал «ферзь» и огляделся в поисках судьи, чтобы получить второго ферзя, который по правилам уже должен был находиться на столе. Но прежде чем судья заменил пешку на ферзя, Карпов сделал запрещенный ход. Он заявил, что поскольку я сразу не поставил на доску нового ферзя, право выбора теперь принадлежит ему, и он выбирает слона - гораздо более слабую фигуру! Этот маленький фарс быстро завершился. Я получил нового ферзя, но Карпов потребовал добавить ему несколько минут на часах в компенсацию за потерянное время. Через три хода он сдался. Эта победа вошла в серию из пяти партий, которую я считаю одной из лучших в своей жизни: четыре победы и ничья против лучших шахматистов мира. Этот финишный рывок обеспечил мне первое место.

Такие предчувствия отражают нечто большее, чем силу позитивного мышления. Творческая энергия - это осязаемая вещь, и если мы ее ощущаем, то она воздействует и на наших конкурентов. Уверенность в себе выражается в движениях, осанке и в интонациях голоса. Важно не только то, что мы говорим, но и то, как мы говорим.


Относитесь к себе серьезнее


Меня часто обвиняли в психологическом давлении на соперников и приписывали мне чрезвычайно грозный вид за шахматной доской. Бобби Фишер тоже «пугал» противников, вселяя в них «фишеробоязнь», а Михаил Таль в свои лучшие годы якобы гипнотизировал соперников пронзительным немигающим взглядом. Однажды, играя с Талем в турнире претендентов (1959), американский гроссмейстер Пал Бенко решил уберечься от этого взгляда и надел за доской темные очки. В ответ Таль, обладавший неиссякаемым чувством юмора, позаимствовал у Петросяна огромные солнцезащитные очки и тоже надел их, к большому удовольствию зрителей. Рассмеялся даже Бенко, по достоинству оценив эту шутку. Впрочем, ни очки, ни чувство юмора Бенко не спасли…

Менее успешных шахматистов никогда не обвиняли в «запугивании» или «гипнотизировании» соперников, так что это можно воспринимать скорее как комплимент. Если человек, сидящий напротив меня, испытывает психологическое давление, это значит, что он изучил мои партии и знает мою силу. Мне доводилось встречаться с соперниками, которых еще не было на свете, когда я стал чемпионом мира. Для них я был частицей живой истории, но это не помешало одному из них, Теймуру Раджабову из моего родного Баку, выиграть у меня партию на турнире в Линаресе (2003). И я убежден, что по меньшей мере для половины соперников мой имидж послужил стимулом для демонстрации своей лучшей игры.

Хотя мой вид за доской называли «грозным», на самом деле я просто очень серьезно относился к шахматам и считал обязательным показать, что приложу все силы для победы. Неважно, выступал ли я в элитных турнирах или показательных сеансах против любителей, где зрители во время игры часто просили меня улыбнуться в камеру. Иногда я пытался это сделать и несколько раз из вежливости предлагал ничью в партиях с VIP-персонами, но в целом я считаю, что это - несерьезное отношение к игре.

К примеру, давая сеанс одновременной игры на 25 досках, я стараюсь выиграть с «сухим» счетом 25:0. Сохранение «турнирного лица» за шахматной доской - важная часть моего психологического настроя. Даже в сеансах я не хочу избавляться от привычки быть во время игры предельно сосредоточенным.

Мое принципиальное отношение к показательным шахматным партиям имеет и другую причину. Сеанс одновременной игры с достаточно сильными соперниками дает возможность раскрыть свои творческие способности, освободившись от ограничений традиционной партии один на один. Некоторые мастера рассматривают такие сеансы исключительно как ремесленную работу, но я не упускаю возможности узнать что-то новое и расширить свой кругозор. Сеансы одновременной игры также требуют известного мастерства в принятии решений, так как приходится учитывать общий счет и потенциальное влияние каждой партии на исход других.

В мае 1995 года я давал сеанс одновременной игры на 30 досках в Москве в легендарном Центральном шахматном клубе. Сеанс происходил в 50-ю годовщину Дня Победы, и я играл с ветеранами Великой Отечественной войны. Самому молодому из них было, кажется, 73 года! Но игра с ними не напоминала легкую прогулку. Многие ветераны были довольно неплохими шахматистами, игравшими еще в турнирах 30-40-х годов. Они были при боевых наградах, а генерал даже в парадном мундире.

Партия с генералом складывалась не слишком удачно и всё больше отвлекала меня от других досок. Можно было продолжить игру в этой сложной позиции, но я решил форсировать ничью, чтобы сосредоточиться на остальных двадцати девяти поединках. И тут же ощутил возмущение остальных участников: они решили, что я «подарил» ничью генералу из-за его высокого звания, хотя на самом деле это было совсем не так.

Вместо того чтобы тащить на себе груз одной сложной партии до конца сеанса, я предпочел избавиться от него поскорее и обойтись малой кровью. Это было чисто прагматическое решение. Мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда одна назойливая проблема, личная или профессиональная, настолько завладевает нашими мыслями, что мешает сосредоточиться на других, более важных делах. По возможности такую проблему нужно решать быстро, даже если решение удовлетворяет нас не полностью.

Сеанс с ветеранами получил интересное завершение. После трудной борьбы я свел вничью еще несколько партий. В самой последней возник эндшпиль, где у меня была лишняя пешка и хорошие шансы на победу. Мой пожилой соперник сильно устал, и я подумал, что борьба была уже достаточно долгой и упорной, поэтому предложил ничью, которую он принял. Он был очень взволнован и, когда я подписывал бланк партии, сказал, что запомнит эту ничью до конца жизни - точно так же, как свою другую ничью, из сеанса одновременной игры с Ласкером в 1937 году!

Виктор Корчной, с его неукротимым бойцовским духом, относится к показательным выступлениям еще более серьезно, о чем можно судить по следующей истории. В 1963 году он и Таль играли в турнире на Кубе и в выходные дни давали сеансы одновременной игры, пользовавшиеся там особой популярностью. Среди соперников Корчного оказался легендарный Эрнесто Че Гевара, в то время - министр индустрии. Перед игрой организаторы намекнули гроссмейстеру, что было бы неплохо сыграть с ним вничью. Позже в гостинице Таль спросил Корчного, как прошел сеанс, и был удивлен, услышав, что тот выиграл все партии. «Даже у Че Гевары?» - спросил Таль. «Да, - ответил Корчной. - Он понятия не имеет о каталонском начале».

Правильный психологический настрой играет на пути к успеху большую роль. Надо всегда отдавать победе все силы. Никакие призывы «отработать на 110%» не смогут вдохновить нас, если мы сами не готовы выложиться на 100%. Дополнительные 10% приходят вместе с пониманием того, что мы способны выложиться полностью. Когда это происходит, мы с удивлением обнаруживаем, что можем сделать больше, чем ожидали.

Наше отношение к себе играет определяющую роль и в том, как нас воспринимают другие. Хороший костюм и крепкое рукопожатие нужно подкреплять взглядом и интонацией голоса. Люди, проводящие собеседования для приема на работу, обращают гораздо больше внимания на то, как вели себя соискатели, чем на их слова и объяснения.

Как люди могут запомнить нас? У каждого своя мера самоуверенности. Чем больше мы беспокоимся о том, что другие подумают о нас, тем хуже они к нам относятся. По словам Марка Твена, «тщеславие безгранично - ограничено лишь умение скрывать его». Перефразируя Твена, можно сказать, что мы лучше всего скрываем свою самоуверенность, когда концентрируемся на своих положительных качествах и достижениях. Это здоровое чувство гордости, в основе которого заслуженные успехи и искренняя вера в новые успехи.


Не поддавайтесь на провокации


Как и большинство обычных людей, шахматисты находятся где-то посередине между двумя литературными персонажами: сверхрациональным злодеем Кронштиным из цикла о Джеймсе Бонде и невротическим Лужиным из романа Набокова. По моим наблюдениям, шахматисты все-таки ближе к рациональному полюсу, хотя есть и яркие исключения. Невероятные истории вокруг матча на первенство мира между Анатолием Карповым и Виктором Корчным, состоявшегося в 1978 году на Филиппинах, могут заставить любого усомниться в здравомыслии шахматистов.

Отношения между противниками накалились еще до начала матча. «Злодей» Корчной бросил вызов мощной советской государственной машине и ее видному представителю, чемпиону мира Карпову. Обе стороны подавали бесчисленные протесты: по поводу флагов на столе, высоты и формы стульев, и даже цвета йогурта, который приносили чемпиону во время игры… Но самой нелепой и эксцентричной была история с доктором психологии Владимиром Зухарем, приехавшим в Багио в составе команды Карпова.

Во время игры Зухарь сидел в 4-м ряду зрительного зала и неотрывно смотрел на Корчного. Его это нервировало и приводило в замешательство, и в конце концов он потребовал отсадить подальше «советского парапсихолога», якобы пытающегося воздействовать на его мышление. Советская команда отвергла это требование и выдвинула встречные. Так началась безумная эпопея, в ходе которой Зухарь не раз менял свое место в зале. В противовес Зухарю Корчной пригласил собственного «парапсихолога», но тот не оправдал его надежд и вскоре был отставлен. Перед 17-й партией Корчной даже отказался начинать игру, пока Зухаря не пересадят подальше от сцены. Этот протест отнял у претендента те самые драгоценные минуты, которых ему потом не хватило, чтобы избежать грубой ошибки. В жестоком цейтноте он сначала упустил выигрыш, а затем угодил под мат и проиграл.

Было ли все это игрой на публику или два ведущих шахматиста планеты вместе со своими ближайшими помощниками действительно серьезно относились к таким «психологическим трюкам» во время самого важного матча в своей карьере? Карпов выиграл матч с преимуществом в одно очко - 6:5, победив в решающей 32-й партии (когда Зухарь снова вернулся в 4-й ряд). Интересно, насколько лучше сыграл бы в матче Корчной, если бы не потратил на провокации Карпова столько энергии и не беспокоился о том, получает ли противник тайные сообщения в виде йогурта? Кстати, свою первую победу Карпов одержал в 8-й партии, когда он вывел соперника из себя, отказавшись пожать ему руку перед игрой.


Умение владеть ситуацией


Потеря психической энергии отражается на физическом состоянии. Депрессия вызывает такую же усталость, как многокилометровая пробежка. В наши дни часто злоупотребляют термином «самоутверждение», но это действительно важная сторона нашей личной и профессиональной жизни. Когда мы владеем ситуацией или хотя бы считаем, что находимся у руля, то действительно становимся сильнее. В качестве примера можно привести зловещий эксперимент над двумя мышами в соседних клетках. На дно клеток через случайные интервалы времени подавался электрический импульс, воздействовавший на мышей. В одной из клеток имелся рычаг, при рефлекторном нажатии которого мышь могла отключать ток. Обе мыши получали одинаковый разряд, но мышь в клетке с рычагом надолго переживала свою соседку. Сталкиваясь со случайными и неуправляемыми событиями, даже мыши теряют волю к жизни, а без нее жизнь быстро угасает.

Сейчас часто пишут о «гормонах стресса» и других веществах, подтверждающих давнюю догадку о том, что разум действительно имеет власть над материей. Ощущение контроля над своей жизнью - за шахматной доской, дома, в учебе или на работе - полезно для физического и психического здоровья. Это также означает, что лучших результатов можно достичь и в более широком масштабе. Начавшаяся в 70-е годы революция в сфере менеджмента привела к ликвидации многих уровней руководства и децентрализации процесса принятия решений. Небольшие подразделения, расположенные ближе к источникам информации, могут принимать решения быстрее и лучше, а потому и более устойчивы и эффективны.

Мы часто слышим жалобы насчет слишком большой ответственности, но альтернатива гораздо хуже. Чувство облегчения, которое мы испытываем, когда кто-то принимает решения за нас, очень недолговечно, особенно если эти решения непосредственно касаются нашей жизни (хотя и необязательно через испытание электрическим током). Мы слишком часто пускаем дело на самотек, вместо того чтобы взять его в свои руки. Мы идем по проторенному пути и в лучшем случае спрашиваем себя: «Что случится, если я ничего не сделаю?» Уклонение от ответственности начинается с экономии времени и сил, но неизбежно отдаляет нас от достижения наших целей.


Избавление от беспокойства


Турнирная жизнь приучила меня к напряжению, которое сопутствует каждому соревнованию и каждой партии. Однако в начале моей карьеры привыкнуть к этому было не так просто. В январе 1978 года, в 14 лет (стареющий вундеркинд!), я принял участие в турнире памяти Сокольского в Минске с надеждой выполнить норму мастера спорта. Даже будучи уже двукратным чемпионом СССР среди юношей (1976 и 1977), я до этого не имел возможности сыграть в мужском турнире такого уровня. Меня допустили к участию лишь по настоянию моего учителя Ботвинника, поэтому результат имел важное значение не только для моей, но и для его репутации. Таким образом, у меня были причины переживать, опасаясь возможной неудачи; к тому же я немного побаивался более опытных соперников.

Мама подала мне хорошую идею. «Гарик, - сказала она за день до старта, - ты выступишь хорошо, если перед каждой партией будешь учить наизусть несколько строф из «Евгения Онегина». Это обострит твои чувства». Я последовал ее совету. И благодаря этой «волшебной палочке» избавился от гнетущего беспокойства, выиграл несколько партий и обрел уверенность в себе. В итоге, не без помощи вездесущего Пушкина, я не только перевыполнил норму мастера на 3,5 очка, но и выиграл турнир.

Испытывать некоторую тревогу в напряженной обстановке совершенно естественно. А вот когда мы начинаем относиться к серьезным испытаниям беспечно, появляется повод для настоящего беспокойства. Если кажется, что всё легко и просто, мы не можем достаточно жестко настроиться на победу. Без психологической устойчивости мы не в состоянии переносить неудачи. Психические «мышцы» атрофируются от бездействия точно так же, как физические. Если вы уже давно не встречались с новым и неведомым, то вы наверняка избегали этого сознательно. Перемены необходимы нам для укрепления нервной системы и защиты от любых невзгод.

В час испытаний наш боевой дух должен быть неукротим, хотя после тяжелого поражения очень трудно сразу прийти в себя и уже на следующий день вступить в борьбу с мыслью о победе. Теория первичности сознания может сработать и против нас, если мы убедим себя, что положение безнадежно. Тогда за первым поражением быстро последует второе, а затем и третье. Такой негативный «эффект домино» может случиться и на одном турнире, а может повлиять и на всю карьеру.


Здравый смысл и предрассудки


В ленинградской половине третьего матча с Карповым (1986) я добился большого перевеса в счете и вдруг потерпел три поражения подряд. За пять партий до финиша счет сравнялся. В экстремальной обстановке после третьего поражения в 19-й партии мы с тренерами обсуждали, как играть белыми в 20-й. Следует ли быстро форсировать ничью, чтобы вернуть душевное равновесие? Или, как обычно, вступить в борьбу? «Почему бы и нет? - сказал я. - Я только что проиграл три партии подряд, разве я могу проиграть четвертую?!» Гроссмейстер Михаил Гуревич, имеющий большой опыт не только в шахматах, но и по части казино, ответил: «Теория вероятностей не работает таким образом. Когда играешь в рулетку, можешь каждый раз ставить на черное и проиграть много раз подряд!» Печально, но факт: не имеет смысла верить, что после нескольких неудач вам обязательно улыбнется удача. Не существует космических весов, которые уравновешиваются сами по себе… Я последовал совету тренеров и в 20-й партии сделал быструю ничью. Потом, упорно защищаясь, свел черными вничью 21-ю и наконец, полностью восстановившись, одержал решающую победу в 22-й, вновь вырвался вперед и в итоге сохранил свой титул.

В больших казино рядом с колесом рулетки можно видеть экран с изображением последних десяти выигравших номеров. Людям как бы подсказывают, что они могут получить преимущество, пользуясь этой информацией, хотя на самом деле она абсолютно бесполезна. Колесо не знает, где оно остановится. Очень опасно тешить себя надеждой на то, что произойдет нечто желанное, когда между двумя последовательными событиями нет никакой причинно-следственной связи. Если мы не избавимся от этого заблуждения, то останемся в плену предрассудков.

В шахматах, где часто нарушается принцип транзитивности, весьма популярна концепция индивидуального возмездия. Шахматист А может победить шахматиста Б, который побеждает шахматиста В, который, в свою очередь, побеждает шахматиста А. Гроссмейстера, который каким-то роковым образом регулярно проигрывает другому гроссмейстеру, называют его «постоянным клиентом». Я имел очень хороший личный счет со многими соперниками, но Алексей Широв, несомненно, был моим «лучшим клиентом». За двенадцать лет мы сыграли с ним около тридцати партий, и он потерпел пятнадцать поражений, не выиграв ни разу. Между тем Широв имеет хороший личный счет во встречах с моей «немезидой» Владимиром Крамником.

Такая диспропорция в результатах личных встреч с одним из самых одаренных представителей шахматной элиты должна иметь объяснение где-то за пределами шахматной доски. После многих неудач мы начинаем сомневаться в возможности победы, тем самым открывая двери для нового поражения. После тринадцатого проигрыша Широв храбро пошутил, что «поскольку «13» - любимое число Каспарова, то настало время прервать череду моих неудач». Это был неплохой психологический ход, но… увы, он ему не помог.


Держать удар!


Поражение бывает тяжелым вдвойне, когда чувствуешь, что старался изо всех сил, но всё равно проиграл. Родители часто успокаивают ребенка после его проигрыша в какой-нибудь игре: «Ты сделал всё, что мог». Они полагают, что ему станет легче от мысли, что он всё равно не смог бы добиться большего. Но всегда ли это является утешением? Человек с чемпионскими амбициями не хочет слышать, что он сделал всё возможное - и проиграл. Действительно, разве может быть что-то хуже этого?

Молодые гроссмейстеры Андрей Соколов и Гата Камский столкнулись с такой проблемой в матчах против Карпова, и в обоих случаях последствия оказались для них разрушительными. В 1985-1986 годах двадцатитрехлетний Соколов совершил впечатляющий рывок к шахматному Олимпу, сыграв лучшие партии в своей жизни. После ряда побед в турнирах и в матчах претендентов он встретился с Карповым в суперфинальном матче (1987), победителю которого предстояло сразиться со мной за мировую корону. Но Соколов не просто проиграл этот матч: он не смог выиграть ни одной партии, а Карпов одержал четыре победы! После такого разгрома Андрей стал совсем другим шахматистом. Солнце опалило его крылья, и он упал на землю. В последующие годы его результаты резко снизились и он больше никогда не приближался к шахматному трону. Впрочем, Соколов до сих пор неплохо играет в шахматы, проживая в окружении приятных пейзажей французской провинции.

История Гаты Камского, последнего американского шахматиста мирового уровня, одновременно и более, и менее трагична. Он мог бы достичь большего - у него был огромный потенциал и внушительный список побед. Именно поэтому его падение было еще более болезненным. Отец привез его в США в 1989 году, и еще юношей Гата стремительно ворвался в ряды шахматной элиты. В 1996-м, в 22 года, он дошел до финального матча чемпионата мира ФИДЕ, в котором встретился с Карповым (как упоминалось ранее, в 1993 году мы с Шортом вышли из ФИДЕ, что привело к появлению двух версий титула чемпиона мира - «классического», берущего начало от матча Стейниц - Цукерторт, и «официального» титула ФИДЕ, которым завладел Карпов).

Мы никогда не узнаем, чего мог бы достичь Камский, если бы остался в шахматном мире после сокрушительного поражения от Карпова. Но Гата - или, возможно, его скандальный и вспыльчивый отец - решил, что раз он не может быть первым в шахматах, то нужно выбрать что-нибудь другое. Вскоре он ушел из больших шахмат и, в конце концов, занялся юриспруденцией.

Карпов на пике своей карьеры являл собой идеальный пример человека, который может сохранять хладнокровие и полную объективность во время игры. Холодный прагматизм позволял ему делать каждый ход так, словно он впервые видит данную конкретную позицию. Он никогда не позволял себе отвлекаться на сделанный неудачный ход, на проигранную партию или плохой результат. Для Карпова всегда существовала только конкретная ситуация. В психологии это называется «не пилить опилки».

Мой стиль, гораздо более эмоциональный, не допускал такой логической целесообразности. Мне приходилось выкладываться в каждой партии и платить тяжелую психологическую цену за поражение. Я полагался на огромный запас энергии, который должен был вернуть меня в строй после неудачи, чтобы я мог выплеснуть весь гнев и сожаление в одной вспышке. Каждый должен найти лучший для себя способ держать удар, учиться на своих неудачах и возвращаться к борьбе с новыми силами. Попытка вычеркнуть неудачу и забыть о ней - всего лишь рецепт для повторения прошлых ошибок.


Претенденты на корону и фатальные изъяны


Помимо вечных дебатов о «самом великом шахматисте всех времен», не менее популярны дискуссии о «величайшем шахматисте, который так и не стал чемпионом мира». На протяжении всей истории шахмат мы встречаем великих мастеров, которые подошли к самой вершине шахматного Олимпа, но так и не покорили ее. Они не только пользовались огромным уважением у современников, но и создавали бессмертные шедевры «королевской игры».

В ответ на вопрос, почему эти великие мастера так и не достигли вершины, недостаточно пожать плечами и списать их неудачу на капризы судьбы. Каждый случай по-своему уникален и позволяет глубже заглянуть в психологию игры, даже если мы не можем точно сказать, что послужило причиной неудачи.

Поклонники динамичного стиля выдающегося русского шахматиста Михаила Чигорина считают, что у него была возможность достичь подлинного величия. В конце XIX века он дважды встречался с Вильгельмом Стейницем в матчах за мировое первенство и оба раза проиграл. Всю свою жизнь Чигорин боролся, иногда даже слишком ревностно, против шахматных догм, установленных Стейницем и яростно защищаемых Таррашем. Он не всегда мог обуздать буйную творческую фантазию и направить ее в практическое русло. Доказательство собственной правоты было для него важнее победы, и это отсутствие здорового прагматизма в конкурентной борьбе помешало ему подняться на вершину.

Опыт Чигорина учит нас тому, что нельзя жертвовать результатами ради слепой веры в наши методы, какими бы оригинальными они ни были. Многие люди склонны объяснять свои неудачи недостаточным усердием. Они внушают себе, что, если бы продвинулись в том же направлении еще дальше, всё было бы хорошо. Но лучше полагаться на «внутреннего наблюдателя», чтобы бесстрастно оценивать свои результаты и отодвигать самолюбие на задний план. Если бы Чигорин в критических ситуациях сумел совладать со своей фантазией, Россия получила бы своего чемпиона мира за несколько десятилетий до Алехина.

Имел основание сетовать на злую судьбу и польский гроссмейстер Акиба Рубинштейн. Качество многих его партий до сих пор выглядит безупречно! Увы, ему не хватило практичности и спортивных качеств. Рубинштейн не мог или не хотел относиться к турнирной ситуации так же серьезно, как к текущей шахматной партии. И, как следствие, терял из виду общую картину событий и порой рисковал без необходимости. Но его главная неудача была связана даже не с шахматами, а с ситуацией в начале XX века, когда претендент на чемпионский титул должен был находить меценатов, готовых финансировать матч.

Несмотря на впечатляющие турнирные успехи, Рубинштейн так и не смог собрать достаточно денег, чтобы бросить вызов Ласкеру. Вскоре его обошел молодой и напористый Капабланка, став претендентом номер один на мировую корону.

Только в идеальном мире имеет значение одно лишь профессиональное мастерство, а в реальном необходимо еще и умение собирать средства и действовать в условиях конкуренции. На выборах кандидаты, подготовленные лучше соперников, обычно выигрывают, а самая разрекламированная из компьютерных программ продается лучше остальных. В идеальном мире с его предполагаемой объективностью и справедливостью отсутствует конкурентная среда. Как только вы решили, что победа принадлежит вам по праву, вы уже созрели для того, чтобы отдать ее тому, кто борется за нее упорнее.

Рубинштейн был не единственным ведущим шахматистом XX века, так и не сыгравшим матч за чемпионский титул. На судьбе эстонского гроссмейстера Пауля Кереса, блиставшего на шахматной сцене со второй половины 30-х годов, отразились исторические и политические события той эпохи. Его лучший шанс побороться за титул был упущен из-за разразившейся Второй мировой войны, а после того, как Эстония потеряла свою независимость, советские власти сделали ставку на «благонадежного» Ботвинника.

До начала 60-х Керес имел шансы стать претендентом на мировую корону, но ему всегда не хватало самой малости. Я бы поостерегся приписать это каким-либо недостаткам его шахматного стиля, но все же сомневаюсь, что он мог бы противостоять Ботвиннику в обстановке высочайшего накала борьбы за мировое первенство.

Давид Бронштейн, выиграв в 1950 году турнир претендентов, получил свой шанс сразиться с Ботвинником. Их матч 1951 года завершился вничью 12:12, и по правилам ФИДЕ Ботвинник сохранил чемпионский титул. Позже Бронштейн не раз говорил своим друзьям, что, если бы он не проиграл, ничейный эндшпиль в предпоследней 23-й партии, все бы сейчас внимали ему, как дельфийскому оракулу.

Уже то, что молодой Бронштейн сумел добиться права вступить в единоборство с самим Ботвинником, было для него огромным достижением. Жестко настроившись на эту цель, он не смог поднять планку еще выше и выиграть матч жизни. Законная гордость нашими достижениями не должна отвлекать нас от высшей цели. Не заслуживает высшей награды марафонец, лидировавший на протяжении всей дистанции, но уступивший на финишной прямой.


Блестящие вторые

Претенденты на шахматный трон

Михаил Чигорин (12.11.1850 - 25.01.1908), Россия

Один из лучших шахматистов мира в конце XIX века, почитаемый в России как основоположник отечественной шахматной школы. Чигорин не только успешно выступал в турнирах, но и был выдающимся популяризатором игры. Он основал в своем родном Петербурге шахматный клуб и шахматный журнал, опубликовал множество статей и комментариев.

Чигорин не раз побеждал Стейница и дважды пытался отобрать у него корону, но проиграл оба матча (1889 и 1892). Он критиковал чемпиона за «догматичную теорию», утверждая: шахматы столь многогранны, что их нельзя свести к ряду четких правил. Чигорин не имел равных в сложной, динамичной игре с красивыми жертвами. Но Стейниц победил закономерно. Его теория была всё же основательнее, ибо охватывала больше типов позиций, и Стейниц обыгрывал Чигорина, в частности, за счет большей широты кругозора. В «своих» позициях - с инициативой, атакой - Чигорин был непобедим, а вот в «чужих», где надо было терпеливо нащупывать верные тропинки, он ошибался и уступал.

Акиба Рубинштейн (12.10.1882 - 15.03.1961), Польша/Бельгия

Один из лучших шахматистов мира в начале XX века. Родился в Польше, когда она еще входила в состав России. Блистал в предвоенных турнирах - в частности, одержал памятные победы над Ласкером и Капабланкой. Стиль игры Рубинштейна выглядел безупречным - многие его партии и поныне остаются подлинными шедеврами шахматного искусства.

Он был чрезвычайно молчаливым, скромным и стеснительным человеком, а главное - совершенно непрактичным. И, став главным претендентом на мировую корону, увы, так и не нашел достаточных финансовых средств для матча с Ласкером (до 1948 года, когда организацией чемпионата мира занялась Международная шахматная федерация - ФИДЕ, это было заботой претендента). Золотые годы его карьеры были прерваны Первой мировой войной. Когда Рубинштейн вернулся к турнирным выступлениям, он был уже «не тот» и не мог всерьез конкурировать с Капабланкой и Алехиным. Позже серьезные проблемы с психикой вынудили его оставить шахматы.

Пауль Керес (7.01.1916 - 5.06.1975), Эстония/СССР

Трагический титул «Пауль Второй» достался, наверное, самому выдающемуся эстонцу современности. Во всяком случае Керес единственный шахматист, портрет которого украшает национальную валюту его страны - купюру достоинством в пять крон. Однажды он стал по-настоящему первым - в легендарном АВРО-турнире с участием всех сильнейших (1938). Но не успел сыграть матч с Алехиным: его лучшие годы в шахматах тоже были прерваны войной - Второй мировой. А потом Кересу много лет не хватало самой малости для матча с Ботвинником: он четырежды. (!) занимал вторые места в турнирах претендентов.

Во время войны Эстония, наряду с Латвией и Литвой, стала разменной картой в игре великих держав: сначала ее оккупировал Советский Союз, затем - нацисты, а после их изгнания там снова установилась советская власть. В 1944- 1946 годах, когда Ботвинник добивался матча с Алехиным, Кереса подвергли гонениям «за сотрудничество с нацистами» (он всю войну зарабатывал на жизнь игрой в немецких турнирах). В 1948-м, после смерти непобежденного чемпиона, Керес был все-таки включен в матч-турнир на первенство мира, но его четыре поражения кряду от Ботвинника навели некоторых историков на мысль, что он «заплатил за свое возвращение в шахматы ценой обязательства перед советскими властями не мешать Ботвиннику в его борьбе за мировое первенство».

Давид Бронштейн (19.02.1924 - 5.12.2006), СССР

В отличие от Рубинштейна и Кереса, так и не сыгравших матча за чемпионский титул, Бронштейн приблизился к вершине настолько, насколько это было возможно. В поединке с Ботвинником (1951) он вел в счете за две партии до финиша, и в решающей партии ему не хватило буквально одного точного хода, чтобы добиться ничьей и выиграть матч. Ценой огромных усилий Ботвинник сравнял счет (12:12) и сохранил титул.

Бронштейн был необыкновенно ярким, изобретательным шахматистом и по игре в этом матче заслуживал победы, но ему где-то не хватило выдержки, характера - качеств, которыми славился его оппонент. У претендента были слишком большие перепады - от чистых побед до поразительных провалов в окончаниях. Сказалась и разница в социальном статусе и общем настроении соперников - чемпиона, «патриарха советских шахмат», и претендента, отец которого был «врагом народа», потерявшим здоровье в сталинских лагерях… Бронштейн и потом демонстрировал игру экстра-класса, но ему уже больше не удавалось добираться до матча за мировую корону.

Виктор Корчной (р. 23.03.1931), СССР/Швейцария

Шахматист уникального творческого долголетия. Еще смолоду он был трудным, неудобным соперником для любого гроссмейстера, вплоть до чемпионов мира. Корчной пережил блокаду Ленинграда, стал четырехкратным чемпионом СССР, конфликтовал с советскими властями до своего бегства за рубеж (1976), а затем словно заново родился и побил все рекорды, продолжительности игры на высшем уровне. Он единственный в истории претендент, сыгравший де-факто три матча за мировую корону. И все с Карповым - в 1974, 1978 и 1981 годах (первый из них был финальным матчем претендентов, но на деле определил нового чемпиона мира, ибо Фишер отказался защищать титул). Причем в Багио (1978) он едва не стал чемпионом, будучи на 20 лет старше соперника! Этот матч отличался острой политической интригой и, увы, непрерывной чередой скандалов, не имевших прямого отношения к шахматам. Советская сторона шла на всё, лишь бы не уступить титул «проклятому изменнику», а Корчной легко поддавался на провокации.

Многолетняя превосходная игра у самой вершины Олимпа делает Корчного, пожалуй, величайшим из шахматистов, так и не ставших чемпионами мира. Ему исторически не повезло: он достиг своего пика как раз в то время, когда на шахматном небосклоне засияла звезда Анатолия Карпова.

«Чигорин - это гений практической игры, считающий своей привилегией при каждом удобном случае бросать вызов принципам современной шахматной теории» (Стейниц).

«Шестьдесят дней в году я играю в турнирах, пять дней отдыхаю и 300 дней работаю над своей игрой» (Рубинштейн).

«Мой стиль - перенести себя и соперника на неведомую территорию. Игра в шахматы это не проверка знаний, а война нервов» (Бронштейн).

«Я не изучаю, а творю» (Корчной).


| |

Шахматисту трудно перебороть себя при феномене «трудного соперника». Особенно сложно это тем шахматистам, которые не обладают бойцовскими каче­ствами.

Помочь определить особенности своего характера помогут психологические тесты онлайн , которые дадут ответы на множество вопросов, в том числе и о бойцовских качествах. Психологические тесты важны и в других нюансах шахмат.

Шахматистам без таких качеств надо либо бросать шахматы, либо научиться сражаться по-настоящему. «Тру­су от шахмат» нужно взяться за изучение творчества шахматис­тов агрессивного стиля: Морфи, Алехина, Таля, Геллера, Спасско­го, Бронштейна. Смоделировав свой новый, более агрессивный стиль игры, шахматист может закрепить полученные навыки в игре с компьютером. Когда игра поставлена, — можно переходить на легкие партии с сильными соперниками. А от этого — один шаг до полноценной игры. И пусть примером им будет карьера чемпи­она мира Алехина, который писал, что с помощью шахмат он из­менил свой характер.

Вспоминается Спасский. Пожертвовав пару пешек, он продолжал играть так, как будто именно он имеет материальное преимущество.

Фишер часто повторял, что шахматы дол­жны быть наступательными. А сможет ли трус ринуться в на­ступление? Чрезмерная осторожность чревата расстройством здо­ровья.

Примечательна карьера Петросяна. Человек с бурным темперамен­том сына гор мог играть в такие глухие шахматы, чисто от обо­роны. А ведь он в молодости был блестящим комбинатором и блицором! «Новая» игра смотрелась абсолютно ненормально. Кто зна­ет, может быть это блокирование естественных психических им­пульсов и предопределило его раннюю кончину? Орел, которого он насильно посадил в клетку, разорвал прутья и улетел…

Смысл игры — в наступлении, в движении вперед, в преодолении препятствий. Это заложено в нас сотнями поколений предков. Так что, Нимцович не прав? Ведь именно он определил про­филактику стержнем современной позиционной игры. На его кни­гах вырос Петросян.

Интересно серьезное психологическое исследо­вание данной проблемы. Взяв под наблюдение 2-3 сотни шахма­тистов агрессивного стиля и такое же количество «глухих оборон­щиков», было бы интересно узнать, кто же из них дольше живет, где более высока вероятность развития психического расстрой­ства, какая группа чаще демонстрирует стабильные турнирные результаты.

Наступательный стиль игры фи­зиологичнее и полезнее для нормального человека. Фишер, которого вопреки этому, рано ушел, можно сказать, убежал из шахмат! Но Фишер создал идеальный стиль игры. На его партиях учились все современные супершахматисты. Он с дет­ства был невропатом. Это его и погубило. Думаю, что шахматы спасли ему жизнь. Слишком много психических ран нанесли ему родители.

Победил бы его Карпов? Другими словами, стал бы Карпов «трудным соперником» для Фишера? С одной стороны, Фишер три года не играл. Вроде бы плюс для Карпова. Но у Фишера уже были подобные творческие переры­вы, и выходил он из них с удвоенной силой. Потом надо вспомнить, как Фишер играл с Таймановым, Ларсеном, Петросяном и Спас­ским! Карпов в своем финальном матче с Виктором Корчным смот­релся не так внушительно. Когда Карпов в начале претендентского цикла заявил, что это — «не его цикл», он не лукавил.

Во Всероссийской Студенческой ИНТЕРНЕТ-Конференции, которая носила навания
"ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСТВА" (http://pi.sfedu.ru/pageloader.php?pagename=science/conferences/ppd) опублекованы две мои статьи о психологии шахмат:).


Особенности адаптации и развития детей, обладающих шахматной одаренностью.

Данная тема интересует меня довольно давно, т.к. находится на пересечении того, что я изучаю: шахмат и психологии. В статье я коснулся нескольких проблем связанных с вопросами развития и адаптации детей, обладающих шахматной одаренностью. Это вопрос влияния игры на интеллектуальную сферу, влияния спортивной шахматной жизни на адаптацию в детском коллективе, гендерные различия в шахматах.
Шахматы древняя, но нестареющая игра. По последним подсчетам Международной Шахматной Федерации (ФИДЕ) в шахматы играют 500(!) миллионов человек. Не многие виды спорта могут похвастаться такой аудиторией. Шахматы проделали сложный путь развития, да и сейчас они продолжают видоизменяться так стремительно, что вчерашние оценки сегодня кажутся безнадежно устаревшими.
На сегодняшней день шахматы являются не только достаточно популярным видам развивающего занятия: несмотря на богатый выбор различных кружков и секций тысячи родителей приводят своих чад в шахматные ДЮСШ, но и вид профессионального спорта, молодеющий с каждым годом, и сейчас уже сотни подростков еще не закончивших школы являются профессиональными шахматистами, зарабатывающие на шахматам денежные призы.
Кого же считать одаренным шахматными способностями? Можно выделить несколько особенностей характерных для детей шахматно одаренных:
. Во-первых, это конечно высокий, для их возраста уровень игры;
. Во-вторых, это быстрый, на фоне сверстников, рост уровня игры;
. А также можно выделить высокую любознательность и исследовательская активность;
. Способность быстрее, чем сверстники, схватывать смысл, принципы, понятия;
. Способность рассуждать, выдвигать объяснения, анализировать шахматную партию опираясь на речь.
Последний пункт, на мой взгляд, очень показателен: талантливого шахматиста сразу видно по тому, как он анализирует сыгранную партию, буквально сыплет вариантами и идеями, теми мыслями, которые были во время игры или появляются в анализе. Недаром гроссмейстер и тренер Котов писал, что шахматный план лишь тогда можно назвать хорошо продуманным, когда его можно выразить словами. Опираясь на свой личный тренерский опыт, могу сказать, что дети 5-6 лет после буквально через нескольких месяцев занятий шахматами начинаю гораздо более развернуто строить свои рассуждения (и не только на шахматные темы). Это тесно переплетается и с выводом, который делает Эльконин в книги «Психология игры»: игра является такой деятельностью, которая помогает формировать предпосылки к переходу умственных действий на более высокий уровень - умственные действия с опорой на речь.
Бесспорно то, что шахматы оказывают благоприятное воздействие на интеллектуальную сферу, об этом пишут многие авторы. «Исследование психологов и педагогов показали, что основными элементам, характеризующими творческую деятельность человека, являются: способность самостоятельного переноса знаний и умений в новую ситуацию; определение новых проблем в знакомых стандартных условиях; видение новых функций знакомого объекта, его структуры; умение находить оригинальный способ решения при известных способах игры и т.д. Все эти качества формируются в процессе шахматного творчества и, как показывают исследования, весьма четко выражены у шахматистов высокой квалификации».
«Шахматы - это как бы самим Богом созданный материал или модель для развития способности действовать в уме». .
«Выработка способности действовать в уме состоит из четырех основных моментов: отработки умения действовать в уме на шахматном материале; аналогичной отработки на некотором другом материале; постановки рефлексивной задачи на осознание способа действия в обоих используемых случаях; проверка сформированности способа действия на ином по сравнению с первыми двумя случаями материале».
Другой не менее интересный аспект - это проблема социализации. Ведь шахматы как вид спорта, представляют собой отдельный мирок, с частыми и достаточно длительными соревнованиями, с поездками по стране (а если юный шахматист действительно талантлив, то и участие в международных турнирах за рубежом). То есть мы имеем картину, когда ребенок живет жизнью несколько отличающийся от жизни сверстников: вместо уроков он учит шахматные дебюты, а вместо школьных мероприятий ездит по соревнованиям. Это не может не откладывать отпечаток на общение с одноклассниками. Спортсмены вообще и шахматисты в частности, взрослеют чуть быстрее своих, не увлеченных чем-то помимо учебы, сверстников, что еще больше увеличивает разрыв между ними. Нередки примеры, когда успешные шахматисты отличаются на редкость скверным характером. Или другая крайность многие великие шахматисты совершенно не приспособлены к жизни в социуме помимо шахматного мира. О Тигране Петросяне и, о Эммануиле Ласкере ходили легенды о их неспособности решить мало-мальски сложные житейские проблемы, их брали на себя близкие люди этих чемпионов мира. Часто причиной не удачной социализации является неправильная позиция тренера, мотивирующего своего подопечного прежде всего не на личностный рост, а на агрессию к противнику, пусть даже и всего лишь за шахматной доской. Это приводит к тому, что конфликтные ситуации и в жизни чаще решаются не компромиссом или сотрудничеством, а соперничеством и конкуренцией.
Еще один, извечный вопрос, связанный с шахматной одаренностью: причина гендерных различий в шахматах. Ведь, несмотря на то, что в шахматах не нужно поднимать тяжести или бегать на перегонки, и вся игра сводится к интеллектуальной деятельности, разница в достижениях между мужчинами и женщинами удивляет: среди первых 300 по рейтингу шахматистов планеты только три(!) женщины. В какой-то мере это можно объяснить тем, что изначально мальчиков в шахматные секции приходит гораздо больше чем девочек. Зайдя, в зал во время детских соревнований можно увидеть картину как в турнире играет 20 мальчиков и 5-6 девочек. Однако в детских соревнованиях девочки играют не слабее мальчиков. Это можно объяснить более ранним и скорым развитием, которое характерно для девочек. А вот чем объяснить, то, что среди выдающихся шахматистов так мало женщин? В настоящее время нет достаточного количества исследований, что бы объяснить этот факт. Но мнение многих тренеров выразил известный воронежский тренер Павел Сиротин в своей статье:
«Про результат в шахматах - женщины по жизни ближе к золотой середине, многие из них любят саму игру, причем независимо от силы игры, но для них менее важен сам результат. Нечто похожее можно увидеть у любителей шахмат, скажем играющих в парке. А вот среди сильных игроков результат - это почти все. Как пример - посмотрите на среднестатистического 1-разрядника после поражения, на почти любую женщину, или на мастера или МГ мужчину. Мужчины более амбициозны, от этого стремятся более к результату. Это не хорошо и не плохо - это данность.
Кстати я не вижу проблемы, что женщины всегда играли и, если не брать Юдит Полгар, и играют слабее мужчин. Это данность.
Я не считаю, будто причина в том, что родители считают, что шахматы это не женская игра - я как тренер не могу засвидетельствовать это, по крайней мере, в России» .
Подытожив, можно сказать следующее: вопросы шахматной одаренности тесно связаны с вопросами развития интеллектуальной сферы, вопросами социализации и адаптации, гендерных различий, и в этой теме еще достаточно белых пятен, которые ждут своих исследований.
Литература

1. Алексеев Н. Г. Шахматы и развитие мышление. Шахматы: наука, опыт, мастерство. Москва, 1995.



5. Малкин В. Б. Медико-биологические проблемы шахмат. Шахматы: наука, опыт, мастерство. Москва,1990..
6. Сиротин П. М. Женские и мужские шахматы. "Интеллектуальные игры", 2009 год № 1
7. Суэтин А. С. Путь к мастерству. Москва, 1980.
8. Эльконин Д. Б. Психология игры. Москва, 1978.
9. http://pogonina.com/index.php?option=com_content&task=view&id=56&Itemid=32&limit=1&limitstart=2&lang=russian

Чем привлекательны шахматы для современных детей .

Шахматы - одна из древнейших настольных логических игр тридцатью двумя специальными фигурами на 64-клеточной доске для двух соперников. Воспроизводит действия сражающихся по определенным правилам сил. Название берёт начало из персидского языка: шах и мат, что значит, властитель умер.
В настоящее время шахматы являются одной из самых популярных игр в мире, по официальной статистики ФИДЕ в нее играет около полумиллиарда человек! И даже сейчас в эпоху компьютерных и Интернет игр, настольная игра Шахматы очень популярна. В чем же секрет такого успеха? Тому есть много причин, выделим основные из них на наш взгляд:
- Неисчерпаемость этой игры. В шахматах миллиарды вариантов и всевозможных позиций. Уже первым ходом белые могут сыграть двадцатью разными ходами, и столько же ответов у черных. То есть уже после первых ходов на доске может возникнуть 400 (!) различных положений. О неисчерпаемость шахмат говорит и тот факт, что современные сильнейшие компьютеры могут полностью просчитать лишь позиции с 6-ю фигурами (а в шахматах их 32).
- В шахматах сочетаются элементы науки, искусства и спорта. Науки потому, что современная шахматная теория это тысячи статей и книг с партиями, их анализом, выводами, комментариями и т.п. и т.д. Искусства потому, что шахматную партию невозможно рассчитать до конца, в ней всегда останется место интуиции и воображению. И грамотно проведенная партия или комбинация не уступает в своей гармонии и эстетичности картинам и музыкальным произведениям - конечно, что бы ее оценить по достоинству, необходимо обладать достаточным уровнем игры. И, наконец, спортивный аспект в шахматах проявляется в соревнованиях любого уровня - от финала чемпионата мира до игры в блиц на скамейке в парке.
- Потому, что в шахматах, как и в самой жизни, есть место всевозможным проявлениям: радости победы и горечи поражения, успеху и неудачи, везенью и глупым просчетам, риску и страху, интуиции и глубоким расчетам. Тут есть всё!
Шахматы являются очень удачной моделью для изучения готовности к риску. Здесь риск не сводится к азарту, как например, в карточных играх, а является осознанной стратегией принятия решений. Под риском в шахматах следует понимать принятия решений (ходов), которые резко и, что самое главное, до конца неопределенным образом меняют ход партии. Такие хода невозможно рассчитать до конца, и шахматист принимает решения основываясь, на интуиции. Риск является важнейшим элементом игры. Н. Крогиус проводил исследования риска. Он изучал партии последнего тура, где одной из сторон для достижения нужного турнирного результата нужно было сделать как минимум ничью (не проиграть, но можно и не выиграть), его выводы сводились к следующему: там, где готовность к риску была снижена и наблюдалась явная тенденция играть, как можно более надежно, количество проигрышей было гораздо выше, нежели в партиях, где готовность к риску оставалась на обычном уровне.
Те способы мышления и принятия решения, которые дети усваивают при занятиях шахматами помогают им легче осваивать и другие игры с элементами мышления (бильярд, многие карточные игры, компьютерные стратегии). Но вряд ли можно найти другую такую игру, где так ясно можно выделить стратегию и тактику. Стратегия охватывает постановку целей и составление планов; тактика-выполнение планов. Стратегия абстрактна, тактика конкретна. Другими словами: стратегия требует размышления, тактика - проницательного взгляда.
Шахматы являются удивительной игрой правила, которой выучить можно за пару часов, но стать настоящим мастером можно лишь потратив годы, пройдя через сотни поражений и побед, эта игра - калька с нашей жизни, в ней как в зеркале отражается наш характер, со всеми сильными и слабыми сторонами.
Литература
1. Алексеев Н. Г. Шахматы и развитие мышление. Шахматы: наука,
опыт, мастерство. Москва, 1995.
2. Гершунский Б. С. Шахматы - Школе. Москва, 1997
3. Костьев А. Н. Дидактика и программы. Шахматы: наука, опыт, мастерство. Москва, 1990
4. Крогиус Н. В. Психология шахматного творчества. Москва, 1987.
5. Малкин В. Б. Медико-биологические проблемы шахмат. Шахматы: наука, опыт, мастерство. Москва,1990.
6. http://chess.hut.ru/chessstrategy/3.html

Поделиться