Что было посередине лубянской площади. Дом, где родился Андропов(Флекенштейн)

Московские коммунисты добились разрешения на проведение в Москве референдума. Если им удастся собрать 146 тыс. подписей за 28 дней, то уже 7 или 8 июля можно будет узнать мнение москвичей по трем пунктам: их отношение к реформам образования, здравоохранения и возврату памятника у Дзержинскому на историческое место — Лубянскую площадь.


Референдум в столице фракция КПРФ Мосгордумы пытается провести с апреля 2011 года. Разрешение им удалось получить, только пройдя все судебные инстанции против Мосгоризбиркома. «Даже если москвичи проголосуют против возврата памятника, то это не страшно, важен сам факт применения такой процедуры, как референдум. Хотя лично я считаю, что

Дзержинского можно и нужно вернуть на Лубянскую площадь. Но это не значит, что большинство москвичей имеют такую же точку зрения. Но я буду стараться их убедить в том, что памятник нужен», — пояснил «Газете.Ru» руководитель фракции КПРФ в Андрей Клычков.

По мнению Клычкова, памятник стоит вернуть по нескольким причинам. «Во-первых, его незаконно оттуда убрали. Во-вторых, каждый москвич, каждый приезжий просто видит пустую площадь, которая не имеет центра притяжения. Им раньше был памятник Дзержинскому, изготовленный, кстати, достаточно высокохудожественно. В-третьих, можно по-разному оценивать роль Дзержинского в нашей истории, но нельзя отрицать того, например, что он первый поднял вопрос о борьбе с беспризорностью», — перечислил столичный парламентарий.


Предложения о возврате Дзержинского на Лубянскую площадь поступают в экспертную комиссию по монументальному искусству раз или два раза в год на протяжении последних 15 лет, пояснил «Газете.Ru» председатель комиссии при Мосгордуме по монументальному искусству Лев Лавренов.

«Мы каждый раз говорим, что поднимать этот вопрос преждевременно, «майданы» из-за этого памятника вызывать не стоит.

К этому вопросу надо вернуться, когда пройдет время, а социально-экономические условия станут более стабильными. Впрочем, я думаю, народ не примет решение о возврате памятника», — сказал Лавренов.


С другой стороны, представить памятник иному деятелю в данной местности крайне затруднительно, считает источник «Газеты.Ru» в Мосгордуме, близкий к ситуации. «На Лубянке весь ансамбль под памятник Дзержинскому заточен. Тем более сейчас памятник отреставрирован, находится, можно сказать, в отличной форме. На своем нынешнем месте — «Музеоне» — он совершенно теряется среди других заброшенных скульптур», — говорит собеседник «Газеты.Ru».

Напомним, что памятник Феликсу Дзержинскому был установлен на Лубянской площади в декабре 1958 года. В августе 1991 года он был свергнут с постамента и позднее перемещен в парк искусств «Музеон». В 2014 году он был отреставрирован. При реставрации решался вопрос,

имеют ли историческую ценность надписи вроде «Конец гражданской войне» и «Феликса долой», нанесенные во время путча.

«Граффити, появившиеся на постаменте памятника в ходе митингов и сохранившиеся до наших дней, служат одним из ключевых артефактов переломных событий отечественной истории, а потому являются объектом музейного значения и подлежат соответствующей охране», — комментировали тогда в «Музеоне».

Лубянка – всегда лубянка

Лубянская площадь.

Если говорить о горячих точках Москвы, Лубянская площадь все годы существования Комиссии по монументальному искусству остается главной, если не единственной. Предложения чем ее занять поступают бесконечно и с редкой регулярностью. Амплитуда колебаний остается неизменной: от восстановления памятника Дзержинскому до памятника жертвам репрессий и уничтоженной царской семье. Итог за 2000–2001 годы:

о рассмотренных Комиссией предложений о возведении Произведений на Лубянской площади

1. Об установке памятника Ф.Э. Дзержинскому.

Вопрос внесен – Международным Союзом советских офицеров 05.01.99. группой ветеранов ВОВ 16.06.99.

Решение Комиссии от 14.03.2000: отклонить предложение о включении в «Перечень предложений о возведении произведений монументально-декоративного искусства городского значения» для утверждения Московской городской Думой.

Обоснование:

Предложения о восстановлении памятника Ф.Э. Дзержинскому на Лубянской площади, широко разрекламированные в средствах массовой информации, вызвали ряд обращений общественных организаций и отдельных лиц с прямо противоположными требованиями. Несмотря на высказанные в процессе обсуждения мнения о высоких архитектурно-градостроительных качествах снесенного памятника, комиссия сочла нецелесообразной установку памятника Дзержинскому на Лубянской площади, которая может вызвать нежелательную напряженность в обществе.

2. О сооружении на Лубянской площади монумента Свободы.

Вопрос внесен депутатом МГЦ, координатором МГЦ по вопросам городской символики и развитию московских городских традиций В.Ф. Ковалевским 07.07.2000.

Место возведения – Лубянская площадь.

Обоснование:

Идея предложенного монумента «Свободы» была воплощена в обелиске «Свободы», разобранного из-за реконструкции Тверской (бывшей ул. Горького) улицы. Создание нового варианта монумента, предложенного к установке на Лубянской площади, не будет способствовать стабилизации общественного согласия в обществе.

3. О возведении на Лубянской площади монумента павшим или пострадавшим во внутренних гражданских конфликтах XIX века (Памятник жертвам революций и репрессий).

Вопрос внесен гр. С.С. Савватеевым 20.07.2000. Место возведения – Лубянская площадь. Источник финансирования не определен.

Решение Комиссии от 24.10.2000:

Отклонить предложение о включении в «Перечень предложений о возведении произведений монументально-декоративного искусства городского значения».

Обоснование:

Возведение на Лубянской площади как памятника Ф.Э. Дзержинскому, монумента Свободы или жертвам революций и репрессий, в настоящее время, без завершения стабилизационного периода в стране, нецелесообразно.

4. О восстановлении на Лубянской площади памятника Ф.Э. Дзержинскому.

Вопрос внесен – г-н А.И. Куделин 19.11.2001.

Место возведения – Лубянская площадь.

Источник финансирования – не определен.

Решение Комиссии от 18.12.2001:

Комиссия уже рассматривала на заседании 14.03.2000 предложение о восстановлении памятника Ф.Э. Дзержинскому на Лубянской площади и не видит оснований для изменения решения по данному вопросу.

5. О возведении в центре Лубянской площади памятника жертвам политических репрессий XX века.

Вопрос внесен – Председателем Российской демократической партии «Яблоко» Г.А. Явлинским 20.09.2002.

Место возведения – Лубянская площадь.

Источник финансирования – не определен.

Решение Комиссии от 08.10.2002:

Отв. секретарь комиссии по монументальному искусству

Е.М. Лыгина

По итогам обсуждения Комиссия решила:

Считать целесообразным включить предложение о возведении памятника-пантеона-музея жертвам политических репрессий XX века в «Перечень предложений о возведении произведений монументально-декоративного искусства городского значения» для утверждения Московской городской Думой.

Конкурс – открытый.

Место возведения – провести открытый конкурс на место возведения памятника-пантеона-музея, не исключая Лубянскую площадь.

Источник финансирования – сбор средств в Москве и в Российской Федерации.

Обоснование: Трагические страницы российской истории советского периода, связанные с многомиллионными жертвами политических репрессий, должны быть отражены в общероссийском памятнике-пантеоне-музее в память о погибших и в предостережение для будущего развития России.

Отклонить предложение о возведении на Лубянской площади памятника убиенной царской семье, причисленной Русской Православной Церковью к лику святых и включении его в «Перечень предложений о возведении произведений монументально-декоративного искусства городского значения».

Обоснование: Решение о возведении памятника-пантеона-музея жертвам политических репрессий XX века включает и вопрос увековечения памяти царской семьи. В памятнике-пантеоне-музее должно быть уделено особое место этим первым жертвам политических репрессий.

Мэру Москвы

Ю.М. Лужкову

О воссоздании памятника

Ф.Э. Дзержинскому

В настоящее время в обществе активно дискутируется внесенное Вами предложение по воссозданию памятника Ф.Э. Дзержинскому на Лубянской площади, снесенного в ходе революционных событий 22 августа 1991 года.

В связи с этим на меня вышли многие представители московской интеллигенции, во многом продолжающие оставаться носителями моральной позиции в обществе, которые в большинстве своем не поддерживают данное предложение.

Действительно, памятник работы скульптора Вучетича весьма неплох и он хорошо венчает ансамбль Лубянской площади. Действительно, во многих городах стоят памятники жестоким и фанатичным государственным деятелям далекого прошлого (Кортес, герцог Альба, Филипп II Кровавый, Симон де Монфор, Торквемада, Ричард Львиное сердце и др.), и это сегодня может рассматриваться всего лишь как дань Истории, из которой ничего нельзя вычеркнуть и ничего не следует забывать, ни хорошего, ни плохого.

Однако воссоздание памятника Ф.Э. Дзержинскому является в наши дни не историко-культурологическим или градостроительным решением, а носит острый социально-политический характер.

Великая Французская революция началась со штурма ненавистной парижанам крепости-тюрьмы Бастилии, которая была затем снесена. На этом месте сегодня площадь с надписью «здесь танцуют». Это – символ краха «старого режима», память для многих поколений французов.

Обратный пример: во времена Парижской коммуны была снесена Вандомская колонна – символ авторитарной власти. После разгона Парижской коммуны правительство Тьера распорядилось воссоздать колонну, что должно было символизировать «осиновый кол в спину побежденной революции», победу правых сил.

Памятник Ф.Э. Дзержинскому был снесен после победы всех демократических сил над ГКЧП, что стало символом краха коммунистического государства и установления демократического и либерального политического режима в России.

Воссоздание же этого памятника будет рассматриваться в образованном обществе как переход к политической реакции, как отказ от ценностей правового государства, как попрание памяти жертв коммунистического режима, торжество бюрократии над демократией, жандармерии над интеллигенцией. И это мнение может, к сожалению, прочно связаться с Вашим именем, и будет девальвирован в общественном мнении Ваш весомый и неоспоримый вклад в деле становления демократии в России.

Полагаю, что, решившись на этот шаг, Вы откроете возможность для «атаки справа» на Вас соединенными силами либеральной прессы, политических партий и руководителей общественного мнения, которых в этом случае поддержат различные общественные демократические силы в Москве, многие представители интеллигенции России и большая часть русскоязычной диаспоры. В результате могут быть понесены невосполнимые потери в общественном мнении в предстоящий политический год, что будет только на руку всем нашим недоброжелателям и дестабилизирует политическую предвыборную обстановку в Москве.

В связи с вышеизложенным прошу Вас, в соответствии с имеющимися формальными основаниями, а также с имеющимися различными аргументами «за» и «против» этого решения со стороны различных слоев нашего общества, передать данный вопрос на рассмотрение Московской городской Думы, которая его решит после консультаций со специалистами и горожанами.

М.И. Москвин-Тарханов

Мэру Москвы

Ю.И. Лужкову

О референдуме по памятнику

Ф.Э. Дзержинскому

Глубокоуважаемый Юрий Михайлович!

С пониманием отнесся к Вашему решению вынести вопрос о воссоздании памятника Ф.Э. Дзержинскому на Лубянской площади на референдум.

Должен отметить, что в соответствии с законодательством города Москвы Мэр Москвы не вправе единолично принять решение по установке монументального произведения без предварительного утверждения предложения Московской городской Думой. Полагаю, что никакие вкусовые и политические соображения не могут побудить нас нарушить закон.

Однако острая социально-политическая дискуссия вокруг этого решения действительно вышла за юридические рамки, и единственным и политически, и юридически безупречным решением вопроса может быть только общегородской референдум на уровне субъекта федерации, который будет иметь преобладающую силу, как над нормами московского закона, так и над любыми федеральными нормами (в соответствии со статьями 73 и 76 Конституции РФ и Уставом города Москвы).

Ни социологические опросы, не имеющие никакой юридической силы, ни местные референдумы на уровне одного или нескольких районов, решения которых по данному общегородскому вопросу не правомочны, не могут подменить собой общегородского референдума, который можно будет провести после выборов Президента Российской Федерации, Мэра Москвы, депутатов Государственной Думы в спокойной обстановке, поставив на такой референдум и ряд других, важных для города вопросов и проблем.

В связи с вышеизложенным прошу Вас передать данный вопрос на общегородской референдум на уровне субъекта Российской Федерации – города Москвы.

Вопрос на контроле.

Депутат Московской городской думы

М.И. Москвин-Тарханов

Депутату Московской городской Думы

Москвину-Тарханову М.И.

Уважаемый Михаил Иванович!

Правительством Москвы внимательно рассмотрено Ваше обращение по вопросу воссоздания памятника Ф.Э.Дзержинскому.

Хочу подчеркнуть, что речь идет, прежде всего, не о воссоздании, т. к. памятник в бронзе находится в сохранном состоянии, а о восстановлении на прежнем месте одного из лучших произведений всемирно известного скульптора Е.В. Вучетича.

Надо отметить, что после 10-летнего демократического развития нашего государства в обществе происходит осмысление значения ранее утраченных либо забытых исторических ценностей, в том числе и имевшихся в городе памятников, являвшихся произведениями монументального искусства, которые символизировали различные периоды российской истории.

Так, как Вам известно, появилась инициатива воссоздания памятника царю Александру II Освободителю, который после его сноса не был сохранен.

Эта инициатива была поддержана Правительством Москвы, хотя отношение общественности и средств массовой информации к этому предложению было далеко неоднозначным.

Так же было поддержано предложение о воссоздании памятника генералу Скобелеву и, в настоящее время, ведется конкретная работа по решению юридических, финансовых и организационных вопросов.

Точно так же и вопрос восстановления памятника Ф.Э. Дзержинскому в течение нескольких лет поднимался представителями различных слоев населения, ветеранами войны и труда, депутатами Государственной Думы, которая в 1998 году приняла известное постановление о восстановлении памятника Ф.Э. Дзержинскому на Лубянской площади.

Известно, что СМИ почти ежедневно публикуют различные мнения по этой проблеме.

Вместе с тем, как правило, предается забвению тот факт, что ни московской, ни федеральной властью не принималось никаких распорядительных документов о сносе памятника Ф.Э. Дзержинскому. Поэтому действия по сносу памятника носили неправовой характер. Подменять это понятие другими, не юридическими категориями, в т. ч. ссылками на народ, как сейчас пытаются это делать некоторые оппоненты, значит признавать возможность и допустимость подобных действий и в дальнейшем.

Именно руководством Москвы были приняты меры по прекращению самопроизвольного сноса памятников в городе.

Мною лично было дано распоряжение о размещении памятника Ф.Э. Дзержинскому в Парке искусств для сохранения его как художественного произведения.

Упоминаемые в Вашем письме различные мнения граждан по вопросу о восстановлении памятника Ф.Э. Дзержинскому подтверждают заинтересованное отношение общественности как к монументальной летописи города в целом, так и к отдельным исторически значимым произведениям монументального искусства.

Поэтому считаю, что при решении этой проблемы не должно быть допущено поспешности и излишней политизации.

Представители различных слоев и поколений москвичей, в том числе научной и художественной общественности, должны иметь время и возможность определиться и высказать свое мнение по данному вопросу.

Законом города Москвы от 13 ноября 1998 г. «О порядке возведения в городе Москве произведений монументально-декоративного искусства городского значения» предусматривается процедура рассмотрения ходатайств о возведении новых произведений монументального искусства. Таким образом, рассмотрение вопроса о восстановлении памятника Ф.Э. Дзержинскому Комиссией по монументальному искусству при Мосгордуме не требуется. Вместе с тем, мнение депутатов Мосгордумы при принятии Правительством Москвы окончательного решения будет обязательно учтено.

Мэр Москвы

Ю.М. Лужков

В ноябре 2002 года Москомархитектура могла писать в своем заключении, что готова к любому варианту решения, хотя приоритет, само собой разумеется, отдается «Железному Феликсу»: «Центральная часть Лубянской площади имеет градостроительные возможности для размещения монументального произведения, в том числе памятника жертвам политических репрессий и убиенной царской семье, причисленной Русской православной церковью к лику святых. Однако до окончательного решения о судьбе памятника Ф. Дзержинскому принятие решений относительно других произведений нецелесообразно».

Со своей стороны Комитет по культуре "рассмотрел обращение группы граждан на имя мэра Москвы Ю.М. Лужкова о сооружении на Лубянской площади памятника убиенной семье царя Николая II.

Сообщаем Вам (имеется в виду Комиссия по монументальному искусству), что памятник царю Николаю II (Романову) установлен вблизи места бывшего царского путевого дворца, у храма Благовещения в 1996 г.

В связи с особым расположением, политическим и градостроительным значением Лубянской площади полагаем, что принятие решения по ее использованию в качестве места для установки какого-либо памятника будет приниматься Правительством Российской Федерации, Правительством России и Правительством Москвы. Первый заместитель Председатели Комитета А.И. Лазарев".

2004 год приносит новый правовой поворот. За той же подписью следует разъяснение от 24 апреля: "В соответствии с Указом Президента РФ от 15 мая 1997 года № 452, п. 2, приложение 2, стр. 46, памятник Ф.Э. Дзержинскому исключен из числа памятников истории и культуры Федерального (общероссийского) значения и рекомендован для отнесения к категории памятников местного значения.

Предложения граждан о восстановлении памятника Ф.Э. Дзержинскому на прежнем месте ранее рассматривались Комиссией по монументальному искусству и не были поддержаны.

Проблема восстановления может быть решена только в случае возвращения памятнику Ф.Э. Дзержинскому прежнего общегосударственного статуса. Решение правовых аспектов этой проблемы находится в компетенции Президента и Правительства РФ.

Из книги Литературная Газета 6247 (№ 43 2009) автора Литературная Газета

Год молодёжи у нас всегда Cовместный проект "Евразийская муза"Год молодёжи у нас всегдаФОРУМ 24–25 сентября в Кишинёве прошёл IV Форум творческой и научной интеллигенции государств?- участников СНГ, главным организатором которого выступил Межгосударственный фонд

Из книги С намерением оскорбить (1998-2001) автора Перес-Реверте Артуро

КАК ВСЕГДА, ВОВРЕМЯ Выходит, это была ошибка. Маленькое недоразумение. Католическая церковь в лице Папы Римского готова принести Лютеру свои извинения. Это есть ошибка, извинения наши прими, о Лютер! Видишь ли, Люти, дружище, мы просто немного переборщили. С кем не бывает.

Из книги Человек с рублём автора Ходорковский Михаил

ВСЕГДА «ЗА», ВСЕГДА «ПРОТИВ» Потом в эти славные ряды прибавились другие любители единогласно осуждать решения, за которые они же голосовали единогласно. Все они причастны к тому, что насмешкой стали звучать слова о твердости партийных планов. С легкостью, поистине

Из книги Новости из Кремля автора Зенькович Николай Александрович

ВСЕГДА ЛИ В ШАЛАШЕ РАЙ? Пословицы оспаривать не принято, с ними можно соглашаться или не соглашаться. Возьмем такую, прямо-таки вбиваемую в сознание подрастающего поколения: «С милым рай и в шалаше». Ой, ли? Социологические опросы свидетельствуют: молодежь все неохотнее

Из книги Вернуть Сталина! автора Балаян Лев Ашотович

Москва, Лубянка, монумент Юрию Лужкову Пару лет назад один из начинающих российских бизнесменов прославился тем, что пообещал приобрести клочок земли в Рио-де-Жанейро и установить там памятник Остапу Бендеру. Имя преуспевающего предпринимателя, известного лишь в узких

Из книги Время Ч. автора Калитин Андрей

«Всегда с книгой» В Тифлисской духовной семинарии Лев Толстой и Иван Тургенев были запрещены. Но семинарист Сосо Джугашвили тайком перечитал всего Толстого и всего Тургенева, а также Салтыкова-Щедрина, Гоголя, Белинского, Писарева, Чернышевского. Ну и, конечно же, высоко

Из книги Речь без повода... или Колонки редактора автора Довлатов Сергей

Лубянка. Служебный вход Ни для кого не было секретом, что Отари Квантришвили входил в так называемый «общественный совет» ГУВД Москвы. Бывший уголовник, осужденный в 1966 году по непопулярной в криминальной среде статье «изнасилование», «ломщик чеков» у магазинов

Из книги Гибель Марины Цветаевой автора Кудрова Ирма

КР Я ВСЕГДА ГОРДИЛСЯ… Я всегда гордился своей аккуратностью. Хотя гордиться тут особенно нечем. Известно, что повышенная аккуратность - свойство заурядных натур.И все-таки я гордился. Гордился тем, что своевременно возвращаю долги. Тем, что редко опаздываю. Тем, что, как

Из книги Александр Солженицын: Гений первого плевка автора Бушин Владимир Сергеевич

ЛУБЯНКА 1Ранним воскресным утром 27 августа 1939 года Ариадна Эфрон в последний раз спускается с крыльца болшевского дома. Больше никогда она не увидит ни отца, ни мать, ни брата.«Уходит, не прощаясь! - читаем в дневниковой записи Марины Цветаевой. - Я - Что же ты, Аля, так ни

Из книги Литературная Газета 6399 (№ 1 2013) автора Литературная Газета

ВСЕГДА ВПЕРЕДИ! Руководящие и газетные коммунисты очень неравнодушны к Александру Исаевичу. Вспомните… Когда изгнанник пребывал еще в США, тов. Зюганов уверял нас, что он никакой не антисоветчик и не коммунофоб, это, мол, грешок молодости, а теперь он великий патриот, и

Из книги Публицистика автора Иванов Анатолий Степанович

Всё как всегда Всё как всегда А ВЫ СМОТРЕЛИ? [email protected] Была надежда, что после триумфа проекта "Голос" наше телевидение поймёт, по каким песням и голосам истосковался зритель, и начнёт наконец меняться. Оно и изменилось. В худшую сторону. Новогодние праздничные программы

Из книги Дача (июнь 2007) автора Русская жизнь журнал

ВСЕГДА В ПОХОДЕ Моя сознательная жизнь началась с газеты. Поэтому когда говорят о газетчиках, мне вспоминается всегда свежее осеннее утро в полях, размолотые в пыль колесами проселочные дороги, обочины которых присыпаны золотистой соломкой. Не взошло еще солнце, медлит

Из книги Русская война автора Дугин Александр Гельевич

Я всегда о ней думаю Протагонист Борька Моржов - долговязый очкарик лет тридцати, на первый взгляд лузер лузером. Служит методистом муниципального учреждения дополнительного образования (прежде такие МУДО звались домами пионеров), но шикует и филантропствует явно не на

Из книги Москва и москвичи. Избранные главы автора Гиляровский Владимир Алексеевич

Урок 2: Пусть всегда будут враги, пусть всегда будут друзья Карл Шмитт в книге «Понятие политического» высказал чрезвычайно важную мысль: «Народ существует политически только в том случае, если он образует независимую политическую общность и если он при этом

Из книги Политический эмигрант. Сборник статей и интервью автора Литвиненко Александр

Лубянка Вдевяностых годах прошлого столетия разбогатевшие страховые общества, у которых кассы ломились от денег, нашли выгодным обратить свои огромные капиталы в недвижимые собственности и стали скупать земли в Москве и строить на них доходные дома. И вот

Из книги автора

За карикатурами в датской газете стоит Лубянка Ведущие мировые телеканалы в течение нескольких суток, практически круглосуточно, крутят одну и ту же картинку - как разгневанные мусульмане разрушают и сжигают посольства Дании, той страны, одна из центральных газет

Москва. В центре Лубянской площади, где располагался памятник Феликсу Дзержинскому, демонтируют цветочную клумбу и замостят плиткой, сообщает в понедельник официальный сайт столичной мэрии.

Ранее планировалось, что в центре площади будет установлен фонтан, однако технологически это оказалось невозможным.

"К концу июня на Лубянской площади начнутся работы по благоустройству в рамках программы “Моя улица ” . В центре площади демонтируют цветочную клумбу, которая расположена на месте памятника Дзержинскому. Там появится пешеходный островок, его замостят плиткой. А осенью на площади высадят деревья" , - говорится в сообщении.

В настоящее время на Лубянской площади начались дорожные работы. На небольшом участке дороги напротив здания Центрального детского магазина на Лубянке будут обустраивать рефюжи для установки новых светофоров. Рефюжи, или так называемые островки безопасности, располагаются посреди проезжей части. Работы по их обустройству приведут к временному перекрытию одной полосы движения в сторону Новой площади. Для строительства огородят участок длиной 400 метров.

Остальные полосы будут доступны для автомобилистов. Дорожные работы планируют завершить к 10 июня. После этого движение на перекрытом участке будет восстановлено.

“Музейного парка ” , его главным объектом станет Зеленый амфитеатр, где будут проходить лекции и концерты. Пешеходная зона “Музейного парка ” шириной 9 метров откроется на месте нижнего (подвального) яруса Политехнического музея. Уличная галерея будет на четыре метра ниже тротуара, а спуститься в нее можно будет по широкой лестнице со стороны сквера у Соловецкого камня. Пройти в Ильинский сквер пешеходы смогут через подземный переход. От тротуара и проезжей части “Музейный парк ” будет отделен озелененной многоярусной подпорной стенкой шириной около 4 метров. Экскурсионные автобусы и другой транспорт будут подъезжать к “Музейному парку ” со стороны Лубянского проезда.

Новая пешеходная зона объединит уже существующие маршруты в центре Москвы - Никольскую улицу, Мясницкую, Маросейку, Покровку, а также строящийся парк “Зарядье ” .

/ Понедельник, 22 мая 2017 года /

темы: Моя Улица

. . . . . Там появится пешеходный островок. Его замостят плиткой. . . . . .
В 2017 году в городскую программу “Моя улица ” вошло более 80 городских территорий. Работы уже идут на части улиц, в том числе на соседней с Лубянской Новой площади.
Рядом с Политехническим музеем также идет создание “Музейного парка ” . Главным его объектом станет Зеленый амфитеатр. Там будут проходить лекции и концерты. . . . . .



. . . . .

Памятник Дзержинскому на Лубянке демонтировали в 1991 году, сразу после провала августовского путча. После этого монумент, созданный по проекту скульптора Евгения Вучетича и архитектора Григория Захарова, перенесли в парк “Музеон ” . В сквере у Политехнического музея на Лубянке сейчас находится Соловецкий камень - памятник жертвам политических репрессий в СССР.

Между тем лидер КПРФ Геннадий Зюганов заявил в январе этого года, что начинают “вызревать ” условия для возвращения памятника Железному Феликсу на Лубянку. "Вообще-то памятник давно надо восстанавливать Дзержинскому. Памятник держал площадь и великолепно был исполнен. В принципе все понимают, что его возвращать надо на это место. Мне кажется обстановка начинает вызревать, давайте активнее вести эту работу снизу" , - сказал Зюганов 17 января на заседании фракции.

Со своей стороны в российском историко-просветительском и правозащитном обществе “Мемориал ” ранее подчеркивали, что Дзержинский был "одним из проводников политики революционного насилия, жестоких и внесудебных способов подавления политических оппонентов" , и, как отмечал глава “Мемориала ” , историк и правозащитник Арсений Рогинский, "властям совершенно не нужно это постоянное яблоко раздора" .

. . . . .


. . . . .


Дорожные работы проводятся без закрытия движения транспорта.

Строители приступили к сооружению островков безопасности для установки новых светофоров. . . . . . Главным его объектом станет Зеленый амфитеатр, в котором будут проходить лекции и концерты. . . . . .


Дорожные работы начались на небольшом участке напротив здания Центрального детского магазина на Лубянке. Там проходит установка рефюжей ("островки безопасности" на которых стоят светофоры). .

. . . . .


Участок дороги на Лубянской площади огородили для обустройства островков безопасности (рефюжи)

Как сообщили в столичной мэрии, на время строительных работ перекроют одну полосу движения по направлению в сторону Новой площади. Ремонт будет вестись на участке длиной 400 метров..

В ходе работ будет демонтирована цветочная клумба, которая сейчас располагается на месте памятника Феликсу Дзержинскому, а на ее месте появится пешеходный островок, который замостят плиткой. Как сообщает портал столичной мэрии, осенью на площади также планируется высадить деревья.
Первоначально московские власти собирались установить в центре Лубянской площади фонтан, однако затея оказалась технически невыполнимой . "Специалисты доказывают, что мы не можем разместить там фонтан" , - заявил в конце марта заммэра города Петр Бирюков. Директор конструкторского бюро “Стрелка ” Александра Сытникова, в свою очередь, отметила, что на площади предусмотрено "довольно сложное" художественное мощение, там появятся новые фонари, деревья и газоны.
Отметим, что летом 2015 года КПРФ собрала более 150 тысяч подписей за проведение референдума о возвращении памятника Дзержинскому на Лубянку. В ответ на это “Единая Россия ” начала продвигать идею с установкой на Лубянской площади дореволюционного фонтана и даже устроила голосование по соответствующему проекту на специально созданном сайте. Возвращение памятника же в Мосгордуме назвали невозможным в связи с планировкой и застройкой района, а также из-за опасности очередного раскола общества.
. . . . .


й кабинет. Но он занял.

фото советских времён с памятником Джержинскому

И 15 лет оттуда руководил. Чтобы потом еще два года до самой своей кончины руководить всей страной.

Дорога к храму

Говорят, Андропов искренне верил в «хорошую советскую власть». И считал простым невезением, что до него из Большого Лубянского Дома ее совершенствованием занимались не те люди. Да только уж какое «невезение», если за период с 1918 по 1991 год из 20 начальников «конторы» 14 ушли с «потерей лица», а пятеро (Ягода, Ежов, Берия, Меркулов и Абакумов) были самой же советской властью объявлены преступниками и расстреляны?
Нет! Неким исключением явился он сам. А все остальное стало закономерностью. Что на закате жизни Андропов, похоже, и сам осознавал. Потому что в обнаруженных уже после смерти стихах написал: «Бывают всякие напасти. Да, люди часто рвутся к власти. Но и иная есть напасть, что люди сами портят власть». Оказывается, и эта «дорога не вела к Храму».
А Храм между тем на Большой Лубянке есть. В самом ее конце. Как раз напротив дома № 26, в окна которого его купола заглядывали еще в дни рождения будущего генсека. Они и ныне поглядывают на нас из-за белой стены недавно восстановленного Сретенского монастыря. И нет сегодня на этой улице лучшего места, где можно было бы перевести дух. Хотя, конечно, кто-то предпочтет респектабельное кафе по соседству. Тем более что и название у него соответствующее — «Скромное обаяние буржуазии».

Сретенский монастырь

Дом № 5 по Большой Лубянке и памятник Воровскому

№ 24/15 — доходный дом и городская усадьба архитектора В. И. Чагина, 1902—1907 г. Перестроена из особняка Ф. Э. Сиверса (1892, арх. И. Г. Кондратенко)

25 июля 1662 года Лубянская площадь стала эпицентром Медного бунта. Лубянка помнит немало разных событий. Здесь ополчение К. Минина и Д. Пожарского сражалось с интервентами, выбивая их из Китай-города. По этой площади в 1905 году прошла 200-тысячная процессия рабочих за гробом Н. Э. Баумана. В 1912 году через площадь шла демонстрация протеста против Ленского расстрела.
В XVIII веке Лубянка становится одним из аристократических районов города: там проживал ряд именитых московских фамилий — Голицыны, Волконские, Долгорукие, Хованские, Дадиани… Но от своей жуткой судьбы площади было никуда не деться: тут же находился двор знаменитой своей жестокостью к крепостным крестьянам дворянки Салтыковой, вошедшей в историю под именем Салтычихи.

Мучительница и душегубица Салтычиха.

Дарья Салтыкова в молодости. В Париже ее портрет писал Франсуа Друэ

В отличие от своих ровесников на других столичных улицах, дом на Лубянке не может похвастать обилием владельцев. За всю свою столетнюю историю он имел лишь двух хозяев: страховое общество «Россия» и центральный аппарат отечественной спецслужбы.

К концу века рядом с представителями русской аристократии на Лубянке начинают в изобилии селиться иностранцы. Особенно многочисленной в этом районе становится колония французов, что оставило свой след и в современной московской топонимике. Переулок между Большой Лубянкой и Мясницкой улицей до сих пор именуется Фуркасовским — в честь французского мастера по изготовлению париков Фуркасье. Тогда же на денежные пожертвования французов на улице Малая Лубянка была возведена католическая церковь Святого Людовика, сохранившаяся до наших дней.

В 1835 году посреди Лубянской площади появляется фонтан работы молодого скульптора Витали. Четыре фигурки мальчиков, олицетворявших собой четыре океана, поддерживали большую чашу из красного полированного гранита. Фонтан сразу стал излюбленным местом московских извозчиков-водовозов, наполнявших здесь свои бочки. Мальчики простояли на площади почти сто лет и в 1932 году в связи с прокладкой трамвайных путей были перенесены к зданию президиума Академии наук (Ленинский проспект, 14).
На Лубянской площади размещался своеобразный рынок, так называемый «извозчичий торг». Здесь продавались овощи, фрукты, различная живность, зимой можно было с возов приобрести мороженую рыбу. Историки пишут, что еще при крепостном праве на месте нынешней Лубянской площади размещался балаган со зверинцем.

Еще в начале XVIII века на Лубянской площади, в том самом месте, где располагается нынче здание ФСБ, были каменный дом и большой двор менгрельских князей Дадиани. Сразу после войны 1812 года этот участок земли с постройками покупает кригсшталмейстер Федор Семенович Мосолов. По наследству участок переходит к дочерям, а с 1857 года становится собственностью тамбовского помещика, отставного поручика Семена Николаевича Мосолова. Сам он в Москве практически не жил и поэтому сдавал дом внаем.
В 1880 году дом переходит в собственность сына Мосолова — титулярного советника, известного в то время гравера и художника Николая Семеновича Мосолова. Под свою квартиру он занял второй этаж трехэтажного здания. На третьем этаже находились меблированные комнаты, где жили не очень богатые люди: актеры, писатели, доктора и т.д. На нижнем этаже размешалась «Фотография Мебуса» и правление Варшавского страхового общества.
К концу ХIХ века Большая Лубянка превращается в улицу страховых кампаний. На сравнительно небольшом ее протяжении расположилось целых 15 офисов. Поэтому не случайно, что именно на Лубянку обратило свой взор одно из крупнейших страховых обществ того времени под звучным названием «Россия». Правление общества, основанного в 1881 году, находилось в Санкт-Петербурге.

12 апреля 1894 года была заключена купчая, согласно которой Мосолов уступал Обществу за 475 тысяч рублей серебром свое владение общей площадью 1110 квадратных саженей со всеми постройками. Заинтересованное в быстром возвращении вложенных средств, общество «Россия» обращается к московским властям с просьбой о дозволении сломать все находившиеся на участке строения, а на их месте построить новое каменное четырех- или пятиэтажное здание с большим количеством квартир, которое планировалось использовать как доходный дом. Городские власти не возражали. На проектирование был объявлен открытый конкурс, в результате которого лучшим был признан проект архитектора Н.М.Проскурнина. Однако его пришлось подправить: «Россия» прикупила еще один участок земли. Речь идет об угловом владении 2, расположенном по другую сторону Малой Лубянки и выходящем также на Лубянскую площадь. В связи с этим возникла идея возведения на этих соседних участках, разделенных Малой Лубянкой, сразу двух зданий, объединенных в одно. Работы были поручены опытному архитектору Александру Васильевичу Иванову, автору проекта здания гостиницы «Националь». Вместе с Проскурниным он и разработал проект знаменитого ныне Лубянского дома.
Строительство доходного дома на бывшем участке Мосолова началось в 1897 году и закончилось в 1900-м. Первый этаж большого доходного дома был полностью отдан в аренду — под торговлю. Здесь находились магазины — книжный (Наумова), швейных машин (Попова), кроватей (Ярнушкевича), пивная лавка Васильевой и Воронина и другие. На третьем-пятом этажах располагались два десятка квартир, по 4-9 комнат каждая. Постоялец такой квартиры платил до 4 тысяч рублей арендной платы ежегодно — прочие квартиры в Москве стоили вдвое, а то и втрое меньше… В целом со всего дома общество «Россия» имело свыше 160 тысяч рублей годового дохода.

Фото 1900-х гг.

Фото конца 1890-х гг.

Раскрашенная открытка-фото 1910-х гг.

После переезда в марте 1918 года Советского правительства из Петрограда в Москву в доме 11 по Большой Лубянке расположился офис Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). Возглавлял комиссию верный соратник Владимира Ленина — Феликс Дзержинский, заработавший за свою преданность Ульянову-Ленину и принципам победившей революции прозвище «железный Феликс».
Что касается дома 2, его просторные апартаменты чекисты облюбовали чуть позже. В соответствии с декретом Совнаркома в декабре 1918 года были ликвидированы все частные страховые общества, в том числе и «Россия», а их имущество и недвижимость, само собой, национализированы. Первоначально в мае 1919 года здание на Лубянской площади было передано в ведение Московского совета профсоюзов. Но профсоюзам оно не приглянулось, и всего несколько дней спустя дом N2 стал пристанищем НКВД РСФСР, которое в течение двух месяцев со скандалом выселило из него прежних квартиросъемщиков.
В сентябре 1919 года часть дома заняли первые представители новой советской спецслужбы в лице Особого отдела Московской ЧК. А через несколько месяцев в этих стенах обосновался Центральный аппарат ВЧК.

К концу 20-х годов задачи ведомства на Лубянке существенно расширяются, растет и штат. В результате, в стенах дома на Лубянской площади чекистам становится явно тесно. Поэтому на рубеже 20-30-х годов здание бывшего доходного дома страхового общества «Россия» серьезно реконструируется. Прямо за ним, со стороны Фуркасовского переулка, в 1932-1933 годах по проекту архитекторов Лангмана и Безрукова было построено новое здание, выполненное в стиле конструктивизма. Своим главным фасадом новый дом для чекистов выходил на Фуркасовский, а два его боковых фасада с закругленными углами смотрели на Большую и Малую Лубянку. Новая постройка, имеющая в плане форму буквы «Ш», то есть как бы говорящая «Ша!» всем сюда попавшим, составила единое целое со старым зданием, выходящим фасадом на Лубянскую площадь.
Одновременно была существенно реконструирована и Внутренняя тюрьма, которая находилась во внутреннем дворе дома 2 и функционировала еще с 1920 года. По новому проекту к ней надстроили еще четыре этажа: людей стало совершенно некуда девать. Проблему прогулки заключенных архитектор Лангман решил оригинальным способом, устроив шесть прогулочных дворов с высокими стенами прямо на крыше здания. Узников поднимали сюда на специальных лифтах или вели лестничными маршами.
После смерти Дзержинского в 1926 году площадь была переименована в площадь Дзержинского. В 1928-1931 гг. архитектор Фомин выстроил в начале Малой Лубянки огромное здание, выдержанное, по определению архитектора, в стиле «пролетарского классицизма».

Э.Лилье. Толкучий рынок в Москве. Литография. 1855 г.

С приходом в дом на Лубянке нового наркома Лаврентия Берии начинается очередной этап его реконструкции. Приступить к этой работе было поручено одному из самых маститых архитекторов той поры — строителю ленинского Мавзолея Щусеву. У зодчего возникла идея объединить в единое целое два здания, выходящих на Лубянскую площадь и разделенных улицей Малая Лубянка: дом 2, построенный в 1900 году по проекту А.В.Иванова, и дом 1, возведенный по проекту Н.М.Проскурнина. Проектирование нового здания, которое должно было расширить старое, началось в 1939 году. Уже в январе 1940 года эскиз окончательного варианта дома был утвержден Берией, и Щусев получил официальное разрешение на строительство. Работу прервала война.
В 1958 году на площади (тогда еще носившей имя «железного Феликса») был установлен памятник Ф. Дзержинскому, сработанный скульптором Вучетичем. Этот памятник простоял до 1991 года, когда его сняли при большом скоплении народа. Площади было возвращено старое название — Лубянская.
Естественно, главной «достопримечательностью» Лубянки является здание ФСБ. Организация много раз меняла свое название, но это здание обросло множеством страшилок и легенд. Иностранные туристы увлеченно слушают рассказы гида о замученных в застенках тысячах людей, а россияне по привычке с опаской поглядывают на серую громадину.
В конце 70-х — начале 80-х годов, на закате «эры Андропова», окончательно оформляется архитектурный ансамбль Лубянской площади. В 979-1982 годах на левом углу Большой Лубянки (ул. Дзержинского) и Кузнецкого моста группой архитекторов под руководством Палуя и Макаревича было построено новое монументальное здание КГБ СССР, куда переехало руководство ведомства. А на правом углу Мясницкой улицы (ул. Кирова) в 1985-1987 годах по проекту тех же зодчих выросло помещение Вычислительного центра КГБ СССР.
..........................

И ещё немножко фото -

Соловецкий камень

Москва. Политехнический музей - II пол. XIX в..
(Новая площадь, 3/4) — один из старейших научно-технических музеев мира, расположен в Москве на Новой площади. Музей создан на основе фондов Политехнической выставки 1872 года по инициативе Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при активном участии его членов, профессоров Московского университета Г. Е. Щуровского, А. П. Богданова и др.
Строительство музея стало возможным также благодаря выделению Московской городской Думой в 1871 году 500 тыс. рублей и передаче необходимого земельного участка на Лубянской площади. Во временном здании на ул. Пречистенке открытие музея состоялось в 1872 году.
В 1877 году по проекту архитектора И. А. Монигетти была закончена центральная часть здания музея. Южное крыло Политехнического музея с Лубянско-Ильинскими торговыми помещениями возведена по проекту архитектора Н. А. Шохина в 1883 году (строительством руководил архитектор А. Е. Вебер, при участии архитектора И. П. Машкова), а в 1896 году закончено правое крыло музея. Северный корпус построен в 1903—1907 годах архитектором В. И. Ерамишанцевым совместно с В. В. Воейковым. Всего же строительство здания продолжалось 30 лет.
Сегодня Политехнический музей — крупнейший технический музей России, хранит свыше 160 тыс. музейных предметов, около 150 музейных коллекций по различным областям техники и научных знаний. Экспозиции музея рассказывают об истории техники и её творцах, поясняют принципы действия различных технических устройств. В комплекс Политехнического музея входит Политехническая библиотека (более 3 миллионов книг и печатных изданий).

Поделиться