Интегрированное логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с ТНР « День рождения звука. Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе с онр

Конспекты логопедических занятий по лексическим темам.(подгот.группа)

ТЕМА: «ОВОЩИ».


Задачи: образовывать множественное число существительных;
ласкательными суффиксами;

и ритмом речи;

Оборудование: картинки с изображением овощей, мяч, материал для игры «Где чья тень?»
Ход занятия:
1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика «КАПУСТА»
Логопед. Отгадайте загадку:
Она растет у вас на грядке, Одета в шумные шелка. Мы для нее готовим кадки И крупной соли полмешка.
Дети. Капуста!
Логопед. Давайте заготовим капусту на зиму.

Тук! Тук! Тук! Тук!
Раздается в доме стук.
Мы капусту нарубили,
Перетерли,
Посолили
И набили плотно в кадку.
Все теперь у нас в порядке. (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)

(Хватательные движения обеими руками.)
(Указательный и средний пальцы трутся о большой.)
(Удары обеими руками по столу.)
(Отряхивают руки.)
2. Введение в тему. (картинки с изображением овощей)
Какие ещё овощи вы знаете?
Где растут овощи? (на земле, под землёй)
Как собирают овощи, которые растут на земле. на кусте?(срывают, срезают)
Как собирают овощи, которые растут под землёй?(выкапывают, 3. выдёргивают)
3. Игра «Подбери признак»

Помидор- помидорчик морковь-морковочка
Огурец- огурчик тыква- тыковка
Лук- лучок свёкла- свёколка
Чеснок- чесночок капуста- капустка
Горох- горошек картошка- картошечка
5. Игра «Один- много»
Помидор- помидоры
Огурец- огурцы
Тыква- тыквы
Кабачок- кабачки
Баклажан- баклажаны



3раза.)

7. Игра «Назови сок, салат».
Сок из моркови- морковный
Сок из капусты- капустный
Сок из свёклы- свёкольный
Салат из огурцов- огуречный
Суп из гороха- гороховый
8. Игра «Где чья тень?»(найти тени овощей)


Игра «Подскажи словечко».
Где зимою было пусто летом выросла…капуста.
Из земли за чуб плутовку, тянем сочную…морковку.

ТЕМА: «ОВОЩИ».


Задачи: -учить изменять существительные по падежам;
- учить согласовывать существительные с прилагательными;
- учить составлять простые предложения;
-развитие внимания, памяти, мышления.
рассказа, мяч.
Ход занятия:
(картинки с изображением овощей)
Прежде чем его мы съели, все наплакаться успели.(лук)

Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок.
В рос в землю крепко. Кто же это? (репка)

Как надела сто рубах, заскрипела на зубах.(капуста)

Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая.(морковь)

Летом в огороде, свежие, зеленые, а зимою в банках – вкусные,
солёные.(огурцы)

Как на нашей грядке выросли загадки-
Сочные да крупные вот такие круглые.
Летом зеленеют, к осени краснеют.(помидоры)
2. Игра «Чего не стало»
Назовите всё это (картинки с изобр. овощей) одним словом. (Овощи)
глаза. Чего не стало?)
3. Игра «Подбери признак»
Морковь (свёкла, репа, капуста) - (какая?) – вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….
Лук (огурец, помидор, чеснок, кабачок)- (какой?) – вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький….
4. Составление простого предложения (с опорой на картинку).
Например: «У меня зеленый огурец» и т.п.
5. Игра «Назови сок, салат».
Сок из моркови- морковный
Сок из капусты- капустный
Сок из свёклы- свёкольный
Салат из огурцов- огуречный
Салат из картофеля- картофельный
Суп из гороха- гороховый
Икра из кабачков- кабачковая
6. Физкультминутка «Урожай».
В огород пойдем, урожай соберем. (маршируют)
Мы морковки натаскаем («Таскают»)
И картошки накопаем. («Копают»)
Срежем мы кочан капусты, («Срезают»)
Круглый, сочный, очень вкусный, (Показывают круг руками-
3раза.)
Щавеля нарвем немножко («Рвут»)
И вернёмся по дорожке. (маршируют)

7. Составление рассказа по плану:
-что это?
-какого цвета?
-где растет?
-какой на вкус?
-какой формы?
Например: «Это огурец. Он зелёный, растет на земле. Огурец сочный, вкусный, хрустящий. Он овальный. Из огурцов можно приготовить огуречный салат.»
Анализ рассказов.
8. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Игра «Четвертый лишний».
Капуста, морковь, яблоко, чеснок.
Огуречный, апельсиновый,морковный,тыквенный.

ТЕМА: «ФРУКТЫ».

Цель:- расширение и активизация словаря.
Задачи: -образовывать множественное число существительных;
-учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;
- учить согласовывать существительные с числительными;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать координацию речи с движением, работать над темпом
и ритмом речи;
- развивать мелкую моторику;
- формировать зрительно-предметный гнозис.

Оборудование: картинки с изображением фруктов, мяч.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика «КОМПОТ».


начиная с большего.)
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Угостим честной народ.

2. Введение в тему. (Картинки с изображением фруктов).
Назовите всё это (картинки с изобр. фруктов) одним словом (фрукты).
Какие ещё фрукты вы знаете?
Где растут фрукты? (на деревьях, на кустарниках; в жарких странах, в нашей местности; в садах).
3. Игра «Подбери признак»
Груша (слива) - (какая?) – вкусная, полезная, мягкая, зелёная, овальная, сладкая, сочная, крупная, мелкая….
Банан (лимон, персик, апельсин)- (какой?) – вкусный, кислый, жёлтый, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий,….
Яблоко (какое?)- сочное, сладкое, спелое, твёрдое,….
4. Игра «Большой- маленький»
Яблоко – яблочко лимон – лимончик
Апельсин – апельсинчик банан – бананчик
Абрикос – абрикосик мандарин – мандаринчик
Слива – сливочка(сливка) груша – грушка

5. Игра «Один- много»
Яблоко – яблоки лимон – лимоны
Апельсин – апельсины банан – бананы
Абрикос – абрикосы мандарин – мандарины
Слива – сливы груша – груши
Персик – персики фрукт - фрукты


На носочки я встаю,
Яблочко я достаю,
С яблочком бегу домой,
Мамочке подарок мой.

7. Игра «Посчитай фрукты».
Один лимон, два лимона,…пять лимонов (апельсин, банан, персик,
абрикос).
Одна груша, две груши,…пять груш (слива).
Одно яблоко, два яблока,…пять яблок.
8. Игра «Догадайся что я хочу сок или варенье.»
Я хочу яблочный….
Я хочу яблочное….
Я хочу грушевый….
Я хочу грушевое….
Я хочу абрикосовое….
Я хочу абрикосовый….
Я хочу апельсиновый….
Я хочу персиковое….
Я хочу сливовое….
Я хочу банановый….
9. Игра «Что приготовим?».
Из лимона – лимонный сок;
Из банана – банановое пюре;
Из яблока – яблочное повидло;
Из груши – грушевый компот (апельсин, персик, слива).
Из фруктов – фруктовый салат.
Чего больше яблок или помидор?

ТЕМА: «ФРУКТЫ».

Цель: - развитие связной речи.
Задачи: -усвоить категории родительного и дательного падежей;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- учить составлять рассказ-описание(по схеме);
Оборудование: картинки с изображением овощей, схема для составления
рассказа, мяч.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Отгадывание загадок. (картинки с изображением
фруктов)
Очень любят обезьяны кушать спелые …(бананы)

Круглое, румяное, я расту на ветке,
Любят меня взрослые и маленькие детки. (яблоко)

Спелый, сочный, ароматный я на яблоко похож.
Если по полам разрежешь, внутри ты косточку найдешь.(персик)

На сучках висят шары, посинели от жары.(слива)

У нас «фамилия» одна: цитрусовых мы семья.
Я апельсина младший брат, я витаминами богат. (мандарин)

2. Игра «Чего не стало»
Назовите всё это (картинки с изобр. фруктов) одним словом. (фрукты)
(Дети закрывают глаза, одну из картинок закрывают. Дети открывают
глаза. Чего не стало?)

3. Игра «Угадай про какой фрукт я говорю»
Вкусная, полезная, мягкая, зелёная, сладкая, сочная аппетитная.(груша)
Кислый, жёлтый, овальный, полезный, сочный.(лимон)
Сочное, сладкое, спелое, твёрдое, красное. (яблоко)
Вкусный, жёлтый, мягкий, длинный.(банан)
Вкусная, полезная, мягкая, синяя, овальная, сладкая, сочная, мелкая.(слива)
Вкусный, оранжевый, круглый, полезный, сочный, крупный.(апельсин)

4. Игра «Угостим зверюшек».
Дети по очереди угощают зверюшек фруктами.«Я дам яблоко мишке» (зайке, слоненку,….).

5. Игра «Что приготовим?»(по картинкам)
Дети по очереди говорят, что приготовят.
«Я приготовлю яблочный сок. Я приготовлю яблочное варенье.
Я приготовлю грушевый компот. Я приготовлю грушевое варенье.
Я приготовлю абрикосовое варенье. Я приготовлю абрикосовый сок.
Я приготовлю апельсиновый сок. Я приготовлю персиковое варенье.
Я приготовлю сливовое варенье. Я приготовлю банановый сок».
6. Физкультминутка.(импровизация движений в такт стихотворения)
На носочки я встаю,
Яблочко я достаю,
С яблочком бегу домой,
Мамочке подарок мой.
7. Пальчиковая гимнастика «КОМПОТ».
Будем мы варить компот, (левую ладошку держат
Фруктов нужно много. Вот: «ковшиком», указательным
пальцем правой руки «мешают».)
Будем яблоки крошить, (загибают пальцы по одному
начиная с большего.)
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот. (Опять «варят» и «мешают».)
Угостим честной народ.

8. Составление рассказа по плану:
-что это?
-какого цвета?
-где растет?
-какой на вкус?
-какой формы?
-что из него можно приготовить?
Например: «Это лимон. Он желтый. Лимон растет на дереве. Он кислый, овальный. Лимон полезный. Его кладут в чай. Из лимона можно приготовить лимонный сок».
Анализ рассказов.
9. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Игра «Четвертый лишний».
Яблоко, помидор, лимон, банан.
Слива, груша, персик, огурец.
Груша, банан, лимон, яблоко.

ТЕМА: «ЛЕС. ГРИБЫ. ЯГОДЫ».

Цель:- расширение и активизация словаря.

ласкательными суффиксами;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- закрепление понимания и практическое употребление в речи
предлогов;
- закрепление в речи глаголов: «искать», «срывать», «собирать»

Ход занятия:
1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика.
начиная с большего.)

большого.)
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
2. Введение в тему. Игра «Прогулка в лес». (Картинка с изобр. леса.)
Лес- это большой дом, где живут разные растения, животные и птицы.
Собираемся в лес. «Кого ты увидишь в лесу?» или «Что ты увидишь в лесу?»
Дети отвечают: «Я увижу деревья. Я увижу кусты. Я увижу цветы. Я увижу зверей. Я увижу птиц. Я увижу грибы. Я увижу ягоды».
Называем грибы (по картинкам)- белый гриб, подберезовик, сыроежка, опенок, лисички, подосиновик – съедобные грибы; мухомор, бледная поганка- ядовитые грибы.
Называем лесные ягоды (по картинкам)- брусника, малина, черника, клюква, голубика, ежевика, земляника.
3. Игра «Большой- маленький»

Лист- листочек птица- птичка
Цветок- цветочек ветка- веточка.
4. Игра «Один- много»
Гриб- грибы ягода- ягоды
Дерево- деревья куст- кусты
Лист- листья птица- птицы
Цветок- цветы ветка- ветки
Сук- сучья ствол- стволы.

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,


6. Игра «Что приготовим?».
Из грибов- грибной суп
Из малины- малиновое варенье
Из черники- черничное варенье
Из земляники- земляничное варенье
Из клюквы- клюквенное варенье
Из брусники- брусничное варенье
7. Игра «Что это?»(закончить предложение и повторить его полностью).
Береза, осина, дуб – это…(деревья).
Орешник, шиповник, сирень – это…(кусты).
Ромашка, василек, незабудка – это…(цветы).
Опенок, сыроежка, мухомор – это…(грибы).
Комар, кузнечик, жук – это…(насекомые).
Кукушка, сова, орел – это…(птицы).
Заяц, лиса, волк – это…(дикие животные).
8. Игра «Мозаика» (из 6 треугольников выложить гриб).
9. Игра «Кто, где, откуда» (ответы на вопросы по картинке).
Где гусеница? И т.п.

10. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Ответить на вопрос.
На поляне у дубка крот увидел два грибка,
А подальше, у осин, он нашел ещё один.
Кто ответить мне готов, сколько крот нашел грибков?

ТЕМА: «ЛЕС. ГРИБЫ. ЯГОДЫ».

Цель: - развитие связной речи.
Задачи: - учить образовывать существительные род. падежа;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- закрепление в речи глаголов: «искать», «срывать», «собирать»;
- обучение пересказу;
- развивать мелкую моторику, слуховое внимание, мышление.

Оборудование: картинки с изображением леса, грибов, ягод, мяч.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Игра «Подскажи словечко».
Возле леса на опушке, украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый… (мухомор).

Посмотрите-ка, ребята, тут – лисички, там – опята,
Ну а это, на полянке, ядовитые… (поганки).

Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных, издали заметных.
Собирай не мешкай, это… (сыроежки).
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук «здороваются»,
начиная с большего.)
В лес идем мы погулять. (обе руки «идут» указательными и
средними пальцами по столу.)
За черникой, за малиной, (Загибают пальчики, начиная с
большого.)
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем. (обе руки «идут» указательными и
средними пальцами по столу.)
2. Игра «Чего в лесу много?» (составление предложений)
Например: «В лесу много грибов. В лесу растут грибы».
Гриб- грибы - много грибов ягода- ягоды –много ягод
Дерево- деревья - много деревьев куст- кусты – много кустов
Лист- листья- много листьев опенок - опята – много опят
Цветок- цветы- много цветов ветка- ветки – много веток.
3. Игра «Что приготовим?» (по картинкам)
Я приготовлю из грибов грибной суп.
Я сварю из малины малиновое варенье.
Я сварю из черники черничное варенье.
Я сварю из земляники земляничное варенье.
Я сделаю из клюквы клюквенный морс.
Я сварю из брусники брусничное варенье. И т.п.

4. Физкультминутка. «ЗА ГРИБАМИ»

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил. (Дети идут в хороводе.)

(Скачут вприсядку, срывают вообра¬жаемые грибы.)

(Бегут, собирают воображаемые гри¬бы.)

(Скачут стоя, «срывают» грибы.)

(Идут вразвалку, в конце строки то¬пают правой ногой.)

5. Обучение пересказу. Я.Тайц «По грибы».
Бабушка с Надей собрались в лес по грибы. Дедушка дал им по лукошку и сказал:
- Ну–ка, кто больше наберет!
Вот они шли-шли, собирали-собирали, пошли домой. У бабушки полное лукошко, а у Нади-половинка. Надя сказала:
- Бабушка, давай меняться лукошками!
- Давай!
Вот они пришли домой. Дедушка посмотрел и говорит:
- Ай да Надя! Гляди-ка, больше бабушки набрала!
Тут Надя покраснела и сказала самым тихим голосом:
- Это вовсе не мое лукошко… это вовсе бабушкино.
В: Почему Надя покраснела и ответила дедушке тихим голосом?
- Куда пошли Надя с бабушкой?
- Зачем они пошли в лес?
- Что сказал дедушка, провожая их в лес?
- Что они делали в лесу?
- Сколько набрала Надя и сколько набрала бабушка?
- Что сказала Надя бабушке, когда они пошли домой?
- Что сказал дедушка, когда они вернулись?
- Что сказала Надя?
Повторное чтение.
Пересказы детей.
Анализ рассказов.
6. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Ответить на вопрос.
Только я в кусты зашла – подосиновик нашла,
Две лисички, боровик и зеленый моховик.
Сколько я нашла грибов? У кого ответ готов?

Цель:- расширение и активизация словаря.
Задачи: - образовывать множественное число существительных;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- подбирать прилагательные к существительному;
- согласование существительных с числительными;
- развивать мелкую моторику, слуховое внимание, мышление.
Оборудование: картинки с изображением осени, листьев мяч.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика. «ОСЕНЬ»

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.

2. Введение в тему.
Какое сейчас время года? (осень)
Назовите осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Назовите признаки осени? (дождь, листопад, холод, ветер, овощи, фрукты, грибы).
3. Игра «Большой - маленький»
В гости пришел гномик. Он из сказочной страны. В стране гнома все маленькое, поэтому и говорят они про все ласково. И мы будем говорить ласково.
Гриб- грибок, грибочек ягода- ягодка
Дерево- деревце куст- кустик
Лист- листочек солнце- солнышко
Цветок- цветочек ветка- веточка
Лес- лесочек трава- травка
Дождь- дождик ветер- ветерок
Туча- тучка
4. Игра «Один - много»
Гриб - грибы ягода - ягоды
Дерево - деревья куст - кусты
Лист - листья лужа - лужи
Дождь - дожди ветка - ветки
Сук- сучья туча - тучи.
5. Физкультминутка. «ЗА ГРИБАМИ»

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил. (Дети идут в хороводе.)

(Скачут вприсядку, срывают вообра¬жаемые грибы.)

(Бегут, собирают воображаемые гри¬бы.)

(Скачут стоя, «срывают» грибы.)

(Идут вразвалку, в конце строки то¬пают правой ногой.)
5. Игра «Наоборот»

6. Игра «Подбери признак».
Осень (какая?) – ранняя, поздняя, золотая, дождливая, солнечная, урожайная, холодная,…
Листья (какие?) – желтые, красные, разноцветные, сухие,…
7. Игра «Назови лист» (по картинкам).
Березовый, дубовый, рябиновый, липовый, кленовый, осиновый,…
8. Игра «1, 2, 5»
Один дуб, два дуба, пять дубов;
(клен, тополь, лист)
Одна липа, две липы, пять лип;
(сосна, калина, осина)
9. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Игра «Четвертый лишний».
Береза, осина, сирень, дуб.
Шиповник, орешник, сирень, липа.

ТЕМА: «ОСЕНЬ. ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ».

Цель: - развитие связной речи.
Задачи: - учить распространять предложения прилагательными;
- учить составлять рассказ по картине с опорой на схему.
- учить образовывать существительные род. падежа;
- учить подбирать слова- антонимы;
- развивать мелкую моторику, внимание, мышление.
Оборудование: картина с изображением осени, фланелеграф, картинки для фланелеграфа, опорные картинки.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Отгадывание загадок.
Когда это бывает? (Осенью)
Шумит он в поле и в лесу, а в дом не попадет.
И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)
Падают с ветки золотые монетки. (Листья)

2. Игра «Чего не стало?»
(картина на фланелеграфе).

3. Игра «Что изменилось?»
(картина на фланелеграфе).

4. Игра «Наоборот»
Дерево высокое – низкое лист широкий – узкий
Ствол толстый – тонкий деревья мокрые - сухие
Дорожка грязная – чистая день осенью короткий – летом длинный

5. Распространение предложений прилагательными.
Наступила осень. Наступила холодная, дождливая, поздняя осень.
Идет дождь. Идет холодный, мелкий, моросящий, дождь.
Дует ветер. Дует сильный, холодный ветер.

6. Физкультминутка. «ЗА ГРИБАМИ»

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил.
(Дети идут в хороводе.)

(Скачут вприсядку, срывают вообра¬жаемые грибы.)

(Бегут, собирают воображаемые гри¬бы.)

(Скачут стоя, «срывают» грибы.)

(Идут вразвалку, в конце строки то¬пают правой ногой.)
8. Пальчиковая гимнастика. «ОСЕНЬ»

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Н. Нищева (Плавные, волнообразные движения ладонями.)

(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
(Спокойно укладывают ладони на стол.)

9. Составление рассказа по картине с опорой на схему.
Наступила холодная осень. Небо осенью серое, хмурое, часто идет мелкий дождь. Дует холодный ветер. Листья желтеют и опадают на землю. Трава сохнет и чернеет. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Мне нравится осень потому, что осенью красивые деревья.

10. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.

ТЕМА: «ИГРУШКИ».


Задачи: - образовывать множественное число существительных;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;
- учить подбирать прилагательные к существительным;
- развивать координацию речи с движением;
- развивать мелкую моторику;
- развивать слуховое внимание;
- выполнять и оречевлять 1-2х ступенчатую инструкцию.


Ход занятия:


И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.

2. Введение в тему. (картинки с изображением игрушек, игрушки)
Что считали в пальчиковой гимнастике? (игрушки)
Назовите свою любимую игрушку.
Всем хочется чтобы игрушек было много?
Давайте поиграем.
3. Игра «Один- много»
Мяч – мячи слон – слоны
Машина – машины кукла – куклы
Уточка – уточки мишка – мишки
Зайчик – зайчики кубик – кубики
Матрешка – матрешки совок – совки
Барабан – барабаны ведро – ведра
4. Игра «Большой - маленький»
Игрушек стало много, а теперь назовем их ласково.
Мяч – мячик - мячики слон – слоник - слоники
Машина – машинка - машинки кукла – куколка – куколки
Утка - уточка – уточки самолет – самолетик- самолетики
Заяц - зайчик – зайчики ведро- ведерко - ведерки
Матрешка – матрешечка- матрешечки совок – совочек - совочки

5. Игра «Что из чего».
У Незнайки много игрушек, но он не знает, из чего они сделаны. Игрушки сделаны из разного материала. Поможем Незнайке.
Кто знает из чего делают игрушки? (из дерева, железа, пластмассы, резины, ткани, бумаги,…).
Если игрушка сделана из дерева, она какая? (деревянная)
Если игрушка сделана из железа, она какая? (железная)
Если игрушка сделана из пластмассы, она какая? (пластмассовая)
Если игрушка сделана из резины, она какая? (резиновая)
Если игрушка сделана из бумаги, она какая? (бумажная)
Если игрушка сделана из плюша, она какая? (плюшевая)
Если игрушка сделана из стекла, она какая? (стеклянная)

6. Физкультминутка «Мячик».
. бы удары по мячу)

Прыгают, как мячики.

7. Игра «Сделай, что скажу, и скажи, что сделал».
- Катя возьми машинку со стола, и отдай её Тимуру.
- Что ты сделала?
- Тимур, что ты сделал?
- Алина возьми куклу со стола, и отдай её Жене.
- Что ты сделала?
- Женя, что ты сделал?
- Никита возьми мяч со стола, и отдай его Грише.
- Что ты сделал?
- Гриша, что ты сделал?
- Паша возьми мишку со стола, и отдай его Лере.
- Что ты сделал?
- Лера, что ты сделала?
- Вова возьми зайчика со стола, и отдай его Ульяне.
- Что ты сделал?
- Ульяна, что ты сделала?
- Кирилл возьми цыпленка со стола, и отдай его Ане.
- Что ты сделал?
- Аня, что ты сделала?

8. Игра «Какой, какая,какие»
Игрушки (какие?) – маленькие, большие, красивые, разноцветные, мягкие, любимые….

9. Игра «Мой, моя, моё, мои».(по картинам)
Мой - мяч, самолет,….
Моя – кукла, машина,….
Моё – ведро,….
Мои – игрушки, кубики, куклы,….
10. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
«Помоги Андрюшке».
Расставил Андрюшка в два ряда игрушки.
Рядом с мартышкой – плюшевый мишка.
Вместе с лисой – зайка с косой.
Следом за ними – еж и лягушка.
Сколько игрушек расставил Андрюшка?

ТЕМА: «ИГРУШКИ».

Цель: - развитие связной речи.
Задачи: -усвоить категории родительного падежа;
- дифференцировать предлоги на, под;
- закрепление умения подбирать прилагательные к
существительным;
- учить составлять предложения по образцу;
- учить составлять рассказ - описание;
-развивать внимание, мышление.

Оборудование: картинки с изображением игрушек, мяч, игрушки.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика «ИГРУШКИ»
На большом диване в ряд, (попеременно хлопаютв ладоши и
Куклы Катины сидят: стучат кулачками)
Два медведя, Буратино, (загибают поочередно все пальчики.)
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять. (разгибают поочередно пальчики)
Помогаем нашей Кате (попеременно хлопаютв ладоши и
Мы игрушки сосчитать. стучат кулачками).
Отгадывание загадок.
Ростом мал да удал от меня ускакал. (мяч)
В этой молодице прячутся девицы,
Каждая сестрица – для маленькой темница.
Красные щечки, пестрые платочки.
Хлопают в ладошки веселые ….(матрешки)
Когда апрель берет свое и ручейки бегут, звеня,
Я прыгаю через неё, а она – через меня. (скакалка)
Сегодня все ликуют: в руках у детворы
От радости танцуют воздушные …(шары)
Эти чудо – кирпичи я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю, все сначала начинаю. (конструктор)
2. Игра «Чего не стало?»
(картина на фланелеграфе).

3. Игра «Какой, какая, какие»
Скажем, какие у нас игрушки.
Игрушки (какие?) – маленькие, большие, красивые, разноцветные, мягкие, любимые, резиновые, деревянные….
Кукла (какая?) – нарядная, красивая, большая, говорящая,….
Машина (какая?) - красивая, большая, легковая, грузовая,….
Мяч (какой?) – красивый, разноцветный, маленький,…
Самолет (какой?) – красивый, игрушечный, пластмассовый,…

4. Игра «Что из чего».(составление предложений по образцу)
Игрушки сделаны из разного материала.
Матрешка сделана из дерева, значит она деревянная.
Машинка сделана из железа, значит она железная.
Кубик сделан из пластмассы, значит он пластмассовый.
Мяч сделан из резины, значит он резиновый.
Самолетик сделан из бумаги, значит он бумажный.
Мишка сшит из плюша, значит он плюшевый.
Собачка сделана из стекла, значит она какая? (стеклянная)

5. Игра «Где игрушки»
(составление предложений по демонстрируемому действию)
Кубик на столе, а машина под столом.
Кукла на столе, а матрешка под столом. И т. п.

6. Физкультминутка «Мячик».
Раз, два, прыгай, мячик. (взмахи правой ладонью, как
бы удары по мячу)
Раз, два, и мы поскачем. (ритмичные прыжки на
Девочки и мальчики носочках, руки на поясе)
Прыгают, как мячики.

7. Игра «1, 2, 5»
Один мяч, два мяча, пять мячей. (слон, кубик, совок, барабан, зайчик,
мишка)
Одна машина, две машины, пять машин. (кукла, уточка,
матрешка)
одно ведро, два ведра, пять ведер.

8. Составление описательного рассказа.
Это - кукла Маша. У куклы есть голова, светлые волосы, синие глазки, черные ресницы и брови. Есть туловище, руки и ноги. На ней белое платье и белые туфельки. Кукла Маша – игрушка. С ней играют. С
куклой нужно обращаться аккуратно.

9. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили. Что понравилось?

ТЕМА: «НАШЕ ТЕЛО»

Цель: - расширение и активизация словаря.
Задачи: - образовывать множественное число существительных;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;
- учить подбирать слова – антонимы;
- практическое употребление в речи предлога на;
- учить употреблять в речи притяжательные местоимения;
- развивать мелкую моторику.

Оборудование: картинки с изображением человека, мяч, картинки, кукла, доктор Пилюлькин.

Ход занятия:
1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика(повторение ранее заученных).

2. Введение в тему.
В гости пришел доктор Пилюлькин. Он познакомит нас с теми частями
тела, которые мы еще не знаем.
Это (голова). Что на голове? (На голове волосы, лицо, уши.)
Что на лице? (глаза, нос, рот, щеки, подбородок, брови).
Что на руке? (пальцы, ногти, локоть)
Что на ноге? (колен, пятка, пальцы, ногти).
Что на туловище? (живот, грудь, спина, бедра).

3. Игра «Один - много»
Доктор вылечил много людей, значит, он вылечил не один нос, рот….
Доктор лечил глаз – глаза нога - … рот – рты
нос - … рука - … лоб- …
ухо - … палец - … живот - …

4. Игра «Что у тебя, а что у куклы?»
У тебя лицо, а у куклы личико.
У тебя уши, а у куклы ушки.
У тебя глаза, а у куклы глазки.
У тебя нога, а у куклы ножка.
У тебя щека, а у куклы щечка.
У тебя живот, а у куклы животик.
У тебя лоб, а у куклы лобик.
У тебя нос, а у куклы носик. И т. д.

5. Игра «Наоборот» (по картинкам).
Девочка высокого роста – (девочка низкого роста).
Волосы темные – (волосы светлые).
Волосы длинные – (короткие)
Волосы кудрявые – (прямые)

Мальчик полный – (мальчик худой). Сильный – (слабый).
Человек больной – (здоровый). Пожилой – (молодой).
Веселый - грустный.

6. Физкультминутка.

7. Игра «Мой, моя, моё, мои».(по картинам)
Мой – (лоб, нос и т.д.) Моё – (лицо, тело и т.д.)
Моя – (рука, спина и.т.д.) Мои – (ноги, уши и т.д.)

8.Игра «Найди ошибку».
Руками прыгают, а ногами трогают.
Глазами нюхают, а носом смотрят.
Ушами едят, а ртом слушают.
Ногами хлопают, а руками топают.
Ногтями берут, а руками царапают.

9. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Что понравилось?

ТЕМА: «НАШЕ ТЕЛО».

Цель: - развитие связной речи.
Задачи: - усвоить категории родительного падежа;
- учить согласовывать существительных с числительными;
- учить подбирать существительные к прилагательным;
- учить пересказу;
- обучать отгадыванию загадок;
-развивать внимание, мышление.

Оборудование: цифры, мяч.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Отгадывание загадок.
Живут через дорожку, а друг друга не видят. (глаза)

Есть всегда он у людей, есть всегда у кораблей. (нос)

Если б не было его, не сказали б ничего.(язык)

Пять братьев вместе родятся, а росту разного.(пальцы)

Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут. (ноги)

Один говорит, двое смотрят и двое слушают. (язык, глаза, уши)

2. Игра «Чего не видно?» (части лица и тела закрывают)

3. Игра «Про что можно сказать…»
Маленький – носик, ротик, пальчик.
Маленькая – ручка, ножка, головка.
Маленькое – ушко.

4. Игра «1, 2, 5»
Один нос, два носа, пять носов. (глаз, рот, палец)
Одна щека, две щеки, пять щек. (рука, нога, голова)
Одно ухо, два уха, пять ушей.

5. Физкультминутка.
Левой ручкой – по плечу, правой ручкой – покручу,
На носочки и на пятки, вот и кончилась зарядка.
Игра «Ухо, нос, рука…» (показать, что называют).

6. Пересказ рассказа «Для чего руки нужны» (Е. Пермяк)
Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всем разговаривали.
Спросил как–то дедушка вн

Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе по теме «Путешествие в страну звука [Р.]»

Занятие для детей подготовительной группы занимающихся на логопункте.

Программные задачи занятия: закреплять сонорный звук Р в слогах, словах, в предложениях и в связной речи, развивать фонематические процессы, артикуляционную и мелкую моторику. А так же развивать общую моторику и координацию движений, развивать память, внимание. Формировать у детей самоконтроль речи, прививать дружеские отношения.

Занятие подгрупповое, но элементы занятия можно использовать и на индивидуальном занятии, а так же воспитателям на занятии по обучению грамоте.

При составлении занятия использовала литературу авторов:

Н. В. Елкина, Т.И. Тарабарина - «1000 загадок» Ярославль, 1997 г.

Е.А. Пожиленко - «Волшебный мир звуков и слов» методические рекомендации - Москва, 1999 г.

И.В. Медведева, Т.Г. Маторина - «Логоигры» популярная логопедия - С-П, 2003 г.

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:

Закреплять произношение звука [Р.] в слогах, словах, предложениях связной речи

Повторять алгоритм анализа артикуляции звука [Р.];

Развивать фонематические процессы, артикуляционную моторику, мелкую моторику;

Развивать общую моторику и координацию движений,

Развивать память, внимание;

Формировать самоконтроль речи;

Прививать дружеские отношения.

ОБОРУДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА:

Демонстрационно-наглядный материал:

Загадки о сказочных героях; схема артикуляционной гимнастики; кроссворд из четырёх слов в виде ступеньки; картина с изображением Карабаса Барабаса (злого и доброго); игрушки Буратино, Красная Шапочка, Чебурашка, Крокодил Гена, картина с изображением радуги для звукового анализа слова, буквы Р., А, Д, У, Г, А; картина с изображением реки; звуковые дома; ребусы.

Раздаточный:

Маркер; зеркала; схемы для звукового анализа; тетради, ручки синего, зелёного, красного цвета.

Технические средства:

Магнитофон; кассета с записью «рыдания».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Объявление темы.

3. Артикуляционная гимнастика.

4. Характеристика звука.

5. Произнесение звука в слогах.

6. Произнесение звука в словах.

7. Использование предлогов.

Введение нового слова «рыдание»

Использование слов - антонимов

Игра: «Противоположные слова»

Обогащение словарного запаса (пословица о дружбе)

8. Динамическая пауза

9. Работа в тетрадях. Звукобуквенный анализ слова.

10. Произнесение звуков [Р.], [Р."] в предложениях, чистоговорках.

1. Организационный момент

Ребята! Вы любите путешествовать?! Сегодня я предлагаю отправиться в путешествие, где живёт звук, а какой вы догадайтесь сами. Послушайте стихи-загадки:

Бабушка девочку очень любила Шапочку красную ей подарила, Девочка имя забыла своё

А ну, подскажите ей имя её (Красная Шапочка)

Носик круглый, пятачок,

Им в земле удобно рыться, Хвостик маленький крючком, Вместо туфелек - копытца

Трое их - и до чего же

Братья дружные похожи, Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (три поросёнка)

У отца был мальчик странный,

Необычный - деревянный,

Что за странный

Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос суёт свой длинный.

Кто же это? (Буратино)

(Дети отгадывают загадки)

Да, это Кр-р-расная Шапочка, Бур-р-ратино, три пор-р-росёнка. А теперь скажите, какой звук встречается во всех этих словах. (Дети отвечают звук [Р.])

2. Сообщение темы:

В страну какого звука мы отправимся? Путешествие будет не простое, нам будут встречаться разные препятствия.

Чтобы отправиться, нам нужно вспомнить наше главное правило:

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Верно, чётко говорим,

Никогда мы не спешим

3. Артикуляционная гимнастика:

Сделать артикуляционную гимнастику. (фото 1,2)

(Комплекс артикуляционной гимнастики на сонорный звук [Р.]) - произнести звук [Р.], (громко, тихо)

4. Характеристика звука:

Расскажите мне о звуке [Р.]. Какой он? (гласный или согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой)

И так в путь.

5. Произнесение звука в слогах:

Развитие фонематического слуха.

Здесь нам предлагают поиграть в игру «Придумай слово по первому слогу»

Кто знает, что такое слог? (Ответы детей)

Игра

РА-РА-РА начинается игра.

Я прошу со слогом РА мне сейчас назвать слова (РАКЕТА, РАНА, РАК...)

Продолжаем мы игру - где слова со слогом РУ? (РУКА, РУЧЕЙ, РУБАШКА)

Отгадайте ребус (РЫБАК) какой слог первый?

Теперь произнести слова из «рассыпанных слогов»:

Игра «Рассыпанные слоги»

Логопед произносит отельные слоги, дети должны составить слово РА, НО (РАНО, НОРА) РО, ДО, ГА (ДОРОГА)

6. Произнесение звука в словах:

Выложим ступеньки из слов

(вспоминаем с детьми, что звуки мы слышим, а буквы пишем, у каждого звука есть своя буква)

КРАССВОРД из и четырёх слов.

На первой ступеньке слово из шести звуков:

ВОПРОС: На чем человек летает в космос? (РАКЕТА)

Ввторая ступенька:

ВОПРОС: Без чего ученик не ходит в школу? (РУЧКА, РАНЕЦ) - Трытья ступенька:

ВОПРОС: Если есть у кисочки на ушах две кисточки,

Эту киску берегись, потому что это (РЫСЬ)

Четвёртая ступенька:

ВОПРОС: Ползёт наоборот,

Задом наперёд,

Всё под водой хватает клешнёй. (РАК)

7. Использование предлогов:

По этим ступенькам мы поднялись и попали к кому?

к Карабасу Барабасу (выставляется злой Карбас Барабас)

Вы сидите около кого? (около Карабаса Барабаса)

Я стою где? (за Карабасом Барабасом)

Какой Карабас Барабас? (злой, сердитый)

Новое слово «рыдание»

(включаю запись с «рыданием»)

Слышите чьи-то рыдания (уточнение значения слова)

Они рыдают, потому что Карабас Барабас забрал у них один звук. Я назову их без этого звука, а вы угадайте кто это?

Там рыдают: Бу атино, К асная Шапочка, Чебу ашка, К кодил Гена - как назвать их одним словом. (ИГРУШКИ), а если они из сказки (СКАЗАЧНЫЕ ГЕРОИ) (Выставляются герои сказок)

Какой звук забрал у них Карабас Барабас (Звук [Р.])

Знаете зачем?....(дети фантазируют)

Чтобы стать ещё более злым, сердитым.

Игра «Противоположные слова»

Взрослый говорит слово, дети говорят противоположное слово (слова-антонимы)

До кого дотронется Карабас Барабас, тот будет говорить:

Злой - добрый

Черный - белый

Сердитый - весёлый

Плохой - хороший

Страшный - красивый

Грубый - ласковый, нежный

Ленивый - трудолюбивый

(выставляется добрый Карабас Барабас)

Каким стал К.Б.? (Добрым, весёлым)

С кем подружился К.Б.? (С Красной Шапочкой, с Чебурашкой дети перечисляют сказочных героев)

Кем он им стал? (другом)

Обогащение словаря Крокодил Гена предлагает вам запомнить такую пословицу; «Дружба и братство дороже богатства» (повторяем несколько раз)

8. Динамическая пауза:

Мы играли и устали,

Дружно все мы тихо встали

Ручками похлопали раз, два, три.

Ножками потопали раз, два, три.

Мы идём, и мы поём раз, два, три.

Очень дружно мы живём раз, два, три.

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели

Мы немножко отдохнём

И опять мы в путь пойдём.

(Дети садятся за столы)

9. 3вукобуквенный анализ слов:

Карабас Барабас и его друзья покажут нам дорогу, если мы отгадаем загадку:

Разноцветное коромысло над рекой повисло» (РАДУГА)

(выставляется перепутанные буквы этого слова)

Здесь опять кто-то перепутал все буквы

Поставьте буквы в нужной последовательности, и скажите, какой буквы не хватает. Сделайте звуковой анализ этого слова

(один ребёнок делает у доски, остальные индивидуально за столами)

10. Произнесение звука [Р.] в предложениях, чистоговорках.

По волшебной дороге - радуге друзья ушли в свои сказки, а мы пришли к реке (выставляется картина с изображением реки)

Нам нужно перейти через реку как? (переправа, паром, мостом)

А мостом у нас будут предложения, которые вы составите со словами, которые есть на картине со звуком [Р.]. (Составляют предложения)

Как вы запишите предложение. Ехал Грека через реку.

(Составляют схемы предложения)

Кто закончит чистоговорку о Греке?

Сколько букв Р. изобразил художник.

11. Итог:

Перебрались мы через реку и оказались около скольких домов? (двух)

В каком доме живёт наш звук [Р.]? (в доме согласных звуков)

А где живём мы?

Как называется наш край, город, Родина, детский сад, столица округа?

В каких названных словах звук [Р.] - мягкий, в каких твёрдый?

Молодцы ребята звук [Р.] благодарит вас за то, что вы справились с заданиями в стране и дарит вам в подарок РЕБУСЫ.

Понравилось вам путешествие, чем?

ЛИТЕРАТУРА:

1. Н. В. Елкина, Т.И. Тарабарина - «1000 загадок» Ярославль, 1997 г.

2. Е.А. Пожиленко - «Волшебный мир звуков и слов» методические рекомендации - Москва, 1999 г.

3. И.В. Медведева, Т.Г. Маторина - «Логоигры» популярная логопедия - С-П, 2003 г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №46»

Забайкальского края

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте

(в подготовительной группе)

«Путешествие за сокровищами»

подготовила

учитель-логопед

Хомякова Светлана Николаевна

г. Чита

2011

Цели и задачи занятия

Коррекционно-образовательные: продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов; развивать графомоторные навыки и зрительное внимание; совершенствовать навыки движения под музыку.

Коррекционно-развивающие : развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка; развивать зрительное восприятие, внимание, память; обогащать лексику, практически знакомя с антонимами.

Коррекционно-воспитательные : создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, умение выполнять игровые правила; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность

Оборудование: мольберт с картой, игрушка – Лунтик, кораблик из плотной бумаги, дидактическая игра «Собери цветы», конверты с заданиями, раздаточный материал (звуковые фишки, солнечные лучики, картинки, удочки, рыбки, маркеры, камешки)

Ход занятия

I. Организационный момент. (Дети под музыку входят в зал)

Логопед: Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей в зале. Давайте поздороваемся с ними все вместе.

Дети: Здравствуйте!

1. Психогимнастика

Логопед: А сейчас давайте встанем в кружок и пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик.

(Дети встают вместе с логопедом в круг. Звучит лирическая музыка.)

Этот мячик не простой, а волшебный. Своим теплом он излучает добро и передаёт его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его правой рукой, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго утра.

Дети здороваются друг с другом

  1. Проблемная ситуация:

Логопед: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам в гости пожаловал … давайте отгадаем, кто же это?

Дети отгадывают имя героя, по первым звукам слов- картинок. (Ложка, Утюг, Ножницы, Телефон, Иголка, Конфеты – «ЛУНТИК»)

Лунтик: Здравствуйте ребята. Я хочу Вас позвать в опасное путешествие. Дело в том, что я перебирал старые вещи и нашел карту, где спрятаны сокровища, к которым необходимо добраться на корабле. Но мне нужна команда. Согласны ли вы плыть вместе со мной?

Дети : Да.

Лунтик: Нас ждут сложные испытания и только, справившись с ними, мы добудем сокровища. Вы готовы к испытаниям? Тогда в путь.

Логопед: Давайте скажем волшебные слова: «Вокруг себя повернись и на корабле очутись»

Дети: Все вместе произносят волшебные слова.

Дыхательная гимнастика

Логопед: Вот мы с Вами стоим на корабле, представим, что греет нас теплое солнышко и мы дышим морским целебным воздухом. Давайте мы подышим свежим воздухом (Вдох носом- выдох ртом)

Развитие зрительного внимания

Логопед: (разворачивает карту и показывает детям) Ребята вот карта, по мере выполнения заданий, корабль будет продвигается по карте). А что еще необходимо всем путешественникам в пути?

Лунтик: Ребята, я Вам буду показывать картинки, а вы попробуйте отгадать, что это. (Показывает картинки нарисованные по точкам)

Дети отгадывают картинки и объясняют зачем эти предметы нужны.

Логопед: «1,2,3 – наш корабль вперед плыви!»

3. Введение в тему. Кораблик приплыл к Протоке Звуков.

Характеристика звука.

Логопед: Итак, первое испытание. (Конверт с предложением) Я сейчас прочитаю предложение, а Вы определите какой звук чаще других слышится в этих словах? (Л)

Лодка плыла по волнам.

Логопед : Дайте характеристику этому звуку. Какой это звук? (гласный или согласный)

Дети : Согласный, потому что есть преграда – язычок.

Логопед : Еще он какой?

Дети : Твердый, звонкий.

Логопед : Можем плыть дальше.

II. Основная часть.

Логопед: Итак, мы приблизились к озеру Перемен .

Задание на развитие фонематического восприятия

Игра “Добавь звук” (с помощью мяча)

Цель: Развитие фонематического слуха, внимания, мышления.

Логопед: Я буду говорить слово, а вы постарайтесь изменить его так, чтобы звук Л был вторым в этом слове:

сон – слон, газ – глаз, пот – плот, бок – блок, сух – слух, пан – план, кок – клок, сова – слова, куб – клуб.

Логопед: Ребята, а что такое звуки?

Дети : Звуки – то, что мы слышим и произносим

Логопед: А где живет звук Л? (в букве Л)

Логопед: Ребята, скажите, на что похожа эта буква? (Ответы детей)

Развитие мелкой моторики

Логопед : Ребята, а сейчас мы с вами попробуем выложить эту букву из камней, на берегу озера. Молодцы! Отправляемся в путь дальше.

Логопед : Ребята, сейчас мы выйдем на Равнину Цветов .

Ребята, вам не кажется, что эта поляна какая-то странная, как будто заколдованная. Смотрите, да здесь конверт. «Злой колдун заколдовал цветы, если расколдуете цветы, то отправитесь в путь дальше»

Игра “Собери цветы”.

Цель: Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза

Группа делится на три команды. Одна собирает цветок с лепестками - картинками, в названии которых имеется звук Л в начале слова, другая - цветок с лепестками - картинками, в названии которых имеется звук Л в середине слова, и третья команда – звук Л в конце слова.

Логопед: Молодцы, вы успешно справились с этим заданием, и мы можем плыть дальше.

Логопед: Ребята, а сейчас мы входим в очень сложный Пролив Противоположностей. Здесь нас ждет новое задание

Закончить предложение словами-неприятелями

Цель: Упражнение детей в подборе антонимов.

Пушинка легкая, а камень - …. (тяжелый)

Летом погода жаркая, а зимой - …. (холодная)

Горчица горькая, а сахар - … (сладкий)

Суп горячий, а компот - … (холодный)

Заяц трусливый, а лев - …. (смелый)

Дедушка старый, а внук - … (молодой)

Волк летом сытый, а зимой … (голодный)

Асфальт шершавый, а камень … (гладкий)

Лужа мелкая, а река … (глубокая)

Волшебница добрая, а колдунья … (злая).

(Дети произносят предложения и проходят по ребристому мостику)

Логопед: Теперь пора отдохнуть. Мы попали с вами на остров «Физминутки».

5. Остров Физминутки (Танец – с зонтиками, движение под музыку)

Задание на чтение слогов

Цель: Отработка навыка послогового чтения.

Логопед: Ребята теперь нам нужно перебраться на другой остров. Но чтобы туда попасть, надо пройти по кочкам и прочитать слоги. (ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ, АЛ, УЛ, ОЛ, ЫЛ, ЭЛ). Дети читают слоги.

6. Остров Слов

Звуковой анализ слова.

Посмотрите-ка ребята, что это здесь. (Солнце) А что-то оно грустное.

Здесь новый конверт с заданием. Надо расшифровать слово по слогам. (ВОЛКИ, СЛОНЫ) Из первого слова возьмите 1 слог, со второго 2 слог. Какое слово получилось? (ВОЛНЫ)

Давайте разделим это слово на слоги (Дети отхлопывают)

Сколько слогов в слове ВОЛ-НЫ? (два).

Давайте, ребята, возьмем по лучику и выложим схему этого слова. (Дети работают с фишками).

Дети дают характеристику звукам.

(Поднять вверх лучики, чтобы показать гостям правильность выполнения задания)

Логопед: Какие Вы молодцы! Теперь наше солнышко стало каким? (Веселым)

Логопед : В этой реке водятся необычные рыбы. Пока судно в пути, предлагаю наловить рыбы на уху, но сначала надо всем размять пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

В гости.

Развитие графомоторных навыков

Игра «Рыболов»

Цель: Развитие мелкой и общей моторики, зрительного восприятия.

Дети по очереди вылавливают магнитной удочкой из речки рыб со словами, где буквы размыло водой. Дети проходят к столу, садятся на стульчики и вместо точек вставляют букву Л в слово, и читают каждый свое слово.

Логопед: Ребята, а что Вы сейчас печатали? (букву Л)

Логопед: А чем буква отличается от звука? (Буквы – мы видим и пишем)

III. Итог.

Л: Ребята, мы с успехом справились со всеми испытаниями, добрались к сокровищам. Давайте посмотрим, что спрятано в ларце. А как же мы откроем замок? Нам нужен ключ.

Лунтик: Я вспомнил, у меня же есть ключик, только я не знал от чего он.

(Дети раскрывают ларец, находят там угощения)

Ну, вот и подошло к концу наше путешествие. Пришла пора возвращаться в детский сад.

Теперь давайте скажем волшебные слова «Вокруг себя повернусь, и в детском саду окажусь»

Ребята, вам понравилось путешествовать? (ответы детей)

С каким звуком и буквой мы познакомились?

Где мы с вами побывали?

Теперь попрощаемся с гостями и пойдем в группу.

Список использованной литературы:

  1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004.
  2. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО “Издательство АСТ”, 2000. – 48 с.
  3. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб.: ”СОЮЗ”, 2004. – 192 с.
  4. Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий). Составитель Марцинкевич Г.Ф. – Волгоград. Изд. “Учитель”, 2001. – 129 с.
  5. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 1999. – 245 с.
  6. Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. –М.: “Гном-Пресс”, 1999. – 64 с.

Итоговое занятие

в подготовительной логопедической группе № 3

«Скоро в Школу!»

Коррекционно-образовательные цели. Проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях по обучению грамоте и звукопроизношению, ФЭМП, познавательной деятельности; учить применять их в практической деятельности – игре. Повысить интерес к занятиям. Закреплять навык звукового и слогового анализа и синтеза, начальные навыки чтения. Совершенствование навыков отношения между соседними числами, навыков ориентировки на плоскости и в пространстве – (графический диктант), решение математических примеров, совершенствование умения определять плоскостные геометрические фигуры и объёмные тела на глаз.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие эмоциональной, выразительной монологической и диалогической речи. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, памяти, общей моторики. Развитие словесно-логическое мышление у детей.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование доброже лательности, самостоятельности, инициативности, ответствен ности. Воспитание нравственных качеств: любви к живой природе, бережного отношения к ней. Воспитывать интерес к дидактическим играм, умение работать в команде.

Оборудование: Аудиозаписи и фонограммы, картины-заставки «волшебных городов», слоговые домики с предметными картинками, таблицы к игре «Звуковой калейдоскоп», наборы фишек для звукового анализа.

Макет яблони, с плоскостными изображениями яблок, с цифрами на них, плоскостные изображения лепестков с примерами, образующие цветок, числовые карточки от 0 до 10. Макет тучи, с изображением плоскостных геометрических фигур и объёмных тел, листы бумаги в клетку, простые карандаши (по количеству детей).

Маски к драматизация сказки Э. Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце»

Предварительная работа: Чтение и разучивание сказки Э. Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце». Решение примеров в совместной деятельности, математические диктанты, дидактические игры: «Назови соседей числа», «Геометрическое лото».

Ход занятия:

1. Организационный момент - Сегодня у нас необычный день. К нам пришли гости: учителя, ваши родители. Давайте поздороваемся! Они хотят посмотреть наше необычное занятие. Ведь совсем скоро вы покинете стены детского сада и станете школьниками.

Логопед: Ребята, к нам в группу прилетел воздушный шарик, посмотрите в нём что-то есть. ( Логопед опускает шарик к детям, разглядывают шарик ).

Дети: Записка!

Логопед: Давайте её прочитаем!

логопед читает записку:

Здравствуйте, ребятки!” Я долгое время наблюдала за вами радовалась вашим успехам. Вы очень прилежные дети и достойны, побывать в моей стране- стране Знаний. Я приглашаю Вас, в путешествие по трём сказочным городам в, которых вам предстоит выполнить задания. Но я думаю, вы обязательно справитесь со всеми испытаниями, ведь вы смелые, дружные и умные дети. А я буду наблюдать за вами с помощью волшебного зеркала.

Логопед: – Ну, что, путешествовать любите, тогда в путь! А передвигаться мы будем по волшебному телепорту, который нас будет переносить из города в город при помощи этой кнопки. Но чтобы кнопка сработала, давайте произнесём волшебные слова. Музыка.

Кнопка, кнопка оживись

Быстро, быстро закружись!

Сделай круг и обернись

А теперь остановись!

Логопед: -Итак, первый волшебный город в котором мы оказались - город Грамотной и красивой речи.

Задание 1 «Доскажи словечко»

Логопед : - Ребята, но чтобы нам путешествовать по городу, надо пройти пароль. Вам нужно ответить на секретные вопросы, слушайте внимательно и когда я остановлюсь, доскажите словечко!

Зимой на улице бежит,

А летом в комнате лежит.

Но только осень настает,

Меня он за руку берет.

И снова в дождик и в метель

Со мной шагает мой... ( ПОРТФЕЛЬ)

Чтобы было где писать.

В школе нам нужна... (ТЕТРАДЬ)

Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно... (КАРАНДАШ)

Я с собой ее ношу,

Не макаю, но пишу.

Замечательная штучка -

Самопишущая... (РУЧКА.)

И листков не загибать,

В этом деле для порядка

Нам всегда нужна (ЗАКЛАДКА)

Если всё ты будешь знать,

То получишь в школе... (ПЯТЬ)

Логопед: -Какие вы молодцы! Совершенно верно отгадали секретный пароль. Вот мы и в самом городе!

Задание 2 «Слоговые домики» ( Звучит фонограмма Неразберихи)

Ну что девчонки и мальчишки

Всё-таки попали в этот городишко!

Здесь побывала Я - вредная неразбериха.

Я обожаю неразбериху и безграмотность

И поэтому в городе устроила беспорядок,все слова перемешала!

Ха-Ха-Ха!

Логопед:- Ребята,что будем делать! Надо помочь словам, выручить их из беды. Надо навести порядок в каждом слоговом домике. В домик с двумя окнами поселите слова с двумя слогами, а в домик с тремя окнами, поселите слова с 3 слогами. Возьмите каждый по слову и выполните задание.

Молодцы! Продолжаем наше путешествие.

Предлагаю вам пройти за столы, сядьте все красиво, чтобы я видела, что вы готовы.

Логопед : -Здесь злодейка-неразбериха заколдовала звук Р. Ребята, я думаю что ей не удастся нас запутать. Но чтобы наши пальчики правильно выполнили задание, давайте их потренируем.

Пальчиковая гимнастика «В школу»

В школу осенью пойду. (Дети ладони идут двумя пальчиками)

Там друзей себе найду(Сжимать, разжимать ладони)

Я таким ученым буду!

Но свой садик не забуду. (грозят пальцем)

Логопед: -Определите место звука в слове,поселите пчёлку в нужный цветок. А затем составьте звуковую схему для каждого слова . Вы готовы? Приступите к заданию . (Логопед проходит возле столов, смотрит за выполнением задания, помогает если нужно)

- Чтобы я увидела, кто уже справился с заданием, сядьте ровненько, руки положите на колени.

-Молодцы! А теперь наведите порядок на столе

Вы справились со всеми заданиями. А сейчас подойдите к волшебному телепорту, мы отправляемся в следующий город .(Подходит воспитатель)

Воспитатель:- Положите свои ладони на пульт, произнесите волшебные слова. Музыка

Кнопка, кнопка оживись

Быстро, быстро закружись!

Сделай круг и обернись

А теперь остановись!

- Второй волшебный город в котором мы оказались - город сказок

Драматизация сказки Э. Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце»

Звучит фонограмма

Сказочница . -Добро пожаловать в волшебную страну Сказок! Дети, в сказочной стране происходит что? (чудеса, волшебство, диво)Звучит музыка. Волшебница распределяет роли, раздаёт маски.

Волшебница :- Нарекаю тебя камнем-валуном, старым и мудрым. Нарекаю тебя звонким Ручейком. Нарекаю тебя Красавицей сосулькой, прозрачной и хрустальной! Нарекаю вас звонкими певуньями- Воробьишкой и Синичкой. Нарекаю тебя умным Вороном!

Ребёнок: -Слушайте внимательно, будет занимательно, приготовьте ушки, приготовьте глазки, начинаем сказку!

Сказочница: - Наконец-то выдался настоящий весенний денёк! В лесу тепло от ясного солнышка, капель весело перезванивает. Звери да птицы радуются. Благодать в лесу!

Камень: -Мне кланяйтесь, меня благодарите! Это я весну дела!

Птицы: - Неужели ты, дедушка?

Камень: - Я, детки, я…Вон какие у меня бока горячие…Вокруг меня снег тает, рядом со мной травка показалась, ко мне бабочки летят греться. Кабы не я – весны бы не было!

Ручей: - Ах, ты старый лежебока! Не хвались попусту! Тебе повернуться лень, а я целый день в работе - журчу и журчу! Пусть мне кланяются!

Птицы: - Значит,ты,звонкий Ручей весну, делаешь? Значит, ты, холодный Ручей, весну делаешь? Значит,ты, прозрачный Ручей весну делаешь? Значит ты, быстрый Ручей,весну делаешь?

Ручей: - я, глупые, я! Поглядите: я снег растапливаю, лёд просверливаю, деревья и травы живой водой по…Какая без меня весна?

Сосулька: - Ай, болтун! Сосульке кланяйтесь, меня благодарите!

Птицы: - А разве, ты, Сосулька весну делаешь? Разве ты,хрустальная, весну делаешь?

Сосулька :- Ещё бы не я, одна только я! Как начну слёзы лить горючие, как начну булькать на весь лес- вот вам и весна.. Разве иначе весна начнётся?

(Солнышко закатывается за лес)

Сказочница :- Не успела Сосулька договорить «Кап» и умолкла.

Птицы: - Что случилось? Почему все молчат? Отчего тихо в лесу? Дедушка молчит, звонкий Ручей не журчит… И сосулька не булькает…

Сказочница : –Только старый ворон, пролетавший мимо, каркнул.

Ворона: -кар-кар! Разве не видите, что солнышко за лес закатилось? Спряталось Солнышко : – тут и Камень-валун остыл, и Ручей заледенел, и Сосулька замёрзла. Кар-Кар!

Сказочница: - И сразу всем стало ясно, кто весну делает!

(Воспитатель приглашает детей к пульту.)

А сейчас подойдите к волшебному телепорту, мы отправляемся в следующий город .(Подходит воспитатель)

Воспитатель: - Положите свои ладони на пульт, произнесите волшебные слова. Музыка

Кнопка, кнопка оживись

Быстро, быстро закружись!

Сделай круг и обернись

А теперь остановись!

Воспитатель: - Третий волшебный город, в котором мы оказались – это город Математика. Здесь нас ждут новые задания. Встаньте в две линии и приготовьтесь слушать:

Как у наших, у ворот,

Чудо яблоня растёт.

А яблоки на ней не простые -

Числовые.

Назовите, соседей числа. Если ответ будет правильный, яблоко на ваших глазах поспеет.

(Дети по очереди подходят к яблоне, называют число и его соседей и возвращаются на место.)

Воспитатель: - Молодцы, все справились!

Звучит фонограмма ветра.

Воспитатель: - Ветер сильный поднимается. Закройте скорей глаза, чтобы пыль и соринки туда не попали. Не открывайте их, пока ветер не стихнет.

(Пока дети стоят с закрытыми глазами, воспитатель выкладывает цветок.

Ветер стихает, дети открывают глаза.)

Воспитатель: Ветер, ветер, ветерок,

А принёс он нам цветок,

А цветочек не простой,

Лепестки в примерах.

В руки вам даю ответы.

Вы внимательно смотрите,

И свой лепесток найдите!

Ну-ка, дети, поспешите

И примеры все решите!

(Дети становятся каждый у своего лепестка).

Воспитатель: Молодцы (Двое детей помогают убрать цветок, остальные становятся полукругом).

Гремит гром. Заходит туча.

Воспитатель: Туча чёрная нависла,

Разъярённый грянул гром.

Из нависшей тучки – злючки,

Геометрические фигуры

Собираются хлынуть дождём.

Чтобы этого не произошло, вы должны правильно назвать эти плоскостные геометрические фигуры и объёмные тела, и тогда дождя не будет, а тучка улетит.

(Дети по очереди называют фигуры, которые висят на туче).

Воспитатель: - Вы у меня большие молодцы, прогнали злую тучу!

А теперь вас ждёт последнее, но приятное задание от Царицы Знаний.

Она вам предлагает узнать, на какие оценки, вы будете учиться в школе.

Предлагаю вам пройти за столы, сесть и взять в правую руку карандаш. Руку на локоток, покажите, что вы готовы. Мы выполним с вами математический диктант.

(Итог диктанта – цифра 5).

Воспитатель: - Дети, на какие оценки вы будете учиться?

Дети : - На пятёрки!

Итог занятия( Звучит фонограмма голоса царицы знаний.)

Воспитатель: - Нам пора возвращаться! Давайте подойдём к нашему телепорту и произнесём волшебные слова.

Вот и наша группа и гости. Давайте со всеми попрощаемся и пойдём отдыхать и рассматривать подарки. (Дети уходят).

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе для педагогов ДОУ и родителей

Возраст – дети 6-7 лет.
Предмет, тема занятия . Логопедическое занятие по теме: итоговое занятие.
Образовательная область: коммуникативная.
Этап обучения : 3 период, итоговое занятие.
Цель : Проверить знания воспитанников подготовительной логопедической группы ДОУ в конце учебного года.
Задачи:
Коррекционно – образовательные, развивающие: Развитие речевого слуха, фонематических представлений, совершенствование звуко-буквенного анализа, навыка чтения слогов, слов, предложений. Развитие связной речи через театрализованную игру. Развитие интонационной выразительности речи. Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия.
Коррекционно – воспитательные задачи. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Тип занятия - комплексное.
Используемые приемы, методы, технологии обучения:
исследовательское обучение, моделирование, частично-поисковые вопросы, технология развития навыков детского сотрудничества.
Оборудование (техническое, демонстрационное, раздаточное):
магнитофон с записями песен, магнитные доски, костюмы и маски для детей (костюм колобка, вороны, медведя, зайца, волка, лисы, маска жука, очки и усы для дедушки), напечатанные слова, схемы, текст рассказа «Очки», медали для детей.
Прогнозированный результат:
Знания детей по грамоте соответствуют программе подготовительной логопедической группы ДОУ.
Состояние звукопроизношения (все дети идут в общеобразовательную школу).
Литература:
1 Каше А.Г. «Подготовка детей к школе», М., «Просвещение», 1985г.
2 Герасимова А.С. «Тесты по подготовке к школе», М., «Айрис-пресс»,
2004г.
3 Филичева Т.Б. «Учись говорить правильно», Москва, 1993г.
4 Кылосова Л.Е. «Коррекция звукопроизношения у детей» (Дидактический материал), Волгоград, «Учитель», 2009г.

Ход занятия:

1 Дети входят в зал под веселую музыку
- Сегодня на открытом занятии по грамоте мы покажем родителям все наши знания, которые получили в течение 2-х лет занятий в логопедической группе.

- А чему мы учились с вами на логопедических занятиях?
- Правильно. Если вы разгадаете ребус, то узнаете, кто помогает детям исправлять речь: «ВЕ – ЛО – СИ – ПЕД» СИ = ГО - логопед.
- Правильно. Логопед помогает детям научиться правильно говорить все звуки родного языка, говорить выразительно. Учит читать и даже грамотно писать.
- Давайте прочитаем, что здесь написано:
Мы будем разговаривать и будем выговаривать:
Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно!

Прочитать стихотворение:
Живет на свете Саша, во рту у Саши каша-
Не рисовая каша, не гречневая каша, не манка, не овсянка
На сладком молоке. С утра во рту у Саши слова простые наши,
Слова простые наши на русском языке.
Но то, что можно внятно сказать для всех понятно,
Красиво, чисто, ясно, как люди говорят.
Наш Саша так корежит, что сам понять не может.
Он скажет: «До свидания!», а слышится: «До здания».
Он спросит: «Где калоши?», а слышно: «Это лошадь».
Он может, но не хочет за речью последить.
Нам нужен переводчик его переводить.
- Ребята, а почему Саша плохо говорит? Наши дети - молодцы и в конце учебного года уже научились говорить все звуки правильно и если будут стараться сегодня на занятии будут говорить четко, не торопясь, произносить все звуки.
А теперь мы с вами поедем в гости к дедушке и бабушке
Магнитофон, запись песни «Мы едем, едем, едем в далекие края».
Композитор: Шаинский В., автор слов: Пляцковский М.
- Артикуляционная гимнастика: Толстые внуки приехали в гости, с ними худые, лишь кожа да кости. Бабушка с дедушкой всем улыбнулись, поцеловать они всех потянулись. Утром проснулись в улыбочке губы: чистим свои мы верхние зубы, с нижними зубками тоже мы дружим: чистим мы зубы внутри и снаружи. Блюдо поставят, блины нам положат. Блинчик жуем и завернем. Чашки поставят, мы чаю попили. Вкусно всем было, нам угодили.
- А какие еще вы знаете русские народные сказки, в которых герои: дедушка и бабушка?
- И у нас в гостях: «На сметане я мешен, на окошке я стужен, золотистый бок. Ну, конечно: колобок». Только у нас с вами будет немного другая сказка про колобка.
Катится Колобок , а навстречу ему жук. Колобок спрашивает: «Ты кто?»
Я жук. «Я жук, я жук, я тут живу. Жужжу, жужжу и не тужу.»
- Поем песенку жука.

Магнитофон «Песенка жука» . (Логопедические распевки).
Колобок был такой аппетитный, жук решил его съесть. Не ешь меня, я тебе песенку спою. А жук говорит, знаю я твою песенку, лучше помоги выполнить мне одно задание, тогда не съем. Ребята, поможем колобку.
- Один пишет слово: ЖУЧОК, второй ребенок делает звуковой анализ.
- «Колобок, колобок, помоги найти грибок: прочти слово, встань под свой грибок». Дети читают слова, делят их на слоги и встают у грибка с символами слогов. (Грибки: 1-2-3 слога. Слова: Женя, снежок, этажи, еж, жирафы, жук, желуди). Назовите, какой звук во всех словах?
- Какое правило вы нашли в словах. Хором проговорить правило: ЖИ – ШИ - пиши через «И».
- Покатился колобок дальше, а навстречу ему заяц.
- Колобок, колобок, я тебя съем. Не ешь меня, я тебе песенку спою. Знаю я твои песенки, лучше выполни мое задание, тогда не съем
- назовите родственные слова к слову – заяц: зайчишка, зайчонок, заячья, зайчишки.
- Подберите слова со звуком «З» к схеме: начало, середина.
Прописаны слова: Зайка, коза, змея, ваза.
А почему в конце слова «З» мы часто не слышим - оглушается. Какие парные звонкие и глухие согласные вы знаете?
Поиграем в игру «Зайки серые сидят». Игра:
«Зайки серые сидят и ушами шевелят: вот так, вот так и ушами шевелят.(руки как уши) Зайкам холодно сидеть надо лапки им погреть: вот так, вот так надо лапки им согреть (хлопаем в ладоши). Зайкам холодно стоять, надо зайкам поплясать: вот так вот так надо зайка поплясать (дети танцуют).

А теперь спойте мою любимую песенку: «В зеленом, зеленом, зеленом лесу».
Магнитофон: песня «В зеленом, зеленом лесу». (Логопедические распевки).
] - Катится колобок, а навстречу ему Мишка - медведь. Говорит: «Колобок, колобок, я тебя съем». Не ешь меня. Я тебе песенку спою. Знаю я твою песенку. Не съем, если выполнишь мое задание.
- Любимая игра у мишки: рифмовочки. Я говорю, вы подбираете рифму: Маша-каша, ложка – мошка, петушок – гребешок. Кто альбом раскрасит наш, ну, конечно, …(карандаш). Кто улегся у окошка, ну, конечно, наша – (кошка). Замени «Ш» на «Ж» (шить – жить, Леша – лежа, машут - мажут).
- Мишка очень любит разгадывать кроссворды: через загадки: «сама крошка, боится кошки» - мышка. Где учатся дети? - школа. Косолапый топтыжка - мишка. (Нарисована схема кроссворда).
- Расскажите стишки про мишку.


Дети рассказывают стишки: «Мишка милый, мишка славный, неуклюжий и забавный. Весь из плюша мишка сшит, ватой пышною набит».
«Мой мишутка плюшевый ничего не кушает. Целый день в углу сидит, и на нас с тобой глядит ». (Автор не известен)
Мишка отпустил колобка.
- Катится колобок, а навстречу ему волк. «Колобок, колобок, я тебя съем. – Не ешь меня, я тебе песенку спою» Знаю я твою песенку. Выполни задание, которое мне дали в лесной школе: Вставь пропущенную букву в слова: Во.к- Кук.а, .авка, со.онка. Какое слово подходит к этой схеме? (символы: синий- согласный, красный - гласный, синий - согласный, синий - согласный – ВОЛК).
- Катится колобок, а навстречу ему лиса, она только что полакомилась сыром, который ей достался от одной птицы и колобка ей совсем есть не хотелось. Отгадайте, что это за птица: первый звук - в, 2-о, 3-р, 4-о,5-н,6 –а. ВОРОНА. Подберите слова признаки к слову ворона, слова – действия.
- Инсценировка стихотворения «Ворона» . (Автор В. Орлов). Исполняют двое ребят.
«Кра!- кричит ворона.- Кража! Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано! Грош украл он из кармана!
Карандаш! Картонку! Пробку! И красивую коробку!
- Стой, ворона, не кричи, не кричи ты, помолчи.
Жить не можешь без обмана. У тебя же нет кармана.
- Как!- Подпрыгнула ворона и моргнула удивленно.
- Что ж вы раньше не сказали! Ка-ра-ул! Карман украли!»
- Ворона недавно летала к нам в город и украла. Отгадайте что. Загадка: «Два близнеца, два братца. Верхом на нос садятся» - очки.


- Чтение и инсценировка рассказа «Очки» . (Автор не известен).
Текст напечатан.
«Дедушка надел очки и стал читать книгу. Алеша говорит: «Дедушка, купи мне очки, я тоже хочу читать книги».
- Прав ли Алеша? Помогут ему очки? Как вы учились читать?
- Назовите - из чего состоит этот рассказ. Сколько предложений в этом рассказе? Какое правило про предложение вы знаете?
- Вороне, лисе очень понравились ваши инсценировки, они решили отвести колобка дедушке и бабушке, а вас угостить сладкими конфетками.
- Мы с вами возвращаемся в группу с песней «Мы едем, едем, едем».
Поделиться