Еще один фоторепортаж для моих молчаливых, но, надеюсь, вдумчивых читателей. Побывал сегодня в Брянской области, т.к. временами возникает ощущение, что большую часть увлекательных мест Смоленщины я уже обозрел. Вчера я был в Новодугинском районе в селе Высокое, где находится руинированная усадьба Шереметьевых. Сегодня - очередная усадьба, которая являет собой хозяйский подход к сохранению исторического наследия. Все полтора часа, что мы провели в Овстуге, наблюдали, как подъезжают сюда один за другим автомобили и туристические автобусы. Спрос на посещение подобных объектов, безусловно, есть. Тем обиднее, что в Смоленской области, при том, что у нас около двух десяток усадеб, посещать практически нечего. Если не считать , и . К последним двум объектам нет даже толковых указателей. Не удивительно, что иногородне туристы плутают, прежде чем находят искомую достопримечательность. А вот на Овстуг указатель есть. И на соседний Вщиж тоже. О нем я расскажу в отдельной записи.
В выходные дни сюда наверняка приезжают свадьбы. То тут, то там видны атрибуты подобных вояжей - ленточки и замочки.
Памятник Федору Тютчеву у пруда. В беседке одна группа культурно отдыхающих сменяла другую. Люди тянутся к прекрасному!
На территории усадьбы есть полувысохший пруд и лебеди, которые, похоже, привыкли к вниманию со стороны туристов.
Ну, в общем, я не удержался и запилил селфач))
Несколько картинок из усадебного дома. Дом, как было принято в ту эпоху, был разделен на публичную зону (1 этаж) и жилую (2 этаж). Вещей, принадлежащих Тютчевым - единицы. Например, на фото ниже в правом углу мы видим столик. Так вот, скатерть на столе - из дома Тютчевых. Все остальное - вещи той эпохи. В целом здание повторяет оригинал как снаружи, так и планировкой.
А на улице тем временем совсем распогодилось.
Около усадьбы - здание школы младшей дочери Федора Тютчева - Марии. Некогда самая крупная сельская школа в Брянском уезде.
На этом наш вояж по Брянщине не закончился. Следующий пункт маршрута - Вщиж!
Овстуг - это усадьба дворянского рода Тютчевых на берегу реки Овстуженки, в одноимённом селе Жуковского района Брянской области. В 1803 г. здесь родился выдающийся поэт Фёдор Иванович Тютчев.
В 1770−е годы секунд-майор Николай Андреевич Тютчев, владелец имения Знаменское под Мышкином, получил овстугские земли в качестве приданого за женой Пелагеей Денисовной, урождённой Панютиной. После переезда из Ярославской губернии в Орловскую он заложил в Овстуге усадебный дом с Успенской церковью (1778).
Его сын Иван Николаевич (отец поэта), похороненный рядом с Успенской церковью, на конце 1840−х гг. заказал архитектору Герасимову проект более просторного господского дома в стилистике позднего классицизма. Уже в 1846 г. строительные работы были завершены.
В пореформенное время усадьба, как и многие иные дворянские гнёзда, «оскудела» и пришла в упадок. Практически все постройки тютчевского времени, включая господский дом, были разобраны на стройматериалы в начале XX века. То немногое, что оставалось, погибло в годы коллективизации и Великой Отечественной войны.
Музей был открыт в 1957 году и первоначально размещался в здании сельской школы, основанной дочерью поэта Марией Федоровной Бирилевой в 1871 году. В 1986 году было восстановлено здание усадебного дома, где на высоком художественном уровне построена литературно-мемориальная экспозиция. В первом зале отражены детство и юность поэта, показаны подлинные портреты родителей, рояль, подаренный поэтом его учителю Раич. Во втором зале заграничный период жизни Тютчева в Мюнхене и Турине. В третьем зале петербургский период жизни поэта, его литературное окружение, семья, любовь к Денисьевой. Две комнаты кабинет и гостинная мемориальные.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ УСАДЬБЫ:
Усадебный дом
В центре села, на возвышенном месте, в 1770−х гг. по приказу деда Н.А. Тютчева был построен деревянный дом, в котором 5 декабря 1803 года и родился Федор Тютчев. Отец Иван Николаевич, заботясь о благе семейства, на рубеже 1830−1840−х гг. заказал проект нового каменного дома архитектору Г.Ф. Герасимову. Проект был выполнен в стиле позднего ампира. Цокольный этаж очень подходил для хозяйственных и подсобных помещений.
Первый этаж в духе уже уходящей моды конца XVIII нач. XIX вв. позволял создавать «парадные» интерьеры с высокими потолками и анфиладным расположением комнат.
Над средней частью дома поставлен мезонин с куполом-фонарем и шпилем для флагштока, на котором поднимался флаг с фамильным гербом. Со стороны парка к балкончику-террасе примыкал пандус.
Флигель
По соседству с домом Тютчевых в начале XIX в. хозяин усадьбы Иван Николаевич
Тютчев распорядился построить домик для гостей гостевой флигель. Высокий
фундамент и строгое крыльцо-терраса выделяли строение, делали его заметным и
нарядным.
Комнаты флигеля уютные и теплые, наверное, были оценены по достоинству
многочисленными посетителями. Судьбу тютчевских владений разделил и этот домик.
Разрушалась, ветшали усадьба и флигель. В начале XX в. раскатали по бревнышку,
разобрали часть фундамента.
Земля сохранила несколько рядов старой кирпичной кладки, а в архивах сохранились рисунки и акварели с изображениями флигеля. Благодаря этим подсказкам к 2003 году домик для гостей был воссоздан во всей его неяркой прелести.
Беседка на острове
По распоряжению Николая Андреевича Тютчева в естественном понижении парка, там, где пробивались к свету чистейшие ключи, крепостные крестьяне выкопали озерцо. Оно быстро наполнилось прозрачной и холодной родниковой водой. А в центре водоема оставили островок позднее он станет излюбленным местом отдыха для всех Тютчевых. Дивный вид открывался из этой точки усадьбы на парк, на дом, на всю округу. Когда на островке установили беседку строгую, изящную, грациозную в своей простоте архивы пока умалчивают.
Школа Марии Федеровны Тютчевой
Дочь Тютчева Мария Федоровна Бирилева, желая способствовать распространению грамотности, принила на себя единовременные издержки на перестройку дома под училище, со всеми строительными материалами, а также на снабжение школы училищными принадлежностями.
Благодаря неотступным хлопотам Марии Федоровны за пол года, была проделана громадная работа, и в Овстуге открывается образцовое училище с пятигодичным сроком обучения самая крупная сельская в Брянском уезде. 21 октября 1871 года училище освящено и начинает работать.
В школе музее воссоздана «комната земского учителя». В ней нет особой мемориальности Тютчевской поры, это скорее собирательный образ, ответ на вопрос как жили сельские учителя 19−20 вв.
Одним из таких просветителей-энтузиастов, не ради наград свершающих ежедневный труд был, несомненно, Гамолин Владимир Данилович создатель и первый директор музея Федора Тютчева. Не рассказать в двух словах, как много он сделал для родного края, для России. В старой школе создан мемориальный уголок «комната-музей В.Д. Гамолина».
Церковь
Православная церковь Успения Богородицы в с. Овстуг создана в конце XVIII в. по решению Николая Андреевича Тютчева. У стен храма был похоронен в 1846 г. Иван Николаевич Тютчев отец поэта. Здесь установлен в 1997 г. памятный обелиск белоснежная колонна на гранитном постаменте.
Церковь была полностью разрушена во время второй мировой войны. В архивах сохранилось описание храма, выполненное в XIX в. страховой компанией, что позволило институту «Брянскгражданпроект» разработать план восстановления церкви.
Однако в архивах сохранилось описание храма, что позволило восстановить его в 2003 году.
Ветряная мельница
Ветряная мельница-шатровка в форме усеченной пирамиды имеет высоту 6 саженей 1 аршин. Она установлена на самой высоком холме села и видна издалека. А водяную мельницу восстановили на прежнем месте. В глади мельничного пруда отражается синь небес, и этот уголок очень украсил окружающий пейзаж.
Памятник Федору Ивановичу Тютчеву
На берегу усадебного пруда посетителей встречает памятник Ф.И.Тютчеву скульптора Алексея Кобилинца (лауреата тютчевской премии). В год 175−летия со дня рождения поэта была установлена эта работа талантливого мастера. Она очень удачно вписалась в окружающий ландшафт. Высота изображения 3 м. Поэт задумчив и чуть печален. К подножью памятника возлагают цветы во все времена года.
КАК ДОБРАТЬСЯ ДО МУЗЕЯ-УСАДЬБЫ ТЮТЧЕВА
Музей-усадьба Федора Ивановича Тютчева находится по адресу: Брянская область, Жуковский район, село Овстуг, улица Тютчева, 30. Добраться туда можно от автовокзала Брянска на автобусе, следующем по маршруту «Брянск - Новоселки», до остановки «Село Овстуг».
Века рождаются, и исчезают снова,
Одно столетие стирается другим;
Что может избежать от гнева Крона злого?
Что может устоять пред грозным богом сим?
Ф. И. Тютчев - 1816 г.
Строки написаны 13 летним мыслителем, который родился и подрастал среди природы, в родном имении Овстуг. Какие книги, разговоры, размышления, могли подарить такой философский настрой? Из какого источника поэт черпал подобные озарения?
Словно нечто непостижимое, необъяснимое, невысказанное словом, растворенное в атмосфере, земле и растениях этого края, нашло благодатную почву в ранимой душе мальчика-подростка. С этими местами он связан генетически.
Два века минуло со дня рождения поэта, философа, патриота, острослова, публициста и мыслителя Тютчева, но сегодня, в наше прагматичное, торопливое время стоит приехать в Овстуг, замереть на мгновение у входа в усадьбу и сиюминутные проблемы, обиды, тревоги отодвигаются, бледнеют.
1.Вначале немного исторических данных. Отец Ф.И. Тютчева, Иван Николаевич на рубеже 1830-1840-х гг. заказал проект нового каменного дома архитектору Г.Ф. Герасимову. Проект был выполнен в новом стиле классицизма. Особое очарование придают ему мезонин, портики, пандус и балконы.
2. Обстановку залов составляли многочисленные предметы художественной мебели, осветительные приборы, произведения декоративно-прикладного искусства, картины, скульптуры, гравюры. Значительная часть предметов убранства интерьеров (мебель, ковры, часы и т.д.) были привезены из столицы, а часть предметов изготовлена крепостными мастерами.
Фёдор Иванович хоть и любил свой дом-усадьбу, но бывал в ней лишь наездами - служба. Поэтому настоящей хозяйкой здесь была вторая жена поэта - Эрнестина, которая прожила в имении почти 30 лет. Но тютчевскую усадьбу в Овстуге постигла участь, общая для всех дворянских гнёзд. После смерти Фёдора Ивановича никто из его родственников здесь не жил, Эрнестина Фёдоровна переехала к сыну Ивану в Мураново, туда же мбыл вывезен интерьер и даже паркет, поэтому усадьба была обречена на разрушение и разорение. В 1912 году художник О. Клевер запечатлел такую картину - обвалившийся балкон, осыпавшаяся штукатурка, забитые окна, а перед домом пасут свиней. Через два года не осталось и этого, местным жителям понадобились кирпичи на строительство волостной управы, после обращения к внуку поэта Николаю Ивановичу и получения разрешения - дом был разобран на кирпичи. В 1941 году, немцы взорвали дедовская церковь и вырубили вековые аллеи в парке. На месте усадебного дома в начале 50-х была скотоводческая ферма.
Но не перевелись ещё в России настоящие энтузиасты и патриоты - молодой учитель местной школы родом из Овстуга Владимир Данилович Гамолин решил восстановить усадьбу с нуля и сделал это. Им проводилась собирательская, исследовательская работа, осуществлялось взаимодействие с наследниками поэта. В оформлении экспозиции оказали помощь художники подмосковного музея им. Ф. И. Тютчева «Мураново» — Е. Перцева и А.Антонов. Потомки поэта участвовали в формировании фондов музея — передали музею альбом с семейными фотографиями, книги из библиотеки Ф. И. Тютчева, портреты родителей поэта, гравюры, литографии, дорожный пюпитр для письменных принадлежностей М. Ф. Тютчевой -дочери поэта, столик для рукоделия, скатерть с вышивкой. Музей Ф. И. Тютчева в селе Овстуг (поначалу — комната-музей) открыт в январе 1957 г., первая экспозиция которого разместилась в мемориальном здании школы для крестьянских детей, созданной М. Ф. Тютчевой.
В июне 1986 г. возрождённый дом поэта принял первых посетителей. Восстановлению внутренних интерьеров дома помог документ 1874 года — «Охранительная опись движимому имуществу...» тайного советника Ф.И. Тютчева. В документе зафиксировано убранство каждой комнаты.
В музей Овстуга, дабы создать в доме антураж 19 века, пришлось закупать в антикварных магазинах старинную мебель и множество картин, но, самое главное, работникам музея это удалось. Личных предметов Тютчева здесь немного, найти их было тяжело
И всё же…..
В 1984 г. в Астрахани были приобретены семейные реликвии, принадлежавшие внучке поэта Ольге Дмитриевне: прижизненная копия послужного списка Ф.И.Тютчева, томик его стихов, первое его издание с автографом автора И.С.Аксакова. Ряд фотографий и диван Эрнестины Фёдоровны передал музею правнук поэта К.В.Пигарев. Одна из внучек, проживавшая в Воронеже, передала рояль, который некогда стоял в доме Тютчевых.
3. Знакомство с внутренним убранством начнём с Алой гостиной — большим залом для проведения раутов, приемов и музыкальных вечеров. Комната оформлена в том неповторимом оттенке, который нравился хозяйке дома — Эрнестине Тютчевой. Это позволило создать особую атмосферу уюта, тепла и доброжелательности, несомненно, присущую ее характеру. Экспозиция в Алой гостиной посвящена петербургскому периоду жизни Ф.И. Тютчева (50-70 гг.). Портреты друзей и современников, виды Петербурга и Москвы. На стене, между двух светильников, висит и портрет Елены Александровны Денисьевой - последней любви Фёдора Ивановича. Он несколько отдалён от других портретов, чтобы подчеркнуть значительность этой женщины для поэта.
4. Вокруг редкой иконы Спасителя расположены бело-голубые плакетки фирмы Д. Веджвуда - классические декоративные изделия с типичным художественным оформлением в виде барельефа, которые являлись непременным, модным элементом интерьера того времени. Далее литографии с видами Москвы и Петербурга.
5. В углу стоит книжный шкаф-секретер в окруженни двух кресел красного дерева, украшенных резьбой на спинках и подлокотниках. На стене висят литографии и картины, изображающие батальные сцены, профильный портрет императора Николая I, под стеклом стихи из первого сборника стихов, вышедшего в 1854 г. в приложении к литературному журналу "Современник".
На полу настелен паркет с рисунком "звезда", заключённая в квадрат. Модный в XIX веке во дворцах паркет, непременная часть интерьера, был очень дорогим из-за сложности изготовления. Паркет щитовой на шпонках состоит из щитов размером 71x71см, щиты состоят из отдельных брусков, сплоченных на шпонках.
Фундамент каждого щита наборного паркета оклеивали с лицевой стороны клепкой, составляя определенный рисунок. Рисунок могли составлять из одного или нескольких типов клепки.
6. В голубой гостинной нас всречает портрет Эрнестины Федоровны Тютчевой, урождённой Пфепфель, второй жены поэта, "женщины замечательной красоты и ума", по словам И.С. Аксакова. Он исполнен баварским художником Ф. Дюрком в 1840 г. . Слева от её портрета -портрет юной дочери Марии. Под ними диван красного дерева, модный в 1800-1830 гг. с двояко-выгнутой жёсткой спинкой. Верх спинки и волюты локотников резные. На спинке текстура фанеровки - «пламя». Круглый стол красного дерева с вырезанными лебедями у основания стола. Распростёртые лебединые крылья запечатлены на дворянском гербе Тютчевых.
На столе светильник в классическом стиле из свинцового хрусталя с алмазной гранью. Петербургский стекольный завод выпускал в первой трети XIX века в большом количестве и очень высокого качества граненую хрустальную посуду, вазы, торшеры, люстры, канделябры и т.д. Эти изделия нередко оправлялись в золоченую бронзу и отличались, как правило, высокими художественными достоинствами. Ковры — самый распространенный драпировочный материал. Большей частью в период позднего классицизма коврами устланы фрагменты полов. Выбор места для ковра не случаен — он определяет и ограничивает главную функциональную зону в комнате. В гостиной и диванной — это место перед диваном, где стоят стол, стулья или кресла. Немного выбивается из общего стиля небольшой столик в стиле барокко с ножками в виде крылатых грифонов.
7. Справа от портрета Эрнестины расположен портрет её сыновей Дмитрия и Ивана, написанный с фотографии 1850 г. . Над немецким фортепиано красного дерева висит портрет Евдокии Мещерской, тёти поэта, с дочерью Анастасией Мещерской (в замужестве Озеровой) и подругой Елчаниновой, написан художником Ефимом Спажинским в 1807 году в Полоцке, предположительно во время паломнической поездки Мещерских и Елчаниновой к местам, связанным с Ефросинией Полоцкой. Из гостиной можно выйти на террасу, спуститься в парк, пройти к беседке на островке пруда.
8. В кабинете хранится письменный стол-бюро, подаренный Ф.Тютчеву старшим братом. На столе, гусиное перо, а над столом барометр немецкой работы, изготовленный в 1843 году. Он показывает изменение атмосферного давления и сегодня. Над рабочим столом висит портрет Д.И.Сушковой - сестры поэта, выполненный Иваном Макаровым в1850-е годы.
9. У противоположной стены стоит книжный шкаф красного дерева с собранием книг XIX века. Над ним портреты дедушки и бабушки Ф.И. Тютчева - Николая Андреевича Тютчева - секунд-майора и ярославского помещика; и Пелагеи Денисовны, урождённой Панютиной. Именно в приданное за ней получил Николай Андреевич овстужские земли. В 1778 г. он заложил в Овстуге усадебный дом и Успенскую церковь. В этом доме 23 ноября 1803 года родился Фёдор Иванович Тютчев.
10. У другой стены кабинета стоит мебельный гарнитур в стиле бидермейер: софа и два кресла. Здесь мы не найдём каких-либо архитектурных излишеств. Зато ограниченность форм полностью компенсируется яркой обивкой мебели. На стене над ними портреты родителей Тютчева: Ивана Николаевича и Екатерины Львовны.
11. В голубой гостиной отображён мюнхенский период жизни Тютчева, когда 11 июня 1822 г. он уехал в Мюнхен чиновником при дипломатической миссии и прожил за границей 22 года. В 1826 г. поэт женился. На стене - портрет первой жены Элеоноры Петерсон, урождённой графини Ботмер, в лице которой он обрёл любящую жену и преданного друга. Мебель представлена неоклассическим гарнитуром мебельных мастерских Генриха Гамбса, изделия которых были широко распространены в интерьере дворянских усадеб. Идею этого гарнитура он перенял у французских мебельщиков эпохи Людовика
XVI
: де Мену, Н-К Фолио, Ж. Жакоба. Обивка гарнитура выполнена популярным гобеленом Бовэ.
12. В зелёной столовой накрыт стол на 8 персон сервизом изготовленным на фарфоровом заводе товарищества М.С. Кузнецова. Скоро обед и вся семья соберётся за столом. Обстановка создаёт ощущение жилого дома.
13. У стены находится интересный экземпляр комбинированной мебели
XIX
века - комод-горка. Мастера-краснодеревщики находились в поиске новых форм и воплощали свои идеи в виде шкафов-секретеров, комодов-этажерок и других подобных комбинаций. По всем комнатам усадьбы расставлены горшки с большими цветами, что так же создаёт ощущение обжитого уютного дома.
14. Эта комната рассказывает о детских и юношеских годах Тютчева, которые он провёл в Москве в доме, расположенном в Армянском переулке и в подмосковном Троицком. Вид московского дома можно увидеть на литографии, под портретом шестнадцатилетнего Фёдора. А под портретом его старшего брата Николая, офицера Генштаба, висит план первого этажа усадьбы в Овстуге. Особую мемориальную ценность в этом зале имеет рояль фирмы «Велениус», подаренный благодарным учеником Ф.И. Тютчевым в 1821 г. первому учителю и воспитателю Семёну Егорычу Раичу (Амфитеатрову) - педагогу, поэту, знатоку и переводчику античной и итальянской поэзии. Наследники учителя бережно хранили семейную реликвию и передали инструмент в музей в 1990-е годы.
15. В вестибюле усадьбы посетителей встречает большая картина художника С. Литвинова "Тютчев в Петербурге". Где Фёдор Иванович изображён с друзьями-литераторами в Летнем саду Санкт-Петербурга. Справа портрет Александра Сергеевича Пушкина. Двадцать четыре стихотворения под общим заголовком «Стихотворения, присланные из Германии» и с подписью «Ф. Т.» появились в третьем и четвертом томах пушкинского« Современника » в 1836 г.. За год до смерти А.С. Пушкин прочёл его стихи, высоко оценив их, и выразив желание познакомиться с Тютчевым. Увы, судьба отвела Пушкину совсем мало времени. Печать стихов Тютчева на страницах «Современника» продолжалось и после смерти Пушкина — вплоть до 1840 года. За некоторыми исключениями, они были отобраны еще самим Пушкиным.
В усадьбе проводятся театрализованные экскурсии, когда каждый период жизни Фёдора Ивановича представляют экскурсоводы от имени няни, воспитателя, Элеоноры, Эрнестины. Создаётся полное погружение в атмосферу жизни Тютчева и жизни усадьбы.
Очень понравилась книга «Тютчев: Тайный советник и камергер». Автор Экштут Семен Аркадьевич. Рекомендую, потому что очень легкий слог.
В создании сообщения использовались интернет ресурсы:
Мебель России в первой трети XIX века
Стиль классицизм. Эпоха классицизма
Дворянская усадьба в русской культуре XIX века
Мебель 19 века основных европейских стран
Овстуг, музей-усадьба Тютчева