Овстуг усадьба тютчева официальный. Экскурсия по дому

Еще один фоторепортаж для моих молчаливых, но, надеюсь, вдумчивых читателей. Побывал сегодня в Брянской области, т.к. временами возникает ощущение, что большую часть увлекательных мест Смоленщины я уже обозрел. Вчера я был в Новодугинском районе в селе Высокое, где находится руинированная усадьба Шереметьевых. Сегодня - очередная усадьба, которая являет собой хозяйский подход к сохранению исторического наследия. Все полтора часа, что мы провели в Овстуге, наблюдали, как подъезжают сюда один за другим автомобили и туристические автобусы. Спрос на посещение подобных объектов, безусловно, есть. Тем обиднее, что в Смоленской области, при том, что у нас около двух десяток усадеб, посещать практически нечего. Если не считать , и . К последним двум объектам нет даже толковых указателей. Не удивительно, что иногородне туристы плутают, прежде чем находят искомую достопримечательность. А вот на Овстуг указатель есть. И на соседний Вщиж тоже. О нем я расскажу в отдельной записи.

В выходные дни сюда наверняка приезжают свадьбы. То тут, то там видны атрибуты подобных вояжей - ленточки и замочки.

Памятник Федору Тютчеву у пруда. В беседке одна группа культурно отдыхающих сменяла другую. Люди тянутся к прекрасному!

На территории усадьбы есть полувысохший пруд и лебеди, которые, похоже, привыкли к вниманию со стороны туристов.

Ну, в общем, я не удержался и запилил селфач))

Несколько картинок из усадебного дома. Дом, как было принято в ту эпоху, был разделен на публичную зону (1 этаж) и жилую (2 этаж). Вещей, принадлежащих Тютчевым - единицы. Например, на фото ниже в правом углу мы видим столик. Так вот, скатерть на столе - из дома Тютчевых. Все остальное - вещи той эпохи. В целом здание повторяет оригинал как снаружи, так и планировкой.

А на улице тем временем совсем распогодилось.

Около усадьбы - здание школы младшей дочери Федора Тютчева - Марии. Некогда самая крупная сельская школа в Брянском уезде.

На этом наш вояж по Брянщине не закончился. Следующий пункт маршрута - Вщиж!

Овстуг - это усадьба дворянского рода Тютчевых на берегу реки Овстуженки, в одноимённом селе Жуковского района Брянской области. В 1803 г. здесь родился выдающийся поэт Фёдор Иванович Тютчев.

В 1770−е годы секунд-майор Николай Андреевич Тютчев, владелец имения Знаменское под Мышкином, получил овстугские земли в качестве приданого за женой Пелагеей Денисовной, урождённой Панютиной. После переезда из Ярославской губернии в Орловскую он заложил в Овстуге усадебный дом с Успенской церковью (1778).

Его сын Иван Николаевич (отец поэта), похороненный рядом с Успенской церковью, на конце 1840−х гг. заказал архитектору Герасимову проект более просторного господского дома в стилистике позднего классицизма. Уже в 1846 г. строительные работы были завершены.

В пореформенное время усадьба, как и многие иные дворянские гнёзда, «оскудела» и пришла в упадок. Практически все постройки тютчевского времени, включая господский дом, были разобраны на стройматериалы в начале XX века. То немногое, что оставалось, погибло в годы коллективизации и Великой Отечественной войны.

Музей был открыт в 1957 году и первоначально размещался в здании сельской школы, основанной дочерью поэта Марией Федоровной Бирилевой в 1871 году. В 1986 году было восстановлено здание усадебного дома, где на высоком художественном уровне построена литературно-мемориальная экспозиция. В первом зале отражены детство и юность поэта, показаны подлинные портреты родителей, рояль, подаренный поэтом его учителю Раич. Во втором зале — заграничный период жизни Тютчева в Мюнхене и Турине. В третьем зале — петербургский период жизни поэта, его литературное окружение, семья, любовь к Денисьевой. Две комнаты — кабинет и гостинная — мемориальные.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ УСАДЬБЫ:

Усадебный дом

В центре села, на возвышенном месте, в 1770−х гг. по приказу деда Н.А. Тютчева был построен деревянный дом, в котором 5 декабря 1803 года и родился Федор Тютчев. Отец Иван Николаевич, заботясь о благе семейства, на рубеже 1830−1840−х гг. заказал проект нового каменного дома архитектору Г.Ф. Герасимову. Проект был выполнен в стиле позднего ампира. Цокольный этаж очень подходил для хозяйственных и подсобных помещений.

Первый этаж в духе уже уходящей моды конца XVIII нач. XIX вв. позволял создавать «парадные» интерьеры с высокими потолками и анфиладным расположением комнат.

Над средней частью дома поставлен мезонин с куполом-фонарем и шпилем для флагштока, на котором поднимался флаг с фамильным гербом. Со стороны парка к балкончику-террасе примыкал пандус.

Флигель

По соседству с домом Тютчевых в начале XIX в. хозяин усадьбы Иван Николаевич Тютчев распорядился построить домик для гостей — гостевой флигель. Высокий фундамент и строгое крыльцо-терраса выделяли строение, делали его заметным и нарядным.
Комнаты флигеля уютные и теплые, наверное, были оценены по достоинству многочисленными посетителями. Судьбу тютчевских владений разделил и этот домик. Разрушалась, ветшали усадьба и флигель. В начале XX в. раскатали по бревнышку, разобрали часть фундамента.

Земля сохранила несколько рядов старой кирпичной кладки, а в архивах сохранились рисунки и акварели с изображениями флигеля. Благодаря этим подсказкам к 2003 году домик для гостей был воссоздан во всей его неяркой прелести.

Беседка на острове

По распоряжению Николая Андреевича Тютчева в естественном понижении парка, там, где пробивались к свету чистейшие ключи, крепостные крестьяне выкопали озерцо. Оно быстро наполнилось прозрачной и холодной родниковой водой. А в центре водоема оставили островок — позднее он станет излюбленным местом отдыха для всех Тютчевых. Дивный вид открывался из этой точки усадьбы на парк, на дом, на всю округу. Когда на островке установили беседку — строгую, изящную, грациозную в своей простоте — архивы пока умалчивают.

Школа Марии Федеровны Тютчевой

Дочь Тютчева Мария Федоровна Бирилева, желая способствовать распространению грамотности, принила на себя единовременные издержки на перестройку дома под училище, со всеми строительными материалами, а также на снабжение школы училищными принадлежностями.

Благодаря неотступным хлопотам Марии Федоровны за пол года, была проделана громадная работа, и в Овстуге открывается образцовое училище с пятигодичным сроком обучения — самая крупная сельская в Брянском уезде. 21 октября 1871 года — училище освящено и начинает работать.

В школе — музее воссоздана «комната земского учителя». В ней нет особой мемориальности Тютчевской поры, это скорее собирательный образ, ответ на вопрос — как жили сельские учителя 19−20 вв.

Одним из таких просветителей-энтузиастов, не ради наград свершающих ежедневный труд — был, несомненно, Гамолин Владимир Данилович — создатель и первый директор музея Федора Тютчева. Не рассказать в двух словах, как много он сделал для родного края, для России. В старой школе создан мемориальный уголок «комната-музей В.Д. Гамолина».

Церковь

Православная церковь Успения Богородицы в с. Овстуг создана в конце XVIII в. по решению Николая Андреевича Тютчева. У стен храма был похоронен в 1846 г. Иван Николаевич Тютчев — отец поэта. Здесь установлен в 1997 г. памятный обелиск — белоснежная колонна на гранитном постаменте.

Церковь была полностью разрушена во время второй мировой войны. В архивах сохранилось описание храма, выполненное в XIX в. страховой компанией, что позволило институту «Брянскгражданпроект» разработать план восстановления церкви.

Однако в архивах сохранилось описание храма, что позволило восстановить его в 2003 году.

Ветряная мельница

Ветряная мельница-шатровка в форме усеченной пирамиды имеет высоту 6 саженей 1 аршин. Она установлена на самой высоком холме села и видна издалека. А водяную мельницу восстановили на прежнем месте. В глади мельничного пруда отражается синь небес, и этот уголок очень украсил окружающий пейзаж.

Памятник Федору Ивановичу Тютчеву

На берегу усадебного пруда посетителей встречает памятник Ф.И.Тютчеву скульптора Алексея Кобилинца (лауреата тютчевской премии). В год 175−летия со дня рождения поэта была установлена эта работа талантливого мастера. Она очень удачно вписалась в окружающий ландшафт. Высота изображения 3 м. Поэт задумчив и чуть печален. К подножью памятника возлагают цветы во все времена года.

КАК ДОБРАТЬСЯ ДО МУЗЕЯ-УСАДЬБЫ ТЮТЧЕВА

Музей-усадьба Федора Ивановича Тютчева находится по адресу: Брянская область, Жуковский район, село Овстуг, улица Тютчева, 30. Добраться туда можно от автовокзала Брянска на автобусе, следующем по маршруту «Брянск - Новоселки», до остановки «Село Овстуг».

Века рождаются, и исчезают снова,
Одно столетие стирается другим;
Что может избежать от гнева Крона злого?
Что может устоять пред грозным богом сим?
Ф. И. Тютчев - 1816 г.

Строки написаны 13 летним мыслителем, который родился и подрастал среди природы, в родном имении Овстуг. Какие книги, разговоры, размышления, могли подарить такой философский настрой? Из какого источника поэт черпал подобные озарения?
Словно нечто непостижимое, необъяснимое, невысказанное словом, растворенное в атмосфере, земле и растениях этого края, нашло благодатную почву в ранимой душе мальчика-подростка. С этими местами он связан генетически.
Два века минуло со дня рождения поэта, философа, патриота, острослова, публициста и мыслителя Тютчева, но сегодня, в наше прагматичное, торопливое время стоит приехать в Овстуг, замереть на мгновение у входа в усадьбу и сиюминутные проблемы, обиды, тревоги отодвигаются, бледнеют.

Мир русской усадьбы удивительно притягателен и загадочен для современного человека. Стоит вступить за ворота старинного запущенного парка, углубиться в аллеи, вглядеться в силуэт дворца, отраженный в зеркале пруда, и душу охватывает грустное томление. Перед нами лишь след минувшей жизни, два столетия назад полнокровной и бившей ключом. В своём репортаже о Празднике поэзии в Овстуге. 2017 г. я собирался познакомить вас с интерьерами родовой усадьбы Тютчевых. Итак, интерьеры первого этажа.

1.Вначале немного исторических данных. Отец Ф.И. Тютчева, Иван Николаевич на рубеже 1830-1840-х гг. заказал проект нового каменного дома архитектору Г.Ф. Герасимову. Проект был выполнен в новом стиле классицизма. Особое очарование придают ему мезонин, портики, пандус и балконы.

2. Обстановку залов составляли многочисленные предметы художественной мебели, осветительные приборы, произведения декоративно-прикладного искусства, картины, скульптуры, гравюры. Значительная часть предметов убранства интерьеров (мебель, ковры, часы и т.д.) были привезены из столицы, а часть предметов изготовлена крепостными мастерами.

Фёдор Иванович хоть и любил свой дом-усадьбу, но бывал в ней лишь наездами - служба. Поэтому настоящей хозяйкой здесь была вторая жена поэта - Эрнестина, которая прожила в имении почти 30 лет. Но тютчевскую усадьбу в Овстуге постигла участь, общая для всех дворянских гнёзд. После смерти Фёдора Ивановича никто из его родственников здесь не жил, Эрнестина Фёдоровна переехала к сыну Ивану в Мураново, туда же мбыл вывезен интерьер и даже паркет, поэтому усадьба была обречена на разрушение и разорение. В 1912 году художник О. Клевер запечатлел такую картину - обвалившийся балкон, осыпавшаяся штукатурка, забитые окна, а перед домом пасут свиней. Через два года не осталось и этого, местным жителям понадобились кирпичи на строительство волостной управы, после обращения к внуку поэта Николаю Ивановичу и получения разрешения - дом был разобран на кирпичи. В 1941 году, немцы взорвали дедовская церковь и вырубили вековые аллеи в парке. На месте усадебного дома в начале 50-х была скотоводческая ферма.
Но не перевелись ещё в России настоящие энтузиасты и патриоты - молодой учитель местной школы родом из Овстуга Владимир Данилович Гамолин решил восстановить усадьбу с нуля и сделал это. Им проводилась собирательская, исследовательская работа, осуществлялось взаимодействие с наследниками поэта. В оформлении экспозиции оказали помощь художники подмосковного музея им. Ф. И. Тютчева «Мураново» — Е. Перцева и А.Антонов. Потомки поэта участвовали в формировании фондов музея — передали музею альбом с семейными фотографиями, книги из библиотеки Ф. И. Тютчева, портреты родителей поэта, гравюры, литографии, дорожный пюпитр для письменных принадлежностей М. Ф. Тютчевой -дочери поэта, столик для рукоделия, скатерть с вышивкой. Музей Ф. И. Тютчева в селе Овстуг (поначалу — комната-музей) открыт в январе 1957 г., первая экспозиция которого разместилась в мемориальном здании школы для крестьянских детей, созданной М. Ф. Тютчевой.
В июне 1986 г. возрождённый дом поэта принял первых посетителей. Восстановлению внутренних интерьеров дома помог документ 1874 года — «Охранительная опись движимому имуществу...» тайного советника Ф.И. Тютчева. В документе зафиксировано убранство каждой комнаты.
В музей Овстуга, дабы создать в доме антураж 19 века, пришлось закупать в антикварных магазинах старинную мебель и множество картин, но, самое главное, работникам музея это удалось. Личных предметов Тютчева здесь немного, найти их было тяжело
И всё же…..
В 1984 г. в Астрахани были приобретены семейные реликвии, принадлежавшие внучке поэта Ольге Дмитриевне: прижизненная копия послужного списка Ф.И.Тютчева, томик его стихов, первое его издание с автографом автора И.С.Аксакова. Ряд фотографий и диван Эрнестины Фёдоровны передал музею правнук поэта К.В.Пигарев. Одна из внучек, проживавшая в Воронеже, передала рояль, который некогда стоял в доме Тютчевых.

3. Знакомство с внутренним убранством начнём с Алой гостиной — большим залом для проведения раутов, приемов и музыкальных вечеров. Комната оформлена в том неповторимом оттенке, который нравился хозяйке дома — Эрнестине Тютчевой. Это позволило создать особую атмосферу уюта, тепла и доброжелательности, несомненно, присущую ее характеру. Экспозиция в Алой гостиной посвящена петербургскому периоду жизни Ф.И. Тютчева (50-70 гг.). Портреты друзей и современников, виды Петербурга и Москвы. На стене, между двух светильников, висит и портрет Елены Александровны Денисьевой - последней любви Фёдора Ивановича. Он несколько отдалён от других портретов, чтобы подчеркнуть значительность этой женщины для поэта.

4. Вокруг редкой иконы Спасителя расположены бело-голубые плакетки фирмы Д. Веджвуда - классические декоративные изделия с типичным художественным оформлением в виде барельефа, которые являлись непременным, модным элементом интерьера того времени. Далее литографии с видами Москвы и Петербурга.

5. В углу стоит книжный шкаф-секретер в окруженни двух кресел красного дерева, украшенных резьбой на спинках и подлокотниках. На стене висят литографии и картины, изображающие батальные сцены, профильный портрет императора Николая I, под стеклом стихи из первого сборника стихов, вышедшего в 1854 г. в приложении к литературному журналу "Современник".
На полу настелен паркет с рисунком "звезда", заключённая в квадрат. Модный в XIX веке во дворцах паркет, непременная часть интерьера, был очень дорогим из-за сложности изготовления. Паркет щитовой на шпонках состоит из щитов размером 71x71см, щиты состоят из отдельных брусков, сплоченных на шпонках. Фундамент каждого щита наборного паркета оклеивали с лицевой стороны клепкой, составляя определенный рисунок. Рисунок могли составлять из одного или нескольких типов клепки.

6. В голубой гостинной нас всречает портрет Эрнестины Федоровны Тютчевой, урождённой Пфепфель, второй жены поэта, "женщины замечательной красоты и ума", по словам И.С. Аксакова. Он исполнен баварским художником Ф. Дюрком в 1840 г. . Слева от её портрета -портрет юной дочери Марии. Под ними диван красного дерева, модный в 1800-1830 гг. с двояко-выгнутой жёсткой спинкой. Верх спинки и волюты локотников резные. На спинке текстура фанеровки - «пламя». Круглый стол красного дерева с вырезанными лебедями у основания стола. Распростёртые лебединые крылья запечатлены на дворянском гербе Тютчевых. На столе светильник в классическом стиле из свинцового хрусталя с алмазной гранью. Петербургский стекольный завод выпускал в первой трети XIX века в большом количестве и очень высокого качества граненую хрустальную посуду, вазы, торшеры, люстры, канделябры и т.д. Эти изделия нередко оправлялись в золоченую бронзу и отличались, как правило, высокими художественными достоинствами. Ковры — самый распространенный драпировочный материал. Большей частью в период позднего классицизма коврами устланы фрагменты полов. Выбор места для ковра не случаен — он определяет и ограничивает главную функциональную зону в комнате. В гостиной и диванной — это место перед диваном, где стоят стол, стулья или кресла. Немного выбивается из общего стиля небольшой столик в стиле барокко с ножками в виде крылатых грифонов.

7. Справа от портрета Эрнестины расположен портрет её сыновей Дмитрия и Ивана, написанный с фотографии 1850 г. . Над немецким фортепиано красного дерева висит портрет Евдокии Мещерской, тёти поэта, с дочерью Анастасией Мещерской (в замужестве Озеровой) и подругой Елчаниновой, написан художником Ефимом Спажинским в 1807 году в Полоцке, предположительно во время паломнической поездки Мещерских и Елчаниновой к местам, связанным с Ефросинией Полоцкой. Из гостиной можно выйти на террасу, спуститься в парк, пройти к беседке на островке пруда.

8. В кабинете хранится письменный стол-бюро, подаренный Ф.Тютчеву старшим братом. На столе, гусиное перо, а над столом барометр немецкой работы, изготовленный в 1843 году. Он показывает изменение атмосферного давления и сегодня. Над рабочим столом висит портрет Д.И.Сушковой - сестры поэта, выполненный Иваном Макаровым в1850-е годы.

9. У противоположной стены стоит книжный шкаф красного дерева с собранием книг XIX века. Над ним портреты дедушки и бабушки Ф.И. Тютчева - Николая Андреевича Тютчева - секунд-майора и ярославского помещика; и Пелагеи Денисовны, урождённой Панютиной. Именно в приданное за ней получил Николай Андреевич овстужские земли. В 1778 г. он заложил в Овстуге усадебный дом и Успенскую церковь. В этом доме 23 ноября 1803 года родился Фёдор Иванович Тютчев.

10. У другой стены кабинета стоит мебельный гарнитур в стиле бидермейер: софа и два кресла. Здесь мы не найдём каких-либо архитектурных излишеств. Зато ограниченность форм полностью компенсируется яркой обивкой мебели. На стене над ними портреты родителей Тютчева: Ивана Николаевича и Екатерины Львовны.

11. В голубой гостиной отображён мюнхенский период жизни Тютчева, когда 11 июня 1822 г. он уехал в Мюнхен чиновником при дипломатической миссии и прожил за границей 22 года. В 1826 г. поэт женился. На стене - портрет первой жены Элеоноры Петерсон, урождённой графини Ботмер, в лице которой он обрёл любящую жену и преданного друга. Мебель представлена неоклассическим гарнитуром мебельных мастерских Генриха Гамбса, изделия которых были широко распространены в интерьере дворянских усадеб. Идею этого гарнитура он перенял у французских мебельщиков эпохи Людовика XVI : де Мену, Н-К Фолио, Ж. Жакоба. Обивка гарнитура выполнена популярным гобеленом Бовэ.

12. В зелёной столовой накрыт стол на 8 персон сервизом изготовленным на фарфоровом заводе товарищества М.С. Кузнецова. Скоро обед и вся семья соберётся за столом. Обстановка создаёт ощущение жилого дома.

13. У стены находится интересный экземпляр комбинированной мебели XIX века - комод-горка. Мастера-краснодеревщики находились в поиске новых форм и воплощали свои идеи в виде шкафов-секретеров, комодов-этажерок и других подобных комбинаций. По всем комнатам усадьбы расставлены горшки с большими цветами, что так же создаёт ощущение обжитого уютного дома.

14. Эта комната рассказывает о детских и юношеских годах Тютчева, которые он провёл в Москве в доме, расположенном в Армянском переулке и в подмосковном Троицком. Вид московского дома можно увидеть на литографии, под портретом шестнадцатилетнего Фёдора. А под портретом его старшего брата Николая, офицера Генштаба, висит план первого этажа усадьбы в Овстуге. Особую мемориальную ценность в этом зале имеет рояль фирмы «Велениус», подаренный благодарным учеником Ф.И. Тютчевым в 1821 г. первому учителю и воспитателю Семёну Егорычу Раичу (Амфитеатрову) - педагогу, поэту, знатоку и переводчику античной и итальянской поэзии. Наследники учителя бережно хранили семейную реликвию и передали инструмент в музей в 1990-е годы.

15. В вестибюле усадьбы посетителей встречает большая картина художника С. Литвинова "Тютчев в Петербурге". Где Фёдор Иванович изображён с друзьями-литераторами в Летнем саду Санкт-Петербурга. Справа портрет Александра Сергеевича Пушкина. Двадцать четыре стихотворения под общим заголовком «Стихотворения, присланные из Германии» и с подписью «Ф. Т.» появились в третьем и четвертом томах пушкинского« Современника » в 1836 г.. За год до смерти А.С. Пушкин прочёл его стихи, высоко оценив их, и выразив желание познакомиться с Тютчевым. Увы, судьба отвела Пушкину совсем мало времени. Печать стихов Тютчева на страницах «Современника» продолжалось и после смерти Пушкина — вплоть до 1840 года. За некоторыми исключениями, они были отобраны еще самим Пушкиным.

В усадьбе проводятся театрализованные экскурсии, когда каждый период жизни Фёдора Ивановича представляют экскурсоводы от имени няни, воспитателя, Элеоноры, Эрнестины. Создаётся полное погружение в атмосферу жизни Тютчева и жизни усадьбы.

Очень понравилась книга «Тютчев: Тайный советник и камергер». Автор Экштут Семен Аркадьевич. Рекомендую, потому что очень легкий слог.

В создании сообщения использовались интернет ресурсы:
Мебель России в первой трети XIX века
Стиль классицизм. Эпоха классицизма
Дворянская усадьба в русской культуре XIX века
Мебель 19 века основных европейских стран
Овстуг, музей-усадьба Тютчева

Поделиться