Предпосылки появления теории дарвина уоллеса. Предпосылки возникновения теории Дарвина

Ко второй половине XIX века созрели все предпосылки возникновения теории Дарвина. Нужен был лишь яркий и смелый ученый, который смог бы сформулировать новую идею о В целом эти предпосылки можно поделить на две группы - научные и социально-экономические.

Критика креационистов

Чарльз Дарвин сформулировал основные тезисы теории эволюции в своей книге «Происхождение видов», изданной в 1859 году. Там же он впервые использовал термин «естественный отбор». Идеи Дарвина стали настоящей революцией в науке и общественном сознании. Светская публика яростно спорила, кто-то с ученым соглашался, кто-то сомневался. Церковью же теория эволюции была моментально осуждена.

И это неудивительно, ведь люди на протяжении многих веков считали, что весь мир и населяющие его существа были созданы богом. У христиан этот сюжет описан в Библии. Теория о причастности некоего Абсолюта к созданию жизни в научном языке была названа креационистской. Эти взгляды не подвергались сомнению многие столетия. И только в XVIII веке креационизм как теория впервые был серьезно раскритикован философами и мыслителями. Тогда и появились первые предпосылки возникновения теории Дарвина.

Идеи об изменчивости природы

В XVIII веке философ пришел к выводу, что Земля существовала не всегда, а появилась в определенный момент времени. Свою точку зрения он подробно раскрыл в книге «Всеобщая естественная история и теория неба». Это была одна из первых атак на Церковь и ее креационистские взгляды.

В 1830 году основоположник современной геологии - естествоиспытатель Чарльз Лайель - обосновал теорию о том, что поверхность Земли менялась с течением времени в зависимости от колебаний климата, вулканической активности и других факторов. Лайель первым робко предположил, что органический мир не всегда был одинаковым. Его идея была подтверждена палеонтологическими исследованиями французского естествоиспытателя Эти предпосылки возникновения теории Дарвина порождали новые изыскания.

Теория единства окружающей среды

Первая половина XIX века ознаменовалась открытиями, доказавшими, что природа является единым целым. Так, например, шведский химик Йенс Берцелиус доказал, что растения и животные состоят из таких же элементов, как и неорганические тела. Немецкий химик и врач Фридрих Велер тогда же опытным путем впервые получил сначала щавелевую кислоту, а потом мочевину. Этим исследователь доказал, что органические вещества могут синтезироваться из неорганических. Для их возникновения не нужна была некая божественная живительная сила, как считали креационисты.

К XIX столетию европейцы проникли в самые далекие уголки планеты. В тропические леса Африки и полярные тундры Америки отправлялись исследовательские экспедиции. Ученые, возвращавшиеся домой, делились своими наблюдениями. В образованной Европе все отчетливее понимали, как многообразен и сложен мир. Эти предпосылки возникновения теории Дарвина позволили английскому ученому обобщить огромный пласт информации о разных видах животных и растений со всей планеты.

Анатомические открытия

В 1807 году немецкий зоолог Александр фон Гумбольдт стал основоположником теории о том, что территориальное распространение живых организмов зависит от условий их существования. Его последователи продолжили изучать взаимосвязь между фауной и окружающей средой.

Появляются новые научные предпосылки возникновения теории Дарвина. Зародились новые дисциплины, в том числе сравнительная морфология. Анатомы, изучавшие внутреннее строение разных видов, приходили к выводу, что у них есть общие черты. Ботаники в это же время сделали прорыв в сравнительной эмбриологии.

Развитие сельскохозяйственной селекции

Кроме научных, существовали еще и социально-экономические предпосылки возникновения теории Дарвина. Британский ученый до публикации своей самой знаменитой книги «Происхождение видов» много изучал сельскохозяйственную селекцию. Она зародилась в XIX веке благодаря экономическому развитию Британской империи.

Ее колониальные приобретения увеличивались. Это позволило фермерам использовать в хозяйстве самые разные культуры. Социально-экономические предпосылки возникновения теории Дарвина заключались в том, что особенно инициативные владельцы хозяйств стали искусственным образом улучшать выращиваемые культуры для получения большего урожая. Делалось это с помощью селекции. Изменение культур для их большей приспосабливаемости к новым условиям в хозяйстве натолкнуло Дарвина на мысль о том, что схожий процесс мог происходить и в природе.

Влияние учения о рыночной экономике

На английского ученого оказали большое влияние взгляды экономиста Адама Смита. Он создал теорию о рыночной экономике. В ней подчеркивалась важность конкуренции между разными производителями. Из-за соперничества компаниям нужно было постоянно улучшать качество предлагаемых товаров, чтобы их покупали.

На схожем принципе построена теория Дарвина и всех остальных видов. Это правило было названо естественным отбором. Дарвин отметил, что в природе выживают только те виды, которые больше приспособлены к меняющимся условиям. В окружающей среде все было, как и в рыночной экономике. На этом настаивала теория Дарвина (происхождения человека).

Демографическая теория Мальтуса

Общеизвестные положения теории Дарвина появились еще и благодаря исследованиям английского демографа Этот ученый в своих трудах обосновал идею о том, что человеческое население растет слишком быстро по сравнению с увеличением производства пищи. Мысль Мальтуса заключалась в том, что данное противоречие в конечном итоге должно было привести к массовому голоду и уменьшению численности населения.

Теория происхождения видов переносит этот принцип на всю природу вообще. рано или поздно должна привести к борьбе между представителями живого мира, - заключал Чарльз Дарвин, опираясь на идеи, предложенные Томасом Мальтусом. Ученый считал, что природа самостоятельно сохраняет баланс между видами так, чтобы всем хватало пищи, территории и т. д.

Наблюдения Дарвина

Наконец, последней предпосылкой к появлению теории Дарвина стало его собственное кругосветное путешествие на корабле «Бигль». Вояж продолжался без малого пять лет (1831-1836). Исследователь принял участие в экспедиции, целью которой было изучение очертаний берегов Южной Америки. Таким образом у Дарвина появилась уникальная возможность взглянуть своими глазами на природу самых загадочных и далеких мест на планете.

Англичанин собрал значительное число фактов, позволивших ему убедиться в правоте эволюционной теории. Во-первых, он обнаружил сходство между броненосцами и ленивцами Южной Америки и нетронутыми ископаемыми, которые ученый обнаружил во время остановок на материке. Во-вторых, Дарвин воочию убедился, что вместе со сменой географических зон меняется и фауна. Некоторые виды, жившие на южноамериканских берегах, уже не попадались в тропиках, ближе к экватору.

На Галапагосском архипелаге Дарвин обнаружил другую закономерность. На каждом из островов этой группы был хотя бы один собственный уникальный вид животных (совы, ящерицы и т. д.). Это наблюдение позволило английскому ученому предположить, что в каждой изолированной зоне развитие идет своим чередом. Все свои выводы Дарвин обобщил, оформив их в виде новой теории в книге «Происхождение видов» (1859). Его идея об эволюции перевернула научный мир.

Стр. 17. Вспомните

Жан Батист Ламарк. Он ошибочно считал, что все организмы стремятся к совершенству. Если с примером, то какой-нибудь кот стремился стать человеком). Еще одной ошибкой было то, что эволюционным фактором он считал только внешнюю среду.

2. Какие биологические открытия были сделаны к середине XIX в.?

Наиболее значимыми событиями первой половины XIX века стали становление палеонтологии и биологических основ стратиграфии, возникновение клеточной теории, формирование сравнительной анатомии и сравнительной эмбриологии, развитие биогеографии и широкое распространение трансформистских представлений. Центральными событиями второй половины XIX века стали публикация «Происхождения видов» Чарльза Дарвина и распространение эволюционного подхода во многих биологических дисциплинах (палеонтологии, систематике, сравнительной анатомии и сравнительной эмбриологии) , становление филогенетики, развитие цитологии и микроскопической анатомии, экспериментальной физиологии и экспериментальной эмбриологии, формирование концепции специфического возбудителя инфекционных заболеваний, доказательство невозможности самозарождения жизни в современных природных условиях.

Стр.21. Вопросы для повторения и задания.

1. Какие данные геологии послужили предпосылкой эволюционной теории Ч. Дарвина?

Английский геолог Ч. Лайель доказал несостоятельность представлений Ж. Кювье о внезапных катастрофах, изменяющих поверхность Земли, и обосновал противоположную точку зрения: поверхность планеты изменяется постепенно, непрерывно под действием обычных повседневных факторов.

2. Назовите открытия в биологии, способствовавшие формированию эволюционных взглядов Ч. Дарвина.

Формированию взглядов Чарлза Дарвина способствовали следующие биологические открытия: Т. Шванн создал клеточную теорию, которая постулировала, что живые организмы состоят из клеток, общие черты которых одинаковы у всех растений и животных. Это по­служило весомым доказательством единства происхождения живого мира; К. М. Бэр показал, что развитие всех орга­низмов начинается с яйцеклетки, причем входе эмбрионального развития у позвоночных, принадлежащих разным классам, на ранних этапах обнаруживается явное сходство зародышей; исследуя строение позвоночных, Ж. Кювье установил, что все органы животного являются частями одной целостной системы. Строение каждого органа отвечает принципу строения всего организма, и изменение одной части тела должно вызывать изменения других частей; К. М. Бэр показал, что развитие всех организмов начинается с яйцеклетки, причем входе эмбрионального развития у позвоночных, принадлежащих разным классам, на ранних этапах обнаруживается явное сходство зародышей;

3. Охарактеризуйте естественно-научные предпосылки формирования эволюционных взглядов Ч. Дарвина.

1. Гелиоцентрическая система.

2. Теория Канта-Лапласа.

3. Закон сохранения вещества.

4. Достижения описательной ботаники и зоологии.

5. Великие географические открытия.

6. Открытие закона зародышевого сходства К. Бэра: «Зародыши проявляют известное сходство в пределах типа».

7. Достижения в области химии: Веллер синтезировал мочевину, Бутлеров синтезировал углевод, Менделеев создал периодическую систему.

8. Клеточная теория Т. Шванна.

9. Большое количество палеонтологических находок.

10. Экспедиционный материал Ч. Дарвина.

Таким образом, собранные в самых разных областях естествознания научные факты противоречили существовавшим ранее теориям происхождения и развития жизни на Земле. Правильно объяснить, обобщить их, создав теорию эволюции, сумел английский ученый Ч. Дарвин.

4. В чём сущность принципа корреляции Ж. Кювье? Приведите примеры.

Это закон соотношения частей живого организма, согласно этому закону все части тела закономерно связаны между собой. Если какая-то часть тела изменяется, то непосредственно будут изменения в других частях тела (или органов, или систем органов). Кювье основоположник сравнительной анатомии и палеонтологии. Он считал, если животное имеет большую голову, то у него должны быть рога, защищаться от врагов, а если есть рога, значит нет клыков, то это растительноядное животное, если растительноядное, то сложный многокамерный желудок, а если сложный желудок и питается растительной пищей, значит очень длинный кишечник, так как растительная пища мало энергетически ценная и т.д.

5. Какую роль в формировании эволюционной теории сыграло развитие сельского хозяйства?

В сельском хозяйстве все шире стали применяться различные приемы улучшения старых и введения новых более продуктивных пород животных и высокоурожайных сортов животных, что подрывало веру в неизменяемость живой природы. Эти достижения укрепили эволюционные воззрения Чарльза Дарвина и помогли ему обосновать принципы отбора, лежащие в основе его теории.

Научные предпосылки Развитие геологии и палеонтологии – систематизация геологических слоев Земли. Ч.Лайель («Основы геологии») заложил основы исторической геологии с ее принципами актуализма и историзма. Достижения в химии: Велер синтезировал искусственно мочевину. Шлейден и Шванн создают клеточную теорию. К.Бэр – открытие яйцеклетки. Эмбриональные сходства организмов. В России работы Рулье и Бекетова.


Социально – экономические предпосылки Первая четверть 19 века – накоплен огромный фактический материал – необходимо обобщение. Практика сельского хозяйства требовала теории, которая позволила бы развивать методы селекционной работы. Англия – развитая капиталистическая страна, с развитым сельским хозяйством, колониальная – изучение новых территорий.


Основные этапы жизненного пути и путешествие Чарльза Дарвина Годы жизни – 1882 гг. Выдающийся английский естествоиспытатель, основоположник теории эволюции (дарвинизма), геолог и биолог.


Родился в семье врача Роберта Дарвина, внуком известного естествоиспытателя и философа Эразма Дарвина. Мать его происходила из семьи Веджвуд, к которой принадлежал знаменитый в Англии и Европе изобретатель английского фарфора. Дарвин провел семь лет в школе доктора Батлера, в которой, как он вспоминал позднее, его жизнь была нелегкой; кроме того, его не увлекали науки, включенные в официальную программу, он любил поэзию и литературу, древние языки его не интересовали (у него не было к ним способностей), то же самое можно было сказать о химии и геометрии. Учителя считали Чарльза учеником ниже среднего уровня. «Чарльз, – говаривал его отец, – не думает ни о чем, кроме охоты, собак и ловли крыс, он покрывает стыдом себя и всю семью Дарвинов».


Когда Чарльзу исполнилось 16 лет, отец пожелал, чтобы он получил медицинское образование. И молодой Дарвин, не осмелившись его ослушаться, поступил на медицинский факультет в Эдинбурге, где в свободное время собирал раковины, систематизировал коллекцию жуков, изучал развитие и жизнь пиявок, с увлечением наблюдал повадки птиц, самостоятельно занимался естествознанием, много читал.


В 1827 г. отец, видя равнодушие Чарльза к медицине, настоял на поступлении сына на теологический факультет Кембриджского университета, однако пастором Дарвин не стал. Позже он считал проведенные в Кембридже три года, посвященные теологии, потерянными годами, как, впрочем, и два года в Эдинбурге, и гораздо больше лет в школе доктора Батлера. Но в Эдинбурге, по крайней мере, у Дарвина развился интерес к научным исследованиям. Он вошел в среду ученых Эдинбурга, его приглашали на собрания членов различных обществ и кружков, на которых знаменитые профессора читали научные доклады. Во время пребывания в Кембридже Дарвин заинтересовался работами великого английского астронома У. Гершеля, который установил принципы исследования явлений природы, и увлекся трудом Ч. Лайеля «Основы геологии». Книгу Лайеля он прочел накануне отъезда в кругосветное путешествие. Столь же живо интересовался Дарвин лекциями профессора Дж. Генслоу, под влиянием которого стал стремиться к самостоятельным исследованиям.


В 22 года он на пять лет покидает Англию и в качестве натуралиста отплывает в кругосветное путешествие на экспедиционном судне «Бигль» английского адмиралтейства. Цель его путешествия – составление гидрографических карт для Британского флота. Он обогнул земной шар, пройдя с юга вокруг Южной Америки, побывал в водах Австралии и Новой Зеландии, обогнул с юга Африку. Во время стоянок собирал ботанические, палеонтологические и зоологические коллекции, проводил геологические наблюдения. Дарвин замечает, что многообразие животного мира логичнее объяснить медленно текущими процессами изменения форм, чем отдельными актами творения.


Находка ископаемых гигантских броненосцев – родственников ныне живущих форм – приводит его к выводу о родстве вымерших и существующих форм. Исследовав флору и фауну Галапагосских островов, Дарвин на примере различий между близкими видами вьюрков, черепах, ящериц увидел как бы сам процесс эволюции в действии. Грызун туко-туко (детеныши зрячие, взрослые слепые). Ч.Дарвин возвращается в Англию убежденным эволюционистом. Начинается длительный период разработки стройной теории эволюции, основанной на вскрытии механизма эволюционного процесса.


















Сознательный отбор включает следующие этапы: Теоретический – выработка идеи будущей породы (сорта). Подбор родительских организмов - найти необходимые признаки в исходном материале, которые соответствуют поставленной цели. Скрещивание родительских форм, затем дальнейшее скрещивание с жесткой выбраковкой.


Для отбора имеет значение только индивидуальная, неопределенная изменчивость (мутационная) Мутация – внезапное изменение генетического материала. В результате единичных крупных мутации были выведены: анконская порода коротконогих овец, такса, утка с крючковатым носом.












Стабилизирующий отбор Направлен на сохранение установившегося в популяции среднего значения признака. Результатом действия стабилизирующего отбора является большое сходство всех особей растений и животных, наблюдаемое в любой популяции. Примеры: -число глаз у позвоночных; -число лучей в парных конечностях; -молекула гемоглобина.



Половой отбор Естественный отбор, касающийся признаков особей одного пола.Это частный случай внутривидового естественного отбора, а не самостоятельный фактор эволюции. Примеры: -яркая окраска самцов многих птиц и невзрачная окраска самок; -брачные крики и другие формы поведения; -специфические запахи; -орудия турнирного боя (рога, клыки, шпоры)






Проверочный тест 1. Забота о потомстве - это… 2. Активная забота о потомстве – это… 3. Превентивная забота о потомстве – это.. 4. Пассивная забота о потомстве – это… 5. Эволюционный смысл заботы о потомстве состоит … 1. Взрослые особи носят свое потомство на себе или в своем теле. 2. Повышает выживаемость потомства и делает излишней чрезмерную плодовитость. 3. Действия животных, обеспечивающие лучшие условия выживания и развития потомства. 4. Взрослые особи устраивают убежище, кормят, обогревают, обучают и т.д. 5. Забота о потомстве ограничивается созданием убежища и заготовкой корма.



Тема урока: Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.

Цель урока:

сформировать представления о процессах эволюции, ее причинах и результатах; расширить знания о вкладе Ч. Дарвина в развитие теории эволюции и становлении современной эволюционной теории;

развить умение обобщать и сравнивать, приводить примеры, самостоятельно работать с учебным материалом, воспроизводить материал, используя графические опорные конспекты;

способствовать формированию уважительного отношения к личности ученых, участвовавших в формировании эволюционных представлений.

Оборудование : учебник, схема, портреты ученых

Тип урока : комбинированный

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие, определение целей урока.

II. Актуализация знаний

Фронтальная беседа.

    1. Что представляет собой эволюция? Направления эволюции?

      Назовите ученых, внесших свой вклад в развитие биологической науки в додарвиновский период?

      Какие достижения способствовали развитию биологии в додарвиновский период?

      Вклад К. Линнея в развитие науки.

      Первая эволюционная теория Ж. Ламарка.

      Каковы недостатки системы Линнея?

5. Проанализируйте достижения Ламарка в науке.

6 . Работа по вариантам:

Достижения и недостатки К. Линнея

Достижения и недостатки Ж. Б. Ламарка

7. Сделать вывод о вкладе этих ученых в развитие теории эволюции в додарвиновский период.

III Усвоение новых знаний

Англия первой половины XIX в. была страной развитой промышленности, сельского хозяйства и крупнейшей колониальной державой. В стране росла численность городского населения, осуществлялась интенсивная перестройка сельского хозяйства: увеличивалась концентрация земель в руках крупных фермеров, внедрялись севообороты, широко использовались удобрения и применялись машины для обработки почвы и ухода за растениями.

Развивающаяся промышленность, завоевание новых колоний и оживленная торговля со многими странами мира требовала от сельского хозяйства больше сырья и продуктов питания для населения, в связи с чем стимулировалось развитие методов интенсивного растениеводства и животноводства. Осуществлялась интенсивная перестройка сельского хозяйства: увеличивалась концентрация земель в руках крупных фермеров, внедрялись севообороты, шире использовались удобрения и применялись машины для обработки почвы и ухода за растениями.

Однако существовавшие сорта растений, как и породы животных, не могли удовлетворить растущих потребностей, в связи с чем быстрое развитие получила селекция - наука о выведении новых и улучшении существовавших сортов растений и пород животных. Главным методом селекции в то время был отбор и сохранение к разведению лучших сортов растений или пород животных.

В Англии появились опытные селекционеры, которые в условиях крупнотоварного капиталистического производства, за относительно короткое время вывели много новых и ценных сортов полевых, огородных, декоративных растений и пород домашних животных (ряд пород крупного и мелкого рогатого скота, свиней, собак, кроликов, голубей, домашней птицы) с новыми полезными признаками. Достижения селекционеров свидетельствовали о том, что человек может изменять породы и сорта, приспосабливать их к своим потребностям путем искусственного отбора. Однако, несмотря на положения трансформизма об изменяемости природы, теории эволюции Ламарка, теории Ч. Лайеля о постепенных изменениях поверхности Земли под действием природных сил, успехах палеонтологии, сравнительной эмбриологии и систематики, утверждении клеточной теорией принципа развития живой природы, которая убедительно показала единство строения растений и животных, их работа не имела теоретического обоснования. И, возможно, она не имела бы его еще достаточно долго, если бы английское правительство для поисков сырья и новых рынков сбыта не организовывало бы специальные экспедиции, в которых принимали участие и ученые.

В одной из таких экспедиций совершил кругосветное путешествие в качестве натуралиста молодой Ч. Дарвин, который был свидетелем успехов английской селекции. В путешествии он собрал богатый фактический материал, послуживший источником при разработке теории эволюции, а в дальнейшем обобщил опыт селекционеров и умело использовал данные сельскохозяйственной практики для обоснования теории эволюции органического мира.

Кругосветное путешествие. Особое место в жизни Дарвина имело пятилетнее (1831-1836) кругосветное путешествие в качестве натуралиста на корабле "Бигл" (рис. 1), которое стало для него настоящей школой. Интенсивно работая как геолог, палеонтолог, зоолог, ботаник, антрополог, этнограф, он собрал огромный и очень ценный научный материал, сыгравший исключительную роль в развитии эволюционной идеи

Геологические наблюдения на океанических островах, в Южной Америке, Кордильерах и других местах наблюдений подтвердили мысль Лайелла о постоянном изменении поверхности Земли под влиянием внешних и внутренних причин. Сопоставление разных факторов привело Дарвина к выводу, что вымирание видов животных и растений минувших эпох нельзя объяснить "большими катастрофами".

Дарвину принадлежит ряд интересных палеонтологических находок. Сравнение ископаемых ленивцев, броненосцев с ныне живущими видами показало, что их скелет характеризуется многими общими чертами; вместе с тем в строении скелета сравниваемых форм были заметные отличия. Проанализировав многочисленные факты, Дарвин пришел к выводу, что вымершие и современные животные имеют общее происхождение, но последние существенно изменились. Причиной этого могли быть изменения, происходившие на земной поверхности. Они же могли быть и причиной вымирания видов, остатки которых находят в земных пластах.

За время кругосветного путешествия Дарвин собрал интересные материалы, которые объясняют закономерности географического распространения организмов в широтном (от Бразилии до Огненной Земли) и вертикальном (при подъеме в горы) направлениях. Он обратил внимание на зависимость фауны и флоры от условий существования животных и растений.

Исследования на Галапагосах. Особенно ценный материал Дарвин собрал на островах Галапагосского архипелага, которые находятся в экваториальной зоне Тихого океана на расстоянии 800-900 км на запад от берегов Южной Америки. Особенно поразило его своеобразие фауны и флоры Галапагосов. На архипелаге встречается сравнительно немного видов, но для большинства из них характерно большое количество особей. Дарвин собрал 26 видов наземных птиц, причем все они, за исключением одного, нигде больше не встречаются. Он описал 13 видов вьюрков - птиц-эндемиков, т.е. распространенных только в этом районе. Кроме других признаков, виды вьюрков отличаются формой и размером клюва - от массивного, как у дубоноса, до небольшого и тонкого, как у зяблика или малиновки (рис. 2). Дарвин доказал, что особенности строения клюва зависят от характера пищи этих птиц (семена растений, насекомые и т. п.). На разных островах встречаются разные формы вьюрков. Дарвин отмечает, что можно действительно представить себе, что один материковый вид был модифицирован в разных концах архипелага. Этих птиц зоологи называют дарвиновыми вьюрками.

Сравнивая фауну Галапагосов и Южной Америки, Дарвин констатирует, что животный мир архипелага несет отпечаток материковых форм и вместе с тем является особенным галапагосским вариантом. Он задумывается над значением изоляции в дифференцировании видов. Особенности, характер распространения галапагосских организмов так поразили его, отмечал Дарвин, что он начал систематически собирать все факты, имеющие определенное отношение к видам.

Пребывание Дарвина на Огненной Земле и встречи с туземцами навели его на смелую мысль о животном происхождении человека. Изучение структуры коралловых рифов было основой для разработки Дарвином теории образования коралловых островов.

После путешествия. После возвращения из путешествия 2 октября 1836 г. Дарвин обрабатывает и публикует собранные геологические, зоологические и другие материалы и начинает разрабатывать идею исторического развития органического мира, которая зародилась еще во время путешествия. Свыше 20 лет настойчиво развивает и обосновывает он эту идею, продолжает собирать и обобщать и акты, особенно из практики растениеводства и животноводства.

24 ноября 1859 г. вышел уже упоминавшийся гениальный труд Ч. Дарвина "Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь". Эта книга, в которой мастерски изложены и всесторонне обоснованы научные основы эволюционной теории, пользовалась большой популярностью, весь тираж ее был распродан в первый же день. Появление "Происхождения видов" один из современников Дарвина образно сравнивал со взрывом, "которого еще не видела наука, который так долго подготавливался и так быстро грянул, так неслышно подведенный и так смертоносно разящий. По размерам и значению вызванного разрушения, по тому эху, которое отозвалось в самых отдаленных отраслях человеческой мысли, это был научный подвиг, который не имел себе равного" (c)-(Кравченко М.А., Кравець Г.K., Храновський П.А. Штучний добiр тварин.- К.; Рад. школа, 1954, с. 45).

После опубликования "Происхождения видов" Дарвин продолжает энергично работать над обоснованием проблемы эволюции. В 1868 г. он публикует "Изменение домашних животных и культурных растений", где всесторонне анализирует закономерности изменчивости, наследственности, искусственного отбора. Идею исторического развития растений и животных Дарвин распространяет и на проблему происхождения человека. В 1871 г. выходит его книга "Происхождение человека, и половой отбор", в которой подробно анализируются многочисленные доказательства животного происхождения человека. "Происхождение видов" и следующие две книги составляют единую научную трилогию, в них приведены неопровержимые доказательства исторического развития органического мира, установлены движущие силы эволюции, определены пути эволюционных превращений, наконец, показано, как и с каких позиций следует изучать сложные явления и процессы природы. Очень интересна его автобиография "Воспоминания о развитии моего ума и характера" (в 1957 г. вышла в издательстве АН СССР).

Как ученый Дарвин отличался острой наблюдательностью, развитыми аналитическими и синтетическими способностями, научной добропорядочностью, исключительным трудолюбием, целеустремленностью и аккуратностью в работе. До последних дней своей жизни он не прекращал систематических научных исследований. Так, еще 17 апреля 1882 г. Дарвин записывал результаты наблюдений в своем саду, а 19 апреля перестало биться сердце титана человеческой мысли. Похоронен Дарвин в Вестминстерском аббатстве (Лондон) рядом с И. Ньютоном, М. Фарадеем и другими выдающимися учеными Англии.

IV Закрепление знаний

Почему учение Дарвина оказалось более убедительным, чем теории, выдвинутые его предшественниками?

V . Домашнее задание

Доклады «Биография и труды Ч. Дарвина»», «Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее значение»

VI . Рефлексия.

Социально-экономические предпосылки
1. В первой половине XIX в. Англия стала одной из самых развитых в хозяйственном отношении стран мира с высоким уровнем урбанизации за счёт разорения мелких фермеров и концентрации земель в крупных латифундиях; демографический подъём в Англии и связанный с ним дефицит жизненных ресурсов
2. Бурное развитие промышленности и сельскохозяйственного производства; увеличение спроса промышленности на естественное сырьё (шерсть, кожу) и населения растущих городов на продукты питания
3. Установление факта влияния севооборота, применения удобрений и обработки почвы на морфологию и продуктивность растений
4. Интенсивное развитие селекции и успехи в выведении новых пород и сортов животных и растений, доказавшее, что породы домашних животных и сорта культурных растений изменяются и создаются человеком
5. Территориальная экспансия и колонизация новых регионов мира Англией, обусловившая приток в метрополию нового биологического материала; кругосветные и локальные экспедиции с целью освоения природных ресурсов колоний, связанные с расширением спектра известных биологических феноменов
6. Засилье креацианистических, идеалистических, религиозных представлений в научном мировозрении и идеи свободы в социальной, культурной и научной сфере деятельности вследствие Великой французской революции

Естественно-научные предпосылки
1. Развитие идей натурфилисофии и трансформизма, представлений об изменяемости видов под действием факторов среды
2. Формулирование первой эволюционной теории Ж. Б. Ламарка (1809 г.)
3. Обоснование фундаментальных законов мироздания в первой половине XIX века: развития Солнечной системы (математическое обоснование теории И. Канта о развитии Солнечной системы П. Лаплассом, франц.) , закон сохранения энергии, атомного строения химических элементов
4. Формирование исторического метода исследования в науке
5. Утверждение в биологии сравнительно-анатомический метод исследования, учения о гомологичных органах и теории типов в (Ж. Кювье) , указывающего на возможность происхождения одного типа животных от единого предка
6. Развитие систематики, попытки создания естественной системы (классификации) органического мира на основе их исторического родства (учение о естественных группах Жюсье, Бонне
7. Оформление теории клеточного строения (Шванн, М. Шлейден, нем, 1838 г.)
8. Успехи эмбриологии (открытие яйцеклетки млекопитающих и формулирование закона зародышевого сходства (К. Бэр, русск.) , показывающего историческое родство позвоночных животных
9. Успехи палеонтологии, показавшей смену животных и растительных форм во времени, повышение организации животных во времени, нарастающее сходство строения вымерших животных с современными, антропологические находки
10. Доказательство изменчивости и эволюции земной коры во времени под действием естественных причин, которые действуют и в настоящее время (климат, осадки, ветры, землетрясения, вулканы и т. д.) ; принцип актуализма, т. е. связь преобразований земной коры с изменениями в живой природе (Ч. Лайелл, англ. , !833 г.) ; книгу Ч. Лайелла « Основы геологии » Ч. Дарвин взял в кругосветное путешествие и считал его своим учителем
11. Теория о народонаселении Мальтуса
12. Энергичное накопление описательного фактического материала во всех областях биологической науки (систематики, сравнительной анатомии, эмбриологии, зоологии, ботаники, биогеографии, экологии, палеонтологии и т. д.)
13. Кругосветное путешествие в Ч. Дарвина качестве натуралиста на корабле « Бигль » (1831 - 1836 гг.) сбор огромного палеонтологического и современного биологического материала, естественнонаучных фактов во время экспедиции и более чем двадцатилетняя работа по его изучению и осмыслению

Поделиться