Битва при лепанто - последнее большое сражение галер. Самый настоящий «Реал

7 октября 1571 года, 445 лет тому назад, произошла самая кровопролитная в истории морских сражений битва - сражение при Лепанто (Греция), в котором союзный испано-венецианский флот, нанеся сокрушительное поражение флоту Оттоманской империи, положил конец почти вековому господству турков в Средиземном море. И еще эта битва считается последним крупным сражением галер...

Силы объединенной Священной Лиги представляли собой самый сильный и многочисленный флот, который когда-либо видела Европа. Всего собрался флот численностью около 300 различных судов, из них 108 венецианских галер, 81 испанская галера, 32 галеры, выставленные за счет папы и других итальянских государств, кроме того, в состав флота входили 6 огромных венецианских галеасов. Общая численность судовых экипажей составляла около 84 тысяч человек, из них примерно 20 тысяч солдат из абордажных команд. Кроме абордажных команд, в состав флота входили команды из 12 тысяч итальянцев, 5 тысяч испанцев, 3 тысяч немцев и 3 тысяч добровольцев из других стран и регионов, среди которых находился 24-летний испанец Мигель Сервантес, будущий автор «Дон Кихота». Он командовал взводом испанских солдат на галере «Маркиза».


Хуан Австрийский

Турецкий флот насчитывал примерно равное количество судов, около 210 галер и 66 галеотов. Общая численность команд и абордажных отрядов могла достигать 88 тысяч человек. Во главе турецкого флота стоял Али-паша Муэдзинзаде.

Союзный флот блокировал турецкие корабли в Патрасском заливе. Турецкий командующий полагал, что силы союзников стоят на якоре у острова Кефалиния, а сам дон Хуан Австрийский считал, что турки стоят в Лепанто.
Утром 7 октября 1571 года оба флота, причём совершенно неожиданно для обеих сторон, встретились у входа в залив в 60 км от города Лепанто (Навпакт). Берег, до времени скрывавший силы противников, низменный, и испанцы раньше увидели паруса турецкого флота. Туркам же обнаружить гребные суда союзников было гораздо труднее. Всё же турки заметили христиан и стали выстраиваться в боевой порядок. Паруса были спущены, и перестроения делались на веслах. Боевой порядок турецкого флота состоял из центра, двух крыльев и небольшого резерва, находившегося за центром (5 галер, 25 галиотов).


Х. Луна. Битва при Лепанто (1887)

Правое крыло турок (53 галеры, 3 галиота), возглавляемое Мехметом Сирокко, было самым слабым. Центром (91 галера, 5 галиотов) командовал сам Али-паша. Левое крыло (61 галера, 32 галиота) состояло в основном из кораблей алжирских пиратов, которых возглавлял Улудж Али.

Улудж Али, по происхождению калабриец, готовился к карьере священника, но был похищен пиратами. Попав в плен, он сменил веру и имя (настоящее имя - Оччали), сделал карьеру и стал пашой Триполи. Во главе многих кораблей также были бежавшие из Европы и принявшие ислам моряки: венецианец Гассан, француз Джафар, албанец Дали Мами. Силы турецкого флота растянулись на 8-10 км.

Флот союзников построился в такой же боевой порядок. Центр (62 галеры) возглавил сам дон Хуан Австрийский. Правым крылом (58 галер) командовал Джованни Андреа Дориа. Левое крыло союзников (53 галеры) вёл в бой венецианец Барбариго. 30 галер под командованием маркиза Санта-Крус были выделены в резерв. Дон Хуан приказал расковать гребцов-христиан и вооружить их.

Оба флота двинулись вперёд. Согласно некоторым источникам, союзники намеренно выдвинули вперёд тяжёлые галеасы, а затем подтянули к ним основную часть галер, чтобы в момент столкновения встретить турок единым фронтом. Турки же двигались одной линией, и когда пришёл момент столкновения, их лёгкие галеры оказались впереди, а медленные галиоты отстали. После соприкосновения флотов одновременно возникли три очага борьбы.


Ф. Бертелли. Битва при Лепанто (1572)

Левое крыло союзников из-за незнания местности и из опасения сесть на мель держалось поодаль от берега. Турки же воспользовались этим. Галеры из правого крыла обошли союзников вдоль берега и атаковали с тыла. Часть турецких галер вклинилась между центром противника и его левым крылом. В результате весь левый фланг христиан оказался в окружении.

Барбариго был вынужден принять абордажный бой в окружении, но сразу же сказалось преимущество союзников в вооружении и в количестве абордажных команд. На каждой галере союзников было не менее 150 солдат, а турецкие суда на этом участке располагали лишь 30-40 абордажными солдатами на борту.

После полудня турки, окружившие более сильного Барбариго, были разгромлены. Окружение кораблей противника не дало туркам никакой пользы, поскольку в ближнем бою противник оказался намного сильнее. В центре, где столкнулись главные силы соперников, бой носил упорный характер. Главными целями атаки стали флагманские галеры дона Хуана Австрийского («Real») и Али-паши («Sultana»).

Поединок «Real» с турецкой флагманской галерой «Sultana» стал одним из ключевых эпизодов битвы. После обмена орудийными залпами, в результате чего была повреждена грот-мачта «Real», корабли столкнулись лоб в лоб, причём таран «Sultana» проник в «Real» до четвёртой скамьи. Ожесточённая абордажная схватка длилась около часа, обоим флагманам пришли на помощь другие корабли. Испанцы отбили две атаки турок и сами с третьей попытки захватили «Sultana». Дон Хуан Австрийский, облачённый в сверкающие доспехи, показал пример личной храбрости и был ранен в ногу. Османский адмирал Али-паша Муэдзинзаде был убит в перестрелке, его голова была отрублена испанским солдатом, который насадил её на пику и размахивал ей, чтобы придать храбрости товарищам. Это вызвало панику среди турецких матросов. Центр турок стал поддаваться и отходить.
На «Sultana» было захвачено зелёное знамя Пророка, вручённое султаном Селимом II Али-паше в начале кампании, и золота на 150 000 цехинов.

Командующий левым крылом турецкого флота Улудж Али совершил следующий маневр - с большой частью своего крыла он повернул к центру и ударил сбоку по силам Хуана Австрийского. С флагманской галерой Али-паши было уже покончено, и Хуан, ломая общий порядок, стал поворачивать навстречу кораблям Улудж Али. Одновременно вступил в бой резерв союзников под командованием маркиза Санта-Крус.
Командующий правым флангом союзников Дориа также повернул и стал приближаться к центру боевого порядка союзников, прямо на Улудж Али. Корабли Улудж Али могли оказаться в окружении, поэтому он стал выходить из боя. Тем не менее, до того как уйти с места сражения, он успел захватить флагманскую галеру мальтийцев.

Всего в том бою с обеих сторон участвовало около 550 кораблей. Поражение турецкого флота было полным, историки расходятся лишь в оценке потерь. Наиболее часто называются следующие цифры: турки потеряли 224 корабля, в том числе 117 было захвачено союзниками. На турецких кораблях было захвачено и освобождено 12 тысяч невольников. Не менее 10 тысяч гребцов-невольников погибли вместе с утонувшими кораблями. Погибли до 15 тысяч турецких солдат и матросов. Потери союзников были гораздо меньше. Битва при Лепанто стала последним в истории крупным сражением галерных флотов.

Прошли века. Только историки помнят подробности битвы при Лепанто. А ведь когда-то она считалась одной из важнейших битв в истории...
Зато литературоведы помнят, что в этом сражении был дважды ранен Мигель де Сервантес Сааведра. Простреленная в этом бою левая рука осталась частично парализована на всю жизнь. Возвращаясь домой морем, будущий автор «Дон Кихота» был схвачен пиратами и продан в рабство алжирскому паше. Его выкупили миссионеры только в 1580 году.
Сервантес во введении к «Назидательным новеллам» писал о себе в третьем лице:
В морской битве при Лепанто выстрелом из аркебуза у него была искалечена рука, и хотя увечье это кажется иным безобразием, в его глазах оно прекрасно, ибо он получил его в одной из самых знаменитых битв, которые были известны в минувшие века и которые могут случиться в будущем…


Miguel de Cervantes Saavedra

В 1965 году, в преддверии 400-летнего юбилея битвы при Лепанто, директор Морского музея Барселоны Хосе Мартинес-Хидальго выдвинул идею воссоздания корабля «Real». Кропотливая работа по разработке чертежей заняла несколько лет. Группе энтузиастов и профессиональных историков на основе старинных описаний, рисунков, гравюр и моделей удалось выполнить максимально достоверную реконструкцию парусно-гребного судна XVI века, и 7 октября 1971 года, в годовщину знаменитой битвы, оно было спущено на воду. В настоящее время воссозданная галера находится в экспозиции Морского музея Барселоны.

Франция

Название «Ля Реаль» означает, что галера принадлежала королю, а с 1526 года такие суда являлись одновременно и флагманскими кораблями галерного флота Франции. Когда король находился на борту, галера несла королевский штандарт и флаг адмирала. Наиболее полный, завершенный вариант судна такого типа, вероятно, существовал уже в начале XVII столетия. Декоративное оформление изображенной на открытке галеры «Ля Реаль» второй половины XVII века выполнено французским скульптором П. Пюже. В Морском музее в Париже сохранены фрагменты кормового украшения и модель судна. «Ля Реаль» была внушительным кораблем длиной около 52 м, шириной 6,4 м. Она имела 31 пару банок (вместо одной банки был размещен камбуз). Каждым веслом длиной около 15 м гребли семь человек, всего гребцов было 427. В носовой части галеры устанавливались бронзовые пушки: одна 36-фунтовая, две 24-фунтовые и две 18-фунтовые. Кроме того, с каждого борта было размещено еще по шесть пушек. На переходе морем использовались два больших латинских паруса. При безветрии и в бою переходили на весла.

Галера La Real была построена в 1568 году на верфи Барселоны. Длина галеры составляла 60 метров, а шиина 6,2 метра. Корабль приводился в движение с помощью 59 вёсел (на каждое весло по 4 гребца) и двух латинских парусов, установленных на фоке и гроте. Эта галера характирзуется богатым орнаментом. В Морском музее Барселоны выставлена точная полноразмерная копия галеры la Real.

La Real была флагманом флота Священной лиги в битве при Лепанто, которая состоялась 7 октября 1571 г. Это было последнее и самое большой морское сражение эпохи Возрождения, в котором главную роль играли галеры. В битые столкнулись силы Османской Империи и объединенной Священной лиги, которые представляли собой самый сильный и многочисленный флот, который когда-либо видела Европа. С каждой стороны в битве принимало участие около 200 галер и других кораблей. Высшей точкой сражения была битва двух флагманов - галеры дона Хуана Австрийского (La Real) и Али-паши (Sultana). В конце концов Али-паша был убит в перестрелке. Его голову подняли на длинную пику, что вызвало панику среди турецких матросов. Поражение турецкого флота было полным. Битва при Лепанто стала крупнейшим морским сражением XVI века, доказавшим европейцам, что непобедимых доселе турок можно побеждать.

СОДЕРЖИМОЕ НАБОРА МОДЕЛИ ДЕРЕВЯННОГО КОРАБЛЯ

Как и прототип, модель La Real на текущий момент (2014 год) является флагманом в линейке чешской фирмы. Довольно продолжительное время разработки этой модели объясняется ее сложностью и наличием смоляных литых деталей декора. В результате скрупулезной работы появилась первая и пока единственная модель именно испанской, а не французской галеры. Силовой каркас корпуса собирается из вырезанных лазером фанерных деталей. Пожалуй, силовой каркас является единственным местом, где применяется фанера. В остальных местах детали из цельного массива толщиной от 0,6 до 3 мм. Обшивка корпуса выполняется рейками 2*5 мм, а вторая обшивка из реек 1*3 мм. Для всевозможных палубных надстроек и элементов даны рейки сечением от 1*1 до 3*3 мм. Круглые заготовки мачт, вёсел и т.д. даны из прямого рамина слегка желтоватого цвета.
К сожалению, производитель решил смоляным литьём дать не только декор, но и те детали, которые должны быть из металла (пушки, якоря-кошки), что разочаровывает в модели такого высокого уровня. Вторым минусом модели являются флаги, т.к. они выполнены цветной печатью на бумаге, а не на ткани. И хотя флаги Священной Лиги очень и очень красивые, с необычным рисунком, но всё-же бумага есть бумага.
Компенсирует это разочарование пять огромных листов подробных схем и чертежей. Вообще модель довольно сложная в сборке. Прежде всего из-за особенностей длинных и узких корпусов галер, требующих особенного внимания при сборке.

«Прошлое - это зеркало, в которое смотрится настоящее»
Японская пословица

Прочитал статью о битве при Лепанто и тут же подумал, что ведь что-то такое у меня по этой теме есть, более того, это самое «что-то» я искал в свое время специально, а когда нашел, то очень сильно обрадовался. Да и как не обрадоваться, когда твоим глазам вдруг предстает та самая галера «Реал», которая была флагманом Хуана Австрийского в знаменитом сражении при Лепанто!

Галера «Реал» в Морском музее Барселоны. Вид спереди.

Но самое интересное, что это не дошедшее до нас с тех времен судно (ну, мало ли как старательно его сохраняли!), а точнейшим образом сделанная его копия, а попросту говоря – «ну очень большая модель»!

Большинства людей считают, что модель корабля – это всего лишь «игрушка», главное достоинство которой заключается в ее миниатюрности. Между тем, в есть немало примеров постройки моделей, не меньших по размерам, чем оригинал. Так, морской музей в городе Амстердаме в 1992 году заказал себе полноразмерную копию крупнейшего парусника голландской Ост-Индской компании, выстроенного в 1748 году и разбившегося у берегов Англии в первом же плавании. Триста лет Санкт-Петербурга было отмечено постройкой реплики первого балтийского фрегата «Штандарт». Ну, а самый свежий пример такого «моделирования» находится в Китайской Народной Республике. Там в 2005 году у морского причала города Вэйхай провинции Шаньдун застыл броненосец «Динъюань» – в прошлом флагман знаменитого Бэйянского флота империи Цинь. Сам корабль построили по заказу Китая в Германии в 1883 – 1884 гг. и на то время был одним из самых современных кораблей своего времени. В 1885 году «Динъюань» пришел в Китай вместе с однотипным кораблем «Чжэнъюань» и потом 10 лет был флагманом Бэйянского флота, базировавшегося в Вэйхайвэе (современный Вэйхай). В начале 1895 года он был сильно поврежден прямо в гавани японскими торпедами, а перед ее сдачей – подорван собственной же командой.


Китайский броненосец «Динъюань» – тоже корабль музей. Пушки есть, а вот двигатели отсутствуют в принципе. Делать их было сложно и дорого!

21 декабря 2002 г. управление порта Вэйхай организовало научно-практическую конференцию, на которой знатоки военно-морской истории и корабелы со всего Китая разработали основные принципы всей предстоящей работы по воссозданию этого броненосца. И ровно через год на судостроительном заводе фирмы «Хайда» в городе Жунчэн в провинции Шаньдун работа над ним началась. 13 сентября 2004 года корабль спустили на воду, а 15 апреля 2005 года он уже оказался на вэйхайском рейде. Броненосец был построен с соблюдением всех размеров: длина 94,5 м, ширина 18 м, осадка 6 м. Имея водоизмещение в 7220 тонн, «Динъюань» на сегодня представляет самый большой в мире новодел исторического корабля, исполненной в масштабе 1:1. Хотя судно построено при помощи электросварки, на листах бортовой обшивки видны заклепки, хотя гребные суда и пушки малого калибра смотрятся не слишком достоверно. Для изготовления палубного настила и трапов взят слишком уж тонкий металл: из-за чего грохот при ходьбе по нему просто оглушает. А вот 12- и 6-дюймовые орудия изготовлены очень хорошо: в стволах видны даже нарезы, а на казенниках – заводские клейма Круппа. Странно, что в барбеты главного калибра заходить можно, а вот в башни среднего – что расположены на носу и на корме, – почему-то нельзя! Зато можно фотографироваться возле массивного дубового штурвала с надписью по-английски: «Imperial Chinese Navy».


Галера «Реал» – масштабная модель во всей красе.

Ну, а галера «Реал» была создана много раньше, а именно в 1965 году, в канун 400-летнего юбилея сражения при Лепанто. Тогда директор Морского музея Барселоны Хосе Мартинес-Хидальго предложил воссоздать этот корабль и тем увековечить его память. Над чертежами работали несколько лет, используя в качестве источников старинные описания, рисунки, гравюры и модели, дошедшие до нашего времени. Благодаря всему этому они смогли построить максимально достоверную «модель» парусно-гребного судна XVI века, которая была спущена на воду в годовщину этой прославленной битвы 7 октября 1971 года. Ну, а сегодня эта галера находится в помещении Морского музея города Барселоны.


Резная и золоченая корма судна.


Ну, а картины на корме сделают честь любому музею, хотя они всего лишь копии работ тогдашних мастеров.

О том, что она там, я, естественно, узнал заранее, прежде чем туда ехать. Купил карту города, вылез из метро на станции Цитадели и дальше пошел через парк, по набережной, мимо Аквариума, памятника Колумбу и стоящих у причала яхт. И вот он – Морской музей Барселоны – несколько «ангаров», где когда-то давно строились настоящие суда. Так что место очень удобное, можно сказать «пропахшее духом истории». После городской жары и духоты внутри кажется даже прохладно. Минуешь холл… и вот она прямо перед тобой. И не просто перед тобой, а нависает над головой, словно огромный позолоченный дворец! Причем, это только корпус. Потому, что судно стоит под крышей без мачт.


При естественном освещении корма галеры выглядит так.

Как известно, в бою с турками, с их флагманской галерой «Султана», последняя таранила «Реал», да так, что ее таран проник в его корпус до четвертой скамьи. Однако туркам это не помогло. «Султана» была взята на абордаж, причем на ней захватили зеленое знамя Пророка, данное султаном Селимом II командующему турецким флотом Али-паше, и 150 000 золотых цехинов.


Вид с носа, слева.

Кроме этих подробностей было известно, что «Реал» строился как 30-баночная двух мачтовая галера в пропорциях, характерных для судов этого класса и своего времени, со всеми свойственными им достоинствами и, конечно, недостатками. Узкий корпус с незначительной осадкой, но с широкой верхней платформой, положенной на выступающие за борт кронштейны, позволяли развивать приличную скорость хода, но из-за этого галера была недостаточно остойчивой и мореходной. «Реал» реально мог использоваться только лишь при спокойной погоде, а при сильном ветре и волнении должен был пережидать в бухтах и портах, стоя на якоре.


Вид на палубу галеры.

А вот декоративное убранство галеры не знало себе равных, то есть может быть и знало (недаром французы называли первый английский линейный корабль «Роял Соверен» «Золотым дьяволом», так много на нем было позолоты и всяких там резных фигур!), но аналогов до нас не дошло. Декорирована она была в стиле барокко, который только-только входил в Европе в моду, что сделало этот корабль настоящим произведением искусства.


А вот съемка с подсветкой. Рядом для масштаба стоит автор.

Разработку декора корабля поручили одному из известнейших мастеров испанского Возрождения Хуану де Маль Лара. Ну, он и постарался, создав настоящий шедевр корабельного искусства. Так, надстройку на юте он снаружи украсил скульптурами и картинами на библейские и античные темы кисти выдающихся художников своего времени Хуана Баутиста Васкеса Старшего и Бенвенуто Тортелло; резьбы по дереву покрыли обильной позолотой, что придало галере по-настоящему «королевский» вид.


Носовая фигура.

Фигуру на конце шпирона – Нептун верхом на дельфине – вырезал скульптор Габриэль Алаберт. Паруса на галере были полосатыми, красно-белыми, что подчеркивало ее статус флагмана, так как обычные галеры имели паруса из обычной некрашеной ткани.


Кормовые фонари на галере просто огромные.


Фонарь крупным планом.

Кормовой фонарь тогда тоже ставили только на флагманских галерах; но на «Реале», чтобы лишний раз подчеркнуть его достоинство, кормовых фонарей поставили сразу три штуки!


«Битва при Лепанто» Х. Луна. (1887). Дон Хуан Австрийский на борту галеры «Реал».

Судно было спущено на воду в 1568 году и имело водоизмещение 237 тонн. Длина равнялась 60 м, ширина по мидельшпангоуту – 6,2 м, то есть судно было очень узким относительно своей ширины! Осадка составляла 2,08 м. В движение галера приводилась двумя косыми парусами и 60 веслами. Площадь парусности составляла 691 м². На веслах работало 236 гребцов, а кроме них экипаж галеры насчитывал около 400 солдат и матросов! То есть люди внутри у нее были набиты словно сельди в бочке! Кстати, в самом музее есть экран, на котором демонстрируется анимационная картинка работы гребцов. Посмотришь… и не захочешь так работать ни под каким видом!


Несколько фигур гребцов на палубе.

В днище есть вырез и видно, как в трюме располагались бочки и человек для масштаба. Сверху на палубу посмотреть можно, но сложно, и там под потолком темновато. Фотографировать против света больших арочных окон трудно и неудобно, а ракурс вид сбоку невозможен в принципе. И, тем не менее, реплика производит очень достоверное и исключительно сильное впечатление. Так и кажется, что это корабль того времени и это впечатление не исчезает в течение всего того времени, пока ты смотришь на этот корабль!


Кто скажет, что это палуба военного корабля? Каков паркет? Вот только фигура солдата в шлеме морион напоминает об обратном! Морской музей (Драссанес). Галера "Ла Реаль". (Второй вариант)

В средние века Барселона была крупным центром судостроения. Каталонцы торговали с Левантом. С 1310 по 1388 гг. им даже принадлежало Афинское герцогство.

Морской музей Барселоны (Драссанес) размещается в здании XIV в., где раньше находились верфи. В XIV в. стапели, с которых сходили готовые суда, стояли прямо в воде. Сейчас море, на глазок, находится метрах в двухстах: береговая линия сильно изменилась с той поры.
Главный экспонат музея – реконструкция галеры "Ла Реаль", флагмана командующего христианским флотом в битве при Лепанто 7 октября 1571 г. дона Хуана Австрийского.
Идея воссоздания галеры принадлежит директору барселонского Морского музея Хосе Мартинесу Идальго, который выдвинул ее еще в 1965 г. Несколько лет ушло на изучение старинных описаний судна, разработку чертежей и постройку. Галера была спущена на воду 7 октября 1971 г. – в 400-ю годовщину битвы при Лепанто.
Галера воссоздана в натуральную величину. Это военный корабль, отделанный золотом и выкрашенный красным лаком, водоизмещением в 237 тонн, с пятьюдесятью восемью веслами, каждое толщиной с телеграфный столб.
В музее верхняя палуба почти задевает крышу здания. Туда поднимаешься по лестнице.
Благодаря роскошной отделке и точному воспроизведению стиля эпохи «Ла Реаль» по праву считается шедевром деревянного кораблестроения и декоративного искусства.

Первые две фотографии - из Интернета, мои собственные не очень-то получились. В музее было темно.


А это уже мои фотографии.

Внешний вид музея.

Поделиться