Сколько человек живет в чувашии. Чуваши: история и традиции народа

Чувашия - республика в составе РФ, расположенная в 700 километрах от Москвы. Население Чувашии - свыше 1,2 миллиона человек. В статье речь пойдет о том, кто населяет республику, а также о демографических проблемах и городах края.

общие сведения

Чувашия - одна из Она расположена в центре европейской части страны. На севере республики протекает река Волга. Расстояние от «столицы» края до столицы России составляет 630 км.

Республика занимает небольшую (по российским меркам) площадь: около 18 000 квадратных километров. Население Чувашии составляет 1,23 миллиона человек. Республика достаточно хорошо связана с другими регионами России автомобильными, железнодорожными, а также водными транспортными путями.

Большая часть Чувашии расположена в междуречье Суры и Свияги, в пределах лесной и лесостепной природных зон. Рельеф территории равнинный, климат - умеренно-континентальный. Из полезных ископаемых в регионе имеются месторождения и фосфоритов.

Чувашия - земля с богатой культурой и традициями. Ее часто называют «краем ста тысяч песен». Исследователи акцентируют внимание на своеобразии местной музыкальной культуры, которая выражается не только в особой манере пения, но и в наборе инструментов.

Динамика и численность населения республики

Чувашия - один из самых населенных субъектов Российской Федерации. По состоянию на 2016 год здесь проживает 1 миллион 237 тысяч человек. При этом средняя плотность населения Чувашии - одна из самых высоких в России (почти 68 чел./кв. км.).

Тем не менее, демографическая ситуация в республике вот уже двадцать лет остается весьма сложной. Начиная с 1994-го, население Чувашии постепенно вымирает. За этот период времени регион потерял почти 100 тысяч своих жителей! Правда, к 2016 году темпы вымирания населения приостановились, в первую очередь за счет увеличения рождаемости.

Другая серьезная региона - это «старение» населения. Дело в том, что из республики активно выезжает молодежь. Соответственно, в возрастной структуре населения увеличивается доля людей пенсионного возраста.

Уровень урбанизации в крае сравнительно невысокий - 61,3%. Однако в последнее время городское население Республики Чувашии увеличивается с каждым годом.

Возрастной, половой состав населения и миграции

Как уже упоминалось выше, в Чувашии с каждым годом увеличивается доля пенсионеров. Соответственно, доля лиц несовершеннолетнего возраста уменьшается. Если в 1989 году она составляла почти 27%, то в 2002 - всего 19,9%.

Если говорить о половой структуре населения, то в Чувашии преобладают женщины (53,7%). Однако в последние годы наблюдается тенденция к выравниванию общего соотношения мужчин и женщин.

Население Чувашии сокращается не только вследствие естественных демографических процессов, но и за счет активной эмиграции. За последние пять лет в регионе наблюдается отрицательная миграционная динамика. В среднем, каждый год Чувашию покидает на 2-5 тысяч человек больше, нежели въезжает в республику. Главными центрами притяжения для мигрантов из этого региона является Москва, Ульяновская область, Татарстан и Подмосковье.

Этнический состав населения. Кто такие чуваши?

В национальном составе республики доминируют чуваши (67,7%). Далее идут русские (26,7%), татары (2,8%) и мордва (около 1%). Также на территории Чувашии довольно многочисленны диаспоры украинцев, белорусов и армян.

Чуваши - коренное население республики. Это тюркский этнос, происхождение которого ученые связывают с волжскими булгарами. Общая численность чувашей в мире оценивается в полтора миллиона человек. Половина из них проживает в пределах Республики Чувашии. Остальные представители этого этноса распорошены по территории России, они также живут в Казахстане, Узбекистане, Украине и некоторых других странах.

Чуваши говорят на своем языке - чувашском, который имеет три диалекта. В 65% школ региона обучение детей происходит именно на этом языке. Большая часть чувашей - православные христиане. Однако есть среди них и приверженцы традиционных языческих верований.

Согласно древним чувашским мифам, Земля имеет форму квадрата. Небесная твердь опирается на четыре столпа (медный, каменный, золотой и серебряный). Каждый из четырех углов Земли надежно охраняет богатырь-защитник.

Современное территориальное устройство республики. Население Чувашии по районам

Республика Чувашия сегодня разделена на 21 административный район. Здесь насчитывается девять городов, восемь ПГТ и 1720 деревень. Столицей республики является город Чебоксары. Согласно последней в нем проживает каждый третий житель Чувашии.

Районы республики различны по своим размерам. Самый большой по площади - Алатырский, а самый маленький - Красноармейский. Ниже в таблице представлены все районы Чувашии, с указанием численности населения по каждому из них:

Название района

Количество жителей (в тыс. чел.)

Алатырский

Аликовский

Батыревский

Вурнарский

Ибресинский

Канашский

Красноармейский

Красночетайский

Козловский

Комсомольский

Марпосадский

Моргаушский

Порецкий

Урмарский

Цивильский

Чебоксарский

Шумерлинский

Шемуршинский

Ядринский

Янтиковский

Яльчикский

Города Чувашии

Перечень городов Чувашии включает в себя девять населенных пунктов. Два из них относятся к числу крупных городов. А вот в самом маленьком проживает всего 8,5 тысяч человек.

Самым старым городом в пределах республики считаются Чебоксары (первое упоминание в письменных документах за 1469 год). В XVI веке возникли еще три города - Алатырь, Ядрин и Цивильск.

Ниже перечислены все города Чувашии по численности населения (от самого крупного - к самому маленькому):

  • Чебоксары.
  • Новочебоксарск.
  • Канаш.
  • Алатырь.
  • Шумерля.
  • Цивильск.
  • Козловка.
  • Мариинский Посад.
  • Ядрин.

Город Чебоксары - столица республики

Чебоксары - самый крупный город в Чувашии. Помимо столичного статуса, это также важный культурный, научный и транспортный центр края. В 2001 году город получил почетный титул «самого благоустроенного» в России.

Чебоксары расположены на реке Волге. Транспортными воротами города является аэропорт, железнодорожный вокзал и речной порт.

Город возник в середине XV века. К началу XVIII века он превращается в крупный центр торговли на Поволжье. Здесь активно торгуют хлебом, пушниной, рыбой, медом и солью. В настоящее время в Чебоксарах работает более десятка крупных предприятий. Здесь выпускают промышленные тракторы, электронные приборы и оптическое оборудование, текстиль, кондитерские изделия. Два местных завода выпускают широкий спектр алкогольной продукции.

Чебоксары известны и в качестве рекреационного центра региона. Так, на левом берегу Волги находится санаторий «Чувашия», который оказывает оздоровительные услуги, а также услуги по лечению и диагностике различных заболеваний.

Чебоксары - важный образовательный и культурный центр Чувашии. Здесь функционируют пять вузов, а также ряд филиалов иногородних В городе работает восемь музеев, пять театров и более 30 публичных библиотек. Ежегодно в Чебоксарах проводится несколько крупных фестивалей.

Среди архитектурных памятников города стоит отметить несколько красивейших старинных храмовых построек и комплексов. В частности, Введенский собор 1651 года, Свято-Троицкий монастырь, основанный в XVII веке, Успенский храм (1763 год). В городе в разное время было установлено более тридцати памятников, скульптурных композиций и монументов. Самые красивые и известные из них - это монумент Матери (который считается главным туристическим символом Чебоксар), великолепный конный памятник Чапаеву, бюст поэта Низами Гянджеви и другие.

В заключение

1 236 628 - такова точная численность населения Чувашии (на 2016 год). Главным этносом в пределах республики являются чуваши - коренные жители края. Здесь их насчитывается около 68%. Город Чебоксары - крупнейший город Чувашии и ее столица.

Сегодня для этой республики характерен целый ряд острых демографических проблем: вымирание и старение населения, а также отток молодежи в другие, более перспективные регионы страны.

Встреча главы Минкультуры Чувашии и иностранных студентов прошла 2 октября. В мероприятии также приняли участие представители Госнаркоконтроля Чувашии, Центра по противодействию экстремизму, Минобразования Чувашии, миграционной службы республики, а также учебных заведений Чувашии. Главной темой встречи стало обсуждение вопроса профилактики экстремизма и противоправной деятельности в молодежной среде.

Как было заявлено на встрече , сегодня в Чувашии проживают представители 128 национальностей и восьми этнических групп. В республике действуют 28 национально-культурных объединений, отметил министр куль туры, которые представляют 16 национальностей: чувашей, русских, татар, башкир, белорусов, мордву, марийцев, евреев, немцев, азербайджанцев, армян, узбеков, грузин и таджиков. При этом, по данным переписи 2010 года, только 67,7% населения республики - чуваши, еще 26,9% - русские. Татары составляют - 2,8% от общего количества жителей Чувашии, мордва - 1,1%, марийцы - 0,4%. Остальное население - около 2% - другие национальности.

Помимо этого, в Чувашию ежегодно приезжают иностранные студенты, чтобы получить образование. Так, только в двух чебоксарских вузах обучаются более 300 студентов, которые представляют другие национальности: в ЧГУ им. И.Н.Ульянова - 62 выходца из Северо-Кавказского региона, 92 студента из Средней Азии, 7 студентов из Закавказья. В ЧГПУ им. И.Я.Яковлева обучаются 136 студентов из Туркмении и 8 выходцев из Северного Кавказа.

Несмотря на то, что в целом в Чувашии сохраняется атмосфера взаимоуважения и диалога между верующими различных конфессий, взаимной толерантности мигрантов и местного населения, необходимость в профилактике экстремизма и противоправной деятельности в молодежной среде, а также сохранении межнационального и межконфессионального мира и согласия в Чувашии все еще существует.

В связи с этим Вадим Ефимов подчеркнул , что создание толерантного отношения разных народов требует обоюдных усилий. Работу в этом направлении должны вести не только чувашские органы власти и управления, но и приезжие. С его слов, они должны быть готовы воспринять культуру и обычаи жителей Чувашии, учитывать их в своей повседневной жизни.

В свою очередь органы власти на плановой основе будут проводить образовательно-воспитательные, культурно-массовые и спортивные мероприятия, направленные на духовное и патриотическое воспитание молодежи, уважение к культуре и религиям других народов. К участию в них будут привлекаться национально-культурные центры и религиозные организации, действующие на территории республики. В их числе и Духовное управление мусульман Чувашии. Опыт проведения таких мероприятий уже есть, подчеркнул глава ведомства.

Помимо этого, в Чувашии уже созданы Совет по делам национальностей и Совет по взаимодействию с религиозными объединениями, деятельность которых направлена именно на сохранение межнационального и межконфессионального согласия.

Чуваши - уникальная народность, которая смогла сквозь века пронести свою аутентичность. Это пятая по численности нация России, большая часть представителей которой владеет чувашским языком - единственным живым из исчезнувшей булгарской группы. Их считают потомками древних шумеров и гуннов, однако и современной истории чуваши подарили многое. Как минимум, родину символу революции Василию Ивановичу Чапаеву.

Где живут

Более половины представителей чувашской народности - 67,7%, проживает на территории Чувашской Республики. Она является субъектом Российской Федерации и располагается на территории Приволжского федерального округа. Республика граничит с Ульяновской и Нижегородской областями, Татарстаном, Мордовией и Республикой Марий Эл. Столица Чувашской Республики - город Чебоксары.

За пределами Республики чуваши живут преимущественно в соседних регионах и в Сибири, незначительная часть - за пределами РФ. Одна из наиболее крупных чувашских диаспор на Украине - порядка 10 тысяч человек. Кроме того, представители народности проживают в Узбекистане и Казахстане.
На территории Республики Чувашия выделяется три этнографических группы. Среди них:

  1. Верховые чуваши. Проживают в северо-западной части региона, имеют местные названия тури́ или вирья́л .
  2. Средненизовые чуваши. Их локация - северо-восток Республики, диалектное наименование ана́т енчи́ .
  3. Низовые чуваши. Живут в южной части региона, на чувашском языке имеют название анатри́ .

Численность

Чуваши - пятая по численности народность в России: порядка 1 4000 000, по данным переписи 2010 года. Из них более 814 тысяч человек живет на территории Чувашской Республики. Порядка 400 тысяч чувашей находится в соседних регионах: Башкортостане - 107,5 тыс., Татарстане - 116,3 тыс., Самарской - 84,1 тыс. и Ульяновской - 95 тыс., областях.
Стоит отметить, что численность чувашей к 2010 году снизилась на 14% по сравнению с переписью 2002 года. Отрицательная динамика привела этот показатель на уровень 1995 года, что этнографами воспринимается как отрицательный результат ассимиляции.

Название

Основная версия происхождения названия связана с древним племенем «сувары», или «сувазы». Оно впервые упоминается в X столетии в воспоминаниях путешественника арабского происхождения ибн-Фадлана. Автор писал о племени, входившем в состав Волжской Булгарии и отказавшемся принимать ислам. Часть исследователей считает, что именно сувары стали прародителями чуваш, ушедшими в верховья Волги, во избежание навязывания чуждой религии.

В летописях это название впервые упоминается лишь в XVI-XVII столетии, в период присоединения Чувашской даруги к Российскому государству после падения Казанского ханства. Одно из наиболее ранних свидетельств - описание горных черемисов (современных марийцев) и чувашей Андреем Курбским, рассказывавшим о походе на Казань в 1552 году.
Самоназвание народа - чаваши, которое считается традиционным определением национальности. Похоже по звучанию и наименование народности на других языках: «чуаш» и «чуваж» - у мордвы и татар, «сыуаш» - у казахов и башкир.
Некоторые исследователи полагают, что корни названия и народа идут еще от древних шумеров, однако генетики не нашли подтверждения этой теории. Еще одна версия связана с тюркским словом javas, что в переводе означает «мирный, дружественный». Кстати, такие черты характера, наряду с порядочностью, скромностью и честностью, свойственны современным чувашам.

Язык

До X века язык сувазских племен существовал на основе древней рунической письменности. В X-XV веках, во время тесного соседства с мусульманскими племенами и Казанским ханством, алфавит был заменен на арабский. Однако звучание языка и определение местных диалектов в этот период становилось все более самобытным. Это позволило к XVI столетию сформировать аутентичный, так называемый, среднебулгарский язык.
С 1740 года началась новая страница в истории чувашского языка. В этот период в регионе начали появляться христианские проповедники и священники из числа местного населения. Это привело к созданию в 1769-1871 годах нового варианта письменности на основе кириллицы. Основой литературного языка послужили диалекты низовых чувашей. Окончательно алфавит оформился к 1949 году, и состоит из 37 букв: из них 33 знака русского алфавита и 4 дополнительных кириллических символа.
Всего в чувашском языке выделяется три диалекта:

  1. Низовой. Отличается обилием «укающих» звуков, распространен ниже по течению реки Суры.
  2. Верховой. «Окающая» фонетика, свойственная жителям верховий Суры.
  3. Малокарачинский. Обособленное наречие чувашского, характеризующееся изменениям в вокализме и консонантизме.

Современный чувашский язык относится к тюркской языковой семье. Его уникальная особенность в том, что это единственный в мире живой язык исчезнувшей булгарской группы. Это официальный язык Чувашской Республики, который, наряду с русским, является государственным. Его изучают в местных школах, а также в учебных заведениях некоторых районов Татарстана и Башкирии. Согласно переписи 2010 года, на чувашском языке говорит более 1 миллиона граждан России.

История

Предками современных чувашей было кочевое племя савиров, или суваров, обитавшее в Западном Прикаспии со II века нашей эры. В VI столетии началась его миграция на Северный Кавказ, где часть его сформировала гуннское царство, а часть была разгромлена и вытеснена в Закавказье. В VIII-IX веках потомки суваров обосновались в Среднем Поволжье, где вошли в состав волжских булгар. В этот период происходит значительное объединение культуры, религии, традиции и обычаев народов.


Кроме того, исследователи отмечают значительное влияние на язык, предметы материальной и духовной культуры древних земледельцев Передней Азии. Считается, что южные племена, мигрировавшие во время великого переселения народов, частично осели в Поволжье и ассимилировались с болгаро-суварскими народами.
Однако, уже в конце IX столетия предки чувашей отделились от Булгарского царства и мигрировали дальше на север из-за неприятия ислама. Окончательное формирование чувашской народности закончилось только в XVI столетии, когда произошла ассимиляция суваров, татар из соседнего Казанского царства и русских.
Во времена владычества Казанского ханства чуваши входили в его состав, однако держались обособленно и независимо, несмотря на необходимость платить дань. Вскоре, после взятия Казани Иваном Грозным чуваши приняли власть Российского государства, однако на протяжении всей истории отстаивали свои права. Так, они участвовали в восстаниях Стеньки Разина и Емельяна Пугачева, выступали против произвола чиновников в 1571-1573 гг., 1609-1610 гг., 1634 г. Подобное своеволие доставляло проблемы государству, поэтому вплоть до XIX века в регионе действовал запрет на кузнечное ремесло с целью пресечения производства оружия.

Внешность


На внешность чувашей повлияла длительная история миграции пранарода и значительное смешение с представителями булгарских и азиатских племен. У современных чувашей встречаются такие типы внешности, как:

  • монголоидно-европеоидный тип с преобладанием европейских черт - 63,5%
  • европеоидные типы (с русыми волосами и светлыми глазами, а также с более темной кожей и волосами, коричневыми глазами) - 21,1%
  • чистый монголоидный тип - 10,3%
  • сублапоноидный тип или волго-камская раса с мягко выраженными признаками монголоидов - 5,1%

С точки зрения генетики также нельзя выделить чистую «чувашскую гаплогруппу»: все представители нации имеют смешанную расовую принадлежность. По максимальному соответствию среди чувашей выделяются следующие гаплогруппы:

  • североевропейская - 24%
  • славянская R1a1 - 18%
  • угро-финская N - 18%
  • западноевропейская R1b - 12%
  • доставшаяся от хазар еврейская J - 6%

Кроме того, обнаружены генетические связи чувашей с соседними народностями. Так, марийцы, которые в Средневековье проживали в одном регионе с болгаро-суварами и назывались горными черемисами, имеют с чувашами общую мутацию гена хромосомы LIPH, вызывающую ранее облысение.
Среди типичных особенностей внешности стоит отметить:

  • средний рост у мужчин и невысокий у женщин;
  • жесткие волосы, которые от природы редко имеют завиток;
  • более темный оттенок кожи и цвет глаз у представителей европеоидного типа;
  • короткий, чуть вдавленный нос;
  • наличие эпикантуса (характерная складка в уголке глаз) у представителей смешанного и монголоидного типов;
  • форма глаз миндалевидная, чуть раскосая;
  • широкое лицо;
  • выступающие скулы.

Этнографы прошлого и современности отмечали мягкие черты лица, добродушное и открытое его выражение, связанное с особенностями характера. У чувашей яркая и подвижная мимика, легкие движения, хорошая координация. Кроме того, представители нации во всех свидетельствах упоминались как опрятные, чистые, хорошо сложенные и аккуратные люди, создававшие приятное впечатление своей внешностью и поведением.

Одежда

В повседневной жизни чувашские мужчины одевались просто: просторная рубаха и штаны из домотканого сукна, которое делали из конопли и льна. Дополняла образ простая шляпа с узкими полями и обувь, изготавливаемая из лыка или кожи. По внешнему виду обуви различали места обитания народности: западные чуваши носили лапти с портянками черного цвета, восточные отдавали предпочтение белому колеру. Интересно, что мужчины носили онучи только зимой, а женщины дополняли ими свой образ круглый год.
В отличие от мужчин, которые национальные костюмы с орнаментом надевали лишь на свадебные и религиозные церемонии, женщины предпочитали выглядеть привлекательно ежедневно. Их традиционная одежда включала в себя длинную, похожую по крою на тунику, рубашку из белого покупного или домотканого сукна и передника.
У западных вирьял он дополнялся нагрудником, традиционными вышивками и аппликациями. Восточные анатри нагрудник не использовали, а фартук шили из клетчатой ткани. Иногда встречался и альтернативный вариант, так называемый «фартук скромности». Он располагался на поясе сзади и доходил до середины бедра. Обязательный элемент костюма - головной убор, вариаций которого у чувашских женщин было множество. В повседневной жизни использовали платки светлых расцветок, холщовые сурпаны или повязки, подобные арабской чалме. Традиционный головной убор, который стал одним из символов народа, - шапочка тухъя, напоминающая по форме шлем и обильно украшенная монетами, бисером и бусинами.


В почете у чувашских женщин и другие яркие аксессуары. Среди них расшитые бисером ленты, которые пропускались через плечо и под рукой, шейные, поясные, нагрудные и даже наспинные украшения. Характерная особенность орнаментов - строгая геометрия форм и зеркальность, обилие ромбов, восьмерок и звезд.

Жилище

Чуваши селились в небольшие деревни и села, которые назывались ялы и располагались вблизи рек, озер и оврагов. В южных регионах тип расселения был линейный, а в северных - традиционный кучево-гнездовой. Обычно на разных концах яла селились родственные семьи, которые всячески помогали друг-другу в быту. Увеличение численности населения в поселках, а также традиционное современное формирование улиц появилось в регионе лишь в XIX столетии.
Жилище чувашей представляло добротный дом из дерева, для утепления которого применялась солома и глина. Очаг находился внутри помещения и имел дымоход, сам дом имел правильную квадратную или четырехугольную форму. Во времена соседства с бухарами многие чувашские дома имели настоящие стекла, однако в будущем большая их часть была заменена на специальным образом выделанные пузыри.


Двор имел форму вытянутого прямоугольника и традиционно разделялся на две части. В первой находился главный жилой дом, летняя кухня с открытым очагом и все надворные постройки. Продукты хранили в сухих погребах нухрепах. В задней части разбивали огород, оборудовали загон для скота, иногда там же находилось гумно. Здесь же располагали и баню, которая имелась на каждом дворе. Часто рядом с ней выкапывали искусственный пруд, или же предпочитали располагать все постройки вблизи естественного водоема.

Семейный уклад

Главное богатство чувашей - семейные отношения и почитание старших. Традиционно в семье одновременно жили три поколения, за пожилыми трепетно ухаживали, а те, в свою очередь, воспитывали внуков. Фольклор пронизан песнями, посвященными любви к родителям, их в нем даже больше, чем обычных любовных песен.
Несмотря на равенство полов, мать, «апи», для чувашей священна. Ее имя не упоминается в бранных или пошлых разговорах, насмешках, даже если человека хотят обидеть. Считается, что ее слово целительно, а проклятие - самое страшное, что может случиться. Красноречиво об отношении к матери свидетельствует чувашская пословица: ««Каждый день угощай мать блинами, выпеченными на собственной ладони, - все равно не отплатишь ей добром за добро, трудом за труды».


Дети не менее важны в семейной жизни, чем родители: их любят и привечают вне зависимости от степени родства. Поэтому в традиционных чувашских поселениях практически не бывает сирот. Детей балуют, но не забывают с ранних лет прививать трудолюбие и умение считать деньги. Учат их и тому, что главное в человеке - кăмăл, то есть душевная красота, внутренняя духовная сущность, которую можно разглядеть абсолютно в каждом.
До повсеместного распространения христианства было разрешено многоженство, практиковались традиции сорората и левирата. Это значит, что после смерти супруга жена должна была выйти замуж за брата мужа. Сорорат же позволял мужу последовательно или единовременно брать в супруги одну или нескольких сестер жены. До сих пор сохраняется традиция минората, то есть передачи наследства младшему по возрасту в семье. В связи с этим младший из детей зачастую остается на всю жизнь в доме родителей, ухаживает за ними и помогает по хозяйству.

Мужчины и женщины

Муж и жена у чувашей имеют одинаковые права: мужчина отвечает за все, что происходит вне дома, а женщина полностью берет на себя быт. Интересно, что она может самостоятельно распоряжаться прибылью, которую получает от продажи продуктов со двора: молока, яиц, тканей. В ней больше всего ценится трудолюбие, честность и возможность рожать детей.


Особенно почетно родить мальчика, и, хотя девочек в чувашских семьях любят не меньше, их появление означает дополнительные хлопоты, поскольку за каждую из них приходится выставлять солидное приданое. У чувашей считалось, что чем позже девушка выходит замуж, тем лучше: это позволит накопить больше приданого и досконально изучить все премудрости ведения хозяйства. Юношей же женили как можно раньше, поэтому в традиционных семьях муж часто бывает на несколько лет младше. Однако женщины имели право наследования за родителями и мужем, поэтому часто становились во главе семейства.

Жизнь

Сегодня, как и на протяжении всей истории, главную роль в жизни чувашей продолжает играть сельское хозяйство. С древних времен народ активно занимался земледелием, используя системы трехполья или подсечно-огневого типа. Основными культурами были пшеница, рожь, овес, полба, горох, гречиха.
Для создания тканей выращивали лен и коноплю, а для производства пива - хмель и солод. Чуваши во все времена славились как отличные пивовары: в каждой семье есть собственный рецепт пива. Для праздников производили более крепкие сорта, а в повседневной жизни пили слабоалкогольные. Хмельные напитки производили их из пшеницы.


Животноводство было не столь популярным, поскольку в регионе не хватало пригодных кормовых угодий. В домашних хозяйствах разводили лошадей, коров, свиней, овец, птицу. Еще одно традиционное занятие чувашей - бортничество. Наряду с пивом, мед был одним из основных экспортных товаров в соседние регионы.
Чуваши во все времена занимались огородничеством, сажали репу, свеклу, лук, бобовые, фруктовые деревья, позже - картофель. Из ремесел ярко процветала резьба по дереву, плетение корзин и мебели, гончарное дело, ткачество и рукоделие. Больших успехов добились чуваши в деревообрабатывающих кустарных занятиях: производстве рогожи, веревок и канатов, столярном, бондарном, плотничьем, портняжном, колесном деле.

Религия

Сегодня больше половины чувашей формально исповедует христианство, однако до сих пор встречаются объединения приверженцев традиционного язычества, а также религиозного синкретизма. Немногочисленные группы чувашей исповедуют ислам суннитского типа.
В древности чуваши верили, что мир представляет собой куб, в центре которого находятся чуваши. По берегам земля омывалась океанами, которые постепенно разрушали сушу. Считалось, что как только край земли дойдет до чувашей, наступит конец света. По бокам куба находились охранявшие его богатыри, внизу - царство зла, а вверху - божества и духи умерших во младенчестве.


Несмотря на то, что народ исповедовал язычество, у них был лишь один верховный бог Тура, который руководил жизнью людей, насылал на них бедствия, испускал громы и молнии. Зло олицетворялось с божеством Шуйттан и его слугами - злыми духами. Они после смерти мучали грешников в девяти котлах, под которыми на протяжении вечности поддерживали огонь. Однако в существование ада и рая чуваши не верили, так же, как и не поддерживали идею о перерождении и переселении душ.

Традиции

После христианизации общества языческие праздники соотносились с православными. Больше всего обрядовых празднований приходилось на весенний период и было связано с аграрными работами. Так, праздник зимнего равноденствия Сурхури знаменовал приближение весны и увеличение солнечного дня. Затем шел аналог Масленицы, праздник солнца Саварни, после несколько дней отмечали Манкун, совпадавший с православной Радоницей. Он длился несколько дней во время которых совершались жертвоприношения солнцу и проводились обряды почитания предков. Месяц поминовения был и в декабре: в культуре считалось, что духи предков могут насылать проклятия и благословления, поэтому их задабривали регулярно на протяжении всего года.

Известные чуваши

Один из самых знаменитых уроженцев Чувашии, родившийся близ Чебоксар, знаменитый Василий Иванович Чапаев. Он стал настоящим символом революции и героем национального фольклора: о нем не только снимают фильмы, но и придумывают остроумные анекдоты о русской смекалке.


Из Чувашии был и Андриян Николаев - третий советский гражданин, покоривший космос. Из его личных достижений - работа на орбите без скафандра впервые в мировой истории.


Чуваши обладают богатым историческим и культурным прошлым, которое смогли сохранить до наших дней. Соединение древних верований, обычаев и традиций, приверженность родному языку помогают сохранить аутентичность и передать накопленные знания новым поколениям.

Видео

Чуваши (самоназвание - чăваш, чăвашсем ) - пятый по численности народ России. По данным переписи 2010 года, на территории страны проживает 1 млн 435 тысяч чувашей. Их происхождение, история и своеобразный язык считаются весьма древними.

По мнению ученых, корни этого народа обнаруживаются в древнейших этносах Алтая, Китая, Средней Азии. Ближайшими предками чувашей считаются булгары, племена которых населяли обширную территорию от Причерноморья до Урала . После разгрома государства Волжская Булгария (14 век) и падения Казани часть чувашей обосновалась в лесных краях между реками Сура, Свияга, Волга и Кама, смешавшись там с финно-угорскими племенами.

Чуваши делятся на две основные субэтнические группы в соответствии с течением Волги: верховые (вирьял , тури ) на западе и северо-западе Чувашии, низовые (анатари) - на юге, кроме них в центре республики выделяют группу средненизовых (анат енчи ). В прошлом эти группы различались по бытовому укладу и материальной культуре. Теперь различия все больше сглаживаются.

Самоназвание чувашей, по одной из версий, напрямую восходит к этнониму части "булгароязычных" тюрок: *čōš → čowaš/čuwaš → čovaš/čuvaš. В частности, название племени савиров ("сувар", "суваз" или "суас"), упомянутое арабскими авторами X века (Ибн-Фадлан), многие исследователи считают тюркской адаптацией булгарского названия "Suvar".

В русских источниках этноним "чуваш" впервые встречается в 1508 году. В XVI веке чуваши вошли в состав России, в начале ХХ века получили автономию: с 1920 года Автономная область, с 1925 года - Чувашская Автономная Советская Социалистическая Республика. С 1991 года - Республика Чувашия в составе Российской Федерации. Столица республики - г. Чебоксары.

Где живут и на каком языке говорят чуваши

Основная часть чувашей (814,5 тыс. человек, 67,7% населения края) проживает в Чувашской Республике. Расположена на востоке Восточно-Европейской равнины, преимущественно на правобережье Волги, между ее притоками Сурой и Свиягой. На западе республика граничит с Нижегородской областью, на севере - с Республикой Марий Эл, на востоке - с Татарстаном, на юге - с Ульяновской областью, на юго-западе - с Республикой Мордовия. Чувашия входит в Приволжский федеральный округ.

За пределами республики значительная часть чувашей компактно проживает в Татарстане (116,3 тыс. человек), Башкортостане (107,5 тыс.), Ульяновской (95 тыс. человек.) и Самарской (84,1 тыс.) областях, в Сибири . Небольшая часть - за пределами Российской Федерации,

Чувашский язык относится к булгарской группе тюркской языковой семьи и представляет собой единственно живой язык этой группы. В чувашском языке выделяют верховой ("окающий") и низовой ("укающий") диалект. На основе последнего сформировался литературный язык. Наиболее ранним был тюркский рунический алфавит, замененный в X-XV вв. арабским, а в 1769-1871 - русской кириллицей, к которой затем добавили специальные знаки.

Особенности внешности чувашей

С антропологической точки зрения большинство чувашей относится к европеоидному типу с некоторой долей монголоидности. Судя по материалам исследований, монголоидные черты доминируют у 10,3% чувашей. Причем около 3,5% из них являются относительно чистыми монголоидами, 63,5% относятся к смешанным монголоидно-европейским типам с преобладанием европеоидных черт, 21,1 % представляют различные европеоидные типы как темноокрашенные, так и русоволосые и светлоглазые, и 5,1% относятся с сублапоноидным типам, со слабо выраженными монголоидными признаками.

С точки зрения генетики чуваши также являются примером смешанной расы – 18% из них носят славянскую гаплогруппу R1a1, ещё 18% – угро-финскую N, а 12% – западноевропейскую R1b. 6% имеют еврейскую гаплогруппу J, попавшую, вероятнее всего от хазар. Относительное же большинство – 24% – носит гаплогруппу I, характерную для северной Европы.

Елена Зайцева

Население Чувашии

Население Чувашии

Численность

На начало 2000 года численность населения Чувашской республики составила 1358,6 тыс.человек, около 40% составляют жители сельской местности. Плотность населения Чувашии (74,2 человека на 1 кв.км) является одной из самых высоких в России (в 8,7 раза выше среднероссийского), что определяет ее 4 место в Российской Федерации.

Города республиканского значения

") Численность населения приведена с учетом подчиненных администрации городов населенных пунктов.

Естественное движение населения.

(в расчете на 1000 населения)

Национальный состав.

.
В большинстве республик Российской Федерации этническая структура меняется в пользу населения титульных национальностей. Однако причины этого явления разные. В Чувашии он обусловлен, главным образом, более благополучными, нежели у русского населения, демографическими показателями.

Характеристики семьи

БРАКИ И РАЗВОДЫ

Образование

Основные показатели образования. на конец года)

603 584 550 521 499 57,6 51,6 48,4 45,2 42,8 711 696 695 695 697 222,5 224,8 226,8 225,6 220,9 32 32 32 32 32 17,3 17,2 16,7 16,8 16,9 127 126 123 124 125 28 28 27 27 28 20,3 21,0 21,0 21,2 22,2 149 155 155 156 163 5 5 6 9 12 20,7 24,0 27,1 31,5 36,9 152 177 199 231 272
1995 1996 1997 1998 1999

Число постоянных дошкольных учреждений, ед.

В них детей, тыс.человек

Число дневных общеобразовательных школ,ед.

В них учащихся, тыс.человек

Число государственных учебных заведений начального профессионального образования, ед.

В них учащихся: тыс.человек

на 10000 населения

Число государственных средних специальных учебных заведений, ед,

В них студентов: тыс.человек

на 10000 населения

Число высших учебных заведений,ед.

В них студентов: тыс.человек

на 10000 населения

Уровень жизни

Типология регионов России по уровню жизни населения в 1995 году.

Покупательная способность, скорректированная на уровень бедности - более 80% от 60 до 80% менее 60% Тип 1. г.Москва, г.С.Петербург, Вологодская, Тульская, Ростовская, Пермская, Тюменская области Тип 2. Мурманская, Калужская, Смоленская, Ярославская, Нижегородская, Липецкая, Свердловская, Кемеровская области, Краснодарский край, республика Коми, Татарстан Тип.4 Костромская, Орловская, Белгородская, Тамбовская, Воронежская, Самарская, Ульяновская, Челябинская, Камчатская области, Красноярский край - более 70% от 50 до 70% менее 50% Тип 3. Ленинградская, Тверская, Пензенская Иркутская области, Саха (Якутия) Тип 5. Архангельская, Новгородская, Брянская, Московская, Амурская, Калининградская области, Карелия, Чувашия, Башкортостан Тип 7. Владимирская, Рязанская, Курская, Астраханская, Омская, Томская, Магаданская, Сахалинская области, Ставропольский, Алтайский, Приморский, Хабаровский края, Удмуртия, Хакассия - более 60% от 40 до 60% менее 40% тип. 6. Кировская, Саратовская Волгоградская, Адыгея, республика Алтай, Бурятия Тип. 8. Псковская область, Мордовия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Тува Тип 9. Ивановская, Курганская, Оренбургская, Новосибирская, Читинская области, Марий Эл, Калмыкия, Северная Осетия
Реальные доходы населения к 1990 г.
высокая (более 150%)
средняя (от 110 до 150%)
низкая (менее 110%)

Типология регионов России по значению коэффициента "зажиточности" в 1995 г.

Степень расслоения Коэффициент "зажиточности" Регионы
(в порядке убывания коэффициента) высокая более 2,0 г.Москва, Тюменская обл., Амурская обл., Кемеровская обл., Красноярский край, Магаданская обл., г.С.Петербург, Камчатская обл., республика Коми, Пермская обл., Белгородская обл., Самарская обл., Тульская обл. выше средней 1,7 - 2,0 Орловская обл., Вологодская обл., Башкортостан, Калужская обл., Костромская обл., Иркутская обл., Новгородская обл., Тамбовская обл., Ульяновская обл., Смоленская обл., Мурманская обл., Нижегородская обл., Челябинская обл., Воронежская обл., Свердловская обл., Ярославская обл. средняя 1,3 - 1,7 Ростовская обл., Республика Алтай, Краснодарский край, Курская обл., Калининградская обл., Саха (Якутия), Брянская обл., Ивановская обл., Липецкая обл., Омская обл., Томская обл., Татарстан, Ставропольский край, Алтайский край, Карелия, Удмуртия, Хабаровский край, Архангельская обл., Тверская обл., Хакассия, Бурятия, Приморский край, Сахалинская обл., Кировская обл., Чувашия, Ленинградская обл. Ниже средней 1,0 - 1, 3 Рязанская обл., Волгоградская обл., Московская обл., Астраханская обл., Саратовская обл., Владимирская обл., Псковская обл., Пензенская обл., Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Новосибирская обл. Низкая менее 1,0 Мордовия, Курганская обл., Карачаево-Черкессия, Адыгея, Марий Эл, Калмыкия, Оренбургская обл., Дагестан, Читинская обл., Тува

Экономическая активность населения (в процентах к итогу)

Соотношение городского и сельского населения (на 1 января; тыс.человек)

Мобильность населения

Миграционные потоки

в стране на сегодня официально зарегистрировано около 1,2 млн человек со статусом "беженец". При этом следует отметить, что далеко не все беженцы зарегистрированы, а потому эта цифра, по оценкам некоторых экспертов, больше в 3-4 раза. Только в прошлом году в миграционную службу обратилось 140 тыс. человек, из них 118 тыс. получили статус вынужденных переселенцев и беженцев. В Чувашии на сегодняшний день зарегистрировано 2800 вынужденных переселенцев.

Как заявил вице-премьер правительства Чувашии Петр Ивантаев, для республики проблема миграции не столь актуальна. Тем не менее в республике действует специальная межведомственная комиссия, которую он и возглавляет. К тому же миграционная служба тесно взаимодействует с органами исполнительной власти республики.

"Этнический магнетизм" двух республик с общим положительным сальдо миграции - Татарстана и Чувашии - притягивал к себе представителей титульной национальности гораздо сильнее, чем русских.

Национальный состав мигрантов в республиках РФ за 1997-1998 гг.

2398 1605 456 1487 684 385 1147 555 116 905 590 118 11162 2349 2230 10411 1929 2336 –4816 –4175 79 –4851 –4192 –37 –4540 –3815 950 (*) 488 –4296 5813 482 –173 522 517 –132 428 –564 –599 216 –1291 –1221 117 –1269 –1189 135 –1561 –1018 149 –399 –570 –20 –573 –783 10 241 220 43 –195 –214 –11 –11008 –7973 –110 –0612 –7820 –64 1089 682 353 1197 681 248 –295 –266 –258 –765 –440 –277 –17207 –13373 –152 –19666 –14991 –224 –1342 –1930 1178 1523 –1607 3225 16361 3390 10315 14286 2732 9411 –859 –798 13 –619 –648 57 3502 1850 829 3029 1812 672 1799 1625 168 1241 1171 150 – – – – – –
Республики 1997 1998
всего в том числе всего в том числе
русские татары русские татары
01. Адыгея
02. Алтай
03. Башкортостан
04. Бурятия
05. Дагестан
06. Ингушетия
07. Кабардино-Балкария
08. Калмыкия
09. Карачаево-Черкессия
10. Карелия
11. Коми
12. Марий Эл
13. Мордовия
14. Саха (Якутия)
15. Северная Осетия
16. Татарстан
17. Тува
18. Удмуртия
19. Хакасия
20. Чечня
21. Чувашия 2456 678 1443 3517 939 2176

В 3 республиках с тюркоязычным титульным населением, в том числе в Башкортостане, Татарстане и Чувашии, численность прибывших в республику лиц титульных национальностей превосходила численность прибывших сюда русских.

Источники информации

Чувашия–99. Статистический сборник. Издатели: Государственный комитет Российской Федерации по статистике, Государственный комитет Чувашской Республики по статистике. Профессионалы за сотрудничество. Издательство "Янус-К" Анализ тенденций развития регионов России. Подготовлен Научно-благотворительным фондом "Экспертный институт". Национальная электронная библиотека

Поделиться