Жены мироносицы у гроба. Молитва жёнам мироносицам

Мироносицы (носящие миро)- это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес.
Hе все имена этих жен-миpоносиц нам известны. Евангелисты и Священное Пpедание сохpанили нам pяд имен: Маpия Магдалина, Маpия – мать Иакова меньшего и Иосии, Саломия, Иоанна, Маpфа и Маpия – сестpы Лазаpя, Сyсанна и дpyгие. Сpеди них были женщины богатые и знатные: Иоанна была женой Хyзы, домопpавителя цаpя Иpода; пpостые и незнатные: Саломия, мать сынов Зеведеевых Иакова и Иоанна, была женой pыбака. В числе миpоносиц были женщины одинокие – девы и вдовы, были и матеpи семейств, котоpые, бyдyчи yвлечены словом пpоповеди Господа Спасителя, оставляли свои семьи, свои дома, сопyтствyя Господy вместе с дpyгими женщинами в заботах о Hем. «И не столь yдивительно, – говоpит святитель Иоанн Златоyст, pазмышляя о подвиге жен-миpоносиц, – что они пpивязались своим сеpдцем ко Господy Спасителю в те дни, когда сквозь пеленy Его смиpения и yничижения пpостyпала Божественная слава в Его чyдесах, когда pаздавалась еще неслыханная на земле пpоповедь. Hо для нашей мысли изyмительно видеть их не поколебавшихся в своей любви ко Господy, когда Он, истеpзанный, оплеванный, был пpедан на смеpть».

Святая Мария Клеопова, Иаковлева, Иосиева мироносица

Праведная Ма­рия Клео­по­ва, Иа­ко­вле­ва, Иоси­е­ва мироносица , по преданию Церкви была дочерью праведного Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии, от первого брака и была еще совсем юной, когда Пресвятая Дева Мария была обручена праведному Иосифу и введена в его дом.

Святая Дева Мария жила вместе с дочерью праведного Иосифа, и они подружились, как сестры. Праведный Иосиф по возвращении со Спасителем и Божией Матерью из Египта в Назарет выдал замуж дочь за своего меньшего брата Клеопу, поэтому она именуется Мариею Клеоповою, т. е. женой Клеопы. Мария Клеопова — мать двух учеников Иисуса — Иакова и Иосии (Мф 27:56), а также священномученика Симеона, апостола от 70-ти.
Св. Мария вместе с другими благочестивыми женами сопутствовала Господу во время Его общественного служения, присутствовала при кресте во время Его страданий и при погребении, ходила с другими мироносицами по прошествии субботы на гроб, чтобы помазать тело Иисусово, и здесь в первый раз вместе с другими услышала радостную весть от Ангела о воскресении Господа (Мф. 27, 56; Мк. 15, 40; Лк. 24, 4-11; Ин. 19, 25).

Святая праведная Саломия мироносица также была дочерью Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии, от первого брака. Она была замужем за Зеведеем рыбарем и от этого брака имела двух сыновей, апостолов Иоанна Богослова и Иакова.

Вместе с другими женами Саломия служила Иисусу, когда Он находился в Галилее, и вместе же с ними пришла она в Иерусалим, когда Христос пошел туда на вольную страсть. Евангелист Матфей, описывая крестные страдания Господа Иисуса, говорит, что там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему. Между ними была и мать сынов Зеведеевых (Мф. 27, 55-56). В числе других жен-мироносиц она также пришла ко гробу воскресшего Господа и узнала от ангелов о Его Воскресении.

Согласно западной традиции во время гонений иудеи посадили св. жен-мироносиц Марию Иаковлеву и Саломию вместе Марией Магдалиной, Марфой, св. Лазарем, св. Максимином в лодку без парусов и весел и бросили в открытом море. После долгих странствий лодка причалила к берегу в устье Роны. В Камарге, в маленьком городке Сент-Мари- де-ля- Мер находится необычная церковь, больше похожая на крепость. Это собор Нотр-Даме -де-Ля- Мер. Первое упоминание об этой церкви относится к 4 веку как церковь Sancta Maria de Ratis (т.е Святая Мария на плоту)

В 542 году архиепископ Арльский Цезарий завещал церковь монастырю. Это была небольшая церковь 10 на 15 метров, с одной стороны закрытая железной решеткой и с трех сторон тесаным камнем. Множество паломников стекалось в эти места почитая память о трех Мариях приплывших сюда на лодке. Это предание жители бережно хранили на протяжении веков. В 9 веке местность вокруг храма часто подвергалась набегам викингов и арабов.

Храм насколько раз разрушали, и в XI-XII веках вокруг старого здания церкви был выстроен новый храм, больше напоминающий крепость, с толстыми стенами и узкими окнами – бойницами. За стенами храма жители часто спасались от завоевателей и пиратов. Здесь они просили о защите святых небесных покровителей Святую Богородицу и Жен — мироносиц. Этот собор сохранилась до наших дней.

В XV веке король Прованса Рене Добрый узнав о многочисленных чудесах и почитании Святых в этих местах прост разрешения у папы Римского Николая V на проведение раскопок в храме.

Были разобраны обветшавшие стены старой церкви, и открыт старый колодец. недалеко от колодца был найден алтарь, как предполагают современные ученые относящийся в I веку н.э. Это первый христианский алтарь в Галлии. Недалеко от алтаря были обретены мощи мироносиц Марии Яковлевой и Саломии. Мощи жен мироносиц хранятся в ковчеге в часовне святого Михаила. Ежегодно в мае, июле и октябре в городок стекается множество паломников из разных стран. Паломники имеют возможность приложиться к мощам жен-мироносиц.

А это интересная история. День жен-мироносиц отмечается на третьей неделе после Пасхи. Как следует из названия этого памятного дня, посвящен он женщинам, и на Руси, кстати, почитался как праздник женщин. Память о тех, кто следовал за Спасителем, при его жизни возложив на себя заботы о нем, а по окончании первого дня после погребения пришел к месту Гроба Господня, чтобы умастить его тело благовониями, что было иудейской традицией, и получил весть о воскрешении Господа, почитается уже много веков.

Удивительно, но евангелисты называют их по-разному. Тем не менее, сопоставление их текстов и детали предания, рассказывающего об этом событии, позволяют все же назвать семь имен, которыми, скорее всего, и обладали эти удивительные женщины.

Итак, первое – их было семь: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария и Сусанна. Точнее сказать – их было намного больше, но лишь семь имен сохранились и называются в священных книгах. Евангелист Лука пишет, например, что с Христом ходили двенадцать апостолов, и «некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим». «Если посмотреть на икону «Жены-мироносицы», то на ней вы увидите семь прекрасных женщин, стоящих рядом. А теперь давайте узнаем историю каждой из них – ведь это того стоит.

Кстати, интересная деталь, не всем известная. Многие апостолы, а также Жены-мироносицы, и Иисус – мнимый сын святого праведного Иосифа Обручника, – были родственниками. Но обо всем по порядку.

Итак, пять Мироносиц были из Галилеи, а Марфа и Мария – из Иудии, точнее из Вифании, пригорода Иерусалима. Многие из этих женщин были довольно богаты – это тоже отмечает Лука, подчеркивая, обратите внимание, в самом конце: «Служили Ему имением своим». Ну а теперь – некоторые известные подробности.

Мария Магдалина

Про жен-мироносиц сохранилось не так много сведений, о Марии Магдалине их больше всего. Известно, что она родилась в Галилее, в городе Магдала. До встречи с Господом она вела грешную жизнь. Иисус изгнал из нее семь бесов, и Мария пошла за ним и за апостолами, чтобы быть в услужении. Кстати, Марию Магдалину иногда путают с Марией Египетской («Стояние Марии Египетской»), но это разные женщины. Мария уверовала в Христа и была ему предана невероятно. Иоанн Богослов посвятил ей половину ХХ главы Евангелия, записав ее со слов Марии. Она была той женщиной, что первая понесла людям благую весть о его Воскресении – от нее пошли в мир слова «Христос Воскресе!» Сообщая эту весть императору, Мария принесла ему в дар яйцо. Император заметил, что воскресение столь же невозможно, как и то, что это яйцо покраснеет, и яйцо мигом стало красным – отсюда и пошла традиция красить на Пасху яйца.

Мария доживала свой век в Эфесе (Ефесе) – там Иоанн Богослов и записал то, что она ему рассказывала, поскольку они жили рядом. За то, что делала раскаявшаяся и исцеленная Мария Магдалина, за ее верность Христу и веру она получила звание равноапостольной. Кстати, Мария активно «пропагандировала» учение Христа, хотя женщинам и было запрещено проповедовать. Умерла Мария все в том же Эфесе, где и была похоронена.

Иоанна

Выйдя замуж за Хузу, домоправителя Ирода, Иоанна, как сказали бы сейчас, «вошла в элиту» общества: она была богата, известна и уважаема. За Христом она пошла после того, как он исцелил ее сына. Мальчик был при смерти; все средства уже испробовали – оставалось одно: идти к Иисусу, слава о котором распространялась по земле. Но Иисус не спешил во дворец – туда, где был казнен его Предтеча, Иоанн… Хуза однако умолил его исцелить сына, и Христос сделал это, предварительно сказав – вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес… И мальчик поправился, пока Хуза шел домой…

Однако над домом его нависли тучи. Стало известно, к кому они с женой обращались за помощью. А не Иоанна ли, часто и внимательно слушавшая Иоанна Предтечу, похоронила тайком его честную главу – не позволив устроить поругания? Но ведь тем самым она нарушила указ царицы Иродиады – выбросить голову Крестителя на свалку после поругания…

Но Иоанна не дожидалась «развязки» и выяснения отношений с Иродом.. Она ушла за Христом, благодаря его за исцеление сына. Те немногие драгоценности, что еще вчера богатая Иоанна взяла с собой, были проданы ею, чтобы накормить тех, кто был рядом с Христом. Мать Иисуса тоже приняла ее, как и все, ласково, и жалела Иоанну, поскольку той пришлось оставить сына. Но совсем скоро им вместе придется оплакивать другую потерю – мученически умершего Христа…

Саломия

Дочь святого праведного Иосифа Обручника. Она вышла замуж за Зеведея и родила двух сыновей – ставших апостолами Иакова и Иоанна.

Сусанна

Несмотря на то, что имя этой женщины выделено и упоминается евангелистом Лукой, о ее житии не известно почти ничего.

Мария Иаковлева

В отношении женщины, которая именуется в Евангелии как Мария Иаковлева, существует мнение, что она была младшей дочерью Иосифа Обручника. Из Священного Предания известно также о том, что находясь с Богородицей в самых лучших отношениях, она была на протяжении долгих лет Ее ближайшей подругой. Иаковлевой она именуется в честь своего сына апостола Иакова ― ближайшего ученика и сподвижника Христа.

Марфа и Мария

Родные сестры Марфа и Мария очень любили своего брата – Лазаря, которого Христос называл своим другом. Христос, часто бывавший в их доме, много говорил с ними, отлично их знал. Смерть Лазаря Христос оплакивал, однако знал, что на этот раз точка в земном его пути еще не поставлена. Он воскресил Лазаря через четыре дня после его смерти, после чего Лазаря начали называть Четверодневным. Христос часто бывал у них в доме, и сестры почитали и любили его. Считается, что именно Мария вылила на главу Иисуса драгоценное миро, приготовив Тело Христа к погребению. Из дальнейшей судьбы этих женщин известно только, что они последовали за братом, воскрешенным Лазарем, на Кипр, где он был епископом.

Богородица – одна их жен-мироносиц?

Пресвятая Богородица формально не входит в число мироносиц, но некоторые исследователи предполагают, что под именами Марии Иаковлевой и «другой Марии» подразумевается именно мать Иисуса Христа. Основанием для этого может служить такой факт: после смерти Иосифа Обручника Мария взяла на себя попечение о его детях от первого брака и вполне законно считалась матерью его сына Иакова.

Что они сделали

В ночь Воскpесения Хpистова жены-мироносицы шли ко Гробу Господню, чтобы умастить его тело драгоценным миро. Но они волновались – кто отвалит камень от гроба? Но камень отвалился от входа землетрясением, а появившийся перед мироносицами Ангел сказал, что Христос воскрес и явится им.

Народные традиции

На Руси День Жен-мироносиц отмечали с большой нежностью: он был, этот праздник, как… православное 8 Марта!

В Черноземье этот день назывался Маргоскиной неделей. Главным блюдом на столе становилась яичница: надо понимать, одно из самых простых «блюд».

А в некоторых областях в этот день женины собирались вместе и устраивали что-то вроде «девичников». После ужина, который женщины готовили сообща, устраивались танцы. Народные гуляния тоже были бурными, соблюдался и обряд кумовства: женщина снимала с себя крестик, вешала на веточку дерева, затем туда подходила другая женщина, крестилась, целовала крестик и обменивала его на свой. Обменявшиеся крестиками целовались троекратно и теперь считались кумами (до Духова дня). После этого женщины пели песни, жарили яичницу, пили квас – такими были угощения в этот день.

ПРОПОВЕДЬ МИТРОПОЛИТА КАЛУЖСКОГО И БОРОВСКОГО КЛИМЕНТА

Что я могу?

Вспоминание евангельских Мироносиц всякий раз подспудно пробуждает вопрос: как же получилось, что слабые жены не испугались, шли за Христом, даже когда Его покинули все апостолы, кроме одного, самого юного? Может быть, женская натура более склонна к верности, преданности, чем мужская? В чем состоит призвание женщины? ()

На третьей неделе после Пасхи отмечается праздник, установленный в память женщин, которые в период земной жизни Спасителя неотступно следовали за Ним, возложив на себя все Его житейские заботы, а после погребения, в первый день по окончании субботы, ранним утром пришли туда, где был гроб Господень, чтобы по иудейскому обычаю умастить тело Спасителя благовонным миром. Здесь их ждала счастливая весть о Его воскрешении. Именно этих служительниц Божьих являет нам икона «Жёны-мироносицы».

Имена Жён-мироносиц

Кто же эти женщины, навсегда оставившие свою память в истории, и в честь которых установлен День Жён-мироносиц? Евангелисты называют разные имена, но на основе анализа оставленных ими текстов и учитывая Священное Предание, также повествующее об этом событии, принято относить к их числу следующие имена: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария и Сусанна. Остановимся несколько подробнее на каждом из имён. Икона «Жёны-мироносицы» представляет нам лишь сюжетную композицию, составленную на основе евангельского события. За более детальными подробностями обратимся к Священному писанию и Священному Преданию.

Мария Магдалина, Марфа и Мария

О Марии Магдалине нет единого мнения. Некоторые отождествляют её с известной библейской блудницей, ставшей на путь покаяния, иные же склонны считать её обычной женщиной, из которой Иисус Христос изгнал своей Божественной силой бесов. О ней известно, что уже после она, вопреки традиции, запрещавшей женщинам проповедовать, странствовала по городам, неся людям слово Божие. Жития, составленные через много лет, противоречиво повествуют о её кончине.

О Марфе и Марии, сёстрах воскрешённого Иисусом Лазаря, сведения также довольно ограничены. Из евангельских текстов известно, что Спаситель не раз бывал в их доме, любил их семью и говорил с сёстрами о Царствии Божием. Из дальнейшей судьбы этих женщин известно только, что они последовали за своим братом Лазарем на Кипр, где он нёс епископское служение.

Иоанна и Мария Клеопова

Несколько более обширная информация имеется об Иоанне. Известно, что она состояла в браке с одним из приближённых царя Ирода и была очень богатой женщиной. Принято считать, что во время проповедей Христовых она брала на себя основную часть расходов, связанных с Его жизнью и деятельностью. Кроме того, ей принадлежит и ещё одна важная заслуга. Именно Иоанна тайно погребла на Елионской горе главу выброшенную Иродиадой после поругания на свалку.

Из немногочисленных сведений о Марии Клеоповой, ещё одной славной последовательнице Христа, вошедшей в число Жён-мироносиц, известно, что приходилась она родственницей Иисусу, но вот о мнения исследователей расходятся. По одной версии она Клеопы ― брата Иосифа Обручника, а по другой, хотя и менее вероятной ― сестрой Пресвятой Девы Марии.

Мария Иаковлева и Сусанна

В отношении женщины, которая именуется в Евангелии как Мария Иаковлева, существует мнение, что она была младшей дочерью Иосифа Обручника. Из Священного Предания известно также о том, что находясь с Богородицей в самых тёплых отношениях, она была на протяжении долгих лет Её ближайшей подругой. Иаковлевой она именуется в честь своего сына апостола Иакова ― ближайшего ученика и сподвижника Христа.

Меньше всего сведений имеется о Жене-мироносице по имени Сусанна. В тексте Евангелия о ней говорится лишь то, что служила она Христу «от своего имения», то есть тех материальных средств, которыми располагала. Это даёт возможность заключить о том, что она была женщиной обеспеченной.

Называя эти семь имён, мы поступаем лишь в соответствии с православной традицией, но не установленным каноном, так как у исследователей существуют и иные точки зрения, также заслуживающие внимания. Часто, но не всегда, святые Жены-мироносицы изображаются на иконах именно в таком составе ― семь смиренных фигур.

Богородица ― первая получившая весть о Воскресении Сына

И, наконец, говоря о Жёнах-мироносицах, нельзя не упомянуть и мать Иисуса Христа ― Пресвятую Деву Богородицу. Несмотря на то что формально Она не входит в их число, по мнению многих исследователей, есть основания полагать, что под именами Марии Иаковлевой и «другой Марии» подразумевается именно мать Иисуса Христа.

Основанием для этого может служить тот факт, что после смерти Иосифа Обручника Мария взяла на себя попечение о его детях от первого брака, и вполне законно считалась матерью его сына Иакова. Однако даже в том случае, если эти предположения не верны, Пресвятая Богородица была первой, получившей известие о воскресении Её Сына. Эту благую весть, согласно Священному преданию, она получила из уст ангела.

Православный Женский день

В память об этих женщинах церковь установила праздник ― День праздник всех православных женщин, своего рода аналог общепринятого Женского дня - Восьмого марта. Разница лишь в том, что Клара Цеткин, в память которой установлен официальный Женский день, исповедовала весьма сомнительные принципы революционерки-бунтарки и безрассудной феминистки, тогда как те, кто ранним утром узрели отверстым гроб Господень, несли в себе живую веру и любовь ― те самые чувства, на которые способны только женщины. Именно здесь наглядно проявляется принцип «в немощи - сила». Символом праздника является икона «Жёны-мироносицы».

Праздник Жён-мироносиц в иконописи

Эта тема нашла самое широкое отражение в византийском, а позже в русском изобразительном искусстве. Практически все наиболее известные иконописные школы оставили произведения, выполненные по этому библейскому сюжету. Однако композиционно многие из них отличаются друг от друга. Так, например, икона «Жёны-мироносицы», фото которой представлено в начале статьи, изображает семь женских фигур, а следующая за ней ― три. Это объясняется как раз тем, что в различных текстах их количество указывается по-разному, что и было отмечено выше.

Народные традиции

Праздник Жён-мироносиц всегда был любим на Руси. В этот день, кроме всех установленных Церковным Каноном богослужений, широко бытовали действа, связанные с народными обычаями. Устраивались своего рода девичники, участие в которых принимали также и замужние женщины. По традиции основным угощением на них была яичница. В деревнях этот день почитали как бабий праздник и всех женщин считали именинницами.

Реальность воскресения Христа открывает нам икона жен-мироносиц, с которой мы идем на крестный ход в пасхальную ночь, совершаем это шествие и в другие пасхальные воскресные дни.

Длятся пасхальные дни, длится пасхальная радость, снова и снова приветствую вас пасхальным приветствием: «Христос Воскресе!»

Свидетельство правды

Сейчас перед нами посреди храма образ, именуемый «Жены-мироносицы у Гроба Господня». Он так важен для нас потому, что здесь явлена тайна, реальность, которую невозможно было увидеть глазами, скрыта она была от людей. Но эта правда стала наиболее глубокой аксиомой христианской веры.

Это аксиома Воскресения Христова.

Когда жены-мироносицы, читаем мы в Евангелии, пришли на Гроб Спасителя чтобы помазать Его Тело миром, они увидели пустой Гроб и пелены, рядом лежащие.

Для них это было страшным удивлением, потому что никакой человеческой физической силой земной невозможно было разодрать погребальные пелены, обработанные специальными смолами, скрепившими пелены намертво.

Здесь именно это слово и нужно – «намертво»: погребальные пелены намертво удерживали тело умершего человека.

В повествовании о воскрешении Лазаря евангелисты тоже напоминали нам об этом, потому что для людей того времени, той культуры это было большим, чем для нас с вами сейчас, удивлением – страшным и радостным.

И вот, жены-мироносицы увидели не только пелены и отверстый гроб, но и юношу, сидящего рядом с Гробом Господним. Он возвестил им о чуде Воскресения. Благословил их идти к ученикам и рассказать, что совершилось то, о чем пророки предвозвещали и о чем Спаситель многократно предсказывал. О том, что Ему надлежит умереть, принять такую же, как у всех нас, человеческую смерть, но не остаться в смерти навсегда, а в третий день воскреснуть.

Вот эта реальность, отсутствие во Гробе, отсутствие в этом мраке, в этой черноте Гроба Самого Спасителя – уже является свидетельством Воскресения Его.

Женская пластика

Говоря о различных иконах Постной и Цветной Триоди, мы касались лишь самых основных композиционных их моментов. Мы очень мало пока говорили о художественной стороне, но это, может быть, самое главное – увидеть не только то, что именно изображено, но и как это изображено.

Хотя, по слову апостола Павла, нет во Христе ни мужеского пола, ни женского, но, тем не менее, всегда на хороших иконах мы видим жен-мироносиц именно с женской пластикой изображенных.

Художник передает их женское волнение, их трепетность. И не только в женских фигурах проявляется такое особое отношение иконописца к каждому из изображаемых персонажей; видите, никакой ненависти к этим воинам стерегшим Тело Христово, они просто заснули.

Часто и весь антураж, всё окружающее пространство и колористически, и пластически тоже соответствует главным действующим лицам. Например, на иконе, приписываемой школе Андрея Рублева, мы видим такое трехчастное изображение и самых жен-мироносиц, и такое же трехчастное изображение гор на дальнем плане. Единство в пластике изображения женских фигур и гор придает композиции завершенность.

Свет

Когда мы говорим об иконе, как таковой, – это всегда икона Самого Христа. В житии и в облике каждого из святых явлен Христос. На большинстве икон праздников мы видим Самого Спасителя, Богочеловека Иисуса Христа.

А уникальный смысл и содержание образа «Жены-мироносицы у Гроба Господня» в том, что на нем видимым образом мы не видим Христа. Но при этом мы явно чувствуем присутствие Его. Парадокс?

Свет иконы свидетельствует о Нем. Юноша, сидящий на камне, – это ангел, посланный от Отца Небесного, чтобы возвестить женам-мироносицам истину Воскресения. Он облачен в блистательные белые одежды.

Тут вспоминается евангельское повествование о белизне одежд Самого Христа на горе Фавор, когда Он преобразился пред учениками. «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить» (Мк. 9, 3).

Белизна Ангела – вестника вечной жизни – контрастирует с чернотой опустевшего Гроба, что являет яркость драматизма происходящего. Это было видимо и для жен-мироносиц. И вот, при видимом отсутствии изображения Самого Христа на иконе, этот образ так ярко и трепетно являет истину Воскресения, свет свой, свою радость.

Эту реальность, эту правду открывает нам икона жен-мироносиц, с которой мы идем на крестный ход в пасхальную ночь, совершаем это шествие и в другие пасхальные воскресные дни.

Наш крестный ход – это тот самый ход жен-мироносиц, и, может быть, даже не ход, а бег, когда они с радостью бежали к будущим апостолам, чтобы возвестить им о радости: «Христос Воскресе!»

Из числа величайших православных икон особенно выделяется лишь небольшое их количество. Икона «Жены-мироносицы» - как раз одна из таких.

Этот образ описывает события Страстной недели и относится к иконам, связанным с Пасхой и ее постпраздничным периодом. Именно поэтому он так известен в церковном православном мире.

История иконы

В Страстную субботу, когда тело Христово должно было лежать во гробе, к нему пришли жены-мироносицы. Тела Христова там, естественно, не оказалось, потому что он вознесся на Небеса, но не как обычный смертный — не только душой, но и телом.

Версий того, кто был этими самыми мироносицами, несколько. Описаны эти версии в Евангелии: кто-то из апостолов утверждал, что это была Мария Магдалина и Мария, мать Иакова. Кто-то упоминал Соломию, Иоанну. В любом случае, женщин было несколько. Они не отвернулись от Христа, который был казнен. В те времена у знакомые того, кто был казнен, тоже могли подвергнуться преследованию, потому практически все отвернулись от Спасителя. Осталась рядом с Богородица, жены-мироносицы, Иосиф, пара праведных людей и один апостол. Именно поэтому мироносицы так почитаются в христианстве.

Пришли они к гробу Господнему для того, чтобы совершить древний еврейский посмертный обряд. Они не убоялись последствий своего деяния, потому и были возвеличены Господом за свой смелый поступок и веру.

Как выглядит икона и в каких храмах она есть

На иконе всегда изображается Дева Мария, а также сами мироносицы. Их бывает трое, семеро или пятеро. На иконе есть гроб Господень, в котором нет тела. В гробу лежит только плащаница и хитон. Иногда изображаются те двое учеников, которые не отреклись от Спасителя, а также сам воскресший Господь.

Стоит отметить, что в большинстве православных храмов есть такая роспись или иконы. Многие церкви называются в честь жен-мироносиц. Помолиться перед данной иконой получится практически в любом городе России и даже за ее пределами. Вы можете посетить даже то самое место, где был обнаружен пустой гроб с одеждой Христа внутри. Тот храм так и называется — храм Гроба Господнего в Иерусалиме. Именно там появляется из года в год Благодатный огонь.

В чем помогает икона

Данная икона показывает, как важна сила веры. Не стоит отрекаться от Господа и от веры, даже если это сулит вам лишь опасности и беды. Тех, кто при жизни был крепок в своей вере, Господь принимает к Себе всегда. Непоколебимость веры — это показатель того, насколько сильно вы любите Господа, насколько близки вам Его принципы и Его учение.

Данная икона — это отражение человеческой сущности, ее сильных и слабых сторон. Важно не то, находились ли вы с Богом всю свою жизнь, а то, остались ли вы с ним в самый страшный час. Апостолы учились у Христа всему, что он говорил, а потом предали его. Конечно, это не полноценное предательство, которое совершил Иуда, но это неправильный шаг. Икона «Жены-мироносицы» помогает не сомневаться в своей вере, а лишь укреплять ее изо дня в день.

Молитвы перед иконой

Разрешено чтение любых молитв, обращенных непосредственно ко Христу или Заступнице. Есть молитвы также, которые адресованы самим мироносицам. Вот простейшая из таких:

«Вы остались рядом с Христом, потому что прощение и свет получили Господень. Наделите нас, грешных рабов Божьих, верой своей и непреклонностью великой. Пусть жизнь наша будет полна добра и равенства, ибо никто не уникален в положении своем относительно Бога нашего. Все мы рабы Божьи, и все мы просим прощения у милостивого Отца, Сына и Святого Духа. Услышь нас, Господи, да помоги благодать обрести вечную. Аминь».

Дата празднования иконы

Третье воскресенье после Пасхи — это день жен-мироносиц. В этот день вспоминается история женщин, которые восславили Господа после смерти. Это и день иконы, соответственно, тоже. В православии этот день отводится для того, чтобы отдать дань уважения этим женщинам, которые не убоялись последствий своей веры. Они являются для православных людей особым символом веры.

Также этот день является неким православным аналогом 8 марта, потому что в этот день принято поздравлять матерей, бабушек, сестер, жён. Каждая женщина является в какой-то мере мироносицей, потому что любовью своей освещает жизнь своих близких. Многие скептики говорят, что роль женщины в православии низка, равно как и в любой религии, но это не так. Об этом празднике знают практически все, но не все знают, что жены-мироносицы оказали самыми верными последовательницами веры в Христа. Женщины должны демонстрировать свою преданность, за которую в этот день их восхваляют мужчины.

В этот день желательно посетить церковь, чтобы помолиться об укреплении веры и за здравие всех близких. Чтение молитв дома тоже имеет огромный вес, поэтому не поленитесь помолиться, даже если у вас нет возможности посетить храм. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

Поделиться