Согласный звук ц логопедическое занятие подготовительная группа. Познавательно-речевое развитие дошкольников

Цель. Уточнить артикуляцию звука [ц]; упражнять детей в умении проводить анализ предложения; строить предложения по опорным слогам; упражнять в умении делить слова на слоги; упражнять в дифференциации звуков [с-з]; ознакомить с буквой Цц ; закреплять образ буквы.

Оборудование. Индивидуальные зеркала; панно букв; простые карандаши; набор картинок; синие и зеленые звездочки (по 4-5 штук); полоски бумаги, ножницы и вырезанные буквы по количеству детей.

Ход занятия

I. Педагог дважды читает стихотворение. Дети первый раз слушают, а второй раз работают со словами: выкладывают синюю звездочку, если в слове слышен звук [с], и зеленую звездочку, если в слове слышен звук [з].

Зайка, заинька косой,

Подожди меня в лесу -

Что ты бегаешь босой?

Я ботинки принесу.

Цы-цы-цы,

Зайцы, мельницы, птенцы.

Цо-цо-цо,

Деревцо, кольцо, крыльцо.

Ца-ца-ца,

цапля, улица, пыльца.

(И. Лопухина)

И. 1. Педагог просит детей определить, с каким звуком сегодня они будут знакомиться:

Дети определяют, что это звук [ц]. Педагог обращает внимание на то, что звук [ц] во всех словах произносится только твердо (уверенно); у него нет мягкого произнесения, как у других звуков. Например: [с-С"], [м-м"] и т. п. Дети могут продолжить перечень.

2. Артикуляция звуков.

Дети разбирают артикуляцию звука [ц], смотря в зеркало: губы в улыбке; зубы сближены; широкий кончик языка упирается за нижние зубы; посередине языка идет сильная короткая воздушная струя.

Характеристика звуков. Звук [ц] - согласный, всегда твердый.

Ш. 1. Игровое упражнение «Поймай звук».

Вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите звук [ц]. (Воспитатель интонационно подчеркивает звук)

Примерный набор слов: цапля - аист, царь - король, птица - зверь, яйцо - цыпленок - курица - петух, театр - цирк, лиса - лисица, медведица - медвежата и др.

Педагог предлагает сначала определить количество слогов в сло ве курица, а затем - место звука [ц] в нем (середина).

Работа с предложением.

а) - Из чего состоит предложение? (Из слов) Определите, сколько слов в предложении: «Курица снесла яйцо». (Три) Назовите первое слово в предложении (второе, третье). (Дети чертят линии на полоске в соответствии с количеством слов в предложении)

б) Составление предложений по опорным словам: бабушка, вязать, носки. (Бабушка вяжет носки)

IV. 1. Знакомство с буквой.

Звуку [ц] соответствует буква Цд . Педагог показывает детям букву и читает стихотворение:

Буква Ц -

Внизу крючок,

Точно с краником бачок.

(Е. Тарлапан)

Букву размещают на панно по адресу: первый этаж (нижний ряд), квартира № 2 (вторая клетка слева).

Аналитико-синтетическая деятельность (с использованием нож ниц и буквенного конструктора).

Закрепление образов букв. «Чудо-домик».

Этот домик построен из букв. Сколько их живет в домике? (5) Назови звуки, которые они обозначают.

V. Упражнение для мелкой моторики «Циркуль».

«Звук и буква Ц».

Конспект мастер-класса для детей подготовительной логопедической группы

Цель: комплексная коррекция и развитие познавательно-речевой деятельности.

Задачи:

    развитие фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза;

    развитие активного и пассивного словаря;

    развитие грамматического строя и связной речи;

    развитие мелкой моторики рук;

    развитие слухового, зрительного внимания и памяти, мышления;

Оборудование: интерактивная доска, игры для интерактивной доски «Накрой стол» и «Веселые кочки», карточки-картинки для звукового анализа слов и квадраты-символы, бумажные цветы с вынимающимися лепестками.

Орг. момент.

Дети входят в группу и здороваются с гостями.

2. Слоговой анализ.

Логопед: Ребята, а помните сказку про Цаплю и Журавля, которые друг к другу в гости ходили? Картинка-заставка Цапли и Журавля на инт. доске.

— И вот собралась Цапля в гости к Журавлю. А Журавль ждал Цаплю, готовился.

Скажите, а как мы встречаем гостей дома? Чем мы их угощаем? (ответы детей)

— А что нам понадобиться для чаепития? (ответы детей)

— Вот и Журавль накрывал стол.

Интерактивная игра «Накрой стол»

— Скажите, как называется посуда, в которую мы насыплем сахар? (Сахарница)

— Как называется посуда для конфет? (Конфетница)

Как называется подставка для салфеток? (Салфетница)

— Как называется посуда, в которую положим сухари? (Сухарница)

— Как называется посуда, в которую положим хлеб? (Хлебница)

— Какую посуду мы поставим под чашки? (Блюдца)

— Ребята, проговорите названия посуды, разделив слова на части с помощью хлопков. (Дети прохлопывают. Считают количество слогов в каждом слове.)

3. Выделение и характеристика звука.

— А какой общий звук есть в каждом слове? (звук Ц)

— Давайте вспомним, что мы знаем про звук Ц?
Звук Ц -согласный, глухой (определяем ладошкой « работу горлышка»), всегда твердый.

— Сегодня мы с вами будем работать со звуком и буквой Ц.

— Идет Цапля в гости. Ребята, пойдемте вместе с Цаплей.

4. Выделение звука Ц на слух из рядя звуков, ряда слов.

— А на болоте летало много насекомых, которых Цапле хотелось поймать. А мы с вами будем ловить насекомых с помощью «ловушек» и поиграем в игру, будем «ловить» звук Ц.

— Ребята, приготовьте свои «ловушки» и будем ловить звук «Ц». Дети выделяют звук Ц из ряда звуков, затем из ряда слов (стол, цветок, боец, свет, лицо, яйцо, палец, пинцет, песок, кольцо, место, птенец).

Вот так много наловила насекомых Цапля для Журавля.

5. Определение место звука в слове.

— Но лягушата были ловкие, прыгали с кочки на кочку. Ребята, мы поможем лягушатам и подскажем на какую кочку нужно прыгать. Мы отгадаем загадки и определим, где находится звук Ц в слове: в начале, середине или в конце. Будем выбирать нужную кочку.

Игра на интерактивной доске.

Загадки: На гору бегом,

А с горы кувырком.

Явился в желтой шубке,

Прощайте, две скорлупки.

(цыпленок)

Два кольца, два конца,

А по середине гвоздик.

(ножницы)

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке желтый и солёный.

Нарядные сестрички

Весь день гостей встречают,

Медом угощают.

6. Звуковой анализ слова

— Замечательно справились. Перешла Цапля через болото и оказалась на поляне, где было много красивых цветов. И пока цапля наслаждается ароматами, мы присядем за столы и сделаем подарок-сюрприз для журавля, подпишем открытку с помощью звуковых схемы слов ЦВЕТЫ, ЦАПЛЯ.

Дети присаживаются за два стола, работают в группах. Выполняют схемы слов с анализом звуков на карточках-картинках.

7. Пальчиковая гимнастика «Цветочек»

(с использованием мнемотехники)

Наши алые цветы распускают лепестки, Плавно разжать пальцы.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Помахать руками перед собой.

Наши алые цветки закрывают лепестки, Плавно сжать пальцы.

Тихо засыпают, головой качают. Плавно опустить их на стол.

8. Звуковой синтез.

— Ребята, цветы на поляне были необычные. Лепестки цветов с буквами. Но подул ветерок, и лепестки разлетелись. Мы соберем лепестки и получим слово.

Дети собирают лепестки для цветка и из предложенных букв составляют слова: цирк, свет, улица.

— Ребята, какие слова вы получили?

— А какой общий звук есть в этих словах? А в слове свет вместо звука Ц мы какой звук слышим? (С)

— Нам подходит это слово?

— Какие звуки надо заменить, чтобы слово нам подошло? (звук С заменить на Ц и получить слово ЦВЕТ )

— Ребята, давайте мы с вами подарим звук и букву С нашим гостям-ребятам.

Вот так долго, не спеша, шла Цапля к Журавлю. А что было дальше в этой сказке, мы расскажем завтра…

Негосударственное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

«Прогимназия № 63 ОАО «РЖД»

Конспект мастер-класса для детей подготовительной логопедической группы

«Звук и буква Ц».

Выполнила: учитель-логопед Рябикова Н.Н.

Тема: Звук Ц. Буква Ц

Задачи: Учить детей выделять заданный согласный звук в начале,

в середине и в конце слов, из потока слов, из текста;

Закреплять понятие «слог»;

анализ, синтез и чтение слогов и слов из 2-х и 3-х звуков.

Организационный момент (на ковре).

Воспитатель: -Ребята, сегодня мы с вами вспомним, какие бывают звуки, и поиграем в игры с ними, познакомимся с новой буквой, а какой, вы узнаете чуть позже.

1. -Какие бывают звуки?

Дети: -Гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Назовите гласные,которые вы знаете?

Почему они гласные?

Назовите согласные.

Почему они согласные?

2. Воспитатель: А сейчас послушайте загадки:

На шесте дворец

Во дворце певец (скворец)

Кто все пугается, под кустом спасается

Злому волку в зубы попадается (заяц)

Без окон, без дверей

Полна горница людей (огурец)

Дети:(отгадывают)

Воспитатель: -Скажите, какой последний звук вы услышали в словах-отгадках?

Дети: -Звук Ц.

Вы должны не только отгадать, но ещё определить первый звук в отгадке, разделить слова-отгадки на слоги.

Воспитатель:(предлагает повторить еще раз все слова- отгадки, но так, чтобы четко слышался звук Ц).

Составление предложений по картинкам-отгадкам.

А теперь давайте составим предложения со словами-отгадками

3.Характеристика звука.

В: Произнесите правильно звук Ц.

Дети произносят звук Ц хором, индивидуально.

Воспитатель: -Как вы думаете, звук Ц гласный или согласный?

Дети:(отвечают).

Воспитатель: -Поднесите ладонь ко рту и произнесите звук Ц. Как выходит воздух изо рта (несвободно, толчками).Что является преградой воздуху (язык, зубы).

А теперь положите руку на горлышко, произнесите еще раз звук Ц. Горлышко дрожит?

Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились

Пришло время немного поиграть

4. Упражнение на дыхание.

Сделать несколько коротких вдохов через нос и долгий выдох через рот

5. «Один и много». Я буду называть один, а вы должны назвать много.

(Курица – курицы, мельница- мельницы, рукавица, пуговица, луковица, лисица.)

5а Игра «Волшебный колодец».

В центре группы из коробки оборудуется «колодец». Там находятся картинки: цапля, цепь, кольцо, яйцо, колодец, индеец, цветок, овца, огурец, молоток, пила, кошка, синица.

Выбирается ведущий. Он «вылавливает» из колодца картинку. Если в ее названии есть звук ц, он отдает ее любому ребенку, который составляет с этим словом предложение (Пестрая курица снесла яйцо. У моей мамы золотое кольцо). После того, как ребенок скажет свое предложение, дети все вместе считают, загибая пальцы, сколько слов в этом предложении

6. Я буду произносить слова. Если в слове слышится звук Ц – подпрыгните и хлопните в ладоши над головой. Если звука Ц нет - сделайте приседание.

7. Закончить слова слогом ЦА.

А теперь я буду говорить слова, а вы заканчивайте это слово слогом ЦА: мельни (ЦА), води(ЦА), певи(ЦА), кури(ЦА), умни(ЦА), больни(ЦА).

1)Воспитатель: -Первое задание на первой строчке: обозначьте место звука Ц кружочком (в начале, середине, конце слова)к каждому рисунку, простым карандашом.

Дети:(выполняют задание)

Второе задание: на второй строчке поделите слова на слоги, которые я произнесу (борец. певица, продавец

8. Воспитатель: -Сейчас вы будете не ребятами, а превратитесь в цаплю, которая поджидает на болоте лягушку. (выполнение движения в соответствии с текстом)

Физкультминутка"Цапля".

Цапля серая носатая (руки к носу)
Целый день стоит, как статуя (руки на пояс, лопатки свести)
На одной ноге постой-ка, (руки на поясе поднимаем левую ножку)
Если ты солдатик стойкий.
А теперь постой на правой, (руки на поясе, поднимаем правую ножку)
Если ты солдатик бравый.
Цапля серая носатая, (на двух ножках, руки к нос
Целый день стоит, как статуя. (руки на пояс)

9. Перед вами схема слова. Сколько звуков должно быть в слове? (Четыре). Предлагаю вам вспомнить как можно больше слов, которые состоят из четырех звуков. За каждое слово вы будете получать фишку. Кто наберет больше всех фишек – получит звездочку.

Ребус «Отгадай слово по первым буквам картинок»

Составление схемы слова ЦЫП.

Давайте составим схему слова ЦЫП.

10.Знакомство с буквой Ц.

«Что за хвостик на конце,

На конце у буквы Ц?

Этот хвостик не виляет,

Комаров не отгоняет».

Вот какая буква Ц

С коготочком на конце.

Коготок-царапка,

Как кошачья лапка.

Ц- цепочка, украшение

Людям всем на загляденье.

Давайте повторим вместе (повторяют 2 раза).

Пальчиковая гимнастика

Пальчики перебираем

И цепочку получаем.

Анализ и чтение слогов и слов: ац, оц, уц, иц, ца, цо, цу, цап, цок.

Пишем букву Ц и слоги.

Давайте ещё раз, вспомним, какой звук «Ц»

(согласный, твёрдый и глухой). И назовите мне слова, в которых есть звук «Ц»

Продолжаем тренировать детей в правильном произношении звуков. Сегодня это закрепление звука [Ц] и буквы Ц.

Прислала занятие воспитатель логопедической группы ГБДОУ №22 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга Росицкая Галина Евгеньевна.

Используйте в своих домашних занятиях видео презентацию и просто красочные картинки.

Тема:

Фронтальное занятие для детей подготовительной группы

Цель : Закрепление правильного произношения звука Ц в словах, предложениях.

Задачи :

I. Коррекционно-образовательные:

Закрепление знаний детей о звуке [Ц] и букве Ц: уточнение артикуляционного уклада, характеристика звука (согласный, твердый). Уточнение представлений детей о графическом образе буквы. Обучение навыкам ведения речевого диалога; культуры общения; использование вопросительной интонации в речи. Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата. Учить согласовывать числительные с существительными в роде. Упражнять в образовании существительных во множественном числе в Родительном падеже.

II. Коррекционно-развивающие:

Развитие фонематического восприятия – выделение звука из ряда звуков различных по артикуляции и акустическому звучанию; выделение звука на фоне слогов и слов.

Развитие фонематического анализа – нахождение позиции звука в слове (в начале слова, в середине слова, в конце слова).

Развитие фонематического синтеза – выделение первого звука в слове и составление слова из набора выделенных звуков.

Развитие зрительного внимания – анализа, сопоставления.

Развитие слухового внимания – восприятие и воспроизведение, умение следовать словесной инструкции.

Развитие речевого дыхания.

Развитие общей и мелкой моторики.

III. Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать интерес к познанию, к родному языку. Воспитание доброжелательности; культуры общения.

Оборудование:

Набор предметных картинок, кукла-рукавичка Старичок-Звуковичок, ширма, аудиозапись, компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация «В сказочном дворце», логопедическая компьютерная программа «Играем и учимся»

Используемые ресурсы:

1. Логопедическая компьютерная программа «Играем и учимся» (Котова, Е.А. Играем и учимся [Электронный ресурс])

2. Мультимедийная презентация «В сказочном дворце»

План занятия:

1. Организационный момент

2. Сообщение темы

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Развитие речевого дыхания – работа над увеличением продолжительности речевого выдоха.

Игра «Поймай звук».

6. Развитие общей моторики «Игра с движениями».

8. Развитие фонематического анализа.

10. Развитие грамматического строя речи – согласование числительного с существительным.

11. Развитие фонематического представления и синтеза.

Ход занятия.

1.Организационный момент

(дети стоят полукругом, воспитатель в центре).

Воспитатель. Ребята, с каким звуком мы с вами знакомились на прошлом занятии?

Дети. Со звуком [Ц]

Воспитатель. Подойдите к столу, выберите картинку, в названии которой вы услышите этот звук. (дети выполняют задание).

Воспитатель. Назовите свои картинки.

Дети Цапля, крыльцо, кольцо, огурец, цветок, палец, птица.

Воспитатель. Молодцы! Берите свои картинки и садитесь на свои места.

2. Сообщение темы.

Воспитатель. Кто у нас на прошлом занятии был в гостях?

Дети. Цыпленок Цып.

Воспитатель. Да, я вам рассказывала о первом путешествии цыпленка Цыпы. А вы хотите тоже отправиться в путешествие.

Дети. Да.

Воспитатель. Я приглашаю вас в волшебную страну, в которой живут царица Звуков, царь Слов, принц Слог, принцесса Буква. А поможет найти дорогу старый житель этой страны Старичок-Звуковичок. Ну что готовы?

Дети. Да.

(включается аудиозапись, звучит мелодия и из-за ширмы появляется кукла-рукавичка Старичок-Звуковичок)

Ст-Зв. Утомился я с дороги. Отдохну у вас немного.

Воспитатель. Конечно, Старичок-Звуковичок. Садись на стульчик. А мы с тобой поиграем.

3. Пальчиковая гимнастика

4. Развитие речевого дыхания – работа над увеличением продолжительности речевого выдоха (стоя)

Упражнение 1. Сделать вдох, а на выдохе четко, в одном темпе считать вслух до пяти.

Упражнение 2. Выполнить упражнение 1. Затем добрать воздух (1 секунда) нижним дыханием (плечи неподвижны), на выдохе произнести: «пять».

5. Развитие фонематического восприятия.

Игра «Поймай звук»

Воспитатель. Старичок-Звуковичок, а ты знаешь какую-нибудь игру?

Ст-Зв. Конечно, знаю и научу вас в нее играть. Называется игра «Поймай звук». Правила игры таковы: я называю разные звуки, а вы ловите нужный звук, сжимая кулачок.

Воспитатель. А какой звук мы будем сегодня ловить?

Ст-Зв. У детишек на столах лежат картинки. Какой звук вы сегодня находили, выбирая их?

Дети. Звук [Ц].

Ст-Зв. Вот этот звук вы и будите ловить.

Воспитатель. Ребята приготовьтесь! Старичок-Звуковичок подсказал мне, какие звуки мне называть, я буду их называть, а вы будете ловить звук [Ц]. Когда услышите его, то сжимайте пальчики в кулачок.

Б, М, Ц, Г,К,О,Ц,В, П,Ц.

А теперь ловите его в слогах.

Ац, ам, ок, уц, ып, иц.

Му, ба, ца, ко, вы, цу, пи, тэ, цо.

Самое трудное – поймать звук в словах.

Арка, марка, цифра, цапля, домик, танец.

6. Развитие общей моторики «Игра с движениями»

Воспитатель. Понравилась тебе Старичок-Звуковичок игра? Ты отдохнул? Тогда давайте отправимся в путь!

Выходите ребята ко мне.

«Игра с движениями»

Со Старичком-Звуковичком по дорожке мы идем Шагают на месте
Не зевай, не отставай! Поскорее догоняй! Бег на месте
Вот болотце впереди Качают головой
Нам его не обойти Повороты головы вправо, влево
Оглянись по сторонам. Что поможет в этом нам? Повороты туловища вправо, влево
Посмотри себе под ножки. Что лежит там на дорожке? наклон
Эта палка – выручалка! Нам поможет эта палка! присели
Взяли палку в руки крепко. Рука согнута в локте, пальцы сжаты в кулак
Друг за друга взялись цепко. Встают друг за другом, руку кладут на плечо впереди стоящему
Не спешите, не зевайте. След в след за мной шагайте. Идут медленно, шаг широкий
Вот болотце и прошли! Расцепились, руки опустили вниз
Что нас ждет там впереди? Пожимают плечами
Поле, речка, лес, дорога? Друга верная подмога! Кладут руки на плечи друг друга
Тайна, сказка, не гадай! Опускают руки
Ой, отстали! Догоняй! Бег на месте

7. Развитие связной речи – диалогической речи.

Воспитатель. Мультимедийная презентация «В сказочном дворце» (Слайд 1) Посмотрите, ребята, куда мы с вами пришли.

(на интерактивной доске высвечивается картинка дворца)

Что это за здание такое?

Дети. Дворец.

Воспитатель. А где же Старичок-Звуковичок? Да вот же он! Присел на пенек.

Ст-Зв. Стар я стал для путешествий. Я вас проводил ко дворцу. А дальше вы сами. Я пойду к своим внучатам звукам. Они у меня тоже веселые, озорные. Как бы ни натворили чего!

Воспитатель. Дети поблагодарите Старичка-Звуковичка за то, что он помог дорогу к дворцу найти и в Волшебную страну попасть.

Дети. Спасибо, Старичок-Звуковичок!

Воспитатель. Давайте посмотрим, кто во дворце живет. Только как в него войти? Нет ни окон, ни дверей? А вот кто-то появился на тропинке.

Воспитатель. Давайте узнаем кто это? Только не забудьте, как нужно вежливо обратиться с вопросом к незнакомому человеку.

Дети. Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как Вас зовут?

Здравствуйте дети! Меня зовут Царица Звуков. Я увидела из дворца гостей и вышла вас встретить. Я приглашаю вас к себе во дворец.

Воспитатель. Но как мы войдем во дворец? Все двери крепко закрыты.

Вы попали в Волшебную страну. Здесь все не просто. А чтобы попасть во дворец, нужно выполнить мое задание.

8. Развитие фонематического анализа

Мои придворные звуки любят играть в прятки. Вам нужно будет найти, какой звук спрятался в словах и где в слове он спрятался.

Дети. Это звук [Ц].

А почему вы решили, что именно этот звук прятался?

Дети. Во всех этих словах есть один и тот же звук.
А где он спрятался в слове «Цветок»?

Дети. В начале слова.

А в слове «яйцо»?

Дети. В середине слова.

Ну а в слове «огурец»?

Дети. В конце слова.

9. Развитие звуковой культуры речи.

Вы, я вижу, с этим звуком хорошо знакомы. Кто мне из вас сможет рассказать о нем? (Слайд 4)

Дети. Это согласный звук. Он упрямый звук не слушается команды гласных и всегда звучит твердо.

А почему вы решили, что этот звук согласный?

Дети. Потому что когда его произносим, есть преграда.

Какая преграда. Дети. Язычок.

А губки, какие, когда произносим этот звук?

Дети. Растянуты в улыбке.

А что же делает язычок, когда произносим звук [Ц]?

Дети. Кончик язычка упирается в нижние зубки, спинка язычка выгнута, края язычка прижаты к зубкам.

А горлышко проснулось или спит, когда произносим этот звук?

9. Развитие грамматического строя речи – согласование числительного с существительным.

Посмотрите вот и двери появились во дворце и окна.

Воспитатель. Ребята сколько окон и дверей, Посчитайте их.

Дети. Два окна, три крыльца, четыре балкона, пять дверей.

10. Развитие фонематического представления.

Я хочу познакомить вас со своей семьей. Это мой сын – Принц Слог. (Слайд 5)

Он любит играть со слогами.

Да, это моя любима игра. Милые дети, а вы можете, прослушав их, придумать слова с этими слогами.

Дети. Да.

Придумайте слова со слогом ЦА.

Дети. Царица, цапля, птица.

Со слогом ЦО.

Дети. Яйцо. Крыльцо, кольцо, лицо.

А со слогом ЦЫ.

Дети. Пальцы, цыпленок.

Какие вы молодцы! Мне было приятно познакомиться с вами.

11. Развитие фонематического синтеза.

Теперь я хочу познакомить вас с Царем Слов

Царь занят своим любимым занятием. Он составляет из букв слова.

Царь. Здравствуйте дети! Я рад вас видеть у нас в гостях. Помогите мне, пожалуйста, составить слово. Сегодня у меня что-то ничего не получается.

Воспитатель. Конечно, мы рады вам помочь. Но что нужно делать?

Царь. Нужно, глядя на картинку, найти первый звук в словах и из этих звуков составить слово.

Воспитатель. Ребята, какие первые звуки в словах вы нашли?

Дети. Ц, И, Р.К.

Воспитатель. И какое слово из них можно составить?

Дети. Слово «цирк»!

Царь. Спасибо, ребята!

12. Развитие зрительного внимания – анализа и сопоставления.

Царь. Позвольте вам представить нашу дочь – Принцессу Букву (слайд 7) Она очень любит наряжаться и ее каждый раз не узнать. Вот и опять! Вчера была в одном наряде, а сегодня в другом. Посмотрите сами!

Воспитатель. Ребята, посмотрите, во что была одеты принцесса вчера и сегодня. Найдите отличия и назовите. Только помните, что отвечать нужно не одним словом, а предложением. Например: Вчера у принцессы на платье были карманы, а сегодня на ней платье без карманов.

(дети находят отличия и отвечают, воспитатель следит за правильностью построения предлож ений).

13. Закрепление умений выделять слова со звуком Ц (работа с компьютерной логопедической программой «Играем и учимся», раздел «Знакомство с согласными. Звук Ц. Звук в начале и в конце слова» урок 1, 2)

Принцесса. Да, я очень люблю наряжаться, веселиться, играть. Поэтому на другие дела у меня не хватает времени. Сегодня хотела слова собрать со звуком Ц и не успела.

Воспитатель. Ребята, давайте поможем Принцессе собрать слова с Ц в начале. Дети работают на интерактивной доске.

А теперь выберите слова со звуком Ц в конце.

Воспитатель. Молодцы!

Итог занятия

Воспитатель. А теперь нам пора домой. Давайте попрощаемся с хозяевами дворца и поблагодарим их за теплый прием. (Слайд 9)

Дети встают со своих мест, шагают на месте и машут руками. Звучит тихая музыка.

Дети. Спасибо! До свидания!

Воспитатель. Молодцы ребята! Вам понравилось сегодняшнее путешествие? Что вам понравилось больше всего?

(ответы детей)

Дорогой, Друг! Если Вам понравилась статья. Появился интерес к тому, как грамотно заниматься с ребенком , пожалуйста, нажми на кнопку “+1″ и “Ретвит”, поделись ссылками со своими друзьями в соц. сетях, оставь комментарий.

Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком? Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья.

Закрепление правильного произношения звука и знакомство с буквой Ц; образование существительных среднего рода с уменьшительно –ласкательным значением при помощи суффиксов –ец, -иц, -ц-; определение места звука в слове; работа с предложением, чтение, печатание слов, звуковой анализ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Звук и буква Ц

Цель: Закрепление правильного произношения звука и знакомство с буквой Ц;

Образование существительных среднего рода с уменьшительно –

Ласкательным значением при помощи суффиксов –ец, -иц, -ц-; определение

Места звука в слове; работа с предложением, чтение, печатание слов,

Звуковой анализ.

Ход занятия

1. Орг.момент. Психогимнастика.

Загадка: «Явился в желтой шубке, прощайте две скорлупки» (Цыпленок). Показ игрушки. Просьба изобразить цыпленка, сидящего в яйце. Показать, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом правое крылышко, затем левое.

2. Произнесение, характеристика звука Ц : согласный, глухой, свистящий, всегда твердый.

3. Речевая зарядка.

Ац – оц – уц- иц ца – цо – цу – цы

Ацл – оцл – уцл – ыцл цва – цво – цву – цвы

Ца-ца-ца – у курицы два яйца

Цо-цо-цо – курица снесла яйцо

Цу-цу-цу – вот идцт птенцы к яйцу

Цы-цы-цы – все птенцы молодцы

4. Выделение на слух и в произношении

А) ас, ац, со, цу, ус, су, ста, цла, цта, ост, оцс.

Б) цапля, сенокос, телефон, милиционер, листопад, сахарница, чай, цыпленок, пылесос, кольцо, теленок, мельница, цепь.

5. Составь (отремонтируй) предложение.

Цветы, много, в, цветнике, разные.

Курица, цыплята, двенадцать, у, пестрая.

Пять, ручка, на, пальцы.

Хлебница, стол, стоять, на.

Конфетница, в, конфеты, лежать.

6. Физкультминутка – логоритмика с музыкальным сопровождением

«Кольцо»

7. Определение места звука в слове.

Овца, цапля, цыпленок, цып, курица.

8. Знакомство с буквой Ц.

а) показ буквы

Б) прорисовывание в воздухе

В) выкладывание на коврографе

Г) нахождение в кассе

9. Работа с разрезной азбукой

Цвет – цветы – цвети – цветик – цветок

10. Физкультминутка.

Пальчиковая игра «Пироги пшеничные»

Мы печем пшеничные Дети «пекут пирожки» (то одна рука сверху, то

Пироги отличные. другая).

Кто придет к нам пробовать Поднимают вверх плечи, развести руки в стороны.

Пироги пшеничные?

Мама, папа, брат, сестра, Загибают на руке пальцы, начиная с мизинца.

Пес лохматый со двора.

И другие, все, кто может, «Зовут» руками.

Пусть приходят с ними тоже. Вытягивают руки вперед, слегка наклонившись.

Тесто замесили мы, Разминают пальцами бедра.

Сахар не забыли мы, Быстро перебирают пальчиками («сыплют сахар»).

Пироги пшеничные Прижимают неплотно ладони друг к другу, показывая

Пирожок

В печку посадили мы. Вытягивают прямые ладони вперед, прикасаясь их

Боковой частью друг к другу.

Печка весело горит, Быстро шевелят пальцами поднимая и опуская руки («огонь»).

Наша мама говорит: Ставят руки «полочкой» перед грудью.

Крошки, что останутся, «Крошат крошки».

Воробью достанутся. Стучат указательными пальцами по коленям

(«воробьи клюют»)

11. Печатание.

Улица, огурец, цветы, овца.

Цветы цветут.

12. Игра с мячом «Скажи ласково»

Дело – дельце

Задание – заданьице

Платье – платьице

Мыло – мыльце

Стихотворение – стихотвореньице

Расписание – расписаньице

Ружье – ружьецо

Сало – сальце

Здание – зданьице

Шило – шильце

Зеркало – зеркальце

Одеяло – одеяльце

Масло – маслице

Варенье – вареньице

Печенье – печеньице

Письмо – письмецо

Украшение – украшеньице

Угощение - угощеньице


Поделиться