До встречи в ссср! Воплощения образа Родина – мать или женщины – герои Великой Отечественной Войны.

Первой из женщин - Героев Советского Союза военных лет стала 18-летняя партизанка Зоя Космодемьянская. Высшей степени отличия она была удостоена указом от 16 февраля 1942 г. (посмертно). А всего за подвиги в годы Великой Отечественной войны 90 женщин стали Героями Советского Союза, более половины из них были удостоены звания посмертно.

Печальная статистика: из 27 партизанок и подпольщиц 22 награждены посмертно, из 16 представительниц сухопутных войск - 13 посмертно. Стоит отметить, что 30 человек награды нашли после войны. Так, указом от 15 мая 1946 г. шесть летчиц 46-го гвардейского Таманского авиационного полка получили «Золотые Звезды» Героев, а к 20-летию Победы были награждены сразу 14 женщин, правда, 12 из них - посмертно.
Единственная среди Героев иностранка - стрелок роты автоматчиков 1-й Польской пехотной дивизии им. Т. Костюшко Анеля Кживонь - погибла 12 октября 1943 г., спасая раненых бойцов. 11 ноября 1943 г. ей посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
Последний раз в истории СССР звание Героя Советского Союза женщинам было присвоено 5 мая 1990 г. «Золотой Звездой» была награждена Екатерина Демина (Михайлова) - санинструктор 369-го отдельного батальона морской пехоты. Героями (посмертно) стали две летчицы - Екатерина Зеленко и Лидия Литвяк. Старший лейтенант Зеленко 12 сентября 1941 г. на своем бомбардировщике Су-2 таранила немецкий истребитель Ме-109. Зеленко погибла, уничтожив вражеский самолет. Это был единственный таран в истории авиации, выполненный женщиной. Младший лейтенант Литвяк - самая результативная женщина-истребитель, которая лично сбила 11 вражеских самолетов и погибла в воздушном бою 1 августа 1943 г.


Павличенко Людмила Михайловна

Родилась 29 июня (12 июля) 1916 г. в поселке Белая Церковь, ныне город Киевской области Украины, в семье служащего. Русская. Окончила 4 курса Киевского государственного университета.
Участница Великой Отечественной войны с июня 1941 г., доброволец. Член ВКП(б)/КПСС с 1945 г. В составе Чапаевской дивизии участвовала в оборонительных боях в Молдавии и на юге Украины. За хорошую подготовку ее направили в снайперский взвод. С 10 августа 1941 г. Павличенко, снайпер 54-го стрелкового полка 25-й стрелковой дивизии (Чапаевской), участвует в героической обороне Одессы. В середине октября 1941 г. войска Приморской армии после кровопролитных боев вынуждены были оставить Одессу и эвакуироваться в Крым для усиления обороны Севастополя.
250 дней и ночей снайпер Людмила Михайловна Павличенко провела в тяжелых и героических боях под Севастополем. Она вместе с воинами Приморской армии и моряками Черноморского флота мужественно защищала легендарный город русской воинской славы.
К июлю 1942 г. из снайперской винтовки Людмила Павличенко уничтожила 309 гитлеровцев. За период оборонительных боев она воспитала десятки хороших снайперов, которые, следуя ее примеру, истребили не одну сотню гитлеровцев.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» лейтенанту Павличенко Людмиле Михайловне присвоено 25 октября 1943 г.

Октябрьская Мария Васильевна

Родилась 16 августа 1905 г. в деревне Кият, ныне село Ближнее Красногвардейского района Автономной республики Крым Украины, в семье крестьянина. Украинка. Жила в Джанкое, окончила 6 классов.
В годы Великой Отечественной войны на собственные сбережения построила танк «Боевая Подруга». Окончила Омское танковое училище и с октября 1943 г. на своем танке сражалась на Западном фронте, будучи механиком-водителем 2-го танкового батальона 26-й гвардейской танковой бригады 2-го гвардейского танкового корпуса Западного фронта.
17 января 1944 г. в районе станции Крынки Витебской области Белоруссии у танка «Боевая Подруга» была подбита гусеница. Механик-водитель М.В.Октябрьская пыталась под огнем противника устранить повреждения, но разорвавшаяся поблизости мина опасно ранила ее в левый глаз.

15 марта 1944 г. Мария Октябрьская (в девичестве Гарагуля) скончалась во фронтовом госпитале в Смоленске. Там же и похоронена у кремлевской стены на Кутузовском кладбище.
Звание Героя Советского Союза Октябрьской Марие Васильевне присвоено посмертно 2 августа 1944 г.
Награждена орденами Ленина, Отечественной войны I степени.

Кисляк Мария Тимофеевна

Родилась 6 марта 1925 г. в селе Ледное, ныне в черте города Харькова (Украина), в крестьянской семье. Украинка. Окончила Харьковскую фельдшерско-акушерскую школу. Работала в госпитале медсестрой.
Участница Великой Отечественной войны, подпольщица комсомолка Мария Кисляк в феврале 1943 г. организовала и руководила подпольной комсомольской организацией города Харькова, которая в дни оккупации города активно боролась против врага. Юная патриотка писала и распространяла листовки среди жителей села Ледное, уничтожала эсэсовских офицеров, переводила через линию фронта советских бойцов, попавших в окружение. Она спасла жизнь 43 раненым воинам Красной Армии. Отважная 18-летняя комсомолка Мария Кисляк была арестована гестапо в конце мая 1943 г. в родном селе. Казнена фашистскими палачами 18 июня 1943 г.
За проявленный героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками 8 мая 1965 г. Кисляк Марие Тимофеевне посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Награждена орденом Ленина.

Кащеева Вера Сергеевна

Родилась 15 сентября 1922 г. в селе Петровка ныне Троицкого района Алтайского края в крестьянской семье. Русская. Окончила в 1941 г. курсы медсестер в Барнауле.
В Красной Армии с 1942 г., на фронте - с марта 1942 г. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 г.
Санитарный инструктор батальона 120-го гвардейского стрелкового полка (39-я гвардейской стрелковой дивизии 8-й гвардейской армии 3-го Украинского фронта) гвардии старший сержант Кащеева 24 октября 1943 г. в числе первых переправилась через реку Днепр южнее города Днепропетровска. Будучи тяжело раненой, осталась в строю, поддерживая и воодушевляя воинов.

22 февраля 1944 г. за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии старшему сержанту Кащеевой Вере Сергеевне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Литвяк Лидия Владимировна

Родилась 18 августа 1921 г. в Москве. Русская. В 1935 г. поступила в аэроклуб. По окончании Херсонской авиационной школы работала в Калининском аэроклубе.
13 сентября 1942 г. в небе Сталинграда открыла счет своих побед в 437-м истребительном авиационном полку 287-й истребительной дивизии: сбила бомбардировщик и истребитель. 27 сентября в воздушном бою поразила Ju-88. Затем сбила Me-109.
Вскоре ее перевели в 9-й гвардейский Одесский истребительный авиационный полк, которым командовал Герой Советского Союза Л.Л. Шестаков. В декабре 1942 г. Литвяк уничтожила бомбардировщик. Новыми победами была увенчана ее слава и после перевода в другой полк. К тому времени на счету Литвяк значилось 6 воздушных побед.
11 февраля 1943 г. Лидия сбила 2 самолета. В одном из боев ее Як-1 был подбит, и она совершила вынужденную посадку на вражеской территории. Выскочив из кабины, бросилась бежать от немецких солдат. Но расстояние сокращалось. И вдруг над головами противника пронесся наш штурмовик. Поливая немцев огнем, он заставил их броситься на землю. Затем спланировал рядом с Лидой и остановился. Летчик замахал руками. Девушка втиснулась пилоту на колени, самолет пошел на взлет, и вскоре Лидия была в полку. 23 февраля 1943 г. Литвяк вручили орден Красной Звезды.

22 марта в районе Ростова-на-Дону Литвяк участвовала в перехвате группы Ju-88. Во время долгого и трудного боя ей удалось сбить один «юнкерс». В это время подошедшая на помощь шестерка Me-109 с ходу пошла в атаку. Лидия заметила их и, чтобы сорвать удар, встала на их пути. 15 минут вертелась смертельная карусель. С большим трудом летчица привела истребитель домой. Доложив, что задание выполнено, потеряла сознание... После лечения она отправилась в Москву, дав расписку, что в течение месяца будет долечиваться. Но через неделю Лидия вернулась в полк. 5 мая Литвяк вылетела на сопровождение бомбардировщиков. Завязался бой, и Лидия сбила истребитель противника. Через два дня она сбила еще один «мессер».
В конце мая на участке фронта, где действовал полк, появился аэростат-корректировщик. Неоднократные попытки сбить эту «колбасу» ни к чему не привели. Взлетев, Лидия прошла вдоль линии фронта, углубилась в тыл противника и на аэростат зашла со стороны солнца. Скоротечная атака длилась менее одной минуты! За эту победу она была награждена орденом Красного Знамени.

21 мая погиб муж Лидии - летчик, Герой Советского Союза гвардии капитан Алексей Соломатин. Для Лидии гибель мужа стала тяжелым ударом. 16 июля 1943 г. Литвяк вылетела на сопровождение штурмовиков. Истребители вступили в бой с 30 бомбардировщиками, сопровождаемыми 6 «мессерами». В этом бою Литвяк лично сбила «юнкерс» и в паре с ведомым - Me-109, но и сама была ранена. На требование ехать лечиться ответила отказом.

В тот роковой день она совершила 3 боевых вылета. В четвертом вылете шестерка Як-1 вступила в бой. И вот уже горит «юнкерс», разваливается на куски «мессер». Наша шестерка собралась уходить. Внезапно выскочил «мессер» и дал очередь по самолету с бортовым №23. «Як» как бы провалился, но у земли летчица пыталась выровнять его... Это родило надежду, что она жива. Однако ни самолета, ни летчицы найти не удалось. Литвяк была представлена к званию Героя Советского Союза посмертно. Но прошли слухи, что летчица попала в плен. Большинство авиаторов не поверили и продолжали выяснить судьбу Лидии. Но тень подозрений вышла за пределы полка. Командование, проявив «осторожность», не утвердило представление к званию, ограничившись орденом Отечественной войны I степени.
В послевоенные годы однополчане продолжали вести поиски летчицы. Найти удалось в братской могиле в селе Дмитриевка Донецкой области. В июле 1988 г. в личном деле Литвяк запись «пропала без вести» была заменена на «погибла, выполняя боевое задание». Ветераны полка возобновили ходатайство о присвоении ей звания Героя Советского Союза.

5 мая 1990 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками командиру звена, летчику-истребителю, гвардии младшему лейтенанту Литвяк Лидие Владимировне посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Награждена орденом Ленина, орденом Красного Знамени, орденами Отечественной войны I и II степени, орденом Красной Звезды.

Впервые звания Героя Советского Союза женщины были удостоены указом от 2 ноября 1938 г. Летчицы Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова были награждены за осуществление беспосадочного перелета из Москвы на Дальний Восток на самолете «Родина».

Утром 24 сентября 1938 года известные в стране летчицы Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова вылетели в беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток на двухмоторном самолете «Родина». С первых часов полета самолет вступил в борьбу со стихией: после взлета машина вошла в облачность, на подходе к Новосибирску у самолета началось обледенение, на высоте 6500 метров начавшаяся болтанка вынудила поднять самолет еще выше, до высоты 7450 метров. Работать экипажу пришлось в кислородных масках и на сильном морозе.


За Красноярском радиостанция «Родины» замолчала. По графику полета над Байкалом следовало изменить курс, чтобы выйти к Транссибирской магистрали. Но, не видя местности и не слыша радиомаяков, экипаж самолета рисковал пересечь китайскую границу. Командир принимает решение – только вперед! Облака раздвинулись лишь над Охотским морем в районе Шантарских островов. Далее «Родина» последовала на юг, к ближайшему аэродрому в Комсомольске-на-Амуре. В 10 часов по московскому времени 25 сентября внизу показались озера реки Амгунь, и тут же на приборной панели вспыхнула красная лампочка – горючее на исходе, а в разрыве облаков – тайга. Вскоре моторы начали глохнуть. Самолет пришлось сажать, смогли сесть на болоте. Он пробыл в воздухе 26 часов 29 минут. Маршрут поиска летчиц определили по последней пеленгации Расковой, взятой Читинской радиостанцией.

Немедленно началась спасательная операция, на поиски были мобилизованы свыше 50 самолетов, сотни пеших отрядов, следопыты на лошадях и оленях, рыбаки на лодках и катерах. Нашел самолет 3 октября экипаж биплана-разведчика Р-5 во главе с командиром М.Сахаровым. 6 октября около 11 часов утра отряд спасателей и летчицы, оставив самолет до морозов на болоте, двинулись к реке Амгунь, через поселок Кербь в Комсомольск-на-Амуре, а затем в Хабаровск. Из Хабаровска в Москву следовали специальным поездом, увитым цветами, под гром оркестров. За выполнение этого перелета и проявленные при этом мужество и героизм Валентине Гризодубовой, Полине Осипенко и Марине Расковой 2 ноября 1938 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

К сожалению, две из них вскоре погибли в авиакатастрофах. Полина Осипенко – через год, а Марина Раскова в 1943 г., во время перелета на фронт во главе сформированного ею первого в мире женского авиационного полка. Валентина Гризодубова в годы войны командовала 101-м авиаполком дальнего действия. 16 января 1986 г. единственной из женщин - Героев Советского Союза она была удостоена еще и звания Героя Социалистического Труда.

Герои Великой Отечественной Войны

Первой из женщин – Героев Советского Союза военных лет стала 18-летняя партизанка Зоя Космодемьянская. Высшей степени отличия она была удостоена указом от 16 февраля 1942 г. (посмертно). А всего за подвиги в годы Великой Отечественной войны 90 женщин стали Героями Советского Союза, более половины из них были удостоены звания посмертно.

Печальная статистика: из 27 партизанок и подпольщиц 22 награждены посмертно, из 16 представительниц сухопутных войск – 13 посмертно. Стоит отметить, что 30 человек награды нашли после войны. Так, указом от 15 мая 1946 г. шесть летчиц 46-го гвардейского Таманского авиационного полка получили «Золотые Звезды» Героев, а к 20-летию Победы были награждены сразу 14 женщин, правда, 12 из них посмертно.

Единственная среди Героев иностранка – стрелок роты автоматчиков 1-й Польской пехотной дивизии им. Т. Костюшко - Анеля Кживонь погибла 12 октября 1943 г., спасая раненых бойцов. 11 ноября 1943 г. ей посмертно было присвоено звание Героя.

Среди Героев - Герой Советского Союза Людмила Павличенко. Самая результативная женщина снайпер - 309 убитых (в т.ч. 36 снайперов).

Последний раз в СССР звание Героя Советского Союза женщинам было присвоено 5 мая 1990 г. «Золотой Звездой» была награждена Екатерина Демина (Михайлова) – бывшая санинструктор 369-го отдельного батальона морской пехоты. Героями (посмертно) стали две летчицы – Екатерина Зеленко и Лидия Литвяк. Старший лейтенант Зеленко 12 сентября 1941 г. на своем бомбардировщике Су-2 таранила немецкий истребитель Ме-109. Зеленко погибла, уничтожив вражеский самолет. Это был единственный таран в истории авиации, выполненный женщиной. Младший лейтенант Литвяк – самая результативная женщина-истребитель, которая лично сбила 11 вражеских самолетов и погибла в воздушном бою 1 августа 1943 г.

Герой Советского Союза Лидия Владимировна Литвяк. Самая результативная женщина-истребитель Второй Мировой. На её счету 11 сбитых самолётов противника.


Зоя Анатольевна Космодемьянская, памятник возле московской школы № 201.

Женщины Герои Советского Союза и Кавалеры Ордена Славы

Александрова З.
Андерман Л.
Андрианова М.
Аронова Р.Е.
Баженова Л.
Байда. М.К.
Барамзина Т.Н.
Батракова (Демидова) М.С.
Белик В.Л.
Белкина Н.
Бисениек. А.А.
Богомолова М.
Бондаренко О.
Боровиченко М.
Бредихина Л.
Буданова К.
Васина С.
Волкова Н.Т.
Волкова-Музылева М.
Ганиева З.
Гашева Р.С.
Гельман П.В.
Гнаровская В.О.
Гнилицкая Н.Т.
Голубева О.
Гречишкина М.
Гризодубова В.С.
Громова У.М.
Джунковская Г.И.
Добросельская В.
Долина М.И.
Дьяченко Д.Г.
Ерофеева Н.
Жигуленко Е.А.
Зенькова Е.С.
Зубкова А.Л.
Зубкова Л.
Кабанова Е.
Каменских М.
Кащеева В.С.
Кживонь А.
Кисляк М.Т.
Ковалева А.
Ковшова Н.
Ковшова Н.В.
Колесова Е.Ф.
Константинова К.С.
Константинова Т.Ф.

Копылова Е.
Космодемьянская З.А.
Костырина Т.И.
Котлярова А.
Кравец Л.С.
Кравцова-Меклин Н.Ф.
Кульман Х.А.
Курлянкина Е.
Левченко И.Н.
Лисицына А.М.
Литвинова Л.Н.
Литишенко М.
Лобковская Н.
Ляпина А.
Магадзе И.
Мазаник Е.Г.
Макарова Т.П.
Малышева Н.
Мальгина В. Г.
Маметова М.Ш.
Маресева З.И.
Мариненко Т.С.
Масловская А.И.
Мелентьева М.В.
Мельникайте М.Ю.
Меньшакова Е.
Михеева А.
Мишанина-Апокина А.
Молдагулова А.
Молдогулова А.К.
Морозова А.А.
Морозова Е.
Назарова К.И.
Назарова Т.
Недилько М.
Никандрова А.А.
Никишина Т.
Николаева-Терешкова В.В.
Никулина Е.А.
Носаль Е.И.
Октябрьская М.В.
Онилова Н.А.
Орлова-Рогозина В. Г.
Осипенко П.Д.
Осипова М.Б.
Павличенко Л.


Герой Советского Союза Людмила Павличенко. Самая результативная женщина снайпер - 309 убитых (в т.ч. 36 снайперов).

Парфенова З.И.
Пасько Е.Б.
Петрова А.В.
Петрова Г.К.
Петрова П.
Поливанова М.
Поливанова М.С.
Попова Н.В.
Портнова З.М.
Пушина Ф.А.
Раскова М.М.
Распопова Н.М.
Ратушная Л.С.
Руднева Е.М.
Рябова Е.В.
Сальникова Е.
Самсонова З.А.
Санфирова О.А.
Сафронова В.И.
Себрова И.Ф.
Смирнова М.В.
Солнцева Н.
Соловей Н.
Сорокина Л.
Соснина Н.И.
Сошникова А.
Стемпковская Е.К.
Сыртланова М.Г.
Сысолова Р.
Теплякова М.
Тимофеева Л.
Тимофеева-Егорова А.А.
Токарева В.
Троян Н.В.
Туснолобова-Марченко З.М.
Убийвовк Е.К.
Ульяненко Н.З.
Федутенко Н.Н.
Фомичева К.Я.
Хлопоткина З.
Хорева В.
Хоружая В.З.
Худякова А.Ф.
Цуканова М.
Чайкина Е.И.
Чечнева М.П.
Шапран Н.
Шебалина А.
Шевцова Л.Г.
Шкарлетова М.С.
Щербаченко М.З.
Яременко М.


Памятник Екатерине Зеленко.

Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова в сентябре 1938 года стали национальными героинями.
24-25 сентября самолет «Родина», пилотируемый командиром экипажа Гризодубовой, пилотом Осипенко и штурманом Расковой совершил самый длинный в истории беспосадочный перелет по маршруту Москва - посёлок Керби (Дальний Восток), протяженностью 6450 км, побив тем самым мировой рекорд, принадлежавший французской летчице. Летчицы провели в воздухе 26 часов 29 минут, проявив настоящий героизм, мужество и бесстрашие. В условиях, когда прервалась связь с экипажем, самолет обледенел, а горючее было на исходе, экипаж сумел довести полет до конца и посадить самолет, не повредив его. Перед посадкой командир экипажа Валентина Гризодубова приказала штурману Марине Расковой прыгать с парашютом - в случае неудачной посадки удар пришелся бы на то место, где сидела Раскова. Женщин нашли через 10 дней после приземления самолета. Через два месяца после полета всем троим присвоили звание Героя Советского Союза и наградили Орденом Ленина.

Валентина Гризодубова

Валентина Гризодубова родилась в ночь с 31 декабря на 1 января 1910 году в Харькове в семье летчика и авиаконструктора Степана Гризодубова. Свой первый полет она совершила в 14 лет - на слете планеристов в Крыму. После школы Гризодубова поступила сразу в два учебных заведения - в Харьковский технологический институт и музыкальное училище по классу фортепиано, по окончании которого ее зачислили в консерваторию. Но главной мечтой Гризодубовой было небо. Поступить женщине в летное училище в то время было непросто. 18-летняя Валентина добивается приема у Серго Орджоникидзе, и благодаря его ходатайству, девушку зачисляют в первый набор Харьковского Центрального аэроклуба. Гризодубова за три месяца окончила курсы в авиаклубе, бросила Технологический институт и поступила в 1-ю Тульскую летно-спортивную школу Осоавиахима. А еще годом позже - в 20 летнем возрасте - поступила в Пензенскую школу лётчиков-инструкторов. С 1930 по 1933 год Валентина Гризодубова работала летчиком-инструктором в аэроклубе, за это время она подготовила 36 летчиков. В 1933 году семья Гризодубовых переехала в Москву, Валентина начинает работать в агитационной эскадрилье. Она летает по всему Советскому Союзу на различных типах самолетов. А в сентябре 1938 года имя Валентины Гризодубовой стало известно не только всему Советскому Союз, но и всему миру. Беспосадочный перелет длинной в 6450 км, самолета, пилотируемого тремя молодыми женщинами, стал главным событием в жизни страны. В СССР впервые появились Герои Советского Союза-женщины, установившие мировой рекорд дальности полетов. Во время войны 32-летняя Гризодубова командовала авиационным полком. С 1941 по 1943 год совершила 200 боевых вылетов на бомбардировку вражеских объектов и доставку боеприпасов на передовую. После войны Валентина Гризодубова демобилизовалась из армии и поступила на работу в гражданскую авиацию заместителем начальника Института приборостроения по лётной части. Её подразделение проводило испытания радиоэлектронной аппаратуры для Военно-воздушных сил и гражданской авиации. В 1963 году Гризодубова добилась создания Научно-исследовательский лётно-испытательный центр (НИЛИЦ), который она и возглавила - в институте разрабатывалась и испытывалась новейшая авиационная электроника - по сути, закладывалась основа всепогодной ракетоносной реактивной авиации. В 1972 году Гризодубова вернулась в Институт приборостроения на должность заместителя начальника, где проработала до 1993 года. В апреле 1993 года Валентины Степановны не стало.

Полина Осипенко

Полина Осипенко родилась в 1907 году в многодетной семье крестьянина в Запорожской области. Отучившись в школе 2 класса, девочка бросила школу - родителям не на что было покупать одежду, обувь и тетрадки для занятий. 8-летнюю девочку отдали в няньки, а потом в батрачки. А потом случилась революция, в селе организовали колхоз, и Полину назначили птичницей. Днем девочка работала на птицеферме, а по вечерам садилась за учебники в вечерней школе. Впервые в жизни Полина увидела самолет в 20 лет - на лугу рядом с птицефермой приземлились два небольших самолета. Весь колхоз сбежался на это зрелище. Вот тогда и появилась у Полины Осипенко большая мечта.
Она написала письмо своему односельчанину, который был курсантом военной авиационной школы, и вскоре поехала к нему. Ее служба в авиации началась с должности официантки в курсантской столовой. Обслуживая посетителей, Полина каждый день уговаривала начальника школы принять ее. В конце концов он сдался и велел пройти ей медосмотр. К счастью, со здоровьем у Полины было все в порядке, и вскоре вчерашнюю птичницу зачислили в авиашколу. Более старательной ученицы трудно было найти. После окончания школы Осипенко поступила на службу в воинскую часть. А когла она приехала в отпуск домой, то не только сельчане, но и родная мать не сразу поверила, что Полина летает, а не просто так ходит в форме. Чтобы развеять все сомнения, обратно в часть Полина поехала вместе с матерью - и когда та смотрела в небо и видела, как ее дочь делает «петли Нестерова». «бочки» и «штопоры», она плакала от счастья.
В период с 1936 по 1938 год Полина Осипенко установила 5 мировых авиационных рекордов высоты и дальности полёта для женщин. А 24 - 25 Сентября 1938 года состядся самы главный полет Полины вместе с Валентиной Гризодубовой и Мариной Расковой по маршруту Москва - Комсомольск - на - Амуре. А вскоре, в Ноябре 1938 года, все члены экипажа были удостоены звания Герой Советского Союза.
В Мае 1939 года майор Осипенко, работавшая в лётной инспекции, должна была принять участие в сборах командиров для тренировки в слепых полётах на Курсах усовершенствования начальствующего состава.
В первый день лётчики работали на тренажерах, во второй день летали с инструторами и только на третий день должны были совершать самостоятельные полеты. Герой Советского Союза Анатолий Серов, который тоже проходил обучение на этих курсах, предложил, чтобы лётчики выходили в полет парами. Он вылетел вместе с Полиной Осипенко. Полина легко и уверено подняла самолет в воздух. Это был последний полет 32-летней Полины Осипенко. Самолет потерпел катастрофу - причины случившегося так и не выяснили.

Марина Раскова

Марина Раскова родилась 28 Марта 1912 года в Москве, в семье оперного певца. Она даже и не помышляла об авиации - у девочки был хороший музыкальный слух и голос, ей пророчили певческую карьеру. Марина училась в школе и параллельно в детском отделении консерватории. Но жизнь распорядилась иначе. Внезапно умер отец Марины, единственный кормилец - девочке пришлось после 9 класса работать. Марина устроилась на Бутырский химический завод, а потом - чертёжницей в аэронавигационную лабораторию Военно-Воздушной академии имени Жуковского. Поначалу девушке было очень трудно - это был совсем незнакомый ей мир. В лаборатории хранились манометры, аэротермометры, аэронланшеты, - первое время Марина не могла отличить их друг от друга. А ведь ей по долгу службы нужно было приносить эти приборы на лекции и демонстрировать слушателям.
Но довольно быстро способная и старательная сотрудница разобралась в них, ей было интересно, что рассказывают на лекциях, она впитывала все, что слышала и неожиданно аэронавигация ее очень заинтересовала. Она самостоятельно засела за учебники, стала изучать высшую математику, физику, топографию, астрономию, радиотехнику и другие науки. Лектор оценил любознательность и целеустремленность Марины и стал ей помогать в учебе. В результате Маотна окончила Ленинградский институт инженеров Гражданского воздушного флота и стала штурманом. За хорошую работу академия решила наградить Марину. Когда ее спросили, какую награду ей хотелось бы получить, она ответила - научиться летать. Академия выполнила обещание, и штурман Марина Раскова поступила и окончила Центральный аэроклуб в Тушине. К теоретическим знаниям добавилось умение управлять самолётом.
Тот самый, знаменитый полет на самолете «Родина» начинался вполне мирно. Однако при таком дальнем маршруте трудно ожидать хорошую погоду по всему маршруту. Экипаж самолёта «Родина» прекрасно понимал это и был готов к облачности и циклонами. Но метеоусловия оказались хуже, чем ожидали. Сплошная облачность началась уже через 60 км после начала полета - пришлось лететь вслепую. А на подлете к Уралу началось обледенение самолета. К довершению ко всему из-за холода перестала работать радиосвязь и заканчивался бензин. Недалеко от китайской границы летчицы решили отклониться от курса, чтобы ненароком не пересечь границу. Самолет начал терять высоту.
Место штурмана - Расковой находилось в носовой части, и при незапланированной посадке самолет мог бы приземлиться носом, в таком случае штурманская рубка была бы смята в лепешку. Гризодубова приказала Расковой прыгать с парашютом. Чтобы не разбить машину. Гризодубова и Осипенко посадили самолет на «брюхо». Отважных летчиц нашли на 10 день.
В начале войны Марина Раскова обратилась к Сталину с просьбой разрешить формирование женского авиаполка, и уже в октябре была создана авиагруппа из трёх женских авиаполков. Ее неофициально называли «Ночные ведьмы».
В январе 1943 году Марина Михайловна Раскова погибла при перелёте на фронт после переформирования - самолет потерпел крушение в в сложных метеоусловиях недалеко от Саратова.

Сегодня, придя домой под большим впечатлением после музея ВОВ, решила больше узнать о женщинах принимавших участие в боях. К огромному стыду вынуждена признаться, что многие фамилии я услышала впервые, или знала раньше, но не придавала им значения. А ведь эти девушки были намного моложе, чем я сейчас, когда жизнь поставила их в страшные условия, где они отважились на подвиг.

Татьяна Маркус

21 сентября 1921 - 29 января 1943. Героиня киевского подполья в годы Великой Отечественной войны . Выдержала полгода фашистских пыток

На протяжении полугода ее пытали фашисты, но она выдержала все, не выдав своих товарищей. Фашисты так и не узнали, что в жестокий бой с ними вступила представительница народа, который они обрекли на полное уничтожение. Татьяна Маркус родилась в городе Ромны Полтавской области в еврейской семье. Через несколько лет семья Маркусов перехала в Киев.

В Киеве, с первых дней оккупации города стала активно участвовать в подпольной деятельности. Она была связной подпольного горкома и членом диверсионно-истребительной группы. Неоднократно участвовала в диверсионных актах против гитлеровцев, в частности, во время парада оккупантов бросила гранату, замаскированную в букете астр, в марширующую колонну солдат.

По подложным документам её прописали в частном доме под фамилией Маркусидзе: подпольщики сочиняют Тане легенду, согласно которой она - грузинка, дочь князя, расстрелянного большевиками, хочет работать на вермахт , - снабжают ее документами.

Карие глаза, черные бровы и ресницы. Слегка вьющиеся волосы, нежный-нежный румянец. Лицо открытое и решительное. На княжку Маркусидзе засматривались многие немецкие офицеры. И тогда, по заданию подпольщиков, она использует и эту возможность. Ей удается устроиться официанткой в офицерскую столовую, войти в доверие к начальству.

Там она успешно продолжала диверсионную деятельность: подсыпала отраву в еду. Несколько офицеров погибло, но Таня осталась вне подозрений. Кроме того она своими руками застрелила ценного гестаповского осведомителя, а также передала в подполье сведения о предателях, работавших на гестапо. Многих офицеров немецкой армии привлекала её красота и они ухаживали за ней. Не смог устоять и высокопоставленный чин из Берлина, прибывший для борьбы с партизанами и подпольщиками. На своей квартире он был застрелен Таней Маркус. За время своей деятельности Таня Маркус уничтожила несколько десятков фашистских солдат и офицеров.

Но с очередного задания подпольщиков не возвращается отец Тани, Иосиф Маркус. Высокопоставленным комсомольским функционером, 1-ым секретарем Киевского горкома комсомола, а ныне подпольщиком Иваном Кучеренко предан Владимир Кудряшов. Гестаповцы одного за другим хватают подпольщиков. Сердце разрывается от боли, но Таня действует дальше. Теперь она готова на все. Товарищи сдерживают ее, просят быть осторожной. А она отвечает: Моя жизнь измеряется тем, сколько я уничтожу этих гадов...

Однажды она застрелила гитлеровского офицера и оставила записку: "Всех вас, фашистских гадов ждет такая же участь. Татьяна Маркусидзе ". Руководство подполья приказало вывести Таню Маркус из города к партизанам. 22 августа 1942 года она была схвачена гестаповцами при попытке переправиться через Десну. В течение 5 месяцев её подвергали в гестапо жесточайшим пыткам, но она никого не выдала. 29 января 1943 года она была расстреляна.

Награды:

Медаль Партизану Великой Отечественной войны

Медаль За оборону Киева.

Звание Герой Украины

Татьяне Маркус установлен памятник в Бабьем Яру.

Людмила Павличенко

12.07.1916 года [Белая Церковь]- 27.10.1974 года [Москва]. Выдающийся снайпер, уничтожила 309 фишистов в том числе 36 снайперов противника.

12.07.1916 года [Белая Церковь]- 27.10.1974 года [Москва]. Выдающийся снайпер, уничтожила 309 фишистов в том числе 36 снайперов противника.

Людмила Михайловна Павличенко родилась 12 июля 1916 года в поселке (ныне город) Белая Церковь. Затем семья переехала в Киев. С первых же дней войны Людмила Павличенко добровольцем уходит на фронт. Под Одессой Л. Павличенко получила боевое крещение, открыв боевой счет.

К июлю 1942 года на счету Л. М. Павличенко было уже 309 уничтоженных гитлеровцев (в том числе 36 снайперов противника). Кроме того за период оборонительных боев Л. М. смогла обучить множество снайперов.

Каждый день, как только забрезжит рассвет, снайпер Л. Павличенко уходила «на охоту ». Часами, а то и целыми днями, в дождь и на солнцепеке, тщательно замаскировавшись, лежала она в засаде, дожидаясь появления «цели ».

Однажды на Безымянной вышли против нее в засаду шесть автоматчиков. Они заметили ее накануне, когда вела она неравный бой весь день и даже вечер. Гитлеровцы засели над дорогой, по которой подвозили боеприпасы соседнему полку дивизии. Долго, по-пластунски, Павличенко поднималась в гору. Пуля срезала ветку дуба у самого виска, другая пробила верх фуражки. И тогда Павличенко сделала два выстрела - замолчал тот, кто едва не поразил ее в висок, и тот, кто чуть-чуть не угодил ей в лоб. Истерично стреляли четверо живых, и снова, уползая, она била точно туда, откуда раздавался выстрел. Еще трое остались на месте, только один убежал.

Павличенко замерла. Теперь нужно ждать. Один из них мог притвориться мертвым, и, быть может, он выжидает, когда она пошевелится. Или тот, кто убежал, уже привел с собой других автоматчиков. Сгустился туман. Наконец Павличенко решила подползти к своим врагам. Взяла автомат убитого, ручной пулемет. Тем временем подошла еще одна группа немецких солдат и из тумана снова раздалась их беспорядочная стрельба. Людмила отвечала то из пулемета, то из автомата, чтобы враги вообразили, будто здесь несколько бойцов. Павличенко смогла выйти живой из этого боя.

Сержанта Людмилу Павличенко перевели в соседний полк. Слишком много бед принес гитлеровский снайпер. Он уже убил двух снайперов полка.

У него был свой маневр: он выползал из гнезда и шел на сближение с противником. Долго лежала Люда, ждала. День прошел, вражеский снайпер не подавал признаков жизни. Она решила остаться на ночь. Ведь немецкий снайпер наверняка привык спать в блиндаже и поэтому вымотается быстрее, чем она. Так лежали они сутки не шелохнувшись. Утром опять лег туман. Голова отяжелела, в горле першило, одежда пропиталась сыростью, и даже руки ломило.

Медленно, нехотя туман рассеялся, просветлело, и Павличенко увидела, как, прячась за макет коряги, снайпер передвигался едва заметными толчками. Все ближе и ближе к ней. Она двинулась навстречу. Одеревеневшее тело стало тяжелым и неповоротливым. Сантиметр за сантиметром преодолевая холодную каменистую подстилку, держа винтовку перед собой, Люда не отрывала глаз от оптического прицела. Секунда приобрела новую, почти бесконечную протяженность. Вдруг в прицел Люда уловила водянистые глаза, желтые волосы, тяжелую челюсть. Вражеский снайпер смотрел на нее, глаза их встретились. Напряженное лицо исказила гримаса, он понял - женщина! Мгновение решало жизнь - она спустила курок. На спасительную секунду выстрел Люды опередил. Она вжалась в землю и успела увидеть в прицеле, как моргнул полный ужаса глаз. Гитлеровские автоматчики молчали. Люда выждала, потом поползла к снайперу. Он лежал, все еще целясь в нее.

Она вынула снайперскую книжку гитлеровца, прочла: «Дюнкерк ». Рядом стояла цифра. Еще и еще французские названия и цифры. Более четырехсот французов и англичан приняли смерть от его руки.

В июне 1942 года Людмила была ранена. Вскоре ее отозвали с передовой и направили с делегацией в Канаду и Соединенные Штаты. В ходе поездки она была на приеме у Президента Соединенных Штатов Франклина Рузвельта. Позже Элеонора Рузвельт пригласила Людмилу Павличенко в поездку по стране. Людмила выступала перед Междуранодной Студенческой Ассамблей в Вашингтоне, перед Конгрессом Промышленных Организаций (CIO) а также в Нью Йорке.

Многим американцам запомнилось тогда ее короткое, но жесткое выступление на митинге в Чикаго:

- Джентльмены , - разнесся над многотысячной толпой собравшихся звонкий голос. - Мне двадцать пять лет. На фронте я уже успела уничтожить триста девять фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?!..

После войны в 1945 году Людмила Павличенко окончила Киевский университет. С 1945 по 1953 год была научным сотрудником Главного штаба Военно-Морского флота. Позже вела работу в Советском комитете ветеранов войны.

>Книга: Людмила Михайловна написала книгу "Героическая быль".

Награды:

Герой Советского Союза - Медаль «Золотая Звезда» номер 1218

Два Ордена Ленина

* Именем Людмилы Павличенко названо судно Министерства рыбного хозяйства.

* О поединке Павличенко с немецким снайпером Н. Атаров написал рассказ "Дуэль"

Американский певец Вуди Гатри написал о Павличенко песню

Русский перевод песни:

Мисс Павличенко

Целый мир полюбит ее на долгие времена

За то что более чем три сотни нацистов пали от ее оружия

Пали от ее оружия, да

Пали от ее оружия

Более чем три сотни нацистов пали от твоего оружия

Мисс Павличенко, ее слава известна

Россия твоя страна, сражение - твоя игра

Твоя улыбка сияет, как утреннее солнце

Но более чем три сотни нацистских собак пали от твоего оружия

В горах и ущельях притаилась, как олень

В кронах деревьев, не ведая страха

Ты поднимаешь прицел, и падает Ганс

И более чем три сотни нацистских собак пали от твоего оружия

В летнюю жару, холодной снежной зимой

В любую погоду ты выслеживаешь врага

Мир полюбит твое милое лицо, так же, как и я

Ведь более чем три сотни нацистских собак пали от твоего оружия

Не хотел бы я приземлиться с парашютом в вашей стране, как враг

Если ваш Советский народ так сурово поступает с захватчиками

Не желал бы я найти свой конец, пав от руки такой красивой девушки,

Если ее имя - Павличенко, а мое три-ноль-один

Марина Раскова

Пилот, Герой Советского союза, установила несколько женских рекордов по дальности перелетов. Создала женский боевой легкобомбардировочный полк, прозванный немцами "Ночные ведьмы".

В 1937 году в качестве штурмана участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности на самолёте АИР-12; в 1938 году - в установлении 2-х мировых авиационных рекордов дальности на гидросамолёте МП-1.

24-25 сентября 1938 года на самолёте АНТ-37 «Родина » совершила беспосадочный перелёт Москва-Дальний Восток (Керби) протяжённостью 6450 км (по прямой - 5910 км). При вынужденной посадке в тайгу выпрыгнула с парашютом и была найдена только через 10 суток. В ходе перелёта был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта.

Когда началась Великая Отечественная война, Раскова использовала своё положение и личные контакты со Сталиным, чтобы добиться разрешения на формирование женских боевых частей.

С началом Великой Отечественной войны Раскова приложила все свои усилия и связи, чтобы добиться разрешения на формирование отдельной женской боевой части. Осенью 1941 года с официального разрешения правительства она приступила к созданию женских эскадрилий. Раскова разыскивала по всей стране воспитанниц аэроклубов и лётных школ, в состав авиаполков – от командира до обслуживающего персонала – подбирались только женщины.

Под ее руководством были созданы и отправлены на фронт авиаполки – 586 й истребительный, 587 й бомбардировочный и 588 й ночной бомбардировочный. За бесстрашие и мастерство немцы прозвали лётчиц полка «ночными ведьмами ».

Сама Раскова, одна из первых женщин, удостоенная звания Герой Советского Союза , была награждена двумя орденами Ленина и орденом Отечественной войны 1 степени . Еще она автор книги «Записки штурмана ».

Ночные ведьмы

Девушки авиаполков летали на легких ночных бомбардировщиках У-2 (По-2). Девушки нежно назвали свои машины «ласточками », но широко известное их название – «Небесный тихоход ». Фанерный самолетик с маленькой скоростью. Каждый вылет на По-2 был сопряжен с опасностями. Но ни вражеские истребители, ни зенитный огонь, встречавший «ласточек » на пути не могли остановить их полет к цели. Летать приходилось на высоте 400-500 метров. В этих условиях ничего не стоило сбить тихоходные По-2 просто из крупнокалиберного пулемета. И нередко самолеты возвращались из полетов с изрешеченными плоскостями.

Наши маленькие По-2 не давали покоя немцам. В любую погоду они появлялись над вражескими позициями на малых высотах и бомбили их. Девушкам приходилось делать по 8-9 вылетов за ночь. Но бывали такие ночи, когда они получали задание: бомбить «по максимуму ». Это означало, что вылетов должно быть столько, сколько возможно. И тогда их число доходило до 16-18 за одну ночь, как это было на Одере. Летчиц буквально вынимали из кабин и несли на руках, - они валились с ног. Мужество и отвагу наших летчиц оценили и немцы: фашисты назвали их «ночные ведьмы ».

Всего самолёты находились в воздухе 28 676 часов (1191 полных суток).

Лётчицами было сброшено 2 902 980 кг бомб, 26 000 зажигательных снарядов. По неполным данным полк уничтожил и повредил 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 железнодорожные станции, 46 складов, 12 цистерн с горючим, 1 самолёт, 2 баржи, 76 автомобилей, 86 огневых точек, 11 прожекторов.

Было вызвано 811 пожаров и 1092 взрыва большой мощности. Также было сброшено 155 мешков с боеприпасами и продовольствием окружённым советским войскам.

Полина Осипенко, Валентина Гризодубова и Марина Раскова, 1938 год. Фото: Алексей Межуев /Фотохроника ТАСС

Валентина Степановна Гризодубова - первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза, летчица, участница Великой Отечественной войны и Герой Социалистического Труда. Дочь изобретателя и летчика Степана Васильевича Гризодубова, Валентина уже в 2,5 года поднялась в небо на отцовском аэроплане, а в 14 лет она совершила первый полет на планере в Коктебеле на слете планеристов.


ВАЛЕНТИНА ГРИЗОДУБОВА

Валентина с самого детства была увлечена небом и полетами. Студенткой Харьковского технологического института она зачисляется в первый набор Харьковского Центрального аэроклуба, который будущая летчица успешно закончила за три месяца. Так как возможностей продолжать обучение летному делу в Харькове не было, Гризодубова, бросив институт, поступила в 1-ю Тульскую летно-спортивную школу Осоавиахима, после чего начала работать летчиком - инструктором в Тульской авиационной школе, затем - инструктором летной школы около подмосковной деревни Тушино. В 1934 - 1935 годах Валентина в качестве летчика агитэскадрильи имени Максима Горького облетела почти всю страну на различных типах самолетов того времени. Летала над Памиром, Кабардино-Балкарией, Ферганской долиной. В 1937 году Гризодубова установила 5 мировых авиационных рекордов высоты, скорости и дальности полета, а через год возглавила экипаж самолета «Родина», который совершил беспосадочный перелет из Москвы в Комсомольск-на-Амуре, пролетев 6 450 км за 26 часов 29 минут, установив мировой женский авиационный рекорд дальности полета. За этот перелет Гризодубова была удостоена звания Героя Советского Союза.



Фото: Wikimedia Commons

С началом Великой Отечественной войны Валентина Гризодубова была назначена командиром корабля Московской авиагруппы особого назначения. С марта 1942 года командовала 101-м полком транспортной авиации, самолеты которого летали в тыл к партизанам. К маю 1943 года на самолете Ли-2 она лично совершила около 200 боевых вылетов, включая 132 ночных, на бомбардировку вражеских объектов и доставку за линию фронта боеприпасов и военных грузов.
После войны Валентина Степановна была направлена на работу в авиационную промышленность, где она трудилась почти 30 лет. Подразделение НИИ-17 (Институт Приборостроения), возглавляемое Гризодубовой, проводило испытания радиоэлектронной аппаратуры для Военно-воздушных сил и гражданской авиации. Летчица лично принимала участие в полетах по испытанию и доводке разрабатываемого в НИИ-17 радиолокационного оборудования. В 1986 году ей было присвоено звание Героя Социалистического Труда за многолетний доблестный труд. Именем летчицы названы улицы во Владивостоке, Екатеринбурге, Жуковском, Кургане, Новоалтайске, Новосибирске, Омске, Смоленске, Ставрополе и Ростове-на-Дону.

ПОЛИНА ОСИПЕНКО

Известная советская летчица и герой Советского Союза родилась в 1907 году в селе Новоспасовка, которое теперь носит ее имя, и пристрастилась к авиации благодаря своему первому мужу, военному летчику. Он подготовил жену к поступлению в Качинскую школу военных пилотов, которую Осипенко окончила в 1933 году. Став командиром звена в истребительной авиации, летом 1937 года летчица побила три мировых рекорда высотных полетов с грузом и без нагрузки. В 1938 году она возглавила беспосадочный перелет Севастополь - Архангельск, ее экипаж установил также международный женский рекорд дальности полета по замкнутой кривой. Осипенко была вторым пилотом самолета «Родина», на котором 24 - 25 сентября 1938 года вместе с В. Гризодубовой и М. Расковой совершила рекордный беспосадочный перелет по маршруту Москва - Дальний Восток. За этот полет всем членам экипажа было присвоено звание Героев Советского Союза. После этого рекордного перелета Осипенко работала инструктором по технике пилотажа, обучала пилотов-истребителей. Летчица погибла в авиакатастрофе 11 мая 1939 года во время учебно-тренировочных сборов, отрабатывая полеты «вслепую». Похоронена в Москве у Кремлевской стены.


Фото: Wikimedia Commons

МАРИНА РАСКОВА

Советская летчица-штурман, майор, также удостоенная звания Героя Советского Союза, пришла в авиацию в 1932 году: Раскова работала в аэронавигационной лаборатории Военно-Воздушной академии. А в 1934 году, окончив Ленинградский институт Гражданского Воздушного Флота, стала штурманом. Начала работать в Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского в должности инструктора-летнаба. В 1937 году в качестве штурмана участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности на самолете АИР-12, а в 1938 году - в установлении 2-х мировых авиационных рекордов дальности на гидросамолете МП-1. Во время знаменитого рекордного перелета из Москвы в Комсомольск-на-Амуре при вынужденной посадке по приказу Гризодубовой Раскова выпрыгнула с парашютом в тайгу, имея всего две плитки шоколада в кармане, и была найдена только через 10 суток. За этот перелет помимо звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, Расковой был выдан знак особого отличия - медаль «Золотая Звезда».
Когда началась Великая Отечественная война, именно Марина Раскова, используя свою известность, добивалась разрешения создавать женские боевые части. В октябре 1941 года она сформировала авиагруппу из трех женских авиаполков: 586-го истребительного, 587-го бомбардировочного, и 588-го ночного бомбардировочного, который получил неофициальное название «Ночные ведьмы». Сама Раскова была назначена командиром 587-го женского авиационного бомбардировочного полка. Погибла летчица 4 января 1943 года при исполнении служебных обязанностей во время перелета в сложных метеоусловиях на фронт после переформирования. Похоронена в Москве на Красной площади у Кремлевской стены.


Фото: Wikimedia Commons

ЕВДОКИЯ БЕРШАНСКАЯ

Советская летчица и участник Великой Отечественной войны прославилась тем, что во время войны в 28 лет возглавила 588 женский ночной бомбардировочный полк, который под ее командованием сражался до окончания войны, принимал участие в освобождении Северного Кавказа, Кубани, Тамани, Ростовской области, Крыма, Белоруссии, Польши, участвовал в боях под Берлином. Летчицами было совершено 24 тысячи боевых вылетов. Его атаки были так удачны и точны, что немцы прозвали женщин-летчиц «ночными ведьмами». За мужество и отвагу в боях за Родину 23 девушки были удостоены звания Героя Советского Союза. Более 250 человек личного состава полка дважды и трижды награждены орденами и медалями. А сама Бершанская лично произвела 28 боевых вылетов на уничтожение живой силы и техники противника и стала единственной среди женщин, награжденной полководческими орденами Суворова III степени и Александра Невского. До своего расформирования в октябре 1945 года полк оставался полностью женским, на всех должностях в части служили только женщины. После войны летчица работала в Комитете советских женщин и в Комитете ветеранов войны.


Фото:airaces. ru

ИРИНА СЕБРОВА

Командир звена знаменитых «Ночных ведьм», гвардии старший лейтенант окончила в 1938 году московский аэроклуб, в 1940 году - Херсонскую военную авиационную школу пилотов. Работала летчиком-инструктором во Фрунзенском аэроклубе Москвы, выпустив за два года работы несколько групп курсантов. В 1942 году, уже достаточно опытный летчик, Себрова окончила курсы при военной авиационной школе пилотов, после которых была отправлена на фронт. В 1944 года летчица стала командиром звена 46-го Гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка, совершив в полку больше всех вылетов - 1004, в том числе 825 ночных боевых вылетов на бомбардировку войск противника, нанеся ему большой урон в живой силе и технике. Отличилась в боях при прорыве обороны врага на реке Проня, при освобождении Могилева, Минска, Гродно, за что ей было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». После войны летчица работала в Московском авиационном институте.


Фото:airaces. ru

ВАЛЕРИЯ ХОМЯКОВА

Валерия Хомякова родилась и выросла в Москве. Как и большинство женщин-летчиц, Хомякова пришла в авиацию после окончания аэроклуба, где она стала летчиком – инструктором. Как одну из лучших студенток ее всегда выделяли на воздушные парады и поручали ей наиболее ответственные номера программы. После начала войны Хомякова ушла добровольцем на фронт в ВВС, и вскоре ее, имевшую блестящую технику пилотирования, зачислили в 586-й истребительный авиаполк. Хомякова первой среди женщин - летчиц сбила в ночном бою самолет противника 24 сентября 1942 года, обороняя Саратов от бомбардировки. Погибла под Саратовом в 6 октября 1942 года при ночном взлете с аэродрома на самолете Як-1.


Фото:airaces. ru

ЛИДИЯ ЛИТВЯК

Герой Советского Союза, летчик-истребитель, командир авиационного звена, гвардии младший лейтенант Лидия Литвяк родилась в 1921 году в Москве и уже в 14 лет поступила в аэроклуб, а в 15 - выполнила первый самостоятельный полет. Затем училась на курсах геологов, участвовала в экспедиции на Крайний Север. После окончания Херсонской школы пилотов она стала одним из лучших инструкторов Калининского аэроклуба. К началу Великой Отечественной войны она успела выпустить 45 курсантов. В начале войны, узнав, что знаменитая летчица Марина Раскова набирает женские авиаполки, Литвяк задалась целью получить назначение в ее авиагруппу. Приписав к имевшемуся налету 100 часов, летчица получила назначение.


Фото:airaces. ru

Свои первые боевые вылеты Литвяк совершила в составе 586-го женского истребительного авиаполка весной 1942 года в небе Саратова, прикрывая Волгу от налетов вражеской авиации. С 15 апреля по 10 сентября 1942 года выполнила 35 боевых вылетов на патрулирование и сопровождение транспортных самолетов с важными грузами. Литвяк стала самой результативной женщиной-авиатором Второй Мировой войны, совершив около 150 боевых вылетов, в воздушных боях сбила лично 6 самолетов и 1 аэростат наблюдения, еще 6 самолетов противника уничтожила в группе с товарищами. В 1943 году Литвяк вручили новую боевую награду - орден Красной Звезды. Чуть раньше, 22 декабря 1942 года, она была награждена медалью «За оборону Сталинграда». Во время вылетов над Сталинградом на капоте самолета Лидии по ее просьбе была нарисована белая лилия, и Литвяк получила прозвище «Белая лилия Сталинграда», позже «Лилия» стала радиопозывным летчицы.
В апреле 1943 года популярный журнал «Огонек» поместил на обложке фото Лидии Литвяк и Екатерины Будановой с пояснением: «12 самолетов противника сбили эти отважные девушки».
1 августа 1943 года в возрасте неполных 22 лет Литвяк погибла в бою над Миус-фронтом. Ее останки были найдены лишь в 1979 году и захоронены в братской могиле возле деревни Дмитриевка Шахтерского района. Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года летчица была посмертно удостоена звания Героя Советского Союза.

Поделиться