Анализ стихотворения Тютчева Ф.И. «Листья

Был последователем немецкого философа-идеалиста Шеллинга, который понимал природу как закономерное единство противоположностей. Эта концепция нашла немало поклонников в среде молодых поэтов-романтиков не только в Европе, но и в нашем отечестве. В какой степени мировоззрение поэта отразилось в его бессмертных творениях, поможет оценить анализ лирического стихотворения Тютчева «Листья».

Первостепенный поэт

Тютчев уехал в Германию в качестве дипломата в 1821 году, там он познакомился со своими кумирами - Шеллингом и Гейне, женился на Элеоноре Петерсон и продолжал писать стихи, которыми был увлечен с отрочества. Из-за границы поэт присылал по настоянию Александра Сергеевича Пушкина лирические произведения в Россию и снискал здесь некоторую известность. Среди творений этого периода было и стихотворение Тютчева «Листья». После гибели Пушкина лирику Федора Ивановича перестали публиковать в России. Н. Некрасов в своей статье «Русские второстепенные поэты» решительно заявил, что относит дар литератора к первостепенным поэтическим талантам, волею случая оказавшегося среди малоизвестных российскому читателю, и поставил Тютчева в один ряд с прославленными русскими поэтами Пушкиным и Лермонтовым.

Приступаем к исследованию лирического произведения

Тютчева «Листья» видится нам следующим образом: определяем тему и идею произведения. Оцениваем композицию. Рассматриваем и средства образной выразительности, подводим итог.

Анализ стихотворения Тютчева «Листья»: тема и композиция

Иван Сергеевич Тургенев называл Федора Тютчева поэтом мысли, слитой с чувством. Он подчеркнул и еще одну особенность поэзии мастера слова: психологическую точность его лирики и страсть как главный ее мотив. В стихотворении «Листья» Тютчев анализ душевных движений сопрягает с картиной увядающей природы. Композиция основана на параллелизме: сопоставляется внешний мир (пейзаж) и внутренняя сфера человеческих устремлений. Очевидно, что темой стихотворения является противопоставление буйных и ярких чувств холодному спокойствию. Каким образом это делается?

В первой строфе стихотворения перед нами предстает картина неподвижных, как бы застывших в вечном покое хвойных вечнозеленых деревьев. Во второй строфе, в противовес зимней неподвижности, появляется зарисовка яркого короткого лета. Поэт использует прием олицетворения: речь идет от лица листьев на лиственных деревцах. Третья строфа представляет осеннюю пору медленного остывания и угасания природы. Четвертая строфа проникнута страстной мольбой: листья просят ветер сорвать и унести их с собой, чтобы избежать увядания и смерти.

Идея лирического произведения

Осенний пейзаж, когда можно наблюдать кружащуюся на ветру листву, поэт превращает в эмоциональный монолог, пронизанный философской идеей о том, что медленное незримое тление, разрушение, гибель без отважного и дерзкого взлета неприемлема, ужасна, глубоко трагична. Посмотрим, при помощи каких поэт это делает.

Художественные приемы

Тютчев выразительно использует антитезу. Сосны и ели предстают в состоянии зимней мертвой спячки даже летом, поскольку они не подвержены никаким изменениям. Их «тощая зелень» (обратим внимание на эпитет!) противопоставляется сочной, блистающей в солнечных лучах и росе листве лета. Ощущение бездушной статичности хвойных деревьев усиливается эмоциональным сравнением их игл с ежовыми. Зелень, которая «ввек не желтеет, но ввек не свежа», чем-то сродни безжизненной мумии. В представлении автора хвойные образчики флоры даже не растут, а «торчат», словно их не питают через корни соки земли, а кто-то механически воткнул, как иглы, в землю. Так поэт лишает их даже намека на жизнь и движение.

Наоборот, представлены в непрерывной динамике, переливах света и тени. Поэт использует олицетворение и метафоры: листья - «племя», которое «гостит» на ветках «в красе», «играет с лучами», «купается в росе». При описании хвойных деревьев употреблено слово «ввек», ему противостоит словосочетание «краткое время», относящееся к лиственным. В противовес сниженной лексике, какою представлены торчащие ели и сосны, автор апеллирует к высокому стилю: «зефиры», «красное лето», «легкое племя», говоря о трепетной листве.

Морфологический и фонетический анализ стихотворения Тютчева «Листья»

Первая строфа, показывающая неприглядную картину застывших в холоде сосен и елей, содержит всего три глагола, употребленных в настоящем времени. Это подчеркивает статичность. Звукопись первой строфы отличается навязчивым присутствием свистящих и шипящих согласных. Во второй строфе, рисующей листья летом, глаголов в два раза больше - их шесть, и употреблены они в настоящем и прошедшем времени, что усиливает ощущение непрерывного движения, краткой, но наполненной жизни. В противовес аллитерации шипящих и свистящих в предыдущей строфе, здесь преобладают сонорные звуки: л-м-р. Это передает состояние гармонии, свойственной вдохновенной и полнокровной жизни.


Третья строфа предлагает глаголы в прошедшем времени и в неопределенной форме. Речь идет о приближающейся гибели, увядании. Настроение тревоги и безнадежности создает обилие глухих согласных фонем. Последняя строфа исполнена отчаянной мольбы, она звучит как заклинание, как стон взывающих к ветру листьев. В ней много восклицаний и глаголов будущего времени. В звукописи отчетливо слышны протяжные гласные - о-у-е, которые в союзе с согласными «с» и «т» предают порывистый свист ветра.

Эстетическое кредо поэта

Анализ стихотворения Тютчева «Листья» помог понять, что это не только изящный образец пейзажной лирики и гениальная попытка трансформировать картину природы в эмоциональные переживания. Перед нами - емкая философская формула, согласно которой бытие и вечность только тогда и имеют смысл, когда каждый миг наполнен мимолетной, жгучей и трепетной красотой.

Здесь представлены:

  • полный текст стихотворения Тютчева Ф. И. "Листья",
  • школьный анализ стихотворения Тютчева Ф. И. "Листья".

Тютчев Ф. И. "Листья"

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе,
Играли с лучами,
Купались в росе!..

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!

Школьный анализ стихотворения Тютчева Ф. И. "Листья"

Стихотворение русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева "Листья" было написано в одна тысяча восемьсот тридцатом году. Оно относится к раннему периоду творчества поэта. Противоречия, которые царят в душе молодого человека, воплощаются в литературном произведении в образах природы.

Стихотворение "Листья" динамичное и быстрое. В нём преобладают глаголы, образы сменят друг друга, раскрывая основную идею произведения. Просторечие "торчат" передаёт настроение поэта. Фёдор Иванович Тютчев изображает противоречия, которые завладели его душой. Он наблюдает различные воззрения на жизнь, и задаёт риторический вопрос: "Так что же нам даром висеть и желтеть?" За этим вопросом следует энергичный ответ.

О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!

В стихотворении использованы средства художественной изобразительности.

Олицетворения: сосны и ели спят, тощая зелень, "лёгкое племя", "цветём и блестим", "на сучьях гостим", "мы были в красе", "играли с лучами", докучные ветви, "мы ждать не хотим".

Сравнения: как иглы ежа.

Антитеза: листья противопоставляются сосновым и еловым иголкам.

Риторический вопрос: "Так что же нам даром Висеть и желтеть?"

Стихотворение раскрывает философскую тему выбора. Поэта волнует вопрос выбора жизненного пути. Стихоторение формирует две противоположные точки зрения. Приём аллегории позволяет поэту и читателю решить этот вопрос в образах красивых, живых, игривых листьев и спящих, колючих, не свежих иголок на ветках сосен и елей.

Творчество Фёдора Ивановича Тютчева проникнуто философскими мотивами. В стихотворениях русского поэта возникают вопросы о жизни человека и его души.

Тютчев Федор Иванович гениальный поэт России. Свою известность он получил уже после смерти, хотя начинал писать в ранний период. К первым его стихам относится замечательное произведение «Листья». Написано оно в 1830 году семнадцатилетним Федором Тютчевым. Произведение первыми строками напоминает пейзажную лирику. В нем зимний лес укрыт шапками снега. Иголки елей и сосен хотя и не поменяли своего цвета, но в сравнении с белым и чистым снегом выглядят мрачно. А вот листья с берез и осин падают мертво на землю.

Во второй части автор проводит сравнительный анализ между природой и человеком. Каждый человек похож на листья. Все радуются солнышку и теплу и грустят в холода и морозы, как бут-то отмирают как те опавшие листья. Также в сравнении с тем, что птицы уже отпели, а цветы отцвели, автор показывает, что жизнь быстротечна, молодость проходит, а зрелось, не так красочна. Молодой Тютчев не верит в мудрость и сознательность взрослой жизни, он думает, что его ждут только разочарования. Это видно со строк его стихотворения. Единственным выходом для него видится ветер, который срывает пожелтевшие листья, тем самым он хочет сказать, что старикам лучше отправиться в вечность, чем доставать окружающих своими капризами и нравоучениями.

Написано стихотворение двустопным амфибрахием и трехсложной стопой с ударением на второй слог. Состоит произведение с четырех строф-восьмистиший. Четко видны контрасты грусти и радости, смерти и жизни. Своим стихотворением автор хотел напомнить, что все в мире быстротечно и нужно красить и разбавлять радостью свою жизнь. Радоваться каждому прожитому дню и приносить в него мир и добро. Потому что в любой момент можно превратиться в желтые листья и молча упасть на холодную землю.

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят, –
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Всё красное лето
Мы были в красе –
Играли с лучами,
Купались в росе!..

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..

Октябрь 1830

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева "Листья"

Ф. И. Тютчев – непревзойденный мастер пейзажной лирики. Его строки о природе редко повествуют лишь о погодных явлениях. Всегда присутствует философский подтекст. Жизнь поэта была наполнена любовью, яркими переживаниями, но не всегда позитивной окраски.

Федор Иванович – человек со сложной судьбой. Половину жизни он провел вдали от Родины, которую очень любил. И скучал по русским просторам. Поэтому в каждом пейзажном стихотворении звучит неприкрытая тоска. Но самыми пронзительными рождались осенние строки.

Ранняя поэзия Тютчева была архаичной, напоминала стихи прошлого века. Стиль написания походил на возвышенную лирику кумиров юности: Жуковского, Дмитриева, Державина.

Стихотворение «Листья» было написано в 1830 году, когда в лирике Федора Ивановича стал появляться собственный, уникальный стиль. Это был относительно спокойный период его жизни. Мюнхен подарил молодому мужчине весь спектр любовных переживаний. А в 1830 году наконец был оформлен юридически брак с Элеонорой Петтерсон. Тревоги, сомнения остались позади. А несчастья, которое разрушит семейное счастье, пока нет даже на горизонте.

Стихотворение построено на олицетворениях. Своеобразна структура произведения. По сути это монолог, песня осенних листьев, которые стремятся в полет. От их лица ведется все повествование. Они занимают место лирического героя и рассказчика. Автор вместе с читателем становятся сторонними наблюдателями происходящего.

Листья думают, чувствуют, живут. Они выражают мысли автора о собственной жизни. Это яркий пример художественного параллелизма в отечественной поэзии. Когда лирический герой приравнен к силам природы. А его настроения выражены погодными явлениями.

Стихотворение принадлежит романтическому стилю, состоит из четырех строф, в каждой по восемь строчек. Первый катрен описывает зимний лес, своеобразная работа на перспективу. Здесь нет красивого описания снежных шапок деревьев. Автор говорит о вечной зелени сосен, елей. Они не теряют своего цвета круглый год, но хвоя не свежа. Ей противопоставлено описание ярких осенних листьев, которым суждено облететь. Листья рады своей участи.

Просматривается авторская мысль, что лучше жить недолго, но ярко, ни перед кем не склоняться. Чем всю жизнь пресмыкаться, тонуть в серости, скуке, обыденности. Скучное однообразие существования «тощей зелени» непривлекательно. Иглы хвойных деревьев – символ людей, не умеющих жить ярко, свободно, открыто выражать свое мнение. И снова звучит параллель между природными явлениями и человеческой жизнью.

Стихотворение построено на контрасте. «Легкое племя» листьев живет недолго. Лишь одно лето «гостит на сучьях». Напоминание о том, что «все мы гости в этом мире». Зато проводит отпущенный срок весело, беззаботно, ярко, насыщенно. Ранней весной они рождаются. Греются на солнышке летом, питаемые теплым дождиком, а потом исчезают с веток в начале осени.

Они не увидят грязи поздней осени, первых ноябрьских заморозков и лютой зимы. Идеальная жизнь, по рассуждениям автора. Тютчев на тот момент достиг уже зрелого возраста, обзавелся семьей. Его затянул быт. Звучит тоска по беззаботной молодости, мысли о неотвратимой старости.

В последней строфе ускоряется темп стихотворения. Создается иллюзия полета. Листья спешат, торопят ветер взять их с собой. Важную роль в восприятии стихотворения играет аллитерация. Повторяются одни и те же согласные, создавая особую звуковую канву, придавая выразительности тексту.

Тема: «Философско – символический смысл пейзажа в стихотворении «Листья» Ф.И.Тютчева».

Федор Иванович Тютчев был потомком старинного дворянского рода. Детские годы Ф.И.Тютчева прошли в деревне среди великолепных пейзажей русской природы, возможно, именно поэтому он сумел так чутко, нежно и реалистично описать природные изменения в своих стихотворениях. Большую роль сыграл его учитель, молодой поэт – переводчик С. Раич, он занимался домашним образованием Ф.И.Тютчева, он поощрял первые стихи и воодушевлял будущего поэта. Первые стихи Ф.И.Тютчева были опубликованы в журнале С.Раича «Галатея». Уже тогда Ф.И.Тютчев произвел впечатление в литературных кругах и показал зрелость своего таланта. Ф.И.Тютчев двадцать два года прожил в Мюнхене, здесь он женился, здесь же он познакомился с философом Шеллингом. Знакомство с известным философом сыграло большую роль в жизни поэта, оказало большое влияние на его творчество. Шеллинг понимал природу как закономерное единство противоположностей. Эта концепция нашла отражение и в творчестве Ф.И.Тютчева, она поможет проанализировать лирическое стихотворение «Листья».
В 1830, в год написания стихотворения "Листья", Тютчеву было 27 лет. Стихотворение относится к пейзажно-философской лирике. Философскую основу мировоззрения поэта составляет особое отношение к природе. Страстная любовь к жизни и постоянная внутренняя тревога заставляли Ф.И.Тютчева трагически воспринимать действительность. Поэт думает о кратковременности человеческого бытия, и это заставляет его всматриваться в природу, в которой он видит реальность, обладающую способностью вечно обновляться.
Ф.И.Тютчев стремится уловить душу природы, понять ее язык, раскрыть тайные мысли. Природа прекрасна, необъятна и непостижима. Человек – мал, слаб и смертен. Но сила человека – в беспрерывных, неистощимых попытках познания, в том числе и с помощью искусства. Он учится у природы видеть красоту, неповторимость моментов, пытается постигнуть смысл бытия через ощущения природы. Тютчевский человек временами испытывает чувство абсолютного единства с миром природы. В стихотворении «Листья» поэт сравнивает жизнь листьев с жизнью человеческой. Он показывает ее в начале жизни – это маленькие, робко проступающие зеленые клейкие листочки. В буйном цветении молодости – сильные полные жизни листья противостоят ветрам, солнцу и другим невзгодам. Но вместе с тем, они познают все радости жизни: цветут и блестят, играют с лучами, купаются в росе – наслаждаются всем, что может дать жизнь. Красоту увядания в старости – перед тем, как высохнуть и исчезнуть, они поражают нас буйством красок, насыщенностью цветов. Листья не желают просто висеть и желтеть, они хотят на прощание сделать что-то потрясающее. Да они поблекнут, завянут, умрут, но уйдут они, восхищая окружающих, оставляя о себе след в памяти. Ф.И.Тютчев доносит мысль о том, что гибель без борьбы ужасна, трагична. В отличие от человеческой жизни, природа просто засыпает, а весной с новой силой проявится жизнь листьев. Эта особенность и привлекает Ф.И.Тютчева, заставляет задуматься о смысле бытия, отсюда и идет сравнение жизни человека с жизнью природы. Поэт считает, что подлинное бытие имеет лишь природа: она жива сама по себе и одушевлена.
В стихотворении листья противопоставляются иглам сосен и елей. Сосны и ели предстают в состоянии зимней мертвой спячки даже летом, поскольку они не подвержены никаким изменениям. Их «тощая зелень» противопоставляется сочной, блистающей в солнечных лучах и росе листве лета. Ощущение бездушной статичности хвойных деревьев усиливается эмоциональным сравнением их игл с ежовыми. Зелень, которая «ввек не желтеет, но ввек не свежа», похожа на мумию. Иглы вечные, но их жизнь не интересна, не наполнена никакими событиями, они не могут совершить безумного поступка, как листья. В представлении автора иглы не растут, а «торчат», словно их не питают через корни соки земли, а кто-то механически воткнул, как иглы, в землю. Поэт лишает их даже намека на жизнь и движение. Так и некоторые люди не могут за всю свою жизнь совершить ни одного невероятного поступка – они мертвы для жизни. Ф.И.Тютчев показывает закономерное единство противоположностей не только в природе, но он говорит о том, что и в человеческой жизни имеет место противоположность. Есть люди, похожие на иглы сосен, для которых вечный покой, тишина, статичность – являются смыслом бытия. Люди, похожие на листья никогда не стоят на месте, они не могут жить без взлетов и падений, для них движение – это жизнь. Поэт считает, что тихая, спокойная жизнь без попыток изменить что-либо – бессмысленна. Только тот, кто стремится чего-нибудь достигнуть, пусть и совершая при этом ошибки, способен на рискованные поступки, живет полноценной жизнью, сможет познать жизнь и удовлетвориться ею, может считать, что он не зря жил.
Несмотря на свои молодые годы (а тогда ему было 27) Ф.И.Тютчев представляет себя внутри стариком, поэтому пишет о том, что он и его ровесники - "легкое племя", жизнь которого кратковременна. По мнению молодого Тютчева, старость и немощность невозможно победить, однако жизнь в пожилом возрасте теряет не только свою красоту, но и смысл. Ф.И.Тютчев видит в финале любой жизни лишь траур и разочарование и всячески сопротивляется тому, чтобы самому его пережить. Он говорит: "Сорвите, умчите, мы ждать не хотим, летите, летите! Мы с вами летим!", - отношение молодого Тютчева к старости. Сочиняя это произведение, Ф.И.Тютчев был уверен, что смерть настигнет его глубоко молодым, и он не познает всех "мук" и "страданий" пожилого возраста. Его не покидала надежда на внезапную смерть, дабы не сожалеть о столь короткой жизни.
Таким образом, проанализировав стихотворение Ф.И.Тютчева «Листья», мы приходим к выводу, что это не только замечательное произведение искусства, но и гениальная попытка трансформировать картину природы в эмоциональные переживания. Основная мысль – философское понимание того, что даже вечное бытие только тогда имеет смысл, когда каждый миг наполнен мимолетной, яркой, необычной, дерзкой красотой.

Поделиться