Предпринимательство - это особый вид экономической активности (под которой следует понимать целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.
Производственное предпринимательство как форма самостоятельной и инициативной деятельности, направленной на извлечение прибыли, предполагает осуществление непосредственных производственных функций. Содержание коммерческого предпринимательства -- деятельность на товарной стадии оборота капитала, которая охватывает обмен, распределение и потребление произведенной продукции (услуг). Определяющую роль в этом виде предпринимательской деятельности играют товарно-денежные и торгово-обменные операции и сделки по купле-продаже товаров (услуг).
Финансовое предпринимательство -- это деятельность предпринимателей на дёнежной стадии оборота капитала, когда объектом сделок выступают специфические виды товара -- наличные и безналичные деньги, валюта и ценные бумаги, которые имеют свойства или обесцениваться или быстро менять курс. Консультационное предпринимательство заключается в том, что определенные лица -- консультанты, являющиеся квалифицированными специалистами в какой-либо области, дают на платной основе советы и рекомендации другим предпринимателям или гражданам по вопросам своей компетенции. Страховое предпринимательство состоит в том, что предприниматель гарантирует страхователю за определенную плату компенсацию возможного ущерба имуществу, ценностям, жизни в результате непредвиденного случая.
ИП - лица, осуществляющие коммерческую деятельность на основе принадлежащей им собственности, непосредственно, управляющие ею и несущие полную имущественную ответственность за ее результаты.
Товарищество (партнерство) - это форма организации бизнеса естественным развитием единоличного владения, объединившихся для совместного бизнеса с целью получения прибыли. Хозяйственное товарищество - это коммерческая организация с разделённым на доли участников общим капиталом. Учредители товарищества несут полную солидарную ответственность по его обязательствам, тогда как хозяйственный риск участников общества ограничен их вкладом. Хозяйственным обществом признаётся коммерческая организация с разделённым на доли учредителей уставным капиталом. общество как объединение капиталов не предполагает личного участия учредителей в его делах. Акционерное общество - это общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости принадлежащим им акций (ОАО, ЗАО).
В настоящее время перед предпринимательством в России стоит целый ряд проблем: недостаточная ресурсная база, несовершенство законодательной базы, отсутствие системы глубокого анализа деятельности предприятий. Слабое материально-техническое обеспечение: причина - ограничен доступ к высоким технологиям, отсутствуют машины и оборудование; пути решения - распространение передового опыта. 5. Кадры: причина - низкий культурно-технический уровень участников предпринимательства; пути решения - их обучение и социальная дифференциация. 6. Отсутствие возможности производить продукцию с длительным производственным циклом, включая наукоемкую: причина - отсутствие финансовых возможностей на эти цели; пути решения - развитие форм сотрудничества в деловом мире, создание технополисов. Особенности программ по поддержке молодежного предпринимательства: это– комплекс мероприятий, направленный на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность и создание молодыми людьми новых предприятий. 1. Популяризация предпринимательской деятельности среди молодежи; проведение всероссийского конкурса «Молодой предприниматель России». 2. Массовое вовлечение молодых людей в мероприятия программ: организация и проведение «Деловых завтраков» (неформальные встречи с успешными предпринимателями). 3. Отбор молодых людей, имеющих способности к занятию предпринимательской деятельностью. 4. Качественное обучение, формирование у молодых людей навыков ведения бизнеса: 5. Сопровождение начинающих молодых предпринимателей – участников проведение грантового конкурса молодежных предпринимательских проектов.
Одной из форм поддержки молодежного предпринимательства являются бизнес-инкубаторы. Это специально созданные структуры, которые занимаются поддержкой предпринимателей и малых предприятий на начальном этапе их деятельности. Бизнес-инкубатором, как правило, предоставляется целый ряд услуг: аренда офисных и бизнес-помещений (конференц-комплексы, комнаты для проведения встреч и переговоров, выставочные площадки), консультационные услуги по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, повышение квалификации и обучения, осуществление инфраструктурного сервиса (техническая эксплуатация здания, уборка и т.д). Т.е. бинес-инкубаторы берут на себя решение многих проблем предпринимательства. Они помогают молодым предпринимателям начать свое дело, для этого со стороны молодых людей необходима бизнес-идея и желание начать предпринимательскую деятельность.
Главная задача бизнес-инкубатора- создавать успешно работающие хозяйственные объекты, либо реконструировать действующие с тем, чтобы, пройдя через различные программы, они обрели финансовую жизнеспособность и организационную самостоятельность. Концепция бизнес-инкубатора не предполагает долговременных или безвременных договоров аренды. Договор обычно заключают на срок не более 3 лет с возможностью продления в необходимых случаях еще на 2 года. Однако сроки пребывания начинающей фирмы в инкубаторе могут быть еще меньше
Программа «Молодежный бизнес России»
Эта программа направлена на содействие развитию молодежного предпринимательства, поиск альтернативных методов создания рабочих мест и способствует вовлечению молодежи в социально-экономические процессы региона. Для решения поставленных задач программа создает условия для получения молодыми людьми доступных финансовых средств – кредитов (займов) на открытие собственного дела. В дополнение к финансовой поддержке молодым людям предлагается помощь индивидуальных наставников, консультирование при составлении бизнес-планов и обучение различным вопросам ведения бизнеса, что может позволить молодым бизнесменам быстрее встать на ноги и избежать типичных ошибок на старте бизнеса.
В настоящее время МБР действует в восьми регионах России – в Калужской, Воронежской, Новосибирской, Ростовской и Кировской областях, в Приморском и Краснодарском краях и в городе Москва.
Молодежное предпринимательство находится в центре интересов современного общества, затрагивает жизнь всего населения. Вряд ли многие сектора экономики могли бы функционировать без нескончаемого потока продукции и услуг, в котором задействованы молодые предприниматели. Кроме того, молодежное предпринимательство инициирует изобретательскую и инновационную деятельность : исследования показывают, что основные идеи и изобретения чаще поступают от молодежного предпринимательства, нежели от крупных предприятий и от предпринимателей, чей бизнес уже состоялся и прочно стоит «на рельсах». Творчество молодежного предпринимательства в инновационной среде способствует распространению новой продукции и услуг для потребителей.
Так около 70–80% регистрируемых предприятий альтернативного сектора экономики (малый бизнес) организуются людьми 25–30-летнего возраста. Предпринимательство является социальным институтом, где формируются такие ценные общечеловеческие качества, как ответственность, расчетливость, умение ориентироваться в обстановке, соотносить свои цели со средствами их достижения. Предприимчивые молодые люди сегодня не хотят быть в роли сторонних наблюдателей, а желают быть активными творцами своей судьбы.
Следует отметить, что молодежному предпринимательству долгое время не уделялось достаточного внимания со стороны государства и административных структур, и как итог – довольно слабое его развитие.
Огромное количество молодых предпринимателей пытается построить свой бизнес, но половина из них прекращает деятельность в течение 18 месяцев. Основной причиной высокой несостоятельности молодого предпринимателя является легкость, с какой неопытные люди могут начать новое дело. Огромное количество молодых людей хотели бы самостоятельно заниматься бизнесом, но только немногие делают это, и из тех, кто этим занялся, лишь немногие добиваются успеха. Однако возможность стать удачливым предпринимателем вполне реальна.
Проблемы молодежного предпринимательства можно разбить на несколько основных групп:
1) поиск нового дела – молодые предприниматели могут заняться собственным бизнесом одним из двух способов: приобретая существующее предприятие или создавая новое предприятие. Вечный русский вопрос «Что делать?» в молодежном предпринимательстве звучит как «Каким бизнесом мне следует заниматься?»;
2) налоги – раньше трудность заключалась в одном: налоги были непомерно высоки. Теперь эта тема значительно расширилась: чрезвычайное усложнение и непредсказуемость налоговой системы ;
3) законодательство – к самым неприятным явлениям все без исключения относят проблему законодательства. По некоторым статистическим данным, непредсказуемость, нестабильность и неясность упоминаются как проблема гораздо большим количеством экспертов и респондентов. Кроме того, многие молодые предприниматели не могут похвастаться финансовой и правовой грамотностью, что в свою очередь, как снежный ком, наслаивает проблему на проблему;
4) экономическая и политическая ситуации в целом;
5) трудности получения кредита и высокая ставка;
2) неразвитость культуры предпринимательского сектора;
3) нет налаженного механизма эффективного и взаиморазвивающего взаимодействия, сотрудничества между субъектами бизнес-образования и бизнеса, которое бы способствовало инновационному развитию;
4) низкое качество услуг бизнес-образования.
· важно создавать свои стандарты качества в бизнес-образовании, которые не будут копировать западные образцы, а будут учитывать главным образом специфику российского предпринимательства и внешней среды. Стоит ориентироваться на зарубежный опыт избирательно;
· эксперты отмечают рост интереса к системному обучению, а также повышение самостоятельной активности населения – потребителей бизнес-образования, это свидетельствует о росте самосознания общества и возрастного стремления к независимости в профессиональном развитии;
· ключевым является вклад в человеческий капитал, как основу и источник любых инноваций в обществе, науке, образовании, предпринимательстве. Одной из главных составляющих является бизнес-образование, откуда молодежь имеет возможность черпать необходимые знания и умения, более того, бизнес-школа может стать своеобразным трамплином для молодого поколения студентов, которым необходимы знания для своего личностного и профессионального роста;
России необходимы высококвалифицированные менеджеры, которые способны и готовы развивать бизнес в своей стране. Российское бизнес-образование – это очень перспективное направление, динамично развивающаяся область, где актуально внедрение инновационных решений. Для инноваций в российском деловом образовании имеются все необходимые ресурсы, как научно-методологические, так и творческие и человеческие.
В заключение хотелось бы отметить, что бизнес-образование является тем «колодцем», из которого можно черпать новые знания, практические навыки, необходимые для улучшения результатов работы, повышения производительности труда сотрудников, достижения определенных тактических и стратегических целей компании, а также развития молодежного предпринимательства. Важно также не забывать о развитии личности, что в первую очередь дает толчок инновационному развитию любой сферы. А что, если не бизнес-образование, в этом может помочь?
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Понятие, функции и сущность малого и среднего бизнеса, их место в рыночной системе хозяйствования. Особенности динамики развития малого предпринимательства в регионах Российской Федерации. Основные проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России.
курсовая работа , добавлен 09.01.2015
Сущность малого и среднего предпринимательства и их роль в экономике. Анализ развития и реализации государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Еврейской автономной области. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства.
дипломная работа , добавлен 13.10.2011
Факторы, условия функционирования и анализ современных процессов развития малого бизнеса как вида экономической деятельности. Основные стратегические направления государственной политики в сфере малого предпринимательства в Российской Федерации.
курсовая работа , добавлен 04.07.2011
Условия для формирования малого бизнеса. Цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Организация функционирования предприятия малого бизнеса на примере ООО "Мага-отель".
дипломная работа , добавлен 09.10.2014
Экономические и организационные основы малого и среднего бизнеса. Предпринимательство – стратегический фактор экономического развития малого и среднего бизнеса. Экономическая сущность предпринимательства. Предпринимательство как экономический процесс.
курсовая работа , добавлен 29.04.2009
История развития, понятие и сущность малого и среднего бизнеса в России. Современные проблемы развития российского малого и среднего бизнеса. Основные направления государственной поддержки развития малого бизнеса в Российской Федерации.
курсовая работа , добавлен 06.12.2007
Цели и принципы государственной политики в области развития малого предпринимательства в России, его современное состояние. Особенности развития малого бизнеса в Японии, США, Европе. Расчет технико-экономических показателей деятельности предприятия.
курсовая работа , добавлен 02.08.2011
Успех молодежного предпринимательства во многом зависит от государственного регулирования. Для этого необходимо:
- создать на государственном, региональном и муниципальном уровнях необходимую правовую базу, реально действующие программы, обеспечивающие поддержку молодежного предпринимательства;
- разработать и реализовать определенные преференции для молодежи в области социально-экономической политики (создание льготного кредитования и налогообложения, упрощенной модели регистрации молодежного бизнеса, снижение контроля);
- формировать информационно-образовательные условия для развития предпринимательства (создание консультационных услуг, неограниченный доступ к знаниям и информации, приемлемая стоимость профессионального образования);
- осуществлять целевое спонсирование молодежных предпринимательских структур (помощь в предоставлении стартового капитала, неограниченный доступ к кредитам).
Определяющая роль государственного регулирования заключается в создании нормативно-правовой базы. Одним из первых документов, содержащих положения о молодежном предпринимательстве, было постановление Верховного Совета РФ от 03.06.1993 № 5090-1 "Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации".
В разделе "Содействие предпринимательской деятельности молодежи" предлагалась следующая система мер:
- установление правового статуса молодежного, студенческого и ученического предприятия;
- предоставление индивидуальным, семейным и коллективным предприятиям молодых граждан льгот по налогообложению и кредитованию, обеспечение средствами производства, помещениями, страхование их коммерческого риска;
- выдача поручительств и гарантий;
- финансирование обучения основам предпринимательской деятельности и содействие в разработке учредительных документов;
- освобождение молодых граждан от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;
- установление дотаций (субсидий) и налоговых льгот на покрытие части расходов предпринимателя в первые три года производства товаров и услуг по перечню, устанавливаемому соответствующими органами государственной власти и управления;
- предоставление одноразовых субсидий для поддержки разработанных в интересах молодежи проектов и предложений, носящих новаторский характер, а также направленных на расширение возможностей самообеспечения молодежи.
В г. Москве принят Закон от 26.11.2008 № 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве", регулирующий отношения между органами государственной власти и субъектами малого и среднего предпринимательства. Он также предусматривает "вовлечение в предпринимательскую деятельность населения города Москвы, в том числе молодежи, и его социально незащищенных групп". В ст. 14 названного закона предусмотрены организация конкурсного отбора молодежных проектов и поддержка молодежных предпринимательских инфраструктур.
Закон г. Москвы от 30.09.2009 № 39 "О молодежи" регулирует отношения, связанные с осуществлением государственной молодежной политики г. Москвы. Статья 35 данного Закона "Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность" предусматривает содействие инновационной части предпринимательства; обучению молодежи основам организации и ведения предпринимательской деятельности; предоставление субсидий на покрытие части расходов молодежных объединений, связанных с их предпринимательской деятельностью.
Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) осуществляет молодежную политику по различным направлениям. В 2011 г. была разработана программа "Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность в субъекте Российской Федерации" с целью поддержания начинающих молодых предпринимателей. Программой предусмотрена финансовая, консультационная, юридическая помощь. Росмолодежь осуществляет программу "Ты – предприниматель" с целью привлечения к инновационной предпринимательской деятельности молодежи.
В России действует ряд организационных структур федерального, регионального, местного уровней, задачами которых является поддержка молодежного предпринимательства.
- 1. Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы является органом исполнительной власти, осуществляющим политику по развитию частного сектора экономики. При его поддержке реализуется подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства в г. Москве на 2012– 2016 гг.", являющаяся частью программы "Стимулирование экономической активности".
- 2. Координационный совет при Правительстве г. Москвы по вопросам развития молодежного предпринимательства, созданный в 2006 г. в целях разработки комплекса мер по развитию молодежного предпринимательства и координации взаимодействия государственных и общественных структур для решения вопросов в сфере предпринимательства.
- 3. Ассоциация молодых предпринимателей, созданная в 2006 г. с целью формирования стратегии развития малого и среднего бизнеса; развития связей молодых предпринимателей с деловыми кругами России и зарубежных стран, международного и межрегионального сотрудничества; продвижения молодежных предпринимательских инициатив и проектов, воспитания социально ответственного, активного молодого поколения.
- 4. Московское городское отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", организованное столичными предпринимателями в сентябре 2002 г. При нем создан комитет по молодежному предпринимательству, занимающийся мониторингом предпринимательской активности молодежи; экспертизой законопроектов и нормативных документов; пропагандой и вовлечением в предпринимательскую деятельность юношей и девушек; взаимодействием с органами исполнительной и законодательной власти и общественными молодежными организациями; защитой интересов молодых предпринимателей.
- 5. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере образован в 1994 г. Основными его направлениями являются: реализация государственных программ по поддержке малых инновационных предприятий, реализующих научно-технические проекты; развитие инфраструктуры для инновационного предпринимательства, подготовка молодых кадров для работы в научно-технической сфере.
- 6. Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере г. Москвы, призванный формировать экономические условия для инновационной деятельности малых предприятий. Кроме того, фонд осуществляет взаимосвязи с организациями инфраструктуры поддержки и развития малого и среднего бизнеса и осуществляет консультационные экспертные услуги предпринимателям.
- 7. Фонд содействия кредитованию малого бизнеса г. Москвы, созданный в 2006 г. для развития системы кредитования, займов и отношений лизинга субъектов малого и среднего предпринимательства г. Москвы.
- 8. Московский Фонд подготовки кадров и содействия развитию инновационной деятельности, образованный в 1994 г., способствующий подготовке и обучению руководителей и представителей малого и среднего бизнеса, формированию профессиональных навыков и конкурентных способностей к практической деятельности. Особое направление занимает подготовка начинающих предпринимателей из состава учащейся молодежи.
- 9. Государственное учреждение "Российский центр содействия молодежному предпринимательству", занимающееся разработкой нормативных правовых актов, направленных на создание условий для сектора малого бизнеса и предоставление возможностей самозанятости молодежи; организационной, финансовой и материально-технической поддержкой молодежному предпринимательству; содействием в получении инвестиций, льготных кредитов.
Есть ряд молодежных бизнес-сообществ России, в частности Московский клуб молодых предпринимателей, оказывающий помощь членам клуба в создании новых проектов, налаживании деловых связей, формировании информационного пространства.
Сегодня сложилась некоторая инфраструктура государственной взаимосвязи с молодежным предпринимательством, позволяющая реализовать потенциальный эффект от его развития. Это – изменение в благоприятную сторону общественного мнения о нем; устранение нормативно-правовых, административных и организационных барьеров; расширение доступа предпринимательства к финансовым ресурсам и, как говорилось выше, системное развитие инфраструктуры для оказания помощи малым производственным объединениям. Однако нет явной тенденции роста малых предприятий, а соответственно, и их вклад в развитие общества явно недостаточен. Молодежное предпринимательство в России не так активно развивается, несмотря на активную работу организационных структур. Пока еще слабо формируется законодательная база, призванная поддержать молодежное предпринимательство.
Вмешательство государства должно носить конструктивный характер и эффективно стимулировать развитие молодежного предпринимательства.
Можно выделить следующие основные меры взаимодействия государства и молодежного предпринимательства.
- 1. Организация взаимодействия молодежного бизнеса с рынком и с государственными структурами на основе эффективного социального партнерства. Огромный потенциал, заложенный в предпринимательстве, не приводит пока к приумножению материальных и духовных ценностей и не создает в достаточной мере благоприятную почву для реализации творческих, предпринимательских способностей, свойственных российскому человеку. Встает проблема взаимодействия и координации молодежного предпринимательства и государственной власти. Лишь плодотворный союз способен обеспечить продуктивное и масштабное его функционирование.
- 2. Открытость при формировании государственной политики по поддержке предпринимательства и распределении средств этим хозяйственным структурам. Государство должно предоставить всем возможности на рынке социально-экономических услуг и стать гарантом прозрачности предпринимательских отношений.
- 3. Активное привлечение молодежи к участию в социальных программах и проектах различного уровня, оценка их деятельности. В связи с этим важно определить приоритетные стратегические долгосрочные направления в социальной сфере и привлекать предприимчивых молодых людей для их реализации. Потребности социальной сферы огромны – расширив границы социальной ответственности молодого предпринимательства, государство сможет разрешить многие социальные проблемы и тем самым стабилизировать социально-экономическую ситуацию в стране.
- 4. Значительное расширение прав молодых предпринимателей, которые наиболее активно занимаются благотворительной и общественной деятельностью. Благородная традиция должна всегда поддерживаться государством. В нестабильной экономике это может обернуться незапланированными расходными вложениями, что нанесет предпринимателю серьезные потери. Проблема эта лежит в несовершенном законодательстве. В частности, имущественные пожертвования облагаются налогом, что, несомненно, может отразиться на расходах предприятия. Кроме того, если бы на законодательном уровне было закреплено положение о том, что благотворительные расходы относятся к затратам предприятия, то размер пожертвований возрос бы.
- 5. Увеличение информационной, материальной поддержки малым предприятиям, реализующим нововведения и научно-технические достижения с целью повышения интенсивности, качества и эффективности производственного процесса. Проведение мониторинговых исследований по изучению проблем в сфере бизнеса и предпринимательства и создание единой системы по оказанию организационной, экономической, информационной и правовой поддержки молодым предпринимателям, внедряющим инновационные технологии.
Государственные органы власти, и прежде всего исполнительные органы на местах, должны активно поддерживать и развивать молодежное предпринимательство и всячески стимулировать планомерные инвестиции в социальную сферу. Лишь плодотворный союз способен обеспечить продуктивное и масштабное функционирование предпринимательства. Государство как основной субъект обеспечения безопасности бизнеса способен создать механизмы справедливого правового регулирования по защите интересов молодых предпринимателей. В этом направлении и должна строиться правовая база государственных структур. Законодательная база должна быть конструктивной, а социальная ответственность малого бизнеса и предпринимательства должна стать одним из важнейших административных инструментов. Длительный и непрерывный процесс взаимовыгодного взаимодействия поможет активизировать деятельность молодежного предпринимательства и решить ряд общественно значимых задач.
Проблема молодёжного предпринимательства в последние два-три десятилетия приобрела особо острый и злободневный характер. Дело в том, что молодые люди в возрасте до 30 лет с трудом находят себе подходящую работу, которая удовлетворяет их по параметрам комфорта, профессионального интереса и зарплаты. Это относится не только к молодым людям, имеющим недостаточное образование. Имея на руках дипломы вузов или учёные степени, они всё равно подолгу не могут трудоустроиться, поскольку академические знания и соответствующие документы не являются гарантией занятости. Во многих странах (в том числе и в России) молодёжная безработица достаточно высока. Работодатели неохотно принимают в штат людей, не имеющих опыта работы. Но опыт и не появится – утверждают молодые люди, если их не будут брать на работу.
Конечно, у работодателей свои аргументы – они обычно апеллируют к тому, что у молодёжи достаточно высокие запросы по условиям и оплате труда, по его статусу, престижности, вредности и безопасности, по социальному пакету. Кроме того, молодые сотрудницы часто уходят в длительный отпуск по родам и уходу за ребёнком, а в процессе воспитания детей нередко берут больничные листы.
Амбиции и желание выделиться делают молодых людей излишне рискованными, самоуверенными, неуравновешенными, импульсивными, что мешает взаимоотношениям с клиентами и коллегами. Своим цепким, свежим взглядом молодые сотрудники лучше видят недостатки в бизнесе, а их критические и нелицеприятные замечания задевают сотрудников и руководителей предприятия.
В общем, проблемы есть. И не только из разряда вечного конфликта отцов и детей. Молодёжная безработица в значительной мере обостряется в периоды финансово-экономических и политических кризисов, на стадии активного роста населения и нарастания миграций, в условиях клановой экономики и отсутствия социальных лифтов. И тогда молодые люди становятся самой пассионарной революционной силой, которая участвует в социальных потрясениях, гражданских и религиозных войнах.
Нельзя не упомянуть и о том, что безработные молодые люди с неплохим уровнем образования втягиваются в криминальную деятельность и теневой бизнес, если у них нет возможности самореализации на легальном поле.
Что же делать руководителям государства, которые хотят избежать обострения социальной напряжённости, обеспечить стабильность развития и экономический рост в стране? Наилучший выход мирного и конструктивного характера – это развитие молодёжного бизнеса, создание для него надлежащих предпосылок и условий.
О чём конкретно идёт речь?
Во-первых, о надлежащей информированности молодых людей о следующих моментах:
— в каких областях существует наибольшая потребность в предпринимательских структурах и индивидуальных предпринимателях – в определённых научных исследованиях, в информационных технологиях, в образовании, в сфере услуг, производства, транспорта, в сельском хозяйстве и т.д.;
— как именно можно зарегистрироваться в качестве юридического и физического лица, в каких организационно-правовых формах, какие документы, затрат времени и средств это потребует;
— какие существуют льготы для молодёжного бизнеса в стране и данном регионе – по налогам, налоговым каникулам, по субсидированию процентных ставок кредита, аренде офисов и помещений в бизнес-центрах и коворкингах. Желательна также информация о программах поддержки малого и молодёжного предпринимательства, осуществляемых в данном регионе;
— с кем из опытных предпринимателей можно проконсультироваться стартаперам, как лучше подготовить бизнес-план и проч.
Во-вторых, молодые люди, желающие стать предпринимателями, должны получить всю необходимую организационную и правовую поддержку от департаментов малого предпринимательства местных администраций, от Торгово-промышленной палаты, от обучающих организаций, бизнес-инкубаторов и локальных объединений предпринимателей.
В-третьих, начинающие свой бизнес молодые предприниматели должны быть какое-то время избавлены от жёсткого административного давления со стороны надзорных и контрольных органов, поборов и дополнительных сборов на муниципальные нужды.
Как указывает Ларичева А.А. , первым нормативным документом в нашей стране, в котором упоминается термин «молодежное предпринимательство», стало Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 г. об «Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации». В специальном разделе этого постановления «Содействие предпринимательской деятельности молодежи» впервые предлагалось создать систему мер, направленную на реализацию инновационного потенциала молодежи, облегчение стартовых условий вхождения молодых граждан в рыночные отношения. В частности, предлагалось:
Установить правовой статус молодежного, студенческого и ученического предприятия;
Предоставить индивидуальным, семейным и коллективным предприятиям молодых граждан льготы по налогообложению и кредитованию, обеспечить средствами производства, помещениями, страхование их коммерческого риска;
Выдавать поручительства и гарантии;
Финансировать обучение основам предпринимательской деятельности и содействовать в разработке учредительных документов;
Установить дотации (субсидии) и налоговые льготы на покрытие части расходов предпринимателя в первые три года производства товаров и услуг по перечню, устанавливаемому соответствую-соответствующими органами государственной власти и управления;
Предоставить одноразовые субсидии для поддержки разработанных в интересах молодежи проектов и предложений, носящих новаторский характер, а также направленных на расширение возможностей самообеспечения молодежи.
Но, к сожалению, по разным причинам это законодательное начинание застопорилось, хотя направление властями тогда было выбрано верное.
Молодые люди с творческим и нестандартным подходом гораздо лучше работают в новых сферах. К.Б. Сафонов подчёркивает , что молодежное предпринимательство имеет высокий уровень проникновения в сферах, традиционно связанных с инновациями. Примером могут служить информационные технологии. Производство компьютерной техники, оказание услуг по её обслуживанию и ремонту, обеспечение доступа к сети Интернет — все эти сферы деятельности особенно сильно подвержены изменениям. Технологии развиваются столь стремительно, что предпринимателю необходимо постоянно держать руку на пульсе, корректируя стратегию развития своего бизнеса в соответствии с динамикой конъюнктуры. Особенности спроса в сфере производства, реализации и обслуживания компьютерной техники напрямую связаны с развитием технологий. Именно поэтому предприниматель, ориентированный на успех, должен постоянно отслеживать происходящие изменения, чтобы его продукция или услуги были конкурентоспособными и, как следствие, востребованными на рынке.
Литература:
1. Ларичева А.А. Молодёжное предпринимательство как фактор инновационного развития экономики России //Царскосельские чтения. 2014.
2. Сафонов К.Б. Развитие молодёжного предпринимательства в контексте становления инновационной экономики //Вопр. структуризации экономики. 2013.