Презентация "древнерусская литература". Презентация на тему "история древнерусской литературы" Презентация по литературе древнерусская литература

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Древнерусской (или русской средневековой, или древней восточнославянской) литературой называют совокупность письменных произведений, написанных на территории Киевской, а затем Московской Руси в период с 11 по 17 века. Древнерусская литература является общей древней литературой русского, белорусского и украинского народов. Особенности и жанры древнерусской литературы

Академики: Дмитрий Сергеевич Лихачёв Борис Александрович Рыбаков Алексей Александрович Шахматов. Крупнейшие исследователи древнерусской литературы

все произведения носили религиозный или исторический характер; в древнерусской литературе отсутствовало понятие авторства, так как произведения либо отражали реальные исторические события, либо представляли собой изложение христианских книг. Особенности Древнерусской литературы:

произведения создавались в соответствии с этикетом, то есть по определённым правилам; Древнерусская литература развивалась очень медленно: за семь веков было создано лишь несколько десятков произведений Особенности Древнерусской литературы:

ЛЕТОПИСЬ - это описание исторических событий по «летам», то есть по годам. Восходит к древнегреческим хроникам. Примеры произведений: «Повесть временных лет», « Лавреньевская летопись», « Ипатьевская летопись» Жанры древнерусской литературы

ЖИТИЕ – это жизнеописание святого. Примеры произведений: «Житие Феодосия Печерского», «Житие Александра Невского», «Житие Сергия Радонежского» Жанры древнерусской литературы

ПОУЧЕНИЕ – это духовное завещание отца детям. Примеры произведений: «Поучение Владимира Мономаха» Жанры древнерусской литературы

ХОЖДЕНИЕ – это описание путешествий. Примеры произведений: «Хождение за три моря» Жанры древнерусской литературы

СЛОВО- это жанр церковного или светского красноречия. Примеры произведений: «Слово о Законе и Благодати», «Слово о погибели Русской земли» Жанры древнерусской литературы

ВОИНСКАЯ ПОВЕСТЬ – это описание военных походов и битв. Примеры произведений: « Задонщина », «Сказание о Мамаевом побоище» Жанры древнерусской литературы

Письменная литература на древнерусском языке появилась в 11 веке, вскоре после крещения Руси князем Владимиром. Её основу первоначально составили церковные книги, привезённые из Византии, и произведения устного народного творчества. Возникновение древнерусской литературы:

1. Киево -Новгородский период (10-12 века) - созданы первые летописные своды, написаны первые жития и религиозные книги и исторические хроники. - создано первое собственно русское письменное произведение – « Слово о Законе и Благодати » В развитии древнерусской литературы выделяют два периода:

проповедь « Поучение Владимира Мономаха » автобиографическое произведение « О путях и ловах » летописный свод «Житие Феодосия Печерского Произведения древнерусской литературы 1периода

Первую часть летописи составляет рассказ о мировой истории по Библии – от сотворения мира до всемирного потопа и распределения земли между сыновьями Ноя: Симом, Хамом и Иафетом. Затем Нестор повествует о расселении славянских племён, об их отношениях с соседними племенами, об основании Киева, о возникновении русской земли, государства, о первых новгородских и киевских князьях Сюжет

Литература этого периода отражает постепенное возрождение Руси, объединение русских земель. Возникают новые жанры: сатирическая повесть и бытовая повесть. Усиливается авторское начало, в литературе появляется вымысел. Период Московской Руси (13-17 века):

воинские повести « Задонщина » и « Сказание о Мамаевом побоище » « Житие Стефана Пермского » и « Житие Сергия Радонежского » автобиографическое произведение « Житие протопопа Аввакума, им самим написанное » « Домострой » - свод наставлений и правил поведения в семье и обществе благочестивого человека. Произведения древнерусской литературы 2 периода

« Слове о полку Игореве » (1187)

Время центрального события, описанного в «Слове…», – похода Игоря – относится к периоду с 23 апреля по 10 мая 1185 года. Однако автор заявляет во вступлении, что рассказ его охватит времена «от стараго Владимира до нынешняго Игоря», то есть два века. Хронологические рамки произведения

Неудачный поход князя Игоря в половецкую степь явился для автора поводом поразмышлять над судьбой русской земли и призвать русских князей к единению. В начале похода войско Игоря застаёт солнечное затмение, что считалось в те времена дурным знаком. Игорь призывает воинов к храбрости. В первой битве русичи побеждают, а во второй терпят сокрушительное поражение, а сам Игорь попадает в плен. Автор восхищается мужеством князя;а с другой стороны, он осуждает Игоря за недальновидность, так как поражение в битве с половцами открыло дорогу врагам для новых набегов. Сюжет

Спасибо за внимание Выполнила ученица 10 класса МБОУ « Сулеевская СОШ» Гаязова Илюза Наилевна

Слайд 1

Древнерусская литература
Уроки литературы в 9 классе

Слайд 2

2
Д.С.Лихачев
«Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далеких предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе Родины»

Слайд 3

Перун
Христиане и язычники
Свержение идола Перуна

Слайд 4

В 988 году Русь принимает христианство

Слайд 5

История возникновения:
Древнерусская литература возникла примерно в 11в. и развивалась в течение семи веков. Зарождению литературы способствовало возникновение письменности. Письменность существовала задолго до принятия христианства на Руси (до 988 г.) После крещения Руси развитие письменности, а значит и литературы, пошло гораздо быстрее.

Слайд 6

Древнерусская литература прошла многовековой путь развития. Ее истоки восходят к концу X века и первым годам XI столетия. Древнерусская литература существовала и развивалась на протяжении семи веков. Выделяют шесть периодов развития древнерусской литературы.

Слайд 7

Шесть периодов развития древнерусской литературы.
1. XI век – первая треть XIIвека. 2. Вторая треть XII – первая треть XIIIвека. 3. Вторая треть XIII – конец XIVвека. 4. Конец XIV – XVвек. 5. Конец XV – XVI век. 6. XVII век.

Слайд 8

Древнерусская литература XI - первой трети XII века
«Повесть временных лет» Создание славянской азбуки. Смерть Олега. Смерть Игоря и месть Ольги. Сказание о Белгородском киселе. Сказание о Кожемяке.
«Поучение» Владимира Мономаха. «Слово о погибели русской земли». «Слово о Законе и Благодати»

Слайд 9

Древнерусская литература второй трети XII - первой трети XIII века
«Слово о полку Игореве» Киево – Печерский патерик «Слово» Кирилла Туровского «Моление» Даниила Заточника

Слайд 10

Древнерусская литература второй трети XIII - конец XIV века
Третий период связан с монголо – татарским нашествием и борьбой с ним. Господствует героическая тема и вера в национальное возрождение. «Повесть о разорении Рязани Батыем» «Задонщина»
Нашествие хана Батыя на Русь.

Слайд 11

Древнерусская литература конца XIV - XV века
Четвёртый период – время подъёма национального самосознания, формирования нравственного идеала. Это нашло отражение в житиях святых, написанных Епифанием Премудрым. «Житие Сергия Радонежского»

Слайд 12

Древнерусская литература конца XV – начала XVI века
Пятый период – эпоха Московского централизованного государства. Происходит слияние областных литератур в общерусскую. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» «Хождение за три моря» «Домострой»

Слайд 13

Литература XVII века.
Время столкновения старых и новых принципов письма. «Повесть о Шемякином суде» «Повесть о Горе – Злочастии» «Житие протопопа Аввакума»
Автограф «Жития Аввакума» с припиской старца Епифания.

Слайд 14

Отличительные черты:
Книга была рукописная. Автор в большинстве произведений отсутствовал. Литература делилась на 1) церковную и светскую 2) переводную и оригинальную

Слайд 15

Слайд 16

Псалтырь
Так выглядели первые книги
Берестяная грамота

Слайд 17

Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки
Кириллица

Слайд 18

ДРЕВНЕРУССКИЕ КНИГИ

Слайд 19

Деяния человеческие сохраняются в камне, в дереве, в красках. И все они становятся объектом пристального внимания историка, изучающего культуру, а в ней – искусство, ремесла, литературу, книгу…

Слайд 20

Слайд 21

Книга как таковая пришла на Русь вместе с христианством. Письменность русскими была воспринята от соседней Болгарии – страны, принявшей крещение на сто с лишним лет раньше Руси. В Болгарии уже были славянские церковные книги. В то время древнеболгарский и древнерусский языки были столь близкими, что переводить болгарский на русский не было необходимости.
Куприяновские или Новгородские листки. Евангелие апракос X-XI в. (?). Среднеболгарский извод (?). Фрагмент

Слайд 22

До изобретения печатного станка все книги были рукописными. Писались они в ту пору на пергаменте, а иногда на бересте, уставом или полууставом птичьими перьями.
Образцы полуустава кириллицы (Евангелие «Ананьинское», конец XVI – начало XVII в.) и глаголицы (Зографское Евангелие, XI в.)

Слайд 23

Начало каждой главы в книге – ее заглавие и первые строки текста – выписывались киноварью - красной краской, а иногда золотились, украшались многоцветными инициалами. С тех пор в нашем языке и осталось понятие «красная строка».
Страница, написанная уставом. Остромирово Евангелие, 11 век

Слайд 24

Книга тщательно переплеталась. Обложки были деревянные, обтянутые кожей. Прочтешь книгу от начала до конца и поймешь, откуда появилось выражение «прочитать книгу от доски до доски».
Геннадиевская Библия

Слайд 25

Летописи свидетельствуют, что на Руси в церквях «клети исполнены книгами», в кельях монастырей «ничего не видно, кроме икон и книг», а в каждом боярском тереме есть «крестовая палата», а в ней под иконами-образами - книги.
Крестовая палата - Московский Кремль

Слайд 26

Древнерусские рукописные книги отличаются высокой культурой художественного оформления, самобытной каллиграфией. Все рукописные книги – незаменимые свидетели эпохи, основной и достоверный источник изучения отечественной культуры.
Евангелие апракос полный. 1362 г. Новгород. Писец Микула

Слайд 27

Остромирово Евангелие
Остромирово Евангелие – древнейшая точно датированная книга, написанная кириллицей.

Слайд 28

Оно написано в 1056 - 1057 гг. на пергамене, содержит 294 листа красивого уставного письма в два столбца, 3 красочные миниатюры, яркие заставки и многочисленные разнообразные инициалы.
Остромирово Евангелие 1057 г., лист 245б

Слайд 29

Сведения о происхождении Остромирова Евангелия содержатся в самой этой книге и подтверждаются историческими источниками: переписчиком его был дьякон Григорий, а заказчиком – новгородский посадник Остромир. Отсюда и происходит название Евангелия – Остромирово.
Остромирово Евангелие 1057 г., лист 271 б

Слайд 30

Изборник Святослава
Вторая по древности (после Остромирова Евангелия) дошедшая до нас датированная рукопись (1073 г.) - Изборник, принадлежавший киевскому князю Святославу Изяславичу.

Слайд 31

Это русский список с болгарской рукописи X в. Изборник носит энциклопедический характер. Он содержит выдержки из Священного Писания и творений святых отцов церкви, философские и естественнонаучные тексты. Рукопись написана уставом на пергаменте, над ней трудилось двое писцов.
Изборник Святослава. Фронтиспис с изображением мирообъемлющего храма

Слайд 32

Заглавная страница из Изборника 1073г
Изборник Святослава. Рисунки на полях

Слайд 33

Геннадиевская Библия
Для каждого народа создание полного Библейского кодекса на родном языке – важная веха в истории культуры. Для России этой вехой стал 1499 год. Именно в тот год в Великом Новгороде была успешно завершена огромная работа по составлению первого на Руси полного рукописного свода всех библейских текстов на славянском языке, то есть первой полной славянской Библии.

Слайд 34

Эта работа проводилась по инициативе архиепископа Новгородского Геннадия. Поэтому в науке книга получила название Геннадиевская Библия.

Слайд 35

Геннадиевская Библия - высочайший образец книжного искусства своего времени. Она написана на высококачественной бумаге, имеет 1002 листа, размер которых – 33 на 23, 5 см.

Слайд 36

1) переводные;
2) оригинальные (с XI века).
Жанры древнерусской литературы

Слайд 37

Слайд 38

Жанры древнерусской литературы.
Летопись - повествование о событиях исторической важности, расположенных «по летам»,то есть в хронологической последовательности. Поучение - проникновенная беседа о духовных ценностях. Повесть - повествует о важнейших исторических событиях. Хождение – повествует о далёких путешествиях. Житие - описание подвигов и добрых дел святых. Слово - образец торжественного красноречия.

Слайд 39

Богоматерь
Хождение – жанр, в котором описывались всякого рода путешествия в иные земли или приключения
«Хождение Богородицы по мукам»
Хождение

Слайд 40

Житие – описание жизни святого
Протопоп Аввакум
Петр и Феврония Муромские
Сергий Радонежский
Житие

Слайд 41

Житие
Житие было непременным атрибутом, когда человека канонизировали, т.е. причисляли к лику святых. Житие создавали люди, которые непосредственно общались с человеком или могли достоверно свидетельствовать о его жизни. Житие создавалось всегда после смерти человека. Оно выполняло огромную воспитательную функцию, потому что житие святого воспринимали как пример праведной жизни, которой необходимо подражать. Кроме этого, житие лишало человека страха смерти, проповедуя идею бессмертия человеческой души. Житие строилось по определенным канонам, от которых не отходили вплоть до 15-16 веков. Одним из первых произведений житийного жанра в древнерусской литературе было житие святых князей Бориса и Глеба.

Слайд 42

Слайд 43

Слайд 44

По легенде, за несколько лет до княжения Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Предание гласит, что князю во сне было открыто, будто его может исцелить дочь «древолазца» бортника, добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления. Феврония исцелила князя, однако он не сдержал своего слова, поскольку Феврония была простолюдинкой. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила князя, и он женился на ней.

Слайд 45

Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе.
В преклонных летах приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час - 25 июня 1228 года.

Слайд 46

Погребены были св. супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведённой над их мощами по обету Иоанном Грозным в 1553 году. После революции, в 1921 году, мощи были увезены в местный музей. С 1992 года мощи открыто почивают в соборном храме Свято-Троицкого монастыря в Муроме. В память о святых супругах установлен день Петра и Февронии.

Слайд 47

Повесть написана в 16 веке Ермолаем – Еразмом (Ермолай Прегрешный). Повесть относится к жанру «жития». «Житие» - жанр древнерусской литературы, описывающий жизнь святого. Композиция жития: Рождение святого. Жизнь святого в родительском доме. Решение служить Богу. Уход из родительского дома. Одинокая жизнь в лесу, служение Господу, приход других отшельников и основание монастыря. Прижизненные чудеса. Смерть святого. Посмертные чудеса.

Слайд 48

Летописи – погодные (по «летам» по «годам») записи. В летописях ученые монахи сообщали о тех событиях, которые происходили в тот или иной год
«Повесть временных лет»
Летопись

Слайд 49

49
Летописание началось на Руси в XI веке.

Слайд 50

Что такое летопись.
«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». А.С. Пушкин
Летопись – это исторический жанр древнерусской литературы 11 – 17 вв. Летопись представляет собой запись событий, вносимую год за годом, по мере их происшествия.

Слайд 51

Как создавались летописи.
Древние летописцы писали свои рассказы на пергаменте.
При каждом монастыре был свой летописец. На основе первичных летописей составлялись летописные своды.

Слайд 52

«Повесть временных лет»
Нестор - первый русский летописец.
«Повесть временных лет» - первая русская летопись начала XIIвека.

Слайд 53

«Повесть временных лет»
Монах Нестор

Слайд 54

Слайд 55

В 1073 году монах Киево-Печерского монастыря Никон Великий,используя «Древнейший Киевский свод»,составил «Первый Киево-Печерский свод».В результате нескольких переработок возникает летописный свод,который мы сейчас называем «Повесть временных лет.Она нам известна по более поздним летописным сводам Лаврентьевской и Ипатьевской летописям

Слайд 56

«Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская земля,кто в Киеве нача первее княжити,и откуду Руская земля стала есть…»

Слайд 57

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» – древнерусская летопись, созданная в 1110-х. Летописи – исторические сочинения, в которых события излагаются по так называемому погодичному принципу, объединены по годовым, или «погодичным», статьям (их также называют погодными записями). «Погодичные статьи», в которых объединялись сведения о событиях, произошедших в течение одного года, начинаются словами «В лето такое-то…» («лето» в древнерусском языке означает «год»)..

Слайд 58

Самый ранний дошедший до нашего времени список Повести временных лет относится к 14 в. Он получил название Лаврентьевская летопись по имени переписчика, монаха Лаврентия, и был составлен в 1377.
Другой древнейший список Повести временных лет сохранился в составе так называемой Ипатьевской летописи (сер. 15 в.).

Слайд 59

Лаврентьевский летописец

Слайд 60

Лаврентьевская летопись
Рукопись «Повести временных лет» - древнейшего летописного свода - начертанная рукой самого Нестора-летописца, к сожалению, не сохранилась. Сохранились только 118 листов в Новгородской летописи XIII века. Впоследствии летопись Нестора многократно переписывалась и распространялась по другим городам Руси. Наконец, в 1377 году по заказу великого князя Суздальского Димитрия монах по имени Лаврентий переписал летописный свод 1305 года. Именно эта летопись сохранилась до наших дней.
Первая страница Лавреньевской летописи 1377 г.

Слайд 61

Слайд 62

Страницы из «повести временных лет»

Слайд 63

Основные события в Повести временных лет – войны (внешние и междоусобные), основание храмов и монастырей, кончина князей и митрополитов – глав русской церкви.
В состав Повести временных лет также включаются предания. Например – рассказ о происхождении названия города Киева от имени князя Кия; сказания о Вещем Олеге, победившем греков и умершем от укуса змеи, спрятавшейся в черепе умершего княжеского коня; о княгине Ольге, хитроумно и жестоко мстящей племени древлян за убийство своего мужа.

Слайд 64

Слайд 65

Слайд 66

Слайд 67

Ярослав Мудрый

Слайд 68

Самое крупное летописное произведение средневековой Руси (XVI в.). До нас дошли 10 томов свода. Первые три тома посвящены всемирной истории. В семи последующих томах изложена русская история, начиная с 1114 по 1567 г. Том, содержащий начальную русскую историю, не сохранился.
Лицевой летописный свод
Миниатюра Лицевого летописного свода 70-е гг. XVI в.

Слайд 69

Лицевой летописный свод создавался по заказу царя Ивана IV (Грозного) в период с 1568 по 1576 гг. Над его созданием трудился целый штат царских книгописцев и художников.

Слайд 70

Книжные миниатюры свода являются также ценными историческими источниками, донесшими до нашего времени сведения о природе, материальном производстве, культуре и быте Древней Руси и соседних народов.

Слайд 71

Поучение –жанр, излагающий правила жизни, которые автор хотел донести до читателя: он поучал его.
Владимир Мономах 1053-1125
Поучение

Слайд 72

Поучение
Поучение – разновидность жанра древнерусского красноречия. Поучение – это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. Самым ярким образцом этого жанра является включенное в состав «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха». В «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха» датируется 1096 годом. В это время распри между князьями в битве за престол достигли апогея. В своем поучении Владимир Мономах дает советы о том, как следует организовывать свою жизнь. Он говорит, что нет необходимости искать спасения души в затворничестве. Служить Богу необходимо, помогая нуждающимся. Отправляясь на войну, следует молиться – Бог обязательно поможет. Эти слова Мономах подтверждает примером из своей жизни: он принимал участие во многих сражениях – и Бог его хранил. Мономах говорит о том, что следует посмотреть, как устроен мир природы, и стараться устраивать общественные отношения по образцу гармоничного мироустройства. Поучение Владимира Мономаха обращено к потомкам.

Слайд 73

Слово – является разновидностью жанра древнерусского красноречия. Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит «Слово о полку Игореве». Другим примером политического красноречия может служить «Слово о погибели Русской земли», которое создавалось сразу после того, как на Русь пришли монголо-татары. Автор прославляет светлое прошлое и оплакивает настоящее. Образцом торжественной разновидности древнерусского красноречия является «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, которое создано в первой трети 11 века.
Слово

Слайд 74

Повесть – это текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях. Примерами воинских повестей являются «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани ханом Батыем», «Повесть о житии Александра Невского».
Повесть

Слайд 75

Объединяющие жанры
Первичные жанры выступали в составе объединяющих жанров, какими являются летопись, хронограф, четьи-минеи, патерик. Летопись – это повествование об исторических событиях. Это самый древний жанр древнерусской литературы. В Древней Руси летопись играла очень важную роль, т.к. не только сообщала об исторических событиях прошлого, но и была политическим и юридическим документом, свидетельствовала о том, как необходимо поступать в определенных ситуациях.. Летопись рассказывает о происхождении русских, о генеалогии киевских князей и о возникновении древнерусского государства. Хронограф – это тексты, содержащие описание времени. Четьи-минеи (буквально «чтение по месяцам») – собрание произведений о святых людях. Патерик – описание жизни святых отцов. Отдельно следует сказать о жанре апокрифа. Апокриф – буквально переводится с древнегреческого языка как «сокровенный, тайный»

Слайд 76

Послание обычно использовалось в публицистических целях, то есть было посвящено каким-либо актуальным проблемам
Первое послание Андрея Курбского Ивану Грозному
Послание

Слайд 77

Киево-Печерский патерик
Патерик – сборник коротких рассказов о монахах и мирских людях
Патерик

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Важной причиной возникновения литературы явилось принятие христианства на Руси в 988 г.

3 слайд

Описание слайда:

В древнерусской литературе центральное место занимали летописи. Летопись - погодная запись исторических событий, производимая современником. Летописание – составление летописи. Летописец – составитель летописи.

4 слайд

Описание слайда:

Летописцы не имели обычая указывать свои имена. В основном летописанием занимались монахи, специально к этому делу приставленные и прошедшие особую выучку под руководством мастеров. Составлялись летописи по поручению князя, игумена или епископа, иногда по личной инициативе. Летописец XV века заявлял, что писать надо правду даже в том случае, если она кому-то не нравится («нелепо кому видится», «вся добраа и недобраа», «не украшая пишущаго»).

5 слайд

Описание слайда:

«Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Руская земля стала есть» “Повесть временных лет” - это древний летописный свод, составленный Нестором в Киево-Печерском монастыре около 1113 года. «Повесть временных лет» - первая русская летопись

6 слайд

Описание слайда:

Русское летописание возникло в первой половине XI века. Недалеко от Киева располагался Киево-Печерский монастырь. В нем жил ученый монах Нестор, который составил первую на Руси летопись. Он трудился в своей келье - днем при свете солнца, ночью при свете свечи. Горела лампада у иконы. Летописец писал на листах, сделанных из телячьей кожи. Такой материал был очень дорогим и назывался пергаментом. Писали специальной острой палочкой - стилом. Репродукция картины В. М. Васнецова «Нестор-летописец»

7 слайд

Описание слайда:

Свод был два раза переработан и дополнен: в 1116 году Сильвестром по приказанию Владимира Мономаха; неизвестным автором в 1118 году по приказанию Мстислава Владимировича, сына Владимира Мономаха. «Повесть временных лет» дошла до нас в нескольких рукописных сборниках, самый ранний из них - Лаврентьевская летопись (1377 год). Состав летописного свода: краткие погодные записи, повести, поучения, послания, притчи, жития, предания, былинно-сказочные и легендарно-библейские сказания, записи устных рассказов, договоры.

8 слайд

Описание слайда:

«Повесть временных лет» была основным источником сведений о прошлом Русской земли. Летопись была не только интересным чтением, но и важным историко-политическим документом. В то же время это книга, рассказывающая, как надо и как не надо поступать.

9 слайд

Описание слайда:

Источники «Повести временных лет» ранее написанные литературные русские памятники или переводные византийские, княжеские и монастырские архивы, народные предания, фольклорные произведения, рассказы очевидцев, личные впечатления ее авторов. «Повесть временных лет» написана древнерусским языком, доступным жителям всех областей и княжеств Руси той эпохи. Иногда древнерусская речь смешивается с церковнославянской.

10 слайд

Описание слайда:

Основа летописи - хронология: погодные записи, то есть записи, рассказывающие о событиях, которые произошли в определенный год. Под 911 г.: «Явися звезда велика на западе копейным образом» (комета). Под 966 г.: «Вятичи победи Святослав и дань на них възложи». Под 973 г.: «Нача княжити Ярополк». Под 1001 г.: «Преставися Изяслав, отець Брячиславль, сын Володимеръ». Под 1028 г.: «Знамение змиево явися на небеси, яко видети всей земли». Под 1029 г.: «Мирно бысть». Под 1124 г.: «Земля потрясеся мало, и падеся церкви великия святаго Михаила у Переяславли, мая в 10 день, юже бе създал и украсил блаженный епископ Ефрем».

Cлайд 1

Cлайд 2

Летопись. Так называлась погодная (по «летам» – по «годам») запись. Учёные монахи сообщали о тех событиях, которые происходили в тот или иной год. Годовая запись начиналась словами: «В лето…». Послание – обычно использовалось в публицистических целях. Таково послание 16 века Ивана Грозного Василию Грязному.

Cлайд 3

Хождение – жанр, в котором описывались всякого рода путешествия в иные земли и приключения («Хождение за три моря Афанасия Никитина). Житие – описание жизни святого. Герой жития в своей жизни следует наставлениям Христа и, проходя через множество испытаний, становится святым. Поучение – жанр, в котором излагались правила жизни, которые автор хотел донести до читателя: он поучал его.

Cлайд 4

Cлайд 5

В те далёкие времена, когда Русь испытывала постоянные набеги от кочевников, когда прошло чуть больше ста лет после принятия христианства на Руси, страной правил Владимир Мономах, внук Ярослава Мудрого. После смерти князя Святополка киевляне выбрали его своим князем.

Cлайд 6

В годы его правления были написаны справедливые законы, построены каменные крепости вокруг некоторых городов, заложены новые города, в том числе Владимир. Но прежде всего Владимир Мономах снискал уважение современников своими ратными подвигами во имя объединения всех русских земель, тем, что усмирил кочевников.

Cлайд 7

Во многом благодаря Владимиру Мономаху была достигнута победа над половцами и заключён выгодный для Руси мирный договор. Прожив славную жизнь, он написал поучение для своих сыновей, где перечислил примеры из своей собственной жизни, которые считал достойными подражания.

Cлайд 8

Он проповедовал идею деятельной жизни, в которой главное – благо родины, наставлял сыновей в том, что необходимо оказывать уважение старшим, не преклоняться перед знатностью и богатством. Наставления Владимира Мономаха являются духовным завещанием не только его сыновьям, но и всем потомкам.

Cлайд 9

Cлайд 10

Произведение имеет черты исторической повести, в основе которой лежат два традиционных фольклорных сюжета: о герое-змееборце и мудрой деве, отгадывающей загадки. На наших глазах образы Петра и Февронии всё больше начинают приобретать черты русских святых, а финал повести – классический образец житийной литературы.

Cлайд 11

Cлайд 12

Летописание началось на Руси в 11 веке. Первым летописцем был монах Киево-Печерской Лавры Никон, которого называли Великим. Жизнь его была полна бурных событий, он активно включался в политическую борьбу против тех киевских князей, которые свои интересы ставили выше общероссийских. В конце жизни Никон стал игуменом Киево-Печерского монастыря. Тогда-то, видимо, он и трудился над летописью.

Cлайд 13

В начале 12 века монах того же монастыря Нестор составил «Повесть временных лет» – одно из замечательных произведений русской литературы. До нас дошла эта повесть, переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. Эта «Повесть…» – плод творчества нескольких поколений летописцев, так как при переписывании летописей последователи неизбежно вносили какие-то добавления, поправки, иногда ошибались или добавляли новые сведения.

Cлайд 14

Ярослав Мудрый –один из наиболее выдающихся киевских правителей. Он положил начало составлению на Руси писанного закона, издав «Правду Ярослава». При этом он любил книжную мудрость, знал несколько языков. В его правление молодое христианское государство, каким была Русь, стало широко известно по всей Европе.

Cлайд 15

Не только князья, но и простые люди описаны в летописи. Это простой юноша, не только не князь, но даже и не дружинник, - Кожемяка. Это и безымянный старик в Белгороде. Храбростью, силой и хитростью победили они врагов. За строчками летописца мы видим былинных богатырей, чувствуем патриотическую гордость, восхищаемся славой защитников Руси.

Cлайд 16

Ранее всех и более всех святых, явившихся в московской земле, приобрёл народное уважение всей Руси преподобный Сергий, основатель знаменитой Троицко-Сергиевской Лавры, получившего в глазах великорусского народа значение покровителя, заступника и охранителя государства и церкви. Троицко-Сергиевская Лавра «Житие протопопа Аввакума» – полемическое произведение, в котором живым разговорным языком рассказана драматическая история его автора. Аввакум – вдохновитель движения старообрядцев, проповедовал идеи сохранения старины, резко критиковал произвол властей. Своё «Житие…» он написал в Пустозёрской тюрьме в 1672-1675гг. Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме Сожжение протопопа Аввакума

Cлайд 19

Александра Невского, отстоявшего северные границы Руси от нападения шведов и разгромившего войска Немецких рыцарей на озере Чудском, дипломата, ездившего к хану Батыю, чтобы оградить Суздальское княжество от набегов татар. «Житие…» проникнуто патриотическим пафосом и достигает большой художественной выразительности при описании подвигов князя и его воинов. Памятник древнерусской литературы конца13 – начала 14вв. В житие изображена деятельность правителя и полководца

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Древнерусская литература

Дмитрий Сергеевич Лихачёв 1906-1999 « Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботе о благе родины»

Внутреннее убранство Владимирского собора в Киеве

Церковь была микромиром для человека Древней Руси, и вместе с тем она была макрочеловеком

Владимир I Святославович 956 (?) - 1015 Владимирский собор в Киеве

Перун Христиане и язычники Свержение идола Перуна

В 988 году Русь принимает христианство

Русь во времена Владимира

Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки Кириллица

Псалтырь Так выглядели первые книги Берестяная грамота

Летописание началось на Руси в XI веке. 14

Основные термины: 15 Летописец – составитель летописи. Летописание – составление летописи. Летопись - погодная запись исторических событий, производимая современником.

Летописи – погодные (по «летам» по «годам») записи. В летописях ученые монахи сообщали о тех событиях, которые происходили в тот или иной год «Повесть временных лет» Никон Нестор Летопись

Послание обычно использовалось в публицистических целях, то есть было посвящено каким-либо актуальным проблемам Первое послание Андрея Курбского Ивану Грозному Послание

Киево-Печерский патерик Патерик – сборник коротких рассказов о монахах и мирских людях Патерик

Богоматерь Хождение – жанр, в котором описывались всякого рода путешествия в иные земли или приключения «Хождение Богородицы по мукам» Хождение

Житие – описание жизни святого Протопоп Аввакум Петр и Феврония Муромские Сергий Радонежский Житие

Поучение –жанр, излагающий правила жизни, которые автор хотел донести до читателя: он поучал его. Владимир Мономах 1053-1125 Поучение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в форме игры «БРЕЙН-РИНГ».«Древнерусская литература и литература допушкинского периода».

Цель: В игровой форме обобщить и повторить весь пройденный по данной теме материал.Образовательная задача: закрепить те знания, которые были получены учащимися на предыдущих уроках.Воспитательна...

Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: " Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы".

Данная конрольная работа составлена по разделам учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной: " Русская литература и история", "Устное народное творчество", "Из древнерусской литературы". Эта разработка позвол...

Литературная викторина для обобщающего урока в 6 классе по разделам: «Устное народное творчество», «Древнерусская литература», «Русская литература XIX века».

Литературная игра для обобщающего урока в 6 классе дает возможность проверить знания по разделам "Устное народное творчество", "Древнерусская литература", "Литература 18, 19 века"...

Презентация к уроку литературы в 7 классе Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха». «Повесть временных лет»

Презентация-сопровождение урока рассказывает о зарождении древнерусской литературы, её особенностях, жанрах...

Поделиться