С чем приходить на похороны. Последнее прощание с покойным

Похороны человека представляют собой обряд погребения умершего, символизирующий прощание и окончание земной жизни и начало новой, вечной. Весь ритуал похорон у славян имеет как христианские, так и языческие корни, тесно переплетенные и уже не разделимые в силу многовековых устоев.

Православные похороны в России, возможно, наиболее полно объединили в себе дохристианские традиции погребения и религиозные правила и порядок захоронения, традиции после похорон.

Это объясняется относительной терпимостью православия к языческим пережиткам, наличием многих социальных и исторических особенностей на различных территориях страны.

Предание земле, похороны умершего в каждой культуре и религии сопровождается определенной церемонией и обрядами. Таинственный и мистический переход из царства живых в царство мертвых находится вне сферы человеческого понимания, поэтому люди, в зависимости от религиозного миропонимания, исторических и культурных особенностей, выработали целую систему правил и традиций при похоронах. Они должны помочь усопшему освоиться в новом мире — ведь подавляющее большинство религий и вероисповеданий исходит из того, что смерть означает лишь конец земного периода существования.

Ритуальный обряд совершается в первую очередь в помощь умершему, хотя в настоящее время многие ошибочно рассматривают соблюдаемые обычаи захоронения и поминок как желание поддержать близких и родственников, разделить с ними горечь потери, проявление чувства уважения к усопшему.

Этапы похорон, православные традиции на похоронах в России включают в себя следующие основные мероприятия и обряды, в совокупности представляющие последовательную процедуру захоронения;

  • подготовка;
  • проводы;
  • отпевание;
  • погребение;
  • поминание.

Хоронить близких приходится каждому человеку. Важно соблюдать похоронный ритуал. Издавна сложились русские православные традиции (в том числе и не применяемые в настоящее время или используемые в отдаленных местностях у православных). Существует обязательный минимум, что нужно знать человеку, участвующему в процедуре захоронения.

Православный человек должен знать минимум необходимый для правильного стройства похорон

Особенно важна такая информация верующим. Многие люди приходят к Богу в зрелом возрасте и не знают некоторых обычаев, придавая значение не имеющим отношения к религии суевериям и, тем самым, не помогая душе умершего вступить в загробную жизнь. Для неверующих соблюдение традиций важно из чувства уважения к усопшему и собравшимся его проводить.

Подготовка к погребению

Подготовка является предпогребальным этапом похорон, включающим в себя несколько составных обрядовых мероприятий. При приготовлении тела к захоронению соблюдаются и некоторые языческие обычаи. Смерть в христианстве рассматривается как начало дороги в новую жизнь, поэтому покойник должен быть подготовлен и собран к дороге. Приготовление тела умершего к неземному пути имеет как религиозное и мистическое содержание, так и санитарно-гигиеническую составляющую.

Омовение тела

Усопший должен предстать перед Создателем чистым и духовно, и телесно.

Мистической составляющей обряда является то, что обмывание тела должны были совершать определенные люди — омывальщики.

Они не могли находиться в близком родстве с покойником, чтобы слезы не попали на тело. Оплакивание умершего не сочетается с христианским пониманием смерти как переходу к вечной жизни и встречи с Богом. Существует поверье, что материнская слеза жжет умершего ребенка. Омывальщики выбирались из числа старых дев и вдовых людей, которые чисты и не совершают телесных грехов. За работу в качестве награды полагались белье и одежда покойного.

Тело обмывалось на полу у порога дома, покойник располагался ногами к печке. Использовалась теплая вода, гребень и мыло. Считалось, что на применяемые при обмывании вещи переходят потусторонние мертвые силы, поэтому от них необходимо было избавиться как можно скорее. Горшки, в которых была вода для обмывания, гребни, мыльные остатки выбрасывали в овраг, выносили на перекрестки дорог, за поле. Использованная вода считалась мертвой и выливалась в дальнем углу двора, где не ходили люди и ничего не высаживалось.

Все эти традиции являются отражением мистической составляющей языческого понимания смерти и страха перед потусторонним светом.

Соблюдение таких ритуалов было необходимым для того, чтобы мертвый не явился с того света и не забрал с собой своих близких. Христианский смысл заключается в необходимости очищения перед Богом не только душевного, но и телесного. Современное обмывание в морге несет сугубо санитарно-гигиеническое содержание.

Облачение покойника

Сейчас традиционным является облачение умершего мужчины в темный костюм и белую рубашку, женщины — в одежду светлых тонов. Однако в эпоху Древней Руси и в Средние века всех хоронили в белом. В этой традиции сочетались как христианские представления о чистоте души, так и традиционные белые одеяния, принятые на Руси.

Традиционно покойника одевают в белое

Для захоронения выбирается лучшая одежда умершего, часто приобретаются специальные похоронные комплекты или новые костюмы и платья, что тоже символизирует чистоту человека перед Богом. Ноги обувают в белые тапочки без твердой подошвы — знакомый всем символ похоронных принадлежностей. Использовать одежду родственников или других людей запрещено. Голова женщин укрывается платком, что сочетается с христианскими и культурными традициями, на мужчину надевают венок с молитвой.

Отдельные традиции соблюдаются в отношении умерших молодых девушек и парней, не успевших вступить в брак.

Смерть молодого человека — всегда исключительное событие. Преждевременная кончина в наиболее активном возрасте вызывает особое сожаление и печаль. Незамужних девушек и в старые времена, и сейчас хоронят в белых, а часто в свадебных платьях, укладывают в гроб фату. Похороны невесты могут сопровождаться некоторыми подвенечными обычаями — распитием шампанского, распеванием свадебных песен.

Умершим молодым людям, не успевшим вступить в брак, на безымянный палец правой руки надевают обручальные кольца. Обряжение молодых людей происходит так, как при подготовке к свадебной церемонии. Аналогичные традиции существуют не только в православном мире.

Положение во гроб

После омовения и облачения покойника кладут на лавку лицом к иконам, подстелив солому или что-то мягкое. В доме должна соблюдаться тишина, телефоны, аудио- видеоаппаратура должны быть отключены. Зеркала, стеклянные поверхности кроме окон (дверцы шкафов и сервантов, межкомнатные двери и т.п.) должны быть закрыты белой бумагой или материей, фотографии и картины сняты или завешаны.

Гроб (устаревшее название домовина — от слова «дом») рассматривается в качестве последнего земного пристанища человека. Этому элементу уделяют много внимания в похоронной процедуре.

В древности гробы могли изготавливаться цельными из ствола дерева. В обычном виде этот ритуальный предмет изготавливается из досок, современные материалы (ДСП, пластик и т.п.), металлы могут использоваться только для отделки и украшения (исключение составляют цинковые гробы в определенных случаях). Для изготовления могут быть использованы любые породы дерева кроме осины. Внутри гроб устилается мягким материалом. Дорогие гробы могут быть отполированы, отделаны ценными материалами и обиты мягким покрытием. Тело помещается на белое покрывало — простынь или материю. Под голову подкладывается маленькая подушка. Подготовленный гроб можно рассматривать как имитацию постели, покойник укладывается с тем расчетом, чтобы было «удобно». Иногда женщины при жизни готовят себе подушечку в гроб, набитую собственными волосами.

Гроб в христианской традиции — это имитация постели

Крещеные хоронятся с нательным крестиком. В гроб укладывается образок, венчик на лоб и «рукописание» — написанная или напечатанная молитва, отпускающая грехи. Ее вкладывают в правую руку умершего, На груди в скрещенные руки устанавливают свечу. Покойному могут положить вещи, которыми он постоянно пользовался или особо дорожил при жизни. Стало распространенным хоронить вместе с сотовыми телефонами.

Ранее для перекладывания тела в гроб надевали рукавицы, дом постоянно окуривали ладаном. До выноса гроба нельзя выбрасывать мусор из дома — этот обычай соблюдается и в наше время.

Проводы умершего

Проводы умершего также представляют собой симбиоз православных обрядов, мистических верований и традиций и проходят в несколько этапов. В настоящее время в устоявшиеся старые обычаи тесно вплелись современные традиции, которые включают в себя:

  • установление у гроба портрета и наград умершего, их демонстрацию в траурной процессии;
  • прощальные речи;
  • размещение фотографий на могильных памятниках и крестах;
  • похоронную музыка, пение, огнестрельный салют;
  • соболезнования через СМИ и т.д.

Прощание с усопшим

Гроб устанавливается в комнате на столе, покрытом материей, или на табуретах ногами к двери. Крышка располагается вертикально узкой частью к полу в коридоре, часто на лестничной площадке. На протяжении 3 дней гроб с телом покойного должен оставаться в доме.

Навестить покойника приходят родственники, друзья, знакомые и соседи. Двери не закрываются. Ночью вокруг гроба должны собираться родня и близкие — проститься с усопшим, вспомнить его мирскую жизнь, события, участником которых был покойник.

Раньше в обязательном порядке над гробом родственники или специально приглашенные лица (не обязательно священники) читали псалтырь. Сейчас соблюдение этой традиции отнесено на усмотрение ближайших родственников. Над умершим следует читать канон «Последование по исходе души из тела».

Если в доме есть образа, необходимо поставить перед ними стакан воды, накрытый кусочком хлеба. Воду и хлеб можно установить на подоконнике. Считается, что душа умершего не сразу покидает землю. Выставленная еда и питье могут отражать как языческое жертвоприношение духу покойника, так и христианские представления о пребывании души на земле после смерти в течение 40 дней — яркий пример переплетения языческих и христианских обрядов. У изголовья гроба на столе или ином возвышении зажигают свечу, перед образами должна гореть лампада. Свечи могут быть установлены в углах домовины.

Портрет с черной ленточкой устанавливают у изголовья гроба, награды размещают на подушечке у ног. Венки выстраивают вдоль стен комнаты, венок от родных располагают в ногах между гробом и подушечкой с наградами. Приходящие для прощания люди обычно не разуваются. Возле гроба требуется постоять или посидеть некоторое время, длительно или на протяжении ночи у покойника собираются только близкие. В комнате с покойным вдоль гроба должны быть установлены стулья или скамьи. Прощание осуществляется до момента выноса тела.

В настоящее время традиция трехдневного прощания не соблюдается в мегаполисах и крупных городах, но в небольших городских поселениях и сельской местности сохранилась повсеместно.

Соблюдение трехдневного прощания отнесено на усмотрение родственников и зависит от фактических обстоятельств, в которых происходит погребение.

Нередко тело для захоронения забирается из морга уже подготовленным, процессия сразу направляется в церковь или на кладбище. Священнослужители не настаивают на точном соблюдении всех обрядов, на отпевании это не сказывается.

Вынос тела и траурная процессия

Вынос тела назначают не ранее 12 — 13 часов и с тем расчетом, чтобы захоронение произошло до заката солнца. Обычно вынос стараются провести до 14 — 00. Выносят покойника ногами вперед, не задевая порог и дверные косяки, что должно обезопасить от возвращения мертвеца. Существует еще один специальный защитный обряд — замещение места покойного. Необходимо некоторое время посидеть на столе или табуретах, на которых находился гроб, после чего перевернуть их ножками кверху на сутки.

Вынос тела начинают в 12 — 13 часов

Перед выносом пришедшие проститься и проводить в последний путь выстраиваются вдоль пути следования процессии. Первоначально из дома выносят венки, портрет покойного, подушечку с орденами и медалями, крышку гроба. Через 10 — 15 минут выносят гроб и проносят его к катафалку, за гробом выходят родственники. Перед катафалком гроб на несколько минут устанавливают на табуреты и оставляют открытым, чтобы дать возможность проститься тем людям, которые не побывали дома и не едут на отпевание и кладбище.

В автокатафалке гроб размещают на специальном постаменте изголовьем вперед, укладывают венки.

Специфическим обычаем при выносе является оплакивание умершего, причем оплакивают чаще не родственники или близкие люди. Причитания над гробом и слезы по традиции должны характеризовать личность умершего. Чем лучше были отношения с окружающими и уважение со стороны общества, тем больше плача. В старину существовали особые плакательщицы, которых специально приглашали на церемонию. Фольклор сохранил и похоронные плачи — песни-причитания, которые исполнялись надсадным воющим голосом.

Траурная процессия от дверей дома к катафалку выстраивается в следующем порядке:

  • оркестр;
  • церемониймейстер;
  • человек, несущий портрет;
  • люди, несущие подушечки с наградами покойного;
  • люди с венками;
  • люди, переносящие крышку гроба;
  • несущие гроб;
  • близкие родственники;
  • другие прощающиеся.

Существовал интересный обряд первой встречи, олицетворяющий единение земной и неземной жизни. Обряд заключался в том, что первому встреченному процессией человеку дарился хлеб, который он заворачивал в полотенце. Одаренный должен был помолиться за упокой души умершего. Предполагалось, что умерший должен первым встретить в ином мире человека, которого одарили хлебом. По пути шествия с гробом разбрасывали зерно для птиц. Присутствие птиц считалось добрым знаком, иногда их отождествляли с душами умерших.

Траурная процессия по церковным канонам могла останавливаться только в церкви и возле кладбища. Зачастую движение замедлялось или приостанавливалось при прохождении каких-либо памятных для усопшего или знаковых мест и объектов: около дома недавно умершего соседа или родственника, на перекрестках дорог, у крестов, и т.д. По мере прохождения таких мест часть провожающих могла отсеяться.

Данный обычай в какой-то степени сочетается с традициями, связанными с 40-дневным пребыванием души умершего на земле. В этот период душа посещает наиболее значимые для человека в земной жизни места.

Гроб не разрешается носить ближайшим родственникам. Чаще всего носильщиками выступают либо специально приглашенные люди, либо друзья, коллеги и дальние родственники. Обряд ношения гроба сильно отличается от существовавшего ранее. Общим осталось то, что чем дальше гроб переносится на руках, тем более уважаемую позицию занимал умерший. По пути следования гроба разбрасывают живые цветы — гвоздики для умершего мужчины и розы для женщин и девушек.

Отпевание

Умерший отпевается на 3 день после кончины, кроме дней Святой Пасхи и Рождества Христова. Обряд проводится только единожды в отличие от панихид, которые могут служиться и до захоронения, и после неоднократно. Отпевать позволяется только крещеных людей. Не могут быть отпеты отрекшиеся от веры или отлученные от церкви, самоубийцы. В совершенно исключительных случаях последние могут быть отпеты по благословлению архиерея.

Самоубийц не отпевают в церкви

Для совершения обряда гроб с усопшим вносится в церковь и устанавливается головой к алтарю. Собравшиеся находятся рядом, держа в руках горящие церковные свечи. Священник возглашает Вечную память и зачитывает разрешительную молитву, которой отпускаются лежащие на усопшем неисполненные клятвы и совершенные им при жизни грехи. Разрешительная молитва не прощает грехи, раскаиваться в которых умерший не захотел сознательно, прощены могут быть только признанные на исповеди или о которых умерший не сообщил по незнанию или забывчивости.

Листок со словами молитвы вкладывается в руки умершего.

По окончанию молитвы собравшиеся тушат свечи и обходят вокруг гроб с телом, целуют венчик на лбу и икону на груди, просят прощения у усопшего. После окончания прощания тело покрывается саваном. Гроб закрывают крышкой, после отпевания его открывать больше нельзя. С пением Трисвятого покойника выносят из храма, процессия движется к месту захоронения. Существует процедура заочного отпевания, если нет возможности доставить покойника в храм или пригласить священнослужителя домой.

Погребение

Погребение должно закончиться до захода солнца. К моменту доставки тела к месту захоронения могила должна быть готовой. Если погребение осуществляется без отпевания, гроб закрывают у разрытой могилы, предварительно дав возможность собравшимся окончательно проститься с усопшим. Над раскрытым гробом произносят последние речи, вспоминают достоинства и хорошие дела умершего. Гроб опускают в могилу на длинных полотенцах. Собравшиеся по очереди бросают горсть земли на крышку гроба, первыми проходят родственники. Можно кратко помолиться про себя со словами: Упокой, Господи, душу раба твоего новопреставленного (имя), и прости ему вся согрешения его вольная и невольная и даруй ему Царствие Небесное. Совершают эту молитву и на поминальном обеде перед новым блюдом.

Обряд захоронения может сопровождаться рядом обычаев и ритуальных действий:

  1. Вместе с гробом в могилу опускают церковные свечи, горевшие в храме во время обряда отпевания.
  2. В могилу бросают мелкие монеты. Этот обычай толкуется как выкуп умершим места на кладбище у «хозяина» подземного царства или места на том свете, оплаты прохода в иной мир.
  3. После закапывания на могиле оставляют слезный платок.

Данные обычаи имеют языческие корни, но не противоречат православным канонам.

На могильном холме устанавливают временный православный крест или обелиск, иной знак с фотографией умершего, именем и датами жизни. Постоянный памятник можно установить не ранее, чем на следующий год после захоронения. Зарывают могилу обычно рабочие кладбища — копатели. После погребения обычай предписывает угостить рабочих традиционными поминальными блюдами и водкой за упокой души. Остатки еды разбрасывают на могиле для привлечения птиц.

Похороны военнослужащих, участников войны и боевых действий, сотрудников силовых ведомств сопровождается салютом из стрелкового оружия.

В старину существовал интересный обряд — потаенная милостыня. Родственники в течение 40 дней после погребения тайно раскладывали по окнам и на крыльцо бедным соседям подаяния — хлеб, яйца, блины, куски холста и т.д. Одаренные должны были молиться за умершего, при этом считалось, что часть грехов они забирают к себе. С раздачей подаяний связаны и обычаи раздавать слезные платки, пироги, сладости. в некоторых местах раздавались новые деревянные ложки, чтобы об умершем вспоминали всякий раз во время еды. Состоятельные родственники могли сделать крупные пожертвования на новый колокол (считалось, что колокол может вызволить грешную душу из ада). Существовал обычай подарить соседу петуха, чтобы он пел за грехи усопшего.

Поминание

Похороны завершаются поминальным обедом, на который приглашаются все желающие. Поминки служат не только для напоминания об умершем, но и олицетворяют продолжение жизни. Поминальная трапеза имеет определенные особенности в выборе и последовательности блюд. Основой, головой питании в русских традициях выступал хлеб, мучные изделия. Поминки начинаются и заканчиваются блинами или оладьями с медом, кутьей. Кутья в зависимости от местных особенностей готовится из зерен пшеницы, отваренных в меду, риса с сахаром и изюмом.

На первое в обязательном порядке подаются мясные щи или суп. На второе готовят кашу (ячневая, пшенная) или картофель с мясом. Отдельными закусками может подаваться рыба, студень. В постные дни мясо заменяют рыбой и грибами. Обязательна подача сладкого третьего. В соответствии со старыми традициями на третье должен быть овсяной кисель, но в настоящее время его заменяют компотом. Отдельными закусками может выступать жареная рыба, студень. На поминках угощают водкой, женщинам можно предложить вино.

Обязательным атрибутом являются пироги с мясом, капустой, сладкие. Пироги раздаются присутствующим с тем, чтобы они угостили ими своих домашних.

Поминки проводятся на 9 и 40 день. 9 день означает обращение к 9 ангельским чинам, которые выступают в роли просящих перед Богом о снисхождении и помиловании грешной души. С 9 дня после похорон по 40 душа обречена на блуждание по мытарствам, представляющее посещение различных мест, где были совершены грехи. Ангелы должны помочь душе преодолеть греховные преграды на пути в иной мир. Создатель первоначально не определяет душу ни в ад, ни в рай. В течение 40 дней умерший замаливает свои грехи, проводится оценка содеянного добра и зла. Поминки проводятся в форме поминальной трапезы. На время поминок дом убирают также, как и во время прощания с усопшим в течение 3 дней после смерти.

40 день — последний день пребывания души на этом свете. В этот день вершится Высший суд, душа на время возвращается в свое бывшее жилище и остается там до проводин — поминок. Если проводины не устраивать, по усопший будет мучиться. На 40-ой день определяется дальнейшая внеземная жизнь человека. Существует обычай в течение 40 дней вешать в углу дома полотенце. Душа, возвращаясь домой после мытарств, вытирается полотенцем и отдыхает.

Сладкие пироги — обязательное блюдо поминального стола

Молитва способна облегчить удел грешной души во внеземной жизни, поэтому родственники усопшего заказывают в церкви заупокойную службу (обедню) с поминанием усопшего в продолжении 6 недель после смерти — сорокоуст. Вместо обедни можно заказать чтение сорокоуста читальщику, который читает канон 40 дней в доме покойника. Имена умерших записывают в годовое поминовение — синодик.

Траур по главе семьи соблюдают более продолжительное время, чем по старикам. Внешне траур выражается в ношении темной одежды.

Черный платок женщины носят в течение 40 дней после похорон. В период траура часто посещают усопшего на кладбище, ходят в церковь, отказываются от развлекательных мероприятий и празднований. Более продолжительные сроки траура характеризуют тяжесть утраты. До года и более соблюдают траур матери умерших детей, молодые вдовы. В отношении умерших престарелых родителей, супруга в пожилом возрасте траур может быть сокращен до 6 недель. Мужчины придерживаются траурной формы одежды для участия в поминальных обрядах, в остальные дни внешне траур не выражается.

КАК ПРАВИЛЬНО ПРОЩАТЬСЯ С ПОКОЙНЫМ?

Провести похороны близкого человека достойно, благочестиво и без накладок - первостепенная задача для скорбящих родственников умершего. Абсолютно каждый человек, соприкоснувшийся со смертью теряет устойчивость и становится заложником эмоций, что не всегда позволяет сконцентрироваться на организационном процессе всецело. В этом случае, лучшим решением будет обратиться к ритуальным агентам и не беспокоиться за какие-либо непродуманные, упущенные моменты. Как правило, в обязанности агента входит разъяснение правил поведения на церемонии всем приглашенным: кто и где должен стоять, последовательность действий, время проведения траурного мероприятия и т.д. Тягостные часы подготовки к похоронам оборачиваются настоящим испытанием. Кроме моральной подготовки, вам следует учесть ряд советов, чтобы этот мрачный день прошел спокойно и так, как вы задумали.

Обязательным считается скорое оповещение о смерти всех, кого бы вы хотели видеть в составе присутствующих на похоронах. Участники церемонии собираются конкретно к обозначенному сроку, то есть времени, которое вы обязательно оговариваете в личном приглашении или телеграмме. Вместе с тем, прежде всего стоит определиться с местом. Прощание может быть организовано дома, в траурном зале морга, или, что реже всего - в учреждении, где работал покойный.

После санитарно-гигиенической обработки тело одевают в новую одежду. Согласно обычаям захоронения у православных, руки на груди покойника складывают так, чтобы правая рука покрывала левую. Тело в гробу наполовину укрывают покрывалом. На лоб кладут венчик, на грудь налагается икона, а в левую руку вкладывают крест. Все эти погребальные атрибуты приобретаются в храме, когда заказывается отпевание. После подготовительных процедур в морге и положения в гроб, тело готово к выставлению для последнего обозрения и прощания. Нередко все ещё используется одна из распространенных традиций привозить покойника в дом и оставлять на ночь. Однако, это порожденное народным фольклором суеверие, было обусловлено лишь страхом похоронить человека заживо. Поэтому бдение рядом с телом в течение нескольких дней не является обязательным условием. Отпевание покойного совершается на третий день после смерти, того требует церковная традиция. После разрешительной молитвы и короткой заупокойной литии, молящиеся обычно гасят свечи и подходят к усопшему для прощания с ним. Это момент отдания последних почестей. В это время члены семьи и близкие должны находиться справа от гроба, все остальные приглашенные - слева (от изголовья). Подходят ко гробу с поклоном тоже сперва родные, в последний раз целуют покойного (икону на груди и венчик на лбу), затем другие участники церемонии. Также обряд прощания сопровождается речами. Произносить или нет прощальные слова, каждый решает индивидуально, сообразно со своими желаниями. У гроба принято просить прощения за причиненные обиды, и прощать умершему то, в чем он был виноват перед вами при жизни. Это и есть прощальные слова, их необязательно произносить вслух на виду у публики, вы можете сделать это мысленно. Если желающих высказаться не оказывается, то следуя правилам траурного этикета, положено почтить память покойного молчанием. До перемещения процессии на кладбище, рядом с умершим остаются только близкие люди, до момента выноса гроба из помещения, где происходило отпевание. Этот торжественный обряд помогает именно родственникам справиться с понесенной ими потерей.

Продолжительность церемонии на кладбище зависит от числа присутствующих и желающих произнести прощальную речь. Членам семьи разрешено провести у гроба столько времени, сколько им потребуется, ведь это последний шанс увидеть лицо дорогого человека в реальности, а не на фотографии. После чего гроб закрывают крышкой и опускают в могилу. Начиная с близких родственников, каждый участник бросает на гроб горсть земли, далее могилу закрывают землей полностью, формируют холм и начинают возложение венков.

Запрещено фотографировать умершего и вести видеозапись церемонии захоронения и отпевания.

Для тех, кто хоронит близких, соблюсти все обряды — значит выразить свою любовь и память. Поэтому люди стараются сделать «все правильно», на что тратят много времени и сил. Что же действительно важно в поминальном православном ритуале, а что является предрассудком и не имеет никакого христианского содержания? Объясняет настоятель храма святых апостолов Петра и Павла города Волгограда священник Алексий ПЛУЖНИКОВ.

Форма (обряд) важны только наличием осмысленного содержания: например, завесить телевизор ради усердной молитвы по усопшему. А если человек ищет формы, одобренные обществом, (начинает завешивать зеркала и люстры) ради собственной успокоенности, то он быстрее всего найдет язычество, ибо христианство — это как раз отсутствие этой успокоенности, которая подчас близка равнодушию. Никогда нельзя думать, что мы сделали для усопшего все, что возможно.

Мы должны (если можно здесь употребить такое слово) нашему усопшему только одно — любовь, а форма без любви — фарисейство. Наша забота об усопшем имеет идеалом жен-мироносиц, пришедших ко гробу Христа, чтобы совершить положенный обряд по великой любви к своему Учителю: в этом была суть обряда — сделать последнее добро родному Человеку. А какое добро заключается в завешанных зеркалах? Это нежелание думать и искать смысл в своих действиях. Гораздо удобнее сделать «как все», «как положено» — и жить дальше спокойно. Как коровы, методично жующие жвачку…

Часто спрашивают: как правильно убрать покойника?

Если ответить формально, то в руки усопшего вкладывают крест, а рядом кладут икону, чтобы, прощаясь с покойным перед закрытием гроба, близкие могли целовать («давать последнее целование») или эту иконку, или венчик на лбу. Икону из гроба забирают перед заколачиванием крышки гроба. Ее можно хранить у себя дома в память о покойном. Если ответить неформально, то мне видится неверной сама постановка вопроса — «как правильно?». А никак: и Богу, и покойнику не важно, правильно ли мы что-то положили или вынули.

Когда совершаются вселенские родительские субботы, то на утрене (на которой, к сожалению, мало кто бывает, все ждут «главного» — панихиды) читается канон, где мы просим Бога помянуть всех усопших и погибших различными способами: утонувших, сгоревших, «плинфой» (кирпичом) удавленных, гадами укушенных, зверями лесными растерзанных и прочими стихиями убиенных. И основной мотив всех прошений только — Господи, помяни их и прости прегрешения вольные и невольные! Нигде нет и намека на «правильность» обряда погребения и его важность.

Преподобные игумены перед смертью говорили порой: «А тело мое, братие, стащите в болото и бросьте там на поругание». Говорилось это не для кокетства, а с осознанием суетности всего земного и преходящего.

Часто родственники задают вопрос: имеет ли значение, очное отпевание или заочное? Имеет значение для усопшего, если он был верующий христианин. Не имеет — если он игнорировал Бога и Церковь при жизни. Имеет значение для родственников, если они пришли молиться ко гробу. Не имеет — если для них это лишь экономия времени для того, чтобы успеть на поминки в кафе.

Суть очного отпевания — совместная усердная молитва священника и близких. Заочно отпевать надо при исключительных обстоятельствах: тело исчезло, давно умер человек, а только теперь нашлись те, кто решил за него помолиться. Но, конечно, бывает, что заочное отпевание — это единственная возможность помолиться об усопшем, хоть священник помолится — и то хорошо.

Иногда можно услышать жалобы на священников, которые сокращают время отпевания. Это непростой вопрос. Известно, что полный чин отпевания довольно долгий — около двух часов. Но, например, настоящее всенощное бдение на Афоне может длиться до 16 часов, а в приходском храме — два с половиной. Это нарушение или та мера, которая для всех разная? Ведь часто отпевать привозят человека, единственным фактом «православности» которого является крещение во младенчестве… А если у священника в день пять, семь, десять (в кладбищенском храме) отпеваний — как тут по два часа служить? Поэтому есть некий усредненный вариант отпевания, который длится около получаса–сорока минут. Но, конечно, «отпевание» за десять минут — это профанация, священнику нельзя так поступать.

За новопреставленного заказывается сорокоуст (особый вид поминовения, совершаемый Церковью ежедневно в течение сорока дней. — Ред. ). Иногда еще заказывают Псалтырь. В монастырях издревле был обычай читать псалмы за усопших. Поэтому их близкие просили монахов усердно молиться, так как у самих мирян часто не хватает на это времени. Плохо, когда эта прекрасная традиция превращается в формализм: «сделать все как правильно», заказать все религиозные «услуги» по каталогу и самим чувствовать себя освобожденными от забот. Но ведь в молитве за близких, о потере которых мы скорбим, и наша душа получает утешение и надежду. Отказываясь от такой молитвы, мы сами себя лишаем этих светлых чувств.

Как правило, поминать наших близких у нас принято обильным угощением, мы устраиваем поминки. Но, бывает, начинают чинно, а после обильных распитий уже не усопший — предмет беседы, а бытовые дела. Ведь корни наших поминок — в языческих тризнах. Сейчас абсолютно нецерковные люди задают вопросы: когда устраивать поминки, что на стол подавать, звать ли на сороковины сорок человек?.. А когда спросишь, почему же они не пригласили священника исповедовать, причастить умирающего, пожимают плечами: а зачем, мол, ерундой заниматься?

Лучший способ поминовения для христиан — это молитва и милостыня. Настоящие поминки — это накормить голодных, одеть нищих, облегчить страдания нуждающихся. Вот истинное добро, творимое для покойника, приносящее пользу и ему, и тем, кто это добро творит.

ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ НЕПРАВИЛЬНО ВО ВРЕМЯ ПОХОРОН

Похороны — это место, где присутствует дух умершего, где живой и загробный мир соприкасают-ся. На похоронах следует быть крайне осмотрительным и осторожными. Не зря говорят, что беремен-ным женщинам нельзя ходить на похороны. Не родив-шуюся душу легко перетянуть в загробный мир. Как попросить прощения у покойника при перезахоронении. От тоски по покойному. Как снять порчу сделанную на похоронах? Если человек уронил на себя кутью или еще что-нибудь со стола. О покойниках и похоронах. Советы и приметы. Молитва прощальная.
Похороны.
По христианским правилам усопшего следует хоронить в гробу. В нем он будет покоиться (храниться) до будущего воскресения. Могила усопшего должна соблюдаться в чистоте, уважении и порядке. Ведь даже Богородицу положили во гроб, а гроб оставили в могиле до того дня, когда Господь призвал Свою Мать к Себе.

Одежду, в которой умер человек, не следует отдавать ни своим, ни чужим. В основном ее сжигают. Если же родные против этого и хотят постирать одежду и положить, то это их право. Но следует помнить, что 40 дней эту одежду ни в коем случае не надевают.

Обмывают покойного в тот же час после смерти, пока полностью не остыл. Мыло, как правило, оставляют. Оно помогает во многих делах и от бед. Но надо быть осторожным, так как с помощью этого мыла можно нанести и вред другим людям.

Одевают обычно в новое, чтоб было в пору, не велико и не мало. Если нет нового одеяния, то надевают только чистое.

Нельзя надевать одежду, имеющую на себе пот и кровь. Это может повлечь за собой еще одного покойника.

Если человек еще при жизни попросил надеть него то, что он хочет, то необходимо исполнить его желание.

Военных обычно одевают в военное. Фронтовики просят, чтобы на них надели ордена, ведь все равно их потеряют или выкинут много лет спустя, а они заслужили их и гордятся ими. Вообще это сугубо личных вопрос семьи.

Обязательно должно быть белое покрывало, которым укрывают покойника. На лоб кладется венец с изображением Иисуса Христа, Божьей Матери, Иоанна Предтечи. На венце - слова в старом стиле, это написание Трисвятой песни. В руки следует вложить крест или икону.

Если нет возможности пригласить из церкви служителя, то заранее позаботьтесь пригласить пожилых людей, чтобы читать псалмы и служить панихиду. Псалмы обычно читают, не прерываясь. Прерываются лишь во время панихиды.

Такие моления являются утешением для тех, кто скорбит о мертвом. Кроме того, следует прочитать эту молитву:

Помяни, Господи Боже, в вере и надежде живото вечногопредставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбия, отпущай грехи и потребляй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечные муки и огня геенского и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тебя, если и согрешивших, но не отступивших от Тебя, и несумненно во Отца и Сына и Святого Духа, Бога Тебя в Троице славимого, верова и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, прославно, даже до последнего своего воздыхания исповеда.

Тем же милостив тому буди, и верую я же в Тя. Вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко щедр, упокой: несть бо человека иже поживет и не согрешит. Но Ты един еси, кроме Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, присно и во веки веков. Аминь.

Положено по окончании трех суток везти покойника в церковь на отпевание. Но постепенно не стали этого придерживаться, и уже не трое суток, а одну ночь ночует дома умерший. На гроб ставят по углам четыре свечи, меняя их по мере сгорания.

Все время со дня смерти стоит стакан с водой и кусочком хлеба, в блюдце насыпано пшено. Нужно быть внимательным во время похорон. Обычно родным не до этого. Но можно оговорить, кто будет следить за порядком, так как не секрет, что на похоронах много делается: снимают порчу, подкладывают фото врагов в гроб, стараются забрать волосы, ногти, веревочки с рук и ног и т.д.

Под предлогом «потрогать ноги», чтобы не бояться, делают необходимые дела. Просят табуретку, на которой стоял гроб, цветы из венка, воду. Решать, давать это все или нет, Вам. Кровным родственникам нельзя мыть в доме пол, где лежал покойник.

Родным нельзя идти впереди гроба, нести венки, пить вино. Разрешаются причитания и уже после захоронения съесть кутью или блин.

На кладбище целуют последним целованием в венец на лбу и руки. Забираются живые цветы из гроба и икона. Следите, чтобы икону не схоронили.

Часто спрашивают, можно ли надевать часы и золото. Если часы уже надели, то ни за что не снимайте. В том, что у покойника часы на руке, вреда нет. А вот если с мертвой руки снять часы, перевести стрелки назад, прочитать заклинание на какого-нибудь человека, то до смерти этого человека не так уж и долго ждать. В отношении украшений: если Вам не жалко, то плохого тоже ничего нет в том, что они одеты на покойника.

По прощании лицо укрывается. Крышку забивают, и гроб опускают. Обычно на полотенцах. Полотенца раздаются людям. Но лучше их не брать, можете заболеть.

Гроб опускают так, чтобы умерший лежал лицом на восток. В могилу бросают деньги, откуп для покойника: первыми бросают родственники. Затем бросают землю. Необходимы не только отпевание, но и помины, которые делаются по возвращении с кладбища и которые повторяются на третий, девятый и сороковой день и в год.

Если вы поняли, что допустили ошибку во время похорон, обязательно отчитайте ее!

Переярые мои слова, вы церковные купола, вы серебряные колокола. Ан Тын, Хаба, Уру, Ча, Чабаш, мертвые вы духи. Не к миру моему, а к миру своему не зовите, не зрите, не ищите. Светом Божьим опояшусь. Святым Крестом открещусь. Господь мой Великий. Ныне, присно. Во веки веков. Аминь.

Как попросить прощения у покойника при захоронении.

Иногда возникает необходимость перезахоронить покойника. Но вряд ли тот, кто это задумал и испол-нил, понимает, какой поступок он совершает. Люди привыкли думать о покойнике, как о каком-то пред-мете, который не видит, не слышит и не чувствует, а следовательно, с ним можно поступать как угодно, не неся никакой ответственности, и что любые дей-ствия с мертвым телом останутся безнаказанными. Но это не так. Тело — это сосуд, где долгое время пребывала, милостью Иисуса Христа, бессмертная душа усопшего человека. Когда тело покойного пре-дают земле, оно обретает свое жилище, или, как говорили раньше, домовину.

Еще говорят, что покойник трудно привыкает к своему новому обиталищу. И только после сорока дней после кончины человека, когда его душа на-всегда покидает землю, оставленное ею тело уходит в царство духов. Покинутое, неподвижное тело гото-вится перейти в тлен. Ибо сказано: из праха вышел и в прах уйдет.

Священное место, где до Судного дня хранится плоть, которая носила в себе кровь, разум и душу, священен покой, который заслужил тот, кто поки-нул этот мир, в котором он любил, страдал, трудил-ся, переносил боль, растил детей.

О каждом умершем человеке можно рассказывать безумно много и при этом абсолютно ничего не рассказать.

Придя на кладбище и вглядевшись в памятники, видя лица живых людей, хочется закричать: Боже мой! Ведь каждый из них — целый мир. И в каждом из них этот мир умер...

Так вдумайтесь, следует ли нарушать мир усоп-шего, выкапывая тронутый тленом его прах, чтобы перевезти на другое, с вашей точки зрения, лучшее место. Лучшее чем?

Нельзя снова заставлять плакать душу о потрево-женном людьми теле. Пусть оно покоится с миром. Кроме того, если дух мертвого будет растревожен и не примет нового места, быть беде. Дух мертвеца будет наказывать тех, кому в голову пришла мысль переза-хоронить гроб на элитное кладбище.

Если же все-таки это случилось, нужно обезопа-сить себя от возможной беды.

На новом месте захоронения сорок раз прочитай-те этот заговор. Читать надо, стоя в ногах могилы.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Удержи, Господи, в царствие Твоем душу усопшего раба Твоего (имя). Не дай этой душе мертвой по земле ходить, не дай душе мертвой живым душам вредить. Святой Лазарь, ты после смерти по земле ходил? И по земле после смерти ходил и живым людям никогда не вредил. Так чтобы и душа усопшего раба (имя) по земле более не ходила и живым людям во веки веков не вредила. Ключ, замок, язык. Аминь.

Уходить с могилы следует не оглядываясь. Дома съесть кутью и выпить кисель.

Знаменуй себя крестом и произнеси молитву Чес-тному Кресту:

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии гла-голящих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняй бесы силою на тебе пропятого Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диавола, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякого супостата.

О, Пречестный и Животворящий Крест Господень! Помогай ми со Святою Госпожою Девою Богороди-цею и со всеми святыми во веки. Аминь.

От тоски по покойному.

Встаньте ночью, подойдите к зеркалу и, глядя, себе в зрачки, говорите:

Не тосковать, не горевать, слез не проливать! Ночь-мать, возьмись тоску с меня снять. Как тебя рассвет уберет, так и ты сними с меня тоску. Ныне и присно и во веки веков.

После этого умойтесь и ложитесь спать. Уже на другой день вам будет легче. Так сделайте три раза, и тоска сойдет.
Как снять порчу, сделанную на похоронах.

Ночью сжигайте на угольях ладан, говоря:

Как этот ладан горит и тает, чтоб сгорела, иста-яла болезнь гробовая с рабы Божьей (имя). Аминь.

Если человек перевернул на себя кутью.

Из письма: «С некоторых пор я стала верить в приметы, да и как им не верить, если я сама стала очевидцем того, что они сбываются. Вот из-за чего я решила Вам написать: в нашей родне умер дедушка, и моя тетя нечаянно опрокинула на себя поминаль-ную кутью, всю, сколько приготовили на все помины! Кутью пришлось варить заново, а тетя умерла через сорок дней после похорон, день в день!»

Действительно, если при похоронах у кого-нибудь падает свечка или падает кусок хлеба и стакан с водой, поставленный для покойника, прямо на колени сидящего человека, то этот человек вскоре умирает.

Если такое, не дай Бог, случится, я советую на всякий случай отчитать человека от беды специаль-ным заговором, который я даю в этой книге.

Читают заговор до солнечного восхода:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Душа, тело, дух и все пять чувств. Душу оберегаю, тело защищаю, Дух вызволяю, чувство обороняю. Господь Бог заповедь дал, Господь Бог оберег сказал: - Не придет к тебе зло, рана не приблизится к телу твоему. Ангелы мои заповеют о тебе, как на земле, так и на небе. Истинный Господь истину сказал. Ангела-спасителя, хранителя послал. Ангел Божий, всю мою жизнь, час от часа, день ото дня, спаси, сохрани и помилуй меня. Верую во Единого Отца и Сына и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Если покойника похоронили не в обед, а после захода солнца, то ровно через семь лет будет новый гроб.

Детей до годовалого возраста не берут на похоро-ны и не кормят с поминального стола.

Если Вам на похоронах дают часть полотенца, на котором опускали в могилу гроб, не берите его. Полотенце нужно оставлять в могиле, а не раздавать людям. Тот, кто воспользуется им, будет болеть.

Иногда на поминах кто-нибудь предлагает спеть любимую песню умершего человека и все, не заду-мываясь, поют. Но давно подмечено, что поющие за поминальным столом вскоре начинают болеть, а те, у кого слабый ангел-хранитель, вообще рано уходят из жизни.

Не берите ничего взаймы в той семье, где не про-шло сорока дней помин по умершему человеку. Ина-че и у вас в том же году будет гроб.

По обычаю вокруг гроба люди сидят всю ночь. Сле-дите за тем, чтобы никто из сидящих у гроба не спал и не дремал. Иначе «наспите» еще одного покойника. Если подобное все же случилось, то это следует от-читать.

После похорон не топят баню. В этот день не сле-дует полностью мыться, достаточно вымыть лицо и руки. Особенно следует опасаться просьб чужих лю-ее помыться после похорон в вашей бане или ванне.

Часто задают вопросы по поводу помин, которые совпадают с Великим постом. Нужно знать, что помины в первую, четвертую и седьмую неделю поста делаются только постными и чужих на помины ни-когда в это время не приглашают.

Очень плохая примета, когда несущий гроб пер-вый человек выходит из квартиры спиной. Нужно об этом заранее позаботиться и предупредить тех, кто будет нести гроб, чтобы они выходили из квартиры лицом к выходу, а не спиной.

Гроб в доме не переставляют, не подыскивают ему удобное место. Заранее продумайте, где его поставить, чтобы не переносить его с места на место.

О ПОКОЙНИКАХ И ПОХОРОНАХ.

Как проводить в последний путь родного, близкого человека, не навредив себе и своим близким? Обычно это печальное событие заста-ет нас врасплох, и мы теряемся, слушая всех подряд и выполняя их советы. Но, как оказы-вается, не все так просто. Порой люди исполь-зуют это печальное событие, чтобы навредить вам. Потому запомните, как правильно прово-дить человека в последний путь.

В момент смерти человек испытывает тягостное чувство страха при выходе души из тела. При выходе из тела душа встречает Ангела Хранителя, данного ей во время Свя-того крещения, и демонов. Родные и близ-кие умирающего должны стараться молит-вой облегчить его душевные страдания, но ни в коем случае громко не кричать или рыдать.

В момент разлучения души с телом по-лагается читать Канон молебный Божьей Матери. При чтении Канона умирающий христианин держит в руке зажженную све-чу или святой крест. Если у него недостает сил осенить себя крестным знамением, это делает кто-нибудь из близких, наклонившись к умирающему и внятно говоря: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. В руце Твои, Господи Иисусе, предаю дух мой, Господи Иисусе, еек дух мой».

Можно окропить умирающего святой водой со словами: «Благодать Святого Духа, освятившего воду сию, да избави душу твою от всякого зла».

По церковному обычаю умирающий просит у присутствующих прощения и сам их прощает.

Не часто, но все-таки бывает, что чело-век заранее готовит себе гроб. Его, как пра-вило, хранят на чердаке. В этом случае об-ратите внимание на следующее: гроб пустой, а поскольку сделан он по меркам человека, он начинает «тянуть» его в себя. И человек, как правило, быстрее уходит из жизни. Рань-ше, чтобы этого не произошло, в пустой гроб насыпали опилки, стружки, зерно. После смерти человека опилки, стружку и зерно тоже закапывали в яму. Ведь если таким зерном кормить птицу, она станет болеть.

Когда умер человек и с него снимают мерку для изготовления гроба, ни в коем случае нельзя эту мерку класть на кровать. Лучше всего ее вынести из дома, а во время похорон положить в гроб.

Обязательно снимите с умершего все се-ребряные предметы: ведь это именно тот ме-талл, который используется для борьбы с «нечистыми». Поэтому последние могут «по-тревожить» тело покойного.

Тело усопшего тотчас после смерти омы-вают. Омовение происходит в знак духов-ной чистоты и непорочности жизни умер-шего, а также, чтобы он в чистоте предстал перед лицом Божьим после воскресения. Омовение должно охватывать все части тела.

Омывать тело нужно теплой, а не горя-чей водой, чтобы не распарить его. Когда омывают тело, читают: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, поми-луй нас» или «Господи, помилуй».

Для того, чтобы было удобнее обмывать покойника, на полу или скамье стелют кле-енку и покрывают ее простыней. Сверху кладут тело усопшего человека. Берут один тазик с чистой водой, а другой — с мыль-ной. Губкой, смоченной в мыльной воде, омывают все тело, начиная с лица и кончая ногами, затем омывают чистой водой и вы-тирают полотенцем. В последнюю очередь омывают голову и причесывают умершего.

После омовения умершего одевают в но-вую светлую чистую одежду. Обязательно на-девают крест на умершего, если у него его не было.

Желательно, чтобы омовение происхо-дило в светлое время суток — от восхода и до захода солнца. С водой после омовения надо очень осторожно обращаться. Необхо-димо выкопать яму вдалеке от двора, огоро-да и жилых помещений, там, где не ходят люди, и всю, до последней капли, туда вы-лить и засыпать землей.

Дело в том, что на воде, в которой обмы-вали покойника, делают очень сильные пор-чи. В частности, на этой воде человеку могут «сделать» рак. Поэтому никому не давайте эту воду, кто бы к вам с такой просьбой ни обращался.

Старайтесь не разлить эту воду по квар-тире, чтобы живущие в ней не болели.

Нельзя обмывать покойника беременным женщинам во избежание болезни бу-дущего ребенка, а также женщинам, у которых идут месячные.

Как правило, покойника готовят в последний путь только пожилые женщины.

Родным и близким нельзя делать гроб.

Стружки, образовавшиеся во время изготовления гроба, лучше всего закопать в землю или, в крайнем случае, бросить в воду но только не сжигать их.

Постель, на которой умер человек, не надо выбрасывать, как это делают многие. Просто вынесите ее в курятник, пусть она там полежит три ночи, чтобы, как гласит поверье, петух отпел ее трижды.

Когда усопшего кладут в гроб, надо его и гроб снаружи и внутри окропить святой водой, можно окадить и ладаном.

На лоб умершему кладут венчик. Его дают в церкви на отпевании.

Под ноги и голову усопшего кладут подушку, которую обычно делают из ваты. Тело покрывают простыней.

Гроб ставят посреди комнаты перед иконами, обращая лицо умершего головой к иконам.

Увидев покойника в гробу, машиналь-но не коснитесь своего туловища руками. Иначе на том месте, где вы прикоснулись, могут вырасти различные кожные наросты в виде опухоли.

Если в доме покойник, то, встретив там своего знакомого или родственников, здороваться надо поклоном головы, а не голосом.

Пока в доме покойник, не следует мес-ти пол, так как этим вы навлечете беду на свою семью (болезнь или что худшее).

Если в доме покойник, не затевайте никакой стирки.

Не кладите на губы покойника, якобы для сохранения тела от разложения, накрест две иголки. Этим вы не сохраните тело покойника, но иголки, которые были у него на губах, обязательно пропадут, их используют для наведения порчи.

Для того, чтобы от покойника не шел тяжелый запах, ему в изголовье можно положить пучок сухого шалфея, в народе его называют «васильки». Он служит и для другой цели — отгоняет «нечистую силу».

Для таких же целей можно использо-вать ветки вербы, которую святят в Вербное воскресенье и хранят за образами. Эти ветки можно положить под покойника,

Бывает, что умершего человека уже положили в гроб, а постель, на которой он умер, еще не вынесли. К вам могут подойти знакомые или незнакомцы, попросить разрешения полежать на постели умершего, чтобы не болели у них спина и кости. Не разре-шайте этого, не причиняйте себе вред.

Не кладите в гроб живые цветы, чтобы от покойника не шел тяжелый запах. Для этой цели используйте искусственные или, в крайнем случае, засушенные цветы.

Возле гроба зажигают свечу в знак того, что умерший перешел в область света — луч-шую загробную жизнь.

В течение трех дней над умершим чи-тают Псалтырь.

Псалтырь читают непрерывно над гро-бом христианина до тех пор, пока умерший остается непогребенным.

В доме зажигают лампаду или свечу, которые горят до тех пор, пока в доме нахо-дится покойник.

Бывает, что вместо подсвечника исполь-зуют стаканы с пшеницей. Этой пшеницей часто наводят порчу, ею также нельзя кор-еек птицу или скот.

Руки и ноги усопшего связывают. Руки складывают так, чтобы правая была сверху, В левую руку усопшего вкладывают икону или крест; для мужчин — образ спасителя, для женщин — образ Божьей Матери. А можно так: в левую руку — крест, а на грудь усопшего — Святой образ.

Следите, чтобы под покойника не поло-жили чьи-нибудь чужие вещи. Если вы за-метили такое, то необходимо вытащить их из гроба и где-нибудь подальше сжечь.

Иногда по незнанию некоторые сердо-больные мамы кладут фотографии своих де-тей в гроб к бабушке или дедушке. После этого ребенок начинает болеть, и если вов-ремя не оказать помощь, может наступить смертельный исход.

Бывает, что в доме покойник, а одежды на него подходящей нет, и тогда кто-нибудь из членов семьи дает свои вещи. Покойника хоронят, а тот, кто отдал свои вещи, начина-ет болеть.

Гроб выносят из дома, обращая лицо умершего к выходу. При выносе тела прово-жающие поют песнь в честь Святой Трои-цы: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас».

Бывает, что когда из дома выносят гроб с покойником, возле двери стоит кто-то и на-чинает завязывать узлы на тряпках, объяс-няя это тем, что завязывает узлы для того, чтобы из этого дома не выносили больше гро-бов. Хотя на уме у такого человека совер-шенно другое. Постарайтесь отобрать у него эти тряпки.

Если беременная женщина пойдет на похороны — этим она сделает себе зло. Мо-еек родиться больной ребенок. Поэтому постарайтесь остаться дома в это время, а попрощаться с близким вам человеком не-обходимо заранее — до похорон.

Когда несут покойника на кладбище, ни в коем случае не переходите ему дорогу, так как у вас на теле могут образоваться различные опухоли. Если же такое произошло, то следует взять руку покойника, обязательно правую, и всеми пальцами водить по опухоли и читать «Отче наш». Такое нужно проделать трижды, после каждого раза сплевывая через левое плечо.

Когда несут по улице покойника в гробу — старайтесь не смотреть из окна своей квартиры. Этим вы избавите себя от неприятностей и не будете болеть.

В храме гроб с телом умершего ставят посреди церкви лицом к алтарю и по четырем сторонам гроба зажигают свечи.

Родные и близкие усопшего обходят гроб с телом, с поклоном просят прощение за невольные обиды, в последний раз целуют умершего (венчик на его лбу или икону находящуюся на груди). После этого тело целиком закрывают простыней и священ-ник крестообразно посыпает его землей.

При выносе тела с гробом из храма лицо умершего обращают к выходу.

Бывает так, что церковь находится да-леко от дома усопшего, тогда по нему совер-шается заочное отпевание. После отпевания родственникам дают венчик, разрешитель-ную молитву и землю с панихидного стола.

Дома родственники в правую руку умер-шему кладут разрешительную молитву, на лоб — бумажный венчик, а после прощания с ним, на кладбище, тело его, покрытое простыней с ног до головы, как в церкви, крестообразно посыпают землей (от головы к ногам, с правого плеча на левое — чтобы получился правильной формы крест).

Погребают покойника лицом на восток. Крест на могиле ставят у ног погребенного так, чтобы распятие было обращено к лицу покойного.

По христианскому обычаю, когда чело-века хоронят, то его тело надо предать земле или «запечатать». Это делают священники.

Завязки, которыми связаны руки и ноги покойника, перед опусканием гроба в могилу необходимо развязать и положить в гроб с покойником. В противном случае их, как правило, используют для наведения порчи.

Прощаясь с умершим, постарайтесь не наступить на полотенце, которое кладут на кладбище возле гроба, чтобы не навлечь на себя порчу.

Если вы боитесь покойника, подержи-тесь за его ноги.

Иногда вам могут бросить за пазуху или за шиворот землю с могилы, доказывая, что так можно избежать боязни мертвецов. Не верьте — это делают для наведения порчи.

Когда опускают гроб с телом покойно-го в могилу на полотенцах, эти полотенца необходимо оставить в могиле, а не исполь-зовать их для различных домашних нужд или отдавать кому-либо.

При опускании гроба с телом в могилу все провожающие умершего в последний путь бросают в нее по комку земли.

После ритуала предания тела земле, эту землю необходимо отнести на могилу и вы-сыпать крестообразно. А если вы поленитесь, не пойдете на кладбище и возьмете землю для этого ритуала со своего подворья, то сами себе сделаете очень плохо.

Хоронить покойника с музыкой — не по-христиански, хоронить следует со священ-ником.

Бывает так, что человека похоронили, а тело земле не предали. Нужно обязатель-но сходить на могилу и взять оттуда горсть земли, с которой затем пойти в церковь.

Желательно, во избежание всяких не-приятностей, дом или квартиру, где жил покойник, побрызгать освященной водой. Это необходимо сделать сразу же после по-хорон. Побрызгать такой водой необходи-мо и людей, которые участвовали в похорон-ной процессии.

Похороны позади, и по старому хрис-тианскому обычаю на столе для угощения души покойного ставят в стакане воду и что-нибудь из еды. Следите за тем, чтобы ма-ленькие дети или взрослые по неосторожно-сти не выпили из этого стакана или не съели чего-нибудь. После такого угощенья и взрос-лые, и дети начинают болеть.

Во время поминок усопшему, по тради-ции, наливают рюмку водки. Не пейте ее, если вам будет кто-то советовать. Лучше бу-дет, если водку выльете на могилку.

Возвратившись с похорон, необходимо в обязательном порядке отряхнуть свою обувь перед тем, как войти в дом, а также подержать руки над огнем зажженной све-чи. Это делается для того, чтобы не занести порчу в жилище.

Существует и такой вид порчи: в гро-бу лежит покойник, к его рукам и ногам привязаны провода, которые опущены в вед-ро с водой, находящееся под гробом. Так, якобы, заземляют покойника. На самом деле это не так. Эту воду в дальнейшем исполь-зуют для наведения порчи.

Вот еще один вид порчи, в которой при-сутствуют несовместимые вещи — смерть и цветы.

Один человек дарит другому букет цве-тов. Только эти цветы несут не радость, а горе, так как букет, перед тем как быть по-даренным, всю ночь пролежал на могиле.

Если у кого-нибудь из вас умер близ-кий или родной человек и вы по нему час-то плачете, то советую вам завести в доме траву чертополох.

Чтобы меньше тосковать по умершему, надо взять головной убор (платок или шап-ку), который носил покойник, перед вход-ной дверью зажечь его и обойти с ним поочередно все комнаты, читая вслух «Отче наш». После этого вынесите из квартиры ос-татки сгоревшего головного убора, сожгите его до конца и пепел заройте в землю.

Бывает и так: вы пришли на могилу к близкому человеку вырвать траву, покрасить оградку или что-нибудь посадить. Начинаете копать и выкапываете вещи, которые там не должны находиться. Кто-то посторонний закопал их туда. В этом случае все, что вы нашли, вынесите за кладбище и сожгите, стараясь не попадать под дым, а то можете сами заболеть.

Некоторые считают, что после смерти прощение грехов невозможно, и если грешный человек умер, ему уже ничем не поможешь. Однако сам Господь сказал: «А вся-кий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам, ни в сем веке, ни в будущем». Значит, в будущей жизни не прощается только хула на Святого Духа. Следовательно, нашими молитвами могут быть помилованы усопшие тела-ми, но живые душой наши близкие, не хулившие во время земной жизни Духа Свя-того.

Панихида и домашняя молитва за добрые дела усопшего, творимые в его воспоми-нание (милостыня и пожертвование на цер-ковь), все полезно для умерших. Но особенно полезно им поминовение на Божественной литургии.

Если вам на пути встретилась похорон-ная процессия, то следует остановиться, снять головной убор и перекреститься.

Когда несут покойника на кладбище, не бросайте вслед ему на дорогу живые цветы — этим вы делаете порчу не только себе, но и многим людям, которые наступят на эти цветы.

После похорон не заходите ни к кому из своих знакомых или родственников в го-сти.

Если берут землю для «печатания» по-койника, ни в коем случае не разрешайте брать эту землю у вас из-под ног.

Когда кто-нибудь умирает, постарай-тесь, чтобы при этом присутствовали толь-ко женщины.

Если больной тяжело умирает, то для более легкой смерти уберите у него из-под головы подушку из перьев. В селах умира-ющего кладут на солому.

Следите за тем, чтобы у покойника были плотно закрыты глаза.

Умершего человека не оставляйте од-ного в доме, обязательно возле него должны сидеть, как правило, пожилые женщины.

Когда в доме покойник, то в соседних домах нельзя пить утром воду, которая на-ходилась в ведрах или кастрюлях. Ее необ-ходимо вылить, а свежей налить.

Когда делают гроб, то на его крышке топором делают крест.

На том месте, где в доме лежал покой-ник, необходимо положить топор, чтобы боль-ше в этом доме долго не умирали.

До 40 дней не раздавайте вещей умер-шего родственникам, друзьям или знако-мым.

Ни в коем случае не надевайте на по-койника свой нательный крестик.

Перед погребением не забудьте снять с покойника обручальное кольцо. Этим вдова (вдовец) избавит себя от болезней.

Во время смерти ваших близких или знакомых необходимо закрыть зеркала, не смотреть в них после смерти в течение 40 дней.

Нельзя, чтобы слезы капали на покой-еек. Это тяжелый груз для усопшего.

После похорон не разрешайте ни под каким предлогом ни близким, ни знакомым, ни родственникам ложиться на вашу кровать.

Когда из дома выносят покойника, смот-еек за тем, чтобы никто из провожающих его в последний путь не выходил спиной.

После выноса покойника из дома ста-рый веник следует тоже унести из дома.

Перед последним прощанием с покой-ником на кладбище, когда поднимают крыш-ку гроба, ни в коем случае не подсовывайте под нее свою голову.

Гроб с покойником, как правило, ста-вят посреди комнаты перед домашними ико-нами, обращая лицо к выходу.

Как только человек умер, родные и близкие должны заказать сорокоуст в церк-ви, то есть ежедневное поминовение во вре-мя Божественной литургии.

Ни в коем случае не слушайте тех лю-дей, которые советуют вам для избавления от болей обтирать свое тело водой, в кото-рой обмывали покойника.

Если поминки (третий, девятый, соро-ковой дни, годовщина) приходятся на вре-мя Великого поста, то в первую, четвертую и седьмую недели поста родные усопшего на поминки никого не приглашают.

Http://blamag.ru/o_magi/213-poxorony.html

Тема похорон очень грустная, но сталкиваться с ней раньше или позже приходится каждому. Многие теряются от неожиданности, ведь смерть всегда приходит внезапно. Даже если человек тяжело болел, и кончина по всем прогнозам была неизбежна, печальный исход всегда воспринимается окружающими трагично. В такие моменты близкие люди теряют душевное равновесие, чувствуют себя покинутыми и беспомощными. Своим искренним участием мы можем поддержать их и облегчить страдания.

Траурный этикет требует особо тактичного поведения с родственниками усопшего, внимательного отношения к любым, даже самым мелким деталям церемонии погребения. Чтобы в такой нелегкий момент не огорчить кого-либо неуместными действиями или словами, следует заранее поинтересоваться правилами поведения на похоронах.

Во время отпевания

Если родственники покойного заказывают церемонию отпевания в храме, то решать вам, присутствовать на ней или нет . Самое правильное - узнать об этом заранее и уточнить, какие погребальные обряды приняты в определенной религии.

К примеру, у православных христиан все присутствующие держат в руках зажженные свечи и, стоя у гроба, читают молитвы. В еврейской традиции неуместно приносить на похороны венки или цветы. А католики рассылают письменные приглашения на панихиду - мессу.

На панихиде первые места у гроба всегда предназначены для близких родственников. Поэтому садиться или становиться нужно чуть дальше. К тому же, если вы несведущи в ритуалах, оттуда будет легче сориентироваться и повторять за другими то, что делают все: поклоны, наложение креста или повторение слов молитвы.

Если вы придерживаетесь иной веры и религиозных взглядов, вам необязательно выполнять обряды чужой веры . Можно просто постоять или посидеть в сторонке со скорбно опущенной головой и этим выразить уважение к покойнику и ко всем присутствующим.

Правильно будет выключить телефон или перевести в бесшумный режим. Неприлично и бестактно во время церемонии вести переписку по телефону, а также снимать церемонию на камеру без предварительного согласования с родственниками или распорядителем похорон.

  • В старые времена похоронная процессия двигалась пешком от храма до кладбища. Для переноса гроба с телом и крышки требуется несколько человек. Нельзя нести гроб близким родственникам. Традиционно сразу за гробом идут родные и друзья. Они же несут первые венки. Сейчас этот путь представляет собой расстояние до катафалка, а сопровождающие затем едут следом до кладбища на транспорте.
  • Траурный этикет предписывает для похорон соответствующий . Он должен соответствовать атмосфере скорби и печали. Одежда не обязательно должна быть черной, достаточно спокойных тонов, лучше темных. Мужчинам подойдет темный классический костюм.
  • Если прощальная церемония проходит в церкви, то женщинам нужно покрыть волосы платком или шарфом. Неуместно женщине надевать на похороны брюки. Обувь лучше использовать в этот день максимально удобную.
  • Поскольку на родственников в день похорон наваливается не только горе, но и целая лавина забот, у вас, при желании, будет возможность оказать посильную помощь. Этим вы не только облегчите их страдания, но выкажете уважение и отдадите последнюю дань .
    Возьмитесь за то, что вы в состоянии будете реально сделать. Например, помочь со столом на поминках, присмотреть за детьми, спасти кого-то от эмоционального срыва или отвезти людей на вокзал. Главное, чтобы ваша помощь была конкретной, а какой она может быть, вы увидите сами, по обстоятельствам.

Цветы и венки на похоронах

Погребальные венки издавна имели свою символику. В них используются вечнозеленые растения , как проводники в мир иной, а также искусственные и живые цветы - символ возрождения. Круг ритуального венка означает непрерывность и цикличность, вечную жизнь через умирание и возрождение души.

Последнее подношение покойному в виде венка готовят родные, друзья, коллеги. В венок вплетают ленты с памятными надписями. На лентах нежелательно писать чьи-либо имена, обычно указывают «От родных», «От коллег» и т. п. Венки несут за гробом, а после захоронения укладывают на могилу. Сохраняются они очень долго и украшают могилу яркими красками даже зимой.

Траурный этикет предписывает выбирать для похорон определенные сорта и расцветки живых цветов. На время церемонии, при прощании их кладут в гроб к усопшему, а перед погребением вынимают и выкладывают уже сверху на могиле.

Красные цветы , в том числе и красные розы, как символ любви, могут приносить на похороны только самые близкие родственники. Однако по некоторым поверьям розы являются неуместным цветком на похоронах из-за своих шипов. Можно оформить траурный букет с черной лентой из четного количества хризантем, гвоздик, калл, лилий или даже орхидей .

На кладбище

Некоторые предпочитают не ездить на кладбище, особенно люди не очень близкие для покойника. Правила на похоронах не предусматривают обязательное присутствие на всех этапах церемонии. Ведь главная цель пришедших на похороны - выразить соболезнование семье покойного и попрощаться с ушедшим из жизни человеком.

Если же вы решили присутствовать на погребении, то на кладбище соблюдается определенный церемониал.

  1. Сначала подходят к родным, чтобы сказать . Можно также пожать руку или обнять, в зависимости от вашей степени родства или знакомства с умершим.
  2. Во время похорон родные размещаются по левую руку от покойного, а знакомые и друзья - по правую. Это эмоционально самый тяжелый этап прощания, когда покойника предают земле и приходит осознание, что с ним больше невозможно будет увидеться. Так что, отправляясь на кладбище, запаситесь салфетками, водой и лекарствами - если не для себя, то для тех, кому намного сложнее пережить этот день.
  3. Мужчины на похоронах должны снимать головные уборы. Зимой, в холод, это нужно сделать обязательно хотя бы на короткое время опускания гроба в землю. Родственники бросают по три горсти земли на гроб, в знак прощания и отпускания - предания тела земле.
  4. Иногда на кладбище над гробом говорят слова прощания. Это своего рода гражданская панихида. Каждый может высказаться, если ему есть что сказать. Уместно будет поблагодарить покойного и попрощаться. Ведь о покойниках - или хорошо или ничего. Не следует говорить пустые банальные фразы, вроде «ему там лучше» или «время лечит».
  5. После погребения и возложения венков обычно немного задерживаются у могилы в молчании. Перед уходом уместно поклониться родственникам покойного. После кладбища участники похорон едут на поминальный обед.

Поминки после похорон

На поминки обычно приходят люди, которых туда пригласили. Оно и понятно, ведь обед заказывают на определенное количество человек. На поминках за тихим неспешным разговором поминают добрыми словами покойного. Можно сказать речь для всех присутствующих, а можно просто беседовать с ближайшими соседями по столу.

Обычно делают поминки на 3-й день после смерти, то есть в день похорон. Славяне считают, что именно в этот день душа усопшего предстает в первый раз перед Господом. Поэтому главным и первым блюдом на поминках является поминальная кутья – славянское ритуальное блюдо. Зерна кутьи символизируют воскрешение к новой жизни, а мед - сладость умиротворения в мире ином.

На поминках неуместны громкие шутки, шум, смех и бранные слова. Смеяться можно, если такая атмосфера возникает по инициативе родных покойника, когда, например, в разговоре вспоминают какой-то связанный с ним забавный случай. Это доброе воспоминание, которое действует не хуже молитвы. На поминках не принято употреблять спиртное.

В конце обеда вам могут дать с собой пирожки, печенья или конфеты. От угощения нельзя отказываться, им вы можете угостить других людей. Ведь принято считать, что чем больше людей по-хорошему помянет усопшего, тем легче будет его душе вознестись на небеса и попасть в рай.

После поминок, прощаясь, нужно еще раз подойти к родственникам и сказать простые слова сочувствия. Затем можно уходить. Будет очень благородно не оставлять убитых горем людей без внимания. Можно позвонить или заехать в ближайшие дни, показать, что жизнь продолжается, и ваше общение будет тоже продолжаться.

Поделиться