Методы облагораживания ювелирных камней. Облагораживание драгоценных камней

ОБРАБОТКА (ОБЛАГОРАЖИВАНИЕ) ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ

Под обработкой (облагораживанием) понимается любой процесс кроме огранки и полировки, который улучшает проявления качеств камня (цвет/чистота/насыщенность), увеличивает срок жизни камня и делает его пригодным для использования в качестве ювелирного, то есть - драгоценного камня.

Драгоценные камни редко попадают к конечному покупателю в своем естественном виде. Основные способы "обработки" - огранка и полировка драгоценного камня, необходимые для придания природному кристаллу его «драгоценности», мы только что вынесли за скобки по одной главной причине. При огранке и полировке происходит механическое изменение его внешнего вида, но не происходят иные процессы, влияющие на структуру кристаллической решетки и меняющие химичиский состав камня.

Все другие способы обработки, которые мы классифицируем и рассматриваем, имеют своей целью вмешательство в структуру камня и/или его химический состав.

Основные причины для облагораживания драгоценных камней:

Красота: Облагораживание приводит к значительному улучшению некоторых параметров камня, к большему проявлению того, что мы называем «красотой». В результате облагораживания камни становятся значительно чище, приобретают лучший цвет, а в некоторых случаях - и стабильность (долголетие) цвета.

Цена: Прекрасные, высшего класса, природные драгоценные камни без существенных дефектов всегда в дефиците, очень редки и очень дороги. Значительно более доступно сырье среднего и низкого качества, которое в результате применения различных способов облагораживания превращается в весьма прилично выглядящие камни по вполне доступным ценам.

Востребованность: Если бы ювелирный мир использовал бы только необлагороженные драгоценные камни, то цены даже на самые дешевые камни и изделия с ними были космически высокими.. Не из-за стоимости камней как таковой, а из-за практической недоступности таких изделий.. Использование облагороженных камней дает возможность практически любому человеку найти что-либо нравящееся для себя и для близких...

Основные методы обработки (облагораживания) природных драгоценных камней:

Основные, наиболее распространенные методы - термическая обработка (иногда называется «отжиг»), пропитка маслом или иными органическими бесцветными или цветными веществами, облучение и диффузные методы обработки (диффузия ионов внутрь кристаллов)

Термическая обработка (отжиг, нагревание) — самый широко распространенный процесс обработки, используемый для рубинов, сапфиров, янтаря, аквамарина, аметиста, цитрина, танзанита, циркона, топаза и турмалина... Позволяет улучшить чистоту и/или цвет камней. Для различных камней применяются различные методы термической обработки: от простого удерживания драгоценных камней в открытом пламени до использования суперсовременных электрических автоматических печей с возможностью регуляции и изменения температуры, давления и напряженности магнитного поля. Практически все корунды подвергаются термической обработке для улучшения в первую очередь цвета. Абсолютное большинство турмалинов нагревают для их «осветления» - от природы турмалины как правило очень темные. 100% крайне редких в природе голубых цирконов в обязательном порядке подвергают нагреву для закрепления цвета, в противном случае через 1-2 недели воздействия солнечного цвета на голубой от природы циркон цвет изменится на коричневый. Также термообработке подвергаются все (99.9999%) тазнзаниты, так как в естественном виде они коричнево-желто-зелено-непонятного цвета.

Термическая обработка совершенно нормально воспринимается геммологическим сообществом, так как в подавляющем большинстве случаев результат ее перманентен.

Новейшие методы термической обработки:

- с заполнения камня естественной пастой (fracture filled).

Применим в основном для корундов.. Так как большая часть сырья природных корундов не самого, мягко так скажем, высокого качества, то крупные кристаллы подвергают следующему воздействию.

Приготавливается паста на основе того же типа корунда, кторый подлежит обработке. Для пасты размалывается в микроскопическую пыль другой кристалл корунда. Обрабатываемый камень запекается в этой пасте в течение длительного времени в печи при температуре 1400-1450 градусов. Находящяяся внутри камня влага растворяет все доступные для растворения естественные включения, а сжиженная фракция из пасты заполняет образующиеся пустоты, вытесняя лишнюю влагу и воздух..

Такие камни, как правило, ненамного дешевле необработанных. Данный метод в последнее время крайне редко применяется, исключение делают только для очень крупных, потенциально уникальных камней. Беда метода в том, что для измельчения приходится использовать сырье очень высокого класса...

- с заполнения камня стекломассой (led-glass filled).

Все тоже самой и точно также, как рассказано выше, только паста приготавливается на основе стекла. Все пустоты и трещины в камне оказываются заполнены стекломассой. Такие камни нельзя долго держать в ультрасонике и под стиммером - могут развалиться на части (если степень заполнения выше чем 25-30%). Изделия с такими камнями нельзя паять - опять же могут развалиться из-за различного градиента температурного расширения стекла и собственно корунда. Практика такой обработки не прижилась для сапфиров, но вот рубины подвергаются такой обработке в 99% случаев! Если Вам предлагают рубин по стоимости 20-50 долларов за карат, то сомневаться можно только в одном: чего в камне больше? Стекла или рубина....

- глубокая диффузия инонов Be.

Сырые сапфиры из месторождений Танзании, Мадагаскара и Шри-Ланки как правило поднимаются из земли в конгломератах с цирконом, шпинелями, хризобериллами, турмалинами и другими драгоценными и не очень минералами.. При промышленнном производстве времени на переборку и разделение различных минералов зачастую не хватает. И все вместе, вся эта куча идет в печку для прокаливания (при этом камни остаются целыми, а вмещающие породы чаще всего растрескиваются и отваливаются)..

"Странный" эффект был обнаружен при проведении рутинного отжига на одной из фабрик Таиланда. Загруженные в печь едва заметно-фиолетовые корунды после отжига вышли из печи достаточно яркими розовыми и желтыми.. Длительное эксперементирование показало, что такой эффект достигается, когда в загружаемой в печь массе присутсвует хризоберилл.. И - ничего не происходит, если хризоберилла в печи нет. Хризоберилл, как известно, содержит бериллий. Попытки внести искуственно в прокаливаемую массу малые количества бериллия дали то же результат - появились ярко желтые и ярко-розовые сапфиры.

В последнее десятилетие этот метод принят на вооружение. Почти все (99.9999%) мелких рассыпных розовых и желтых сапфиров - Be-treated. Определить такую обарбтоку для мелких камней стало почти невозможно при использовании только неразрушающих геммологических методов. Достоверно помогает спектроскопия, но не каждая рядовая геммологическая лаборатория имеет такое оборудование. Несколько проще с крупными, от 0.5 карат, камнями. В таких камнях иноны бериллия проникают только во внешние и средние зоны камня (по глубине). Центральная зона остается «непрокрашенной» и естественный цвет центральной внутренней зоны нетрудно заметить с использованием микроскопа или даже хорошей геммологической лупы.. При этом наблюдатель должен иметь хорошо натренированный глаз: надо знать, где и что можно увидеть, и как, по каким признакам распознать.

Данный метод применяется, помимо производства желтых и розовых сапфиров, для производства рубинов и красных сапфиров, как правило - танззанийских месторождений. Придает рубинам и сапфирам яркий цвет с сильным оранжевым оттенком.

- Облучение

Драгоценные камни могут менять цвет под воздействием радиации. Эти процессы вполне естесвенные, происходят в земной коре под воздействием излучения радиоактивных элементов, в коре же и содержащихся... Занимают такие процессы очень долгое время - миллионы и десятки миллионов лет. Человек все-навсего придумал, как ускорить продесс. Облучение в подавляющем большинстве случаев дает постоянный результат, цвет уже не меняется (хотя исключения известны). Наиболее массово эта технология применяется для производства цветных бриллиантов, а среди более доступных камней - для производства голубых топазов и всех ювелирных разновидностей кварцев: аметистов, цитринов.

Промасливание.

Заполнение бесцветным маслом - способ обработки камней берилловой группы, известный с древнейших времен. В современности применяется в основном только к изумрудам, зато - повсеместно! Непрошедшие такую обработку изумруды - штучные редкости!!! Наиболее популярный естественный продукт для данной технологии - кедровое масло. Сейчас его используют только для изумрудов высшей категории, для всех остальных применяются синтетические масла. Масло просачивается внутрь камня через трещины, которые достигают поверхности камня, и визуально улучшает чистоту и окраску изумруда. К сожалению - результаты такой обработки не очень постоянны, камни требуют специального ухода, и нередко - повторного промасливания.

- Заполнение резиной.

Очень часто попадаются изумруды красивого цвета, неплохой чистоты, но с такой сильной трещиноватостью, что практически невозможно сохранить камень целым. Такие изумруды помимо промасливания заполняют специально подготовленной бесцветной резиной, которая работает и как клей, и как амортизатор при механических нагрузках. Как минимум 50% всех изумрудов на мировом рынке - резинонаполненные.

Все перечисленные выше способы являются так называемыми «принятыми» технологиями. То есть геммологическое сообщество знает о них, согласно с их использованием, и лишь требует от продавца всегда правдиво указывать соответствующую информацию.

Но известны и технологии облагораживания драгоценных камней массового применения, не принятые геммологическим сообщество. Коротко об основных:

- Поверхностная диффузия.

Применятся в основном для производства голубых сапфиров. Поверхность камня покрывается тонкой пленкой на основе легкоплавких оксидов металлов с содержанием ионов титана и ваннадия. Затем камень помещается в печь, где при прокаливании пленка разушается, а ионы ванадия и титана проникают в самые верхние поверхностные слои камня. При этом естественно и окрашивается только поверхность, на глубину не более чем в несколько десятков микрон. Окрашивание надежное, цвет уже никогда не поменяется... Часто лишь случайно расколов камень удается увидеть, что Ваш красивый насыщенный голубой сапфир, купленный за безумные деньги - внутри цвета помоев или темной детской неожиданности... Любой геммолог без труда способен идентифицировать такой сапфир.

- Окрашивание с использованием магнетронного напыления тонких пленок.

Технологически - очень простой способ... Всего несколько секунд в магнетроне, и гора каменй, размещенных в его вакуумной камере, превращается в.... мистик-топазы, мистик-кварцы, в мистик-вообще что угодно... А также в розовые топазы, в невероятные желто-голубые аметрины, в танзаниты (окрашенный кварц), да и вообще во все, что придет в голову нечистоплотному манипулятору, игрющему на всеобщей геммологичской безграмотности... Результаты такой обработки непостоянны, тонкая пленка легко царапается и разрушается.

Оба поименованных выше вида обработки признаны недопустимыми. Также недопустимыми являются виды стандартных обработок, если для того или иного типа камней они не дают постоянного результата (может поменяться цвет или ухудшиться чистота).

Большинство методов обработки не приводят к изменениям химического состава камней. Диффузия и стеклозаплнение влияют на химический состав. Основное требование, которое должно предъявляться к продавцам - правдивость информации! Допустимо продавать камень, прошедший глубокую обработку, недопустимо продавать его под видом камня, свободного от обработки!!!

НЕБОЛЬШОЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО КАМНЯМ, ОБЫЧНО ПОДВЕРГАЕМЫМ ОБРАБОТКЕ (ОБЛАГОРАЖИВАНИЮ)

ИЗУМРУД
: Промасливание, промасливание + заполнение резиной.
РУБИН : Термическая обработка, стеклозаполнение, диффузия.
САПФИР : Термическая обработка, диффузия.
ТАНЗАНИТ : Термическая обработка для придания камню фиолетового цвета.
АКВАМАРИН : Обычно - термическая обработка для улучшения цвета.
ГОЛУБОЙ ТОПАЗ : Обычно - облучение и термическая обработка для придания камню голубого цвета.
ЦИТРИН : Обычно - термическая обработка аметиста для придания характерного цвета.
АМЕТИСТ : Часто - термическая обработка для усиления и закрепления цвета.
ВСЕ ВИДЫ ПРОЗРАЧНЫХ КВАРЦЕВ : Часто - облучение для усиления цвета.
ТУРМАЛИН : Обычно - облучение для усиления розового и красно-фиолетового цветов, термическая обработка для осветление темных камней.
АНДЕЗИН-ЛАБРАДОРИТ : Почти всегда термическая обработка для придания и усиления красно-оранжевого цвета.
АПАТИТ : Очень часто - термическая обработка.
ГОЛУБОЙ ЦИРКОН : Часто - термическая обработка либо для закрепления естественного природного цвета, всегда - для придания камню голубого цвета.
НЕФРИТ, ЖАДЕИТ, ЛАЗУРИТ, МАЛАХИТ и подобные минералы: Обычно - пропитка бесцветным воском.
КОРАЛЛ : Обычно - отбеливание.
ЖЕМЧУГ : Обычно - отбеливание для улучшения цвета и в качестве подготовки к покраске.
ЧЕРНЫЙ ОНИКС : Всегда окрашивание.

Обработка камнесамоцветного сырья и огранка природных камней

В камнерезном производстве существует четыре способа обработки камней: 1) металлическими резцами (мягкие породы - агальматолит, змеевик, гипс, янтарь, пирофиллитовый сланец и др.); 2) камнетесный, скалывание камня ударными инструментами (гранит, песчаник, известняк); 3) абразивами - пиление, шлифование (твердое камнесамоцветное сырье - агат, нефрит, яшмы, родонит, кварц); 4) огранка камней для ювелирных изделий.

Изготовление камнесамоцветных изделий. В настоящее время обработку и изготовление изделий из мягкого камня производят в основном камнеобрабатывающие предприятия, расположенные в районах распространения этих пород: пирофиллитового сланца в Украине, агальматолита в Тувинской АР, гипса-селенита на Урале и т. д. Часто местные изделия (фигурки, шахматы и др.) выполнены в национальных традициях (Тувинская АР). Камнетесная обработка камня широко применяется для украшения цоколей зданий, изготовления монументов и др. Камнерезные предприятия для строительных работ распиливают и шлифуют твердые горные породы (гранит, габбро, лабрадорит, мраморы, туфы и др.), из которых изготавливаются плиты различной величины для внешней и внутренней отделки зданий. Для этого используют современные крупные станки с алмазными пилами, шлифовка и полировка производятся различными абразивными пастами, в том числе алмазными.

Наиболее распространенное камнерезное производство организуется на крупных предприятиях, поставляющих изделия из камнесамоцветного сырья для народного потребления. Они изготавливают вазы, рюмки, кольца, бусы, вставки для ювелирных украшений. Предприятия оборудованы современными высокооборотными станками для распиловки, шлифовки и полировки, а также ультразвуковыми установками для пробивания отверстий и нанесения узоров на камне. Обработка изделий производится армированным алмазами инструментом и абразивными пастами.

Цех обработки камня и ограненные камни, конец XX века, СССР

Огранка самоцветов. По мнению А. Е. Ферсмана, русские ограненные самоцветы, по сравнению с камнерезными изделиями, не играли большой роли в ювелирном деле России. Качество уральской огранки было низким. В конце XVII в. для сохранения объема самоцвета применялась огранка мелкой гранью с учетом индивидуальных особенностей каждого камня, как это делали древнеиндийские ювелиры. Непрозрачные камни - бирюза, родонит, гематит и др. обрабатывали в форме кабошона, иризирующие камни - лабрадор, беломорит и др. в виде пластин, вырезавшихся параллельно спайности.

В конце XVIII в. были модны крупные ограненные камни, а в XIX в. такими камнями украшали предметы обихода. Оригинальные формы гранения топазов, аметистов были выработаны на Екатеринбургской гранильной фабрике, в том числе для мелких камней в виде пятигранной "искры". В начале XX в. крупные частные фирмы организовали литье и обработку металла для ювелирных изделий, что повысило их художественное выполнение.

В последние годы, с созданием гранильных предприятий на территории СССР и СНГ на основе развивающейся алмазодобывающей промышленности, изготовления синтетических алмазов и инструмента, были достигнуты успехи в алмазной огранке, производящейся на самом современном уровне. Бриллианты российского производства пользуются большим спросом как на внутреннем, так и на мировом рынке. Разработаны новые усложненные виды огранки, усиливающие "игру" самоцвета.



Ограненные природные топазы (голубые и винные топазы в огранке), Украина.



Ограненные природные аквамарины.

Огранка самоцветов производится для наиболее полного выявления их свойств: блеска, окраски, дисперсии света. При огранке камня ему придают строго определенные геометрические формы с тем или иным числом, формой и размером граней. Ограненный камень состоит из двух частей: верхней - коронки и нижней - павильона, или базы.

Попадая на коронку, часть световых лучей отражается от ее полированных граней, другая часть, преломляясь, проникает в глубь камня. Низ камня обычно закрыт металлической оправой и лучи могут проникать только через коронку, поэтому углы наклона граней следует делать такими, чтобы все лучи света получили полное внутреннее отражение и выходили через коронку, а не были бы погашены оправой.

Грани коронки и павильона размещаются строго закономерно под определенными углами, различными для каждого минерала. Правильно ограненный самоцвет при естественном и искусственном освещении передает яркую игру световых лучей. Точность огранки достигается при помощи специальных приспособлений: квадранта и кичей. При сложных огранках число граней исчисляется несколькими сотнями. Огранка производится на индивидуальных гранильных станках, а также автоматах и полуавтоматах.


Огранка самоцветов. Природные топазы. Образцы и ограненные камни.

Основная задача огранки - сохранение массы камня. Огранка часто исправляет дефекты роста и различных деформаций кристалла, раскрывает оптические свойства, присущие данному минералу. При выборе формы огранки учитываются плеохроизм (рубин, сапфир и др.), необходимость просветления окраски или ее усиления (изумруд, александрит).

Для некоторых самоцветов, особенно полупрозрачных и непрозрачных, свойственны оптические эффекты: опалесценция, иризация, астеризм. Им придают обычно полусферическую форму - кабошон, которая усиливает указанные оптические эффекты. Кабошоны могут иметь вогнутое, выпуклое или ровное основание, различную вытянутость и высоту. Из густоокрашенных камней принято делать более высокие кабошоны, просветляющие камень; иногда применяется смешанная шлифовка: половину полусферы кабошона шлифуют, а на другую наносят мелкие грани.

Для некоторых самоцветов характерна спайность (алмаз, топаз, флюорит и др.), поэтому при их обработке необходимо соблюдать осторожность, так как от удара и при резком трении (быстром нагревании) они могут скалываться и даже раскалываться по спайности.

В результате образуются два более дешевых камня, а уникальность и красота первоначального самоцвета, как правило, теряется. Прозрачные самоцветы обычно гранят, чтобы придать им большую красоту и блеск. Только после огранки раскрывается подлинная красота камня.

Существуют следующие типы (виды) огранки самоцветов: 1) полирная, или ступенчатая - изумрудная, 2) клиньями, 3) "розой", 4) бриллиантовая, 5) смешанная, или комбинированная, 6) фантазийная, 7) кабошоном.

Полирная, или ступенчатая, огранка имеет широкую верхнюю площадку (таблицу) и различное число ступеней (пологих фасок), часто ее называют "изумрудной". Она подчеркивает цвет камня, который усиливается высокой огранкой и ослабляется низкой.

Огранка клиньями выполняется аналогично ступенчатой, но с дополнительным нанесением клиньев. Основание клина начинается у боковых ребер грани и уменьшается, сходя на нет у середины грани, образуя вершину клина. Это тип огранки хорошо раскрывает цвет камня и оживляет его игру. Огранка "розой" с наклонными гранями сверху и ровным основанием удобна для мелких и плоских камней. Двойной розой иногда гранят бусы, при этом отверстие в камне сверлят до огранки. В последние годы плоские камни гранят в форме "принцесса", которая представляет собой пластинку с глубокими насечками-врезами.

Бриллиантовая огранка, возникшая, по-видимому, в процессе усовершенствования огранки таблицей, лучше всех создает световую игру камня. Для полубриллиантовой огранки характерно от 12 до 37 граней, а для полной бриллиантовой огранки от 48 до 240 граней.


Ограненные природные камни: 1 - цитрин; 2 - аквамарин; 3 - аметист: 4 - 5 - голубой топаз; 6 - берилл; 7- раухтопаз; 8 - розовый топаз.



Ограненные природные камни самоцветы: 1 - гранат; 2 - демантоид; 3 - хромдиопсид; 4 - данбурит; 5 - гранат пироп; 6 - шпинель; 7 - хризолит; 8 - природный циркон; 9 - клиногумит.

При огранке самоцветов пользуются классическими формами огранки: круглой (бриллиантовой), прямоугольной (карэ) и овальной. Смешанная, или комбинированная, огранка включает ступенчатую, клиньями и бриллиантовую типы огранки. Она значительно усиливает блеск камня и выявляет его окраску. К этому типу относятся комбинированная огранка - "слезка", или "капля", которую применяют при обработке продолговатых камней. Ее называют и "бриолетом", в форме которого французские ювелиры гранили грушевидные бриллианты.

Фантазийные типы огранки включают все элементы комбинированной, с некоторым дополнением других элементов. Этот тип огранки придает самоцвету оригинальный вид, усиливает игру камня. Мода распространяется не только на самоцветы, но и на типы огранки, в том числе фантазийные. В настоящее время используют не только фантазийный тип огранки, но и его различные формы: "маркизу", "каплю", сердцевидную и т. д. На эти формы наносят ступенчатую, клиньями, бриллиантовую, комбинированную и даже фантазийные типы огранки. Наиболее характерные фантазийные формы огранки - "маркиза" и "капля". Расположение граней у этих форм обычное (бриллиантовая огранка), но все грани искажены.



Кабошоны из различных камней: 1-5- яшма; 2 - амазонит; 3 - окаменелое дерево; 4 - бирюза; 6 - лазурит; 1 - хризопраз; 8 - родонит; 9 - авантюрин: 10 - жадеит; 11 - агаты; 12 - кианит; 13 - хромдиопсид; 14 - чароит; 15 - нефрит; 16 - янтарь; 17 - малахит.

Форму кабошона (круглая, овальная, смешанная) обычно придают полу- и непрозрачным камням, особенно с оптическими эффектами, или прозрачным самоцветам со значительным числом включений. Иногда одну часть кабошона шлифуют, а на другую наносят грани.

Следует сказать и о резьбе по камню. Искусство резьбы на самоцветах - глиптика - известно с глубокой древности; она старше скульптуры, живописи, восходит к истокам человеческой цивилизации и является ее каменной летописью. Произведения глиптики дошли до нас и являются для отдельных эпох единственным отражением их высокой и своеобразной культуры. Периоды расцвета глиптики чередовались с периодами забвения этого вида искусства. Сменялись виды камней, на которых вырезали изображения, усовершенствовался инструмент, но оставался неизменным ручной метод работы.

В настоящее время многие любители камня увлекаются изготовлением резных камней с врезанными - заглубленными (интальо) или выпуклыми (камея) изображениями. Для этого применяется армированный твердыми сплавами или алмазами инструмент. Однако широкого распространения в настоящее время искусство глиптики пока не получило.




Виды огранки: 1 - полирная (ступенчатая изумрудная); 2 - клиньевая; 3 - розой; 4-бриллиантовая; 5 - комбинированная; 6 - фантазийная; 7 - кабошон

Искусственные способы облагораживания драгоценностей известны с древнейших времен. Еще в первом веке н. э. Гай Плиний Младший заявлял, что он изучил множество трудов ученых, своих предшественников, когда решил собрать всю нужную информацию о природе драгоценных камней. Методы, которыми тогда обрабатывали камни, не так уж сильно отличаются от современных методов облагораживания драгоценных камней. Император Диоклетиан (300 г. н.э.) был настолько против искусственного облагораживания драгоценностей, что приказал уничтожить все книги, где было описано, как это нужно делать. Этот указ, конечно же, был выполнен с определенной долей успеха, и множество книг сгорело, но изворотливость человеческого ума помогла описанным методам не только сохраниться, но и усовершенствоваться. Секреты мастерства изустно, на практике, передавались от человека к человеку и всячески развивались.

В далёком прошлом, желая получить максимальную ценность камня как можно выше, облагораживанием камней занимался сам огранщик. На сегодняшний день существуют такие центры, как Бангкок в Таиланде, которые специализируются на обработке, как готовых, так и не обработанных камней. Термическая обработка корунда . При такой обработке корунд могут просто подвергать нагреву, а так же используют нагрев вместе с лечением (заполнение трещин, пустот специальными материалами или обработка атомами бериллия (Be heated)).

Облагораживание и цена

Есть некоторые камни, которые не могли бы существовать без облагораживания. Например, благодаря нагреванию аметистов, можно получить прекрасные оттенки цитрина: ярко-жёлтый, золотистый, интенсивный красновато-оранжевый "мадейра" цитрин. В природе такие цитрины тоже встречаются, но очень редко. Цена их будет значительно выше.

В связи с ростом спроса, всё чаще стали подвергать термической обработке, чтобы избавиться от коричневатых оттенков в тенях, и проявить больше фиолетового и голубого оттенков.

Другой пример камня, который несможет быть доступен без термической обработки. Облагораживание в данном случае, не то, чтобы приемлемо, оно необходимо, чтобы топаз с таким цветом можно было создать.

Возросший интерес к сапфирам и рубинам, увеличил стоимость не облагороженного материала на 50-100%. Значит ли это, что такие камни красивее? НЕТ! В большинстве случаев, облагораживание делает камень более привлекательным. А итоговая цена, что бывает не маленькой, это награда за красоту и за то, что камень сам по себе был редким, ещё будучи не облагороженным.

То, о чём вы сейчас прочитали, лишь вершина айсберга. Далее в статье будут перечислены основные методы облагораживания и их применение более детально.

Подкладки

В XVI веке считалось абсолютно нормальным и законным то, что желтоватые бриллианты вставляли в ювелирные украшения, подкладывая под них металлическую фольгу пурпурного или синего цвета. При этом желтые камни выглядели как блестящие белые бриллианты. Под сапфировые, рубиновые и гранатовые кабошоны также подкладывались кусочки фольги, зеркального стекла и разнообразные яркие детали крыльев бабочек, павлиньих перьев и шелковых тканей. Иногда на подкладке из фольги процарапывались пересекающиеся ряды параллельных линий - это было нужно для того, чтобы подделать звездчатый эффект. В наши дни такие хитрости не одобряются. Подкладки можно увидеть на государственных ювелирных ценностях и антикварных украшениях.

Отбеливание

Некоторым разновидностям черного коралла можно придать красивый золотистый цвет, если отбелить их в перекиси водорода. Поверхность отбеленного материала может быть как гладкой, так и неровной, но в любом случае она будет отличаться от изрытой лунками поверхности натурального золотого коралла. Слоновая кость еще один материал, который часто подвергается отбеливанию перекисью водорода или средством для отстирывания пятен. Ее отбеливают, чтобы сделать светлее. Также практически всегда стирают зеленоватые тона и редкие темные пятна конхиолина с культивированных и натуральных жемчужин. Для этого используется сочетание перекиси водорода и солнечного света. Коричневый тигровый глаз можно осветлить до медового при помощи хлорного отбеливателя и насыщенной щавелевой кислоты.

Покрытия

Покрытие драгоценных камней каким-либо лаком неприемлемая форма их обработки. Но иногда это все-таки делают, особенно с кораллом, ляпис-лазурью, родонитом, сугилитом и . Нанесение туши еще один нехороший способ улучшить вид камня. Желтый оттенок в этом случае убирается, если нанести немного синей или пурпурной туши на рундист бриллианта или на внутреннюю часть зажимов, которые его держат. Немного голубоватого материала, который используется для защитного покрытия, иногда наносят на нижнюю часть желтоватых бриллиантов, и тогда они кажутся белыми, если смотреть сверху.

На цвет камней и особые эффекты интерференции света можно воздействовать, наклеивая на камни тонкую пленку. Это делают с кварцем и топазом, причем как с кристаллами, так и с ограненными камнями. Топаз с покрытием, нанесенным методом осаждения паров, бывает самых разных цветов. Самые популярные оттенки "аметистовый", "изумрудный" и "рубеллитовый". Существуют самые разные виды металлических покрытий. Это и прозрачная ультратонкая золотая пленка, и титановое покрытие, которое играет всеми цветами радуги. Такие покрытия очень тонки, поэтому они быстро изнашиваются и теряют привлекательность. Камни с металлическим покрытием нужно хранить в отдельных закрытых упаковках и обращаться с ними бережно.

Поверхностная диффузия

Процесс, известный как поверхностная диффузия, кардинально улучшает цвет бледных и практически бесцветных сапфиров. Ограненные камни кладутся в тигель, заполненный оксидами алюминия, титана и железа. Когда этот тигель нагревают до высоких температур, молекулы оксидов титана и железа проникают в кристаллическую решет-ку корунда. При этом камни практически всегда заметно повреждаются, и их нужно заново полировать. Цвет силь-нее всего проявляется вдоль стыков граней и вокруг рундиста. Так получается характерный "паутинчатый" узор, который мы можем увидеть, исследуя обработанный поверхностной диффузией камень иммерсионным методом. Повторная полировка может полностью удалить цветные участки с некоторых граней, при этом получаются "дыры в окраске" типичный побочный эффект поверхностной диффузии. Такие камни проявляют и нормальные признаки последствий тепловой обработки - переделанные рундисты, участки напряжения вокруг расплавленных включений и некоторые другие изменения свойств.

Методом поверхностной диффузии окрашивают также и кабошоны. Но если охлаждение тигля правильно контролировать, то диоксид титана, растворенный в камне, может образовать иголочки, и камень приобретет эффект астеризма.

Объемная диффузия или диффузия в кристаллической решетке

Сапфиры падпараджа отличаются редким и очень ценным оранжево-розовым оттенком. Эта разновидность сапфира всегда считалась большой редкостью, вплоть до тех пор, когда в 2002 году на рынке внезапно появилось огромное количество таких камней, не отличающихся по качеству от самых ценных. Специалисты тут же предположили, что где-то изобрели новый способ обработки камней. Но исследования камней не выявили никаких признаков, обычно характерных для диффузионной обработки. Исследователи не нашли и никаких следов иррадиации. В итоге установили, что исходный материал бледно-розовые сапфиры с Мадагаскара. В Таиланде эти камни подвергались новому методу диффузионной обработки, в котором использовался бериллий. Маленькие и легкие атомы бериллия могут проникать очень глубоко, до такой степени, что иногда пронизывают весь камень. Испытания показали, что бледный корунд из других источников тоже прекрасно реагирует на новый вид обработки. Из бесцветных камней получаются ярко-желтые, из зеленовато-желтых или коричневатых - золотистые, а из розоватых - оранжево-розовые.

Окраска

Оникс, по определению, это слоистый черно-белый халцедон. Но в современной торговле ониксом называют абсолютно черные камни, вырезанные из светло-серого халцедона, пропитанного раствором сахара в воде, а затем вываренного в серной кислоте для того, чтобы сахар соединился с углеродом. Светлый пористый матричный опал из Андамука часто обрабатывается тем же способом, с применением сахара и кислоты. В результате получается камень, практически неотличимый от высококачественного черного опала.

Есть еще один способ обработки опала, для того чтобы сделать его черным. Камни подвергают предварительной обработке и шлифовке, затем заворачивают в коричневую бумагу, пропитанную старым черным машинным маслом. Партии камней укладываются на сетку, под которой горит огонь, и от жара бумага начинает обугливаться. "Копченый" мексиканский опал, гидрофан, очень сильно похож на австралийский черный опал.

Среди драгоценностей, которые часто подвергают окрашиванию, можно назвать коралл, халцедон, хаулит, жад и жемчуг. Отличить крашеные камни иногда можно, если тщательно рассмотреть их под лупой. Посмотрите, нет ли в порах, трещинках на поверхности или отверстиях бусин остатков краски. Хаулит - недорогой минерал, и его часто красят, чтобы имитировать ляпис-лазурь, родонит и бирюзу. Он белый, местами с серыми и черными прожилками, а также пористый, поэтому он хорошо реагирует практически на любые цвета красителей.

Заполнение трещин

Смазывание маслом и заполнение трещин - процессы, при которых заметные трещины на поверхности камня, разломы или выемки в нем заполняются бесцветными веществами, например маслами, смолами или стеклом. Главная цель этих процессов - вернуть камню первоначальный, целостный вид. Заполнение трещин веществами с похожим показателем преломления - распространенный способ скрывать недостатки в камне. При помощи масел часто маскируют трещины в изумрудах.

Современные методы обработки включают заполнение трещин смолами в вакууме. Корунды, сначала всегда покрывают расплавом и помещают в среду с высокими температурами. В результате трещины в них заполняются сочетанием вновь кристаллизовавшегося корунда и запекшегося расплава.

Трещины в бриллиантах заполняются составами с высоким содержанием свинца, похожими на стекло с низкой или умеренной температурой плавления. Такие составы лучше всего подходят для того, чтобы заполнять ими трещины, потому, что их легко вернуть в жидкое состояние. Им свойственен желтый или красный цвет, поэтому при заполнении трещин они сохраняют легкий желтоватый оттенок. Это влияет потом на оценку цвета бриллианта, которая после "лечения" трещин всегда оказывается ниже.

О том, что камень подвергся такой обработке, покупатель обязательно должен знать, как и о свойствах вещества-наполнителя. От этого зависит то, как нужно обращаться с камнем, как ухаживать за ним. Промазанные маслом изумруды, например, нельзя чистить паром или ультразвуком. Ювелирные изделия с "залеченными" бриллиантами, рубинами или сапфирами, нельзя чинить до тех пор, пока все камни не будут вынуты. Нельзя даже менять размер изделий, не вынув камни.

Тепловая обработка

Многие известные методы обработки камней считаются приемлемыми практически везде. Тепловая обработка считается логическим продолжением естественного процесса, поскольку для нее требуется только воздействие энергии, а в результате получается ровный стойкий цвет.

Янтарь часто подвергают различным формам тепловой обработки для того, чтобы сделать его прозрачным, убрав множество мелких пузырьков, или, наоборот, придать ему старинный, потемневший от времени вид. Иногда при тепловой обработке на янтаре появляются круговые узоры, которые называют "бликами солнца". Сочетание тепла и давления используется для того, чтобы соединить друг с другом мелкие фрагменты колотого янтаря и сделать крупные куски "прессованного янтаря".

Берилл могут подвергать нагреванию, чтобы убрать желто-коричневые тона. Особенно это касается аквамарина, который часто нагревают для того, чтобы полностью убрать желтый оттенок.

Корунд . Сапфиры могут нагревать, чтобы усилить, осветлить или затемнить их оттенок, создать или убрать астеризм, а также, чтобы полностью изменить цвет камней. Рубины нагревают, чтобы избавиться от коричневых или пурпурных тонов, убрать "шелк" (тонкие игольчатые включения) или, наоборот, проявить этот эффект настолько, чтобы стала заметна звезда.

Бриллиант . Алмазы типа 1а подвергают сильному давлению и нагреванию до температуры 2000 °С. От этого они приобретают ярко-желтый оттенок. Цвет коричневых алмазов типа 2а после обработки высоким давлением и высокой температурой может стать белым. Цвет облученных алмазов после тепловой обработки может измениться на коричневый, зеленый, оранжевый, розовый, пурпурный, красный или жёлтый цвет. Под воздействием тепла также меняют цвет бриллианты хамелеоны.

Слоновую кость подвергают тепловой обработке для того, чтобы придать ей темный, состаренный вид.

Кварц . Нагревание карнелиана (сердолик) или красных агатов служит для того, чтобы усилить оранжевые и красные оттенки в цвете этих камней. При нагревании аметиста в результате может получиться темный цитрин, зеленоватый празиолит, или полностью бесцветный камень. Цитрин после тепловой обработки обычно становится светлее и ярче. Дымчатый кварц может стать светлее или превратиться в золотистый, зеленовато-желтый или бесцветный цитрин. Коричневый тигровый глаз превращается в красный бычий глаз.

Сподумен . Тепловая обработка делает пастельные оттенки сподумена совсем бледными, а иногда камень сов-сем теряет цвет. При низких температурах синеватый или пурпурно-розовый кунцит становится светлым, чисто розовым.

Топаз . Нагревание коричневатого или оранжевого топаза делает его розовым, то есть все коричневые оттенки уходят, и остается чистый, беспримесный розовый цвет. Тепловая обработка желтого, коричневого или голубого топаза делает его бесцветным, но ему можно вернуть цвет при помощи облучения.


Турмалин - это сложный боросиликат, и его реакция на тепловую обработку может быть весьма разной. Темно-синий или сине-зеленый материал из Намибии при нагревании приобретает красивый зеленый цвет, но очень похо-жий на него темно-зеленый материал из Мозамбика, Замбии или Зимбабве вообще никак не реагирует на тепловую обработку. Турмалин цвета хаки из Мкуши, Замбия, при нагревании становится светло-зеленым. Лососево-розовые, коричневато-красные и коньячного цвета камни из Мозамбика и Замбии после тепловой обработки приобретают чудесный чисто розовый цвет.

. Красновато-коричневый тайский циркон обычно подвергают тепловой обработке в надежде на то, что он приобретет более ценные оттенки и его можно будет скорее продать. При нагревании в кислородно-окислительной среде большинство таких камней становится бесцветными, желтыми или красными. Бесцветные цирконы были очень популярными заменителями бриллиантов до того, как изобрели кубический диоксид циркония (фианит). Довольно много камней приобретает красивый синий цвет, когда нагревание происходит в восстановительной атмосфере. Такие цирконы в США называют старлитами. К сожалению, яркий синий цвет, которым отличается недавно обработанный материал, достаточно нестойкий, и со временем он под воздействием солнечного света тускнеет до бледного аквамаринового оттенка.

Цоизит . Натуральные фиолетово-синие кристаллы это минерала - редкость, большинство камней имеет общий красновато-коричневый оттенок. При тщательном исследовании заметен плеохроизм переходы между пурпурно-красным, фиолетово-синим и желто-зеленым цветами. Тепловая обработка превращает желто-зеленые участки в синие.

Высокое давление и высокая температура

Процесс обработки камней при высоком давлении и высокой температуре нужен для того, чтобы сделать цвет некоторых бриллиантов лучше и ярче, убрать оттуда коричневатые тона. При этом подходящих для этого бриллиантов очень мало, так как годятся только алмазы редкого типа 2а, достаточно прозрачные и без примесей. Камни, которые были обработаны в США методом GE POL, должны иметь на рундисте надпись "GE POL", нанесенную лазером. Если же такой надписи нет, то нет и никаких заметных признаков того, что это камень типа 2а, подвергнутый обработке высоким давлением и высокой температурой. Определить тип камня в таком случае можно только в лаборатории.

Пропитка

Пропитка бесцветным средством может заметно изменить в лучшую сторону вид пористого или потресканного драгоценного камня. Если средство имеет такой же показатель преломления, как и камень, то оно прекрасно замаскирует трещины. Если правильно обработать поверхность пористого камня воском или пластиком, то он станет устойчивым к вредному воздействию парфюма, кремов и масел для тела. Пропитанная воском бирюза или ляпис-лазурь часто после полировки блестит сильнее, чем необработанные камни даже лучшего качества. Чаще всего используются парафин и пчелиный воск.

Амазонит, коралл, изумруд, жадеит, ляпис-лазурь, нефрит, опал, кварцит, родохрозит, рубин, сапфир, серпен-тин, бирюза - вот те камни, которые чаще всего пропитывают бесцветными средствами.

Иногда используются искусственно окрашенные масла и другие средства. Так люди стараются сделать цвет камней более ярким и насыщенным. Чаще всего так поступают с изумрудом, реже - с рубином и сапфиром.

Облучение

Облучение подразумевает обстрел материала субатомными частицами или радиацией.

Голубой топаз - это самый распространённый пример, где применяется облучение (иррадиация). От вида облучения, его продолжительности и природы процессов нагревания зависит, какой оттенок топаз приобретёт. Он может быть небесно-голубой (Sky blue), интенсивный голубой цвет (Swiss blue), тёмно-голубой топаз с зеленоватым оттенком (London blue). Более редкие варианты цвета топаза - " зелёный электрик" и "неоновый с оттенками зелёного и голубого цветов".

Берилл . Если кристалл берилла содержит железо в виде Fe2+, то после облучения (иррадиации) бесцветный материал становится желтым, синий - зеленым, а розовый - персиковым. Тепловое воздействие может изменить цвет камней обратно. При облучении морганита из нескольких определенных источников оказалось, что он становится ярко-синим. Но этот цвет нестойкий, он тускнеет под лучами солнечного света.

Бриллианты можно с помощью облучения сделать зелеными, сине-зелёными или черными. Затем облученные камни можно прокалить, и тогда получатся синий, коричневый, розовый, красный и желтый цвета. Облученные и прокаленные камни обычно слишком яркие и равномерно окрашенные для того, чтобы их можно было принять за натуральные яркие минералы. Цена облучённых бриллиантов на много ниже идентичных по цвету и качеству бриллиантов, только добытых в природе.


Жемчуг . Гамма-облучение дает эффект потемнения перламутровых ядер в культивированном морском жемчуге. Перламутр воздействию не поддается, и жемчужины приобретают серый или серовато-синий оттенок. У пресноводных жемчужин перламутр становится металлически-черным, золотистым, серебристым или разноцветным.

Кварц . При облучении бесцветного кварца получим дымчатый кварц различных оттенков. При этом, когда облучению подвергают разновидность бесцветного кварца с нескольких месторождений в Бразилии, камень приобретает приятный зеленовато-желтый оттенок. Это так называемый лимонный, или неоновый, кварц, "зеленое золото".

Скаполит в природе имеет цвет от светло-желтого до желтого, а также бывает бледно-лавандовым. Желтый материал после облучения становится коричневатым вариантом натурального лавандового.

Сподумен . Розовый кунцит при помощи облучения можно превратить в темно-зеленый камень, но цвет будет нестабильным и под лучами света сразу растворится.

Турмалин . Некоторые бразильские турмалины, которые раньше отвергались из-за тусклого оттенка, после обработки теряют коричневатые тона.

Циркон . В этом случае облучение используется редко, только для того, чтобы сделать бесцветные камни, которые после тепловой обработки стали коричневатыми или красноватыми, снова бесцветными.

Обработка лазером

В 1970-х годах начался новый виток технического прогресса, и появилась возможность облагораживать темные алмазы с включениями. Практически незаметное отверстие прожигается лазером в ближайшей грани, и после этого включение либо испаряется под воздействием того же лазера, либо вытравливается кислотой. В некоторых случаях для того, чтобы заделать отверстие, камень потом обрабатывают средством с высокими показателями преломления. Таким методом облагороженные алмазы будут стоить на 25% дешевле алмаза с такими же характеристиками, но будучи не облагороженным. Природа, даря человеку , почему-то мало заботится о товарном виде своих «изделий». То трещин напихает в тело кристалла, то неоднородности «размешает» без усердия, то эффекту зрительного «недовложит». Поэтому облагораживание самоцветов человек взял на себя...

Ремеслу этому столько же лет, сколько и всему промыслу. Древние экспериментаторы выдерживали камни в меду, пытались прокрашивать их охрой, протравить медным купоросом, запечь в хлебе, прогреть в воске. Иногда облагораживание драгоценных камней удавалось, и тогда метод вводился в практику, иногда – нет. И тогда не слишком красивые камни оставались дожидаться новых времен и новых способов воздействия.

Шло время. Алхимики превращались в химиков и изобретали реагенты подейственнее прежних. Философы при активном содействии торговцев пропагандировали идею: облагороженные самоцветы подделкой ни в коем случае не являются (что безусловно), и по цене не должны отличаться от высококачественных природных камней (что спорно).

Долго ли, коротко ли, но часть химиков переметнулась в физику, чтобы предложить ценителям прекрасного новейший подход к облагораживанию камней. Исследования, опыты и сложнейшие экспериментальные установки дали результат!

Излучения, способные менять кристаллическую структуру минерала, стали важнейшим инструментом облагораживания самоцветов. Более того! Потоки частиц большей или меньшей массы, оказываются, способны порождать поразительный визуальный эффект!

Теоретики начали понимать, как в природных условиях формировался цвет прозрачных кристаллов, а практики оказались засыпаны заказами по превращению бесцветных алмазов в зеленые, желтоватые и голубые бриллианты.

И хотя облагораживание самоцветов в наше время чаще всего ведется самыми передовыми методами, старые способы придания цветности и блеска камням не забылись. Термическое воздействие (всегда нагревание и никогда промораживание) порой совмещается с обработкой химически активными веществами (в том числе и неожиданными, вроде сахара или соли). Глубокий прогрев на солнцепеке соперничает по результативности с запеканием минералов в золе и тиглях. Вполне современное нагнетание в трещины отверждающегося полимера нередко уступает по результативности старинному втиранию масла.

Потребительское отношение к облагораживанию камней в целом позитивно. Растущее человечество отдает себе отчет в том, что добыча самоцветных минералов идеальной природной красоты не просто ограничена, но иссякает. При этом спрос на украшения – только растет. Так чем же плохи облагороженные самоцветы, если все параметры их состава и свойств выдержаны, а визуальные и потребительские качества, плюс к тому, еще и улучшены?

Облагораживание драгоценных камней, помимо прочего, это еще и крайне увлекательное занятие. Разве не заманчиво чувствовать себя кудесником, превращая невзрачные кварцы в сверкающие каменья? Разве нет творческого наслаждения в решении проблем особо сложного камешка, требующего глубоких познаний, уверенных навыков и комплексного подхода к задаче?

В конце концов, удачно облагороженные драгоценные камни нетрудно выгодно продать – ибо покупатель отзывчив не только на дисконт, но и на честность продавца. Вот почему сегодня все больше торговых предприятий, ведущих реализацию облагороженных камней, предоставляют покупателям информацию о воздействиях на самоцвет во всей полноте технологических подробностей. И спрос на такой товар только растет!

Общие сведения о методах облагораживания камней

Облагораживанием называется любой процесс обработки ювелирного камня в сырье или готовой вставке помимо огранки и полировки. Облагораживание призвано улучшать внешний вид самоцвета.

Методы облагораживания могут быть нацелены на имитацию того или иного природного эффекта или, напротив, на получение абсолютно "рукотворного" результата. В идеале, ни та ни другая цель не является преступной и не ущемляет интересов покупателя.

Пришло время разъяснить, что эти тезисы значат в практике ювелирной торговли и как облагораживание может быть отражено в документации на вставки и ювелирные украшения.

Следующая таблица иллюстрирует требования к маркировке сопроводительной документации на ювелирные вставки, предложенные Международной Ассоциацией по Цветным камням (ICA), Американской Ассоциацией по торговле цветными камнями (AGTA), и CIBJO - Международной Ювелирной Конфедерацией ICAAGTACIBJO.

Нет облагораживания и обработки "N""N" нет
Облагораживание E""E" Общая информация
Обработка "T" плюс специальное раскрытие каждого вида обработки Специальные символы для каждого вида обработки. Специальная информация для каждого вида обработки. Где "N" - природный (natural), "E" - облагороженный (enhanced), "T" - подвергался глубокому облагораживанию, обработке (treated).

Специальное раскрытие видов обработки по ICA подразумевает следующие маркировки:

  • Dyeing - прокрашивание.
  • Chemical Bleaching - химическое отбеливание.
  • Surface Coating - поверхностное покрытие.
  • Impregnation - пропитка.
  • Thermal Enhancement - термообработка.
  • Diffusion Treatment - диффузионная обработка.
  • Irradiation - облучение.
  • Clarity Enhancement - улучшение чистоты.
AGTA предлагает также специальные символы для маркировки результатов облагораживания, принятые по рекомендации GIA - Геммологического Института Америки:
  • (D) - Обычно обнаруживаются при визуальном наблюдении и/или при использовании стандартного геммологического оборудования;
  • (D+) - Обычно обнаруживаются, но требуют, продвинутых аналитических методов, которые не доступны большинству геммологов;
  • (NAD) - Не всегда обнаружимы (в зависимости от типа материала и свойств драгоценного камня);
  • (ND) - Не обнаружимы.


Приведем несколько примеров маркировки по системе ICA: Принятая практика облагораживания корундов - подвергать их высокотемпературной обработке, но без умышленного добавления каких либо веществ в камеру для отжига. Цель этого процесса - получить стабильный и однородный цвет камня. По системе N.E.T. такие рубины должны обозначаться буквой "E" - облагороженные.

С другой стороны, корунды, подвергнутые высокотемпературной обработке в печи с внесением инородных веществ, результатом которой будет заполнение стеклом трещин и полостей в камне, должны быть обозначены буквой "T" - подвергнутые обработке.

Другим примером такой обработки может служить отжиг бесцветного сапфира с рутилом. В данном случае, рутил уже содержащийся в корунде распадается под воздействием высокой температуры, что приводит: а) к увеличению прозрачности вставки, б) к "посинению" камня за счет высвобождения титана из рутила.

Ну и напоследок, хрестоматийная история про "солнечный сапфир". Эти желто-оранжевые сапфиры полагали термически облагороженными, но в 2002 г. AGTA, заявила, что они подверглись обработке бериллием в присутствии кислорода при высокой температуре. Такие камни, несомненно, относятся к "обработанным" и маркируются литерой "T". Жад обычно пропитывают воском для улучшения его внешнего вида. Эта тысячелетняя практика, и такие камни попадают в категорию "E". Однако, когда жад окрашен или в него внедрены разнообразные субстанции, вроде пластика, то его считают подвергнутым обработке и должен быть отнесен к категории "T".

Промасливание изумрудов - также общепринятая система облагораживания, должна быть отнесена к категории "Е". Окрашивание изумруда, или пропитывание его бесцветным пластиком - изумруд подвергнут обработке, и должен быть отнесен к категории "T".


Весьма большая часть аквамарина подвергается нагреву при умеренных температурах, чтобы устранить зеленый и усилить голубой оттенок. Это обычный способ получения однородного цвета, это означает, что камень будет относиться к категории "Е".

То же относится и к танзаниту. Цвет только что добытых камней представляют собой смесь голубоватых, фиолетовых и коричневых оттенков. В результате процесса термообработки в камнях преобладают голубые и фиолетовые оттенки, коричневые - исчезают. Так как в результате был получен однородный цвет, процесс относится к категории "Е".

При облучении бесцветного натурального топаза инородные вещества не добавляются, но едва заметно изменяется кристаллическая структура камней. Поскольку в результате топазы становятся голубого цвета различных оттенков и интенсивности, такие камни считаются подвергнутыми обработке и относятся к категории "T".

Надо отметить, что в России на сегодняшний день не существует правил маркировки драгоценных камней, подвергнутых тому или иному воздействию. Что автор считает категорически неправильным. Дело в том, что таким образом исчезает различие между облагораживанием и обработкой. Наши потребители полагают, что рубин без наполнений, цвет которого просто доведен отжигом до более однородного и стабильного, относится к той же категории, что и рубин с инородными веществами, заполняющими полости и трещины. Многие покупатели будут так считать, даже если на бирке будет подробно указано, что есть что. Но для нас важна перспектива.

Будут изобретаться все новые и, зачастую, нетрадиционные методы воздействия на натуральные камни, создавая новые возможности для продвижения цветных камней на потребительском рынке. Это хорошо для нашего бизнеса, но при одном условии - такие воздействия на камни должны быть полностью расшифрована. Системы маркировки и раскрытия информации об облагораживании, в частности N.E.T. ICA, позволяют продвигать облагороженные самоцветы, избегая конкуренции облагороженных самоцветов с природными и обработанных с облагороженными.

Повторяясь, в России нет систем и требований к маркировке облагороженных вставок. Но это не значит, что не стоит этого делать. Так фирма "Соколов" приняла для себя систему N.E.T. ICA, первой в нашей стране вступила в ряды этой организации, приняла кодекс ICA и получила печать члена ICA, что позволяет фирме маркировать свой товар в соответствии с одним из международных стандартов, продвигая в России культуру

интернет-магазин
Ювелирных Украшений

Быть может, природа намеренно создает такие непривлекательные образцы горных пород, чтобы человек посредством своего труда сделал их прекрасными. Намек был понят, и теперь облагораживание драгоценных камней осуществляется на высшем уровне.

Зачем нужно обрабатывать минералы?

интернет-магазин
Ювелирных Украшений

Как уже было сказано, натуральные экземпляры не столь красивы, как обработанные. Кто-то готов с этим поспорить, считая, что природа знает свое дело, и если она создает самоцветы такими, значит, на то есть основания. Возможно, что это так, но все-таки большинство предпочитает облагороженные минералы естественным, которые больше подходят любителям.
Среди причин, по которым следует облагородить минерал, назовем следующие:

  • Эстетичность. Процесс облагораживания в результате дает улучшенный внешний вид породы. Самоцвет становится зрительно чище, ярче, приобретает более насыщенный оттенок, который, к тому же, еще и долговечен.
  • Выгода. Бесспорно, существуют и природные самоцветы удивительной красоты, обрабатывать которые никому и в голову не придет. Но стоят такие породы несравненно дороже своих облагороженных собратьев.
  • Популярность. Термическая, химическая или механическая обработка позволяет кристаллу «раскрыться» в полной мере и продемонстрировать свою удивительную красоту. Кроме того, каждый минерал обладает уникальными свойствами. Это позволяет любому человеку выбрать именно тот камень, который подходит ему по всем параметрам.

История развития технологии

интернет-магазин
Ювелирных Украшений

Это уважаемое дело имеет богатую и увлекательную историю. Человеку свойственно стремиться к идеалу, поэтому наши предки, не смирившись с природной красотой каменьев, попытались сделать их внешний вид более привлекательным.

В этих целях минералы выдерживали в специально приготовленных растворах или в природных веществах, например, в мёде. Были попытки окрасить самоцветы охрой, запекать внутри хлеба, воздействовать медным купоросом и горячим воском. Многое использовали, чтобы сделать кристалл красивее, чем он был. Некоторые манипуляции приводили к желаемому результату, тогда их усовершенствовали и продолжали использовать. Большинство же методов, что логично для процедуры эксперимента, оказалось бездейственными, зато люди получили ценный опыт и отныне знали, что нужно использовать, а что применять абсолютно бессмысленно.
С течением времени каждый из способов становился более совершенным. Алхимики, постепенно начавшие перевоплощаться в химиков, стали изобретать более технологичные растворы, а камни из века в век обрабатывались все более качественно. Впоследствии люди поняли, что облагороженные самоцветы ничуть не хуже нетронутых. Стоимость их почти сравнялась.
Физические опыты и исследования выявили ряд способов, благодаря которым можно было даже изменить кристаллическую решетку камней. Выяснилось, что потоки мельчайших частичек определенной массы способны давать по-настоящему великолепный эффект. Люди начинали понимать, как формируются кристаллы, благодаря чему стало возможно в искусственных условиях изменить окрас того или иного минерала.

В наше время процесс облагораживания драгоценных минералов предполагает использование самых передовых технологий. В то же время не забылись и старые, но все еще действенные способы. Теперь их используют как по отдельности, так и в сочетании друг с другом. Например, температурное воздействие нередко совмещается с воздействием определенных химических веществ.
Теперь даже трудно сказать, какой способ является более результативным: новый или старый. Например, невозможно определить, что придает камню больше блеска и насыщенности цветом: нагревание на солнце или запекание в золе, заполнение трещин полимером или втирание в них масла. В то же время у новейших методов есть одно неоспоримое преимущество: меньшая трудоемкость.

Основные методы обработки драгоценных камней

интернет-магазин
Ювелирных Украшений

Существует множество способов облагораживания, но здесь мы рассмотрим самые популярные из них.

  1. Термическая обработка. Этот способ позволяет сделать минерал более чистым и блестящим. В зависимости от разновидности самоцвета применяют и определенный способ термообработки: самоцвет могут просто удерживать в открытом пламени, либо использовать высокотехнологичные электропечи с регуляцией напряжения магнитного поля. Этот метод обработки используют в отношении почт всех корундов, чтобы их цветовая насыщенность стала лучше. Турмалины, от природы неприглядно темные, этим методом осветляют. Естественно, голубые цирконы, чтобы сохранить цвет, также нагревают.
  2. Облучение. Выяснилось, что даже под воздействием радиации самоцветные камни изменяют свой окрас. Такие процессы происходят и в естественных условиях, когда содержащиеся в земной коре радиоактивные элементы облучают породу, изменяя ее цвет. Но отличие искусственного облучения от естественного в том, что искусственное осуществляется в миллионы раз быстрее. Таким способом получают ценнейшие бриллианты, все виды кварца и яркие топазы.
  3. Промасливание трещин. Часто природные камни имеют трещины, которые совсем не украшают самоцвет. Человечество научилось бороться с ними, превращая кристалл в подлинную во всех смыслах ценность. Для этого применяют заполнение трещин специальным масляным раствором. Эта технология не предусматривает использования исключительно натуральных продуктов, потому наряду с кедровым маслом применяют и синтетические (все же намного чаще, чем кедровое). Самые известные камни, с которыми производят данные манипуляции – это изумруды. Порой в масло добавляют красящее вещество, особенно при обработке бериллов. В результате получаются камни более насыщенные по окраске, чем они были изначально.
  4. Заполнение трещин клеевым веществом. Иногда встречаются камни с высоким уровнем прозрачности и насыщенным цветом от природы, но они бывают настолько усеяны трещинами, что могут легко сломаться. В таких случаях, особенно это касается изумрудов, используют заполнение трещинок определенным раствором, например, бесцветной смолой или резиной.
  5. Заполнение стекломассой. В данном случае трещины заполняются раскрошенным на мельчайшие частички и смешанным с определенными веществами стеклом. Порой стекла в камне при таком способе оказывается больше, чем вещества, из которого этот драгоценный камень состоит. Это сразу же сказывается на стоимости минерала.
  6. Заполнение естественным веществом. Под естественным веществом здесь следует понимать именно то вещество, из которого камень состоит изначально. То есть для заполнения трещин минерала используют такой же, только измельченный минерал. Затем камень подвергается термообработке.
  7. Диффузия. Это процесс окрашивания камней с помощью присутствия при термообработке определенных микроэлементов. Окраска камней становится равномерной и на поверхности и внутри. Выяснилось, что наиболее применим в этом процессе хризоберилл. С его помощью получают прелестные сапфиры.

Вышеперечисленные способы позволяют получить камень отличного качества. Все характеристики драгоценной породы сохраняются, а минерал становится только качественнее, красивее и буквально лучше. Цвет или блеск, приобретенные при помощи таких методов, перманентны . Чаще всего их и используют, чтобы закрепить оттенок и обезопасить его от влияния внешней среды.

Но существуют и другие часто используемые методы обработки камней, которые могут давать аналогичный результат в отношении красоты камня и абсолютно противоположный в отношении качества. То есть обработанные камни, хоть и приобретают товарный вид, но ненадолго. Вот некоторые и них:

  1. Диффузия поверхности минерала. Для изменения цвета камня на его поверхность клеят пленку такой окраски, которую желают получить. Затем минерал помещают в специальную печь, где пленка растворяется, и пигмент проходит на глубину в несколько микрон. Поверхность камня уже никогда не приобретет первоначальный цвет, а вот если расколоть или даже поцарапать самоцвет, проведенные манипуляции сразу станут очевидными.
  2. Магнитное напыление пленки. Для осуществления этой технологии камни помещают в вакуумную камеру, где на их поверхность напыляется пленка определенного цвета. В результате даже далекие от драгоценных камни можно выдать любителям за ценность и продать втридорога. Но раскусить обман может любой человек, если он знает, что, поцарапав поверхность такого лже-камня, пленка отстанет, и станет виден его натуральный цвет.

Последние два способа считаются недопустимыми в любом случае . Даже некоторые из стандартных методов нельзя применять в отношении того или иного минерала, чтобы не испортить его.

Как видно из таблицы, большинство каменьев прекрасно переносят самый древний способ – термическую обработку. Но и другие методы очень популярны во всем мире. В скором будущем, безусловно, разработают еще более совершенные способы облагораживания, а пока важно не ошибиться при выборе самоцвета и купить не подделку сомнительного качества и без особенных свойств, а настоящий, пусть и обработанный, драгоценный камень.

Поделиться