Традиционные и нетрадиционные формы контроля знаний по физике как средства повышения качества образования Бутенко Ольга Геннадьевна, учитель физики первой. Нетрадиционные формы контроля знаний на уроках физики Методы и приемы контроля

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Югорский государственный университет» (ЮГУ)

НИЖНЕВАРТОВСКИЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИКУМ

(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования «Югорский государственный университет»

(ННТ (филиал) ФГБОУ ВПО «ЮГУ»)

Методы и формы контроля на уроках физики

(из опыта работы преподавателя Мирошниченко В.В.)

г.Нижневартовск 2015

В современной дидактике контроль, с одной стороны, определяет организацию процесса обучения на завершающем его этапе, с другой – соотношение достигнутых результатов с поставленными целями обучения.

Контроль в учебном процессе выполняет различные функции: проверочную, обучающую, воспитательную и методическую. Наиболее важная и специфическая – проверочная функция, которая констатирует результаты и оценку учебной деятельности отдельных учащихся и преподавателей, состояние учебно-воспитательной работы всего учебного заведения, а также меры для ее совершенствования.

В процессе обучения происходит повторение и закрепление, совершенствование приобретенных ранее знаний путем их уточнения и дополнений, учащиеся переосмысливают и обобщают пройденный материал, используют знания в практической деятельности. Практическая значимость контроля способствует формированию навыков и умении рационально организовывать учебную деятельность, самостоятельно овладевать знаниями.

Развивающая функция контроля реализуется путем создания условий и возможностей для напряженной умственной деятельности учащихся, которая проявляется в развитии его познавательных способностей.

Методическая функция контроля позволяет рационально строить и совершенствовать методическую работу как самого преподавателя, так и педагогического коллектива в целом, так как правильно организованный контроль показывает достоинства и недостатки используемой преподавателями методики обучения, ее слабые и сильные стороны.

Для достижения поставленных целей обучения при планировании организации и проведения контроля необходимо, чтобы он был:

    Планомерным и систематическим, т.е осуществлялся в соответствии с запланированным ходом учебно-воспитательного процесса, составлял его органическую часть и строился на основных вопросах обучения. Регулярность контроля позволяет своевременно выявлять и исправлять ошибки, недоработки, принимать меры к их устранению путем соответствующего совершенствования учебного процесса;

    Объективным, позволяющим реально и сопоставимо оценить успехи и недостатки учебной деятельности учащихся, правильно установить степень овладения знаниями и умениями, исключающим субъективные оценочные суждения, основанные на недостаточном изучении учащихся. Объективность проверки определяется многими факторами: научной обоснованностью и разработанностью целей и содержания обучения, требований к знаниям, навыками и умениями учащихся, отбором объектов и содержания проверки, соответствием содержания проверочных знаний целям проверки;

    Всесторонним, т.е наиболее полно выявлять фактический уровень усвоения учащимися учебной информации, охватывать все разделы программы, обеспечить проверку не только предметных знаний, но и усвоение мировоззренческих идей, общеучебных и специальных навыков и умений. Контроль не должен ограничиваться только выявлением того, знают и могут ли учащиеся воспроизводить усвоенную ими информацию, но и умеют ли пользоваться этой информацией для решения учебных и практических задач. В этом случае контроль обеспечит проверку содержания формируемой у учащихся профессиональной деятельности (уровень сформированности основ этой деятельности);

    Индивидуальным. Овладение знаниями и умениями – процесс индивидуальный. Каждый учащийся овладевает знаниями и умениями в соответствии со своими психолого-физиологическими особенностями. К всем учащимся предъявляются одинаковые требования в отношении объема, качества знаний, уровня сформированности умений, но в ряде случаев необходимо принимать во внимание такие индивидуальные качества учащихся, как природную медлительность, робость, застенчивость, излишнюю самоуверенность, физические недостатки;

    Экономичным по затратам времени преподавателя и учащихся, обеспечивающим анализ проверочных работ и их обстоятельную оценку в сравнительно короткий срок;

    Педагогически тактичным, осуществляться в спокойной, деловой обстановке. Не следует торопить учащихся с ответом или прерывать вопросом. Все замечания, указания и оценки необходимо делать в тактичной и доброжелательной форме.

По периодичности, назначению и месту проверки усвоения учебного материала различают следующие виды контроля: предварительный (вспомогательный), текущий, рубежный (периодический), итоговый. Перечисленные виды контроля подчеркивают специфику дидактических задач на различных этапах обучения и следуют логике учебного процесса.

Предварительный (вспомогательный) контроль служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебным процессом. Он позволяет определить наличный(исходный) уровень знаний и умений учащихся, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала. На основании данных предварительного контроля, проводимого в начале учебного года, преподаватель вносит коррективы в календарно-тематический план, определяет, каким разделам учебной программы следует уделить больше внимания на занятиях с конкретной группой, намечает пути устранения выявленных пробелов в знаниях учащихся.На этот вид контроля невозможно выделить много времени, а его результаты должны быть получены непосредственно после проведения контроля. Поэтому для предварительного(вспомогательного) контроля применяются способы, при которых наиболее эффективно используется аудиторное время и обеспечитвается оперативность получения результатов.

Ведущая задача текущего контроля – регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка. Он позволяет получать непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс. Другими важными задачами текущего контроля является стимуляция регулярной, напряженной и целенаправленной работы учащихся, активизация познавательной деятельности; определение уровня овладения учащимися умениями самостоятельной работы, создание условий для их формирования.

Проведение текущего контроля – это продолжение обучающей деятельности преподавателя, так как он является органической частью всего учебного процесса и тесно связан с изложением, закреплением, повторением и применением учебного материала. Текущий контроль осуществляется во всех организационных формах обучения. При этом он может быть особым структурным элементом организационной формы обучения и может сочетаться с самим изложением, закреплением, повторение учебного материала. Данный контроль может быть индивидуальным и групповым.

При организации текущего контроля необходимо добиваться сознательного, анне формального, механического усвоения учащимися учебного материала. Наиболее подходящими для текущего контроля являются способы, которые обеспечивают охват значительной части учащихся, возможность повторения и закрепления учебной информации при активации всех обучаемых.

Периодический(рубежный) контроль применяется для проверки усвоения законченной части(объема) учебного материала и позволяет определить качество изучения учащимися данного материала по разделам, темам предмета. Такой контроль проводят обычно несколько раз в семестр. Примером рубежного контроля могут служить контрольные работы, контрольно-учетные и учетно-обобщающие уроки, зачеты по лабораторным работам.

Периодический контроль позволяет проверить прочность усвоения полученных знаний и приобретенных умений, так как он проводится через продолжительный период времени и не по отдельным дозам учебного материала, поэтому от учащихся требуется большая самостоятельная конструктивная деятельность. С помощью периодического(рубежного) контроля обобщается и усваивается целый раздел(тема), выявляются логические взаимосвязи с другими разделами, другими предметами.

Рубежный контроль охватывает учащихся всей группы и проводится в виде устного опроса, небольших письменных, графических, практических работ. Проведение его обычно предусматривается в календарно-тематических планах работы преподавателей.

Итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов обучения, выявления степени овладения учащимися системой знаний, навыков, умений, полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин, поэтому он носит интегрирующий характер. При подготовке к итоговому контролю происходит более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала, что способствует интенсивному формированию интеллектуальных навыков и умений. Итоговый контроль осуществляется на переводных и семестровых экзаменах, квалификационных испытаниях, государственных экзаменах, защите дипломного проекта. Для этого вида контроля необходимо применять способы, обеспечивающие надежность, объективность, универсальность и самостоятельность учащихся.

Формы контроля знаний и умений по физике

В школьной практике существует несколько традиционных форм контроля знаний и умений учащихся:

    физический диктант

    тестовое задание

    самостоятельная работа

    письменная контрольная работа

    лабораторная работа

  • устная проверка по изученной теме.

1. Физический диктант – форма письменного контроля знаний и умений учащихся. Он нужен в тех случаях, когда необходимо проверить усвоение учащимися физических определений, формул, графиков, терминов и т.д. Диктант представляет собой перечень вопросов, на которые учащиеся должны дать незамедлительные и краткие ответы. Время на каждый ответ строго регламентировано и достаточно мало, поэтому сформулированные вопросы должны быть четкими и требовать однозначных, не требующих
долгого размышления, ответов. Например, текст диктанта для проверки усвоения графического изображения равнопеременного движения может иметь следующее содержание: тело, график скорости движения которого дан на рисунке, имеет начальную скорость…

Ускорение этого тела равно…

Уравнение скорости движения тела имеет вид...

Проведение физического диктанта позволяет дозировать время выполнения каждого задания, содействует развитию внимания учащихся, дисциплинирует их.

2. Тестовые задания. Здесь учащимся предлагается несколько, обычно 2-3,
варианта ответов на вопрос, из которых надо выбрать правильный. Эта
форма контроля тоже имеет свои преимущества:
ребята не теряют времени на формулировку ответов и их запись, что
позволяет охватить большее количество материала за то же время.

3. Самостоятельная работа.

Здесь учащимся также задается некоторое количество вопросов, на которые предлагается дать свои обоснованные ответы. В качестве заданий могут выступать теоретические вопросы на проверку знаний, усвоенных учащимися; задачи, на проверку умения решать задачи по данной теме; конкретные ситуации, сформулированные или показанные с целью проверить умение учащихся распознавать физические явления.

В самостоятельной работе могут быть охвачены все виды
деятельности кроме создания понятий, т.к. это требует большего количества
времени. При этой форме контроля учащиеся обдумывают план своих
действий, формулируют и записывают свои мысли и решения.

4. Письменная контрольная работа – наиболее распространенная форма в
школьной практике. Традиционно контрольные работы по физике
проводятся с целью определения конечного результата в обучении умению
применять знания для решения задач определенного типа по данной теме или разделу. Содержание контрольных работ составляют задачи как текстовые, так и экспериментальные.

5. Лабораторная работа.

Лабораторная работа – этоформа контроля, которая требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Лабораторная работа активизирует познавательную деятельность учащихся, т.к. от работы с ручкой и тетрадью ребята переходят к работе с реальными предметами. Тогда и задания выполняются легче и охотнее.

6. Написание рефератов.

Некоторые рефераты зачитываются на занятиях, обсуждаются и оцениваются. Письменная проверка знаний более объективная, чем устная. Она требует от учащихся большей точности в выражении мыслей и полной самостоятельности. При этом проще осуществить равенство меры выявления знаний учеников. Такая проверка знаний по физике содействует развитию навыков письменной речи и дает экономию учебного времени (проверяются все учащиеся класса, увеличивается количество оценок).

7. Устная проверка по изученной теме.

Фронтальная устная проверка знаний обычно проводится в форме беседы на всех этапах урока: для актуализации опорных знаний, при повторении, в процессе изучения нового материала, при самостоятельной работе. Предлагаемые вопросы требуют краткого ответа, и весь класс должен участвовать в беседе. При этом возрастает активность учащихся, их заинтересованность, развивается внимание.

Однако такую проверку знаний необходимо сочетать с индивидуальной , так как учащиеся привыкают отвечать на мелкие вопросы и потом им тяжело давать логически последовательные развернутые ответы. При фронтальной устной проверке оценка ученику может быть поставлена после ее окончания и в конце занятий с учетом работы на всех этапах урока. Фронтальная проверка позволяет оценить большое количество учащихся за один урок; содействует выработке умений точно выражать свои мысли; функции проверки хорошо сочетаются с функциями обобщающего повторения и систематизации знаний. Однако при такой проверке тяжело объективно оценить знаний учащихся, так как каждый из них имеет возможность отвечать то, что он хорошо знает.

В практике работы учителя физики используют уплотненную проверку знаний; в то время, когда одни ученики отвечают устно, другие - делают письменные, графические, экспериментальные задания и др.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 40»

Учитель физики: Мельник Е.Д.

Приоритетные виды и формы контроля на уроках физики:

В зависимости от того, кто осуществляет контроль результатов учебной деятельности учащихся, выделяют следующие три типа контроля:
1) внешний контроль (осуществляется учителем над деятельностью ученика);
2)
взаимный контроль (осуществляется учеником над деятельностью товарища);
3)
самоконтроль (осуществляется учеником над собственной деятельностью).


Для учащихся с точки зрения их личностного развития наиболее важным типом контроля является самоконтроль . Это связано с тем, что в ходе самоконтроля ученик осознает правильность своих действий, обнаруживает совершенные ошибки и анализирует их. Эти действия ученика позволяют ему в дальнейшем предупреждать возможные ошибки и оптимальным образом формировать остаточные знания.


Взаимный контроль позволяет учащимся зафиксировать внимание на объективной стороне контроля результатов обучения. Проверяя работу одноклассника, ученик сверяет ее с эталоном и одновременно, во внутреннем плане, сверяет с этим же эталоном собственные знания. В ходе работы с эталоном ученик фиксирует в своем сознании составные элементы знания и основные этапы выполнения конкретного задания, уточняя и приводя в систему учебную информацию, т. е. превращая ее в знание. Взаимный контроль эффективно подготавливает ученика к самоконтролю.
Виды контроля

Входная диагностика обычно проводят в начале учебного года, полугодия, четверти, на первых уроках нового раздела или темы учебного курса. Её функциональное назначение состоит в том, чтобы изучить уровень готовности учащихся к восприятию нового материала. В начале года необходимо проверить, что сохранилось и что «улетучилось» из изученного школьниками в прошлом учебном году (прочность знаний или остаточные знания, в современной терминологии).
На основе входной диагностики учитель планирует изучение нового материала, предусматривает сопутствующее повторение, прорабатывает внутри- и межтемные связи, актуализирует знания, которые ранее не были востребованы.
Текущий контроль – самая оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Текущий контроль сопровождает процесс формирования новых знаний и умений, когда еще рано говорить об их сформированности. Основная цель этого контроля – провести анализ хода формирования знаний и умений. Это дает возможность учителю своевременно выявить недостатки, установить их причины и подготовить материалы, позволяющие устранить недостатки, исправить ошибки, усвоить правила, научиться выполнять нужные операции и действия.
Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, позволяет внести изменения в планирование и предупредить неуспеваемость учащихся.
В ходе текущего контроля особую значимость приобретает оценка учителя (аналитическое суждение), отмечающая успехи и недочеты и ошибки и объясняющая, как их можно исправить. Перевод оценки в отметку на этом этапе нужно проводить очень осторожно, ведь ученик изучает новый материал, он имеет право на ошибку и нуждается в определении и усвоении последовательности учебных действий, выполнение которых поможет присвоить учебный материал. Эта последовательность учебных действий, вообще говоря, может быть разной для разных учеников, и она должна разрабатываться учителем и учеником совместно. Только так можно поддержать ситуацию успеха, сделать самооценку более адекватной и сформировать правильное отношение ученика к контролю.
Тематический контроль проводится после изучения какой-либо темы или двух небольших тем, связанных между собой линейными связями. Тематический контроль начинается на повторительно-обобщающих уроках. Его цель – обобщение и систематизация учебного материала всей темы.
Организуя повторение и проверку знаний и умений на таких уроках, учитель предупреждает забывание материала, закрепляет его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебного предмета.
Задания для контрольной работы рассчитаны на выявление знаний всей темы, на установление связей внутри темы и с предыдущими темами курса, на умение переносить знания на другой материал, на поиск выводов обобщающего характера.
Предварительный и текущий контроль, а также первая часть тематического контроля знаний являются, по сути,
формирующим контролем знаний и умений. Тематический контроль (вторая часть) и итоговый контроль призваны констатировать наличие и оценить результаты обучения за достаточно большой промежуток учебного времени – четверть, полугодие, год или ступень обучения (государственная итоговая аттестация ОГЭ и ЕГЭ).
устный и письменный контроль
Устный опрос требует устного изложения учеником изученного материала, связного повествования о конкретном объекте окружающего мира, физическом явлении, физической величине, приборе или установке, законе или теории. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, изложение текста, сообщение о наблюдении или опыте.
Краткие опросы проводятся:
· при проверке пройденного на уроке в конце урока;
· при проверке пройденного на уроке в начале следующего урока;
· при проверке домашнего задания;
· в процессе подготовки учащихся к изучению нового материала;
· во время беседы по новому материалу;
· при повторении пройденного материала;
· при решении задач.
Более обстоятельный устный опрос может сопровождаться выполнением рисунков, записями, выводами, демонстрацией опытов и приборов, решением задач.
Устный опрос как диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или со всем классом (ответы с места, фронтальный опрос) проводится обычно на первых этапах обучения, когда
· требуется уточнение и классификация знаний;
· проверяется, что уже усвоено на этом этапе обучения, а что требует дополнительного учебного времени или других способов учебной работы.
Для учебного диалога очень важна продуманная система вопросов, которые проверяют не только способность учеников запоминать и воспроизводить информацию, но и осознанность усвоения, способность рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировать высказывание, активно участвовать в общей беседе, умение конкретизировать общие понятия.


Письменный опрос проводится, когда нужно проверить знание определений, формулировок законов, способов решения учебных задач, готовность ориентироваться в конкретных правилах и закономерностях и т. п. При проведении письменного опроса очень важен фактор времени. Обычно проводятся динамические опросы продолжительностью 5–10 минут, кратковременные – 15–20 минут и длительные – 40–45 минут.

Письменный опрос


п/п

Форма/цель

Время

Описание

Диктант


- выявление готовности к восприятию нового материала;
- проверка домашнего задания

10 мин

Проводится:

В начале урока;
- 2 варианта.
Текст вопросов:
- простой, лаконичный;
- легко воспринимаемый на слух;
- требующий краткого ответа (формула, формулировка, продолжение предложения, схема, график, вычисления только на прямую подстановку в формулу и т. п.).
Пауза между вопросами достаточна для записи ответа учащимися (установить опытным путем)

Самостоятельная работа

Контроль усвоения текущего материала;

- выявление умения работать с учебным текстом (изучение нового материала);
- выявление умения выявлять структурные элементы учебной информации

10–20 мин

Проводится:
- в начале урока или в конце урока;
- 2 варианта;
· без вариантов, общая для всех.
Задания для работы:
1. из задачника

2. аналогичных разобранным в классе, и с элементами усложнения
2. задача с развивающимся содержанием
3. текст, составление таблиц

Практическая работа

Закрепление теоретических знаний;
- отработка конкретных умений (наблюдать, описывать объект или явление);
- отработка конкретных умений (сборка электрической цепи и

Т. п.);
- отработка конкретных умений (компьютерный эксперимент, подготовка слайда презентации и т. п.)

10–20 мин

Проводится:


Задания для работы:
- одинаковые задания, предполагающие разные способы выполнения;
- разные задания, предполагающие один и тот же способ выполнения

Лабораторная работа

Закрепление знаний;
- открытие нового знания;
- знание правил и процедур прямых измерений физических величин;
- знание правил и процедур косвенных измерений физических величин;
- умение пользоваться измерительными приборами и оборудованием кабинета физики;
- умение применять знания в новой ситуации

30–45 мин

Проводится:
- на любом этапе урока, кроме начала урока;
- возможна индивидуальная работа, работа в паре и групповая работа.
Задания для работы:
- работа по готовой инструкции;
- работа по инструкции, разработанной коллективно;
- одно задание на одинаковом оборудовании;
- одно задание на разном оборудовании

Тест

Выявление знаний и умений по текущему материалу;
- выявление остаточных знаний и умений;
- позволяет получить конкретные сведения о пробелах в знаниях;
- позволяет использовать процедуру взаимного контроля или самоконтроля при работе с эталоном

10–15 мин

Проводится:
- в любой промежуток времени на уроке;
- по вариантам;
Задания для работы:
- открытый тест с выбором одного правильного ответа из четырех ответов;
- на соответствие, с записью ответа в виде числового кода;
- на установление изменения физических величин, характеризующих процесс

Блиц-контрольная работа
- контроль усвоения текущего материала;
- закрепление изученного материала;
- выявление умения работать с формулами;
- выявление умения переводить величины из одних единиц измерения в другие;
- выявление умения проводить вычисления по формулам

10–15 мин

Проводится:
- в начале урока;
- по вариантам;
- в высоком темпе.
Задания для работы:
7–10 стандартных заданий в каждом варианте;
- требуют знания формул;
- на прямую подстановку величин в формулу;
- возможно алгебраическое преобразование формулы.
Проверка:
- проводится учителем;
- взаимная проверка по ключу;
- самоконтроль по ключу

Релейная контрольная работа
- контроль усвоения текущего материала;
- закрепление изученного материала

10–15 мин

Проводится:

В начале уроке;
- по вариантам.
Задания для работы:
- 2–3 стандартные задачи, из числа тех, которые разбирались учителем, решались учениками на предшествующих уроках и входили в домашние задания.
Проверка:
- проводится учителем;
- взаимная проверка по ключу;
- самоконтроль по ключу

Контрольная работа

Позволяет провести констатирующий контроль и выявить результаты обучения

30–45 мин

Проводится:
- с начала урока;
- по вариантам.
Задания для работы:
- задания базового минимума;
- задания на связи изученного материала внутри темы;
- задания на связи изученного материала с ранее изученными темами;
- задания творческого характера

Зачет
- позволяет провести констатирующий контроль и выявить результаты обучения;
- комплексная проверка предметных знаний и умений

45–90 мин

Проводится:
- с начала урока;
- по индивидуальным вариантам.
Задания для работы:
- дифференцированные по уровню сложности;
- построены на основе перечня обязательных вопросов и задач;
- построены на основе перечня дополнительных вопросов и задач;
- построены с учетом того, какие знания и умения следует проверять у данного ученика


Формы контроля знаний, умений и навыков по физике

Ягавкин С.Г., учитель физики ГБОУ ООШ с Старая Кармала

Поскольку одно и то же содержание образования может быть выражено словесно, образно, в действии, то и информация о качестве усвоения учебного материала и развитии учащихся должна быть разной по форме. Основные формы контроля учебных достижений учащихся по физике - устная (индивидуальная и фронтальная), письменная, практическая и их сочетание. Выбор формы контроля зависит от содержания и специфики учебного материала, этапа обучения, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и др.

В зависимости от дидактических условий (цели обучения, виды контроля, этапа обучения и др.) определяются методы, с помощью которых та, или иная форма контроля позволяет получить наиболее объективную информацию о качестве образовательного процесса и результатах учебной деятельности учащихся. Основные методы проверки и оценки знаний и умений по физике: беседа (фронтальный опрос), индивидуальный опрос, самостоятельные и контрольные работы, метод тестирования, лабораторные и практические работы, физические диктанты, зачеты, рефераты и др.

Определим дидактические требования и кратко охарактеризуем основные формы и методы проверки и оценки знаний и умений учащихся по физике.

Устная проверка , которая проводится в начале урока, как правило, является введением к изучению нового материала, служит целям актуализации опорных знаний (а не только их контролю). Опора на знания, полученные ранее, позволяет создавать проблемные ситуации, что имеет большое значение для сознательного и прочного их усвоения. Например, приступая к изучению закона Ома для полной цепи, необходимо актуализировать знания учащихся о сторонних силах и их значении в создании стационарного тока, о роли источника тока в цепи, об ЭДС и др.

Вопросы для устного ответа ученика должны формулироваться по узловым проблемам и требовать не только изложения учебного материала, но и анализа физических явлений в разнообразных ситуациях. В таком случае от учеников требуются не только знания фактического материала, умения изложить его своими словами, но и создаются условия для развития логического мышления, умений сравнивать, выявлять черты подобия и отличия в объектах и явлениях.

Устный ответ ученика нельзя прерывать без крайней необходимости. Это можно сделать только в случае наличия в нем грубых ошибок. Если ученик испытывает трудности при ответе, ему предлагаются наводящие вопросы, которые помогают ему преодолеть частные затруднения. Вспомогательные вопросы предлагаются после ответа для уточнения действительного состояния знаний учащегося.

Устные ответы должны сопровождаться рисунками, графиками, демонстрацией посильных для выполнения опытов. Ученику, отвечающему у доски, следует предоставлять время для обдумывания ответа, а с классом провести, например, фронтальный опрос, проверить выполнение домашнего задания или решить устную вычислительную задачу.

Индивидуальная устная проверка знаний по физике содействует развитию логического мышления и устной речи учеников, позволяет следить за ходом мыслей отвечающего, изучить его индивидуальные качества и личностные свойства, выявлять уровень умственного развития.

Недостатки индивидуальной устной проверки знаний по физике:

    Она не пригодна для выявления большинства умений и навыков, которые формируются при изучении физики;

    Тяжело уравнять меру выявления знаний учащихся, поскольку это устные вопросы, а их тяжело сделать равнозначимыми для всех отвечающих;

    Сложно добиться устойчивого внимания всего класса при ответе ученика. В связи с этим целесообразно предлагать учащимся рецензировать ответы товарищей, исправлять и дополнять их.

    Существенные и правильные дополнения следует учитывать при оценке знаний.

Фронтальная устная проверка знаний обычно проводится в форме беседы на всех этапах урока: для актуализации опорных знаний, при повторении, в процессе изучения нового материала, при самостоятельной работе. Предлагаемые вопросы требуют краткого ответа, и весь класс должен участвовать в беседе. При этом возрастает активность учащихся, их заинтересованность, развивается внимание.

Однако такую проверку знаний необходимо сочетать с индивидуальной, так как учащиеся привыкают отвечать на мелкие вопросы и потом им тяжело давать логически последовательные развернутые ответы. При фронтальной устной проверке оценка ученику может быть поставлена после ее окончания и в конце занятий с учетом работы на всех этапах урока. Фронтальная проверка позволяет оценить большое количество учащихся за один урок; содействует выработке умений точно выражать свои мысли; функции проверки хорошо сочетаются с функциями обобщающего повторения и систематизации знаний. Однако при такой проверке тяжело объективно оценить знаний учащихся, так как каждый из них имеет возможность отвечать то, что он хорошо знает.

В практике работы учителя физики используют уплотненную проверку знаний; в то время, когда одни ученики отвечают устно, другие - делают письменные, графические, экспериментальные задания и др.

Письменная проверка по физике осуществляется при выполнении контрольных и самостоятельных работ, учебных проектов, написании докладов и рефератов. Контрольные работы проводятся после изучения крупных тем или разделов курса физики. В их содержание входят теоретические вопросы, количественные и качественные задачи. При этом учитывается необходимость выявления всех уровней усвоения учебного материала учащимися (фактические знания; умение применять знания в знакомой ситуации; творческое применение знаний в видоизмененных и незнакомых условиях). Контрольные работы, как правило, включают 10 заданий, соответствующих принятым пяти уровням усвоения учебного материала по физике (по 2 задания каждого уровня). Задания (в виде тестов и текстовых задач) могут предполагать формулировку законов, запись формул, чтение графиков, объяснение явлений, решение 2-3 шаговых задач, а также комбинированных и творческих задач и др.

Текущие контрольные и самостоятельные работы (рассчитанные на часть урока) по содержанию и структуре составляются аналогичным образом, но включают меньшее количество заданий (обычно 5).

Отдельным ученикам предлагается написание рефератов . Некоторые рефераты зачитываются на занятиях, обсуждаются и оцениваются. Письменная проверка знаний более объективная, чем устная. Она требует от учащихся большей точности в выражении мыслей и полной самостоятельности. При этом проще осуществить равенство меры выявления знаний учеников. Такая проверка знаний по физике содействует развитию навыков письменной речи и дает экономию учебного времени (проверяются все учащиеся класса, увеличивается количество оценок).

В тех случаях, когда необходимо проверить усвоение учащимися физических определений, формул, графиков, терминов и т.д., эффективен физический диктант . Для его проведения учитель должен подобрать контрольный текст в виде вопросов или логически незаконченных выражений, которые ученики должны дописать. Например, текст диктанта для проверки усвоения графического изображения равнопеременного движения может иметь следующее содержание: тело, график скорости движения которого дан на рисунке, имеет начальную скорость…

Ускорение этого тела равно…

Уравнение скорости движения тела имеет вид...

Проведение физического диктанта позволяет дозировать время выполнения каждого задания, содействует развитию внимания учащихся, дисциплинирует их

Тексты физических диктантов. 7 класс

Тема: Строение вещества. Молекула.

1 вариант

1 Вещество состоит из мельчайших частиц, различимых невооруженным глазом.

2 Объем газа при нагревании увеличивается, т.к. молекулы становятся больше в размере.

3 Молекула – мельчайшая частица вещества.

4 Молекулы воды точно такие, как молекулы льда.

5 Атомы состоят из молекул.

2 вариант

1 Объем тела при нагревании уменьшается.

2 Объем жидкости при охлаждении уменьшается, т.к. промежутки между молекулами становится меньше.

3 При сжатии газа уменьшается размер молекулы.

4 Молекулы водяного пара отличаются друг от друга.

5 Газом 2-х литровой банки можно заполнить 4-х литровую банку.

Тема: Строение вещества. Диффузия.

1 вариант

1 Молекулы вещества находятся в постоянно беспорядочном …….

2 Взаимное проникновение молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого вещества в результате беспорядочного движения называется……..

3 Диффузия протекает быстрее при ……….температуре.

4 Беспорядочное движение молекул – это значит что молекулы двигаются в ……. Направлениях.

5 Чем ниже температура тела, тем ………… движение молекул.

2 вариант

1 Чем выше температура тела, тем скорость движения молекул будет …….

2 В твердых телах диффузия протекает очень …….

3 Взаимное проникновение молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого вещества в результате беспорядочного движения называется……..

4 При помешивании жидкости мы ……скорость движения молекул.

5 Движение молекул, которое связано с температурой тела называется ……

Тема: Механическое движение

1 вариант

1 Изменение положения тела с течением времени относительно других тел называется ……

2 Линия, вдоль которой движется тело, называется …….

3. Как обозначается пройденный путь?

4 Если за равные промежутки времени тело проходит одинаковый путь, то движение называется ……

5 Запишите формулу средней скорости.

2 вариант

1 Надо ли указывать говоря о движении тела предмет, относительно которого движется тело?

2 Длина траектории движения тела называется ……

3 Запишите формулу пройденного пути.

4 Если за равные промежутки времени тело проходит неодинаковый путь, то движение называется ……

5 В каких единица с системе СИ измеряется скорость?

Тема: График механического движения

1 вариант

1 Изобразите график скорости от времени, если тело движется равномерно.

2 Изобразите график пути от времени, если тело движется неравномерно.

3 Изобразите график скорости от времени, если тело стоит.

4 Изобразите график скорости от времени, если тело движется неравномерно.

5 Изобразите график пути от времени, если тело стоит

2 вариант

1 Изобразите график пути от времени, если тело стоит.

2 Изобразите график скорости от времени, если тело движется равномерно.

3 Изобразите график пути от времени, если тело движется равномерно.

4 Изобразите график скорости от времени, если тело стоит.

5 Изобразите график скорости от времени, если тело движется неравномерно.

Тема: Атмосферное давление

1 вариант

1 Давление воздушной оболочки Земли на тела называется ……

2 Чей опыт лежит в основе изучения атмосферного давления?

3 Длина трубки в опыте Торричелли равна ……

4 Прибор для измерения атмосферного давления называется барометр - ……

5 На 1 мм рт ст изменяется атмосферное давление с каждыми ….. метрами.

2 вариант

1 С увеличение высоты плотность воздуха ……

2 1 мм РТ ст = …..Па

3 Прибор Торричелли для измерения атмосферного давления называется ртутный ……

4 Главная часть барометра-анероида - ……

5 U-образная трубка – основное устройство ……

Поделиться