Что такое перспектива и её виды. Виды перспективы и их применение

  1. Перспектива - (франц. perspective, от лат. perspicio - ясно вижу) система изображения объёмных тел на плоскости или какой-либо иной поверхности, учитывающая их пространственную структуру и удалённость отдельных их частей от наблюдателя. Возникновение понятия... Большая советская энциклопедия
  2. перспектива - перспекти́ва начиная с Петра I (Смирнов 225), народн. переспекти́ва изменено по аналогии слов на пере-. Через нов.-в.-н. Perspektive или франц. реrsресtivе от ср.-лат. реrsресtivа (ars) "искусство перспективного изображения"; см. IIIульц–Баслер 2, 471. Этимологический словарь Макса Фасмера
  3. перспектива - Заимствовано из латинского, где perspectiva из ars perspectiva (буквально – "искусство видеть то, что впереди"), образовано суффиксальным способом от perspicere – "видеть насквозь". Этимологический словарь Крылова
  4. перспектива - -ы, ж. 1. Вид вдаль, открывающийся с какого-л. места, видимое глазом пространство. Шорох дождя побежал по горам, а густой туман стал заволакивать перспективу. Чириков, На стоянке. Его телега расплылась мутным пятном в дальней перспективе улицы. Малый академический словарь
  5. перспектива - Перспекти́в/а. Морфемно-орфографический словарь
  6. перспектива - Дизайн Изменение форм, размеров и окраски предмета при увеличении расстояния до него. Словарь компьютерных терминов
  7. перспектива - перспектива I ж. 1. Даль, пространство, охватываемые глазом. 2. Искусство изображать, воспроизводить на рисунке, на плоской поверхности предметы в соответствии с кажущимся изменением величины, очертаний, четкости... Толковый словарь Ефремовой
  8. перспектива - Перспектива, перспективы, перспективы, перспектив, перспективе, перспективам, перспективу, перспективы, перспективой, перспективою, перспективами, перспективе, перспективах Грамматический словарь Зализняка
  9. ПЕРСПЕКТИВА - ПЕРСПЕКТИВА (франц. perspective, от лат. perspicio - ясно вижу) - 1) система изображения предметного мира на плоскости в соответствии со зрительным восприятием предметов человеком. Большой энциклопедический словарь
  10. перспектива - ПЕРСПЕКТИВА ж. лат. вид вдаль, вперед, на расстоянье, с обстановкой по пути разными предметами; || видимое, мнимое умаленье предметов и перекошенье их очертаний, по законам зренья; || изображенье, по сим законам, толстых предметов на плоскости. Толковый словарь Даля
  11. Перспектива - Протяженная аллея или улица, воспринимаемая как многоплановая композиция с развитием в глубину. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) Архитектурный словарь
  12. ПЕРСПЕКТИВА - Перспективный, будущий период. Экономический словарь терминов
  13. перспектива - огромная ~ Словарь русской идиоматики
  14. перспектива - Заимств. в XVII в. из ср.-лат. яз., где perspectiva (ars) < perspectiva (буквально - «(искусство) видеть находящееся впереди»), суф. производного от perspicere «видеть насквозь, проникать взором». Этимологический словарь Шанского
  15. - Соотносительное размещение предмета, наблюдателя, источника освещения и границы обозримого пространства. План – объем поля зрения, занимаемый предметом и позволяющий фиксировать предмет с большей или меньшей степенью подробности. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  16. перспектива - орф. перспектива, -ы Орфографический словарь Лопатина
  17. ПЕРСПЕКТИВА - ПЕРСПЕКТИВА (от лат. perspicio - ясно вижу) - англ. perspective; нем. Perspektive. 1. Изображение предметов на к.-л. поверхности в соответствии с тем кажущимся изменением их величины, очертаний, к-рое обусловлено степенью отдаленности их от зрителя... Социологический словарь
  18. ПЕРСПЕКТИВА - ПЕРСПЕКТИВА – система изображения объемных тел на плоскости, а в сфере художественной – наука построения форм и определения пропорций, создающих натуральное (натуралистическое) отображение предметов и сцен реального мира... Новая философская энциклопедия
  19. Перспектива - (франц. perspective, от лат. perspicio - ясно вижу), система изображения объёмных тел на плоскости, передающая их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве, в том числе удалённость от наблюдателя. Художественная энциклопедия
  20. перспектива - ПЕРСПЕКТИВА -ы; ж. [франц. perspective] 1. Вид вдаль, охватываемое глазом пространство. Дальняя, далёкая п. Теряться в перспективе. В перспективе показалась движущаяся точка. // Панорама чего-л., окидываемого взглядом с определённой точки. Толковый словарь Кузнецова
  21. перспектива - Перспективы, ж. [от лат. perspectus – сквозь что-н. увиденный, рассмотренный] (книжн.). 1. Даль, пространство. 2. только ед. Искусство изображать, воспроизводить на рисунке... Большой словарь иностранных слов
  22. перспектива - ПЕРСПЕКТ’ИВА, перспективы, ·жен. (от ·лат. perspectus - сквозь что-нибудь увиденный, рассмотренный) (·книж.). 1. Даль, пространство. В перспективе все это имело другой вид. 2. только ед. Толковый словарь Ушакова
  23. Перспектива - С центром S- отображение плоскости p в плоскость p", при к-ром каждой точке Мплоскости p ставится в соответствие точка М" пересечения прямой SM с плоскостью p" (если прямая SM не параллельна плоскости p"; см. рис.). В проективной геометрии... Математическая энциклопедия
  24. Перспектива - Представим себе, что между нашим глазом и рассматриваемым предметом помещается прозрачная, вертикальная плоскость (например стеклянная). Лучи зрения, направляясь от каждой точки предмета к нашему глазу, пересекают эту плоскость в точках, образующих... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  25. перспектива - сущ., ж., употр. сравн. часто (нет) чего? перспективы, чему? перспективе, (вижу) что? перспективу, чем? перспективой, о чём? о перспективе; мн. что? перспективы, (нет) чего? перспектив, чему? перспективам, (вижу) что? перспективы, чем?... Толковый словарь Дмитриева
  26. перспектива - ПЕРСПЕКТИВА ы, ж. perspective f. 1. Даль, пространство, охватываемое глазом. БАС-1. Подгнившие избушки снесены, и на место их выстроены новые с "веселыми перспективами" и романическими перистилями". Данилевский Ек. Великая. // ПСС... Словарь галлицизмов русского языка
  27. Перспектива - (фр. perspective, от лат. perspicio – ясно вижу) 1) система изображения предметного мира на плоскости в соответствии со зрительным восприятием предметов человеком; 2) воздушная перспектива передает изменения в цвете и в ясности очертаний предметов на расстоянии. Словарь по культурологии
  28. перспектива - В перспективе (иметь что, быть у кого) - в будущем, впереди, в виду. У него в перспективе научная экспедиция. Фразеологический словарь Волковой
  29. перспектива - см. >> будущий, вид, надежда, ожидание Словарь синонимов Абрамова
  30. перспектива - сущ., кол-во синонимов: 14 будущее 9 будущность 8 вид 54 виды 4 виды на будущее 1 даль 13 европерспектива 1 загляд 1 картина 55 надежда 30 проспект 12 ракурс 6 судьба 52 шанс 20 Словарь синонимов русского языка

ПЕРСПЕКТИВА

ПЕРСПЕКТИВА

(ново-лат., от perspicere - насквозь видеть). 1) искусство изображать на картинках даль таким образом, как она представляется в действительности. 2) будущность. 3) вид в даль, открывающийся, с места наблюдения, на различные предметы, стоящие вдали. 4) ожидание или опасение чего-нибудь вероятного, хотя и отдаленного; напр.: у него в перспективе богатство.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

ПЕРСПЕКТИВА

1) изображение на картине к.-н. вида так, как он представляется глазу в действительности, сохранение соответствующего действительности расположения линий (линейная п.) и тонов (воздушная п.); так чтобы, нпр., глядя на пейзаж, на котором представлена усадьба и вдали от нее через поле село с церковью, человек, обладающей хорошим глазомером, мог в верно угадать, сколько верст от этой усадьбы до села; 2) в переносн. смысле: будущность, виды на будущее, планы.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

ПЕРСПЕКТИВА

1) изображение на плоскости предметов так, как они представляются глазу в линиях (линейная п.) и оттенках (воздушная п.) 2) в переносном смысле - ожидаемое в будущем.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

ПЕРСПЕКТИВА

новолатинск., от perspicere , насквозь видеть. а) Искусство изображать даль так, как она видима в действительности. b ) Будущность. с) Вид в природе.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

Перспекти́ва

(фр. perspective лат. perspicere смотреть сквозь, проникать взором)

1) изображение на поверхности (на картине, рисунке и т. п.) предметов в соответствии с тем кажущимся изменением их величины, очертаний, четкости, которое обусловлено степенью отдаленности их от зрителя, от точки наблюдения;

2) совокупность правил построения изображения трехмерных предметов на плоскости;

3) раздел начертательной геометрии, изучающий правила изображения тел с помощью центрального проектирования их на плоскость (т. е. проектирования с помощью лучей, исходящих из одной точки);

4) вид вдаль, на далеко находящиеся предметы;

5) будущее, виды на будущее,

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Перспектива

перспективы, ж. [от лат. perspectus – сквозь что-н. увиденный, рассмотренный ] (книжн.). 1. Даль, пространство. 2. только ед. Искусство изображать, воспроизводить на рисунке, на плоской поверхности предметы в соответствии с тем кажущимся изменением их величины, очертаний, четкости, которое обусловлено степенью отдаленности их от зрителя, от точки наблюдения (живоп.). Законы перспективы. 3. Отдел начертательной геометрии, изучающий правила изображения тел с помощью центрального проектирования их на какую-н. поверхность (мат.). 4. Вид, панорама, картина природы, какой-н. местности, как она представляется наблюдателю издали, с какого-н. отдаленного пункта наблюдения. С балкона открывалась великолепная перспектива. 5. Проспект, прямая, длинная улица (устар.). 6. перен., только мн. Планы, виды на будущее, судьбы кого-чего-н. в будущем. Политические перспективы Европы. 7. перен. То, что должно наступить по предположению кого-н.; неизбежность или возможность чего-н. (разг.).

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Перспектива

ы, ж. (нем. Perspektive, фр. perspective ср.-лат. perspectiva ars искусство перспективного изображения лат. perspicere смотреть сквозь, проникать взором).
1. мн. нет. Даль, пространство, охватываемое глазом. П . улицы .
|| Ср. панорама .
2. мн. нет. Способ изображать на плоскости трехмерное пространство в соответствии с тем кажущимся изменением величины, очертаний, четкости предметов, которое обусловлено степенью отдаленности их от точки наблюдения, а также последовательность предметов, изображенных таким образом. Законы перспективы . На картине - п . горных хребтов .
3. перен. , обычно мн. Будущее, ожидаемое, виды на будущее. Хорошие перспективы на урожай . В перспективе у него - работа за границей .
4. мн. нет, геом. Раздел начертательной геометрии , изучающий правила изображения тел путем проектированияих на плоскости с помощью лучей, исходящих из одной точки (так наз. центрального проектирования).
Перспективный -
1) относящийся к перспективе 2, 4;
2) предусматривающий будущее развитие (перспективный план);
3) такой, который имеет хорошие перспективы 3 (перспективный работник) .

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ПЕРСПЕКТИВА" в других словарях:

    - (франц. perspective, от лат. perspicio ясно вижу), система изображения объёмных тел на плоскости, передающая их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве, в том числе удалённость от наблюдателя. Перспектива в… … Художественная энциклопедия

    Перспективы, жен. [от латин. perspectus сквозь что–н. увиденный, рассмотренный] (книжн.). 1. Даль, пространство. В перспективе все это имело другой вид. 2. только ед. Искусство изображать, воспроизводить на рисунке, на плоской поверхности… … Толковый словарь Ушакова

    перспектива - ы, ж. perspective f. 1. Даль, пространство, охватываемое глазом. БАС 1. Подгнившие избушки снесены, и на место их выстроены новые с веселыми перспективами и романическими перистилями. Данилевский Ек. Великая. // ПСС 18 6. || Вид, панорама чего л … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - – система изображения объемных тел на плоскости, а в сфере художественной – наука построения форм и определения пропорций, создающих натуральное (натуралистическое) отображение предметов и сцен реального мира, видимых с фиксированной точки зрения … Философская энциклопедия

    - (франц. perspective от лат. perspicio ясно вижу), 1) система изображения предметного мира на плоскости в соответствии со зрительным восприятием предметов человеком.2) Линейная перспектива, способ изображения пространственных фигур на плоскости с… … Большой Энциклопедический словарь

    Перспектива. Въ перспективѣ (иноск.) все, чего ожидаетъ и чаетъ, на что, по извѣстнымъ даннымъ, можетъ надѣяться человѣкъ въ будущемъ, или опасаться (намекъ на перспективу видъ въ даль). Ср. (Надежда на заработокъ) эта чудеснѣйшая перспектива,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Жен., лат. вид вдаль, вперед, на расстоянье, с обстановкой по пути разными предметами; | видимое, мнимое умаленье предметов и перекошенье их очертаний, по законам зренья; | изображенье, по сим законам, толстых предметов на плоскости. | * Все,… … Толковый словарь Даля

    См. вид, ожидание... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. перспектива вид, ракур … Словарь синонимов

Перспективой называют метод изображения объектов на некоторой плоскости с учетом визуальных сокращений их величин, а также изменениями границ, формы и прочих соотношений, которые видятся на натуре. Таким образом, пропорций тел при их визуальном восприятии. Однако существует множество видов перспективы в изобразительном искусстве, разработанных в соответствии с разными точками зрения на мир и пространство.

История

Эта техника возникла во времена Ренессанса, когда реалистическое направление достигло своего пика. В период расцвета искусства люди столкнулись с новыми проблемами в живописи и архитектуре, которые потребовали новых решений. Перспектива помогла разрешить задачи, стоявшие перед творцами того времени. Поначалу люди применяли устройство со стеклом для более четкого понимания перспективы - на нем было проще обвести корректное изображение объектов, чтобы изобразить их на плоскости в соответствии с законами перспективы. Позднее появлялись и другие приспособления для облегчения этой задачи - различные камеры обскура и разнообразные линзы для этих целей.

Привычная человеку линейная перспектива появилась позднее. Что интересно, ученые отмечают, что изначально человеку стала более ясна обратная перспектива. Обратите внимание на мастер-классы по живописи. Что они собой представляют? Здесь, как правило, освещают линейную и обратную перспективу, лишь вскользь затрагивая остальные виды.

Виды

С течением истории люди открывали новые в перспективе. Одни позднее признавались ложными, другие - только укрепились в своих понятиях, а третьи и вовсе слились в некий новый подвид. В перспективы делятся на несколько групп. Это зависит от их назначения. На настоящий момент выведены:

  • прямая линейная перспектива;
  • обратная линейная;
  • панорамная;
  • сферическая;
  • тональная;
  • воздушная;
  • перцептивная.

Каждый из видов перспективы в изобразительном искусстве значительно отличается друг от друга как визуально, так и по смысловому наполнению и назначению, так что заслуживает быть рассмотренным подробнее.

Прямая перспектива

Данный тип рассчитан на точку зрения с единой точкой схода на горизонте: то есть, все объекты уменьшаются с отдалением от них наблюдателя. Впервые мнение о линейной перспективе высказал еще в XIV веке. Об этой теории стали упоминать только в эру Возрождения. Альберти, Брунеллески и другие исследователи опирались на элементарные законы оптики, которые легко было подтвердить на практике.

Прямая перспектива долго считалась единственно истинным изображением окружающего мира на плоской поверхности. При том, что линейная перспектива по сути является изображением на плоскости, она может быть ориентирована как вертикально, так и горизонтально, или под углом в соответствии с назначением изображения. К примеру, вертикальная поверхность, как правило, использовалась при станковой живописи или создании настенных панно. Поверхность, расположенная под углом, обычно применялась при занятиях живописью: например, при росписях внутренних помещений. В станковой живописи на наклонной поверхности художники строили перспективные изображения больших построек. Перспектива в горизонтальной плоскости использовалась в основном при

В современности преобладает обращение к прямой линейной перспективе, в основном из-за особой реалистичности получающихся картин. А также из-за применения этой проекции в компьютерных играх. По сей день на мастер-классах по живописи именно о прямой перспективе рассказывают первым делом.

Для получения похожей на реальную линейную перспективу проекции на снимках, фотографы прибегают к специальным фотобъективам с особым фокусным расстоянием, примерно равняющимся диагонали желаемого кадра. Для еще большего эффекта они могут использовать широкоугольные объективы, которые визуально делают изображение выпуклым - так перспектива обостряется еще сильнее. Для эффекта смягчения применяют, наоборот, способные уравнять разницу величин ближайших и отдаленных объектов.

Обратная перспектива

Этот вид применялся в живописи: в данной технике образы выглядят увеличивающимися с отдалением от точки зрения наблюдателя. Картина в данном случае будет иметь несколько линий горизонта и точек зрения. Таким образом, при создании обратной линейной перспективы на плоскости центр схода линий расположен не на линии горизонта, а в самом наблюдателе.

Данный вид возник в период становления средневекового искусства, когда были особенно популярны такие виды изобразительной деятельности как иконы и фрески. Такое изображение подчеркивало религиозную тему, которая была особенно популярна в изобразительном искусстве в то время. Обратная перспектива подчеркивала полную ничтожность зрителя перед божественным изображением, возвышая последнего не только визуально с помощью перспективы, но и с применением других изобразительных эффектов. Такой метод создает особый трепет в душе зрителя, что было особенно важно во времена Средневековья, когда роли религии отдавалось очень большое значение, и искусство также не обходило его стороной.

Причем обратную перспективу в этот период замечали в разных областях - как в византийских странах, так и в Западной Европе. Данный феномен ученые объясняют тем, что художники еще неумело отображали окружающий мир, каким его видел зритель. Такой метод считали ложным способом, как и вообще перспективу. По заявлению исследователя П. А. Флоренского, обратная перспектива четко обоснована математически: по сути она равна прямой перспективе, при это создавая символическое пространство, обращенное к наблюдателю. Такая техника подразумевает связь наблюдателя с миром символических и порой религиозных образов. Она помогает воплощать сверхчувственное содержание в зримую форму, лишенную, однако, материальной конкретности. Л. Ф. Жегин считал, что обратная перспектива является перенесенной на какую-либо изобразительную поверхность суммы визуальных восприятий зрителя, который, тем самым, становится «точкой схода». По его заявлению, данная перспектива не может быть единственно верной пространственной системой в живописи. Б. В. Раушенбах также опротестовал мнение об обратной перспективе как о единственной верной. Тому были приведены доказательства. Он продемонстрировал, что зрение в некоторых условиях видит объекты не в прямой, а в обратной перспективе. По мнению Жегина, феномен явления находится в самом человеческом восприятии.

Панорамная перспектива

Данное изображение основано на цилиндрической или сферической поверхности. Само понятие «панорама» имеет значение «вижу все», то есть по дословному переводу панорамная перспектива подразумевает изображение на плоскости всего, что наблюдатель может видеть вокруг себя. При создании рисунка точка зрения будет находиться на оси цилиндра. Горизонт в таком случае окажется на линии окружности на уровне взгляда зрителя. Таким образом, в идеале при просмотре панорам зритель должен стоять в центре круглой комнаты. Существуют и более плоскостные изображения, не требующие такого положения картины, но тем не менее, каждое панорамное изображение так или иначе подразумевает собой отображение на поверхности цилиндра.

Обычно такой метод изображения пространства в перспективном ракурсе применяется для рисунков и фотографии городов или пейзажей: такой способ максимально охватывает окружающее пространство, делая изображение более обостренным, интересным и эффектным.

Перспектива в сфере

Сферическая перспектива - отдельная техника, которая выполняется с помощью фотообъектива «рыбий глаз». Такая линза искажает изображение, делая его визуально более выпуклым, вытянутым по кругу в сферу. Из-за схожести получающихся снимков с выпуклым и прозрачным рыбьим глазом, объектив и сам эффект получили такое название.

Сферическая перспектива отличается от панорамной тем, что если при панорамном изображении картинка находится как бы на внутренней поверхности сферы или цилиндра, то при сферической изображение идет по внешней поверхности сферы.

Подобные искажения по сути легко заметить на любых сферических зеркальных поверхностях. Взгляд наблюдателя остается в центре отражения шара. При создании изображений объектов все линии будут соединяться в главной точке или просто оставаться прямыми. Прямыми также будут главная вертикаль и горизонталь - остальные линии с отдалением от главной точки будут все сильнее искажаться, постепенно превращаясь в окружность.

Перспектива посредством тона

Тональная перспектива - понятие из области монументальной живописи. Это такая перемена в тоне, цвете и контрасте объекта, что его характеристики имеют свойство приглушаться при отдалении вглубь. Впервые законы этого вида перспективы объяснил Леонардо да Винчи. Человеческое зрение и восприятие устроено так, что ближайшие предметы выглядят для людей более четкими и темными, в то время как самые дальние - наиболее неясные и бледные. Именно на этом свойстве восприятия окружающего мира и основана методика тональной перспективы. Сложно не признать, что подобное отображение пространства действительно делает рисунок куда более реалистичным и правдоподобным, хотя он не соответствует настоящей реальности, как и при любом изображении объекта в перспективе на плоской поверхности.

Данный метод не является широко распространенным, однако имеет место быть в живописи, а иногда и в графике. Также эти законы перспективы применяются и в фотографии для придания снимкам большей реалистичности и художественности. С проработанным тоном фотография более походит на реальное изображение окружающего пространства.

Воздушная перспектива

Ей свойственна потеря ясности границ объектов с их отдалением от точки зрения. Дальний план понижает яркость - глубина от этого кажется намного темнее, нежели ближний план. Воздушная перспектива также считается тональной, поскольку она вызывает изменение тона объектов. Впервые закономерности этой техники были исследованы в трудах Леонардо да Винчи. Он полагал, что предметы вдалеке кажутся сомнительными, а значит, их и нужно изображать неясными и расплывчатыми, так как на расстоянии границы не так ощутимы. Изобретатель отмечал, что удаление предмета от зрителя связывается также с переменой цвета этого объекта. Именно поэтому предметы, находящиеся ближе всего к наблюдателю, должны быть написаны в своих собственных цветах, а объекты, находящиеся в отдалении, должны получать синий оттенок. А самые отдаленные объекты - к примеру, горы на горизонте - должны фактически сливаться с окружающим пространством ввиду большой массы воздуха, находящегося между предметом и зрителем.

Выходит, многое зависит от качества и чистоты воздуха, и это особенно заметно при тумане или в пустыне при ветреной погоде, когда в воздух взлетает мелкий песок. В целом ученые объясняли данный эффект не только посредством "затуманивания" предметов воздухом, но и основываясь на свойстве восприятия человеком окружающего пространства - как на физическом уровне, так и на психологическом.

Альтернативный взгляд на перспективу

Ученый Б. В. Раушенбах размышлял, как люди воспринимают глубину с учетом бинокулярности человеческого зрения, подвижности точки зрения и перманентности форм в человеческом сознании. В итоге он сделал вывод: ближайший план воспринимается людьми в обратной перспективе, в то время как неглубокий дальний - в сложной аксонометрической перспективе, а самый отдаленный - в прямой линейной. Этот тип, сочетающий в себе все эти виды в изобразительном искусстве, он назвал перцептивной перспективой, таким образом предполагая не единственный верный вариант, а их сочетание.

Способы получения перспективы

Помимо множества видов, существует еще и несколько способов получения изображения перспективы на плоскости. Геометрический и фотографический способы.

  1. Геометрический способ предполагает перспективное изображение, полученное путем проведения лучей к точкам изображаемого объекта из любой точки Евклидова пространства - из так называемого центра перспективы. Перспективные изображения параллельных прямых пересекаются в точках схода, а параллельных плоскостей - в так называемых линиях схода.
  2. Фотографический способ позволяет создавать изображения с большим углом обзора. Поскольку между «панорамной» и «широкоугольной» фотографией нет ясной границы, последняя из них, как правило, относится к типу объектива. Определение панорамы включает в себя понятие, что ширина снимка должна быть больше высоты кадра как минимум вдвое, но при этом современное понятие панорамы намного шире.

Итак, в данной статье были рассмотрено понятие, виды перспективы в изобразительном искусстве и способы ее получения.

Слово «перспектива» заимствовано из французского языка (perspective), а происходит от латинского perspicere, что значит «смотреть сквозь». Этот термин изначально использовался в изобразительном искусстве, а сегодня больше известно иное, непрямое значение слова «перспектива». Давайте разберемся, что такое перспектива зависимости от контекста употребления этого слова.

Значения слова

  • Перспектива в значении «пространство, даль». Например: «Отошедший от причала корабль перестал казаться величественным: в перспективе все имеет другой вид». В этом значении слово употребляется только в единственном числе.
  • Перспектива как искусство воспроизведения на рисунке эффекта удаленности предметов от точки наблюдения. В этом случае можно говорить о законах перспективы и о ее видах: линейная, воздушно-световая и пр.
  • Перспектива как кажущееся изменение размера предмета, его положения или очертания по мере его удаленности от зрителя. Так, например, нам кажется, что рельсы вдалеке сходятся, а дорога уходит в небо.
  • Панорама местности, которая открывается наблюдателю, находящемуся в отдалении или на возвышении. Например: «Такой парижской перспективы, как с Эйфелевой башни, вы больше нигде не увидите».
  • Перспектива как математический термин. Название раздела в геометрии, который изучает изображение предметов по правилам центрального проектирования.
  • Перспектива как название прямой и длинной улицы, устаревшее название проспекта. Например, Невская перспектива - проспект в Санкт-Петербурге.
  • Перспектива как вид на будущее. Переносное значение слова, употребляется только во множественном числе. Например, хозяйственные перспективы, политические перспективы, перспективы на урожай и пр.: «На совещании были рассмотрены перспективы посевной компании».
  • Перспектива как неизбежность или возможность, предполагаемый ход развития событий. Переносное значение слова, употребляется в разговорной речи. Например: «И как вам такая перспектива?», «Такая перспектива меня не прельщает».

О значении термина «перспектива» как искусства воспроизведения вы также можете прочитать в статье

Прежде чем приступить к рисованию, нужно познакомиться с особенностями зрительного восприятия человеком предметов и явлений окружающего мира. Это поможет рисовать грамотно, избегая ошибок, распространенных среди начинающих Художников.

Если внимательно вглядеться в окружающий пейзаж, то можно увидеть, что широкое шоссе удаляясь от нас становится все уже, а потом и вовсе сходится в точку и исчезает на линии горизонта. Стоящие рядом с нами столбы высокие, а те, что в отдалении, становятся постепенно все ниже и расстояние между ними все меньше и меньше….

Как правильно изобразить все это на листе бумаги или холсте? Как научиться писать реалистичные объемные полотна? Просто надо знать немного теории….

Для того, чтобы понять законы Перспективы, о которых мы скажем ниже, необходимо ввести термин «картинная плоскость» — это так называемая воображаемая плоскость, расположенная между наблюдателем и натурой, параллельно последней. Если провести сквозь нее лучи от наблюдателя к крайним точкам наблюдаемого предмета, а потом соединить точки пересечения этих лучей с плоскостью между собой, то на плоскости получится линейное перспективное изображение натуры, За картинную плоскость в дальнейшем в качестве примера, мы будем принимать лист бумаги или поверхность холста, на котором мы рисуем.

Итак - что же такое Перспектива?

Перспектива (фр. perspective от лат. perspicere - смотреть сквозь, проникать взором ) - техника изображения пространственных объектов на плоскости или какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний, формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.
В изобразительном искусстве возможно различное применение перспективы, которая используется как одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов.

Другими словами, Перспектива это:

1. Изобразительное искажение пропорций и формы реальных тел при их визуальном восприятии. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися в точку на горизонте.

2. Способ изображения объёмных тел, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве.

В зависимости от назначения создаваемого изображения и авторского видения объекта выделяют несколько основных видов перспективы.

  • Прямая линейная Перспектива
  • Обратная линейная Перспектива
  • Панорамная перспектива
  • Аксонометрия
  • Сферическая перспектива
  • Воздушная перспектива
  • Перцептивная перспектива.

Давайте подробней рассмотрим все виды по отдельности….

Линейная перспектива

Она рассчитана на неподвижную точку зрения и предполагает единую точку схождения на линии горизонта (предметы пропорционально уменьшаются по мере удаления их от переднего плана).

Теория Линейной Перспективы впервые появилась в трудах Амброджо Лоренцетти в 14 веке, а активно разрабатывалась и начала применяться в Эпоху Возрождения, основываясь на простых законах оптики и замечательно подтверждаясь практикой

Прямая перспектива долго признавалась как единственное верное отражение мира в картинной плоскости.

Основные законы линейной Перспективы заключаются в следующем:

  1. Все предметы по мере удаления от наблюдателя воспринимаются им уменьшенными. Это должно быть отражено на рисунке.
  2. Параллельные горизонтальные линии, удаляющиеся от наблюдателя, кажутся сближающимися, а затем и сходящимися в одной точке. Эта точка находится на линии горизонта и называется «точка схода»
  3. Все горизонтальные направления (линии, грани предметов и др.) на рисунке обязательно должны быть горизонтальными
  4. Все вертикальные направления остаются на рисунке строго вертикальными.
  5. Прямоугольный предмет, расположенный фронтально (параллельно) к картинной плоскости, имеет одну точку схода - главную.
  6. Прямоугольный предмет развернутый под углом к картинной плоскости, имеет две точки схода - дополнительные, в которые сходятся параллельные линии боковых ребер.

С учётом того, что линейная перспектива - это изображение, построенное на плоскости, плоскость может располагаться вертикально, наклонно и горизонтально в зависимости от назначения перспективных изображений.

Вертикальная плоскость, на которой строят изображения с помощью линейной перспективы, используется при создании картин (станковая живопись) и настенных панно (на стене внутри помещения или снаружи дома).

Построение перспективных изображений на наклонных плоскостях применяют в монументальной живописи - росписи на наклонных фризах внутри помещения дворцовых сооружений и соборов. На наклонной картине в станковой живописи строят перспективные изображения высоких зданий с близкого расстояния или архитектурных объектов городского пейзажа с высоты птичьего полета.

Построение перспективных изображений на горизонтальной плоскости применяют при росписи потолков (плафонов). Известны, например, мозаичные изображения на овальных плафонах станции метро «Маяковская» художника А.А. Дейнеки. Изображения, построенные в перспективе на горизонтальной плоскости потолка, называют плафонной перспективой.

В наше время доминирует использование прямой линейной перспективы в большей степени из-за большей «реалистичности» такого изображения, в частности из-за использования данного вида проекции в 3D-играх.

Обратная линейная перспектива

Это вид перспективы, применявшийся, к примеру, в византийской и древнерусской живописи, когда предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя. Созданное изображение при этом имеет несколько горизонтов, точек зрения и другие особенности.

При изображении в обратной перспективе предметы расширяются при их удалении от глаз, словно центр схождения линий находится не на горизонте, а внутри самого наблюдателя. Обратная перспектива образует целостное символическое пространство, ориентированное на зрителя и предполагающее его духовную связь с миром символических образов. Обратная перспектива отвечает задаче воплощения сверхчувственного сакрального содержания в зримой, но лишённой материальной конкретности форме.

Обратная перспектива имеет строгое описание, математически она равноценна прямой перспективе. Обратная перспектива возникла в позднеантичном и средневековом искусстве (миниатюра, икона, фреска, мозаика) как в западноевропейском, так и в византийском круге стран. Интерес к обратной перспективе возрос в XX веке в связи с возрождением интереса к символизму и к средневековому художественному наследию.

Воздушная (тональная) перспектива

Тональная Перспектива — определение техники Живописи. Это изменение в цвете и тоне предмета, изменение его контрастных характеристик в сторону уменьшения, приглушения при удалении вглубь пространства.

Воздушная перспектива характеризуется исчезновением чёткости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета (цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются), таким образом, глубина кажется более светлой, чем передний план.

Воздушная перспектива связана с изменением тонов, потому она может называться также и тональной перспективой. Первые исследования закономерностей воздушной перспективы встречаются ещё у Леонардо да Винчи.

«Вещи на расстоянии, - писал он, - кажутся тебе двусмысленными и сомнительными; делай и ты их с такой же расплывчатостью, иначе они в твоей картине покажутся на одинаковом расстоянии. Не ограничивай вещи, отдалённые от глаза, ибо на расстоянии не только эти границы, но и части тел неощутимы».

Великий художник отметил, что отдаление предмета от глаза наблюдателя связано с изменением цвета предмета. Поэтому для передачи глубины пространства в картине ближайшие предметы должны быть изображены художником в их собственных цветах, удаленные приобретают синеватый оттенок, «…а самые последние предметы, в нём видимые, как, например, горы вследствие большого количества воздуха, находящегося между твоим глазом и горою, кажутся синими, почти цвета воздуха…».

Воздушная перспектива зависит от влажности и запылённости воздуха и особенно во время тумана, на рассвете над водоёмом, горами, в пустыне или степи во время ветреной и пыльной погоды.

Перцептивная перспектива

Академик Б.В. Раушенбах изучал, как человек воспринимает глубину наблюдаемого объекта в связи с бинокулярностью зрения, подвижностью точки наблюдения и постоянством формы предмета в подсознании. Он пришёл к выводу, что ближний план воспринимается в обратной перспективе, неглубокий дальний - в аксонометрической перспективе, дальний план - в прямой линейной перспективе.

Эта общая перспектива, соединившая обратную, аксонометрическую и прямую линейную перспективы, называется перцептивной.

Панорамная перспектива

Это изображение, строящееся на внутренней цилиндрической (иногда шаровой) поверхности. Слово «панорама» в буквальном переводе означает «всё вижу», то есть это перспективное изображение на картине всего того, что зритель видит вокруг себя.

При рисовании точку зрения располагают на оси цилиндра (или в центре шара), а линию горизонта - на окружности, находящейся на высоте глаз зрителя. Поэтому при рассматривании панорам зритель должен находиться в центре круглого помещения, где, как правило, располагают смотровую площадку. Перспективные изображения на панораме объединяют с передним предметным планом, то есть с находящимися перед ней реальными предметами. Общеизвестными являются панорамы «Оборона Севастополя», «Бородинская битва», «Сталинградская битва».

Часть панорамы с реальными предметами, лежащими между цилиндрической поверхностью и зрителем, называют диорамой . В диорамах часто применяют подсветку для создания эффекта освещения.

Правила панорамной перспективы используют при рисовании картин и фресок на цилиндрических сводах и потолках, в нишах, на внешней поверхности цилиндрических ваз и сосудов, а также при создании цилиндрических и шаровых фотопанорам.

Аксонометрия

Аксонометрия (от др.-греч. ἄξων «ось» + μετρέω «измеряю») - один из видов перспективы, основанный на методе проецирования (получения проекции предмета на плоскости), с помощью которого наглядно изображают пространственные тела на плоскости бумаги.

Аксонометрия, как и обратная перспектива, долгое время считалась несовершенной и, следовательно, аксонометрические изображения воспринимались как ремесленный, простительный в далекие эпохи способ изображения, не имеющий серьёзного научного обоснования. Однако при передаче видимого облика находящихся близко небольших предметов наиболее естественное изображение получается именно при обращении к аксонометрии.

Аксонометрия делится на три вида:

1. Изометрия (измерение по всем трём координатным осям одинаковое);

2. Диметрия (измерение по двум координатным осям одинаковое, а по третьей - иное);

3. Триметрия (измерение по всем трём осям различное).

В каждом из этих видов проецирование может быть прямоугольным и косоугольным. Аксонометрия широко применяется в изданиях технической литературы и в научно-популярных книгах благодаря своей наглядности.

Сферическая перспектива

Сферические искажения можно наблюдать на сферических зеркальных поверхностях. При этом глаза зрителя всегда находятся в центре отражения на шаре. Это позиция главной точки , которая реально не привязана ни к уровню горизонта, ни к главной вертикали.

При изображении предметов в сферической перспективе все линии глубины будут иметь точку схождения в главной точке и будут оставаться строго прямыми.

Также строго прямыми будут главная вертикаль и линия горизонта. Все остальные линии будут по мере удаления от главной точки все более и более изгибаться, трансформируясь в окружность. Каждая линия, не проходящая через центр, будучи продлённой, является полуэллипсом.

Вот такой краткий доступный очерк достаточно сложной темы — как Перспектива. Но без нее никуда — даже абстрактная Живопись подчиняется законам перспективы.

Именно Перспектива в сочетании с другими фундаментальными правилами Живописи — позволяет писать Вам живые и реалистичные картины — поэтому пренебрегать ими не стоит…

Учитесь рисовать правильно, красочно и реалистично!

А для практики — я хочу чтобы Вы попробовали этот Мастер-класс — здесь есть все — и тренировка в перспективе, и работа со сложным многоплановым сюжетом, и опыт работы с красками, и много разных объектов, которые объединены в один единый цельный сюжет.

Поэтому обязательно попробуйте этот курс — если у Вас его еще нет…

Итак — вооружившись теорией и подкрепляя свои знания практикой Вы в самое ближайшее время станете настоящим профессионалом и начнете писать красивые картины. Это уже не просто увлечение в субботний вечер — это Ваша новая Жизнь, Новый образ Жизни и Новый взгляд на вещи.

Поделиться